Станция Конкордия, 24 декабря 2015 — 5 января 2016 г.
11:14 pm: Станция Конкордия, 24 декабря 2015 — 5 января 2016 г.Надеюсь, вы немного пришли в себя после новогодних праздников и готовы воспринимать мои полевые заметки из Антарктиды. Продолжаю рассказ о жизни и работе на франко-итальянской антарктической станции Конкордия.
И начну с празднования Рождества.
24 декабря к 19 часам все собрались в комнате отдыха на аперитив («аперó«, как говорят французы). Народ нарядился кто как мог. Голландец Флорис (доктор от ESA, который остается на зимовку на Конкордии) облачился Сантой; женщины надели платья и накрасились.
В качестве аперитива было предложено шампанское и «клубничное вино» (клубника с белым вином и сахаром), а на закуску — устрицы, фуа-гра и улитки (да-да, устрицы, фуа-гра и улитки в центральной, мать её, Антарктиде!). Это с французской стороны; Италия была достойно представлена пиццей.
В 8 вечера расселись за празднично накрытыми столами. Перед каждым лежало распечатанное меню, которое сулило 6 перемен блюд. (На меню на разных языках было написано «Счастливого рождества», в том числе и на русском). Честно говоря, к этому времени я уже был вполне сыт фуагрой, но нужно было не ударить в грязь лицом перед иностранными коллегами.
Итак, на ужин было…… впрочем, какая разница. Было вкусно.
А на запивку было шампанское и красное вино.
Весь процесс был обустроен, как в ресторане: ты сидишь — официанты тебя обслуживают. От нормального ресторана отличается лишь тем, что обслужив тебя, официант потом садится и ест рядом с тобой. Официанты и дежурные по камбузу в этот день были из числа добровольцев, одним из которых был и начальник станции.
Никаких тостов, никаких речей — все просто едят и пьют, общаются, перемещаются от одного стола к другому, кидаются друг в друга пробками от шампанского и ёлочными игрушками, обнимаются (особенно итальянцы — они постоянно друг с другом обнимаются), фотографируются, дурачатся, а потом снова едят, пьют и обнимаются.
После ужина все переместились в комнату отдыха и стали пить лимончелло.
В эти два дня (24 и 25 декабря) на станцию пришло множество рождественских поздравлений — пара десятков — со всех концов Антарктиды. Помимо прочего, пришли открытки от Российской антарктической экспедиции, и отдельно со станций Восток и Прогресс. Все поздравления начальник по местной электронной почте пересылал всем жителям станции.
Накануне, 23 числа, была еще видеосвязь с президентом Италии, который поздравлял жителей станции с Рождеством — но я это пропустил, так как был на работе.
Ну, и чтобы два раза не вставать, про встречу Нового Года: она прошла примерно так же, как и Рождество, только на сей раз было 7 перемен блюд, а на столах были свечи.
25 числа на станции был день отдыха. А на обед были лягушачьи лапки. Так что, я установил свой личный рекорд: за сутки попробовал все самые одиозные французские деликатесы.
В субботу, 26 декабря — еженедельное собрание жителей станции.
Начальник Серджио рассказал о том, что транспортный санно-гусеничный поход, которой идет сейчас с ДДЮ на Конкордию, задерживается минимум на 3 дня относительно графика. В одной из машин случилась поломка — части похода пришлось возвращаться обратно на Базу Прюдомм за запчастями.
Потом вновь выступал начальник технической службы, француз Оливье. Он был явно зол оттого, что ему опять приходится повторять то же самое, что и неделю, и 2 недели назад.
Выступление он начал так:
«Вы наверное думаете, что технический персонал станции — ваши рабы….» — народ удивленно приподнял брови — «… или мудаки» — продолжил Оливье.
В общем, я не буду вам пересказывать эти туалетно-душевые истории, которые вам уже, наверное, надоели так же, как и мне. Если в двух словах — какие-то недобросовестные полярники продолжают использовать инфраструктуру станции не по назначению, а техникам потом исправлять.
27 декабря я познакомился с тренажером корабля «Союз». Тренажер в упрощенном виде копирует место пилота «Союза»: кресло, перед которым всякие ручки, кнопки и экраны. Управление кораблем для стыковки с МКС осуществляется двумя джойстиками: левый управляет поступательными движениями, правый — вращательными. Причем в управлении поступательными движениями есть хитрость: отклонение джойстика задает не скорость, а ускорение; поэтому, чтобы остановить движение, недостаточно вернуть джойстик в исходное положение — его надо еще отклонить в противоположную сторону. Процесс выглядит так: смотришь на приборную панель, которая показывает тебе, насколько ты далеко от стыковочного дока. Можно еще смотреть на экран перископа, там бывает лучше видно. Попеременно управляешь джойстиками, чтобы направить «Союз» к доку, при этом следишь за скоростью сближения (она должна составлять 1/200 от расстояния: например, при расстоянии 60 м скорость должна составлять 0,3 м/с, и т.д., а стыковка должна происходить на скорости 0,1 м/с).
Уходит какое-то время, чтобы сориентироваться в приборах и поймать нужное усилие джойстиков, но в целом, всё несложно. Дважды мне удалось удачно «состыковать» корабль с МКС.
Самое интересное за эти дни было 28 числа, когда я помогал Кристофу с Жан Батистом работать на «американской башне». Американская башня — сооружение из алюминиевых конструкций высотой 40 метров, возведенное лет 10 назад американцами для каких-то целей, и используемое всеми, кому не лень, для установки своих научных приборов. Задача Кристофа и Жан Батиста — поставить на башне приборы, которые впервые будут надежно измерять влажность воздуха, что позволит, наконец-то, определить степень перенасыщения воздуха водяным паром. Для этого надо было затащить на вершину башни сами приборы и несколько мотков кабеля.
Все детали работы рассказывать не буду, опишу лишь общее впечатление: людям с боязнью высоты к башне лучше не подходить. На самом верху эта зараза к тому же вполне ощутимо качается. В первый раз мы туда полезли со страховкой — больше для самоуспокоения, чем из-за реальной опасности упасть. На третий подъем уже страховку брать не стали, да и на высоту перестали обращать внимание. Гораздо больше проблем доставляли замерзающие руки — из-за постоянного контакта с металлом тело остывает мгновенно, а работать приходилось в тонких перчатках.
Но зато какой оттуда вид на Конкордию!!!
В другой день я прогулялся до «микрометеорологической» траншеи, расположенной в 3 км от станции в чистом секторе. Тут есть команда из трех ученых, занятых поисками микрометеоритов в снегу. По их просьбе механики выкопали бульдозерами титанических размеров траншею глубиной до 8 метров и длиной метров 50. Каждый день эта троица отбирает сотню-другую килограмм снега из определенного слоя возрастом около 100 лет, плавит снег и пропускает воду через фильтры, чтобы собрать всю пыль размером больше атмосферной. Говорят, уже около тысячи штук микрометеоритов собрали.
Вечером 2 января наконец-то прибыл поход с ДДЮ, и одновременно прилетел очередной самолет.
Поход: 11 машин, куча саней с топливом, с балками, с контейнерами. 12 человек, включая 3 женщин. Некоторых из походников я уже видел на ДДЮ.
прибытие похода
Самолет же прибыл без пассажиров, но привез 850 кг грузов. И два пилота остались ночевать на станции, так что общее количество человек было под 90. Это максимум того, что может вынести станция.
На следующее утро самолет улетел, забрав 7 человек, так что стало посвободнее.
А после завтрака я помог начальнику станции Серджио прибраться на алкогольном складе (нужно было подготовить место для новой партии алкоголя, прибывшей с походом). Этот склад — святая святых станции, единственное помещение, которое запирается на ключ (ну кроме, может, еще склада лекарств). Я уж не знаю, почему Серджио попросил о помощи именно меня — может, потому что я русский, а значит, априори разбираюсь в алкоголе?!
Серджио и склад алкоголя
И у меня есть еще одна преференция: мне позволено в любое время самому включать сауну…
4 января был «аврал» по разгрузке теплых продуктов, которые приехали с походом. (Вообще, «науку» привлекают к хозяйственным работам лишь в крайнем случае, в основном на добровольной основе. По радио делаются объявление «требуются волонтеры для такой-то работы»).
Выглядело это так: продукты (в основном, напитки, сыр и алкоголь) приехали в обогреваемом контейнере в металлических сетках, вроде тех, которые бывают в супермаркетах. Один из станционных тягачей берет эти сетки на «вилы» и ставит у подножия «шумного» здания станции.
Мы эти сетки вручную разбираем и перекладываем продукты в металлический полуконтейнер наподобие ПУХТО (т.е., открытый сверху и с одной из четырех боковых сторон). Далее, тот же тягач теми же вилами поднимает этот контейнер на уровень второго этажа здания, где открывается дверь, за которой расположена «нулевка» (склад с температурой +4 градуса). Там уже стоят люди, привязанные страховочными тросами к стене, которые перекладывают продукты из контейнера на склад. Вся операция проходит быстро, нет надобности много таскать на руках (лишь переложить из сетки в контейнер), и тем более нет надобности таскать наверх. Возле главного входа станции есть гидравлический подъемник, с помощью которого можно поднять тяжелую вещь ко входу. Внутри станция также оборудована несколькими грузовыми лифтами — в общем, в плане перемещения грузов Конкордия продумана очень неплохо.
И еще момент: все ящики снабжены штрих-кодом: подносишь считывающее устройство, и видишь всю информацию — что, куда, кто получатель. Ошибиться трудно.
Вчера мы проводили с Конкордии научный поход. Три ученых и два механика на трех машинах ушли в точку «Lock In» в 135 км к северу от Конкордии, чтобы бурить ледник, изучать процесс превращения снега в лед и захвата льдом воздуха. Там они проведут примерно 3 недели, потом вернутся на Конкордию.
А сегодня утром станцию покинул и основной поход, так что население Конкордии сократилось до 60 человек.
Tags: Антарктида, еда, жизнь, пикчи, текущее
12 комментариев | Оставить комментарий
Антарктида как модель Луны и древнего мира
Двадцативосьмилетний врач-исследователь из Европейского космического агентства (ЕКА) Александр Кюмэр (Alexander Kumar, Великобритания) — один из ключевых участников эксперимента на станции Конкордия в Антарктиде.Открыть в полном размере
‹
›
Почти 200 лет назад российские мореплаватели Михаил Лазарев и Фаддей Беллинсгаузен открыли Антарктиду — далёкий и вечно закованный льдами континент. Но именно благодаря своей отдалённости, изолированности от остального мира и экстремально суровым условиям Антарктида стала мощным полигоном для научных исследований и в последние годы — местом испытания «на прочность» человеческого организма для будущих космических полётов к другим планетам.
В конце антарктического лета 2011/12 года на французской научной станции Конкордия (станция Французского полярного института) начался эксперимент Европейского космического агентства (ЕКА). Цель эксперимента — провести медицинские и психологические наблюдения, а заодно и психологический тренинг 14 человек. Членам международной команды предстоит прожить в Антарктиде, на станции Конкордия, целый год (попутно выполняя узкоспециальные исследования) и в том числе пережить тёмную и холодную антарктическую зиму, которая начинается здесь в феврале.
Программа медицинских и психологических исследований включает обширный список тестов, которые должны служить индикаторами того, как идёт адаптация полярников к условиям жизни на станции. В частности, предполагается изучить их работоспособность, сон, поведение, а заодно и протестировать программное обеспечение, которое может быть полезно экипажам во время будущих космических миссий.
Одновременно члены команды продолжат многолетние фундаментальные исследования верхней атмосферы, состояния и состава льдов, геологических структур, климатических изменений в Антарктике. Подобные исследования дают возможность собрать уникальные научные данные, которые невозможно получить в любом другом месте земного шара. Только здесь так активно проникают в нижние слои атмосферы космические лучи. Атмосферные процессы в Антарктике формируют климат всего Южного полушария и влияют на погоду в Северном полушарии вплоть до широт Арктики.
Изучение химического состава ледяных кернов, добытых бурением льдов в Антарктиде, даёт возможность реконструировать климат в далёкой древности. Данные о содержании углекислого газа во льдах, возраст которых оценивается в миллионы лет, уже позволили сделать вывод о том, что по крайней мере за последние 350 тысяч лет столь высокого содержания углекислого газа в атмосфере, как сегодня, не было.
Антарктида, пожалуй, лучшее место на Земле для исследования околоземного пространства, обзора неба в субмиллиметровом, миллиметровом и ИК-диапазонах волн. Международная астрофизическая программа включает изучение образования нашей Галактики, эволюции и смерти звёзд, обнаружение планет вне Солнечной системы и даже первые моменты жизни Вселенной.
Отметим, что это не первый «космический» эксперимент на станции Конкордия. В 2006 году ЕКА в кооперации с Французским космическим агентством и НАСА реализовала свою первую антарктическую программу по изучению возможности адаптации человеческого организма в условиях длительных космических полётов. Серия проведённых экспериментов была нацелена на выявление нежелательных реакций организма в экстремальных условиях, и результаты этих исследований используются во время подготовки как к длительному пребыванию на МКС, так и к полёту на Марс, намеченному на 2030 год.
Долгая и холодная поездка: поездка на тракторе к антарктической станции Конкордия — Институт морских и антарктических исследований
После напряженного лета на антарктических льдах сотрудники IMAS, Antarctic Gateway Partnership (AGP) и ACE CRC и студенты вернулись домой в Тасманию. Это третий в нашей серии рассказов об их проектах и опыте (Все фото: Миранда Нибур).
По приглашению Французского полярного института IPEV (Institut polaire francais Paul-Emile Victor) кандидат наук Миранда Нибур присоединилась к конвою снабжения на удаленную франко-итальянскую антарктическую исследовательскую станцию «Конкордия».
Конкордия находится в 1100 километрах от ближайшей исследовательской станции на побережье и расположена внутри страны на высоте более 3200 метров.
Покинув 19 января французскую базу Кап-Прюдом возле береговой исследовательской станции Дюмон-Дюрвиль, в походе RAID63 участвовали девять мужчин и две женщины, а также восемь тракторов, буксировавших груз из топливных баков, контейнеров с научным оборудованием, продовольствием и жилые единицы.
«Первые несколько дней я просто не могла поверить, что еду на тракторе в Антарктиде», — сказала г-жа Нибур.
«Потребовалось некоторое время, чтобы избавиться от странной, постоянной мысли: «Я вожу трактор. В Антарктиде!»
«Что вы делаете по 11 часов в день на тракторе, 11 дней, чтобы добраться до станции Конкордия? Это скука, но в то же время чистое волнение.
«Как вы проводите долгие часы на Ваш собственный в тракторе? Музыка. Больше музыки. Дверь открыта, дверь закрыта. Окно открыто, дверь закрыта. Пение вслух. Глаза на трассе и остаются на трассе. Фотосъемка. Жевательная резинка. Жевательная резинка еще. ».
«Антарктида известна как континент мира и науки, но участие в походе также показало мне важность логистики для поддержки науки, но в то же время для обеспечения устойчивости человеческой жизни в глубине континента. Чтобы выжить в Антарктиде, нужно двигаться, нужно движение.
«Это нечеловеческая среда. С одной стороны, нам не суждено было быть там, но в то же время у Антарктиды есть чему поучиться и чем поделиться с остальным миром».
Междисциплинарное исследование г-жи Нибур посвящено «антарктическим интерьерам», перемещаясь между антарктическими исследованиями, литературой и архитектурой, исследуя внутренние пространства и интерьеры в экстремальных условиях Антарктиды. Проектом руководят адъюнкт-профессор Элизабет Лин (IMAS/гуманитарные науки) и адъютант/профессор Стивен Лу (UNSW).
Путешествие в Конкордию дало г-же Нибур уникальную возможность исследовать различные интерьеры в разных масштабах: кабину трактора, мобильные жилые блоки, более постоянные интерьеры исследовательской станции, обширное пространство континентального интерьера и личный опыт. походной бригады. Она записала свое путешествие, сделав фотографии, видео и полевые заметки.
«Внутри так много всего происходит и буквально движется. Есть время, когда вы ждете, ждете, ждете, готовитесь к действию. И тогда дела начинают идти в спешке. Время и сжимается, и расширяется, ускоряется и замедляется.
«На антарктических станциях и в походах бывают периоды однообразия, бывают моменты резких перемен. Вы должны двигаться немедленно, с полным напряжением, чтобы организоваться безопасным и быстрым способом.
«На своем тракторе я передвигался между двумя станциями. Конвой вез товары. В походе я ежедневно переходил из контейнера в блок контейнеров. Встречаясь со вспомогательным персоналом и исследователями разных национальностей, я перемещался между различными профессиональными областями и исследовательскими дисциплинами в Антарктиде.
«Время в Антарктиде и движения, происходящие в пути, помогают мне в исследованиях. Антарктида помогает мне переосмыслить понятие внутренней части, которая традиционно считается фиксированной и стабильной».
Станция Конкордия на Куполе С удалена даже по антарктическим стандартам. Он настолько изолирован, что космические ученые из Европейского космического агентства используют Concordia для изучения последствий крайней изоляции и заключения для людей в рамках подготовки к космическим путешествиям. Конкордию можно рассматривать как земной эквивалент космической станции.
Присоединение к маршруту RAID63, безусловно, оказало сильное влияние на Миранду Нибур.
«Слово «удивительно» даже не подходит.
«Я ехал по 11 часов в день в течение почти 11 дней на тракторе, чтобы добраться до глубин Антарктики при -47 градусах.
«Было невероятно находиться там. Привилегия. И, как и положено, жестко и жестко. Так много впечатлений одновременно, что это трудно описать.
«Мне понравилось!!»
Нажмите, чтобы посмотреть видео о походе режиссера Фредерика Оливье на станцию Конкордия в 2017 году.
Concordia / станция
Concordia_Original_Draft
Concordia_3D_View
Станция Concordia, построенная и управляемая совместно IPEV и итальянской антарктической программой ENEA-UTA, состоит из одно ядро из трех «зимних» зданий, по бокам которого находится летний лагерь, который также действует как пункт неотложной помощи.
Concordia_Construction
Concordia_Construction
В технических системах используются стандартные надежные технологии, которыми может легко управлять обслуживающий персонал, который меняется каждый год. Электроэнергию вырабатывает только одна из трех генераторных установок (2 по 250 кВА и одна по 140). Тепло двигателя (когенерация) рекуперируется от генераторов, удовлетворяющих потребность в отоплении. Годовой расход топлива составляет от 250 до 320 м3 дизельного топлива для обеспечения средней потребности в электроэнергии 110 кВт и на отопление 75 кВт.
Concordia_Construction
Concordia_Construction_internal_layout
Каждое из двух самоподъемных зданий основано на примерно цилиндрическом корпусе (18 сторон), поддерживаемом шестью опорами. Каждая нога опирается на большую «опорную» подушку, распределяющую нагрузку по снегу. Каждая опора может перемещаться вверх и вниз относительно корпуса здания с помощью гидравлических домкратов. Это позволяет регулировать горизонтальность здания, а также позволяет всей конструкции прыгать вверх по льду по мере того, как уровень земли поднимается по мере накопления снега.
Concordia_Completed
Concordia_Completed
С самого начала проект включал методы снижения воздействия на окружающую среду. Риски загрязнения были сведены к минимуму, по крайней мере, в соответствии с рекомендациями СКАР, Договора об Антарктике и Мадридского протокола, с дополнительным акцентом на минимизацию воздействия на научные наблюдения. Выхлопные газы конденсируются для уменьшения содержания водяного пара; смазочные материалы и другие отходы складируются, а затем репатриируются.
Concordia_Completed
Concordia_Completed
Все сточные воды (серые и черные) собираются двумя отдельными сетями под вакуумом и направляются в две системы очистки.