Шерпы это: Шерпы | это… Что такое Шерпы?

Правила жизни непальского шерпы — Моя Планета

«Моя Планета» побеседовала с гидом из Непала и узнала, кто такие шерпы, и что для них важно в жизни.

Правила жизни

Пуринджи Шерпа, 30 лет, горный гид и оператор туров, Катманду, Непал

«За что я люблю горы? Я непалец. Я шерпа. Родился в Гималаях. Горы всегда улыбаются, несмотря на то что это всего лишь скалы»

Шерпы — коренной народ Гималаев, по-непальски мы говорим sherwa. Сегодня шерпы живут не только в Непале, но и по всему миру. Мир узнал о нас после того, как Тенцинг Норгей покорил Эверест вместе с Эдмундом Хиллари (В 1953 году Эверест впервые покорился людям — это были новозеландец Эдмунд Хиллари и непальский шерпа Тенцинг Норгей. — Прим ред.). Затем другие шерпы покорили другие горы. Мы известны своей древней историей и культурой.

Большинство шерпов работает в туристическом бизнесе, горными гидами и иногда носильщиками — другую работу найти очень трудно.

Слово «шерпа» стало нарицательным.

Но шерпы — это народность. У нас есть права, за которые мы все еще боремся с правительством.

У шерпов нет фамилий. Вместо фамилий берут само слово «шерпа». Зато у нас интересные имена, которые получаются из дней недели. В какой день человек появился на свет, такое имя ему и дают. Например, меня зовут Пуринджи, я родился в четверг (za phuru). Еще есть особенные дни, например полнолуние (chenga) и новолуние (namgang). И людей называют в честь луны.

Я живу в Катманду, а родился в деревне в районе Солукхумбу на востоке Непала. Мои родители, а также бабушки и дедушки — фермеры.

Эверест — это по-английски. В Непале гора называется Сагарматха. «Сагар» значит «видеть», а «матха» — «вершина». «Вершина мира». По-тибетски — Джомолунгма. Значение то же самое, потому что тибетский и непальский языки очень похожи. Мы говорим и так и так.

Международная пресса писала: «Эверест больше не хочет быть покоренным»

. Действительно, за последние годы в Непале погибло много людей из-за природных катастроф и недостаточной подготовки и опыта. Но в этом году 95% восхождений на Эверест были успешными. Надеюсь, так будет и дальше.

Раньше ходить в горы было намного опаснее. Сейчас у альпинистов и трекеров больше шансов выжить в трудных ситуациях. В Непале работают профессиональные гиды, инструкторы и спасательные команды. У них есть вертолеты.

Шерпы покоряли горы задолго до того, как в Гималаях появились альпинисты из других стран. В плане техники европейцы очень хороши, но на высоте шерпы лучшие. Мы живем в горах с детства.

Кто был первым на Эвересте: Эдмунд Хиллари или Тенцинг Норгей? Конечно, Тенцинг! Это ясно как день. Ему нужно было проложить тропу и провесить веревки до вершины. Затем он вернулся, чтобы подобрать Хиллари. Без веревок они бы не поднялись на вершину. Я знаком с сыном Тенцинга.

Я покорил множество гор. Самые высокие: Мера-Пик, 6476 м, в составе группы альпинистов из Сингапура. И Айленд-Пик, 6189 м, с группой из Великобритании. Мы провели больше часа на вершине. Выше 7000 никогда не поднимался.

Мечта всей жизни — покорить Монблан, 4809 м. Однажды я это сделаю.

Самое важное в работе горного гида — навыки альпиниста и знание гор. Без этого в нашей профессии невозможно.

За что я люблю горы? Я непалец. Я шерпа. Родился в Гималаях. Горы всегда улыбаются, несмотря на то что это всего лишь скалы.

Сколько экспедиций провожу в году? Я их не считаю. Иногда это две за сезон, иногда больше шести. Только что отправил группу в горы с другим проводником. Но если участники группы хотят, чтобы гидом был я, то тогда пойду с ними.

В свободное время я люблю путешествовать с семьей и слушать музыку.

Счастливая семья — та, где люди живут в достатке. И еще в Непале говорят: «Маленькая семья — счастливая семья». Но не всегда это возможно.

У меня небольшая семья. Мою жену зовут Сирджана Рай. Она из другой касты, не из шерпов. У нас есть дочка, ей шесть лет. Девочка пошла недавно в школу, она хочет стать доктором и не собирается покорять горы.

Непальцы — очень открытые люди с добрым сердцем. Они поприветствуют вас и пустят в свой дом, несмотря на то что дом может быть небогатым. Они будут рады поделиться тем, что имеют, и рассказать о своей жизни. У непальцев есть даже поговорка: «Атитиди бо баб» («Гость — это бог»).

Религия нам не помогает.

Мы просто верим в бога. Большинство шерпов — буддисты, и я уверен, что не все из них свободны от религии и могут быть теми, кем захотят. Но я тоже буддист.

Шерпы верят не только в Будду, но также в богов и демонов, которые населяют каждую гору, пещеру или лес. Природа — живая.

Кое-где Непал действительно похож на сказочную страну: ветхие дома, добрые люди, волшебная природа, интересные традиции… Но чтобы увидеть все это, придется поехать в деревню. Туристический Непал совсем другой.

У меня очень трудная работа. Чего бы я пожелал своим детям? Чтобы они не ходили в горы и никогда не занимались трекингом. Надеюсь, их будущее — более светлое, чем то, что есть у нас.

Архив 2016 года

На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации.

профессии

Непал

горы

Странные профессии прошлого

19 февраля 2023

16 784

Странные профессии прошлого

Их трудовыми орудиями были трубочка с горохом, книга, кнут, ошейник и топор. Кто они? Рассказываем о людях с необычными обязанностями

Забытые русские профессии: кого целовал целовальник

14 февраля 2023

34 406

Забытые русские профессии: кого целовал целовальник

О приятных моментах в работе фонарщика, огорчениях губных целовальников и опасностях профессии золотаря.

Продолжаем рассказывать о занятиях, которые позволяли нашим предкам обеспечивать себя, а теперь ушли в прошлое

Забытые профессии, или Как на Руси плевали за деньги

29 января 2023

30 214

Забытые профессии, или Как на Руси плевали за деньги

Лупить палкой по воде, причитать, метко плеваться, делить одну шкуру на множество хвостов и ловко рыться в мусорной куче — все эти странные занятия обеспечивали прожиточный минимум нашим предкам

Объявили людям войну? Банда косаток напала уже на третью яхту в Средиземном море

23 мая 2023

Каждый пятый человек на Земле будет жить в опасно жарком климате к концу XXI века

23 мая 2023

Обнаружена скрытая версия одной из глав Библии — ей больше 1500 лет

23 мая 2023

Спрос и цены на туры в Турцию, ОАЭ, Таиланд и Грузию: прогноз на сезон-2023

23 мая 2023

Самые большие электростанции в мире: топ -10

Живыми или мертвыми: редкие животные России

Самые большие стадионы в мире

Что такое вечная мерзлота и вечная ли она на самом деле

Самые большие рыбы России

Самые большие галактики во Вселенной — Топ-8

10 самых жарких мест на земле

свойства меха, отзывы о подкладка в одежде

Шерпа – мягкая красивая ткань, напоминающая внешне шерсть молодого ягненка. Материал создан искусственным способом, поэтому доступен по цене и применяется для производства моделей одежды, мягких игрушек, чехлов и для обивки мебели.

Чтобы иметь полное представление о материале, стоит ознакомиться с его характеристиками и особенностями. Ткань шерпа, что это, где применяется и какого требует ухода, узнаем подробно.

Содержание

  1. История происхождения
  2. Описание и тактильные свойства
  3. Тонкости производства
  4. Таблица с характеристиками
  5. Плюсы и минусы
  6. Применение
  7. Рекомендации в уходе
  8. Отзывы посетителей

История происхождения

Начало производства синтетической ткани, имитирующей натуральный мех, начато в конце XIX века в Британии. Примечательно, что это был один из первых экспериментов по созданию искусственного аналога, увенчавшегося успехом.

Свое название ткань получила от названия народа, проживающего в Непале и Индии, поблизости к Эвересту. Жители этих территорий носили верхнюю одежду из материала, внешне схожего на современную шерпу.

Изначально полотна изготавливали вручную. Позже процесс стал полностью автоматизированным. Лидерами в производстве ткани являются Китай и Южная Корея.

Описание и тактильные свойства

Популярные виды меха шерпа

Мех шерпа – это синтетическое полотно с имитацией меха на лицевой поверхности. На ощупь материал плотный, приятный, мягкий. Хорошо согревает. Изнаночная сторона – основа, внешне текстильное полотно сложного (трикотажного) переплетения. Ворс невысокий (12 мм.), густой. Фактура ткани хорошо видна на фото.

Алена Батаева

На вопросы ответит технолог швейного производства Алена Батаева. Напишите, я онлайн.

Задать вопрос

Материал обладает эластичностью, демонстрирует высокую стойкость к износу и истиранию. Окрашивают текстильные плотна преимущественно в базовые цвета: беж, черный, серый, молочный. Ткань однотонная. Для нее подходит сублимированная печать в качестве дополнительного декора.

Тонкости производства

Материал производят из синтетического сырья. Для создания основы используют тончайшие волокна полиэфира, которые получают путем прохождения через высокотехнологичные фильтры полиэстера.

Из полученной пряжи производят полотно, применяя сложное ткацкое переплетение. Для создания ворса волокна полиэфира шлифуют и вычесывают на специальном оборудовании. Затем под действием высоких температур и давления их «припаивают» к лицевой поверхности.

На заключительном этапе полотно окрашивают и сушат.

Таблица с характеристиками

Узнать, что это такое – шерпа помогут технические характеристики ткани, приведенные в таблице:

Характеристики Показатели
Тип сырьяСинтетическое
Состав100% полиэфир
НазначениеКурточная, пальтовая, обивочная
Тактильные свойстваПлотное, мягкое, эластичное волокно
Плотность, г./м2320
Стандартная ширина ткани, см.150
Способ ткацкого переплетенияСпециальное сложное
ВодоупорностьВыше средней
Гигроскопичность, %
1 – 5
Скорость впитывания влагиНиже средней
ВоздухообменМалый
ПаропроницаемостьСредняя
ИзносостойкостьВысокая
СторонаПравая лицевая
Способ окрашиванияОднотонные гладкокрашеные полотна
Устойчивость окраскиВысокая, не подвержена выгоранию
УсадкаОтсутствует
Способность накапливать статическое электричествоЗначительная
ПроизводительКитай, Ю. Корея
СтандартизацияГОСТ 28554 – 90
ЦенаДоступная от 600 руб за метр

Показать все свойства

Плюсы и минусы

У ткани шерпа масса преимуществ. Синтетический меховой материал непривлекателен для вредителей и бактерий, что определяет его высокие гигиенические свойства.

способность согревать и сохранять тепло;

мягкость;

плотность;

эластичность;

гипоаллергенность;

внешняя привлекательность;

простота в уходе;

долговечность;

широкая цветовая палитра;

доступная цена.

сложность в крое и шитье;

способность электризоваться;

Состав материала не является минусом, поскольку материя демонстрирует высокие потребительские качества и по основным свойствам не уступает натуральному меху.

Применение

Текстиль Sherpa сочетаем со многими натуральными материалами: замша, кожа, гобелен, лен, хлопок; и синтетическими: флис, лапша и др. Эта особенность позволяет создавать уютные практичные вещи, использовать шерпу как самостоятельный материал и в качестве подклада в верхней одежде.

Галерея изделий из меха шерпа

Из текстиля производят такие изделия:

[colonizator_col]

  • кофты, свитшоты, толстовки;
  • подкладки курток, пальто;
  • куртки, пальто;
  • ковры;
  • пледы, покрывала;
  • детская одежда;
  • прогулочные конверты для детей;

[/colonizator_col]

[colonizator_col]

  • игрушки;
  • сумки и рюкзаки;
  • обивка мебели;
  • в качестве декоративных элементов в пошиве обуви;
  • головные уборы.

[/colonizator_col]

Выбирая детское изделие из ткани, стоит учитывать, что подкладка из шерпы теплее флисовой.

Рекомендации в уходе

Что такое шерпа в одежде, знают многие. Чтобы сохранить привлекательность изделий и обеспечить им долговечность, нужно знать правила ухода:

Стирать вещи рекомендуется отдельно от других с добавлением гелевых средств при температуре 30 – 40 градусов. Нельзя использовать отбеливающие средства.

Отжим следует проводить бережно, на минимальных оборотах барабана.

Сушат вещи из шерпы при хорошей циркуляции воздуха, в расправленном виде. Изделие нужно развесить лицевой стороной (ворсом) вверх.

Нельзя гладить и отпаривать изделия из шерпы.

Для несъемной обивки и при сильных загрязнениях носимых вещей допустима химчистка.

Отзывы посетителей

Материал шерпа пользуется популярностью за эстетичность и гипоаллергенность. Доступная цена позволила многим домашним мастерицам преобразить интерьер. По отзывам потребителей ткань, используемую  в обивке мягкой мебели, сложно испачкать или испортить. Опасность для мехового ворса представляют домашние питомцы. Коготки могут повредить структуру полотна.

Карина Алексеевна

г. Рязань

─ Что такое шерпа, я знаю. Материал мягкий и теплый. Люблю свитшоты и худи из него. Ухаживать просто. Вещи всегда выглядят как новые.

Елизавета Дмитриевна

г. Подольск

─ Купила шерпу для детских костюмов. Нужно отметить, что ткань требует навыков в шитье. Разрезать материал пришлось с помощью лезвия, чтобы не состричь ворс. Если знать основные правила пошива, то можно самостоятельно создавать красивые теплые вещи, диванные подушки, игрушки для детей.

шерп Непала, история, культура, фестивали и еда шерпов

шерп Непала, история, культура, фестивали и еда шерпов

На тибетском языке Шар Па означает «люди, живущие на востоке», и через некоторое время этот разъясняющий термин стал известен группе людей шерпа.

Автор | Дипак Радж Бхатта Дата публикации:

Слово «шерпа» обычно используется для описания непальского гида или носильщика, работающего в районе Эвереста. Но в этом слове гораздо больше. Шерпы — это группа выходцев из Тибета, проживающих в высокогорных долинах у подножия Эвереста на северо-востоке Непала.

На тибетском языке Шар Па означает «люди, живущие на востоке», и через некоторое время этот поясняющий термин стал известен группе людей шерпа. Шерпы в Непале очень популярны как альпинисты и гималайские спортсмены.

Шерпы — непальская этническая группа, насчитывающая около 5 20 000 человек. Они известны своими альпинистскими навыками и отличной силой и волей на больших высотах. Термин шерпа или «шервани» происходит от слов shear (восток) и pa (люди) на языке шерпов, которые относятся к их географическому происхождению из восточного Непала. Большинство шерп живут в восточной части Непала.

Кастовая группа

Шерпы

Этническая принадлежность

Тибетская этническая группа

Язык

Шерпа, Непальский

Религия

Буддизм (большинство), индуизм, бон и христианство

Поселок

район Кхумбу

Общая численность населения

5 20 000 (на 2014 г. )

Крупные фестивали шерпов

Лосар, Мани Римду, Думджи

Основное занятие

Деятельность, связанная с горами

Шерпы основали храмы, где они исповедовали свои религиозные традиции. Тенгбоче был первым отдельным монастырем в Солу-Кхумбу. Шерпы также есть в Китае, Бутане, индийских штатах Сикким и северной части Западной Бенгалии, особенно в районе Дарджилинг.

Язык шерпов в основном сформировался из южной ветви тибетско-бирманского и представляет собой смешанный восточно-тибетский и центрально-тибетский диалект. Однако этот язык отделен от лхасского тибетского и не имеет смысла для носителей лхасского языка.

Таблица содержания

Таблица содержания

    content-box» data-toc-headings=»h3, h4,h5, h5,h6″/>

    История шерпа

    По мнению некоторых шерпов, это племя мигрировало в Непал из района Кхам в восточном Тибете более тысячи лет назад. Историки, однако, предполагают, что шерпы были скотоводами-кочевниками, которые были изгнаны со своей первоначальной родины в восточном Тибете войной между людьми где-то между двенадцатым и пятнадцатым веками нашей эры.

    Они мигрировали в район вокруг Тингри, но битва с местными жителями заставила их двинуться дальше в поисках новых пастбищ. Перейдя Гималаи, они мирно поселились на своей нынешней родине в северо-восточной части Непала.

    Шерпы были странствующими людьми, которые сначала поселились в районе Солукхумбу (Кхумбу), Непал. Согласно традиционной истории шерпов, четыре группы шерпов перебрались из Кхама в Тибете в Солукхумбу в разное время, в результате чего образовались четыре основные группы шерпов: Миньягпа, Тимми, Сертава и Чава.

    Эти четыре группы постепенно разделились на более чем 20 различных кланов, существующих сегодня. Религиозный конфликт буддизма Махаяны, возможно, способствовал миграции из Тибета в 13 и 14 веках и прибыл в регион Кхумбу в Непале.

    По мнению некоторых историков, шерпы Непала мигрировали из Тибета в Непал около 600 лет назад, сначала через Ронгшар на запад, а затем через перевал Нангпа Ла. Также предполагается, что группа людей из области Кхам, к востоку от Тибета, называлась «Шьяр Кхамба» (Люди изначально из восточного Кхама), а место, где они поселились, называлось «Шьяр Кхумбу».

    Со временем «Шьяр Хамба», жителей Шьяр Кхумбу, стали называть шерпами. С древних времен шерпы, как и другие коренные непальские племена кират, перемещаются из одного места в другое в пределах гималайского региона, выживая в качестве альпийских скотоводов и торговцев.

    Язык и религия шерпов

    Язык шерпов, называемый шерпа или шерпали, является тибетским диалектом, хотя он сильно заимствован из соседних языков. Он прочно принадлежит к тибето-бирманской ветви сино-тибетской языковой семьи. Шерпы используют для письма тибетский шрифт, однако в общении с другими людьми они используют непальский.

    Предки шерпов принадлежат к буддийской секте ньингмапа. Старейшая буддийская секта в Тибете, она делает упор на мистицизм и включает в себя шаманские практики и местных божеств, заимствованных из добуддийской религии Бон.

    Таким образом, помимо Будды и великих буддийских богов, шерпы также верят в многочисленных богов и демонов, которые, как считается, населяют каждую гору, пещеру и лес.

    Предполагается, что их можно умиротворить с помощью древних практик, вплетенных в ткань буддийской ритуальной жизни. Действительно, практически невозможно провести различие между практиками Бон и тибетским буддизмом.

    Многие великие гималайские горы почитаются как боги. Шерпы называют гору Эверест Джомолунгмой и поклоняются ей как «Матери Мира». Гора Макалу также почитается как божество Шанкара (Шивы). Каждый клан признает горы богами, которые являются их божествами-защитниками.

    Религиозные ценности шерпов в Непале

    Повседневными религиозными делами шерпов занимаются ламы (буддийские духовные лидеры) и другие религиозные деятели, живущие в деревнях. В некоторых деревнях лама крупным землевладельцем становится тот, кто готов жениться. Кто также руководит церемониями и ритуалами.

    Кроме того, шаманы (лхава) и прорицатели (миндунг) имеют дело со сверхъестественным и духовным миром. Они идентифицируют ведьм (поэма), действуют как рупор богов и духов и диагностируют болезни.

    Важным аспектом религии шерпов является монастырь или гомпа. В районе Солу-Кхумбу разбросано около двух десятков таких учреждений. Это общины лам или монахов (иногда монахинь), которые принимают обеты безбрачия и ведут изолированную жизнь в поисках истины и религиозного просвещения.

    Они пользуются уважением и поддержкой сообщества в целом. Их контакт с внешним миром ограничивается ежегодными праздниками, на которые приглашается публика, и чтением священных текстов на похоронах.

    Шерпы получают имена в зависимости от дня недели, в который они родились. Номенклатура шерпов часто осуществляется в соответствии с графиком дня в неделю. Например, люди, родившиеся в воскресенье-нима шерпа, понедельник-дава шерпа, вторник-мингма шерпа, среда-лхакпа шерпа, четверг-пурба, фура, фурба, пурба шерпа, пятница-пасанг шерпа, суббота-пемба шерпа.

    Крупные фестивали шерпов

    Основные праздники, которые отмечают шерпы, — Лосар, Думье и Мани Римду. Лосар приходится на конец февраля, что также знаменует собой начало Нового года по тибетскому календарю. Он отмечается большим количеством пиршеств и выпивки, танцев и пения, а также несколькими другими праздниками.

    Думдже — праздник процветания, крепкого здоровья и общего благосостояния шерпов Непала. В июле месяце, когда сельскохозяйственные работы завершены, торговые экспедиции в Тибет вернулись, а шерпы готовятся перевести свои стада на высокогорные пастбища, отмечается этот праздник. В течение семи дней шерпы посещают свои местные монастыри и возносят молитвы своим богам.

    Пиры и выпивка сопровождают все шерпские фестивали и праздники, кроме Нюнгне. Это покаяние за грехи, совершенные в течение предыдущего года. Три дня миряне воздерживаются от питья и танцев и даже могут пройти полный пост. Шерпы посещают гомпу, чтобы вместе с ламами читать священные тексты или повторять мантру «ом мани падме хум».

    Основная и главная мантра буддистов также начертана на молитвенных барабанах. У него много интерпретаций, однако одна из них — «Ом, Драгоценность Учения — в Лотосе Мира». Монахи и монахини соблюдают ограничения Нюнгне в течение двух недель.

    Лосар

    Лосар празднует Новый год шерпов. Шерпы следуют тибетскому календарю, и поэтому Новый год у них отличается от того, что отмечается в большинстве стран мира и даже в Непале (у которого также есть отдельный календарь). Представьте, что вы празднуете три Нового года в году. Лосар обычно приходится на февраль.

    Фестиваль длится 15 дней, но проходит довольно тихо по сравнению с другими праздниками в Гималаях Непала. В это время семьи убирают свои дома и молятся на удачу. Вы также увидите песни и танцы, пиршества и соревнования по стрельбе из лука.

    Мани Римду

    Мани Римду — это девятнадцатидневный фестиваль, который обычно приходится на октябрь или ноябрь. В то время как большая часть фестиваля отмечается с семьей, последние три дня отмечаются публично. Если вам случится отправиться в поход к базовому лагерю Эвереста (или аналогичный в этом регионе), вы сможете увидеть знаменитых танцоров в масках в монастыре Тенгбоче.

    Как познакомиться с культурой шерпов?

    Лучший способ познакомиться с культурой шерпов — совершить поход в районе Кхумбу (Эверест). Наймите гида-шерпа и задавайте как можно больше вопросов. Остановитесь в чайханах шерпов и познакомьтесь с владельцами. Шерпы очень приветливые люди и привыкли к туристам. Они более чем готовы поделиться с вами своей культурой, если вы их спросите.

    The Sherpa Hospitality

    Самым важным правилом гостеприимства шерпов является то, что посетитель не должен покидать дом голодным или без напитка. Гостей угощают тибетским чаем или пивом. Посетителям с высоким статусом будет предложена закуска или даже полноценный обед. В отличие от некоторых общин в Южной Азии, гости в домах шерпов имеют полный доступ как на кухню, так и в место, отведенное для богослужений.

    Одежда — культурный атрибут

    Платье шерпа похоже на то, что носят тибетцы. И мужчины, и женщины носят длинные майки поверх штанов, сделанных из шерсти. Поверх этого они носят толстую грубую одежду с запахом (баху), которая доходит ниже колен и застегивается сбоку. Вокруг талии пояс. И мужчины, и женщины носят высокие шерстяные сапоги со скрытой подошвой.

    Верх обуви окрашен в темно-бордовый, красный и зеленый (или синий), а сапоги завязаны цветными подвязками. Необычной особенностью женской одежды являются разноцветные полосатые фартуки, которые надевались для прикрытия передней и задней частей тела ниже талии.

    Как замужние, так и незамужние женщины носят задний фартук, а передний фартук носят только замужние женщины. Различные украшения и характерная кепка, называемая ашьямаху, завершают наряд женщины-шерпа.

    Праздники и еда в сообществах шерп

    В рационе шерпов преобладают продукты, содержащие крахмал, а также овощи, специи и иногда мясо. Кроме того, шерпы пьют тибетский чай (чай, который подают с солью и маслом) во время всех приемов пищи и в течение дня. Типичный завтрак состоит из тибетского чая и нескольких чашек каши, приготовленной с добавлением цампы, обжаренной муки, воды, чая или молока.

    Обед едят поздно утром и могут включать вареный картофель, обмакенный в молотые специи. Иногда тугое тесто из смеси злаков (сэн) едят с жидким соусом из специй и овощей или мяса, если оно есть.

    Типичным обедом является тушеное мясо (шакпа), состоящее из шариков из теста, картофеля и овощей. Молочные продукты, особенно масло и творог, важны в рационе шерпа. Шерпы едят мясо, но, как практикующие буддисты, сами не убивают животных.

    Семейная жизнь шерпов в Непале

    Общество шерпов разделено на ряд кланов, называемых ру. Человек обязан жениться за пределами своего клана. Хотя рейтинга отдельных кланов нет, они делятся на две группы: хадеу и хамендеу. Первый имеет более высокий статус, и любой, кто вступает в брак с представителями более низкой группы, теряет это положение.

    Шерпы сами выбирают партнеров для брака. Брачный процесс – длительный процесс, который может растянуться на несколько лет. После помолвки юноша имеет право жить со своей невестой в доме ее родителей. Эта договоренность может продолжаться в течение нескольких лет, в течение которых отношения могут быть разорваны.

    Как только соответствующие семьи считают, что брак будет успешным, проводится церемония, официально подтверждающая обсуждение брака. Прежде чем будет назначена дата свадьбы, может пройти еще несколько месяцев или даже лет.

    Семьи шерпов невелики по стандартам Южной Азии. Нуклеарная семья является нормой в обществе шерпов, где домохозяйства состоят из родителей и их неженатых детей. Предполагается, что новобрачный сын получит дом после заключения брака.

    Интересно, мужчина не возвращается домой, пока у него не родится ребенок; он живет со своими родственниками до тех пор, пока его жена не родит. Большинство браков моногамны, хотя братская полиандрия (иметь более одного мужа) разрешена и даже считается престижной. Согласно этой практике, два брата женятся на одной и той же женщине. Разводы среди шерпов довольно часты.

    Видеоблог о шерпах Непала

    Часто задаваемые вопросы
    • Живут ли шерпы на Эвересте?

      Большинство шерпов – жители гималайского пояса. Шерпы очень популярны среди любителей альпинизма и скалолазания в районе Кхумбу в Непале. Есть шерпы, которые известны своим пожизненным вкладом в деятельность, связанную с альпинизмом. Некоторые шерпы мигрировали в развитые районы, такие как долина Катманду. А некоторые шерпы проживают в зарубежных странах как непальцы без проживания.

    • Кто-нибудь поднимался на Эверест без шерпа?

      Было несколько одиночных восхождений на Эверест без шерпа. Однако без шерпа представить альпинизм на Эвересте просто невозможно. Многие экспедиции в горы возглавляют опытные шерпы.

    • Каковы основные фестивали шерпов?

      Главные праздники шерпов — Лосар, Думдже и Мани Римду. Эти фестивали пользуются большой популярностью в гималайском поясе Непала.

    БЛОГИ И ПУТЕШЕСТВИЯ

    наш личный опыт путешествий по Гималаям

    Трагедия и стойкость среди шерпов

    Гора Эверест — вершина приключенческого туризма. Для шерпов Кхумбу это одновременно и средства к существованию, и источник невыразимых страданий.

    Сидя на деревянной скамье с видом на Намче-Базар, отдаленный горный городок на северо-востоке Непала, я наблюдал, как караван мулов, несущих газовые баллоны для приготовления пищи, направляется к главной дороге.

    900:02 Был поздний полдень, и на безоблачном ноябрьском небе были видны высокие пики Конгде Ри, обрамляющие город с запада, и Тамесеркху с востока во всей их красе.

    Вид на гималайскую деревню Намче Базар — главный центр региона Кхумбу, где проживает народ шерпа © Adisorn Fineday Chutikunakorn / Getty Images

    Намче — самый большой город в регионе Кхумбу, где находится Эверест. С тех пор как на гору впервые поднялись Тенцинг Норгей, уроженец Кхумбу, и сэр Эдмунд Хиллари из Новой Зеландии в 1953, Эверест в одиночку превратил регион в центр туризма. Кхумбу также является домом для крупнейшего в Непале населения шерпов, этнической группы с корнями в Восточном Тибете.

    После того первого восхождения на Эверест сотни этнических шерпов из этого региона стали работать носильщиками, поварами и проводниками в альпинистских экспедициях. Неотъемлемая роль шерпов в индустрии альпинизма и треккинга Непала сделала термин «шерпа» синонимом персонала экспедиции, хотя не все «шерпы» являются этническими шерпами.

    Я хотел отправиться в этот регион из своего дома в Катманду, чтобы пролить свет на истории шерпов, которые так часто затмеваются рассказами иностранных альпинистов и отдыхающих.

    Город для альпинистов

    Небольшой самолет приземляется в аэропорту «Тенцинг-Хиллари» в базовом лагере Эвереста Луклы © Doctor J / Getty Images

    Самый популярный способ добраться до Намче — это сесть на небольшой винтовой самолет и прилететь в Тенцинг Луклы. Аэропорт Хиллари (высота 2860 м) из Катманду. Аэропорт, который часто называют самым опасным аэропортом в мире, имеет взлетно-посадочную полосу длиной всего 527 метров. К югу от взлетно-посадочной полосы находится крутой 600-метровый обрыв в долину внизу, а к северу — крутые горы, не оставляющие пилотам права на ошибку. Поскольку в этом районе нет автомобильных дорог, чтобы передвигаться, нужно быть готовым идти пешком. 19Километровая пешеходная тропа от Луклы до Намче извивается вверх и вниз по обрывистым холмам, покрытым соснами и рододендронами, мимо сонных деревень шерпов.

    Для города, где все, от плитки для ванной до риса, нужно доставлять самолетом из Катманду, а затем перевозить на спинах носильщиков и животных, Намче на удивление хорошо оборудован. На узких улочках города расположены кафе, где подают капучино и свежую выпечку. В ресторанах есть гамбургеры, бирьяни, пицца и путин. Есть банки и поликлиники. В магазинах продаются как подделки, так и настоящие куртки North Face, которые стоят в два раза больше месячной зарплаты среднего непальца.

    19-километровая пешеходная тропа из Луклы в Намче извивается вверх и вниз по холмам, поросшим соснами и рододендроном, мимо сонных деревень шерпов. © Моника Деупала / Lonely Planet

    мулы, чтобы доставить товары сюда», — сказал Пасанг Церинг Шерпа, владелец Sherpa Barista, кафе, где подают вкусный черничный яблочный пирог и шоколадный пирог с грязью. «Здесь, в Намче, вести бизнес нелегко, но по сравнению с тем, чем зарабатывал на жизнь мой отец, мне гораздо легче».

    Как и многие представители его поколения, отец Пасанга когда-то работал носильщиком в альпинистской и туристической экипировке. «В то время у людей было мало вариантов, кроме как работать носильщиками, чтобы заработать немного денег, — сказал он, — но именно эти с трудом заработанные деньги помогли заложить основу шумного Намче, который вы видите сегодня».

    Пасанг Церинг Шерпа, владелец Sherpa Barista, кафе, где подают восхитительный черничный яблочный пирог и шоколадный пирог с грязью © Моника Деупала / Lonely Planet гостеприимство, например, чтобы быть более прибыльным путем. Кроме того, это намного безопаснее.

    Глубже в горы

    После двух дней в Намче я отправился на запад в деревню Таметенг. Тропа началась с короткого, но крутого подъема, и высокие деревья рододендронов быстро уступили место низкорослым кустам можжевельника. Я приближался к концу линии деревьев.

    Я направлялся в Таметенг в надежде встретить шерпа Анга Нгими (в Непале принято сохранять название этнической группы в качестве фамилии). Альпинизм исторически давал людям из региона Кхумбу столь необходимую работу, но не без цены. Всего за более чем сто лет экспедиций на Эверест погибло 312 человек: 99 из них — или треть от общего числа погибших — были шерпами. В апреле 2014 года муж Анг Нгими был одним из шестнадцати шерпов, погибших, когда лавина прокатилась по печально известному ледопаду Кхумбу на Эвересте. На момент смерти отец четверых детей уже шесть лет работал гидом по скалолазанию.

    Деревня Таметенг расположена среди крутых непальских скал © Monika Deupala / Lonely Planet

    Я прибыл в деревню Теме (3800 м), где должен был провести ночь. Расположенная в широкой плоской долине, деревня расположена у подножия гор Конгде Ри (6187 м) и Тенгканпоче (6550 м). От Таме до деревни Таметенг можно дойти всего за 20 минут.

    Когда я достиг вершины холма, разделяющего деревни Тхаме и Тхаметенг, мужчина, представившийся шерпой Ками Рита, показал нам дорогу к дому Анг Нгими. 40-летний Ками рассказал нам, что начал работать носильщиком, когда ему было всего 16 лет, и что в апреле 2021 года он в тринадцатый раз поднялся на Эверест. многие, такие как Ками, возвращаются с гор в свои деревни и помогают своим семьям в полях и ухаживают за яками.

    Добравшись до дома Анга Нгими, я обнаружил, что дверь заперта. Мое сердце замерло. Многие, кого я встречал в ее деревне, говорили нам, что она, возможно, уже уехала в другую деревню в горах пасти своих яков.

    Анг Нгими Шерпа в темно-серой чупе, традиционной одежде, которую носят представители многих этнических групп, проживающих в горных районах Непала © Моника Деупала / Lonely Planet

    дом. Это был Анг Нгими. На ней была темно-серая чупа, традиционная одежда, которую носят представители многих этнических групп, проживающих в горных районах Непала.

    Она сказала, что у нее нет времени на разговоры – она слышала, что ее сын болен в школе в Намче. «В этой деревне нет сотовой связи, поэтому мне нужно пойти куда-нибудь еще, чтобы позвонить», — сказала она. «Если он очень болен, я немедленно уеду в Намче».

    «Не слишком ли поздно отправляться в Намче?» — спросил я, отметив, что до него 4 часа пути. Но она уже исчезла ниже по холму.

    Когда я, наконец, поймал Анг Нгими, она стояла возле одного из многочисленных лоджей в этом районе, построенных для того, чтобы предлагать еду и простые комнаты туристическим группам. Она пришла воспользоваться их телефоном, единственным в деревне. Когда она увидела, что я иду, она вытерла слезы и улыбнулась. У ее сына была лишь легкая лихорадка — она могла подождать до утра, чтобы отправиться в Намче.

    Получите больше вдохновения для путешествий, советов и эксклюзивных предложений, отправленных прямо на ваш почтовый ящик с нашим еженедельным информационным бюллетенем .

    Встреча с вдовами Эвереста

    За чашкой сладкого чая с молоком в ярко освещенной столовой лоджа Анг Нгими рассказала мне, как она в одиночку вырастила своих четверых детей, которым сейчас 20, 18, 16 и 14 лет. 

    Анг Нгими Шерпа вырастила четырех сыновей после смерти мужа, зарабатывая на жизнь продажей картофеля © Monika Deupala / Lonely Planet

    «Мне никогда особо не нравилось, что мой муж работал альпинистом», — сказала она. «Каждый раз, когда он уезжал в альпинистские экспедиции, я так переживала и беспокоилась о его безопасности, что не могла спать по ночам».

    Она сказала, что после смерти мужа она получила один миллион рупий (около 8370 долларов США) в качестве страхового возмещения. Alpine Ascents, компания, нанявшая ее мужа, также спонсировала образование ее детей. После катастрофического весеннего сезона восхождений на Эверест 2014 года, в результате которого погибли 16 альпинистских гидов, правительство увеличило обязательную минимальную страховую сумму для шерпов на Эвересте до 1,5 миллиона рупий с 1 миллиона рупий.

    Под горами Непала развеваются молитвенные флаги © Моника Деупала / Lonely Planet

    Даже с помощью внезапная потеря дохода ее семьи означала, что Анг Нгими должна была использовать любые небольшие возможности, которые попадались ей на пути, чтобы зарабатывать деньги в этих отдаленных пустынных горах.

    «Я выращиваю и продаю картошку, хожу в горы косить траву, которую продаю семьям, занимающимся животноводством, и забочусь о своих яках. Во время сезона восхождений я также вожу свой поезд с яками и перевозю грузы в базовый лагерь Эвереста», — сказал Анг Нгими. «Это сложно, но когда жизнь в этих горах никогда не была сложной?»

    Анг Рику Шерпа в гостевом доме, которым она теперь управляет одна, говорит, что последние два года были особенно тяжелыми из-за отсутствия туристов © Моника Деупала / Lonely Planet

    Я начала путь из Таме в Тамо поздно утром и прибыла поздно днем . Я устроился на обед в лодже Mt Everest Camp 2, заведении, которым управляет 70-летний шерпа Анг Рику. Муж Анг Рику тоже был на Эвересте в 2014 году, когда на него обрушилась смертельная лавина. Его тело так и не нашли.

    Судьбоносная экспедиция на Эверест 2014 года должна была стать последней экспедицией мужа Анг Рику, после чего он планировал уйти на пенсию и вместе с женой управлять домиком.

    Анг Рику теперь один управляет домиком, делая все, от готовки до уборки. В зависимости от сезона в маленьком саду перед ее домом ей выращивают морковь, картофель, цветную капусту, редис или тыкву. На обед она собрала шпинат и морковь со своего огорода и приготовила овощное карри.

    Шерпа Анг Рику на кухне домика, которым она управляла вместе со своим мужем перед его смертью в 2014 году © Моника Деупала / Lonely Planet

    «Мы с мужем должны были управлять этим местом вместе, а теперь я делаю это одна. Иногда становится очень одиноко», — сказала она, начиная плакать. «Легче, когда в лодже есть туристы. Но за последние два года, когда в регион приезжает очень мало туристов, у меня появилось гораздо больше свободного времени. Я скучаю по нему больше в эти дни. Но жизнь должна продолжаться до тех пор, пока она не остановится, верно?

    В ресторане и лодже Таши Деле, через дорогу от лоджа Анг Рику, я встретил шерпа Лхамо Чоки. Ее муж пропал без вести после схода лавины возле вершины Барунце (7162 м) в 2010 году. Имея 19 вершин Эвереста, он был известным альпинистом, и его смерть потрясла сплоченное сообщество альпинистов Кхумбу. У него осталось двое сыновей, которым сейчас 24 и 22 года.

    Лхамо Чоеки Шерпа сидит в дверях своего гостевого дома, ресторана и лоджа Таши Деле © Моника Деупала / Lonely Planet

    Лхамо, спокойная и тихая женщина, настояла, чтобы мы сначала что-нибудь выпили, прежде чем говорить. Она также просила, чтобы я не спрашивала ее о подробностях смерти ее мужа. Было ясно, что горе все еще глубоко.

    Она рассказала мне, что когда ее муж был жив, они жили в Катманду, где ее дети ходили в школу. Сегодня она обходится сторожкой и продажей картошки в межсезонье. Один из ее сыновей отправляет деньги обратно из США, куда он переехал на стипендию в 2018 году9.0003

    Перед отъездом я спросил Лхамо, что она вообще думает об альпинизме как о профессии.

    Шерпа Лхамо Чоэки размышляет о том, какой ущерб альпинизм принес сообществу © Моника Деупала / Lonely Planet

    «Я понимаю, что у людей есть принуждение, которое заставляет их работать в горах, но эта профессия приносит семьям много душевных и эмоциональных страданий, и в худшем случае — невыносимое горе», — сказала она.

    Непальский альпинист осваивает Гималаи

    От горя к триумфу

    Но есть еще шерпа Нима Дома, уроженец деревни Кхумджунг, одной из крупнейших деревень в районе Кхумбу. Я встретил Ниму в Катманду перед поездкой в ​​регион Кхумбу. Ее муж также погиб во время экспедиции на Эверест в 2014 году.

    «Его смерть полностью сломала меня, — сказала она. «Несколько непальских и иностранных журналистов брали у меня интервью, и я сказал им, что никогда больше не буду смотреть на горы».

    Шерпа Нима Дома покорила Эверест с другой вдовой в мае 2019 года., воплощая мечту своего мужа © Моника Деупала / Lonely Planet

    Через два года после его смерти Нима переехала в Катманду, чтобы быть ближе к своим детям, которые ходили в городские школы. В 2017 году, не найдя профессиональных возможностей вдали от гор, она начала работать гидом в треккинге.

    «Работая гидом в походах, я начала думать о мечте моего покойного мужа покорить Эверест», — сказала она. «Он умер, не успев осуществить эту мечту, и я подумал, что лучший способ почтить его память — это восхождение на Эверест, и поэтому я начал готовиться к этому». 

    После нескольких месяцев тренировок — как физических, так и психологических — в мае 2019 года Нима и еще одна вдова альпиниста достигли вершины самой высокой горы в мире.

    В мое последнее утро в Намче я проснулся рано и прогулялся по городу в последний раз. Большинство магазинов по-прежнему были закрыты. Полусонные рабочие были заняты подготовкой своих ресторанов к встрече туристов, прибывающих на завтрак. В одном из узких переулков я наблюдал, как пожилая женщина наклонилась и сожгла листья можжевельника — ежедневный ритуал шерпов.

    Молодой монах учится в монастыре Теме © Моника Деупала / Lonely Planet

    На обратном пути в Луклу я встретил группу подростков-шерпов, возвращающихся домой из школы. Я спросил их, кем они хотят стать, когда вырастут. Один сказал, что хочет стать врачом; другой сказал учитель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *