Памятники культуры — это произведения рук человека. Определение древнего творения человечества
Главная
Статьи
Разное
Памятники культуры
достопримечательности, путешествия, что посмотреть
Памятники культуры — это произведения рук человека, древние предметы, орудия труда и сооружения, сохранившиеся на земной поверхности, под слоем земли или под водой. По ним ученые восстанавливают прошлое человеческого общества. Основные памятники материальной культуры: орудия труда, оружие, домашняя утварь, одежда, украшения, поселения (стоянки, городища, поселения) и отдельные жилища, древние укрепления и гидротехнические сооружения, дороги, горные выработки и мастерские, могильники, рисунки на скалах, затонувшие древние суда и их грузы и т. д.
Древнейшие памятники — археологические: стоянки—остатки поселений древнего человека. Обычно они расположены на берегах рек, озер, морей. За прошедшие века обнаружены наиболее древние стоянки — палеолитические — погребены под наслоением песка, глины, почвы настолько глубоко, что их трудно обнаружить.
Городище — остатки древнего укрепленного поселения, располагавшегося на возвышенностях. Возле городища имеются валы, канавы. Здесь можно найти интересные изделия из металла — бронзы, меди, железа. Вокруг городищ размещалось неукрепленное поселение — селище. Часто встречаются могильники — древние захоронения и курганы. Изобилуют разными орудиями древнего производства рудники и мастерские. Основная задача краеведа — поиск, исследование и регистрация неизвестных и известных науке исторических и археологических памятников.
Раскопки производят специалисты-археологи. До сих пор находят в разных районах нашей страны (на Урале, Кавказе, в Прибайкалье, на Чукотке и т. д.) рисунки древнего человека на скалах или в пещерах. На них изображены фигуры животных и людей, сцены охоты, фантастические существа. Подобные рисунки имеют неоценимое значение для науки, для познания древней истории, искусства.Подлежат охране и памятники архитектуры — творения зодчих, составляющие часть культурного наследия страны, народа. Это постройки разного назначения: церкви, соборы, монастыри, часовни, кладбища, башни, стены, дворцы, парки, особняки, общественные здания, думы (ратуши), замечательные жилые дома, усадьбы, дворянские и купеческие дома, крестьянские Избы и другие сооружения. Каждое из них имеет свою историю, тесно связанную с историей края. Их изучают не только как памятники истории народа, но и как образцы архитектурного искусства. Так, пленяют изяществом форм белокаменные соборы — образцы древнерусской архитектуры; полны национального своеобразия архитектурные сооружения Средней Азии, Прибалтики и др.
К числу памятников народного художественного творчества относятся декоративные украшения, художественные промыслы и устное народное творчество (фольклор). Помимо изучения построек как памятников архитектуры юный краевед знакомится с украшениями домов, например с резьбой, украшающей карнизы, наличники окон и дверей, коньки крыш, ставни на окнах, крылечки. Характерен старинный тип резьбы, «глухой», когда узор не прорезан насквозь; основные мотивы его растительные, иногда — птицы, реже — животные. Более поздний вид резьбы — накладная, пропиленная насквозь. На юге России, в Украине и в Белоруссии часто встречается роспись снаружи стен домов, печей.
Народное прикладное искусство, или художественные промыслы, возникло в глубокой древности. Уже первобытный человек старался украсить свою жизнь, создавать не только практичные, но и красивые одежды, посуду, утварь. Мастерство художников из народа совершенствовалось столетиями. Высокого мастерства достигает резьба по дереву, народное ювелирное искусство, фарфоровое и стекольное дело. Издревле славились и камнерезы. В конце XVIII в. в России возникло лаковое дело (знаменитые села Федоскино, Палех, Холуй, Мстёра). Чукотские народные мастера славятся своими рисунками на моржовых клыках, жители Кавказа — узорными коврами из овечьей шерсти, узбекские мастера — резьбой по камню и т. д.
Краеведы собирают сведения о народном искусстве и его образцы в каждом населенном пункте своего края. Не следует стремиться искать только редкие, исключительные творения, необходимо обращать внимание и на типичные для данного селения. Это поможет выявить местные особенности, традиции, приемы мастерства. Интересно разыскать старых мастеров и разузнать факты из истории промысла, выявить ассортимент изделий в прошлом, как и куда они сбывались и т. д. Когда и в каком возрасте умерли старые мастера, что создали, помнят ли старики историю возникновения промысла, нет ли легенд на эту тему? Особенно важны сведения по технологии производства изделий в прошлом. Чем достигалось высокое качество работы? Все эти и многие другие сведения будут иметь действительную ценность, если юные краеведы предварительно ознакомятся с соответствующей литературой.
Наконец, существует устное народное творчество — фольклор, изучением которого занимается наука фольклористика. Она исследует словесное, песенное, музыкальное (инструментальное), хореографическое, драматическое и другое коллективное творчество народных масс. В задачу краеведов входит собирание произведений местного творчества всех жанров: сказов, сказок, былин, песен, частушек, причитаний, заговоров, загадок, пословиц, поговорок, народной драмы. Как записывать? Важно соблюдать точность записи, слово в слово, ничего не сокращая, не выпуская и не переделывая. Записывают все повторения, междометия, иначе нарушатся ритм, особая окраска рассказа; не следует упускать также и все особенности местного говора. Так как успеть записать очень трудно, нередко прибегают к помощи диктофона. Речь рассказчика нельзя прерывать вопросами или репликами. Обязательное условие — записать сведения об исполнителе (фамилия, имя, отчество, национальность, возраст, местный житель или приезжий, специальность, грамотность, адрес).
Важно знать, от кого научился исполнитель своему искусству.Источник: yunc.org
Туры для молодежи, активный отдых
Назад в раздел
интересное история достопримечательности путешествия активный отдых походы что посмотреть природа отдых горы города здоровье интересные факты полезные советы москва туризм кавказ московская область туры крым владимир и область
Памятники истории и культуры
Главная
Статьи
Разное
Памятники истории и культуры
история
В последнее время все большее внимание в обществе уделяется вопросам исторического прошлого и его влияния на настоящее и будущее. В этой связи по-новому воспринимаются идеи, высказанные русским философом XIX столетия Н. Ф. Федоровым, о том, что «нельзя при рассмотрении и изучении судеб рода человеческого ограничиваться только бывшим; необходимо уразуметь и долженствующее быть; нельзя отделять историю как факт от истории как проект».
Одним из важных элементов такого взаимодействия является феномен памятника истории и культуры. Однако его трактовка, получившая широкое распространение в XXI в., не отвечает сущности явления. Постепенно в процессе изучения и переосмысления этого феномена произошла подмена понятия «памятник» на понятие «объект культурного наследия». Эти два понятия не являются тождественными, и главное, что второе понятие утратило как «историческую», так и «ценностную» составляющие и стало еще более аморфным, чем в начальный период его изучения. Вместо «зала ожидания» был получен «накопитель пассажиров».
В процессе становления памятниковедения в мировой культуре происходила постоянная трансформация как понимания предмета исследования, так и самого предмета исследования. Первое упоминание о памятниках старины в смысле недвижимых памятников истории и культуры относится к закону Государственного совета Швеции от 28 ноября 1666 г.. А к концу XVIII — первой половине XIX в. вопросы охраны памятников старины рассматривались уже во многих европейских странах, включая Данию, Францию, Бельгию, Пруссию и Саксонию.
Фото активные туры
В России первые указы об охране памятников были изданы Петром I в 1718-1722 гг., но только спустя сто лет в 1826 г. был издан циркуляр об охране «древних замков, крепостей и других зданий древности».
Термин «памятник» относительно недвижимых культурных ценностей появился как результат длительной эволюция в понимании явления и выделении его в отдельное обособленное понятие. Изначально использовались другие названия: «курьезные вещи», «что зело старое и необыкновенное», «раритеты», «памятник древности», «памятник старины», «археологические древности» и т. д. До начала XIX в. эти термины обозначали только движимые культурные ценности и музейные предметы. Недвижимые памятники при этом долгое время вообще не принимались во внимание. Архитектурные объекты впервые были причислены к памятникам в официальных документах лишь в 1822 г.
, а затем Указом Синода от 1842 г. к ним же были отнесены и церковные здания. В самом началеXX в. в России была сделана попытка введения циркуляром Министерства внутренних дел понятия «памятник новейшего времени». Этот документ распространил понятие феномена на монументы в честь исторических лиц и событий, при этом период их создания был приближен с 1725 г. до конца XIX в. Таким образом, была предпринята попытка на уровне понятия, которое схватывает реальное явление, стереть грань между прошлым и настоящим и подменить историческую составляющую на только идеологическую, причем текущего момента. А также обеспечить условия для укрепления позиций правящей элиты путем признания национальными культурными ценностями часть произведений монументального искусства, созданных на средства той же элиты для вертикальной легитимизации самой себя. В этом в целом противоречивом нововведении содержался определенный положительный момент, так как оно отражало признание обществом и научными кругами эстетической и художественной ценности памятников и предметов старины как таковых, независимо от политических и идеологических установок.
После Октябрьской революции тенденция к идеологизации памятников приобретает массовый характер, причем появляются новые категории памятников, носящие ярко выраженный классовый характер: «памятник революционного движения»; «памятник революции»; «памятник народного быта» и др. При этом временные рамки возникновения памятников резко сужаются до тех моментов истории, когда происходили бунты или революции, причем почти на 60 лет в еще большем объеме начинается использование памятников в политической борьбе, а само формулирование понятия вновь становится уделом чиновников и партработников, а не научного и художественного сообществ. Такое развитие событий позволило В. Л. Егорову, как ученому, изучавшему развитие и становление понятия «памятник истории», сделать теоретический вывод о том, что памятник истории является не просто оберегаемой реликвией, а социальной категорией, всегда наполненной классовым патриотическим содержанием. В настоящий период правильнее было бы утверждать, что памятник может иметь идеологическую основу, но это не является обязательным признаком памятника истории, а тем более памятника культуры.
Во второй половине XIX в. сложилось близкое к современному представление о том, что именно вкладывается в понятие «памятник истории и культуры». В частности, окончательно
было установлено, что его неотъемлемым признаком является «недвижимость». Однако четкого определения феномена так и не было сформулировано. В каждом отдельном случае это понятие сопровождалось описательным перечислением различных категорий объектов, под которыми подразумевались памятники истории и культуры. Постепенно в объем понятия «памятник» включались все новые и новые категории исторических объектов.
Вначале в процессе формирования термина и понятия во всех странах принимали участие государственные чиновники и церковные иерархи, составлявшие различные циркуляры, указы и другие законодательные и нормативные акты. Лишь в середине XIX в. к этому процессу подключились ученые и мыслители. Перед открытием Московского археологического общества в 1864 г. А. С. Уваров дал реальную картину состояния памятников истории и культуры в России: «Не только мы, но и наши предки не умели ценить важность родных памятников, и без всякого сознания, с полным равнодушием, безобразно исправляя старинные здания или восстанавливая их заново, они не понимали, что каждый раз вырывали страницу из народной летописи». В связи с этим и научная общественность в основном уделяла внимание разработке законодательных документов по охране памятников, а не вопросам сущности феномена. Все же можно утверждать, что на этом этапе было достигнуто понимание того, что памятник обладает свойствами источника информации и эмоционального воздействия, а также были осознаны его социальная и гносеологическая функции. Наиболее ярким примером перехода инициативы в данном вопросе от государственного аппарата к ученым и специалистам была подготовка членами Московского археологического общества проекта Закона об охране памятников, в котором была предпринята попытка выработать научную трактовку понятия «памятник». Это понятие на тот момент охватывало движимые и недвижимые памятники, такие как курганы, здания, городища, рукописи, иконы, фрески, скульптура и т. д. Учитывая особую
важность вопроса охраны памятников, при Министерстве народного просвещения была учреждена Особая Комиссия «по обсуждению предложений о мерах к сохранению памятников древности» под председательством статс-секретаря, товарища министра внутренних дел, в которую вошли по одному представителю от Академии художеств, Императорской Археологической комиссии, Синода, а также от всех археологических обществ. То есть впервые и единственный раз за всю историю России для обсуждения вопросов памятников была создана представительная комиссия, состоящая только из специалистов. Тем не менее закон не был принят, но в результате проведенной работы к началу XX в. сформировалось представление о том, по каким признакам нужно определять памятники.
В советский период длительное время использовался термин «памятник культуры», что также отражало стремление к умалению значения истории страны в дореволюционный период. Вновь вопросами памятников занимаются административные структуры и на первый план выдвигаются идеологизированная воспитательная и утилитарная функции памятников. Понимание феномена как «памятник истории и культуры» появилось в СССР в конце 1950-х — начале 1960-х гг., после принятия Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (принятой в Гааге 14 мая 1954). Но, кроме этого, важно, что памятники стали рассматриваться как культурные ценности. На самом деле в официальной английской версии документа говорится о «cultural property», то есть о «культурном имуществе», о том же идет речь и во французской версии, где используется термин «biens culturel», в то время как для обозначения понятия «ценность» в этих языках используются термины «value» и «valeur» соответственно. Однако в русском официальном тексте Конвенции говорится о «культурных ценностях»*. Такое понимание памятника истории и культуры, хоть и введенное в оборот по ошибке, имеет глубокий философский смысл. Ратификация СССР Гаагской конвенции в 1955 г. дала толчок для обширной дискуссии о памятниках как на уровне научного и художественного сообществ, так и в обществе в целом.
Результатом этого явилось создание в 1965 г. Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, тогда же термин «памятник истории и культуры» впервые упоминается в нормативном документе. Позже в 1978 г. он законодательно закрепляется законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры». В определении понятия указывалось, что «памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность» . И далее через разделение памятника истории и культуры на пять видов предпринималась попытка обособления рассматриваемого феномена от других антропогенных творений: «памятники истории — здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, революционным движением, с Великой Октябрьской социалистической революцией, Гражданской и Великой Отечественной войнами, социалистическим и коммунистическим строительством, укреплением международной солидарности, а также с развитием науки и техники, культуры и быта народов, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства; захоронения погибших за свободу и независимость Родины; памятники археологии — городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, лабиринты, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов; памятники градостроительства и архитектуры — архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кремли, кварталы, площади, улицы, набережные, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов; сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, природные ландшафты; памятники искусства — произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства; документальные памятники — акты органов государственной власти и органов государственного управления, другие письменные и графические документы, кино-фото документы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания».
Закон рассматривал памятники истории и культуры через настолько жесткую идеологическую призму, что гносеологическая, воспитательная и коммуникативная функции феномена превращались во вспомогательные относительно утилитарной, которая в отличие от присущей ей сущности приобретала агрессивно классовый характер (механический цех в здании дворца, клуб или машинно-тракторная станция в здании церкви, дом отдыха в монастыре и т. д.). В преамбуле закона сформулирована его направленность на использование памятников истории и культуры в качестве политического оружия в идейной борьбе: они «отражают материальную и духовную жизнь прошлых поколений, многовековую историю нашей Родины, борьбу народных масс за ее свободу и независимость, революционное движение, становление и развитие Советского социалистического государства»; в них «воплощены выдающиеся события Великой Октябрьской социалистической революции, Гражданской и Великой Отечественной войн, трудовые подвиги рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции, братская дружба народов нашей страны, героическая борьба советского народа за построение социализма и коммунизма»; при этом они «составляют неотъемлемую часть мирового культурного наследия, свидетельствуют об огромном вкладе народов нашей страны в развитие мировой цивилизации» и «служат целям развития науки, народного образования и культуры, формирования высокого чувства советского патриотизма, идейно-нравственного, интернационального и эстетического воспитания трудящихся» [15, с. 498]. Огромным недостатком принятого закона явился тот факт, что вновь, как и в Гаагской конвенции, к памятникам были отнесены различные движимые предметы. К тому же история выделялась в отдельную от науки область знания. Как положительное явление можно рассматривать пункт закона, где указывалось, что культурная ценность может быть «исторической, научной, художественной или иной». Продвижением вперед было и то, что, хотя и на полностью политизированной основе, признавались свойства памятника быть источником исторической и эстетической информации, а также средством воздействия на социальное сознание людей и, следовательно, обладать свойствами сенсорного и эмоционального воздействия на сознание.
В связи с распадом СССР, образованием Российской Федерации и отходом от существовавших идеологических догм в 1990 г. начинается новый этап в развитии культурологии и философии в России. Вокруг памятников начинается большая дискуссия, связанная как с переосмыслением понятия, так и с уточнением границ самого феномена. Как и в XIX в., возникает длительный период, в который отсутствует законодательная база (закон 1978 г. не действует, а новый Федеральный закон № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» принимается только в 2002 г. и из-за несовершенства пересматривается ежегодно). Данное положение вещей открыло большие возможности для свободных научных дискуссий и исследований в области, обычно сильно регламентированной законодательными актами.
Особую роль в этот период играют ратификации СССР в 1988 г. и Российской Федерацией в 1992 г. Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (принятой ЮНЕСКО, Париж, 1972 г.), в которой используется другая терминология и понятие «памятник истории и культуры» заменяется понятием «культурное наследие». Этот термин в России трансформируется в «объект культурного наследия», а термин «памятник истории и культуры» используется в скобках в законе и все реже встречается в современной научной литературе. Конвенцией вводится понятие «культурного и природного наследия выдающейся всемирной ценности» (причем определение этого термина в документе отсутствует) , которое в русской официальной версии текста фигурирует как «памятник выдающегося универсального культурного и природного значения» или как «выдающаяся универсальная ценность». Неточность перевода возникла из-за того, что английское и испанское прилагательное «universal», как и французское «universelle», имеют два значения: «универсальный» и «всемирный». В то время как в русском языке термин «универсальный» в смысле «всемирный» не используется**. Конвенцией было дано определение понятия «культурное наследие» — это: «памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещеры и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства и науки; ансамбли: группы изолированных или объединенных строений, архитектура, единство или связь с пейзажем которых представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки; достопримечательные места: произведения человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии». Вновь это определение носило не сущностный характер, а являлось далеко не исчерпывающим перечислением отдельных групп, но уже только недвижимых памятников. Причем что же на самом деле является культурным наследием выдающейся всемирной ценности, согласно конвенции, должно определяться Комитетом всемирного наследия, т. е. обособленной международной группой индивидуумов, на основе соответствия одному из культурных критериев, принятых этой организацией. Рассмотрение происходит по представлению страны, на чьей территории находится культурное наследие.
Следующим шагом в попытках формирования в России понятий «культурная ценность» и «культурное наследие» было принятие «Основ законодательства Российской Федерации о культуре». В них «культурные ценности» понимаются как «нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты». Данное определение опять является перечислением, но на этот раз как недвижимых объектов и движимых предметов, т. е. материального, так и нематериального, к примеру, «нравственные и эстетические идеалы». Основы законодательства дают и определение «культурного наследия» народов Российской Федерации. Это «материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию». В определениях явно прослеживается тавтология, так как памятники и историко-культурные территории и объекты являются также культурными ценностями. Результатом все более глубокого изучения культурного наследия и культурных ценностей и необходимостью обособления различных их видов было заключение под эгидой ЮНЕСКО. Международной конвенции об охране нематериального культурного наследия. Эта конвенция отражает признание мировым научным сообществом наличия специфических форм культурных ценностей.
После долгих научных, политических, социологических, культурологических и экономических дискуссий в России был принят Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». В нем была осуществлена попытка гармонизировать терминологию международных ратифицированных конвенций со специфическим российским подходом к памятникам истории и культуры. Не останавливаясь из-за ограниченности статьи на множестве проектов, в которых давались различные определения памятников истории и культуры и которые во многом отражают суть как философско-культурологического дискурса, так и социально-политических дискуссий, проанализируем определение феномена, принятое в законе. К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) им отнесены: «Объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры». Кроме того, в законе дано расширенное определение по видам объектов культурного наследия, которое соответствует системе, предложенной Конвенцией ЮНЕСКО 1972 г.: памятники, ансамбли, достопримечательные места, но перечни типов объектов культурного наследия в каждом из видов значительно расширены с учетом особенностей многонациональной России. Положительным явлением в законе 2002 г. является безусловное подтверждение признака недвижимости памятников истории и культуры. Крайне отрицательным фактом необходимо признать то, что они трактуются как недвижимое имущество, имеющее ценность, в том числе и с точки зрения социаль-
ной культуры, а не как специфическая форма культурной ценности. То есть философский смысл подменяется чисто экономическим (утилитарным), что наряду с подменой понятия «памятник истории и культуры», который постепенно сводится к одному из видов «объекта культурного наследия», ведет к эрозии восприятия сущности феномена во всем его многообразии.
Несмотря на то что закон был принят в 2002 г. , дискуссии по поводу культурных ценностей и памятников истории и культуры в научных кругах не утихают. Это означает, что описательный характер обоих понятий не соответствует сущности феномена и требует дальнейшего подробного изучения и построения типологии специфической культурной ценности — недвижимого памятника истории и культуры с неразрывно связанными с ним движимыми историческими предметами.
Очевидно, что утилитарный законотворческий подход является в значительной степени результатом некоторого общественного согласия, достигаемого в результате в том числе и научной дискуссии. Тем не менее необходимо представить определения феномена, предлагаемые современными правоведами и культурологами, которые в своих попытках осознания сущности явления расширяют наше знание о нем и в значительной степени противоречат перечислительному подходу, принятому на бюрократически-административном уровне. Так, один из крупнейших российских теоретиков памятниковедения П. В. Боярский, дал следующее определение феномену: «Памятниками истории и культуры называется совокупность материальных объектов и памятных мест, составляющих условно-непрерывный ряд, отражающий все стороны исторического развития человеческого общества в системе биосферы». Не вдаваясь в детали этой формулировки, отметим, что и здесь отсутствует ценностный подход и, соответственно, к памятникам можно отнести всю материальную ноосферу, причем как движимую, так и недвижимую.
Другой крупный исследователь феномена А. Н. Дьячков считает, что «памятники истории и культуры — одна из функций элементов предметного мира культуры, выделяемая людьми для осуществления передачи общественно значимых культурных и технологических традиций из прошлого в будущее». В данной формулировке исчезают и ценностная, и материальная составляющие, и памятник из материального объекта превращается в функцию, но при этом обращается особое внимание на свойство феномена осуществлять связь между прошлым и будущим.
Наибольший интерес для данного исследования представляет концепция А. М. Кулемзина, который отмечает, что отношение общества к памятникам истории и культуры является показателем степени его цивилизованности, просвещенности и духовности. Его исследования показывают, что особенностью феномена является его не только сенсорное, но и эмоциональное воздействие как на отдельного индивидуума, так и на целые социальные группы. «В отличие от прочих объектов внешней среды памятник является носителем социально-культурных ценностей, воспроизводящим ценностные смыслы предметных отношений, формирующих личность». Им обращается внимание на то, что памятник представляет собой особый род исторического источника, где в равной степени важны и форма и содержание, так как основным содержанием недвижимого памятника является его форма, т. е. при утрате формы теряется содержание. На основе всестороннего культорологического исследования А. М. Кулемзин предлагает следующее определение: «Памятники истории и культуры — это объекты, возникшие в результате исторических событий и явлений или несущие на себе следы их воздействия, являющиеся источниками исторической и эстетической информации прямых подлинных знаний. Они служат целям развития науки, культуры, просвещения, высокой духовности». Это определение опять же не позволяет отделить памятники от всех других антропогенных творений и не учитывает того, что памятник является специфической формой культурной ценности. Хотя, как указано выше, именно это свойство феномена позволяет более всего выделить его из ряда других рукотворных материальных объектов.
С точки зрения автора, наиболее простое и полное определение «культурных ценностей» предложено М. А. Александровой — к ним «относятся созданные человеком или подвергнутые его целенаправленному воздействию уникальные неодушевленные вещи, способные удовлетворять духовные потребности людей». Основываясь на этом и учитывая, что памятники соотносятся с ценностями, как часть и целое, дадим наиболее общее определение рассматриваемого феномена: памятники истории и культуры — это созданные человеком или подвергнутые его целенаправленному воздействию уникальные неодушевленные недвижимые материальные культурные ценности, способные удовлетворять духовные потребности людей.
В то же время под культурными ценностями автор понимает несколько модифицированное определение В. А. Шестакова. «Культурной ценностью называется определенная объективная объектность, которая, находясь в обладании частного лица, группы лиц или государства, представляется ценностью» для широкого круга субъектов и/или социальных групп (сословий, корпораций, религиозных конфессий, классов, наций, или всего человечества).
В заключение необходимо отметить, что в настоящей работе рассмотрен лишь один аспект многогранной проблемы и показана неправомерность отхода от ценностного подхода в изучении феномена памятника истории и культуры. Это еще раз подчеркивает, что только в результате всестороннего научного обсуждения в среде специалистов (философов, культурологов, юристов, историков, и др.) должно быть выработано правильное научное определение феномена памятника, которое и должно служить основой для нормативной документации.
А. Б. Шухободский
Назад в раздел
интересное история достопримечательности путешествия активный отдых походы что посмотреть природа отдых горы города здоровье интересные факты полезные советы москва туризм кавказ московская область туры крым владимир и область
Академия культурной дипломатии
Культурная дипломатия
Об университете Фуртвангена »
Узнайте больше об университете Фуртвангена
Словарь культурной дипломатии »
Загрузите словарь культурной дипломатии здесь
iCulturalDiplomacy »
Главы государств говорят о культурной дипломатии »
Смотреть лекции глав государств (Подробнее »)
Корпоративная культурная дипломатия
Рейтинг европейских компаний в области культурной дипломатии 2011–2018 »
Рейтинг европейских компаний CD — это продолжающийся исследовательский проект, целью которого является оценка участия европейских корпораций в культурной дипломатии. (Подробнее »)
Академические программы на компакт-диске
Сертификационные программы по культурной дипломатии »
Программы дистанционного обучения культурной дипломатии »
Культурная дипломатия на практике
Тематические программы на компакт-диске »
Тематические программы академии были разработаны для того, чтобы сосредоточиться на различных политических, культурных и экономических проблемах, концентрируясь на определенных географических регионах или областях, а также на конкретных академических областях.
Исследование культурной дипломатии
CD и национальный брендинг
Национальный брендинг в арабском мире »
Читайте статьи Марка К. Донфрида, Arab News:
Как вера может бороться с экстремизмом » |
Как Саудовская Аравия создает новый национальный бренд » |
Для арабского мира необходим новый план национального брендинга » |
Компакт-диск: современный автомобиль на пути глобальной безопасности » |
Арабы и атака на Берлин: месяц спустя » |
Добро пожаловать
Предстоящие программы профессионального развития
Программы электронного обучения по культурной дипломатии
Всемирный Форум — Конференции 2022-2023
Обзоры конференций
МКБ в прессе
Аналекты культурной дипломатии »
Скачать брошюру здесь»
Прочтите Статьи Марка Донфрида — Опубликовано Arab News:
09. 04.21. |
06.04.21 Превращаем мягкую силу в умную силу » |
16.03.21 COVID-19Кризис показывает, что время для глобального сотрудничества пришло » |
26.03.20 Готовность к пандемии – вопрос национальной безопасности » |
03.03.18 Как вера может бороться с экстремизмом » |
25.02.17 Современный автомобиль на дороге глобальной безопасности » |
Учебная программа для магистров/докторантов
«В моей стране мнение молодежи учитывается до принятия важных решений» »
Молодежная инициатива Академии ICD (Подробнее )
Отчет о волонтерской деятельности The Berliner Tafel e.V. »
Академия культурной дипломатии ICD поощряет всех своих студентов и стажеров к участию в проектах The Berliner Tafel eV.
(Подробнее »)
О Берлине и Германии
The Berlin Global: Новости из Берлина и Германии »
The Berlin Global сообщает о том, как культурная дипломатия практикуется и реализуется в Берлине и большей Германии
ICD House of Arts & Culture »
ICD House — это многоцелевое помещение, созданное для предоставления независимого форума для общения и обмена мнениями между группами и отдельными лицами из различных берлинских сообществ (подробнее)
ICD Reviews — Talking Культурная дипломатия »Смотреть лекции и выступления наших спикеров на предыдущих мероприятиях
Факультет Академии
СЦДС Факультет »
Узнайте больше о президенте Академии культурной дипломатии, докторе Эмиле Константинеску (бывший президент Румынии; бывший ректор Бухарестского университета)
Студенты говорят
Студенты говорят »
Достопочтенный.
Дирк Нибель беседует со студентами магистратуры Центра исследований культурной дипломатии »Дирк Нибель (бывший федеральный министр экономического сотрудничества и развития Германии) беседует со студентами магистратуры CCDS
Достопочтенный. Рууд Любберс разговаривает с Коэном Веллинк »
Рууд Любберс (бывший премьер-министр Нидерландов) разговаривает со студентом CCDS Коэном Веллинк
Что такое «мягкая сила»?
«Объяснение мягкой силы» »
Посмотрите видеолекцию профессора Джозефа С. Ная (американский политолог)
(Международный симпозиум по культурной дипломатии — июль 2009 г.) Полис» »
Член Консультативного совета ICD Amb. Паула Добрянски (бывший заместитель госсекретаря США по вопросам демократии и международных отношений)
(Конференция МКБ о будущем внешней политики США – январь 2011 г.)
Обращение директора Центра всемирного наследия по случаю Международного дня памятников и исторических мест
Вторник , 18 апреля 2017 г.
время доступа 3 минуты чтения
© ShutterstockМеждународный день памятников и достопримечательных мест 2017 года посвящен теме «Культурное наследие и устойчивый туризм», выбранной в связи с Международным годом устойчивого туризма Организации Объединенных Наций в целях развития и в контексте Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и устойчивого развития. Цели развития.
Объявив 2017 год Международным годом устойчивого туризма в интересах развития, Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций отметила «важность международного туризма в содействии лучшему взаимопониманию между народами во всем мире, в повышении осведомленности о богатом наследии различных цивилизаций и в способствуя лучшему пониманию неотъемлемых ценностей различных культур, способствуя тем самым укреплению мира во всем мире».
По случаю Международного дня памятников и исторических мест в этом году Центр всемирного наследия хотел бы присоединиться к ИКОМОС, призывая местные сообщества и отдельных лиц учитывать важность культурного наследия для их жизни, самобытности и сообществ, а также повышать осведомленность о его разнообразие и уязвимость, а также усилия, необходимые для его защиты и сохранения.
Культурный туризм в настоящее время приносит почти 40 процентов мировых доходов от туризма. Объекты культурного наследия в целом и объекты, включенные в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, в частности, приносят значительные доходы и рабочие места за счет туризма. Туризм является наиболее важным связующим звеном между активами наследия и устойчивым развитием. Благодаря своей способности создавать рабочие места, сокращать бедность, развивать человеческий потенциал и обеспечивать экологическую устойчивость, туризм может принести пользу странам различными способами, внося важный вклад в общий национальный рост во многих странах.
При ответственном подходе туризм является положительной силой для устойчивого развития, сохранения и защиты окружающей среды, но, если его не планировать, туризм может быть разрушительным в социальном, культурном и экономическом отношении и оказывать разрушительное воздействие на хрупкую окружающую среду. Плохо управляемый и неконтролируемый туризм может представлять серьезную угрозу ценностям наследия и долгосрочному экономическому развитию.
Программа ЮНЕСКО «Всемирное наследие и устойчивый туризм» , принятая Комитетом всемирного наследия в 2012 г. на его 36-й сессии, установила международную основу для совместного и скоординированного достижения общих и устойчивых результатов, связанных с туризмом на объектах всемирного наследия, включая устойчивость , национальная гордость, общественное благо, экономическое развитие и сохранение наследия.
В 2015 г. Генеральная ассамблея государств-участников Конвенции об охране всемирного наследия также приняла политику интеграции перспектив устойчивого развития в процессы Конвенции об охране всемирного наследия, которая позволяет государствам-участникам, специалистам-практикам, учреждениям, сообществам и сетям использовать потенциал объектов всемирного наследия и наследия в целом для содействия устойчивому развитию.
Для решения важнейших вопросов политики мы разработаем основу для исследований и политики по вопросам, связанным с сохранением и управлением посетителями, сообществами и интерпретацией, а также запустим инструмент оценки, который поможет специалистам-практикам установить основу для лучшего управления туризмом.
В сотрудничестве с National Geographic и при совместном финансировании с Европейским союзом мы будем организовывать тематические поездки для повышения авторитета всемирного наследия на определенных рынках источников туризма, особенно в Китае и Северной Америке, с помощью ориентированной на туризм веб-платформы, которая будет обучать и вдохновлять людей на экологичные путешествия, участие в местных культурных мероприятиях и поддержку творческих индустрий.
Чтобы повысить осведомленность людей и понимание нашего наследия, мы принимаем открытый доступ для большей части нашего контента. Эта работа является продолжением сотрудничества ЮНЕСКО с сообществом Викимедиа для улучшения содержания всемирного наследия в Википедии на многих языках, теперь в рамках проекта Connected Open Heritage.
Давайте путешествовать, наслаждаться и уважать великолепное наследие всего мира.
Вторник, 18 апреля 2017 г.
время доступа 3 минуты чтения
Виды деятельности (1)
Программа всемирного наследия и устойчивого туризма
См.