Снять скальп с человека: Скальпы: useless_faq — LiveJournal

Кровавый сувенир. Кто на Руси снимал скальпы врагам

Индейский обычай снимать скальпы с врагов широко известен по художественной литературе и вестернам, но мало кто знает, что скальпирования не было в обычаях краснокожих племён. Его привезли с собой «просвещённые» европейцы из Старого Света и внедрили на американском континенте, щедро оплачивая серебром снятые с других белых людей клочки волос.

Фото © Getty Images

Обычай скальпирования врагов действительно был распространён в Древней Европе — к нему прибегали язычники, когда приносили в жертву богам человека. Так, в Рандерском болоте на территории Дании среди сохранившихся в торфе тел «болотных людей» были найдены останки оскальпированного человека, жившего две тысячи лет назад.

По идее, с приходом христианства обычай этот должен был кануть в Лету. Но ничего подобного не произошло, и «гуманные» датчане, итальянцы и германцы скальпировали преступников вплоть до Средних веков. Так, король Дании Кнуд Великий, живший в X веке, повелевал скальпировать вора, который попадался во второй раз. Обычай так карать преступников был жив на территории Северной Германии даже в XIII веке.

Были подобные традиции распространены и на территории современной России. Древний обычай скальпировать врагов учёные связывают с верованиями ариев в то, что душа человека или какая-то её часть находится в волосах. И, срезая их у побеждённого врага, победитель забирает себе его силу и навсегда лишает возможности ожить.

Однако археологи предполагают, что на территории Центральной России обычай этот не был распространён. На русской равнине было найдено всего три случая скальпирования: один в кургане Калиновского могильника под Волгоградом и два — в Республике Марий Эл в кургане у деревни Пепкино. Могилы датируются рубежом III и II тысячелетий до нашей эры и отстоят друг от друга на сотни лет. Скорее всего, речь идёт о пришельцах и врагах, которые вторгались на чужую территорию и убивали местных.

Кровожадные скифы

Живший в V веке до нашей эры в Галикарнасе греческий учёный Геродот писал о многочисленных зверствах скифов, которые собирали целые коллекции скальпов и бахвалились ими перед соплеменниками. Скальпы снимали не сразу, а после окончания битвы. Сначала скифы отрезали убитым врагам головы и как свидетельство собственной доблести привозили их в племя, где демонстрировали князьям.

Фото © Public Domain

После того как убийство было «официально» засвидетельствовано, скиф снимал с головы скальп, делая надрез по кругу и буквально одним движением вытряхивая из скальпа череп. Затем скальп обрабатывали, вычищали острой говяжьей костью, разминали и приторачивали к седлу в качестве украшения. Чем больше было таких украшений у скифского воина, тем он считался более доблестным.

Скальпы использовали не только как украшения, но и в качестве полотенца, обтирки, а самые свирепые бойцы шили из них плащи для устрашения врагов. Доходило до того, что менее удачливые воины делали украшения для своих лошадей, которые имитировали человеческие скальпы.

Казалось бы, подобная кровожадность могла быть лишь мифом, сказкой, придуманной древним историком для устрашения робких путешественников. Но нет! Археологические данные подтверждают существование зверского обычая. В середине XX века советские археологи нашли на Алтае курганы пазырыкской культуры скифов, живших в VI–III веках до нашей эры, при раскопках которых обнаружили останки оскальпированного воина.

В долине сибирской реки Обь был найден скифский могильник, где лежало уже восемь жертв скальпирования. Причём только шесть убитых скифов были суровыми древними воинами. Среди оскальпированных оказались шестидесятилетняя женщина и десятилетний мальчик. Можно только догадываться, какая трагедия разыгралась на Оби много веков назад.

В Новосибирской области у деревни Быстровка в захоронении каменской культуры советские археологи нашли три черепа с характерными круговыми повреждениями. Как выяснили эксперты, скальпы были сняты с уже убитых людей.

Сарматы и аланы

Фото © Public Domain

Обычай снимать с врага скальп был повсеместно распространён на территории между Азовским и Каспийским морями во время существования на юге России цивилизации сармато-аланских племён. Об этом писал историк IV века, римлянин Аммиан Марцеллин:

В виде славных трофеев они (аланы. — Прим. Лайфа) навешивают вместо украшения на своих боевых коней кожи, содранные с отрезанных голов.

Подтверждает это и знаменитый аланский эпос «Нарты», бытующий у народов Северного Кавказа. В нём описывается скальпирование врагов героем эпоса Созрыко, который не просто их побеждает, но на правах победителя срезает с них скальпы, причём не только волосы, но и усы, и шьёт из них шубу.

Находки археологов подтверждают обычай скальпирования. Под Ростовом-на-Дону в могильнике «Новый» были найдены четыре жертвы этой жестокой традиции: три оскальпированных воина и юная семнадцатилетняя девушка.

Самоеды, манси и ханты

О том, что в Западной Сибири есть народы, которые снимали с врагов скальпы, свидетельствуют записки монаха-францисканца Иоганки, описывающего путешествие католических монахов-венгров в Сибирь в 1320 году. Монахи хотели увидеть, откуда вышел венгерский народ и посмотреть на обских угров.

Иоганка писал, что когда посланцы были на Урале, то встретили путешественника из Сибири, который рассказал им о стране снега, где можно передвигаться лишь на собаках. Там и жил народ, который «стягивал с головы мёртвого человека кожу с волосами и почитал её своим богом, а кожу, содранную с лица… держал в домах своих». Безусловно, речь шла о северных народах ханты, манси и самоедах, которые практиковали скальпирование ещё совсем недавно.

Фото © Public Domain

Традиция срезать скальп с врага встречается в фольклоре этих народов, герои которого срезали с неприятеля волосы с кожей и развешивали их на деревьях как подношение богам. Так угры поступали с теми, кому мстили за смерть близких. В одной из сказок родственники упрекали главного героя за то, что тот не мстит за смерть родителей:

Ноги твои сильны, руки твои сильны. Почему же скальп отца твоего на вершине лиственницы висит? — вопрошали они у молодого героя.

При этом обские угры были единственными, кто снимал скальп с ещё живого врага. То есть победитель пытался лишить человека скальпа, а побеждённый всячески изворачивался, чтобы сохранить его. Скальпирование считалось крайним унижением воина, но не лишало его возможности быть похороненным с почестями. На раскопках Сайгатинского могильника под Сургутом в 1998 году был найден фрагмент человеческого черепа, отметины на котором говорили о том, что в XII веке враги оскальпировали ещё живого человека.

Подобный обычай был связан с верованиями северных народов в то, что у человека есть несколько душ и одна из них находится в волосах. Если их вырвать с корнем, то человек умрёт, никогда не вернётся на землю и не сможет отомстить убийце.

Известен случай, когда после войны с ненцами ханты выставили отрезанные головы противников вокруг озера Орнелум Цор для какого-то колдовского ритуала, а поскольку голов не доставало, дополнили их собачьими.

В некоторых случаях угры-победители ограничивались отсечением кос у побеждённых врагов. При этом часто срубалась и часть кости черепа, но человек оставался жить.

«Заметки о лечении скальпированной головы».

Из книги Юрия Стукалина.

        Классический скальп по размеру обычно был не более серебряного доллара, но затем растягивался, как и всякая сырая кожа. Если ситуация позволяла, индейцы могли отрезать у трупа голову, чтобы позднее снять полноценный, «красивый» скальп.
      Дэвид Томпсон описал поведение оджибвеев, атаковавших шайенов незадолго до 1799 года. Полторы сотни пеших воинов укрылись в роще и наблюдали за лагерем, пока большинство мужчин не уехало на бизонью охоту. Оджибвеи бегом пересекли почти милю по открытой равнине и напали на лагерь.
      Они убили двенадцать мужчин и захватили трех женщин и ребенка. После этого они сожгли палатки, расчленили трупы и забрали с собой отрезанные головы врагов. Опасаясь конных шайенов, оджибвеи бегом бросились прочь.
      Сиу в прошлом, если имели достаточно времени, тоже отрезали головы у своих жертв и брали их с собой на первый привал после боя, где снимали с головы полный скальп. Чтобы скальп был «красивым», они снимали кожу вместе с ушами, оставляя в них кольца и другие украшения.
      В Коллекции Пола Дика хранится весьма необычный скальп, снятый с великого воина оджибвеев Вороньи Перья, убитого индейцами сиу в 1836 году. Он представляет собой практически всю кожу головы и лица с щеками и ушами. Впрочем, многие команчи предпочитали сдирать с головы всю кожу.



         Иногда скальпом служили не только волосы с головы. Осматривая место стоянки враждебных индейцев на реке Роузбад, скауты Кастера обнаружили выброшенные ими скальпы и бороды белых солдат.
      Воин северных шайенов рассказал, что во время битвы на Литтл-Бигхорн он заметил труп солдата, у которого была длинная борода. «Я сказал своему спутнику, что никогда не видел такого скальпа, и снял кожу с одной стороны лица и подбородка… после этого я привязал скальп к концу стрелы».
      У сержанта Фредерика Вильямса, убитого во время нападения на форт Уоллес (убийство приписывают известному шайену Римский Нос), на груди была татуировка — лев и единорог в обрамлении британских флагов. Позднее овальный кусок кожи с этой татуировкой был обнаружен в шайенском селении — он был снят как скальп.
      В принципе, в качестве скальпа мог сойти любой интересный для индейца кусок кожи, даже чрезмерно волосатая кожа подмышки. Капитан Нортон в 1871 году оказался в селении осейджей, когда туда вернулся военный отряд, убивший индейца пауни.
      Один из осейджей, скакавший впереди, размахивал в руках шестом, на котором был закреплен странный флаг. Оказалось, что они не только скальпировали пауни, но и сняли кожу с его руки.
      Шест представлял собой палку длиной около 2-х метров, раздвоенную в верхней части. На конце ее был привязан скальп, а между раздвоенными ветвями натянута кожа с руки пауни.
      А Ричард Додж однажды видел кожу, снятую со всей верхней части туловища — от головы до промежности. Ее бывший владелец имел слишком волосатое тело! Кожа была хорошо обработана, и этот «скальп» индейцы считали «большим колдовством».

          Индейцы были мастерами скальпирования. У шайенов самой храброй формой скальпирования считалось снять скальп с живого врага. Командир скаутов пауни Лютер Норт рассказал о случае, свидетелем которого он стал 18 июня 1862 года во время нападения отряда сиу на поселение пауни.
      Один из воинов погнался за женщиной пауни, пытавшейся убежать к находившемуся неподалеку торговому посту, где укрылось несколько белых людей. Не обращая внимания на ружейный огонь со стороны бледнолицых, сиу подскакал к бегущей женщине, левой рукой схватил ее за волосы и, не слезая с коня, скальпировал несчастную ножом, который держал в правой руке.
     Издав военный клич, дикий воин повернул скакуна и помчался прочь. Возможно, эта несчастная женщина осталась жива, поскольку индейцы зачастую в пылу сражения не теряли времени на то, чтобы добить скальпированного противника, а устремлялись дальше.

       Шайен Серый Ястреб, рассказывая о битве с пауни, произошедшей в том же году, упомянул, как они «проскакали мимо пауни, который был скальпирован и пытался подняться, упираясь руками в землю».
     Иногда случались казусы. В одной из ранних стычек с белыми воин осейджей ранил офицера. Когда тот упал, юноша бросился к нему, схватил его за белые волосы и выхватил нож, намереваясь скальпировать. Ему было невдомек, что роскошные волосы офицера были всего лишь париком!
     Прежде чем осейдж успел воспользоваться ножом, раненый вскочил на ноги и бросился наутек, оставив молодого индейца стоять разинув рот, крепко сжимая в руке белый парик. Юноша был настолько поражен необычайным спасением офицера, что даже забыл выстрелить вслед удаляющейся фигуре, а парик сразу стал его «вакон» (магическим талисманом).
     С тех пор воин всегда прикреплял этот белый парик к своему роучу и считал, что, пока носит его в битвах, с ним не может случиться ничего плохого. Впоследствии он стал вождем осейджей и был известен под именем Белые Волосы (Пахуска). Умер он в 1808 году.

       Многие современники отмечали, что индейцы никогда не скальпировали людей, покончивших жизнь самоубийством. Они даже старались не касаться их тел. Также не снимали скальпов с чернокожих солдат, говоря, что скальп негра представляет собой «слишком дурное колдовство».
      Что чувствовал человек, подвергшийся скальпированию, описал Делос Санбертсон, лишившийся скальпа во время нападения солдат на лагерь мирных шайенов вождя Черный Котел на р. Вашита в 1868 году: «Индеец наступил мне одной ногой на грудь, а рукой собрал в горсть мои волосы у макушки. Он не особо деликатничал, а дергал мою голову и так и сяк, сжимая, как Сатана. Мои глаза были приоткрыты, и я видел бисерные орнаменты и бахрому его леггин.
      Неожиданно я почувствовал ужасающую боль от острия, режущего плоть вокруг головы, а затем мне показалось, что голову оторвали. Никогда в жизни не чувствовал такой боли — будто вырвали мозги. Я провалялся без чувств два или три дня, а затем пришел в себя и обнаружил, что теперь у меня самая болезненная голова во всем человечестве».

        Но едва ли стоит жалеть этого негодяя, который так описывал само нападение: «Эти твари забирались в ямы и прятались за скалами — везде, где могли найти место (для укрытия). .. Мы стреляли каждый раз, когда могли узреть макушку, и стреляли в женщин — там их было множество — так же легко, как и в мужчин. Мы же пришли, чтобы стереть с лица земли всю эту банду».
      Индейцы «банды» были мирными, и лишь наличие поблизости лагерей других племен предотвратило всеобщую резню. Санбертсон забыл упомянуть, что среди убитых солдатами было еще и много детей…
     В тот раз генерал Джордж Кастер, командовавший нападением, совершил свою типичную ошибку, не проведя предварительной разведки. В следующий раз, в 1876 году на р. Литтл-Бигхорн, во время нападения на лагеря враждебных сиу и шайенов, та же ошибка стоила жизни ему и паре сотен его солдат.

        Сама по себе процедура скальпирования не была смертельной. В бозменской газете «Times» от 16 июля 1876 года напечатана история Германа Ганзио, атакованного индейцами в Черных Холмах. Он был скальпирован живьем.
      По словам репортера, его голова представляла собой сплошную массу болячек. Делос Санбертсон спустя некоторое время после того, как «благополучно» лишился скальпа, отправился в Ларами и попытался вырастить волосы на своем черепе, однако, как он жаловался: «Никакое лечение не помогает пока сделать так, чтобы волосы на этом месте снова росли».
     Количество переживших скальпирование белых людей на фронтире было так велико, что Джеймс Робертсон из Нэшвилла, штат Теннеси, опубликовал в «Philadelphia Medical and Physical Journal» статью «Заметки о лечении скальпированной головы», в которой ссылался на многочисленные случаи успешного лечения.

       Отношение к скальпированию не было однозначным. К примеру, у команчей скальп не приносил большого почета, поскольку кто угодно мог снять его с уже убитого врага. Но если врага скальпировали при особо опасных обстоятельствах, он ценился очень высоко. Скальп был трофеем, доказательством успеха в Пляске Победы.
     У воинов племени ото, по сообщениям Уитмена, правом на скальп обладал тот воин, который убил этого врага. В большинстве других племен скальпировать павшего мог любой. У ассинибойнов скальпирование лично убитого врага оценивалось высоко, но сам скальп как таковой ценился мало.
     Кроу вообще не считали снятие скальпа делом, заслуживающим упоминания. Для них скальп был лишь свидетельством убийства врага, но никак не подвигом. Как сказал один из них: «Вы никогда не услышите, чтобы кроу хвалился снятыми им скальпами, когда перечисляет свои деяния».
     Много Подвигов говорил: «Воины моего племени редко забирали скальпы врага, если в схватке погиб кто-то из кроу». В этом случае вражеские скальпы выбрасывались. Однако Два Леггина сообщал, что за каждый снятый скальп воин кроу получал право прикреплять по одному орлиному перу к своему ружью или шесту для счета «ку».

     Вероятно, отношение к скальпированию у них было делом сугубо индивидуальным и во многом, как и у команчей, зависело от ситуации. Тот же Много Подвигов, рассказывая о схватке с отрядом пиеганов, произошедшей много лет назад, с горечью отметил, что из-за вражеского огня ему не удалось скальпировать труп очень храброго пиегана: «До сих пор я вспоминаю об этом с грустью».
     У кроу Скальповое Ожерелье в битве было настолько обезображено лицо, что он носил полоску из оленьей кожи, скрывавшую от взоров его подбородок. Каждый снятый им скальп он подвешивал к этой полоске, пока на ней не осталось свободного места.
     Но даже после этого Скальповое Ожерелье постоянно искал возможности добыть их еще. Как говорили о нем соплеменники: «Он был человеком, которому было все равно, когда уйти к своему Отцу». Позднее он был убит в бою с сиу.
     Племена южных атапасков — апачеязычные кайова-апачи, липаны, мескалеро и хикарийя — вообще практически не снимали скальпы, а редкие случаи скальпирования объясняли равнозначным ответом на подобные оскорбления со стороны врагов. Это было связано с апачским страхом перед порчей, которую несли мертвецы живым существам.

     По словам кайовов, осейджи, в отличие от остальных племен Дикого Запада, никогда не скальпировали врагов, а отрезали им головы и бросали на поле боя не скальпированными. Однако эта информация кайовов не подтверждается.
     Осейджи действительно часто отрезали врагам головы, но не менее часто и скальпировали их. У них исполнялась Пляска Скальпов, что само по себе уже подразумевает их наличие. Кроме того, скальпам уделялось большое значение в Военной церемонии скорби.
     Индейцы порой не скальпировали некоторых врагов по весьма банальной причине — одни были слишком коротко подстрижены, и ухватиться за волосы было невозможно, другие — и вовсе лысыми. Иногда это спасало врагам жизнь.
     Короткохвостый Вождь из племени бладов рассказал, как однажды остановил занесенный томагавк соплеменника, собиравшегося убить коротко остриженного кри. «Не делай этого, — сказал он другу. — Если бы у него были косы, мы бы убили его и скальпировали».
    Воины ограбили и отпустили несчастного на все четыре стороны, потому что, по мнению Короткохвостого Вождя, не было смысла убивать этого кри, если не было возможности завладеть его скальпом.
    Иногда во время больших сражений, в которых участвовало много людей из разных племен, малознакомых друг другу, воины по ошибке скальпировали тела союзников. Так, в битве при Литтл-Бигхорн шайен Бородатый кинулся в гущу солдат и был убит.
     Когда бой закончился, сиу Маленькая Ворона нашел его заваленным среди солдат, принял за скаута и скальпировал. В той же битве при подобных обстоятельствах был скальпирован один из шайенских вождей. В таких случаях, узнав об ошибке, скальпы возвращали родственникам погибших, и инцидент считался исчерпанным.

        Как отмечалось выше, иногда скальпированные люди оставались в живых. Хуже всего приходилось представителям двух племен — пауни и арикара. У пауни таковых называли привидениями — кикахурутсу, а у арикаров тшунуксу. По их поверьям, скальпированный утрачивал человеческую сущность, хотя его облик продолжал оставаться человеческим.
     Несчастных считали живыми мертвецами, всячески избегая с ними любых контактов. Им запрещалось не только жить в селениях племени, но даже входить в них. Бедняги становились отщепенцами и были вынуждены сами заботиться о себе, не рассчитывая на помощь соплеменников. Говорят, что некоторые из них объединялись в группы, пытаясь таким образом выжить в суровых условиях.
    Как правило, «привидениями» становились женщины, работавшие на полях у племенных поселений. Они были легкой добычей для небольших вражеских отрядов, которые молниеносно атаковали их и, довольствуясь несколькими скальпами, старались быстрее унести ноги, дабы не подвергать себя опасности.
    Воины пауни и арикаров предпочитали погибнуть от рук врага, чем остаться в живых, но без скальпа. Скальпированного воина стыд вынуждал жить в уединении и избегать контактов с людьми. Он передвигался только ночью или в сумерках, чтобы не попадаться на глаза людям.

      Обычно скальпированный жил в пещере на крутом склоне, куда было тяжело добраться. К пещере могли вести замаскированные ступени, а вход прикрывался дверью, обложенной ветками. Одевался скальпированный либо в обычную одежду, либо в звериные шкуры.
      Пауни, чтобы скрыть отсутствие скальпа, прикрывали голову белой материей, а арикары носили шапку из шкуры животного или цельную шкуру — чаще шкуру койота. Если скальпированный замечал людей, он убегал, но и люди испытывали страх перед ним, особенно женщины.
      Хорошо зная расположение своего селения и привычки живших в нем людей, скальпированные часто проникали в него и воровали самое необходимое. Иногда они крали женщин. Всю оставшуюся жизнь несчастным «привидениям» приходилось влачить жалкое существование.
     В отличие от пауни, скальпированный шайен, сиу или юта, если оставался в живых, не терял ни чести, ни престижа. Его не считали живым трупом и относились как к обычному человеку.

В США врачи пересадили скальп.

        Любопытный случай произошел летом 1868 года, когда кайовы убили юта в головном уборе. К их удивлению, воин оказался скальпированным. На встрече с ютами в 1893 году кайовы расспросили бывших врагов об этом человеке и узнали, что немного ранее его скальпировали члены военного отряда шайенов и арапахо. Юты отвезли раненого к мексиканцам в Нью-Мексико, которым удалось вылечить его, но вскоре он погиб от рук кайовов.
       Черноногие и представители большинства племен полагали, что воин, убитый и скальпированный в бою, попадая в мир иной, будет торжественно встречен там с почестями, которые в земной жизни получали воины, вернувшиеся из похода с добычей и скальпами. А мужчина, умерший от старости или болезни, таких почестей удостоен не будет.
       Интересно отметить, что для проведения победных церемоний индейцам было более важно само наличие вражеского скальпа, а не то, каким образом он добыт. Известны случаи, когда краснокожие разрушали вражеские могилы, сдирали с трупов скальпы и проводили победные пляски.
       Вильям Гамильтон, попавший на Дикий Запад в 1842 году и проведший там оставшиеся 60 лет жизни, писал: «Для индейцев нет разницы, сняты скальпы ими или это сделал кто-то другой. Главное, что они принадлежат врагам. Я слышал, как люди говорили обратное, но они просто не знают, о чем говорят».

А это уже «цивилизованные индейцы».


      Он описал, как радовались шошоны из лагеря Вашаки, когда в 1842 году партия трапперов Билла Вильямса прибыла в их лагерь со скальпами черноногих. Пляска Скальпов и военные песни исполнялись всю ночь.
      В конце января 1843 года отряд из двадцати пяти трапперов и пяти шошонов нагнал на Сидр-Крик десяток черноногих, укравших из их лагеря лошадей. Трапперы перестреляли всех конокрадов, а шошоны сняли с них скальпы.
     «Пять индейцев проехали по своему селению со скальпами, привязанными к шестам для счета «ку», вызвав бурную радость у соплеменников. Не они убили черноногих, но это не имело значения. Они рассказали, как храбро вернули захваченных лошадей, и каждый снял по скальпу черноногого.
      Мы же не получили похвалы от их женщин, так как, по их мнению, мы лишь помогли их храбрым молодым воинам. Пляски и пиршества по поводу этой победы продолжались в течение нескольких дней».


      В азартных играх на кон ставили порой даже собственные скальпы. Один старый сиу рассказал Руфусу Сэйджу любопытную историю из своей молодости. Как-то раз отряд сиу выступил в страну кроу. Будучи людьми опытными, они выслали вперед разведчика, чтобы тот мог предупредить их о появлении врага или чужого лагеря.
     Каково же было их удивление, когда он вернулся назад с окровавленным лицом, без накидки и оружия. Самое главное, чего он лишился, — скальпа. Разведчик поведал, что враги знали об их присутствии и в огромном количестве ждали их. Сам он столкнулся с их разведчиками, которые ограбили его, скальпировали и бросили умирать. Несчастный пролежал до темноты, когда ночной бриз привел его в чувство, и он смог добраться до своих.
     Воины сразу повернули назад и поспешили в родные края. Старик до сих пор помнил, как люди смеялись над ними по возвращении. Спустя три месяца они снова отправились в страну кроу, и скальпированный воин вновь шел впереди отряда, исполняя роль разведчика.
     На этот раз воины услышали триумфальный боевой клич этого сиу, и вскоре он появился, размахивая двумя вражескими скальпами, привязанными к копью. Он не стал ничего объяснять, а убедил сразу же двинуться за ним.


      Отряд обнаружил врагов, сражался и победил. Среди убитых кроу оказался один уже скальпированный. «Кто мог это сделать?» — удивились воины, но никто не ответил. Молчание нарушил разведчик, предложив напиться из ближайшего ручья.
     Когда сиу начали пить, он исчез, а затем вернулся, неся свое пропавшее оружие и накидку. И только тогда он рассказал, что же произошло. Они столкнулись именно на этом месте и уже готовы были броситься друг на друга, когда кроу воскликнул: «Разве мы оба не храбры? Зачем нам драться?» Разведчик согласился. Они сели у ручья, и сиу предложил сыграть в азартную игру.
     Сначала они ставили на кон стрелы, затем луки, накидки. Последней ставкой был скальп. Сиу не везло, и он проиграл. Воины договорились снова встретиться на том же месте, чтобы вновь помериться силами в игре. Верные своему слову, воины встретились в назначенное время.
     На этот раз везло сиу, и он отыграл лук, стрелы и накидку, а потом поставил все это против своего снятого когда-то скальпа. Вновь удача улыбнулась ему. «Кроу, скальп против скальпа!» — предложил он и снова выиграл. Получив свое, он встал, намереваясь уйти, но кроу остановил его, предложив встретиться в бою и помериться силами.
     Получив согласие, кроу назвал место, где его воины будут ждать отряд сиу. «Именно туда я привел вас, и мы победили. Мой противник по игре оказался среди убитых. Должен ли я говорить, кто снял его скальп?» Ответа не понадобилось.

Tags: военная история

Риторика и практика скальпинга

Скальпирование, снятие скальпа с головы, часто для использования в качестве трофея, обычно считается уникальной индейской кровавой практикой, пришедшей к далекому колониальному прошлому Америки. Однако сегодня мало кто помнит о той важной роли, которую практика сыграла во время Войны за независимость. Хотя колонисты традиционно рассматривали скальпирование как символ индийского варварства, во время революции роль скальпирования была переосмыслена как «англичане снимали скальпы с англичан во имя свободы». что готовность их врага снять скальп доказывает, что их дело олицетворяет индейскую жестокость.

Ирокезский скальпер. Jacques Grasset de Saint-Sauveur, Costumes de Différents Pays, «Guerrier Iroquois». (Музей искусств округа Лос-Анджелес)

Обвинения в спекуляции появились еще во время первого сражения войны в Лексингтоне и Конкорде. Энсин Джереми Листер из 10-го пехотного полка, служивший под командованием капитана Парсонса, сообщил, что обнаружил «4 убитых солдат 4-й роты, которым [были] впоследствии вырезаны глаза, выколоты носы и отрезаны уши, такое варварство… могло вряд ли можно сравнить с самыми нецивилизованными дикарями». [2] Генерал Томас Гейдж, королевский губернатор Массачусетса и главнокомандующий британскими войсками в Северной Америке, стремился извлечь выгоду из слухов о зверствах, совершенных минитменами в Конкорде в попытка быстро настроить общественное мнение против дела Патриота. Он изложил свою собственную версию событий в газете, опубликованной лоялистским типографом Джоном Хоу, утверждая, что три роты, которыми командовал Парсонс, «наблюдали за тремя солдатами на земле, один из них скальпирован, его голова сильно изуродована, а уши отрезаны, хотя ‘ не совсем мертвый; Зрелище, поразившее солдат ужасом».

[3]

Хотя остается неясным, действительно ли минитмены скальпировали британские войска в Конкорде, это мало что значило в последовавших за битвой спорах и войне в прессе. Британская пресса раскритиковала американских колонистов за применение жестокой тактики индейской войны, утверждая, что они использовали «дикость, неизвестную европейцам», и даже сардонически заявляла, что «их человечность написана неизгладимыми буквами кровью солдат, скальпированных и загуганных [sic] в Лексингтоне». [4] Конгресс провинции Массачусетс ответил на обвинения в жестокости индейцев, заявив, что отчет Гейджа был мошенническим и предназначался только для того, чтобы «позорить народ Массачусетса и представить его диким и варварским». В то время как инцидент со скальпированием на Северном мосту, реальный или нет, вскоре исчезнет в безвестности, британская и лоялистская пресса, сравнивающая патриотов с индийскими дикарями из-за их готовности снять скальп, создала важный прецедент, который сохранялся до конца войны.

.

По иронии судьбы, несмотря на инцидент в Конкорде, самые печально известные сообщения о скальпировании периода Революции исходят от прессы Patriot в обвинениях, выдвинутых против британских и лоялистских сил. Эти обвинения стали эффективным оружием для получения поддержки дела Патриота, стимулируя глубоко укоренившиеся расовые страхи, как, например, когда «говоря о скальпировании, американские граждане-основатели говорили осмысленно, понимая свой мир, соединяя индийское варварство с имперской жестокостью». Следовательно, по мере развития войны британские войска и войска лоялистов часто обвинялись в поощрении своих индийских союзников скальпировать жителей континента и даже гражданских лиц. Основываясь в основном на слухах, вице-губернатор и суперинтендант по делам индейцев Генри Гамильтон стал ненавистной фигурой на американской границе и был насмешливо назван «Генеральным скупщиком волос» после обвинений в том, что он подстрекал «индейцев к увековечиванию их привычной жестокости», в том числе « беспорядочное убийство [sic] мужчин, женщин и детей с обычными обстоятельствами варварства, практикуемое [sic] индийскими дикарями», предоставляя «постоянные награды за [белые] скальпы, но [предлагая] ничего для заключенных».

Хотя в большинстве сообщений о скальпировании патриотов участвовали союзные индийские группы, эти обвинения часто распространялись на сами британские и лоялистские войска. Грузинский лоялист и командир ополчения Королевских рейнджеров Томас Браун подвергался критике на Юге за то, что он использовал тактику войны с Индией, чтобы вселить ужас в своих врагов-патриотов, особенно скальпирование больных и раненых, обвинение, которое он долгое время отрицал.

Британский и индийский скальпинг на границе. Уильям Чарльз, Сцена на границе в исполнении «гуманных» британцев и их «достойных союзников». (Филадельфия, 1812 г.). (Библиотека Конгресса)

Самым известным случаем скальпирования во время революции является история Джейн МакКри, женщины, которая была помолвлена ​​с лейтенантом-лоялистом, когда она была похищена, снята со скальпа и застрелена индейцами под командованием британского лейтенанта. Генерал Джон Бургойн. Континентальные командиры сразу поняли, что этот инцидент можно использовать, чтобы заручиться большей поддержкой населения и новобранцами для своего дела. По этому поводу генерал-майор Горацио Гейтс написал резкое письмо Бургойну в сентябре 1777 года, копии которого были отправлены в Конгресс и во многие газеты Филадельфии, в котором в первую очередь обвинял британцев в инциденте:]

То, что дикари Америки должны в своей войне калечить и скальпировать несчастных заключенных, которые попадают в их руки, не является ни новым, ни необычным; но тот знаменитый генерал-лейтенант. Бургойна, в котором благородный джентльмен соединяется с солдатом, а ученый должен нанять дикарей Америки для скальпирования европейцев и потомков европейцев; более того, то, что он должен платить цену за каждый столь варварски снятый скальп, больше, чем поверят в Англии до тех пор, пока достоверные факты не будут опубликованы в каждой газете и не убедят человечество в правдивости этой ужасной истории. вид добродетельного характера и любезного нрава, помолвленной с офицером вашей армии; [она] была… унесена в лес, и там скальпирована и изуродована самым возмутительным образом… [] убийцами, нанятыми вами.

[10]

Однажды распространившись по колониям, рассказ о Джейн МакКри привел к взрыву антибританской и антилоялистской литературы, большая часть которой содержала риторику, прямо смешивающую дело тори с жестокостью индейцев.

Эта риторика британского и индийского сближения приняла различные формы после скальпирования МакКри. Популярное стихотворение Уиллера Кейса 1778 года увековечило память МакКри, напрямую обвинив британцев в поддержке зверств и сравнив их с дикарями:0003

О жестокие дикари! какие стальные сердца!
О жестокие британцы ! кого не жалко!
Где они взяли нож, жестокий клинок?
Из Британии было отправлено, где было сделано.
Том’хав и смертоносный нож были отправлены
к колким дикарям для этого намерения. [11]

Сильнейшие сторонники революции использовали эту новую риторику, уподобляя британцев индийским дикарям, с большим успехом.

Томас Пейн написал британскому военному чиновнику сэру Гаю Карлтону, утверждая, что британцы и лоялисты не отличаются от индейцев ни своим поведением, ни характером. Пейн даже добавил, что, хотя «история самых диких индейцев не знает примеров [жестокости] именно такого рода», поскольку у индейцев, по крайней мере, была «формальность в их наказании», не было более «отвратительного характера, ни более подлый или более варварский враг, чем нынешний британский». [12] Эти нападки на британцев и лоялистов за поддержку и поощрение жестокости индейцев в конечном итоге приобрели явно расовый оттенок. В связи с этим анонимный автор газеты Philadelphia В журнале Freeman’s Journal в 1781 году говорилось, что британцы, несмотря на все их достижения в последние столетия, были «такими же зверями и дикарями, какими они были, когда вторгся Юлий Цезарь… ибо несомненно, что их смешение с саксами и другими иностранцами сделало очень много». мало по отношению к своей цивилизации», объясняя, почему они были готовы снять скальп и стать «такой кровавой, такой варварской нацией… чьи руки
были,
и еще будут окрашены в [американской] крови». в результате этой риторики даже некоторые английские писатели начали сомневаться в союзах Британии с индейцами. В своей книге 1778 г. Английское человечество без парадокса, или Попытка доказать, что англичане не нация дикарей, Эдвард Лонг резко раскритиковал британскую политику в Новом Свете, написав, что они стали «покровителями и соучастниками бессмысленного убийства, » подстрекательство «индейцев-каннибалов к скальпированию, томагавкам и пыткам с ничем не примечательной яростью… [что привело к] хладнокровным убийствам, изнасилованиям, пыткам, грабежам и разрушениям». многими как естественный продукт их неизменного расового и национального характера. Обличая скальпирование, патриоты теперь утверждали, что англичанство, которое они прославляли всего несколько лет назад, было естественным состоянием не лучше, чем у диких индейцев.

Король Георг III Дикарь! Джон Алмон, Союзники – par nobile, fratrum! (Лондон, 1780 г.). (Библиотека Конгресса)

Великая ирония этой риторики заключается в том, что в то же самое время патриоты также занимались скальпированием для своих собственных целей, часто используя эту расовую риторику британской и лоялистской жестокости для оправдания насилия против этих групп. Эта новая готовность снимать скальпы была значительным преобразованием, поскольку в более ранней американской истории колонисты одобряли только те действия, которые проводились за вознаграждение, так что фактический акт скальпирования оставался вне поля зрения и выполнялся союзными индейцами, а не белыми. Однако это отношение начало меняться во время войны между французами и индейцами, когда колониальные власти начали предлагать вознаграждение за скальпирование, выступая за то, чтобы белые снимали скальпы в качестве симметричного возмездия за тактику ведения войны с Индией. К 1755 году новые английские колонии объявили вознаграждение за скальпирование, наиболее известным из которых является Прокламация Фипса в Массачусетсе, которая предлагала пятьдесят фунтов за скальпы индейцев Пенобскота, в то время как заместитель губернатора Пенсильвании Роберт Моррис объявил общую награду за скальпы индейцев в 1756 году. Цель этих наград была явно расовой и направленной на геноцид, поскольку правительственный чиновник Пенсильвании Джеймс Гамильтон оправдывал награды как «единственный способ очистить наши границы от… дикарей и… в конце концов бесконечно дешевый».

0003

Когда-то считавшаяся исключительно насильственной формой индейской жестокости, эта практика все больше становилась нормой среди белых колонистов. Дэвид Оуэнс, британский дезертир, который укрылся у индейцев и женился на женщине-делаваре, получил известность во время восстания Понтиака после того, как он убил своих товарищей, застрелив двоих, убив третьего топором и забив женщин и детей томагавком до смерти. Затем он снял скальп со взрослых, пытаясь получить вознаграждение за скальпирование и заключить мир с британскими властями, когда вернулся в Филадельфию. После войны Paxton Boys, группу линчевателей, состоящую из шотландских и ирландских пограничников из центральной Пенсильвании, часто обвиняли в подражании индейской жестокости в их попытках отомстить коренным американцам. Эти обвинения включали захват «вражеского индейца… его осмотр… [и поскольку] индеец умолял сохранить ему жизнь и обещал рассказать все, что он знает… они застрелили его посреди них, сняли с него скальп и бросили его тело в реку. [19] Другие колониальные спекулянты были в первую очередь мотивированы потенциальной прибылью от спонсируемых государством наград. Во время франко-индейской войны солдат-фрилансер Джеймс Каргилл из Ньюкасла, штат Мэн, возглавлял разведывательную группу, которая убила и сняла скальп с двенадцати мирных индейцев пенобскотов, чтобы получить вознаграждение, которое он получил после ареста, предания суду и признания невиновным в убийстве. [20] Хотя фактическая эффективность и прибыльность этих наград широко обсуждается, они, несомненно, заставили многих белых скальпировать беспрецедентные масштабы. [21]

Мальчики Пакстон убивают индейцев. Резня индейцев в Ланкастере мальчиками Пакстона в 1763 году . (Ланкастер, 1841 г.). Из книги Джона Уилмера « события в истории Индии ».

Эта трансформация колониальных взглядов возродилась в революционный период, когда война позволила американцам найти новые оправдания для скальпирования своих врагов. Индейцы по-прежнему оставались наиболее распространенными целями. Во время экспедиции Салливана в 1779 году, наступлении на пограничных лоялистов и союзных британцам наций Конфедерации ирокезов, лейтенант Уильям Бартон сообщил, что недалеко от города Канеса, штат Нью-Йорк, жители континента захватили, убили и сняли скальпы с бегущих индейцев. Сообщается, что во время той же экспедиции прославленный стрелок-патриот Тимоти Мерфи снял скальп с «ничего не подозревающего старика… [и] двух невинных» и «хвастался убийством и снятием скальпа с каждого индейца, с которым он столкнулся».[23] Важно отметить, что в то время как независимые солдаты предотвратив многие, если не большинство случаев скальпирования со стороны континентальных жителей, высокопоставленные офицеры иногда поощряли это. После осады форта Саквилл в Индиане американский командующий Джордж Роджерс Кларк приказал казнить четырех индийских заключенных с помощью томагавков и снять скальпы, прежде чем их тела будут брошены в реку, а скальпированные волосы выставлены на главных воротах форта. Хотя это утверждение, вероятно, является приукрашиванием, призванным запятнать его репутацию, британские враги Кларка также утверждали, что он сам снял скальп. Помощник Генри Гамильтона лейтенант Джейкоб Шиффелин сообщил, что Кларк руководил ритуальной казнью, так как он «взял томагавк и хладнокровно выбил им мозги, окунув руки в кровь, несколько раз растер ее о щеки и взвизгнул, как дикарь. ” Гамильтон добавил, что после снятия скальпа Кларк «с восторгом говорил о своем недавнем достижении, в то время как он отмывал кровь с руки, запятнанной этой бесчеловечной жертвой». По иронии судьбы, Кларк всего за несколько недель до этого осудил жестокость Поведение британцев и индийцев на границе в письме тогдашнему губернатору Вирджинии Патрику Генри и названию Гамильтона, который был среди захваченных в форте Саквилл, «известным Генеральным покупателем волос». такие зверства открыто совершались против индейцев, как газета «Провиденс» Американский журнал и генеральный рекламодатель , который в 1779 году восхвалял Continental Brig. Генерал Эдвард Хэнд за разрушение столицы ирокезов Онондага и сбор «большого количества скальпов» при этом.

Очевидно, как и во время войны между французами и индейцами до нее, снятие скальпов с индейцев белыми американцами было важной, но в значительной степени бесспорной реальностью боевых действий в Войне за независимость, особенно вдоль границы. Однако гораздо более спорной была вновь обретенная готовность патриотов снимать скальпы с других англичан, что было бы немыслимо в более ранней колониальной истории. Особенно интересен случай с вышеупомянутым лидером лоялистской милиции Томасом Брауном, который в августе 1775 года был похищен из своего дома, обмазан дегтем и перьями, а толпа патриотов сняла с него скальп. Позже Браун рассказал об этом инциденте в письме, отправленном британскому командующему генерал-лейтенанту Чарльзу Корнуоллису:0003

Мне было приказано предстать перед комитетом, который тогда заседал в Огасте, и после моего отказа явиться группа из 130 вооруженных людей во главе с комитетом окружила мой дом в Южной Каролине и приказала мне сдаться в плен и подписать предательское объединение. Я сказал им о своей решимости защищать себя, если кто-то посмеет приставать ко мне. При попытке разоружить меня я застрелил одного из зачинщиков… Будучи подавленным, с множеством ножевых ранений, с проломленным ударом ружья черепом, меня в бесчувственном состоянии приволокли к Августе. Волосы мои были тогда в основном вырваны с корнем; то, что осталось, содрано ножами; мою голову скальпировали в 3-х или 4-х разных местах; мои ноги были покрыты смолой и обожжены зажженными факелами, из-за чего я потерял способность пользоваться двумя пальцами ног и не мог ставить ноги на землю в течение 6 месяцев. В таком состоянии, после того как они разорили очень значительное имущество, мои друзья заменили меня и отправили во внутренние районы Южной Каролины. [28]

По иронии судьбы, именно это публичное унижение вдохновило Брауна на побег во Флориду и формирование группы лоялистского ополчения «Королевские рейнджеры», которая на протяжении всей войны подвергалась обвинениям в снятии скальпа со стороны патриотов.[29] Хотя драматический характер скальпирования Брауна уникален, это не был единичный случай. На самом деле люди Джорджа Кларка захватили и сняли скальп с британского подданного Фрэнсиса Мейсонвилля. Гамильтон еще раз заявил, что Кларк несет прямую ответственность, свидетельствуя, что он «приказал одному из своих людей снять скальп [Мэзонвилля], человек, колеблющийся, ему угрожал жестоким проклятием, и дошел до того, что снял небольшую часть, когда Полковник счел уместным остановить его». [30] Хотя отчет Гамильтона следует читать скептически, важно отметить, что Кларк решительно отрицал эти утверждения, возлагая вину за снятие скальпа с белого Maisonville на двух своих подчиненных, в то время как у него не было таких обвинений. опасения, связанные с признанием прямого приказа снимать скальпы с индейцев в Форт-Саквилле.

Индейцы-союзники патриотов скальпируют лоялистов. Уильям Хамфри, Спущенные на волю дикари, или Жестокая судьба лоялистов. (Лондон, 1783 г.). (Библиотека Конгресса)

Во время Американской революции скальпирование, которое все еще якобы считалось дикой индейской практикой, стало ценным инструментом для комбатантов. Однако вместо того, чтобы ожидать скальпирования только индейцев, как это было в большинстве предыдущих колониальных войн, и патриоты, и лоялисты теперь были готовы напрямую поощрять союзных индейцев и даже использовать скальпирование самих себя как средство запугивания своих врагов, независимо от того, был ли этот враг индиец или англичанин. В то же время каждая сторона утверждала, что использование их противником скальпирования доказывает, что противник олицетворяет индейскую жестокость. Это новое понимание спекуляций останется центральным напряжением в англо-американской войне до конца войны 1812 года и будет коренным образом определять американскую политику и поведение в индейских войнах на протяжении девятнадцатого века.

 

[1] Джеймс Акстелл, «Скальпирование: этноистория морального вопроса», в Европейцы и индейцы: очерки этноистории колониальной Северной Америки (Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета, 1981), 241.

[2] Джереми Листер, Битва за Конкорд: во многом повествование энсина Джереми Листера из 10-го пехотного полка о его службе 19 апреля 1775 года и о его опыте в Бостоне в начале Месяцы осады (Кембридж: издательство Гарвардского университета, 1931), 27.

[3] Томас Гейдж, Косвенный отчет о нападении, которое произошло 19 апреля 1775 года, на войска Его Величества (Бостон: Брошюра, напечатанная Джоном Хоу, 1775).

[4] Джон Мойр, Послушание — лучшая хартия, или Закон — единственная санкция свободы: в письме преподобному доктору Прайсу (Лондон: опубликовано для Ричардсона и Уркхарта, 1776 г.), 55. «Ответ к Декларации независимости», в Журнал шотландцев, 39 (1777), 237.

[5] Рассказ о походе и опустошении королевских войск под командованием генерала Гейджа, девятнадцатого апреля 1775 г. (Вустер: Напечатано Исайей Томасом по приказу провинциального конгресса, 1775 г.).

[6] Грегори Э. Дауд, Беспочвенные: слухи, легенды и мистификации на ранних американских границах (Балтимор: издательство Университета Джона Хопкинса, 2015), 170.

[7] «Приказ Государственного совета Вирджинии о помещении Генри Гамильтона и других в утюги, 16 июня 1779 г.», в The Papers of James Madison , vol. 1, 16 марта 1751 – 16 декабря 1779 , изд. Уильям Т. Хатчинсон и Уильям М. Э. Рэйчал (Чикаго: The University of Chicago Press, 1962), 288. «От Томаса Джефферсона до Теодорика Бланда, 8 июня 1779 года», в The Papers of Thomas Jefferson , vol. 2, 1777 – 18 июня 1779 , изд. Джулиан П. Бойд (Принстон: Princeton University Press, 1950), 286.

[8] Майя Джасанофф, Liberties Exiles: американские лоялисты в войне за независимость (Нью-Йорк: Винтаж, 2012), 45.

[9] Питер Р. Сильвер, Наши дикие соседи: как война с индейцами изменила раннюю Америку (Нью-Йорк: WW Norton, 2009), 246.

[10] Уильям Дигби, Британское вторжение с севера: кампании генералов Карлтона и Бургойна из Канады, 1776-1777 гг., с журналом лейтенанта. Уильям Дигби из 53-го, или Шропширского, пешего полка, изд. . Джеймс П. Бакстер (Олбани: Сыновья Дж. Манселла, 1887 г.), 262.

[11] Дело преподобного Уиллера, Революционные мемориалы (Нью-Йорк: М. В. Додд, 1852 г.), 39.

[12] Томас Пейн, «Нештатный кризис. Сэру Гаю Карлтону, » в Crisis Papers (Филадельфия, 1782).

[13] The Philadelphia Freeman’s Journal, 19 сентября 1781 года.

[14] Эдвард Лонг, Английское человечество без парадокса: или, попытка доказать, что англичане не нация дикарей (Лондон: Printed for T. Lowndes, 1778), 81-82, 90.

[15] Грегори Эванс Дауд, Беспочвенные: слухи, легенды и мистификации на ранней американской границе (Балтимор: Издательство Университета Джона Хопкинса, 2015), 183.

[16] Генри Дж. Янг, «Заметка о наградах за скальп в Пенсильвании», Pennsylvania History 24 (1957), 207.

[17] Серебро, Наши дикие соседи, 161.

[18] «От Бенджамина Франклина к [Питеру Коллинсону?], 12 апреля 1764 г.», The Papers of Benjamin Franklin, vol. 11, 1 января по 31 декабря 1764 , изд. Леонард В. Лабари (Нью-Хейвен и Лондон: издательство Йельского университета, 1967), 180. Стивен Брамвелл, Красные мундиры: британский солдат и война в Америке, 1755-1763 (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2006), 175.

[19] «Конрад Вайзер губернатору Роберту Моррису, 22 декабря 1755 г.», в Colonial Records: протоколы провинциального совета Пенсильвании от организации до прекращения собственнического правительства. т. 11-16 Протоколы Верховного исполнительного совета Пенсильвании от его организации до прекращения революции (Филадельфия: J. Severns & Company, 1851), 763.

[20] Роберт Фрэнсис Сейболт, «Охота на индейцев в Массачусетсе: скаутский журнал 1758 года», The New England Quarterly , 3 (1930), 528-531. Майкл Деккер, Войны французов и индейцев в штате Мэн, (Mount Pleasant: Arcadia Publishing, 2015), 120.

[21] Серебро, Наши дикие соседи, 161-162 .

[22] Изд. Фредерика Кука, Журналы военной экспедиции генерал-майора Джона Салливана против шести народов индейцев в 1779 г.; с записями празднования столетия; подготовлено в соответствии с главой 361 законов штата Нью-Йорк от 1885 г. (Auburn: Knapp, Peck & Thompson, Printers, 1887), 11.

[23] Барбара А. Энн, Война Джорджа Вашингтона с коренной Америкой (Рино: University of Nevada Press, 2008), 94, 95, 97.

[24] Бернард В. Шихан, «Знаменитый покупатель волос: Генри Гамильтон, Джордж Роджерс Кларк и американские индейцы», Indiana Magazine of History, 79(1983), 20. Теодор Савас и Дж. Дэвид Дэмерон, Путеводитель по битвам американской революции (Нью-Йорк: Савас Бити, 2010), 202.

[25] Шихан, «Знаменитый покупатель волос», 21.

[26] «От Кларка к Патрику Генри, 3 февраля 1779 г.», в Документы Джорджа Роджерса Кларка, том VIII, 1771–1781 , изд. Кларенс Уолворт Алворд (Спрингфилд: попечители Государственной исторической библиотеки штата Иллинойс, 1912 г.), 97.

[27] Американский журнал и главный рекламодатель, 7 мая 1779 года. Дауд, Безосновательно: слухи, легенды и мистификации на ранних американских границах, 213.

[28] «Браун в Корнуоллис, 16 июля 1780 г. , »в The Cornwallis Papers Volume 1 The Campaigns 1780 and 1781 in The Southern Theater of the American Revolution War, ed. Ян Сабертон (Восточный Сассекс: Naval and Military Press, 2010), 278.

[29] Уэйн Линч, «Создание лоялистов», Journal of the American Revolution , https://allthingsliberty.com/2014/01/making-loyalist/, по состоянию на 3 июля 2016 г.

[30] Джон Д. Барнхарт, изд., «Апология вице-губернатора Генри Гамильтона», Indiana Magazine of History , 52 (1956), 394.

[31] Дауд, Беспочвенные: слухи, легенды и мистификации на ранних американских рубежах, 185.

Истоки скальпинга: правдивая и удивительная история

Возможно, скальпинг изобрели коренные американцы, но контакты с европейцами ускорили его.

Представление о том, что коренные американцы регулярно и злобно снимали скальпы со своих врагов, распространено и по сей день. Исторические отчеты укрепили эту веру.

Один из таких рассказов можно найти в истории о битве при Вабаше между конфедерацией индейских племен против американской армии в 1791 году. Последствия битвы показаны глазами выжившего Стивена Литтела, который был свидетелем поражения. американских войск.

Ужасная картина представилась ему там, тела около семисот убитых и раненых занимали землю на пространстве около трехсот пятидесяти ярдов. Было холодное, морозное утро. Скальпированные головы представляли весьма отвратительное зрелище. От них всех исходил своеобразный пар или пар. Многие из этих несчастных были еще живы, и со всех сторон слышались стоны. Несколько раненых умоляли юного Литтела положить конец их страданиям.

История Огайо, том 23

Хотя на первый взгляд это может быть правдой, происхождение и история скальпинга гораздо сложнее, чем принято считать.

Связанное чтение : 10 мест, где можно увидеть индейские пиктограммы и петроглифы на Западе

Что такое скальпинг?

Как описал ученый Габриэль Надо, скальпирование — это… насильственное удаление скальпа, полностью или частично». Чтобы не быть слишком мрачным, но есть несколько вариантов этой практики. Например, на Востоке скальпы удаляли полностью, делая круговой разрез вокруг головы, затем вокруг ушей и вниз по шее.

Слегка приподняв волосы, чтобы убедиться, что кожа приоткрыта, скальперы откидывали голову назад и снимали скальп. На Тихоокеанском Северо-Западе чавычам отрывали части морды и спины. На Равнинах Уильям Фило Кларк сообщил о практике скальпирования в 1885 году. скальп сняли. Чтобы сделать его особенно красивым, они держали на ушах кольца и украшения».

Индийский язык жестов , Уильям Фило Кларк

Посторонние считали эти действия зверствами, но скальпирование также выполняло важную социальную функцию. В энциклопедии истории американских индейцев отмечается, что скальпирование придавало скальперам престиж, поскольку предоставляло прямое доказательство воинской доблести. Скальп в руке доказывал мужественность воина. Считалось также, что через скальпирование способности жертвы будут переданы скальперу.

Это также был способ признать ценность павшего врага. Единственным общим знаменателем, по крайней мере, среди восточных племен и племен прерий, было то, что прядь скальпа, представляющая собой длинную прядь небритых волос, принятую у многих индейских племен, нужно было взять .

Связанное чтение : 50 Индейские пословицы, поговорки и мудрые цитаты

Археологи показывают скальпинг, предшествующий Колумбу

Было много споров о том, возникла ли практика скальпирования у коренных американцев или она была введена европейцами. Подробнее о важности этих дебатов будет рассказано позже, но археологические данные показывают, что практика скальпирования предшествовала контактам с европейцами.

American Antiquity опубликовала в 1940 году статью, в которой описывалось исследование археологами скелетов коренных американцев у реки Иллинойс . На одном черепе были обнаружены круглые надрезы вокруг макушки с дополнительными надрезами на спине, подтверждающими следы скальпирования. Этот скелет относится к культуре Среднего Миссисипи, обычно между 700 г. н.э. и 1500-ми годами.

Источник: Wikimedia Commons

Более позднее исследование, опубликованное Равнинный антрополог обнаружил древние останки в Небраске, свидетельствующие о том, что с людей сняли скальпы и, вероятно, они выжили после массовых инфекций, и все это еще до Колумба. С археологической точки зрения кажется очевидным, что скальпирование как практика существовало по всей Северной Америке среди многих племен древнего происхождения.

Согласно Рациональность и общество , наибольшее количество случаев произошло на Востоке, Равнинах и Юго-Западе.

Связанное чтение : Воюющие мужчины и женщины резни в Феттермане

Первые контакты, первые порезы

Когда европейцы впервые начали исследовать Америку, они сообщали о случаях скальпирования. Жак Картье сообщил о своем втором путешествии в 1535 году, что у вождя коренных американцев были «… скальпы пяти человек, натянутые на обручи, как пергамент, которые постоянно вели войну против своего народа».

Дэвид Х. Дай описывает, как Эрнандо Де Сото сообщил, что среди воинов апалачей «больше всего ценили скальпы, которые они могли видеть на конце лука, которым они сражались». Член экспедиции Де Сото, Саймон Родригес, был убит и скальпирован.

Другое описание одного из конкистадоров Де Сото: «Я даже видел кожу короны ( el pellejo de corona ) монаха, выставленную мне индейцем, который принес ее на показ».

Источник: Википедия / картина Карла Бодмера

Эти отчеты были подхвачены художниками, одним из самых значительных был Теодор де Бри. Как описано в The European and the Indian , де Бри сделал гравюру на основе рисунка Жака Ле Мойна. В этом произведении показано, как коренные американцы снимают скальпы с врагов с помощью заостренной трости, и это во многом укрепило общий ужас по поводу этой практики.

Связанное чтение : 7 фактов о солдатах-собаках шайеннов и их воинском наследии

Ритуалы скальпирования

Скальпирование в традиционном понимании было священным ритуалом воинов. В межплеменных войнах, в которых бойцов меньше, чем в более сложных цивилизациях, потребность в личном мастерстве была велика. Жак Ле Мойн, передавая рисунок, ставший печально известным благодаря гравюре де Бри, писал, что тимукуанцы «провели церемонию победы, во время которой ноги, руки и скальпы побежденных были прикреплены к шестам с «великой торжественностью»» 9.0003

Капитан Джон Смит из Джеймстаунской колонии также видел, как Конфедерация Поухатанов устроила шоу для англичан, повесив скальпы соседнего племени в безмолвное свидетельство своей власти.

Избранное Читать

Кровавый Меридиан

«Это жестокая и неумолимая история жестокой группы ополченцев, которые направляются на запад (или юго-запад) за скальпами индейцев. Я читал немало историй того времени, и Маккарти, кажется, точно уловил многое из того, на что была похожа жизнь. Однако то, как он рассказывает историю, составляет основу книги».

Прочитать

Рациональность и общество утверждает, что снятие скальпа показало, кто был способным воином, а кто достоин чести. Тот, кто принес больше скальпов, имел больше чести. В качестве военного трофея скальп был идеальным, поскольку разные прически среди групп коренных американцев делали скальпы легко узнаваемыми, и было невозможно разделить или подделать скальп.

Скальпы также использовались как средство катарсиса против поверженного врага. Танцы скальпа были ритуалами, в которых враг был формально побежден. Дэвид Х. Дай описывает, как тао в Нью-Мексико раздавали скальпы и оскорбляли их, ругаясь или мочиясь на них. Все это было сделано для того, чтобы показать, как отнимается власть у их врага.

Эти скальпы часто носили как часть одежды члена племени. Журнал американской истории объясняет, как семинолы снимали скальпы, чтобы не дать своим врагам войти в загробную жизнь, потому что они считали, что тело должно оставаться целым после смерти.

Нос, руки или кожа головы?

Какими бы брезгливыми и презрительными ни были европейцы, а затем и американцы в отношении скальпирования, европейцы издавна практиковали подобные обычаи. Американский журнал археологии объясняет, что древние скифы скальпировали своих жертв.

В то время, когда европейские исследователи были в ужасе от скальпирования, они клеймили, бичевали, четвертовали, а также выставляли тела на обозрение. Ампутация также была обычным наказанием с древних времен до эпохи Просвещения 1700-х годов.

Источник: Библиотека Конгресса

Отрезанные носы или отрубленные руки, по-видимому, не вызывали у европейцев такого беспокойства, как снятие скальпов. Однако европейские войны в целом были гораздо более разрушительными и кровавыми, чем войны коренных американцев, из-за меньших масштабов последних.

Несмотря на протесты, европейские колонисты, а позже и американцы, нашли применение скальпированию и приняли в нем участие.

Скальпирование ускоряется

Хотя снятие скальпов было нормой воинов, и европейцы не изобрели эту практику, по прибытии в Америку они быстро начали ее использовать и расширять. Колониальные правительства относительно быстро предложили награды за скальпы коренных американцев.

Вообще, Уильяму Кифту, генеральному директору голландской колонии Новые Нидерланды (будущий Нью-Йорк), приписывают введение практики выплаты премий в 1641 году согласно Смертельное воображение .

Что примечательно, так это то, что Кифт был обвинен в обучении скальпированию коренных американцев. Это неправда: на Кифта, скорее всего, повлияла недавняя война пекотов, в ходе которой индейские союзники Новой Англии предложили английским колонистам скальпы и другие части тел в качестве доказательства своей верности.

Другие колонии последовали их примеру. Колониальное правительство Массачусетса предложило двадцать фунтов за скальп в 1689 году в качестве возмездия, и эта политика расширилась на протяжении всего периода и распространилась на Соединенные Штаты.

Скальпирование спредов

Неудивительно, что скальпинг как практика распространился на запад по мере роста Соединенных Штатов. Исследования показывают, что снятие скальпов и других трофеев использовалось белыми, коренными американцами и беглыми порабощенными людьми.

Американские штаты на всем Западе, а также в Мексике предлагали награды за скальпы коренных американцев, и хотя они предположительно предназначались для определенных племен, на практике охотники за скальпами брали все, что могли найти.

The Indian Frontier описывает, как Джеймс Киркер зарабатывал 5 долларов за скальп апачей, который он предоставил правительству Мексики в 1840-х годах. Сообщалось, что он доставил 457 скальпов, в основном с территории Америки.

Другим известным охотником за скальпами был преступник Джон Глэнтон, чья банда собирала скальпы апачей. По данным Исторической ассоциации штата Техас, у банды начали заканчиваться жертвы, поэтому они обратились к мирным коренным американцам и, наконец, к самим мексиканцам в качестве источников скальпов.

Источник: Wikimedia

В 1850 году они захватили речной паром из Юмы и убили мексиканских и американских пассажиров за их товары и деньги. Юма отомстил за этот поступок, перерезав Глэнтону горло и сжег его труп. С него не сняли скальп.

Кормак Маккарти позже вспоминал подвиги Глэнтона и его банды в своем романе Кровавый меридиан .

Зверства во время резни в Сэнд-Крик

Одним из наиболее хорошо задокументированных зверств на Старом Западе была резня в Санд-Крик. В 1864 году Третий кавалерийский полк Колорадо устроил резню в деревне арапахо и шайеннов на территории Колорадо.

По данным Службы национальных парков, было убито около 230 человек, более половины из которых женщины и дети. Один из очевидцев описал ужасную сцену.

В их отношении были совершены всевозможные грабежи; с них сняли скальп, выбили мозги; мужчины резали женщин ножами, били маленьких детей дубинками, били их ружьями по голове, выбивали им мозги, калечили их тела во всех смыслах этого слова».

Состояние индейских племен: отчет Объединенного специального комитета

Скальпирование, казалось, закончилось только тогда, когда индейские племена Северной Америки были прочно завоеваны Соединенными Штатами в конце XIX века.

Продолжение споров о скальпинге 

Скальпинг в основном считался практикой коренных американцев вплоть до 20-го века. Но к 1960-м и 1970-м годам ученые и писатели начали серьезно сомневаться в том, действительно ли европейцы ввели скальпирование, и было ли это частью ревизионистских взглядов 20-го века на историю коренных американцев, которые в значительной степени пытались разрушить негативные стереотипы. коренных американцев.

История скальпинга и происхождение скальпинга до сих пор являются деликатной темой. Некоторые до сих пор придерживаются европейского происхождения, несмотря на противоположные доказательства. Несмотря на это, ясно, что даже если европейцы не изобрели скальпинг, они, безусловно, поощряли его практику и принимали в нем участие. Правда в том, что варварство и жестокость на войне кажутся человеческой нормой.


Узнайте больше о вождях коренных американцев, историях и местах:

  • 10 фактов о Куане Паркер, «последнем вожде команчей», которых вы могли не знать
  • 5 впечатляющих руин коренных американцев в Колорадо, которые вы можете посетить сегодня
  • Разбивание кремня: технологии каменного века, которые создали первые нации
  • 10 мифических существ коренных американцев, от буревестников до оборотней
  • Сложное наследие миротворца Уте вождя Урея
Дополнительная литература
  1. Самый недобрый порез, или Кто изобрел скальпинг, Джеймс Акстелл и Уильям С.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *