Софийский храм в киеве: описание, адрес, время и режим работы 2022

Содержание

Собор Святой Софии в Киеве

Одним из самых известных религиозных памятников Древней Руси является Собор Святой Софии, расположенный в центре Киева, строительство которого началось в честь Богоматери Оранты, в олицетворении Софии. Этот храм поражает посетителей своей красотой, художественным совершенством, величием и размерами.

История создания в Киеве Софийского собора очень неоднозначна, так как не существует точного времени ее создания, зато известно, что стоили его византийские архитекторы, это просматривается во всех технических приемах и особенностях строения зданий. Очень многим интересен Софийский Собор в Киеве, поэтому в статье изучим его особенности, адрес, интерьер и другое.

Как добраться до Софийского собора в Киеве?

Храм расположен в самом центре столицы Украины, на ул. Владимирской, 24. Попасть в Киев можно на поезде, самолете или машине. Потом доехать на метро до станции Золотые Ворота, откуда спуститься по улице Владимирской до площади, где и стоит Софийский собор. Или же от станции «Майдан Незалежности» пройтись по улице Софийской и выйти на нужную площадь.

Что посмотреть в Соборе Святой Софии в Киеве?

Архитектура Софийского собора не раз изменялась, это происходило из-за смены князей в Киеве или в результате захвата города другими народами (например: войсками монгол, которые возглавлял Батый).

Для сохранения столь важного исторического памятника в 1934 году был создан заповедник «София Киевская». Все основные постройки, находящиеся на этой территории, можно увидеть плане:

  1. Софийский собор.
  2. Колокольня.
  3. Дом митрополита.
  4. Трапезная.
  5. Братский корпус.
  6. Бурса.
  7. Хлебня.
  8. Южная въездная башня.
  9. Ворота Заборовского.
  10. Кельи монахов.

Экскурсионный маршрут по Софийскому собору в Киеве начинается из впечатляющей колокольни, которую хорошо видно даже издалека.

Конечно же, туристы интересуются архитектурой собора, которая имеет особое значение: 13 куполов, расположенных в пирамидальном порядке символизируют Иисуса Христа и его 12 апостолов. Также для представления вида церкви до реставрации, на внешних стенах самого собора были сохранены фрагменты древней кладки.

Софийский собор является одним из красивейших храмов в Киеве и многие хотят побывать внутри. И это правильно, так как посмотреть там есть на что, ведь практически все внутренние помещения украшены фресками и мозаиками.

Особенно стоит обратить внимание на следующие части:

  1. Главный купол – в центре которого расположена мозаика Иисуса Вседержителя в окружении 4 архангелов, к сожалению, их мозаичное изображение не уцелело и было просто дописано красками.
  2. Главный алтарь – в его своде приковывает взгляд изображение стоящей в молитве Богоматери (Оранты), высотой в 6 метров.
  3. Ниже нее находится композиция «Евхаристия» — причастие апостолов Иисусом Христом.

    Дальше расположены мозаичные изображения священнослужителей, но была сохранена только верхняя часть, нижнюю тоже дорисовывали красками.

  4. Хоры – имеющие огромную площадь, раньше служили для приема князем послов и хранилищем для священных книг. Их стены украшены интересными фресками с сюжета из Евангелия.

Ниши, столбы и остальные части Софии Киевской украшены фресками, на которых изображены лики святых, сюжеты из Священных писаний и даже портреты членов семьи Ярослава Мудрого.

Не все фрески на стенах храма уцелели. Среди хорошо сохранившихся картин, очень интересна «Сошествие Христа в ад».

Всю конструкцию храма Софии Киевской можно понять по плану:

Туристов привлекает не только интересная архитектура Софийского Собора в Киеве, но так и не найденная таинственная библиотека Ярослава Мудрого и останки великих князей.

Кроме Софийского собора в Киеве можно посетить Мариинский дворец, а также красивые парки города.

 

Статьи по теме:

Стена плача в Иерусалиме

Едва ли найдется в мире человек, не слышавший об одной из главных святынь иудейского народа — Стене плача в Иерусалиме. Увидеть ее и прикоснуться может каждый желающий. Кроме того, возле стены можно оставить записку с сокровенным желанием.

Староместская площадь в Праге

Одной из красивейших площадей в Европе по праву считается знаменитая Староместская площадь в Праге. Ее внушительные размеры, разнообразие стилей стоящих рядом зданий и достопримечательностей производят на туристов неизгладимое впечатление.

Карлов мост в Праге

Одной из достопримечательностей Праги, которую считает своим долгом увидеть каждый турист, является мост. Конечно, мост не простой, а древний, и является он настоящим историческим памятником.

Называется он — Карлов мост.

Достопримечательности Тбилиси

Тбилиси — солнечная гостеприимная Грузия! Побывав однажды, вы обязательно захотите вернуться сюда вновь. Расскажем подробнее об интересных местах и достопримечательностях Тбилиси.

Софийский собор киевская русь — Интересные места и популярные маршруты

Софийский собор киевская русь

Софийский собор в Киеве

Первый значительный этап в развитии русской культуры, в том числе и архитектуры, нашел свое проявление в эпохе Киевской Руси. Период расцвета Киевского государства — конец X—XI века. Киев превращается в один из самых богатых и красивых городов Европы, наряду с деревянными сооружениями в городе появляются дворцы, храмы и крепостные башни, построенные из кирпича и камня, выложенных рядами на розоватого цвета известковом растворе и образующих «полосатую» кладку.

Крупнейшим памятником архитектуры Киева явился многокупольный Софийский собор (начат в 1037 г. — окончен в конце XI в.), сооруженный князем Ярославом как главный храм. Церкви на Руси имели не только культовое, но и общественное назначение. Это усиливало то внимание, которое уделялось их строительству.

За девять с лишним веков своего существования Софийский собор после многочисленных разрушений не раз перестраивался. В наши дни внешне он сохранился в «одежде» наслоений XVII—XVIII вв. Однако под этими наслоениями хорошо сохранились его первоначальные формы. Интерьер собора с всемирно известной фресковой росписью и мозаиками является один из лучших художественных ансамблей средневековья.

Строительству собора предшествовали важные события. После смерти князя Владимира Святославовича в 1015 г. на Руси начались времена феодальных войн. Продолжались они до 1024 г., после чего Русь была разделена между Ярославом Мудрым и Мстиславом Храбрым. Лишь после смерти последнего в 1036 г. Ярославу удалось снова объединить Русь вокруг Киева. В том же 1036 г. большие силы печенегов осадили Киев. Под стенами города, там, где, по словам летописца, было «поле за городом», и где впоследствии был построен Софийский собор, русские войска нанесли печенегам сокрушительный удар. В ознаменование этих событий строится, как когда-то Парфенон в Афинах, Софийский собор. В архитектурно-художественном замысле сооружения отражено идею объединения Руси и победы над вековечным врагом, а также торжества новой христианской религии и феодального строя. Киевская София, как и константинопольская, не имела прямых аналогий: в ее типе, конструкциях и формах новаторство было заложено изначально.

О киевском Софийском соборе, митрополит Иларион говорил, что эта церковь «дивна всем окружным им странам, якоже ина не обрящется в всемь полунощи земнем, от встока до запада». И позднее, в XVI и XVII столетиях, доже после того как этот храм подвергся всяческим перестройкам, он приводил не только русских, но и иностранцев в восхищение. «Весьма многие согласны в том, — писал епископ Верещинский, — что в целой Европе нет храмов, которые по драгоценности и изяществу украшений стояли бы выше константинопольского и киевского», а известный путешественник Павел Алеппский признавал после посещения киевской Софии, что «ум человеческий не в силах ее обнять».

Собор задумывался, строился и украшался уже не как дворцовая церковь, а как главный храм Киевского государства, средоточие его духовной жизни — митрополия.

От византийских сооружений собор отличается планировкой и конструкциями, но прежде всего тем, что имеет тринадцать куполов. В процессе строительства произошло постепенное расширение первоначального плана, имевшего форму греческого креста. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестовокупольный храм с тринадцатью главами, из которых пять средних были более крупными, а центральная, осевая, самой большой. С севера, юга и запада собор окружался открытыми одноэтажными галереями на аркадах. С восточной стороны каждый из пяти нефов завершался полукруглой в плане апсидой. В результате многочисленных перестроек возникло девять нефов с десятью апсидами и тринадцатью характерными куполами. Подобным образом решен и пятикупольный Софийский собор в Новгороде (1054 г.). Спустя несколько десятилетий наружные галереи были надстроены вторым этажом. Кроме того, возник еще один ряд одноэтажных галерей, появились башни, заключавшие лестницы для подъема на хоры. Значительно позже — в XVII —XVIII веках надстроили и наружный ряд галерей, возникли прямоугольные контрфорсы, основная кладка скрылась под слоем штукатурки, на северной и южной сторонах возвели новые купола, были произведены и другие существенные изменения в архитектурном облике храма.

Меньше преобразований произошло внутри собора. Стены и своды были покрыты монументальной фресковой живописью и мозаикой. Изображения, в которых ясно просматривается стилистическая общность со статуарными, статичными образами Византии, полны торжественности и парадности. В главной алтарной апсиде мозаики размещены в трех ярусах. В верхнем — большая торжественная фигура Богоматери с поднятыми руками. Мозаики набраны из кубиков смальты разного цвета. Яркие чистые краски с преобладанием сине-лиловых тонов декоративно выделяются на сверкающем золотом фоне. Монументальная живопись киевской Софии, сплошным ковром покрывавшая архитектурные формы и органически связанная с ними, является высшим достижением искусства той эпохи. Мозаики и фрески поражают величием общего замысла. Вероятно, они были выполнены византийскими мастерами. В истории искусства существует немного примеров единства архитектурного замысла и настенной живописи, равных по силе воздействия Софийскому собору. Подобно тому как снаружи двенадцать малых куполов увенчивал главный купол, так внутри над множеством изображений отдельных персонажей, расположенных на столбах, на стенах и на сводах, царил суровый образ вседержителя. Вступая под своды собора, видя фигуры в золотом сиянии мозаики, древние киевляне приобщались к христианскому пониманию небесной иерархии.

В апсиде левого бокового нефа покоится большой, покрытый искусной резьбой мраморный саркофаг, в котором похоронен основатель собора князь Ярослав Мудрого.

Большие масштабы, целостное композиционное построение и ряд других признаков позволяют провести параллель между Софией в Киеве, первым крупным монументальным сооружением Древней Руси, и современными ему византийскими храмовыми постройками (2, стр. 25-39; 6, стр. 23-27; 7, т.3, стр. 539-551; 11, стр. 46-49; 15, стр. 101-106; 16, стр. 87-96; 18, стр. 22-30; 24, 50-51).

Строительство собора
Возвращение собора православным и долгожданное восстановление
Революция. Собор в руках у раскольников

Драматические перемены в судьбе собора наступили после Октябрьского переворота 1917 г. На Софийский храм, воспринимавшийся в качестве символа Киевской Руси, начинают претендовать приверженцы автокефалистского раскола, который окончательно оформился в 1921 г., когда была образована т.н. «Украинская автокефальная православная церковь» (УАПЦ). Ее «первоиерархом» раскольники избрали запрещенного в служении за раскольническую деятельность протоиерея Василия Липкивского. Однако Патриарший Экзарх Украины митрополит Михаил (Ермаков) и другие епископы православных епархий Украины категорически отказались участвовать в проводимом в Киеве при поддержке большевиков лжесоборе раскольников-автокефалистов, и рукоположить епископов для УАПЦ. В результате приверженцы раскола приняли беспрецедентное решение — в нарушение канонов совершить «рукоположение» Липкивского «соборно», то есть с участием священников, диаконов и мирян, а не епископов, как требуют каноны Православной Церкви. Кощунственная «хиротония» раскольничьего лжемитрополита была совершена в Софийском соборе, который со времен средневековья не видел подобного бесчинства. Позднее Липкивский «рукоположил» других лжеархиереев УАПЦ. За противные канонам «хиротонии» раскольников-липкивцев в народе прозвали «самосвятами». К сожалению, именно эти деятели, совместившие в своем учении националистические и обновленческие идеи, захватили в свои руки величайшую святыню Православной Руси — Софийский собор.

Закрытие и превращение в музей

Однако деятельность раскольников-самосвятов продолжалось недолго. Поначалу большевистская власть покровительствовала им, надеясь с помощью липкивцев изнутри разрушить церковную жизнь на Украине. Но за раскольниками пошло ничтожно малое число православных верующих. Убедившись в неэффективности раскольничьей «церкви», советская власть перестала поддерживать УАПЦ, и уже в начале 1930-х гг. она прекратила свое существование на территории советской Украины. В 1934 г. году Софийский собор был закрыт, а в 1935 г. древний храм был превращен в музей-заповедник. Участь Софии Киевской была все же более благополучной в сравнении с Михайловским Златоверхим монастырем и другими киевскими памятниками, уничтоженными в годы советской власти. В отличие от Успенского собора Киево-Печерской Лавры не пострадал Софийский храм и в годы Великой Отечественной войны. Правда, после закрытия София лишилась целого ряда ценных деталей своего убранства — были отправлены на переплавку массивные серебряные (весом 114 кг) Царские Врата главного иконостаса, уничтожены 8 иконостасов боковых приделов, разрушены надгробия Киевских митрополитов. В то же время советский период стал для Софийского собора временем интенсивных реставрационных работ, в ходе которых из-под позднейших записей были высвобождены драгоценные мозаики и фрески XI в. , восстановлены фасады храма и других построек Софийского комплекса.

Настоятели, ключари

  • Д. В. Айналов и Е. Редин. «Киево-Софийской собор». Спб. 1889.
  • Гр. И. Толстой и Н. П. Кондаков. «Русские древности», вып. IV. Спб. 1891.
  • [2] Строев П.М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. — СПб., 1877. с.27.

    [11] Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819-1920-е гг. Материалы из собрания проф. протоиерея Ф.И. Титова и архива КДА в четырёх томах. Том II. К — П. // Издательский отдел Украинской Православной Церкви, Киев 2015, с. 426.

    [12] ЛЮБЛЮ АКАДЕМИЮ И ВСЕГДА БУДУ ДЕЙСТВОВАТЬ ВО ИМЯ ЛЮБВИ К НЕЙ.» (ПИСЬМА ПРОФЕССОРА КИЕВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ Д.И. БОГДАШЕВСКОГО к А.А. ДМИТРИЕВСКОМУ). Вестник ПСТГУ : История. История Русской Православной Церкви. 2013.Вып.5 (54). С.75-107 Сноска 72, http://pstgu.ru/download/1390568356.5Sukhova.pdf

    [16] Василий Анисимов, Огонь, который нельзя загасить: ЧАСТИЧНЫЙ СПИСОК ПОГИБШЕГО ДУХОВЕНСТВА г. КИЕВА 1931 год., http://archivorthodoxy.com/page-429.html

    [17] «Союзом боязни связуем…» (Письма протоиерея Василия Прилуцкого к Алексею Афанасьевичу Дмитриевскому (1908–1927 гг.)), Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 1(9). 2015, с. 142.

    КИЕВСКИЙ СОФИЙСКИЙ СОБОР

    Киевский Софийский собор

    Киевский собор св. Софии, Премудрости Божией, выдающийся памятник древнерусской архитектуры, главный храм киевских митрополитов. Собор, выстроенный преимущественно из плинфы, большой (37 Х 55 м) пятинефный с 5 апсидами 13-главый крестово-купольный храм, со ступенчатым построением основных сводов. Окружен с 3 сторон двухъярусными галереями. В галереи с запада встроены 2 башни, лестницы которых ведут на просторные хоры.

    На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    София Киевская в XI в. Реконструкция.

    Киевский Софийский собор был построен великим князем Ярославом Мудрым. Точное время его строительства неизвестно. Софийский храм, упоминаемый германским хронистом Титмаром Мерзебургским под 1018 г., скорее всего был деревянной постройкой, которая сгорела во время междоусобной войны Святополка Окаянного с Ярославом. Высказывалось предположение, что первый Софийский храм в Киеве был возведен еще во времена св. Ольги, но четких подтверждений этой версии не существует. Строительство храма осуществлялось скорее всего в 1030-х гг., предположительно в 1037 г., и, вероятно, было связано с приездом в Киев из Константинополя митрополита-грека Феопемпта — первого в ряду Предстоятелей Русского Церкви, упоминаемых Нестором Летописцем в «Повести Временных Лет». Строили собор скорее всего греческие мастера, прибывшие вместе с митрополитом. Некоторыми исследователями высказывалось предположение, что строительство Софии Киевской было связано с восстановлением юрисдикции Константинопольского Патриархата над Русской Церковью (гипотеза Приселкова-Карташева) в период правления Ярослава Мудрого: Десятинная церковь, бывшая главным храмом Руси при св.

    Владимире, таким образом уступала место Софийскому собору, который отныне становился кафедральным храмом митрополитов-греков. Однако в конце своей жизни Ярослав рассорился с Византией и даже воевал с греками, что отразилось на положении Русской Церкви. В 1051 г. был поставлен первый митрополит русского происхождения — Иларион. В связи с его интронизацией Софийский собор впервые упомянут как вполне законченный и освященный храм.

    Софийский собор первоначально представлял собой грандиозное 13-купольное сооружение (в XVII в. были добавлены еще 6 глав). Крестово-купольный храм имеет 5 нефов и окружен с юга, запада и севера двойным рядом галерей. С запада размещены хоры для великокняжеской семьи, на которые можно попасть через две лестничные башни, примыкаюшие к западному фасаду. На стенах Софии Киевской сохранилось множество граффити — настенных надписей. Древнейшая из датированных граффити относится к 1052 г. — к этому времени в храме были завершены отделочные работы: он был богато украшен мозаиками и фресками, созданными греческими мастерами и их русскими учениками. Несмотря на значительные утраты, часть этого убранства сохранилась до наших дней. Среди священных изображений Софии Киевской наиболее известны мозаичная икона Божией Матери «Нерушимая Стена», украшающая алтарную абсиду, а также икона Благовещения, расположенная на столпах восточной арки. По своим размерам (55х37 м) и богатству убранства Софийский собор не имел себе равных не только в Киевской Руси, но и во всей Европе того времени. И размах, с которым был построен главный храм недавно крещеной Руси, и его посвящение не столько подражали Софии Константинопольской, сколько соперничали с ней. Построенный Ярославом Мудрым Софийский собор стал местом погребения самого великого князя и многих его потомков. Мраморный саркофаг с останками Ярослава доныне стоит под сводами Софии Киевской. В кафедральном митрополичьем храме были также погребены и многие Предстоятели Русской Церкви времени Киевской Руси.

    Нашествие Батыя и упадок собора

    В XIV в. большая часть западно-русских земель вошла в состав Великого княжества Литовского.

    Литовские государи — Гедимин и его потомки — стремятся разделить прежде единую Русскую Церковь и создать отдельную Литовско-Русскую митрополию, дабы их православные подданные (а они составляли тогда более 90% от всего населения Литовского княжества) не зависели от митрополитов Киевских и всея Руси, переселившихся со времени св. Петра и св. Феогноста в Москву. Иногда Литовским князьям удавалось добиться поставления отдельного митрополита для Литвы, который в таком случае мог поселиться в Киеве, при Софийском соборе. Так, при Ольгерде в болгарском Тырнове был в нарушение канонов поставлен на митрополию Литовской Руси Феодорит, пытавшийся утвердиться в Киеве, но не слишком в том преуспевший. София Киевская какое-то время служила митрополией и для других ставленников Ольгерда — Романа и Киприана. Однако к возрождению Софийского собора эти кратковременные эпизоды не привели. Когда в первой четверти XV в. великий князь Литовский Витовт вновь вознамерился поставить митрополита для Литовской Руси, его ставленник — Григорий (Цамблак) — поселился не в разоренном и опасном Киеве, а в Новогрудке, неподалеку от столичной Вильны.

    В дальнейшем, после того, как стало окончательным разделение единой Русской Церкви на две митрополии — автокефальную Московскую и Киево-Литовскую (в юрисдикции Константинопольского Патриархата), Софийский собор продолжает лишь формально считаться главным храмом последней. Митрополиты Киевские лишь изредка наведываются сюда из Новогрудка и Вильны. Храм по-прежнему продолжает страдать от набегов крымских татар. Так, он был разграблен крымчаками в 1497 г. Тогда же татарами был убит митрополит Киевский св. Макарий, который ехал в Киев, чтобы привести в порядок разоренный кафедральный собор [1].

    Захват собора униатами

    Разрушения, причиненные собору в течение XVI в., были столь велики, что, по словам современника, некогда величавый собор стоял в это время уже без кровли. Вероятно, в эти же годы в Софии Киевской прекращаются богослужения. Иначе трудно понять, как собор смогли захватить униаты, хотя лишь на короткое время. Это произошло после заключения в 1596 г. Брестской унии. Власть польского короля в Киеве была не слишком сильна, и православные сумели здесь организовать решительное сопротивление унии, насаждаемой Сигизмундом III. Православные киевляне отразили попытки католиков захватить Киево-Печерскую Лавру и другие киевские храмы. Однако немногочисленные изменники Православия сумели утвердиться в заброшенном Софийском храме и удерживали его около трех десятилетий. Правда, распорядились они православной святыней весьма своеобразно. Сохранилось сообщение о том, что в 1605 г. униатский поп Филипп, управлявший Софийским собором, «каменье тесаное на столбах и сходах разным людям пораспродавал». В результате хозяйничанья католиков полностью рухнула западная галерея собора.

    Тогда же были забелены его древние мозаики и фрески. К открытию фресок было приступлено по высочайшему повелению лишь в 1848 г. Работа эта велась без должной осторожности, и открываемые фрески немедленно и весьма грубо реставрировались. В 1885 году А. Праховым были открыты мозаики в куполе и на внутренней стороне триумфальной арки.

    Петр (Могила) вновь сделал Софийский собор кафедрой митрополитов Киевских и Галицких — этот статус храм сохранял вплоть до начала XX столетия. Тогда же при Софийском соборе был учрежден небольшой мужской монастырь. К сожалению, несмотря на то, что при Петре (Могиле) в соборе были проведены гигантские восстановительные работы, митрополит так и не успел их завершить до своей кончины — западная часть собора продолжала оставаться в руинах. Окончательно собор был возрожден только в конце XVII в., после того, как Киевская митрополия вновь вошла в состав Московского Патриархата при патриархе Иоакиме и митрополите Киевском Гедеоне. В возобновлении храма принимали участие не только малороссийские зодчие, но и московские мастера, почерк которых угадывается в форме некоторых наличников собора. В целом же Софийский собор в это время приобретает черты, свойственные памятникам украинского барокко — храм получает грушевидной формы главы, его стены украшаются лепниной.

    В Софийском соборе похоронены митрополиты: в 1824 году — Серапион (Александровский), в 1837 году — Евгений (Болховитинов).

    Собор в постсоветское время

    Перемены в статусе храма наступили в конце т.н. «перестройки». Власти Украины стали изредка разрешать совершение богослужений в Софийском соборе, который сохранял при этом статус государственного музея-заповедника и поныне остается таковым. В октябре 1990 г. здесь была совершена Божественная Литургия, которую возглавил Патриарх Алексий II. Во время богослужения Патриарх Алексий вручил митрополиту Киевскому и всея Украины Филарету (Денисенко) грамоту о даровании Украинской Православной Церкви полной самостоятельности в управлении. В то же время в конце 80-х — начале 90-х гг. на Украине стали возрождаться националистические настроения. На их волне была вновь образована «Украинская автокефальная православная церковь». Ее возглавил избранный в 1990 г. «патриархом Киевским» Мстислав (Скрыпник), для «интронизации» которого власти также предоставили Софийский собор. Вновь, как и в 20-30-х гг., в Софии кощунствовали раскольники. Однако украинские власти так и не решились передать Софийский собор раскольникам из УАПЦ или т. н. «Украинской православной церкви — Киевского патриархата» (образованной в 1992 г., после ухода в раскол бывшего митрополита Киевского Филарета). Но и канонической Украинской Православной Церкви, единственной правопреемнице той Церкви, которая существует со времен Крещения Руси, храм также не был возвращен. В дальнейшем Софийский собор еще неоднократно предоставлялся раскольникам для совершения «богослужений». По инициативе президента Кучмы в нем также проводились «экуменические молебны», в которых, как правило, принимали участие представители раскольничьих сообществ, различных протестантских деноминаций и даже исламских и иудейских общин. Священноначалие Украинской Православной Церкви Московского Патриархата неизменно отказывается от участия в подобных мероприятиях, противоречащих канонам Православной Церкви. Впрочем, многострадальный собор в последние годы пережил и не такое — в его алтаре устроили свой шабаш приверженцы т.н. «Белого братства», возглавительница которого — Марина Цвигун — пошла гораздо дальше, чем самозванный «патриарх Киевский» Филарет, провозгласив себя ни много ни мало, как живым воплощением Бога.

    • Лазарев В. Н., Мозаика Софии Киевской, М., 1960; София Киевская. Материалы и исследования, К., 1973.
    • Использованные материалы

      [4] Закревский Н. В., Описание Киева / Изд. Моск. археологич. об-во, т. 2. — М. : Тип. Грачева и К°, 1868, с. 890, http://books.google.com/books? , Киев, 1897, с. 53, http://books.google.com/books? >

      [7] Лебединцев П., прот., [некролог] (+ протоиерей Иоанн Михайлович Скворцов) // Киевские епархиальные ведомости, 1863, № 17( 2), с. 514; № 18 (2), с. 554.

      [13] Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819-1920-е гг. Материалы из собрания проф. протоиерея Ф.И. Титова и архива КДА в четырёх томах. Том I. А — Й. // Издательский отдел Украинской Православной Церкви, Киев 2014, с. 536.

      Впервые храм серьезно пострадал в 1240 г. при разграблении Киева ордами Батыя. Монголо-татары нанесли Софии Киевской серьезный урон. Собор не только лишился своей драгоценной утвари, но и был частично разрушен. Особенно пострадали галереи и западная часть храма. Тем не менее и после Батыева погрома Софийский собор продолжал считаться кафедральным храмом русских митрополитов. Несмотря на разрушения в нем продолжали совершать богослужения. Но постепенно он приходил во все большее запустение, как и весь Киев. Митрополит Кирилл III, возглавивший Русскую Церковь после Батыева нашествия, мало жил в своем кафедральном граде — почти вся его жизнь прошла в разъездах по епархиям, в которых первосвятитель восстанавливал церковную жизнь после монголо-татарского разорения. Тем не менее великий первоиерарх, скончавшийся в Переславле-Залесском, все же был погребен в Софии Киевской. Около 1299 г. преемник Кирилла — св. митрополит Максим — окончательно оставляет разоренный и пришедший в упадок Киев и переносит свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме, под защиту князей Северо-Восточной Руси. Однако и сам Максим, и его преемники продолжают сохранять титул митрополита Киевского и всея Руси, а Софийский собор — статус кафедрального митрополичьего собора. И все же Предстоятели Русской Церкви редко посещают его, и древний собор продолжает ветшать. Частые и опустошительные набеги татар и литовцев еще более ускоряют его разрушение.

      Ставший в 1633 г. православным митрополитом Киевским св. Петр (Могила) уже в самом начале своей деятельности добился у короля Владислава IV разрешения отобрать разоренный и поруганный Софийский собор у униатов и заняться, наконец, его восстановлением. Митрополит Петр привлек к восстановлению Софии Киевской итальянского архитектора Октавиано Манчини.

      В течение XVIII — XIX вв. продолжаются строительные работы в Софийском монастыре. Собор украсился новым роскошным иконостасом из позолоченного дерева, рядом с ним были выстроены высокая колокольня, теплая зимняя церковь (т.н. «Малая София»), здания митрополичьих покоев и монашеских келий. В последний раз переделки затронули Софию Киевскую в 1882 г., когда был перестроен западный фасад собора. В течение Синодального периода (XVIII — нач. XX вв.) Софийский собор продолжал оставаться кафедральным собором митрополитов Киевских и Галицких. Многие из них были погребены в соборе. В Софии Киевской совершались архиерейские хиротонии: в частности, здесь был рукоположен во епископа св. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский.

      Библиография

    [1] Св. Макарий был погребен в Софийском соборе. Здесь же его мощи почивали после обретения вплоть до закрытия собора в 1934 г. Позднее они были перенесены в Киевский Князь-Владимирский собор, где находятся и в настоящее время «в плену» у раскольников-филаретовцев

    [3] Серебренников В. В., «Киевская академия с половины XVIII века до преобразования ее в 1819 году», Киев, 1897, с. 48 — 49, http://books.google.com/books? >

    [5] Закревский Н. В., Описание Киева / Изд. Моск. археологич. об-во, т. 2. — М. : Тип. Грачева и К°, 1868, с. 890

    [6] Белик Жанна Григорьевна «Складывание научного подхода к реставрации древнерусской живописи и роль Пешехоновых в этом процессе», Диссертация. канд. искусствоведения : 17.00.04 Москва, 2006, 265 с. http://www.dslib.net/muzee-vedenie/vozrozhdenie-drevnerusski. tml

    [8] «Распоряжения епархиального начальства», Киевские епархиальные ведомости, 1863, № 16 (1), с. 146.

    [9] Языков Д.Д. Обзор жизни и трудов покойных русских писателей. Вып. 10 [Русские писатели и писательницы, умершие в 1890 году] / [Соч.] Д.Д. Языкова. — М. : тип. А.И. Снегиревой, 1907, с. 66, http://books.e-heritage.ru/book/10078737

    [10] Некролог. Киевские епархиальные ведомости,1890, № 2, с. 47 и Рождественский А.А., Воспоминания о В.О. Ключевском, сноска 2, http://az.lib.ru/k/kljuchewskij_w_o/text_1914_rozd_kluch.shtml

    на снимках: Украинские религиозные сайты, разрушенные сражением

    • Опубликованы

    Связанные темы

    • Russia-Ukraine War

    Изображение изображение, Нурфото/Гетти Изображение

    . Священник села Ясногородка под Киевом стоит внутри своей разрушенной церквирелигиозные объекты по всей стране с момента начала вторжения.

    Среди них православный собор с разорванным шпилем, еврейская школа, пострадавшая от артиллерийского обстрела, и почти полностью снесенные приходские храмы.

    Нанесение ударов по историческим памятникам и объектам культурного наследия является военным преступлением по международному праву согласно Гаагской конвенции.

    Россия отрицает нанесение ударов по гражданской инфраструктуре, но Би-би-си выявила ряд пострадавших религиозных объектов.

    Разрушенный собор

    Михайловский собор был назван туристическим бюро Мариуполя «самым красивым местом» в Левобережном районе города.

    Предлагая «панорамный вид на Азовское море, зеленые холмы и прибрежные поселки», собор, открытый в 1997 году, привлекал как верующих, так и посетителей, говорится в сообщении.

    Источник изображения, Getty Images

    Image caption,

    До вторжения из Михайловского собора открывался вид на побережье Мариуполя

    Но после нескольких недель беспощадной российской бомбардировки южного портового города венчающий купол православного собора превратился в груду изуродованной стали и разбитой кирпичной кладки.

    Источник изображения, Getty Images

    Подпись к изображению,

    Михайловский собор в Мариуполе сильно поврежден

    Стеклянные окна собора выбиты, а в его стенах из красного кирпича пробиты зияющие дыры.

    Источник изображения, Getty Images

    Подпись к изображению,

    Окна церкви выбиты, купол сорван, кирпичная кладка взорвана

    Разорвана приходская церковь

    Церковь в маленьком селе Ясногородка, примерно в 40 км к западу от Киева, также была разрушена. попал под обстрел, сообщает Украинская православная церковь.

    Источник изображения, Getty Images

    Подпись к изображению,

    Священник Романов из Ясногородки стоит перед своим храмом после обстрела , серьезно повредив его колокольню.

    Его окна и двери, как сообщается, также были пронизаны пулевыми отверстиями из крупнокалиберного пулемета.

    Во время ожесточенных боев, во время нападения русских на деревню в тот же день также был убит священник из другой общины деревни.

    Источник изображения, Getty Images

    Image caption,

    Церковь усеяна обломками после того, как в ее купол, как сообщается, попали два снаряда для изучения религии во втором по величине городе Украины Харькове, сообщила еврейская община города в сообщении на своей странице в Facebook.

    Здание ешивы также используется как синагога, средняя школа и общежитие, говорится в сообщении.

    Источник изображения, JewishKharkov/Facebook

    Подпись к изображению,

    Ракета пробила крышу еврейской ешивы в Харькове

    «Ракета не взорвалась, а проделала большую дыру в крыше», — жена харьковского начальника Об этом сообщил раввин Моше Московиц ивритоязычному новостному сайту 0404.

    Забастовка побудила главу Всемирной синагогальной организации Давида Бен-Наэ написать главному раввину России Берлу Лазару, призывая его попросить Владимира Путина приказать российским военным прекратить наносить ущерб синагогам и святым местам.

    «Синагоги — это «маленькие храмы» для еврейского народа во всем мире. Они были опорой евреев во всем мире на протяжении тысячелетий», — написал он, призвав Россию сохранить их «неприкосновенность и неприкосновенность».

    Россия отрицает, что нанесла удар по еврейскому святому городу

    В обращении к израильскому парламенту на прошлой неделе президент Украины Зеленский заявил, что Россия нанесла удар по городу Умань, почитаемому многими евреями-хасидами.

    Г-н Зеленский, еврей, сказал, что российские ракеты попали в город в первый день вторжения в феврале. Десятки тысяч евреев-хасидов приезжают в Умань каждый Рош ха-Шана (еврейский Новый год), чтобы посетить могилу раввина Нахмана из Брацлава, возродившего хасидское движение и умершего в 1810 году9.0005

    Источник изображения, Getty Images

    Подпись к изображению,

    Десятки тысяч паломников-хасидов и ортодоксальных евреев ежегодно посещают Умань (фото 2018 г. ) там синагога.

    «Хочу подчеркнуть, что вооруженные силы России не наносят удары по гражданским объектам в рамках специальной военной операции», — заявил официальный представитель Минобороны России Игорь Конашенков.

    Но еврейская община Умани отвергла заявления об оружии возле синагог или в них.

    «Все синагоги и еврейские объекты в Украине используются исключительно по прямому назначению, для осуществления религиозной деятельности или помощи членам еврейских общин и местному населению», — написала Объединенная еврейская община Украины в своей ленте Telegram.

    Источник изображения, AFP/Getty Images

    Подпись к изображению,

    Некоторые евреи-хасиды остались в Умани с начала вторжения

    А Ирина Рыбницкая, одна из оставшихся в Умани евреев, заявила израильской газете «Гаарец», что утверждения Москвы «не соответствуют действительности».

    «Никто не использует синагоги по причинам, кроме тех, по которым синагоги должны использоваться», — сказала она.

    Разрушенная церковь в разрушенном городе

    Одна церковь в юго-восточном городе Волноваха серьезно пострадала после нескольких дней российской бомбардировки.

    Городской храм Православной церкви Украины, построенный в честь украинских воинов, погибших в боях с пророссийскими боевиками в 2014 году, лежит в руинах. Золотой купол церкви изуродован, а его деревянные детали разрушены.

    Источник изображения, Getty Images

    Подпись к изображению,

    Храм Православной церкви Украины в Волновахе сильно разрушен после нескольких дней бомбардировок

    Источник изображения, Reuters , восточная Украина

    Губернатор Донецкой области заявил, что Волноваха, где когда-то проживало около 22 000 человек, «больше не существует».

    Спутниковые снимки, предоставленные Maxar Technologies, сделанные до и после штурма, показывают масштабы повреждений.

    Источник изображения, Maxar Technologies

    Подпись к изображению,

    Спутниковые снимки до и после показывают ущерб, нанесенный церкви в Волновахе

    Разрушение духовных объектов Украины глубоко потрясло многих представителей ее религиозных общин.

    «Это какой-то кошмар, я не могу подобрать слов, чтобы описать это», — сказал киевский священник Православной церкви Украины Сергий Бережной.

    «Это ужасно, это бесчеловечно», — сказал он Би-би-си. «Я не знаю, почему российские войска стреляют по церквям — если мы христиане, мы должны заботиться о мире».

    Г-н Бережной говорит, что до сих пор проводит небольшие богослужения в своей столичной церкви на фоне комендантского часа и воздушных налетов.

    «Это место, где люди могут найти помощь, поддержку», — говорит он. «Мы молимся за нашу страну — за каждого украинца, за их спасение».

    Война в Украине: Больше репортажей

    • ПРЯМАЯ ТРАНСЛЯЦИЯ: Последние обновления из Украины
    • ВЫЖИВАНИЕ: «Мне не скажут, сколько во мне пуль»
    • СТРЕЛЬБА: Есть ли на видео украинские военные преступления?
    • Подробнее. Собор Святой Премудрости в Киеве?

      Опубликовано 1 марта 2022 г.

      Всемирный католический отчет

      Джордж Вайгель

      900:04 По сообщениям украинской разведки, российские силы могут преднамеренно атаковать и попытаться разрушить Святую Софию, Собор Святой Премудрости в центре Киева. Если бы такое нападение имело место, это было бы нападением культурного варварства, еще более страшным, чем уничтожение талибами Бамианских Будд в Афганистане в 2001 году, что было культурным вандализмом, более или менее оторванным от политики. Разрушение Святой Софии стало бы воплощением уникально злобной попытки Владимира Путина переписать историю восточнославянского христианства в поддержку своей кампании русского империализма после окончания холодной войны, что было бы культурным вандализмом в поддержку политической тирании.

      Построенная в начале 11 го века, Святая София является национальной святыней Украины и самым почитаемым в стране памятником крещения восточных славян в 988 году. в музей, его золотые купола и необыкновенные мозаики имеют такую ​​историческую, эстетическую и культурную ценность, что он был назван объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

      Возможно, ближе к делу то, что святая София символизирует яркую украинскую национальную идентичность и связь этой идентичности с крещением Руси в 9 г. 88, которую Владимир Путин, кажется, одержим уничтожением.

      Сегодня утром майор-архиепископ Украинской греко-католической церкви Святослав Шевчук из бомбоубежища обратился к миру со следующим обращением:

      К нам поступила информация о том, что российская армия планирует нанести авиаудар по самой почитаемой святыне украинского народа со времен Киевской Руси – Софийскому собору в Киеве. Блаженнейший Святослав, Глава и Отец Украинской Греко-Католической Церкви, призывает всех христиан молиться о защите этой святыни всех славянских народов и призывает агрессора воздержаться от этого ужаснейшего акта вандализма.

      Эти молитвы должны исходить из сердца каждого христианина, когда христиане во всем мире отсчитывают часы до начала Великого поста.

      Однако можно и нужно сделать больше. Исходя из того, что разведывательные данные, которые привели к обращению майора-архиепископа, были переданы западным правительствам правительством Зеленского в Украине, западные лидеры должны, не теряя времени, информировать Кремль о том, что разрушение Собора Святой Премудрости в Киеве российскими силы приведут к немедленному и еще более драконовскому введению экономических санкций, включая прекращение всего российского экспорта, включая нефть и газ; ускорение усилий Международного уголовного суда по предъявлению обвинений в военных преступлениях российским официальным лицам; и арест российских активов, хранящихся в нероссийских финансовых организациях.

      Вот уже несколько десятилетий Владимир Путин, которого некоторые заблудшие души считают неким христианским деятелем, использует искаженное искаженное представление об истории восточнославянского христианства, чтобы подкрепить свои попытки отменить вердикт холодной войны и собрать нечто, напоминающее старый Советский Союз. За три дня до вторжения в Украину 24 февраля Путин выступил с часовой речью, в которой фактически заявил, что Украина не имеет собственного прошлого и, следовательно, не должна иметь собственного будущего.

      В этом нападении на историческую правду Путину помогало и подстрекало руководство Русской православной церкви, которое поддерживает его нелепое заявление о том, что единственным законным наследником крещения восточных славян в 988 году является Россия. Таким образом, религиозные авторитеты во всем мире должны связаться с Патриархом Московским Кириллом и потребовать, чтобы он оказал любое влияние, которое у него есть, чтобы предотвратить кощунственный акт разрушения в Киеве. Должностные лица Ватикана, которые воображают, что могут сыграть какую-то посредническую роль в войне против Украины, должны первыми позвонить в штаб-квартиру Русской православной церкви и потребовать защиты артефакта христианской истории, предшествующего расколу христианского Востока в 1054 году. и Кристиан Уэст. Святая София уникально киевская, но духовно она принадлежит всем христианам, и Патриарху Кириллу следует настойчиво напоминать об этом.

      Было совершенно предсказуемо, что российские противопехотные удары по гражданскому населению будут усиливаться, поскольку неуклюжие действия российских военных на Украине не привели к победе в молниеносной войне, на которую, очевидно, рассчитывал г-н Путин, самообманувшийся относительно нереальности украинской государственности. В ответ на героическое сопротивление Украины министерство обороны в Москве публично объявило, что Киев подвергнется бомбардировкам и ракетным ударам. Это Афганистан, Сирия и Чечня снова и снова — варварские нападения на невинных, не имеющие никакого отношения к воинскому разуму или воинской чести. Похоже, таков русский способ ведения войны, будь то при коммунизме или при тех, чья совесть, похоже, окончательно извращена коммунизмом, вроде бывшего агента КГБ Путина.

      Мир должен дать понять Владимиру Путину, тем, кто его окружает и поддерживает, и российскому военному руководству, что они станут международными изгоями, если это варварство продолжится и если Святая София станет одной из его жертв.

      Джордж Вейгель — почетный старший научный сотрудник Вашингтонского центра этики и государственной политики, где он возглавляет кафедру католических исследований имени Уильяма Э. Саймона. Он является автором более двадцати книг, в том числе «Следующий Папа: Офис Петра и церковь в миссии 9».0228 (2020 г.) и Незабытые: элегии и воспоминания о разнообразных персонажах, большинство из которых достойны восхищения (Игнатий, 2021 г.).


      Самые читаемые

      EPPC BRIEFLY

      Подпишитесь на двухнедельный электронный информационный бюллетень EPPC с избранными публикациями, новостями и событиями.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *