10 усадеб и дворцов Москвы
Старые московские усадьбы окружены благоустроенными парками. Это настоящие сокровища гигантского мегаполиса. Mishka.Travel рассказывает о наиболее интересных архитектурных памятниках и музеях, размещённых в 10 самых красивых столичных усадьбах, и о том, как до них добраться.Кусково — крупнейшая в мире коллекция керамики
Кусково, усадьба графов Шереметьевых, была одной из самых первых в России загородных резиденций. Она состоит из сохранившегося с XVIII века Дворца, Итальянского и Голландского домиков и двух павильонов — «Грот» и «Эрмитаж». К усадебному комплексу сегодня примыкает большой лесопарк — любимое место прогулок для жителей окрестных районов. Дворец, или как его называли сами хозяева — Большой Дом, выстроили в стиле раннего классицизма для приёма в летние месяцы многочисленных гостей Шереметьевых.
Кусково знаменито тем, что здесь снимались сериал «Виват, гардемарины!», кинофильмы «Здравствуйте, я ваша тётя!» и «Ширли-Мырли». Помимо основной экспозиции усадьбы интересно посетить Музей керамики. Его богатейшая коллекция представляет образцы, сделанные с античных времён до наших дней. А особой гордостью этого музея стали образцы фарфора, который производился на российских мануфактурах с XVIII века.
Как добраться: от станций метро «Выхино», «Новогиреево» и «Рязанский проспект» на автобусах, маршрутных такси или троллейбусах.
(Интересные города в России: антикризисные путешествия)
Екатерининский дворец — красные казармы
В 70-е годы XVIII века Екатерина II занялась большим строительством, пожелав заиметь в центре Москвы новый дворец. Но пришедшему править Павлу I дворцовый ансамбль пришёлся не по вкусу, и он повелел разместить в нём казармы городского гарнизона. С тех пор так и повелось. Служебные помещения дворца занимали поочередно студенты и преподаватели Кадетского корпуса, Алексеевского военного училища, академии бронетанковых войск и общевойсковой академии. И здания Екатерининского дворца до сих пор принадлежат военному ведомству.
Парк при дворце разбили в 1703 году. В советское время он получил название Лефортовского по имени Франца Лефорта, сподвижника Петра I. С петровских времён здесь сохранилась чёткая планировка, длинные аллеи и обустроенные пруды. Возле одного из них — Крестового — в XVIII веке построили живописный «Грот», который можно увидеть и в наши дни. В сам парк попасть можно совершенно свободно, а дворцовая территория для посетителей закрыта.
Как добраться: пешком от станции метро «Бауманская».
(Необычные маршруты по России)
Люблино — дом-орден
В начале XIX века имением Люблино владел московский богач Николай Алексеевич Дурасов. После того, как ему был вручен орден Святой Анны, Дурасов заказал у знаменитого архитектора И.В. Еготова необычное строение. Дом был возведён в стиле ротонды, а в плане представлял собой крест, точно повторяя рисунок высочайшей награды.
Как добраться: пешком от станции «Люблино» Курской железной дороги или от станции метро «Волжская».
Знаменское-Садки — «приют спокойствия, трудов и вдохновенья»
Именно так написал об усадьбе князей Трубецких бывавший здесь Александр Пушкин. Главный усадебный дом выстроен необычно. Первый его этаж каменный, а второй сделан из брёвен, размещённых вертикально. Но секрет этот скрыт под слоем штукатурки. Одно перечисление знаменитостей, бывавших в Знаменском-Садках впечатляет. Здесь проходила свадьба родителей Льва Толстого — Николая Ильича Толстого и Марии Николаевны Волконской. 10 лет в усадьбе провёл русский историк и публицист Михаил Петрович Погодин, к которому часто наведывался живший неподалеку поэт Фёдор Иванович Тютчев. Сегодня комплексные экскурсии по усадьбе проводят специалисты находящегося на её территории ВНИИ охраны природы. Во время них интересно увидеть интерьеры и роспись главного дома, а также два огромных дуба, которые были посажены хозяином Знаменского-Садков к приезду императрицы Екатерины II.
Как добраться: автобусами от станции метро «Ясенево» до остановки «Зона отдыха Битца», расположенной на МКАД. Отсюда — пешком через зону отдыха.
Кузьминки — усадьба на берегах прудов
Небольшая речка Пономарка с искусственными прудами разделяет территорию усадьбы надвое. Владели этими обширными землями князья Голицыны. Именно при них появились дошедшие до наших дней усадебные постройки, конный двор и стройная церковь Влахернской Божией Матери, возведённая известным архитектором Родионом Казаковым, а после французского разорения 1812 года восстановленная Доминико Жилярди.
По Кузьминскому парку очень приятно гулять. В нём сохранилось много построек от старой усадьбы. Есть здесь и большой деревянный дом, в котором размещается музей, посвящённый писателю Константину Георгиевичу Паустовскому. Кроме того, в парке расположен большой Музей русской усадебной культуры (Тополёвая аллея, 6, в помещении Служительского флигеля). В нём рассказывают о Голицыных, о том, каким было домашнее воспитание в XIX веке и проводят замечательные пешеходные экскурсии по парку.
Как добраться: пешком от станций метро «Кузьминки» или «Волжская». На автобусе от станции метро «Рязанский проспект».
Царицыно — крупнейший музей-заповедник столицы
На юге Москвы, возле прудов на речке Городня, расположен красивейший дворцово-парковый ансамбль, в котором приятно провести целый день. Его основу заложил знаменитый русский архитектор Василий Иванович Баженов. Строительные работы здесь начались в 70-е годы XVIII века по распоряжению императрицы Екатерины II. Баженов был автором плана усадьбы — дворцов и строений, ворот и мостов. Его задачей было построить камерную резиденцию для русской царицы. Достраивал же Царицыно Матвей Федорович Казаков.
Сегодня усадьба отреставрирована и стала одним из самых красивых мест города, она имеет статус музея-заповедника. Рекомендуем побывать во внутренних помещениях дворца, где круглый год экспонируется несколько музейных коллекций и выставок, погулять по живописному пейзажному парку, а также, при желании, покататься на лодках и катамаранах по Царицынским прудам. В парке проходит много концертов — в закрытых помещениях и под открытым небом. А в Хлебном доме даже установлен небольшой орган.
Как добраться: пешком от станций метро «Царицыно» или «Орехово», а также от станции «Царицыно» Курской железной дороги.
Покровское-Стрешнево — дворянское гнездо
Одна из старых красивых усадеб находится на северо-западе столицы. В ней сохранились главный дом, в котором жили хозяева усадьбы — дворяне Стрешневы, церковь XVII века и постройки, выполненные в псевдорусском стиле. Род Стрешневых стал знаменит после женитьбы царя Федора Михайловича на Евдокии Стрешневой, которая родила в этом браке 10 детей, в том числе и наследника престола Алексея Михайловича.
Наибольший расцвет усадьбы пришёлся на времена княгини Евгении Федоровны Шаховской. Богатая землевладелица, в 80-90-е годы XIX века, она превратила Покровское-Стрешнево в сказочный архитектурный ансамбль, выстроенный в псевдорусском стиле. Сейчас весь район вокруг усадьбы — заповедная зона. К большому сожалению, реставрационные работы зданий выполнены наполовину. В огромном прилегающем парке любят гулять местные жители. Здесь находятся оборудованная пляжная зона и родник «Царевна-Лебедь», единственный на территории Москвы, питьевая вода в котором считается чистой.
Как добраться: пешком от станции метро «Войковская» или на автобусах от станций метро «Сокол», «Тушинская», «Планерная», на трамваях от станции метро «Сходненская» и «Сокол», или на троллейбусах от станции метро «Аэропорт».
(10 самых красивых дворцов в Крыму)
Воронцово — парк с каскадными прудами
Чаще всего зелёную территорию вокруг усадьбы на юго-западе столицы называют Воронцовским парком. Своё название местность получила по первому владельцу окрестных земель боярину Фёдору Воронцу (XIV в.). Сама усадьба активно отстраивалась в XVIII-XIX веке, когда ею владел генерал-фельдмаршал Н.В. Репнин. Интересным фактом её истории стало строительство в усадьбе секретного завода. На нём перед войной с французами в 1812 году планировалось изготовить большой воздушный шар, где могли бы уместиться до полусотни человек. С такого шара, по задумке, солдаты должны были наносить войскам неприятеля значительный урон. Но проект первого российского аэростата закончился неудачей. В настоящее время усадьба отреставрирована. Она окружена парком с красивым каскадом прудов, откуда вытекают речки Раменка и Котловка.
Как добраться: от станции «Калужская» 15 минут пешком. А также на автобусах от станций метро «Новые Черёмушки» или «проспект Вернадского».
Нескучное — памятник ландшафтно-паркового искусства
На правом берегу Москвы-реки когда-то располагалась большая усадьба, принадлежавшая князю Н.Ю. Трубецкому. Её название «Нескучное» постепенно было перенесено и на окрестные владения. А в XIII веке она была приписана ко дворцовому ведомству. В период правления государя Николая I здесь был разбит регулярный парк, названный Нескучный сад. В советские годы его переименовали в парк имени Горького, а в роскошном Александрийском дворце разместили Минералогический музей. От старых построек сохранились въездные ворота, здание гауптвахты, манеж, а также Фрейлинский и Кавалерийский корпуса. А самое старое из дошедших до наших дней здание — летний домик, принадлежавший графу Орлову. Этот красивый двухэтажный особняк выстроен в стиле классицизма.
Как добраться: до Нескучного сада можно подъехать на троллейбусах от станций метро «Ленинский проспект» или «Октябрьская». В саду также останавливаются теплоходы, курсирующие по Москве-реке.
Ясенево — памятник елизаветинского барокко
Первые письменные упоминания о Ясенево относят в XIV веку. Оно считается одним из самых древних сёл, возникших вокруг столицы. Многие века Ясенево было царской вотчиной, то есть принадлежало русским государям. Сегодня к усадьбе примыкает обширная зелёная территория природного парка «Битцевский лес».
Как добраться: пешком от станции метро «Новоясеневская».
Источники фото: dic.academic.ru, upload.wikimedia.org, www.uzaok.ru, 4turista.ru, shagau.ru, 5arts.info, kudamoscow.ru, static.panoramio.com, zapoved.net, club.foto.ru, www.golden-monkey.ru, kvartirka.com, www.ruspalace.ru, www.kuzpark.ru, velo17.ru, upload.wikimedia.org
10 усадеб и дворцов Москвы
Назадв закладки
0 15498
Фото: shutterstock.comСтаринные усадьбы и дворцы — уникальные места, в которых обитает дух прошлого. Они представляют собой особую ценность и красоту на фоне рутинной суеты мегаполиса, огромных небоскребов, вырастающих как грибы после дождя
1Кусково
Усадьба Кусково — уникальный памятник архитектуры и культуры XVIII века. Является одной из первых в России загородных резиденций, в которой проводились пышные приемы. Этот архитектурно-художественный ансамбль, некогда принадлежавший графам Шереметьевым, включает в себя дворец, Итальянский и Голландский домики, парк с мраморной скульптурой, прудами и павильонами. Усадьба и прилегающая к ней зеленая зона не раз становились местом съемки фильмов. Сейчас на ее территории действует Государственный музей керамики, в котором представлена одна из богатейших в мире коллекций гончарного дела и стекла от античности до современности.
Адрес: ул. Юности, 2.
2Екатерининский дворец
Бывший императорский дворец был заложен в 1717 году по проекту немецкого архитектора Иоганна Фридриха Браунштейна как летняя резиденция императрицы Екатерины І. Усадьба неоднократно перестраивалось и сильно пострадала в период немецкой оккупации. Однако ее полностью восстановили, и сейчас здание представляет собой красивый образец позднего барокко. Дворец восхищает размерами, пышностью, роскошным оформлением фасадов и апартаментов. Были воссозданы до мелочей комнаты и залы с уникальным интерьером. У дворца разбит живописный парк с длинными аллеями и обустроенными прудами.
Адрес: 1-й Краснокурсантский проезд, 3/5.
3Люблино
Музей-усадьба Люблино — памятник архитектуры конца XVIII — начала XIX века. Был во владении нескольких хозяев, самым известным из которых является богатый московский помещик Н.А. Дурасов (1760-1818). Для него был возведен необычный зал-ротонда для проведения приемов. Усадебный ансамбль состоит из театра и оранжереи Дурасова (в которой, как утверждают источники, чудак-хозяин выращивал ананасы), Люблинского парка и пруда. Эта усадьба не столь известна, как Кусково, но не менее интересна и уникальна. Посетить Люблино можно как самостоятельно, так и с экскурсоводом.
Адрес: ул. Люблинская, 40.
4Знаменское-Садки
Первые письменные упоминания о бывшей подмосковной усадьбе князей Трубецких датируются 1617 годом. В те времена деревня Садки находилась во владении представителей рода Ладыженских. Парк и усадьба известны тем, что их посещали многие исторические личности: императрица Екатерина II с внуками, писатели Тютчев и Вяземский, историк и публицист Михаил Погодин, здесь проходила свадьба родителей Льва Толстого.
Адрес: ул. Поляны, м. «Бульвар Дмитрия Донского».
5Кузьминки
Упоминания об усадьбе начинаются с XVIII века. Ее владельцами были семейства Строгановых и Голицыных. Князь Михаил Голицын сделал большой вклад в обновление, расширение и облагораживание огромной территории усадьбы. Как результат, Кузьминки по праву считались одним из красивейших мест в окрестностях города. К сожалению, ХХ столетие стало для усадьбы периодом запустения и упадка из-за национализации и деятельности на ее территории Института экспериментальной ветеринарии. Но даже несмотря на это, Кузьминки смогли сохранить свое очарование, которое стоит увидеть каждому.
Адрес: Тополевая аллея, 10.
6Царицыно
Удивительный дворцово-парковый ансамбль, заложенный в 1776 году архитектором Василием Баженовым по распоряжению Екатерины ІІ, — это уникальнейший памятник так называемой русской готики. Достопримечательности этого места: Большой дворец Казакова, Хлебный дом, храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник», Малый дворец, Средний дворец (Оперный дом), Большой мост через овраг и Фигурный мост, а также кавалерийские корпуса. Отреставрированная усадьба сегодня имеет статус музея-заповедника, красивейшим видом которого можно любоваться днями напролет.
Адрес: ул. Дольская, 1.
7Покровское-Стрешнево
Бывшая подмосковная дворянская усадьба с прилегающим парком. На территории Покровского-Стрешнева также располагаются господский дом в стиле классицизм, вотчинный храм XVII века, постройки в псевдорусском стиле. Около 250 лет усадьба находилась во владении семейства Стрешневых и несколько раз поддавалась перестройке. На протяжении ХХ века здание служило санаторием ЦК, домом отдыха, музеем. К большому сожалению, сегодня Покровское-Стрешнево находится в печальном состоянии: его здания заброшены, стены обрисованы, и на то, чтоб привести его хоть в какой-то порядок, нужны колоссальные усилия и время. Но даже несмотря на такое положение вещей, усадьба смогла сохранить свое очарование и красоту.
Адрес: 5-й Войковский пр-д, 5, стр. 6.
Фото: butonfestival.ru 8Воронцово
Воронцово — еще одно уникальное место столицы — ведет историю своего существования с рубежа VII и VIII столетий. На времена владения усадьбой Николаем Репиным (вторая половина VIII — начало ХІХ века) припадает ее расцвет. Особого внимания заслуживает Воронцовский парк с огромным количеством деревьев, среди которых уникальные дубовые аллеи, памятниками истории и культуры, живописными каскадами прудов. Для отдыха гостей усадьбы предусмотрены детские и спортивные площадки, сцена, а также работает летнее кафе.
Адрес: ул. Северная Караульня, 1.
Фото: shutterstock.com 9Нескучное
Загородная усадьба князя Никиты Трубецкого находится на правом берегу Москвы-реки. Со временем ее название охватило и соседние владения. Когда правителем стал Николай І, все участки были выкуплены дворцовым ведомством, а на этой площади был разбит Нескучный сад. Прогуливаясь этим пейзажным парком, не забудьте обратить ваше внимание на сохранившиеся памятники архитектуры: каменный охотничий домик, летний домик графа Орлова, роскошный Александрийский дворец и множество других сооружений.
Адрес: Ленинский проспект, 14-20.
Фото: castle-ua.com 10Михалково
Первые упоминания о деревне Михалково относятся к 1623 году, когда она находилась во владении Антона Загоскина. Следующие владельцы, князья Дашковы, начали приспосабливать село под усадьбу. На протяжении XIX-XX столетий она в основном использовалась под нужды суконной промышленности в связи с родом деятельности хозяев. Усадьба сохранила достаточное количество элементов, которые позволяют проникнуться красотой этого места: ограда из красного кирпича, беседки, два кирпичных корпуса и флигеля. Рядом разбит парк с каскадом маленьких прудов, беседкой-пристанью на берегу Большого Головинского пруда.
Адрес: ул. Михалковская, 38.
Фото: moscowalk.ru Фото: russiantowns.livejournal.comЧитайте также: Мода на эклектику: ТОП-6 оригинальных домов Москвы.
Смотрите также:
Еще 0 ответов комментарии
поместий | Достопримечательности | Москва
В Москве и ее окрестностях много старинных особняков и усадеб, ранее принадлежавших известным семьям. Когда князья, императоры, князья и интеллигенция селились в Москве и ее предместьях, они строили себе величественные хоромы и имения. Многие усадьбы и дома сохранили свой первоначальный вид, являясь яркими образцами барокко, рококо и классицизма. У большинства из них также есть пышные сады, что делает их идеальными для ленивых зимних прогулок.Уточните ваш поиск
Выберите категории
Покажите все категории
Кремль и Красная площадь
Музеи
— Художественные музеи
— Музеи истории
— Узелы для детей
— Военно -морские и военные музы. музеи техники
— Необычные музеи
Церкви и монастыри
Экскурсии по Москве
Парки и сады
— Парки
— Сады
— Estates
Биографические музеи
— Российские художники
— Российские музыканты
— Российские писатели
Еврейские Москвы
Современные художественные центры и галереи
. Кремль и Красная площадь Музеи — Художественные музеи — Исторические музеи — Музеи для детей — Военно-морские и военные музеи — Музеи науки и техники — Необычные музеи Церкви и монастыри Экскурсии по Москве Парки и сады — Парки — Сады — Поместья Биографические музеи — русские художники — российские музыканты — русские писатели Еврейская Москва Центры современного искусства и галереи Смотровые площадки
Kremlin and Red Square
Музеи
Художественные музеи
Исторические музеи
Музеи для детей
Военно -морские и военные музеи
Monasteries
Парки и сады
Парки
Сады
Усадьбы
Биографические музеи
Русские художники
Русские музыканты
Российские писатели
Еврейская Москва
Современные художественные центры и галереи
Просмотр очков
Выберите удобства
Показать все
.
Кредитные карты
Удобства для инвалидов
Камин
Охраняемая парковка
Живая музыка
Нет кредитных карт
Для некурящих
Зона отдыха на открытом воздухе
Ресторан
Бассейн
Велнес
Wi-Fi
Выберите удобства
Кондиционирование воздуха Завтрак Подходит для детей Расположение в центре города Конференц-залы Кредитные карты Удобства для инвалидов Камин Охраняемая стоянка Живая музыка Нет кредитных карт Не курить Сиденья снаружи Ресторан Бассейн Велнес Wi-Fi
Кондиционирование воздуха
Завтрак
Бесполезное
Местоположение центра города
Конференц-заведения
Кредитные карты
Для инвалидов
Ка Фитиль
Охраняемая парковка
Live Music
NOID Credit
NONE PARKING
Live Music
NOTE Credit
40004
. -курение
Зона отдыха
Ресторан
Бассейн
Велнес
Wi-Fi
Отправить
Связанные объекты
Недвижимость
Музей-усадьба Абрамцево
Абрамцево
/moscow/Абрамцево-Музей-Усадьба_85878v
Однодневная поездка в эту бывшую «колонию художников» идеальна, если вы надеетесь на равное количество природы и прогулок, культуры и искусства. Абрамцево …
подробнее
Поместья
Архангельское Государственный музей-усадьба
5 км Ильинское шоссе
/москва/архангельское-государственный-музей-усадьба_51932В
Эта обширная загородная усадьба 18 века когда-то принадлежала исключительно богатому князю Юсупову и является одним из самых тихих величественных парков в …
подробнее
Поместья
Музей-усадьба Коломенское
Пр. Андропова 39
/москва/коломенское-музей-усадьба_41266v
Раскинувшееся и зеленое Коломенское нравится детям, мамам и папам, пожилым бабушкам и молодым хипстерам. Пологие холмы, покрытые …
подробнее
Поместья
Парк-музей Кусково
Ул. Юности 2
/москва/кусково-парк-музей_51936v
Парк Кусково — одна из старейших усадеб Москвы. Он был подарен генералу Шереметеву Петром Великим в 1715 году, но остался в запустении …
подробнее
Поместья
Царицыно
Дольская ул. 1
/москва/царицыно_37559в
Царицыно, построенное по заказу Екатерины Великой в качестве загородного дворца в 1775 году, является бедной родственницей московских усадеб и дворцов. Раннее строительство …
подробнее
Поместья
Воронцово
Воронцовский парк 3
/москва/воронцово_154193в
Усадьба и местность названы в честь боярина Федора Воронцова, владевшего деревней в 14 веке. Позже усадьба Воронцово была связана с …
подробнее
Усадьба Горки и ее коллекция
«Та же знакомая сцена тишины и покоя:
Высокие деревья с шепчущимися ветвями у плотины,
Озеро перед домом, сад во дворе,
Ручей и лиственная роща с древними курганами».
Петр Вяземский
Одно из старейших подмосковных имений Горки впервые упоминается в источнике XVI века. История поместья длинна и разнообразна, она включает в себя периоды расцвета, упадка и застоя. В одни годы возводились новые красивые здания и появлялись зеленые парки, в другие годы дома приходили в упадок, газоны зарастали сорняками, а участки распродавались отдыхающим. Первоначально родовое имение Спасителевых, Горки позже могли похвастаться целой чередой богатых владельцев из таких родов, как Наумовы, Белосельские, Бутурлиные, Бекетовы, Дурасовы и Лопухины.
Написанные в любимом селе Остафьево, эти строки знаменитого поэта с таким же успехом могли бы относиться и к старинному подмосковному имению Горки. В течение многих лет Горки были известны как в СССР, так и за рубежом как дом, в котором Владимир Ленин провел последние годы своей жизни. Однако недавнее возрождение интереса к старинным русским усадьбам позволило энтузиастам заново открыть для себя Горки как напоминание об ушедших днях — чарующую гавань, пропитанную атмосферой старой русской жизни. Горкам повезло больше, чем большинству русских усадеб, что они избежали разграбления и разрушения, которые разрушили многие подобные дома после революции. Находящиеся здесь произведения искусства сохранились в первозданном виде, архитектуру не испортили современные пристройки, а старый парк избежал вырубки леса. Сегодня Горки остаются впечатляющим архитектурным комплексом с прекрасно сохранившейся территорией и уникальной коллекцией предметы искусства.
Усадьба Горки
В 1824 году имение приобрел генерал-лейтенант Александр Писарев — сенатор, попечитель Московского университета и литератор. Известный государственный и общественный деятель, Писарев участвовал в Отечественной войне 1812 года против Наполеона. Здания и парк в Горках, типичные для среднего имения первой половины XIX века, были созданы Писаревым и сохранились до наших дней. Построенный в классическом стиле, дом с двумя флигелями занимал выгодное положение на высоком берегу лесной речки Туровки, притока Пахры. С близлежащей Каширской дороги открывается великолепный вид на имение. Благодаря местному ландшафту парк в Горках разделен на две части. Нижний парк спускается к пологому берегу реки, крутой и живописный, в то время как верхняя часть, расположенная за домом, представляет собой более регулярный, традиционный вид.
Вкладывая много сил и средств в развитие этого замечательного места, Александр Писарев с удовольствием посещал Горки. Он часто приезжал с длительными визитами, часто приглашая друзей, которых у него было много. Он гордился местом, где «и сердца, и двери поистине были открыты настежь». члены известных купеческих родов Сушкиных, Прокофьевых, Шибаевых, Герасимовых.Братья Герасимовы приобрели усадьбу в начале ХХ века. Соответствуя тогдашней тенденции коммерциализации земли и имущества, Хозяева решили разделить парк на участки, благодаря их усилиям на ближайшей железной дороге открылась новая станция (трасса, связывающая Рязань с Уралом. Находясь в трех верстах от усадьбы, станция получила название Герасимовка). , улучшение доступа увеличило спрос на наделы в этом районе, и братья смогли продать и сдать в аренду большую часть земли.Юго-восточная часть усадьбы постепенно застраивалась дачами: Герасимовы были более заботились о зарабатывании денег, чем о сохранении атмосферы поместья: непрекращающиеся денежные трудности мешали им должным образом вкладывать средства в его развитие и содержание. Тем не менее они по-своему любили Горки и, хотя никогда не жили там постоянно, обычно проводили лето в имении с семьей. В конце концов, однако, они были вынуждены продать Горки. Действительно, этому очаровательному месту, казалось, суждено было часто переходить из рук в руки, но никогда оно не приходило в полный упадок и запустение. В 1909 Горки купила у Герасимовых Зинаида Морозова-Рейнбот.
Родившаяся в Орехово-Зуево в 1867 году, дочь купца второй гильдии Григория Зимина, Зинаида была талантливой и неординарной женщиной. Современники называли ее «настоящим русским характером»: несмотря на ряд шокирующих и травмирующих событий в ее жизни, она пользовалась большой любовью и уважением, богатством, знала очень много интересных людей. Ее второй муж Савва Морозов , был одним из самых успешных русских промышленников и меценатов.После трагического самоубийства Зинаида унаследовала огромное состояние.В 1907 вышла замуж за генерал-майора Анатолия Рейнбота — мэра Москвы и важного придворного. Однако через два месяца после свадьбы Рейнбота обвинили в растрате и отстранили от занимаемой им высокой должности. Казалось, еще вчера столица была занята обсуждением причин самоубийства Морозова: сейчас Москва гудела слухами о суде над вторым мужем Зинаиды.
Гордая и независимая женщина Морозова-Рейнбот как всегда стремилась найти выход из этой невыносимой ситуации. Продав свою роскошную усадьбу на Спиридоновке Михаилу Рябушинскому, она оставила привычные для себя светские тусовки, приемы и балы и уединилась в Горках. Ее усадьба Покровское-Рубцово, расположенная в подмосковных окрестностях Звенигорода, досталась старшему сыну Тимофею. Горки стали для Зинаиды убежищем от светских столичных сплетен — тихой гаванью, где она могла обрести душевное равновесие и начать жизнь заново. Ее приезды в Москву были редки и редки, в основном в связи с ее благотворительной деятельностью[2] и развитием Горок.
Так начался новый период в истории усадьбы Горки. Зинаиде Морозовой-Рейнбот суждено было стать последней обладательницей этого очаровательного уголка, и, соответственно, годы, проведенные ею в Горках, оказались периодом исключительно активного роста. Морозовой удалось создать красивую и уютную буржуазную усадьбу со всем современным убранством, обставленную в соответствии с современными вкусами. Немногие русские усадьбы могли похвастаться такими современными «убранствами», и во многом поэтому Горки не только пережили последующие трудные годы, но и стали крупным музеем XIX века. Русская усадебная культура начала ХХ века.
Конечно, загородный дом предлагает своему владельцу не только место жительства, но и возможность для творческой реализации. Зинаида Морозова давно мечтала стать хозяйкой старинного русского имения. В Горках эта богатая и честолюбивая женщина нашла себе занятие по душе. Выкупив несколько наделов с дачами, Морозова отремонтировала все основные усадебные постройки и завела доходное подсобное хозяйство, обставленное новейшей техникой. Были построены новые оранжереи и теплицы, а также водонапорная башня и электростанция для обеспечения водой и электричеством. На берегу реки, у дороги, ведущей к северным воротам, возвышалась церковь Покрова Пресвятой Богородицы, украшенная, как отмечалось, «с великой заслугой»[3] 9 .0005
Общеизвестно, что реконструкцией Горок руководил выдающийся русский архитектор Федор Шехтель, давний друг Морозовых[4]. Благодаря Шехтелю основная часть усадьбы, состоящая из дома с двумя его флигелями, деревянными крыльцами и верандами, из чего-то напоминающего дачу превратилась в величавую, дворцовую резиденцию. Федор Кольбе, другой известный московский архитектор, руководил строительством и, скорее всего, спроектировал несколько небольших зданий. К основному двухэтажному дому, ранее довольно строгой прямоугольной конструкции, были пристроены две одноэтажные пристройки. Выступая в стороны, они были разной величины: к северу — зимний сад со стеклянной полуротондой, к югу — веранда с окнами из цветного стекла. Плоские крыши пристроек были превращены в открытые террасы с балюстрадами. Западный, главный фасад дома, обращенный к парку, спускавшемуся к реке, был украшен шестиколонным портиком ионического ордера. На белоснежной лестнице установлены две большие мраморные вазы. Восточный фасад, выходящий в регулярный парк за домом, был украшен тосканской колоннадой. Окна второго этажа обвивали фриз с изображением мифических сцен. Те, что выходили на запад, имели зеркальные стекла, а восточный фасад мог похвастаться красивыми трехчастными венецианскими окнами. Полуротонда и центральное окно зимнего сада украшены барельефами, а фрамуга над стеклянной дверью в сад украшена лепным архивольтом. Два флигеля были украшены изящными полуротондами, пристроенными к реке, а их главные входы обзавелись четырехколонными дорическими портиками с балконами. Характер этих изменений заключался в том, чтобы сохранить архитектурное единство комплекса, а неоклассический дизайн фасадов придал довольно строгой классической архитектуре легкость и элегантность.
Реконструкция Горок включала большую работу не только над самими зданиями, но и над их интерьерами. Если можно было сказать, что Горки составляли единый архитектурный комплекс, то и декор помещений был выдержан по единому образцу. В главном доме и флигелях сохранена атмосфера старинной русской усадьбы, чудесным образом сочетающаяся со всеми атрибутами современного комфорта. Усадьба украшена изысканной мебелью, картинами и предметами искусства , датируемый 17-20 веками. Одни из них первоначально стояли в резиденции Морозовой в Спиридоновке, другие были привезены из имения Покровское-Рубцово. Многие из них были куплены или изготовлены специально для Горького в лучших магазинах и мастерских Москвы и Санкт-Петербурга.
Естественно, рачительная хозяйка не преминула позаботиться о приусадебном участке своего нового поместья. Верхний липовый парк издавна хранил таинственное очарование благодаря своим курганам XII века, относящимся ко временам древнего славянского народа вятичей. Теперь были созданы новые проспекты и построены декоративные мосты с перилами и балясинами. Центр парка оживляла большая клумба с мраморной вазой на высоком постаменте. Идя в ногу со временем, Морозова даже ввела теннисный корт и площадку для крокета. Нижний парк, занимавший крутой берег между домом и рекой, также подвергся ряду благоустройства.
В главном дворе устроен фонтан, окруженный клумбами. Полукруглая балюстрада с декоративными вазами отделяла двор от нижнего парка. Вместе с балюстрадами, опоясывающими террасы и балконы главного дома и флигели, это образовывало орнаментальное кольцо вокруг усадьбы — приятная и эффектная черта.
В результате масштабной реконструкции Горки превратились в великолепную усадьбу в стиле неоклассицизма — прекрасный образец конца XVIII — начала XIX в. Русский классицизм X века. После Октябрьской революции 1917 года, когда большинство усадеб было разграблено или разрушено, Горки уцелели: Морозова смогла мобилизовать своих рабочих на защиту имения. Летом 1918 года Горки перешли в ведение Московского губернского комиссариата земледелия. По просьбе местных крестьян в акте был сделан специальный пункт о том, что «жители села Горки вреда имению Горки не причиняли».[5]
10 марта 19 г.18 года имение Горки было национализировано и передано в управление Сухановскому волостному земельному комитету. Зинаида Морозова была вынуждена покинуть свой дом. Хорошие отношения с бывшими рабочими и управляющим Зандовским позволяли ей поддерживать связь с имением. Она часто приезжала и надеялась, что со временем ей будет разрешено арендовать приусадебный участок Горки, что позволит ей жить в имении и участвовать в его управлении. В апреле 1918 года Морозова уговорила Комиссию по охране памятников истории и искусства Наркомимущества республики посетить усадьбу. После осмотра Горок Комиссия выдала Морозовой справку о том, что «дом с его художественно-историческим убранством будет сохранен Комиссией как национальное достояние»[7]. Однако самой хозяйке не так повезло. была не только лишена права проживания в имении, но и чудом избежала задержания: Московский губернский земельный комитет уже вынес постановление об ее аресте Бежав в Москву, Зинаида Морозова в последний раз прощалась с Горками[8] 9 .0005
Петр ГОСЛАВСКИЙ. Старое поместье. 1896
Холст, масло. 46,5 х 68 см.
При поступлении усадьбы в ведение Московского губкома было приказано «всех лиц и организаций, требующих движимого имущества от хутора Горки… направить в Губернский земельный комитет. Имущество не должно [9] Главный дом и северный флигель оставались опечатанными и не использовались для размещения рабочих, а в остальных домах было достаточно места для рабочих и служащих. Тем не менее, несмотря на распоряжение Земельного комитета, 1918 августа из Горок пропал ряд предметов. В июле 1918 г. в Московский губернский земельный комитет было доставлено около 40 предметов мебели, в том числе несколько письменных столов и стульев, кресел и диванов, шкафов и бюро. В июне того же года ряд диванов, кроватей и кресел из красного дерева был передан Подольскому уездному комиссариату земледелия.
Естественно, приказ Московского губернского земельного комитета о запрете вывоза вещей из Горок был связан скорее с желанием контроля, чем с искренней заботой о произведениях искусства. Однако установить контроль над Горками оказалось невыполнимой задачей: вскоре мебель и безделушки стали расхищаться и вывозиться из усадьбы в большом количестве. После обсуждения «ненормального положения дел в имении Горки» 2 августа 1918 декабря Московский губернский земельный комитет постановил передать все предметы, представляющие художественную и историческую ценность, Музею истории Москвы[10].
В ноябре 1918 года в усадьбе произошло новое «нашествие» — на этот раз Музеев отдела Наркомпроса. 27 ноября эмиссар Департамента музеев Н. Белоцветов провел тщательный осмотр содержимого усадьбы, впоследствии рекомендовав изъять ряд предметов. Среди них были портреты Иоганна Баптиста Лампи Старшего, Ивана Макарова и Валентина Серова, а также некоторые старинные гравюры Петербурга. В декабре того же года из Горок было отправлено в установленном порядке более 40 единиц. Среди них миниатюры и гравюры французских и русских художников конца 18 — начала 19 вв.мастеров XX века, русские портреты XIX века, ряд пастелей и акварелей. Все они были переданы в фонды Национального музейного фонда. В 1919 году Фонд передал в дар различным московским и городским музеям несколько картин маслом и акварелей из Горок. Пастель Аполлинария Васнецова «Поздняя осень. Прощание с парком» была отправлена в Пермь, а «Портрет неизвестной в голубом платье» Ивана Макарова — в Туркестанский университет. В марте 1919 года из Горок вывезли очередную партию изделий — в основном русский и западноевропейский фарфор.
После революции из усадеб обычно изымались изделия из серебра, бронзы, фарфора, мельхиора и граненого стекла, а также картины, миниатюры, рисунки, скульптуры, книги и личные архивы бывших владельцев. Мебель, за исключением «самых редких и красивых предметов», обычно оставлялась[11]. Ее громоздкость, отсутствие транспорта и достаточно больших складских помещений означали, что значительная часть мебельных коллекций была обречена на утерю. Горький доказал это. одно счастливое исключение: кроме нескольких предметов, реквизированных Московским губернским земельным комитетом и Подольским уездом, коллекция мебели осталась нетронутой.0005
Усадьба Горки и ее содержимое сохранились благодаря главе советского правительства Владимиру Ленину. В последние годы жизни Ленин постоянно приезжал в Горки отдыхать и лечиться. Кажется, вождь революции унаследовал привязанность бывших владельцев имения к Горьким, хотя Ленин не был известен своими сентиментальными чувствами к русским имениям и усадебной культуре.[12]
В 1938 году Оргбюро ЦК партии большевиков приняло решение превратить Горки в музей Ленина. Процесс подготовки усадьбы оказался длительным и сложным. Главные здания нуждались в ремонте, нужно было внимательно изучить помещения и спланировать выставку. Постепенно мебель, картины и произведений искусства были отреставрированы и изготовлены точные копии штор и гобеленов. Все экспонируемые предметы были сфотографированы, и начались исследования истории усадьбы.
По иронии судьбы, этот период оказался самым бедственным для поместья. Музей Ленина должен был стать мемориалом, а не выставкой предметов быта. Жизнь в усадьбе, интерьеры зданий и коллекция усадьбы интересовали исследователей лишь постольку, поскольку они имели отношение к Ленину. Такой весьма идеологизированный подход оказался крайне пагубным не только для коллекции усадьбы, но и для самой выставки.
В главном доме усадьбы создан Музей Ленина. Из одиннадцати ее комнат восемь были посвящены «документам и материалам, относящимся к Владимиру Ленину как основателю и руководителю первого в мире социалистического государства». Оригинальная мебель и декор сохранились только в трех комнатах: столовой, кабинете и Спальня Ленина Предметы, не имеющие отношения к Ленину, со временем были отреставрированы, некоторые вошли в экспозицию
На сегодняшний день коллекция Музея Горького насчитывает более 6000 предметов, среди которых уникальные предметы мебели, картины, скульптуры и произведений искусства: напоминание об ушедших днях, которые делают прошлое немного ближе и доступнее. В последние годы музейщики добились больших успехов в атрибуции предметов из усадебной коллекции. В этом огромном деле неоценимую помощь нам оказали Третьяковская галерея, Исторический музей, ГМИИ им. , появился каталог коллекции музея-усадьбы Горки.
Настольное украшение с фигурой Купидона и рогом изобилия. Франция, Париж. Фабрика Даготис. Первая четверть 19 века.
Керамическое печенье, матовое покрытие, позолота. Высота 20 см
Основными задачами сотрудников Горьковского музея сегодня являются поиск утраченных предметов, изучение истории и бывших владельцев усадьбы, а также совершенствование музейной экспозиции. Усадьба Горки поистине уникальна, до сих пор может похвастаться не только великолепными старинными зданиями и парком, но и оригинальными интерьерами, украшенными настоящими жемчужинами прикладного искусства.
- Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Архив 226, дело 8, лист 26.
- Зинаида Морозова щедро жертвовала на ряд благотворительных предприятий. Активный сторонник Московского воспитательного совета, в 1911 году она стала представителем нового Общества попечения о сиротах и брошенных детях по Москве и Московской области. Сделав разовое пожертвование в размере 50 000 рублей (эту сумму пожертвовала и Мария Морозова), Зинаида затем передала Обществу участок земли площадью более 100 соток «с красивыми постройками» в Звенигородском районе. Земля предназначалась для детского дома имени Саввы Морозова.
- Московский центральный исторический архив. Архив 203, оп. 759, д. 369, л. 5.
- В 1890-х и 1900-х годах Шехтель выполнил большую работу для Морозовых, став любимым архитектором этого известного купеческого рода. Для Саввы и Зинаиды Морозовых он построил деревянную дачу в Киржаче, а также знаменитую резиденцию на Спиридоновке. Он также взялся за восстановление усадьбы в Покровском-Рубцово. Хотя никаких документальных свидетельств того, что Шехтель руководил реконструкцией Горок, не обнаружено, существует устойчивая теория, основанная на литературных источниках, что новый проект усадьбы был его. Эту точку зрения поддерживают специалисты. См. Е.И.Кириченко: «Горки. Архитектура русской усадьбы 19″.10-х годов» («Горки. Архитектура русской усадьбы 1910-х годов») в сборнике ГИМ-заповедника «Ленинские горки» № 5, Москва, 1999 г.; также «Экспертное заключение об авторстве Федора Шехтеля архитектуры, интерьеров». и декоративные элементы усадьбы Горки» в «Научно-проектной документации на памятник архитектуры конца XVIII — начала XX вв. в Горках» (Планировочная документация памятников архитектуры конца XVIII — начала XX в. в Горках), Москва, 1986. С. 58-62 (из архива ГИМ-заповедника «Ленинские горки», д. 59).
- Центральный государственный архив Московской области. Архив 4997, оп. 1, д. 137, л. 76 (оборотная).
- Морозова ухитрилась добиться от местного совета разрешения получать еженедельно из помещичьей фермы десять фунтов плавленого сыра, три фунта масла и пять фунтов сметаны. Это разрешение обычно давали рабочим и персоналу поместья. Цена на эти продукты определялась хозяйством. Однако его бывшему владельцу такой расклад не удовлетворил. За три месяца до перехода Горького в управление Московского губернского земельного комитета (который лишил Морозову права на получение сельскохозяйственной продукции) она получила 96 фунтов плавленого сыра, 68 фунтов сметаны, 52 фунта масла, девять бутылок молока, 180 яиц, две овцы, две курицы, две утки, мешок корнеплодов и 80 фунтов ржаной муки. Морозова отказалась платить за товар, заявив, несомненно, что продукция фермы принадлежит ей. Зандовский, приказчик, не мог заставить себя потребовать оплаты.
- Центральный государственный архив Московской области. Архив 4997, оп. 1, д. 137, л. 47.
- Вскоре после этого Морозова лишилась и другой загородной резиденции — Покровского-Рубцово. У этого поместья была несчастливая судьба. Покинув Горки, Зинаида поселилась на квартире в Староконюшенном переулке Москвы. 19 октября18, из этой квартиры было реквизировано около 60 предметов, в основном мебель, картины и фарфор. В 1924 году самой Морозовой приказали покинуть квартиру. Остаток своих дней она провела в одноместной комнате в подмосковном селе Ильинское, где и умерла в 1947 году.
- Центральный государственный архив Московской области. Архив 4997, оп. 1, д. 137, л. 57.
- Документов о передаче в дар в 1918 г. части усадебного собрания Государственному Историческому музею не обнаружено.
- Отдел письменных источников Государственного Исторического музея. Архив 134, дело 185, листы 1-37.
- С его чрезвычайно большой рабочей нагрузкой Ленин должен был иметь возможность делать короткие перерывы, которые глубоко расслабляли бы его. В 1918 и 1919 годах такие перерывы ему устраивали в различных подмосковных конфискованных имениях. Он посетил Ильинское, бывшую резиденцию великого князя Сергея Васильевича, а также Морозовку, Васильевское, Фирсановку и Корзинкино. Однако ни одно из этих мест не привлекало его внимания, и он редко возвращался.
Иллюстрации
В усадьбе Горки. 1910-е годы
Небольшое озеро и грот в нижнем парке
Фото В. Салеева
Полуротонда Зимнего сада. 1910-е
Гостиная в главном доме. 1910-е
Александр Писарев.
Фотография гравюры Г. Геллера (1827 г.)
Зинаида Морозова. Фотография конца XIX века
Балюстрада в главном дворе. Фото В. Бойко
Бахус . Неизвестный русский скульптор. Середина 19 века.
Санкт-Петербург, Мастерская Трискорни (?). Мрамор. Высота 140 см (без постамента)
Неизвестный западноевропейский скульптор. Менада . Вторая половина 19 века.
Мрамор. Высота 115 см (без пьедестала)
Двойные вазы с ручками в виде козьих голов. Россия. Вторая половина 19 века.
Мрамор. Высота 215 см (с пьедесталом)
Мария-Антуанетта. С модели Феликса Леконта. Италия, завод в Неаполе. Первая треть 19
век. Керамический бисквит. Высота 74 см
Аликс ДЮВАЛЬ. Портрет неизвестной в образе Флоры
Холст, масло. 65 на 54 см (овал)
Неизвестный художник начала 19 века. Диана отдыхает. Копия оригинала Пола Бриля.
Холст, масло. 73 на 105 см
Туалетный столик. Германия, г. Мейсен. Вторая половина XIX в.
Сосновый каркас, палисандровый шпон, фарфор, роспись по глазури, бронза, литье, золочение, зеркальное стекло. 159на 91 на 54 см
Кушетка. Россия. Первая четверть XIX в.
Сруб из березы, шпон красного дерева, шпон черного дерева, резьба, золочение, фанеровка, полировка, бронза, литье, золочение, шелк. 127 на 236 на 105 см. Ампир
Часы для прихожей. Англия, Лондон. Вторая половина XVIII в.
Сруб из сосны, шпон тополя, чернь, фанеровка, полировка, бронза, металл. 246 х 63 х 31 см (нижняя часть шкафа — реконструкция)
Зеркало со столиком-трюмо. Россия. Последняя четверть XVIII в.
Сруб из сосны, грунтовка, белила, резьба, позолота, мрамор, зеркальное стекло, роспись.