Сикха – Сикхи (народ) — Википедия

Сикхи (народ) — Википедия

Не следует путать с ситхами — группой вымышленных персонажей из вселенной «Звёздных войн».

Си́кхи (на языке хинди «сикх» — «ученик») — этноконфессиональная группа, проживающая преимущественно в Индии; последователи сикхизма. В национальном составе сикхов преобладают пенджабцы — жители индийского штата Пенджаб. Также сикхи живут в США, Канаде, Великобритании, Италии, странах Юго-Восточной Азии и Океании. Общая численность сикхов в мире достигает более чем 25 млн человек (около 0,4 % населения Земли)[1]. Говорят на языке панджаби индоарийской группы индоевропейской семьи. Религия сикхов — сикхизм — самостоятельная религия, возникшая в среде индуизма и ислама, но не похожая на другие религии и не признающая преемственности.

Основателем сикхизма стал гуру (учитель) Нанак (1469—1539). Он много путешествовал, побывал даже в Мекке, а в начале XVI в. поселился в Пенджабе и стал проповедовать новое учение. Перед смертью Нанак избрал преемником своего последователя Ангада (1504—1552 гг), который стал вторым сикхским гуру. Его сменил Амар Дас (1479—1574), который укрепил организацию сикхов, установил религиозные праздники, определил центр паломничества, сложил ряд гимнов. Четвёртым гуру стал зять Амар Даса — Рам Дас (1534—1581), прославившийся как знаток и толкователь гимнов. Он заложил город Амритсар («Пруд бессмертия»), который превратился в крупнейший духовный центр сикхизма, равно как и в торговый центр северной Индии. Сан наставника-гуру сделался наследственным при сыне Рам Даса — Арджуне (1563—1606 гг.). Арджун составил «Ади Грантх» — сикхский канон.

Постепенно сикхи превратились в самостоятельную этноконфессиональную группу, своего рода государство в государстве, со своей идеологией, законами и вождями. В борьбе против империи Великих Моголов и замкнутых кастовых систем они проповедовали равенство людей. Десятый гуру сикхов, Гобинд Сингх (1675—1708) упразднил пост наследственных гуру, передав власть самой религиозной общине — хальсе. Его преемники в качестве временного вождя избрали некоего Банда, но в 1716 году он был казнен в Дели.

После этого ученики Гобинд Сингха разделили территорию сикхов на двенадцать мисалей (объединений воинов). Постепенно военные вожди сикхов превратились в феодальных князей, между которыми развернулась борьба за власть.

С приходом к власти Ранджита Сингха и его коронацией в 1801 году, конфедерация преобразовалась в империю, доходившую от Кабула и Кандагара до границ Тибета, с населением, на 80 % состоявшем из мусульман, 10 % индуистов и 10 % сикхов. Сердцем государства оставался Пенджаб.

Территориально Сикхская империя в период наибольшего своего расширения включала в свой состав:

После смерти Ранджита Сингха в 1839 году государство погрузилось в раздоры между сердарами, которые к тому времени де-факто превратились в крупных феодалов.

В 1846 году британцы нанесли сикхам серьезное поражение, а после второго поражения в 1849 году Пенджаб был присоединен к Британской Индии.

Последний сикхский князь Далип Сингх был смещен с престола и до конца жизни получал пенсию от британского правительства.

С разделом бывшей Британской Индии в 1947 году на Индию и Пакистан начались конфликты между мусульманами и сикхами, повлёкшие за собой взаимные массовые изгнания сикхов из Западного Пенджаба, и мусульман из Восточного. После кровопролитных столкновений практически все сикхи переселились в Индию. В 1966 году территория штата Пенджаб уменьшилась за счёт выделения нового штата — Харьяны.

Противоречия между сикхами и индуистами нарастали с 1970 годов; сикхи обвиняли индуистское большинство в дискриминации, а Индиру Ганди — в диктатуре. В Пенджабе появились сепаратисты, требующие создания независимого сикхского государства Халистан. В начале 1980-х годов особое влияние приобрел лидер сикхских сепаратистов Джарнаил Сингх Биндранвал. Под его руководством главная святыня сикхов — Золотой храм в Амритсаре — была превращена в укрепленную крепость. Решение Индиры Ганди в 1984 году провести зачистку священного для сикхов Золотого храма в Амритсаре привела к тому, что она была убита собственными телохранителями, набранными из сикхов. Результатом стала серия антисикхских погромов, которая прокатилась по всей Индии, и унесла жизни тысяч сикхов. Конфликт в Пенджабе длился более десяти лет, приведя к гибели более 20 тысяч человек[2].

В настоящее время сикхи представлены в Индии рядом политиков, в частности, премьер-министром страны в 2004—2014 годах Манмоханом Сингхом. В армии Индии сикхи занимают около 20 % всех офицерских должностей, составляя при этом менее 2 % населения страны. Самым высоким званием, до которого удалось дослужиться сикху, было звание маршала авиации (маршал авиации Индии Аржан Сингх). 4 ноября 2015 года сикх Харджит Саджан был назначен на пост министра обороны Канады (в этой стране сикхи составляют более 1,3 % населения (англ.)русск.).

В основном сикхи живут в штате Пенджаб, отдельные группы есть и в других районах Индии. Общая численность свыше 25 млн человек. По данным на 2008 год в Индии проживают 20,8 млн человек[3], в США — 500-700 тыс., в Канаде около 470 тыс., в Великобритании — 430 000[4]. Этническая основа сикхов — пенджабцы.

Большинство сикхов входит в касту джатов, крупнейшую сельскую касту Пенджаба. Хотя внутри храма кастовые различия не соблюдаются, вне храма они сохраняют известное значение — например, при выборе брачных партнеров. Многие сикхи занимаются сельским хозяйством и являются успешными фермерами[5].

В Пенджабе в сельском хозяйстве занято 39 % местной рабочей силы (меньше, чем в среднем по Индии). Сикхские хозяйства являются более прибыльными, чем в среднем по Пенджабу, и в три раза более эффективными, чем средний показатель по Индии.

Семьи народа в основном малые, большинство семей моногамные, патрилинейные

[6].

Одежда сикхов достаточно своеобразна, особенно это своеобразие проявляется в мужской одежде. Мужчины носят лунги и штаны, рубахи, жилеты, тюрбан (пагри). Они не стригут волос и не бреют бороды, которую подвязывают особым образом к подбородку. Женщины носят, как правило, юбки и обязательно покрывают голову[6].

  • Альбедиль М. Ф. Сикхи // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / М. Ф. Альбедиль. — М., 1996. — С. 161—164.
  • Володин А. Индия: становление системы буржуазной демократии // Народы Африки и Азии. — 1989. — № 1. — С. 214.
  • Захарьин Б. А. Эволюция религиозного самосознания сикхов в XV — первой половине XIX вв. — М., 2000. С. 40.
  • Котовский Г. Индия // Энциклопедия для детей. Т. 13. Страны. Народы. Цивилизации / Глав. ред. М. Д. Аксёнова. — М.: Аванта+, 2001. — С. 371
  • Кочнев В. И. Сикхи // Народы и религии мира / Глав. ред. В. А. Тишков. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. — С. 482.
  • Фурсов К. А. Львы Пятиречья: Сикхи — великие воины Азии. — М.: Товарищество научных изданий КМК, 2011. — 474 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-87317-721-9.
  • Ethnologue: Languages of the World, Fifteenth edition. — 2009. — P. 96.
  • Cheema I. K. Sikh Communal Consciousness and State Violence in India // Pakistan Horizon, Vol. 59, No. 3 (July 2006), pp. 67–82.
  • Chilana R. S. Sikhism: Building a Basic Collection on Sikh Religion and Culture // Reference & User Services Quarterly, Vol. 45, No. 2 (Winter 2005), pp. 108–116.
  • Murphy A. History in the Sikh Past // History and Theory, Vol. 46, No. 3 (Oct., 2007), pp. 345–365.
  • Singh Sangat, Quinton King Noel The Sikhs In History: A Millennium Study / Sangat Singh Noel Quinton King. — New York, 1995. — P.105.

ru.wikipedia.org

Сикхизм — Википедия

Сикхи́зм (от в.-пандж. ਸਿੱਖੀ, «сикхӣ», «последователь, ученик») — монотеистическая религия, основанная в XV веке в Пенджабе, в северо-западной части Индийского субконтинента — месте встречи индуизма и ислама, гуру (духовным учителем) Нанаком (1469—1539)[1][2].

Священное писание — «Гуру Грантх Сахиб», или «Ади Грантх», включающее наряду с откровениями сикхских гуру также и стихи некоторых индуистских поэтов движения бхакти (например, Кабира) и суфия шейха Фарид-уд-дина[3].

В Индии сикхи, составляя около 2% от общего числа населения, являются влиятельной этноконфессиональной группой. Приверженцев сикхизма насчитывается более 25 миллионов по всему миру. Почти все они — пенджабцы[1][4].

Сикхизм как религиозное течение возник в конце XV века в Северо-Западной Индии. Его основателем был гуру Нанак, родившийся в 1469 году в городке Райбхол-ди-Тальванди (ныне Нанкана-Сахиб, округ Лахор, Пакистанский Пенджаб).

Гуру Нанак много путешествовал, и хотя точное количество путешествий является спорным, общепризнанными являются

После примерно четверти века путешествий, во время которых он проповедовал свою идеологию, гуру Нанак основал «обитель веры» в Картапуре в Пенджабе, где и сформировалась сикхская община[6][2]. Чётко организованная религиозная община сикхов со временем превратилась в самостоятельную группу, своего рода государство в государстве, со своей идеологией, законами и вождями.

Десятый гуру сикхов, Гобинд Сингх (с 1675 до 1708), упразднил пост наследственных гуру, передав власть самой религиозной общине — хальсе. Его преемники в качестве временного вождя избрали некоего Банда, но в 1716 году он был казнён в Дели. После этого ученики Гобинд Сингха разделили территорию, занятую сикхами, на двенадцать мисалей (объединений воинов).

Сикхи также вели длительные войны против Моголов и афганцев, закончившиеся созданием в 1767 году самостоятельного государства сикхов. Сначала это была конфедерация двенадцати мисалей, возглавляемая военными вождями. Постепенно военные вожди сикхов превратились в обычных феодальных князей, между которыми развернулась борьба за власть. К 1820-м годам глава мисаля Сукерчакья Ранджит Сингх подчинил своей власти весь Пенджаб. К 1849 году сикхи потерпели поражение в войнах с англичанами, которые аннексировали Пенджаб. Последний сикхский князь, Далип (Дхулин) Сингх (с 1843 до 1849), был смещён ими с престола и далее получал пенсию.

С точки воззрения сикхов, истинный гуру, который знает Бога со всех сторон и знает, что когда и как надо делать — это недостижимая абстракция, только Бог знает себя самого. Но в каждом сикхе живёт свой гуру, и от этого каждый сикх чувствует необыкновенный прилив энергии.

Сикхское учение и священное писание сформулировал гуру Нанак (род. 1469) и последующие девять сикхских Учителей. Гуру Гобинд Сингх стал последним гуру в человеческой форме. Перед смертью Гуру Гобинд Сингх объявил, что Гуру Грантх Сахиб будет окончательным и вечным гуру сикхов. Священное Писание было написано первыми пятью Учителями. Писание пользуется наивысшим духовным авторитетом и определяет пути и законы всего Учения. Сикхский катехизис Khalsa Panth дополняет Священное Писание.

«Ади Грантх» (букв. «Изначальная книга», другое название — «Гуру Грантх Сахиб») — священная книга сикхов, в которой изложены основы вероучения сикхизма. Она содержит сочинения сикхских гуру (которые были не только прекрасными воинами, но и поэтами) Нанака, Ангад, Амар Даса, Рам Даса, Арджана, Тегх Бахадура, Гобинд Сингха, а также стихи некоторых индуистских поэтов движения бхакти (например, Кабира) и суфия шейха Фарид-уд-дина. «Ади Грантх» считается символическим представителем всех гуру, средоточием их учения и божественной мудрости, что придает ей в глазах верующего сикха статус «Книги книг». «Ади Грантх» — главный объект религиозного почитания. Язык книги — «садхбхаша» — синтез панджаби, хинди и некоторых иных диалектов. Книга содержит более 6 тыс. стихов; гимны расположены в соответствии с рагами индийской классической музыки, так как все они были предназначены для чтения нараспев в классическом стиле

[3].

Сикхизм — самостоятельная монотеистическая религия, возникшая в среде индуизма и ислама, являющаяся частью североиндийского движения Бхакти (учителя которого проповедовали преданность Богу, не требующую обрядов и жрецов)[7], но не признающая преемственности.

Сикхи отреклись от ортодоксального индуизма, но не приняли ислам, а создали свою особую религию. Советы, даваемые Гуру Нанаком, не ставили каких-то ограничений. Он учил, что Бог един и что нам нужно любить Бога, что Бога нельзя ограничить до размера какой-либо одной страны. Во всем космосе нет ничего такого, что было бы сотворено без Его приказа[8].

Сикхи верят в Единого Бога, Всемогущего и Всепронизывающего Творца. Его настоящее имя никому не известно.

Лишь сам Бог знает цель творения, которая преисполнена Любви. Это не Бог одного народа — он никого не ведёт и не наказывает. Он источает милосердие и любовь, лишен ненависти и пристрастий. Бог рассматривается с двух сторон — как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого человека). До творения Бог существовал как Абсолют сам по себе, но в процессе творения он выразил себя. До творения не было ни книг, ни учения, ни добра, ни зла, ни славы, ни доблести, ни мужского, ни женского. Когда Бог захотел выразить себя, он сначала нашёл свое выражение через Имя, и таким образом появилась Природа, в которой Бог растворен и присутствует повсюду, распространяясь во всех направлениях. Бог никем не рождён и не перерождается ни в какой форме — он повсеместно присутствует как животворящая идея, любовь, милосердие, красота, мораль, правда и вера. Бог даёт всем жизненную энергию, но при этом он непостижим и неописуем. Поклоняться Богу можно только посредством медитации его Именем и пением молитв. Никакие другие божества, демоны и духи не достойны поклонения.

Человек, по учению сикхов, уже существовал до своего рождения. Его прошлое существование, семья в которой он родился и его народ определяют его индивидуальность. Но, кроме того, ему дана свободная воля, и он сам несет ответственность за свои деяния. «Расширяя» свое сознание, человек воспринимает других как часть самого себя. Сикхи не разделяют традиционных представлений о загробной жизни, рае и аде, грехах и карме. Учения о воздаянии в грядущей жизни, покаянии и очищении от грехов, аскетизме и целомудрии — это, с точки зрения сикхизма, попытка одних смертных манипулировать другими. На самом деле посты, обеты и «благие деяния» не имеют значения. После смерти душа человека растворяется в Природе и возвращается к Творцу, но не исчезает, а пребывает, как всё сущее.

Сикхи проповедуют любовь и братские отношения ко всем людям на Земле независимо от происхождения.

Правоверным сикхам предписано быть хорошими людьми, искать и проявлять в себе данное Богом — веру и любовь, быть свободным в своей воле и уважать свободу других. Никто не принуждает ни к совершению добрых дел ради каких-то выгод в этой или следующей жизни (никто не учитывает специально «добрые дела»), ни к пожертвованиям, ни к сложным ритуалам, ни к накоплению знаний, ни к целомудрию, ни к покаянию. Искренние и добрые деяния возникают сами по себе как естественное существование, даруемое Богом, которого можно открыть внутри себя. Человек свободен в своей воле. Бог создал Природу с её законами — можно сознательно следовать или не следовать им. Как рыба, которая может плыть по течению, а может плыть и против течения. Иногда даже рыбе требуется преодолевать огромные расстояния против течения, чтобы отложить икру в верховьях рек. Но рыба не может выйти из реки. Также и люди не могут выйти за пределы воли Божьей, обладая своей собственной волей. Течение показывает природные законы, созданные Богом, а взаимодействие с ними — это уже дело собственной воли человека. Злодеяния, скупость, ненависть, жадность — это противоестественно и невыгодно, действуя так, человек встречает сопротивление Природы. Любовь следует проявлять в любом повседневном деянии, включая самые простые и обыденные вещи — и в этом выражается природа Бога. Сикх всегда должен быть оптимистом, жить в радости и надежде.

Сикхи считают, что необходимо уважать свою свободу, и также свободу и волю других людей. Страшный грех — манипулирование другими людьми, их принуждение и насилие — это отвратительное проявление эгоизма.

Осознание своего «Я» — это самый низкий уровень сознания, присущий и животным. Расширяя своё сознание, люди воспринимают других как часть самого себя. Люди поднимаются от своего «Я» до уровня своей семьи, потом до уровня общества, потом — до уровня Природы, и дальше — до уровня Бога. Сикхи — не аскеты и не гедонисты, они выбирают серединный путь.

Развивая в себе веру и любовь, человек даёт выход своим естественным стремлениям. Никакие священные писания и формальные знания не помогут в трудную минуту, когда решение надо принимать мгновенно, по внутреннему импульсу.

В своих молитвах сикхи просят себе участи, подобной собаке — но не бездомной собаке, а собаке, у которой есть хозяин, который заботится о ней, и которому следует служить.

Сикхи почитают всех людей как своих братьев. Сикхи не признают кастовой системы, «уровней сознания» и «уровней спасения». В каждом человеке, по их мнению, есть Бог и есть возможности духовного роста и развития.

Сикхи называют пять пороков: похоть, гнев, жадность, подчинение чужой воле, эгоизм, и пять достоинств: честность, сострадание, умеренность, смирение, любовь.

Малый гребень (кангха), браслет (кара) и церемониальный кинжал (кирпан) anand kāraj — церемония сикхского брака

Гуру Нанак Дев учил, что ритуалы, религиозные обряды или идолопоклонство приносит мало пользы, и сикхам они не рекомендуются[9]. Однако в течение периода позже эпохи гуру, а также вследствие увеличения институционализации религии сикхов, многие обряды и ритуалы возникли.

Каждый сикх проходит процедуру инициации, называемую амршпа-саискар или пахул. Принимающие посвящение должны перед этим совершить омовение и надеть чистые одежды.

Утренние и вечерние молитвы занимают около двух часов в день, начиная с самого раннего утра. Благочестивым сикхам рекомендуется начинать день с личных медитаций во имя Бога. Сикхизм может принять любой независимо от национальности, пола и происхождения.

Всем мальчикам при рождении даётся отчество Сингх, а всем девочкам даётся отчество Каур[10]. Сикхи соединяются в браке через церемонию anand kāraj. Сикхи обязаны вступать в брак, когда достигают определенного возраста (детский брак является табу) и без учёта касты будущего супруга или происхождения. Согласно сикхским религиозным обрядам, ни мужу, ни жене не разрешается разводиться.

Сикхи обязаны сохранять при себе пять предметов (пять К):

  • Кеш — нетронутые волосы, спрятанные под дастар или Keski
  • Kangsha — деревянный гребень, поддерживающий волосы
  • Kara — стальной браслет
  • Kaccha — трусы до колен
  • Кирпан — меч или кинжал, спрятанный под одеждой.

Это обязательные правила. При этом меч не должен употребляться для утверждения своей власти, угроз или насилия. Каждый сикх, зная, что другие тоже имеют при себе меч, уважает других.

В дополнение к инициации, другими основными обрядами в жизни сикхов являются церемония присвоения имен вскоре после рождения, брака и ритуалы, окружающие смерть и кремацию[11]. После совершения погребальной церемонии пепел умершего, в соответствии с традициями индуизма, бросают в канал или реку. Покойным не положено возводить памятники. После смерти душа возвращается к Богу и соединяется с ним.

Хотя сикхи не придают принципиального значения обрядам и церемониям, они считают их важными для сплочения людей, изучения традиции и писания, для взаимопомощи в раскрытии внутренней любви. Обряды и ритуалы помогают придать идеалу осязаемую форму. Каждая душа индивидуально неповторима, и ритуалы должны её питать и поддерживать.

В 1716—1799 годах у сикхов существовало собственное государство — Сикхская конфедерация с центрами в Амритсаре и Лахоре. Государство разделялось на мисали, общее количество которых дошло до 12 (около 70 тыс. кавалерии). С 1799 году лидер сикхов Ранджит Сингх объединил разрозненные мисали в империю, в 1849 году уничтоженную британскими колонизаторами в результате второй англо-сикхской войны.

Появление сикхского государства стало возможным благодаря упадку Империи Великих Моголов, который обозначился к началу XVIII века. Сикхи Пенджаба начали серию атак против власти Моголов, которые, в конце концов, завершились успехом. Территориально Сикхская империя в период наибольшего своего расширения включала в свой состав:

После аннексии Великобританией Сикхской империи она была разделена на несколько частей, частично — «туземных государств», частично — территорий под прямым управлением Британской Короны. Резиденцией губернатора был избран Лахор.

Центральная власть Сикхской империи была сосредоточена в происходившем раз в два года собрании хальсы (сикхской общины) — Сарбат Хальса. Сарбат Хальса контролировала сердаров (военачальников), определяла основы военной политики, избирала лидера сикхов. Структура регионов (мисалей) соответствовала военным группировкам; главы регионов ежегодно собирались в Амритсаре или Лахоре.

С 1762 года военная мощь Сикхского государства резко усиливается, и, как следствие, происходит значительный рост его территории. С приходом к власти Ранджита Сингха и его коронацией в 1801, конфедерация преобразовывается в империю, доходившую от Кабула и Кандагара до границ Тибета, с населением, на 80 % состоявшим из мусульман, 10 % индуистов и 10 % сикхов. Сердцем государства оставался Пенджаб.

После смерти Ранджита Сингха в 1839 году государство погрузилось в раздоры между сердарами, которые к тому времени де-факто превратились в крупных феодалов. Ослабление сикхов позволило британцам уничтожить их государство в 1849 году в результате двух англо-сикхских войн.

Политическая структура сикхизма прошла три основных этапа. Для ранних сикхов характерна фактически неограниченная власть гуру (духовных лидеров). Раннему сикхизму вскоре пришлось столкнуться с мусульманским завоеванием Индии (1556—1707), следствием которого становится нарастающая милитаризация сикхов. Начиная с десятого гуру, Гобинда Сингха, власть была передана непосредственно сикхской общине, хальсе. Для позднего же Сикхского государства характерно перемещение центра силы от хальсы к сердарам (военачальникам, и, де-факто, крупным феодалам), враждовавшим между собой.

С разделом бывшей Британской Индии в 1947 на Индию и Пакистан вспыхивают конфликты между мусульманами и сикхами, повлёкшие за собой взаимные массовые изгнания сикхов из Западного Пенджаба, и мусульман из Восточного. Противоречия между сикхами и индуистами нарастают с 1970 годов; сикхи обвиняют индуистское большинство в дискриминации, а Индиру Ганди — в диктатуре. В Пенджабе появляются сепаратисты, требующие создания независимого сикхского государства Халистан. Решение Индиры Ганди в 1984 году провести зачистку священного для сикхов Золотого Храма в Амритсаре привела к тому, что она была убита собственными телохранителями, набранными из сикхов. Результатом стала серия антисикхских погромов, которая прокатилась по всей Индии, и унесла жизни тысяч сикхов.

В XXI веке численность сикхов доходит до 25 миллионов[4], а в 1991 году сикхский пантх (религиозная община) насчитывал около 16,2 млн человек[12]. Большинство сикхов (83 %) проживает в Индии в штатах Пенджаб (14 млн человек, 76 % индийских сикхов и 64 % населения от населения штата), Харьяна (1 млн), Раджастхан (0,7 млн), Уттар-Прадеш (0,6 млн). Это девятая по числу последователей религия в мире[13][14].

В настоящее время сикхи представлены в Индии рядом политиков, в частности, премьер-министром страны в 2004—2014 годах Манмоханом Сингхом. В армии Индии сикхи занимают 20 % всех офицерских должностей, составляя при этом менее 2 % населения страны. Самым высоким званием, до которого удалось дослужиться сикху, было звание маршала авиации (маршал авиации Индии Аржан Сингх). 4 ноября 2015 года сикх Харджит Сингх Саджан был назначен на пост министра обороны Канады.

Большинство сикхов являются земледельцами. В Пенджабе в сельском хозяйстве занято 39 % местной рабочей силы (меньше, чем в среднем по Индии). Сикхские хозяйства являются более прибыльными, чем в среднем по Пенджабу, и в три раза более эффективными, чем средний показатель по Индии. После разгрома британцами сикхского государства в 1849 начинается массовая эмиграция сикхов. Британцы оказывали сикхам предпочтение при наборе в госаппарат (Индийская Гражданская Служба) и в войска, что повлекло за собой перемещение в другие части Британской Индии. Часть сикхов были привлечены в Британскую Восточную Африку для оказания помощи в строительстве железных дорог. После Второй мировой войны началась эмиграция в Британию и в Северную Америку. В 1972 году сикхи, вместе с индусами, были изгнаны из Уганды диктатором Иди Амином.

Основными центрами сикхской диаспоры являются Великобритания (0,5 млн), Канада (250 тыс.), США[14], Малайзия, Восточная Африка, Австралазия и Таиланд. В западном мире сикхов из-за традиционных тюрбанов часто принимают за мусульман.

Сикхи показывают самый низкий коэффициент рождаемости среди других общин Индии. Ежегодное увеличение их численности составляет около 400 тыс. чел.

Сикх-ниханг на фоне Золотого храма.

У сикхов существует традиционный военный орден Ниханги (Акали) для охраны храмов, сыгравший важную роль в ранней военной истории сикхизма, и пользующийся среди сикхов значительным уважением. В настоящее время он играет в основном церемониальную роль. Ниханги подчинены только своему главе и одеваются в одежды синего цвета. Штаб-квартира находится в Акал Тахте[15].

Основным ортодоксальным направлением в сикхизме является «Хальса» («кешдхари»), то есть все те кто проходит посвящение в хальсу и помимо всего следуют правилам внешнего отличия сикха, установленным 10-м гуру Гобинд Сингхом (не стригут волосы, не бреются, носят кинжал и т. д.). Кешдхари составляют подавляющее большинство последователей сикхизма.

Другое, малочисленное направление — «сахаджхари» («нанакпантх»). Они не приемлют воинственности хальсы и нововведений Гобинд Сингха, следуя в большей мере порядку при первом гуру Нанаке, бреются и лояльно относятся к индуистскому влиянию. В свою очередь это направление делится на такие течения, как: «удаси» — признающие лишь первых сикхских гуру, и «намдхари» с «ниранкари» — верящие в преемственность живых гуру, одним из которых был, например, Дайал Сингх. Иными еще меньшими движениями являются «рамраи», «нирмала», «беди» и другие, в том числе неосикхские организации. Следует отметить, что ортодоксальные сикхи не считают сахаджхари частью сикхизма[16][14].

  1. 1 2 Индуизм. Джайнизм. Сикхизм, 1996, с. 28—29.
  2. 1 2 Сикхизм (неопр.). Энциклопедия Кольера.
  3. 1 2 Индуизм. Джайнизм. Сикхизм, 1996, с. 533.
  4. 1 2 Sikhism (неопр.). Encyclopædia Britannica. Дата обращения 28 ноября 2018.
  5. Dr Harjinder Singh Dilgeer. Sikh Twareekh. — Belgium & India : The Sikh University Press, 2008.
  6. ↑ Индуизм. Джайнизм. Сикхизм, 1996, с. 553.
  7. ↑ Индуизм. Джайнизм. Сикхизм, 1996, с. 30, 97—98.
  8. ↑ Гобинд Садан — дом Бога без стен — Кто такие сикхи?
  9. Sahib, Nanak. Guru Granth Sāhib. — P. 75. — «Pilgrimages, fasts, purification and self-discipline are of no use, nor are rituals, religious ceremonies or empty worship.».
  10. Loehlin, Clinton Herbert. The Sikhs and Their Scriptures. — Second edition. — Lucknow Publishing House, 1964. — P. 42.
  11. ↑ Chilana R. S. Sikhism: Building a Basic Collection on Sikh Religion and Culture // Reference & User Services Quarterly, Vol. 45, No. 2 (Winter 2005), p. 109.
  12. ↑ Сикхский вопрос: история религиозного конфликта в Пенджабе.
  13. ↑ Major Religions Ranked by Size
  14. 1 2 3 Альбедиль, 1999, с. 827.
  15. ↑ Индуизм. Джайнизм. Сикхизм, 1996, с. 554.
  16. ↑ Индуизм. Джайнизм. Сикхизм, 1996, с. 560.
на русском языке
на других языках
  • Ahiuwalia M. M., Kukas, the freedom fighters of the Panjab, Bombay, 1965.
  • Cunningham J., A history of the Sikhs, Delhi, 1966.
  • Duggal, Kartar Singh (1988), Philosophy and Faith of Sikhism, Himalayan Institute Press, ISBN 978-0-89389-109-1 
  • Kaur, Surjit, Amongst the Sikhs: Reaching for the Stars, New Delhi, Roli Books, 2003 ISBN 81-7436-267-3
  • Banga, Indu (2017), Knut A Jacobsen et al, ed., Brill's Encyclopedia of Sikhism, Brill Academic, ISBN 978-90-04-29745-6 
  • Khalsa, Guru Fatha Singh, Five Paragons of Peace: Magic and Magnificence in the Guru's Way, Toronto, Monkey Minds Press, 2010, ISBN 0-9682658-2-0, gurufathasingh.com
  • Khalsa, Shanti Kaur, The History of Sikh Dharma of the Western Hemisphere, Sikh Dharma, Espanola, NM, 1995 ISBN 0-9639847-4-8
  • Singh, Khushwant (2006), The Illustrated History of the Sikhs, Oxford University Press, India, ISBN 978-0-19-567747-8 
  • Macauliffe M. A., The Sikh religion. Its gurus sacred writings and authors, v. 1—6, Oxf.,1909.
  • Sikhism (неопр.). Encyclopædia Britannica. Дата обращения 28 ноября 2018.
  • Singh Gopal. Guru Nanak, New Delhi, 1967.
  • Singh, Patwant (1999), The Sikhs, Random House, India, ISBN 978-0-385-50206-1 
  • Takhar, Opinderjit Kaur, Sikh Identity: An Exploration of Groups Among Sikhs, Ashgate Publishing Company, Burlington, VT, 2005 ISBN 0-7546-5202-5
  • Dilgeer, Dr Harjinder Singh (2008), Sikh Twareekh, publisher Sikh University Press & Singh Brothers Amritsar, 2008.
  • Dilgeer, Dr Harjinder Singh (2012), Sikh History (in 10 volumes), publisher Sikh University Press & Singh Brothers Amritsar, 2010–12.
  • Dilgeer, Dr Harjinder Singh (1997), The Sikh Reference Book, publisher Sikh University Press & Singh Brothers Amritsar, 1997.
  • Dilgeer, Dr Harjinder Singh (2005), Dictionary of Sikh Philosophy, publisher Sikh University Press & Singh Brothers Amritsar, 2005.

ru.wikipedia.org

Кто такие сикхи в Индии

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Наверняка в фильмах или на фотографиях вам встречались эти смуглые длиннобородые мужчины с огромными тюрбанами на голове, которые у многих непременно ассоциируются с Индией? Так вот – это и есть сикхи.

При этом они далеко не типичные индийцы. Это удивительный народ: они имеют свою религию, но не имеют автономии, они прячут в тюрбане или под одеждой оружие, но выступают за добро и любовь к ближнему.

Сегодня мы хотим рассказать вам о том, кто такие сикхи в Индии. Статья ниже поведает, что это за народ, сколько их насчитывается по всей планете, где и как они живут, каковы основы их учения и какие традиции считаются у них священными. А еще вы непременно узнаете, что такое правило пяти «К».

Что же, начнем — впереди много интересного!

Содержание:
Сикхи – кто это?
Исторический экскурс
Основы учения
Повседневная жизнь и ценности
Заключение

Сикхи – кто это?

Слово «сикх» с языка хинди переводится как «ученик, преемник». И это верно – все сикхи в первую очередь являются последователями сикхизма.

Большинство сикхов относятся к национальности пенджабцев. Это неудивительно – домом многих сикхов является штат Пенджаб в северо-западной части Индии, где пролегает пакистанская граница.

Местоположение во многом сказалось и на религиозных идеях учения, и на характере самого народа. Дело в том, что Пенджаб исторически располагался на стыке двух культур – индийской и мусульманской. Сикхи пошли третьим путем – в 16-м столетии они создали собственную религию, в чем-то вобравшую черты индуизма и ислама, но все же абсолютно другую.

В то же время вечное религиозное противостояние порождало бесконечные войны. Такая обстановка обязывала сикха самому становиться воином, иметь при себе оружие и ревностно отстаивать свою свободу. Подобно тамилам в Шри-Ланке или испанским баскам, они старались создать собственное суверенное государство, но все заканчивалось кровопролитием, не приводя к успеху.

Сегодня по всему миру насчитывается более 25 миллионов представителей сикхизма. Порядка 80% из них живет в Индии, среди которых трое из четырех – жители Пенджаба. Остальные живут в индийских штатах, как например Харьяна, Кашмир, Химачал-Прадеж и в столичном Дели.

Дели, Индия

Немало сикхов проживает также за пределами Индии: в США, Канаде, Великобритании, Таиланде, Малайзии, восточных африканских республиках, на Фиджи. Несмотря на широкую географию, их всех объединяет одно – вера, единый язык пенджаби и доброта, скрывающаяся за воинственной внешностью.

Исторический экскурс

Сикхизм зародился благодаря гуру по имени Нанак. Он любил исследования, путешествия, в числе покоренных им городов была даже Мекка. В начале 16-го века он переехал в Пенджаб и стал там нести в массы свое учение, которое обрело множество последователей.

Две сотни лет звание гуру передавалось по линии преемственности. Именно главный учитель был главой организации, держащим всю власть в своих руках. Однако при десятом по счету главе Гобинде Сингхе власть гуру, передаваемая по наследству, была отменена – с этих пор все решала община, так называемая хальса.

Последователи Гобинда разделили все земли сикхов на 12 частей – мисалей. Однако это оказалось не лучшей идеей – предводители каждых мисалей развернули политическую борьбу между собой.

В самом начале 19-го столетия у «руля» встал Ранджит Сингх и превратил территорию в настоящую империю. При нем она достигла расцвета и занимала часть земель современной Индии, Пакистана, Афганистана.

Все изменилось, когда в 1849 году британская армия нанесла сильное поражение сикхам и сделала их частью Индии, ставшей английской колонией. На дальнейшую историю, уже веком позже, также повлияли британцы: в 1947 году, после Второй мировой войны, они уже не могли иметь колоний. Британскую Индию разделили на современную Индию и Пакистан, а от него позже  отделился Бангладеш.

На территории Пенджаба начались волнения, снова поднялось мусульманско-сикхийское противостояние. Штат был поделен на две части: восток отошел Пакистану, где преобладал ислам, а запад – Индии. Сикхи вынуждены были переселиться на индийскую часть Пенджаба. В 1966 году от нее отделился штат Харьяна, где сейчас тоже проживает немало сикхов.

В 70-х годах прошлого столетия начала накаляться обстановка из-за разногласий с индуистами. В религии сикхизма появились сепаратисты, которые желали создать отдельное государство Халистан и обнесли забором Золотой храм, который находится в Армитсаре и считается священным местом всех сикхов.

Известный политик Индира Ганди выступила резко против подобного сепаратизма, в результате чего погибли люди. Это подняло волну возмущения среди сикхов, и в 1984 году из мести ее застрелили два собственных охранника, которые являлись сикхами.

Индира Ганди (1917—1984)

Весь индийский народ восстал против сикхов, сотни людей погибали. Такая напряженная обстановка продолжалась десятилетие и унесла около двадцати тысяч жизней противоборствующих сторон.

Сейчас атмосфера в Пенджабе довольно спокойная: сикхи неплохо уживаются с индийцами. В государственном аппарате встречаются последователи сикхизма на высоких должностях, а каждый пятый офицер армии – сикх. 

Основы учения

Адепты сикхизма верят, что Бог един, вездесущ, непостижим и трансцентентен. Он дарит любовь, сострадание, не ведает страстей и гнева.

Творца с точки зрения сикхизма можно рассматривать по-разному:

  • Ниргун – всеведающий Абсолют;
  • Саргун – Бог внутри нас, который помогает духовно расти.

Есть только один Бог, не может быть иных божеств, духов, демонов. Поклонение Богу возможно только в медитативных практиках, которые заключаются в повторении его священного имени и пении молитв.

Человек не может родиться или умереть – он существовал всегда, а после физической смерти просто соединяется с Природой, возвращаясь к Богу, и это есть счастье. Именно поэтому в сикхизме нет понятия ада, рая, греха и кармы.

Учение говорит о пороках, к которым относятся:

  • похотливая страсть;
  • злость;
  • подчиненность;
  • алчность;
  • эгоизм.

Они не нужны человеку, ведь любым плохим поступкам Природа будет оказывать сопротивление на жизненном пути.

Главными добродетелями можно назвать:

  • любовь;
  • честность;
  • милосердие;
  • чувство меры;
  • смирение.

Для сикхов все люди – братья, достойные любви. Основные правила записаны в Священном тексте, который называется «Ади Грантх». В главной Святыне – Золотом храме – постоянно проходят службы, на которые ежедневно собираются сотни верующих.

Каждый сикх должен хотя бы раз в жизни не просто посетить Золотой храм, а вымыть там пол – это служит лучшим проявлением веры и смирения.

Повседневная жизнь и ценности

Большая часть сикхов входит в сословие джатов – касту пенджабских землевладельцев. Они занимаются в основном сельским хозяйством, причем весьма успешно.

Не зря сикхи считаются одним из богатейших народов Индии. А в том, чтобы встретить на улице зарубежных городов вроде Лондона или Нью-Йорка молодого человека на дорогой машине и с тюрбаном сикха на голове вовсе нет ничего удивительного. Они могут находиться в любом уголке планеты, но при этом остаются верны своей традиции.

Сикх – хороший хозяин в своем доме. Повзрослев, молодые люди заводят семьи, где главой считается мужчина. Но при этом у женщин равные с мужчинами права, они могут сами выбирать род деятельности, их мнение весомо в принятии семейных решений.

У сикхов всего две фамилии. Всем мужчинам дается фамилия Сингх, что значит лев, а девушкам – Каур, то есть львица.

Сикхи по своей природе очень добрые и отзывчивые. Неспроста среди иностранных туристов, приезжающих в Индию, ходит негласная поговорка: «Хочешь попросить помощи – попроси ее у сикха».

Действительно, они стараются распространять милосердие повсюду. В этом легко убедиться, если прийти в любой храм: здесь всегда  голодные могут найти еду, а бездомные – кров. Они считают, что человек человеку брат, поэтому занимаются благотворительностью, если имеют возможность.

При этом сикхи убеждены, что каждый должен проявлять уважение к свободе других. За эту идею они готовы бороться с оружием в руках. 

У сикхов даже есть специальный танец, который показывает высокую степень владения боевыми искусствами, – гатка. Он использовался на протяжении 17-19 веков при борьбе с противниками.

Приверженцы сикхизма ведут праведный и здоровый образ жизни. Так, например, они строгие противники мясоедения и курения.

Сикхизм не отличается большим количеством обрядов,но все же некоторые его обычаи являются священными. Пожалуй, главный из них – посвящение, в ходе которого происходит омовение – амрит. Стать сикхом может каждый, несмотря на пол, расу, род или национальность.

Каждый сикх должен соблюдать правило пяти «К» и всегда иметь следующие атрибуты:

  • кэш – волосы, которые нужно прятать под тюрбан и не следует стричь;
  • кангха – гребень для фиксации волос;
  • кара – браслет из стали или другого металла, который выступает своего рода оружием;
  • качха – легкие брюки, которые играют роль нижнего белья;
  • кирпан – спрятанный меч, который используют крайне редко, лишь для самообороны.

Мужчины выглядят весьма колоритно: штаны, рубашка, жилетка и обязательно тюрбан, или пагри, который им не разрешается снимать при посторонних. Длина ткани для него достигает пяти метров, а то и больше, поэтому иногда можно встретить просто гигантские пагри.

К внешнему виду сикхи относятся со скромностью, мужские стрижки, бритье и женский макияж считают излишеством.

Женщины обычно надевают юбки и  головной убор.

Заключение

Вот мы и познакомились с этим удивительным народом, его культурой, историей, религией. Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, если хотите узнать еще больше о мире Востока.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели!

До встречи!

o-buddizme.ru

Сикхи: на службе империи и республики

Одной из самых известных религиозно-этнических групп Индостана являются сикхи, знаменитые своей воинской доблестью. Первые сикхские части были сформированы в Бенгальской армии Британской Ост-Индской компании 170 лет назад. С того времени представители немногочисленного (по индийским меркам) народа составляют заметную часть вооружённых сил многонациональной Индии и, в особенности, её офицерского корпуса.

Истоки

Сикхизм как религия возник в начале XVI века в Пенджабе. Позаимствовав отдельные положения индуизма и мусульманского суфизма, основатель новой религии гуру Нанак создал строгое монотеистическое течение, последователи которого поклонялись Единому Богу, всемогущему и всепроникающему Творцу. Новая религия, провозглашавшая равенство всех людей перед богом, независимо от касты и социального положения, отрицавшая сложную обрядность, обрела множество последователей среди городских и сельских жителей Пенджаба.

Гуру Гобинд Сингх

Окончательно учение оформилось при десятом (и последнем) гуру Гобинд Сингхе на рубеже XVII и XVIII веков. Именно он вменил каждому сикху в обязанность всегда носить оружие и быть готовым вступить в бой. От десятого гуру и пошла традиция, согласно которой каждый мужчина-сикх обязан в своей жизни стремиться стать святым-воином, дабы защитить угнетённых.

В остром противостоянии с империей Великих Моголов в Пенджабе сложилось милитаризированное государство сикхов. Оно просуществовало до 1849 года, когда после двух кровопролитных войн англичанам удалось покорить Пенджаб.

На службе Британской Империи

Ещё до окончания войны в 1846 году в составе Бенгальской армии Ост-Индской компании были сформированы два пехотных полка сикхов – Лудхианский и Ферозпурский. Вслед за ними последовало создание ряда других сикхских частей. Во время Индийского национального восстания 1857 года сикхи сохранили верность британцам и приняли активное участие в усмирении взбунтовавшихся сипаев. Это обеспечило им расположение колониальных властей, вплоть до того, что именно сикхи первыми из солдат Британской империи получили право носить свои традиционные головные уборы – красные тюрбаны. Даже шотландцам разрешили носить балморалы и гленгарри гораздо позже.

Сикхи 15-го полка с британскими офицерами, 1885 год

В дальнейшем сикхи активно участвовали во всех войнах Британской Индии, привлекались к колониальным экспедициям в Африку и Китай. Они традиционно несли службу на беспокойной северо-западной границе, где и произошёл знаменитый бой за Сарагарх, когда в сентябре 1897 года 21 сикх из Лудхианского полка отбил атаку 10 тысяч пуштунов.

Сикхи 35-го полка в Судане, 1896 год

Теория «воинских рас», сформулированная в окончательном виде генерал-лейтенантом Фридриком Робертсом, командовавшим Индийской армией в 1885–1893 годах, провозглашала, что в большинстве своём индийцы слишком миролюбивы и не могут быть хорошими воинами. Исключение делалось для отдельных групп населения, которые якобы самим происхождением предрасположены к военному делу.

Четырьмя лучшими воинскими расами Индостана считались гуркхи, гархвалы, кумаоны и догры. Сикхов англичане ставили на ступеньку ниже. Вот только сикхов в Индостане жило гораздо больше, чем горцев, поэтому к 1913 году из 161 тысячи военнослужащих Индийской армии сикхами являлись 35 тысяч, или 22%.

«Сикхи – очень стойкие, очень храбрые и выполнят приказ любой ценой», – так описывал своих подчинённых последний главнокомандующий британской Индийской армией фельдмаршал Клод Окинлек, начинавший воинскую службу в 62-м Пенджабском полку. Британцы характеризовали сикхов как храбрых и надёжных солдат, особо отмечая их великолепные качества в стрессовых ситуациях, но считали, что им не хватает инициативности. Также сикхов отличала неуёмная жажда деятельности – поэтому британские наставления рекомендовали офицерам всегда их чем-то занимать. Хотя бы спортом.

Сикхи в мировых войнах

К началу Первой мировой войны в составе Индийской армии имелось 10 сикхских полков, набираемых из основной массы сикхов, выходцев из крестьян-джатов, и три полка сикхских пионеров, формируемых из низкокастовых ткачей и далитов – рамдасия и мазхаби. Также сикхи вместе с пенджабскими мусульманами служили в 13 пенджабских полках.

В годы Первой мировой более 100 тысяч сикхов сражалось на Западном фронте, полуострове Галлиполи, Ближнем Востоке, в Месопотамии. Прозванные арабами «чёрными львами», они славились своим героизмом и готовностью к самопожертвованию.

Сикхи 15-го полка во Франции, 1915 год

Сикхский солдат Индар Сингх, павший на Сомме в 1916-м, писал домой:

«Практически невероятно, чтобы я вернулся домой живым. Но не надо плакать обо мне, ибо умереть с оружием в руках, сражаясь за своего Короля – величайшее счастье для воина».

Часть сикхов, попавших в плен на Западном фронте, немцы посчитали мусульманами и отправили их сражаться за Османскую империю. Оттуда те благополучно дезертировали, пробравшись через Персию на родину, чтобы снова сражаться за Британию.

Сикхские солдаты изучают захваченную немецкую САУ, 1945 год

Первым из сикхов Крестом Виктории, высшей военной наградой Британской империи, был награждён Ишвар Сингх из 28-го Пенджабского полка, отличившийся в 1921-м во время кампании в Вазиристане. Во время следующей мировой войны сикхи сражались в Малайе, Бирме, Северной Африке, Италии. Кресты Виктории получили ещё тринадцать отличившихся в боях Второй мировой сикхов.

Сикхский солдат СС приносит присягу фюреру, 1943 год

Более трёх тысяч сикхов, попавших в плен (прежде всего, к японцам при падении Сингапура), воевало и на стороне противников Британии – в составе созданной японцами Индийской национальной армии (капитан Мохан Сингх стал её первым командиром) и созданного немцами легиона СС «Свободная Индия».

Всего в двух мировых войнах пало 83 тысячи сикхов.

Сикх в составе экипажа британского бомбардировщика перед налётом на Германию, 1945 год

На службе независимой Индии

При разделе Британской Индии в 1947 году сикхи продолжили службу в индийской армии. Индии при разделе вооружённых сил отошли 2-й Пенджабский полк, 11-й Сикхский полк (ведущий историю от первых частей сикхов в 1846 году) и полк Сикхской лёгкой пехоты (наследник частей сикхских пионеров).

Сикхская лёгкая пехота на параде

Также в состав индийской армии вошли воинские части присоединённых к Индии сикхских вассальных княжеств – Патиалы, Джинда, Набха Акал. Они были включены в состав Пенджабского полка.

Пенджабский полк индийской армии на параде

В настоящее время Пенджабский и Сикхский полки насчитывают по 19 регулярных батальонов, а Сикхская лёгкая пехота – 16 батальонов.

Сикхский полк индийской армии на параде

15-й батальон Пенджабского полка, являющийся наследником 1-го батальона княжества Патиала, сформированного в 1705 году, является старейшим пехотным батальоном индийской армии. А 9-й батальон Сикхской лёгкой пехоты является единственной частью индийской армии, предназначенной для морских десантных операций.

Солдаты 9-го батальона Сикхской лёгкой пехоты на борту американского десантного корабля в ходе совместных учений, 2006 год

Из сикхов комплектуются 1-е батальоны Парашютного полка и гвардейской бригады, 4-й и 8-й батальоны Мотострелкового полка. Также сикхи составляют примерно половину состава кашмирских полков – Джамму-и-Кашмирских стрелков и Джамму-и-Кашмирской лёгкой пехоты.

Среди сикхов чрезвычайно популярна военная карьера. Традиционно они составляют большой процент среди офицеров. Известный генерал-сикх Джогиндер Джасвант Сингх вспоминал, что при поступлении в военную академию дедушка напутствовал его такими словами: «Волею Бога сын рядового стал полковником, значит, сын полковника должен стать генералом!»

Солдаты Сикхского полка – молитва перед боем, 1970-е годы

Сикхи, составляющие 1,87% населения Индии, дают 20% офицерского корпуса и около 15% рядового состава индийской армии. Два сикха занимали высший пост индийской армии – начальника штаба сухопутных сил, ещё два сикха были начальниками штаба ВВС. Фельдмаршалов-сикхов в индийской военной истории не было, но Арьян Сингх единственным в истории имеет аналогичное высшее звание маршала авиации ВВС.

Маршал авиации ВВС Арьян Сингх с президентом США Бараком Обамой, 2015 год

Славная боевая история сикхских частей на службе Индии началась в Кашмире. Переброска воздухом в Сринагар 1-го батальона Сикхского полка в октябре 1947-го обеспечила присоединение к Индии Кашмирской долины. Сикхские части активно участвовали и в последующих войнах независимой Индии. Рота Альфа 23-го батальона Пенджабского полка защищала Лонгевалу («индийские Фермопилы») в Третьей индо-пакистанской войне 1971 года, а 8-й батальон Сикхского полка участвовал в самом знаменитом бою Каргильской войны 1999-го года – за Тигриный холм.

Сикхские солдаты в Кашмире во время индо-пакистанской войны 1965 года

Из 21 военного, награждённого высшей военной наградой Индии – Парамвир Чакрой – четверо являются сикхами. Лэнс-наик Сикхского полка Карам Сингх был награждён в ходе Первой индо-пакистанской войны 1947–48 годов, субедар Сикхского полка Джогиндер Сингх – в ходе индо-китайской войны 1962 года (посмертно), флайинг-офицер ВВС Нирмалджит Сингх Сехон – в ходе Третьей индо-пакистанской войны 1971 года. Наиб-субедар Джамму-и-Кашмирской лёгкой пехоты Бана Сингх получил Парамвир Чакру за штурм пакистанского поста на высоте 6500 метров в ходе конфликта на леднике Сиачен в 1987 году.

Солдаты Сикхского полка на совместных учениях с НОАК, 2012 год

Один из сикхских кавалеров Креста Виктории, джемадар Сикхского полка Нанд Сингх, павший в первых боях в Кашмире в 1947-м, был награждён 2-й по значимости воинской наградой независимой Индии – Махавир Чакрой.

Также сикхские части активно представляли Индию в ходе различных миротворческих операций ООН.

Сикхи-миротворцы в голубых тюрбанах в Конго, 2011 год

В истории службы сикхов Индии был и один критический момент. Он связан с операцией «Голубая звезда» в 1984 году – штурмом святого для любого сикха Золотого храма в Амритсаре, где окопались вооружённые сепаратисты, выступавшие за создание независимого государства сикхов – Халистана. Эти события вызвали волнения в отдельных сикхских частях армии. Дело дошло до мятежа в 9-м батальоне Сикхского полка (к слову, в составе Сикхского полка больше нет батальона под номером 9). После этого появились идеи по переводу сикхских полков на «многонациональный» принцип комплектования, но от них быстро отказались.

Снова на британской службе?

Помимо Индии, большие общины сикхов живут и за её границами, прежде всего в бывшей метрополии – Британии. В настоящее время около 160 сикхов служат в британской армии – преимущественно в гвардии и Шотландском полку. Командование армии пошло навстречу сикхам, разрешив носить тюрбаны вместо уставных медвежьих шапок и гленгарри.

Солдат-сикх в строю Шотландской гвардии, 2015 год

Периодически в обществе возникают разговоры о создании отдельной сикхской части в целях продолжения «славных традиций сикхских частей на службе Британии». В июле 2007-го британское Министерство обороны от создания Сикхского полка отказалось из-за опасений быть обвинённым в расизме.

Но в 2015 году разговоры о создании сикхской части возобновились – хотя бы в форме отдельной роты. Идею поддержали принц Уэльский Чарльз и ряд влиятельных политиков. Бывший министр обороны (и внук Уинстона Черчилля) Николас Соамс призвал: «Настало время покончить с гнилой политкорректностью и ликвидировать досадный пробел в наших вооружённых силах, не дающий одним из самых доблестных и преданных наших солдат иметь собственный полк».

Лидеры полумиллионной сикхской общины Британии выражают уверенность, что если Сикхский полк будет создан, им без труда удастся обеспечить вербовку туда положенных семи сотен сикхов. Вопрос остаётся в стадии обсуждения.

Сикхские кадеты ВВС Канады, 2014 год

Служат сикхи и в армиях ряда других стран мира, где, бывает, из-за своих бород и тюрбанов испытывают проблемы. Например, последние несколько лет Пентагон ведёт оживлённую переписку с сикхскими организациями и поддерживающими их отставными генералами по вопросу разрешения сикхам, желающим служить в армии США, носить традиционные тюрбаны и не стричь волосы и бороды.


Литература:

  • Фурсов К. А. Львы Пятиречья: сикхи — великие воины Азии. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2011
  • Allen Charles. Plain Tales From The Raj: Images of British India in the 20th Century: Images of British India in the Twentieth Century – Abacus, 2000
  • Allen Charles. Soldier Sahibs: The Men Who Made the North-West Frontier – John Murray, 2012
  • Amandeep Singh Madra, Parmjit Singh. Warrior Saints: Three Centuries of the Sikh Military Tradition – I.B. Tauris & Co Ltd, 1999

warspot.ru

Эти загадочные сикхи. - Дневник — ЖЖ

? LiveJournal
  • Main
  • Ratings
  • Interesting
  • Disable ads
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

skurlatov.livejournal.com

Кто такие сикхи?: matveychev_oleg — LiveJournal

Пенджaб – северо-западные ворота Индии. Через эти ворота, с тех древнейших времен, когда еще и страны такой, как «Индия», не было, проникали на эти земли самые разные захватчики и завоеватели. Считается, что первыми были племена арьев, пришедшие сюда из Восточной Европы через Среднюю Азию, в III–II тысячелетиях до н. э., но, впрочем, не исключено, что до их появления здесь проходили, через эти ворота и представители других этносов – возможно, из древних стран Передней Азии. Историческая наука наиболее полно описала относительно недавние имена и события, начиная с появления тут войск Александра Македонского (IV в. до н. э.), а затем – все с большей достоверностью – нашествия арабов, пытавшихся в Х веке утвердить на землях Индии зеленые знамена пророка. Вслед за этим были многочисленные завоевательные походы персидских, афганских и среднеазиатских правителей-мусульман. Они были почти непрерывные, начиная с создания в XII веке Делийского султаната и завершившись, напомним, утверждением в XVI веке империи Великих Моголов, основанной среднеазиатским тюрко-монголом Бабyром.

И непрерывно лилась кровь на землях северо-запада страны, жители которых первыми принимали на себя удары захватнических армий и упорно противодействовали внедрению в жизнь индийцев чужеродной веры и чужих законов и предписаний.

Много столетий длилось Средневековье, в борьбе породив два закона и признавая только эти два закона – закон силы и власти и закон мужества и чести. Можно было жить, только будучи подавленным или не давая себя подавить. И те, кто не хотел склониться перед силой и властью, жили в борьбе и погибали не сдаваясь. И о них складывали песни, которые и сейчас народ поет с гордостью и печалью.

И так же непримиримо разгоралась борьба за человеческие души. Религии чуждались друг друга, одна вера вставала на другую.

По многим землям прошли князья ислама, много разных религий они искоренили, много народов обратили в свою веру, а вот в Индии столкнулись с такой религией, которая обволакивала и поглощала все инородное, что в нее привносилось. Индуизм – наследие нескольких тысячелетий, религия, отягченная собственным многообразием, словно огромное дерево, усыпанное одновременно и цветами, и плодами, и шипами, и листьями, – индуизм оказался трудноодолимым. Он все впускал в себя, расступаясь и поглощая. На месте десятков обрубленных его ветвей вырастали сотни новых, да к тому же принимавших иногда форму того меча, которым их срубали. Все больше и больше индусов стало обращаться в ислам, поддаваясь посулам или уступая насилию, но по-прежнему оставаясь при обращении в чужую веру сыновьями Индии…


Мальчики с детства учатся владеть оружием и щитом

Как память о боевом прошлом Пенджаба здесь и теперь всюду можно видеть вооруженных людей. На любой базарной улице, шумной, веселой и яркой сквозь сутолоку видны лавки оружейников, а в их прохладной полумгле – поблескивание острых кинжалов и сабель.

Пенджаб лежал на границе с миром ислама, на стыке двух вер, двух культур. Феодальные правители стран, простиравшихся за западными и северными горами, испокон веков смотрели на Пенджаб как на желанную добычу и еще задолго до ислама разоряли его земли бесчисленными набегами. Когда же арабы донесли знамя пророка до Ирана, Афганистана и Средней Азии, тогда у правителей этих стран появилось оправдание любых вторжений и захватов. Слова их священного писания звали вперед и снимали любую вину, превращая солдат из наемников в фанатиков.

Мирное население Пенджаба все чаще и чаще должно было браться за оружие, чтобы отстаивать от врагов свои дома, поля и скот, города и храмы. Но не было равенства и не было единства в этих войсках. Кастовые барьеры были неодолимы, племенные и религиозные различия мешали взаимопониманию.

Люди неоднократно делали попытки сблизиться, найти синтез, сплав идеологий, который помог бы им соединить свои силы, который снял бы с их жизни проклятие кастового неравенства. И не только по Пенджабу – по всей Индии тогда перекатывались волны движения бхакти, мощного движения за право на полноценную жизнь, движения против высших каст, захвативших земли, имущество, права на обучение, законодательство, богослужение. На гребнях этих волн время от времени поднимались проповедники равенства, призывавшие всех объединиться в вере в единого бога и в безграничной любви к этому богу. Страна, истерзанная бесконечными внутренними распрями, обескровленная ударами захватчиков, силилась сбросить кастовые оковы.

И вот тут предлагал себя ислам – религия без каст, религия, обещавшая равенство всем, кто признает, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – пророк его. В ислам обращались тысячи людей. И потому, что надеялись обрести равноправие, и потому, что некоторые правители силой обращали людей в новую веру, и потому, что обратившиеся платили меньше налогов.

А проповедники учили, что любой бог – это бог, что от имени бога ничего не зависит, что божественная сущность Аллаха и Вишну одинакова.

Очень большим влиянием в XIV–XV веках пользовались суфии – мусульманские проповедники, учившие, что бог – это добро, что надо погружаться в мистическое общение с ним путем размышлений, пения молитв и повторения его имени. Это было понятно и близко индусам, это было близко и учению бхакти. Суфии воспевали равенство и учили равенству. В Пенджабе, где вопрос равенства, единства, слитности был вопросом жизни и смерти, учение суфиев и учение бхакти привлекали многие сердца.

Умнейшим человеком своей эпохи был основоположник сикхизма Нaнак, родившийся в 1469 году. Его детство и юность протекали в Пенджабе, в том самом Пенджабе, на который волна за волной обрушивались завоеватели. Нанак, учившийся и у муллы, и у брахманов, сделал целью своей жизни создание учения об истинном равенстве.

Он возгласил, что ему было видение: бог открыл ему, что разница в вере не создает разницы между людьми и все равны вне зависимости от вероисповедания и касты. Он стал с жаром «проповедовать свое учение, разъезжая по всему Пенджабу. Сначала его окружала небольшая группа приверженцев, которым он дал имя сикхов – учеников, но с годами она выросла в многочисленную общину, жадно впитывавшую учение своего гуру. Среди сикхов были самые разные люди – они слушали проповеди Нанака и исполняли вместе с ним молитвенные гимны. Были мусульмане, были и члены высоких и низких каст.

Нанак резко выступал против брахманской гордыни и против бесчисленного множества ритуальных обрядов, совершения которых брах

matveychev-oleg.livejournal.com

Сикхи (народ) - это... Что такое Сикхи (народ)?

Си́кхи (на языке хинди «сикх» — «ученик») — народ, проживающий в Индии; последователи сикхизма. В национальном составе сикхов преобладают пенджабцы — жители индийского штата Пенджаб. Также сикхи живут в странах Юго-Восточной Азии, Африки, на острове Фиджи, Великобритании, преимущественно в крупных городах. Общая численность народа достигает более, чем 20 млн человек[1]. Говорят на языке пенджаби индоарийской группы индоевропейской семьи. Религия сикхов — сикхизм — самостоятельная религия, возникшая в среде индуизма и ислама, но не похожая на другие религии и не признающая преемственности.

История

Шлем сикхов Хармандир Сахиб— главный храм (гурдвара) сикхов

Сикхи вели долгую борьбу с Великими Моголами (XVII — нач. XVIII вв.) и создали своё государство в Пенджабе (1765—1849 гг), где возник сикхизм — дхармическая религия, как протест против кастовой системы индуизма и политического господства мусульманской династии Великих Моголов. Сикхизм — самостоятельная религия, возникшая при взаимовлиянии индуизма и ислама. Завоевав Индию, мусульмане не смогли одолеть многовековые традиции индуизма и довольствовались сосуществованием с ним. Некоторые мыслители призывали к объединению мусульман и индусов на основе нового учения. Основателем сикхизма стал гуру (учитель) Нанак (1469—1539 гг). Он много путешествовал, побывал даже в Мекке, а в начале XVI в. поселился в Пенджабе и стал проповедовать новое учение. Перед смертью Нанак избрал преемником своего последователя Ангада (1504—1552 гг), который стал вторым сикхским гуру. Его сменил Амар Дас (1479—1574 гг), который укрепил организацию сикхов, установил религиозные праздники, определил центр паломничества, сложил ряд гимнов. Четвёртым гуру стал зять Амар Даса — Рам Дас (1534—1581 гг), прославившийся как знаток и толкователь гимнов. Он заложил город Амритсар («Пруд бессмертия»), который превратился в крупнейший духовный центр сикхизма, равно как и в торговый центр северной Индии. Сан наставника-гуру сделался наследственным при сыне Рам Даса — Арджуне (1563—1606 гг). Арджун составил «Ади Грантх» — сикхский канон. Постепенно сикхи превратились в самостоятельную этноконфессиональную группу, своего рода государство в государстве, со своей идеологией, законами и вождями. В борьбе против империи Великих Моголов и замкнутых кастовых систем они проповедовали равенство людей. Десятый гуру сикхов, Гобинд Сингх (1675—1708 гг) упразднил пост наследственных гуру, передав власть самой религиозной общине — хальсе. Его преемники в качестве временного вождя избрали некоего Банда, но в 1716 г. он был казнен в Дели. После этого ученики Гобинд Сингха разделили территорию сикхов на двенадцать мисалей (объединений воинов). Сикхи вели длительные войны против Моголов и афганцев, закончившиеся созданием в 1767 г. самостоятельного государства. Сначала это была конфедерация двенадцати мисалей, возглавляемая военными вождями. Постепенно военные вожди сикхов превратились в феодальных князей, между которыми развернулась борьба за власть. К 20-м годам XIX в. глава мисаля Сукерчакья Ранджит Сингх (1780—1839 гг) объединил сикхские конфедерации и распространил власть сикхов до Кашмира и Хайберского перевала. После его смерти сикхские войска столкнулись с англичанами, которые укрепились на другом берегу реки Сатледж. В 1846 г. англичане нанесли сикхам серезное поражение, а после второго поражения в 1849 г. Пенджаб был присоединен к Британской Индии. Последний сикхский князь Далип (Дхулин) Сингх (1843—1849 гг) был смещен с престола и до конца жизни получал пенсию от английского правительства[2].

Расселение и численность

В основном сикхи живут в штате Пенджаб, отдельные группы есть и в других районах Индии, в странах Юго-Восточной Азии, Африки, на острове Фиджи, Великобритании и др. Общая численность свыше 20 млн человек. В Индии проживают 19,215,730 человек[3], в Великобритании — 389,000[4], на островах Фиджи — 4,674[5]. Этническая основа сикхов — пенджабцы.

Социальная структура

Семьи народа в основном малые, большинство семей моногамные, патрилинейные[6].

Учения сикхов

Сикх означает «ученик». Сикхи являются учениками универсального религиозного учения. Это учение было передано в Индии десятью духовными учителями, которых называли Гуру. Первым из них был Гуру Нанак, который родился в Северной Индии в пятнадцатом веке, когда люди были очень угнетены, но зато процветали невежество, преступления, неуважение и мошенничество. Сикхи отреклись от ортодоксального индуизма, но не приняли ислам, а создали свою особую религию. Советы, даваемые Гуру Нанаком, не ставили каких-то ограничений. Он учил, что Бог един и, что нам нужно любить Бога, что Бога нельзя ограничить до размера какой-либо одной страны. Во всем космосе нет ничего такого, что было бы сотворено без Его приказа[7]. Бог — всемогущий и всепронизывающий Творец, непостижимый и недосягаемый. Его настоящее имя никому не известно. Лишь сам Бог знает цель творения, которая преисполнена Любви. Это не Бог одного народа — он никого не ведёт и не наказывает. Он источает милосердие и любовь, лишен ненависти и пристрастий. Бог рассматривается с двух сторон — как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого человека). До творения Бог существовал как Абсолют сам по себе, но в процессе творения он выразил себя. До творения не было ни книг, ни учения, ни добра, ни зла, ни славы, ни доблести, ни мужского, ни женского. Когда Бог захотел выразить себя, он сначала нашёл свое выражение через Имя, и таким образом появилась Природа, в которой Бог растворен и присутствует повсюду, распространяясь во всех направлениях. Бог никем не рождён и не перерождается ни в какой форме — он повсеместно присутствует как животворящая идея, любовь, милосердие, красота, мораль, правда и вера. Бог даёт всем жизненную энергию, но при этом он непостижим и неописуем. Поклоняться Богу можно только посредством медитации его Именем и пением молитв. Никакие другие божества, демоны и духи не достойны поклонения. Человек, по учению сикхов, уже существовал до своего рождения. Его прошлое существование, семья в которой он родился и его народ определяют его индивидуальность. Но, кроме того, ему дана свободная воля, и он сам несет ответственность за свои деяния. «Расширяя» свое сознание, человек воспринимает других как часть самого себя. Сикхи не разделяют традиционных представлений о загробной жизни, рае и аде, грехах и карме. Учения о воздаянии в грядущей жизни, покаянии и очищении от грехов, аскетизме и целомудрии — это, с точки зрения сикхизма, попытка одних смертных манипулировать другими. На самом деле посты, обеты и «благие деяния» не имеют значения. После смерти душа человека растворяется в Природе и возвращается к Творцу, но не исчезает, а пребывает, как всё сущее.

Священная книга сикхов

«Ади Грантх» (букв. «Изначальная книга», другие названия — «Гуру Грантх», «Гуру Сахиб», «Грантх Сахиб») — священная книга сикхов, в которой изложены основы вероучения сикхизма. Она содержит сочинения сикхских гуру Нанака, Ангада, Амар Даса и др. «Ади Грантх» считается символическим представителем всех гуру, средоточием их учения и божественной мудрости, что придает ей в глазах верующего сикха статус «Книги книг». «Ади Грантх» — главный объект религиозного почитания. Книга содержит более 6 тыс. стихов; гимны расположены в соответствии с рагами индийской классической музыки, так как все они были предназначены для чтения нараспев в классическом стиле[8].

Морально-этические нормы сикхизма

Сикхи проповедуют братские отношения ко всем людям на Земле независимо от их происхождения, однако готовы защищать с оружием в руках свою свободу. Сикхам предписывается искать и проявлять в себе данные Богом веру и любовь, быть свободным в своей воле и уважать свободу других. Никто никого не принуждает к совершению добрых дел ради каких-то выгод в этой или последующей жизни. Искренние добрые деяния возникают естественно, как дар от Бога, который можно открыть внутри себя. Злодеяния, скупость, ненависть, жадность — противоестественны и невыгодны: поступая так, человек встречает сопротивление Природы. Любовь следует проявлять в любом повседневном деянии, включая самые простые и обыденные вещи. Страшным грехом считается манипулирование другими людьми, их принуждение и насилие.

Ритуалы сикхов

Каждый сикх проходит ритуальное посвятительное омовение (амрит). Сикхизм могут принять любые люди независимо от национальности, пола и происхождения. Сикхи обязаны сохранять при себе пять предметов (правило пяти «К»):

  • Кеш (Kes) — нетронутые волосы, спрятанные под обязательную чалму
  • Кангха (Kangha) — гребень, поддерживающий волосы
  • Кара (Kara) — стальной браслет
  • Качх (Kaccha) — короткие штаны в качестве нижнего белья
  • Kирпан (Kirpan) — меч или кинжал, спрятанный под одеждой

Это обязательные правила. При этом меч не должен употребляться для утверждения своей власти, угроз или насилия. Каждый сикх, зная, что другие тоже имеют при себе меч, уважает других. Погребальная церемония сикхов — кремация, после совершения которой пепел умершего, в соответствии с традициями индуизма, бросают в канал или реку. Покойным не положено возводить памятники. После смерти душа возвращается к Богу и соединяется с ним. Хотя сикхи не придают принципиального значения обрядам и церемониям, они считают их важными для сплочения людей, изучения традиции и писания, для взаимопомощи в раскрытии внутренней любви. Обряды и ритуалы помогают придать идеалу осязаемую форму. Каждая душа индивидуально неповторима, и ритуалы должны её питать и поддерживать.

Сикхи и сикхизм в современной Индии

С разделом бывшей Британской Индии в 1947 г. на Индию и Пакистан между мусульманами и сикхами разгорелись конфликты, и после кровопролитных столкновений практически все сикхи переселились в Индию. В 1966 г. территория штата Пенджаб уменьшилась за счёт выделения нового штата — Харьяны. Противоречия между сикхами и индуистами нарастают с 70-х гг. ХХ в.: сикхи обвинили индуистское большинство в дискриминации. Партия сикхов Акали дал вела агитацию за создание сикхского государства Халистан. В начале 80-х гг. ХХ в. особое влияние приобрел лидер сикхских сепаратистов Джарнайлу Сингху Бхиндранвале. Под его руководством главная святыня сикхов — Золотой храм в Амритсаре — была превращен в укрепленную крепость. В июне 1984 г. индийская армия взяла штурмом храмовый комплекс; Бхиндранвале и сотни его сторонников были убиты. В октябре того же года Индира Ганди, премьер-министр Индии, была убита собственными телохранителями, набранными из сикхов. Результатом стала серия антисикхских погромов, которая унесла жизни тысяч сикхов. В настоящее время сикхи представлены в Индии рядом политиков, в частности, премьер-министром Манмоханом Сингхом. В армии Индии традиционно воинственнные сикхи занимают 20 % всех должностей, составляя при этом менее 2 % населения страны. Большинство сикхов входит в касту джатов, крупнейшую сельскую касту Пенджаба. Хотя внутри храма кастовые различия не соблюдаются, вне храма они сохраняют известное значение — например, при выборе брачных партнеров. Многие сикхи занимается сельским хозяйством и являются успешными фермерами[9].

Одежда

Одежда сикхов достаточно своеобразна, особенно это своеобразие проявляется в мужской одежде. Мужчины носят лунги и штаны, рубахи, жилеты, тюрбан (пагри). Они не стригут волос и не бреют бороды, которую подвязывают особым образом к подбородку. Женщины носят, как правило, юбки и обязательно покрывают голову[6].

Примечания

Ссылки

Литература

  • Альбедиль М. Ф. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм / М. Ф. Альбедиль. — М., 1996. — С. 161—164.
  • Володин А. Индия: становление системы буржуазной демократии / А. Володин // Народы Африки и Азии. — 1989. — № 1. — С. 214.
  • Захарьин Эволюция религиозного самосознания сикхов в ХV — первой половине ХIХ вв / Б. А. Захарьин. — М., 2000, С. 40.
  • Котовский Г. Индия // Энциклопедия для детей. Т. 13. Страны. Народы. Цивиллизации / Глав. ред. М. Д. Аксёнова. — М.: Аванта+, 2001. — С. 371
  • Кочнев В. И. Сикхи // Народы и религии мира / Глав. ред. В. А. Тишков. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. — С. 482.
  • Фурсов К. А. Львы Пятиречья: сикхи - великие воины Азии. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2011. 474 с.
  • Ethnologue: Languages of the World, Fifteenth edition. — 2009. — P. 96.
  • Singh Sangat, Quinton King Noel The Sikhs In History: A Millennium Study / Sangat Singh Noel Quinton King. — New York, 1995. — P.105.

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *