история машины и легендарной трассы
Целых три жизни проживет один старый крымский троллейбус Škoda 9Tr. Сначала в рейсах по одной из самых длинных в мире горных троллейбусных трасс на ЮБК, после – как сарай, а теперь еще и как арт-объект. О жизни одной машины и истории уникальной визитки Крыма – трассы Симферополь-Ялта – в этом материале.
Он встретил его в Ялте. …В поселке Ялта Донецкой области, когда-то созданном греками-переселенцами из той самой крымской Ялты. Таким же крымским переселенцем оказался и этот троллейбус Škoda 9Tr . Он несколько десятилетий ездил по крымской горной трассе из столицы полуострова на Южный берег, а после долгие годы служил сараем. Реставратор ретроавтомобилей Олесь Кальницкий узнал об этом «рогатом» от брата – тот в Германии листал объявления в интернете.
Так выглядел старый крымский троллейбус в поселке Ялта Донецкой области, когда его нашел коллекционер Олесь КальницкийТроллейбусы в Украине продаются крайне редко, и Олесь очень хотел спасти такой, ведь это история и детские воспоминания.
Садишься в троллейбус и на этом троллейбусе долго, но интересно едешь в Ялту
Олесь Кальницкий
– Мы все помним, как в детстве ты приезжаешь на поезде в Симферополь, там проделываешь небольшой путь, садишься в троллейбус и на этом троллейбусе долго, но интересно едешь в Ялту. Очень-очень хорошие воспоминания из детства.
«Операция-эвакуация» – назвал Олесь процесс перевозки рогатого из поселка Ялта в свое родное Запорожье. Волновался, сумеют ли перевезти его за триста километров, хотя и на лафете, не сломав. Смогли. И бывший крымский «рогач» проделал еще один большой путь, хотя уже и не своим ходом.
Долгие годы троллейбус служил сараемВ первой своей жизни эта машина ездила по одной из самых длинных в мире горной троллейбусной трассе – Симферополь-Ялта. Больше полувека по этой трассе курсировали именно чешские троллейбусы, потому что когда дорогу строили, выяснилось: двигатели советских «рогатых» не осиливают горный перевал, а на спусках у них перегреваются тормозные колодки.
Иллюстрация из путеводителя по горной троллейбусной трассе Симферополь-Ялта «Из окна троллейбуса», автор В.А. Маxнева, 1968 годКак только новый-старый троллейбус Олеся прибыл в Запорожье, коллекционер сразу нашел для него родные фонари и начал знакомиться со своим новым сокровищем.
– Из него только вчера выгнали всех пчел, всех мышей – всех-всех из него только вчера выперли. Вот тут нам остался родной люк, как видите. И вот если его поднять, мы видим какие-то ресиверы, вот там мост такой огромный. Может где-то дальше есть и двигатель, я еще не знаю, – увлеченно рассказывает хозяин машины.
Олесь Кальницкий показывает новую фару для старого крымского троллейбуса. Запорожье, 2020 годМы в 1959 году построили горный троллейбусный маршрут протяженностью 52 километра
Георгий Славный
Первые троллейбусы поехали из крымской столицы на юг полуострова в ноябре 1959 года. Сначала этот транспорт ходил только до Алушты, рассказывал к юбилею «Крымтроллейбуса» создатель его музея Георгий Славный.
– Самый длинный в Европе троллейбусный маршрут был в Англии, его построил в 1930 году протяженностью 51 километр. А мы в 1959 году построили горный троллейбусный маршрут протяженностью 52 километра. А чуть позже – через 2 года – уже 96 километров».
Открытие троллейбусной трассы Симферополь-Алушта в ноябре 1959 года. Фото из коллекции музея Алуштинского троллейбусного паркаКассы еще не были построены, троллейбусы ходили с кондукторами, они были еще и экскурсоводами. Всем водителям и кондукторам выдавали форму: берет, синий костюм – только в этом можно было выходить на рейс, вспоминают сотрудники «Крымтроллейбуса».
Иллюстрация из путеводителя «Из окна троллейбуса»А еще в первые годы на горной трассе ходили троллейвозы и грузовые троллейбусы. Их уже не увидеть.
Дизель-троллейвоз ДТУ-10 на трассе Симферополь-Ялта, 1963 год. Фото из книги «КрАЗ. Люди. Завод. Автомобили», 2006 годГорный троллейбус давно стал одним из символов Крыма. Открытки, фотографии, книги, музыка – их можно увидеть где угодно. Группа «Ундервуд» сняла его в своем клипе восемь лет назад. Для актрисы Татьяны Друбич эта работа стала ностальгией по периоду съемок в Ялте фильма «Асса»: «Захотелось еще раз войти в эту воду. Сесть в тот троллейбус, проехаться по тому маршруту, до боли знакомому», – рассказывала она в интервью «Черноморской ТРК» в 2012 году.
В 1990-ые происходили и истории, подобные этой – о богатом пассажире, который захотел проехаться на троллейбусе в одиночку и выкупил все билеты. Так для youtube Krymtrolleybus рассказывала водитель Наталья Шишова: «Ехал в троллейбусе один, а все его мерседесы крутые ехали сзади со скоростью троллейбуса до самой Ялты. Он сказал: «Приеду, всем расскажу, что на такое большое расстояние ходят троллейбусы». И милиция сопровождала с мигалками».
Первые троллейбусы горной трассы – это Škoda 8Tr.
Троллейбус Škoda 8Tr на трассе Алушта-Ялта. Фото А. Рябцова, «Курортная газета», 26 июля 1961 года, № 147 (5041)Ездили довольно медленно – у них часто «слетали» штанги. И именно крымские мастера придумали, как усовершенствовать конструкцию. В шестидесятых годах один водитель-рационализатор разработал новый вид крепления токоприемника для штанги, а инженеры «Крымтроллейбуса» его изготовили. За усовершенствование крымчане получили диплом и медаль от Škoda. И после завод стал выпускать троллейбусы именно с такой деталью. В 28 стран мира поставляли троллейбусы, а на изделии написано было «головка токоприемника симферопольская».
Инженер Аркадий Пекелис показывает в музее «Крымтроллейбуса» крепление токоприемника, в изготовлении которого принимал участие. Скриншот видео youtube KrymtrolleybusКрымские мастера сами изготавливали и компостеры, потому что чешские быстро ломались. Запорожскому коллекционеру компостера не досталось, но он рад тому, что есть. Например, трафаретам.
– Очень ценны все эти моменты, ну для меня. Я вижу, как были выполнены эти трафареты. Если сейчас кто-то восстанавливает троллейбус или автобус, вот эти трафареты очень важны, потому что по ним можно сделать заново, – продолжает свой рассказ Олесь Кальницкий.
Когда приезжали представители завода, увидев нашу ремонтную базу, они называли это маленьким заводиком, подобным филиалам завода Škoda
Александр Мороз
В 2008 году в Симферополе организовали сборку троллейбусов на месте – из комплектующих, которые привозили из Чехии. Это было в 4-5 раз дешевле, чем покупать готовые. «Крымтроллейбус» на базе центральных ремонтных мастерских выполнял аналоги чешских запасных частей в номенклатуре порядка 700 единиц, – рассказывал youtube Krymtrolleybus заслуженный работник транспорта Украины Александр Мороз. – Когда приезжали представители завода, увидев нашу ремонтную базу, они называли это маленьким заводиком, подобным филиалам завода Škoda».
10 лет назад «Крымтроллейбус» попал в Книгу рекордов Гиннеса как предприятие, использующее самые старые троллейбусы в мире. Некоторые из них оставались на линии больше сорока лет. Хотя завод-изготовитель установил нормативный срок эксплуатации намного меньше – десять лет.
По подсчетам предприятия, с момента создания «Крымтроллейбус» перевез уже 6 миллиардов пассажиров. И это без учета «зайцев». Периоды у него были разные. Не раз находился на грани банкротства. В последний раз это происходило уже после аннексии Крыма Россией – в 2016-ом – из-за очередной смены руководства. Сотрудники бастовали – ведь доходило уже и до того, что они покупали запчасти за личные деньги. В итоге Александр Швейкус был уволен с должности руководителя предприятия. «Крымтроллейбус» выжил и продолжил работу.
Троллейбус 52, маршрут Симферополь-Ялта, 2020 год. Скриншот видеоОпрошенные нами крымчане считают, что горный троллейбус должен оставаться визиткой Крыма.
– Едешь, красота неописуемая, особенно, когда первый идет троллейбус в пять часов, да еще летом или весной. Это такая благодать! – делится впечатлениями крымчанка постарше, постоянно пользующаяся услугами троллейбуса маршрута Ялта-Симферополь. – Особенно как доедешь до Ангарского перевала и там стоит этот первый чешский троллейбус. Мы очень давно, сейчас я вам скажу – с семьдесят первого года – первый раз мы поехали в этом троллейбусе.
Крымчанка рассказывает о крымском горном троллейбусе. Скриншот видео Крымчанин помоложе тоже поддерживает это мнение.– Это же самая длинная троллейбусная линия. И поэтому гордость нашего Крыма, моего родного дома.
Ветеран Škoda 9Tr покинул крымские дороги два года назад. Он проработал на горной трассе больше четырех десятилетий. Последние его рейсы уже были городские – ездил по Алуште. Из раритетных «рогатых» в работе остался экскурсионный троллейбус. Но и тот, что служит памятником на Ангарском перевале – отреставрирован и полностью на ходу.
Памятник на Ангарском перевале.Ну а троллейбус, спасенный коллекционером Олесем Кальницким, будет вести свою третью жизнь в Запорожье. Новый хозяин пока не знает, что именно в нем сделает, но обещает, что внутри точно будут ностальгические изображения Крыма
– Будет, наверное, какой-то арт-объект. Это может быть кафе – да может быть все, что угодно, на самом деле! Но внешний вид троллейбуса – ялтинского троллейбуса – у него будет стопроцентно, – убежденно говорит он.
Крымский троллейбус | это… Что такое Крымский троллейбус?
Крымский троллейбус — уникальная система междугородного троллейбуса, связывающая Симферополь с курортами Южного берега Крыма, самая длинная троллейбусная система в мире (86 км; от симферопольского аэропорта — 96 км). Система включает также линии городских и пригородных троллейбусных маршрутов в Симферополе, Алуште и Ялте, эксплуатируется Крымским республиканским производственным предприятием «Крымтроллейбус». В ведении «Крымтроллейбуса» находятся Симферопольский троллейбусный парк (СТП), Алуштинский троллейбусный парк (АТП), Ялтинский троллейбусный парк (ЯТП) и Центральные троллейбусные ремонтные мастерские (ЦТРМ). Предприятие основано в 1959 году. Изначально «Крымтроллейбус», кроме троллейбусных маршрутов, обеспечивал работу симферопольских трамваев (см. Симферопольский трамвай), вплоть до их ликвидации в ноябре 1970 года.
Содержание
|
Маршруты
Городские и пригородные маршруты
Троллейбус Škoda 14Tr 51-го междугородного маршрута в Симферополе Троллейбус Škoda 9Tr в Симферополе Троллейбус Богдан Т701.15 в АлуштеОстановки междугородного маршрута | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
условные обозначения
|
Симферополь
- 1 ж-д Вокзал — Перевальное(пригородный) (длина оборотного рейса — 49 км)
- 1А Центральный рынок — Перевальное (пригородный)(длина оборотного рейса — 46 км)
- 1Б Свобода — к/т «Звезда» — Перевальное (пригородный) (длина оборотного рейса — 50 км)
- 3 Свобода — м/рн «Пневматика» (длина оборотного рейса — 19,5 км)
- 4 Марьино — Центральный рынок (длина оборотного рейса — 16 км)
- 5/7 Новоромановка — пл. Московская — Загородный (длина оборотного рейса — 28,5 км)
- 6 Марьино — Центр
- 8/9 7-я горбольница — Аэропорт «Симферополь» (длина оборотного рейса — 38 км)
- 10 Аэропорт «Заводское» — ул. Арабатская (длина оборотного рейса — 20 км)
- 13 Загородный — пл. Советская — ж-д Вокзал — пл. Московская
- 14 ул. Глинки — пл. Московская — пл. Куйбышева — Автовокзал — Марьино (в утренее и вечернее время до села Пионерское)
Служебные и специальные маршруты
- Автовокзал (пл. Советской Конституции) — ЦТРМ (ул. Глинки) — Бывший 13А.
- Дом Кино (пл. Советская) — ЦТРМ (ул. Глинки) — Бывший 13.
Ранее также существовали маршруты:
- 1
- ж/д вокзал — Москольцо — Марьино (первые месяцы работы троллейбуса в Симферополе, до открытия трассы на ЮБК)
- 1a
- Ж/д вокзал — Ангарский перевал (пригородный, первые годы работал по выходным)
- ж/д вокзал — Пионерское (до 1990-х)
- 2
- Марьино — гост. Украина — Ж/д вокзал;
- 2/9
- Марьино — гост. «Украина» — Аэропорт «Симферополь»
- 3 (продлён до мкр-на Пневматика)
- Ц. Рынок — Свобода
- Симферополь — Алушта (при открытии междугородного движения)
- 3а
- Пл. Советская — Свобода
- 5 (объединён с маршрутом № 7 в маршрут 5/7)
- Пл. Московская (Москольцо) — Новоромановка
- Москольцо — Центральный рынок
- 5а
- Аэропорт «Заводское» — Пл. Московская
- Новоромановка — пл. Ленина (после появления маршрута № 11, пускался в часы «пик» и дни города, постоянно не ходил)
- 6 (продлён до Марьино)
- Автовокзал — Центр
- Марьино — пл. Московская — Центр
- 6а
- Автовокзал — пл. Московская
- 7 (объединён с маршрутом № 5 в маршрут 5/7)
- Загородный — Центр
- Свобода — Центр (до открытия линии на «Загородный»)
- Свобода — Загородный — Центр (недолгое время после открытия линии на «Загородный»)
- 7а
- Свобода — пл. Московская
- Свобода — Центр (после открытия линии на Загородный)
- 8 (объединён с маршрутом 9 в маршрут 9/8)
- Ц. Рынок — ГРЭС — ст. юных техников — Ц. Рынок
- 7-я горбольница — ГРЭС — ст. юных техников — 7-я горбольница
- 7-я горбольница — гост. Украина — ГРЭС
- 7-я горбольница — ж/д вокзал — ст. юных техников — 7-я горбольница
- 7-я горбольница — Аэропорт «Симферополь» (работал в период временного закрытия маршрута № 9)
- 8а
- Ц. Рынок — ГРЭС (экспресс)
- 7-я горбольница — пл. Куйбышева (пускался в часы «пик»)
- 9
- Аэропорт «Симферополь» — Ж/д вокзал
- Аэропорт «Симферополь» — Центр
- Аэропорт «Симферополь» — ст. юных техников — Центральный рынок — Аэропорт «Симферополь»
- Аэропорт «Симферополь» — Центральный рынок
- 9а
- Аэропорт «Симферополь» — ж/д вокзал (экспресс)
- ГРЭС — Центральный рынок
- Аэропорт «Симферополь» — Центр
- 11
- Аэропорт «Заводское» — Пл. Московская (Москольцо) — ст. юных техников — Аэропорт «Заводское»
- 12
- 7-я гор. больница — Центральный рынок
- 7-я гор. больница — Автовокзал (гост. Москва)
- 13
- Ул. Глинки — пл. Советская
- Ул. Глинки — гост. Украина — Ж/д вокзал
- 13а
- Ул. Глинки — Автовокзал (гост. Москва) (в настоящее время большая часть маршрута продублирована пригородным маршрутом 1Б)
- 14
- Ул. Глинки — пл. Московская
- Ул. Глинки — пл. Московская — пл. Куйбышева
- 15 (заменён продлённым маршрутом № 3)
- Центральный рынок — Пневматика
- пл. Куйбышева — Пневматика
- 7-я горбольница — Свобода
Алушта
- 1 Троллейбусная станция — Верхняя Кутузовка (пригородный)
- 2 Троллейбусная станция — Профессорский (Рабочий) уголок (длина оборотного рейса — 8км)
- 59 Алушта — Запрудное (пригородный) (длина оборотного рейса — 28,5км)
Ранее также существовали маршруты:
- 1а Профессорский (Рабочий) уголок — Троллейбусная станция — Верхняя Кутузовка (ходил в зимнее время)
Ялта
- 1 Троллейбусная станция — ул. Красноармейская
- 2 Ялта (пл. Советская) — Никитский ботанический сад (колоннада) (пригородный) (оборотная длина рейса — 19 км)
- 1/3 Массандра — ул. Красноармейская (Пионерская)
- 60 Ялта (троллейбусная станция) — Краснокаменка (пригородный) (длина оборотного рейса — 29км)
Ранее также существовали маршруты:
- 3 пл. Советская — Массандра (заменен продленным маршрутом № 1/3)
- 4 Троллейбусная станция — пл. Советская (ходил в часы «пик» в 1982—1987 гг. в июле и в августе)[1]
Междугородные маршруты
Троллейбус Škoda 14Tr 52-го междугородного маршрута в Симферополе- 51 Симферополь — Алушта (троллейбусная станция, набережная)
- 52 Симферополь — Алушта (автовокзал) — Ялта
- 53 Алушта (троллейбусная станция, набережная) — Ялта (в некурортный сезон по маршруту 2-3 рейса в сутки, в летнее время интервал около 30 мин.)
Ранее также существовали маршруты:
- 54 Аэропорт «Симферополь» — Алушта
- 55 Аэропорт «Симферополь» — Алушта — Ялта. (Самый длинный маршрут в истории трассы: общая протяжённость примерно 94 км).
- 56 Симферополь — Ангарский перевал
- 57 Алушта — Ангарский перевал
- 58 Алушта — Перевальное
Экскурсионный подвижной состав
Экскурсионный троллейбус «Zlata Praha» в Симферополе22 апреля 2011 года реализовался проект «Злата Прага»: отреставрированный ретро-троллейбус Skoda 9tr, переоборудованный под мобильный бар. В троллейбусе установлена барная стойка, пассажирам будет предлагаться разливное чешское пиво, коктейли, мороженое и прочее. Также установлена современная LCD-панель. Троллейбус действует по заказу для организации торжеств, экскурсионных поездок.
Хронология открытия линий
- Линии от ж/д вокзала до Марьино: через Москольцо и через Центр. Открытие 1-го и 2-го маршрутов — 12 сентября и 7 октября 1959 года, соответственно[2]
- Линия от Марьино до Алушты. Продление 1-го, открытие 3-го маршрутов — 6 ноября 1959 года[2]
- Городская линия по Ялте — 28 апреля 1961 г. Линия Алушта — Ялта, открытие 12-го маршрута — в июле 1961 г.[2]
- Линия от Центра до Центрального рынка. Открытие 4-го и 5-го (жд-вокзал — Центральный рынок, с последующим продлением Москольцо — Центральный рынок) маршрутов — 1962 год
- Линия от Центрального рынка по Торговой площади, улицам Субхи и Севастопольской до Новоромановки (вместе с ответвлением в Заводское). Продление 5-го маршрута — 1962 год
- Линия от площади Куйбышева по проспекту Победы — 1964 год
- Линия по Евпаторийскому шоссе в аэропорт «Симферополь» — 1966 год
- Линия по улицам Кечкеметской, Лермонтовской и Куйбышева — 1968 год
- Линия от Центрального рынка к 7-й горбольнице, пуск 12-го маршрута (Центральный рынок — 7-я горбольница) — 1981 год
- Линия до ул. Глинки — первая половина 1980-х (до 1983) годов
- Однопутная линия по улицам Желябова и Гоголя — 1987 год
- Линия от трассы Алушта-Ялта до Краснокаменки — 1993 год
- Линия на Профессорский уголок в Алуште — 1993 год
- Линия на Пневматику — 2002 год
- Линия на Загородный — 2004 год
Перспективы
- Планируется прокладка линии в микрорайон «Маршала Жукова», расположенный на Западной окраине города.
- В 2011 году было объявлено о намерениях реконструировать и модернизировать троллейбусную станцию в Ялте в течение двух лет.
- В 2015—2020 годах планируется пуск троллейбусной линии по улицам Воровского и Крылова в микрорайон «Пневматика».
- В конце 2010 года были озвучены планы о том, что «Крымтроллейбус» станет оператором пассажирских автобусных перевозок на городских и пригородных маршрутах Крыма.
Нереализованные планы
- Пуск линии в микрорайон «Украинка» в Симферополе.
- Пуск пригородной троллейбусной линии в посёлки Родниковое и Школьное (Симферопольский район).
- Пуск городских и пригородных троллейбусных линий в городе Евпатория под руководством «Крымтроллейбуса». Присоединение к «Крымтроллейбусу» Евпаторийского трамвайного управления.
- Пуск междугородной линии Ялта — Севастополь.
- Пуск троллейбусной линии в Ливадию (Большая Ялта).
Троллейбусные станции междугородных маршрутов
В настоящее время действуют 3 троллейбусные станции, принимающие междугородные и пригородные маршруты. На станциях расположены билетные кассы, информационные и диспетчерские пункты, открытые залы ожидания.
- Станция «Симферополь-Вокзал». Принимает троллейбусы маршрутов 51 и 52. (Троллейбусы пригородного и городских маршрутов имеют остановку на вокзале в другом месте).
- Станция «Алушта». Принимает троллейбусы междугородных маршрутов 51 (Симферополь — Алушта) и 53 (Алушта — Ялта), пригородных 1 (Алушта — Верхняя Кутузовка) и 59 (Алушта — Запрудное) и городского 2 (до Профессорского уголка). Троллейбусы маршрута № 52 проезжают Алушту не заезжая на троллейбусную станцию.
- Станция «Ялта». Принимает троллейбусы междугородных маршрутов 52 и 53, а также пригородного маршрута 60 (Ялта — Краснокаменка).
Упразднённые троллейбусные станции
- Станция «Симферополь-Аэропорт». Принимала маршруты 54 и 55 (до Алушты и Ялты соответственно). Междугородные маршруты до Аэропорта отменены окончательно в 1998 году. В настоящее время является конечной городского маршрута 8/9.
Закрытые, неиспользуемые и служебные линии
- Симферополь. Линия от проспекта Кирова по рыночной площади и ул. Субхи к ул. Севастопольской с конечной на рыночной площади — движение закрыто в середине 1990-х, позже снята контактная сеть. Полностью продублирована линией по площади Амет-Хан Султана.
- Симферополь. Однопутная линия от ул. К. Маркса по улицам Желябова и Гоголя к пр. Кирова — регулярные рейсы отменены в середине 2000-х, контактная сеть нетронута. Линия не используется. Планируется, что часть этой линии войдёт в состав строящейся линии в микрорайон Маршала Жукова.
- Симферополь. Линии ул. Киевская — СТП — ул. Толстого — ул. Киевская, ул. Киевская — СТП — ул. Толстого — ул. Розы Люксембург, ул. Киевская — СТП — ул. Толстого — ул. Карла Маркса — служебные, используются для захода троллейбусов в парк и для их выпуска на маршруты.
- Симферополь. Служебная линия от ул. Киевской по улицам Ленинградской и Тургенева до ЦТРМ (территория закрытого трамвайного депо) и обратно. Линия ликвидирована вместе с переездом ЦТРМ на территорию закрытого СТП-2 в 2006 году.
- Симферополь. Линия для проезда троллейбусов, следующих от аэропорта «Симферополь» по направлению к ж/д вокзалу, транзитом, не заходя на ГРЭСовское кольцо. Транзитная линия закрыта в конце 1990-х вместе с укорочением 8-го и продлением 9-го маршрута.
Оплата проезда
С 01.01.2012 года, проезд в троллейбусах городских маршрутов стоит 1 грн. 25 копеек, в пригородных — 2,00 грн. Проездные талоны для проезда по городу можно приобрести в павильонах на остановках, у водителя или у кондуктора (в симферопольских «гармошках»). В симферопольских городских троллейбусах талон необходимо погасить компостером; в Ялте и Алуште, а также троллейбусах пригородного сообщения талоны надрываются водителем при входе. Реализуются месячные проездные билеты для поездок в троллейбусах городских маршрутов: ученический (15грн.), студенческий (30 грн.), гражданский (60 грн.). Данные проездные действительны на городских маршрутах Симферополя и Ялты. Существует также ученический месячный проездной для поездок на троллейбусах пригородного сообщения — стоимость 15 грн. Он даёт право проезда как на городских, так и на пригородных маршрутах Симферополя, Алушты и Ялты (в том числе на троллейбусах междугородного сообщения в пределах соответствующих пригородных зон). На городские маршруты в Симферополе продаются также 1-дневные (2 грн) и 3-дневные (6 грн.) проездные билеты. Проездные билеты реализуются в специализированных киосках на остановках. Для студентов государственных вузов дневной формы обучения на период с 15 октября по 15 мая на троллейбусах междугородного сообщения вводится 50%-ная скидка оплаты проезда. Проезд в троллейбусе междугородного сообщения можно оплатить как водителю, так и в кассе на троллейбусной станции (при оплате проезда на одной из трёх троллейбусных станций вы также дополнительно оплачиваете страховой сбор, билет, который вы получаете при этом, резервирует для вас определённое сидячее место).
Оповещение о передвижении троллейбусов по маршрутам
В скором времени жители и гости Крыма смогут наблюдать за передвижением троллейбусов по городским и междугородным маршрутам в режими реального времени. На карте будут отображаться не все троллейбусы, а только те, на которых установленно GPS-оборудование (таких должно быть 60). В настоящее время проект работает в тестовом режиме, за передвижением уже оборудованных GPS-оборудованием троллейбусов по Крыму можно наблюдать на Интернет-портале http://krym-tr.com.ua/guest.
Троллейбусные парки КРПП «Крымтроллейбус»
Действующие парки и прочие подразделения
- Симферопольский троллейбусный парк (СТП, ранее — СТП-1). Введён в эксплуатацию в 1959 году. Нумерация троллейбусов — 1ххх, 2ххх, 3ххх, 4ххх. (до 2006 года — 1ххх, 2ххх)
адрес: г. Симферополь, ул. Киевская, 78. Тел.: +380-652-276604 (центральная диспетчерская)
- Алуштинский троллейбусный парк (АТП). Введён в эксплуатацию 7 ноября 1959 года. Нумерация троллейбусов 7ххх, 8ххх.
адрес: г. Алушта, Симферопольское шоссе 4
- Ялтинский троллейбусный парк (ЯТП). Введён в эксплуатацию в 1961 году. Нумерация троллейбусов 5ххх, 6ххх.
адрес: г Ялта, Южнобережное шоссе 25
- Центральные троллейбусные ремонтные мастерские (ЦТРМ, с 2006 года находятся на территории бывшего СТП-2).
адрес: г. Симферополь, ул. Глинки
Закрытые подразделения
- Симферопольский троллейбусный парк № 2 (СТП-2). Введён в эксплуатацию в октябре 1983 года, ликвидирован в 2006. Нумерация троллейбусов 3ххх, 4ххх.
- Центральные троллейбусные ремонтные мастерские (ЦТРМ). Находились на территории бывшего трамвайного депо.
адрес: г. Симферополь, ул. Тургенева. Ныне их территория застраивается жилыми многоэтажными домами.
Подвижной состав
Троллейбус Богдан Т601.11 3-го городского маршрута в СимферополеДо конца 2010 года подавляющую часть парка «Крымтроллейбуса» составляли машины Škoda 9Tr и Škoda 14Tr. Троллейбусы всех остальных моделей поставлялись на предприятие в количестве не более 4-5 машин. Государственное предприятие «Крымтроллейбус» получило диплом «Книги рекордов Украины» как компания, эксплуатирующая самые старые троллейбусы в Украине [1]. Большинство машин Škoda были произведены ещё в 1970-х годах, и их средний возраст составлял в 2010 году 25,7 года, при том, что заводом-изготовителем срок службы ограничен 14 годами. Всего на 2010 год в парке числилось 287 троллейбусов, ещё 200 находились в разобранном не подлежащем восстановлению виде. Изношенность парка составляла 96,8 процента.
В 2010—2011 годах «Крымтроллейбус» получил 103 современных троллейбуса Богдан (модификации Богдан Т701.10 и Богдан Т601.11 для города и Богдан Т701.15 для междугородней трассы) производства Луцкого автозавода.
На 2011 год подвижной состав представлен следующими моделями:
- Škoda 9Tr — 58 единиц, также используются на междугородных маршрутах
- Škoda 14Tr — 63 единицы, также используется на междугородных маршрутах
- Škoda 15Tr — 2 единицы
- ЮМЗ-Т2.09 — 9 единиц, все машины находились в Ялте, ранее использовались на междугородных маршрутах, в 2004 г. переданы в Керчь. Ныне одна машина эксплуатируется на городских и пригородных маршрутах Симферополя, второй симферопольский ЮМЗ-Т2. 09 в скором времени будет списан.
- К-12.03 — 3 единицы
- К-12.04 — один из двух построенных троллейбусов данной модификации. Приписан к АТП под номером 8200, работает на городских и пригородных маршрутах Алушты, а также на пригородных маршрутах Симферополя.
- АКСМ-32102 — 5 единиц
- Богдан Т601.11 — 19 единиц, эксплуатируются только в Ялте, так как в городе узкие улицы и этим троллейбусом легче управлять
- Богдан Т701.10 — 52 единицы
- Богдан Т701.15 — 30 единиц, используются только на междугородных и пригородных маршрутах
- Богдан Т801.10 — 2 единицы
Ранее также использовались:
- МТБ-82Д — 40 единиц
- Škoda 8Tr — 96 единиц, использовались также на междугородных маршрутах
- ЗиУ-6205 — 3 единицы
- ЮМЗ-Т1 — 8 единиц
- КТГ-1 — 7 единиц и КТГ-2 3 единицы — составляли грузовую колонну Алуштинского троллейбусного парка.
Интересные факты
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. |
- Во время работы маршрута 5А «пл. Ленина — Новоромановка» конечной остановкой в центре города была «пл. Ленина», однако разворачивались троллейбусы этого маршрута по кольцу площади Советской.
- Маршрут № 14 был продлён от Москольца до площади Куйбышева с целью связать два городских троллейбусных парка одним маршрутом.
- В 1980-х троллейбусы на ЮБК отправлялись не только от Симферопольских ж/д вокзала и международного аэропорта «Симферополь», но и от аэропорта «Заводское».
- С 1990-го по начало 2000-х троллейбусы 8, 11 (а позже — и 9) маршрутов, следующие от ж/д вокзала по направлению к Центральному рынку, следовали в обход гостиницы «Украина» и площади Советской — от первой гимназии по улицам Желябова и Гоголя с двумя остановками: «Станция юных техников» и «ул. Пушкинская».
- Троллейбус в Симферополе не полностью продублировал закрытые линии трамвая (см. Симферопольский трамвай) — троллейбус так и не появился в «старом городе», на улице 51-й армии и в «греческих» районах, находящихся к Западу от ж/д вокзала.
- Остановка «Центр» до начала восстановления храма Александра Невского находилась не на перекрёстке улиц К. Маркса и Жуковского, а на перекрёстке улиц К. Либкнехта (Долгоруковской) и Жуковского (напротив Долгоруковского обелиска). На «Центре» делали остановку только троллейбусы тех маршрутов, для которых она была конечной (6, 7, 9), остальные (2, 5, 8, 13) проезжали её без остановки.
- Ныне в Симферополе 5 троллейбусных остановок работают в режиме «по требованию» — две из них (в обе стороны) на перегоне между остановками «Белоглинка» и «Молодёжное», одна на перегоне «Белоглинка» — «совхоз Пригородный» и ещё одна на перегоне «парк Гагарина» — «Троллейбусный парк» (находится непосредственно при въезде в СТП, тогда как остановка «Троллейбусный парк» находится далее), последняя остановка находится на маршруте 5/7 после остановки «Бородина» в сторону конечной «Загородный».
- Маршрут № 4 был несколько раз упразднён и восстановлен вновь за историю троллейбуса в Симферополе, однако с момента своего введения в 1960-х ни разу не был изменён.
- Маршрут № 10 ни разу не был отменён или изменён за всю свою историю.
- Единственный городской маршрут № 2 в Алуште был построен только в 1993 году — более, чем через 30 лет после открытия междугородных маршрутов.
- Маршруты 59 и 60 имеют междугородную нумерацию, хотя фактически являются пригородными.
- Часть 60-го маршрута и его конечная в Краснокаменке находятся не на основной междугородной троллейбусной трассе.
- Симферопольские пригородные маршруты 1, 1А и 1Б частично обслуживаются троллейбусами Алуштинского троллейбусного парка.
- Вплоть до середины 1980-х годов на междугородной линии действовали рейсы грузовых троллейбусов. Использовались троллейбусы моделей КТГ-1 и СВАРЗ. Также действовал экспериментальный грузовой троллейбус на базе крупногабаритного грузовика КрАЗ.
- С 1959 года «Крымтроллейбусу» были переданы обязанности по эксплуатации трамвайных линий в Симферополе, в состав предприятия вошло трамвайное депо, расположенное между улицами Набережной и Тургенева. «Крымтроллейбус» являлся оператором перевозок Симферопольским трамваем вплоть до его ликвидации в ноябре 1970 года. Трамвайное депо было переоборудовано в Центральные троллейбусные ремонтные мастерские. В 2006 году данный объект был выведен из состава предприятия, ремонтные мастерские были перенесены на территорию закрытого Симферопольского троллейбусного парка № 2.
- В 1995 году завод стратегического назначения «Пневматика», расположенный в Симферополе, подарил «Крымтроллейбусу» 3 троллейбуса марки ЗиУ-6205. Что характерно — троллейбусная линия к самой «Пневматике» появилась лишь спустя 7 лет.
Ссылки
- КРПП «Крымтроллейбус» — Официальный сайт предприятия.
- ГЭТ Крыма — Сайт посвящен электротранспорту Крыма.
- Форум Крымский Электротранспорт — Форум, обсуждения электротранспорта Крыма (На 6 февраля 2012 — закрытый форум, на котором регистрация новых пользователей не производится)
- Интервью с директором музея «Крымтроллейбус» Г. Славным.
- троллейбусы Škoda 9Tr 1962—1978
- [2] — «Вести» на канале «Россия» о 50-летии крымского троллейбуса (есть видео)
- Тархов С., Козлов К., Оландер А. Электротранспорт Украины. Энциклопедический путеводитель — К. Варто: 2011.
Примечания
- ↑ Крымский троллейбус — Города и области Украины
- ↑ 1 2 3 История крымского троллейбуса
Самый длинный в мире троллейбусный маршрут проходит в Крыму — Life & Style
ЯЛТА: Почти каждый день в течение последних 30 лет бурной новейшей истории Крыма Наталья Юденкова садилась за руль своего троллейбуса № 52.
Она едет на нем из Симферополя, главного города полуострова, в черноморский курорт Ялту, расположенный в 85 километрах (50 миль). В диковинку, которой гордятся местные жители, это самый длинный троллейбусный маршрут в мире.
900:02 Она проходит мимо поселка Перевальное, где в прошлом месяце российские войска захватили крупную украинскую военную базу, через Ангарский перевал, через виноградники Массандры, прежде чем, наконец, прибыть в Ялту, черноморский курорт, который стал местом проведения историческая конференция победителей после Второй мировой войны.В то время как мир вращается, линия продолжает работать, начиная с того времени, когда глава Коммунистической партии Никита Хрущев приказал построить ее, и до наших дней, когда президент России Владимир Путин аннексировал полуостров в ходе исторической перекройки карты Европы.
«Каждый день я прихожу на работу в очень хорошем настроении», — сказала Юденкова после 2,5-часовой поездки по сельской местности Крыма. «Потому что это моя работа — возить людей, а наша природа действительно прекрасна».
Крым долгое время был царским местом отдыха, а в советское время стал летним местом для более скромных туристов, которых привлекал чистый горный воздух и морские курорты.
Хрущев приказал построить электрический троллейбус в 1958 году, потому что местная мягкая порода не могла поддерживать железнодорожные пути, а автобусы слишком загрязняли окружающую среду.
Это был единственный способ переправить толпы рабочих, прибывающих из заводских городков, в санатории — санатории, находящиеся в ведении советского государства, куда люди приезжали летом поправить здоровье. В период своего расцвета троллейбус отправлялся каждые две минуты, ежедневно перевозя полмиллиона человек.
— «Образ Крыма»-
«Маршрут символизировал новую жизнь, комфортную для людей жизнь, которая приносила счастье. Сейчас эти троллейбусы выглядят старыми, но в начале 19 века.В 60-е прошло всего 15 лет, как закончилась война, а люди все еще налаживали свою жизнь», — сказал Валерий Заикин, директор ОАО «Крымский троллейбус», управляющего транспортной сетью.
«Это образ Крыма», — сказал он. «В Швейцарии есть поезда, а у нас есть троллейбус»
Рабочие компании утверждают, что с 1959 года они перевезли шесть миллиардов человек
До появления троллейбуса этим маршрутом пользовались Иосиф Сталин, Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль когда они встретились в Ялте в 1945, чтобы обсудить послевоенное устройство Европы.
«Я видел, как автомобили едут по городу», — вспоминал троллейбусный пенсионер Георгий Славный, которому сейчас 85 лет, показывая старые фотографии площади, по которой проезжал кортеж, а толпы людей смотрели на это, ликуя.
«Машин было, должно быть, 100, все американские с затемненными стеклами, и только Черчилль сидел в кабриолете Willys», — сказал Славный, ныне куратор крымского музея троллейбусов.
«У него во рту была сигара, по бокам стояли два солдата с винтовками, и он махал фуражкой, а все кричали — Черчилль! Черчилль!»
«Крым имеет богатую историю», — сказал он.
-Музей на колесах-
Некогда символ послевоенного прогресса, теперь крымский троллейбус воплощает в себе причудливую смесь обаяния и упадка полуострова: старые модели выглядят так, как будто им место в музее, а не на дороге, а некоторые пассажиры везут скрипучий трамвай, построенный в Чехословакии, сказал, что они предпочли бы ездить на собственной машине.
«Их надо снять, чтобы люди могли ехать быстро, как в других странах», — сказал пассажир по имени Якуб, ехавший на заднем сиденье с большой спортивной сумкой недавним днем.
«Это занимает слишком много времени и продолжает трястись», — сказал он.
Но многие из вновь построенных моделей зачастую годятся только для города и не выдерживают ветреной горной дороги, поднимающейся на 752 метра над уровнем моря. По словам Заикина, украинскому заводу в западноукраинском городе Луцке пришлось разработать несколько тележек специально для номера 52.
Пока не ясно, будут ли в будущем российские или украинские модели приобретать фирма, хотя Заикин уже повесил в своем кабинете портрет Владимира Путина.
Он сказал, что уверен, что Москва разберется с этим — в конце концов, именно Москва заказала строительство маршрута в первую очередь.
Одно изменение было почти несомненным, сказал он: минимальная цена в 15 гривен (1,35 доллара США) обязательно вырастет.
Крым | Роблокс Rise of Nations вики
в: Страны, Страницы, использующие тег парсера DynamicPageList, Страны с населением менее 1 миллиона человек, и еще 3 Посмотреть источникКрым
Континент
ЕвропаТребуемый опыт
Множитель опыта
1x
Выпуски из
УкраинаГородской счет
2
Столица
Севастополь
Население
418 987
Потребители, требующие содержания
«> 0,41
Can Form
Крымское ханствоДоход ($)
147 833
Кадровый потенциал
60 000
Закон о призыве на военную службу
Волонтер
Стартовая идеология
Неприсоединившиеся
Масло
2
Крым — освобождение Украины, расположенное на Крымском полуострове в Европе. Его столица — город и бывшая крепость Севастополь. Полуостров имеет тысячелетнюю историю, он был частью многих исторических империй; от древней Греции и Византийской империи до римлян и Российской империи. Он начинался как несколько греческих колоний. У Крыма нет хоумгарда, так как он съемный.
Играть за Крым может быть непросто, так как вскоре после освобождения вы окажетесь в окружении нескольких огромных наций (Россия, Турция, Украина и т. д.), но этот опыт может оказаться довольно увлекательным.
Содержимое
- 1 Фон
- 2 Экономика и рабочая сила
- 3 Ресурсы
- 4 География
- 4.1 Биом
- 4.2 Города
- 4.3 Бордюры
- 5 Угрозы
- 6 Мелочи
Исходная информация
Следующее взято из Википедии, находящейся под лицензией CC-BY-SA 3.0. Вы можете просмотреть статью, она была взята отсюда.
Крым (до раннего Нового времени назывался Таврическим полуостровом) исторически располагался на границе античного мира и степи. Когда греки колонизировали его южные окраины, они были поглощены Римской и Византийской империями и государствами-преемниками, оставаясь в культурном отношении греками. Генуя контролировала некоторые города, пока их не завоевала Османская империя. В это время внутренние районы занимали степные кочевники. Крымское ханство возникло как правопреемник Золотой Орды в 14 веке. Ханство попало в зависимость от Османской империи в 15 веке. В это время набеги рабов были обычным явлением в России. После предыдущей войны с Турцией Российская империя аннексировала Крым в 1783 году.17 русской революции, стратегическое положение Крыма привело к Крымской войне 1854 года и множеству недолговечных режимов. Когда большевики захватили Крым, он стал автономной советской республикой в составе России. Во время Великой Отечественной войны Крым был понижен в статусе до области. В 1944 году крымские татары подверглись этнической чистке и депортации по приказу Иосифа Сталина, что было названо культурным геноцидом. СССР передал Крым Украине к 300-летию Переяславского договора в 1954 году. |
Экономика и рабочая сила
Республика Крым приносит скромный доход в размере 147 833 долларов США каждые 5 дней, что делает ее малой державой и занимает 154-е место в рейтинге. Его численность составляет 60 000 человек с увеличением на 273 человека каждые 5 дней.
Снято с охраны | Волонтер | Ограниченный | Расширенный | Обязательно |
---|---|---|---|---|
60 000 | 60 000 | 60 000 | 60 000 | 104 747 |
Ресурсы
Каждые 5 дней в Крыму добывается 2 единицы нефти, что очень хорошо представляет нефтяную промышленность полуострова (и его побережья).
География
Биом
Расположенный почти полностью на Восточно-Европейской равнине, Крым не покрыт уникальным биомом или ландшафтом, за исключением It usually appears during February and November in northern countries, however some areas get affected by Mild Winter during December and November.»> Мягкой зимы в период с декабря по январь. Крымские горы можно найти на юге полуострова, однако горного хребта в игре нет.
Города
После реконструкции в Крыму появилось два города: Севастополь (столица и крупнейший город) и Симферополь. Однако реальным административным центром является последний.
Границы
Крым только географически связан с Украиной через узкий Перекопский перешеек, протяженностью всего 5-7 км. Он граничит с Россией по Крымскому мосту с ограниченной функциональностью, который был самым длинным построенным мостом в Европе.
Угрозы
- Украина хочет вас реинтегрировать. ( ОБЫЧНЫЙ — НЕОБЫЧНЫЙ )
- России требуется Крым для образования Российской Империи или Советского Союза. ( ОБЩИЙ )
- Другие украинские высвобождаемые объекты могут захотеть воссоединить центральную часть страны.