20 главных церквей и храмов Суздаля
Суздаль, небольшой город в России, известный своей хорошо сохранившейся архитектурой, отражающей богатое культурное наследие страны. Этот город был назван музеем под открытым небом из-за множества интересных зданий, разбросанных по всей его территории. Суздаль — популярное место для туристов, желающих погрузиться в русскую историю и архитектуру.
Церкви и храмы Суздаля выделяются своим уникальным дизайном и отличительными деталями. Это живые памятники богатой истории и культурного наследия города. Многие из них были построены в XIII-XV веках и выдержали испытание временем. Сочетание религиозного и исторического значения этих сооружений делает их неотъемлемой частью самобытности города. В некоторых из этих церквей и храмов до сих пор проводятся регулярные богослужения.
Содержание
- 1 Спасо-Евфимиев монастырь
- 2 Богородице-Рождественский собор
- 3 Смоленская церковь
- 4 Лазаревская церковь
- 5 Воскресенская церковь
- 6 Успенская трапезная церковь Спасо-Евфимиевого монастыря
- 7 Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиевого монастыря
- 8 Покровский монастырь
- 9 Ризоположенский монастырь
- 10 Церковь Бориса и Глеба
- 11 Кресто-Никольская церковь
- 12 Цареконстантиновская церковь
- 13 Александровский монастырь
- 14 Успенская церковь
- 15 Петропавловская церковь
- 16 Васильевский монастырь
- 17 Никольская церковь
- 18 Церковь Косьмы и Дамиана на Яруновой горе
- 19 Входо-Иерусалимская церковь
- 20 Скорбященская церковь
- 21 Церкви и храмы Суздаля на карте
Спасо-Евфимиев монастырь
Монастырский комплекс возвышается на холме, на берегу р. Каменки в северной части города. Его основателем был соратник Сергия Радонежского, Евфимий. Он заложил обитель в 1352 г. Расцвет монастыря пришелся на XVII в.
Богатство и наличие бесплатной рабочей силы, из числа крепостных, позволили провести масштабные строительные работы. Новые здания возводились из камня. Стены обители имели фортификационное значение. Для укрепления обороны, по периметру возвели 12 башен.
У главного входа возвышается Проездная башня высотой 22 метра. На площадке перед ней в середине XX в. разместили бронзовую фигуру Д. Пожарского, героя освободительной войны с польскими интервентами.
На территории Спасо-Евфимиевого монастыря издавна находилась фамильная усыпальница рода Пожарских. В конце XVIII в. она пришла в ветхость и была заброшена.
Лишь в середине XIX в. склеп народного героя обнаружили и реконструировали. Архитектор А.Горностаев разработал проект мавзолея. Мраморное сооружение существовало с 1885 по 1933 гг. Несмотря на длительное забвение, могила Пожарского уцелела.
В 2008-09 гг. над усыпальницей поставили крест, а затем воссоздали мавзолейное помещение. Кроме того, на территории монастыря открыта музейная экспозиция, посвященная легендарному князю-полководцу.
Еще одним интересным уголком в пределах обители является Аптекарский огород. Он предназначен для выращивания лекарственных растений и обустроен в традициях XVII в.
Древняя архитектура и старинные традиции Спасо-Евфимиевого монастыря позволили ему занять место в списке культурного наследия ЮНЕСКО. Комплекс является частью Владимирско-Суздальского музея-заповедника.
Богородице-Рождественский собор
К числу древнейших культовых сооружений Суздаля относится храм, построенный в честь Рождества Богородицы. Он датируется началом XII в. Над возведением церкви трудились мастера из Киева. В качестве строительного материала использовалась плинфа, т.е. обожженная квадратная плита.
В середине XII в. задание построили заново, но уже из камня. Впоследствии архитектура храма неоднократно подвергалась изменениям. Увеличилось количество куполов с 3 до 5. На внутренней поверхности появилась роспись. Камень в верхней части собора заменили кирпичной кладкой. Таким образом, в архитектуре одного строения можно увидеть фрагменты разного возраста (XIII-XVII вв.).
Интерес для посетителей представляют усыпальницы прославленных княжеских и боярских родов (Долгорукие, Шуйские и пр.), сохранившиеся в крипте. Уникальным декоративным элементом внутреннего интерьера являются двери.
Их створки выполнены с использованием техники «огневого золочения». Богородице — Рождественский храм включен в категорию «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля» и находятся под эгидой ЮНЕСКО. Собор имеет двойное подчинение: Русской Православной Церкви и Владимирско-Суздальскому музею-заповеднику.
Смоленская церковь
Для обеспечения нужд ремесленников, трудившихся в Спасо-Евфимовом монастыре, была построена отдельная церковь. Она посвящена Смоленской иконе Божьей Матери, за что получила соответствующее название — Смоленская. Храм разместился в слободе Скучилиха (ныне ул.Ленина), в северной части Суздаля.
Первоначально он использовался лишь в теплое время года, в качестве летней церкви. Для зимних богослужений рядом был построен храм Симеона Столпника.
Позже к архитектурному комплексу добавилась колокольня. Внешнее убранство Смоленской церкви отличается простотой и изысканностью форм, характерных для классического стиля. Перед входом паперть. Верхняя часть здания увенчана 5 куполами, которые установлены на высоких тонких барабанах.
Карниз декорирован каменными наличниками, балясинами, зубчиками. Строение датируется концом XVII-началом XVIII века. В 60-х гг. XX в. под руководством архитектора О.Гусевой осуществлен комплекс реставрационных работ.
Лазаревская церковь
По пути от Торговой площади к Ризоположенскому монастырю туристы видят скромное здание Лазаревской церкви, которое привлекает внимание, прежде всего своими черными куполами. Довольно необычно видеть такие купола не на монастырской постройке. И даже такое мрачное убранство не мешает этому старейшему храму очаровывать путешественников своей легкостью и гармонией.
Церковь имеет классическую форму четверика, который украшают наличники, изразцы на массивном карнизе и ряды подковообразных кокошников. Многие гости считают темные купола над украшенными кокошниками самыми красивыми в городе. Форма крыши пятиглавая, что было новым архитектурным приемом во время постройки.
В 1934 храм был закрыт, как и многие другие по всей стране, и более 30 лет помещение использовалось как склад. В 90-е годы прошлого века при выселении захватившей здание Автономной церкви были повреждены внутренние росписи. Несмотря на это, Лазаревская церковь демонстрирует своей конструкцией мастерство зодчих, возводивших ее, и привлекает путешественников красиво оформленными фасадами и необычной для своего времени конструкцией.
Воскресенская церковь
Деревянная Воскресенская церковь была уничтожена пожаром в 1719 году и заменена новой каменной постройкой. Единственной сохранившейся реликвией от старого храма является колокол времен царствования сына Ивана Грозного. Надпись, выгравированная на колоколе, указывает на то, что первоначальное здание было известно уже в XVI веке.
Архитектурный дизайн строения представляет собой высокий четверик с арками, опирающимися всего на две колонны, что создает просторный и светлый интерьер без ощущения тяжести традиционных потолков. Декор простой и аскетичный, с четырехскатной крышей, украшенной барабаном, наличниками и треугольными фронтонами. Гладкие стены четверика гармонируют с угловыми пилястрами, а верхняя часть здания украшена ажурным карнизом из кокошников.
К южному фасаду пристроено парадное крыльцо, поддерживаемое двумя круглыми колоннами и украшенное каменным бортиком между арками под фронтоном. Фрагменты картин XVIII — XIX веков до сих пор украшают стены храма.
В северо-западном углу притвора возвышается колокольня, построенная в одно время с основным зданием. Первоначально довольно низкая, она была расширена за счет восьмиугольного основания. В отличие от традиционной суздальской архитектуры, колокольня увенчана сферической крышей и шпилем. Посетители могут подняться на башню за небольшую плату, чтобы насладиться панорамным видом на Торговый район и его окрестности.
Успенская трапезная церковь Спасо-Евфимиевого монастыря
Успенская церковь, построенная в 1525 году, является одним из самых ранних примеров шатровой архитектуры в древнерусской истории. Ее отличительной особенностью является высокий восьмиугольный шатер, установленный на ярусах кокошников и массивном четверике.
Восточная сторона имеет три апсиды, разделенные гранями, с узкими оконными проемами. Нижние части апсид украшает уникальный декоративный дизайн с небольшими кокошниками, в которых по кругу расположены горшки, наполненные известью. Такой способ декоративной обработки редко встречается на фасадах зданий.
Строение двухэтажное, но второй этаж был переделан в XIX веке и утратил свой первоначальный вид. Нижний этаж, однако, по-прежнему сохраняет свою первоначальную планировку. Квадратное помещение имеет в центре мощную колонну, на которую опираются своды — распространенный прием в архитектуре XVI-XVII веков. Аналогичное расположение существовало и на втором этаже, который когда-то был украшен фресками, но произведения искусства были утрачены во время более поздних переделок и ремонтов.
С северной стороны церкви трапезная примыкает к бывшей монастырской «келарне», которая была необходима для функционирования трапезной. Карниз украшают небольшие балясины. С восточной стороны туристы могут увидеть небольшой столпообразный храм с характерными ярусами кокошников — придел мученика Диомида.
Реклама. ООО «Яндекс Вертикали». ИНН 7736207543
Реклама. ООО «Яндекс Вертикали». ИНН 7736207543
Реклама. ООО «Яндекс Вертикали». ИНН 7736207543
Реклама. ООО «Яндекс Вертикали». ИНН 7736207543
Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиевого монастыря
После смерти основателя Спасо-Евфимиевого монастыря — игумена Евфимия, над его могилой поставили небольшую церквушку. Она является самым старым зданием на территории обители (1507 — 1511 гг.). В конце XVI столетия к корпусу добавили большое здание храма.
С этого времени церковь носит название Евфимиевого придела, а собор именуют Спасо-Преображенским. При проектировании святилища, в качестве образца использовали планировку Рождественской церкви Суздальского кремля. В последующем архитектура храма неоднократно видоизменялась: в XVIII веке — обустроена круговая галерея вдоль стен, в XIX веке — добавлен Сергиево-Радонежский придел.
Наружная поверхность стен в XVII веке была расписана. Элементом традиционного декора, присущего владимирско-суздальскому стилю, является аркатурно-колончатый пояс. Храм принадлежит к многоглавым культовым сооружениям.
Над центральной частью возвышается 5 куполов, поставленных на высокие каменные барабаны. Пространство внутри церкви разделено на несколько частей, которые ограничивают 4 столпа. Стены украшены росписью XVII века. Над ее созданием трудилась художественная артель под руководством Гурия Никитина.
Внутреннюю часть центрального купола занимает фреска под названием «Отечество», выполненная костромскими мастерами. Рисунки на стенах и столбах изображают эпизоды из жизни Иисуса Христа и святых апостолов, а также портреты первых царей из династии Романовых. Собор включен в категорию «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля» и охраняется организацией ЮНЕСКО.
Покровский монастырь
Покровский монастырь был заложен в 1364 г. Инициатором строительства новой обители в Суздале выступил князь Андрей Константинович. Каменные здания заменили деревянные в начале XVI века.
Поводом для капитальной реконструкции монастыря стало его превращение в место пожизненной ссылки для неугодных княжеских и царских жен. Стены обители навсегда закрыли от мирской жизни Соломонию Сабурову, Анну Васильчикову, Марию Шуйскую, Евдокию Лопухину.
Первой венценосной инокиней стала супруга Великого князя Московского Василия III. Ее сослали в Суздаль по обвинению в бездетности. Бывший муж выделил средства на создание каменного Покровского собора и надвратной Благовещенской церкви.
Оба здания строились по единому проекту, поэтому отличаются лишь размерами. В XVI-XVII вв. по периметру территории возводится мощная оборонительная стена, укрепленная башнями. Ее внешний вид с узкими бойницами свидетельствует о фортификационном назначении.
Башни, относящиеся к разным эпохам, отличаются по архитектуре: с шатровым навершием — XVII век, а с полукруглым — XVIII век. Корпуса построены в форме 8-гранника. На стенах имеются окна с декоративными наличниками. Ансамбль Покровской обители включен в перечень охраняемых объектов ЮНЕСКО.
Ризоположенский монастырь
В XVI веке в монастыре были построены каменные здания, заменившие первоначальные постройки XIII века, которые не сохранились. Самым старым действующим сооружением является Ризоположенский собор. Святые врата, возведенные в 1688 году, являлись парадным въездом в обитель и были изготовлены тремя искусными местными мастерами: И. Маминым, И. Грязновым и А. Шмаковым.
В ознаменование победы России над Францией в Отечественной войне 1812 года была возведена колокольня высотой 72 метра. Исторические записи свидетельствуют о том, что рядом был еще один монастырь — Троицкий, который служил домом для незамужних женщин, его еще называли вдовьим. В 30-е годы прошлого века он был уничтожен.
Расцвет Ризоположенского монастыря относится к 1870-м годам, когда игуменья Серафима руководила крупными строительными проектами в монастыре. В 1901 году пожар уничтожил все деревянные здания и повредил каменные. Были проведены частичные реконструкции, включая строительство кельи настоятельницы, приходской школы и двух келейных корпусов из красного кирпича. Монастырский двор также был вымощен булыжником.
В 1923 году монастырь был закрыт. Ризоположенский собор использовался как электростанция, Сретенская церковь стала кинотеатром, а Трапезная была преобразована в городской клуб. В 1999 году Русская православная церковь приняла комплекс во владение и восстановила его как женский монастырь Владимиро-Суздальской епархии.
Церковь Бориса и Глеба
Недалеко от Суздаля находится сохранившийся памятник — церковь Бориса и Глеба. Это один из первых образцов владимиро-суздальского белокаменного зодчества. Построенное в 1152 году здание лишено изысканного мастерства, только бордюрный пояс и небольшие карнизы служат украшением его простых белоснежных фасадов.
К сожалению, во второй половине XIII века сооружение пришло в упадок, его своды и глава постепенно разрушались. Только в XVI-XVII веках его отремонтировали с использованием старого белого камня, но крыша с небольшим куполом не полностью повторила первоначальный облик древнего храма.
Несмотря на то что храм был построен в 1152 году, он оставался не расписанным в течение почти сорока лет. В 1947 году были обнаружены остатки фресковой росписи, которые, как полагают, датируются 1180-ми годами. Сохранились также фрески на северной стене здания. К югу от церкви в конце XVII века были возведены Святые врата, которые вели к реке.
Позже рядом с первоначальным холодным зданием построили теплую Стефаниевскую церковь. Ее высокая двускатная крыша напоминает Суздальский каменный жилой дом XVII века. В комплекс входит и шатровая колокольня XVIII века. Все эти здания, разделенные во времени пятью столетиями, удивительно органично связанные друг с другом.
Кресто-Никольская церковь
Фото: Marat Kamalevsky wikipedia.suВидимая с нечетной стороны улицы Ленина, Кресто-Никольская церковь выделяется своим ярким зданием, за которым находится часовня, скрытая елками. В нее можно войти со Старой улицы, на которую выходят трапезная и колокольня с удлиненным шпилем.
Строительство церкви Святого Николая было начато в память об избавлении жителей города от чумы, которая опустошила несколько крупных городов России в XVII веке. Перед строительством церкви на выбранном месте была возведена часовня, посвященная Святому Кресту. Именно отсюда и пошло необычное название храма.
В XIX веке к нему была пристроена широкая трапезная с колокольней. В зависимости от того, с какой улицы открывается вид на постройки, они смотрятся совершенно по-разному.
Кресто-Никольская церковь сыграла свою роль в «суздальском расколе». В начале 1990-х годов руководство взяла на себя Русская православная свободная церковь, известная как Автономная церковь. Впоследствии Московский патриархат вернул десять суздальских храмов, в том числе и Кресто-Никольский.
После прихода к власти большевиков собор был передан спортивному клубу «КИМ», потом он служил музейным хранилищем. К сожалению, первоначальный интерьер храма при этом не сохранился. Более 300 монет разного достоинства и разных эпох были обнаружены в районе церкви, когда в процессе ремонта из почвы появились зеленые круги. Самая старинная монета в сокровищнице была отчеканена в середине восемнадцатого века. Найденные сокровища были перенесены в музей.
Цареконстантиновская церковь
Фото: A.Savin, WikiCommonsТипичный для храмовой архитектуры Суздаля комплекс состоит из Скорбященской и Цареконстантиновской церквей. Их построили во 2-ой половине XVIII века. Прежняя церковь царя Константина была сделана из дерева и обветшала. Ее пришлось разобрать и заменить каменным корпусом. На протяжении своей истории святилище неоднократно перестраивалось.
В его архитектуре заметны элементы, присущие разным эпохам. Апсида для алтаря сооружена в конце XVIII в. Паперть у главного входа обустроена в начале XIX в. Собор входит в число многоглавых. Его верхнюю часть венчают 5 куполов.
В советское время Цареконстантиновский храм использовался для хозяйственных нужд города. Сначала как склад для льна, а затем в качестве гаража и общественного туалета. В конце 70-х гг. XX в. здание возвращено под опеку РПЦ. Оно было реконструировано и смогло принять на хранение мощи суздальских святых — Ефросинии и Евфимии. Богослужения возобновились в 2011 году.
Александровский монастырь
В 1240 году Александром Невским, незадолго до его похода на немцев, был основан Александровский женский монастырь. К сожалению, ни одно из первоначальных зданий того времени не сохранилось, поскольку комплекс был сожжен поляками в 1608-1610 годах.
В 1695 году на средства Натальи Нарышкиной, матери Петра I возвели главный храм — Вознесенский. По приказу Екатерины II в 1764 году монастырь был распущен, а церковь преобразована в приходскую. Только в 2006 году монастырь был возрожден, на этот раз как мужской, в котором в настоящее время проживает всего пять послушников.
Несмотря на свое историческое значение, комплекс не так известен, как другие храмы Суздаля. Недавно построенные кельи и хозяйственные постройки представляют собой деревянные дома, соединенные общим забором. Церковь Вознесения Господня — небольшое здание кубической формы с притвором, апсидой и пристроенной теплой часовней. Она имеет элегантные барабаны с лепниной и увенчана пятью небольшими куполами. Окна украшены резными наличниками.
Внутри продолжаются реставрационные работы. Чуть сбоку возвышается шатровая колокольня, которая выделяется среди других своим простым декором, состоящим только из наличников и резных арок. Колокольня обычно заперта, но посетители могут попросить ключи у монахов, чтобы попасть в нее. Лестница, ведущая наверх, крутая, ее высота превышает 30 метров.
Успенская церковь
Последнее строение, оставшееся от «княжеского двора», который когда-то простирался от городских ворот у крепостных валов до Кремля. Считается, что первоначальное здание было сделано из дерева. Сейчас ее стены покрашены в красный цвет, с белыми пилястрами и наличниками, она расположена на зеленом лугу у реки и выглядит очень нарядно.
Фотографии начала прошлого века показывают, что тогда Успенская церковь выглядела иначе, чем сегодня. Была колокольня, часовня, освященная в честь Никона и Сергия Радонежских, ограда с воротами и каменными столбами. Здание было построено в два этапа: нижний четырехугольник украшен фрагментами оконных рам XVII века, в то время как верхний восьмиугольник украшен спиралями, характерными для XVIII века.
Сам храм увенчан характерным двухъярусным барабаном с широким зеленым куполом и небольшим куполом с крестом. Хотя шатровая колокольня была отреставрирована, здание остается редким образцом архитектуры московского барокко в Суздале.
Внутри был восстановлен большой иконостас, а стены расписаны в современном стиле. В 2015 году в храм в торжественной обстановке были принесены мощи святого Арсения Суздальского, вдохновителя похода князя Пожарского по освобождению Москвы от поляков. Считается, что эти реликвии обладают силой излечивать многие детские болезни.
Петропавловская церковь
Напротив Святых ворот Суздальского Покровского монастыря находится церковь Петра и Павла. Это сооружение было построено в 1694 году на нижнем луговом берегу реки Каменки на территории Никольской слободы. Архитекторам из Суздаля было нужно возвести постройку, которая бы вписалась в уже существующий монастырский ландшафт, учитывая при этом все его строения, ведь его главному собору в то время было уже около двухсот лет.
Получившееся здание представляет собой большой квадратный памятник, который соответствует собору Покровского монастыря. Его замкнутый свод перекрыт пятью барабанами с луковичными куполами. Плоскость крыши отделена от плоскости стен карнизом из полукруглых кокошников и бордюров.
Фасады украшают окна с наличниками и стрельчатыми арками. Основной объем здания дополнен полукруглой апсидой с восточной стороны, одноэтажным притвором с западной стороны и приделом с северной стороны. Колокольня, которая ранее располагалась в северо-западном углу притвора, была снесена после революции 1917 года. Колокольня представляла собой куб, завершенный восьмиугольником с широким шатром.
К сожалению, внутреннее убранство храма не сохранилось. Барочные лепные рамы, расписанные библейскими сюжетами, которые украшали внутренние стены и своды церкви, были утрачены.
Васильевский монастырь
Расположенный на выезде из Суздаля Васильевский монастырь является одним из старейших в городе, известен с XIII века и, возможно, служил форпостом городской крепости.
Центральным его сооружением является Васильевский собор, построенный на месте бывшей деревянной шатровой церкви в 1662-1669 годах. Внешний вид храма был нарочито простым и аскетичным, что было связано не столько с монашеским аскетизмом, сколько с нехваткой средств на строительство, как отмечено в записках настоятеля.
Внешний вид отразил особенности самобытной суздальской архитектуры конца XVII века, когда были пересмотрены традиционные методы древнерусского зодчества. Верхняя часть широких фасадов собора украшена только карнизной лентой и декоративными арками. Самой выделяющейся частью декора являются входные порталы.
Небольшая трапезная соединяет собор с трехъярусной колокольней, которая отличается более богатым убранством — пилястрами и лопатками по всему фасаду и резными карнизами. К югу от собора находится двухэтажная Сретенская трапезная церковь. Васильевский собор, трапезная Сретенская церковь и ограда были восстановлены в 1959-1961 годах. В 1995 году Васильевский монастырь был вновь открыт как монастырь Владимиро-Суздальской епархии.
Помимо своей древней истории, Васильевский монастырь известен также тем, что в его честь назван сорт вишни — «Васильевская вишня». Ягоды этого сорта были известны своим крупным размером и сладким вкусом. К сожалению, сама вишня «Васильевская» — привередливый в уходе сорт. Он был утрачен.
Никольская церковь
Расположена на территории Суздальского кремля, между земляным валом и ансамблем Рождественского собора и Архиерейских палат. Несмотря на свое стилистическое отличие от соседних каменных зданий, она органично вписывается в окружающую архитектуру. Здание ее было перенесено из небольшой деревни Юрьев-Польского района в Суздаль в 1960 году, положив тем самым начало созданию Музея деревянного зодчества в городе.
Сооружение является редким образцом храмов, построенных в бревенчатом стиле. Он включает в себя более высокий основной объем с трапезной клеткой на западной стороне и граненой апсидой на восточной. Главный объем и трапезная расположены на цокольном этаже, а с трех сторон здание окружено балконной галереей.
В галерею можно попасть по крытой лестнице с простого крыльца. Остроконечная крыша покрывает каждую из секций, в то время как миниатюрный купол на вершине четырехугольника увенчан расщепленными осиновыми чешуйками, напоминающими лемех плуга, которые приобретают серебристый оттенок. Церковь Святого Николая, настоящий шедевр плотницкого дела, была построена полностью без использования гвоздей.
Церковь Косьмы и Дамиана на Яруновой горе
На Яруновой горе в конце XII века был основан монастырь, посвященный бессребреникам Косме и Дамиану. Епископ Иоанн I, духовник великого князя Всеволода III Большое Гнездо, провел в этом монастыре свои последние годы. Точная дата закрытия монастыря неизвестна, но Козьмодемьянская церковь уже была обозначена как приходская, и деревянное строение значилось в Суздальской описи 1617 года.
В 1725 году деревянная постройка была разобрана и заменена с помощью прихожан каменной, включавшей колокольню и ограду. Архитектура Козьмодемьянской церкви отличается асимметричной композицией, с восьмиугольной колокольней на четверике со слегка вогнутой шатровой трубой, присоединенной к основному кубическому объему с запада. Одноглавая часовня, одноэтажная и прямоугольная в плане, выдержана в стиле зимних суздальских церквей. До революции храм окружала невысокая каменная ограда с лестницей, которая вела вниз к реке Каменке.
Художник Николай Рерих посетил храм в 1903 году и написал картину «Суздаль. Белая церковь (Козьмодемьянская церковь)». Кроме того, в этом храме есть школа звонарей. Преподаватель школы может отвести гостей на колокольню и преподать настоящий урок колокольного звона.
Входо-Иерусалимская церковь
Построена в 1707 году взамен прежнего полуразрушенного деревянного строения. Предшественница ее, Пятницкая церковь была снесена из-за ее ветхого состояния. Она расположена в юго-западной части торгового района между Гостиным двором и оборонительными укреплениями Кремля.
Эта церковь летняя, она имеет небольшой кубический объем, украшенный узорчатыми карнизами, гладкие стены и один ряд окон с резными наличниками. Строительство церкви велось между 1702 и 1707 годами, три портала (северный, западный и южный) служили входами, а полукруглая глубокая апсида примыкала к храму с востока.
Первоначально состояла из пяти глав. Однако, поскольку в XVIII веке интерес к пятиглавым церквям пошел на убыль, во время первого ремонта храма были снесены четыре главы. Они были восстановлены в 1990-х годах.
Храм, посвященный празднику Входа Господня в Иерусалим, является замечательным образцом религиозной архитектуры города.
Скорбященская церковь
Первоначально построена из дерева жителями улиц Воротищи и Старая. После завершения строительства она была освящена в честь Воздвижения Креста Господня. Приход был скромным по размерам, а церковные работники получали заработную плату от государя.
Позже, в 1750 году, деревянная зимняя церковь была заменена каменной и переименована из Крестовоздвиженской в Скорбященскую.
Скорбященская каменная церковь – один из образцов зимних храмов, клети которого имеют разную высоту. Основной объем слегка приподнят, а трапезная покрыта двускатной металлической крышей.
Оконные проемы, расположенные с южной стороны доходят до пола, их украшают арочные резные наличники. Карниз с балясинами, окрашенными красной и зеленой краской, красиво смотрится на белых оштукатуренных стенах. С восточной стороны расположена одночастная апсида, а с западной — колокольня, высокая, заканчивающаяся суздальской шатровой «трубой».
В 1952 году были проведены реставрационные работы. В настоящее время не функционирует, но находится в хорошем состоянии.
Церкви и храмы Суздаля на карте
Храмы и соборы Суздаля: список, описание
Город-заповедник в 26 км от Владимира невелик по размерам. Суздаль занимает площадь 15 квадратных километров, и здесь живет меньше 10 тысяч человек. Удивительно, но в маленьком провинциальном городке более 50 церквей. Мы расскажем о самых интересных храмах, звонницах и соборах Суздаля, которые считаются жемчужинами русского зодчества и настоящими хранителями истории России.
Содержание:
Содержание:
- Суздальские рекордсмены
- Церкви на территории Посада
- Храмовые ансамбли в историческом центре
- Церкви, которые стоят в суздальских слободах
- Дополнительная информация
Суздальские рекордсмены
Если внимательно посмотреть на карту города, то становится понятно, что в старину строители обладали особым эстетическим вкусом. Почти все архитектурные памятники Суздаля стоят на приметных местах. Храмы построены на возвышенностях и берегах Каменки. Они отражаются в водах небольшой реки и выглядят очень живописно. Некоторые церкви расположены на территориях древних монастырей Суздаля, другие украшают торговую часть города – Посад, а третьи – возведены на окраинах, в слободах.
Собор Рождества Богородицы в Суздальском Кремле
Самый старый храм находится на территории Суздальского Кремля. Величественный собор Рождества Богородицы был построен в 1220-е годы на месте более древней церкви XII века. Вначале храм имел три главы, но в XV столетии собор стал пятиглавым. Сегодня это действующая церковь и музей. Внутри можно увидеть знаменитые Златые врата и великолепные росписи.
Какая суздальская церковь самая высокая? Небольшой город имеет малоэтажную застройку, поэтому Преподобенскую колокольню Ризоположенского монастыря видно издалека. Трехъярусная башня поднимается на высоту 72 м и является самым высоким церковным зданием города. Со старинной колокольни открывается отличная панорама улиц, куполов суздальских храмов, живописной долины реки Каменки и зеленых окраин Суздаля.
Преподобенскую колокольню Ризоположенского монастыря
Церкви на территории Посада
В центре города раскинулась вторая по значению после Кремля часть Суздаля – торгово-ремесленный Посад. На посадских улицах жило «третье сословье» — купцы, мастера и ремесленники. Уникальный церковный ансамбль Посада сложился 3-4 века назад, благодаря разбогатевшим суздальским торговцам.
Вид на церковь Воскресения на торгу (слева) и Казанский храм (справа)
В сердце Посада находится Торговая площадь. Раньше сюда привозили товары из Владимира, Ростова и Нижнего Новгорода. Старинное торжище украшают два архитектурных памятника – белоснежная одноглавая церковь Воскресения на Торгу и строгий Казанский храм.
Эти церкви очень гармонично смотрятся рядом друг с другом и представляют пример так называемых «парных» храмов. Раньше на торговом месте стояли деревянные церкви, но в 1719 году в Суздале случился сильный пожар.
Вид Кресто-Никольской церкви
Разбушевавшееся пламя уничтожило центр города, и все постройки из дерева сгорели дотла. После пожара на пустыре появились два каменных храма – «летний» и «зимний», поэтому горожане могли приходить на церковные службы в любое время года.
Возле северной части торговых рядов в 1770 году была построена Кресто-Никольская церковь. Ее архитектура примечательна тем, что с разных сторон храм выглядит по-разному.
Вид на церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи
С южной части старого торжища, возле оборонительных укреплений Кремля, красуется небольшая одноглавая церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Храмовые ансамбли в историческом центре
Вид на Пятницкую церковь (слева) и Входо-Иерусалимскую церковь (справа)
С западной стороны от Торговых рядов, на высоком берегу Каменки можно увидеть другие «парные» храмы – Входо-Иерусалимскую церковь и Пятницкую церковь. В старину между Торговой площадью и оборонительными укреплениями Кремля стояли три деревянных здания. В начале XVIII века обветшавшие церкви разобрали и заменили на каменные.
Первый храм возвели в 1707 году, а второй – в 1772 году. Примечательно, что более позднюю церковь вначале освятили в честь Николая Чудотворца. Однако суздальцы так любили свой деревянный храм Параскевы Пятницы, что продолжали называть новый храм Пятницким.
Вид на Антипиевскую церковь (слева) и Лазаревскую церковь (справа)
Еще один «парный» ансамбль находится на Старой улице, между Ризоположенским монастырем и Торговыми рядами. Лазаревский храм был построен в 1667 году и сегодня является самой старой церковью Посада.
Это необычный пример суздальского зодчества. Впервые строители возвели в городе пятиглавый храм, а в декоре его карнизов использовали поливные изразцы. Ажурные световые барабаны, фигурные наличники и аккуратные кокошники этого храма настолько хороши, что от него трудно отвести взгляд!
Вид на Цареконстантиновский храм
Рядом можно увидеть теплую Антипьевскую церковь. Ее построили позже – в 1745 году и посвятили епископу и священномученику Антипу, который жил в I веке нашей эры, когда Римом правил император Нерон. Как и все зимние храмы города, Антипьевская церковь имеет простую конструкцию и небольшой размер. Благодаря нарядной разноцветной колокольне, архитектурный ансамбль двух суздальских храмов – самый узнаваемый в городе.
В нескольких шагах друг от друга стоят Цареконстантиновский храм и Скорбященская церковь Суздаля. Они находятся рядом со сквером, где горит Вечный огонь. В старину здесь пролегал гужевой Нижегородский тракт, который связывал Суздаль и Поволжье. Деревянный храм в честь царя Константина был построен в начале XVII века. Спустя почти 100 лет его заменили на каменный.
Вид на Скорбященскую церковь
В конце XVIII века рядом появилась зимняя церковь, посвященная иконе «Всех скорбящих радость». Великолепный белый храм состоит из разновысоких клетей, трапезной и типичной для Суздаля колокольни-дудки. В его отделке использовано изящное кирпичное узорочье и цветные изразцы.
Церкви, которые стоят в суздальских слободах
Замечательный «парный» ансамбль находится возле древнего Спасо-Евфимиевого монастыря, на центральной улице города. Летняя Смоленская церковь и зимний храм святого Симеона появились в слободе почти одновременно, на рубеже XVII-XVIII веков.
Вид на храм святого Симеона (слева) и Смоленскую церковь (справа)
Несколько веков назад на этих землях жили крестьяне, которых привезли из монастырских вотчин. В Суздале они выполняли нужные для города работы, переучивались и становились ремесленниками, каменщиками и кирпичниками.
Бывшие хлебопашцы скучали по родным местам, поэтому здешнюю слободу называли «Скучилово» или «Скучилиха». По другой версии необычное название возникло потому, что в слободе «скучивались» обозы, которые везли товары из Москвы, Шуи, Костромы и Ярославля.
Вид на храм Ильи Пророка
На противоположном берегу Каменки, на Ивановой горе возвышается старинный храм Ильи Пророка. Церковь стоит на высоком двухсветном кубе, что довольно редко встречается в архитектуре Суздаля. Ажурная колокольня Ильинской церкви была восстановлена в 2010 году.
В бывшей Кожевенной слободе, на окраине Ильинского луга, красуется «парный» ансамбль храма Рождества Иоанна Предтечи и Богоявленской церкви. Они расположены неподалеку от низкого правого берега реки Каменка.
Вид на Рождественскую церковь (слева) и Богоявленскую церковь (справа)
Рождественская церковь была построена в 1739 году, а второй храм – в 1781 году. Деньги на строительство обеих церквей собрали сами прихожане. Любители русского зодчества приезжают сюда, чтобы полюбоваться на смешение архитектурных стилей, типичных для России XVII-XVIII веков.
На окраине города, в месте, где раньше располагался Андреевский монастырь, можно увидеть другой храм бывшей Кожевенной слободы – Тихвинскую церковь. Православную обитель сожгли во время нашествия поляков, а каменный храм построили в конце XVII века. Церковь ждала непростая судьба, и до наших дней старое здание сохранилось с большими утратами.
Вид на Тихвинскую церковь
Память о другой разрушенной христианской обители Суздаля хранят церковь Ризоположения и Знаменский храм. Они стоят на крутом берегу небольшого притока Каменки – речки Мжары. Очень давно здесь находились деревня Пинаиха и Введенский женский монастырь.
Православную обитель стерли с лица земли во время нашествия татаро-монголов в начале XIII века, а деревня в конце XVII столетия вошла в состав города. По ее названию местность стали именовать «Пинаевой стороной».
Вид на Знаменский храм (слева) и церковь Ризоположения (справа)
Возле Музея деревянного зодчества, на Борисоглебской стороне, возвышается краснокирпичный храм Бориса и Глеба. Это все, что осталось в Суздале от старого Борисоглебского монастыря.
Одноглавая Космодемьянская церковь и стройная шатровая колокольня стоят на возвышенности, которую с древних времен называют «Яруновой горой». Красивый храм отлично видно с большого моста через реку Каменку.
Вид на церковь Бориса и Глеба на Борисовской стороне
В бывшей Никольской слободе сохранился «парный» ансамбль из Петропавловской церкви и Никольского храма. Раньше здесь находился женский Покровский монастырь.
Именно в эту обитель в 1698 году Петр I сослал свою жену, неугодную царицу Евдокию Лопухину.
Вид на Козьмодемьянскую церковь на Яруновой горе
За несколько столетий в Суздале были построены самые разные храмы – одноглавые и пятиглавые, бесстолпные и двухстолпные, кубические, «клетские» и ярусные. Строители использовали различные архитектурные приемы и декоративную отделку. Почти ко всем церквям они пристраивали высокие колокольни с необычным шатром-дудкой, характерным только для Суздальского края.
Вид на Петропавловскую церковь (справа) и Никольскую церковь (слева)
Надо отдать должное суздальским зодчим, они были настоящими мастерами! Несмотря на кажущийся разнобой в формах, силуэтах и стилях, все храмы старинного города отличают удивительная красота и природное чувство меры.
← СУЗДАЛЬ | ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ | РОССИЯ → |
Дополнительная информация
Отличные экскурсии по Суздалю от Трипстера
Поиск дешёвых авиабилетов в Суздаль на Авиасейлс
Города России
МОСКВА | САНКТ-ПЕТЕРБУРГ | ВЛАДИМИР | ЯРОСЛАВЛЬ |
МУРОМ | ИВАНОВО | РОСТОВ ВЕЛИКИЙ | АЛЕКСАНДРОВ |
КАЛУГА | КОСТРОМА | СЕРГИЕВ ПОСАД | НИЖНИЙ НОВГОРОД |
ПСКОВ | КАСИМОВ | ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ | ТОБОЛЬСК |
КАЗАНЬ | УГЛИЧ | ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД | ВОЛОГДА |
ГАТЧИНА | ИВАНГОРОД | СТАРАЯ ЛАДОГА | ВОЛОКОЛАМСК |
ДМИТРОВ | РЯЗАНЬ | СЫЗРАНЬ | ВЕРХОТУРЬЕ |
СМОЛЕНСК | ТВЕРЬ | ТУЛА |
подробное описание и фотографии.
Карта мест, туристические маршрутыЦентр, Россия, Европа
Из городов Золотого Кольца наиболее интересным для туристов можно считать Суздаль. Здесь чувствуется атмосфера гармонии и спокойствия, в которой живет этот старинный город. Именно такая атмосфера представляется большинству жителей города. А по обилию исторических объектов, сосредоточенных на небольшой территории (пять монастырей и более 30 церквей), Суздалю, пожалуй, нет равных.
Основные достопримечательности города: Суздальский кремль, Рождественский собор, Спасо-Евфимиев монастырь, Покровский монастырь, Музей деревянного зодчества, Площадь с Торговыми рядами. Других достопримечательностей вы можете не увидеть, но во время прогулок по городу вы обязательно заглянете в другие монастыри и церкви, так как все они расположены в непосредственной близости друг от друга. Интересно было бы совершить короткую поездку в село Кидекша (5 километров от Суздаля), где можно увидеть частично сохранившуюся церковь Бориса и Глеба 11 века с фресками того периода.
Деревянная Никольская церковь (1766 г.) из д. Глотово в Суздальском кремле
Ручка в виде льва на западных воротах Рождественского собора — шедевр XIII века, выполненный в технике огневого золочения
Посещение Суздаля стоит начать с Кремля. В отличие от Ростова Великого с его сильнейшим Кремлем, Суздальский Кремль не сохранился как цитадель. От стен остались только земляные насыпи, по которым можно прогуляться.
В центре Кремля находится Рождественский собор, старейший каменный храм города, построенный в 13 веке. Здесь можно увидеть один из шедевров древнерусского искусства – Золотые ворота, выполненные методом травления по утраченному железу. Им более 700 лет. Рождественский собор упирается в деревянную Никольскую церковь 1766 года, привезенную сюда из села Глотово, и Архиерейские палаты. В последних находится довольно интересный музей, который стоит посетить.
В шаговой доступности от Кремля, на противоположном берегу реки Каменки, расположен Музей деревянного зодчества. Это один из самых интересных музеев России, наряду с музеем Витославлиц в Великом Новгороде. Здесь вы можете увидеть конструкции деревянных церквей и домов в русских деревнях. Также были восстановлены интерьеры быта деревни.
Из музея лучше вернуться в Кремль и Торговые ряды, так как оттуда удобнее добраться до других достопримечательностей Суздаля. На обратном пути не забудьте подняться на земляные насыпи, откуда открывается великолепный вид на живописную излучину реки и множество окрестных церквей.
В Торговых рядах вас ждет большой выбор оригинальных русских сувениров. Здесь проходят главные народные гулянья во время суздальских гуляний, таких как Праздник огурца (16 июля) или новогодние утренники.
Река Каменка в Суздале
Вид на Покровский монастырь со смотровой площадки у стен Спасо-Евфимиева монастыря
С Торговых рядов можно пройти в Спасо-Евфимиев монастырь. По пути вы можете посетить монастырь Ризоположения, который все еще находится на реставрации. Пройдя вдоль стены Спасо-Евфимиевского монастыря к реке, вы сможете насладиться одним из красивейших видов Суздаля – видом на Покровский монастырь с высокого берега реки Каменки.
Монастырь Спаса и Евфимия сохранился как мощная цитадель. Монастырь был построен в 1352 году как главная цитадель для обороны Суздаля, а со времен Екатерины II использовался также как политическая тюрьма.
Сегодня в монастыре 5 музеев. Каждый час на колокольне звучит карильон (вы должны его слушать). Главный храм монастыря, Спасо-Преображенский собор, был построен в 1594 году. Он поражает своими огромными размерами. Пока храм бездействует, хотя фрески уже отреставрированы. Когда группа туристов входит в собор, мужской хор поет короткую молитву. Звучит очень красиво благодаря акустике собора.
Спасо-Преображенский собор, колокольня и Успенская церковь Спасо-Евфимиева монастыря
Церковь Рождества Христова и Никольская церковь
Возле Спасо-Преображенского собора Находится Спасская гробница князя Дмитрия Пожарского, который вместе с Кузьмой Мининым собрал народное ополчение и освободил Москву от польского войска в 1606 году. В память об этом событии перед собором св. Василия в Москве.
Из монастыря Спаса и Евфимия следует пройти в Покровский монастырь. Лучше взять такси, хотя есть и пешеходная дорожка. У подножия монастыря нужно пройти по мосту через реку Каменку, и тогда можно попасть в Покровский монастырь. Это действующий женский монастырь, но здесь сохранилась гостиница, состоящая из отдельных русских изб. В основном там останавливаются иностранцы, желающие ощутить себя в русской деревне, где можно заснуть под мелодию и проснуться под петухи.
Сердце Суздаля — Роскошный путешественник
Вы здесь: Главная / Европа / Россия / Сердце Суздаля
Дженнифер Домбровски 11 комментариев
За пределами России мы обычно думаем о Кремле как о самом известном, Московском Кремле. Но, как мы узнали во время нашего путешествия по России, кремль — это крупный укрепленный комплекс, находящийся в центре всех русских поселений. Поэтому неудивительно, что сердце Суздаля — Суздальский Кремль.
Звездчатые луковицы собора Рождества Христова
Эти пленительные голубые купола принадлежат собору Рождества Богородицы, старейшему собору Суздаля и одному из старейших соборов России. Он был построен около 1225 года по приказу Юрия II Владимирского из белого известняка и является одним из восьми Белых памятников Владимира и Суздаля.
Золотые ворота
Помимо голубых куполов, одной из самых ярких особенностей являются замысловатые двери 13-го века с золотым орнаментом. Золотые ворота, как их называют, были выполнены в очень сложной технике путем наплавления золота на черный фон из бронзы. Дверь покрыта серией рельефов, каждый из которых рассказывает свою историю.
Интерьер украшен яркими фресками и среди прочих содержит останки сына Юрия Долгорукого и князей Шуйских. Внутри есть на что посмотреть, но обязательно найдите минутку, чтобы полюбоваться люстрами. На некоторых свисают украшения в виде стеклянных колб, на которых изображены модели зданий Суздальского кремля.
Кремль совсем небольшой по сравнению с Москвой, где он ощущался как мини-город. Кроме собора больше смотреть не на что. Но и в суздальском Кремле есть тайна; в бывшей трапезной находится ресторан, и нам сказали, что он лучший во всем Суздале. В меню представлены традиционные русские блюда, и после того, как в Москве мы отведали в основном блюда интернациональной кухни, мы были готовы к нашему первому полноценному обеду из русской кухни. У нас было все: и борщи, и солянки, и пельмени с кабаном, и запеканка с мясом и овощами под сыром, и картошка, запеченная в сметане и сыре. Завершили все это блинами с абрикосовым джемом.
Кремль и деревянная церковь Св. Николая
После трапезы нам захотелось прогуляться по городу, и мы были рады видеть, что серое небо, грозившее весь день разорваться, рассеялось в самый эффектный закат нашей поездки. Мы шли по травянистой набережной реки и наблюдали, как свет полностью преображает город.
Собор был уже закрыт, а дневные экскурсионные автобусы отправились обратно в Москву, поэтому мы потратили некоторое время, чтобы просто посидеть на ступеньках внутри стен Кремля, наслаждаясь тишиной, пока закат купал белые памятники в занавеске из золота.
Узнай перед поездкой
- Собор Рождества Богородицы открыт ежедневно с 10:00 до 18:00 (выходной в последнюю пятницу месяца), билеты стоят 80 рублей.
- В Суздаль поезда не ходят, поэтому можно посетить организованный тур, такой как G Adventures «Золотое кольцо России», или однодневный тур из Москвы.
- Можно посетить и самостоятельно, сев на поезд Москва-Владимир. Автобусы ходят каждые 30 минут из Владимира в Суздаль, а Владимирский автовокзал находится примерно в 50 метрах от железнодорожного вокзала. Билеты стоят 260 рублей в одну сторону на поезд и 60 рублей в одну сторону на автобус.
Это объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Для получения дополнительной информации нажмите здесь.
Здесь вы можете увидеть все объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО, которые мы посетили.
Наша поездка в Россию частично спонсировалась компанией G Adventures. Как всегда, все мнения полностью наши собственные.
Понравился этот пост? Мы любим, когда вы делитесь нашим контентом! ~ Джен и Тим
- Поделиться
- Твит
- Буфер
- Флипборд
О Дженнифер Домбровски
Дженнифер Домбровски — независимый туристический издатель и американский эмигрант, живущий в Бордо, Франция, с 2016 года. Ранее она семь лет жила в Северной Италии в небольшой деревне недалеко от Венеции, где она влюбилась в вино и винный туризм. Она отмечена наградами как писатель-путешественник. Она также является корреспондентом в программе Traveling on the American Forces Radio Network.