Российская Федерация
Главная
Страны СНГ
Российская Федерация
-
Площадь – 17 098 242 кв. км.
-
Население — 146,4 млн. человек (данные Межгосударственного статистического комитета СНГ на 2020 г.).
-
Столица – Москва (10 563 000 млн. человек). Другой город федерального значения – Санкт-Петербург (4 600 000 млн. человек).
-
Высшая точка – гора Эльбрус (5642 метра), расположена на границе республик Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия.
-
Государственный язык – русский.
-
День России — 12 июня.
-
Основные религии – христианство, ислам, буддизм, иудаизм.
Основные статьи экспорта – продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, минеральные продукты, продукция химической промышленности, каучук, кожевенное сырье, пушнина, древесина и целлюлозно-бумажные изделия, текстиль, металлы, драгоценные камни и изделия из них, машины, оборудование и транспортные средства.
-
Форма государственного устройства – федеративная.
-
Форма правления – республиканская.
-
Глава государства – Президент, избирается на 6 лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
-
Глава правительства – Председатель правительства, назначается Президентом с согласия Государственной Думы.
-
Федеральное собрание
– парламент, является представительным и законодательным органом. Состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет входят по два представителя от каждого субъекта России – по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет. -
Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации.
-
Россия — постоянный член Совета Безопасности ООН.
Официальные сайты:
- Президент России
- Сервер органов власти
- Министерство иностранных дел Российской Федерации
- Государственный гимн России
Возврат к списку
Все новости
Алматы становится центром новых научных исследований и инноваций
15 июл 2023
Инновации и наука
Шавкат Мирзиеев вступил в должность Президента Узбекистана
15 июл 2023
В странах Содружества
Ученые разработали добывающий уголь механизм, который работает без помощи человека
15 июл 2023
Инновации и наука
Строительство Капского водохранилища началось в Армении
15 июл 2023
В странах Содружества
Новые объекты с наскальными росписями обнаружены в Восточном Памире
15 июл 2023
Инновации и наука
Беларусь вышла в лидеры ЕАЭС по росту промпроизводства в первом полугодии 2023 года
15 июл 2023
В странах Содружества
Президент А. Лукашенко утвердил закон о присоединении Беларуси к ШОС
15 июл 2023
Содружество интеграций
Промышленное производство в ЕАЭС выросло почти на 2% за 5 месяцев 2023 года
15 июл 2023
Содружество интеграций
«Славянский базар» – яркий символ культурного многообразия и дружбы между народами России и Беларуси
15 июл 2023
Аналитика и комментарии
В Москве открывается персональная выставка народного художника Туркменистана
15 июл 2023
Содружество интеграций
© 2019–2023 Интернет-портал СНГ. Создан по решению Совета глав государств СНГ
Россия и ее особая федерация. Будущее, сотканное из противоречий
- Mнение
30 июля 2020
В условиях перспектив резкого ухудшения глобальных экономических рынков и спада цен на углеводородные ископаемые жесткие противоречия между формальным федерализмом России и унитарным характером ее государственной власти могут существенно обостриться
Фото: ReutersВ соответствии с закрепленными нормами своей Конституции Россия является федеративным государством.
Российское государство весьма сложное федеративное образование, которое включает в себя 22 республики, девять краев, 46 областей, четыре автономных округа, одну автономную область, три города федерального значения. Специально подчеркивая федеративный характер государства, высокопоставленные московские чиновники часто делают акцент на то, что даже официальные названия «Россия» и «Российская Федерация» в юридическом плане совершенно идентичны.
Принцип федерализма закреплен в нескольких статьях Конституции (1, 5, 11), а также в специальной третьей главе Основного закона — «Федеративное устройство», где и прописаны четыре существенных признака российского федеративного государства.
Прежде всего, речь идет о наличии двух форм государственной власти:федеральной власти, т. е. власти всего федеративного государства в целом, и региональной власти, т. е. власти субъектов РФ, составляющих в своей совокупности Российскую Федерацию.
Далее, это разделение государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами как разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов.
Следующий особый признак — единство государственной власти и целостность федеративного государства.
Наконец, это равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Формально по букве закона все субъекты обладают одинаковыми правами и обязанностями в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. В то же время исторически так сложилось, что в российской конституционной модели есть нормативные положения, устанавливающие особый правовой статус республик, имеющих ряд правомочий, не свойственных другим субъектам РФ. И часто, особенно в кризисные периоды, проблема некоего неравноправия субъектов Российской Федерации становится темой достаточно ожесточенных внутриполитических баталий в стране.
Речь идет о том, что республики, в отличие от других субъектов РФ, определены российской Конституцией как государства. Если области, края и другие субъекты РФ имеют свои уставы, то республики обладают конституциями.
Если устав субъекта РФ принимается законодательным органом соответствующего субъекта, то для республик такого ограничения не установлено, в связи с чем конституция может быть принята на референдуме населением данной республики. Наконец, республики вправе устанавливать свои государственные языки, наряду с государственным языком Российской Федерации, в то время как другие субъекты РФ такими полномочиями не обладают.
Главная проблема российского федерализма, имеющая стратегический и долгосрочный характер, заключается в огромной неравномерности социально-экономического развития субъектов РФ. Из всех 85 субъектов Федерации только 14 не получали в 2019 году дотаций из федерального Министерства финансов. Все остальные 71 регион являются дотационными. Причем во многих случаях такая дотационность достигает по-настоящему огромных масштабов. Например, практически все северокавказские республики получают трансферты из Москвы, покрывающие до 75 процентов своих республиканских бюджетов.
Более того, социально-экономическая зависимость многих субъектов Российской Федерации от дотаций из федерального Центра, несмотря ни на какие меры, постепенно возрастает. В этой связи вспоминается такой примечательный и жизненный случай. Незадолго до смерти великого и замечательного не только по дагестанским, но и общероссийским меркам, писателя и поэта Расула Гамзатова на одной из московских пирушек его спросили: может ли так случиться, что Дагестан выйдет из состава России?
Гамзатов подумал немного, приходя в себя, и потом четко, во всеуслышание, ответил: «Дагестан в Россию добровольно не входил! И Дагестан из России добровольно не выйдет».
Значительную часть списка этих 14 регионов-доноров составляют субъекты, богатые своими недрами, где сосредоточены основные нефтегазовые месторождения. Тот же микроскопический по населению Ненецкий автономный округ часто называют «Снежным Катаром», поскольку по валовому продукту на душу населения он вполне сравним с богатейшим ближневосточным эмиратом и также большую часть его экономики занимает добыча природного газа. К этой же категории относятся Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Тюменская и Сахалинская области.
Среди успешных в социально-экономическом развитии российских регионов особо выделяется Республика Татарстан, которая известна в настоящее время не столько добычей углеводородов, а своим лидерством в общероссийском масштабе во многих других сферах. Именно здесь сосредоточены крупные высоко технологические машиностроительные предприятия, хорошо развит аграрный сектор, построен целый город Иннополис для развития новых технологий. Темпы роста региональной экономики Татарстана много лет подряд являются одними из самых высоких в стране.
Совершенно не случайно, в последние годы Казань неофициально называют «Третьей столицей России». Что характерно, Татарстан объективно становится центром социально-экономического притяжения креативно мыслящих людей не только из соседних регионов – Ульяновской области, Республики Чувашия и других, но и со всей России.
Основными соперниками Татарстана по части промышленно-технологического потенциала в стране можно назвать Свердловскую и Самарскую области, которые также входят в число регионов-доноров. Екатеринбург, как и Казань, становится одним из центров притяжения активных людей со всей страны. При этом продолжают развиваться и традиционные для региона отрасли – металлургия и горнодобывающая промышленность. Самарская область удерживает лидирующие позиции по выпуску автомобилей и другой продукции машиностроения, в нефтепереработке и химической промышленности.
Естественно, в списке нынешних регионов-доноров Российской Федерации значатся Санкт-Петербург и Ленинградская область, а также Москва и Московская область, поскольку эти регионы славятся высоким уровнем социально-экономического развития и просто уровнем жизни. Дальнейшее развитие крупных городов происходит не только за счет сферы услуг, но и реализации крупнейших общенациональных проектов.
Республика Коми может считаться отличным примером гармоничного развития и диверсификации бывших моногородов, ведь практически все населенные пункты на Севере были основаны на месторождениях различных полезных ископаемых. Калужская область, в свою очередь, реализует свой промышленный потенциал и хорошо привлекает инвесторов со всего мира – именно здесь именитые зарубежные бренды производят бытовую технику, электронику и даже автомобильные двигатели, в том числе и для поставок на импорт, а также развивают химические производства и фармакологию.
Не будет никакого преувеличения сказать, что иXXI веке Россия по-прежнему остается во многом парадоксальной страной. С точки зрения истории, культуры, идеологии, общественной психологии и доминирующих политических ценностей ХХ века страна является федеративным государством, пусть даже во многом такой федерализм носит формальный характер. Но в контексте экономических реалий, и прежде всего требований обеспечения экономической безопасности, Россия, безусловно, унитарное государство, причем жестко унитарное.
Более того, в условиях перспектив резкого ухудшения глобальных экономических рынков и спада цен на углеводородные ископаемые жесткие противоречия между формальным федерализмом России и унитарным характером ее государственной власти могут существенно обостриться. В случае очень возможной «великой глобальной депрессии» в ближайшие 5-7 лет унитарный характер российского государства с его авторитарными традициями резко усилится. Уже в настоящее время несколько десятков субъектов Российской Федерации испытывают растущие трудности, нуждаясь в поддержке Центра, а в случае ухудшения экономической ситуации – вопрос обеспечения трансферной поддержкой обострится.
Если же социально-экономический потенциал власти для этого окажется недостаточным, то вполне может вновь проявиться синдром начала 90-х годов, когда на политическую поверхность начали всплывать лозунги об «Уральской республике», «Дальневосточной республике», проявились и стали реализовываться различные сценарии регионального сепаратизма со всеми отсюда вытекающими последствиями.
Точка зрения авторов публикаций не обязательно отражает мнение и позицию TRT на русском. Мы приветствуем любые предложения и открыты к сотрудничеству. Чтобы связаться с редакцией, воспользуйтесь формой обратной связи.
- Россия
- федерализм
- Москва
- Бюджет
- сепаратизм
Президент Центра стратегических исследований «Россия – Исламский мир», депутат Госдумы IV созыва
Новости по теме
Как страны мира сегодня соотносятся по их человеческому потенциалу Кто в мире живет лучше всех и как военное и экономическое могущество стран соотносится с их благосостоянием
«Мозговые центры»: в мире и России Обзор Университета Пенсильвании, посвященный роли мозговых центров в мире за 2021 год, показал, что наибольший удельный вес на рынке их конечных продуктов — в Северной Америке (39,3%), а наименьший — в Центральной Азии и Восточной Европе (по 4,9%)
«Спутник-V»: слухи vs научный подход Одни называют новую российскую вакцину «масштабным экспериментом на людях». Другие только и твердят, что о многочисленных побочных реакциях на вакцину и незначительном «рабочем» ее эффекте. Третьи видят в ней лишь гонку политиков…
Ждут ли Россию новые санкции Жесткая санкционная политика США и ЕC в отношении стран, причисляемых англо-саксонским миром к «оси зла», негативно влияет на мировую экономику, не достигая основной цели: жертвы санкций консолидируются в попытках общего противодействия гегемонизации
В той же категории
Как парламентская система десятилетиями сдерживала Турцию Парламентская система часто приводила к политическим беспорядкам и досрочным выборам в стране — это привело к тому, что с 1950 года в Турции было сформировано целых 48 правительств
Кавказский регион: уникальная возможность для мира и примирения Полная нормализация отношений между Арменией, Азербайджаном и Турцией могла бы создать новые возможности для преодоления исторической вражды для всего Кавказского региона и проложить путь к долгосрочной дружбе
УДК TCG-Anadolu: переломный момент для турецких вооруженных сил Корабль длиной 232 метра и водоизмещением свыше 27 тыс. тонн был построен за семь лет. Его стоимость превышает $1 млрд. TRT объясняет, в чем особенности УДК
Танки, дроны, самолеты: как оборонная индустрия Турции завоевывает мир С 2018 по 2022 год доля Анкары в мировой торговле оружием выросла с 0,6% до 1,1% — это сделало страну 12-м крупнейшим экспортером оружия в мире
Что ещe Вы хотели бы узнать?
Россия федерализм Москва Бюджет сепаратизмБолее 300 тысячам немецких компаний грозит банкротство В ноябре по сравнению с мартом число кандидатов на банкротство в ФРГ выросло на 15,6%
К 2027 году в Карабах и Восточный Зангезур вернутся 34,5 тыс. семей Президент Азербайджана Ильхам Алиев утвердил I Госпрограмму Большого возвращения на освобожденные территории
Инвестиции в госбумаги США сократились на $212 млрд в сентябре Объем иностранных инвестиций в US Treasuries составил $7 трлн 296,9 млрд
Требование немецких рабочих об индексации зарплат угрожает экономике ФРГ Спор профсоюза работников автопрома и металлургии IG Metall с ассоциацией работодателей ФРГ Gesamtmetall на фоне заработных плат может угрожать немецкой экономике, пишет Bloomberg
ЕС нужно еще €70 млрд для восполнения отставания в оборонном потенциале Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности сообщил, что €70 млрд должны быть добавлены к оборонному бюджету Евросоюза, который был согласован еще несколько лет назад
Федеральное Собрание Российской Федерации
Федеральное Собрание Российской Федерацииgif»> | Федеральное Собрание России – Парламент – является законодательным органом Российской Федерации. Состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.
Статья 102 Конституции Российской Федерации
Статья 103 Конституции Российской Федерации |
ВТО | Российская Федерация — Информация для членов
ИНФОРМАЦИЯ О ЧЛЕНАХ
Это На странице собрана ключевая информация об участии Российской Федерации в ВТО. Российская Федерация является членом ВТО с 22 августа 2012 года.
Новости
- Карты
- Товары
- Услуги
- Торговые профили
На весь экран
На весь экран
На весь экран
На весь экран
9 0192 В полноэкранном режиме
В полноэкранном режиме
Списки товаров, услуг и тарифные данные
- Тарифные данные
- Списки товаров
- График обслуживания
- помощь в чтении графика обслуживания
- услуги
база данных
Вы можете использовать эту базу данных для получения расписания услуг для Участника или для сравнения обязательств по обслуживанию среди Участников. В базу данных не включены данные о текущих переговорах. - все обязательства и исключения по услугам. Предоставляет оригинальные официальные документы из . Не объединены (т. е. первые документы могут быть изменены/заменены последующими документами).
Исходные мировые тарифные профили;
Более подробные данные о тарифах
Объяснения и справочная информация см. в шлюзе Disputes
- Споры
- Новости
- Чемоданы
- Документы
В полноэкранном режиме
В полноэкранном режиме
В полноэкранном режиме
Уведомления
Последнее уведомление
- Карты
- Список STC
Члены/наблюдатели ВТО используют комитеты по ТБТ и СФС для обсуждения конкретных торговых вопросов (СТП). Часто речь идет о законопроектах, постановлениях или процедурах, которые могут повлиять на их торговлю; во многих случаях эти меры были доведены до сведения комитетов до того, как они вступили в силу. По сути, члены поднимают STC, чтобы узнать больше о масштабах и применении нормативных актов друг друга в свете основных обязательств по ТБТ и СФС, а также отметить (потенциальное) влияние на торговлю.
В полноэкранном режимеЧлены/наблюдатели ВТО используют комитеты по ТБТ и СФС для обсуждения конкретных торговых проблем (STC). Часто речь идет о законопроектах, постановлениях или процедурах, которые могут повлиять на их торговлю; во многих случаях эти меры были доведены до сведения комитетов до того, как они вступили в силу. По сути, члены поднимают STC, чтобы узнать больше о масштабах и применении нормативных актов друг друга в свете основных обязательств по ТБТ и СФС, а также отметить (потенциальное) влияние на торговлю.
В полноэкранном режимеЧлены/наблюдатели ВТО используют комитеты по ТБТ и СФС для обсуждения конкретных торговых проблем (STC). Часто речь идет о законопроектах, постановлениях или процедурах, которые могут повлиять на их торговлю; во многих случаях эти меры были доведены до сведения комитетов до того, как они вступили в силу. По сути, члены поднимают STC, чтобы узнать больше о масштабах и применении нормативных актов друг друга в свете основных обязательств по ТБТ и СФС, а также отметить (потенциальное) влияние на торговлю.
В полноэкранном режимеЧлены/наблюдатели ВТО используют комитеты по ТБТ и СФС для обсуждения конкретных торговых проблем (STC). Часто речь идет о законопроектах, постановлениях или процедурах, которые могут повлиять на их торговлю; во многих случаях эти меры были доведены до сведения комитетов до того, как они вступили в силу. По сути, члены поднимают STC, чтобы узнать больше о масштабах и применении нормативных актов друг друга в свете основных обязательств по ТБТ и СФС, а также отметить (потенциальное) влияние на торговлю.
ТБТ СПС
Членство в региональных торговых соглашениях и преференциальных торговых соглашениях
- ДТП
- Карты RTA
- ПТС
См. пояснения и справочную информацию на шлюзе RTA
Просмотр в полноэкранном режиме
Просмотр в полноэкранном режиме
Просмотр в полноэкранном режиме
См. пояснения и справочную информацию на шлюзе PTA