Достопримечательности. Шамординский монастырь: старинный женский монастырь
Шамординский монастырь расположен неподалеку от города Козельска в Калужской области. Это старинный женский монастырь, с красивой архитектурой и интересной историей. Находится в очень живописном месте, рядом со знаменитым мужским монастырем — Оптиной пустынью в деревне Шамордино.
Монастырь Шамордино на карте
Шамординский монастырь
Официальный сайт Шамординского монастыря http://www.shamordino-m.ru. Надо отметить, что сайт информативен и актуален, здесь можно найти много информации о монастыре.
Шамординский женский монастырь полное название имеет следующее: Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь. Сначала в деревне Шамордино в 1884 году была образована женская община, после постройки и освящения храма была создана обитель. Днем ее основания считается 1 октября 1884 года.
Первой настоятельницей монастыря была Софья — духовная дочь старца Амвросия. Отец Амвросий является основателем Шамординского монастыря, принимал деятельное участие в его формировании и развитии. Без него не решался ни один вопрос в монастыре.
Шамординский монастырь знаменит тем, что сюда принимались женщины любого состояния, возраста и здоровья. Обычно же в монастырь принимались здоровые, не очень старые женщины с денежным или имущественным вкладом. Поэтому на момент революции 1917 года в монастыре было уже 800 сестер.
Во время советской власти в 1923 году монастырь был закрыт, руководство монастыря отправлено в тюрьмы и лагеря, часть расстреляны.
Во время Великой Отечественной войны на территории монастыря размещался госпиталь. После войны в Казанском соборе открыли сельскохозяйственный техникум.
В марте 1990 года монастырь вновь заработал. Сначала в монастыре было всего 10 сестер. На территории монастыря жили семьи, которые не имели к нему какого-либо отношения, им пришлось переехать.
Исторические личности в Шамордино
Лев Толстой
Шамординский монастырь связан с именем Льва Николаевича Толстого. Единственная и любимая родная сестра писателя Мария Николаевна постриглась в монахини в 1891 году. Ее духовником был преподобный отец Амвросий. Он сам подобрал место для ее кельи в Шамординском монастыре и нарисовал ее план.
Граф часто приезжал к сестре в Шамордино. После того, как Толстой навсегда ушел из дома, он последний раз приехал к сестре повидаться, через несколько дней он умер в дороге, на железнодорожной станции Астапово в Липецкой области.
Толстой не одобрял духовный путь сестры, сам он был отлучен от церкви в 1901 году. После его смерти монахине Марии не разрешили молиться за него. Только незадолго до ее смерти было дано благословение молиться за брата.
Булат Окуджава
После окончания литературного факультета Тбилисского института Булат Окуджава по распределению попал в Шамординскую среднюю школу, работать учителем русского языка и литературы.
Окуджава жил на территории монастыря вместе с первой женой Галиной и братом-школьником Виктором. Два годы работы здесь стали для Окуджавы испытанием: отсутствие дорог, электричества, водопровода, а также трудные отношения с директором школы. Был переведен в школу села Высокиничи, а потом в город Калугу.
Природа
Женский монастырь в Шамордино расположен в очень красивом месте: на холме, на высоком берегу реки Серёны. Виды здесь просто замечательные.
Также есть три источника, купель, разделенная на мужскую и женскую половину. Для того, чтобы подойти к родникам надо спуститься по длинной лестнице из 300 ступеней. На лестнице есть обзорная смотровая площадка.
Архитектура
Главным зданием Шамординского монастыря является Казанский собор, построенный в 1901 году на деньги московского купца-чаеторговца Сергея Васильевича Перлова. Был освящен в 1902 году калужским архиепоспом Вениамином.
Собор построили на месте деревянной домовой церкви, он способен вместить 5 тыс. человек. Архитектором этого величественного здания является Сергей Владимирович Шервуд — сын знаменитого живописца, архитектора и скульптура Владимира Иосифовича Шервуда. Именно по проекту Владимира Шервуда был построен Государственный исторический музей.
Государственный исторический музей на Красной площади
Казанский собор
15-главый Казанский собор построен из красного кирпича, выполнен в русском стиле. Поэтому имеет присущие данному стилю декоративные узоры, резные наличники, арочные окна, высокое, украшенное резьбой крыльцо и т.д.
Женский монастырь Шамордино видео
Шамординский монастырь — Википедия
Казанская Амвросиевская пустынь (неофициальное название Ша́мординский монастырь) — ставропигиальный женский монастырь Русской православной церкви, расположенный рядом с деревней Шамордино Калужской области, в 12 км к северу от Оптиной пустыни. В административно-территориальном отношении числится как село Шамординский.
Основание и первые годы[править | править код]
Казанская женская община (не монастырь) в сельце Шамордино, в имении умершей вдовы надворного советника Ключаревой, была учреждена определением Святейшего синода от 13—20 июня 1884 года № 1216[1].
22 августа (3 сентября) 1884 София Болотова подала прошение на имя епископа Калужского и Боровского Владимира (Никольского) с просьбой о вступлении в общину[2].
Со своей стороны, настоятель Оптиной пустыни преподобный Исаакий I и духовник Софии преподобный Амвросий Оптинский направили епископу Калужскому и Боровскому Владимиру представление к утверждению матушки Софии настоятельницей строящейся общины, приложив к этому рекомендательное письмо:
Вашему Преосвященству угодно знать наше мнение о Софье Михайловне Астафьевой, способна ли она быть Настоятельницей новой Казанской общины. Хотя Софья Михайловна делом ещё и не проходила монашескую жизнь, но довольно понимает и монашество и хозяйственную часть, и сестры новой общины очень расположены к ней, так, что и теперь беспрекословно повинуются её распоряжениям[2].
Последнее формальное препятствие было устранено, когда 4 (16) сентября 1884 София была пострижена в монахини Амвросием Оптинским, позже он постриг её в мантию с сохранением имени София.
Стараниями старца вскоре была создана первая церковь обители, и 25 сентября (7 октября) 1884 игумен Исаакий и матушка София направили рапорт на имя епископа Калужского и Боровского Владимира об окончании внутреннего устройства деревянной церкви и о готовности её к освящению
В первое время положение дел в обители было непростым:
Небогатое достоянье досталось первой настоятельнице матери Софии: — деревянный дом, с домашней церковью, да несколько деревянных хижин для жилья сестрам. Вот и все! Ни денег, ни имущества, никаких-нибудь запасов, а, между тем, население общины с каждым днем все увеличивалось. — Много посылал старец здоровых и крепких девушек, способных к работе, в монастырь, но не менее, (если не более), — больных, увечных, неспособных ни к какому труду. <…> население Шамордина все увеличивалось, а средства к существованию все уменьшались[3]
Кроме этого, насущным было приобретение земельных участков для нормального существования монастыря, на что постоянно не хватало средств[2].
Несмотря на трудности хозяйствования, настоятельница София не забывала о духовной жизни общины. Под руководством старца Амвросия она устраивала духовную жизнь обители, подавая пример послушания, смирения и любви[3].
Понимая, что молитва есть главное монашеское делание, главной целью для себя матушка София поставила строительство большого каменного Казанского собора. Она руководила процессом разбивки собора и наблюдала за проектированием, для производства кирпича при ней был специально построен кирпичный завод. Она не только тратила на монастырь все свои личные средства, но и завещала обители всё своё состояние[3].
Было создано всё необходимое для существования обители: построены две деревянные часовни — во имя святителя Амвросия Медиоланского и преподобного Тихона Калужского. Была налажена хозяйственная жизнь монастыря: построены водокачка, многие хозяйственные постройки и сестринские келии. При Софии были устроены скиты, открыта богадельня, а также золотошвейная мастерская, и положено начало иконописной мастерской
При монастыре в духе древних монастырских традиций, о которых говорили Отцы Церкви Василий Великий и Иоанн Златоуст, были открыты детские ясли и позже был открыт приют. При нём была начальная школа, в которой дети получали первоначальные знания: сёстры занимались с ними чтением, письмом и Законом Божиим[3].
На закате лет матушку Софию постригли в великую схиму. Смерть настоятельницы наступила 24 января 1888 года, в том году в общине было 250 сестёр[3].
Расцвет монастыря в начале XX века[править | править код]
По кончине первой настоятельницы начальствование приняла другая духовная дочь старца — монахиня Евфросиния (Розова), управлявшая обителью до 14 апреля 1904 года [4].
Схимонахиня София прославлена в Соборе Тульских святых в 1987 году[3].
8 июля 1901 года община была возведена в степень монастыря и переименована в Казанскую Амвросиевскую пустынь.
Насельницей Шамординского монастыря была сестра отлучённого от церкви в 1901 году графа Льва Толстого Мария Толстая[5]. В монастыре она и скончалась, за три дня до смерти приняв монашеский постриг.
24 октября 1902 года епископ Калужский Вениамин (Муратовский) освятил начатый строительством в 1889 году Казанский собор, сооружённый на средства благоустроителя монастыря — известного в России торговца чаем Сергея Перлова[6]. Автор проекта собора — архитектор Сергей Шервуд. Собор вмещает до 5000 молящихся. Трапезная построена на рубеже XIX—XX веков по проекту архитектора Романа Клейна.
К 1918 году здесь подвизались более 800 сестёр. Имелась богадельня, больница, приют для девочек-сирот, несколько скитов.
В марте 1923 года обитель была окончательно закрыта и ликвидирована, все земли и угодья монастыря стали собственностью колхоза.
Возрождение и восстановление[править | править код]
В марте 1990 года в обители начала возрождаться монашеская жизнь. Наместник Оптиной пустыни архимандрит Евлогий (Смирнов) обратился к патриарху Московскому и всея Руси Пимену с ходатайством об открытии Шамординского монастыря[7]. 3 мая 1990 года патриарх Пимен подписал указ о возобновлении монастыря в Шамордине[8]. За 20 дней храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» был подготовлен к освящению, которое было совершено 27 мая 1990 года. В этот же день монахиня Рижского Свято-Троице-Сергиева монастыря Никона (Перетягина) была возведена в сан игумении[8].
В сохранившемся доме, возведённом над кельей преподобного Амвросия, устроен первый в России храм в честь преподобного Амвросия Оптинского. Храм был освящён патриархом Алексием II 28 июля 1996 года[9].
16 января 2019 года 22 здания Шамординского монастыря переданы в собственность Русской православной церкви[9].
Храм в честь Пресвятой Троицы
Казанский собор
Храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»
Монастырская трапезная
Монастырское строение
Монастырская больница
Дом купца Перлова
ru.wikipedia.org
Шамордино. Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь
Из рассказа «Оптина Пустынь и Шамордино. Русские Места Света (Подсолнечные места)»…Весь Шамординский монастырь построен на средства богатейшего чаеторговца купца Сергея Васильевича Перлова и его жены Анны Яковлевны. Казанский собор, трапезная, сестринский корпус, больница и другие постройки – всё выдержано в одном стиле и выполнено из красного кирпича. До этого – я не представляла и не знала, что из обычного кирпича можно творить такие узоры.
…Архитектор Казанского собора – Сергей Шервуд, сын Владимира Шервуда, который построил здание Исторического музея в Москве на Красной площади. Казанский собор в Шамордино его собрат, и по размерам тоже грандиозен.
…Мы стоим на крутояре. Вниз из-под ног уходит крутейший склон, густо-прегусто поросший цветущей лесной клубникой и разновеликой травой. Внизу – равнина. Панорама – до горизонта. Причем видимость – километров на 20 вперед. Перед глазами – бескрайний волнистый зеленый травянистый бархат. Завитки узкой речки Сирёны. Это невероятный природный ландшафт.
Шамордино находится перед Козельском и Оптиной пустынью (если вы едете от Калуги). За ~14км до Козельска (~20км до Оптиной Пустыни) будет правый поворот и указатель. Не проскочите мимо!
Когда вот так поворачиваешь посреди какой-то придорожной деревни, несешься по узкой асфальтовой дороге, навстречу тебе женщины в байковых халатах, платках и сапогах, коровы, и гуси провожают удивленным взглядом вашу машину, то меньше всего в этот момент ты готов к встрече с прекрасной природой. Когда слева показалось ЭТО, назовем эту картинку «природный пейзаж», а впереди уже мелькнули маковки монастыря, то не знаешь куда смотреть и, скорее всего, ваше приоритетное внимание будет захвачено целью вашей поездки – монастырем. Зато на обратном пути… уже завидую, представляя, что вы увидите… вашим глазам откроется невероятная красота!
Начну с красоты. Красота – это край обрыва по дороге к монастырю (слева).
Уже возвращаяс
pamsik.livejournal.com
Обитель – Шамордино — официальный сайт
Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь расположена близ селения Шамордино, в одном из красивейших уголков Святой Руси, между старинными городами Калугой и Козельском. Основана в 1884 году преподобным Амвросием Оптинским по завещанию его духовной дочери монахини Амвросии (Ключаревой, 1818-1881) и на ее средства. Еще при жизни призревая престарелых вдов и сирот-девиц, желающих посвятить себя служению Богу, она завещала устроить женскую общину в принадлежавшем ей имении Шамордино.
Незаменимой помощницей преподобного Амвросия в устроении пустыни была всецело преданная старцу его духовная дочь схимонахиня София (Болотова, 1845-1888). 1 октября 1884 года в день открытия обители матушка София была назначена ее первой настоятельницей, а обитель стала называться Казанскою в честь чтимой в ней Казанской иконы Божией Матери. Вся жизнь Шамординской пустыни проходила под старческим руководством: богослужебный устав, монастырские порядки, строительные дела, назначение послушаний и др. устраивались с благословения преподобного Амвросия. Число насельниц обители пополнялось большей частью сестрами, которых направлял сюда сам батюшка. Приезжая в Шамордино, он все осматривал, размечал места для строительства будущих храмов, келий и других построек и давал указания. Много внимания преподобный Амвросий и матушка София уделяли духовной жизни сестер, воспитанию в них таких добродетелей, как любовь к Богу и ближним, милосердие. Несмотря на то, что схимонахиня София только четыре года управляла обителью, ей удалось многое сделать за это время и заслужить безграничную любовь сестер. В 1987 году первоначальница Шамординской обители была прославлена в Соборе Тульских святых.
Преемницами матушки Софии стали схиигумении Евфросиния (Розова, 1830-1904), Екатерина (Самбикина, 1842-1911) и Валентина (Розанцева, 1864-1919), также духовные чада старца Амвросия и его учеников преподобных Иосифа и Анатолия (Зерцалова). К началу ХХ века обитель стала крупным духовным центром, здесь подвизалось около 800 сестер разного звания и происхождения. Благодаря щедрому покровительству известного московского купца Сергея Васильевича Перлова были возведены все сохранившиеся до наших дней постройки: величественный Казанский собор, здание богадельни с домовым храмом во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», водокачка. При его же содействии были созданы различные мастерские: живописная, чеканная, золотошвейная, переплетная, коверная и др.
В годы гонений на Православие Шамординскую пустынь постигла общая участь всех русских монастырей. В 1923 году обитель была закрыта и разорена. Сестры вынуждены были поселиться в Козельске и ближайших селениях. Духовно укрепленные оптинскими старцами, они смиренно и достойно прошли все испытания, выпавшие на их долю. Многие из них приняли мученическую кончину в тюрьмах, лагерях и ссылках. Все земли и угодья обители стали собственностью колхоза, в бывших монастырских строениях расположились дом инвалидов, интернат для беспризорников, школа. Но без Божиего благословения и умелого управления огромное хозяйство вскоре пришло в упадок. Все созданное трудом сестер было разорено безбожной властью.
С марта 1990 года в Шамординской пустыни возобновилась монашеская жизнь. Настоятельницей была назначена игумения Никона (Перетягина, 1941-2012), насельница Рижского монастыря. Вновь затеплились лампады, и началось богослужение. Монастырская жизнь постепенно стала налаживаться. В тот же год, 27 мая, был освящен храм при богадельне в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Эта дата вошла в летопись монастыря как день возрождения обители.
В 1996 году на месте кельи, в которой в Шамордине отошел ко Господу преподобный Амвросий, был устроен первый в России храм во имя великого старца и 28 июля освящен Святейшим Патриархом Алексием II. Этот храм является одним из основных в обители, в нем ежедневно совершается весь богослужебный круг.
Сохранившаяся до наших дней келья батюшки Амвросия сейчас находится около храма, недалеко от места своего исторического расположения.
13 августа 2005 года после завершения основных восстановительных работ был освящен Казанский собор, главный храм монастыря. Святейший Патриарх Алексий II и прибывшие с ним архиереи освятили помимо центрального еще два боковых престола.
В мае 2018 года был освящен малым (неполным) чином последний восстановленный храм — в честь Святой Троицы.
В настоящее время в обители совершается полный круг богослужения, читается Неусыпаемая Псалтирь, акафисты перед чтимыми иконами Божией Матери и преподобного Амвросия Оптинского. Под водительством первой настоятельницы матушки игумении Никоны (Перетягиной) были вновь открыты монастырская богадельня и больница, для детей из окрестных селений организована воскресная школа. Обитель имеет собственное подсобное хозяйство: молочную ферму, огороды, поля, пасеку, полностью обеспечивает себя продуктами сельского хозяйства. Сейчас в Шамордине подвизается более ста тридцати сестер, все они находятся на полном обеспечении, получая от обители все необходимое.
27 мая 2010 года обитель молитвенно отметила 20-летие возрождения монашеской жизни. Накануне пустынь впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и совершил в Казанском соборе торжественное богослужение, что стало незабываемым праздником для насельниц монастыря, его благотворителей и гостей. Эту дату можно считать началом периода расцвета, когда самые тяжелые восстановительные работы были завершены, физические перегрузки первых лет отошли в прошлое и основные силы сестер перенаправлены на духовный труд как основную цель монашеского звания.
Скорбной страницей в истории этого благодатного времени стала безвременная и скоропостижная кончина дорогой и приснопамятной матушки игумении Никоны, последовавшая 28 мая 2012 года. Только вера в бесконечную милость, которую должна обрести у Господа ее праведная душа, помогла сестрам перенести эту утрату.
В настоящее время обитель живет под руководством новой настоятельницы – игумении Сергии (Щербаковой), возведенной в игуменский сан 6 июля 2014 года в Новодевичьем монастыре г.Москвы. Матушка Сергия, бывшая более двадцати лет в монастыре и помогавшая почившей игумении Никоне в делах, продолжила сложившиеся традиции и сложившийся монастырский уклад.
В 2015 году по случаю 25-летия возрождения обители Святейший Патриарх Кирилл вновь посетил Шамординскую пустынь и наградил Казанский собор, отмечавший 10-летие со дня своего освящения, правом служения в нем с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш».
Под благодатным покровом Божией Матери, преподобного старца Амвросия, матушки Софии возрожденная Шамординская обитель продолжает жить и возносить смиренные молитвы о нашем земном Отечестве и православных христианах всего мира.
www.shamordino-m.ru
Небесные покровители – Шамордино — официальный сайт
Публикуемая книга написана около полувека тому назад, задолго до соборного прославления старца Амвросия и нового открытия Оптиной пустыни. Она знакомит нас с духовным обликом преподобного Амвросия — великого Оптинского старца, всероссийского духовника, основателя Шамординской обители.
«…О святости своей свидетельствуют чудесами…» – эти слова преподобного Амвросия, написанные в одном из писем к духовным чадам, в полной мере можно отнести и к его любимой послушнице схимонахине Софии (Болотовой) – первой настоятельнице основанной им Казанской Амвросиевской женской пустыни в селе Шамордино Калужской губернии. И хотя прошло уже 120 лет как схимонахиня София отошла ко Господу, она не оставила нас, слышит молитвы тех, кто с верой и надеждой просит ее заступничества перед Ним, а ее жизнеописание, как всех святых и праведных людей, назидательно и утешительно для нас.
По Божиему произволению старчество в Оптиной не прерывалось свыше 100 лет (с 1829 по 1938 г.) – после кончины одного старца его место занимал другой. И все они обладали целым рядом духовных даров: прозрения, исцеления, духовного назидания… Старцам не надо было говорить о себе ничего, они знали о каждом все откровением Святого Духа – примеров тому тысячи.
Святителя Христова Николая, великого Чудотворца, скорого помощника и изрядного ходатая пред Богом, возрастила страна Ликийская. Он родился в городе Патаре. Родители его, Феофан и Нонна, были люди благочестивые, знатные и богатые. Сие благословенная чета, за свою богоугодную жизнь, многие милостыни и великие добродетели, удостоилась произрастить святую ветвь и «дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое»(Пс. 1:3). Когда родился сей благословенный отрок, ему дали имя Николай, что значит «победитель народов». И он, по благословению Божию, воистину явился победителем злобы, на благо всему миру.
Святой Амвросий был сыном вельможи Амвросия, Римского наместника Галлии и других западных стран. Из любви к сыну своему, сей вельможа назвал его тем же именем, какое носил сам. Еще в младенчестве святого было предзнаменование того, какую духовную сладость доставит он некогда Церкви Христовой. Однажды среди дня спеленатый младенец Амвросий лежал на открытом воздухе и спал, с открытыми устами. Вдруг прилетел рой пчёл, сел на младенца и покрыл всё лицо его и уста, и можно было видеть, как пчелы входили в уста младенца, и выходили оттуда, оставляя на языке у него свой мёд. Отец младенца изумился и сказал:
– Если дитя сие вырастет, то будет великим среди людей.
Святой Игнатий родился в Сирии в последние годы жизни Спасителя. Его жизнеописание повествует, что он был тем отроком, которого Господь взял на руки и сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3). Богоносцем он назван потому, что, крепко любя Господа, он как бы носил Его в своем сердце. Он был учеником апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Из послания святого Игнатия к смирнянам видно, что он был особенно близок к апостолу Петру и сопровождал его в некоторых его апостольских путешествиях. Незадолго до разрушения Иерусалима в 72 году скончался Евод, один из семидесяти учеников Христовых, и его преемником на Антиохийской кафедре (в столице Сирии) стал Игнатий.
Святой Поликарп, родившийся во второй половине I века, был учеником апостола Иоанна Богослова. Еще в детстве он остался сиротой и был усыновлен христианкой Каллистой. После ее смерти, он раздал все имение бедным и стал вести строгий образ жизни. Став епископом Смирн, Поликарп боролся с гностицизмом, будучи самым уважаемым богословом Малой Азии.
Преподобный и богоносный отец наш Сергий родился в Ростовской области от благочестивых родителей Кирилла и Марии. Еще от чрева матери Бог избрал его на служение Себе. Незадолго до его рождения мать его в воскресный день, по своему обычаю, пришла к литургии в церковь. Пред началом чтения святого Евангелия младенец во чреве ее так громко вскрикнул, что голос его слышали все стоявшие в храме.
Преподобный Никон родился в городе Юрьеве Польском, недалеко от обители преподобного Сергия. Он происходил от благочестивых родителей и с юного возраста был воспитан в богопочтении. Еще в ранней молодости он слышал об Ангельской жизни преподобного Сергия, подвизавшегося с братиею в своей обители близ города Радонежа.
Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна была вторым ребенком в семье великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери королевы английской Виктории. Дети воспитывались в традициях старой Англии, их жизнь проходила по строгому порядку, установленному матерью. Детская одежда и еда были самыми простыми. Старшие дочери сами выполняли свою домашнюю работу: убирали комнаты, постели, топили камин.
Святой пророк Захария, священник из потомства Ифамара, сына Ааронова, имел жену Елисавету, которая также была из рода Ааронова и доводилась сестрой Анне, матери Пресвятой Богородицы. Святое Евангелие свидетельствует о Захарии и Елисавете, что они были украшены всеми добродетелями, непорочно проходя свое жизненное поприще.
Святой праведный Иоаким происходил из колена Иудина, из дома царя Давида и имел жену по имени Анну из колена Левиина, из рода Ааронова, дочь священника Матфана. Супруги сии, Иоаким и Анна, происходя из знатного рода, поучались в законе Господнем и были праведны пред Богом. Украшенные всеми добродетелями, они беспорочно соблюдали все заповеди закона Божия. Своею праведною жизнью Иоаким и Анна так угодили Богу, что Он сподобил их быть родителями Пресвятой Девы, предизбранной Матери Господа. Из этого одного уже видно, что их жизнь была свята, богоугодна и чиста, так как у них родилась Дщерь, Святейшая всех святых, угодившая Богу больше всех, и херувимов Честнейшая.
www.shamordino-m.ru
Храм в честь Пресвятой Троицы – Шамордино
Церковь во имя Пресвятой Троицы с приделом в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» — первый храм обители, первоначально освященный в день ее открытия (1/14 октября 1884 года) в честь Казанской иконы Божией Матери. Здесь перед чудотворным образом Пресвятой Богородицы возносил свои молитвы смиренный старец Амвросий. До 1889 года церковь находилась на месте ныне существующего Казанского собора. Во время закладки фундамента собора, по благословению преподобного Амвросия, старый храм перенесли на монастырское кладбище и 5 июля 1890 года освятили во имя Пресвятой Троицы. В нем был одноярусный деревянный иконостас, отделанный белым с позолотой. 15/28 октября 1891 года здесь отпевали в Бозе почившего старца Амвросия. В правой части храма, по прошению настоятельницы монахини Евфросинии, 24 января 1892 года был освящен придел «в честь Божией Матери Живоноснаго Ея Источника» с деревянным резным двухъярусным иконостасом. В течение восемнадцати лет этот храм оставался единственным в обители (до 1902 года, когда был освящен Казанский собор). После закрытия монастыря Троицкая церковь была полностью разрушена.
Уповая на помощь Божию, этот исторически значимый для монастыря храм всегда надеялись воссоздать. 28 июля 2006 года отслужили молебен и приступили к восстановлению. К осени 2008 года он был возведен под купол, и 17 октября на него уже установили кресты. 25 мая 2018 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла клириками обители было совершено малое освящение храма.
Но еще предстоит много отделочных работ. Внутреннее убранство этой церкви, как и других монастырских храмов, предполагается создавать в своих мастерских.
За храмом расположено старое монастырское кладбище, на котором нашли место своего упокоения несколько поколений шамординских сестер.
www.shamordino-m.ru
По Святым местам. Шамордино. | Страна Мастеров
Казанская Амвросиевская пустынь (неофициальное название Ша́мординский монастырь) — ставропигиальный женский монастырь Русской православной церкви, расположенный рядом с деревней Шамордино Калужской области, в 12 км к северу от Оптиной пустыни. В административно-территориальном отношении числится как село Шамординский.
Основание и первые годы
Казанская женская община (не монастырь) в сельце Шамордино, в имении умершей вдовы надворного советника Ключаревой, была учреждена Определением Святейшего Синода от 13 — 20 июня 1884 года за № 1216.
22 августа (3 сентября) 1884 София Михайловна Болотова подала прошение на имя епископа Калужского и Боровского Владимира (Никольского) с просьбой о вступлении в общину.
Со своей стороны, настоятель Оптиной пустыни преподобный Исаакий I и духовник Софии Михайловны преподобный Амвросий Оптинский направили епископу Калужскому и Боровскому Владимиру представление к утверждению матушки Софии настоятельницей строящейся общины, приложив к этому рекомендательное письмо:
Вашему Преосвященству угодно знать наше мнение о Софье Михайловне Астафьевой, способна ли она быть Настоятельницей новой Казанской общины. Хотя Софья Михайловна делом ещё и не проходила монашескую жизнь, но довольно понимает и монашество и хозяйственную часть, и сестры новой общины очень расположены к ней, так, что и теперь беспрекословно повинуются её распоряжениям.
— 25 августа (6 сентября) 1884 года
Последнее формальное препятствие было устранено, когда 4 (16) сентября 1884 София была пострижена в монахини Амвросием Оптинским, позже он постриг её в мантию с сохранением имени София.
Стараниями старца вскоре была создана первая церковь обители и 25 сентября (7 октября) 1884 игумен Исаакий и матушка София направили рапорт на имя епископа Калужского и Боровского Владимира об окончании внутреннего устройства деревянной церкви и о готовности её к освящению. Она была освящена 1 (14) октября 1884 года, этот день считается днём создания обители. Монахиня София стала первой настоятельницей монастыря.
Схимонахиня София
В первое время положение дел в обители было непростым:
Небогатое достоянье досталось первой настоятельнице матери Софии: — деревянный дом, с домашней церковью, да несколько деревянных хижин для жилья сестрам. Вот и все! Ни денег, ни имущества, никаких-нибудь запасов, а, между тем, население общины с каждым днем все увеличивалось. — Много посылал старец здоровых и крепких девушек, способных к работе, в монастырь, но не менее, (если не более), — больных, увечных, неспособных ни к какому труду. <…> население Шамордина все увеличивалось, а средства к существованию все уменьшались
— Воспоминания епископа Трифона, 1884-1888 годы
Кроме этого, насущным был вопрос о приобретении земельных участков для нормального функционирования монастыря, на что хронически не хватало средств.
Несмотря на трудности хозяйственного плана, настоятельница София не забывала о духовной жизни общины. Под руководством старца Амвросия она устраивала духовную жизнь обители, подавая пример послушания, смирения и любви[3].
Понимая, что молитва есть главное монашеское делание, главной целью для себя матушка София поставила строительство большого каменного Казанского собора. Она руководила процессом разбивки собора и курировала его проект, для производства кирпича при ней был специально построен кирпичный завод. Все не только она тратила на монастырь свои личные средства, но и завещала всё своё состояние обители.
Кроме реализации этого крупного проекта было создано всё необходимое для существования обители: построены две деревянные часовни во имя святителя Амвросия Медиоланского и преподобного Тихона Калужского. Была налажена хозяйственная жизнь монастыря: построены водокачка, многие хозяйственные постройки и сестринские келии. При ней были устроены скиты, открыта богадельня, а также золотошвейная мастерская и положено начало иконописной мастерской.
При монастыре, в духе древних монастырских традиций, о которых говорили святые отцы Церкви Василий Великий и Иоанн Златоуст, были открыты детские ясли и позже был открыт приют. При нём была начальная школа, в которой дети получали первоначальные знания: сёстры занимались с ними чтением, письмом и Законом Божием.
На закате лет матушку Софию постригли в великую схиму. Смерть настоятельницы наступила 24 января 1888 года, в том году в общине было 250 сестёр.
По кончине первой настоятельницы начальствование приняла другая духовная дочь старца — монахиня Евфросиния (Розова), управлявшая обителью до 14 апреля 1904.
Схимонахиня София прославлена в Соборе Тульских святых в 1987 году.
8 июля 1901 года община была возведена в степень монастыря и переименована в Казанскую Амвросиевскую пустынь.
Насельницей Шамординского монастыря была сестра анафематствованного в 1901 году графа Льва Толстого Мария Николаевна Толстая († 6 апреля 1912 года) была, где она и скончалась, за три дня до смерти приняв монашеский постриг.
24 октября 1902 года епископом Калужским Вениамином (Муратовским) был освящён начатый строительством в 1889 году Казанский собор монастыря, сооружённый на средства Сергея Васильевича Перлова. Автор проекта собора — архитектор С. В. Шервуд (сын В. И. Шервуда, автора здания Государственного исторического музея). Трапезная построена на рубеже XIX—XX веков по проекту архитектора Р. И. Клейна.
К 1918 году здесь подвизались более 800 сестёр. Имелась богадельня, больница, приют для девочек-сирот, несколько скитов.
В марте 1923 года обитель была окончательно закрыта и ликвидирована, все земли и угодья монастыря стали собственностью колхоза.
В марте 1990 года в обители была возобновлена монашеская жизнь. 3 мая 1990 года Патриарх Московский и всея Руси Пимен подписал указ о возобновлении монастыря в Шамордине.
За 20 дней храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» был подготовлен к освящению, которое было совершено 27 мая 1990 года. В этот же день монахиня Рижского Свято-Троице-Сергиева монастыря Никона (Перетягина) была возведена в сан игумении.
С женскими монастырями у меня дело обстоит намного лучше, чем с мужскими, на территории которых я совершено ничего не чувствую.
В Шамордино мне очень понравилось, особенно в Казанском соборе. Не говоря уже о духовной составляющей, чего стоят иконы этого собора, вышитые бисером! Это что-то невероятное! Сколько труда в них вложено! Насколько волшебно они смотрятся! Напротив каждой можно стоять любуясь практически часами! Хотя бы ради такой красоты стоит посетить Шамордино!
stranamasterov.ru