Соборы 12 века: Домонгольские храмы Руси. Наш список: frosya_hod — LiveJournal

чем интересны Софийский и Свято-Успенский соборы, храм Петра и Павла, церковь Бориса и Глеба и еще 5 древнейших строений

В России сохранилось множество древних православных церквей, особенно в крупных городах Древней Руси, например в Великом Новгороде, Смоленске, Пскове и других. В нашей подборке — храмы 10—15 веков, которые стоит включить в маршрут своего путешествия. Среди них самый древний храм России, самый старый памятник древнерусского зодчества, а еще — соборы с уникальными фресками и росписями знаменитых мастеров.

Вход в большинство храмов бесплатный, но некоторые работают как музеи. Мы отметили места, где за вход попросят заплатить.

НИЖНИЙ АРХЫЗ

Северный Зеленчукский храм

Самый большой из трех сохранившихся храмов 10 века. На территории, где он находится, располагалось государство Алания. Христианство здесь приняли раньше, чем на Руси, и первыми стали строить православные соборы

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

Софийский собор

Главный православный храм Великого Новгорода и самый древний храм России. Его построили в 1045—1050 годах. По легенде, фигура голубя на кресте храма — окаменевшая птица, которая охраняет город от бед

СМОЛЕНСК

Храм Петра и Павла

Самый старый памятник древнерусского зодчества в Смоленске. Храм 1146 года постройки сильно пострадал во время войн в 1812 и 1943 годах, а в 1960-е ему вернули первоначальный вид

КИДЕКША

Церковь Бориса и Глеба

Одна из самых ранних белокаменных построек Северо-Восточной Руси. В 2011 году в храме были обнаружены фрески 12 века и саркофаг из белого камня. Вход платный — 150 Р

ПСКОВ

Спасо-Преображенский собор

Самый древний храм Мирожского монастыря построен в 12 веке. В нем сохранились фрески греческих мастеров, единственные в России

ВЛАДИМИР

Свято-Успенский собор

Включен в список всемирного наследия Юнеско. Раньше был главным храмом Владимиро-Суздальской Руси. Здесь сохранились фрагменты фресок 15 века Даниила Черного и Андрея Рублева. Вход платный — 200 Р

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

Храм Спаса Преображения

Памятник новгородского зодчества 14 века отличается богатым декором фасада: пряслами, арками, бровками и нишами. Единственный храм, где сохранились фрески Феофана Грека. Вход платный — 140 Р

КИРИЛЛОВ

Церковь Ризоположения

Древнейший памятник русского деревянного зодчества 1485 года. Церковь перенесли из села Бородава на территорию Кирилло-Белозерского монастыря в 1957 году, чтобы спасти от затопления. Вход на территорию монастыря — 1500 Р

СЕРГИЕВ ПОСАД

Троицкий собор

Древнейшее из зданий на территории Свято-Троицкой Сергиевой лавры относят к 1422 году. Его главная святыня — мощи Сергия Радонежского. А икона «Троица» работы Андрея Рублева сейчас хранится в Третьяковской галерее

Собираем чемодан

Раз в неделю присылаем лучшие статьи о том, как экономно путешествовать по России и миру и какие места посмотреть

Цены действительны на момент публикации

Спланируйте путешествие по древним городам России:

1. Великий Новгород за один день.
2. Что нужно знать перед поездкой по Золотому кольцу.
3. Главные достопримечательности Пскова и окрестностей.

Новости, которые касаются путешественников, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_chemodan.

Древнерусские храмы-4. Новгород. Начало XII века.

###1###
После постройки Софии в Новгороде каменное строительство прервалось более чем на полвека. Посудите сами: после окончания главного новгородского собора в 1050 году, никакого каменного строительства в Новгороде в XI веке более не было. То ли князья не чувствовали себя здесь уверенными, то ли еще какие причины, но следующая каменная постройка в тех краях возведена 53 года спустя — и не в самом Новгороде, а на Городище.

Его еще называют Рюриково Городище. С недавних пор оно считается находящимся в черте города, да и видно его с пешеходного моста через Волхов, однако добраться туда непросто — пешком идти придется больше 12 километров, а автобус ходит трижды в день. Не очень давно удалось доказать, что именно по отношению к этому месту Новгород получил свое имя — Новый Город. Именно там обосновались призванные варяги (хотя, конечно, банального «придите к нам и правьте нами» не было). Именно это — древнейшее место в Новгороде, и именно там традиционно находилась княжеская резиденция.

И именно там в 1103 году сын знаменитого Владимира Мономаха Мстислав построил храм Благовещения

Известие об этом можно найти, например, в Новгородской Первой летописи. В некоторых более поздних летописях можно встретить 1102 или даже 1099-й год, но мы больше доверяем первой летописи.

Здание XII века не дошло до наших дней, в 1342 году оно разрушилось и на его месте поставили новую церковь. Увы, и на месте здания XIV века сейчас можно наблюдать лишь руины: в Великую Отечественную Войну его разрушили. Руины законсервированы и есть шанс, что когда-нибудь его восстановят, как восстановили многие разрушенные новгородские храмы, кто знает…
Однако именно во время консервации руин удалось узнать кое-что о церкви XII века. В 1966-70 гг. здесь провели раскопки, которые позволили выяснить, каким был храм резиденции Мстислава Владимировича.

Это был достаточно крупный (приблизительно 23х15 метров) шестистолпный трехапсидный храм, с лестничной башней. Удалось даже найти фрагменты фресковой живописи и надписи-граффити на штукатурке.
+++

###2###
Впрочем, ровно через десять лет Мстислав поставил большой каменный храм уже в самом центре Новгорода, напротив Софии, на другом берегу Волхова.

Никольский, (Николо-Дворищенский) собор (1113-1136 гг.) в истории древнерусской и новгородской церковной архитектуры занимает особое место. Во-первых, это самый древний Никольский храм на Руси, дошедший до нашего времени. Во-вторых, это второй по древности из сохранившихся новгородских храмов. А в-третьих, за всю историю христианского Новгорода это — один из трех новгородских соборов — кафедралов в церковном смысле этого слова: определенное время именно он был главнейшим новгородским храмом.

Во всем облике собора видно противостояние его с Софией. Это единственный, помимо Софии пятиглавый новгородский храм чуть ли не до XV века. Посвященный любимому народом Николе Чудотворцу на княжеском дворе, он должен был придать популярности княжеской власти, не очень популярной в Новгороде. Его духовенство все время было связано с князьями, и если архиепископ, например, отказывался по политическим соображениям венчать князя, то свадьба вершилась именно здесь.

Собор такой же большой, как Благовещенский храм (23,65 х 15,35 м.). Он тоже шестистолпный, однако лестничной башни для перехода на хоры (второй этаж храма, где во время богослужения находился князь с приближенными) здесь не было. Вместо этого туда попадал через дверь в стене на втором этаже. Скорее всего, в эту дверь вел переход со второго этажа деревянного дворца, стоявшего рядом. Позже, но еще в XII веке, после «боярской революции» в Новгороде, дверь заложили, а в юго-западной части храма сложили винтовую лестницу на хоры.

Признаться, когда я первый раз приехал в Новгород в 1997 году, и уже прекрасно зная облик всех его памятников по фотографиям, я не узнал его.

Дело в том, что на всех фотографиях собор был одноглавым. Четыре малых главы со временем исчезли, но основания барабанов сохранялись под малой кровлей. И вот, в 1990-х памятник архитектуры, включенный ЮНЕСКО в число объектов всемирного культурного наследия, начали реставрировать. Интересно, что собор реставрировали при иностранной поддержке — Ганзейского союза нового времени. В 2003 году собор снова открыли.

Помимо реставрации, вокруг храма понизили уровень земли: вокруг собора культурный слой, «наросший» почти за 900 лет, срыли — на два метра.

Фресок XII века в соборе сохранилось немного: в принципе, Церковь к храмовым росписям относилась традиционно потребительски. Если фрески потускнели — их нужно сбить либо записать сразу по старым, предварительно сделав на фресках насечки сбитой штукатурки — чтобы новая лучше держалась. Правда, при реставрации обнаружили много тысяч фрагментов сбитых в древности фресок. Сейчас они изучаются.

Одна из немногих сохранившихся композиций — «Иов на гноище», в которой хорошо сохранилась фигура жены Иова, протягивающая своему супругу на шесте котелок с едой.

Однако и эта фигура пострадала от варваров — отходящие из Новгорода солдаты немецкой армии расстреляли фреску из револьвера.
+++

###3###
А еще два собора связаны уже с монастырским строительством. Первый из них построен в обители, связанной с фантастической легендой.
По преданию, этот монастырь основан в 1106 году Антонием Римлянином, который приплыл в Новгород на камне, за двое суток совершив чудесное путешествие вокруг Европы. Камень этот и сейчас лежит на паперти собора Рождества Богородицы, возведенного в 1117 году.

При этом святой не просто сам приплыл на камне. Отплывая из Рима, он еще и запустил в море бочку с сокровищами, которая исправно добралась до Новгорода, где ее выловили рыбаки и честно отдали находку святому.

Интересно, что сам Антоний Римлянин — вполне реальная личность. Существует два автографа святого — духовная и купчая, причем современная наука склоняется к тому, что духовная Антония — подлинник, и написана до 1131 года (купчая — тоже подлинник, но написана в 1354-1357 годах и отнесена к Антонию по заблуждению, связанный с тому, что обе грамоты в XVI веке объединили в единый конволют).

Сам храм тоже необычен. Несмотря на то, что, судя по всему, его строили те же мастера, что и Благовещенский и Никольский, мастера, присланные Мстиславу его отцом Владимиром Мономахом, его строили по-иному. Недавние исследования показали, что сначала построили четырехстолпный храм, а потом, практически сразу после завершения, быт может, на следующий год, пристроили еще нартекс (от греческого «ларчик», западная часть храма, где во время литургии могут находиться не православные люди). Нартекс содержал в себе с северо-запада, еще и круглую лестничную башню, венчающуюся тяжелой главой, для симметрии уравновешивающейся юго-западной третьей главой. Собор Антониева монастыря чуть поменьше: 19,2х12,7 метров.

В алтарной части храма расчищены фрагменты фресок, созданных в 1125 году. Фигуры изображены в сложных поворотах, очень реалистично.

К слову, фрески тоже изуродованы по повелению монастырского руководства: когда фрески потускнели, их заштукатурили, предварительно вырубив прямо по живописи насечки.

Сохранилось довольно много икон из собора Рождества Богородицы. Они отреставрированы, наиболее интересные можно увидеть в экспозиции Новгородского музея.

В 1944 году при проведению работ по укреплению древней штукатурки в башне собора была открыта уникальная роспись 12 в., имеющая светский характер. Стенопись исполнена одной красно-коричневой краской без каких-либо теней и нанесена на розовато-кремовую, хорошо отполированную поверхность.

В западном притворе храма рядом с легендарным камнем Антония экспонируются 10 колоколов Софийской звонницы (XVI-XIX вв.), недавно возвращенные в Новгород.

Монастырь горел и отстраивался заново, в 1570 году в ходе опричнины погибли настоятель Геласий и все монахи, в 1611 г. — его разорили шведы.

В 1740 году в Антониевом монастыре была учреждена Духовная семинария — одно из самых старых учебных заведений Российской империи. Из его стен вышли святой Тихон Задонский (строил храмы в Воронеже), архимандрит Фотий.
После революции были закрыты и монастырь, и семинария. Сейчас здесь находится одно из отделений Университета Ярослава Мудрого.

Сейчас монастырский комплекс включает, помимо Рождественского собора с его поздними пристройками, монастырскую стену с проездными арками, Настоятельский и Казначейский корпуса (XVII — XIX вв.), церковь Сретения с трапезной (XVI в.). Во дворе монастыря играют в футбол.
+++

###4###
Последний собор построили в другом монастыре, в другом конце Новгорода — и тоже на берегу Волхова, но в сторону Ильменя, напротив храма Благовещения на Городище. Интересно, что собор именуют Георгиевским, ибо посвящен он святому Георгию,а посвященный тому же святому монастырь, в котором поставлен этот собор — исторически называется более народно — Юрьев монастырь.

Георгиевский храм — это первый древнерусский храм, о котором нам известно имя его зодчего — обычно нам известны лишь имена заказчиков. В нашем случае это игумен Юрьева монастыря Кирик и князь Всеволод Мстиславич. »…а мастер трудился Петр» — говорит Новгордская третья летопись.

Храм заложен в 1119 году, и полностью сохранился до наших дней, хотя в конце XIX- начале ХХ веков несколько переделан. В 1933-36 гг его реставрировали, освободив фасады от пристроек и искажений, однако первоначальную форму глав и кровли не восстановили (раньше купола были шлемовидные, как на восстановленном Николо-Дворищенском храме).

Это также шестистолпный храм с лестничной башней. Он — самый крупный из четырех: длина 26,8 метров, ширина — 18,3 метра. Высота- 32 метра

В середине XII века он был расписан. В 1902 году старую живопись «поновили»: сбили и записали заново. Подлинные фрески сохранились на откосах окон и в верхней части лестничной башни

Положение Юрьева монастыря в Новгородской епархии было исключительным, основанная русскими князьями обитель на протяжении веков почиталась первой по значению среди новгородских монастырей, именовалась даже Юрьевской Лаврой

Собор служил усыпальницей князей, посадников и духовенства: под плитами пола найдены каменные гробницы ХII-ХIII веков. Здесь были похоронены мать Александра Невского — княгиня Феодосия (Евфросиния), его брат, небезызвестный в истории противник московских князей — Дмитрий Шемяка. Похоронили в нем и двух сыновей князя Ярослава, умерших в 1198 году — Изяслав, крестник преподобного Варлаама Хутынского, и его брат Ростислав. В память о них Ярослав Владимирович построил еще один храм, о котором речь пойдет впереди — шедевр древнерусской архитектуры, церковь Спаса Нередицы.
+++

10 Готические соборы средневековой Европы (с картой)

Готические соборы — это не религиозные сооружения древних готов, а скорее соборы, построенные в готической архитектуре. Точно так же, как вандализм не имеет ничего общего с вандалами, готическая архитектура не имеет ничего общего с готами. Это стиль архитектуры, который развился во Франции из романского стиля в 12 веке и был известен просто как «французский стиль». Готическая архитектура распространилась по всей Западной Европе и продолжала развиваться вплоть до 16 века, прежде чем была включена в искусство эпохи Возрождения. Только тогда это называлось «готическим», и не в положительном смысле, так как готы считались грубыми и варварскими.

Готический стиль подчеркивает вертикальность и свет. Этот внешний вид был достигнут за счет развития определенных архитектурных особенностей, таких как сгруппированные колонны, ребристые своды и контрфорсы. Хотя архитектура используется во многих замках, дворцах и ратушах, великолепные соборы Европы действительно демонстрируют красоту готической архитектуры.

10. Собор Святого Стефана[СМ. КАРТУ]

Собор Святого Стефана (Stephansdom), расположенный в центре Вены, пережил множество войн и теперь является символом свободы города. Готический собор стоит на руинах двух более ранних церквей и в значительной степени был инициирован Рудольфом IV, герцогом Австрии, в 14 веке. Его самая узнаваемая черта, черепичная крыша с ромбовидным узором, была добавлена ​​только в 1952.

9. Собор Бургоса[СМ. КАРТУ]

Собор Бургоса — средневековый собор в Бургосе, посвященный Деве Марии. Он известен своими огромными размерами и уникальной готической архитектурой. Строительство Бургосского собора началось в 1221 году и после длительного перерыва почти в 2 века было завершено в 1567 году. В 1919 году собор стал местом захоронения Родриго Диаса де Вивара («Эль Сид») и его жены Доньи Химены.

Реймский собор был церковью, в которой были официально коронованы многие французские монархи. Он был построен на месте базилики, где Хлодвиг был крещен святым Реми, епископом Реймса, в 49 году нашей эры.6. Собор был завершен к концу 13 века, а западный фасад был добавлен в 14 веке.

giovanni_novara / Flickr

Исключительно большой и тщательно продуманный готический собор на главной площади Милана, Дуомо ди Милано, является одним из самых известных зданий в Европе. Это один из крупнейших готических соборов в мире. Строительство началось в 1386 году при архиепископе Антонио да Салуццо в стиле поздней готики, более типично французском, чем итальянском. На возведение знаменитого собора ушло пять столетий.

6. Севильский собор[СМ. КАРТУ]

Инго Мелинг / Википедия

Построенный на месте великой мечети Альмохадов, средневековый собор Севильи был построен, чтобы продемонстрировать мощь и богатство города после Реконкисты. На момент завершения в 16 веке он вытеснил Собор Святой Софии как самый большой собор в мире. Это по-прежнему самый большой готический собор и третья по величине церковь в мире. Строители использовали некоторые колонны и элементы мечети, в первую очередь Хиральду, минарет, превращенный в колокольню.

Один из двух крупнейших готических соборов в Северной Европе (наряду с Кёльнским собором в Германии), Йоркский собор возвышается над горизонтом древнего города Йорк. Йоркский собор включает в себя все основные этапы развития готической архитектуры в Англии. Нынешнее строительство было начато примерно в 1230 году и завершено в 1472 году. «Большое восточное окно» внутри собора является самым большим пространством средневековых витражей в мире.

4. Собор Парижской Богоматери[СМ. КАРТУ]

MPD01605 / Flickr

Нотр-Дам-де-Пари — красивый католический собор в четвертом округе Парижа. Начатый в 1163 году, он был практически завершен примерно к 1345 году. Один из самых известных французских готических соборов, Нотр-Дам, прекрасный образец французской готической архитектуры, скульптуры и витражей. Во время Французской революции 1790-х годов большая часть его скульптур и сокровищ была повреждена или уничтожена. Наполеон Бонапарт был коронован императором здесь 2 декабря 1804 года.

3. Кельнский собор[СМ. КАРТУ]

Кельнский собор (Kölner Dom), несомненно, самый большой готический собор в Германии, на протяжении веков был самой известной достопримечательностью Кельна. Когда-то самое высокое здание в мире, оно до сих пор имеет самый большой фасад в мире. Знаменитый собор стоит на месте римского храма 4-го века, за которым следует церковь, построенная по заказу Матернуса, первого христианского епископа Кельна. Строительство нынешней готической церкви началось в 1248 году и длилось с перерывами более 600 лет. Он посвящен святым Петру и Марии и является резиденцией католического архиепископа Кельна.

2. Санта-Мария-дель-Фьоре[СМ. КАРТУ]

Базилика Санта-Мария-дель-Фьоре, построенная в 1296 году в готическом стиле и завершенная в 1436 году, является прекрасным собором Флоренции и символом города. Снаружи базилика облицована полихромными мраморными панелями различных оттенков зеленого и розового цветов с белой каймой. Базилика является одной из крупнейших церквей Италии, и до современной эпохи купол был самым большим в мире. Он остается самым большим кирпичным куполом из когда-либо построенных.

1. Шартрский собор[СМ. КАРТУ]

PHOTONQuAnTiQuE / Flickr

Шартрский собор расположен в Шартре, городе недалеко от Парижа, который кажется слишком маленьким, чтобы вместить в себя собор. Шартрский собор не только является одним из лучших образцов французской высокой готики, но и почти идеально сохранился. Большинство оригинальных витражей сохранились нетронутыми, а архитектура претерпела лишь незначительные изменения с начала 13 века.

Соборы XII века: средневековая готика

В течение почти четырехсот лет готический стиль доминировал в архитектуре Западной Европы. Он возник в северной Франции в двенадцатом веке и быстро распространился по Англии и континенту, вторгшись в Скандинавию, в бывшую империю викингов. Он противостоял византийским провинциям Центральной Европы и даже появлялся на Ближнем Востоке и в Америке.

Готические архитекторы проектировали ратуши, королевские дворцы, здания суда и больницы. Они укрепляли города и замки, чтобы защитить земли от вторжения. Но именно в служении церкви, наиболее плодовитому строителю средневековья, готический стиль получил свое наиболее значимое выражение, дав широчайший простор для развития архитектурных идей.0003

Хотя к 1400 году готика стала универсальным стилем строительства в западном мире, ее творческий центр находился на севере Франции в области, простирающейся от королевских владений вокруг Парижа, включая Сен-Дени и Шартр, до региона Шампань в на восток и на юг до Буржа. В пределах этой ограниченной территории, в ряде соборов, построенных в течение 12-го и 13-го столетий, произошли главные новшества готической архитектуры.2

Сверхъестественный характер средневековой религиозной архитектуры получил особую форму в готической церкви. «Средневековый человек считал себя лишь несовершенным преломлением Божественного Света Бога, Храм Которого, стоявший на земле, согласно тексту обряда посвящения, обозначал Небесный Град Иерусалим».0003

Готическая интерпретация этой точки зрения представляла собой собор, настолько величественный, что, кажется, умаляющий человека, входящего в него, поскольку пространство, свет, структура и пластические эффекты каменной кладки созданы для создания визионерского масштаба. Результатом готического стиля является искажение, поскольку в частях отсутствует фиксированный набор пропорций.

Такая архитектура выражала не только физические и духовные потребности Церкви, но и общее настроение людей того времени. Готика была не темной, массивной и сдержанной, как старый романский стиль, а светлой, открытой и воздушной, и ее появление во всех частях Европы оказало неизгладимое влияние на мировоззрение последующих поколений.

глубокие социальные и экономические изменения в Западной Европе.

В конце одиннадцатого и двенадцатого веков торговля и промышленность были возрождены, особенно в северной Италии и Фландрии, и оживленная торговля способствовала улучшению сообщения не только между соседними городами, но и между отдаленными регионами.

В политическом плане двенадцатый век был также временем расширения и укрепления государства. Наряду с политическими и экономическими событиями возникло новое мощное интеллектуальное движение, стимулированное переводами древних авторов с греческого и арабского на латынь, и появилась новая литература. Готическая архитектура как внесла свой вклад в эти изменения, так и испытала на себе их влияние5, 9.0003

Готический стиль был преимущественно городским. Соборы, конечно, все располагались в городах, и большинство монастырей к XII веку стали центрами общин, которые выполняли многие функции гражданской жизни. Собор или церковь аббатства были зданием, в котором люди собирались в большие праздники.

Здесь начинались и заканчивались пышные и красочные церемонии, и здесь проходили самые ранние драматические представления.

Аббатство традиционно состояло из монастыря, общежития и трапезной для монахов. Но вокруг собора также был комплекс зданий, дворец епископа, монастырь и дом каноников, школа, тюрьма и больница. Однако над всеми ними возвышался собор, возвышавшийся над городом, как заметная издалека отметка6 9.0003

Архитектурные потребности Церкви были выражены как в физических, так и в иконографических терминах. Как и его романский предшественник, готический собор был в высшей степени адаптируемым. Его можно было спланировать больше или меньше, длиннее или короче, с трансептами и амбулаториями или без них, в соответствии с традициями и желаниями каждого сообщества. В нем не было заранее определенных пропорций или количества частей, как в римском храме или центрально спланированной церкви эпохи Возрождения.

Его социальные и литургические обязанности требовали главного алтаря в конце хора, где должны были сидеть капитул и различные высокопоставленные лица, нескольких малых алтарей и места для процессий внутри здания. двести человек, участвовавших в службе, хотя самый маленький готический собор легко мог вместить это число. Остальная часть здания просто дополняла это ядро ​​и предоставляла место для мирян, которым не разрешалось входить на хор или в алтарь.

Тем не менее, после середины двенадцатого века хор обычно был изолирован монументальной ширмой, которая фактически не позволяла мирянам даже видеть службу, и стали использоваться специальные религиозные книги, чтобы предоставить прихожанам подходящие темы для медитации во время мессы. 8 Программа готической церкви отвечала как иконографическим, так и социальным требованиям.

Интеллектуальные центры Средневековья долгое время были связаны с Церковью, а традиции обучения, сохранившиеся в монастырских и соборных школах, породили такие университеты, как Париж и Оксфорд в конце двенадцатого и тринадцатом веках. Такое объединение, очевидно, повлияло на искусство, которое по-прежнему носило прежде всего религиозный характер. Ученые священнослужители, например, были назначены для составления сложных богословских программ для скульптуры и витражей, украшавших церковь.

Некоторые историки считают, что эта связь была еще более тесной, поскольку схоластическое мышление впервые оформилось в Париже в начале двенадцатого века, в то самое время, когда там зародилась готическая архитектура. Вполне возможно, что архитекторы, которые сами по себе были «абстрактными» мыслителями, могли время от времени усваивать некоторые мыслительные привычки философов. Однако в отсутствие письменных документов невозможно доказать, последовательно ли эти обычаи воплощались в конструкции зданий9.

Эпоха готики, как часто отмечалось, была эпохой видения. Сверхъестественное проявлялось в чувствах. В религиозной жизни двенадцатого и тринадцатого веков стремление созерцать сакральную реальность телесными очами выступало доминирующей темой. Архитектура была задумана и испытана как воплощение высшей реальности. Готический собор возник из религиозного опыта, политических и даже физических реалий Франции двенадцатого века. Это было описано как иллюзорный образ Небесного Города, вызванный в Книге Откровения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *