Собор в ельце: Елец: собор, которому мало равных

Елец: собор, которому мало равных

Приблизительное время чтения: 2 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

В Ельце можно полюбоваться одним из самых больших храмов в России. Вознесенский кафедральный собор, который возвышается на крутом берегу реки Быстрой Сосны, строили целых 44 года! Почему так долго? И как он устроен? Давайте узнаем. Сегодня наша «Дорога к храму» ведет в Елец.

Вознесенский кафедральный собор

Деньги на строительство этого колоссальных размеров собора собирали по всей стране. Проект легендарного архитектора Константина Тона оказался третьим по счету — первые два «зарубили» как неудачные.

А часть стенных росписей были выполнены… в годы гонений на Церковь!

Отправиться в путешествие

От задумки до освящения

Собор был выстроен на замену старому (1745), который к концу XVIII века уже не вмещал всех прихожан. Автором проекта собора стал создатель Храма Христа Спасителя архитектор Константин Тон. От задумки до утверждения проекта прошел 41 год. Еще 44 года ушло на строительство. Собор строили всем миром. Пожертвования собирали в Москве, Петербурге, на Нижегородской ярмарке и, конечно, в самом Ельце. Контролировали работы знаменитые архитекторы Иван Вальпреди и Александр Каминский. Росписи выполняли выдающиеся художники-передвижники Клавдий Лебедев и Алексей Корзухин. Собор был освящен в 1889 году.

Более 220 росписей и живописных полотен украшают стены собора

Убранство трапезной насчитывает 150 художественных произведений. Вознесенский собор не только место молитвы, но и огромная художественная экспозиция, и уникальное историческое достояние Ельца.

Необычная колокольня

У колокольни собора всего два яруса. И это не последствия советской эпохи. По проекту Тона колоколя должна была быть на 7 метров выше самого храма, но из-за стечения разных факторов до 1917 года ее так и не успели построить.

Елецкая икона Божией Матери

Богородица Оранта (т. е. молящаяся) с небесным воинством. Икону написал художник-передвижник Алексей Корзухин, занимавшийся росписью елецкого собора.

Часовня

Над братской могилой ельчан, две недели оборонявших город от Тамерлана (1395). От Ельца тогда буквально ничего не осталось

Годы испытаний и возвращение Церкви

В тридцатых годах ХХ века собор закрыли. В нем устроили пункт по переработке церковной утвари на металл. В ваннах с кислотой смывали сусальное золото с икон елецких церквей.

Потом в стенах собора был зерновой склад. А во время Отечественной войны на крыше стоял зенитный пулемет, обеспечивавший противовоздушную оборону Ельца.

В 1947 году по просьбе ельчан храм вернули Церкви. Сегодня Вознесенский собор — кафедральный (т. е. самый главный) храм Елецкой епархии.

Дорога

До Ельца удобно добраться по железной дороге. Расстояние от Москвы до Ельца составляет 436 км. Доехать можно за 7–8 часов. Поезда в Москве отправляются с Восточного и Павелецкого вокзалов. Рядом с железнодорожным вокзалом Ельца находится автостанция № 1. От нее на автобусе за 10 минут можно доехать до Вознесенского собора.

Елец — узловая станция Белгородского региона Юго-Восточной железной дороги.
На главном перроне вокзала стоит часовня во имя Пресвятой Троицы.

Елец — крупный транспортный железнодорожный узел. Станция находится на пересечении линий Ожерелье — Узловая — Елец — Старый Оскол — Валуйки и Брянск — Орёл — Елец — Грязи — Волгоград. К северо-востоку отходит однопутная тепловозная ветка на станцию Лев Толстой.

На станции Елец расположено локомотивное депо, в котором сосредоточен крупнейший на РЖД парк пассажирских тепловозов ТЭП70 и ТЭП70БС. Депо Елец проводит ремонт и своих локомотивов, и локомотивов других железных дорог.

Отправиться в путешествие

Вознесенский собор | Елецкая епархия

Духовным центром города Ельца по праву считается Вознесенский собор, который вот уже более века украшает город, являясь центром восхитительной панорамы, открывающейся с правого берега реки Быстрой Сосны.

Построенный в 1889 году на месте, благословленном в середине XIV века митрополитом Алексием для возрождения сожженного в татарское нашествие древнего Ельца, Вознесенский собор воспринимается жителями и гостями города как начало начал: от главного входа собора расходятся дороги в важнейших направлениях. Вознесенский собор является организующим звеном градостроительной структуры, он виден с очень больших расстояний при подъезде к городу, радуя сердце каждого ельчанина после дальнего пути: «Слава Богу, дома!»

Строительство Вознесенского собора началось в 1845 году. За 44 года (вместо 7, как предполагалось по смете) в строительных работах приняли участие практически все ельчане: именитые граждане содействовали постройке капиталом, простые горожане – личным участием. Однако первое место среди всех, несомненно, принадлежит представителям нескольких поколений купцов Петровых, обеспечивавших строительство не только личными вкладами, но и взявших на себя многолетний труд по осуществлению общего надзора за строительными работами.

Проект Вознесенского собора был разработан академиком К. Тоном, автором многочисленных выдающихся по архитектуре сооружений, в том числе храма Христа Спасителя в Москве. Москвичи даже при беглом взгляде на Вознесенский собор в Ельце отмечают его внешнюю схожесть с храмом Христа Спасителя. Действительно, оба храма – и елецкий, и московский – спланированы в одном русско-византийском стиле, оба являются пятикупольными, стоят на излучинах высоких берегов рек и вписываются в сложившиеся системы вертикалей своих городов и панорамы их парадных, обращенных к рекам ансамблей, оба являются архитектурными доминантами городских центров – окружающая застройка тяготеет к их мощным объемам. Высота Вознесенского собора с крестом составляет 74 м, длина – 94 м. , ширина – 34 м.

Освящение Вознесенского собора состоялось 21 августа 1889 года и стало значительным событием в истории города Ельца. На торжество было разослано 3 000 пригласительных билетов. Во всенощном бдении принимало участие духовенство столицы и соседних епархий. Собор, несмотря на его величину, не смог вместить желающих, и вся площадь вокруг него была заполнена народом. Так, с августа 1889 г. новый Вознесенский собор начал свою непростую жизнь.

Одна из славных страниц истории собора связана с пребыванием в нем архимандрита Исакия Виноградова, который с 1958 года до своей смерти в 1981 году был его настоятелем. Могила архимандрита Исакия, выдающегося проповедника, награжденного Патриаршим посохом, на елецком городском кладбище почитается верующими, её посещают паломники из разных концов страны и из-за границы.

Были в истории Вознесенского собора и трагические страницы. В годы антирелигиозной кампании XX века с временной деревянной колокольни (каменная так и не была построена) были сняты колокола – самый большой из 16-ти колоколов весил 706 пудов. Были сорваны, разбиты и сданы на металлолом бронзовые люстры собора, с икон снимались оклады, смывалось кислотой сусальное золото, разбивалась резьба деревянных иконостасов и киотов. Собор превратили в хранилище овощей и зерна.

Восстановление Вознесенского собора началось лишь в 1947 году. Ельчане принесли множество домашних икон, в то время еще живые мастера резали деревянный иконостас по прежним образцам, собрав его частично из деталей иконостасов других церквей. От подлинного иконостаса сохранились лишь верхние элементы. И все-таки, несмотря на утраты, Вознесенский собор является огромной художественной экспозицией: только в храмовой части насчитывается более 220 стенных росписей и живописных полотен, большинство из которых принадлежит выдающимся русским художникам – А.И. Корзухину и К.В. Лебедеву.

В настоящее время Вознесенский собор имеет три зала. В летнем и зимнем залах (название они получили по отсутствию и наличию отопления в прошлом) расположено пять приделов, три придела имеется в нижнем зале. Главный иконостас храма – труд архитектора А.С. Каминского – трехъярусный: нижний ярус из позолоченного резного дерева, а два верхних – лепные.

У северной стены Вознесенского собора в церковной ограде стоит часовня в виде древнерусского шлема, устроенная, по преданию, над братской могилой ельчан, погибших при нашествии Тамерлана в 1395 году. Восточнее часовни расположено несколько захоронений священнослужителей.

В 2013 году храм начал новую страницу своей истории: с открытием в году Елецкой и Лебедянской епархии Вознесенский собор стал кафедральным. Это огромной важности событие дает ельчанам надежду на развитие церковной жизни в городе, на скорейшее возрождение многочисленных городских храмов и обретение новых святынь.

Димитрий Перцев

Вознесенский собор. Даце.

Вознесенский собор — главный православный храм города Ельца, основанный в начале XIX века, соборный храм Елецкой епархии.

Строительство нового Вознесенского собора в Ельце – это торжественная эпопея, которая так и просится на страницы романа. Первое документальное упоминание о Вознесенской церкви на Красной площади относится к 1691-1693 гг. В писцовой книге 1678 года сведений о ней до сих пор нет, то есть следует предположить, что первая деревянная Вознесенская церковь была построена в 1680-х годах. Это представляется весьма вероятным, если не забывать, что в 1682 г. в Русской Церкви появилась новая Воронежская епархия (к ней была приписана Елецкая), а при первом воронежском архипастыре — святителе Митрофане — по всей епархии активно строились храмы: их общее количество число епископов в его время намного превышало двести. В 1764 г. на месте деревянной церкви была возведена каменная Вознесенская церковь, которая в 1772 г. получила, в связи с теснотой старого Воскресенского собора, статус соборной. Но уже в начале 1920 века Вознесенский собор перестал удовлетворять потребности ельчан. В 1800 г. заговорили о необходимости строительства нового собора, в 1824 г. был представлен первый проект, «итальянский», от которого вскоре отказались; в 1841 г.

— второй проект (в «византийском и отчасти в итальянском вкусе»), отклоненный проектно-сметной комиссией Главного управления путей сообщения и общественных зданий.

В 1843 году был готов новый проект. В 1845 году состоялась закладка Вознесенского собора. Не все шло гладко. Уже перед основанием собора его несколько «сдвинули» относительно первоначального плана — орловский губернатор внял просьбе причта старой Вознесенской церкви, пожелавшей сохранить храмовую часть здания, чтобы продолжить строительство. услуги в нем. Это «самодовольство» вызвало протест городского архитектора, однако ни к чему не привело: решение губернатора осталось в силе. В первый же год строительства подрядчика отстранили от работы: уже при возведении фундамента выяснилось, что его методы совершенно устарели и не дают зданию необходимого запаса прочности. Позже, когда приступили к росписи главного храма, поменялись и авторы фресок. 21 августа 1889 г.Епископ Орловский Мисаил (Крылов) в сослужении многочисленного духовенства освятил Вознесенский собор.

Новопостроенный Вознесенский собор превратился в центр елецкой жизни, особенно после учреждения Елецкого викариатства в составе Орловской епархии. Богослужения здесь отличались особой торжественностью, местные архиереи очень любили храм и гордились им, горожане охотно шли к богато украшенному собору, в котором дух захватывал своим простором, высотой, святынями, торжественный главный иконостас. Однако в храме они не только молились, но здесь и «формировались», и приобщались к культуре, и занимались общественным служением. Уже в 1890 при соборе была открыта церковно-приходская школа.

В 1922 году по стране была развернута кампания по «изъятию церковных ценностей», которая не прошла мимо Елецкого собора. Однако храм продолжал действовать в городе, который быстро терял свои храмы: их закрывали, а то и уничтожали один за другим. Вознесенский собор продолжал функционировать, но не без трудностей и угроз. В 1929-1930 годах он был временно закрыт, но спустя год, благодаря многочисленным просьбам верующих, собор все же открылся.

И все же Вознесенский собор был окончательно закрыт в 1934. Иконы сжигали прямо в церкви, а золото с позолоченных окладов и деталей иконостаса смывали в устроенной тут же гальванической мастерской. Тогда в разграбленном соборе устроили зернохранилище, и грузовики въехали прямо в храм. Вновь собор был открыт в 1947 году. В 1950-1990-е годы Вознесенский собор в общем упадке оставался действующим и окормлял многочисленных елецких верующих, несмотря на все гонения на Церковь того времени. В новое время собор фактически взял на себя ведущую роль в восстановлении и исправлении православной жизни в древнем Ельце. В 2003 году с образованием самостоятельных Липецкой и Елецкой епархий Вознесенский собор вернул себе статус соборного храма.

Гей-активист танцует и раздевается в атриуме католического собора в Колумбии во время «Месяца гордости»

Собор Сан-Хиль | Оскар Эспиноса/Shutterstock

Автор: Вальтер Санчес Сильва

ACI Prensa Staff, 24 июня 2021 г. / 15:01

На этой неделе ЛГБТ-активист танцевал и разделся до нижнего белья в атриуме перед собором в городе Сан-Хиль, Колумбия.

Наводящий на размышления танец состоялся на фоне продолжающихся демонстраций национальной забастовки и в рамках месяца «гей-прайда», вызвав полемику в социальных сетях и возмущение среди католиков.

Ночью 21 июня группа ЛГБТ-активистов собралась у собора в Сан-Хиле, расположенном примерно в 150 милях к северу от Боготы, и наблюдала, как член их группы танцует и раздевается в ритме музыки.

В размытом видео, размещенном в Facebook колумбийским СМИ El Regional, из громкоговорителя слышен голос, представляющий «перформанс» «Саши», который перед тем, как начать танцевать, восклицает: «Да здравствуют гомосексуалисты и да здравствуют шлюхи!»

«Религия не может угнетать наш способ любить, любовь есть любовь, и забастовка должна быть разнообразной, всеобъемлющей и свободной от стереотипов. Мы — любовь, мы — разнообразие», — говорится в сообщении ЛГБТ-группы, переданном Blu Radio.

Национальная забастовка, организованная различными левыми организациями, началась в Колумбии 28 апреля и была отмечена насилием и бесчинствами в разных городах, в результате чего по меньшей мере 50 человек погибли и десятки получили ранения.

Гражданин, пожелавший остаться неизвестным, сообщил Blu Radio, что танец, представленный ЛГБТ-сообществом, демонстрирует «неуважение, пошлость и плохие ценности». Он также осудил «их неуважение к такому символу религии, как главный атриум собора».

«Они могут творить свои безумства в другом месте, но не перед детьми, семьями и частями общества, которые не разделяют эти идеи, сексуальную ориентацию и идеологию», — добавил он.

В сообщении El Regional в Facebook пользователь, идентифицированный как Оллу Вери, сказал: «В то время праздновалась Евхаристия, где было много людей, которые молились и ходатайствовали за свои семьи, переживая боль потери своих близких. Поставьте себя на место этих семей! В Сан-Хиле есть много мест, где можно заявить о своих правах».

Хотя в посте есть несколько комментариев в пользу танца ЛГБТ-группы, пользователь по имени Генри Селис заявил, что то, что было сделано в атриуме собора, «просто недопустимо. Всякая церковь есть дом Божий»

  • Теги:
  • Колумбия,
  • ЛГБТ,
  • Месяц гордости

Уолтер Санчес Сильва — старший писатель ACI Prensa (https://www.aciprensa.com). Обладая более чем 15-летним опытом, он освещал важные церковные события в Европе, Азии и Латинской Америке во время понтификатов Бенедикта XVI и Папы Франциска. Электронная почта: [email protected]

Подпишитесь на наш ежедневный информационный бюллетень

Наша команда Католического информационного агентства стремится сообщать правду с мужеством, честностью и верностью нашей вере. Мы сообщаем новости о Церкви и мире через учения католической церкви. Когда вы подписываетесь на CNA UPDATE, мы будем присылать вам ежедневное электронное письмо со ссылками на нужные вам новости, а иногда и на экстренные новости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *