Статуя хатшепсут: Хатшепсут — владычица Древнего Египта

Хатшепсут – женщина-фараон

Древний Египет Хатшепсут – женщина-фараон

Юлия Санникова

В пустыне к востоку от Луксора расположен каменистый островок, на котором возвышается один из прекраснейших храмов Египта эпохи фараонов – Дейр-Эль-Бахри. Древние египтяне называли этот заупокойный храм «Священнейшим из священных». Великолепное сооружение, состоящее из продолжающихся террас, действительно очень красиво. На его барельефах изображена жизнь «повелителя двух земель» – женщины-фараона – Хатшепсут, царствовавшей в Египте между 1473 и 1457 гг. до н. э. Будучи сначала первой женой фараона, регентом, а затем и фараоном, Хатшепсут стала самой значительной фигурой в XVIII династии и, еще шире, во всем Новом Царстве.

Хатшепсут по линии матери была, по всей вероятности, внучкой Яхмоса I, известного тем, что он восстановил целостность страны, выгнав оккупантов-гиксосов около 1530 г.

до н. э. Он также является основателем новой XVIII династии. При Яхмосе столица переносится в Фивы (современный Луксор). Супруга фараона – Яхмос-Нефертари – носила титул «жены бога» и была регентом при его преемниках – Аменофисе I и Тутмосе I.

При жизни Хатшепсут почиталась народом, что подтверждается наличием посмертного культа царицы, установившегося в Фивах. Этот факт свидетельствует о том, что женщины из царской семьи почитались в Египте наряду с мужчинами-фараонами. Хатшепсут (что в переводе означает «первая из благородных дам») была дочерью Тутмоса I и царицы Яхмес и женой Тутмоса II своего единокровного брата, который взошел на престол в 1483 г. до н. э. У супругов практически сразу же родилась дочь – Нефрура, а вскоре, в 1497 г., Тутмос II скончался. Единственным наследником трона мужского пола был Тутмос III, трехлетний сын Изис, второй супруги Тутмоса II. Согласно египетской традиции царица должна была управлять в качестве регента до достижения наследником совершеннолетия.

Найденный в гробнице архитектора Инени автобиографический текст, так повествует о политической ситуации в стране, сложившейся после смерти фараона: «Его сын взошел на трон как царь Двух Царств и правил как тот, кто породил его, тогда как божественная супруга Хатшепсут опекала страну и все были покорны ее власти».

Однако «великая жена царя» не желала довольствоваться ролью регента. На 7 году жизни наследника, Хатшепсут, при поддержке жрецов бога Амона, считавшегося покровителем фивской династии, решила короновать себя фараоном. Жрецы Амона были в то время не только духовными властителями дум, но и обладали большой экономической властью, поскольку в их руках были сосредоточены нити управления огромными сельскохозяйственными районами, которые снабжали продовольствием все храмы и царские дворцы, в особенности в районе Фив. Чтобы оправдать подобное нарушение режима престолонаследия Хатшепсут повелела вписать новую страницу в существующую теогамию Египта. На стенах храма Дейр-Эль-Бахри прекрасно сохранились сцены, запечатлевшие встречу царской жены Яхмес с богом Амоном, а затем рождение от этого союза самой Хатшепсут.

Подобная история делала легитимными пртиязания Хатшепсут на трон, поскольку та становилась дочерью бога. После коронации царица-фараон сразу же составила собственную царскую титулатуру, состоящую из пяти имен. Первым именем она поставила имя Гора «могущественный в Ка», а в качестве коронационного имени взяла «Маат-Ка-Ра», что означало «справедливая и ка Ре». В иконографии Хатшепсут изображают мужчиной, поскольку царские полномочия в Египте являлись чисто мужской привилегией: каждый новый фараон – это воплощение Гора, бога-сокола, который наследует своему отцу Озирису.

Сфинкс Хатшепсут. Каирский музей. Египет

Хатшепсут была коронована в 16 день Акета (месяца наводнений). Таким образом вдова Тутмоса II, бывшая регентом при малолетнем Тутмосе III, сама стала фараоном. Церемония интронизации Хатшепсут изображена на барельефах в храмовом комплексе Дейр-Эль-Бахри и в Карнаке. История в камне показывает как великая царская жена становится божественной: Амон и Хатор приводят ее к богине-кобре Уаджет, покровительнице египетской царской фамилии, провозглашающей: «Я поднимаюсь на твое чело и располагаюсь на нем, я становлюсь с ним единым целым».

Амон возлагает девять царских корон на голову Хатшепсут, последняя двойная тиара (пскент) означает, что она теперь правитель Верхнего и Нижнего Египта. Затем Амон рассказывает царице о ее новых обязанностях, а Хатшепсут уточняет по поводу своего отца, Тутмоса I: «Он короновал меня своими руками […] Он усадил меня у основания короны Гора». В результате подобных манипуляций правление Хатшепсут становилось легитимным, поскольку имело божественное начало и божественное утверждение преемственности власти.

Статуя Сенмута с царевной Нефрурой. Каирский музей. Египет

На барельефах и статуях Хатшепсут предстает в двух ипостасях. С одной стороны ее изображают в трехсторонней набедренной повязке, наделенную традиционными мужскими атрибутами царской власти – накладной бородкой и пскентом. С другой стороны она сохраняет за собой имя данное ей при рождении – Хатшепсут и флективные окончания женского рода в надписях, повествующих о ее правлении и регалиях.

Что касается отношений царицы со своим племянником Тутмосом III, то здесь исследователи не смогли прийти к единому мнению. С уверенностью можно сказать одно: Хатшепсут никогда не пыталась свергнуть малолетнего наследника, об этом, в частности, говорит тот факт, что она не стала создавать новый календарь, началом которого было бы ее собственное царствование (так поступали все новоиспеченные фараоны), но сохранила календарь отсчитывающий лета правления Тутмоса III. Кроме того, она отдала за Тутмоса собственную дочь – Нефруру, юная царевна, однако, скончалась до того, как ее супруг взошел на трон. Прекрасно сохранившиеся барельефы Красного святилища в Карнаке являют нам Хатшепсут в одеянии фараона, стоящей рядом с Тутмосом III, тоже в царском облачении со собственной отдельной титулатурой.

Бог Амон принимает от Хатшепсут два обелиска. Фрагмет барельефа из Красного святилища в Карнаке. Египет

Красное святилище – прекрасный памятник древнеегипетского зодчества был найден в разобранном виде в III пилоне храма Амона в Карнаке. Франко-египетским центром изучения храма Карнак (CFEETK) он был полностью восстановлен и является на сегодняшний день одним из основных источников сведений об идеологии Нового Царства.

Изображения в храме рассказывают беспрецедентную историю царствования двух фараонов, которая получила название «сорегенства» или «соправительства». Однако, совместные портреты двух фараонов встречаются в святилище не так уж часто. В том же Карнаке между IV и V пилонами в Уаджит Хатшепсут повелела воздвигнунть пару обелисков из прекрасного асуанского розового гранита, которые напоминали о ее связи с Амоном. До нашего времени сохранился только один из этих обелисков высотой 28,5 м, который является самым высоким памятником in situ во всем Египте. На четырех фасадах обелиска надписи восхваляют союз царицы-фараона и бога Амона, имя Тутмоса III не упоминается вовсе, однако, упоминается Тутмос I, отец Хатшепсут. Царица подчеркивает, таким образом, божественную преемственность своей власти и воздает почет отцу, как по легенде делал Гор по отношению к своему отцу Озирису. Таким образом, закрепляется статус Хатшепсут как легитимного преемника.

Обелиск Хатшепсут в Карнаке

Дочь Тутмоса II и Хатшепсут – Нефрура получила прекрасное образование. В храме Дейр-Эль-Бахри выгравированы различные титулы, которые она имела: «Властительница Двух Земель» или «Царица Верхнего и Нижнего Египта». Очевидно, что Нефрура была выдана замуж за Тутмоса III, своего единокровного брата, в связи с чем к ее титулатуре добавилось: «Царская дочь», «Царская сестра», «Жена бога», «Десница бога», и т. п. Некоторые исследователи полагают, что Хатшепсут готовила для дочери особый путь. Она полагала, что дочь пойдет по ее стопам и даже превзойдет ее в величии, поскольку ей не нужно будет довольствоваться судьбой царицы-консорта. Что бы там ни было, следы присутствия Нефруры при дворе теряются после 16 года царствования ее матери.

Один мужчина занимал важное место в жизни фараона-женщины. Им был некий архитектор по имени Сенмут. Многие любители истории Древнего Египта считают его любовником Хатшепсут и даже приписывают ему отцовство Нефруры. Однако, стоит с осторожностью относится к подобным версиям. Несомненно, большинство сохранившихся до нашего времени статуй Сенмута изображают государственного мужа с царевной на руках, и это вполне логично, поскольку он был ее воспитателем.

Имя Сенмута осталось в истории более всего благодаря его творению – величественному погребальному комплексу Дейр-Эль-Бахри на восточной окраине Фив. На каменной арене, где ранее уже были захоронения эпохи Среднего Царства, датируемые 2050 г. до н. э., храм Хатшепсут, построенный в виде массивных террас, дошел до нас в почти первозданном виде. Пандусы позволяют проникнуть на террасы, окруженные портиками, а также в святилища Анубиса и Хатор, расположенные по бокам храма. Прислоненные к массивным колоннам начиная с 3-ей террасы, статуи-колоссы изображают царицу в облике Озириса, бога смерти. Хатшепсут изображена в виде мумии, со скрещенными на груди руками, увенчанная двойной короной и с неизменной накладной бородкой. В лице, тем не менее, четко прослеживаются женские черты. На барельефах представлены важнейшие эпизоды из царствования, которые в основном случились в 9 год правления Тутмоса III. Речь идет об известном торговом походе в землю Пунт, который продолжался почти год. Ученые до сих пор спорят о точном местонахождении этой области, наиболее вероятным считается ее расположении к югу от Красного моря в современной Аравии или Эфиопии.
Оттуда торговцы привезли ладан, без которого не обходился ни одна религиозная церемония, а также золото, эбен, слоновую кость и диковинных животных – бабуинов и жирафа.

Торговый поход в Пунт. Рельеф в храме Дейр-эль-Бахри

Материальные свидетельства царствования Хатшепсут находятся не только в Фивах, но и в среднем Египте. В Спеос Артемидос она приказала выдолбить в скале храм, посвященный богине-львице Пахт. В продолжении царствования, которое длилось около пятнадцати лет Хатшепсут следовала архитектурной традиции своих предшественников, которую активно поддерживало жречество. Последнее упоминание о ней, как о фараоне относится к 22 году (ок. 1457 г. до н. э.), ее смерть скорее всего была вызвана естественными причинами. Чтобы обеспечить себе возрождение в загробном мире Хатшепсут построила две гробницы в восточной части Луксора. Первая гробница была закончена еще в бытность ее «великой женой царя» и находится в долине Сиккат Такат Зейд, расположенной к востоку от Долины Царей.

В гробнице был найден прекрасный саркофаг из белого кварцита, который хранится сегодня в Каирском музее. Гробница в Сиккат Такат Зейд так никогда не использовалась. Вторая усыпальница (KV 20) строилась уже для царицы-фараона и находится в Долине Царей. Стремясь лишний раз подчеркнуть собственную легитимность на троне, Хатшепсут приказала перенести в новую гробницу мумию своего отца – Тутмоса I.

 

 

Колосс изображающий Хатшепсут в образе Озириса. Дейр-эль-Бахри. Египет

После смерти Хатшепсут Тутмос III, оставшийся единоличным правителем, в целом следовал той же линии в архитектуре, что и царица. В частности он добавил святилище Хатор в храме Дейр-Эль-Бахри. И, только спустя двадцать лет после воцарения, Тутмос решает уничтожить все предметы культа Хатшепсут. Фараон пожелал, чтобы его царствование отмечалось с момента смерти отца, исключив, таким образом свою мачеху из правителей Египта, поскольку во-первых она не соблюла принцип престолонаследия, согласно которому трон должен переходить от отца к сыну, и, кроме того, она была женщиной, а не воплощением Гора, коим мог быть только мужчина.

Красное святилище в Карнаке

Все картуши с именем царицы были сбиты, Красное святилище разобрано и блоки использованы для уплотнения III-его пилона в Карнаке, многочисленные портретные статуи Хатшепсут были выброшены в карьер недалеко от Дейр-Эль-Бахри. Именно политикой damnatio memoriae объясняется тот факт, что имя Хатшепсут не появляется более в официальных храмовых списках фараонов Египта, в связи с чем последующие поколения уже о ней не знали. Память о Хатшепсут сохранилась в хронологии, составленной великим жрецом и историком Манефоном (III в. до н. э.), который именует царицу Амесис и уточняет, что она царствовала 22 года.

После того, как от имени царицы не осталось и следа, Тутмос III по традиции приказал перенести мумию своего отца Тутмоса I в свою усыпальницу и совсем позабыл о мумии Хатшепсут, которая осталась нетронутой. В настоящее время ученые не смогли с точностью идентифицировать тело и гробницу Хатшепсут, наиболее вероятным кандидатом считается мумия со скрещенными на груди руками, обнаруженная в 1903 г. в гробнице кормилицы царицы (KV 60). В 2007 г. энтузиаст-египтолог Захи Хавасс представил мумию прессе и заявил, что анализы помогли установить, что она принадлежит Хатшепсут.

В заключении отметим, что история царствования Хатшепсут хранит еще множество загадок и даже великолепные барельефы в Дейр-Эль-Бахри не могут полностью разгадать их. Покровом тайны объясняется повышенный интерес к жизни и иконографии Хатшепсут, которая в настоящее время считается одной из самых значительных фигур во всей истории древнеегипетской цивилизации.

Храмовый комплекс в Дейр-эль-Бахри

От божественной царской жены до фараона (хронология)

1506 г. до н. э.

Рождение Хатшепсут, дочери Тутмоса I и великой жены фараона Яхмес, которая в свою очередь была дочерью Яхмоса I, основателя XVIII династии

1486 г. до н. э.

Старшая дочь Тутмоса I Хатшепсут выходит замуж за своего сводного брата (по линии отца) Тутмоса II, сына второй жены фараона Мутнофрет.

1479 г. до н. э.

По смерти Тутмоса II, молодой Тутмос III становится фараоном, а Хатшепсут регентом до достижения им совершеннолетия.

Голова богини Хатор. Храм Дейр-эль-Бахри

1473 г. до н. э.

Хатшепсут закрепляет за собой царскую титулатуру и правит Египтом как фараон, опираясь на поддержку жречества культа Амона.

1470 г. до н. э.

Хатшепсут снаряжает торговую экспедицию в землю Пунт (Эфиопия ?) за ценными породами дерева, мирром и золотом.

1457 г. до н. э.

Имя Хатшепсут исключают из официальных храмовых списков фараонов Египта. Тутмос III начинает единоличное царствование.

Комплекс Дейр-Эль-Бахри

Дейр-Эль-Бахри связан не только и не столько с именем Хатшепсут. Заупокойный храм царицы был построен по образцу храма Ментухотепа, созданного за пять столетий до этого, который представлял собой оригинальную структуру, состоящую из нескольких уровней, интегрированных в скалу, по преданию принадлежащую богини Хатор. От древнего храма остались одни руины, однако, храм Хатшепсут прошел практически нетронутым через тысячелетия – сначала он был местом паломничества для древних египтян, а потом здесь был устроен христианский монастырь. Тутмос III, наследовавший Хатшепсут, внес свою лепту в строительство комплекса: между старым и новым храмами он построил собственный заупокойный храм, развалины которого были обнаружены в 1962 г. Согласно источникам на постройке храма Хатшепсут под руководством архитектора Сенмута работало 16 плотников, 10 резчиков камня и 20 граверов.

Реконструкция комплекса Дейр-Эль-Бахри

Современная реконструкция комплекса в Дейр-эль-Бахри

1) Храм Ментухотепа II

Фараон Ментухотеп II из XI династии Среднего Царства построил свою гробницу в Дейр-Эль-Бахри; погребальная камера была выбита в священной скале. Этот храм, расположенный в стороне от храма Хатшепсут послужил образцом для последнего.

2) Храм Тутмоса III

Преемник Хатшепсут Тутмос III приказал построить свою гробницу между древним храмом Ментухотепа II и гробницей своей тетки. Его желание затмить царицу и вытеснить ее из пантеона, а также священный трепет перед могилами предков и обусловили выбор места расположения храма.

3) Святилище Хатор

На промежуточной террасе возвышается святилище Хатор, богини с головой коровы. Внутри него находятся гипостильный зал с 24 колоннами и алтарь с изображениями Сенмута. Капители колонн сделаны в форме женского лица с коровьими ушами.

4) Верхний двор

На верхней террасе вестибюль из гранита ведет из верхнего портика во двор, окруженный колоннами, которые являются фундаментом для главных святилищ царского культа. В этом же месте были найдены руины коптского монастыря («дейр» — по-арабски) VII в. н .э.

5) Верхний портик

Верхняя часть храма служит помещением для 24 колоссов Хатшепсут в обличии Озириса. Царица изображена в традиционном образе мумии – руки скрещенные на груди, держащие жезл и хлыст, увенчанную пскентом.

6) Промежуточный западный портик

Портик из 22 колонн с орнаментальным рельефом расположен на западной оконечности промежуточной (средней) террасы. На южной стене портика находится барельеф, который в мельчайших деталях показывает историю путешествия купцов в страну Пунт.

7) Промежуточный северный портик

На стенах промежуточного портика, расположенного на северной оконечности храма Хатшепсут, изображены сцены теогамии (божественного рождения) царицы. Бог Амон изображен здесь как отец Хатшепсут, подтверждая таким образом легитимность ее правления наравне с Тутмосом III.

8) Нижний портик

Оконечность нижней террасы – портик с колоннами. На южных стенах находятся барельефы, изображающие перевозку двух обелисков из Асуана в Карнак, где они и были установлены.

9) Нижняя терраса

Нижний двор или нижняя терраса храма Хатшепсут представляла собой роскошный оазис из пальм, где были вырыты два бассейна в форме буквы Т, полностью закрытые папирусом. В центре двора рампа фланкированная портиками ведет на верхний уровень.

10) Аллея сфинксов

Аллея из семи пар сфинксов венчала вход в храм. Она была открыта знаменитым археологом Говардом Картером и заканчивалась пилоном, который не сохранился.

Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы

как царица Египта стала царем

Женщина-фараон Хатшепсут | Фото: personallife.ru и newacropol.ru

В истории Египта была только одна правительница, обладавшая абсолютной властью, одна из немногих женщин, правившая единолично. Тем самым она нарушала многовековую традицию престолонаследия, так как был в живых и наследник мужского пола – Тутмос III, ее пасынок. Но царица Хатшепсут стала фараоном вопреки всем традициям, и египтяне долго скрывали этот факт. Как и некоторые обстоятельства жизни Хатшепсут, которые приходилось держать в тайне.

Известняковая скульптура Хатшепсут в Метрополитен-музее в Нью-Йорке | Фото: maxpark.com


Статуя Хатшепсут | Фото: liveinternet. ru и my-article.net

Хатшепсут была дочерью фараона Тутмоса I, после смерти которого она вышла замуж за своего сводного брата, рожденного от простолюдинки, – Тутмоса II. Когда археологи исследовали мумию Тутмоса II, они пришли к выводу, что он страдал редкой формой кожного заболевания, которое, по всей видимости, стало причиной его скоропостижной смерти.

Скульптурное изображение женщины-фараона Хатшепсут | Фото: my-facts.ru


Слева – парные осирические статуи Хатшепсут перед храмом в Дейр эль-Бахри. Справа – осирическая голова Хатшепсут из храма в Дейр-эль-Бахри. Метрополитен-музей, Нью-Йорк | Фото: maxpark.com

После смерти Тутмоса II право наследовать престол получил его сын от побочной жены Тутмос III, но он был слишком мал, и Хатшепсут выполняла при нем обязанности регента. Однако такая роль царицу не устраивала – она хотела добиться всей полноты власти. После того, как ее пасынок достиг совершеннолетия, ей пришлось подавить несколько восстаний. Для укрепления своего положения она использовала те же приемы, что и другие египетские фараоны: при ней было построено множество скульптур и барельефов, прославляющих божественную природу царской власти. При этом Хатшепсут изображали в традиционном мужском облачении правителей, со всеми атрибутами царской власти. На всех скульптурных портретах ее лицо украшает царский головной убор и накладная борода.

Стела Хатшепсут в храме Амона-Рав Карнаке | Фото: drevniy-egipet.ru и newacropol.ru

В истории Египта было несколько женщин-правительниц, но ни одна из них не добивалась такой полноты власти. К тому же во времена ее царствования Египет процветал. Все свои усилия Хатшепсут направила на возрождение страны после продолжительных воен. В течение 7 месяцев по ее приказанию в храмовом комплексе Амона-Ра в Карнаке высекли два 30-метровых обелиска из цельного куска гранита. На одном из них были начертаны такие слова: «Мое сердце волнуется о том, что народ скажет про оставленные мной творения через много лет».

Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри | Фото: liveinternet.ru


Колонна из храма Хатшепсут | Фото: maxpark.com

Символом ее правления стал террасный храм Миллионов лет на берегу Нила в Фивах, так искусно встроенный в окружающий ландшафт, будто бы он на самом деле является продолжением скалы. Ее достижением также называют экспедицию в страну Пунт (Сомали), после 400-летнего перерыва. Спустя 3 года корабли вернулись в Египет с золотом, благовониями, шкурами редких животных и слоновой костью. В конечном итоге она была признана законной царицей Египта и оставалась ею в течение почти 20 лет.

Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри | Фото: liveinternet.ru


Храм Хатшепсут ночью | Фото: maxpark.com

Свидетельства о ее царствовании не появлялись до XIX в. – полновластное правление женщины было феноменом в истории Египта, тщательно скрывавшимся на протяжении столетий. К тому же ее пасынок Тутмос III уничтожил все памятники, созданные в период ее царствования – либо в отместку, либо с целью ликвидировать официальные свидетельства царского титула Хатшепсут, чтобы все считали, что трон перешел непосредственно от отца к нему.

Роспись в храме Хатшепсут | Фото: liveinternet.ru


Колонны храма Хатшепсут | Фото: maxpark.com

Тайной оставались и ее отношения с главным советником, зодчим храма в Долине царей, наставником дочери царицы Сенмутом. По одной из версий, он был не только наставником, но и ее настоящим отцом. Со вступлением Хатшепсут на трон Сенмут стал обладателем 93-х титулов и самым близким доверенным лицом правительницы. Некоторые исследователи полагают, что эта связь была лишь предметом домыслов и сплетен: «Хатшепсут слишком хорошо понимала шаткость своего положения, чтобы стать связанным с ним физически», – говорит Келлер. Если бы их связь стала общеизвестной, военный переворот был бы неизбежен.

Хатшепсут – правительница Египта | Фото: liveinternet.ru и historic.ru

Истинный портрет женщины-фараона воссоздать тоже крайне сложно – обычно изображения владыки были довольно условными и символичными. Загадкой долгое время оставалось и местонахождение мумии Хатшепсут: в обнаруженной гробнице ее не было. Только спустя какое-то время ее нашли в одном из помещений неподалеку от гробницы лежащей прямо на полу.

Гранитный сфинкс с лицом Хатшепсут | Фото: liveinternet.ru


Царица Хатшепсут в облике сфинкса. Музей Метрополитен | Фото: liveinternet.ru

А погребальный храм Хатшепсут и сегодня входит в топ-10 архитектурных артефактов Древнего Египта, не менее интересных, чем знаменитые пирамиды

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Нравится

Гранитный сфинкс Статуя Хатшепсут

Статуи сфинксов имеют давнюю традицию в истории Египта, самые ранние образцы относятся к Древнему царству, а самым известным является великий сфинкс из Гизы. Эти величественные статуи, изображающие короля с телом льва и человеческой головой/лицом, являются воплощением могущества короля и визуальным проявлением его сверхчеловеческих способностей. Присутствие этих изображений в комплексах пирамид Древнего царства, включая рельефы царя в виде сфинкса, попирающего своих врагов, предполагает, что сфинксы, вероятно, выполняли функции охранников царского некрополя.

Дата: Новое царство, восемнадцатая династия, правление Хатшепсут (ок. 1508 г. до н. э. – ок. 1458 г. до н. э.)

Происхождение: Погребальный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахари, Фивы: Запад

Материал: Красный гранит

Текущее местоположение: Галерея R6, Египетский музей, Каир, Египет. ИНВ. № JE 53114 + JE 55191

Статуи сфинксов производились на протяжении всей истории Древнего Египта и были популярны во времена Нового царства. Считается, что шесть колоссальных гранитных статуй сфинксов различной степени сохранности происходят из погребального храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахари. Они, вероятно, были расположены в два ряда с востока на запад по обеим сторонам пути процессии к пандусу, ведущему на вторую террасу храма. Поэтому они выступали в роли охранников как храма, так и процессий, проходивших через него.

JE 53114 + JE 55191 — одна из статуй сфинкса из красного гранита из заупокойного храма Хатшепсут. На нем она изображена с телом льва и головой короля, в традиционном королевском головном уборе, немесе. Урей украшает ее лоб, а к подбородку прикреплена накладная борода; обе традиционные королевские регалии указывают на то, что Хатшепсут представлена ​​​​не как королева, а как фараон. Это подтверждается колонкой надписи, в которой указано ее преномен (тронное имя), Мааткаре, в королевском картуше, и описывается она как возлюбленная бога Амона. Статуя была сильно повреждена, вероятно, из-за разрушения, которое произвел ее соправитель и преемник Тутмос III, чтобы стереть память о ней. Впоследствии статуя была отреставрирована и в настоящее время выставлена ​​в галерее R6 Египетского музея в Каире. К счастью, ни одна из статуй Хатшепсут не была изменена, чтобы представлять другого царя, а имена и титулы на ее статуях остались нетронутыми, в отличие от ее изображений и титулов на рельефе, а это означало, что фрагменты статуи, когда они были извлечены, были легко реконструированы и четко отождествлены с царем. женщина фараон.

Фрагменты статуи Хатшепсут были раскопаны экспедицией Метрополитен-музея под руководством Герберта Уинлока. Между 1922 и 1928 годами Уинлок обнаружила тысячи фрагментов в разных местах вокруг своего храма, которые затем были реконструированы в более чем тридцать пять статуй, которые сейчас находятся как в Египетском музее в Каире, так и в Метрополитен-музее.

Портрет Хатшепсут претерпел несколько изменений, отражающих ее переход от главной королевы Тутмоса II к регенту Тутмоса III (ее племянника/пасынка), а затем к его соправителю. Ее скульптура отражает эти переходы, поскольку ее более ранние королевские статуи изображают ее как женщину. Во время ее правления ее образ становился все более мужественным, пока в конечном итоге она не была представлена ​​полностью как мужчина.

Дополнительная литература

Робинс, гомосексуалисты, женщины в Древнем Египте (Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1993).

Рериг, Кэтлин, Хатшепсут: от королевы до фараона (Нью-Йорк: Музей Метрополитен, 2005).

Смит, Уильям Стивенсон и Уильям Келли Симпсон, Искусство и архитектура Древнего Египта. 3-е изд. Rev., с дополнениями Уильяма Келли Симпсона (Нью-Хейвен и Лондон: издательство Йельского университета, 1998).

Модель предоставлена ​​Дэвидом Андерсоном, факультет археологии и антропологии, Университет Висконсин-Ла-Кросс (www.sketchfab.com/danderson4 и www.uwlax.edu/archaeology).

Коленопреклоненная статуя Хатшепсут — Музей Египта

На этой статуе Хатшепсут стоит на коленях и делает подношение ваз Ню. Из ее заупокойного храма в Дейр-эль-Бахари, Западные Фив. Делая это подношение, Хатшепсут подтверждает, что Маат является руководящим принципом ее правления. Хатшепсут, также пишется как Хатшепсут, женщина-царь Египта, которая достигла беспрецедентной власти для женщины, приняв полные титулы и регалии фараона.

Хатшепсут, старшая дочь короля 18-й династии Тутмоса I и его супруги Яхмос, была замужем за своим сводным братом Тутмосом II, сыном госпожи Мутнофрет. Поскольку трое старших сыновей Мутнофрета умерли преждевременно, Тутмос II унаследовал трон своего отца около 149 г.2 г. до н.э., с Хатшепсут в качестве его супруги. Хатшепсут родила одну дочь Неферуре, но не сына. Когда ее муж умер около 1479 г. до н.э., трон перешел к его сыну Тутмосу III, родившемуся от Исиды, младшей королевы гарема. Поскольку Тутмос III был младенцем, Хатшепсут была регентом молодого царя.

Коленопреклоненная статуя Хатшепсут, делающая подношение ваз Ню. Египетский музей, Каир. JE 53115

Первые несколько лет правления своего пасынка Хатшепсут была совершенно обычным регентом. Но к концу седьмого года его правления она была коронована как король и приняла полный королевский титул (королевский протокол, принятый египетскими правителями). Хатшепсут и Тутмос III теперь были соправителями Египта, а Хатшепсут была в значительной степени доминирующим царем. До сих пор Хатшепсут изображалась как типичная королева с женским телом и соответствующей женской одеждой.

Но теперь, после непродолжительного периода экспериментов, в ходе которых женское тело сочеталось с королевскими (мужскими) регалиями, ее формальные портреты стали изображать Хатшепсут с мужским телом, в традиционных регалиях в виде килта, короны или головного убора и фальшивая борода. Отмахиваться от этого как от серьезной попытки выдать себя за мужчину значит неправильно понимать египетскую художественную условность, которая изображала вещи не такими, какими они были, а такими, какими они должны быть. Заставив себя изображать традиционного царя, Хатшепсут позаботилась о том, чтобы именно такой она и стала.

Хатшепсут так и не объяснила, почему она заняла трон или как она убедила элиту Египта принять ее новое положение. Однако важным элементом ее успеха была группа лояльных чиновников, многие из которых были отобраны вручную, которые контролировали все ключевые посты в ее правительстве. Самым выдающимся среди них был Сененмут, надзиратель за всеми королевскими делами и наставник Неферуре. Некоторые наблюдатели предполагают, что Хатшепсут и Сененмут могли быть любовниками, но нет никаких доказательств, подтверждающих это утверждение.

Традиционно египетские цари защищали свою землю от врагов, которые скрывались у границ Египта. Правление Хатшепсут было в основном мирным, и ее внешняя политика была основана на торговле, а не на войне. Но сцены на стенах ее храма Дейр-эль-Бахари в западных Фивах позволяют предположить, что она начала с короткой успешной военной кампании в Нубии. Более полные сцены показывают морскую торговую экспедицию Хатшепсут в Пунт, торговый центр (с тех пор исчезнувший) на побережье Восточной Африки за самой южной оконечностью Красного моря. Золото, черное дерево, шкуры животных, бабуины, обработанная мирра и живые деревья мирры были привезены обратно в Египет, и деревья были посажены в садах Дейр-эль-Бахари.

Восстановление и строительство были важными королевскими обязанностями. Хатшепсут ложно утверждала, что восстановила ущерб, нанесенный гиксосскими (азиатскими) царями во время их правления в Египте. Она провела обширную программу строительства. В Фивах это было сосредоточено на храмах ее божественного отца, национального бога Амона-Ра. В Карнакском храмовом комплексе она переделала гипостильный зал своего земного отца, добавила святыню в барке (Красную часовню) и установила две пары обелисков. В Бени-Хасане в Среднем Египте она построила высеченный в скале храм, известный по-гречески как Спеос Артемидос.

Ее высшим достижением был храм Дайр аль-Бахри; задуманный как надгробный памятник Хатшепсут, он был посвящен Амон-Ра и включал в себя ряд часовен, посвященных Осирису, Ра, Хатор, Анубису и царским предкам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *