Самая древняя церковь в России: фото, описание, карта
Многих интересует вопрос: «Какая церковь самая древняя»? Самый древний храм в России — церковь Иоанна Предтечи в Керчи. Эта величественная памятка архитектуры пережила монголо-татарскую навалу, Великую Отечественную войну и антицерковное движение во времена Советского союза.
Архитектурный стиль памятки
Самая древняя православная церковь является примером византийского архитектурного стиля, который объединил в себе лучшие традиции европейского и восточного зодчества. Строение церкви Иоанна Предтечи представлено четырьмя столбами, тремя апсидами и одним плоским куполом.
Стены самого старого православного храма являют собой специфическое чередование белых и красных блоков. Внутренняя часть храма состоит из двух элементов: первоначального сооружения и пристройки, возведённой в конце XIX века.
История жизни самой древней церкви в России
Историки утверждают, что самая старая церковь была возведена примерно в конце VIII – начале IX столетия. Такой вывод специалисты сделали исходя из древнегреческой надписи, обнаруженной на колонне. Она утверждает, что здесь покоится человек, рождённый 752 года от Рождества Христова. Кроме того, в кладке были найдены амфоры, изготовленные в VIII-IX веках.
В период от XV до XVIII века самый древний храм России пребывал под властью Крымского ханства и был переделан под мечеть. Однако уже в 1774 году, когда город Керчь возвратился в лоно Российской империи, церковь снова стала православным достоянием. Из рукописей того времени стало известно, что ещё в XVIII веке церковь существовала без именного посвящения, и только в начале следующего столетия храм был назван именем святого Иоанна Предтечи.
В тридцатые года XX века было принято решение закрыть самую древнюю христианскую церковь. Причиной назвали малое количество прихожан. К счастью, в пятидесятые годы в стране возобновился интерес к византийской культуре, и церковь снова открыли в 1957 году как пример архитектуры византийской эпохи.
На этом злоключения самой старинной церкви в России не прекращаются. Хотя храм и существовал, ходили туда преимущественно крестьяне и рабочие, так как вокруг него открыли рыбный базар. Можно представить, что в шестидесятые годы старая церковь являла собой поистине жалкое зрелище – разбитые окна, заросшие мхом стены, прогнившая крыша и, главное, несносный смрад рыбных костяков.
И только в семидесятых годах власть решила восстановить храм. Реставрационные работы проводились на протяжении четырёх лет – от 1974 до 1978 года. Руководила ими Е. И. Лопушинская.
Осуществить перестройку самой древней христианской церкви было нелегко. Чтобы купол не упал, зодчие приставили железный каркас. Также отстроили колокольни и очистили стены. Архитекторам помогали художники, заданием которых было отреставрировать древние мозаики внутренней отделки храма.
Летом 1990 года самый старый храм в России перешел православному обществу Керчи.
На данный момент самая древняя церковь в России функционирует. Сюда можно прийти и выслушать богослужение в любое время.
Старейшая церковь на карте
Анастасия Берсенева, Валентина Фокина
Самая древняя церковь России | Храм Покрова Пресвятой Богородицы «Что «на Рву» | Тихая Провинция
Один из красивейших русских городов – Калуга – в 2021 году отметил 650-летний юбилей. Первое письменное свидетельство о нём относится к 1371 году, который и считается временем его основания. Следующий раз «Колуга» упоминается в завещании великого князя Московского Дмитрия Донского в 1389 году, как город, переданный в числе других его малолетнему сыну. Впоследствии Калуга в письменных источниках причисляется к владениям московских князей.
Она входит в число городов Золотого кольца России, издавна славится художественными изделиями народных умельцев и мастериц: затейливыми кружевами и вышивками, поделками из дерева и глины. В своё время Н. В. Гоголь, увидев Калугу, над которой возвышались купола около 40 церквей, назвал её «маленьким Константинополем».
Жемчужина калужской земли
К XVI веку в Калуге насчитывалось 14 храмов, а уже в середине XVII века один из путешественников так писал о городе: «В нём тридцать благолепных, прекрасных церквей; их колокольни лёгкие, изящные, … купола и кресты их красивы».
Среди сохранившихся до наших дней памятников архитектуры – старинная православная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, «Что на Рву». Год её основания точно не известен. Согласно «Строельной книге Калуги» (конец XVI в.) в 1593 г. деревянная церковь уже была и считалась одной из древнейших. Своим расположением прямо у рва, окружавшего городскую крепость, она и обязана своему названию
В описании Калуги 1624 года церковь упоминается, как уцелевшая во время большого пожара 1622 г., мало того сохранилось её внутреннее убранство – «строенье старинное», которое считалось самым богатым и красивым среди всех городских церквей. Каменный храм был построен в 1685-1687 годах. В течение XVIII-XIX веков он не раз переделывался и был дополнен колокольней и часовней. До 1917 года в ней находилась чудотворная икона Петровской Божией Матери.
В 1930 г. Богородицкий храм постигла участь большинства церквей: он был закрыт, но уцелел. В советское время там располагался инкубатор, затем с 1990 года – концертный зал, который просуществовал недолго. В 1994 году храм был возвращён верующим. В марте 1998 года была освящена сама церковь, а в октябре того же года – колокола.
Архитектура Покровской церкви
Один из красивейших храмов Калуги невозможно не заметить. Пятиглавое, одноэтажное, словно воздушное, строение в стиле «русского узорочья» стоит на возвышенности у Березуйского оврага. Его белоснежные стены, небесно-голубой цвет крыш и чёрные маковки составляют удивительный контраст с окружающими постройками. Церковь выделяется гармоничными пропорциями, сложностью композиции и обилием декоративных элементов.
Великолепно выглядят высокие окна с красивой отделкой наличников, выложенных лекальным кирпичом в виде деталей разной формы с фигурными боковыми гранями. Над ними располагается выразительный карниз, переходящий в кокошники с килевидным завершением.
Основа храма – двусветный четверик, к которому с востока примыкают три апсиды алтаря, а с запада – трапезная и колокольня. Боковые входы образуют крытую паперть с отлогой аркой. Интерьер украшен изумительной по красоте резьбой по дереву, в частности – Царские врата. В ходе реставрационных работ были обновлены купола с позолочёнными ажурными крестами, восстановлена старинная лепнина.
Покровский храм – действующий, является историческим и культурным памятником федерального значения. В тихой, намоленной церкви освящены два престола – Покрова Пресвятой Богородицы и Иоанна Воина, совершаются регулярные богослужения, работает библиотека православной литературы и воскресная школа. На огороженной территории разбит красивый цветник и растёт старая липа, посаженная ещё в конце XIX столетия.
Поделиться в социальных сетях
Вам может понравиться
Георгиевский собор — подробное описание и фото.
Карта мест, туристические маршрутыНовгород Великий, Северо-Запад, Россия
Георгиевский собор Георгиевского монастыря основан в 1119 году. Один из древнейших православных храмов России. В те годы большинство храмов в Новгороде и Пскове были невысокими, но Георгиевский собор поражает своими масштабами и величием.
Высота Георгиевского собора в Новгородском Георгиевском монастыре достигает 32 метров
Алтарная сторона Георгиевского собора в Великом Новгороде
Российская государственность была основана в Великом Новгороде, когда князь Рюрик был призван на Русь. Его сын князь Игорь перенес столицу в Киев, поэтому там были первые каменные храмы. В 989 г. была заложена Десятинная церковь (она не сохранилась до наших дней), а в 1017 г. построен Софийский собор. В Великом Новгороде первые каменные соборы были заложены в 1045 г. (Софийский собор) и в 1113 г. (Николаевский собор). Строительство Георгиевского собора в Георгиевском монастыре началось в 1119 году. .
Софийский собор (1045 г.) в Великом Новгороде – древнейший храм России
Свято-Николаевский собор в центре Ярославова дворища в Великом Новгороде построен в 1113 г.
Софийский собор, построен в 1037 г. князем Ярослава Мудрого, древнейший храм Киевской Руси
Георгиевский собор был заложен по приказу великого князя Мстислава I. Он был сыном князя Мономаха и английской принцессы Гиты Уэссекской. В начале XI века он был князем в Великом Новгороде. Однако к началу строительства собора он уже занимал киевский престол, поэтому возглавил строительство сын Мстислава, князь Всеволод.
Строительство храма длилось 11 лет. В 1130 году собор был освящен в честь святого Георгия. После завершения строительства все стены собора были расписаны фресками в 12 веке. В 1830 году настоятель Юрьевского монастыря архимандрит Фотий затеял в соборе ремонт. Все старинные фрески 12 века были сбиты со стен и храм расписан заново. Прекратили свое существование фрески Георгиевского собора, имевшие исключительную культурную ценность. Фрески XII века сохранились только в небольшой церкви Спаса на Нередице на берегу реки Волхов, но она была разрушена немецкой артиллерией во время Великой Отечественной войны.
Внутри Георгиевский собор был расписан фресками 12 века, но при реставрации 19 века они были утеряны
Церковь Спаса на Нередице — последняя постройка новгородских князей 1198 года
В XI веке на Руси не было зодчих, способных строить соборы такого масштаба, поэтому почти всегда приглашались зодчие из Византии. Георгиевский собор в Новгороде строился с учетом культурных особенностей и архитектурных традиций русского севера.
В основании Георгиевского собора Георгиевского монастыря можно увидеть кладку XII века
Георгиевский собор построен по смешанной технологии из камня и кирпича. Массивное здание собора имеет высоту 32 метра. Впечатляют и размеры крестово-купольной конструкции собора: 26х24 метра. Внутри собора в основании сохранилась кладка 12 века. В первые годы Георгиевский собор стал усыпальницей новгородских князей. Здесь похоронены мать Александра Невского Феодосия и его брат Федор, князь Дмитрий Шемяка Московский.
Простота и сила древнейшей московской церкви
В Москве десятки церквей. Большинство из них созданы в 18-19 веках в стиле барокко или классицизма, богато украшены колоннами, резьбой и золотыми куполами. Древнейшие московские храмы простые , но излучающие духовную силу . Спасский собор построен в начале XV века на территории Спасо-Андроникова монастыря. В настоящее время в монастыре проживает Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева .
Фото © кредиты Алекса РошаИконы Андрея Рублева выражали дух русского народа
Андрей Рублев , гениальный русский иконописец расписал Спасский собор, и теперь его имя присвоено Музею древнерусского искусства . Кто-то сказал, что дух русского народа лучше всего выражен в стихах Александра Пушкина и иконах Андрея Рублева . Его произведения отражали духовные идеалы русского народа, заставляли его чувствовать единство и гармонию, любовь и радость, вдохновляли любить Бога и не бояться Его. Его персонажи скромны, возвышенны и «человечны». Сохранилось очень мало произведений Андрея Рублева, и самое известное из них – «Троица».
Фото © Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Фрески Андрея Рублева Спасский соборРусская икона, окно в мир неземной
В Музей Древнерусского искусства, нет Андрея Рублева работ, но вы увидите много замечательных икон разных здесь стареет. Русская икона – это не просто портрет или картина для поклонения. С духовной точки зрения это окно в неземной мир , через которые верующий может соединиться с Богом, или святым, или важным духовным событием и получить от них какие-то духовные силы для преодоления внешних обстоятельств или внутренних печалей.
Фото © Кредиты Музея древнерусского искусства Андрея РублеваАнри Матисс восхищался русскими иконами как произведениями
Первым художником, который восхищался русскими иконами как произведениями , был Анри Матисс . Он был впечатлен их одухотворенностью и глубокой философией, чистыми красками и безупречной композицией. Посещение Москвы в 1911 лет он проводил свои дни в монастырях, церквях и частных коллекциях. Он сказал, что иконы являются основным источником всех художественных начинаний, и современный художник должен черпать вдохновение в этих примитивах.
Фото © Музей древнерусского искусства им. Андрея РублеваЭто действительно великое искусство. Я влюблен в их трогательную простоту. В этих иконах мистическим цветком раскрывается душа художника, их написавшего. И у них мы должны научиться понимать искусство. Такого богатства чистого цвета, такой непосредственности выражения я не видел нигде. Это лучшее наследие Москвы. Анри МатиссФото © Кредиты Музею древнерусского искусства Андрея Рублева