Русские народные росписи — Щи.ру
Русская художественная роспись является частью декоративно-прикладного искусства и носителем традиций народного творчества, связывающим поколения мастеров и умельцев во всех уголках нашей Родины. Зарождалась она поначалу в пределах отдельных натуральных хозяйств, а позже переросла в целые народные промыслы, которые создавали товары для рынка как внутреннего, так и зарубежного.
Такими промыслами занимались уже не отдельные мастера-умельцы и их семьи, а целые отдельные местности и деревни, благодаря которым они и получили свое название, известность и признание не только у себя на Родине, но и далеко за её пределами.
Основные росписи русского народного промысла:
Городецкая роспись получила свое развитие в середине 19 века в городе Городец Нижегородской области и представляла собой изображение яркими красками на золотистом фоне жанровых сценок из русского купечества, также изображались различные цветочные композиции и узоры, животные (кони, петухи). Отличительная черта этой росписи — яркие, насыщенные цвета, изображения, выполненные свободными мазками, черная графическая обводка. Такой росписью украшали прялки, сундуки, ставни, мебель, створки дверей.
Подробнее >>
Палехская миниатюра характеризуется изображением на темной деревянной или металлической основе различных жанровых сценок из жизни наших предков, тем русских народных сказок, прославленных исторических событий. Стиль назван в честь села Палех Ивановской области, где эта художественная роспись получила свое развитие. Наносилась она в основном на шкатулки, подносы, солонки, тарелки, различные панно и деревянные украшения.
Подробнее >>
Жостовская роспись берет свое начало в подмосковной деревне Жостово Троицкой губернии, где в начале 19 века братья Вишняковы стали заниматься росписью металлических подносов, поддонов, сахарниц, шкатулок, портсигаров, альбомов, покрытых лаком. На черном фоне изображались цветочные композиции из крупных и мелких элементов, выполненные широкими мазками с использованием ярких, насыщенных цветов.
Подробнее >>
История вятской росписи уходит корнями в далекое прошлое, когда на территории древней Руси существовала славянская ведическая культура, позже забытая и потерявшае свое значение для русского народа, принявшего христианство. Некоторые её следы сохранились в традиционных народных промыслах, в элементах украшения одежды, жилья и предметов быта. Древние ведические узоры сохранились в орнаментах вышивок, в художественной росписи на прялках и сундуках, они выступали своеобразным оберегом и энергетическим направляющим началом в жизни человека по уже расписанному для него Богом сценарию.
Для вятской росписи характерно отображение всех образов в упрощенной, символической форме. Основные мотивы – образы главных божеств Отца-Солнца и Матери-Земли, главное место в орнаментах было посвящено солярной (солнечной) символике и изображению космического устройства мира. Так круг в центре символизировал солнце, его энергия передавалась широкими, закругленными мазками. Основные цвета — ярко-красный (символизировал Верховное Божество Рода), черный, желтый и оранжевый, для контраста добавлялись синий и зеленый, символизирующие водные стихии, также обязательным было наличие белого цвета — символа Изначального Белого Света.
Подробнее >>
Роспись под хохлому зародилась в 17 век в Заволжье близ деревни Хохлома, что в Нижегородских землях, это старинная художественная роспись по дереву в сочных красно-золотых тонах по темной, однотонной, лаковой основе. Причудливо переплетенные травяные узоры, состоящие из спелых, красных ягод земляники и рябины, ярких цветов и причудливых завитушек, золотистых листьев на черном лаковом фоне — главная особенность этой росписи, которая наносилась на деревянную посуду, мебель, статуэтки и матрешки.
Подробнее >>
Роспись под гжель — вид росписи по глиняным керамическим изделиям, которому присущи исполнение растительных орнаментов разного оттенка синего цвета, выполненных на белом фоне. Называется этот стиль росписи по названию одноименного Гжелевского куста, куда входит 27 деревень Раменского район в Подмосковье. Наносился в основном такой узор на посуду, вазы, чайники, разделочные доски.
Подробнее >>
Русская художественная роспись имеет глубокие народные корни и традиции, связана с жизнью, нравами и обычаями наших предков. Изделия с её использованием несут в себе заряд человеческого тепла, творческого таланта и частичку души человека, вложившего в неё мастерство и уникальное виденье прекрасного, которое передавались из поколения в поколение нашими далекими предками.
Традиционная русская роспись
Сегодня мы хотим рассказать о видах традиционной русской росписи. Обычно первым делом люди вспоминают гжель и хохлому, и даже могут рассказать об их отличительных признаках. Так вот, мы решили немного расширить эти знания.
Хохломская роспись
Первые изделия в этом стиле продавали в деревне Хохлома Нижегородской области — отсюда и название. Это роспись по дереву, для которой характерны яркие тона и черный лаковый фон. Основные мотивы — ягоды, ветви деревьев, цветы, реже — птицы, рыбы и звери. Хохломой расписывают посуду, мебель, статуэтки, матрешек.
Городецкая роспись
Этим стилем на сундуках, мебели и прялках изображали сцены из жизни русского купечества, зверей, птиц. Цвета росписи насыщенные, а фон всегда золотистый. Название произошло от города Городец (Нижегородской области). Умельцы также расписывали детские игрушки: куклы, лошадки-качалки и миниатюрную домашнюю утварь.
Гжель
Это роспись по керамике в разных оттенках синего цвета и растительными орнаментами. Кажется, в каждой семье постсоветского пространства есть какой-то предмет, расписанный гжелью: посуда, вазы или статуэтки. Интересно, что сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной. В середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор. Вскоре гжель переняла эту “моду”.
Федоскинская роспись
Название стиль получил от села Федоскино в Подмосковье. Портреты людей на черном лаковом фоне наносились на ларцы, шкатулки, коробочки, пасхальные яйца.
Сегодня, как и раньше, при работе используется светоотражающий материал, который наносится на основу — металлический порошок, сусальное золото, перламутр.
Роспись Северной Двины
Для этой росписи характерны оттенки красного и оранжевого цветов, которыми на деревянную основу наносятся сказочные персонажи и растения. Название стиля происходит от реки Северная Двина.
Прикамская роспись
Оранжевый фон, растения и звери, нарисованный красным цветом — вот отличительные черты прикамской росписи. В этом стиле расписывали мебель, двери и стены домов.
Жостовская роспись
Роспись по металлу зародилась в подмосковной деревне Жостово. Главным мотивом стал цветочный букет на черном фоне. Чтобы добиться эффекта свечения, мастера добавляли в краски металлический порошок, сусальное золото или делали вставки из перламутра.
Мезенская (Палащельская) роспись
Роспись по дереву, при которой сначала неокрашенный фон покрывался узором — звёздами, крестиками, чёрточками, а затем на фон добавлялись главные элементы. Мастера (традиционно это были мужчины) делили рисунок на три части: небо, землю и подземный мир. Их границы обозначались прямой линией, а узоры располагались в строгом порядке. Главными элементами были конь, олень и утка. Название стиля происходит от реки Мезень, протекающей в Архангельской области и республике Коми.
Палехская роспись
Для росписи характерно изображение темы русских народных сказок или исторических событий на темном фоне. Название произошло от села Палех в Ивановской области. Как правило, в этом стиле расписывают сувениры и предметы для украшения интерьера – шкатулки, ларцы, пепельницы, броши и подобные изделия.
СОВКОМ — Аукционный дом
Следующий аукцион
28 февраля, 19:00
Вид
ПРАЗДНИКИ
Вид —>Следующий аукцион
28 февраля, 19:00
Посмотреть все ТОП ЛОТ Сойфертис Л. В.Лот №1 | В мясной лавке.
Барченков Н.И.
Лот №33 | Троице-Сергиева Лавра.
Обросов И.П.
Лот №34 | Набережная. Воробьевы горы.
ВЫСТАВКА
В галерее «Совком» открыта выставка «Новогодние подарки».
ЧАСТНЫЕ ПРОДАЖИ
НОВИНКИ
Горлов Н.Н.
Скрипка и свеча.
Байков Л.П.
Яхты на бухте.
Гершаник Р.В.
Лыжник.
Маленькие строители.
Просмотреть все
Новости и
События
Итоги аукциона 20 декабря 2022 года. Продано 73 лота из 126.
Подробнее
Итоги аукциона 23 ноября 2022 года. Продано 82 лота из 155.
Подробнее
Итоги аукциона 20 сентября 2022 года. Продано 72 лота из 154.
Подробнее
Итоги аукциона 19 июля 2022 года. Продано 84 лота из 130.
ПодробнееИтоги аукциона 07 июня 2022 года. Продано 88 лотов из 156.
Подробнее
Итоги аукциона 19 апреля 2022 года. Продано 107 лотов из 157.
Подробнее
Итоги аукциона 22 февраля 2022 года. Продано 126 лотов из 157.
Подробнее
Итоги аукциона 14 декабря 2021 года. Продано 96 лотов по 155.
Подробнее
Итоги аукциона 16 ноября 2021 года. Продано 110 лотов из 155.
Подробнее
Посмотреть все
Советская живопись
Советская графика
Современное искусство
В русской традиции.
Историческая коллекция русской живописи ХХ векаАлександр Морозов, Наталья Александрова
Статья:
ТЕКУЩИЕ ВЫСТАВКИ
Выпуск журнала:
№1 2005 (06)
Идея написать эти заметки возникла в преддверии выставки «В русской традиции», которая должна открыться в Смитсоновском институте в Вашингтоне в декабре 2004 года. Музей русского искусства (ТМОРА) представляет русскую живопись периода с 1900 по 19 век.70-х, как из Третьяковской галереи в Москве, так и из коллекции Миннеаполиса.
На выставке представлено около 50 произведений ведущих живописцев, имена которых составляют славу отечественного искусства, среди них такие шедевры, как «Мика Морозов» Валентина Серова, «Портрет композитора Модеста Мусоргского» Ильи Репина, «Купание красный конь» Кузьмы Петрова-Водкина, а также картины Александра Дейнеки, Юрия Пименова, участников группы Бубновый Валет, группы «Бубновый валет», Сергея Герасимова, Василия Нечитайло, Виктора Попкова, Таира Салахова , Алексей и Сергей Ткачёвы, Гелий Коржев и многие другие.
Валентин СЕРОВ. Мика Морозов. 1901
Холст, масло. 62,3 х 70,6 см
Государственная Третьяковская галерея
Выставка – это прекрасная возможность взглянуть на русскую живопись ХХ века, не считаясь с торгами арт-рынка или рамками политической идеологии. Он призван изобразить XX век как непрерывный поток повседневности, увиденный глазами выдающихся русских художников, сумевших уловить хрупкость сиюминутного мгновения человеческой жизни.
Как это часто бывает, мы можем невольно оказаться «захваченными» произведением искусства, потому что оно соответствует нашему интересу к его историческому и культурному фону. Другими словами, мы ищем контакт с реалиями прошлого исторического времени через эстетические подтексты картины, несущей черты того времени. Это наиболее вероятный способ, которым иностранные зрители обычно находят ключи к пониманию русского изобразительного искусства.
Для людей на Западе загадочная Россия с ее огромными территориями, необъятной дикой природой, историческими катаклизмами и скрытыми способностями всегда была предметом интереса и исследования.
Культурное наследие России ХХ века, и особенно его последних десятилетий, в последнее время не раз оказывалось в центре внимания мировой общественности. Более того, русское искусство порой оказывалось своеобразной «модой». В последние годы русское искусство советских времен пережило как минимум два пика популярности. Первый относился к моде на революционное авангардное искусство; это было время поразительных открытий Василия Кандинского, Казимира Малевича, Владимира Татлина и других, которые поражали публику своей необычной аурой, как бы символизирующей колоссальный социальный катаклизм, резко изменивший сложившийся миропорядок.
Выставка «В русской традиции», инициированная Третьяковской галереей, является, пожалуй, одной из первых попыток уйти от политики в представлении русского изобразительного искусства. Таким образом, не будет картин с идеологически мотивированными сюжетами: раньше именно такая политически ориентированная идеологическая установка играла решающую роль в оценке искусства как советскими чиновниками, так и диссидентски настроенной интеллигенцией.
Такая выставка дает также хорошую возможность продемонстрировать определяющие особенности русской живописной школы, сумевшей сохранить неприкосновенность и действующую даже в самые сложные периоды истории отечественного искусства, а также подтвердить некоторые неизменные эстетические критерии, и идеальное сочетание традиции и новаторства, которым может гордиться русское искусство.
Американской аудитории, чей интерес к русской культуре более интеллектуален, книга «В русской традиции» предлагает более глубокое понимание художественных процессов и подводных течений, проявившихся в русской живописи, начиная с конца 1890s в течение следующих семи десятилетий 20-го века.