Сикхизм – религия воинов
- Главная
- Публикации
Обзоры
Сикхизм — одна из национальных религий Индии, преимущественно в индийских штатах Пенджаб и Хариана. Большинство сикхов — пенджабцы, образуют компактную этноконфессиональную общность, она оказывает огромное влияние на всю историю Северной Индии.
В период с VII по XIIвека многочисленные исламские набеги на Индию оказали негативное влияние на древнюю религиозную культуру народов северной части полуострова Индостан. Однако в южную часть захватчикам было сложнее проникнуть, и там намного лучше сохранились старинные религиозные традиции. В Пенджабе же до границ с Кашмиром широкое развитие получило новое религиозное течение, в котором индуистские верования причудливо сочетались с элементами ислама.
Считается, что сикхизм сложился в Пенджабе в конце XV – начале XVI веков, а слово «сикх» на пенджабском диалекте означает «ученик». Основателем этой религии считается гуру (то есть «наставник») Нанак, который в юности стал изучать основные религиозные книги других религий – индуизма и ислама. Проштудировав их, он подверг сомнению их традиции и обряды – поэтому принял решение самостоятельно обрести истину и знание. В итоге Нанак создал собственное учение.
Фото: supercoolpics.com
Родился будущий гуру сикхизма в 1469 году в небольшой деревушке Талаванди, что на берегу реки Рави в штате Пенджаб. Отец его бы сборщиком налогов, что, скорее всего, отложило свой отпечаток и на воспитание юного Нанака, который еще с детства выучил несколько языков. Мальчик не только знал хинди и санскрит, на которых говорят индуисты, но выучил и фарси, и арабский, на которых говорят мусульмане.
Когда он вырос, то считался очень образованным молодым человеком, уже успевшим хорошо изучить основы индуизма и ислама. Казалось бы, этому человеку была предначертана обычная жизнь, которой жили многие люди его сословия: свой дом, жена, дети… Все это у него вскоре появилось, но в 30 лет Нанак вдруг покинул отчий дом и стал аскетом – по сути бродягой, коих в Индии всегда хватало. Он обошел почти всю Индию, бродил и по другим странам, посетил многие святые места. Как утверждают последователи сикхизма, именно в это время он подолгу разговаривал с учеными людьми и мудрецами своего времени.
Наконец будущий учитель сикхов возвратился домой, «обремененный» полученными знаниями. Вскоре он заявил: «Нет ни индуистов, ни мусульман. Так чьей же дорогой мне идти? Я пойду по тропе Бога». И создал собственное религиозное учение. По его представлениям, оно должно было объединить индусов и мусульман, стычки между которыми случались довольно часто.
Фото: indiarelax.ru
Нанак во всеуслышание заявил, что человеческую душу на пути к Богу должен вести духовный учитель – гуру. Ему отводилась особая роль – научить людей честности и порядочности, доброте и чувству долга. И эту миссию он возложил на себя – по крайней мере, на этапе становления новой религии.
Непосвященному во все тонкости сикхизма не так-то и просто понять это учение, ведь примерно о том же проповедуют и многие другие религии. Но у гуру Нанака со временем нашлось много сторонников и последователей, хотя первая община его учеников, или сикхов, появилась лишь в 1520 году, когда гуру Нанака исполнилось уже почти 50 лет.
Современные сикхи признают десять духовных учителей-гуру. Они оказывают божественные почести священной книге «Гуру Грантх» («Книга учителей»), или «Ади Грантх» («Изначальная книга»). В ней содержатся религиозные гимны, написанные как самим Нанаком, так и его последователями в более позднее время.
Фото: round.glass
Центром сикхизма стал город Амритсар. Здесь и сегодня стоит прекрасный и великолепный во всех отношениях Золотой храм – старейшее из всех сикхских религиозных сооружений. Это здание больше напоминает церковь, чем мечеть. А еще на нем лежит незримая печать времен и… тех сражений, которые велись между сикхами и индусами за его обладание. Построенный в 1766 году, он расположился на берегу священного озера, его украшают медные позолоченные надписи из текстов священных рукописей, которые, как бесценные сокровища, хранятся в каждом сикхском храме.
Но сколько бы яростных сражений не разгоралось рядом с храмом и даже внутри него, ему, как и Мекке, удалось сохраниться как священному месту, которому постоянно поклоняются верующие. У сикхов нет ритуального паломничества, но большинство из них в Золотом храме хотя бы раз в жизни да побывали. А вот туристы здесь гости не такие уж и частые – борьба за этот храм продолжается до сих пор, поэтому путешественники в своем большинстве предпочитают оставить Золотой храм в Амритсаре верующим.
Фото: hindustantimes.com
Одним из самых почитаемых среди сикхов – практически наравне с Нанаком – считается десятый гуру Говинд Сингх, до которого никаких инноваций в религию вообще практически не вносилось. Именно он в 1699 году основал Братство чистых, или хальсу, а также армию хальсы. Все вступающие в братство прибавляли к своему имени имя Сингх (то есть лев) и брали на себя обязательство соблюдать правило пяти «К» — носит длинные волосы и бороду (кеш), штаны особого покроя (качх), гребень (кангха), короткий меч (кирпан) и стальной браслет (кара). К слову, все женщины прибавляли к своему имени слово «Каур» (принцесса). Когда учитель Говинд умер, то самой главной «учебной» книгой сикхов стала считаться книга «Гуру Грантх». Иногда к ее названию еще добавляют слово «Сахиб», то есть «господин».
В XVII— XVIII веках Пенджаб являлся составной частью империи Великих Моголов. О том, что на этих землях существует большая сикхская община — на северо-западной границе – монархам было хорошо известно. И это их беспокоило, поэтому противостояние было неизбежным. А из него в итоге вместо мирной религиозной общины вдруг появилась военизированная мощная и могущественная организация – собственно, тогда-то сикхи и приобрели тот воинственный дух, который с той поры стал с ними ассоциироваться.
Фото: artisticbook.ru
Самые главные сикхские праздники – это торжества по поводу рождения или смерти одного из десяти гуру. Праздники, отмечающие рождение или мученическую кончину одного из наставников, называют гурупурб, а все остальные — мела («ярмарка»). Все праздники включают «Арханд патх» — непрерывное чтение «Гуру Грантх Сахиб». Удивительное дело, но эти непрерывные чтения длятся двое суток – 48 часов. Постоянных дат торжеств нет – из года в год они меняются, поскольку сикхи пользуются лунным календарем.
Так, например, в декабре — январе отмечается День рождения гуру Говинда. А в июне – июле – годовщина смерти гуру Арджуна. Последнего, кстати, особо чтят за то, что он собрал воедино все религиозные трактаты учителя Нанака. Эта книга и стала называться «Гуру Грантх».
Но не нужно думать, что сикхи игнорируют общие индуистские праздники. Отнюдь нет – например, они широко, как и во всей Индии, отмечают в ноябре индуистский праздник Дивали, или Праздник светильников. Пожалуй, это один из самых зрелищных индийских праздников. Иногда его отмечают целых пять дней. Как правило, кульминация наступает на четвертый день, когда во всех домах страны, на улицах и в храмах зажигается множество огоньков, фонариков, электрических гирлянд, светильников. Вокруг все усыпано мириадами сверкающих огней, а сами индийцы бегают по улицам, размахивая бенгальскими огнями. Повсюду взрываются петарды, а вечернее небо усыпано всполохами, идущими от фейерверков, — оно усыпано миллионами сверкающих искр.
Фото: 29palms.ru
В ноябре сикхи отмечают один из главных своих праздников – День рождения основателя религии гуру Нанака. Праздник похож на другие сикхские торжества – непременно читается «Гуру Грантх Сахиб». А годовщина этой священной книги, как правило, отмечается в августе. Непременно проходит торжественная церемония – как и во время большинства сикхских праздников – «Тропа Акханда». Сначала саму книгу относят на специально отведенное место в храме, или гурдваре, — низкий стол на возвышении. Люди сидят на полу и внимают чтецу, одетому в белые одежды и голубой тюрбан. Другой чтец сидит слева от первого – в любой момент он готов сменить его, чтобы продолжить чтение. Один человек просто физически не сможет читать два дня подряд без остановки…
В целом же верования сикхов довольно просты, хотя в них — глубокий смысл: Бог недоступен человеческому пониманию, но он является единственной подлинной реальностью, а все остальное — иллюзия. Бог может иметь много имен – все они священны. Лучший путь к постижению Бога лежит через ритуальное повторение этих священных имен, пение хвалебных гимнов и медитации под руководством гуру.
Теги:
Сикхи религия сикхизм туризм путешествия Пенджаб
Подпишитесь:
Общество
06.10.2022 28
В Грозном в День города открыли гигантские
Наука и образование
06. 10.2022 72
Учёные Китая и Австралии пересчитали массу
Общество
06.10.2022 28
В Грозном в День города открыли гигантс
Спорт
06.10.2022 45
Паралимпийские комитеты России и Таджи
Наука и образование
06.10.2022 72
Учёные Китая и Австралии пересчитали м
Общество
06.10.2022 69
В Японии начнут прививать от коронавир
Наука и образование
06.10.2022 80
К середине следующего года будет готов
Спорт
06.10.2022 98
Российские футболисты могут сыграть со
Общество
06.10.2022 109
Природный парк «Вулканы Камчатки» прио
Экономика и бизнес
06. 10.2022 126
Турция ищет альтернативу платежной сис
Политика
06.10.2022 141
Фумио Кисида нанесёт визит в Австралию
Культура и отдых
06.10.2022 143
Индии и России удалось выстроить динам
Наука и образование
06.10.2022 174
В Якутии «принят на работу» робот-библи
Общество
06.10.2022 138
Из Сочи запустили прямые авиарейсы в Аб
Общество
06.10.2022 167
Яркая Поднебесная, кого берут в космона
Экономика и бизнес
06.10.2022 176
Компания Canon построит завод на востоке
Экономика и бизнес
06.10.2022 251
Катар и Чехия договорились об экономич
Экономика и бизнес
06. 10.2022 172
Узбекистан и Венгрия создадут совместн
Политика
06.10.2022 181
Нурланбек Шакиев стал новым спикером п
Экономика и бизнес
06.10.2022 206
Парк судов гражданской авиации Китая с
Экономика и бизнес
06.10.2022 209
Турция и РФ обсуждают возможность испо
Общество
05.10.2022 265
Российские издательства принимают уча
Новости
Новости партнёров
Что такое сикхизм?
Вопрос
Ответ
Сикхизм возник как попытка гармонизировать ислам и индуизм. Но взгляд на сикхизм как гибрид двух религий не отражает его теологическую и культурную уникальность. Такая характеристика сикхизма будет воспринята как оскорбление сродни названию христианина иудаистом-еретиком. Сикхизм – не культ и не гибрид, а отдельное религиозное движение.
Основателем сикхизма считается Нанак (1469-1538), который был рожден от отца-индуиста и матери-мусульманки в Индии. Считается, что Нанак непосредственно получил призвание от Бога, устанавливающее его в качестве гуру. Вскоре он стал известен в пенджабском регионе северо-восточной Индии за свою посвященность, благочестие и смелое заявление: “Нет мусульман и нет индуистов”. Он привлек значительное количество учеников (сикхов). Он учил, что Бог един, называя Его “Сат Нам” (“истинное имя”) или “Эканкар”, что являлось сочетанием слогов “ек” (“один”), “аум” (мистический звук в отношении Бога) и “кар” (“Господь”). Этот монотеизм не включает личностность Бога, но и не связан с любым видом восточного пантеизма. Тем не менее, Нанак сохранил доктрины реинкарнации и кармы, являющиеся известными постулатами таких восточных религий, как буддизм, индуизм и даосизм. Нанак учил, что можно избежать цикла перевоплощений (“сансару”) только через мистическое единение с Богом через преданность и ритуальное пение. За Нанаком последовала череда из девяти назначенных гуру, которые сохраняли руководство над движением до 18-го века (1708 г.).
Сикхизм первоначально был пацифистским движением, но оставаться таковым долго не мог. Его отрицание превосходства пророка Мухаммеда было воспринято как кощунство и вызвало значительное противодействие со стороны исторически воинственного ислама. Во время правления десятого гуру, Гобинда Рая, также известного как Гобинд Сингх (“лев”), было сформировано братство халса, всемирно известный класс сикхских воинов. Члены халса характеризовались своими “пятью К”: кеш (длинные волосы), кангха (стальной гребень в волосах), кача (трусы до колен), кара (стальной браслет) и кирпан (меч или кинжал, спрятанный под одеждой). В свое время британские колонии широко использовали халса в качестве воинов и телохранителей. Гобинд Сингх был в конечном итоге убит мусульманами. Он был последним человеческим гуру. Кто стал его преемником? Его место заняла священная книга сикхов, Ади Грантх, что подразумевается в ее альтернативном названии “Гуру Грантх”. Хотя Ади Грантх не поклоняются, ей приписывается божественный статус.
Несмотря на свои пацифистские корни, сикхизм обрел широкую известность как воинственное движение, что прискорбно, поскольку такая воинственность главным образом проистекает из географических вопросов, лежащих вне контроля сикхов. Горячо оспариваемая граница Индии и Пакистана, разделенных в 1947 году, проходит непосредственно через регион Пенджаб, где сикхи имели высокую степень автономии. Усилия по сохранению их политической и социальной идентичности не возымели успеха. Террористы-сикхи предпринимали особые меры для установления государства Халистана, но большинство сикхов являются миролюбивыми людьми.
Христиане и сикхи имеют общее в том, что обе религиозные традиции претерпели множество гонений и поклоняются единому Богу. В личном плане между христианами и сикхами может существовать мир и взаимное уважение. Но сикхизм и христианство несочетаемы. Их системы верований имеют некоторые общие моменты, но позиции относительно Бога, Иисуса, Священного Писания и спасения значительно отличаются.
Во-первых, понятие сикхизма об абстрактном и безличном Боге прямо противоречит любящему, заботливому Богу “Авва, Отче!”, открытому в Библии (Римлянам 8:15; Галатам 4:6). Наш Бог тесно связан со Своими детьми, зная, когда мы садимся и поднимаемся, и прекрасно понимая наши мысли (Псалом 138:2). Он любит нас вечной любовью и привлекает к Себе в терпении и верности (Иеремии 31:3). Кроме того, Он дает понять, что не может терпеть любых так называемых богов других религий: “Нет бога, что появился бы до Меня или после Меня пребывал бы” (Исаии 43:10; тут и далее – перевод Российского Библейского общества) и “Я – Господь, и другого нет, нет богов, кроме Меня!” (Исаии 45:5).
Во-вторых, сикхизм отрицает уникальный статус Иисуса Христа. Христианское Писание утверждает, что спасение можно получить только через Него: “Я – Путь, Истина и Жизнь. Только через Меня можно прийти к Отцу” (Иоанна 14:6). “Ни в ком другом нет спасения! И нет другого имени под небесами, которым мы можем спастись!” (Деяния 4:12). Какой бы статус сикхи ни могли позволить себе отвести для Христа, это не тот статус, которого Он заслуживает, и это не то, какое место отводит Ему Библия – Сына Божьего и Спасителя мира.
В-третьих, сикхи и христиане утверждают, что именно их Писание является уникально вдохновленным. Священные книги христианства и сикхизма не могут быть одновременно единственным словом Божьим. Более конкретно, христиане утверждают, что Библия является самим Словом Божьим. Оно боговдохновенно, написано для всех, кто стремится знать и понимать, “оно помогает учить, обличать, исправлять, наставлять, как жить честной жизнью, так что слуга Божий всем снабжен и подготовлен к любому доброму делу” (2 Тимофею 3:16-17). Библия дана нашим Небесным Отцом, чтобы мы могли знать и любить Его, чтобы мы достигали познания истины (1 Тимофею 2:4) и могли прийти к Нему для вечной жизни.
Четвертое, и последнее – верования сикхов относительно спасения отвергают жертвенное искупление Христа. Сикхизм учит доктрине кармы наряду с верностью Богу. Карма не содержит адекватного объяснения греха, и никакое количество добрых дел не может компенсировать даже один грех против бесконечно святого Бога. Совершенная святость не допустит чего-либо меньшего, чем полной ненависти зла. Так как Бог справедлив, Он не может просто простить грех без оплаты долга, вызванного им. Поскольку Он добр, то Бог не может допустить грешных людей в блаженство неба без изменений. Но во Христе, Богочеловеке, мы имеем жертву бесконечной ценности, покрывшую наш долг. Наше прощение настолько дорого, что мы, люди, не можем сами его заслужить. Но мы можем получить его как дар. Это то, что Библия имеет в виду под благодатью. Христос заплатил долг, который мы не могли оплатить. Он пожертвовал Своей жизнью вместо нас, чтобы мы могли жить с Ним. Нам нужно только поверить в Него. Сикхизм, с другой стороны, не имеет решения относительно бесконечных последствий греха, роли Божьей доброты и справедливости, а также полной греховности человека.
В заключение можно сказать, что сикхизм имеет исторические и теологические отпечатки индуизма и ислама, но характеризовать его просто как гибрид этих двух религий будет ошибкой. Он превратился в отдельную религиозную систему. Христиане могут найти общий язык с сикхами в некоторых моментах, но в конечном счете, христианство и сикхизм несочетаемы.
English
Что такое сикхизм?
Сикхи (народ) | это… Что такое Сикхи (народ)?
Си́кхи (на языке хинди «сикх» — «ученик») — народ, проживающий в Индии; последователи сикхизма. В национальном составе сикхов преобладают пенджабцы — жители индийского штата Пенджаб. Также сикхи живут в странах Юго-Восточной Азии, Африки, на острове Фиджи, Великобритании, преимущественно в крупных городах. Общая численность народа достигает более, чем 20 млн человек[1]. Говорят на языке пенджаби индоарийской группы индоевропейской семьи. Религия сикхов — сикхизм — самостоятельная религия, возникшая в среде индуизма и ислама, но не похожая на другие религии и не признающая преемственности.
Содержание
|
История
Шлем сикхов
Хармандир Сахиб— главный храм (гурдвара) сикхов
Сикхи вели долгую борьбу с Великими Моголами (XVII — нач. XVIII вв.) и создали своё государство в Пенджабе (1765—1849 гг), где возник сикхизм — дхармическая религия, как протест против кастовой системы индуизма и политического господства мусульманской династии Великих Моголов. Сикхизм — самостоятельная религия, возникшая при взаимовлиянии индуизма и ислама. Завоевав Индию, мусульмане не смогли одолеть многовековые традиции индуизма и довольствовались сосуществованием с ним. Некоторые мыслители призывали к объединению мусульман и индусов на основе нового учения. Основателем сикхизма стал гуру (учитель) Нанак (1469—1539 гг). Он много путешествовал, побывал даже в Мекке, а в начале XVI в. поселился в Пенджабе и стал проповедовать новое учение. Перед смертью Нанак избрал преемником своего последователя Ангада (1504—1552 гг), который стал вторым сикхским гуру. Его сменил Амар Дас (1479—1574 гг), который укрепил организацию сикхов, установил религиозные праздники, определил центр паломничества, сложил ряд гимнов. Четвёртым гуру стал зять Амар Даса — Рам Дас (1534—1581 гг), прославившийся как знаток и толкователь гимнов. Он заложил город Амритсар («Пруд бессмертия»), который превратился в крупнейший духовный центр сикхизма, равно как и в торговый центр северной Индии. Сан наставника-гуру сделался наследственным при сыне Рам Даса — Арджуне (1563—1606 гг). Арджун составил «Ади Грантх» — сикхский канон. Постепенно сикхи превратились в самостоятельную этноконфессиональную группу, своего рода государство в государстве, со своей идеологией, законами и вождями. В борьбе против империи Великих Моголов и замкнутых кастовых систем они проповедовали равенство людей. Десятый гуру сикхов, Гобинд Сингх (1675—1708 гг) упразднил пост наследственных гуру, передав власть самой религиозной общине — хальсе. Его преемники в качестве временного вождя избрали некоего Банда, но в 1716 г. он был казнен в Дели. После этого ученики Гобинд Сингха разделили территорию сикхов на двенадцать мисалей (объединений воинов). Сикхи вели длительные войны против Моголов и афганцев, закончившиеся созданием в 1767 г. самостоятельного государства. Сначала это была конфедерация двенадцати мисалей, возглавляемая военными вождями. Постепенно военные вожди сикхов превратились в феодальных князей, между которыми развернулась борьба за власть. К 20-м годам XIX в. глава мисаля Сукерчакья Ранджит Сингх (1780—1839 гг) объединил сикхские конфедерации и распространил власть сикхов до Кашмира и Хайберского перевала. После его смерти сикхские войска столкнулись с англичанами, которые укрепились на другом берегу реки Сатледж. В 1846 г. англичане нанесли сикхам серезное поражение, а после второго поражения в 1849 г. Пенджаб был присоединен к Британской Индии. Последний сикхский князь Далип (Дхулин) Сингх (1843—1849 гг) был смещен с престола и до конца жизни получал пенсию от английского правительства[2].
Расселение и численность
В основном сикхи живут в штате Пенджаб, отдельные группы есть и в других районах Индии, в странах Юго-Восточной Азии, Африки, на острове Фиджи, Великобритании и др. Общая численность свыше 20 млн человек. В Индии проживают 19,215,730 человек[3], в Великобритании — 389,000[4], на островах Фиджи — 4,674[5]. Этническая основа сикхов — пенджабцы.
Социальная структура
Семьи народа в основном малые, большинство семей моногамные, патрилинейные[6].
Учения сикхов
Сикх означает «ученик». Сикхи являются учениками универсального религиозного учения. Это учение было передано в Индии десятью духовными учителями, которых называли Гуру. Первым из них был Гуру Нанак, который родился в Северной Индии в пятнадцатом веке, когда люди были очень угнетены, но зато процветали невежество, преступления, неуважение и мошенничество. Сикхи отреклись от ортодоксального индуизма, но не приняли ислам, а создали свою особую религию. Советы, даваемые Гуру Нанаком, не ставили каких-то ограничений. Он учил, что Бог един и, что нам нужно любить Бога, что Бога нельзя ограничить до размера какой-либо одной страны. Во всем космосе нет ничего такого, что было бы сотворено без Его приказа[7]. Бог — всемогущий и всепронизывающий Творец, непостижимый и недосягаемый. Его настоящее имя никому не известно. Лишь сам Бог знает цель творения, которая преисполнена Любви. Это не Бог одного народа — он никого не ведёт и не наказывает. Он источает милосердие и любовь, лишен ненависти и пристрастий. Бог рассматривается с двух сторон — как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого человека). До творения Бог существовал как Абсолют сам по себе, но в процессе творения он выразил себя. До творения не было ни книг, ни учения, ни добра, ни зла, ни славы, ни доблести, ни мужского, ни женского. Когда Бог захотел выразить себя, он сначала нашёл свое выражение через Имя, и таким образом появилась Природа, в которой Бог растворен и присутствует повсюду, распространяясь во всех направлениях. Бог никем не рождён и не перерождается ни в какой форме — он повсеместно присутствует как животворящая идея, любовь, милосердие, красота, мораль, правда и вера. Бог даёт всем жизненную энергию, но при этом он непостижим и неописуем. Поклоняться Богу можно только посредством медитации его Именем и пением молитв. Никакие другие божества, демоны и духи не достойны поклонения. Человек, по учению сикхов, уже существовал до своего рождения. Его прошлое существование, семья в которой он родился и его народ определяют его индивидуальность. Но, кроме того, ему дана свободная воля, и он сам несет ответственность за свои деяния. «Расширяя» свое сознание, человек воспринимает других как часть самого себя. Сикхи не разделяют традиционных представлений о загробной жизни, рае и аде, грехах и карме. Учения о воздаянии в грядущей жизни, покаянии и очищении от грехов, аскетизме и целомудрии — это, с точки зрения сикхизма, попытка одних смертных манипулировать другими. На самом деле посты, обеты и «благие деяния» не имеют значения. После смерти душа человека растворяется в Природе и возвращается к Творцу, но не исчезает, а пребывает, как всё сущее.
Священная книга сикхов
«Ади Грантх» (букв. «Изначальная книга», другие названия — «Гуру Грантх», «Гуру Сахиб», «Грантх Сахиб») — священная книга сикхов, в которой изложены основы вероучения сикхизма. Она содержит сочинения сикхских гуру Нанака, Ангада, Амар Даса и др. «Ади Грантх» считается символическим представителем всех гуру, средоточием их учения и божественной мудрости, что придает ей в глазах верующего сикха статус «Книги книг». «Ади Грантх» — главный объект религиозного почитания. Книга содержит более 6 тыс. стихов; гимны расположены в соответствии с рагами индийской классической музыки, так как все они были предназначены для чтения нараспев в классическом стиле[8].
Морально-этические нормы сикхизма
Сикхи проповедуют братские отношения ко всем людям на Земле независимо от их происхождения, однако готовы защищать с оружием в руках свою свободу. Сикхам предписывается искать и проявлять в себе данные Богом веру и любовь, быть свободным в своей воле и уважать свободу других. Никто никого не принуждает к совершению добрых дел ради каких-то выгод в этой или последующей жизни. Искренние добрые деяния возникают естественно, как дар от Бога, который можно открыть внутри себя. Злодеяния, скупость, ненависть, жадность — противоестественны и невыгодны: поступая так, человек встречает сопротивление Природы. Любовь следует проявлять в любом повседневном деянии, включая самые простые и обыденные вещи. Страшным грехом считается манипулирование другими людьми, их принуждение и насилие.
Ритуалы сикхов
Каждый сикх проходит ритуальное посвятительное омовение (амрит). Сикхизм могут принять любые люди независимо от национальности, пола и происхождения. Сикхи обязаны сохранять при себе пять предметов (правило пяти «К»):
- Кеш (Kes) — нетронутые волосы, спрятанные под обязательную чалму
- Кангха (Kangha) — гребень, поддерживающий волосы
- Кара (Kara) — стальной браслет
- Качх (Kaccha) — короткие штаны в качестве нижнего белья
- Kирпан (Kirpan) — меч или кинжал, спрятанный под одеждой
Это обязательные правила. При этом меч не должен употребляться для утверждения своей власти, угроз или насилия. Каждый сикх, зная, что другие тоже имеют при себе меч, уважает других. Погребальная церемония сикхов — кремация, после совершения которой пепел умершего, в соответствии с традициями индуизма, бросают в канал или реку. Покойным не положено возводить памятники. После смерти душа возвращается к Богу и соединяется с ним. Хотя сикхи не придают принципиального значения обрядам и церемониям, они считают их важными для сплочения людей, изучения традиции и писания, для взаимопомощи в раскрытии внутренней любви. Обряды и ритуалы помогают придать идеалу осязаемую форму. Каждая душа индивидуально неповторима, и ритуалы должны её питать и поддерживать.
Сикхи и сикхизм в современной Индии
С разделом бывшей Британской Индии в 1947 г. на Индию и Пакистан между мусульманами и сикхами разгорелись конфликты, и после кровопролитных столкновений практически все сикхи переселились в Индию. В 1966 г. территория штата Пенджаб уменьшилась за счёт выделения нового штата — Харьяны. Противоречия между сикхами и индуистами нарастают с 70-х гг. ХХ в.: сикхи обвинили индуистское большинство в дискриминации. Партия сикхов Акали дал вела агитацию за создание сикхского государства Халистан. В начале 80-х гг. ХХ в. особое влияние приобрел лидер сикхских сепаратистов Джарнайлу Сингху Бхиндранвале. Под его руководством главная святыня сикхов — Золотой храм в Амритсаре — была превращен в укрепленную крепость. В июне 1984 г. индийская армия взяла штурмом храмовый комплекс; Бхиндранвале и сотни его сторонников были убиты. В октябре того же года Индира Ганди, премьер-министр Индии, была убита собственными телохранителями, набранными из сикхов. Результатом стала серия антисикхских погромов, которая унесла жизни тысяч сикхов. В настоящее время сикхи представлены в Индии рядом политиков, в частности, премьер-министром Манмоханом Сингхом. В армии Индии традиционно воинственнные сикхи занимают 20 % всех должностей, составляя при этом менее 2 % населения страны. Большинство сикхов входит в касту джатов, крупнейшую сельскую касту Пенджаба. Хотя внутри храма кастовые различия не соблюдаются, вне храма они сохраняют известное значение — например, при выборе брачных партнеров. Многие сикхи занимается сельским хозяйством и являются успешными фермерами[9].
Одежда
Одежда сикхов достаточно своеобразна, особенно это своеобразие проявляется в мужской одежде. Мужчины носят лунги и штаны, рубахи, жилеты, тюрбан (пагри). Они не стригут волос и не бреют бороды, которую подвязывают особым образом к подбородку. Женщины носят, как правило, юбки и обязательно покрывают голову[6].
Примечания
- ↑ Сикхи — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание)
- ↑ Котовский Г. Индия // Энциклопедия для детей. Т. 13. Страны. Народы. Цивиллизации / Глав. ред. М. Д. Аксёнова. — М.: Аванта+, 2001. — С. 369—371
- ↑ Census of India. Архивировано из первоисточника 12 августа 2007. Проверено 4 апреля 2008.
- ↑ UK Labour force survey replies by religion July to September 2008, The Times (30 января 2009). Проверено 16 июня 2010.
- ↑ UN figures for Fiji 1986 (PDF). Архивировано из первоисточника 20 июня 2012. Проверено 4 апреля 2008.
- ↑ 1 2 Энциклопедии@Mail.Ru
- ↑ Гобинд Садан — дом Бога без стен — Кто такие сикхи?
- ↑ Котовский Г. Индия // Энциклопедия для детей. Т. 13. Страны. Народы. Цивиллизации / Глав. ред. М. Д. Аксёнова. — М.: Аванта+, 2001. — С. 371
- ↑ Володин А. Индия: становление системы буржуазной демократии / А. Володин // Народы Африки и Азии. — 1989. — № 1. — С. 214.
Ссылки
- Сикхизм
- Энциклопедия «Народы и религии мира», сикхи
- Статья «Сикхизм» в Большом Энциклопедическом Словаре
- Статья «Сикхизм» в словаре индуизма
Литература
- Альбедиль М. Ф. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм / М. Ф. Альбедиль. — М., 1996. — С. 161—164.
- Володин А. Индия: становление системы буржуазной демократии / А. Володин // Народы Африки и Азии. — 1989. — № 1. — С. 214.
- Захарьин Эволюция религиозного самосознания сикхов в ХV — первой половине ХIХ вв / Б. А. Захарьин. — М., 2000, С. 40.
- Котовский Г. Индия // Энциклопедия для детей. Т. 13. Страны. Народы. Цивиллизации / Глав. ред. М. Д. Аксёнова. — М.: Аванта+, 2001. — С. 371
- Кочнев В. И. Сикхи // Народы и религии мира / Глав. ред. В. А. Тишков. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. — С. 482.
- Фурсов К. А. Львы Пятиречья: сикхи — великие воины Азии. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2011. 474 с.
- Ethnologue: Languages of the World, Fifteenth edition. — 2009. — P. 96.
- Singh Sangat, Quinton King Noel The Sikhs In History: A Millennium Study / Sangat Singh Noel Quinton King. — New York, 1995. — P.105.
Кто такие сикхи и во что они верят?
Примечание редактора: Примечание редактора: Эта история была впервые опубликована 5 августа 2012 года. ЕТ/ПТ.
Основные моменты истории
В мире 25 миллионов сикхов
Религия была основана 500 лет назад
Сикхи считают кастовую систему неправильной, что все равны
Мужчины часто носят тюрбаны, чтобы скрыть нестриженные волосы
Си-Эн-Эн —
cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_1F805C95-C803-FDCC-355D-F814AE2F5F4F@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»> По словам сикхских чиновников, сикхизм, пятая по популярности религия в мире, является монотеистической верой, которая верит в равенство и служение другим.«Все одинаковы», — говорит Рагхунандан Джохар, президент миссии Гуру Нанака в Атланте. «Нет различий, нет кастовой системы».
Навдип Сингх, политический советник Американского фонда правовой защиты и образования сикхов, говорит, что сикхи верят в свободу религии, общественные работы и инклюзивность.
cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_1773332E-7E07-FA34-DA83-F8281E24A3F7@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»> В храмах или гурдварах, где сикхи проводят службы, рады всем.«Вы можете прийти и быть равными», — говорит он.
Делать добрые дела важно для того, чтобы после смерти быть с Богом, говорит Джохар. Сикхи верят, что если вы не проживете жизнь, полную добрых дел, вы переродитесь и повторите круговорот жизни и смерти.
По словам Сингха, в мире насчитывается 25 миллионов сикхов, около 700 000 из которых живут в Соединенных Штатах. Большинство сикхов проживает в Индии.
usoa s3 kamau bell Bonus mandeep sethi_00023828.jpg
видео
Познакомьтесь с сикхом, распространяющим свое послание через рэп
По его словам, у сикхов нет определенного дня поклонения, но из-за американской рабочей недели воскресенье является популярным днем для богослужений. Джохар говорит, что в его гурдваре официальные службы проходят по средам и пятницам, помимо воскресенья.
В типичной гурдваре двери открываются для молитв в 6 утра. Официальная служба включает в себя пение гимнов и группу лидеров, которые изучали веру, декламируя Гуру Грант Сахиб, священные писания сикхизма. Эта книга объемом более 1400 страниц включает работы 10 гуру сикхизма, а также писателей других религий.
Джохар говорит, что это пример инклюзивности сикхизма.
«В нем нет ни единого слова ненависти», — добавляет он.
В конце службы прихожане молятся о «благополучии мира», а затем направляются в лангар, общественную кухню, где подают еду для всех желающих.
«(Основатель) Гуру Нанак сказал, что если вы хотите встретить Бога, служите бедным людям», — говорит Джохар.
Гурдвары по всему миру включают в себя клиники, школы, гостевые дома и общественные центры, что, по словам сикхов, является признаком религиозных ценностей служения и равенства.
По словам Сингха, первая гурдвара в США была построена 100 лет назад в Калифорнии.
Варис Сингх Ахлувалия — актер, дизайнер и модель из Нью-Йорка. Вариса сняли с рейса Aeromexico в феврале за его сикхские символы веры.
Амит и Наруп с Коалицией сикховгалерея
американский тюрбан
Большинство мужчин-сикхов не стригут волосы, носят тюрбаны и бороды. Многие американские женщины-сикхи одеваются, как другие жители Запада, или носят сальвар-камиз, традиционную североиндийскую одежду, состоящую из длинной рубашки и свободных брюк.
Сикхизм возник более 500 лет назад в Пенджабе, на территории современной Индии. Его основал Гуру Нанак, непрактикующий индуист, выступавший против ритуалов и молитв идолам.
«Он получил откровение, — говорит Джохар.
Гуру Нанак учил посланию любви и тому, что все религии хороши.
«Если ты индуист, он сказал, будь хорошим индуистом, — говорит Джохар. «Если ты мусульманин, будь хорошим мусульманином. Если ты христианин, будь хорошим христианином».
Он говорит, что сикхов учат еще двум важным вещам, помимо служения другим и Богу: усердно работать и никогда не просить милостыню.
Хосе Г. Сантос из CNN внес свой вклад в эту историю.
Философия религии | |||||
Глава 2. Религии мира | |||||
Раздел 12 . Сикхизм | |||||
Вы должны прочитать достаточно материалов представленные в этом разделе о традиции сикхизма , чтобы понять, как эта традиция отображает характеристики или элементы, которые сделать традицию той, которую можно было бы назвать религией. Традиция представленная в материалах ниже, является одной из мировых живых религий. Читая, вы должны указать, почему это так. АБСОЛЮТ: что делать верующие считают самым важным? Что является конечным источником ценности и значение? Во многих, но не во всех религиях этому придается некоторая форма агентство и изображается как божество (божества). Это может быть концепция или идеал как и фигура. МИР: Что делает система убеждений говорит о мире? Его происхождение? его отношение к Абсолюту? Его будущее? ЛЮДИ: Куда они приходят из? Как они вписываются в общую схему вещей? Что их судьба или будущее? ПРОБЛЕМА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА: Что является принципиальной проблемой для людей, с которой они должны научиться справляться и решать? РЕШЕНИЕ ДЛЯ ЛЮДЕЙ: Как люди, чтобы решить или преодолеть фундаментальные проблемы? СООБЩЕСТВО И ЭТИКА: Что такое моральный кодекс, провозглашенный религией? В чем идея сообщества и как люди должны жить друг с другом? ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИСТОРИИ: Предлагает ли религия объяснение происходящим во времени событиям? Является там единая линейная история со временем подходит к концу или вообще время перерабатывать? Есть ли план, который разрабатывается вовремя и обнаруживается в события истории? РИТУАЛЫ И СИМВОЛЫ: Что такое основные ритуалы, святые дни, одежды, церемонии и символы? ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ: Что такое объяснение того, что происходит после смерти? Поддерживает ли он религию вера в души или духи, переживающие смерть тела? Что это вера в то, что происходит потом? Есть ли воскресение тела? Реинкарнация? Растворение? Вымирание? ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ РЕЛИГИИ: Каков предписанный способ, которым верующие должны относиться к других религий и последователей других религий? ******************************************************* ******** Для тех, кто желает слушать информацию о мировых религии здесь список ПОДКАСТов на РЕЛИГИИ от Cynthia Эллер. Если у вас есть iTunes на вашем компьютере, просто нажмите, и вы попадете на
списки. Вот ссылка на сайт учебника РАСКРЫТИЕ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ связанные с которыми были сделаны эти подкасты. http://thinkingstrings.com/Product/WR/index.html ******************************************************* ********** | |||||
Аарон Даниэль Израиль 1999-2000 | |||||
| |||||
Похожие сайты: Интернет Сайты: http://www. academicinfo.net/sikhism.html История
сикхов Гордый
быть сикхом Сикхизм Домашняя страница сикхизма Сихнет Сикхская вера Ответ на вопрос и философия Понимание
Сикхизм Религия и руководства по философским исследованиям — Бостонский университет http://web.bu.edu/STH/Library/asian_guide. html Эта страница является частью более крупного Веб-сайт «Религиозные и философские ресурсы в Интернете». Это содержит списки справочников и библиографий по индуизму, Буддизм, сикхизм, китайская и японская религии. Нехристианин Группы вероисповедания — ReligiousTolerance.org http://www.religioustolerance.org/var_rel.htm Найти сравнительные описания десятков мировых религий, языческих верований, культов и этических групп, от Асатру к зороастризму. | |||||
СВЯЩЕННЫЙ ТЕКСТЫ: http://www.sacred-texts.com/skh/index.htm http://www.sikhs.org/transl.htm | |||||
Перейдите к следующему разделу, нажав здесь> следующий Авторское право Филип А. Пекорино 2001. Все права защищены. Предостережение веб-серфера: это заметки в классе, предназначенные для комментариев к чтению и усиления обсуждения в классе. Их следует читать как таковые. Они не предназначены для публикации или общее распространение. |
Сикх | IACO
ВЕРА СИКХОВ
Основные убеждения
Сикхи верят в единого Бога, явленного человечеству через Гуру. Представления сикхов о Боге резюмируются в мул-мантаре — выражении, используемом в полной или сокращенной форме в начале каждого сборника стихов в «Сири Гуру Грантх Сахиб». Мул-мантар переводится как: «Единый Бог, Вечный, Реальность, Имя, Творец и Деятель, Имманентный, Бесстрашный, Без злобы, превосходящий время, Никогда не рожденный, Самосуществующий благодаря Милости Гуру».
Сикхская вера осуждает идолопоклонство и лицемерие и считает, что высшая радость достигается постоянным памятованием о Боге, позволяющим человеку видеть Бога в себе и во всем Божьем Творении. Отношения между Богом и творением аналогичны отношениям между океаном и волной. Когда это понято, не может быть неравенства между людьми и нетерпимости. Человек видит Бога во всем.
Набор верований, сплоченная организация и особая история определяют веру и, следовательно, уникальную идентичность ее приверженцев.
Символ(ы)
Кханда – символ сикхов. Он получил свое название от обоюдоострого меча, который появляется в центре логотипа и является метафорой Божественного Знания. Круг вокруг Кханды — это Чакар, символизирующий совершенство Бога, Который вечен. Чакар окружен двумя изогнутыми мечами, называемыми кирпаанами, которые символизируют равное внимание к духовным устремлениям и обязательствам перед обществом.
Историческая справка
Вера сикхов — одна из самых молодых основных религий мира. Он был основан Сири Гуру Нанаком Сахибом в южноазиатском регионе Пенджаб.
Религия сикхов началась с десяти гуру от Сири Гуру Нанак Сахиб (1469-1539 гг. н.э.) до Сири Гуру Гобинд Сингх Сахиб (1666-1708 гг. н.э.). Прежде чем покинуть мир смертных, Сири Гуру Гобинд Сингх Сахиб наставлял сикхов считать Грант Сахиба своим вечным Гуру. Siri Guru Granth Sahib состоит из стихов, данных шестью из десяти гуру, а также отрывков из произведений нескольких индуистских и мусульманских святых и святых людей. Это священное писание сикхов, которое считается Словом Божьим.
Сикхов насчитывается около 20 миллионов человек во всем мире, но они составляют большинство в Пенджабе, Индия. До 1960 года за пределами Индии проживало мало сикхов. Число сикхов в западных странах заметно выросло с изменениями в иммиграционном законодательстве, а также с преследованиями и безработицей в Пенджабе. Сейчас они составляют видимое меньшинство в США, Канаде и Великобритании. Многие сикхи в этих странах добились признания в различных профессиях, в бизнесе и сельском хозяйстве, а также на государственной службе. Количество гурдваров (мест поклонения сикхов) в США выросло всего с пары в 1960-х до более чем двухсот.
Обычаи и люди
Сикх следует учениям гуру и пытается жить по ним, чтобы достичь освобождения, ведя жизнь обычного домохозяина. Девиз сикхов: наам джапо, кирт каро, ванд чхако, т. е. помнить Бога, заниматься честным трудом и делиться плодами этого труда.
Сикх ищет общества тех, кто любит Бога и радуется общей любви к божественному. Сикх Рехит Мараяда (Принципы жизни сикхов) описывает обычаи веры и ее людей. Официально инициированные сикхи обязаны соблюдать 5К:
кэс (нестриженые волосы)
качч (шорты особого типа)
кара (железный браслет)
крипаан (меч)
канга (деревянный гребешок) Сикхи не употребляют алкоголь и табак.
Структура
У сикхов нет священников. Любой сикх, мужчина или женщина, может проводить любую религиозную церемонию. Они управляют мирскими делами своей религии через демократическую систему, предписанную десятым Гуру. Всякий раз, когда халса-сикхи собираются вместе и принимают решение, оно имеет такую же силу, как если бы Гуру сам принял это решение. Десятый Гуру сказал: «Халса — моя форма, и в Хальсе я пребываю».
Сикхские места отправления культа управляются комитетами, избираемыми членами каждой Гурдвары. Историческими святынями в Пенджабе управляет избранный комитет под названием Комитет Широмани Гурдвара Парбандхак (SGPC).
В разных странах мира многочисленные автономные общины сикхов избирают комитеты для управления своими организациями. Большинство общин уважают SGPC и обращаются к нему и к Джатедару (лидеру) Сири Акал Тахат Сахиб за руководством.
Небольшие общины, которые не могут позволить себе расходы на строительство и обслуживание гурдвары, собираются для богослужений в арендованных помещениях.
Большие праздники
Сикхи празднуют годовщины рождения, восхождения к званию Гуру и ухода своих Гуру особыми чтениями из Сири Гуру Грант Сахиб, Акханд Паатх, речами и процессиями.
Наиболее значительными праздниками являются дни рождения Сири Гуру Нанака Сахиба и Сири Гуру Гобинда Сингха Сахиба, а также мученическая смерть Сири Гуру Арджана Сахиба.
За формированием Хальсы с большим энтузиазмом наблюдают в середине апреля каждого года.
Поклонение
Гурдвара — это молитвенный дом сикхов.
Сикхи поклоняются и молятся Единому Богу, используя язык Сири Гуру Грант Сахиб, источник наставлений и указаний при встрече с Богом. Молитва может быть как индивидуальной, так и коллективной. Все молитвы заканчиваются ардаасом (мольбой), вспоминая всех гуру и мучеников, призывая Божье благословение на всех сикхов и все человечество, прося о даре быть хорошим сикхом и выражая благодарность за все, что Бог дал и постоянно предоставляет. Сикх также будет произносить Ардаас до и после любого значительного действия, чтобы призвать Божье благословение.
Сикхи не поклоняются идолам или изображениям и не используют их ни для каких целей.
Совместное богослужение обычно включает пение стихов из Сири Гуру Грант Сахиб. Пение, называемое киртаном, сопровождается игрой на фисгармонии (инструменте типа аккордеона) и таблаа (паре барабанов).