Шаманы казахстана: Казахские баксы – древние шаманы, к которым обращаются за помощью и в наши дни

Казахские баксы – древние шаманы, к которым обращаются за помощью и в наши дни

Шаманы-баксы до сих пор популярны у некоторых жителей Казахстана. Хотя на дворе уже XXI век. /Фото: voxpopuli.kz

С точки зрения традиционного ислама шаманизм и общение с шаманами считается грехом. Однако некоторые современные казахи все равно обращаются за помощью к этим странным людям, которые по-тюркски зовутся «баксы», и верят, что те обладают сверхъестественными способностями. Более того, интерес к шаманизму в средней Азии и на юге России в последние годы стал возрастать – несмотря на то, что на дворе XXI век.

С древних времен до наших дней

Баксы существовали на территории современного Казахстана с древних времен. Испокон веков шаманов одновременно и боялись (считая, что они общаются с темными силами), и просили о помощи, ведь баксы могли воздействовать на человека и обладали теми способностями, которых не было у простых людей.

Баксы существовали еще до появления ислама. /Фото: e-history.kz

В древние времена баксы имели большое влияние на общество и были уважаемы правителями азиатских государств – с ними советовались как со жрецами, к ним прислушивались. С распространением ислама эти «волшебники-мудрецы» отошли на второй план, утратив свой былой авторитет, и стали в основном заниматься только гаданием и знахарством.

Постепенно ислам вытеснил язычников-баксы, но те продолжали врачевать и гадать. /Фото:e-history.kz

Шаманы практикуют свои ритуалы в Казахстане и в наши дни. Встречается подобное шаманство (баксылык) и у астраханских казахов. Сами баксы живут своим укладом и, как и их предки, продолжают верить в духов и свою избранность.

Современный казахский баксы Ховаган Тобет Кам. /Фото:asiarussia.ru

Немного индейцы, йоги и музыканты…

Слово «баксы» произошло, предположительно, от тюрского корня «бак» (смореть, видеть). Своим покровителем казахские шаманы считают человека по имени Коркыт (Коркут). Для них это одновременно и реальный персонаж, и мифический, но все-таки больше реальный. Считается, что он был тюрком из племени огузов, а матерью его была кипчачка. Кстати, в библиотеке Папы Римского есть труд, написанный примерно в XV-XVI веках, под названием «Книга моего деда Коркыта». В ней рассказывается о некоем старике, который был очень уважаем на Востоке: он вел благочестивый образ жизни, был мудрецом и благословлял ханов на военные походы.

Одно из изображений Коркута (Коркыта), которого считают прародителем всех шаманов-баксы. /Фото:astrakhan-musei.ru

Не только у казахского народа, но и у туркменского, башкирского, азербайджанского, турецкого и почти всех представителей так называемой огузской ветви в народных преданиях встречаются упоминания о дедушке Коркыте.

Считается, что стать шаманом-баксы человек может в любом возрасте: кто-то получает этот дар по наследству, кто-то обретает его уже будучи взрослым.

Традиционная одежда баксы чем-то напоминает наряд американского индейца – например, на головном уборе его тоже присутствуют длинные перья. Впрочем, некоторые современные баксы практикуют ритуалы в национальной казахской одежде или даже в повседневной.

Певец, исполнитель этнической музыки Тюрген Кам в образе шамана. /Фото: Светлана Нурмухаметова, tyurgenkam.com

Во время ритуалов шаман использует посох, нож или плеть, а также может бить в бубен или барабан. Но самым важным атрибутом баксы считается необычный музыкальный инструмент под названием кобыз. По преданию, его создал сам Коркыт-ата. Казахи, которые обращаются к шаманам, верят, что умение играть на кобызе – это особый, редкий дар, полученный свыше. А сами звуки, которые воспроизводит этот инструмент, не иначе как волшебные: они, мол, открывают сокровенные знания, успокаивают нервную систему и даже могут излечивать от тяжелых недугов.

Баксы с кобызом. Ретро-фото.

Кобыз представляет собой деревянный смычковый инструмент с двумя струнами, изготовленными из конского волоса. Звуки, им издаваемые, действительно звучат странновато и не очень походят на обычную музыку. Как правило, исполняется сложная (часто – хроматическая) мелодия и не менее сложный ритмический рисунок. Игра на кобызе, а также пение, как правило, сопровождают общение баксы с духами.

Этот древний кобыз, принадлежавший известному баксы из Жезказгана Досымбаю Итемгенулы, передается из поколения в поколение. Инструменту уже три века. /Фото:khabar.kz

Во время своих ритуалов «музыкант» может запросто встать ногами на лезвие острого кинжала, взять в рот иголку или нож либо прикоснуться к раскаленному до красна металлическому предмету – все это поражает воображение зрителей и вызывает у них еще больше доверия к «дару» баксы.

Ритуал шамана в наши дни. /Фото:asiarussia.ru

Столь замечательное владение своим телом и контроль над органами чувств очень напоминает трюки, исполняемые йогами. Шаманы также очень часто применяют гипноз и довольно сложные «фокусы», используя необычайную ловкость рук.

Во время ритуала шаман входит в экстаз – он может прыгать, вскрикивать и изображать различных животных либо птиц (своих духов-помощников), порой во время такого транса у него может даже пойти пена изо рта. Но при этом он всегда способен контролировать это свое состояние.

Современный шаман Адам Тенгри во время камлания (общения с духами). /Фото:express-k.kz, Ержан Ашим

Все, кто когда-либо общался с казахскими шаманами, утверждали, что в столь безумный экстаз они входят исключительно во время своих ритуалов, а в повседневной жизни пребывают в абсолютно здравом рассудке и ведут себя, как обычные люди. Возможно, странное психическое состояние во время ритуала связано с тем, что баксы очень сильно верят в своих духов и собственную избранность, полностью вживаясь в эту роль.

Современный шаман Адам Тенгри в обычной жизни. /Фото:express-k.kz, Ержан Ашим

Баксы – часть казахской культуры

Во время «лечения» больного шаман может окуривать его дымом, прыскать на него разными смесями и давать пить собственноручно приготовленные настойки.

Молодая жена никак не может выносить ребенка, каждый раз беременность прерывается. Супруги пришли к шаману в надежде, что он им поможет. /Кадр из программы телеканала «Моя планета»

Все это одновременно и завораживает зрителя, и пугает, и восхищает, а у кого-то может вызвать смех или даже возмущение. Одно неоспоримо: баксы – часть древней казахской культуры, и от этого никуда не деться. А одежду шаманов и их инструменты часто можно увидеть в исторических и краеведческих музеях.

Кстати, среди современных казахов есть и те, кто относится к данному явлению не так трепетно, как когда-то предки. Например, если для поклонников шаманизма кобыз считается священным инструментом, то обычные музыканты относятся к игре на кобызе, скорее, как к уникальному и сложному опыту. Есть даже школы, где детей учат на нем играть. Например, преподаватель Мереке Хаирова поясняет, что звукоизвлечение у кобыза не менее сложное, чем у скрипки, и добиться певучего, неотрывного звука очень непросто.

Музыкант, решивший освоить этот инструмент, должен иметь идеальный слух, а также уметь привнести в исполнение что-то свое, продемонстрировав красивое уникальное звучание.

Современный казахский ансамбль (домбра, кобыз)./Фото:stpulscen.ru

На кобызе можно исполнять как народные произведения, так и классику, но в последнем случае при игре все равно очень четко слышится индивидуальность музыканта. Кстати, стоит этот инструмент в Казахстане довольно дорого – самый простой и дешевый обойдется (в пересчете на рубли) в 15 тысяч.

И в продолжение темы интересный материал о том,

как жили и во что верили представители самого таинственного народа Крайнего Севера – чукчи.

Текст: Анна Белова

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Традиционная жизнь в степи: казахский народ и шаманизм

В жизни многих народов явно прослеживаются элементы шаманства, которые произошли из верований шаманизма. Так, тюрки, которые в свое время отличались передовой цивилизацией, отводили главное место шаманским способностям, верховные правители кочевых империй при управлении государством прибегали к помощи шаманов — баксы.  Кроме того, люди, чувствуя свою беспомощность перед природой, не знали другого пути спасения от болезней и напастей. Все это укрепило «власть» баксы среди народа.Таким образом, зародившийся в тюркские времена шаманизм и при кочевой цивилизации не утрачивает своей актуальности. Ислам не отрицал существование бесов, чертей, духов, которых вызывали шаманы, но установление связи с ними было причислено к ряду тяжких грехов. Политика советского правительства стала препятствием для развития шаманизма. Уже позже, когда страна обрела независимость, время от времени стали проявляться его слабые признаки. 


 Научный взгляд на шаманизм в казахской степи 

Байтенова Нагима, заведующая кафедрой философии и методологии науки, доктор философских наук, профессор, в своей статье «Верования древних тюрков» приводит следующие факты о шаманизме: «Религия народа, верования и взгляды считаются факторами, оказывающими огромное влияние на его историю, духовно-культурную, политическую жизнь. У казахов слово «баксы» более распространено, нежели шаман. По нашим рассуждениям, баксы — один из вариантов шаманства, приспособленный к быту казахского народа. Шаманы играли важную роль в социально-политической жизни родов и племен до распространения мусульманской религии. Их основная функция заключалась в предотвращении опасных для человека и общества явлений. Баксы, впадая в транс, нейтрализовывал накопившуюся в обществе негативную энергию, тем самым, гармонизируя жизнь общества. С распространением ислама на территорию Средней Азии и Казахстана шаманов стали принимать за людей, вступающих в контакт с дьяволом и демонами. В обществе сформировалось двоякое мнение относительно них. С одной стороны их боятся, потому что они способны воздействовать на человека. Именно поэтому баксы живут обособленно на окраине деревни. В повседневной жизни к ним не приходят без особой надобности. С другой стороны, считалось, что заболевшего неизвестным недугом мог излечить только шаман. Кроме того, только он мог предупредить болезнь.

Во времена главенствования ислама шаманы, лишись роли, регулирующей жизнь общества, и занимались только знахарством». 

Потусторонняя сила — помощники баксы 

Слово «баксы» произошло от чагатайского «бақшы». Шаманам приписывалась способность контактировать с силами потустороннего мира, предсказывать будущее, врачевать, ворожить, пророчить. Казахский народ причислял к светлым силам — духа предка (аруақ), ангела (періште), фею (перизат), а таких существ, как дьявол (шайтан), злой дух (жын), албасты (демоническое существо), жезтырнак (злое демоническое существо в облике красивой молодой женщины с орлиным носом и огромными медными когтями), опасались, от них старались уберечься. Шаманы по-своему называли всех этих сущностей, которые являлись им в различном облике. С их «помощью» баксы демонстрировал и искусство гипноза. 

 Шаманы занимались и гаданием 

Во все времена народ верил в способность шамана предвидеть будущее, вершить человеческую судьбу, в то, что он способен распознавать мысли, открыто рассказывать о прошлом, вызывать природные изменения, изгонять духов.  

 Еще одно качество, присущее баксы — врачевание 

Казахские баксы способствовали выздоровлению больного посредством действия на нервную систему, играя на кобызе, произнося неясные речи, общаясь с духами, впадая в гипноз, жонглируя. 

Один из примеров влияния баксы на ход историко-политических событий

В окружении Аттилы — правителя гуннов, жившем в V веке, всегда находилось много шаманов. Они заранеее предсказывали царю все важные события. Так, баксы правителя, разложив кумалаки, рассказал об исходе битвы на Каталаунских полях 451 года. Пророчество исполнилось в точности. 

 

В народной музыке сохранились шаманские напевы

Хотя в древние времена баксы и использовали такие ударные инструменты, как асатаяк, кепшик, дауылпаз, но их основным музыкальным атрибутом являлся кобыз. Напевы шаманов — важное, крайне необходимое для исследования стилевых особенностей и исторических основ народной музыкальной культуры наследие. И хотя эти мотивы не схожи друг с другом, однако их некоторые стилевые особенности можно дифференцировать: музыкально-мелодичные — не превышающий октаву диапозон, смешанные метрические единицы и мелодии, близкие к диатонической или хроматической гамме, составляют целую систему звуков.  

Своеобразный образ жизни и форма одежды баксы 

Головной убор тюркско-монгольских шаманов схож с «малахаем», который надевают американские индейцы. Его изготавливают из птичьех перьев. Вместе с тем неотделимым атрибутом шамана являются различные музыкальные инструменты.

 Гульжанат АБДИМОМЫНОВА

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». 8 (7172) 57 14 08 (вн — 1164)

Традиционная жизнь в степи: казахский народ и шаманизм

Мы можем видеть некоторые элементы шаманизма в жизни многих народов. Таким образом, тюрки когда-то имели развитую цивилизацию и делали упор на способности шаманов. Кочевые императоры полагались на помощь шаманов или так называемых баксы. К тому же, чувствуя свою беспомощность перед природой, люди не знали иного пути спасения от болезней и бедствий. Все эти факты повышали авторитет баксы. Таким образом, шаманизм, восходящий к тюркскому периоду, оставался актуальным для кочевой цивилизации. Ислам не отрицал существования демонов, дьявола и духов, вызываемых шаманами, но контакт с ними считался одним из больших грехов. Препятствием для развития шаманизма была политика Советского правительства. Позже, когда страна обрела независимость, стали видны некоторые признаки шаманизма.

Научный взгляд на шаманизм в казахской степи

Нагима Байтенова, заведующая отделом философии и методологии науки, доктор философских наук, профессор, в своей статье «Верования Древние тюрки»: «Религия, верования и взгляды народа считаются факторами, оказывающими драматическое влияние на его историю, духовную, культурную и политическую жизнь. Слово «баксы» было более распространенным в казахском обществе, чем «шаман». Мы склонялись к тому, что баксы были своего рода шаманизмом, приспособленным к жизни казахов. Шаманы играли решающую роль в общественно-политической жизни родов и племен до распространения мусульманской религии.

Главной функцией шаманов было предотвращение опасных для человека и явлений общества.Впадение баксы в транс нейтрализовало негативную энергию, накопившуюся в обществе, и тем самым гармонизировало его жизнь.С появлением ислама на территории Средней Азии и Казахстана шаманы стали рассматриваться как люди, вступающие в контакт с дьяволом и демонами. В обществе сложилось неоднозначное мнение о них. С одной стороны, люди боялись их, потому что они могли воздействовать на человека. Это было причиной того, что шаманы жили обособленно на окраинах деревень. Никто не приходил к ним в повседневной жизни без надобности. С другой стороны, люди верили, что только шаман может вылечить неизвестную болезнь. Кроме того, шаман был единственным человеком, который мог предотвратить болезни. В период ислама шаманы утратили свою роль, регулирующую жизнь общества, и занимались только колдовством».0003

Потусторонние силы — помощники баксы

Слово «баксы» происходит от «баршы» в чагатайском языке. Шаманам приписывалась способность устанавливать контакты с потусторонними силами, предсказывать будущее, лечить, гадать. Казахи верили в добрые силы, в том числе в Духа Предка (Аруак), Ангела (Периште), Фею (Перизат), и боялись и пытались убежать от таких существ, как Дьявол (Шайтан), Злой Дух (Жын), Албасты ( злое существо, похожее на женщину, которое могло причинить вред роженицам), Жезтырнак (демон, похожий на красивую молодую женщину с огромными медными когтями). Шаманы давали им другие имена и могли видеть всех существ в разных обличьях. С их «помощью» баксы демонстрировали гипноз.

Шаманы занимались гаданием

Во все времена считалось, что шаман может предсказывать будущее и управлять судьбой человека. Верили, что шаман может читать мысли и рассказывать о прошлом, вызывать природные изменения и изгонять духов.

Шаманы умели излечивать болезни

Баксы лечили своих больных, поражающих нервную систему. Они играли на кобызе, произносили непонятные слова, разговаривали с духами, впадали в транс и жонглировали.

Один из примеров влияния шаманов на историю и политику

Аттила, правитель гуннов, живший в 5 веке, имел в своем окружении много шаманов. Они предсказывали все важные события. Так, баксы правителя предсказали исход битвы на Каталаунских равнинах в 451 году. Пророчество сбылось.

Народная музыка хранит шаманские мелодии

Несмотря на то, что в древности баксы играли на ударных музыкальных инструментах, в том числе асатаяк, кепшик, дауылпаз, основным инструментом был кобыз. Шаманские мелодии являются важным наследием, необходимым для изучения стиля и исторической основы народной музыкальной культуры.

Уникальный образ жизни и традиционная одежда баксы

Головной убор тюркских и монгольских шаманов похож на шапку американских индейцев. Он сделан из птичьего пера. Различные музыкальные инструменты являются неотъемлемыми атрибутами шамана.

Гульжанат АБДИМОМИНОВА

Использование материалов для публикации, коммерческого использования или распространения требует письменного или устного разрешения от редакции или автора. Гиперссылка на казахстанский портал обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторских правах». и смежные права». Чтобы запросить авторизацию по электронной почте или позвоните по номеру 8 (7172) 57 14 08 (в — 1164)

Моя странная зима с шаманом в Казахстане

Суфизм — мистическая ветвь ислама, весьма непопулярная в мусульманском мире. Суфии придерживаются неортодоксального подхода, который больше фокусируется на эзотерических аспектах религиозной жизни и стремится к прямому, личному опыту общения с Богом.

Когда ислам пришел в Казахстан, суфизм объединился с анимистическими верованиями региональных кочевых культур и уже существовавшими шаманскими традициями. Баксы , народные целители и провидцы, обратились и продолжили свою практику в качестве суфийских дервишей, приняв обеты крайней бедности и аскезы, чтобы направлять других по аскетическим путям к Богу.

Реклама

Многие считают Бифатиму Дуалетову одной из последних суфийских дервишей Казахстана. Впервые я встретил ее в сентябре 2010 года во время путешествия по Центральной Азии. Местные жители, у которых я остановился в Алматы, рассказали мне о женщине-шаманке, живущей на окраине небольшого села Унгуртас, недалеко от границы с Кыргызстаном. «Последний дом в деревне, у подножия «Священного холма», — сказали они.

Когда я приехал, ее не было дома. Но ее преданные и пациенты, приехавшие сюда со всего бывшего Советского Союза, рассказали мне, что Бифатима уехала в паломничество к священным суфийским местам на юге Казахстана. Слушая этих людей, я почти мог видеть, как легенды и слухи окружают культуру баксы — они, казалось, одновременно верили в предполагаемые силы Бифатимы и боялись их. Мне предложили койку в подземной мечети, где я мог бы остаться в ожидании ее возвращения. Через неделю Бифатима вернулась. Но моя виза почти истекла, поэтому я смог поговорить с ней лишь кратко.

Два месяца спустя я ехал на своем фургоне из Литвы в Индию, надеясь уехать южнее до того, как пойдет снег. Однако я недооценил погоду и застрял в Таджикистане, не сумев пересечь горы. Фургон постоянно ломался, а температура ночью опускалась до минус 22 градусов. Если я глушил двигатель больше часа, дизель замерзал в баке. Пару раз водители-дальнобойщики буквально спасали меня от замерзания. Не имея возможности продолжать поездку, я решил изменить свои планы. Я поехал в Казахстан, чтобы еще раз посетить Бифатиму.

Advertisement

В итоге я прожил с ней более двух месяцев, с января по март 2011 года, документируя ее ритуалы и практики, пася овец и работая над своим фургоном.

Бифатима утверждает, что впервые у нее были пророческие видения в возрасте 11 лет, и они привели ее, пройдя тысячи миль пешком, к Священному холму в Унгуртасе. По ее словам, это место мощной космической энергии, которая позволяет ей исправлять кармические проблемы людей.

Она часто выступает qurban , исламский ритуал подношения, во время которого она забивает овец над своими последователями, чтобы якобы освободить их от злых духов, отдав в обмен Богу душу животного. Последователь должен привести двух овец, самца и самку. Затем он или она заползает под животное, пока Бифатима совершает курбан, забивая овец-самцов. (Позже самка присоединяется к своей стае.) Наконец, человек идет в ледяной холодный ручей, где Бифатима смывает его грехи. Она объясняет, что это процесс, который аналогичен рождению: пройти через родовые пути, залить кровью, а затем очистить водой.

Конечно, увидеть все это — определенно путешествие, но это также путешествие со всеми этими совершенно разными людьми, живущими метафизически сельской жизнью в том, что по сути является коммуной. Некоторые просто приезжают на несколько дней; другие, видя в Бифатиме гуру, останутся с ним на долгие годы. Однако большинство участников делятся на три отдельные категории: они надеются вылечить смертельную болезнь, хотят победить наркоманию или хотят забеременеть. Нередки и ньюэйджеры из России, ищущие новых духовных высот.

Реклама

В течение дня вся община работает на ферме, и каждое ежедневное задание имеет символическое значение. Бифатима никогда много не объясняет, и вы чистите амбары, пасете овец или гоняете гусей, потому что она говорит, что это то, чему учат духи предков.

Как фотограф и путешественник, меня всегда восхищали сообщества на периферии господствующих культур. Большая часть моей работы основана на непосредственном опыте, с которым я сталкиваюсь в своих путешествиях, что позволяет мне рассказывать истории изнутри. Я не пассивный наблюдатель.

Работа над этой серией была поистине захватывающей. Традиционная казахская культура может показаться людям Запада шокирующей, но в этой части мира к ней относятся с большим уважением.

Оставшись с Бифатимой, я потерялся в ее предполагаемых чудесах. Я был почти вынужден отключить свой разум, чтобы осмыслить все, что происходило вокруг меня.

Узнайте больше от Дениса Вежаса здесь и в его Instagram.

Подготовка бараньей головы к приготовлению

Бифатима Дуалетова

Каждое утро начинается с медитации на Священной горе.

В течение дня шаманка встречает всех своих посетителей чаем и хлебом с маслом.

Череп у входа в дом

Бифатима благословляет мужчину водой из ручья

Овца рожает

Мужчина помогает овце родить.

Шаман во время молитвы

Мужчина ползет под овцой, которую собираются принести в жертву.

Ритуал, во время которого шаман бьет всех участников кулаком в шею, чтобы высвободить захваченную энергию

Последователи шамана моются в ручье после курбана

Аксулу — один из старейших членов общины; она часто навещала его в течение последних трех лет.

Шаман, выполняющий очистительный ритуал, который включает в себя удары своего последователя легкими овцы

Бифатима, держащая легкие овцы; надпись на стене — это список вещей, которые она ожидает передать в дар коммуне.

Раз в месяц шаман бреет головы всем в доме.

Остатки ритуалов часто скармливают собаке.

Бифатима берет своих последователей в паломничество к священным суфийским местам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *