Столп ивана великого: О происхождении архитектурной композиции столпа Ивана Великого

О происхождении архитектурной композиции столпа Ивана Великого

0

Архитектурная композиция столпа Ивана Великого, построенного в 1505 — 1508 гг. фрязином Боном,  многие столетия вызывает  удивление и восхищение. Вот уже сто шестьдесят лет прошло с начала изучения памятника, он неоднократно подвергался ремонтам и реставрациям, в ходе которых  о нем было получено  значительное количество информации,  существует большая литература о  постройке,  но один из главных вопросов – о происхождении архитектурной композиции памятника — ответа так и не получил.

Существенный вклад в разработку этой проблемы внесли С.С. Подъяпольский и
А.Л. Баталов, опубликовавшие работы,  в которых, с одной стороны, был намечен определенный и, на наш взгляд, до некоторой степени верный историко – географический  ареал поисков аналогий, а с другой – описан принцип механизма художественного («креативного»)  мышления итальянских зодчих, оказавшихся в России в конце ХV – начале ХVI  в.

  и работавших по заказам великого князя и его придворных.

C.C. Подъяпольский предположил, что столп Ивана Великого имеет типологическую связь с генерацией венецианских колоколен ХII – ХV вв. (ступенчатый стилобат, двухъярусное членение основного объема, сходный по пропорциям верхний восьмерик с куполом), но есть и существенные отличия:  восьмигранная форма в плане, большая ширина его нижнего яруса, наличие не одного, а трех ярусов открытых арок, из которых один занял место традиционного глухого фонаря. Рассматривая внешний архитектурный образ Ивана Великого, нетрудно заметить, что его можно описать в нескольких категориях. Во-первых, это – высотность. Во-вторых, восьмиугольная форма плана, совершенно не характерная для древнерусских построек. (Сооружение, открытое в 1913 г. на Соборной площади, кроме своей геометрической формы и литургической функции, мало похоже на построенный Боном памятник, их масштабы и архитектура не сравнимы.) В-третьих, столп Ивана Великого имеет сильное, композиционно и функционально оправданное, сокращение диаметра ярусов: в первом находится церковь и ярус звона, второй имеет откровенно высотное предназначение (ярус звона находится наверху), третий, очевидно, служит переходом к  завершению здания и содержит ярус  звона мелких колоколов.

В-четвертых,  памятник имеет определенный набор архитектурных элементов (цоколь, лопатки, окна, аркатурные пояса и карнизы) и завершение, первоначальная форма которого – купол или  шатер – до сих пор остается неизвестной.

Внутреннее пространство здания совершенно не связано с наружным обликом и также обладает определенным набором архитектурных и декоративных элементов (карнизы, тяги, розетки). Полагаем, что мы можем рассматривать интересующие нас итальянские аналогии в соответствии с изложенной выше рубрикацией.

Стремление к возведению высотных доминант в виде отдельно стоящих, то есть не включенных в архитектурную композицию церкви колоколен, прослеживается в итальянской архитектуре с Х в.  Помимо колоколен,  в XIV в., итальянских городах строятся   коммунальные башни, большая высота которых идеологически обусловлена – она должна быть выше башен семейств нобилей. Высота сооружения напрямую связывалась с амбициями и престижем ктиторов, независимо от того, были ли это частные лица или город. Такие башни достигают огромной высоты, самая высокая из них,  Torrazzo в  Кремоне, была сооружена еще в начале ХIV в. как колокольня собора. Важно отметить, что все  башни  объединяет одна особенность – ярусы звона на колокольнях и смотровые площадки находятся в верхней части. Восьмигранная форма плана  Ивана Великого совсем не является уникальной для средневековой итальянской архитектуры, как думали С.С. Подъяпольский и В. В. Кавельмахер. Традиция строительства высоких  восьмигранных отдельно стоящих или являющихся частью какого — либо церковного или коммунального здания колоколен не прерывалась в средневековой Италии с романского времени. Наиболее характерна эта архитектурная форма для Ломбардии и Пьемонта.

Отдельно стоящие многоярусные восьмигранные  колокольни, построенные до 1500 г., с переменной шириной ярусов, нам не известны. Однако, в Северной Италии мы легко можем найти эту форму в башнях над сердокрестием церквей, построенных в
ХII-ХVI вв. Наибольшее распространение ярусные башни получили в соборах цистерцианских аббатств, строившихся в ХIII – ХIV вв. и ставших главным источником распространения  готики в Италии. Для нашего исследования наибольший интерес представляют ломбардские постойки – соборы монастырей Кьяровалле  и павийская Чертоза. Аналогичные постройки часто изображаются североитальянскими художниками во второй половине ХV в.  Сооружения, подобные колокольне Ивана Великого, мы находим и в архитектурных трактатах второй половины  ХV – начала  XVI в.

Очевидно, что в архитектуре и живописи Северной Италии конца  ХV в. мы можем найти архитектурные формы и композиционные приемы, использованные и примененные в церкви Ивана Лествичника.  Проблема заключается в том, что мы не знаем архитектурного памятника, где бы эти приемы были соединены в одной постройке.

Тем не менее,  памятник, в котором описаны многие из  указанных   выше элементов, соединенных в одном сооружении, давно известен.  Это сочинение Антонио Аверлино (Филарете)  «Трактат об архитектуре». В шестой книги этого трактата говорится о сооружении, стоящем посреди замка.

Это башня, внизу которой находятся службы, выше – капелла, « где, по крайней мере, по субботам, должна быть служба», еще выше, «между колоннами.. .. большой колокол». Наверху описан «заостренный» купол, на котором установлен шар. Описание формы здания достаточно неопределенно и запутано, но совершенно ясно, что это уступчатая башня, как минимум, с тремя уступами. Конфигурация планов ярусов  не совсем понятна, текст Филарете неясен, но, судя по рисункам в рукописи (хотя они не тождественны тексту и представляют собой параллельный информативный ряд), башня имела круглый и восьмиугольный ярус.

Очевидна близость описанного сооружения конструкциям и архитектурной композиции колокольни Ивана Великого. Исследователи уже предполагали возможность существования списка с рукописи Филарете в Москве в конце ХV в.,  возможно, привезенного другом Филарете, Аристотелем Фиораванти. Можно осторожно предположить, что оставшийся после смерти Фиораванти трактат мог послужить одним из источников создания  оригинальной композиционной  идеи кремлевской колокольни.

Одной из особенностей объемно – пространственной композиции церкви Иоанна Лествичника  является устройство внутренного пространства,  когда внутри нижнего, наиболее широкого, объема  устроена церковь, высота которой меньше высоты объема,   следующий (точнее, третий по порядку) внутренний объем своей нижней частью принадлежит нижнему наружному объему, а в  верхней части  — верхнему наружному объему.

Здания такой конструкции в ренессансной Италии нам не известны. Однако существует  сооружение, имеющее именно такую структуру, а также ряд необычных деталей, не распространенных в реальной архитектуре. Это – изображение башенной постройки в книге рисунков, Le rovine di Roma (1508 – 1513), принадлежавшей ломбардскому архитектору и художнику  Бартоломео Суардо по прозвищу Брамантино (около 1465 г.  – около 1530 г.), а также планы ряда построек из той же книги (очень характерны толстые стены октагонов с размещенными в них лестницами разной формы). В совокупности, во всех этих рисунках мы видим конструкции и элементы, присутствующие и в Иване Великом.

Думаем, что есть достаточно оснований предполагать, что при разработке проекта колокольни использовались материалы, аналогичные архитектурным рисункам Брамантино. Ясно, что и сама московская постройка в структурно – композиционном плане представляет собой отражение архитектурных идей, бродивших в головах архитекторов и строителей Ломбардии в последнем десятилетии ХV в. 

Необходимо отметить, что рисунки центрических зданий  в трактате Брамантино существенно отличались от известных рисунков Франческо ди Джорджо из Туринского кодекса,  созданных в 1475 – 1476 гг. В качестве некоторой параллели  планам Брамантино можно указать на рисунки – перспективы Николлетто да Модена (работал между 1485 и 1503 гг.) и  молодого Бальтазаре Перуцци (1481 – 1537). Многие частные архитектурно – конструктивные решения, использованные в этих рисунках и в Иван Великом, находят аналогии и в реальных  североитальянских постройках 1480 — 1520- х гг.

Серьезное отличие кремлевской постройки от ее итальянских аналогов состоит в    массивности и мощи конструкций нижнего восьмерика здания. Они представляются неоправданными и излишними Мы знаем только один тип построек, обладающий столь же массивными конструкциями,  разной шириной ярусов и многочисленными внутристенными лестницами разной формы. Это – большие башни Московского Кремля, возведенные в 1485 – 1490-х  гг.  Можно осторожно предположить, что, приступая к возведению Ивана Великого, мастер Бон воспользовался практическим  опытом  и конструктивной идеей строителей кремлевских башен. Указав на архитектурные аналоги, мы, тем не менее, не можем объяснить причину строительства столь мощного сооружения, особенно учитывая огромный опыт итальянских архитекторов в строительстве высотных сооружений в сейсмической зоне со значительно более легкими конструкциями. Возможно, великий князь захотел получить помимо колокольни еще и своеобразный «несгораемый шкаф», в котором он мог бы хранить свою казну (по образцу новгородских церквей с подклетами), не боясь разрушительных московских пожаров. В этом случае становится понятным и устройство в колокольне дополнительных помещений.

Рассматривая наружный декор колокольни Ивана Великого, следует заметить, что С.С. Подъяпольский высказал, на наш взгляд, совершенно правильную идею о прямой связи архитектурного декора московской звонницы и некоторых памятников Виченцы и Монтаньяны конца ХV в., построенных или приписываемых Лоренцо ди Болонья.

Архитектурные и конструктивные решения, использованные в колокольне Ивана  Великого, находят множество аналогий в средневековой и раннеренессансной архитектуре Северной Италии. Однако  все они известны «по  отдельности», московский же памятник, не имеющий там  прямых аналогий, прежде всего, отличается особым, «синтетическим» характером композиции, свойственной, скорее, не каноническому образу мышления  архитекторов Возрождения , но творческим поискам североитальянских, и прежде всего ломбардских, мастеров второй половины ХV в., в работах которых ранний ренессанс переплетается с готикой.

«Колокольня Ивана Великого.

Осмотр ежедневно. Спросить сторожа» | Статьи

Осмотреть Кремль с высоты птичьего полета в скором времени сможет любой желающий. В 2008 году для посетителей снова откроется смотровая площадка самой высокой звонницы столицы — колокольни Ивана Великого. Впрочем, посетить первый ярус кремлевского столпа можно будет гораздо раньше — начальный этап реставрации планируется завершить уже к Новому году.

До революции Кремль был абсолютно доступной территорией. Москвичи ходили сюда гулять. Для входа и выхода были открыты 6 ворот (в том числе и Спасские), через которые ездили извозчики, сокращая путь из Китай-города к Арбату. Народная тропа вела и к колокольне Ивана Великого. С верхотуры звонницы за пятачок всегда можно было полюбоваться видами древнего города. С 80-метрового столпа Москва просматривалась практически до окраин — более чем на 30 километров во все стороны. В путеводителе, изданном до начала Первой мировой войны, сообщалось: «Колокольня Ивана Великого. Осмотр ежедневно. Спросить сторожа». Однако с приходом большевиков свободный допуск на «башню» запретили.

— Сначала помещения просто пустовали, — рассказывает заведующая отделом реставрации памятников архитектуры Кремля Татьяна Крашенинникова. — Потом, в 60-х, тесные коморки использовали для складских нужд музейные сотрудники. Теперь же, к 200-летию Кремлевского музея, колокольню решено вновь открыть для посетителей. Правда, прежде ее придется отреставрировать.

Старинная звонница довольно сильно износилась. На Иване Великом даже во время главных церковных праздников не решаются звонить во все колокола: опасаются, что старинное сооружение даст трещину.

— Но после реконструкции никаких проблем не будет, — уверена Крашенинникова. — Сейчас ведется реставрация конецформыначалоформыуникального фундамента колокольни, стоящего на старом деревянном основании XVII века. А также внешних стен. Потом займемся внутренними помещениями, начиная с первого яруса.

Уже в следующем году перед посетителями предстанет первый ярус, который после реконструкции превратится в небольшой выставочный зал. Здесь будет размещена постоянная экспозиция, посвященная истории и архитектуре Московского Кремля.

— В ее основу лягут фрагменты белокаменной кладки XII-XIV веков, — говорит Крашенинникова. — Самые ценные экспонаты — фрагменты соборов времен Ивана Калиты: Благовещенского, Архангельского, Успенского и других. Мы пониманием, что статичными выставками никого не завлечешь. Поэтому уже в первом зале наши гости станут свидетелями уникальной аудиовизуальной экспозиции, на которой в трехмерном формате будет воспроизводиться процесс развития кремлевского комплекса. Два других яруса будут посвящены периоду XV-XIX веков.

Впрочем, главная гордость возрожденной звонницы — смотровая площадка — увидит свет лишь в 2008 году.

— С этой затеей вообще много проблем, — говорят в музее. -Узкие лестницы Ивана Великого не предусмотрены для большого туристического потока. Поэтому одновременно в здании сможет находиться не более 10 человек, а на смотровой площадке и того меньше. Этот вопрос пока до конца не проработан. Не исключено, что экскурсии на звонницу будут не постоянные, а заказные.

Храм по образу Иерусалимского

Колокольня Ивана Великого представляет собой трехъярусный столп из удлиненных, уменьшающихся кверху восьмигранников, поставленных один на другой. Каждый из восьмигранников имеет террасу и открытую галерею, в арочных пролетах которой помещаются колокола. В галереях ярусов размещается 21 колокол. Самый большой, Успенский, весит 70 тонн. Свое название колокольня получила от деревянной церкви Иоанна Лествичника, на месте которой в 1505- 1508 годах итальянский архитектор Бон Фрязин построил новую колокольню высотой в 60 метров. В конце ХVI века Борис Годунов, мечтая построить в Кремле Вселенский храм по образу Иерусалимского, приказал увеличить размеры колокольни, надстроив ее высоким барабаном с золоченой главой. В результате высота столпа вместе с крестом достигла 81 метра, и на протяжении двух веков Иван Великий оставался самым высоким зданием в России.

Реклама

Становление России | Западная цивилизация

Цель обучения

  • Наметить ключевые моменты, которые привели к консолидации северного региона при Иване III и Василии III в Москве

Ключевые моменты

  • Москва заняла важное положение на севере благодаря своему расположению, относительному богатству и стабильности во время расцвета Золотой Орды.
  • г. Иван III захватил Новгород вместе с землевладениями своих четырех братьев, что положило начало процессу консолидации власти под властью великого князя Московского.
  • Иван III был первым князем Руси, назвавшим себя царем в великой традиции православной Византийской империи.
  • г. Василий III пошел по стопам отца и продолжил режим закрепления земель и практики внутренней нетерпимости, пресекая любые попытки неподчинения московскому престолу.

Термины

Москвич Судебник

Судебник Ивана III, еще больше укрепивший его власть и предусматривавший суровые наказания за непослушание.

Новгород

Самый заметный соперник Москвы в северном регионе.

бояре

Представители высшего правящего класса в феодальной Руси, уступающие только князьям.

Иван III был первым московским князем, укрепившим позиции Москвы и успешно объединившим соперничающие города Тверь и Новгород под эгидой Москвы. Эти смены власти в северных губерниях создали первое подобие «русского» государства (хотя это название не будет использоваться еще столетие). Иван Великий был также первым русским князем, назвавшим себя царем, тем самым положив начало своему сыну-преемнику Василию III. Между двумя лидерами произойдет то, что впоследствии стало известно как «Собирание русских земель», и начнется новая эра русской истории после Золотой Орды Монгольской империи.

Иван III и конец Золотой Орды

Иван III Васильевич, также известный как Иван Великий, родился в Москве в 1440 году и стал великим князем Московским в 1462 году. Он правил с этого места власти до своей смерти в 1505 г. Он пришел к власти, когда Москва имела много экономических и культурных преимуществ в северных губерниях. Его предшественники расширили владения Москвы с 600 миль до 15 000. Местонахождение Русской православной церкви также было сосредоточено в Москве, начиная с 14 века. Кроме того, Москва долгое время была верным союзником правящей Монгольской империи и имела оптимальное положение на основных торговых путях между Новгородом и рекой Волгой.

Иван III. С 1462 по 1505 год носил титул великого князя Московского.

Однако одним из самых существенных достижений Ивана Великого был отказ от татарского ига (так называлась мертвая хватка Монгольской империи на землях Руси) в 1476 году. Ахмеда вести войну против города в 1480 году. Прошло несколько месяцев, прежде чем хан отступил обратно в степь. В течение следующего года внутренние разломы в Монгольской империи значительно ослабили власть монгольских правителей на землях северо-восточной Руси, что фактически освободило Москву от ее старых обязанностей.

Захват земель Москвой

Другим важным политическим изменением, инициированным Иваном III, была крупная консолидация власти в северных княжествах, часто называемая «Собиранием русских земель». Главный соперник Москвы, Новгород, стал первым делом Ивана Великого. Два великих города враждовали более века, но Иван III вел ожесточенную войну, которая вынудила Новгород уступить свои земли Москве после многих восстаний и попыток союза между Новгородом и Литвой. Официальный государственный документ о признании власти Москвы был подписан архиепископом Новгородским Феофилом в 1478 году. Любые восстания, возникавшие из Новгорода в течение следующего десятилетия, быстро подавлялись, а непослушные члены новгородской царской семьи отправлялись в Москву или другие аванпосты, чтобы воспрепятствовать дальнейшим выступлениям. .

Помимо захвата города-соперника, Иван III за время своего правления также собрал поместные земли своих четырех братьев, еще больше расширив и укрепив земли под властью великого князя Московского. Иван III также использовал свою политическую, экономическую и военную мощь в течение своего правления, чтобы получить контроль над Ярославлем, Ростовом, Тверью и Вяткой, сформировав одно из самых единых политических образований в регионе со времен Владимира Великого. Эта новая политическая формация отличалась от столетий, когда местные князья управляли своими регионами относительно автономно.

Колонна Грановитой палаты. Эта декадентская колонна находится в Грановитой палате, построенной итальянскими архитекторами из камня в основном деревянном Московском Кремле. Этот банкетный зал был лишь одним из многих крупных архитектурных подвигов, построенных Иваном III во время его правления в Москве.

Иван Великий также во многом определил будущее русских земель. Эти основные сдвиги включали:

  • Обращение к «Царю и Самодержцу» в византийском стиле, фактически вступив в новую руководящую должность в Православии после падения Византийской империи. Эти изменения также произошли после того, как он женился на Софии Палеолог из Константинополя, которая привезла двор и религиозные ритуалы из Византийской империи.
  • Он лишил бояр их местной и государственной власти и, по сути, создал суверенное государство, воздавшее дань уважения Москве.
  • В 1497 г. он руководил созданием нового свода законов под названием «Московский Судебник», который еще больше укрепил его положение как верховного правителя северных земель Руси и устанавливал суровые наказания за неповиновение, святотатство или попытки подорвать корону.
  • Князья некогда могущественных княжеств, ныне подвластных Москве, были поставлены в роль служилой знати, а не полновластных правителей, как раньше.
  • Власть Ивана III была частично обусловлена ​​его союзом с русским православием, который создал атмосферу антикатолицизма и задушил возможность создания более мощных западных союзов.

Василий III

Василий III был сыном Софьи Палеолог и Ивана Великого и великим князем Московским с 1505 по 1533 год. Он пошел по стопам своего отца и продолжал расширять московские земельные владения и политическое влияние. Он присоединил к себе Псков, Волоколамск, Рязань и Новгород-Северский во время своего княжения. Его самым впечатляющим захватом власти был захват Смоленска, великой цитадели Литвы. Он использовал мятежного союзника в лице литовского князя Михаила Глинского, чтобы одержать эту крупную победу.

Василий II. Это произведение было создано современным художником и изображает Василия III как ученого и полководца.

Василий III тоже пошел по деспотическим стопам отца. Он использовал союзы с православной церковью, чтобы подавить любые восстания или феодальные споры. Он ограничил власть бояр и некогда могущественных династий Рюриковичей во вновь завоеванных провинциях. Он также увеличил дворянские владения, еще раз укрепив власть вокруг Москвы. В целом царствование Василия III было отмечено гнетущей атмосферой; он проводил суровые наказания за выступления против силовых структур или проявление малейшего неповиновения короне.

Источники

Иван III. Великий Князь и Царь Всея Руси

Сегодня в Одностолпной палате Патриаршего дворца Московского Кремля открывается выставка, посвященная жизни и деяниям великого государя

Московский Кремль, 20 марта — 14 июля 2013 г.
Одностолпная палата Патриаршего дворца

Сегодня в Колонной палате Патриаршего дворца Московского Кремля открывается выставка, посвященная жизни и деятельности великого государь.

Иван III, великий князь Московский и всея Руси, — личность весьма примечательная. Вот когда объединились разрозненные русские земли вокруг Москвы, Россия окончательно освободилась от татарского ига трехсотлетнего и процесса утверждения автокефалии (независимости) Русской Церкви, находившейся до того времени под влиянием Константинопольского Патриархата. Именно в годы его правления зародился тезис «Москва — Третий Рим», оказавший огромное влияние на состав российской государственности. Наконец, благодаря ему в Россию были приглашены итальянские мастера, которые полностью перестроили Кремль и превратили его в настоящую крепость Европы.

Но, несмотря на значимость проступков, фигура Ивана III так и осталась в тени более колоритных исторических фигур. Выставка в музеях Московского Кремля была призвана привлечь внимание к личности этого замечательного, но, к сожалению, недооцененного лидера. Выставка в Колонной палате Патриаршего дворца расскажет, как складывалась идеология будущего Московии, как появлялись на свет новые образы и символы, отражающие важнейшие деяния великого государя.

  • Иван III. Великий Князь Всея Руси и Царь
    Источник: Пресс-релиз Московского Кремля
  • Закон 1497
    РГАДА
    Источник: Пресс-релиз Музеев Московского Кремля
  • 7 9 государства, Иван III вел активную культурную политику своих разных земель Великого княжества, в частности, он выступал вдохновителем и заказчиком многочисленных работ для храма даже в самых отдаленных районах. Благодаря его заказу появились на свет такие шедевры русского искусства, как фрески Ферапонтова Рождества Богородицы монастыря и иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Хотя основу экспозиции составляют произведения Московского Кремля, без привлечения экспонатов из других музеев составить максимально точное представление о деятельности этого великого правителя было бы невозможно. участие в выставке Государственный Исторический музей, Государственный Русский музей, Государственный Эрмитаж историко-архитектурный и художественный музей Кирилла Белозерского, Новгородский государственный объединенный музей, Рязанский государственный областной художественный музей. Пожалостина И.П., Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», Российская государственная библиотека и Российский государственный архив древних актов.


    Архангел Михаил. Икона Сундук. Середина XV века.
    Владимиро-Суздальский музей-заповедник
    Источник : Пресс-релиз Московского Кремля

    Иоанн Креститель. Резная икона. XIV — первая половина XV
    г. н.э.
    Московский Кремль
    Источник: Пресс-релиз Московского Кремля

    Первый раздел выставки посвящен теме византийского наследия. В 1453 году священный город Константинополь пал перед турками, а через несколько лет была подписана Флорентийская уния, ознаменовавшая союз с католической церковью. В этих условиях великий князь Московский, с укреплением своей власти и могущества, стал осознавать себя единственным защитником православной веры, преемником византийских императоров. Эта идея легла в основу образования Российского государства. Женитьба Ивана III на Зое (Софии) Палеолог — племяннице последнего византийского императора Константина — явилась завершающим аккордом, подтверждающим право русского суверена на перенятие власти от великих правителей Константинополя. В этот раздел выставки вошли артефакты, позволяющие проследить наследование идей и символов Византии. Особый интерес представляют предметы личного благочестия, принадлежавшие семейству великокняжеских. Многие из них являются частью большого имения, которое было привезено в Москву Софьей Палеолог, например, знаменитый Корсунский крест, немедленно хранившийся в алтаре Успенского собора и неизменно участвовавший во всех крестных ходах, золотая реликварная икона с изображением Дева Мария с двенадцатью апостолами и Распятием, богато украшенная драгоценными камнями рубинами и сапфирами. Одним из самых интересных экспонатов является вышитая фата мастерской Елены Волошанки, изображающая торжественное шествие после коронации внука Ивана III Дмитрия, где зрители могут воочию увидеть портреты великого князя и его семьи.


    Богородица. Россия, XV в.
    Московский Кремль
    Источник: Пресс-релиз Московского Кремля

    Спас без рук с ангелами, для ведения счетов
    XV — XIX (?) вв.
    Московский Кремль
    Источник: Пресс-релиз Московского Кремля

    Во второй раздел выставки вошли памятники, отражающие сложный, а порой и весьма драматичный процесс собирания земель вокруг Москвы. Одно из важнейших направлений консолидационной политики Ивана III обращено к «древним», почти былинным временам святого Владимира, когда вся русская земля была единым целым. Таким образом, присоединение к новым московским княжествам представлялось как восстановление исторической справедливости. теперь Владимир и его сыновья Борис и Глеб возглавляли список небесных заступников за великую семью. Постепенно к этому списку стали добавляться новые местные святые: Иван III знал, что их почитание и поклонение является весьма действенным и, главное, бескровным толчком к созданию внутренней связи между различными землями. важное место в политике великого князя отводилось сохранению национальных традиций, поиску собственных корней, что привело к распространению изображений Марии, история которых тесно связана с историей княжеского рода. Большой любовью пользовались два образа — «Богоматерь Владимирская» и «Богоматерь Боголюбская».


    Богородица Боголюбская. Значок. 1-й XV в третьем.
    Московский Кремль
    Источник: Пресс-релиз Московского Кремля

    Беседа митрополита Петра. Значок. 1480-е
    Московский Кремль
    Источник: Пресс-релиз Московского Кремля

    Иван III уделяет большое внимание религиозным делам. Следующий раздел выставки расскажет об утверждении автокефальности Русской Церкви. После падения Византии Константинопольский патриархат оказался под полным контролем турецкого султана. Это довольно сложная ситуация, и великокняжеские архиереи были вынуждены принять решение о коронации митрополита Ионы без обычных консультаций с Константинополем. С тех пор идея самостоятельности Русской православной церкви является одним из главных направлений политики Ивана III. Власть Нагорной церкви, по мнению великого князя, заключалась в содействии чествованию русских святых. Важную роль в этом процессе сыграло сооружение нового собора Кремля, а также увековечение памяти усопших Московских иерархов, перезахоронение останков которых необходимо было перенести в новые и раки. На выставке можно будет увидеть монументальные житийные иконы с изображением митрополитов Петра и Алексия, московских святых, выполненные великим Дионисием по заказу Ивана III.

    Перестроенный Успенский собор должен наполниться драгоценным содержимым — священными сосудами, богослужебными книгами и крестами. Богатая утварь для дома всегда создавалась на средства светских властей, что со времен Константина Великого, основателя Гроба Господня, должно было свидетельствовать о заботе владыки Христовой церкви. Роскошное убранство главного московского собора можно представить в качестве примера так называемых Большого и Малого Сионов — двух великолепных сосудов для переноса Святых Даров, изготовленных по заказу Ивана III лучшими западноевропейскими ювелирами, работавшими при Московском дворе.


    кадило. Москва, конец XV века.
    Московский Кремль
    Источник: Пресс-релиз Московского Кремля

    Крест Алтарь. Москва, Россия, начало XVI в.
    Музеи Московского Кремля
    Источник: Пресс-релиз Московского Кремля

    Иван III начал свой путь правителем малого княжества, закончил — великим государем всея Руси. Закрепление нового статуса проявилось в оформлении башен Фроловского кремля, на которых были установлены мемориальные доски Ивана III «император и самодержец всея Руси» на русском и латинском языках. С другой стороны, двуязычные надписи Московии демонстрируют открытость западному миру, утверждал новый международный статус, с которым европейские правители больше не могли не считаться9.0025

    Источник : пресс-релиз Московского Кремля

    © artinvestment.ru, 2022


    Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *