Столица северного урала: Столица Северного Урала – г. Серов Свердловской области, при основании,

Столица Северного Урала – г. Серов Свердловской области, при основании,

Нашим замечательным деду и бабушке…

 

Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу –

 Любовь к родному пепелищу,

 Любовь к отеческим гробам.

А.С. Пушкин


Не одному нашему поколению мозолил глаза лозунг «Планы партии – планы народа!» Вот только так ли было на деле? Вопрос, отнюдь, не риторический. Тем более, что на заре новой жизни лозунги были куда проще. В Соловецком лагере, к примеру: «Железной рукой загоним человечество к счастью!», куда уж откровеннее…Город Серов при основании был назван Надеждинском в честь жены владельца рельсопрокатного завода. Символическим оказалась изначальное название города для многих его жителей. Никак нельзя было терять надежду, иногда совсем призрачную. Потому как всю свою нелегкую жизнь многие из них везли, не отлынивая, нелегкий воз, нежданно-негаданно свалившийся на них. А ещё говорят, что «везёт тому, кто везёт».

Десяти лет не прошло вольной жизни, а 29 февраля 1928 года отобрали лошадь у прадеда моей жены Скричевского Андрея Леонтьевича (1874-1932) в счет оплаты налога по самообложению (формулировка умиляет), а на следующий – 1929 год решением органов ГПУ выслали в труд.ссылку «для работы в леспромхозах вместе с семьей» (так в архивной справке)  из с. Мошняги, Балтского района, Одесской области на Северный Урал – Н. Каква, Гаринского района, Уральской (ныне Свердловской) области.

Уже и назван враг власти — «зажиточный противник мероприятий сов.власти и уплаты налогов по самообложению» — так в справке.

А уж коли долги по налогам власть погасила изъятием лошади, то выслали всю семью налогоплательщика,  исключительно, как «зажиточного противника мероприятий сов. власти». Как бы сказал известный персонаж актёра Брондукова: «На перековку».

Умиляет стыдливое – «противники мероприятий», — как-то же надо было прикрыть произвол, цель которого была слишком очевидной: отнять и разделить, — в эти два действия арифметики впоследствии укладывались практически все «мероприятия сов. власти». 

Семья моей будущей жены — «противники мероприятий», ждали своего освобождения от заботливой власти 18 лет, провинившись перед ней лишь тем, что были зажиточными.

Были освобождены «из труд. ссылки» (так в документе) только 12 апреля 1947 года:    Скричевский Антон Андреевич (10.07.1908-08.07.1992), Скричевская (Гаврилюк) Ефимия Касьяновна (16.09.1908-26.12.1998). Оба похоронены в г. Балта, Одесской области, Украина, откуда и были высланы, и куда вернулись на склоне лет.

Почти достигла совершеннолетия в труд.ссылке мама жены – Елишева (Скричевская) Вера Антоновна (23.08.1929-26.12.2007), она осталась навсегда в Серове, а её сестра Токарева (Скричевская) Елена Антоновна (20.11.1935) живет в  Кустанае.

Не удалось ни перековать, ни осчастливить освобождением: Скричевского Андрея Леонтьевича (1874-1932) главу семьи, не надолго пережившую мужа, жену Скричевскую Акулину Меркуриевну (1877-1934) и их внука Скричевского Павла Антоновича (1931-1932). Малыш упал с телеги во время очередного переезда, а конвой не разрешил сразу подойти к нему.

Но… «не будем отчётность нарушать»… И его Ф.И.О. тоже есть в справке о реабилитации… Вот уж точно, что без вины виноватый. «Лес рубят, — щепки летят».

Гаринские леса и болота немало поглотили человеческих жизней на лесоповалах и железной дороге, так и не достроенной до светлого будущего, что уж там говорить про какого-то младенца, а тем более, стариков, имевших у себя на Родине крепкое современное даже по нынешним временам хозяйство. Благодаря своему уму, трудолюбию и предприимчивости удостоенных не поддержки со стороны власти, а чести умереть с голода на лесоповале.

Паросиловая установка для обмолота зерна – современный по тем временам локомотив, который отец доверял только своему сыну, нашему деду, в то время 20-тилетнему Антону, взорвался ещё до того, как  «противников мероприятий» вывезли. Настоящие труженики, наверное, ждали чуда от железного чуда, забывая, что чудес не бывает.

В части производительности труда классики, несомненно, были правы, а вот практика новой жизни явно подкачала. Неслучайно же десятилетиями повторялась всеобщая усмешка о невозможности безработицы при новом строе.

Дед Антон свадьбу отпраздновал чуть больше года назад (22.01.1928).

Как рассказывала бабушка, её в деде покорили следующие аж три обстоятельства: гармошка (она сама «дюже гарно спiвала»), «лiсапет»/велосипед, да «кiшкэтiк» — фуражка. А если учесть, что сама она была готова биться за приглянувшегося парубка с любой соперницей, да ещё и при этом могла легко перепеть любую из них, то успех ей был обеспечен. В последствии наша боевая родственница себя в обиду не давала. Макала в дренажную канаву соседскую Килину (Акулину), заподозрив ту в нехороших поползновениях. Доводилось ей и честь отставить: своего начальника «так вбыла, так вбыла», что тому помощь понадобилась.

А в ту пору молодая семья только и жить самостоятельно начала, а власть уже тут, как тут…

Невольно вспомнишь незабвенного Аркадия Райкина с его разъяснением, почему клопы динозавров пережили. Даже  нам с Шуркой довелось с ними повоевать на дедовских полатях.

Зачем власти крепкие хозяева, пусть уж лучше всех, – под гребешок, оно и надежнее, и умничать шибко опять же не будут, что сами с усами…

А кто стремится больше заработать, жить в достатке, тот рвач и хапуга — чуждый строю элемент. Строю больше по душе хоть и бездельники, но «со взором горящим».

Да и вести за собой строем проще бездумных, читай, идейных последователей. Жираф большой! Ему видней!  Из поколения в поколение внушалось, что инициатива наказуема и что начальству видней. Кто же не помнит наше блаженное состояние, когда не надо было до недавнего времени заботиться ни о чём. Достаточно было просто не высовываться. Так мы и жили.

Хочется надеяться, что с нами  уходит последнее поколение,  для которого  страх перед властью (чаще, её представителями) — из подсознания, то есть, из того, чем управлять нельзя.  К сожалению, ни властью, ни подсознанием, в равной степени…

Невольный страх на Урале подсознательно, у меня, по крайней мере, вызывают связанные с прошлым названия: Гари, Ивдель, Полуночное, Тагилстрой, — могильное есть что-то в этом сочетании. Не секрет, что и Магнитка, и другие стройки — скорее стройки ГУЛага, чем комсомола. Кто сомневается, — Бог тому судья.

Не зря, вероятно, ещё долго были популярными слова песни Юза Алешковского: «Вы здесь из искры разжигали пламя, — спасибо, вам, — я греюсь у костра»…

За колючкой колонии родилась и моя жена. Людей освобождали, а жизнь, свободная и счастливая («За детство счастливое наше, спасибо, Родная страна!») продолжалась на том же месте, которое давным-давно стало для них родным домом без преувеличения.

Свои дома  разрешили строить только после смерти друга всех детей. Вначале дом срубили  дед с бабушкой  — там же возле колонии, а потом появился и дом для дочери с семьей. И тот и другой на болоте, ими же и осушенном.

Колонией в городе Серове Свердловской области по сей день называют место на берегу реки Каква рядом с металлургическим заводом. Даже я в 70-е застал там бараки, в которых когда-то жили спец. поселенцы. Бабушка повторяла за охраной, — «нацмены», хотя, в основном, это были её земляки, которых охрана не отделяла от многочисленных здесь татар, башкир, вогулов, манси. Сами  спец.поселенцы называли их «вольняшками».

В верховьях реки: Серовский ферросплавный,  Богословский медеплавильный, Североуральский, угольные шахты, — будущие флагманы советской металлургии  только строились, а руда и уголь для них уже вовсю добывались.

Надеждинский металлургический  дал свой первый металл ещё в 19 веке.

Древесный уголь для металлургического производства получали в печах рядом с колонией. Это место до сегодняшнего дня называется «углежжением». Лес, вернее, дрова везли по железнодорожной ветке из пригорода под названием «лесозавод».

Колония была в центре треугольника из метзавода —  углежжения – лесозавода и все они на берегу горной речки Каква.

Трудно поверить, но и оставшиеся вышки, а местами и колючку по периметру никто не убирал. Зарастали они сами крапивой,  к ним привыкли, никто не обращал на них внимания. Да и как не привыкнуть, когда даже вооруженную охрану сняли только в 50-е.

Из воспоминаний жены. На  её глазах убили солдата охраны. Он с рождения нянчился с ней. Она бежала домой и кричала: «Николашу убили»…

Запись в трудовой книжке деда от 20.10.1938 года: Каквинское хозяйство Управления Углехимбиржами Лесопромышленного треста «Уралсевлестяж»

А до этого у семейства Скричевских были: Гаринский район (март 1929-02.03.1933) – лесоповал (леспромхоз «Уралсевлестяж»а) для бабушки;

Тагилстрой (02.03.1933- июнь 1938) – УВС ТЭЦ для деда, а для 5-тилетней будущей мамы моей жены – спец.интернат в Нижнем Тагиле, где она хорошо запомнила, как находила на помойке рыбные кости и пыталась их есть.

С октября 1938 года — столица Северного Урала, – Серов, бывший Надеждинск.

Символическим для предков моей жены оказалась изначальное название города, где ей довелось родиться и жить. Знать не случайно он был назван Надеждинском, пусть и в честь жены владельца рельсопрокатного завода. Никак нельзя было терять надежду, иногда совсем призрачную. Потому как всю свою нелегкую жизнь везли они, не отлынивая, нелегкий воз, нежданно-негаданно свалившийся на них. А ещё говорят, что «везёт тому, кто везёт».

Надежду не теряла бабушка, когда потеряла годовалого сына с трёхлетней дочкой на руках и престарелыми родителями мужа на лесоповале. Кости её свёкра и свекрови с их внуком пополнили гати Гаринских болот.  Не терял надежду и дед на строительстве будущего флагмана металлургии в Нижнем Тагиле. С надеждой когда-то увидеть и обнять своих близких росла в спец.интернате будущая мама мой жены.  

Семья воссоединилась только через 10 лет, недосчитавшись троих.

В учётно-посемейную карту на нашу семью спец.переселенцев, которая велась администрацией НКВД, были записаны семь человек, включая и незабытых, и давно умерших родителей и младенца. «Не будем отчётность нарушать…»

И снова Юз Алешковский: «…а щепки выше дерева летят».

Жили Скричевские в комнате № 25 деревянного барака с длинным коридором и удобствами во дворе, а учётно-посемейная  карта имела  порядковый  номер  124668 (!) – цифра не итоговая, разумеется. И при этом, несмотря ни на что, ни зла, ни зависти, пожалуй, одно снисхождение с неизменной усмешкой деда.

Совсем недавно у Ивана Шмелева (1873-1950) прочитал его пронзительные детские откровения, как вера в ангела-хранителя, заставляла с детского возраста оглядываться на свои  поступки. Чтобы не обидеть ни своего, ни чужого, — оглянулся кругом, да и успокоился. Из этого же ряда, что подлости – проблема тех, кто их совершает. Бог им судья.

Бабуля до преклонных лет по привычке всем незнакомцам говорила только приятное и лестное им, если не сказать льстивое. «Укатали Сивку крутые горки».

Дед всю свою жизнь имел своё суждение на происходящее в стране и рядом с ним, но высказывал его только близким, не высказаться по любому поводу – это не про него.

Вернулись они и на свою Родину к середине 60-х. Встретил дед того, что сгубил паровую машину/локомотив, и того, кто валенком с вложенной в него гирей  добивался от молодого парубка чистосердечного признания во вредительстве, которое тот не совершал.

Не только дороги наша беда на все времена. 

Поинтересовался дед отчего же без вредителей и зерно возят в райцентр на мельницу, да и подсолнечник туда же, чтобы обратно муку с маслом привезти.

Дед-то приехал с Урала при полном параде, украшением которого был добротное кожаное пальто, да и профессии, которые он освоил за 30 с лишком лет, и родной земле бы не повредили.

Деда всю его жизнь выручали и кормили светлая голова и золотые, без преувеличения, руки. За свою трудовую жизнь (официальный стаж с 02.03.1933 года) он работал слесарем, механиком, шофёром, а после окончания 5-ти месячных курсов в Ростове на Дону в начале 1958 года, механиком холодильных установок. Вернувшись на Родину, автослесарем.

Он и в 80 лет чинил радиоприемники, а до этого и телевизоры. Сам лудил, паял, резал из ореха приклады к ружьям; сами ружья ремонтировал, как и часы, механические или электронные; и не было ничего такого, чего дед не знал. В хате висели настенные часы из 19 века, которые дед в Балте увидел у своего старого друга в поленнице с дровами, предназначенными для печки. Принес их домой и они долго ещё служили, радуя всех тончайшим музыкальным звоном, пока не лопнула пружина самих часов. Достаточно было переночевать в хате одну ночь, чтобы на вторую уже не просыпаться от их звона.

Дед был польско-украинских корней, потому и бабушка использовала в речи и польские слова. Мне всегда нравилось слово польское слово «мусить» с целым спектром вынужденных значений. Прожив более 30 лет на Урале она вернулась на Родину уже почти русско-говорящей кацапкой, хотя о кацапах (русских), как истая украинка всегда отзывалась пренебрежительно, скорее даже ругательно: «кацапка» — на внучку; «цi кацапы» презрительно, — на других.

Была она ярой болельщицей хоккея, особенно, против «цiх канадцiв»… В 1972 во время Великой серии ей было 64. На здоровье и ясный ум не жаловалась до 90, а если и жаловалась, то, как правило, только в связи с вниманием к её персоне.

В 70 из двухстволки деда стреляла бродячих собак, топтавших перекопанные грядки.  Дед говорил, — без промаха. Боевая была женщина.

Бабушку все называли Доней, так как она по прибытии на Урал не понимала, что на вопрос: как тебя зовут, надо назвать имя и отвечала, как её звала мама: Доня (дочка — укр. ). Была она малограмотной и  грамота её распространялась только на церковные книги, писанные церковно-славянским языком, одна из них, прошедшая с семьей все испытания, сохранилась. Вот эти книги бабушка понимала и легко их читала. Скорее всего, грамоте она вынуждена была сама учиться по тем книгам, что были, так как её родители не могли себе позволить учёную доньку.

Вернувшись в Балту, бабушка совсем не хотела отставать от учёного деда и … записалась в городскую библиотеку, где исправно меняла книжки и любила рассказывать нам, что в библиотеке её очень уважают и почитают за грамотность. И она не была бесталанной, уважали её соседки за то, грыжи младенцев заговаривала и от заикания лечила. А читать она могла, хоть и не очень споро, но газеты непременно.

Дед Антон вместе с семьей и родителями был выслан, а его двум братьям удалось избежать высылки: один оказался в Кишиневе (до 1940г. город был румынским), со слов жены, звали его Леонтий, другой в Одессе. Среди родственников деда были огненно рыжий Тома (Томаш) и Яцик (Яцек).

С отцом бабушки, Гаврилюком Касьяном, в Мошнягах (окрестности г. Балта Одесской области) остались два её брата (Никита и Петр) и две сестры, из которых младшая, Гаврилюк Василиса Касьяновна (1912-1987), приехала к бабушке в Серов перед войной, где и дожила до старости, так и не вернувшись на Родину. За её кроткий нрав все мы называли её «тётушкой».

Жизнь – штука замысловатая, если не сказать, затейливая.

Уехала и она с Родины вынужденно, так как спасла от неминуемой гибели семью председателя не то колхоза, не то Совета. Их дом уже горел, а она успела выбить подпорку, державшую входную дверь. Спасая от своих недоброжелателей, председатель и купил ей билет на Урал. Так  в мае 1941 она оказалась в Серове.

Пять лет отработала она в крупносортном цехе метзавода. Обрабатывала металлические чушки после плавки, за ушедших на фронт мужчин. Горячий цех, ручной труд, пневматический отбойник, работа в три смены без выходных.

 Оставшиеся же на Родине пережили немецкую оккупацию, гибель близких от рук фашистов и потерю крова, другая сестра, Афия, дождалась возвращения родных только в 60-е.

В молодости кто-то из братьев деда или бабушки, единого мнения нет, выпряг лошадь из повозки с сеном и сам впрягся, а на вопрос, зачем он это делает, — ответил: «Лошадь жалко»… Не мелкого десятка были  хлопцы…

Сомнительно, что разумно было высылать «противников мероприятий», скорее, важнее и очевиднее было избавиться от хозяев успешного дела.

И что же мы имеем в сухом остатке?

Оба моих деда-сибиряка прошли войну. Один из них, потерял на ней единственного 18-тилетнего сына. Сам же, немолодым уже был призван первоначально, как говорит мама,  в трудовую армию. Носил военную форму и работал в Каменске-Уральском Свердловской области на оборонном заводе, жил на квартире, голодал. Из-за истощения попал в госпиталь, а потом в действующую армию. С фронта не написал ни одного письма. Его мальчишки-командиры, мама говорит со слов отца, — два лейтенанта, дознались от него, что дома остались две дочки («если с голоду не умерли»), и отправили на их адрес посылку. Так родные узнали, что он ещё жив.

Ранение и тяжелая контузия во время боёв за Берлин подорвали здоровье деда. Вернулся он после Победы домой, проработал в колхозе бригадиром около года и умер от ран в возрасте 49 лет. Умер, пока в очередной раз мама с бабушкой Надеждой бегали за фельдшером, да и чем тот мог помочь.

Все другие наши родственники преодолели выпавшие на их долю невзгоды. Обжились на новых местах, работали, учились,  отдыхали, рожали детей, воспитывали их, не особо задумываясь о другой доле и утраченных не по их вине возможностях. Жизнь пройти, не поле перейти.

Советы, комбеды, колхоз, Мошняги, Еленовка, Балта,  мельница, маслобойка, локомотив, уклонение от налога по самообложению, реквизиции, зажиточные противники мероприятий сов.власти, допросы с гирькой в валенке, спецпереселенцы, бабушкин лесоповал, Гаринские леса и болота, смерти младенца и родителей, гати, Тагилстрой деда, специнтернат мамы в Нижнем Тагиле, Надеждинск/Серов, Каква, метзавод, углежжение, колония, лесозавод,  нацмены,  вышки, часовые, волняшки, смерть Сталина, слёзы и «как же мы теперь жить будем?!» в 3,5 года, строительство дома на осушенном болоте, межвежонок в доме, папа киномеханик, его картины маслом «Мишки в лесу», «Сестрица Алёнушка», автопортрет, кинофильмы «Серенада Солнечной долины», «Серебряная пыль», диснеевские мультики, «О, голубка моя!», исполненная в 6 лет при самостоятельной записи в 1 класс, самостоятельные поездки поездом в Балту с пересадкой в Москве, Лужники.   Моя жена. Её прошлое. Её память.

Наши предки: Леонтий, Андрей, Антон, Меркурий,  Акулина, Касьян, Ефимия — Доня, Вера, Епифан, Сергей, Василий, Яков, Василий, Степан, Яков, Михаил, Дмитрий, Макар, Арина, Надежда, Анна. Отец называл Аннушкой. Моя мама.

До своей смерти в 90 лет бабушка жены часто со слезами вспоминала своего Павлика, сгинувшего в Гаринских болотах.

Моей маме до сих пор снится её единственный и любимый брат, пропавший без вести в 1943 на Курской дуге и которого она, как  и в детстве, продолжает ласково называть – Митя. Эта память ко многому обязывает.

03.03.14  Анатолий Бояркин

ГБПОУ «Соликамский технологический колледж» — Екатеринбург – столица северного Урала

24 ноября началась наша увлекательная поездка в столицу северного Урала. В поезде мы шутили, играли в увлекательные логические игры, слушали музыку и просто общались.

В 8.10 утра мы прибыли в Екатеринбург. Город встретил нас холодным ветром и практически без снега. Позавтракав и оставив вещи в камере хранения отеля, мы отправились на обзорную экскурсию по городу.

Город расположился на границе двух частей света, впитав в себя культуру Востока и Запада. В самом его облике сплелись воедино современность и история. Екатеринбург был основан как завод-крепость на реке Исети 18 ноября 1723 года по приказу Петра I. Город начинался с плотины. В наше время жители города называют ее ласково «Плотинка». Место для завода выбрал В. Татищев. О том, в чью честь был назван Екатеринбург, до сих пор ведутся споры. По одной из версий, город был назван в честь царицы Екатерины I. Другая версия гласит, что город назвали в честь Святой Великомученицы Екатерины, покровительницы горных дел.

Рабочий водосток плотины был впервые отворен 7 (18) ноября 1723 года, и эта дата считается днем Рождения Екатеринбурга.

Сейчас налевом берегу Исети построена музейная зона, на правом берегу – мемориальная.

С мемориальной стороны расположен «Сад камней», в котором собрана большая коллекция Уральских минералов. К слову сказать, еще один камень, который привлекает внимание — это огромный красно-розовый родонит, установленный рядом с Плотиной. Еще его называют камнем любви. Говорят, что стоит влюбленной паре прикоснуться к родониту, и их чувства будут крепкими и нерушимыми.

С правой же стороны находится капсула времени, которая водо- и пыленепроницаемая. В данную капсулу были помещены книги, предметы, аппаратура того времени и письмо потомкам. Капсула была запечатана в 1973 году, вскрытие ее произойдет через 4 года в 2023 году, на трехсотлетии Екатеринбурга.

Проезжая по новому мосту, мы попадаем на правый берег реки Исети. Выезжая на проспект Ленина, оказываемся около здания Уральской государственной консерватории. Это одно из старейших в городе зданий было первым кирпичным в Екатеринбурге. От здания консерватории начинается главная городская площадь. За свою историю она сменила много названий: Торговая, Церковная, Главная, Кафедральная.

Далее поворачиваем на улицу Пушкина. Когда-то она носила название Соборной улицы, позже Пушкинской. Именно эта улица начала заселяться одной из первых, позже она стала чем-то вроде «бизнес-стрит». Практически все особняки сохранились в целости и сохранности. На Пушкина, 27 проживал Д.Н. Мамин-Сибиряк. Сейчас здесь находится музей писателя. Пушкина, 19 — это здание бывшей почты, где останавливались декабристы на пути из Сибири. Пушкина, 7 — бывшая гостиница «Эрмитаж», здесь до сих пор сохранилась конюшня, флигель, баня. Постройка датируется 1886 г.

Проехав по историческим улицам Екатеринбурга, мы посетили место казни последнего русского императора и его семьи. До 1977 года здесь стоял дом горного инженера Ипатьева. В этом доме семья Николая II находилась последние 78 дней и была расстреляна в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. А сейчас здесь возвышается Храм — Памятник на Крови во имя всех святых в земле российской просиявших, построенный и освещенный в 2003 году. В храме рядом с алтарем располагается место комнаты расстрела — «Русская Голгофа», мемориальный музей памяти Романовых, где можно увидеть фотографии и предметы, сохранившиеся с опаленных огнем революционных лет прошлого.

Затем мы отправились к дому Высоцкого. «Высоцкий» – самый высокий небоскреб России, расположенный за пределами Москвы. Высота этого здания, строительство которого завершилось в 2011 году, составляет 188 метров, в нем 54 этажа. На территории бизнес – центра также открылся музей Высоцкого: здесь есть личные вещи барда, фотографии, а также реконструкция гостиничного номера, в котором Высоцкий жил во время гастрольного тура.

Для туриста небоскреб ценен, главным образом, тем, что с его смотровой площадки открывается лучший вид на город. Она находится на 52 этаже, радиус обзора – около 25 километров. Любоваться видами лучше всего в сопровождении «Радио Гида»: так можно узнать немало интересного об истории города и его памятников.

Узнав об этом городе столько нового, мы поняли, что Екатеринбург – уникальный, незабываемый и неповторимый город Урала!

  • Назад
  • Вперед

Коми | История, культура и народы России

Коми , республика на северо-западе России.

Сыктывкар столица. Республика простирается от линии гребня Северного Урала на востоке до Тиманской гряды и верховий бассейнов рек Мезень и Вычегда на западе. Республика расположена в основном в плоском, ничем не примечательном бассейне реки Печоры.

Тундровая растительность — мхи, лишайники, кустарнички — на крайнем северо-востоке; к югу низкорослые деревья сменяются густой тайгой или хвойным лесом. Имеются также обширные болота и торфяники. Почвы, как правило, малоплодородные. Климат суровый, с продолжительной холодной зимой и прохладным летом; в Сыктывкаре средняя температура января составляет 5 ° F (-15 ° C), а средняя температура июля составляет 62 ° F (17 ° C). Годовое количество осадков колеблется от 20 дюймов (500 мм) в нижнем бассейне реки Печора до 24–30 дюймов (610–760 мм) на склонах Урала. Полярный круг пересекает север республики, и, соответственно, зимние дни короткие, а летние длинные.

После присоединения Коми к Московскому княжеству в 14 веке сюда проникли русские охотники за пушниной, которые использовали реки с их низкими, легкими волоками или сухопутными переходами из одного бассейна в другой в качестве пути через Урала в Сибирь. Когда чрезмерная охота уменьшила богатство коми меха и были найдены более легкие и более короткие пути в Сибирь, значение этого района уменьшилось до 18 века, когда город Сыктывкар был основан как центр русской колонизации, а эксплуатация лесных и минеральных ресурсов Коми начал. В 1921 республика была образована как автономная область (провинция) коми, финно-угорского народа, хотя сегодня русские составляют более половины населения. В 1936 стала автономной республикой в ​​составе Российской республики. Города: Сыктывкар, Воркута, Ухта, Сосногорск.

В основе промышленного развития республики лежат богатые лесами и месторождениями угля Воркутинского и Интинского районов бассейна реки Печора, нефти Усинского, Возейского и Ухтинского районов, природного газа Вуктыла. Изделия из дерева включают шпон, сборные дома, баржи и речные суда. После строительства Печорской железной дороги от Котласа до Воркуты в начале 19 в.40-х годов горнодобывающая промышленность стала основной отраслью экономики. Другие отрасли промышленности включают химическое производство, энергетику, машиностроение, металлообработку, легкую и пищевую промышленность.

Из-за северного расположения Коми и бедных почв сельское хозяйство развито слабо. Лишь небольшая площадь вдоль рек на юге возделывается рожью, картофелем, овсом, ячменем и овощами. Более важное значение имеет животноводство (в основном крупный рогатый скот и северный олень). В лесах распространен отлов меха (белки и песца). Помимо многих судоходных рек, закрытых льдом от 180 до 220 дней в году, важнейшей магистралью сообщения является Печорская железная дорога с ответвлением на Сыктывкар и рядом узкоколейных притоков для лесозаготовок. Сыктывкар имеет воздушное сообщение с Москвой, Санкт-Петербургом и другими городами России. Площадь 160 600 квадратных миль (415,900 кв. км). Поп. (оценка 2006 г.) 985 029.

Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Эми Тикканен.

Россия Поволжская и Уральская Республики

Общество «Назад в Россию»

Карелия и Коми, две самые северные республики европейской части России, занимают значительную часть широт к северу от Москвы. Оба богаты природными ресурсами, эксплуатация которых нанесла значительный ущерб окружающей среде.

Карелия площадью 172 400 квадратных километров является четвертой по величине из автономных республик Российской Федерации. Республика граничит с Финляндией от Кольского полуострова на севере до Ладожского озера на юге. Карелы принадлежат к той же этнической группе, что и финны. В ХХ веке статус Карелии несколько раз менялся. Когда Карелия впервые стала автономной республикой Советского Союза в 1923, он включал только территорию, известную как Восточная Карелия, которая была территорией России с 1323 года. Когда Западная Карелия была отвоевана у финнов в 1940 году, расширенная Карелия стала полноценной республикой Советского Союза, получившей название Карело-Финская республика. После Великой Отечественной войны юго-западная часть республики, включая ее единственный участок открытого моря на берегу Финского залива, отошла к Российской республике. В 1956 г. режим Никиты Сергеевича Хрущева (занимавший этот пост в 1953–1964 гг.

) переименовал искусственное образование, которое так и не приблизилось к карельскому большинству, в Карельскую АССР. В 1994 Население республики, составлявшее около 800 200 человек, составляло 74 процента русских, только 10 процентов карелов, 7 процентов белорусов и 4 процента украинцев. Господствующая религия – русское православие.

В регионе, где преобладают леса, озера и болота, экономика Карелии поддерживается в основном лесозаготовками, добычей полезных ископаемых и рыболовством. Богатые минеральные ресурсы включают строительный камень, цинк, свинец, серебро, медь, молибден, алюминий, никель, платину, олово, барит и железную руду. Промышленность включает переработку древесины и полезных ископаемых, а также производство мебели, химикатов и бумаги. Столица Карелии – Петрозаводск.

Республика Коми простирается на запад от северной оконечности Уральских гор через бассейн реки Печора; самая западная часть республики находится примерно в 250 км к востоку от Архангельска и Белого моря.

Этот регион, который как республика занимает 415 900 квадратных километров, был присоединен к Московскому княжеству в четырнадцатом веке, главным образом из-за его богатого потенциала для торговли мехами. В восемнадцатом веке русские начали разрабатывать полезные ископаемые и лесные ресурсы. Народ коми, финно-угорская группа, традиционно пас оленей, охотился и ловил рыбу. Номинально они приняли русское православие в четырнадцатом веке. В 1921 советское правительство выделило Коми автономную область, а в 1936 г. область стала автономной республикой. Коми включают в себя три этнические подгруппы: пермяки, населяющие Пермяцкий автономный округ южнее республики; язуа, проживающие как в Республике Коми, так и в Пермяцком крае; и зыряне, составляющие большинство коми населения республики. В целом в 1994 году коми составляли 23 процента от 1,2 миллиона жителей своей республики, в которой русские составляли 58 процентов. Давно изолированные суровым климатом своего региона, северные коми смешались с другими этническими группами только в последние десятилетия.

Расположенная к юго-западу от богатого нефтью полуострова Ямал, Коми стала важным производителем нефти и природного газа; в 1994 г. протечка трубопровода нанесла значительный ущерб тундре и рекам Печорского бассейна. Воркута, расположенная в крайнем северо-восточном углу республики у Карского моря, является важным арктическим угледобывающим центром. Столица Коми – Сыктывкар.

Поволжская и Уральская Республики

Образуя полумесяц от средней Волги до южной оконечности Уральских гор России, шесть республик представляют различные этнические и религиозные группы. В эту группу входят республики Башкортостан и Татарстан, две из самых богатых и независимых республик России.

Башкортостан — название, принятое в 1992 году бывшей Башкирской АССР, которая также называлась Башкирией. Республика занимает площадь 143 600 квадратных километров в крайнем юго-восточном углу европейской части России, ограничена на востоке Уральскими горами и находится в пределах семидесяти километров от границы с Казахстаном в самой южной точке. Этот регион был заселен степными кочевниками, тюркскими башкирами, во времена господства Золотой Орды в XIII в. (см. Глоссарий; Монгольское нашествие, гл. 1). Русские прибыли в середине шестнадцатого века, основав город Уфу, ныне столицу республики. В последующие века вспыхнули многочисленные местные восстания против заселения большей части русского населения. Башкиры окончательно отказываются от кочевого образа жизни в девятнадцатом веке, принимая сельскохозяйственный образ жизни, который остается их основным средством существования. Традиционная клановая социальная структура в значительной степени исчезла. Преобладающими религиями башкирского населения являются ислам, исповедуемый большинством, и русское православие. Крупное поле битвы Гражданской войны в России (1918-21), в 1919 году Башкирия была первой национальной областью, получившей статус автономной республики в составе России при новом коммунистическом режиме. Республика провозгласила свой суверенитет в составе Советского Союза в 1990 году, а в 1992 году провозгласила полную независимость. Через два года Башкортостан согласился остаться в законодательном поле Российской Федерации при условии согласования взаимных сфер компетенции.

Республика богата полезными ископаемыми, особенно нефтью, природным газом, железной рудой, марганцем, медью, солью, строительным камнем. Советское правительство построило на этой ресурсной базе множество предприятий тяжелой промышленности, и экономика республики относительно благополучна. Традиционные занятия башкир животноводством и пчеловодством остаются важными видами экономической деятельности. В 1919 году население Башкортостана составляло около 4 миллионов человек.95. В 1989 г. основными этническими группами были русские (39%), татары (28%), башкиры (22%), чуваши (3%) и марийцы (3%).

Республика Чувашия, бывшая Чувашская АССР, занимает около 18 000 квадратных километров вдоль восточного берега реки Волги, примерно в 60 километрах к западу от места впадения реки в Каму и примерно в 700 километрах к востоку от Москвы. Чуваши — тюркский народ, территория которого впервые была заселена и присоединена Иваном IV (Грозным; годы правления 1533—84) в XVI в. (см. Иван IV, гл. 1). В то время чуваши уже были оседлым земледельческим народом. В 1920 Чувашия стала автономной областью, а в 1925 г. преобразована в автономную республику. Республика провозгласила свой суверенитет в составе Советского Союза в 1990 году. Основными видами экономической деятельности являются сельское хозяйство; особое внимание уделяется производству зерна и фруктов и лесозаготовкам. За исключением фосфатов и гипса, Чувашии не хватает значительного количества полезных ископаемых и топлива.

Чуваши говорят на уникальном тюркском языке и, как полагают, произошли от тех же предков, что и современные болгары, чьи предки мигрировали из этого района. Чуваши также являются единственной тюркской этнической группой в России, массово перешедшей в русское православие. В 1995 чуваши составляли 68% населения своей республики, которое насчитывало около 1,4 млн. человек. Другие группы — русские (27%), татары (3%) и мордва (1%). Столица — Чебоксары.

Республика Марий Эл, ранее Марийская АССР, расположена в бассейне средней Волги на северном берегу реки, непосредственно восточнее города Нижний Новгород (бывший Горький). Финно-угорские марийцы, также известные как черемисы, впервые вступили в контакт с русскими в шестнадцатом веке, когда главный татарский форпост Казань, ниже по течению от нынешней республики, пал перед Иваном IV. Марийская автономная область была образована в 1920; в 1936 образована автономная республика. Основу экономики составляют лесопродукция, сельское хозяйство и машиностроение; регион не богат полезными ископаемыми. В 1989 г. крупнейшей этнической группой были русские, составляющие 48% населения, марийцы — 45% и татары — 6%. Преобладающей религией является русское православие, хотя в марийском населении сохраняются некоторые следы анимизма. Общая численность населения в 1995 г. составляла 754 000 человек, около 60% из которых проживает в городах. Площадь республики составляет 23 300 квадратных километров. Столица – Йошкар-Ола.

Бывшая Мордовская (или Мордовская) АССР, Мордовия (или Мордовия) расположена на юго-западной оконечности средневолжского кластера автономных республик, в который также входят Татарстан, Марий Эл, Удмуртия и Чувашия. Мордва, принадлежащая к финно-угорскому этносу, традиционно занималась земледелием, прежде всего пчеловодством. Первые русские достигли этого района в двенадцатом веке, а к семнадцатому веку Московия взяла под полный контроль Мордовию. После получения статуса автономной области в 1930, Мордовия была провозглашена автономной республикой в ​​1934 году. Хотя мордва номинально приняла русское православие в XVII веке, она сохраняет значительные остатки своих дохристианских верований, а также национальные костюмы и социальные обычаи.

В 1995 г. русские составляли около 61% населения республики, составлявшего примерно 964 тыс. человек. Еще 33 процента составляли мордва, а 5 процентов — татары. Общая площадь Мордовии составляет 26 200 квадратных километров. Экономика республики базируется в основном на сельском хозяйстве, особенно на выращивании зерновых, табака, конопли, овощей. Промышленность включает некоторые машиностроительные и химические производства, а также лесопромышленные и металлургические предприятия. Столица Мордовии — Саранск.

Расположенный в Среднем Поволжье к востоку от Марий Эл и Чувашии и к западу от Башкортостана, Татарстан был создан как автономная республика в 1920 году для одной части многочисленного и широко распространенного татарского населения Российской Республики. В 1980-е годы в отведенной для них республике проживало менее трети татар России. Обширное население татар, преимущественно мусульман, разбросано по России, как и по большинству других бывших советских республик. В позднесоветский период многочисленные татары мигрировали в республики Средней Азии, в частности в Узбекистан и Таджикистан. Население Татарстана около 3,8 млн в 1995, уступает только Башкортостану среди республик России. По переписи 1989 г. население составляло 49% татар, 43% русских, 4% чувашей, 1% украинцев и 1% мордвы.

Татары — тюркский народ, язык которого относится к кыпчакской группе и имеет несколько региональных диалектов. Район современного Татарстана был оккупирован монголами, когда Золотая Орда захлестнула Среднее Поволжье в начале тринадцатого века. Когда два столетия спустя Монгольская империя распалась, одна из ее составных частей, татарское Казанское ханство, унаследовала Среднюю Волгу и владела этим регионом до своего поражения Иваном IV. Вскоре после этого началась русская колонизация.

Татарстан имеет диверсифицированную, хорошо развитую экономику, которая послужила основой для смелых заявлений о независимости от Российской Федерации, начиная с 1992 года (см. «Движение к суверенитету», этот гл.). Первый Всемирный конгресс татар прошел в столице республики Казани в июне 1992 года. На нем присутствовало около 1200 делегатов от Татарстана и татарской диаспоры для обсуждения статуса республики. В 1994 году двустороннее соглашение с администрацией Ельцина удовлетворило некоторые претензии республики на суверенитет.

Открытие в 1995 году крупного нефтяного месторождения на севере Татарстана обещало оживить ослабевшую местную экономику; нефтедобыча уже была важнейшей отраслью Татарстана. Другие основные отрасли промышленности включают химическое производство, машиностроение, производство транспортных средств и изделий из бумаги. Сельскохозяйственный сектор производит зерно, картофель, сахарную свеклу, коноплю, табак, яблоки, молочные продукты и животноводство.

Удмуртия, бывшая Удмуртская АССР, занимает 42,1 тыс. кв. км к северу от Татарстана в низовьях Камы, к северо-востоку от слияния Камы и Волги. Удмурты — финно-угорский народ, территория которого была оккупирована Казанским ханством в четырнадцатом и пятнадцатом веках, а затем перешла под контроль России, когда Иван IV захватил Казань в 1552 году. Первоначально образованная как Вотяцкая автономная область в 1920, в 1932 г. территория была переименована в удмуртскую, а в 1934 г. преобразована в автономную республику. В 1995 г. население республики составляло около 1,5 млн человек, из которых 59 % составляли русские, 31 % удмурты, 7 % татары, 1 % украинцы и 1 процент марийцев.

Удмуртия, расположенная в промышленной зоне Южного Урала, имеет значительную и диверсифицированную промышленную экономику, в которой особое внимание уделяется производству локомотивов и подвижного состава, металлургии, станков, строительных материалов, одежды, кожи и пищевой промышленности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *