Нечисть | Bestiary.us
Ажарай | персонаж низшей мифологии бурят, эквивалент славянского черта |
Айна | в хакасском фольклоре общее название всех злых духов, независимо от места их локализации; невидимая отрицательная сила, негативно влияющая на людей и вредящая им |
Аманодзяку | в японской мифологии, маленький, но чрезвычайно зловредный демон-о́ни |
Анчутка | в восточнославянской мифологии мелкий бес, чертенок с утиными чертами и лысой как у татарчонка головой |
Анщих Сисьва Пялт | персонаж мансийских сказок, карлик с невероятно длиными ушами и заячьей губой |
Арылдыш | в фольклоре марийцев (черемисов) злой дух, преграждающий путь на дороге или перекрестке дорог и вызывающий панический страх |
Бадюля | в белорусской мифологии некий дух, склоняющий человека к бродяжничеству |
Банник | по славянской мифологии дух бани, как правило, стоящей на отшибе |
Бескуд | локальная нечисть, разновидность вампира в фольклоре Западной Украины, Польши, Чехии и Словакии |
Вадатайс | в латышском и южно-эстонском фольклоре лесной дух, сбивающий путника с пути и нередко заводящий его в чащу или болото |
Вяльняс | в балтийской мифологии противник громовержца Перкунаса, бывший в язычестве богом загробного мира и покровителем скота, но после христианизации демонизировавшийся до уровня чёрта |
Готаймэн | в японском фольклоре дух праздничного буйства, выглядящий как огромная мужская голова с руками и ногами |
Ератники | в белорусской и русской мифологии проклятые колдуны, обреченные после смерти возвращаться упырями, вредить людям или друг другу |
Жердяй | персонаж славянской мифологии, нечистая сила, очень длинный и худой дух, бродящий ночью по улицам |
Имп | мелкий бес в европейском фольклоре и в фэнтези |
Калян | в мифологии коми нечистая сила, способная принимать человеческий облик |
Капялюшники | какие-то нечистики в рассказах Витебщины (север Беларуси), способные к оборотничеству, а также обладающие свойствами, характерными для блуждающих огоньков |
Караконджалы | в фольклоре балканских народов ночные зимние демоны, сродни русским шуликунам |
Касны | в белорусской мифологии действующие исключительно стаей вампироподобные существа неопределенного облика |
Кехно | в финском и карельском фольклоре злой дух, некий аналог славянского чёрта |
Кицка жонка | в поверьях русского севера водяной дух в обличье женщины с рыбьим хвостом, обитающий в реке Кице |
Коцмолух | в фольклоре лясовяков с юго-востока Польши вредный домашний дух, ночами высасывающий молоко у коров |
Крампус | в фольклоре германцев преимущественно в альпийском регионе лохматое существо с рогами и длинным высунутым языком, которое карает непослушных детей в день святого Николая |
Кузутики | по поверьям Урала и Пермского края маленький нечистый дух, чертик |
Куйгорож | в мордовской (мокшанской и эрзянской) и чувашской мифологии фантастическое существо, приносящее в дом сокровища |
Куляши | в фольклоре жителей Вологодщины водяной чертенок |
Кэле | в чукотском и корякском фольклоре духи-оборотни, носители злой силы |
Лантухи | в еврейском фольклоре мелкая нечисть, чертята, похожие на домовых, леших или водяных; серьезного вреда не причиняют, но склонны к озорству |
Лемпо | в финском, карельском и эстонском фольклоре злой переменчивый дух, способный контролировать человека и вести его к всяческим неудачам |
Лизун лесной | согласно поверьям, зафиксированным в Литинском уезде (сейчас — Литинский район Винницкой области Украины), лесной черт-людоед в облике большого зверя |
Лозники | в белорусском фольклоре мелкие шаловливые нечистики, обитающие около водоемов в кустах лозы |
Лозовик | в белорусском фольклоре некий лесной или болотный нечистик, живущий в лозе |
Лойма | в белорусской мифологии коварный лесной или болотный дух исключительно женского пола |
Мелало | в цыганском фольклоре страшный демон в облике серой двухголовой птицы, который насылает на людей бешенство и тем самым толкает их на всевозможные преступления |
Мумасика | согласно японскому фольклору, комичного вида ёкаи с головой одноглазой однорогой лошади |
Мунчомурт | согласно удмуртским поверьям, антропоморфный дух бани, аналог славянского банника |
Опивень | в белорусской мифологии нечистик, склоняющий людей к пьянству |
Очеретянык | в украинском фольклоре дух, живущий в болотных камышах |
Пасечник | в украинском, белорусском и польском фольклоре дух пасеки, исчезающей после смерти человека, который заключил договор с этим духом |
Подвей | согласно белорусской мифологии, персонификация опасного ветра-вихря, способного погубить человека, покалечить или наслать болезнь |
Подменыш | ребенок нечистой силы (эльфов, русалок, леших, чертей и других), подброшенный вместо похищенного новорожденного |
Потанька | в русском фольклоре мелкий бесенок, живущий вблизи людей |
Пятноты | в фольклоре юго-востока Польши мелкие домашние духи-хохлики, вредящие хозяйству |
Рохдулай | у аварцев воплощение злого, враждебного человеку начала в виде женщины огромного роста, с вывернутыми назад ступнями, длинными черными волосами на ногах, одетой в лохмотья |
Синигами | согласно японскому фольклору, злые духи, вызывающие у людей непреодолимое желание умереть |
Скржатки | в западно-славянской мифологии домовые нечистики в облике маленьких человечков |
Смоляной черт | в фольклоре белорусского Полесья, особый черт, сопровождающий смоляной промысел: ночью в облике черного козла, днем — под видом начальника смолярни |
Спиридуш | в румынской мифологии дух-обогатитель, выношенный хозяином из куриного яйца или заключенный в заговоренной монете |
Степовой | в русских поверьях суровый дух-хранитель степи |
Таргылтыш | по представлениям марийцев, опасный одноглазый дух леса, которым становится душа умершего неестественной смертью грешника |
Телепень | в фольклоре восточного Полесья мелкий бес, который цепляется к детям и иногда к взрослым, провоцируя их лениться |
Телефонный черт | по гуцульским поверьям, чёрт, который сидит в телефоне или на телеграфном столбе и передаёт голос человека |
Токкэби | в корейской мифологии существа из разряда квисин, нередко называемые корейскими гоблинами |
Трастолийо | существо из кантабрийского фольклора, разновидность дуэнде, мохнатый проказливый домовой-чертенок |
Хайраг | один из популярных персонажей осетинского фольклора, аналог черта, беса |
Хихитун | в белорусской мифологии нечистик, который смеется в тот момент, когда с человеком случается несчастье |
Хохлик | в славянском фольклоре маленький чертенок, помощник домового |
Черти | в славянском фольклоре злые духи |
Чор | в фольклоре тюркских и монгольских народов, обычно соседствующих со славянами, злой дух или демон, схожий со славянским чёртом |
Шайтаны | в исламском богословии враждебные людям и Аллаху злые духи, черти |
Шейдим | черти в еврейской иудаистической мифологии, косматые существа с птичьими лапами |
Шешки | в беларусском фольклоре мелкие и практически неопасные нечистики веселого нрава |
Шиш | по славянской мифологии нечистая сила, живущая в вихрях на обочинах дорог |
Шишига | у славян маленькое горбатое существо, затягивающее зазевавшихся прохожих в воду |
Шолышны | в поверьях Архангельской губернии нечистые духи, изгоняемые по окончании Святок |
Шуликуны | в русском фольклоре мелкие пакостные демоны, на Святки выходящие из проруби на свет |
Экимма | в шумерской мифологии и во вселенной «Ведьмака» тип вампира, который не только пьет кровь, но и калечит жертву |
Янари | японская разновидность полтергейста, крохотные демоны-о́ни, появляющиеся в домах поздно ночью |
Нечисть в славянской мифологии: emelja56 — LiveJournal
Нечисть — у славян собирательное имя потусторонней силы и существ: злых духов, водяных, оборотней, нежити и т. д. Общим для них всех является принадлежность к «нечистому», «отрицательному», «нездешнему», потустороннему миру и их злокозненность по отношению к людям. После крещения Руси вера в старых духов со временем угасла, появилось понятие новой нечисти — нечистая сила, дьявол, черт.
В народном сознании глубоко укоренилось, что очень мало на свете таких заповедных мест, в которые нечистая сила не решилась бы проникнуть; даже православные храмы не были освобождены от их дерзких нашествий. Эти бесплотные существа, олицетворявшие собой само зло являлись исконными врагами человеческого рода. Они не только наполняли все пространство Вселенной, не только проникали в жилища, делая многие из них необитаемыми, но и даже вселялись в людей, преследуя их беспрестанными искушениями.
Так как на землю было свержено несчетное множество нечистой силы, то она, во избежание вражды и ссор между собой, очертила свои владения определенными кругами. Эти круги возымели особое действие и силу: всякий попавший в них и переступивший след нечистого будет обязательно блуждать в них и без помощи особых средств не выйдет, не избавится от дьявольского наваждения.
Нечистая сила вездесуща, однако особенно предпочитает так называемые нечистые места: пустоши, дебри, чащобы, трясины, непроходимые болота, заброшенные церкви и перекрестки дорог. Любит она мосты, границы сел и полей, всякие пещеры и земные провалы, неприкрытые сосуды с водой, колодцы.
Сегодня вы вряд ли найдете человека, верящего в Ягибиху. Не каждый даже сообразит, что ее образ сохранился в детских сказках. Всем известная немного смешная Баба-Яга — это и есть Ягибиха, некогда дух смерти, страшная женщина со змеиным хвостом, стерегущая вход в подземный мир.
Основная нечисть в славянской мифологии
Аспид — чудовищный крылатый змей, который имеет птичий нос и два хобота, крылья у него пестры и горят-переливаются, словно самоцветные камни. По другим сказаниям монстр непроглядно черен. Отсюда выражение «аспидно-черный цвет».
Анчутка — древнее название черта или беса. Анчутки бывают банные и полевые. Как всякая нечисть, они мгновенно отзываются на упоминание своего имени.
Баба-Яга — древнейший персонаж славянской мифологии, былин и сказок. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых.
Бадзула — в мифологии белорусов нечистый дух, который заставляет людей бродяжничать. Обычно женского рода. Она бродила по обочинам дорог, а ближе к зиме выискивала, к кому бы пристроится.
Банник — особая порода домовых, недобрый дух, злобный старикашка, облаченный в липкие листья, отвалившиеся от веников. Впрочем, он легко принимает облик вепря, собаки, лягушки и даже человека. Вместе с ним в бане обитают его жена и дети, но встретить в бане также возможно и овинников, и русалок, и домовых.
Водяной — в славянской мифологии злой дух, воплощение опасной и грозной водной стихии. Чаще всего он выступал в облике мужчины с чертами животного — лапы вместо рук, рога на голове, или безобразного старика, опутанного тиной с длинной бородой. Славяне верили, что водяные — это потомки тех представителей нечистой силы, которых бог низвергнул с небес в реки, озера и пруды.
Злыдень — в южнославянской мифологии демоническое существо, враждебное человеку, его недоля, бида. Это маленькие злые духи, которые, поселившись за печкой (как домовой), остаются невидимыми и приносят дому несчастья.
Леший — дух леса в славянской мифологии. Обитает леший в каждом лесу, особенно любит еловые. Обувь перепутана: правый лапоть надет на левую ногу, левый — на правую. Глаза у лешего зеленые и горят, будто угли. Как бы он тщательно ни скрывал своего нечистого происхождения, ему это не удается: если посмотреть на него через правое ухо лошади, леший отливает синеватым цветом, ведь кровь у него синяя.
Переруг — мелкое и злобное божество раздора, свар, ссор, склок и обид; недобрый дух, подобный злыдням.
[Источник]http://www.mysterylife.ru/kievskaya-rus/nechist.html
Вообще то список нечисти в славянской мифологии досточно обширен и пополнялся за счёт знакомство славян с другими народами и цивилизациями (Алконост, Вервольф, Сирин, Фараонка и т. д.)
Любопытно, что в наше время именами нечисти довольно часто стали называть домашних животных, особенно кошачьих. Навскидку, по жизни был «знаком» с : Анчуткой, Бесом, Василиском, Жихарем, Злыднем, Кикиморой, Мавкой, Фараонкой и Шишигой
Впрочем и современность лезет в клички домашних животных. Я живу в доме замечательной трёхцветной кошки Масяни, а у одного знакомого квартирой заправляют Аська и Винздец
Ангел и демон | Определение, природа, типы и факты
Ангел с мельничным жерновом
Все медиа
- Похожие темы:
- херувим серафим архангел йецер ха-тов ангел-хранитель
См. весь связанный контент →
ангел и демон , демон также пишется как демон , соответственно, любое доброжелательное или злонамеренное духовное существо, являющееся посредником между трансцендентным и временным царствами.
На протяжении всей истории религий существовали различные виды и степени верований в различных духовных существ, сил и принципов, которые являются посредниками между царством священного или святого, т. е. трансцендентным царством, и мирским царством времени, пространства. , и причина и следствие. Такие духовные существа, которых считают доброжелательными, обычно называют ангелами в иудаизме, христианстве и исламе, а тех, кого считают злонамеренными, называют демонами. В других традициях такие промежуточные существа менее категоричны, поскольку они могут быть доброжелательными в одних обстоятельствах и злонамеренными в других.
Природа и значение
Ангелы
Термин ангел , происходящий от греческого слова ангелос , является эквивалентом еврейского слова малах , означающего «вестник». Таким образом, буквальное значение слова
В зороастризме существовала вера в амешу сентас , святых или щедрых бессмертных, которые были функциональными аспектами или сущностями Ахура Мазды, Мудрого Господа. Одна из амеш, потраченных как , Воху Манах (Благоразумие), открыла иранскому пророку Заратустре (Зороастр; умер в г. ок. г. 551 г. до н.э.) истинного Бога, его природу и своего рода этический завет, который люди могут принять. и подчиняться или отвергать и не подчиняться. Подобным образом, примерно 1200 лет спустя, архангел Гавриил открыл Пророку Мухаммеду (V–VI вв. н.э.) Коран (священную книгу ислама) и истинного Бога (Аллаха), его единство, а также этические и культовые принципы. требования Ислама. Эпитеты, используемые для описания Гавриила, посланника Бога, — «дух святости» и «верный дух» — аналогичны тем, которые применяются к amesha потрачено как зороастризма и Святому Духу, третьему лицу Троицы (Отец, Сын и Святой Дух) в христианстве. В этих монотеистических религиях (хотя позже зороастризм стал дуалистическим), как и в иудаизме, функциональные характеристики ангелов выражены более четко, чем их онтологические (или природа бытия) характеристики — за исключением многих случаев, когда народное благочестие и легенды затушевывают их. функциональные аспекты.
В различных религиях, в том числе в бесписьменных культурах, существуют верования в существ-посредников между священным и мирским царствами, но наиболее полно эта вера развита в религиях Запада.
Термин демон происходит от греческого слова даймон , что означает «сверхъестественное существо» или «дух». Хотя его обычно ассоциировали со злым или недоброжелательным духом, этот термин первоначально означал духовное существо, которое влияло на характер человека. Например, агатос даймон («добрый дух») был доброжелательным по отношению к людям. Греческий философ Сократ, например, говорил о своем даймоне как о духе, который вдохновлял его искать и говорить правду. Этот термин постепенно стал применяться к низшим духам сверхъестественного царства, которые оказывали давление на людей, заставляя их совершать действия, не способствующие их благополучию. Доминирующая интерпретация была взвешена в пользу недоброжелательности и того, что предвещает зло, несчастье и вред.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
В религиях неграмотных народов духовные существа могут рассматриваться либо как злобные, либо как доброжелательные, в зависимости от обстоятельств, с которыми сталкивается человек или сообщество. Таким образом, обычная классификация демонов среди злобных существ не совсем применима к этим религиям.
Положение духовных существ или сущностей, рассматриваемых как благожелательные или злонамеренные, может с течением времени измениться на противоположное. Так было в древней индоиранской религии, из которой развился ранний зороастризм и ранний индуизм, отраженный в Ведах (древние арийские гимны). В зороастризме дэва считались злобными существами, но их двойники, дэва в древнем индуизме, считались богами. ахура зороастризма были добрыми «господами», но в индуизме их двойники, асуры , превратились в злых господ. Точно так же сатана, обвинитель людей в суде Божьего правосудия в Книге Иова, стал главным противником Христа в христианстве и человечества в исламе. Многие подобные преобразования указывают на то, что резкие различия, проводимые между ангелами как доброжелательными и демонами как злонамеренными, могут быть слишком упрощенными, какими бы полезными ни были такие обозначения в качестве индикаторов общих функций таких духовных существ.
Ангел и демон | Определение, природа, типы и факты
Ангел с мельничным жерновом
Все медиа
- Похожие темы:
- херувим серафим архангел йецер ха-тов ангел-хранитель
См. весь связанный контент →
ангел и демон , демон также пишется как демон , соответственно, любое доброжелательное или злонамеренное духовное существо, являющееся посредником между трансцендентным и временным царствами.
На протяжении всей истории религий существовали различные виды и степени верований в различных духовных существ, сил и принципов, которые являются посредниками между царством священного или святого, т. е. трансцендентным царством, и мирским царством времени, пространства. , и причина и следствие. Такие духовные существа, которых считают доброжелательными, обычно называют ангелами в иудаизме, христианстве и исламе, а тех, кого считают злонамеренными, называют демонами. В других традициях такие промежуточные существа менее категоричны, поскольку они могут быть доброжелательными в одних обстоятельствах и злонамеренными в других.
Природа и значение
Ангелы
Термин ангел , происходящий от греческого слова ангелос , является эквивалентом еврейского слова малах , означающего «вестник». Таким образом, буквальное значение слова ангел больше указывает на функцию или статус таких существ в космической иерархии, а не на коннотации сущности или природы, которые были заметны в народном благочестии, особенно в западных религиях. Таким образом, ангелы имеют свое значение прежде всего в том, что они делают, а не в том, чем они являются. Какой бы сущностью или присущей им природой они ни обладали, они определяются их отношением к своему источнику (Богу или высшему существу). Однако из-за западной иконографии (системы образов-символов) ангелов им была дарована сущностная идентичность, которая часто превосходит их функциональные отношения к священному или святому и их перформативные отношения к профанному миру. Другими словами, народное благочестие, питающееся графическими и символическими изображениями ангелов, до некоторой степени придавало ангельским фигурам полубожественный или даже божественный статус. Хотя такие явления обычно не санкционируются доктринально или теологически, некоторые ангельские фигуры, такие как Митра (персидский бог, который в зороастризме стал ангельским посредником между небом и землей, а также судьей и хранителем сотворенного мира), достигли полубожественного или божественного статуса с свои собственные культы.
В зороастризме существовала вера в амешу сентас , святых или щедрых бессмертных, которые были функциональными аспектами или сущностями Ахура Мазды, Мудрого Господа. Одна из амеш, потраченных как , Воху Манах (Благоразумие), открыла иранскому пророку Заратустре (Зороастр; умер в г. ок. г. 551 г. до н.э.) истинного Бога, его природу и своего рода этический завет, который люди могут принять. и подчиняться или отвергать и не подчиняться. Подобным образом, примерно 1200 лет спустя, архангел Гавриил открыл Пророку Мухаммеду (V–VI вв. н.э.) Коран (священную книгу ислама) и истинного Бога (Аллаха), его единство, а также этические и культовые принципы. требования Ислама. Эпитеты, используемые для описания Гавриила, посланника Бога, — «дух святости» и «верный дух» — аналогичны тем, которые применяются к amesha потрачено как зороастризма и Святому Духу, третьему лицу Троицы (Отец, Сын и Святой Дух) в христианстве. В этих монотеистических религиях (хотя позже зороастризм стал дуалистическим), как и в иудаизме, функциональные характеристики ангелов выражены более четко, чем их онтологические (или природа бытия) характеристики — за исключением многих случаев, когда народное благочестие и легенды затушевывают их. функциональные аспекты.
В различных религиях, в том числе в бесписьменных культурах, существуют верования в существ-посредников между священным и мирским царствами, но наиболее полно эта вера развита в религиях Запада.
Термин демон происходит от греческого слова даймон , что означает «сверхъестественное существо» или «дух». Хотя его обычно ассоциировали со злым или недоброжелательным духом, этот термин первоначально означал духовное существо, которое влияло на характер человека. Например, агатос даймон («добрый дух») был доброжелательным по отношению к людям. Греческий философ Сократ, например, говорил о своем даймоне как о духе, который вдохновлял его искать и говорить правду. Этот термин постепенно стал применяться к низшим духам сверхъестественного царства, которые оказывали давление на людей, заставляя их совершать действия, не способствующие их благополучию. Доминирующая интерпретация была взвешена в пользу недоброжелательности и того, что предвещает зло, несчастье и вред.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
В религиях неграмотных народов духовные существа могут рассматриваться либо как злобные, либо как доброжелательные, в зависимости от обстоятельств, с которыми сталкивается человек или сообщество. Таким образом, обычная классификация демонов среди злобных существ не совсем применима к этим религиям.
Положение духовных существ или сущностей, рассматриваемых как благожелательные или злонамеренные, может с течением времени измениться на противоположное. Так было в древней индоиранской религии, из которой развился ранний зороастризм и ранний индуизм, отраженный в Ведах (древние арийские гимны). В зороастризме дэва считались злобными существами, но их двойники, дэва в древнем индуизме, считались богами. ахура зороастризма были добрыми «господами», но в индуизме их двойники, асуры , превратились в злых господ. Точно так же сатана, обвинитель людей в суде Божьего правосудия в Книге Иова, стал главным противником Христа в христианстве и человечества в исламе.