Русалка на ветвях сидит: У лукоморья дуб зелёный (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила») — Пушкин. Полный текст стихотворения — У лукоморья дуб зелёный (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)

О русалке, что на ветвях сидит… » Перуница

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…


Из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»

Помню, всё время в детстве удивлялся чудесам, описанным Пушкиным в этих строчках. И не самому факту существования леших и русалок, – в это сразу верится безоговорочно. Удивительно то, как русалка с рыбьим хвостом забралась на дерево? Может, её кто подсаживал? Но об этом Пушкин ничего не пишет. А художники, иллюстрирующие эти стихи, смело рисуют русалку с рыбьим хвостом, сидящей на ветке.

Как-то пришлось самому рисовать эту сцену. Внимательно вчитался в пушкинские строки. «Русалка на В Е Т В Я Х сидит…» Не на ветке, не на суку, а именно на «ветвях». Ошибиться, или не придать значения слову Пушкин не мог.

Всем известна та скрупулезность поэта к достоверности во всех его произведениях. Поэт, словарь которого насчитывал более двадцати трех тысяч слов, который сам ввел в обиход русского языка сотни новых слов, случайного слова в стихи вставить не мог. Каждое его слово, каждый слог, каждый звук выверены с ювелирной точностью. Вот тогда-то и пришлось углубиться в старину. А ответ подсказали те же самые пушкинские строки. Русалку надо искать не в андерсеновских подводных царствах, а там, где «леший бродит». А бродил он по древней Руси вместе с другими языческими божествами: Перуном, Хорсом, Мокошью. В той же компании были и русалки.

Некоторые поучения против язычества начинают перечень почитаемых русскими людьми языческих божеств не с верховного Перуна, а с русалок. Иногда указывается их количество – «30 сестрениць» (реже – 4 или – 9). Христиане «… глаголють бо невегласи то все мнять богынями и тако покладывають им требы и кур им режуть». Какие же они, эти русалки, питающиеся курами? Вот какой материал о них содержится в русском фольклоре: Русалки – красивые крылатые девы, живущие обычно вдалеке от людей у воды, на горах, на облаках.

Они могут превращаться в лебедя, сокола, в волка и в змею. Русалки приносят людям счастье. Рождаются они от трав или от росы (отсюда, очевидно, и русалки?) Они излечивают болезни, предсказывают судьбу. По народным преданиям, существуют русалочьи горы, на которых у бесчисленных родников растут чудесные деревья с серебряными стволами и золотыми листьями. Русалочьей травой считался ковыль (stipa pennata).

Изображение русалок на фрагментах одежды древних славян

Болгарские этнографические источники описывают русалок так: «Русалки суть женские существа – очень красивые девушки с длинными косами и крыльями». Они живут на краю света, а к нам приходят лишь однажды в году весною и в нужное время орошают дождём хлеборобные нивы. Они выливают росу из рога, и хлеб начинает колоситься. От русалок зависит плодородие нив. Функции русалок двойственны: с одной стороны,- они заботятся о дожде и орошении полей, а с другой – об опылении цветущих хлебных колосьев, когда нивы сияют, так как это их брачное торжество.

Все это происходит в июне, который и называется «русальским месяцем».

Евгений Живицын

Почему у Пушкина «русалка на ветвях сидит»?


Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;

Из поэмы «Руслан и Людмила»

А никто из вас не задумывался, как русалка с таким хвостом забиралась на деревья? На руках что ли лезла? Обычно мы представляем себе русалок плавающих в море и завлекающих в их глубины моряков. А тут вдруг Пушкин пишет про русалку на дереве!

Но этому есть объяснение…

Русалки, или водяные девы (Мавки, Навки, Лоскотухи, Лохматки, Шутихи, Купалки, Водяницы, Лешачихи, Девки-Волосатихи, Берегини), известны во многих культурах. Существа, которые живут под водой, имеют необычную внешность, обладают некой связью с потусторонним миром, известны в истории и мифологии практически всех стран мира. И всё же, по каким-то причинам, русалки одной культуры сильно отличаются от русалок другой культуры. К примеру, в Европе бытовали поверия, что русалки — это девы с рыбьими хвостами. В нашей же культуре, традициях и мифологии славян, русалки — это духи, души заложных покойников, то есть умерших не своей смертью. В отличие от обычных привидений и призраков, русалки наши, хоть и являются духами, всё же имеют вполне реальные черты, вполне осязаемы и их довольно сложно отличить от обычных людей.

Собственно, представления о русалках сложились у нас под воздействием, прежде всего, сказки Андерсена «Русалочка», а также одноименного диснеевского мультика. Посему большинство граждан (причем не только малолетних) не сомневаются, что русалки обитают в воде, плещут рыбьими хвостами и вступают с человеком в сложные отношения.

Однако большой знаток русского фольклора Александр Сергеевич Пушкин, конечно, не зря посадил свою русалку на дерево. Уж он-то знал, что русская русалка с заморскими подругами-ундинами имеет не слишком много общего. И рыбьего хвоста у нее в помине нет.

Живут русалки не только в воде. С Троицына дня до дня Петрова (С.Б. Русальная неделя) они выходят и, рассыпаясь, вплоть до осени, по полям, перелескам и рощам, они выбирают себе развесистую, склонившуюся над водой иву или плакучую березу, где и живут. Ночью, при луне, которая для них ярче обычного светит, они качаются на ветвях, аукаются между собой и водят веселые хороводы с песнями, играми и плясками. Где они бегали и резвились, там трава растет гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее.

Праздником славянских русалок является Купальская Неделя и, собственно, апогей праздника, его вершина — Купала. В эту ночь они веселятся и уходят в свои омуты до следующего лета. Судя по исследованиям древних поверий и мифов, в старину воду представляли вратами в иной мир, в подземное царство.

Как уже говорилось, русалки есть во многих культурах мира. В разных видах, с разными именами и названиями. В одних мифах — это боги, в других мифах — это существа и духи. Многие исследователи считают первым упоминанием о русалках вавилонского бога Оаннеса, который менял свою форму и стал существом с головой и торсом мужчины и хвостом вместо ног. В Сирии — это богиня Атаргате, которая также имеет рыбий хвост и является покровительницей рыболовов.

В средней Азии — Ведява (Мать Воды). В Средней Азии же — Су-къз (наполовину девы, наполовину рыбы). В Ирландии — Мерроу. В древней Греции люди с рыбьими хвостами женского пола именовались Сиренами, а мужского — Тритонами. Сиреной русалок и сейчас называют во многих европейских странах — Франции, Италии, Испании и т.д. Также хвостатых существ в Греции называли Нереидами, а вот похожих на наших русалок, живущих в реках и озёрах, называли — Нимфами. Можно сказать, что именно греческие Нимфы ближе всего к нашим русалкам-берегиням. Германская Ундина также не имеет хвоста. В южнославянской мифологии русалок называли — Вилами. Вилы являются обитателями вод, владеют источниками, реками, озёрами, прудами и колодцами. Считалось, что именно вилы запирают воды на зиму слоем льда.

В славянской древности русалок называли Мавками. Мавками называли в древности и духов умерших детей. Представляли их то красавицами с зелёными от водорослей волосами, то безобразными старухами. Безобразная старуха, часто косматая, с отвисшими грудями, большим брюхом, горбом на спине, страшным лицом и повадками, судя по всему, произошла из более древнего поверия в Водяниху или Водяную Чертовку.

Возможно, что в древности в водоёмах было место и Водяному и Водянихе и самим русалкам, но впоследствии эти понятия смешались. Также Мавки представляются спутницами Водяного — царя водоёма.

Чаще всего русалку всё же представляют красивой, простоволосой девушкой, которая ходит либо без одежды, либо в рубахе без пояса. При встрече с такими духами им стоит кинуть одежду или платок, чтобы избежать несчастий.

Древние славяне также верили и в русалочьих детей. Как это ни удивительно, но у духов, оказывается, тоже могут быть свои детки. Чаще всего русалочьи дети — это дети самих русалок, которые родились после связи русалок со своими мужьями из подводного мира или с мужьями из мира людей, либо с самим Водяным — хозяином заводи. Однако иногда русалочьих деток представляли, как духов утонувших детей.

Удивительны предания древних славян и о способностях русалок. Им приписывают поистине фантастические чудеса. Так русалки могут обернуться возом сена, красной коровой, лошадью, телёнком, собакой, мышью, птицей, зайцем. Однако эти превращения зачастую относятся к тем или иным мифическим рассказам, где русалка для какой-то нужды оборачивается в то или иное животное либо вещь. В классических народных поверьях всё же русалка остаётся самой собой.

Ещё одним удивительным фактом является то, что во многих культурах — и в тех, где русалки представляются дивными существами с рыбьими хвостами, и в тех, где русалки представляют духов и выходцев из иного света, русалки занимаются расчёсыванием волос. С чем связано такое поверие разных народов, достоверно неизвестно. Но в сказках и мифах всего мира русалок видят именно за этим занятием — сидящими у заводи, на камне или дереве, и неизменно расчёсывающими волосы. Многие исследователи считают расчёсывание длинных волос гребнем древним колдовским обрядом, которым пользовались и обычные люди. Скорее всего, обряд расчёсывания длинных волос специальным гребнем был приурочен к магическому влиянию на погоду — вызыванию дождя.

На Русальную Неделю люди часто оставляли подношения мавкам, чтобы те не гневались на людей и обходили стороной их со своими забавами. Подношения эти, как правило — лоскутки одежды, одежда для русалочьих деток, нитки, клубки (русалки считаются любительницами шить, вышивать и прясть, и часто крадут пряжу, нити у хозяек, которые вывесили их на улице). Некоторые исследователи считают, что изначально Русальная Неделя была поминовением не водяных дев, а умерших не своей смертью людей. Духи таких людей считались беспокойными и опасными, поэтому в эти праздники их пытались задобрить. Затем уже умершие не своей смертью стали русалками. Причём, стоит также сказать, что русалки, преимущественно будучи девушками, особую опасность представляют для молодых парней и мужчин, так как могут утянуть их на дно своего водоёма и сделать своими мужьями. Спасались от них самыми разными способами. Кроме того, что произносились определенные защитные заклинания, от русалок можно было оберечься при помощи чеснока, а также полыни. Полынь в Купальских обрядах используется и по сей день. Полынь развешивают на своём доме и внутри, носят всю неделю при себе, а также бросают в купальские костры.

Запах полыни нехорошие духи не переносят и уходят восвояси, не причиняя людям никакого вреда. Также считается хорошим средством от русалок отведение от них взгляда. Когда русалки будут приставать, нужно смотреть не на них, а в землю. Чтобы отвадить напавших лоскотух-мавок, можно уколоть одну из них иголкой или булавкой. В этом случае все русалки тут же убегут прочь.

Кроме того что русалок представляли умершими не своей смертью людьми, ещё большие черты они переняли от древних богинь или духов, которых называли — Берегини. Берегини тесно связаны с культом воды. Есть два мнения на счёт того, кто такие Берегини. Одни считают, что «Берегиня» — происходит от слова «беречь» и эти существа оберегали людей, леса, животных и так далее. Другие считают, что «Берегиня» — произошло от слова «Берег» и эти мифические существа жили по берегам рек. Хотя вполне возможно, и это тоже никем не отвергается, что обе этих расшифровки являются правильными и имели место быть в древности. Именно Берегини и были ранее прообразом русалок, их предшественницами. Это не означает, что одних забыли, а других прославили. Просто появилось новое слово «русалка», которое вошло в обиход, в разговорную речь и потихоньку заменило собой Берегиню. Считается, что само слово «русалка» появилось в славянской культуре и языке сравнительно недавно. Первое литературное упоминание относится к XVIII веку. До того водяных дев называли другими именами — Мавка, Лоскотуха, Водяница, Берегиня и другими.

Русалкам-мавкам приписывают и настоящее чувство юмора. Они любят погулять, посмеяться, устраивать разные козни, шутки. К примеру, русалки могут ради забавы завернуть спящим на воде гусям крылья одно за другое, так что, когда они просыпаются, то не могут расправить свои крылья и, соответственно, взлететь. Русалки большие охотницы до развлечений. Народная фантазия представляет их то пляшущими вокруг костра, то играющими в различные игры, кружащимися в хороводах на суше или прямо в воде. Они любят петь и постоянно смеются, то ли над своими шутками, то ли над людской глупостью. Считается — где пляшут, водят хороводы, играют и развлекаются русалки, там трава растёт гуще и сочнее. Всяческими способами люди пытались привадить русалок в свои поля, чтобы Водяницы сделали их урожай обильным. Ведь русалки считаются ещё и покровительницами плодородия! Самой грозной шуткой русалок считается щекотка. Поймав человека в лесу, поле или у своего водоёма, они могут защекотать его до смерти. После этого человека могут утащить на дно, либо оставить на месте и водить вокруг него хороводы. Есть поверие, что тело такого человека не будет разлагаться вплоть до того момента, как его не найдут люди.

Русалок называют и лихоплесками, от того, что они постоянно плещутся в воде, лихо пляшут. Особое место в поверьях в русалок отводят их песням. В Курской губернии даже бытовало поверие, что все песни и мелодии, которые есть у людей, были в древности подслушаны и переняты именно у водяных дев.

Русалки — это поэтически воспетые богини рек, озёр и водоёмов. Они прекрасны, красивы, веселы, задорны, шаловливы. С ними связано много поверий, мифов, удивительных рассказов и быличек. Русалкам посвящались праздники. Их боялись, но по-своему любили и ценили.

Вот как зачастую неправильно показывают русалок: тут соединены сказания разных народностей в одном персонаже.

А вот как нужно правильно изображать русскую «пушкинскую» русалку


Вот, кстати, одна из версий, Поэтому моряки видят русалок, а вот еще в 2012 году В Шотландии появилась гигантская русалка. Еще некоторые ответы на старинные вопросы: Илья Муромец — былинный богатырь или реальный человек. Или еще один интересный вопрос: Алёша Попович и Добрыня Никитич — реальные люди? Ну и вот еще — Драконы жили на Руси или Россия родина крокодилов и полная Анатомия драконов

Tags: Литература

Telegram channel

Русалка сидит среди ветвей Фото Александры Бочкарёвой

Поиск

Ваша корзина пуста

ПоискСтрелка влевоПредыдущаяСтрелка вправоСледующая #портрет

 

#вода

 

#девушка

#красота

 

#озеро

 

#чувственный

 

#русалка

 

#рыжая

 

#поэтический

 

  • Оригинал
  • Отпечатков
Фотография

Александры Бочкарёвой

958,78 £ Предупреждение

  • Фотография на бумаге
  • Из ограниченного тиража в 5 экземпляров
  • Размер: 50 x 70 x 0,1 см (без рамы)
  • Подпись и номер на обороте
  • Стиль: Фотореалистичный
  • Тематика: Люди и портреты

Магазин Александры Бочкаревой временно закрыт.

Описание работы
Минус

Портрет рыжей

Цветная фотография (жикле)

#портрет

 

#вода

 

#девушка

 

#красота

 

#озеро

 

#чувственная

 

#русалка

  900 03 #redhead

 

#poetic

 

Возврат и возмещение
Plus

Мы хотим, чтобы вы любили свою искусство! Если вы не полностью удовлетворены своей покупкой, вы можете вернуть ее бесплатно в течение 14 дней без вопросов. Узнать больше

Эта работа продана Alexandra Bochkareva из Россия

FacebookTwitterPinterest

МестоположениеРоссия

О нас
Меня зовут Александра Бочкарева, я фотограф изобразительного искусства, моды и портрета, публикуюсь на международном уровне. Я автор проектов «Рассказы рыжих», «Лисы» и «Сказки северного леса». Большинство моих… Читать дальше

Просмотреть все

Тема *

Ваше сообщение *

Вложения

Адрес электронной почты

Пароль

Забыли пароль?

Еще не зарегистрированы? Создать учетную запись

Искусство для всех, напрямую от художников.

Адрес электронной почты

Уже есть учетная запись? Войти

Нажав кнопку «Присоединиться», вы подтверждаете, что прочитали и принимаете наши Положения и условия

  • Проверить Получите скидку 10% на первую покупку
  • Проверить Получайте красивые вдохновляющие информационные бюллетени, созданные нашими редакторами
  • Проверить Будьте первым, кто узнает о новых работах или предложениях вашего любимого художника
  • Проверить Получить рекомендации и специальные предложения специально для вас

Без испытаний на риск. Измените настройки электронной почты или отмените подписку в любое время!

Нет, спасибо

Добро пожаловать, вы наш новый Artfinder. Уделите несколько секунд, чтобы рассказать нам о себе и узнать о нашем рынке.

Нет, спасибо, перейдем к арту

Перейти прямо к арту

Все готово. Теперь вы можете просматривать тысячи оригинальных работ художников со всего мира. Что вы обнаружите?

Валюта *

Страна *

Единицы отображения *

Язык *

Русалка сидит на ветке дерева Royalty Free Vector Image

Русалка сидит на ветке дерева Royalty Free Vector Image
  1. лицензионные векторы
  2. русалка векторов
ЛицензияПодробнее
Стандарт Вы можете использовать вектор в личных и коммерческих целях. Расширенный Вы можете использовать вектор на предметах для перепродажи и печати по требованию.

Тип лицензии определяет, как вы можете использовать этот образ.

Станд. Расшир.
Печатный/редакционный
Графический дизайн
Веб-дизайн
Социальные сети
Редактировать и изменять
Многопользовательский
Предметы перепродажи
Печать по запросу
Владение Узнать больше
Эксклюзивный Если вы хотите купить исключительно этот вектор, отправьте художнику запрос ниже:

Хотите, чтобы это векторное изображение было только у вас? Эксклюзивный выкуп обеспечивает все права этого вектора.

Мы удалим этот вектор из нашей библиотеки, а художник прекратит продажу работ.

Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 14,99 Кредиты $ 1,00 Подписка $ 0,69

Оплатить стандартные лицензии можно тремя способами. Цены составляют долларов США долларов США.

Оплата с помощью Цена изображения
Плата за изображение $ 14,99 Одноразовый платеж
Предоплаченные кредиты $ 1 Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США). Минимальная покупка 30р.
План подписки От 69 центов Выберите месячный план. Неиспользованные загрузки автоматически переносятся на следующий месяц.
Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 39,99 Кредиты $ 30,00

Существует два способа оплаты расширенных лицензий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *