Татарское море — это… Что такое Татарское море?
- Татарское море
- Татарское море
Географические названия мира: Топонимический словарь. — М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001.
.
- Сердоболье
- Большой Восточный Эрг
Смотреть что такое «Татарское море» в других словарях:
Татарское море — Карское море, Лаптевых море … Топонимический словарь
Море Лаптевых — Море Лаптевых … Википедия
ТАТАРСКОЕ ИГО — Впервые Русская земля услышала о татарах в 1223. Казалось, предчувствуя что то страшное, сама природа исполняла слова древнего пророка. Летом сделалась необыкновенная засуха, горели леса и болота, за дымом меркло солнце, и птицы падали на землю… … Русская история
Монголо-татарское вторжение в Дагестан — История Дагестана … Википедия
Крымско-ногайские набеги на Русь — Набеги крымских татар и ногайцев на русские земли Великого княжества Литовского (впоследствии, Речи Посполитой) и Московское государство регулярные набеги с целью захвата невольников, участившиеся после обособления Крымского ханства, в… … Википедия
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия
СССР. Феодальный строй — В 1 й половине 1 го тыс. н. э. у народов Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии рабовладельческий строй находился в состоянии упадка. На смену ему шла новая общественно экономическая формация Феодализм. Феодальные отношения,… … Большая советская энциклопедия
Россия — 1) пик, Памир, Таджикистан. Открыт в 1932 1933 гг. сотрудниками Таджикско Памирской экспедиции Академии наук СССР и назван пиком Молотова, по фамилии сов. деятеля В. М. Молотова (1890 1986). В 1957г. переименован в пик России. 2) Российская… … Географическая энциклопедия
Россия. История: История России — I Приднепровская Россия IX XII вв. земель , занятых племенами, определились частью естественными пределами линиями водораздельных волоков, частью перекрестным столкновением отдельных волн колонизационного потока. Быть может, взаимная борьба… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
История России — История России … Википедия
Татарское море — это… Что такое Татарское море?
- Татарское море
Географические названия мира: Топонимический словарь. — М: АСТ. Поспелов Е.М.. 2001.
- Татарский пролив
- Татры
Смотреть что такое «Татарское море» в других словарях:
Татарское море — Карское море, Лаптевых море Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия
Море Лаптевых — Море Лаптевых … Википедия
ТАТАРСКОЕ ИГО — Впервые Русская земля услышала о татарах в 1223. Казалось, предчувствуя что то страшное, сама природа исполняла слова древнего пророка. Летом сделалась необыкновенная засуха, горели леса и болота, за дымом меркло солнце, и птицы падали на землю… … Русская история
Монголо-татарское вторжение в Дагестан — История Дагестана … Википедия
Крымско-ногайские набеги на Русь — Набеги крымских татар и ногайцев на русские земли Великого княжества Литовского (впоследствии, Речи Посполитой) и Московское государство регулярные набеги с целью захвата невольников, участившиеся после обособления Крымского ханства, в… … Википедия
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия
СССР. Феодальный строй
Россия — 1) пик, Памир, Таджикистан. Открыт в 1932 1933 гг. сотрудниками Таджикско Памирской экспедиции Академии наук СССР и назван пиком Молотова, по фамилии сов. деятеля В. М. Молотова (1890 1986). В 1957г. переименован в пик России. 2) Российская… … Географическая энциклопедия
Россия. История: История России — I Приднепровская Россия IX XII вв. земель , занятых племенами, определились частью естественными пределами линиями водораздельных волоков, частью перекрестным столкновением отдельных волн колонизационного потока. Быть может, взаимная борьба… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
История России
— История России … Википедия
geo_toponims.academic.ru
Татарский пролив — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Тата́рский проли́в — пролив между материком Евразия и островом Сахалином, соединяет Японское и Охотское моря через пролив Невельского, Амурский лиман и Сахалинский залив.
Физико-географическая характеристика[править | править код]
Северные входные мысы в Татарский пролив из пролива Невельского — мыс Южный и мыс Тык. Здесь ширина Татарского пролива наименьшая, всего 40 км. Здесь же и наименьшие глубины на фарватере пролива — 10 м. К югу ширина и глубина пролива возрастают, становясь максимальными на входе в пролив со стороны открытого Японского моря. Южные входные мысы пролива — мыс Белкина на севере Приморского края у п. Амгу, и мыс Кузнецова на юго-западном побережье Сахалина. Ширина на входе 328 км, максимальная глубина 1773 м
У южного входа в Татарский пролив, в 50 км от побережья Сахалина, расположен относительно крупный и высокий остров Монерон. Остальные острова Татарского пролива (Токи, Дюанка, Дугу-Ду, Базальтовый, Обсерватории, Устричный и другие) — мелкие и расположены недалеко от материкового берега.
Татарский пролив является наиболее холодной частью акватории Японского моря. В зимний период здесь формируется и локализуется более 90 % всего льда, наблюдаемого в Японском море. По многолетним данным продолжительность периода со льдом в Татарском проливе, в силу его большой меридиональной протяженности, от 40—80 дней в южной части пролива, до 140—170 дней в северной его части.
Мыс Демби на фоне мыса Острая Скала, на крайнем юге побережья Хабаровского края. Обрывы базальтовых плато.Вдоль всего западного берега тянется северо-восточная часть горной системы Сихотэ-Алинь. Берега в основном высокие и обрывистые. Высота гор в прибрежной зоне наибольшая в районе мыса Золотого (Тохтинский хребет, более 1300 м над уровнем моря), и в районе мыса Крестовоздвиженского (хр. Хабинские Белки, более 1100 м над уровнем моря). В районах выхода к побережью Зевинского и Совгаванского плато, берега низкие и обрывистые. Склоны хребтов Сихотэ-Алиня поросли хвойным лесом. Участки широколиственного леса, состоящие из дуба (до мыса Золотого), берёзы и ольхи, встречаются в прибрежной зоне до Советской Гавани. Наиболее крупные реки, впадающие в западную часть Татарского пролива — Максимовка, Кабанья, Единка, Самарга, Нельма, Ботчи, Коппи и Тумнин. [источник не указан 310 дней]
Вдоль восточного берега Татарского пролива тянутся Западно-Сахалинские горы, состоящие из нескольких параллельных хребтов. В районе мыса Кузнецова высота прибрежных гор 300—400 м, по мере продвижения на север они повышаются до 1000 м. Наиболее высокая часть Камышового хребта расположена между мысами Ламанон и Воздвижения. Отдельные вершины гор здесь выше 1000 м. К северу от мыса Воздвижения прибрежные горы постепенно понижаются и в районе Александровска-Сахалинского высота их около 400 м. Склоны гор преимущественно крутые и у береговой линии образуют высокие обрывы. Прибрежные горы поросли травой и кустарником, а расположенные вдали от берега — хвойным и частично лиственным лесом. На вершинах гор встречаются альпийские луга. К северу от параллели 51°30′ северной широты горы понижаются и переходят в низкий берег, состоящий из песчаных дюн и отдельных холмов, покрытых мхами. На этом берегу много озёр.
Происхождение названия объясняется тем, что термин «татары» в X—XVIII веках использовался во многих европейских языках по отношению не только к одному из многочисленных тюркоязычных народов — татарскому, но и к большинству других тюркских народов Евразии (см. Тартария), проживавших ранее и проживающих ныне на территориях восточнее и западнее Урала вплоть до Камчатки и Сахалина [3].
Во время правления Сталина была начата реализация идеи железнодорожного тоннеля на Сахалин, которая так и не была завершена. Также разрабатывался проект соединения материка с Сахалином дамбой, что могло заметно ослабить холодное Приморское течение и повлиять на климат востока Приморского края[4].
- ↑ Выписки из лоции № 1402 (рус.). parusa.narod.ru. Дата обращения 4 мая 2019.
- ↑ Зайцев Н. Татарский пролив (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 15 сентября 2016. Архивировано 8 ноября 2014 года.. — «Грань ДВ», 2009. — (Поход на парусном катамаране вдоль материкового побережья).
- ↑ P. K. Crossley The Manchus. Blackwells Publishers, 1997. P. 1-3.
- ↑ Кривошеев С. Климат-контроль (рус.). www.itogi.ru. Дата обращения 4 мая 2019.. — «Итоги» № 37 (535) (11 сентября 2006).
ru.wikipedia.org
|
В давние времена существовала далекая и неизвестная страна — Тартария. Жили в ней неведомые племена, тартары, несущие угрозу христианству (в европейском понимании) и ведущие свое происхождение из самого Тартара — царства ужаса, самых глубоких областей Ада. Так почти до начала 19 века западная Европа воспринимала все народы, живущие на территории, расположенной между Каспием, Китаем и Тихим океаном. История названияПочему Татарский пролив называется Татарским? Ведь от Сахалина, Японского и Охотского морей, которые он соединяет, до места, где живут татары, несколько тысяч километров… Дело в том, что о татарах европейцы узнали во времена Чингисхана. Не особенно разбираясь в языках и культуре тюркских и монгольских народов, европейцы всех их называли татарами. Со временем слово «татары» трансформировались в «тартары». Немаловажную роль в этом изменении сыграло явление, которое в языкознании называется контаминация: звучание слова сильно походило на «Тартар» — глубочайшие области ада. Со временем народам, живущим на неведомой далекой территории, стали приписывать все черты, свойственные жителям ада. Слова «татары» и «тартары» настолько перепутались, что пролив, соединяющий Тартарию с остальной территорией, стали называть татарским. Впрочем, не удивительно, что Татарский пролив ассоциировался у многих с чем-то страшным, почти потусторонним. Даже в самой своей южной части 40-80 дней в году пролив покрыт льдом. В северной части «ледяной» период может длиться до 170 дней. Ледовая обстановка в Татарском проливе так осложнила его изучение, что картографы долгое время спорили, заливом или проливом является этот географический объект. Особенности и географическое положениеЛаперуз в 1787 году, Крузенштерн в 1805, Браутон в 1796 входили в Татарский пролив, но, боясь многочисленных отмелей, которые обнажаются во время отливов, не смогли пройти его до конца. Они были уверены в том, что Сахалин является полуостровом, а данное место, соответственно, заливом. В 1846 году путешественник Гаврилов подтвердил их версию и убедился, что ни пролив, ни Сахалин, ни Амур не имеют для России никакого практического значения. Он не знал, что еще за несколько десятилетий до него японский землемер прошел пролив от начала до конца, убедился, что Сахалин — остров, отметил Татарский пролив на карте. Впрочем, кроме японцев, до 1849 года эта информация была не известна никому. Только Невельский смог доказать, что пролив проходим для судов. Но случилось это только в 1849 году. Что же представляет собой пролив сегодня? Он отделяет от Азии остров Сахалин. Система, состоящая из Татарского пролива, Амурского лимана и Сахалинского залива, соединяет Охотское и Японское моря. Карта Татарского пролива наглядно показывает, как разнится ширина его в разных местах. В самом узком проливе Невельского она не достигает и 8 километров, на Севере равняется 40 км, а на юге берега отстоят друг от друга на 324 км. Чудо природы — Татарский проливУдивляют не только причудливые берега залива, но и его огромная глубина. Одно из самых его «неглубоких» мест расположено между Императорской Гаванью и Де-Кастри. Здесь глубиномер показывает 32-37 метров, и это всего в двух милях от берега. Около Сахалинского побережья, у острова Моннерон, возле мыса Лессепса глубина и вовсе колеблется от 50 до 100 метров. А вот между мысами Лазарева и Погиби, где, по слухам, находится подземный переход с острова на материк, глубина всего 10 метров. Практически все города, расположенные по берегам пролива, приравниваются к районам Крайнего Севера. Высокая влажность, низкие температуры сильно осложняют жизнь людей, но не влияют на жизнь морских обитателей. В водах пролива водится горбуша и чавыча, окунь и нерка. Удивительно то, что периодически жители побережья вылавливают двухметровых акул. Долгое время оставалось загадкой, как рыба, не переносящая холода, попадает в сети местных рыбаков. Сегодня все списывают на крайнее любопытство и подвижность этого хищника. «Залетная» — так в шутку и всерьез местные называют пойманных акул. В Татарском проливе промышляют сельдь, корюшку, терпуга. Порты Татарского проливаСегодня каждый школьник знает, где находится Татарский пролив. Изучают в школе и города, расположенные по его берегам. Их немного. На расстоянии 663 км (это длина пролива) разместились 8 городов. Советская Гавань стала известна как конечная точка БАМа, хотя история его начинается в августе 1953 г. Этот порт в Татарском проливе сегодня связан железнодорожной магистралью с Комсомольском-на-Амуре, автотрассой с Ванино и Лидогой, а из аэропорта Май-Гатка можно попасть в любую точку земли. В 32 километрах от Советской Гавани располагается туманный порт Ванино. Это крупнейший порт в Хабаровском крае. Движение судов здесь не останавливается даже зимой: ледоколы постоянно очищают акваторию от ледового покрова. Пирсы Ванино растянулись на 3 км, а 22 причала функционируют в круглосуточном режиме. Александровск, Невельск, ХолмскАлександровск-Сахалинский административно относится к Сахалинской области, а расположен на западном берегу. В 75 км от него расположился небольшой аэропорт Зональное. С другими населенными пунктами поселок городского типа связывает щебеночная дорога. Этот город по условиям климата приравнивается к Крайнему северу. Жизнь здесь суровая и в буквальном смысле холодная. Невельск тоже относится к Сахалинской области. Этот порт в Татарском проливе известен как самый лавиноопасный район России. Вероятно, это связано с тем, что там протекают три речки: Казачка, Ловецкая и Невельская. В 2007 году землетрясение почти полностью разрушило город. Несмотря на то что восстановительные работы давно закончены, люди постепенно уезжают из города. Холмск — единственный и крупнейший на Сахалине портовый центр с незамерзающей акваторией. Два современных терминала, 3 железнодорожных станции, огромный транспортный узел соединены в единую систему. Холмск — это центр культуры, рыболовства, экономики. До 1946 года он носил японское название Маука (Маока). Де-Кастри, Шахтерск, УглегорскКрошечный поселок с населением менее 4 тысяч человек ценен тем, что в нем много естественных укрытий для судов. Де-Кастри носит имя маркиза, спонсировавшего экспедицию Лаперуза. Небольшой, но ценный в военном отношении порт относится к Хабаровскому краю. Расположенный почти в центре Сахалина Шахтерск тоже относится к Татарскому проливу. Он является единственным аэропортом, связывающим район с Южно-Сахалинском и другими городами острова. Здесь могут садиться только ЯК040 и АН-24. Экономика города постепенно приходит в упадок: из нескольких шахт сегодня функционирует только «Ударновская» и частично Солнцевский угольный разрез. Порт Углегорск известен своим каналом, который местные жители именуют «Рекой Тухлянкой». Он сбрасывает отходы целлюлозного комбината в Татарский пролив, а точнее в Японское море. В городе есть леспромхоз и пищевые предприятия. Среднегодовая температура здесь -1,7°С. До 1946 года здесь добывали уголь, но сегодня добыча ведется в других местах. Загадка Татарского проливаЕще в конце 19 века была выдвинута идея сооружения подземного тоннеля, ведущего к Сахалину. Привлекательная идея осталась нереализованной: не было денег на ее осуществление. Вопрос поднимался в 1929 году, но только Сталин принял окончательное решение. Тоннель под Татарским проливом стали строить силами заключенных ГУЛага. Он начался на мысе Погиби, а закончиться должен был на материке, на мысе Лазарева. Вряд ли стоит говорить о том, насколько тяжелым был труд заключенных в условиях Крайнего Севера. Но со смертью Сталина все работы прекратили. Это произошло в один день: миллиарды вложений, тонны стройматериалов остались неиспользованными. Проходку тоннеля даже не начали. Однако об этой стройке до сих пор ходит множество легенд. По одной версии стройка практически закончена, но крайне засекречена. По другой — в тоннеле затопили тысячи заключенных. Достоверно известно одно. Сегодня существуют три варианта соединения Сахалина с материком: насыпная дамба, тоннель и мост. Сроки их реализации пока не известны, но уходят далеко за 2015 год. Правда, иногда в прессе появляется информация о том, что если Япония примет участие в строительстве, то оно будет закончено в самые короткие сроки. Какой будет дамба?Ученые подсчитали, что если намывать дамбу в самом узком месте (где берега отстоят друг от друга всего на 7 км), то за год можно устроить надежную дамбу при помощи всего одной драги. На готовой дамбе можно установить электростанцию, которая, перекачивая воду, будет добывать, а не тратить энергию. По словам проектировщиков, дамба-электростанция повлияет на климат Татарского пролива. Самые смелые фантазеры заявляют, что с помощью этого технического устройства можно будет превратить суровый климат пролива в теплый и уютный курортный край.
По мнению сайта, эти статьи так же могут быть вам интересныНравится Добавить комментарий |
|
travelel.ru
Татарский пролив — расположение и другие географические сведения —
Татарский пролив расположен между островом Сахалин и материком Евразия. Через этот пролив соединяются Японское и Охотское моря (проходя пролив Невельского, Амурский лиман и Сахалинский залив).
Физико-географическая характеристика
Длина пролива 663 км, ширина на юге достигает 324 км, на севере сужается до 40 км. Самое узкое место — пролив Невельского — 7,3 км, наименьшая глубина фарватера — 8 м.
Татарский пролив — наиболее холодная часть акватории Японского моря. Более 90 % всего льда, формирующегося в Японском море зимой, находится именно в Татарском проливе. Толщина льда достигает 1,5 м. Ледяной покров держится от 40 — 80 дней в южной части пролива и до 140—170 дней в северной части.
Южная и северная граница Татарского пролива определены как линии, соединяющие соответственно мыс Белкина (45°49’N, 137°41/Е) с мысом Кузнецова (46°03’N, 141 °55′ Е) и мыс Южный (51°41′ N, 141 06’Е) с мысом Тык (51°45’N, 141 41′ Е).
Татарский пролив в южной и средней части имеет весьма значительную глубину как вдоль материка, так и вдоль острова Сахалин. На пространстве между заливом Де-Кастри и Императорской гаванью глубина пролива на расстоянии 2-х миль от берега достигает от 32 до 37,8 м., около мыса Лессепса на расстоянии одного кабельтова от берега — от 51 до 60 метров, в некоторых местах даже до 100 метров точно так же и на стороне острова Сахалина.
К северу от залива Де-Кастри глубина Татарского пролива быстро уменьшается. На параллели Де-Кастри глубина нигде не превосходит 56,6 метров. Глубина узкой части пролива местами значительнее у берега, нежели в середине, и в общем глубины здесь настолько невелики, что только суда с осадкой до 7 метров свободно могут проходить из Северного Японского моря в Охотское.
Часть Северного Японского моря
Татарский пролив представляет северное продолжение Северного Японского моря, но в узкой его в связи с притоком пресной воды из Амура, соленость его очень незначительна. У мыса Елисаветы и в заливе Надежда вода содержит не более 16,4 и 16,2 частей соли на 1 000, у мыса Лазарева вода годна для питья, а в заливе Де-Кастри в воде находится от 16 до 18 частей на 1 000.
Малая степень солености дает возможность зимним морозам сковать узкую часть пролива на всю ширину от Амурского лимана на юге приблизительно до селения Тык или по крайней мере до мыса Лазарева. Южнее пролив замерзает только по берегам. Лед встает с ноября или декабря и до апреля. С октября в Татарском проливе преобладают сильные западные и северные ветры, при которых температура падает нередко ниже минус 30 градусов. Летом же понижение температуры происходит под влиянием восточных ветров. Летом по всему проливу господствуют туманы.
Прибрежная линия Татарского пролива
Оба берега Татарского пролива преимущественно обрывистые и высокие. Вдоль всего западного берега пролива тянется северо-восточная часть горного Сихотэ-Алинь, состоящего из нескольких горных цепей. Горная страна Сихотэ-Алинь с Запада ограничена долиной реки Уссури, с севера — долиной реки Амур, а с юго-востока и востока — Японским морем и Татарским проливом. Для вершин гор характерны в основном округлые формы, и лишь местами встречаются горы с резко очерченными остроконечными вершинами. Высота гор на западном берегу Татарского пролива достигает 2000 м, причем наиболее высокие горы расположены между мысами Золотой и Песчаный.
Восточные склоны горной страны Сихотэ-Алинь подходят вплотную к берегам пролива и имеют здесь преимущественно обрывистый характер. С гор сходят долины рек и речек. Глубокие и широкие долины рек, как правило, расположены перпендикулярно общему направлению берега, что создает характерную изрезанность его рельефа. Выходы этих долин к проливу издали имеют вид бухт.
Склоны хребтов горной страны Сихотэ-Алинь поросли хвойным лесом. На высоте более 1000 м растительность обычно отсутствует и лишь кое-где растет кустарник. В глубоких ущельях и на каменистых склонах наиболее высоких вершин горной страны Сихотэ-Алинь почти все лето сохраняется снег.
Большинство рек, стекающих с восточных склонов Сихотэ-Алинь, представляют собой горные потоки, полноводные лишь во время дождей и таяния снегов. Перед их устьями лежат песчаные бары, полностью или частично преграждающие доступ с пролива. Наиболее крупными из рек являются Максимовка, Светлая, Самарга, Нельма, Коппи, Советская и Тумнин.
Со стороны Сахалина
Вдоль восточного же берега Татарского пролива расположены также горы, Западно-Сахалинские. Они состоят из нескольких параллельных хребтов. Самый высокий из них средний, под названием Камышовый. Южным продолжением Камышового хребта является Южно-Камышовый хребет, который простирается на юг до мыса Крильон. К западу от Камышового хребта вдоль береговой линии тянутся Приморский, Углегорский и Лесогорский хребты.
В районе мыса Кузнецова высота прибрежных гор 300—400 м; по мере продвижения на север они повышаются до 1000 м. Наиболее высокая часть Камышового хребта расположена между мысами Ламанон и Воздвижения. Склоны гор преимущественно крутые и у береговой линии образуют высокие обрывы. Прибрежные горы поросли травой и кустарником, а расположенные вдали от берега, — хвойным и частично лиственным лесом. На вершинах гор встречаются альпийские луга. К северу от параллели 51°30′ сев. шир. горы понижаются и переходят в низкий берег, состоящий из песчаных дюн и отдельных холмов, покрытых мхами. У берега здесь много озер.
В Татарском один крупный остров Монерон, остальные острова мелкие. Островки, поросшие хвойным лесом, лежат в заливах Советская Гавань и Чихачева. Кроме того, в непосредственной близости от обоих берегов пролива кое-где встречаются незначительные по размерам скалистые островки.
mygeografi.ru
Где находится Татарский пролив, и почему он так назван?
В давние времена существовала далекая и неизвестная страна — Тартария. Жили в ней неведомые племена, тартары, несущие угрозу христианству (в европейском понимании) и ведущие свое происхождение из самого Тартара — царства ужаса, самых глубоких областей Ада.
Так почти до начала 19 века западная Европа воспринимала все народы, живущие на территории, расположенной между Каспием, Китаем и Тихим океаном.История названия
Почему Татарский пролив называется Татарским? Ведь от Сахалина, Японского и Охотского морей, которые он соединяет, до места, где живут татары, несколько тысяч километров… Дело в том, что о татарах европейцы узнали во времена Чингисхана. Не особенно разбираясь в языках и культуре тюркских и монгольских народов, европейцы всех их называли татарами. Со временем слово «татары» трансформировались в «тартары». Немаловажную роль в этом изменении сыграло явление, которое в языкознании называется контаминация: звучание слова сильно походило на «Тартар» — глубочайшие области ада.
Со временем народам, живущим на неведомой далекой территории, стали приписывать все черты, свойственные жителям ада. Слова «татары» и «тартары» настолько перепутались, что пролив, соединяющий Тартарию с остальной территорией, стали называть татарским. Впрочем, не удивительно, что Татарский пролив ассоциировался у многих с чем-то страшным, почти потусторонним. Даже в самой своей южной части 40-80 дней в году пролив покрыт льдом. В северной части «ледяной» период может длиться до 170 дней. Ледовая обстановка в Татарском проливе так осложнила его изучение, что картографы долгое время спорили, заливом или проливом является этот географический объект.Особенности и географическое положение
Лаперуз в 1787 году, Крузенштерн в 1805, Браутон в 1796 входили в Татарский пролив, но, боясь многочисленных отмелей, которые обнажаются во время отливов, не смогли пройти его до конца. Они были уверены в том, что Сахалин является полуостровом, а данное место, соответственно, заливом. В 1846 году путешественник Гаврилов подтвердил их версию и убедился, что ни пролив, ни Сахалин, ни Амур не имеют для России никакого практического значения. Он не знал, что еще за несколько десятилетий до него японский землемер прошел пролив от начала до конца, убедился, что Сахалин — остров, отметил Татарский пролив на карте.
Впрочем, кроме японцев, до 1849 года эта информация была не известна никому. Только Невельский смог доказать, что пролив проходим для судов. Но случилось это только в 1849 году. Что же представляет собой пролив сегодня? Он отделяет от Азии остров Сахалин. Система, состоящая из Татарского пролива, Амурского лимана и Сахалинского залива, соединяет Охотское и Японское моря. Карта Татарского пролива наглядно показывает, как разнится ширина его в разных местах. В самом узком проливе Невельского она не достигает и 8 километров, на Севере равняется 40 км, а на юге берега отстоят друг от друга на 324 км.Чудо природы — Татарский пролив
Удивляют не только причудливые берега залива, но и его огромная глубина. Одно из самых его «неглубоких» мест расположено между Императорской Гаванью и Де-Кастри. Здесь глубиномер показывает 32-37 метров, и это всего в двух милях от берега. Около Сахалинского побережья, у острова Моннерон, возле мыса Лессепса глубина и вовсе колеблется от 50 до 100 метров. А вот между мысами Лазарева и Погиби, где, по слухам, находится подземный переход с острова на материк, глубина всего 10 метров. Практически все города, расположенные по берегам пролива, приравниваются к районам Крайнего Севера.
Высокая влажность, низкие температуры сильно осложняют жизнь людей, но не влияют на жизнь морских обитателей. В водах пролива водится горбуша и чавыча, окунь и нерка. Удивительно то, что периодически жители побережья вылавливают двухметровых акул. Долгое время оставалось загадкой, как рыба, не переносящая холода, попадает в сети местных рыбаков. Сегодня все списывают на крайнее любопытство и подвижность этого хищника. «Залетная» — так в шутку и всерьез местные называют пойманных акул. В Татарском проливе промышляют сельдь, корюшку, терпуга.Порты Татарского пролива
Сегодня каждый школьник знает, где находится Татарский пролив. Изучают в школе и города, расположенные по его берегам. Их немного. На расстоянии 663 км (это длина пролива) разместились 8 городов. Советская Гавань стала известна как конечная точка БАМа, хотя история его начинается в августе 1953 г. Этот порт в Татарском проливе сегодня связан железнодорожной магистралью с Комсомольском-на-Амуре, автотрассой с Ванино и Лидогой, а из аэропорта Май-Гатка можно попасть в любую точку земли. В 32 километрах от Советской Гавани располагается туманный порт Ванино. Это крупнейший порт в Хабаровском крае.
Движение судов здесь не останавливается даже зимой: ледоколы постоянно очищают акваторию от ледового покрова. Пирсы Ванино растянулись на 3 км, а 22 причала функционируют в круглосуточном режиме.Александровск, Невельск, Холмск
Александровск-Сахалинский административно относится к Сахалинской области, а расположен на западном берегу. В 75 км от него расположился небольшой аэропорт Зональное. С другими населенными пунктами поселок городского типа связывает щебеночная дорога. Этот город по условиям климата приравнивается к Крайнему северу. Жизнь здесь суровая и в буквальном смысле холодная.
Невельск тоже относится к Сахалинской области. Этот порт в Татарском проливе известен как самый лавиноопасный район России. Вероятно, это связано с тем, что там протекают три речки: Казачка, Ловецкая и Невельская. В 2007 году землетрясение почти полностью разрушило город. Несмотря на то что восстановительные работы давно закончены, люди постепенно уезжают из города.
Холмск — единственный и крупнейший на Сахалине портовый центр с незамерзающей акваторией. Два современных терминала, 3 железнодорожных станции, огромный транспортный узел соединены в единую систему. Холмск — это центр культуры, рыболовства, экономики. До 1946 года он носил японское название Маука (Маока).
Де-Кастри, Шахтерск, Углегорск
Крошечный поселок с населением менее 4 тысяч человек ценен тем, что в нем много естественных укрытий для судов. Де-Кастри носит имя маркиза, спонсировавшего экспедицию Лаперуза. Небольшой, но ценный в военном отношении порт относится к Хабаровскому краю. Расположенный почти в центре Сахалина Шахтерск тоже относится к Татарскому проливу. Он является единственным аэропортом, связывающим район с Южно-Сахалинском и другими городами острова. Здесь могут садиться только ЯК040 и АН-24. Экономика города постепенно приходит в упадок: из нескольких шахт сегодня функционирует только «Ударновская» и частично Солнцевский угольный разрез. Порт Углегорск известен своим каналом, который местные жители именуют «Рекой Тухлянкой». Он сбрасывает отходы целлюлозного комбината в Татарский пролив, а точнее в Японское море. В городе есть леспромхоз и пищевые предприятия. Среднегодовая температура здесь -1,7°С. До 1946 года здесь добывали уголь, но сегодня добыча ведется в других местах.
Загадка Татарского пролива
Еще в конце 19 века была выдвинута идея сооружения подземного тоннеля, ведущего к Сахалину. Привлекательная идея осталась нереализованной: не было денег на ее осуществление. Вопрос поднимался в 1929 году, но только Сталин принял окончательное решение. Тоннель под Татарским проливом стали строить силами заключенных ГУЛага. Он начался на мысе Погиби, а закончиться должен был на материке, на мысе Лазарева. Вряд ли стоит говорить о том, насколько тяжелым был труд заключенных в условиях Крайнего Севера. Но со смертью Сталина все работы прекратили. Это произошло в один день: миллиарды вложений, тонны стройматериалов остались неиспользованными. Проходку тоннеля даже не начали. Однако об этой стройке до сих пор ходит множество легенд. По одной версии стройка практически закончена, но крайне засекречена. По другой — в тоннеле затопили тысячи заключенных. Достоверно известно одно. Сегодня существуют три варианта соединения Сахалина с материком: насыпная дамба, тоннель и мост. Сроки их реализации пока не известны, но уходят далеко за 2015 год. Правда, иногда в прессе появляется информация о том, что если Япония примет участие в строительстве, то оно будет закончено в самые короткие сроки.
Какой будет дамба?
Ученые подсчитали, что если намывать дамбу в самом узком месте (где берега отстоят друг от друга всего на 7 км), то за год можно устроить надежную дамбу при помощи всего одной драги. На готовой дамбе можно установить электростанцию, которая, перекачивая воду, будет добывать, а не тратить энергию. По словам проектировщиков, дамба-электростанция повлияет на климат Татарского пролива. Самые смелые фантазеры заявляют, что с помощью этого технического устройства можно будет превратить суровый климат пролива в теплый и уютный курортный край.
fb.ru
Татарский пролив — это… Что такое Татарский пролив?
Тата́рский проли́в — пролив между материком Евразия и островом Сахалин, соединяет Японское и Охотское моря через пролив Невельского, Амурский лиман и Сахалинский залив.
Физико-географическая характеристика
В Татарском проливеДлина 663 км, ширина в южной части до 324 км, в северной части до 40 км, в самом узком месте (пролив Невельского) — 7,3 км, наименьшая глубина на фарватере — 8 м. Татарский пролив является наиболее холодной частью акватории Японского моря. В зимний период здесь формируется и локализуется более 90 % всего льда, наблюдаемого в Японском море. По многолетним данным продолжительность периода со льдом в Татарском проливе в силу его большой меридиональной протяженности, — от 40 — 80 дней в южной части пролива до 140—170 дней в северной его части. Толщина льда может достигать 1,5 м.
Проекты
Во время правления Сталина была начата реализация идеи железнодорожного тоннеля на Сахалин, которая так и не была завершена[1]. {{нет АИ 2|Также, разрабатывался проект соединения материка с Сахалином дамбой, что могло заметно ослабить холодное Приморское течение и повлиять на климат востока Приморского края[2].
В 1968 году началась стройка Порта Восточного в незамерзающей бухте Врангеля, и проект был отложен на неопределённое время.
Этимология
Татарский пролив был также известен как Тартарский залив (Gulf of Tartary) (карта 1851 г), что обусловлено фонетическими особенностями русского языка при чтении наименования с иностранного языка.Происхождение названия объясняется тем, что термин «татары» в X—XVIII веках использовался во многих европейских языках по отношению не только к одному из многочисленных тюркоязычных народов — татарскому народу, в числе которых, например, казанские, крымские и сибирские татары, но и к большинству остальных тюркских народов Евразии (см. Тартария), проживавших ранее и проживающих ныне на территориях Причерноморья, восточнее и западнее Урала вплоть до Камчатки, Сахалина и Курильских островов[3].
Порты Татарского пролива
Примечания
dic.academic.ru