Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах —
Русская Православная Церковь
14 Июль 2019
15 сентября 2019 года в нашей Воскресной школе начинается очередной учебный год. К занятиям приглашаются все желающие. В школе две группы для взрослых и детей. Вниманию учащихся предлагаются следующие предметы: «Закон Божий», «Введение в Литургику», «История Древней Церкви», «Священное Писание», «Церковный рисунок». Прошение о приёме можно оставить в церковной лавке.
09 Июль 2019
21 июля, в Воскресенье , после Литургии, в 11.30 , в Лектории храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах состоится очередная лекция по курсу «История Священного Писания» : «БИБЛИЯ в РОССИИ: от Елизаветинского издания до Синодального перевода». Ведущий : Аркадий Малер, философ, публицист, член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Вход свободный.
-
hram-troicy.prihod.ru
Пророчества преподобного Серафима Вырицкого — Церковь Успения Богородицы » АНАЛИТИКА » Церковь Успения Богородицы
«Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой — настанет царство лжи и зла»…
.
В летописи деяний современных подвижников благочестия совершенно особое место занимают подвиги святого преподобного Серафима Вырицкого.
.
Благочестивейший православный мирянин, по послушанию приуготовлявший себя к монашеской жизни под руководством опытных духовных наставников в течение сорока лет; инок-исповедник, принявший монашеский постриг в годы открытых гонений и всего за шесть лет прошедший путь от послушника-пономаря до духовника крупнейшей в России обители, под окормлением которого находился целый ряд выдающихся иерархов Русской Православной Церкви; великий старец, который на деле исполнил святоотеческий завет: “Стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя…”, – вот основные этапы жизненного пути святого Серафима Вырицкого.
.
Грозный 1917 год… Господу угодно ниспослать России тяжкие испытания… “Кругом измена, и трусость, и обман…” Уже в это время многие состоятельные люди из числа дворянства, интеллигенции и купечества переводят свои капиталы за границу и покидают Россию, надеясь пережить смутные времена за рубежом.
В это время известный петербургский купец Василий Николаевич Муравьев (так звали в миру преподобного Серафима Вырицкого), занимавшийся торговлей пушниной, совершает неизъяснимый для обычного человеческого разума поступок – он закрывает свое дело, наделяет щедрыми пособиями всех своих служащих, а основные капиталы жертвует на нужды Александро-Невской Лавры, Воскресенского Новодевичьего женского монастыря в Петербурге, Иверского Выксунского женского монастыря в Нижегородской губернии, основанного его духовным отцом, иероманахом Варнавой- старцем Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, и других обителей.
Василий Николаевич обладал высокоприбыльным предприятием. Русская пушнина пользовалась большим спросом на западном рынке. Его контора торговала в Австрии, Германии, Дании, Англии, Франции и даже в Нью-Йорке. Не помешала ему и первая Мировая война – обладая исключительными способностями, Василий Николаевич продолжал успешно вести свои коммерческие дела.
Его знали в европейских столицах – Вене, Берлине, Варшаве, – которые он посещал по роду своей деятельности. Успех и слава, богатство и красота, телесное здравие и крепкая семья – вот те земные ценности, о которых в миру многие только мечтают, и которыми наделил Господь от щедрот Своих супругов Муравьевых. Да не только наделил, но и испытывал…
.
.
Василий Николаевич Муравьев
Казалось бы ничего не мешало Василию Николаевичу вложить свои капиталы в какое-либо прибыльное дело за рубежом и, благополучно покинув пределы России, обосноваться со своей семьей где-нибудь на западе, следуя примеру многих знакомых ему людей. Все это обещало бы спокойную и безмятежную жизнь.
.
Однако, для Василия Николаевича Муравьева такого выбора не существовало – он всегда был готов разделить любые испытания с горячо любимой Отчизной и своим народом, тем более, что Господь уготовил ему назначение особое …
Сам Господь указывает на свободное волеизъявление души человеческой: ” Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною “(Мф.19,21). ”Если хочешь…” – вот слова Спасителя, на которые верный раб Божий Василий уже многократно ответил в сердце своем: ” Хочу, Господи!”.
.
Высочайшего мужества и непоколебимой веры требовал в ту пору поступок, который он совершает. Отвергнув все прелести мира сего, по обоюдному согласию с женой, принимает он бесповоротное решение всецело посвятить себя служению Единому Богу – молитвенному подвигу. Близится исполнение заветного его стремления к принятию монашества, которое носил он в себе всю предыдущую жизнь…
.
Свершилось! 16/29 октября 1920 года в церкви Святого Духа Александро-Невской Лавры “Брат наш постригает власы главы своея, во знамение отрицания мира и всех, яже в мире, и во отрезание своея воли и всех плотских похотей, во имя Отца и Сына и Святаго Духа …” с наречением имени Варнава (в схиме Серафим).
.
И тогда же была пострижена в монашество в Воскресенском Новодевичьем монастыре Петрограда его верная супруга и сподвижница Ольга Ивановна Муравьева с наречением ей имени Христина (в схиме Серафима).
В 1920 году приняв монашество в Александро-Невской Лавре, затем старец иеросхимонах Серафим стал ее духовником. С 1930 года, с началом тяжелой болезни, и до своей кончины в 1949 году жил в Вырице.
Время старческого служения вырицкого подвижника пришлось на период кровавого богоборчества, Великой Отечественной войны, послевоенной разрухи и возрождения.
С началом Великой Отечественной войны старец усилил подвиг моления на камне – стал совершать его ежедневно. К тому времени болезнь очень сильно его ослабила и он практически не мог передвигаться без посторонней помощи. К месту моления его вели под руки, а иногда просто несли, вспоминают близкие. Молился о. Серафим столько, насколько хватало сил – иногда час, иногда два, а порою и несколько часов кряду. Отдавал себя всецело, без остатка – это был воистину вопль к Богу!
Верим, что молитвами таких подвижников выстояла Россия и был спасен Петербург. Невзирая на холод и зной, ветер и дождь, настойчиво требовал старец помочь добраться ему до камня; невзирая на многие тяжкие болезни, продолжал он свой непостижимый 1000-дневный подвиг. Так, изо дня в день, в течение всех долгих изнурительных военных лет, возносил свои молитвы о спасении Отечества старец Серафим Вырицкий.
.
И все эти годы отец Серафим самой своей жизнью свидетельствовал о Христе, внеся неизмеримый вклад в сохранение Православия как основы основ существования русского народа, приводя ко спасению неисчислимое количество душ.
За любовь к людям Господь даровал вырицкому подвижнику великую духовную мудрость, слово врачевания немощных душ, слово истинного провидения и пророчества. Как при жизни, так и после успения батюшка помогал и помогает всем обращающимся к нему.
Старец иеросхимонах Серафим отошел к Вечности 3 апреля 1949 г. Град небесный – горний Иерусалим – распахнул свои врата пред новым небожителем, навсегда приняв его в свои Божественные чертоги.
.
.
Могила старца Серафима в Вырице, 90-е годы
.
“Приходите ко мне на могилку, как к живому, разговаривайте, как с живым, и я всегда помогу вам”, – многим говорил в свое время вырицкий старец.
.
.
Часовня над могилой преподобного Серафима Вырицкого
.
В 2000 году Серафим Вырицкий был причислен к лику святых Православной Церкви. Множество паломников едет в Вырицупоклониться преподобному и получить от него помощь. В Вырице около Храма в честь иконы Божией Матери Казанской, находится Часовня над могилой преподобного Серафима Вырицкого.
.
.
Надгробие прп. Серафима Вырицкого
.
.
.
.
Пророчества преподобного Серафима Вырицкого
/
На вопрос своего духовного сына о будущем России, старец предложил ему посмотреть в окно, выходящее на Финский залив. Тот увидел множество плывущих под разными флагами кораблей. – Как это понять? – спросил он у батюшки.
Старец ответил:
“Наступит такое время, когда будет в России духовный расцвет…
Откроются многие храмы и монастыри, даже иноверцы будут к нам приезжать креститься на таких кораблях. Но это не надолго – лет на 15, потом придет антихрист.”
Говорил, что когда Восток наберет силу, все станет неустойчивым. Число – на их стороне, но не только это: у них работают трезвые и трудолюбивые люди, а у нас такое пьянство…
Еще рассказывали, как старец говорил:
“Восток будет креститься в России. Весь мир небесный молится о просвещении Востока. Наступит время, когда Россию станут раздирать на части. Сначала ее поделят, а потом начнут грабить богатства. Запад будет всячески способствовать разрушению России и отдаст до времени ее восточную часть Китаю. Дальний Восток будут прибирать к рукам японцы, а Сибирь – китайцы, которые будут переселяться в Россию, жениться на русских и в конце концов хитростью и коварством возьмут территорию Сибири до Урала. Когда же Китай пожелает пойти дальше, Запад воспротивится и не позволит.
Многие страны ополчатся на Россию, но она выстоит, утратив большую часть своих земель. Это война, о которой повествует Священное Писание и говорят пророки, станет причиной объединения человечества. Люди поймут, что невозможно жить так дальше, иначе все живое погибнет – это будет преддверие воцарения антихриста. Потом наступит гонение на христиан, когда будут уходить эшелоны в Россию из городов, надо спешить попасть в число первых, так как многие из тех, кто останутся, погибнут. Наступает царство лжи и зла. Будет так тяжело, так плохо, так страшно, что не дай Бог дожить до того времени. Мы-то с вами не доживем”.
Вскоре после окончания Великой Отечественной войны отцу Серафиму сказали:
– Дорогой батюшка! Как хорошо теперь стало – война кончилась, зазвонили колокола в церквах…
Старец на это отвечал:
– Нет, это еще не все. Еще будет страху больше, чем было. Вы еще встретите ее (войну)… Кто только выживет? Кто только жив останется? Но кто жив останется – какая будет у того хорошая жизнь…
Если бы люди всего-всего мира, все до единого человека, в одно и то же время встали бы на колени и помолились Богу хотя бы только пять минут о продлении жизни, дабы даровал всем Господь время на покаяние. Если русский народ не придет к покаянию, может случиться так, что вновь восстанет брат на брата.
“Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества.
С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой – настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, а спастись можно будет только скорбями и болезнями. Гонения же будут принимать самый изощренный, непредсказуемый характер. Страшно будет дожить до этих времен.”
Очень любил старец молодежь. В то время молодые люди почти не ходили в церковь, и он так радовался, когда они приходили к нему. Старец говорил об огромной роли молодых в будущем возрождении Церкви. Он говорил, что наступят времена (и уже наступают!), когда развращение и упадок нравов молодых достигнут последних пределов. Почти не останется нерастленных. Они будут считать, что им все дозволено для удовлетворения прихотей и похотей, ибо будут видеть свою безнаказанность. Станут собираться в компании и банды, воровать, развратничать.
Но придет время, когда будет глас Божий, когда поймет молодежь, что так жить дальше невозможно, – и пойдут к вере разными путями, усилится тяга к подвижничеству. Те, кто были до того грешниками, пьяницами, наполнят храмы, почувствуют великую жажду к духовной жизни. Многие из них станут монахами, откроются монастыри, церкви будут полны верующих. Тогда пойдут молодые в паломничество по святым местам – славное будет время! То, что сейчас грешат, – так горячее каяться будут. Как свеча перед тем, как погаснуть, ярко вспыхивает, озаряя все последним светом, так и жизнь Церкви. И это время близко.
“Сколько Господь дал благодати России – какие леса, озера, реки, недра земли богатые. Но живем мы без Бога, а земля – она мать, она нам хлеб дает и жизнь. Враги наши и богоборческая власть долго не дадут людям возвратиться к земле. Можно и накормить всех, и все устроить, но врагам невыгодно – им страшна Россия возрожденная. И все же Россия будет жить от своей земли”.
“Спасение миру – от России, а Петербург станет духовным центром страны. Еще будут великие события в России – открытие и прославление мощей в Петербурге – радость великая для всего мира. Вырица будет местом паломничества, и откроют здесь монастырь”.
После войны старец говорил духовной дочери:
“Наступит время, когда вновь пойдет крестный ход из Казанского собора в Лавру. Ты дождешься”. Трудно было поверить в это, но ныне все исполнилось. Всем православным памятен крестный ход в Лавру с новообретенными мощами преподобного Серафима Саровского.
“Иерусалим станет столицей Израиля, а со временем он должен стать столицей мира. Ибо это истинный центр Земли, там был распят и воскрес Спаситель мира”.
Говорил отец Серафим близким о будущем своем прославлении, но добавлял при этом: “Не спешите выкапывать мое тело. Предоставьте все Господу… Не хочу, чтобы моим телом торговали”.
Преподобный Серафим Вырицкий. Акафист и житие. Изд. Братства Святителя Алексия. 2002. Составитель Александр Трофимов. Одобрено Издательским Советом Московского Патриархата. Стр. 82-87.
Источник
Поделитесь с друзьями:
Find more like this: АНАЛИТИКА
klin-demianovo.ru
Преподобный Серафим Вырицкий. «Всему свое время»
Содержание статьи
Серафим Вырицкий
3 апреля – память преподобного Серафима Вырицкого.
…В ту ночь келейница батюшки Серафима видела странный сон: бежит он в белом халате по заснеженному полю, а от него буквально рассыпаются немецкие полки. Обнаружив утром на кухне разложенные у печки белый мокрый халат и валенки, она застыла в недоумении, а батюшка Серафим, взглянув на нее веселыми глазками, к вящему ее изумлению спросил: «Ну как, видела?». Появление мокрых вещей на кухне объяснилось довольно просто — старец молился всю ночь на дворе, прямо под открытым небом, а для маскировки, накинул на плечи белый больничный халат. Всего через несколько дней в Вырицу пришло известие о прорыве на Ленинградском фронте — блокада снята, началось наступление…
«Замолчи, глупый разум, слушай Бога!»
Расквартированные в Вырице немецкие офицеры батюшку Серафима побаивались. Самые смелые — отчаялись даже прийти к нему «на совет», надеясь получить благоприятный ответ о будущем Гитлеровской армии. Надежда эта, как им казалось, была «оправдана» тем, что старец был из числа пострадавших от Советов. Однако смелость его ответов была способна обескуражить даже видавших виды офицеров: было ясно, что он говорит не от себя, это была та самая смелость древних библейских пророков, чье благое слово невозможно было заполучить ни щедротами, ни угрозами, ни лестью. Немощный с виду, он ничуть не боялся вопрошавших, тушевались они — перед Тем, Кто был за ним, Тем, у кого «нет лицеприятия», Кто «не терпит лжи» и «поругаем не бывает». С опущенными головами выходили они от священника, предсказывавшего им поражение в России и то, что Ленинград им не взять никогда.
Сколько бы ни старался отец Серафим Вырицкий избегать мирской известности, духовные дарования, которыми он был щедро наделен от Бога, еще задолго до его кончины стали известны большому числу людей. В век материализма и науки, в век самых отчаянных и жестоких социальных экспериментов, он был явлением другого мира, «запрещенного», объявленного мифическим, причисленного к «пережиткам проклятого прошлого».
Советская наука не признавала ни дара откровения о будущем, ни факта исцеления неизлечимых больных, страдавших «странными недугами», не вмещающимися ни в какие представления об известных болезнях и «необъяснимым образом» обострявшихся в моменты приближения подверженных им людей к православным святыням, — недугов, которые на языке духовном издавна назывались одержимостью. Слова «молитва», «старчество», «благодать» в Советском Союзе официально были отнесены к «анахронизмам» царского времени. Власть делала все возможное для того, чтобы пресечь в обществе любые разговоры о таких людях, как Серафим Вырицкий или Амфилохий Почаевский, — способных оказывать помощь в тех случаях, когда медицина была абсолютно бессильна. Их «запрещали», однако к ним тайно устремлялись дети «первых лиц в государстве». Они словно подтверждали силу известного высказывания Блеза Паскаля: «Замолчи, глупый разум, слушай Бога!»
Случалось и так: когда тюрьмы и ссылки, которым власть подвергала старцев, оказывались слишком ничтожным средством, она прибегала к убийству. Но и то, и другое для этих известных священников становилось лишь ступенями святости, поводом для свидетельства о Силе Святого Духа, о воскресении души, прошедшей через горнило страданий за веру, за Христа.
Молиться за немощных, страдающих, заблудших, живых и усопших, невзирая ни на что, вопреки всему, отмаливать Россию — таков долг истинного монаха. Не искал и не мог искать для себя иного жребия тот, кто еще в юности проникся желанием всю свою жизнь без остатка посвятить служению Богу.
Серафим Вырицкий. По ступеням
Однако первое, чему Господь научает настоящего подвижника, — послушание, исполнение Его Святой воли. Не сразу получил Василий Николаевич Муравьев, будущий старец Серафим Вырицкий, благословение на монашество.
Родом из крестьян, он был, казалось, самими обстоятельствами жизни более многих сверстников подготовлен к прохождению монашеского пути, требующего особенно на первых степенях и физических сил, и выносливости, и многих практических навыков. Десять лет было Василию, когда умер его отец, и он остался «за старшего» с больной матерью. Беда научит молиться. Так вышло и у него: не к миру, а из мира, в храм, поближе к Богу стремился он с юности. Но когда встал перед ним вопрос о выборе пути, одним из схимников Александро-Невской Лавры дано было ему благословение: «пройти путь мирской, тернистый, со многими скорбями. Совершить же его перед Богом и совестью», создав благочестивую семью, и лишь спустя годы посвятить оставшиеся лета жизни, по соглашению с супругой, монашескому подвигу.
Избранницей Василия Николаевича стала Ольга Ивановна Найденова — простая, благочестивая, скромная, и тоже подумывавшая прежде о жизни монашеской. Однако и она как Волю Божию приняла ответ на свою молитву от старицы Иверского женского монастыря, схимонахини Пелагеи: жить в миру, выйти замуж и уже спустя годы принять постриг .
Читайте также – Преподобный Серафим, или Непридуманная история
Пути Господни — тайна для нас сокрытая. Одних Он призывает еще в молодости, других же для будущего высокого «послушания» готовит среди людей, и научая, и испытывая терпением. Василию Николаевичу годы, проведенные в миру, были даны для приобретения житейской, всесторонней опытности, необходимой пастырю в тех обстоятельствах, которые ожидали Россию.
Трудолюбивый и богобоязненный, Василий Николаевич исполнил Божие повеление, а за усердие получил и успех в начатом деле — торговле, став из бедняков крупнейшим в России поставщиком пушнины. Германия, Австрия, Дания, Франция, Великобритания и даже Нью-Йорк были в списке его «партнеров».
Имея незаурядные способности, Василий Николаевич, тем не менее, не стремился к богатству и мирским почестям. Торговая деятельность была для него не способом умножить капитал, а необходимым средством для оказания помощи Церкви и ближним. Ему только тридцать, а он раздает большую часть своего состояния, делает значительные вклады в монастыри, жертвует милионные суммы на благоустройство и восстановление храмов, на сиротские приюты и больницы для бедняков! Его любовь к России и народу была поистине безгранична.
По сохранившемуся преданию, за время своих заграничных поездок, Василий Муравьев успел побывать и на Афоне, и тогда-то, в 33 года, состоялось событие, определившее его дальнейшую судьбу. По возвращении, он пришел за духовным советом к о. Иоанну Кронштадтскому, а тот назвал его по имени и сказал, что Царица Небесная благословила его на служение России.
Принятое уже в зрелые годы монашество стало для него долгожданной наградой. И сколько подарков приготовил для него Господь! Его духовником еще в миру был известный старец Троице-Сергиевой Лавры — Преп. Варнава Гефсиманский, а постриг над ним совершает будущий исповедник и митрополит — Николай (Ярушевич). Знал о. Серафим Вырицкий и множество священников, которым предстоял путь исповедничества в годы гонений на Церковь.
Читайте также – Батюшка Серафим…
Еще в предреволюционные годы открылся у него дар прозорливости и благодатных исцелений, а через десять лет после октябрьского переворота, в 1927 г ., старец принимает схиму с именем Серафим — в честь Преп. Серафима Саровского — и приходит в Александро-Невскую Лавру, где братия избирает его духовником. Перед миром это сулило неизбежные скорби — наступление на Православную Церковь бурлило уже «во всю ширь».
Именно старец Серафим Вырицкий в те годы помогал лаврской братии не потерять присутствие духа, «был для всех всем», соединяя духовное окормление монахов с заботами о хлебе насущном для ближних, помогая и тем, кто нуждались в помощи и приходили в обитель, как на свет свечи из ледяного мрака, царившего вокруг.
Духовно Серафим Вырицкий окреп настолько, что не только отверг предложение покинуть Россию и сохранить свою жизнь для Церкви, но и убедил своего собеседника — будущего Патриарха Алексия (Симанского) отказаться от мысли об эмиграции, открыв уготованное ему поприще будущего служения. А между тем, Лавру ожидало то же, что и сотни других обителей. Одна из ночей стала для братии ночью «гефсиманской молитвы» — все насельники монастыря были арестованы. А дальше были ссылки, этапы, лагеря… Многие приняли мученическую кончину.
Твердо веруя, что «сила не в силе, а сила в любви», по слову одного из своих друзей — митрополита Серафима (Чичагова), старец Серафим Вырицкий разделил участь гонимого с сотнями тысяч православных священников, претерпев аресты, нелепые допросы, ужасы заключения. И на всяком месте, Серафим Вырицкий продолжал свой подвиг — духовника, старца, отогревая людей, поддерживая, ободряя одним своим видом.
Серафим Вырицкий. На кресте
В 1933 году, после возвращения из заключения, о. Серафим поселился в Вырице. Господь сохранил его во время испытаний, как светильник для тысяч священников и мирян, приезжавших к нему в место его последнего земного пристанища и неизменно получавших у него помощь и укрепление.
Власти «не оставляли его надолго без внимания», хотя нежданных «визитеров» он по болезни часто вынужден был принимать лежа. Но случалось и так, что эти «обыски-устрашения» заканчивались самым неожиданным образом. Подозвав однажды к себе одного из чекистов, старец, не переставая молиться, ласково назвал его по имени, и дрогнуло что-то внутри у того от неземной, голубиной доброты и кротости… Завязался разговор, стушевались, смягчились и остальные участники обыска.
Всю жизнь избегавший прижизненных «воздаяний», людям, приходившим к нему со слезами благодарности, старец замечал: «Что я? Преподобного Серафима благодарите — это по его молитвам нисходит к немощам нашим Небесный Врач…», «Это Всеблагая Царица Небесная из беды вас вызволила — по вере вашей да будет вам…»
Во времена испытаний от Бога поставляется избранник, имеющий дерзновение молиться за народ. В 1812 г . в далеком Сарове вымаливал победу русской армии преп. Серафим Саровский, а в 1940-х гг. — одним из таких дерзновенных молитвенников был Преп. Серафим Вырицкий, оставивший нам образец христианского незлобия, всепрощения и крепости в вере…
Вы прочитали о преподобном Серафиме Вырицком.
Читайте также:
www.pravmir.ru
Пророчества Серафима Вырицкого / Православие.Ru
В миру его звали Василий Николаевич Муравьёв. Он родился 31 марта 1866 г. в деревне Вахромеево Арефинской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии в семье благочестивых православных христиан Николая Ивановича Муравьёва и его жены Хионии Алимпьевны. С детства Василий проявлял недюжинные способности — самостоятельно выучился грамоте и математике. Первыми его книгами стали Евангелие и Псалтирь, жития святых. Образцом для подражания в будущем — пустынные отшельники Макарий Великий, Мария Египетская, Пахомий Великий, Павел Фивейский, Антоний Великий.
Муравьёвы часто ездили по святым местам России, и всюду юноша стремился увидеть ту жизнь, о которой мечтал, читая житийную литературу.
После преждевременной кончины отца Василий взял на себя бремя забот о семье. В Петербурге он получил работу рассыльного в одной из лавок Гостиного Двора, работал старательно и почти все деньги отправлял семье. Он мечтал о монашеском подвиге, но этой мечте суждено было сбыться лишь сорок лет спустя. Молодой коммерсант часто ездил из северной столицы в первопрестольную и всегда посещал Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры, где жил старец Варнава (Меркулов), ставший его духовным отцом. В 1890 г., по благословению старца, Василий Муравьёв женился. С Ольгой Ивановной ему суждено было прожить тридцать лет.
Вскоре двадцатишестилетний Василий Николаевич открыл уже своё собственное дело — контору по торговле пушниной. И очень быстро стал одним из пяти главных мехоторговцев Петербурга. При этом в его семье соблюдался самый строгий, почти монашеский устав православной жизни! Бывает ли такое в среде современных коммерсантов?..
Бог дал супругам Муравьёвым сына Николая, затем дочь Ольгу, но когда Ольга умерла во младенчестве, Василий Николаевич и Ольга Ивановна приняли решение отныне жить как брат и сестра, в некоем сокровенном монашестве.
Все православные праздники Муравьёвы отмечали по-своему: накрывали у себя обильные столы и приглашали на трапезу неимущих. Мехоторговец Муравьёв щедро одаривал монастыри и храмы, богадельни и больницы.
Прославление Серафима Саровского произвело особое впечатление на Василия Николаевича. Он издавна почитал старца Серафима, к тому же тот происходил из купеческой семьи и в юности также занимался торговлей.
Духовный отец Муравьёвых старец Варнава скончался в 1906 г. и перед смертью дал супругам благословение со временем принять монашеский постриг. Тогда же началась дружба Василия Муравьёва с архимандритом Вениамином (Казанским), будущим митрополитом Петроградскими Гдовским, священномучеником. Он стал духовным наставником Василия Николаевича.
После революции 1917 г. Муравьёв лишился всего своего состояния и всех предприятий. Лишился добровольно, понимая, что скоро всё отнимут. Он роздал нажитое монастырям — Свято-Успенскому Пюхтицкому, Иверско-Выксунскому, Петербургскому Новодевичьему, Иверскому, Александро-Невской лавре. Семья пряталась в двухэтажном доме в поселке Тярлево, расположенном между Царским Селом и Павловском. Василий Николаевич и Ольга Ивановна понимали: наступило время исполнить завет старца Варнавы. Осенью 1920 г., по благословению владыки Вениамина, супруги Муравьёвы приняли монашеский постриг. Василий Николаевич стал монахом Варнавой в Александро-Невской лавре, а Ольга Ивановна — монахиней Христиной в Воскресенском Новодевичьем монастыре Петрограда.
Вскоре брата Варнаву рукоположили в иеродиаконы, поставив заведовать кладбищенской конторой. В это время в России не прекращались убийства, террор ежедневно приносил на кладбище свои жертвы, иноку Варнаве суждено было постоянно видеть горе родных и близких этих людей. Ему выпало стать для них утешителем.
11 сентября 1921 г. митрополитом Вениамином он был возведён в сан иеромонаха. Знания коммерции пригодилось ему теперь в должности свечника Лавры — ведь пришлось стать распорядителем всех денежных средств обители.
Следующий год принёс особую скорбь — принял от большевиков мученическую кончину лучший друг иеромонаха Варнавы владыка Вениамин. Готовился к близкой расправе и сам Варнава. Время было такое, что каждую минуту следовало ждать ареста. Но Божий человек всегда сохранял невозмутимое спокойствие. Повторял, что всё даётся человечеству по грехам его, и нельзя роптать на волю Божию.
На рубеже 1926-1927 гг. он принял великую схиму и в свои шестьдесят лет стал отныне Серафимом в честь Серафима Саровского. Начиная с этого времени, он всё больше и больше становился известен среди православного люда как добрый советчик и утешитель. За духовным окормлением шли к нему и миряне, и священники, и монахи. Бывали случаи, когда он исповедовал людей на протяжении целых суток, а то и более. Среди духовных сыновей старца Серафима оказался и тот, кто постриг его в монашество — архимандрит Николай (Ярушевич), коему суждено было стать в 1941-м митрополитом Киевским и Галицким. Серафим стал также и духовником архиепископа Хутынского Алексия (Симанского), будущего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I.
«Старайтесь хранить себя от сетей, расставленных вне и внутри человека и всячески прикрытых подобием правды. Они легко познаются по тому, что лишают душу мирного устроения. Где нет мира, там козни врага спасения. От Христа исходят истина и святое смирение. Мир Христов — свидетель истины».
Так старец Серафим учил своих духовных последователей: «Уж сколько мы от Бога ни бегаем, все равно никуда не уйдем! Будем же умолять Господа, чтобы сохранил Он нас в верности Святой Православной Церкви».
С конца 20-х гг. в старце Серафиме стал проявляться дар исцеления. Из уст в уста передавались случаи, когда он, помазав больного лампадным елеем, излечивал его от недугов. Однажды к батюшке привели женщину, которая никак не могла войти в храм — ее начинало трясти так, что она даже руку не могла поднять для крестного знамения. Отец Серафим сказал: «Давайте вместе помолимся», подвёл бесноватую к иконам, поставил на колени, сам стал с ней рядом. Помолившись, помазал ей лоб маслом из лампады. Несчастную стало корчить, её крики стали походить на собачий лай. Старец накрыл её епитрахилью и долго читал молитвы, пока больная не успокоилась. С той поры беснование кончилось, исцелённая начисто забыла о своей недавней одержимости.
Известны многие другие случаи исцелений по молитвам старца. И всякий раз он требовал, чтобы благодарили не его, а Серафима Саровского, ибо с его помощью совершаются сии чудеса.
Одно из самых известных пророчеств старца Серафима посвящено России: «Ныне пришло время покаяния и исповедничества.
Самим Господом определено русскому народу наказание за грехи, и пока Сам Господь не помилует Россию, бессмысленно идти против Его святой воли. Мрачная ночь надолго покроет землю Русскую, много нас ждет впереди страданий и горестей.
Поэтому Господь и научает нас: ”Терпением вашим спасайте души ваши” (Лк. 21, 19). Нам же остается только уповать на Бога и умолять Его о прощении».
Пройдет гроза над Русскою землею,
Народу русскому Господь грехи простит.
И крест святой Божественной красою
На храмах Божиих вновь ярко заблестит.
И звон колоколов всю нашу Русь Святую
От сна греховного к спасенью пробудит,
Открыты будут вновь обители святые,
И вера в Бога всех соединит.
Эти стихи он написал в 1939 г..
Достигнув 64-летнего возраста, старец Серафим стал болеть — межрёберная невралгия, ревматизм, закупорка вен на ногах, застойные явления в легких и сердечная недостаточность. Врачи советовали переменить место жительства, рекомендовали переехать в Вырицу – климатический курорт. Митрополит Серафим (Чичагов), который в миру имел профессию врача, ознакомился с заключением медицинской комиссии и немедленно благословил переезд. Смиренному духовнику Лавры оставалось только принять это как послушание. Вместе с ним в 1930 г. в Вырицу отправились его бывшая супруга, а ныне схимонахиня Серафима и внучка Маргарита, ставшая послушницей Воскресенского Новодевичьего монастыря.
Со времени переезда старец Серафим перестал обращаться к врачам, воспринимая свои недуги как необходимое испытание, а ведь от закупорки вен он испытывал тяжелейшие страдания — ноги болели и порой отнимались. Но он говорил: «Болезнь — это школа смирения, где воистину познаешь немощь свою…» Невольно вспоминаются «Выбранные места из переписки с друзьями» Николая Васильевича Гоголя, его статья о болезнях: «О! Как нужны нам недуги!.. Не говорю уже о том, что самое здоровье, которое непрестанно подталкивает русского человека на какие-то прыжки и желание порисоваться своими качествами перед другими, заставило бы меня наделать уже тысячу глупостей… Не будь таких болезненных страданий, куда б я теперь не занесся! Каким бы значительным человеком вообразил себя!.. Принимайте же и вы покорно всякий недуг, веря вперед, что он нужен. Молитесь Богу только о том, чтобы открылось перед вами его чудное значение и вся глубина его высокого смысла».
Одно из постоянных поучений старца Серафима состояло в том, что не нужно просить у Бога ничего, кроме исполнения воли Всевышнего, ибо Господь сам знает, что ниспослать нам.
Постоянным посетителем Вырицы был архиепископ Петергофский Николай (Ярушевич). К началу 40-х гг. он возглавил Украинскую Церковь, стал архиепископом Волынским и Луцким, а затем — митрополитом Киевским и Галицким. Трудно себе представить, но в 1941 г. осталось всего четыре митрополита — Патриарший Местоблюститель митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский), митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский), митрополит Киевский и Галицкий Николай (Ярушевич) и митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский), причём последний после занятия немцами Риги оказался на оккупированной территории.
Как бы то ни было, владыка Николай считал Сталина великим вождём, способным привести страну к победе над фашизмом. В 1944 г. он писал: «В нашем вожде верующие вместе со всей страной знают величайшего из людей, каких рождала наша страна, соединившего в своём лице все качества упомянутых выше наших русских богатырей и великих полководцев прошлого; видят воплощение всего лучшего и светлого, что составляет священное духовное наследство русского народа, завещанное предками: в нём неразрывно сочетались в единый образ пламенная любовь к Родине и народу, глубочайшая мудрость, сила мужественного, непоколебимого духа и отеческое сердце. Как в военном вожде, в нём слилось гениальное военное мастерство с крепчайшей волей к победе… Имя Иосифа Виссарионовича Сталина, окружённое величайшей любовью всех народов нашей страны, — знамя славы, процветания, величия нашей Родины». Вероятно, эту уверенность владыка Николай внушал старцу Серафиму. И во время войны, находясь в оккупации, вырицкий старец не переставал ободрять людей уверениями, что враг будет разгромлен и победа будет за нами.
Принято удивляться тому, что за всю свою жизнь Серафим Вырицкий ни разу не был репрессирован, не подвергался арестам, избиениям, не угодил в лагеря. А ведь в первый год войны старца Серафима постигло огромное горе — большевики убили его сына! А это пострашней любой репрессии! Для любящего родителя нет ничего более ужасного, чем смерть его детей.
Николай Васильевич Муравьёв родился в 1895 г. Будучи студентом юрфака Петербургского университета, он в 1914 г., как истинный патриот, добровольцем ушёл на войну, служил в авиационной роте, был контужен. Тяжелейшим ударом для отца стало то, что Николай сознательно перешёл из православия в католичество. В итоге, и жизнь его складывалась как-то нелепо — пытался перейти к Юденичу, не удалось, стал служить в Красной армии. Женился, родилась дочь Маргарита, но брак распался. Хотел бежать за границу, но влюбился в артистку эстрады. В результате остался в России, вновь женился. Затем родилась дочь Ольга, но и этот брак вскоре распался. Николая арестовали по сфабрикованному делу, а жена-артистка ушла с дочерью Ольгой к другому артисту. После освобождения Николай женился в третий раз, у него родился сын Александр. Жена с сыном поселились в Вырице неподалёку от дома, где жили отец Серафим с матушкой Серафимой и первой дочерью Николая — Маргаритой… А Николай завёл себе четвёртую жену, с которой жил незаконно; она родила ему сына, названного по-католически Эрмингельдом. Удивительно, что, будучи сыном такого светоча Православия, Николай Васильевич оставался убеждённым католиком! В январе 1941 г., когда он решил навестить свою законную семью, Николай был арестован. И близкие ничего не знали о его дальнейшей судьбе. А его расстреляли в Екатеринбурге (Свердловске) 4 сентября 1941 г.. Человека, который мог бы снова защищать своё Отечество. Ведь ему было всего 46 лет.
Семья Николая оставалась жить в Вырице при старце Серафиме. Настоящей его помощницей стала внучка Маргарита, девушка волевая, смелая. Она не раз преграждала дорогу незваным гостям, нежелательным посетителям. Однажды сказала чекистам: «Не пущу!», и те не посмели применить к ней силу. Зато Маргарита сразу отличала тех, кто действительно нуждался в поддержке её дедушки.
Всех, кто приходил в Вырицу, удивляла своеобразная манера общения старца Серафима с людьми. Он любил приголубить, обнять, погладить человека, прикоснуться к нему своим лбом, то есть вёл себя так, как обычно мы ведём себя с детьми, особенно когда их нужно утешить.
Иные приносили ему пожертвования, которые он передавал затем либо в Пюхтицкий монастырь, либо в Казанский храм Вырицы.
«Да как же я буду выглядеть перед Господом, если деньги себе оставлю! — говорил он. — Если у вас в кошельке есть рубль — раздайте его неимущим, оставив себе копейку, и у вас никогда не будут переводиться деньги. Давайте, не жалея, тогда и Бог вознаградит вас! Будете жалеть да роптать — последнего лишитесь…»
Воспоминания людей оставили нам свидетельство великой аскезы, которую возложил на себя старец Серафим Вырицкий. По понедельникам, средам и пятницам он вовсе ничего не вкушал, в остальные дни пил чай с хлебом или съедал одну картофелину и немного тёртой моркови, а иногда довольствовался только просфорой и водой. Священники Казанской церкви ежедневно приходили причащать его. .
Среди посетителей Вырицы было много учёных с мировым именем.. Вопреки советской пропаганде, преподносившей, к примеру, академика Павлова законченным атеистом, Иван Петрович до конца дней оставался глубоко верующим человеком. Он страшно переживал разрушение храмов и пытался бороться против этого несколько наивным способом, который казался ему хитроумным: Павлов уверял большевиков, что через какое-то время учёные докажут, что Бога нет, вот тогда и можно будет разрушать храмы. Он надеялся тем самым выиграть время, а там, глядишь, времена изменятся. Так вот, Иван Петрович был постоянным гостем Серафима, в том числе приезжал и в Вырицу.
Приезжали к нему и другие светила науки — академик астрономии Сергей Павлович Глазенап, профессор фармакологии Михаил Иванович Граменицкий, профессор-гомеопат Сергей Серапионович Фаворский, академик Владимир Александрович Фок, известный своими трудами в области квантовой механики и теории относительности, академик биологии Леон Абгарович Орбели.
Бывали и другие посетители. Чекисты несколько раз являлись в Вырицу, причём однажды с явным намерением арестовать старца. Но Серафим по-своему «приручил» их — он ласково обратился к главному чекисту по имени, и тот, сражённый светом глаз старца, оставил намерение совершить арест.
До конца своих дней старец Серафим не переставал совершать чудеса исцелений. По его молитвам люди исцелялись даже от слепоты и умственных помешательств. Исцелял он, как мы уже отмечали, и бесноватых.
Осенью 1941 г. немцы заняли Вырицу. С этого времени старец стал с ещё большим усердием молиться о спасении России, простаивая многие часы на камне, подобно Серафиму Саровскому. По воспоминаниям внуков, «в саду, за домом, метрах в пятидесяти, выступал из земли гранитный валун, перед которым росла небольшая яблонька. Вот на этом-то камне и возносил ко Господу свои прошения о. Серафим. К месту моления его вели под руки, а иногда просто несли. На яблоньке укреплялась икона, а дедушка вставал своими больными коленями на камень и простирал руки к небу… Чего ему это стоило! Видимо, Сам Господь помогал ему, но без слез на все это смотреть было невозможно. Неоднократно умоляли мы его оставить этот подвиг — ведь можно было молиться и в келии, но в этом случае он был беспощаден и к себе, и к нам».
В Вырице стояли румынские солдаты, находящиеся в подчинении у немецких офицеров. Однажды немцы пришли поговорить с отцом Серафимом. Он в бытность свою купцом много имел дел с немцами и австрийцами, прекрасно владел немецким языком и охотно согласился побеседовать.
И подобно тому, как в Смутное время преподобный Иринарх Ростовский предсказал скорую гибель пришедшим к нему полякам, так же и старец Серафим смело заявил немецкому капитану, спросившему, скоро ли он пройдёт маршем по Дворцовой площади: «Этому никогда не бывать».
Мало того, он предрёк гибель самому капитану, сказав, что, спешно отступая под натиском русской армии, он сложит свою голову под Варшавой. В 1980 г. румынский офицер, служивший под началом этого капитана, приедет в Вырицу поклониться могиле старца Серафиме и поведает о том, что предсказание старца полностью сбылось.
Едва только Вырица была освобождена от фашистов, митрополит Алексий (Симанский) приехал навестить старца Серафима, и тот предсказал ему скорое патриаршество. Так и произошло: 2 февраля 1945 г. он стал новым Патриархом, Алексием I.
В том же победном 1945-м скончалась верная супруга — схимонахиня Серафима (Ольга Ивановна Муравьёва). Старец завещал похоронить себя рядом с нею. Это был удивительный христианский брак, подобный супружеству святых праведных Петра и Февронии. Любили друг друга, родили детей, потом приняли монашеский обет и до конца жизни пробыли вместе уже как брат и сестра…
В последние годы старец уже почти не вставал с постели, настолько болезни одолели его. 3 апреля 1949 г. со словами «Спаси, Господи, и помилуй весь мир» он перешёл в жизнь вечную, оставив временную земную юдоль. Во время отпевания одним из четырех воспитанников духовных школ, удостоившихся стоять у гроба великого старца, был Алексей Ридигер — будущий Святейший Патриарх Алексий II. А спустя полвека, во время его Патриаршества, в 2000 г. старец Серафим Вырицкий был причислен к лику святых Русской православной церкви.
Среди пророчеств старца Серафима есть и о будущих временах, которые, похоже, уже наступают:
«Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой — настанет царство лжи и зла».
Святейший Патриарх Кирилл на торжествах, посвящённых 60-летию кончины старца Серафима, сказал о нём так: «Судьбоносные события в жизни нашей семьи происходили всегда по благословению Серафима Вырицкого, поэтому память о преподобном всегда хранится в нашей семье. Я всегда молился ему в трудные моменты жизни. Почему преподобный Серафим Вырицкий стал святым? Почему столь многие приходят к его могиле? Потому что он исправлял людей духом кротости».
pravoslavie.ru
Икона Серафима Вырицкого молитва, фото, история, чудеса и храм
Будущий святой, в миру Василий Николаевич Муравьев, родился в 1866 г. Родители его были благочестивыми православными христианами из крестьян Ярославской губернии. С детства Василий любил молиться и читать духовную литературу. Его отец скончался молодым, Василий остался единственным кормильцем матери и должен был поехать в Петербург на заработки. Там ярославский знакомый сразу устроил его в одну из лавок Гостиного двора разносчиком. Туда направил будущего святого Сам Бог: хозяин лавки оказался честным верующим человеком, он ценил старание в работе и рвение мальчика в духовной жизни. Уже через несколько лет юноша стал старшим приказчиком лавки — это было очень необычно для того времени, чаще, чтобы занять эту должность, требовалось более 10 лет.
Почти все свое желание Василий отправлял матери и, когда решил, что для нее нет опасности остаться в нищете, исполнил свое заветное желание: обратился к старцам Александро-Невской лавры, известного монастыря в Петербурге, за благословением на монашество. Но схимник благословил юношу вести мирскую жизнь, создать семью и трудиться во славу Божию, помогая нуждающимся.
По послушанию воле Божией Василий продолжил труд в лавке, посещая многие места и святыни России в связи с торговыми делами. Затем, по благословению старца Варнавы Гефсиманского, принимавшего людей в Троице-Сергиевой Лавре, женился. Несколько десятилетий он занимался торговлей, став успешным бизнесменом, по современным меркам. Он закончил Высшие курсы в области коммерции, сам содействовал обучению молодых людей торговле честной и прибыльной. Состояние его было велико: имея дом в Петербурге и за городом, он также по праздникам кормил всех бедных, кто приходил к нему, рассказывая им о Боге и духовной жизни. Множество средств он отдавал на благотворительность, жертвуя на церкви и монастыри, детские приюты и дома престарелых.
В 1920 году, после революции, Василий и Ольга Муравьевы в один день приняли монашество в Александро-Невской лавре и Новодевичьем монастыре. Долгие годы до этого они жили как брат с сестрой. Все свое немалое состояние святой пожертвовал монастырю.
Василий, сначала постриженный в монашество с именем Варнава, сразу стал духовной опорой для всей братии. Всего через несколько лет его благословили принять великую схиму — высший монашеский чин — и стать духовным руководителем всей братии Александро-Невской лавры. Это было очень почетное и вместе тем ответственное послушание. Слава о духовных дарах бывшего благочестивого купца, а ныне монаха-подвижника, быстро распространилась среди петербуржцев. Уже тогда многие узнали о его даре провидения и сильной молитве за людей.
В связи с развившимися недугами по совету врачей и благословению священноначалия святой был направлен на жительство при приходе храма Казанской иконы Божией Матери в Вырице в 1933 г. Это тоже была Божия воля о святом: даже в годы блокады люди могли приходить к нему, а святой ежедневно молился о Победе и мире. Он повторил подвиг своего святого покровителя, Серафима Саровского: молился в одиночестве на коленях на камне, практически ничего не ел, постился во славу Божию. В этом городе чудом не погиб ни один человек и ни один дом не был разрушен.
www.o-vere.ru
Преподобный Серафим Вырицкий | Благоздравница
Жизнеописание Серафима Вырицкого
Родился Василий Муравьев (мирское имя Серафима Вырицкого) в 1866 году в деревне Вахромеево Ярославской губернии, в семье простых крестьян. В возрасте 10 лет, потеряв отца, мальчик был вынужден отправиться в Петербург на заработки. В течение долгих следующих лет Василий будет упорно трудиться и в 1892 году станет крупным торговцем мехами. При этом значительную часть заработанного будет всегда отдавать на благо храмов и монастырей.
Будучи всегда горячо верующим, Василий женится на глубоко религиозной девице Ольге. В 1920 году, посчитав свой долг мирской жизни полностью выполненным, они приняли решение посвятить остаток лет служению Господу и людям. Василий подал прошение о принятии его в братию Александро-Невской Лавры и вскоре был пострижен в монахи с именем Варнава, в честь иеромонаха Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Варнавы, ставшего духовным наставником Василия вскоре после его приезда в Петербург. А супруга Василия ушла в Воскресенский Новодевичий монастырь. В 1921 году отец Варнава был рукоположен в иеромонахи, а в 1926 году принял схиму под именем Серафима (в честь любимого им преподобного Серафима Саровского).
В 1930 году по настоянию врачей Серафим переехал жить в небольшую келью в селе Поповка. А еще через три года поселился в поселке Вырица, где и прожил вплоть до своей кончины.
Прп. Серафим Вырицкий
Фото с сайта k-istine.ru
За время своего монашества преподобный Серафим стал широко известен среди прихожан благодаря своей мудрости, добросердечию, умению утешить любого в его горестях. Невзирая на большие трудности со здоровьем, он принял на себя подвиги столпничества и строжайшего поста, которые нес вплоть до последних дней жизни. За это был вознагражден Господом даром целительства, предсказательства и прозорливости, а путь его был полон чудесных свершений.
За все тяжелые годы страшной войны в Вырице, где жил старец, удивительным образом не погиб ни один из жителей. А здешняя церковь была единственным действующим православным храмом на оккупированной фашистами части фронта.
Известны и многочисленные случаи чудесного выздоровления по молитвам преподобного Серафима Вырицкого. Так, как-то раз к нему в ужасе прибежала с 6-летним ребенком на руках местная жительница. Мальчик упал с дерева и не проявлял признаков жизни. Отец Серафим произнес молитву над телом ребенка и благословил его на долгую жизнь и здоровье. Чудесным образом ребенок сразу же очнулся и уже через несколько минут бегал по двору.
Другая современница преподобного Серафима, Клавдия Печковская, рассказывала, что однажды она обратилась к старцу с жалобами на невыносимые головные боли, появившиеся после сильного ранения в голову. Накрыв ей лицо епитрахилью, отец возложил на голову страждущей руки и произнес молитвы. С тех пор боли безвозвратно пропали, и женщина смогла начать нормальную жизнь. И таких примеров можно привести огромное множество.
Перед смертью праведнику было ниспослано видение Пресвятой Богородицы, указавшей десницей на небо. 21 марта 1949 года Серафим Вырицкий скончался.
Канонизация Серафима Вырицкого
Канонизация отца Серафима в лике преподобных была совершена Русской Православной Церковью на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году. Днем памяти святого является 21 марта.
Торжественная литургия и молебен были отслужены в Казанском храме Вырицы. Богослужение возглавлял митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.
Местонахождение мощей прп. Серафима Вырицкого
После канонизации, в том же 2000 году, над могилой преподобного Серафима, что возле храма Казанской иконы Божией Матери в Вырицах, была выстроена часовня. В ней сегодня каждый сможет вознести молитвы святому с просьбами, жалобами, вопросами и благодарностями. Мощи покоятся под спудом.
Рядом с отцом Серафимом похоронена и его бывшая супруга Ольга.
Мощи Серафима Вырицкого
Фото с сайта pravchelny.ru
С какими просьбами обращаются
Будучи глубоким почитателем Серафима Саровского, преподобный Серафим Вырицкий по его примеру имел смелость молиться перед Господом за весь народ. А в годы войны — за победу русской армии. Поэтому сегодня к нему обращаются с просьбами о спасении душ, о защите праведно живущих и вразумлении, просветлении грешников. Кроме себя и своих родных всегда можно помолиться за чужих по крови, но близких по сердцу, уму людей, а также за всех, кто нуждается в помощи.
Принято у иконки святого просить и о здравии, ведь, как уже отмечалось, свершения его в таинстве исцеления были поистине удивительными. Вне зависимости от тяжести хворей, и от того, являются ли они душевными или телесными — старец Серафим всегда воздает просящим по вере их.
Памятуя о великих подвигах праведника, о его терпении, мужественности, о крепости веры, стоит попросить у святого Серафима также умения не падать духом и выдерживать любые испытания, с мудростью ниспосланные свыше.
Наконец, в молитвах к преподобному Серафиму Вырицкому всегда можно задать любые вопросы, относящиеся к мирской жизни — о семье, людских отношениях, работе. Ведь, обладая редкой способностью предвидения, Серафим всегда наставлял своих прихожан на путь истины, помогал в трудных решениях и свершениях.
Чудеса наших времен
Спас людей на стройке
Пономарь храма св. ап. Андрея Первозванного ст. Новая Чара, Каларского р-на Забайкальского края, Анатолий Воронин, рассказал такую историю. Работая на Мостотряде-97, он участвовал в строительстве мостов на одной из железных дороги. В день, когда должны были производить монтаж четвертой опоры моста, пономарь вспомнил, что у него имеются при себе привезенные из Вырицка иконка прп. Серафима, горсточка святой земли и капсула с освященным маслицем. Тогда он прикрепил иконку в своем вагончике, землицу высыпал в опору и помазал маслом прикрепленные к смонтированной арматуре небольшие православные крестики.
Во время заливки опоры произошел несчастный случай — из-за ошибки крановщика кран перевернулся и упал. Однако удивительным образом кран упал вне рабочей зоны с людьми, хотя при последующем анализе было установлено, что по всем законам физики машина должна была упасть именно туда, где трудилась часть бригады. Кроме этого, удалось остаться целым и невредимым самому крановщику. Наконец, порадовало и то, что кран упал не в находящуюся рядом реку, откуда достать его было бы уже невозможно. В итоге, страшное событие увенчалось лишь всеобщим легким испугом.
В конце дня люди вознесли благодарственные молитвы преподобному Серафиму за то, что спас их всех от большой беды.
Помог снять страшные головные боли
Люди, страдающие от частых и сильных мигреней знают, какое это тяжкое испытание. Внезапно начавшаяся боль может длиться по несколько дней и даже недель, и нередко самые мощные лекарства оказываются не достаточно эффективными.
Жительница Санкт-Петербурга, Олеся Галкина, рассказала, как однажды накануне Пасхи в поездке к Вырицкому храму у нее очень сильно разболелась голова. Таблетки не помогали. Зайдя в часовню к преподобному Серафиму, она робко попросила о помощи. Помолившись, она вышла на улицу и с удивлением обнаружила, что чувствует себя прекрасно. Боль отступила.
Через неделю женщина вдруг вновь почувствовала внезапно накинувшуюся на нее сильнейшую головную боль. И обратившись в мыслях к праведному старцу, она мгновенно ощутила полное облегчение. Уверовав в настоящее чудо, Олеся теперь не боится никаких хворей, ведь она знает, что святой всегда слышит ее молитвы и внемлет им.
Серафим Вырицкий
Фото с сайта pravoslavie.ru
Помог переехать и спасти жизнь маме
Сестры Галина и Ольга рассказывают, что в 1979 году их маме Тамаре, тогда достаточно молодой, но очень больной женщине, врачи поставили неутешительный диагноз и дали 2 группу инвалидности. Они тогда жили в Ташкенте, и доктора настоятельно порекомендовали женщине срочно переезжать в более прохладный климат, иначе здоровье и жизнь ее были бы в опасности.
В СССР можно было обмениваться квартирами, и семья начала активно искать подходящие варианты. Однако время шло, а желающие переселиться в их квартиру так и не появлялись. Чтобы отдохнуть от губительной для нее жары, Тамара поехала к своей подруге в Питер. От нее она узнала о чудесных деяниях Серафима Вырицкого и решила съездить к святому на поклон. В Вырице женщина пообщалась с местной жительницей, лично знакомой с батюшкой. Помолилась как умела, заказала панихиду и уехала домой.
Вскоре после возвращения в Ташкент семье после долгих месяцев затишья неожиданно поступило отличное предложение об обмене. Сестры вместе с мамой и бабушкой перебрались в Нарву. Климат Эстонии пошел Тамаре на пользу и здоровье ее поправилось. Женщина прожила еще 30 лет, успев поднять на ноги дочек и стать счастливой бабушкой. Каждый день семья благодарила Господа и святого угодника Серафима Вырицкого за то, что тогда услышали они молитвы Тамары и помогли.
Наставил на путь истины
Павел Стариков, частный предприниматель, однажды оказался в крайне сложной финансовой ситуации. Срочно понадобилась крупная сумма денег и, не обнаружив других вариантов, он решил продать икону Пресвятой Богородицы Казанской. Проезжая Вырицу (уже потом понял, что оказался там по велению Божьему), он решил зайти в часовню отца Серафима. Оттуда он уже вернулся совершенно другим человеком. Раскаявшись в своем богопротивном стремлении, он отказался от идеи продать икону.
Теперь, когда возникают какие-то трудные жизненные ситуации, Павел стремится скорее побывать в храме и часовне Вырицы. Царящая там атмосфера каждый раз помогает ем обрести душевное равновесие и умиротворение, за которыми всегда следует и просветление.
Подарил мужа и сына
Инна рассказывает о своей подруге, которая, отчаявшись найти достойного спутника жизни, обратилась с молитвами к почитаемому ею Серафиму Вырицкому. Через три месяца женщина по ошибке оказалась не на той линии метро, где и встретила своего будущего мужа. Мужчина, также по внезапному стечению обстоятельств, оказался на той же самой станции. Это был первый за три года случай, когда он решил воспользоваться метро…
После женитьбы пара прожила два года в мире, добре и любви, однако женщина никак не могла забеременеть. Уже не слишком молодые супруги (ей 40, ему 56) сильно переживали, обошли всех самых лучших врачей, но безрезультатно. Тогда решили поехать с молитвами к преподобному Серафиму. Искренне надеясь на помощь и веруя в силы небесные, они получили то, чего так горячо желали. Вскоре у них родился прекрасный здоровый мальчик.
Как доехать до храма
Часовня преподобного Серафима располагается на территории церкви Казанской иконы Божией Матери в поселке Вырица Гатчинского района Ленинградская области, по адресу: проезд Кирова, дом 49.
До часовни можно доехать на электричке из Санкт-Петербурга. Для этого на Витебском вокзале нужно сесть на один из поездов, следующих до станций «Поселок», «Вырица», «Оредеж», «Чаща», «Чолово». Время в пути – около 1 часа. Выходить нужно только на станции «Вырица»!
Перпендикулярно платформе проходит Коммунальный проспект. По нему вам нужно будет пройти примерно 1,3 км до магазина (коричневое здание с зеленой крышей слева от дороги). Возле него нужно будет свернуть влево на проспект Кирова и пройти еще где-то 1,2 км. В конце пути вы увидите храм Казанской иконы Божией Матери. Время в пути — около 45 минут.
Если возможности или желания идти нет, то можно воспользоваться услугами такси, которые стоят недалеко от ж/д платформ.
blagozdravnica.ru
К 70-летию преставления преподобного Серафима Вырицкого
В 1930-е годы к преподобному Серафиму Вырицкому с обыском не раз приходили чекисты. Однажды лежащий больной старец попросил подойти к нему старшего из представителей власти. Кроткие глаза батюшки лишь на мгновение встретились с глазами чекиста. Старец погладил посетителя по руке, а потом приложил свою правую руку к его голове и сказал: «Да простятся тебе грехи твои, раб Божий…», — и назвал его имя. Старший чекист заплакал и сказал: «Если бы таких старцев было больше, мы все были бы верующими».3 апреля Православная церковь чтит память этого великого молитвенника и печальника за русскую землю. Преподобный Серафим Вырицкий, в миру Василий Николаевич Муравьев, был уникальным человеком. Родился он в 1866 году в деревне Вахромеево под Ярославлем в верующей благочестивой семье. От природы сообразительный, трудолюбивый, с великолепной памятью, мальчик очень рано и самостоятельно освоил грамоту и начала математики. Первыми его книгами стали Евангелие и Псалтирь. Он зачитывался житиями святых и с самого детства мечтал о монашестве. С девяти лет Василий постился наравне со взрослыми. В воскресные и праздничные дни вся семья исповедовалась и причащалась, много паломничала по святым местам. Чаще всего Муравьевы посещали Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и Гефсиманский скит, в котором в то время подвизался знаменитый старец Варнава (Меркулов).
Преподобный Серафим Вырицкий Отец Василия умер, немного не дожив до 40 лет. Десятилетнему мальчику пришлось стать кормильцем семьи. Он уезжает в Санкт-Петербург на заработки и благодаря своим недюжинным способностям, порядочности, трудолюбию и исполнительности, из простого рассыльного одной из лавок Гостиного Двора к 17 годам вырастает до старшего приказчика. По тем меркам это считалось головокружительной карьерой. Почти все свое жалование Василий отсылал на родину больной матери. Он по-прежнему мечтал о монастыре. Однажды юноша пришел в Александро-Невскую Лавру в надежде встретиться с наместником. Игумен был в отъезде, и Василию предложили поговорить с одним из старцев. Тот благословил его оставаться в миру, жениться, воспитать детей, а уже потом, по обоюдному согласию с супругой, принять монашество. С того момента вся жизнь Василия в миру стала подготовкой к иночеству. В свободное время он бывал в храме, читал душеполезные книги, молился, занимался самообразованием. Особенно любил историю. Отличные математические способности помогли ему быстро освоить премудрости коммерции. Молодой приказчик много ездил по России и всегда посещал святые места, находившиеся поблизости. А когда позволяли дела, спешил в Гефсиманский скит. Ведь здесь подвизался его духовный наставник отец Варнава. Ну а старец, бывая в Санкт-Петербурге, всегда останавливался в доме своего духовного сына.
В 1890 году Василий женился. Его супруга Ольга тоже происходила из благочестивой семьи. Через пару лет Муравьев открыл собственное дело по заготовке и продаже пушнины. Значительная часть товара поставлялась за границу — в Германию, Австро-Венгрию, Англию, Францию и другие страны. Основную часть заработанных средств молодой бизнесмен тратил на помощь Церкви и неимущим, содержал богадельни. Многочисленные пожертвования старался совершать втайне от окружающих. Ольга Ивановна Муравьева признавалась, что, несмотря на свою отзывчивость к людям и близость по духу к супругу, порой ей было нелегко понять Василия Николаевича. Он мог, не раздумывая, отдать последнее и при этом несказанно радовался. По праздникам после Литургии Муравьевы накрывали в доме столы и зазывали с улицы на трапезу всех неимущих. Василий Николаевич поздравлял всех с праздником, рассказывал его историю и смысл, а потом благодарил всех за то, что посетили его дом. Будучи верным учеником отца Варнавы, Василий Муравьев говорил: «Все зло надо покрывать только любовью. Чем ты ниже саном, беднее, тем ты мне дороже…». Муравьевы не раз принимали к себе пациентов казенных больниц. Благодаря заботе супругов, безнадежно упавшие духом и истощенные люди вставали на ноги.
После кончины дочери Ольги супруги по обоюдному согласию и благословению отца Варнавы стали жить как брат с сестрой. Старец готовил их к иночеству. В феврале 1906 года отец Варнава скончался. В том же году Василий купил большой двухэтажный дом-дачу в живописном поселке Тярлево, расположенном между Царским Селом и Павловском, и после революции до 1920 года вместе с супругой жил там — оставаться в столице было опасно. В это время Василий погружается в чтение творений святых отцов, изучение монастырских уставов и богослужебных книг и уединенную молитву. Вначале он собирался поступить в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, чтобы подвизаться у мощей своего наставника в Гефсиманском скиту. Но неожиданно получил благословение митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина на принятие монашеского пострига в Александро-Невской Лавре.29 октября 1920 года наместник Лавры архимандрит Николай (Ярушевич) постриг послушника Василия Муравьева в монашество с наречением ему имени Варнава в честь духовного отца, старца Варнавы Гефсиманского. В этот же день в Воскресенском Новодевичьем монастыре Петрограда была пострижена в монашество Ольга Ивановна Муравьева с наречением ей имени Христина. Через несколько лет отец Варнава был пострижен в великую схиму с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского чудотворца и стал духовником Александро-Невской лавры.
Еще до принятия монашества Василию Муравьеву приснился сон. В жизнеописании старца Варнавы Гефсиманского есть упоминание об этом: «Виделось мне, будто я иду на богомолье в Никольский монастырь, — рассказывал Муравьев, — что близ моей родины в Гороховецком уезде (неподалеку от Иверско-Выксунского женского монастыря, основанного преподобным отцом Варнавой. Прим. авт.) Во сне дорога показалась мне незнакомою, и я блуждал по лесу. Вдруг вижу: впереди меня идет старец с сумой за плечами и в руках топорик. Поравнявшись со старцем, я спросил у него, как пройти в Никольский монастырь. Старец сказал: «Пойдем, проведу тебя, я туда же иду». Вглядываясь в своего спутника, я признал в нем о. Серафима (святого прп. Серафима Саровского) и сам спросил у него: «Батюшка, вы будете отец Серафим?» «Да, я Серафим», — ответил мне старец и мы продолжали свой путь по лесу. Отец Серафим остановился подле попавшегося нам большого пня и сел на него, положив около ног суму и топорик. Сел рядом с ним и я. Вдруг с другой стороны от меня неожиданно явился батюшка Варнава и сел подле меня так, что я оказался среди обоих старцев, которые были очень радостны, облобызались между собой и стали что-то говорить. Но что они говорили между собой, я не мог понять и проснулся». Батюшка Варнава, выслушав этот рассказ, только весело заметил: «Ну вот, был между нами, а не слыхал, что говорили!»
Молва о благодатном старце Серафиме быстро разнеслась по северной столице и за ее пределами. Он стал народным духовником. Под его окормлением находилось множество духовных чад — мирян, иноков, священников и архиереев Русской Православной Церкви. Постригавший Василия Муравьева архимандрит Николай (Ярушевич) через несколько лет стал епископом и духовным сыном старца Серафима. Батюшка окормлял архиепископа Хутынского Алексия (Симанского) – будущего Патриарха Московского и в свое время отговорил его уезжать за границу.
В Вырице отец Серафим жил просто: небольшой столик, кожаное потертое кресло, пара стульев, узенькая железная кровать. Потертый ватный подрясничек, старенькая полинявшая ряса, все та же летом и зимою теплая скуфеечка составляли все его одеяние. В понедельник, среду и пятницу старец не принимал никакой пищи, а иногда ничего не вкушал и по нескольку дней подряд. В некоторые дни батюшка вкушал часть просфоры и запивал ее святой водой, иногда не съедал и одной картофелины, или ел немного тертой моркови. Крайне редко пил чай с очень малым количеством хлеба. И ежедневно причащался Святых Христовых Таин.
Когда старец чувствовал себя лучше, он выходил в сад и там молился, стоя на камне перед иконой преподобного Серафима Саровского. За день в келье отца Серафима скапливалось большое количество записок о здравии и об упокоении. Их батюшка читал ночами и совершенно искренне удивлялся: «Да какой же из меня молитвенник? Я же лежу…»
Около 1939 года старец Серафим написал такое стихотворение:
Пройдет гроза над Русскою землею,
Народу русскому Господь грехи простит.
И крест святой Божественной красою
На храмах Божиих вновь ярко заблестит.
И звон колоколов всю нашу Русь Святую
От сна греховного к спасенью пробудит,
Открыты будут вновь обители святые,
И вера в Бога всех соединит.
Эти стихи передавались из уст в уста, распространялись в списках, достигали мест заточения и ссылок.Господь наградил отца Серафима даром прозорливости, исцелений, духовного утешения, власти над лукавыми духами. Знал он и о приближении Великой Отечественной войны. А когда она началась, стал молиться на камне ежедневно. Родные подвижника рассказывали: «В 1941 году дедушке шел уже 76-й год. К тому времени болезнь очень сильно его ослабила и он практически не мог передвигаться без посторонней помощи. В саду, за домом, метрах в пятидесяти, выступал из земли гранитный валун, перед которым росла небольшая яблонька. Вот на этом-то камне и возносил ко Господу свои прошения о. Серафим. К месту моления его вели под руки, а иногда просто несли. На яблоньке укреплялась икона, а дедушка вставал своими больными коленями на камень и простирал руки к небу… Чего ему это стоило! Видимо, Сам Господь помогал ему, но без слез на все это смотреть было невозможно. Неоднократно умоляли мы его оставить этот подвиг — ведь можно было молиться и в келлии, но в этом случае он был беспощаден и к себе, и к нам. Молился о. Серафим столько, насколько хватало сил — иногда час, иногда два, а порою и несколько часов кряду. Отдавал себя всецело, без остатка — это был воистину вопль к Богу! Верим, что молитвами таких подвижников выстояла Россия и был спасен Петербург. Помним, что дедушка говорил нам: «Один молитвенник за страну может спасти все города и веси…» Немцы, заняв Вырицу, расквартировали в ней часть, состоящую из православных. Осенью 1941 года, по многочисленным просьбам жителей Вырицы, был открыт храм, в нем начались регулярные богослужения. Это был единственный действующий храм во фронтовой полосе, причем, по ту сторону фронта! С первых дней войны отец Серафим открыто говорил о предстоящей победе русского оружия. Немцам донесли об этих пророчествах, и вскоре в дом старца пожаловали гости. Капитан, который был начальником вырицкой команды, спросил старца, скоро ли немецкие части пройдут победным маршем по Дворцовой площади? Отец Серафим ответил, что этого никогда не будет. Немцам придется поспешно уходить, а сам вопрошающий при отступлении погибнет под Варшавой. В 1945 году умерла схимонахиня Серафима. Сам старец в это время был уже прикован к постели. Однажды ранним утром преподобному Серафиму в ослепительном сиянии явилась Пресвятая Богородица и жестом правой руки указала на небо. В тот день батюшка причастился. Около двух часов ночи он благословил читать молитву на исход души, потом осенил себя крестным знамением и сказал: «Спаси, Господи, и помилуй весь мир». Это были его последние слова. 3 апреля 1949 года преподобный Серафим Вырицкий скончался.
Три дня к его гробу шел нескончаемый людской поток. Все отмечали, что руки старца были удивительно мягкими и теплыми, словно у живого. Некоторые ощущали возле гроба благоухание. В первый день после блаженной кончины старца исцелилась слепая девочка. Мать подвела ее ко гробу и сказала: «Поцелуй дедушке руку». Вскоре после этого девочка прозрела.
Старец был похоронен в Вырице. В свое время он говорил пастве: «Приходите ко мне на могилку, как к живому, разговаривайте, как с живым, и я всегда помогу вам».
В августе 2000 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил иеросхимонаха Серафима к лику святых. Сейчас его мощи покоятся в вырицкой часовне под спудом рядом с могилой схимонахини Серафимы.
Тропарь преподобному Серафиму Вырицкому, глас 4
Яко великаго молитвенника за землю нашу / и утешителя теплаго притекающих к тебе, / ублажаем тя, вторый русский отче Серафиме, / вся бо яже в мире красная оставил еси, / всем сердцем устремился еси к чертогам сладчайшаго Христа / и в годину лютых гонений образ кротости и смирения всем был еси: / не престай и ныне молитися за ны, / да в терпении обрящем путь покаяния / и с тобою выну славим Пресвятую Троицу.
Ин кондак преподобному Серафиму Вырицкому, глас 5
Уподобился еси древним отцем / и подвигом добрым подвизался еси, / благодатию Христовою просветився, / от Негоже прием дарования чудес, / недугующих исцеляти, / печальных и скорбящих утешати, / обидимых и гонимых защищати / и всем в нуждах сущим отраду / и скорое избавление подавати. / Сего ради, яко великаго чудотворца чтуще, / молим тя, чада твоя, преподобне Серафиме: / от всех бед избави нас молитвами твоими.
Молитва преподобному отцу нашему Серафиму, Вырицкому чудотворцу
О богоблаженный и премилосердый отче наш Серафиме! Ведуще тя и по смерти яко живаго суща, с верою припадаем ти и вопием: не забуди убогих твоих до конца, но милостивно призри на стадо твое духовное и упаси е, добрый пастырю, благоприятными твоими к Богу молитвами. Испроси нам от Господа время на покаяние и греховныя жизни исправление, веси бо вся немощи наша душевныя: не имамы дел веры и спасения, не имамы ревности ко истинному богоугождению, пленихомся умом в погубительных страстех, растлехом сердца во гнусных похотех. Что убо чаем, и на что надеемся, неключимии, разоривше храмины душ наших? Ей, святый отче, простри молитвенно руце твои ко Господу и умоли Спасителя рода человеческаго коснутися благодатию окаменелых сердец наших, омыти нас слезами покаяния, возставити в вере, укрепити во благочестии и вся полезная ко спасению даровати. Не посрами упования нашего, еже по Бозе и Богородице на тя возлагаем, но буди нам скорый помощник, утешитель в скорбех и покровитель во обстояниях, да сподобимся молитвами твоими наследником быти Царствия Небеснаго, идеже вси святии непрестанно славят и воспевают Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.3 Апреля 2019
www.stsl.ru