Соборная мечеть в кордове: Соборная мечеть Мескита в Кордове (Испания): описание и фото

Соборная мечеть Мескита в Кордове (Испания): описание и фото

Мескита – соборная мечеть, расположившаяся в испанском городке Кордова (Андалусия), входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Достопримечательность является истинной гордостью не только в Андалусии, но и входит в число 12 чудес Испании. Сотни тысяч туристов стремятся в Кордову, чтобы собственным глазами увидеть мечеть Мескиту, история которой насчитывает 11 веков. Собор возвышается в центре города, на берегу реки Гвадалквивир в окружении еврейских и мавританских кварталов.

Место, где стоит собор, можно назвать священным. Ведь Мескита построена на месте базилики Святого Викентия из Сарагосы, которая, в свою очередь, была построена на руинах римского храма, где поклонялись богам древнеримского пантеона. В результате завоевания земель Испании арабами в 8 веке, Кордова стала столицей эмирата и, соответственно, культурным, научным и религиозным центром. И так как количество мусульман росло, то и возрастала потребность в возведении мечети. Но строительство началось лишь в 11 веке, после того как Абд ар-Рахман I купил землю и задумал возвести грандиозное строение вместо существующей базилики. И каждый новый правитель вносил свою архитектурную лепту в образ современной мечети Мескиты в Испании.

В 13 веке у Кордовы появились новые хозяева – к власти пришли кастильские короли. И им исламская мечеть была совершенно не нужна. А вот католического собора не хватало. И они поступили по примеру предшественников – «переформатировали» мечеть в католическую церковь. Таким образом, Мескита превратилась в кафедральный собор. К тому времени многие мусульмане бежали на север Африки.

С начала 2000-х годов ведется кампания за право мусульман молиться в Меските. Но пока эта идея не получила одобрения ни в Ватикане, ни в католической церкви.

Мескита: архитектурные особенности собора

С того момента, как на эти земли пришли кастильские короли, Мескиту пытались переделать.

Правители понимали уникальность строения, поэтому не хотели разрушать эту красоту. Однако в 16 веке инициатором реформ выступил местный епископ Алонсо Манрике. К тому времени святыня уже успела утратить часть своей исключительной архитектуры. Работы над перестройкой начались в 1523 году. Для этого пригласили архитектров – Эрнана Руиса Старшего, Хуана де Очоа и Диего де Правеса.

С переделкой было связано немало скандалов, так как все происходило без утверждения Городского совета и разрешения короля. Глава городского совета даже пошел на радикальное решение, провозгласив конфискацию имущества и даже смертную казнь за то, если кто- посмеет разрушить столько великолепное и ценное сооружение. Епископ, в свою очередь, отлучил главу совета от церкви, а король вскоре дал согласие на переделку мусульманской мечети в католическую церковь.

Эрнану Руису Старшему удалось «вписать» собор в мечеть, создав гармонию между мавританским стилем и стилем эпохи Возрождения. Трансепт, как и в других кафедральных соборах, выполнен по форме латинского креста. В архитектуре здания четко прослеживаются позднеготические традиции – подпорные арки, большие колонны и перегородки.

Общее впечатление, помимо восторга, у туриста может вызвать диссонанс. Здесь рядом с михрабом – традиционной нишей в стене, характерной для мусульманский мечетей, висит образ Богоматери с Иисусом. Но что точно поразит в Меските, так это арки с 856 колоннами, украшенные гранитом, яшмой, мрамором и ониксом.

В соборе установлены хоры для певчих, на которых изображены сцены из жизни Девы Марии, и Христа, кордовских святых, а также Ветхого и Нового заветов. Для возведения хоров красное дерево завозили из самой Южной Америки.

Башня и внутренний двор Мескиты

На стене, которая окружает собор, расположена башня, которая во времена правления мусульман служила минаретом. Свой современный образ она получила в результате реконструкции под руководством Эрнана Руиса Младшего. На башне возвышается скульптура Архангела Рафаила – покровителя Кордовы. А под башней располагается арка, которая служит входом во внутренний двор.

Изначально внутренний двор использовали для омовений и религиозных учений. При реконструкции пальмы, произраставшие здесь, заменили апельсиновыми деревьями. Поэтому внутренний двор Мескиты называется «апельсиновым».

Что еще посмотреть в Кордове

Кордова является вторым по величине старым городом Европы. Богатая история обусловила наличие здесь и римских развалин, различных церквей, и сооружений в стиле мудехар. Особого внимания заслуживает еврейский квартал, где находится средневековая синагога. Сделать красивые снимки можно также у старой башни Калаорры и Римского моста на набережной реки Гвадалкивир. А в 8 км от Кордовы располагаются раскопки дворцового города Мадина аз-Захарю.

Все достопримечательности Кордовы можно осмотреть за день, но все же останьтесь здесь хотя бы на 2-3 дня, особенно, если вы приехали в середине мая. В это время здесь проходит Патио – фестиваль на звание самого цветочного дворика города.

Отели Кордовы рассредоточены по всему городу, суточная стоимость проживания – от 30-35 евро. Возле самой Мескиты находится как минимум 5 гостиниц: Hotel Mezquita, Hacienda Posada de Vallina, Eurostars Conquistador, Los Patios, Hotel las Casas de la Judería Córdoba.

Информация для туристов

Дни и часы работы Мескиты в Кордове:

  • с понедельника по субботу с 10:00 до 19:00;
  • с ноября по февраль с 10:00 до 18:00;
  • бесплатный вход с 08:30 до 09:30.

Цена за вход:

  • взрослые – 10 евро;
  • дети (10-14 лет) – 5 евро;
  • дети до 10 лет – бесплатно.

Стоимость указана на ноябрь 2017 года.

Как добраться до Мескиты

из Малаги и Севильи до Кордовы ездят скоростные поезда. Приблизительное время в пути – 50 минут. Далее в самом городе необходимо сесть в автобус № 3 или № 12, выйти на остановке Puerta del Puente.

Официальный сайт Мескиты: mezquita-catedraldecordoba.es

Соборная мечеть Кордовы | Архитектура и Проектирование

Памятников архитектуры Кордовского халифата дошло до наших дней немного. Особое восхищение вызывает соборная мечеть Кордовы

, заложенная еще в 785. Наиболее успешная ее перестройка была произведена в X в. Кордовская мечеть — совершенно особый вариант ставшей к тому времени уже традиционной в культовом зодчестве Ближнего Востока колонной мечети. Под двор, где у фонтанов совершали омовение, отведена лишь небольшая часть огромной площади (180 X 130 м), занятой сооружением. Собственно мечеть представляет колоссальный зал, в котором расположено 1293 колонн, образующих 19 нефов. Колонны свозились со всей Испании из разрушенных римских построек, а 114 штук были привезены из Византии. Для этого здания характерно отсутствие центральной оси, которой обычно обозначает главный неф. Кроме того, отсутствие главного входа заставляет посетителя, входящего под своды мечети, остановиться, прежде чем понять, где находится михраб. Обилие колонн создает впечатление бесконечности пространства, чем способствует созданию особенного религиозного настроения. Характерно, что колонны, вопреки традиции, сложившейся со времен античности, не имеют опорных баз.
Колонны как бы «вырастают из земли»; созданные из разноцветного мрамора, яшмы, гранита, порфира, они в верхней части снабжены арками, которые как ветви деревьев, переплетаются между собой, образуя подковообразные и полуциркульные арки. Причем эти арки созданы из клинчатого кирпича двух цветов – белых и красных, а своды образуют восьмиугольные звезды.

Колонны, несущие двухъярусные аркады, поддерживающие перекрытия, равномерными рядами заполняют пространство интерьера; даже неф, ведущий к главному михрабу, лишь немногим шире остальных. В отличие от византийской базилики расположение колонн в Кордовской мечети не направляет движение молящихся к святилищу, скорее наоборот — посетитель, войдя под своды мечети, должен остановиться, чтобы охватить взглядом уходящие от него во все стороны ряды колонн. В архитектуре здания, таким образом, нет центральной оси, что отразилось и на фасаде: стена, окружающая мечеть, имеет несколько одинаково оформленных входов — порталов.

Архитектура мечети подчинена строгой и математически четкой логике. Такое сооружение могло быть построено только с учетом принципов, сложившихся в мусульманском зодчестве того времени, а также особенностей местного строительного материала. В молитвенном зале мечети применено особое решение внутреннего пространства. Последнее делится на громадное число ячеек, каждую из которых образуют одинаковые конструктивные и архитектурные элементы: две колонны с аркой между ними. Своеобразие архитектуры мечети заключается в том, что этот основной и почти единственный архитектурный мотив выступает в многообразных аспектах. Кроме того (и в этом особенность Кордовской мечети), он как бы снова находит отклик в верхнем ярусе арок. Все это порождает впечатление единства и законченности архитектурного целого.  

Колонный зал Кордовской мечети справедливо сравнивают с густым, разросшимся лесом. Действительно, круглые, не имеющие баз, словно выросшие из пола, тела невысоких колонн из разноцветного мрамора, яшмы, порфира похожи на стволы деревьев, от которых, словно переплетенные между собой ветви, отходят в стороны подковообразные и полуциркульные арки. Пересечение множества колонн и двухъярусных арок, видимых в перспективе, и клинчатая кладка из белых и красных камней образуют богатый линиями и игрой светотени красочный узор, проникнутый сложным орнаментальным ритмом.

Лес колонн теряется в темноте, в глубине мерцает резьба затененных стен, пространство кажется огромным и рождает чувство бесконечности, вызывает мысли о необъятности вселенной. Где-то в дальнем конце зала находятся богато украшенный михраб и максура — место для халифа. Эта часть мечети выделена особыми, многолопастными арками, причем в верхнем ярусе арки причудливо переплетаются. Декоративность подобного мотива подчеркнута и тем, что каждая арка сложена из чередующихся по цвету клинчатых, покрытых резным орнаментом камней. Изящные нервюры сводов, вторящие линиям аркатуры, образуют восьмиугольные звезды.

Художественный образ мечети в Кордове очень сложен. После залитой солнцем шумной улицы человек, попав в полумрак колоннады, которая освещалась мерцающим светом тысячи висящие серебряных лампад, ощущал себя как бы в нереальной, фантастической обстановке. Однако архитектура мечети подчинена строгой, почти математически четкой логике. Ясно читается структурная связь колонн, граненых опор верхнего ряда и арок, образующих точно разработанную конструктивную систему. Используя, вероятно, древние местные традиции и опираясь на принципы, к тому времени уже выработанные в зодчестве стран Ближнего Востока, строители Кордовской мечети создали неповторимо оригинальное произведение архитектуры, образ которого проникнут огромной жизненной силой.

Северная сторона мечети граничит с Апельсиновым двориком, где в X в. было устроено пять традиционных фонтанов для омовений. В XVI в. изгнавшие арабов испанские правители частично перестроили мечеть: на месте минарета находится башня Альминар (93 м), а центр мечети был разрушен для того, чтобы освободить место для католического собора.

Мусульманская архитектура

История мировой архитектуры

Мечеть Хасана и Касба Удайя в Рабате   Мусульманская архитектура Индии

Великая мечеть Кордовы – Smarthistory

доктора Шадиех Мирмобини


Великая мечеть Кордовы с воздуха, Кордова, Испания, начатая в 786 г. и расширенная в 9-м и 10-м веках, (фото: Тони Кастильо Куеро, CC BY -SA 2.0)

Известная в местном масштабе как Мескита-Катедраль, Великая мечеть Кордовы является одним из старейших сооружений, сохранившихся со времен правления мусульман Аль-Андалусом (мусульманская Иберия, включая большую часть Испании, Португалии и небольшой части Южной Франция) в конце 8 века. Кордова находится в двух часах езды на поезде к югу от Мадрида и привлекает посетителей со всего мира.

Храм/церковь/мечеть/церковь

Здания на этом участке так же сложны, как и чрезвычайно богатая история, которую они иллюстрируют. Историки считают, что на этом месте впервые стоял храм римского бога Януса. Храм был преобразован в церковь после вторжения вестготов, захвативших Кордову в 572 году. Затем церковь была преобразована в мечеть, а затем полностью перестроена потомками изгнанных Омейядов — первой исламской династии, которая первоначально правила из своей столицы Дамаска ( на территории современной Сирии) с 661 по 750 гг.

Новая столица

После свержения своей семьи (Омейядов) в Дамаске пришедшими Аббасидами принц Абд аль-Рахман I бежал в южную Испанию. Оказавшись там, он установил контроль почти над всем Пиренейским полуостровом и попытался воссоздать величие Дамаска в своей новой столице Кордове. Он спонсировал сложные строительные программы, продвигал сельское хозяйство и даже импортировал фруктовые деревья и другие растения из своего бывшего дома. Апельсиновые деревья все еще стоят во дворе мечети Кордовы, красивое, хотя и горько-сладкое напоминание об изгнании Омейядов.

Гипостильный зал Большой мечети в Кордове, Испания, начат в 786 г. и расширен в 9-м и 10-м веках (фото: wsifrancis, CC BY-NC-ND 2.0) годы. Он состоит из большого гипостильного молельного зала (гипостильный означает «заполненный колоннами»), двора с фонтаном посередине, апельсиновой рощи, крытой дорожки, опоясывающей двор, и минарета (башня, которая призывала верующих к молитве). молитва), который теперь заключен в прямоугольную конусообразную колокольню. Просторный молельный зал кажется увеличенным своей повторяющейся геометрией. Он построен из переработанных древнеримских колонн, из которых вырастает поразительное сочетание двухъярусных симметричных арок из камня и красного кирпича.

Михраб, Большая мечеть в Кордове, Испания (фото: wsifrancis, CC BY-NC-ND 2.0)

Михраб

Центральным элементом молельного зала является знаменитый подковообразный михраб или молитвенная ниша. Михраб используется в мечетях для обозначения стены, обращенной к Мекке — месту зарождения ислама на территории нынешней Саудовской Аравии. Это практично, поскольку мусульмане смотрят в сторону Мекки во время своих ежедневных молитв. Михраб в Большой мечети Кордовы обрамлен изысканно украшенной аркой, за которой находится необычайно большое пространство, размером с маленькую комнату. Золотая мозаика (маленькие кусочки стекла с золотой и цветной подложкой) создают ослепительное сочетание темно-синего, красновато-коричневого, желтого и золотого цветов, которые образуют замысловатые каллиграфические полосы и растительные мотивы, украшающие арку.

Подковообразная арка

Подковообразная арка была распространена в архитектуре вестготов, людей, которые правили этой территорией после падения Римской империи и до прихода Омейядов. Подковообразная арка в конечном итоге распространилась по Северной Африке от Марокко до Египта и является легко идентифицируемой характеристикой западной исламской архитектуры (хотя есть и некоторые ранние примеры на Востоке).

Купол Михраб, Большая мечеть в Кордове, Испания (фото: Хосе Луис, CC BY-SA 3.0)

Купол

Над михрабом возвышается не менее ослепительный купол. Он построен из перекрещивающихся ребер, образующих стрельчатые арки, щедро покрытые золотой мозаикой радиальным узором. Эта удивительная строительная техника предвосхищает более поздние готические ребристые своды, хотя и в более скромных масштабах.

Великая мечеть Кордовы — яркий пример способности мусульманского мира блестяще развивать архитектурные стили, основанные на ранее существовавших региональных традициях. Здесь необыкновенное сочетание привычного и новаторского, формальная стилистическая лексика, которую и сегодня можно признать «исламской».



Дополнительные ресурсы:

Аль-Андалус: искусство исламской Испании , изд. Джеррилин Д. Доддс (Нью-Йорк: Музей Метрополитен) 1992

Цитируйте эту страницу как: Д-р Шади Мирмобини, «Великая мечеть Кордовы», в Smarthistory , 8 августа 2015 г., по состоянию на 26 января 2023 г., https://smarthistory.org/the-great-mosque-of -кордоба/.


Исторический центр Кордовы — Центр всемирного наследия ЮНЕСКО

Выдающаяся универсальная ценность

Краткое обобщение 

Основанная римлянами во II веке до н. Он стал столицей зависимого от Дамаска эмирата в 8 веке. В 929 году Абдерраман III основал его как штаб-квартиру независимого халифата. Период наибольшей славы Кордовы начался в 8 веке после мавританского завоевания, когда было построено около 300 мечетей и бесчисленное множество дворцов и общественных зданий, чтобы конкурировать с великолепием Константинополя, Дамаска и Багдада. В 13 веке при Фердинанде III Великая мечеть Кордовы была превращена в собор, и были возведены новые оборонительные сооружения, в частности Алькасар-де-лос-Рейес-Кристианос и Торре-Форалеса-де-ла-Калаорра.

Исторический центр Кордовы теперь включает в себя улицы, окружающие Великую мечеть, и все выходящие на них участки земли, а также все кварталы домов вокруг мечети-собора. Эта территория простирается до другого берега реки Гвада-Иквивир (включая римский мост и Калаорру) на юге, до улицы Сан-Фернандо на востоке, до границы торгового центра на севере и включая улицу Айкасар-де- Лос-Рейес Кристианос и квартал Сан-Базилио на западе.

Город, благодаря своим размерам и плану, своему историческому значению как живого выражения различных культур, существовавших в нем, и его связи с рекой представляет собой исторический ансамбль исключительной ценности. Он представлял собой обязательный проход между югом и «месетой» и был важным портом, из которого вывозились горнодобывающие и сельскохозяйственные продукты из гор и сельской местности.

Исторический центр Кордовы создает идеальные городские и ландшафтные условия для мечети. Он отражает тысячи лет оккупации различными культурными группами — римлянами, вестготами, исламом, иудаизмом и христианством, которые оставили свой след. Этот район отражает городскую и архитектурную сложность, достигнутую в римскую эпоху, и великолепие великого исламского города, который между 8-м и 10-м веками представлял собой главный городской и культурный центр западного мира. Выделяются его монументальное богатство и уникальная жилая архитектура. Есть еще много домов предков и традиционных домов. Коммунальные дома, построенные вокруг внутренних дворов (casa-patio), являются лучшим примером кордовских домов. Они римского происхождения с андалузским оттенком и усиливают присутствие воды и растений в повседневной жизни.

Великая мечеть Кордовы представляет собой уникальное художественное достижение благодаря своим размерам и невероятной высоте потолков. Это незаменимое свидетельство Кордовского халифата и самый символичный памятник исламской религиозной архитектуры. Это была вторая по величине площадь после Священной мечети в Мекке, до которой раньше могла добраться только Голубая мечеть (Стамбул, 1588 г.), и это был очень необычный тип мечети, свидетельствующий о присутствии ислама на Западе. Великая мечеть Кордовы также оказала большое влияние на западное исламское искусство с 8-го века, так же как и на неомавританский стиль в 19-м веке.век.

Что касается архитектуры, то он представляет собой испытательный полигон для строительных технологий, которые оказали влияние как на арабскую, так и на христианскую культуру с 8-го века.

Это архитектурный гибрид, который объединяет многие художественные ценности Востока и Запада и включает элементы, ранее неслыханные в исламской религиозной архитектуре, включая использование двойных арок для поддержки крыши. Прямых предшественников этого можно найти в акведуке Лос-Милагрос (Чудеса) в Мериде. Его строительные методы — использование камня с кирпичом — были новинкой, повторно использующей и объединяющей римские / вестготские методы. Также в него входила «сотовая» капитель, отличающаяся от коринфской капители, характерной для халифского искусства. Впоследствии это должно было сильно повлиять на всю испанскую архитектуру. Точно так же сочетание ребристого свода с системой переплетенных многояйцевидных арок придает ансамблю устойчивость и основательность и представляет собой первоклассную архитектурную веху за сто лет до появления ребристого свода во Франции.

Критерий (i): Великая мечеть Кордовы, с ее размерами и смелостью внутреннего фасада, которые никогда не копировались, делают ее уникальным художественным творением 

Критерий (ii): Несмотря на свою уникальность, мечеть Кордовы оказала значительное влияние на западное мусульманское искусство с 8 века. Это повлияло и на развитие стилей «неомавритании» 19 века.

Критерий (iii): Исторический центр Кордовы является важным свидетельством Кордовского халифата (929-1031): этот город, который, как говорят, окружал 300 мечетей и бесчисленные дворцы, [был] соперником Константинополя и Багдада.

Критерий (iv): Это выдающийся пример религиозной архитектуры ислама.

Целостность

Великая мечеть Кордовы была включена в Список всемирного наследия в 1984 г., а в 1994 г. территория была расширена за счет включения части исторического центра, Алькасара (крепости) и простиралась на юг до берегов Река Гвадалквивир, Римский мост и башня Калаорра. Общая площадь составляет 80,28 га.

Исторический центр Кордовы сохраняет свою материальную целостность, и ему ничего не угрожает. Центр сохраняет унитарный характер благодаря находящимся в нем городским территориям и историческим зданиям, а также большому количеству охраняемых зданий с надлежащими условиями сохранения и использования.

Большая мечеть с ее сочетанием культур и архитектурных стилей сохранила свою материальную целостность. Он был построен в 8 веке на остатках вестготской базилики Сан-Висенте. В течение трех столетий проводились последовательные пристройки, и в 1236 году был установлен христианский собор. Наибольшая реконструкция была проведена в эпоху Возрождения, между 1523 и 159 годами.9, что привело к его нынешней структуре пространства. Его постоянное религиозное использование в значительной степени обеспечило его сохранность.

Аутентичность

Собственность сохраняет условия аутентичности, что выражается в наличии городской ткани и исторических зданий, в которых практически не проводились городские реконструкции, а планировка и форма были сохранены. Кордова органично и непрерывно росла на протяжении двух тысячелетий. В результате многие из его зданий свидетельствуют о последовательных изменениях вкуса и стиля, реконструкции после разрушения и изменении использования. Тем не менее, городской пейзаж сохранил свою аутентичность. По-прежнему сохраняется высокий уровень строительных традиций и методов, ситуации и окружения, что отражается в наличии городских территорий, исторических зданий, имидже и обращении с общественными пространствами. Другие памятники в этом районе, принадлежащие к разным стилям и периодам времени, обладают высокой степенью аутентичности формы, дизайна, материалов и использования, которые можно добавить к большому количеству архитектурных типов: родовые дома, дома-патио, корралес ( доходные дома) и др.

Большая мечеть полностью сохранила свою аутентичность с точки зрения формы, дизайна, материалов, использования и функций. Сопоставление стилей придает неоспоримую аутентичность и добавляет оригинальности. Примером материальной ассимиляции и доказательством подлинности памятника является повторное использование старых римских и вестготских колонн в исламской архитектуре.

Требования к охране и управлению

Существует правовая база для обеспечения защиты имущества, в основном предусмотренная Законом штата 16/1985 Испанского исторического наследия и Закона 14/2007 об историческом наследии Андалусии. Региональное правительство Андалусии является органом, ответственным за охрану собственности и защиту наследия. Городской совет, как ближайший орган, отвечает за разработку политики и стратегий городского планирования для защиты и улучшения собственности. Существует также муниципальное управление исторического центра со специализированными техническими и административными работниками для управления опекой и продвижения исторического центра Кордовы.

Зарегистрированная территория является частью более крупного «Исторического ансамбля» Кордовы, охраняемого законодательством о наследии. Общая охраняемая территория Исторического ансамбля составляет 246 га, и он защищен Специальным планом охраны и Каталогом. 80,28 га, соответствующие объекту всемирного наследия, составляют 32% исторического ансамбля.

Уникальные здания имеют максимальный уровень защиты, предусмотренный законодательством о наследии, поскольку они были объявлены объектами культурного интереса в категории памятников.

Специальный план исторических ансамблей устанавливает условия охраны для сохранения городской структуры, типов и традиционного образа и включает обширный каталог, в котором зарегистрировано 119 отдельных памятников и 513 зданий, а еще 1163 участка охраняются как «каталогизированные ансамбли». ». В Плане специальной защиты предлагались конкретные действия по восстановлению городов. К ним относятся реконструкция монументальной оси и центра приема посетителей рядом с мечетью, улучшение связи исторического центра с различными сооружениями, которые устанавливаются на левом берегу реки Гвадалквивир: конгресс-центр, центр современного искусства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *