Стиль Мудехар (Mudejar) в искусстве и архитектуре Испании • Архитектура, дизайн, жилище
Стиль Мудехар (Mudejar)Художественное искусство Mudejar — это стиль, который в основном представлен в архитектуре средневековой Испании, хотя относительно популярен и в современную эпоху. Для него характерны самые отчетливые и самые оригинальные архитектурные сооружения этой страны.
История появления Mudejar
Стиль мудехар можно определить как искусство ислама, присутствующее в архитектуре христианских зданий, созданных во время и после завоевания территорий Пиренейского полуострова. Более того, название Mudejar происходит от арабского слова, означающего «одомашненный». Самые старые образцы стиля мудехар можно найти в северной части Кастилии и Леона. Именно в тех районах долины реки Дуэро замечен наиболее интенсивный этап восстановления земель, утраченных христианами после мусульманского вторжения на Пиренейский полуостров в 711 году. В конце средневековья, а именно в 1492 году произошла окончательная сдача Гренады и, таким образом, конец Королевства Насридов.
Художественный стиль
На практике мудехар означал смесь последовательных архитектурных стилей христианской Европы (романский, готический и ренессансный) с различными элементами, характерными для мусульманской архитектуры. Это стало возможным благодаря первоначальной относительной терпимости исламской культуры на землях, завоеванных христианами. В то время неверные могли оставаться на оккупированных территориях в неком гетто, называемом «алямас». В случае мусульманской общины такие районы назывались «Morerias» (по отношению к еврейскому меньшинству — Juderias).
Следует иметь в виду, что арабская цивилизация стояла на гораздо более высоком уровне, чем христианская в средние века. Большая часть исламского населения (так называемые мудехары) были образованными людьми, которые знали точные науки и гуманитарные науки.
Неудивительно, что их навыки использовались во многих областях, прежде всего в архитектуре, которая была разработана, чтобы поднять торжество католических правителей и их религии на территории Пиренейского полуострова.
Многие христианские архитекторы настолько высоко оценили достижения мусульман в искусстве, что со временем они освоили и начали использовать приемы, заложенные в каноне искусства мудехара. После 1502 года, чтобы избежать изгнания, мудехарам пришлось добровольно перейти в католицизм. С того времени их называли морисками. В 1609 году было принято окончательное решение об изгнании мавров из Испанской империи.
Характерные элементы стиля в архитектуре
- Yeserias — декоративные украшения, выполненные с использованием различных техник (например, с помощью точной резки ножом), в основном из лепнины, а также из дерева и кирпича. Они характеризовались дотошным мастерством. Филигранная лепнина обычно представлена цветочными или геометрическими мотивами.
- Кирпич — строительный материал, практически не используемый в христианской Европе, легче камня и намного проще в обработке. Очень характерно для мудехарных зданий.
- Керамика — популярный декоративный элемент зданий в стиле мудехар, размещенный как внутри, так и снаружи: постаменты, порталы, крыши, стены, полы. Керамическая плитка с гладкой текстурой, часто окрашенная в различные цвета, очень популярна даже сегодня в Испании и Португалии. Иногда они были расположены в цвете, как шахматная доска.
- Слепые арки (так называемые arcos ciegos) — арки, наносимые на плоскую поверхность стен.
- Sebka — декоративный элемент, который выглядит как косая решетка (переплетенные бриллианты). Он часто украшал подавляющую поверхность фасадов зданий (например, Хиральда в Севилье — архитектура Альмохада), их арки или пьедесталы.
- Кессонные потолки, так называемые alfarjes — в основном построены из многочисленных, тщательно переплетенных деревянных поверхностей, иногда окрашенных в разные цвета.
- Сталактитовые своды mukarnas — сложенные клеточные элементы, несколько напоминающие висячие сталактиты.
Примечательно, что стиль мудехар несколько отличается по своим характерным элементам в зависимости от того, в зависимости от региона Пиренейского полуострова, где он использовался. На него также оказало влияние разнообразие народов и культур, проживающих на его территории.
Эти различия заметны особенно, если сравнивать мудехарскую архитектуру в Кастилии и Леоне, Арагоне, Валенсии, Андалусии, Эстремадуре или Португалии. Некоторые из его элементов вернулись к художественному строительству в 19 веке.
Стиль Мудехар в архитектуре Испании.: lovers_of_art — LiveJournal
Соборная башня в Теруэле
С XII по XVI столетие в Испании значительную роль играло искусство мудехаров — мусульман, которые остались жить на освобожденных христианами землях и сохранили свою религию, обычаи и художественные традиции. Доля участия мудехаров в развитии архитектуры, декоративных форм скульптуры и живописи, а также художественного ремесла нельзя свести к чисто внешнему факту сотрудничества.
Apse of the Church of San Pedro, Teruel
Речь в данном случае идет о более сложном синтетическом явлении, в котором оказались тесно слитыми элементы мавританского, готического и позднее ренессапеного искусства (последние имели в основном декоративное значение). Не случайно исследователи обычно рассматривают это явление как своеобразный стиль мудехар, произведения которого создавались как мусульманскими, так и христианскими мастерами.
Iglesia de El Salvador, Teruel
Convento de Santa Paula. Portada.
В стиле мудехар были сохранены основные конструктивные элементы мавританской архитектуры: подковообразная, иногда со стрельчатым завершением арка, сводчатые перекрытия, образующие в плане восьмиконечную звезду, наборные деревянные потолки, гипсовый орнамент и цветные изразцы на стенах.
Iglesia de Nuestra Señora de la O (Sanlúcar de Barrameda). Portada.
Основой живой и свободной пространственной композиции зданий служил внутренний двор, вокруг которого группировались все остальные помещения. В стиле мудехар, сооружения которого отличались простой, рациональной, прекрасно отвечающей климатическим условиям планировкой и жизнерадостным приветливым обликом, охотно строили жилые здания.
Palacio de los Toledo (Toledo). Portada
Привлекали также недорогие материалы: кирпич, дерево, гипс и дешевые рабочие руки народных мастеров. Стиль мудехар, распространившись по Пиренейскому полуострову, получил особо интенсивное развитие в некоторых областях, как, например, Кастилия, Арагон, Андалусия, и таких городах, как Толедо, Сарагоса, Кордова, Севилья и многих других.
La Seo — Pared de la Parroquieta — Ventana
Искусство мудехаров — явление сложное, во многом противоречивое, не всегда однородное и безусловное но художественному качеству. Даже лучшие его произведения не сумели освободиться от заключенного в самом стиле оттенка вторичности. Различаются обычно два направления.
То, что получило название народного мудехара, развивалось спонтанно в областях, отвоеванных испанцами, где традиции мавританского искусства довольно естественно оказались примененными к культу и обычаям христиан.
Постройки народного мудехара охватили области церковной и городской жилой архитектуры, они возводились, как правило, из кирпича и отличались устойчивыми формами сооружений и мотивами декора. При нарядности облика постройки были скромными и небольшими.
потолки
Придворный мудехар стал складываться несколько позже, по мере укрепления власти испанцев на отвоеванных землях, и развивался до XVI века включительно. В этом стиле отражалось стремление духовной и светской знати Испании к роскоши и комфорту. Воплощением данной тенденции могла быть в испанской действительности еще живая восточная традиция.
Алькасар,Севилья
Элемент вторичности стиля мудехар проявил себя в придворных формах наиболее отчетливо. К данному направлению примыкают в отличие от более поздних пристроек части севильского Алькасара XIV века. В фасаде (1364) здания, обычно называемом дворцом короля Педро, можно обнаружить черты сходства с архитектурой гранадской Альгамбры.
Возможно, его создали мавританские мастера из Гранады, присланные по просьбе кастильского монарха правителем эмирата Мухаммедом V.
Detalle del claustro del palacio de Dueñas.
В традиции придворного мудехара в Севилье были сооружены другие дворцы XIV века: Лас Дуэньяс, которым владело герцогское семейство Альба, и так называемый Дом Пилата герцогов Мединаселли (завершенный в середине XVI столетия дворец представляет собой эффектный пример сочетания мавританских и ренессансных форм).
Дом Пилата
Что же касается народного мудехара, то к нему можно отнести многие севильские постройки. В XIV веке общий процесс слияния готических и мавританских традиций приобрел более целостный и естественный, чем в предыдущем столетии, характер. Шло интенсивное строительство церквей, основанием которых служили рассеянные по городу мечети. Их минареты использовались под колокольни, новые здания воздвигались совместно работавшими мастерами, как христианами, так и мусульманами.
капитель
арки
фасады
окна
порталы
сетка на фасадах
растительный оргпмент
звезды и лучи
солнце
соты
цветы
добавлена геральдика
декор стен
декор куполов
шишки
орнаменты
колонады
полосатые арки
Стиль стихийно возникавшего народного мудехара отличает севильские церкви:
Санта Марина,
Санта Каталина,
Сан Исидоро,
Сан Маркое, особенно известную своей башней-минаретом с двойными окнами.
Церкви строились из кирпича, с плоскими деревянными потолками, на фасадах формы готических порталов сочетались с подковообразными и многолопастными арками, геометрической плетенкой, глухими проемами. Отблеск мавританской строительной традиции ощущается в этих постройках гораздо отчетливее и глубже, чем воздействие собственно готических форм.
Архитектура мудехар Арагона – Центр всемирного наследия ЮНЕСКО
Выдающаяся универсальная ценность
Краткое обобщение Реконкиста. Географически арагонское искусство мудехар можно найти в основном вдоль долины реки Эбро и ее южных притоков на северо-востоке Пиренейского полуострова. С исторической точки зрения этот художественный жанр относится к длительному периоду, длившемуся с 12 по 17 века. Искусство мудехар — это художественное явление, которое не принадлежит полностью культурам Западной Европы или ислама. Скорее, это подлинное свидетельство мирного сосуществования в средневековой Испании христианства и ислама с вкладом еврейской культуры, плодом которого стала новая форма художественного выражения. Это искусство, находящееся под влиянием исламской традиции, также отражает различные современные европейские стили, особенно готику.
Объект состоит из десяти религиозных и светских памятников в провинциях Теруэль и Сарагоса. В их число входят: башня, крыша и кимборио собора Санта-Мария-де-Медиавилья-де-Теруэль; башня и церковь Сан-Педро-де-Теруэль; церковная башня Сан-Мартин-де-Теруэль; церковная башня Сальвадор-де-Теруэль; апсида, монастырь и башня коллегиальной церкви Санта-Мария-де-Калатаюд; приходская церковь Санта-Текла-де-Сервера-де-ла-Каньяда; церковь Санта-Мария-де-Тобед; сохранившиеся элементы стиля мудехар во дворце Альхаферия в Сарагосе; башня и приходская церковь Сан-Пабло-де-Сарагоса; и апсида, parroquieta и кимборио Ла-Сео-де-Сарагоса.
Мудехарская архитектура Арагона, благодаря принятым формальным решениям, методам и используемым материалам строительства, представляет собой особое и необычное наследие, а также яркое отражение момента в истории, когда процветали три культуры с очень разными корнями. вместе на арагонской земле. Декоративные мотивы из самых разных традиций можно увидеть в десяти памятниках, составляющих этот объект, включая: греко-римские, византийские, сасанидские, сельджукские, берберские и вестготские среди других. Так, в этих арагонских памятниках мы можем идентифицировать ромбовидные молдинги (себка), звезды, угловые и переплетенные кирпичные фризы, стрелы, лопастные и многожелобчатые арки, а также элементы конструкции, характерные для исламского искусства, такие как альфизовые панели, украшенные карнизы (рафы) и решетчатые работы. Другие используемые конструкции включают минареты в стиле Альмохаде для колокольни, крыши с балками и резные потолки в стиле Моамар для покрытия различных пространств. Используемые материалы, которые очень разнообразны в Арагоне, были типичны для исламского искусства. К ним относятся кирпич, керамика, гипс и дерево; все материалы, которые обычно не очень долговечны с течением времени. Такие материалы использовались, чтобы следовать исламской философии, согласно которой все преходяще и непостоянно, кроме Аллаха, единственного существа, которое существует вечно.
Десять составных частей с надписями являются наиболее репрезентативными и лучше всего отражают этот конкретный исторический и культурный феномен, символизирующий мирное культурное сосуществование и обмен знаниями и опытом. Несомненно, памятники, составляющие это историческое наследие, являются безмолвными свидетелями ключевого момента в истории Испании, когда ее жители, несмотря на разные верования, смогли жить бок о бок в мире.
Критерий n (iv): Мудехарская архитектура Арагона представляет собой в высшей степени представительный пример типа строительства с уникальной технологией, разработанной в течение нескольких столетий (с 12-го по 17-е) благодаря сосуществованию культур и сочетание форм и методов строительства, используемых христианами, мусульманами и евреями, посредством обмена их знаниями и опытом. Он выражает эволюцию методов строительства в стиле мудехар как в структурном, так и в формальном плане и символизирует интеграцию ряда форм искусства (архитектура, керамика, резьба по дереву и живопись) как эстетический процесс приближения к красоте.
Целостность
Мудехарская архитектура развивалась в конкретный период времени, который длился с момента решения, позволившего мудехарам остаться в Королевстве Арагон в 12 веке, до их окончательного изгнания в начале 17 века. Архитектурные формы и единство традиции мудехар как историко-культурной реальности используют широкий спектр приемов: живопись, лепнина, серебряный и золотой орнамент, изделия из дерева, керамика сохранились в составе вписанных составных частей.
Исторические и социальные факторы 17 века привели к упадку традиции мудехар и ее замене другими художественными течениями, такими как Ренессанс и барокко. Многие аспекты этой подлинно арагонской художественной формы сохранились с 18 века до наших дней, породив новый художественный стиль под названием неомудехар. Девять религиозных зданий все еще используются сегодня, поэтому их поддерживают и восстанавливают в отличном состоянии. В случае дворца Альхаферия в Сарагосе использование части здания для других функций действительно повлияло на большие участки конструкции. К счастью, секция мудехар пострадала меньше всего. Благодаря тщательной реставрации, проведенной в конце прошлого века, элементы стиля мудехар сохранились нетронутыми. Вообще говоря, архитектура мудехар особенно уязвима для различных причин износа, включая климатические и человеческие факторы. Постоянное использование девяти памятников церковью и использование парламентом Арагона дворца Альхаферия в качестве зала Совета обеспечивает их постоянное сохранение и полную защиту от угроз. Однако такое продолжительное использование может также вызвать проблемы, связанные с неконтролируемыми изменениями и переделками. Таким образом, положения в планах управления и сохранения имеют решающее значение для обеспечения надлежащего сохранения. Кроме того, составные части необходимо рассматривать в связи с окружающей застроенной средой. Обеспечение соблюдения регулирующих мер, которые были включены в соответствующие законы о культуре и инструменты городского планирования, будет иметь важное значение для гарантии того, что связь между памятниками и их историческим окружением сохранится в будущем.
Аутентичность
Искусство мудехар — единственный стиль, уникальный для Испании благодаря своей особой исторической траектории. Особые принятые формы и исключительные методы и используемые строительные материалы свидетельствуют о характеристиках, характерных для архитектуры Мудехар Арагона.
Украшение этих памятников является дополнительным свидетельством искусства арагонского мудехар, поскольку подавляющее большинство сохранившихся арагонских крыш мудехар украшено картинами. В этом украшении представлены обычные геральдические и геометрические мотивы, а также растения, животные и повествовательные сцены повседневной жизни в период раннего средневековья. Это случай крыши собора Санта-Мария-де-Теруэль, где сцены, относящиеся к традиционным плотницким ремеслам, религиозные сцены, представления различных социальных слоев (король, дворянство, военные ордена, сражения против мусульман). и др.), и другие мотивы, иллюстрирующие средневековый бестиарий.
В случае дворца Альхаферия, Ла-Сео в Сарагосе и церковных башен в Теруэле сохранились письменные документы, которые фиксируют процесс строительства и позволяют понять соответствующие детали, такие как уполномоченные, участвующие мастера, даты работы, расходы и т. д. Эти документы также содержат большое количество терминов из арабского языка, которые сохранились в кастильском (испанском) языке и являются еще одним свидетельством его подлинности в мультикультурном историческом контексте. В церквях Сервера-де-ла-Каньяда и Тобед информация была записана о самих памятниках. В этих случаях мастера, ответственные за их строительство, оставляли доказательства своей работы в виде двух надписей, одной вырезанной, а другой нарисованной, на внутренних стенах этих храмов.
Архитектура мудехар признана сегодня самостоятельным видом искусства. Он представлен серией исторических памятников, которые в значительной степени сохранились; их материалы были сохранены за счет использования соответствующих методов во всех реставрационных работах с соблюдением установленных на международном уровне принципов и сохранением использования и функций зданий в соответствии с их предназначением. Более того, их расположение в исторических местах и городских районах остается неизменным. Городские зоны, в которых расположены религиозные памятники, сохраняют характеристики религиозных и политических центров в своих городских районах, в то время как дворец Альхаферия демонстрирует обстановку, соответствующую изолированной среде, в которой он был первоначально построен. Эти условия необходимо будет поддерживать за счет адекватной защиты настроек в десяти составных частях.
Требования к охране и управлению
Все составные части объекта были классифицированы испанским государством как «культурные ценности». После передачи полномочий в области культуры Автономному сообществу Арагон в 1983 году вступление в силу Арагонского закона о культурном наследии 3/1999 от 10 марта повлекло за собой тщательную проверку всех таких памятников с подробным описанием. точное определение подвижных элементов и прилегающей территории, нуждающихся в защите.
В настоящее время управление составными частями объекта осуществляется в соответствии с общей нормативно-правовой базой для защиты и сохранения объектов культурного наследия Арагона. В рамках этого двумя ключевыми элементами являются отчеты, издаваемые провинциальными комиссиями Управления культурного наследия, и надзор, проводимый техническим персоналом Главного управления культурного наследия правительства Арагона, которые проводят периодические проверки внесенных в список объектов. Хотя в настоящее время нет контрольных показателей (таких как мониторинг влажности, температуры и т. д.), проводятся периодические комплексные проверки состояния конструкций зданий (несущих балок, кровли, фундаментов и т. д.), а также декоративных элементов. (фрески, гипсовые гравюры и резьба, керамическая лепнина и т. д.), а также приспособления и приспособления в каждом здании.
Кроме того, в рамках раздела «Исследования, обучение и услуги по надзору» были разработаны учебные курсы для технического персонала, работающего на объекте, в сотрудничестве с Центральным офисом Комиссии по объектам всемирного наследия в Арагоне и различными реставрационные учебные мастерские, реставрационные центры и лаборатории в Арагоне (включая Арагонскую реставрационную лабораторию, специализированную библиотеку, курсы для административного персонала и рабочих на местах, оборудование для анализа материалов и диагностики проблем и др. ).
Что касается финансирования, то правительство Арагона предоставляет необходимые средства для внесенных в список составных частей и для других памятников мудехар в регионе, при этом главным приоритетом является сохранение и реставрация. Необходимость работ по техническому обслуживанию и консервации побудила Генеральное управление культурного наследия правительства Арагона провести ряд технических междисциплинарных исследований. В результате был составлен План управления участками мудехар с особым вниманием к десяти включенным в список компонентам, а также всеобъемлющая документация для облегчения исследований и распространения. Ожидается, что работы по консервации также будут систематически анализироваться, чтобы лучше понять историческую эволюцию этих зданий.
В целях повышения осведомленности о важности архитектуры в стиле мудехар в сотрудничестве с местными органами власти был разработан план посещений и экскурсий с целью улучшения различных аспектов общественной информации, например, путем создания службы гида. , со специализированным обучением и публикацией информационных материалов, а также с разработкой технико-экономического обоснования для посетителей с ограниченной подвижностью для улучшения доступа к некоторым областям.
Неомудехар, испанский архитектурный стиль
В 1859 году в речи, которую он произнес после поступления в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо, археолог Хосе Амадор де лос Риос впервые использовал термин «стиль мудехар» для описания христианских церквей и дворцов, построенных с использованием технологий. и декоративные элементы, напоминающие элементы испано-исламской архитектуры (изразцы, штукатурка, подковообразные арки и т. д.). С тех пор его статус сочетания всех стилей, сосуществовавших на Пиренейском полуострове с конца Средневековья, побудил таких интеллектуалов, как Марселино Менендес Пелайо, считать его единственным уникальным испанским стилем, которым мы можем похвастаться. , как они отмечают, что он практически сразу стал сочетаться с романским, готическим и ренессансным стилями.
Прежде чем мы рассмотрим эти впечатляющие работы 19-го и 20-го веков, важно определить список особенностей, которые отличают стиль мудехар. Яркими примерами являются церкви Сан-Николас (12–15 века) и Сан-Педро-эль-Вьехо (14 век), а также дворец Луханес (15 век) на площади Пласа-де-ла-Вилья и архитектурные элементы, такие как арки, своды и двери, которые хранятся и экспонируются в Национальном археологическом музее. Мы могли бы даже посетить часовню и актовый зал Университета Алькала-де-Энарес, синагоги Санта-Мария-ла-Бланка и Эль-Транзито в Толедо, монастырь Сан-Антонио-эль-Реаль и Алькасар в Сеговии.
Сан-Педро-эль-Вьехо. Дверь МУЖЧИНЫ в стиле нео-мудехар. Сан Николас. Фотографии Альваро Лопеса дель Серро.
Основные характеристики архитектуры нео-мудехар:
- Использование мягких материалов (кирпич, керамика, штукатурка и плитка) преобладает над использованием твердых материалов (камень, железо, цемент).
- Открытый кирпич используется для создания сложных декоративных узоров, покрывающих всю поверхность последовательными геометрическими мотивами.
- Когда кирпич чередуется с каменной кладкой (камень неправильной формы), это называется парехо толедано (буквально «склеивание Толедо»).
- Интерьеры увенчаны ребристыми сводами или кессонными деревянными потолками , такими как церковь Сан-Николас.
- Керамика — в ярких цветах — выделяется очень заметно.
- Попеременное использование подковообразных, многослойных, остроконечных, ходульных и полукруглых арок .
- Несмотря на многочисленные стилистические особенности испано-исламского происхождения, в зданиях используются элементы христианской традиции: симметричные фасады, внутренние дворы и план латинского креста в церквях.
Арабский кабинет во дворце Аранхуэс, 1847-1851 гг. Декорировал Рафаэль Контерас.
К 1940-м годам в Мадриде уже было множество примеров архитектуры Альгамбреск, например, Арабская комната в Королевском дворце Аранхуэс, спроектированная мастером Рафаэлем Контрерасом. Однако по-прежнему не было четко выраженного национального стиля, а скорее мавританское возрождение, которое распространилось по всей Европе и использовалось для украшения бесчисленных мест отдыха, таких как казино, театры и общественные бани, а также такие здания, как синагоги.
Именно со строительством Испанского павильона для Всемирной выставки 1878 года в Париже архитектура нео-мудехар стала ассоциироваться с особыми особенностями Испании. Фасад павильона сочетал в себе элементы Львиного двора Альгамбры с элементами важных христианских зданий, таких как Королевский Алькасар в Севилье, ворота Пуэрта-дель-Соль в Толедо и собор Таррагоны. Сегодня осталось лишь несколько фотографий и офортов павильона. Архитектор, спроектировавший его, Агустин Ортис Вильяхос, также спроектировал мадридский Театр Марии Герреро, эклектичное здание, построенное в 1885 году, в интерьере которого есть некоторые элементы нео-мудехар, такие как кессонный потолок над киосками. Один из примеров этого зарождающегося архитектурного стиля, который часто использовался для концертных площадок в последней четверти XIX в.го века — это стена, обращенная к главному входу в Бети Джай Фронтон, построенная в 1894 году Хоакином Рукобой и недавно отреставрированная. К сожалению, некоторые здания, такие как оригинальный Circo Price (1880 г.) на площади Пласа-дель-Рей и Teatro de los Jardines del Buen Retiro (1880 г.), больше не стоят.
Зона отдыха в Театре Марии Герреро с кессонным потолком в стиле нео-мудехар. Дизайн Агустина Ортиса Вильяхоса.
Еще одно сооружение, которое больше не существует, — это арена для боя быков Гойи, которая открылась в 1874 году на месте, где сейчас находится WiZink Center.
Спроектированная Лоренцо Альваресом Капой и Эмилио Родригесом Аюсо, она была второй ареной в городе и послужила образцом для многих других арен в Испании, включая арену для корриды Лас-Вентас, которая заменила ее в 1929 и был разработан Хосе Эспелиусом. Большинство образцов архитектуры нео-мудехар были построены за пятьдесят с лишним лет между постройкой двух арен для корриды. После этого стиль уступил место более современной архитектуре, такой как ар-деко и рационализм 1930-х годов, или другим историцистским стилям, таким как неоэррерианская архитектура, возникшая после гражданской войны в Испании.Арена для боя быков Лас-Вентас, 1929 год. Дизайн Хосе Эспелиуса. Фото Альваро Лопеса дель Серро.
Эмилио Родригес Аюсо также спроектировал школу Агирре (Escuelas Aguirre), здание на улице Калле-де-Алькала, в котором сейчас находится Casa Árabe. За причудливо украшенным фасадом и башней, которые могли бы напомнить некоторые из тех, что были в Теруэле, скрывался интересный набор пространств, которые были весьма инновационными, когда они впервые открылись в 1886 году.
Архитектура нео-мудехар обычно использовалась при строительстве детских домов, монастырей, образовательных и религиозных учреждений. Сегодня существует так много примеров такого рода, что невозможно перечислить их все, но некоторые из них особенно выдающиеся из-за их размера и местоположения. К ним относятся Соборная семинария Мадрида (1906 г.) и школы Colegio de San Diego y San Vicente (1906 г.), Colegio de Areneros (1910 г.), который сейчас является Папским университетом Комильяс, и Colegio de Nuestra Señora de las Delicias (19 г.).13).
Colegio de San Diego y San Vicente, 1906 год. Дизайн Хуана Баутисты Ласаро де Диего. Фото Альваро Лопеса дель Серро.
В этот же период были построены церкви Сан-Фермин (1890 г.), Санта-Крус (1902 г.) и Ла-Буэна-Дича (1917 г.), последняя из которых имеет интересный ребристый свод с фонарем на крыше. Он был спроектирован Франсиско Гарсия Нава, тем же архитектором, который спроектировал часовню и портик кладбища Ла-Альмудена, открытого в 1925 и представляет собой смесь элементов нео-мудехар и модерн.
Та же комбинация очевидна в работах Хулиана Марина, в том числе Casa de las Bolas (1895 г.) на Calle Alcalá и Madrid Moderno (1890-1906 гг.), «колонии» небольших домов на одну семью, вдохновленных идеями архитектор Мариано Бельмас Эстрада, который стремился способствовать развитию дешевого санитарного жилья для низших классов. Однако самыми чистыми примерами жилой архитектуры нео-мудехар является отель, принадлежащий дону Гильермо де Осма (189 г.3), который сейчас является Валенсийским институтом дона Хуана и домом дона Франсиско Местре (1917 г.), расположенным по адресу №. 17 на Калле Ромеро Робледо.
Мадрид Модерно и Каса-де-лас-Болас, 1895 год. Дизайн Хулиана Марина. Фото Альваро Лопеса дель Серро.
В начале 20 века стиль нео-мудехар стал наиболее подходящим для промышленной архитектуры. Помимо прочего, это было связано с тем, что необходимость превратилась в добродетель благодаря красоте открытого кирпича и его огромному диапазону практических и декоративных возможностей. Особо следует отметить в этом отношении водонапорную башню Чамбери (1912), пивоварня «Эль Агила» (1914 г.), которая сейчас является региональной библиотекой Хоакина Легины, старые железнодорожные учебные мастерские, в которых сейчас находится культурный центр Ла Неомудехар с ультрасовременной зубчатой крышей, и бывшая скотобойня Матадеро де Мадрид. (1925 г.), для которого Луис Беллидо построил несколько павильонов и административный штаб (La Casa del Reloj) в том, что сейчас является крупнейшим существующим комплексом, спроектированным в стиле нео-мудехар.
Матадеро Мадрид, 1925 год. Работа Луиса Беллидо. Фото Альваро Лопеса дель Серро.
Архитектура нео-мудехар — это еще один пример того, как 19-й век возродил все художественные стили прошлого в стремлении, порой шизофреническом, найти свою собственную особую индивидуальность . В то время как в течение столетия политика формировалась подчас насильственным и травматичным переходом от старого режима к новому, искусство сосредоточилось на поиске особого стиля для формирующегося мира.