Сборник религиозно магических заклинаний в древнем египте: Как в Древнем Египте назывался сборник религиозно-магических заклинаний?

Древний Египет «Книга мёртвых», египетская «Книга мертвых»: VIKENT.RU

Сборник древнеегипетских гимнов, религиозных обращений, заклинаний и, если так можно выразиться,  «советов умершему» по поведению в загробном мире…

Само название «Книга мёртвых» дано немецким египтологом Карлом Рихардом Лепсиусом / Karl Richard Lepsius в 1843 году.

Разные варианты свитков древнеегипетской «Книги Мёртвых» содержат 186 текстов, выделенных современными египтологами и состоят из четырёх основных разделов:

— Гимны богам;
— Обращения умершего к духам и богам;
— Заклинания;
— Амулеты и обереги.

Книга многократно переписывалась и дополнялась примерно в период с 2700 по 1700 годы до нашей эры.

 

«Книга мёртвых захоранивалась вместе с умершим, чтобы помочь преодолеть предстоящие ему испытания и достичь собственного боговоплощения.

Этот зачастую богато иллюстрированный сборник песнопений и магических заклинаний, который укладывали поверх саркофага или заворачивали в покровы мумии, сопровождал умершего египтянина в последний путь. Беспорядочные на первый взгляд тексты, составляющие сборник, датируются XVII веком до Pождества Христова. Однако на самом деле они восходят к гораздо более древним надписям, начертанным на саркофагах (2300-1700 годах до Pождества Христова). Тем же текстам в свою очередь предшествовали ещё более древние письмена, так называемые «тексты пирамид», высеченные на стенах погребальных камер и предназначавшиеся для погребальных ритуалов при захоронении царственных особ. Таким образом история Книги мертвых отражает процесс демократизации, при котором заклинания, употреблявшиеся когда-то при погребении фараонов, постепенно стали применяться при захоронении представителей средних классов. Именно это новое применение древних заклинаний и объясняет кажущуюся бессвязность текстов Книги мертвых. […]

За исключением нескольких пассажей, непосредственно относящихся к обряду погребения, Книга была предназначена для чтения самим умершим, показывая ему «выход к свету». Ночью умерший сопровождал Солнце в его невидимом для живых путешествии по миру иному. После этого, благодаря специальным заклинаниям, подобно Солнцу, он возрождался к новой жизни и спускался в подземный мир, чтобы предстать пред судом Бога мёртвых Осириса, заклиная собственную душу не свидетельствовать против него. Однако к этому испытанию умерший допускался лишь после очищения, возрождения, преображения и обретения им подобия Божьего. Определяющую роль в Книге мёртвых играет заклинательная магия, что связано с верой древних египтян во всемогущество Слова — Творца вселенной.

С другой стороны Книга отличается высокой духовностью. И в самом деле умерший ищет оправдания прежде всего перед самим собой, а суд Осириса является лишь подтверждением того суда, который вершит над умершим его собственная душа. Особенно поражает твёрдая вера в жизнь после смерти, которая становится возможной благодаря процессу самообожествления человека. Книга мёртвых свидетельствует о глубине эзотерических знаний, которыми обладали египтяне, знаний, недоступных современному человеку. Она возглавляет длинный список спиритуалистических учений. Сегодняшний читатель найдёт в ней головокружительный хоровод сменяющих друг друга картин, где странные фантасмагории сопровождают возносимые к богам молитвы и получаемые от них в ответ наставления».

Жак Бросс, Духовные учителя, СПб, «Академический проект», 1998 г., с. 87-88.

 

Фрагмент «Книги мёртвых»: Исповедь отрицания умершим 42 прижизненных грехов

Заупокойный культ [в Египте] | Понятия и категории

Начиная со времени родового строя в Египте Заупокойный существовал культ предков и связанный с ним заупокойный культ, который способствовал идеологическому укреплению власти и авторитета родоначальника. Египтяне, как и другие древние народы, верили в то, что смерть есть не уничтожение человеческого существа, а лишь переход его в другой мир. Этот мир загробной жизни рисовался им в виде фантастического искажения форм земного мира. Полагая, что загробная жизнь есть лишь своеобразное продолжение земного существования, египтяне старались дать возможность умершему пользоваться в этом воображаемом мире всеми теми предметами, которыми он пользовался при жизни. Египтяне верили, что умерший, получив от своих живых родственников пищу, питьё и различные необходимые ему вещи, сможет вечно жить и охранять своё потомство, оставшееся на земле. Пережитки родового строя в древнем Египте нашли своё отражение в широком развитии, распространении и длительном существовании этого заупокойного культа.

Стремление сохранить умершему вечную жизнь выразилось в первую очередь в способе погребения тела. Уже в древнейшие времена тела умерших заворачивали в кожу, в циновку или в ткань и часто хоронили в скорченном на боку положении, которое должно было изображать положение спящего. Рядом с телом умершего клали пищу, оружие и статуэтки животных и людей. В эпоху Древнего Царства, когда начало складываться древнейшее рабовладельческое государство, древний заупокойный культ получил новое значение. Он должен был идеологически укрепить мысль о неизменности и вечности существующего классового строя. Богатых чиновников и жрецов хоронили в больших скамьеобразных гробницах (мастаба). Тело умершего искусственно сохранялось, для чего внутренности вынимались и клались в особые сосуды (каноны), а тело пропитывалось соляными растворами и смолистыми составами при помощи особого способа мумификации. Изготовленную таким образом мумию тщательно обёртывали множеством льняных покровов. На стенах комнат, расположенных внутри гробницы, обычно изображали покойного аристократа, его семью, его имущество — принадлежавшие ему при жизни стада и поля, на которых работали его рабы и слуги. Тут же можно увидеть сцепы охоты, рыбной ловли, производственные процессы и различные картины домашнего быта. Такого рода изображения, часто художественно выполненные и снабжённые объяснительными надписями и даже соответствующими цифрами, должны были магически сохранить умершему его имущество в загробном мире. Стремясь обеспечить умершему благополучие в загробном мире, его родственники приносили ему жертвы. Заупокойный культ, получивший в древнем Египте широкое распространение, в эпоху резкого классового расслоения укреплял в народных массах веру в то, что при помощи особых обрядов погребения и особого религиозно-магического ритуала люди могли сохранить в загробном мире своё имущество и своё привилегированное положение, обеспечиваемое им царскими милостями. Тем самым эта система верований служила для идеологического укрепления всего рабовладельческого строя в целом.

Обоготворяя явления и силы природы, древние египтяне пытались связать мысль о вечности всегда возрождающейся природы с мыслью о воскресении и вечной жизни умершего и обоготворённого предка. В эпоху Древнего Царства, когда эти древние религиозные представления стали облекаться в богословскую форму, древний бог воды и растительности Озирис постепенно превратился в центральную фигуру заупокойного культа.

Представление об Озирисе, как о боге растительности и воды, восходит к глубокой древности, к эпохе возникновения земледельческого хозяйства. Чувствуя свою полную зависимость от природы, древний египтянин считал, что его земная и будущая загробная жизнь зависит от Озириса: ведь в Озирисе, в этом боге умирающей и воскресающей природы, как бы воплощались скрытые и вечные силы природы. Поэтому воскресение Озириса считалось залогом воскресения человека к новой жизни. Эта мысль чётко выражена в следующем религиозном тексте:

Как воистину Озирис живёт, так живёшь и ты.

Как воистину он не умирает, так не умираешь и ты.

Как воистину он не уничтожается, так не уничтожаешься и ты.

Превращение бога растительности и воды в бога вечной жизни, в судью мёртвых и царя загробного мира запечатлено в древней легенде о том, как Озирис был убит своим злым братом Сэтом, затем воскрес и, наконец, стал владыкой загробного мира. Поэтому, по верованиям древних египтян, человек мог получить вечную жизнь, только уподобившись Озирису и только в том случае, если над его телом будут совершены те же религиозно-магические обряды, которые были совершены над телом Озириса.

С появлением в эпоху Среднего Царства значительного среднего свободного слоя населения заупокойный культ несколько видоизменяется. Религиозно-магические надписи, «обеспечивавшие» ранее загробную жизнь лишь царям и аристократам, стали появляться на стенках даже скромных саркофагов, в которых хоронили представителей средних слоёв населения. Учитывая специфические настроения и желания этих новых кандидатов на загробную жизнь, жрецы стали составлять для них специальные молитвы и заклинания, которые должны были обеспечить умершему «соединение со своей семьёй в загробном мире», «вкушение хлеба в загробном мире» и возможность «не вступать в судебную палату бога». В дальнейшем применение этих религиозно- магических надписей становится доступным всё более широким слоям населения. Молитвы и заклинания, писавшиеся в эпоху Среднего Царства на стенках погребальных ящиков, пишутся в эпоху Нового Царства и в позднее время на свитках папирусов, образуя «Книгу мёртвых», которую правильнее следовало бы называть «Книгой воскресения» (выхода днём — пер-ем-херу). В «Книге мёртвых» и в ряде других религиозно-магических сборников и текстов этого времени содержатся многочисленные заклинания, гимны богам, описание загробного мира и судьбы человека» после его смерти.

«Книга мёртвых» была наиболее крупным и наиболее распространённым среди многих религиозно-магических сборников. Религиозная традиция древних египтян относила время составления этого сборника к эпохе Древнего Царства. Это отчасти подтверждается тем, что отдельные главы «Книги мёртвых» встречаются уже среди «Текстов пирамид» времени V— VI династий. Впоследствии некоторые из этих глав, целью которых было обеспечить умершему блаженство в загробном мире, стали писаться па стенках погребальных ящиков и образовали религиозно-магический сборник, получивший условно название «Текстов саркофагов» времени Среднего Царства. Из этих текстов постепенно образовалась «Книга мёртвых». Состав и содержание «Книги мёртвых»чрезвычайно пестры и разнообразны. Отдельные главы, следующие одна за другой, не соединены между собой логически. Весь этот религиозно-магический сборник является на первый взгляд хаотическим нагромождением молитв, песнопений, славословий, величаний, гимнов, заговоров и заклинаний. Некоторые главы сохранили свой древний ритуальный характер, как, например, «Глава открытия уст» или «Глава облачения в чистое одеяние». Большинство глав содержит магические заклинания, которые должны охранить умершего от ужасов загробного мира и обеспечить ему посмертное блаженство. Таковы «Глава отражения всяких змей», «Глава, чтобы не умереть вторично», «Изречение, чтобы не истлеть», «Изречение, чтобы не попасть на плаху бога» и т. п. Таковы, далее, «Изречение вдыхания воздуха и обладания водой», «Изречение превращения в золотого кобчика и в божественного кобчика», «Изречение, чтобы дать душе соединиться с телом», «Изречение восхождения на небо рядом с богом Ра». На развитие этических воззрений указывают главы 1, 18, 30 и 125. В особенности интересна 125-ая глава «Книги мёртвых», в которой описывается посмертный суд над умершим и изображается взвешивание сердца (символ души у древних египтян) на весах (психостасия), а также приводится отрицательная исповедь, в которой покойный отрицает совершение им 42 основных грехов. В эту эпоху уже оформляется представление о том, что посмертное блаженство в загробном мире присуждается лишь тому человеку, который вёл на земле праведную жизнь и не запятнал себя грехами и преступлениями. Однако и эти нравственные воззрения всё ещё тесно сплетаются с древними магическими представлениями. Так, например, в 30-ой главе «Книги мёртвых» покойный заклинает своё сердце не свидетельствовать против него на посмертном суде. Эта пёстрая смесь религиозно- магических верований объясняется тем, что «Книга мёртвых» составлялась, изменялась и редактировалась на протяжении длинного ряда веков. Древние тексты сохранялись в своей традиционной форме вплоть до позднего времени, причём их содержание уже часто становилось пепопятным и даже требовало особых толкований, которые, например, были добавлены к 17-ой главе «Книги мёртвых».

Лучшие образцы «Книги мёртвых», написанные на длинных свитках папируса, относятся ко времени расцвета египетской культуры в эпоху XVIII династии. Большинство их было найдено в фиванских гробницах и принадлежало главным образом фиванским жрецам и чиновникам. Папирусы богато украшены тончайшими рисунками, изображающими сцены погребения, совершения заупокойного ритуала, загробного суда и целый ряд других сюжетов, связанных с заупокойным ритуалом и с представлениями о загробной судьбе умершего.

Авдиев В.И. История Древнего Востока. Издание второе переработанное и дополненное. [Л.], 1953, с. 287-291.

Магия в древнем мире: египетские божества и их использование

 

В Древнем Египте магия вызывалась через божества, в основном обученными жрецами, а также фараонами, магами и обычными людьми. Он был неотъемлемой частью лечебных ритуалов и возник с помощью заклинаний и священных текстов. Наиболее заметное использование магии было защитой от зла, болезней, болезней и опасностей; будь то укус змеи, опасная для жизни болезнь или армия вторжения. Магия была тесно связана с медициной и исцелением, но она также могла быть вредной как проклятие или черная магия. Также считалось, что предметы, включая амулеты и жезлы, заряжены магией. Хека был обожествлением магии, в то время как другие египетские божества использовали защитную магию, чтобы помочь людям, в том числе Шед, Туту, Ваджет, Исида и Бес.

 

Хека: Магия во Вселенной и в египетских божествах
Иллюстрация Огюста Мариетта «Хека», 1875 г.

 

Хека был обожествлением магии и медицины в Древнем Египте и предшествовал всем другим египетским божествам. Имя Хека, или hk3w , на самом деле является старым египетским словом, обозначающим магию и описывающим сверхъестественную силу, которая, как верили древние египтяне, создала и пронизала вселенную. Слово Хека переводится как «использование Ка».

 

В древнеегипетской религии Ка относится к божественному духу, который защищает человека. Это аспект души человека или бога, который может жить после смерти тела, например, в картине или статуе.

 

В качестве энергии Хека была доступна египетским божествам, а также жрецам, магам и обычным людям, и ее можно было вызывать как во благо, так и во зло. Магию можно приблизительно определить как сверхъестественное действие, целью которого является изменение. По словам египтолога Дж. Ф. Боргаутса, магию можно понимать в широком смысле как «систему преодоления иррациональных ситуаций».

 

Вам нравится эта статья?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

Согласно египетскому мифу, бог Хека сражался и победил двух змей. Затем эти змеи стали частью символа Хеки с двумя змеями над головой или иногда с двумя переплетенными змеями и парой поднятых рук.

 

египетских врача называли себя «жрецами Хеки». Люди советовались с ними, чтобы использовать магию для лечения или защиты от болезней, болезней, паразитов или респираторных заболеваний, например, которые были обычным явлением в египетской пустыне. Медицинские практики сочетались с магическими ритуалами и заклинаниями для исцеления пациента.

 

Амулет Беса, через Метрополитен-музей, Нью-Йорк

 

Многие египетские божества и фараоны, изображенные на древних табличках, стелах, статуях и скарабеях, несут скипетр Хека, или посох и цеп, которые мы можем видеть на иллюстрации выше. Скипетр «сехем» (власть) носили правители и важные чиновники и использовали для обозначения земной или государственной власти. В наши дни название лечебной практики Сэйчим, похожей на рейки, берет свое название от слова. Между тем скипетр хека обозначал магическую силу и использовался для лечения.

 

Два вида магии
Амулетический жезл, сделанный из слоновой кости гиппопотама и украшенный божествами, Двенадцатая династия, Британский музей, Лондон

 

В Древнем Египте и других древних культурах существовало два вида магии: защитная, благотворная магия или «белая» магия; и вредоносная, негативная «черная» магия, которая могла проявляться в виде проклятий и проклятий.

 

Когда магия приносит пользу, ее обычно используют для лечения и защиты. Его также можно использовать для наложения любовных заклинаний, защиты маленьких детей или рожениц или сопровождения умершего или умирающего человека в его / ее путешествии по подземному миру. Однако люди могли использовать магию и во вред, направленную против своих врагов, как проклятие, порчу или личный вид вуду!

 

Большинство египетских божеств, использующих магию, являются божествами-защитниками. Определенные предметы, особенно амулеты, могли быть заряжены магией, и считалось, что они привлекают добрые силы и отгоняют злых духов. Черная магия или некромантия также практиковались, но было широко распространено мнение, что магия вернется, чтобы укусить человека в той или иной форме кармы, если ее использовать со злыми намерениями.

 

Египетский погребальный папирус, 21-я/22-я династии, 1075-716 гг. до н.э. От Книга мертвых
, через Sotheby’s

 

Иероглифы также использовались для достижения желаемых результатов с помощью магии. Магия была тесно связана с письмом, поскольку официальные практикующие магию, жрецы, получали свои знания, изучая древние писания и произнося заклинания. По сути, магия направлялась через египетских божеств и передавалась их слугам: жрецам, магам и фараонам Древнего Египта.

 

Книга Мертвых
Книга мертвых Хунефера, через Британский музей, Лондон

 

В своей книге 2002 года Религия и магия в Древнем Египте Розали Дэвид описывает Книга Мертвых как содержащую заклинания, обеспечивающие «магические меры для обеспечения воскрешения умершего и его безопасности в следующем мире». В конечном счете, заклинания предназначались для того, чтобы провести мертвого человека через Дуат или подземный мир. Магия была необходима для защиты от демонов, злых египетских божеств и любых опасностей, присутствующих в подземном мире.

 

Считается, что текст был написан жрецами в течение тысячи или около того лет. Книгу клали в гроб или погребальную камеру усопшего. Многие тексты начинаются со слова ro , что означает речь или заклинание. Считалось, что магия вызывается не только речью, но и письмом. В книге более 190 заклинаний.

 

Сарай: Спаситель
Стела Сарай и Гор, через Музей искусств округа Лос-Анджелес

 

Сарай, или Спаситель, как его обычно называют, был богом-защитником, спасавшим других от болезней и опасностей, особенно от диких зверей. Его часто изображают принцем или ребенком, спасающим людей от животных, которые представляли угрозу в Древнем Египте, включая змей, крокодилов, скорпионов и львов.

 

Шед был популярным богом в эпоху Нового Царства, начиная с 16 века до н.э. и заканчивая 11 веком до н.э. Сарай также защищал людей от черной магии и часто изображался рядом с младенцем-богом Гором.

 

Пачка
Бог Туту в образе Сфинкса, I век н. э. или позже, через Бруклинский музей, Нью-Йорк

 

Туту входит в число покровительствующих египетских божеств позднего периода (664–332 гг. до н. э.). Обычно его изображают в виде коронованного сфинкса в движении, иногда с крыльями сокола, часто с коброй вместо хвоста и головой человека или крокодила. Его чаще всего изображали в статуях, храмовых рельефах и культовых стелах.

 

Сфинкс часто ассоциируется с царством и солнечными божествами. Он используется в десятой карте Таро, Колесе Фортуны, на котором изображен светло-голубой сфинкс в верхней части колеса в короне и плаще. В Таро сфинкс может трактоваться как представитель мудрости и эмоциональной жизни.

 

Основная роль

Туту заключалась в защите людей ночью от вреда; люди призывали его для защитной магии. Кроме того, его изображение считалось заряженным магией.

 

Ваджет
Амулет Веджат-глаз, через Британский музей, Лондон

 

Ваджет, или Веджат, был одним из первых египетских божеств додинастического периода. Она также была божеством-защитником. Ее имя переводится как «зеленая». Вместе с Нехбет она защищала «Две земли» (верхний и нижний Египет) до их объединения. Когда Две Земли были объединены, богини использовались как символ двойственности.

 

Она была мятежной богиней-коброй, которая защищала от змей и других опасностей. Она лечила укусы змей и плевалась ядом кобры на любого, кто угрожал фараону или царской гробнице. Она также могла контролировать тепло и огонь. В принципе, никто не хотел бы связываться с ней. Египтяне верили, что она защищает рожениц, и видели в ней кормилицу и защитницу младенца-бога Гора. Иногда ее изображают с коброй вместо головы, запрокинутой назад, готовой нанести удар.

 

Иллюстрация Wadjet из Panthéon Égyptien Леона Жана Жозефа Дюбуа, 1823 – 25 гг.

 

«Око Ваджета», также известное как Око Гора или Око Ра, было могущественным символом защиты. Он обычно использовался в амулетах как стилизованное изображение глаза, брови и изогнутой линии внизу, а также вертикальных линий непосредственно под глазом, которые напоминают отметины сокола.

 

Амулетические жезлы, или метательные палочки, вырезались из слоновой кости и костей животных. На некоторых были начертаны египетские божества, иероглифы или глаз Уаджета. Эти предметы часто делались в качестве подношений по обету, чтобы умилостивить божеств.

 

Раскрашенный картоном фрагмент с изображением Исиды, 724–31 гг. до н.э., Музей искусств округа Лос-Анджелес

 

Исида была одним из первых главных египетских божеств и одним из самых выдающихся из всех божеств. В ее обязанности входило сопровождение умерших в загробную жизнь, а также защита от укусов змей и укусов скорпионов. Кроме того, она была божественной матерью фараона и вышла замуж за своего брата Осириса. Она призывала магию в виде исцеляющих заклинаний на благо людей и других богов.

 

Бес
Амулет Беса, через Метрополитен-музей, Нью-Йорк

 

Бес обычно был в паре со своим женским аналогом Бесетом, которые вместе были божествами-защитниками, которые, как считалось, приносили удачу в дом.

Также считалось, что они защищают матерей, детей и роды. Его символ — страусиное перо, которое он иногда носит в качестве головного убора. Он, пожалуй, самое очаровательное из египетских божеств из-за своего маленького, но крепкого роста.

 

Пантеон египетских божеств

 

Было много других божеств, не упомянутых здесь, которые также использовали магию. Чтобы назвать некоторых других, Тот был вовлечен в написание исцеляющих текстов, а Селкет была богиней-скорпионом, которой молились, чтобы помочь исцелить укусы. Имейте в виду, что в пантеоне было более 2000 божеств! Таким образом, религия и магия были неотъемлемой частью повседневной жизни в Древнем Египте.

Магия в Древнем Египте — Энциклопедия всемирной истории

В Древнем Египте, если у женщины были трудности с зачатием ребенка, она могла провести вечер в камере Беса (также известной как инкубационная камера), расположенной в храме. Бес был богом деторождения, сексуальности, плодородия, среди прочих его обязанностей, и считалось, что вечер в присутствии бога будет способствовать зачатию. Женщины носили амулеты Беса, носили татуировки Беса, чтобы способствовать рождаемости.

После рождения ребенка изображения и амулеты Беса использовались для защиты по мере его роста, а позже ребенок становился взрослым, принимая те же самые ритуалы и верования в повседневной жизни. Считалось, что в момент смерти человек переходит на другой план существования, в страну богов, и ритуалы, связанные с погребением, основывались на том же понимании, которое человек знал всю свою жизнь: сверхъестественные силы так же реальны, как и любые другие. аспект существования, и вселенная была наполнена магией.

Удалить рекламу

Реклама

Амулет Беса

Художественный музей Уолтерса (общественное достояние)

Магия в Древнем Египте не была салонным трюком или иллюзией; это было использование сил естественных законов, задуманных как сверхъестественные сущности, для достижения определенной цели. Для египтян мир без магии был немыслим. Именно с помощью магии был создан мир, магия ежедневно поддерживала мир, магия исцеляла, когда человек был болен, давала, когда у него ничего не было, и обеспечивала вечную жизнь после смерти. Египтолог Джеймс Генри Брестед заметил, что магия пронизывала каждый аспект древнеегипетской жизни и была «таким же само собой разумеющимся, как сон или приготовление пищи» (200). Магия присутствовала в зачатии, рождении, жизни, смерти и загробной жизни и была представлена ​​богом, который был старше творения: Хекой.

Магия ежедневно поддерживала мир, магия исцеляла больных, помогала, когда ничего не было, и гарантировала вечную жизнь после смерти.

Гека

Хека был богом магии и самой практики искусства. Маг-жрец или жрец-врач призывали Хеку в практике 90 224 хека 90 225 . Бог был известен еще в додинастический период (ок. 6000–ок. 3150 г. до н. э.), развивался в раннединастический период (ок. 3150–ок. 2613 г. до н. э.) и появляется в Тексты пирамид Древнего царства (ок. 2613-2181 гг. до н.э.) и Тексты гробов первого промежуточного периода (2181-2040 гг. до н.э.). У Хеки никогда не было храма, последователей культа или формального поклонения по той простой причине, что он был настолько всепроникающим, что пронизывал все сферы египетской жизни.

Удалить рекламу

Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!

Подобно богине Маат, у которой также никогда не было формального культа или храма, Хека считалась глубинной силой видимого и невидимого мира. Маат представлял собой центральную египетскую ценность баланса и гармонии, в то время как Хека была силой, которая делала возможным баланс, гармонию и любую другую концепцию или аспект жизни. В Coffin Texts , Хека заявляет об этой изначальной силе, заявляя: «Мне принадлежала вселенная до того, как вы, боги, появились на свет. Вы пришли позже, потому что я Хека» (Заклинание 261). После сотворения Хека поддерживала мир как сила, давшая богам их способности. Его боялись даже боги, и, по словам египтолога Ричарда Х. Уилкинсона, «его считали богом неоценимой силы» (110). Эта сила проявлялась в повседневной жизни: мир действовал так, как он работал, благодаря богам, а боги могли выполнять свои обязанности благодаря Хеке.

Магия и религия

Жрецы храмовых культов понимали это, но их функция заключалась в том, чтобы чтить и заботиться о своем особом божестве и обеспечивать взаимность между этим богом и людьми. Поэтому жрецы или жрицы не призывали Хеку напрямую, потому что он уже присутствовал в силе божества, которому они служили.

История любви?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Heka

Зейнаб Мохамед (CC BY-NC-SA)

Магия в религиозной практике приняла форму установления того, что уже было известно о богах и о том, как устроен мир. По словам египтолога Яна Ассмана, ритуалы храма «преимущественно были направлены на поддержание и стабильность» (4). Египтолог Маргарет Бунсон уточняет:

Основная функция жрецов, по-видимому, осталась неизменной; они содержали храмы и святилища в чистоте, проводили культовые ритуалы и обряды, а также устраивали великие праздничные церемонии для публики. (208)

В их роли защитников веры также ожидалось, что они смогут продемонстрировать силу своего бога против любой другой нации. Известный пример этого дан в библейской книге Исход (7:10-12), когда Моисей и Аарон противостоят египетским «мудрецам и чародеям».

Удалить рекламу

Реклама

Жрец был посредником между богами и людьми, но в повседневной жизни люди могли общаться с богами посредством своих личных практик. Какими бы другими обязанностями ни занимался священник, как указывает Ассман, его первостепенное значение заключалось в придании людям богословского смысла через мифологические повествования. Они могли предложить совет или совет или материальные блага, но в случае болезни, травмы или психического заболевания обращались за консультацией к другому профессионалу: врачу.

Магия и медицина

Хека был богом медицины и магии, и не зря: медики считали их обоих одинаково важными. Был один врач со званием swnw (врач общей практики) и другой, известный как sau (практикующий маг), обозначающий их соответствующие области знаний, но магия широко использовалась обоими. Врачи работали в учреждении, известном как Пер-Анх («Дом жизни»), части храма, где писались, копировались, изучались и обсуждались медицинские тексты.

Медицинские тексты древнего Египта содержат заклинания, а также то, что сегодня можно было бы назвать «практическими мерами» в лечении болезней и травм. На протяжении всей истории Египта болезнь считалась сверхъестественной по своему происхождению, хотя архитектор Имхотеп (ок. 2667–2600 гг. до н. э.) написал медицинские трактаты, объясняющие, что болезнь может возникать естественным путем и не обязательно является наказанием, посланным богами.

Удалить рекламу

Реклама

Папирус Честер Битти VI

Попечители Британского музея (Авторское право)

Священник-врач-маг тщательно осматривал и расспрашивал пациента, чтобы определить природу проблемы, а затем призывал того бога, который казался наиболее подходящим для решения этой проблемы. Болезнь была нарушением естественного порядка, и поэтому, в отличие от роли храмового жреца, поддерживавшего веру людей в богов с помощью стандартных ритуалов, врач имел дело с могущественными и непредсказуемыми силами, которые нужно было призвать и умело контролировать.

Врачи, даже в сельской местности, были дорогими, поэтому люди часто обращались за медицинской помощью к тому, кто, возможно, когда-то работал врачом или каким-то другим путем приобрел медицинские знания. Эти люди, по-видимому, регулярно вправляли переломы костей или прописывали лечебные травы, но считалось, что им не разрешено использовать заклинание для исцеления. Однако это было официальное мнение по этому вопросу; кажется, что некоторые люди, которые не считались врачами, все еще практиковали своего рода медицину с помощью магических средств.

Магия в повседневной жизни

Среди них были провидицы, мудрые женщины, которые могли видеть будущее и также способствовали исцелению. Египтолог Розали Дэвид отмечает, что «было высказано предположение, что такие провидцы могли быть постоянным аспектом практической религии в Новом Царстве и, возможно, даже в более ранние времена» (281). Провидцы могли помочь женщинам зачать ребенка, растолковать сны и прописать лекарственные травы от болезней. Хотя большинство египтян были неграмотны, кажется, что некоторые люди — например, провидцы — могли запоминать прочитанные им заклинания для последующего использования.

Удалить рекламу

Реклама

Египетский защитный нож

Дадерот (общественное достояние)

Египтяне всех социальных классов, от царя до крестьянина, верили в магию и полагались на нее в своей повседневной жизни. Доказательства этой практики исходят из количества амулетов и оберегов, найденных при раскопках, надписей на обелисках, памятниках, дворцах и храмах, гравюр на гробницах, личной и официальной переписки, надписей и могильного инвентаря. Розали Дэвид объясняет, что «магия была дана человечеству богами как средство самообороны, и ею мог пользоваться король или маги, фактически взявшие на себя роль богов» (283). Однако, когда король, маг или врач были недоступны, обычные люди совершали свои собственные ритуалы.

Обереги и заклинания использовались для повышения плодородия, для удачи в делах, для улучшения здоровья, а также для проклятия врага. Имя человека считалось его личностью, но египтяне верили, что у каждого также есть тайное имя ( ren ), которое знали только человек и боги. Узнать свое тайное имя означало получить над ними власть. Даже если кто-то не мог обнаружить ren другого человека, они все равно могли осуществлять контроль, очерняя имя человека или даже стирая имя этого человека из истории.

Магия смерти

Как магия присутствовала при рождении и жизни человека, так она присутствовала и при уходе в мир иной. Мумификация практиковалась для того, чтобы сохранить тело, чтобы душа могла узнать его в загробной жизни. Последним действием священников на похоронах была церемония открытия рта, во время которой они прикасались к мумифицированному трупу различными предметами в разных местах тела, чтобы восстановить использование ушей, глаз, рта и носа. С помощью этого магического ритуала усопшие смогут видеть и слышать, обонять и пробовать на вкус, а также говорить в загробной жизни.

Сердце Скарабея Хатнефера

Метрополитен-музей (авторское право)

Вместе с мумией были завернуты амулеты для защиты, а в могилу положили погребальный инвентарь, чтобы помочь усопшей душе в загробном мире. Многие могильные принадлежности были практичными предметами или любимыми предметами, которыми они наслаждались в жизни, но многие другие были магическими амулетами или предметами, к которым можно было обратиться за помощью.

Самыми известными из них были куклы шабти. Это были фигурки из фаянса, дерева или любого другого материала, которые иногда напоминали покойника. Поскольку загробная жизнь считалась продолжением земной жизни, шабти можно было призвать работать на человека в Тростниковом поле. Заклинание 472 из Тексты гроба (позже повторенный как Заклинание 6 из Египетской книги мертвых ) дается, чтобы оживить Шабти, когда это необходимо, чтобы можно было продолжать наслаждаться загробной жизнью, не беспокоясь о работе.

Египетская Книга Мертвых иллюстрирует веру в действие магии в загробной жизни. Текст содержит 190 заклинаний, помогающих душе ориентироваться в загробной жизни, чтобы достичь рая Тростникового поля, вечного рая, который в совершенстве отражает земную жизнь, но без разочарований, болезней и страха смерти и потерь. На протяжении Египетская Книга Мертвых душа получает инструкции, какие заклинания использовать, чтобы проходить через определенные комнаты, входить в двери, превращаться в разных животных, чтобы избежать опасностей, и как отвечать на вопросы богов и их царства. Все эти заклинания казались бы древнему египтянину столь же естественными, как подробные указания на карте для любого современного человека, и столь же разумными.

Заключение

Современному уму может показаться странным приравнивать магические решения к разуму, но это просто потому, что сегодня человек привык к совершенно иной парадигме, чем та, которая господствовала в Древнем Египте. Это, однако, не означает, что их понимание было ошибочным или «примитивным», а нынешнее — утонченным и правильным. В настоящее время считается, что модель мира и вселенной, коллективно признанная «истинной», является наилучшей возможной моделью именно потому, что она верна. Согласно этому пониманию, убеждения, отличные от истины, должны быть ошибочными, но это не обязательно так.

Книга Мертвых Аанеру, Фивы

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Ученый К. С. Льюис наиболее известен своими фэнтезийными произведениями о земле Нарнии, но он написал много других книг и статей о литературе, обществе, религии и культуре. В своей книге The Discarded Image Льюис утверждает, что общества отказываются от старых парадигм не потому, что новые оказались более верными, а потому, что старая система верований больше не соответствует потребностям общества. Господствующие в современном мире верования, которые люди считают более продвинутыми, чем верования прошлого, не обязательно более верны, а лишь более приемлемы. Люди в наши дни принимают эти концепции как истинные, потому что они соответствуют их модели того, как устроен мир.

Именно так древние египтяне видели свой мир. Модель мира, как они ее понимали, содержала магию как существенный элемент, и это было для них вполне разумно. Вся жизнь произошла от богов, и эти боги были не далекими существами, а друзьями и соседями, населявшими храм в городе, деревья у ручья, реку, которая давала жизнь, поля, которые вспахивали. Каждая цивилизация в любую данную эпоху считает, что она знает и действует на основе истины; если бы они этого не сделали, они бы изменились.

Когда модель мира изменилась для Древнего Египта c. 4 век н.э. — от генотеистического / политеистического понимания к монотеизму христианства — их понимание «истины» также изменилось, и вид магии, который они считали пронизывающим их жизнь, был заменен новой пардигмой, которая соответствовала их новому пониманию. Это не означает, что новое понимание было правильным или более «истинным», чем то, во что они верили на протяжении тысячелетий; просто то, что теперь это было более приемлемым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *