Исследование: меньше всего женщин-пилотов работает в «Аэрофлоте» и Emirates — Последние новости России и мира сегодня
Posted 26 августа 2019, 08:45
Published 26 августа 2019, 08:45
Modified 25 декабря 2022, 15:45
Updated 25 декабря 2022, 15:45
26 августа 2019, 08:45
Фото: Emirates
Наименьшая доля пилотов женского пола среди 45 крупных авиакомпаний мира зафиксирована в «Аэрофлоте», «Emirates», «Qatar Airways», «Finnair и Jetconnect of New Zealand». Об этом сообщает платформа для путешествий FromAtoB.com в своем исследовании.
Рейтинг основывается на данных Международной ассоциации пилотов и Международного сообщества женщин-пилотов. Так, женщины-пилоты – по-прежнему редкость для авиаперевозчиков, даже, несмотря на то, что перевозчики прилагают все больше усилий, чтобы сократить гендерный разрыв, сообщает «Интерфакс».
Сегодня в «Аэрофлоте» работает около 4,2 тыс. пилотов, из которых женщин только 58. Как говорят в российской авиакомпании, там одинаково относится к мужчинам и женщинам при приеме на работу, без каких-либо специальных мер по соблюдению гендерного баланса.
В Emirates сообщили, что нанимают пилотов, исходя из их знаний и опыта, активно ищут любых подходящих кандидатов – и доля мужчин в итоге получается больше. В компании отметили, что больше трети из 99 своих пилотов-женщин наняла в последние два года.
Лидируют в рейтинге австралийская «QantasLink», британская «Flybe» и люксембургская «Luxair».
Ранее сообщалось о том, что пилот «Аэрофлота» пожаловался на травлю и «невыносимые условия» труда. Командир воздушного судна Виталий Алексеев написал рапорт на имя генерального директора авиакомпании Виталия Савельева. По словам пилота, в ответ на просьбы об отпуске в соответствии с Трудовым кодексом, ему изменили планирование рейсов.
Алексеева поставили на короткие перелёты, из-за чего он спал всего по три часа в сутки. Также у сотрудника авиакомпании упала зарплата, так как произошло уменьшение полетного времени. Кроме этого, командира экипажа лишили «надбавки за качество» в 50 процентов к зарплате, сообщает радио «Свобода».
Алексеев считает, что это «травля». Такое отношение к себе он связывает с его письмом в Росавиацию. В нём пилот пожаловался, что его лишают права командира судна о заправке самолёта, обвиняя в перерасходе. Как считает пилот, это напрямую влияет на безопасность полётов. «Командиры вместо того, чтобы принять грамотное решение, будут думать уже не о безопасности, но о том, как бы их не лишили денег!» – пишет Алексеев в рапорте, отмечая, что ему не давали трёхдневный отпуск, несмотря на то, что он проработал в «Аэрофлоте» около 10 лет и является многодетным отцом.
После третьего заявления об отпуске Алексеев его всё же получил, но затем снова столкнулся с проблемой в предоставлении законного отдыха – в ответ на новое заявление Алексеев получил выговор. Пилот заявляет о напряжённой обстановке и оттоке кадров из «Аэрофлота». В авиакомпании рапорт пилота пока официально не прокомментировали.
#Новости#Аэрофлот#Авиакомпании#Авиация#В мире
Подпишитесь
«Не тот герой»: костромскому инвалиду-десантнику установили бракованный подъемник
Сегодня, 07:19
Умер политолог Глеб Павловский
Сегодня, 07:04
«Коммерсантъ»: Центробанк готов сократить тысячу сотрудников
Сегодня, 04:20
Киев ввел ограничительные меры против российских детских омбудсменов
Сегодня, 04:37
Количество легковых машин впервые снизилось более чем в пяти регионах
Сегодня, 04:47
В России вступают в силу правила для самокатов. Что изменится на дорогах
Сегодня, 10:58
Ответы на часто задаваемые вопросы
При поступлении в Университет стоит один из обязательных экзаменов математика – это математика базовая или профильная?
Для поступления в ВУЗ принимается только профильная математика.
При поступлении в Университет одно из вступительных испытаний в форме ЕГЭ стоит по выбору. Я сдаю оба. Кто осуществляет этот выбор: университет или поступающий? Я могу указать оба предмета?
В заявлении можно указать оба предмета, но в рейтинговом списке будет учитываться только один, имеющий больший результат.
На какое количество направлений или специальностей можно подать документы? Сколько комплектов документов нужно при этом подать?
Можно ли подавать документы сразу на 3-4 факультета?
Вы можете подать документы на 2 направления подготовки или 1 направление подготовки и 1 специальность.
Ориентируйтесь по Приложению 1 Правил приема.
Столбец 1 – Код и наименование специальности, направления подготовки (можно выбрать не более 2).
Столбец 2 – Наименование специализации, профиля. Вы можете выбрать ВСЕ КОНКУРСЫ в рамках выбранной специальности/ направления подготовки (из столбца 1).
Я хочу стать пилотом гражданской авиации. Имею высшее образование (непрофильное). Подскажите, возможно ли пройти обучение на заочном факультете?
Согласно действующего законодательства, Вы, как лицо имеющее высшее образование, можете поступать только на места с оплатой обучения. И так как вы не имеете свидетельства пилота, необходимое для поступления и обучения на заочном факультете, то Вы можете поступать только на очную форму обучения. Поступление проводится только на 1 курс, только на полный срок обучения (4 года при поступлении на программу бакалавриата или 5 лет на программу специалитета).
Подскажите пожалуйста при подаче документов на обучение (пилот) какие еще вступительные испытания проводятся? Сдают ли абитуриенты физкультуру?
При поступлении на программы высшего образования поступающие не проходят дополнительное тестирование по физкультуре.
Мне “столько-то” лет, могу ли я обучаться по программе пилота?
Ограничений по возрастному признаку нет, необходимо прохождение ВЛЭК ГА (профотобра) и предоставление результатов вступительных испытаний.
Какой проходной балл для поступления?
Проходной балл поступления складывается в процессе конкурса и не может быть известен заранее. В первую очередь он зависит от текущей ситуации по баллам среди поступающих абитуриентов. Ориентиром для поступающих могут быть проходные баллы 2021 года:
– специализация “Организация летной работы (ОЛР)”, профиль “Летная эксплуатация гражданских воздушных судов (ЛЭГВС)” (пилоты) – 243 и выше;
– специализация “Организация использования воздушного пространства (ИВП)” – 212 и выше.
Когда будет известно количество мест? а именно его разбивка на общий конкурс приёма на бюджетные и целевые места?
Количество бюджетных мест и мест с оплатой обучения на 2022/2023 учебный год уже известно и размещено на сайте.
очная форма – https://spbguga.ru/files/PK/PK_OF/2022/Kol_mest_priem_2022-23_bak-i-spetsialitet_OF.pdf
заочная форма – https://spbguga.ru/files/PK/PK_ZF/2022/Kol_mest_priem_2022-23_bak-i-spetsialitet_ZF.pdf
Я, гражданин Российской Федерации, имею только школьный аттестат, но результаты ЕГЭ меня не устраивают. Могу ли я сдать экзамены в Университете?
или
Я не записался на ЕГЭ по физике, могу ли сдать его при поступлении в Университете?
Нет. Согласно Порядка приема, введенного в действие приказом Министерства науки и высшего образования, при наличии только среднего общего образования поступление возможно только на основании результатов ЕГЭ.
Я закончил колледж. Могу ли я сдавать вступительные испытания в ВУЗе?
Нет. Для лиц, имеющих среднее профессиональное образование, поступающих на очное отделение необходимо предоставление результатов ЕГЭ.
Какие личные (индивидуальные) достижения учитываются при поступлении? Принимается ли знак ГТО?
Согласно Правил приема (раздел 5: УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ПОСТУПАЮЩИХ) принимаются следующие достижения:
- аттестат о среднем общем образовании с отличием, или аттестат о среднем (полном) общем образовании для награжденных золотой медалью, или аттестат о среднем (полном) общем образовании для награжденных серебряной медалью, в соответствии с которым осуществляется поступление на обучение, – 5 баллов.
- диплома о среднем профессиональном образовании с отличием, в соответствии с которым осуществляется поступление на обучение, – 5 баллов.
- Наличие золотого, серебряного или бронзового знака отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) (далее соответственно – знак ГТО, Комплекс ГТО), полученного поступающим в соответствии с Порядком награждения лиц, выполнивших нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), соответствующими знаками отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), утвержденным приказом Министерства спорта Российской Федерации от 14 января 2016 г. №16, если поступающий награжден знаком ГТО за выполнение нормативов Комплекса ГТО, установленных для возрастной группы населения Российской Федерации, к которой поступающий относится (относился) в текущем году и (или) в предшествующем году, и знак ГТО представлен с приложением удостоверения к нему или выписки из приказа Министерства спорта Российской Федерации о награждении знаком ГТО, заверенной должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на основании которого осуществляется поступление, – 2 балла.
- Наличие статуса победителя (призера) национального и (или) международного чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс», на основании которого осуществляется поступление, – 2 балла.
В чем отличие и схожесть программ пилота ОЛР и ЛЭГВС? На какую программу рекомендуете поступать?
Схожесть программ:
- общий налет часов в обеих программах – 150, свидетельство коммерческого пилота выдается в обоих случаях идентичное.
Основные отличия:
- срок освоения по очной форме: для ОЛР – 5 лет, ЛЭГВС – 4 года.
- выходная квалификация: ОЛР – инженер, ЛЭГВС – бакалавр.
- академические права: по окончанию ОЛР Вы имеете возможность поступления в аспирантуру, по окончанию ЛЭГВС возможно продолжение обучения только по программе магистратуры (2 года).
- профессиональные права: определяются авиакомпанией (аиапредприятием), в которую трудоустраивается выпускник. Рекомендуем заблаговременно уточнять на что будет влиять квалификация (бакалавр или специалист) непосредственно у потенциального работодателя.
Как я могу подать документы. Обязательно ли приезжать для подачи документов? Будет ли осуществляться прием через сайт Госуслуги?
Документы, необходимые для поступления, представляются (направляются) в Университет одним из следующих способов:
1. Представляются в Университет лично поступающим.
2. Направляются в Университет через операторов почтовой связи общего пользования.
3. Направляются в Университет в электронной форме посредством электронной информационной системы Университета.
4. Направляются в организацию в электронной форме посредством ЕПГУ.
Как будут проходить вступительные испытания? Мне необходимо приезжать для сдачи вступительных испытаний? Могу я сдать экзамены дистанционно?
В данный момент планируется только ОЧНЫЙ формат вступительных испытаний. Но, обращаем Ваше внимание, что при изменении санитарно-эпидемиологической обстановки в регионе, возможно изменение способов подачи документов и формата проведения вступительных испытаний.
Ответы на часто задаваемые вопросы
13% российских пилотов сейчас в отпуске: Минтранс
Media_works / Shutterstock.comПримерно 13% всех коммерческих пилотов и 5% бортпроводников в России в настоящее время уволены. По оценкам Минтранса России, ежемесячно около 70 пилотов уезжают из страны на работу за границу.
Информация была раскрыта Минтрансом России в проекте комплексной программы развития авиатранспортной отрасли до 2030 года. Документ попал в распоряжение российской газеты «Коммерсантъ». Хотя его подлинность еще не подтверждена независимыми экспертами, «Коммерсантъ» побеседовал с несколькими экспертами, и все они подтвердили достоверность информации, содержащейся в документе.«Коммерсантъ» также отмечает, что данные, содержащиеся в проекте программы, показывают, что к 2025 году количество должностей коммерческих пилотов в России сократится вдвое по ряду причин, в первую очередь, из-за сокращения рынка коммерческой авиации в стране.
Однако даже в этих условиях Министерство прогнозирует нехватку пилотов и стремится противодействовать этому, увеличивая подготовку новых пилотов.
Согласно Программе, коммерческие авиаперевозки будут продолжать сокращаться и к 2025 году не достигнут почти половины уровня 2021 года, добавляет «Коммерсантъ». Ожидается, что после 2025 года трафик снова возрастет. Однако «Коммерсантъ» не комментирует, какие факты могут свидетельствовать в пользу ожидаемого роста.
Стремительное сокращение российской гражданской авиации началось в конце февраля 2022 года после решения Владимира Путина о полномасштабном вторжении в Украину. В результате боевых действий Евросоюз, США и ряд других стран объявили о закрытии воздушного пространства для российских авиакомпаний и принадлежащих России самолетов.
Кроме того, санкции, введенные против России ЕС и США, запрещают компаниям сдавать свои самолеты в аренду российским авиакомпаниям. Поскольку большинство коммерческих самолетов в российском флоте были арендованы у западных компаний, их приходилось возвращать лизингодателям. В марте 2022 года Путин подписал закон, разрешающий российским авиакомпаниям оставлять себе самолеты, которые им было приказано вернуть, однако это обрекало самолеты на использование только для внутренних рейсов, поскольку любой рейс за границу сделал бы их уязвимыми для ареста.
- пилоты
- Россия
Подпишитесь на наши новости
Получайте уведомления о самых горячих новостяхУстановив этот флажок, вы подтверждаете, что прочитали и согласны с нашей Политикой конфиденциальности и Условиями использования
Похожие сообщения
Подробнее
За каждой успешной авиакомпанией стоит парк тщательно отобранных самолетов , выполняя множество операций из…
byMichael Jonga
Подробнее
Летный инструктор, который перенес остановку сердца и умер во время кругового полета, считался…
автор: Джин Кармела Лим
Подробнее
В 2022 году авиационные обзоры и отчеты ведущих авиационных органов предсказывали неизбежную нехватку пилотов, и ситуация…
byGediminas Ziemelis
Подробнее
Компания аэропортов Южной Африки (ACSA) намерена разрешить российским самолетам дозаправляться в аэропортах Южной Африки…
byMichael Jonga
россиянок, успешно управляющих пассажирскими самолетами.
Есть ли в России женщины-пилоты гражданской авиации?— Почему профессия пилота считается мужской?
— Видимо потому, что изначально полеты на самолетах были делом опасным и трудным, а первые воздухоплаватели были настоящими испытателями. Во время Второй мировой войны в воздух поднимались не только мужчины. Женские полки и части оставили яркий исторический след. Что касается работы в гражданской авиации. С послевоенного времени и до наших дней, я думаю, одной из причин было создание лайнеров с системой управления, предполагающей физические усилия. Но всегда были женские исключения, которые летали и на Ан-2 на севере, и на комплексе Ту-134, Ан-24, Як-40. Стереотип «мужского окружения» держался долгое время, он заметен и сейчас.
— Когда вы решили, что хотите летать?
— Осознанное желание стать летчиком появилось после первого полета с инструктором на небольшом спортивном самолете. Мой первый преподаватель аэроклуба Сергей Николаевич Дадыкин сумел создать для нас, тогда еще школьников, невероятно комфортную и благоприятную среду обучения. В этом полете я почувствовала, что такое пилотирование, и после этого уже не было сил: меня не могли остановить ни стереотипы о том, что это все-таки не профессия для девушки, ни удивление окружающих, ни финансовые трудности. С семнадцати лет я знал, чем хочу заниматься. Сам аэроклуб, в котором я воспитывался, был очень привлекательным и романтичным местом. Очень жаль, что эта авиационная структура в бюджетном варианте сейчас практически упразднена.
из личного архива героя
— Где вы узнали свою профессию?
— Я учился в Санкт-Петербургской академии гражданской авиации. На моем курсе я была единственной девушкой, но каждое авиационное учебное заведение хранит свои легенды о женщинах-пилотах. И учителя всегда вспоминают о них с удовольствием. Я чувствовал уважение к себе, меня принимали на равных.
— Каков процент женщин-пилотов в России сегодня? Отличается ли он от аналогичных показателей в мире?
— У меня нет точной статистики. Могу предположить, что сегодня в структуре гражданской авиации России работает около 50 женщин. Это очень скромная цифра. В то время как в крупных европейских и американских авиакомпаниях доля женщин составляет примерно 20-30% от общего числа пилотов.
— Сталкивались ли вы с недоверием со стороны пилотов-мужчин, бортпроводников, техников?
— Все зависит от того, как вы себя чувствуете. Я не могу себе представить, чтобы мой экипаж не мог мне доверять и сомневаться. То же самое относится и к наземному персоналу. Секунды сомнения в глазах коллег сменяются нашим конструктивным сотрудничеством после того, как они понимают, что я компетентен, подготовлен и на своем месте.
— У женщин-пилотов такая же рабочая нагрузка, как у мужчин-пилотов?
— Работа линейного пилота сложна не только и не столько на критических этапах полета, как взлет и посадка, но и из-за напряженного и часто меняющегося графика. Смена дневной и ночной активности вредна и плохо переносится как мужчинами, так и женщинами. Лично мой график от «мужского» ничем не отличается.
Мария Уваровская
пресс-служба Аэрофлота
— Как ваши близкие отнеслись к вашему решению стать летчиком?
— К счастью для меня, они не запрещали и не препятствовали осуществлению мечты, а на этапе обучения помогали морально и материально. Мой успех — их прямая заслуга.
— Расскажите о своей форме. Существуют ли какие-либо правила о том, что должна носить женщина-пилот? А как у вас шьется форма?
— Форма, как и общий вид, является частью нашей работы и уверенности в себе. Важно выглядеть сдержанно, чтобы было удобно работать, и, конечно же, красиво, мы женщины. По международным стандартам комплект состоит из брюк и туники, обязательно ношение галстука, головной убор в виде кепки всегда с собой. Аэрофлот заказывает личную форму всем пилотам-женщинам, можем обсудить и внести свои коррективы вместе с мастерами.
— Были ли случаи лично на ваших рейсах или на рейсах других женщин-пилотов, когда пассажиры как-то по-особенному реагировали на сообщение о том, что им придется лететь с женщиной за штурвалом?
— Некоторые пассажиры стараются поблагодарить и выразить свое впечатление от полета. Кто-то попросил сфотографироваться, и был случай, когда пассажирка попросила оставить автограф в паспорте. Лично меня тронул случай, когда одна женщина, выходя из самолета после прибытия рейса, попросила меня написать на бумаге слова поддержки и ободрения в адрес ее дочери и расписаться моим именем и должностью. Я не знаю более приятной миссии, если я и мои слова помогли человеку поверить в себя и преодолеть препятствия.
Список типично мужских профессий очень длинный. Например, вы не найдете женщину — шахтера, кочегара, машиниста… Зато есть летчики! И не только в Америке (на родине воинствующего феминизма), но и у нас. Кто эти красавицы и была ли терниста их судьба?
«Нууу, пилот…» — скажете вы. — «Там у нас даже была Терешкова, первая женщина-космонавт»…
Да, в нашей стране никто не запретит молодой девушке выучиться и устроиться на работу в «Аэрофлот». Другое дело — захочет ли она это делать? Кроме навыков управления крылатой машиной, от пилота требуется хорошо разбираться в технической части, в «гайках», одним словом. Ну и кроме того, пилот всегда должен быть в хорошей физической форме(не говоря уже о способности справляться со стрессами и внутренней дисциплине на высоком уровне). Проще к учителю, ну или к заведующей!
Где обучают пилотов? В Ульяновске или Питере, в летных ВУЗах. А также в школах, расположенных в городах поменьше (Сасово, Омск, Калуга, Бугуруслан, Красный Кут).
Что нужно предоставить при поступлении?
- Данные об общей успеваемости в школе.
- Анализы, подтверждающие отличное самочувствие.
- Пройти психологические тесты.
Во время учебы в классах царит почти армейская дисциплина. Здесь не терпят прогулов и оценок за «глаза» или коротенькую юбку никто не поставит.
Итак, сколько у нас пилотов? На 2016 год летную лицензию получили 450 женщин. Из них 30 женщин успешно пилотируют пассажирские самолеты. Больше половины, а именно 20, в «Аэрофлоте» (пять из этих дам стали первыми пилотами, то есть командирами экипажей).
Почему так мало? Дело в том, что получив сертификат, летчик должен какое-то время пилотировать только грузовые самолеты, повышая свою квалификацию. Только после этого ему можно доверить пассажиров (и то после переобучения на летной базе — что, кстати, тоже недешево).
И не думайте, что руль выдается раз и навсегда. Женщины (как и мужчины) постоянно повышают свою квалификацию, тренируются на тренажерах и проходят медицинскую комиссию. Этот момент, в частности, показан в советском фильме «Экипаж».
Как насчет океана? В стране победившего феминизма пилотов гораздо больше. Лицензию получили 27 тысяч дам. Около 1000 девушек пилотируют гражданские самолеты.
Когда женщины впервые взяли штурвал?
Война выступила двигателем прогресса (как и в случае с развитием многих других мужских специальностей). Во время Первой мировой войны количество мужчин резко сократилось, а власти многих стран разрешили женщинам садиться в кабины крылатых машин, лишь бы было с кем воевать.
Так, первой женщиной-пилотом стала француженка Элиза Де Ларош (ее можно увидеть на этом ретро-фото). Впервые она поднялась в небо более ста лет назад — в 1910 году.
В Российской империи тоже были такие революционеры — самым известным примером можно назвать княгиню Шаховскую (1915). К концу войны во многих странах можно было насчитать десятки военных летчиков. Во Вторую мировую эта цифра еще больше возросла (вспомните хотя бы «крылатых ведьм», которых так боялись немецкие солдаты).
Что касается гражданской авиации, то даже после Второй мировой войны в ней доминировали исключительно представители сильной половины человечества. И только в 21 веке эта «мода» изменилась.
Конечно, справедливости ради отметим: в 70-е годы в СССР два раза набирались курсы будущих летчиков, состоящие только из девушек (90 выпускников их закончили). Но потом эта практика отмерла сама собой.
Имена современных «небесных балерин»
Как говорят в нашей стране, «героев нужно знать в лицо». Такие героини — точно! При этом лица у них красивые, характеры сильные, судьба необычная и более чем интересная. Конечно, мы не можем рассказать о каждом из тридцати. Но мы можем пролить свет на биографии женщин, которые чаще других общаются с прессой.
Мария Уваровская
С 2014 года является командиром Airbus A320 Аэрофлота.
Утверждает, что в России выучиться на пилота не проблема. Однако устроиться на работу и пилотировать самолет по-прежнему сложно. Во-первых, многие пассажиры более чем настороженно относятся к пилотам в юбке, а во-вторых, работать с каждым коллегой-мужчиной непросто (да и «комплектация» экипажей все время меняется, как считает руководство: если пилоты не знакомы, они не будут доверять друг другу, а значит будут более тщательно проверять показатели устройств, контролируя друг друга).
Трудно и с родственниками, которые не всегда пускают своих дочерей или жен в рай. Например, первое, что делает Мария после каждого приземления, — звонит маме. Хоть она и отпустила дочь покорять небеса, но ужасно переживает за нее во время каждого полета.
Пилотесса А-320.
Это не просто обладатель летной лицензии, а продолжатель семейного дела (все мужчины в семье Ольги были авиаторами).
Для этой женщины самой большой проблемой в работе оказался уход в декретный отпуск. Ей пришлось до последнего скрывать свое интересное положение, переквалифицировавшись на другую модель самолета уже с приличным животиком. Перед родами власти, узнав о готовящемся декрете женщины, уволили ее с криками. К счастью, все закончилось благополучно – когда малышка подросла, Ольгу приняли в «Аэрофлот».
Дети — самая трудная часть работы женщины-пилота. Хорошо, когда есть кому за ними присматривать (например, сын Ольги живет с мамой, бабушкой).
Самый молодой пилот нашей страны (да и всего мира тоже), получивший штурвал пассажирского корабля всего в 23 года. Пилотирует Superjet с конца 2016 года.
А еще идут Ольга Грачева (с 2009 года — командир Boeing 767), Татьяна Рыманова (командир Boeing 737), Елена Новичкова (Airbus A320 FAC), Дарья Синичкина (пилотирует Сухой Суперджет-100 с 2015 года), Ларина Евмурзаева (первый пилот среди чеченок) и многие другие.
Ну а это видео расскажет еще об одной живой легенде, с которой нам посчастливилось родиться. Светлана Капанина была названа семикратной абсолютной чемпионкой по высшему пилотажу (и это звание ей дали не другие «небесные ласточки», а суровые пилоты-мужчины). Да, эта женщина, наверное, единственная в спортивной федерации… И при этом лучшая! Как говорят ее поклонники, «туз в юбке». Итак, «Крылья Пармы», спектакль на 2017 год. Это действительно красиво!
А почему, соббсно, «Уваровскую здесь называют первой женщиной в России — командиром воздушного судна»? ИМХО, это не так :
Наша современница Нина Васильевна Литюшкина.
Нина Васильевна — пилот авиалайнера, ни одна женщина в мире не налетала столько часов за штурвалом реактивного самолета.
Статья из газеты «Аргументы и Факты»:
Авиалады.
Мужчины любят подшучивать над женщинами-водителями. Но вряд ли кто-то сможет бросить колючку в сторону этого рулевого. Нина Литюшкина управляет не автомобилем, а самолетом! Она первоклассный летчик, много лет была командиром Ил-18, сейчас пилот самолета Ту-154. Общий налет около 24 тысяч часов! Это уникальный показатель даже для пилотов-мужчин. Литюшкина – единственная женщина-пилот в России и бывшем СССР, имеющая столько часов безаварийного налета.
Она училась и оттачивала свои летные навыки в небе родной Мордовии. На своей «Аннушке» Нина Васильевна возила пассажиров и грузы во все уголки Поволжья. Доставляли врачей в труднодоступные районы, вывозили больных. С 1971 года он находился в небе Красноярского края, затем полностью расширил свой кругозор, стал летать в различные уголки нашей страны и ближнего зарубежья.
Нина Васильевна прекрасно владеет техникой пилотирования Ан-2, Ил-14, Ил-18, Ту-154. Имеет допуск к контрольно-испытательным полетам, может перевозить VIP-персон, летает в сокращенном составе — без штурмана, освоила полеты с использованием систем спутниковой навигации. Кстати, в августе 2007 года летчик получил медаль Нестерова. Это самый почетный знак отличия в российской авиации. В авиакомпании, где работает Нина Васильевна, такая награда до сих пор в единственном экземпляре.
Статья в газете «Красноярский рабочий»:
Молодец! У руля — летчики в серьгах! ..
Она оторвала взгляд от приборов, повернулась к губернатору Лебедю и улыбнулась. Александр Иванович увидел очаровательную женщину в летной форме и вскоре узнал, что недавно друзья и коллеги поздравляли Нину Васильевну Литюшкину с 35-летием летной работы и 20 000 часов безаварийного налета. Среди женщин это своего рода мировой рекорд. Генерал галантно поклонился и вышел из кабины. Через несколько минут он вернулся, принес нарядную коробку конфет и подарил Нине Васильевне…
Ее коллега Альберт Николаевич Жуков, командир однотипного самолета, сказал о ней кратко, но ясно:
Стремилась в небо, мечтала, хотела, попала — через ДОСААФ!
И он прав: другого пути к этой профессии у девушек не было, только через спортивные аэроклубы. Не каждый мог выдержать изнурительные испытания и беспощадный отбор. Ведь всегда считалось: высший пилотаж — мужское дело…
Нина родилась 19 ноября42 в мордовском селе Чукола Ардатского района. Вскоре ее отец ушел на фронт, маме было нелегко справиться с четырьмя детьми, и Нина стала жить с бабушкой. Татьяна Павловна дала девочке православное воспитание.
Вскоре после войны Нина посмотрела фильм «Ночные ведьмы» — о Таманском женском авиационном полку и его боях с гитлеровцами. И эти «ведьмы» потащили ее в небо!..
Закончив школу, работала в Саранске на приборостроительном заводе и уехала в Куйбышев. Здесь, в аэроклубе, она успела пройти начальную подготовку планерного инструктора, совмещая ее с работой портье в речном порту. А в табель почти все отличные, только «Уставы Советской Армии» и «Основы военного образования». Увы! Женскую психологию трудно победить…
При этом она освоила полеты на планерах Кай-12 с лебедки Геркулес-3 и на Л-12 Бланик, следовала за самолетом… Отчаянная девушка совершила 172 полета, налетав почти 36 часов, более десяти из них были парящие, то есть самые виртуозные.
Дорога в небо продолжалась… Через два года Литюшкина была направлена в Центральную объединенную летно-техническую школу ДОСААФ СССР, которую окончила в 1964 году по специальности «инструктор-планерист».
Нина училась в школе на самолете Як-12, летала 476 раз, проведя в воздухе более 130 часов! .. Девушке присвоили первый разряд по планеризму. Литюшкина изъявила желание работать на Саранском авиапредприятии, где также прошла переподготовку на самолет Ан-2. Когда она налетала на «Яке» и «Аннушке» более двух тысяч часов, ее утвердили командиром самолета Ан-2. А потом в кировоградской школе высшего пилотажа освоила Ил-14 и Ан-24.
О Сибири в те годы много писали и говорили, а молодежь не терпит однообразия, и Нина Литюшкина соглашается работать вторым пилотом Ил-14 и
Ил-18 на Красноярском авиапредприятии. Через три года переучился в Ульяновске на управление кораблем Ил-18 и получил приписку в Красноярский 214-й летный отряд. Ее личное дело пополняется бодрящими строками: «По состоянию здоровья к летной работе годна без ограничений, летает уверенно, в полетах вынослива».
Она такая маленькая на свете, что едва успевает писать письма родным и видеться со своей второй половинкой Галиной, медсестрой из поликлиники. Они как сестры. «В дружбе нет купли-продажи, есть только честность и доверие», — говорит Нина. «Я боюсь недобросовестных людей», — добавляет она. плохих людей вижу, обхожу стороной». Она считает, что «авиация — это сфера порядочных людей».
Именно поэтому, видимо, Нина Васильевна никогда не сомневалась в своем выборе. А на летную форму Литюшкиной добавили второй значок «За безаварийный налет 7000 часов». И снова Нина набирает обороты: в Ульяновске она переучивается по курсу командиров кораблей самолетов системы Ту. И здесь снова высший пилотаж ее жизни — аттестационная комиссия в 1983 утверждает ее на должность второго пилота Ту-154.
Нина Васильевна улыбается: «Из женщин России я единственная летаю на Туше…
В ее описании фигурирует запись: «Выполняет сложную, порой тяжелую работу наравне с мужчинами, не требуя скидки…» Далее заключение: «Достойно быть кандидатом в командиры корабля…»
Не будет секретом, что отделы кадров авиакомпаний сохраняют страховку-диспозицию пилотов на случай смерть. Нина Васильевна завещает скромную сумму своей сестре Лиде. Речь, конечно же, о риске в полете. Она как-то доверительно говорит: «Всевышний хранит нас!» Добавляет: «Я буду летать, пока жив!»
И это естественно. Небо — молитва Нины, но матушка-земля когда-то все же взяла свое — помогла испытать с Сергеем женское счастье, разделить с ним любовь небес. Теперь она не только с восторгом встречает взлет, но и посадку. Ее ждут на земле, здесь они с мужем возделывают сад, в котором каждый цветок, каждая травинка радостью ласкает сердце. Нина боготворит цветы и сожалеет, что их нет среди неописуемых красот неба…
Но зато ей дано, как она утверждает, «увидеть с неба всю Россию!..»
То есть она уже была КВС в СССР, и переведена с этим званием уже в новая Россия. Так что ш…
Небо всегда покоряло девушек, а сегодня девушки покоряют небо. Как? Легко — следуйте нашим подробным инструкциям.
Теория
Пилоты шутят, что освоить воздушный транспорт легче, чем «земной»: в небе нет машин, которые тебе мешают. Однако научиться летать на самолете стоит недешево. Поэтому, чтобы не тратить зря деньги и время, советуем предварительно пройти медицинскую летную комиссию, ведь вас могут не допустить к штурвалу по состоянию здоровья. Но если все в порядке, идите в учебный центр или авиаклуб. Прежде чем открыть для себя небо, нужно пройти теоретический курс. В каждом учебном центре он свой, но норматив 220 часов. На начинающего пилота выдается летная книжка, где фиксируется все время полета, проверка теоретических знаний, техники пилотирования и разрешений на полеты. Да, тебе тоже нужно сдавать экзамены!
Василь Ханафиев, директор авиационного учебного центра «Авиатор», г. Казань: «Среди наших курсантов больше мужчин, но мы охотнее обучаем девушек — они более дисциплинированы. С 1 ноября 2010 года небо «открыто» для всех, теперь достаточно заявить о своем намерении поднять самолет в небо через 2 часа. И все — лети!»
Практика
Начинать тренировки лучше осенью или зимой — летом в кабине очень жарко, да и мороз новичку не помеха, от огромного количества адреналина в крови, начинающий летчик не испытывает ни холода, ни голода, а иногда даже страха.
После прохождения теоретического курса вы сможете сесть за штурвал самолета, но пока с инструктором. После 9 часов практики под его руководством вас выпустят в самостоятельный испытательный полет: научитесь взлетать и приземляться на аэродроме. Обязательный практический курс длится 42 часа. В среднем по России стоимость обучения составляет около 10 000 долларов. профиль.
На взлете
Перед стартом пилоты желают друг другу паритета. Это означает: пусть количество взлетов равно количеству посадок. Чтобы начать свой четный отсчет, вам необходимо получить сертификат пилота-любителя. Выполните отличные испытательные полеты — и сертификационный лист у вас в кармане. Получив свои «права», вы можете использовать их в своем учебном центре или других местах, если ваш инструктор замолвит за вас словечко. В нашей стране лицензия на управление самолетом почти ничего не дает. Но его можно обменять на американский или европейский, сдав от 2 до 7 экзаменов, и свободно летать в других странах, возить пассажиров, путешествовать, арендовать самолет, приземляться в любом аэропорту.
Стас Пьеха, певец: «Под руководством инструктора выполнял фигуры высшего пилотажа, а летным спортом заболел. Больше острых ощущений я не испытывал никогда! Это и снятие стресса, после этого чувствуешь себя легко и свободно. »
Ну а девушки?
. Анджелина Джоли научилась летать ради своего сына Мэддокса. Когда ему было полтора года, они пошли на аэродром, и Мэддокс с восхищением смотрел на взлетающие самолеты. Анджелина пообещала, что научится управлять ими к его второму дню рождения — и слово свое сдержала. Вот мама!
. Николь Ричи прилетела в Канаду в прошлом году в качестве второго пилота в поддержку своей линии одежды. Кроме того, она часто возит семью в центр города на частном вертолете — чтобы избежать пробок, конечно.
. Николь заразила свою подругу Пэрис Хилтон страстью к небу. Каждый урок пилотирования обходится последней в 7000 долларов, но пока никаких новостей о ее летных успехах нет.
. В детстве Наташа Ионова очень хотела стать летчицей и поступить в авиационное училище. Мечта отчасти сбылась: фанат заплатил певцу за 42-часовые курсы пилотирования. Глюк’Оза научилась не только самостоятельно управлять вертолетом, но и делать простые трюки, чем очень гордится.
Жизель Бюндхен почти профессиональный пилот. На собственном вертолете она часто летает из дома в Бостоне на работу в Нью-Йорк.
БЮДЖЕТ* | ВСЕ ВКЛЮЧЕНО* |
ЧТО? ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС: | ЧТО? ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС: |
бесплатно при самостоятельном обучении и договоренности с инструктором. | 220 академических часов с опытными преподавателями — от 19,000 руб. При оплате всего курса (теория+практика) производится индивидуальная скидка единым платежом. |
ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС: | ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС: |
Смело просите скидку, ее размер оговаривается индивидуально. Если повезет, то при взаимовыгодном сотрудничестве курс будет стоить вам сущие копейки. Или учиться за границей: летный час там стоит в разы дешевле. | летная подготовка 42 часа (9 часов с инструктором) — цена зависит от марки самолета и составляет от 300 000 до 450 000 рублей (от 10 долларов за минуту полета). |
Лицензия: бесплатная. | Лицензия: бесплатная. Бонус: кофе, чай, свежий воздух и небо. |
ИТОГО: все сугубо индивидуально, зависит от размера скидки (а она доходит до 99%) | ИТОГО: от 317 000 до 470 000 руб. |
Очень часто при разговоре об авиации возникает вопрос «Есть ли женщин-пилотов самолетов ?»
Конечно есть. Еще в 1910 году во Франции первая в мире женщина получила лицензию пилота, ею стала баронесса Раймон де Ларош.
После этого количество женщин-пилотов начинает постепенно увеличиваться. В 1914 году Шаховская Евгения стала первой в мире военной летчицей года. В 20 веке лишь немногим удалось осуществить свою мечту.
В 1960-х годах впервые сформировали женских контингентов в летной школе гражданской авиации .
А уже в 73 году был первый выпуск, состоящий из 40 человек, в 77 году был второй, после которого выпустили около 50 человек. Но, к сожалению, больше вопросов в нашей стране не было.
Сегодня в США насчитывается около 25 000 женщин-пилотов, что делает Америку номером один в мире по этому показателю. Женщинам посчастливилось получить лицензию на управление самолетом. Эта профессия набирает популярность среди женщин, в процентном соотношении по сравнению с 2003 годом число женщин-пилотов увеличилось на 9 человек.%, а женщины составляют 5 % от общего числа пилотов. 400 женщин, по данным на 2010 год, работают в крупных авиакомпаниях.
Также дискриминация в профессии в наше время редкость, коллеги и пассажиры адекватно реагируют на женщин в кабине .
Польский офицер авианосца Агнешка Баран считает, что в нашем веке нет ничего необычного, в том числе и женщина-пилот.