Удивительная история строительства, разрушения и восстановления Храма Христа Спасителя
- Главная
- Новости
Общество
СМОТРИТЕ НА ТЕЛЕКАНАЛЕ «БОЛЬШАЯ АЗИЯ»!
Если Рим ассоциируется с Базиликой святого Петра, Стамбул с Собором святой Софии, то Москва — с Храмом Христа Спасителя.
youtube.com/embed/hMRLdAB4T3o?feature=oembed» frameborder=»0″ allowfullscreen=»» allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture»>Полное официальное название Храма Христа Спасителя – Кафедральный соборный храм Рождества Христова. Именно 25 декабря 1812 года, в Рождество, российский император Александр Первый объявил о победе над Наполеоном и пообещал воздвигнуть храм во имя Христа Спасителя – в благодарность Богу «за избавление Отечества от грозившей ему гибели и в вечную память об усердии народа в этой войне». Однако приступили к строительству Храма, ставшего символом мужества и воинской славы, только спустя 27 лет, в 1839 году. Младший брат Александра Первого — Император Николай Первый лично выбрал место для строительства Храма: в Москве на улице Волхонка недалеко от Кремля. Достроили и освятили Храм Христа Спасителя только 26 мая 1883 года, во время царствования Александра Третьего.
Для всех русских императоров, при которых возводился Храм, его строительство было делом важным и, можно сказать, личным.
Храм Христа спасителя — памятник, посвящённый отечественной войне 1812 года. В честь победы России над армией Наполеона. Об этом напоминают мемориальные доски у входа — с названиями сражений, именами командиров частей, погибших и награждённых офицеров.Храм был не только напоминанием о подвиге русского народа, победившего Наполеона, здесь проходили все самые важные события Русской православной церкви. К сожалению, простоял он всего 48 лет. В 1931 году большевики взорвали Храм. И на его месте построили самый большой в СССР открытый бассейн. И только в конце XX века Храм Христа Спасителя был воссоздан заново.
Что интересно, если первый Храм строился 44 года, то этот — вновь созданный — чуть больше 5-ти лет. Идея восстановления в Москве главного православного Храма, как символа исторических перемен в России, появилась накануне распада Советского Союза.
В 90-х общественное движение в пользу создания Храма оформилось в виде общины Храма Христа Спасителя, которая даже начала собирать средства. Руководством станы было принято политическое решение о создании Храма Христа Спасителя на прежнем месте. И для того, чтобы аккумулировать средства на строительство Храма, был создан Фонд финансовой поддержки воссоздания Храма Христа Спасителя.
Как и старый Храм, новый Собор строили не только на казённые деньги, но и на пожертвования. Сотни тысяч людей и компаний из России и других стран переводили деньги на восстановление Храма. Например, свой взнос сделали президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и президент Аргентины Карлос Менем.
Через год после начала строительства в еще недостроенном храме прошло первое Богослужение.
8 января 2000 года, на Рождество, вновь отстроенный Кафедральный соборный храм Рождества Христова открыл свои двери для прихожан. Патриарх Московский и всея Руси Алексий отслужил здесь первую торжественную Рождественскую литургию.
19 августа 2000 года Храм Христа Спасителя был освящен. С этого момента начался отчет новой истории Храма, ставшего символом духовного возрождения России.
Одной из задач того фонда было убедить людей в том, что все- таки это один из национальных символов, и возрождение России тоже надо было начинать с определенных, в том числе символических, жестов и возвращения к своим духовным истокам – то есть к русской православной церкви.
Воссозданный Храм стал самым большим собором Русской православной церкви. Одновременно в нем может находиться 10 тысяч человек. Его высота — 103 метра, общая площадь храмового комплекса — более 80 тысяч квадратных метров.
Историки, архитекторы и художники проделали поистине титаническую работу, восстанавливая Храм: его внешнее и внутреннее убранство, иконы и роспись стен, барельефы и резные люстры. Стены и купола Храма расписывали вручную 200 художников и выполнили работу меньше, чем за год.
По мнению искусствоведов, новый Собор, за исключением нескольких деталей, ничем не отличается от старого разрушенного.
Ежегодно Храм Христа Спасителя посещают более 2-х миллионов человек. Это одна из главных туристических достопримечательностей Столицы.
В XIX веке лучшие российские живописцы работали над убранством Храма: Суриков, Верещагин, Семирадский. Лик Господа на 27-и метровом куполе писал художник Иван Крамской. В новом Храме его работу в точности повторил профессор живописи Евгений Максимов.
Храм Христа Спасителя состоит из 3-х частей – престолов. 2 боковых престола освящены в честь Николая Чудотворца и Святого Князя Александра Невского. Центральный престол в честь Рождества Христова украшает необычный алтарь, выполненный в виде восьмигранной часовни из белого резного мрамора высотой 27 метров.
Храм Христа Спасителя – это национальное достояние России, особое, историческое место, где проходили важнейшие события Российской Империи. Здесь отмечали 300-летие Дома Романовых, 100-летие победы над Наполеоном. 15 августа 1917 года, после 200-летнего перерыва, здесь состоялся Всероссийский Поместный собор, восстановивший Патриаршество в Русской церкви. Православная Россия вновь обрела своего Патриарха. Им был избран Святейший Патриарх Тихон, ныне причисленный к лику Святых.
После восстановления Храм Христа Спасителя стал центром духовной жизни России. Здесь хранятся важнейшие христианские святыни – символы не только веры, но и великой истории страны. Верующие со всей России приезжают в Храм, чтобы поклониться мощам Митрополита Московского Филарета, святителя Иоанна Златоуста, Великих Князей Владимира и Александра Невского.
Главные святыни Храма хранятся в алтаре, попасть в который могут только священнослужители. Однако для нашей съемочной группы было сделано исключение, и с благословления отца Михаила мы можем показать внутренне убранство главного иконостаса Храма.
После разрушения старого Храма на его месте большевики хотели построить огромное здание – Дворец Советов. Однако из-за Великой Отечественной Войны работы были остановлены. В результате, в 50-х годах прошлого века гигантскую яму с недостроенным фундаментом превратили в бассейн «Москва»: крупнейший в Советском Союзе и один из самых больших в мире.
Храм Христа Спасителя находился на холме. Это была высота, которую уничтожили при попытке строительства Дворца советов. Поэтому перед архитекторами, которые воссоздавали нынешний Храм, стояла такая задача – выйти на ту же высоту по отношению к архитектурной среде. Нужно было вновь насыпать холм или каким-то полезным образом использовать возникшие площади. Было решено сделать так называемую стилобатную часть.
В стилобатной части был возведен еще один храм – Преображенская церковь, которую освятили в честь находившегося когда-то на этом месте Алексеевского женского монастыря. Также тут расположены Зал церковных соборов, трапезные и Патриарший музей церковного искусства.
Музей Церковного искусства создан Патриархом Московский и всея Руси Кириллом на основе коллекции, собиравшейся долгие годы. Произведения церковного искусства за 2 тысячелетия расположены в хронологическом порядке. Здесь представлены и старые мастера византийской, критской, московской школ, и работы известных русских художников: Иванова и Нестерова.
В Патриаршем музее церковного искусства также есть отдельная экспозиция, рассказывающая об истории строительства и уничтожения Храма. Здесь хранятся уникальные экспонаты – подлинные артефакты разрушенного старого Храма. Например, здесь можно увидеть чудом уцелевшие фрагменты фрески Генриха Семирадского «Тайная вечеря», которая когда-то находилась за алтарем.
Мрамор ступеней разрушенного Храма большевики пустили на отделку нескольких станций Московского метро. Сейчас фрагменты этих ступеней также хранятся в Музее.
За 20 минут до начала богослужения начинается звон Благовест, через 10 минут к нему присоединяется трезвон: хор из нескольких небольших колоколов.
В обычное время вход в звонницу закрыт и для туристов, и для прихожан. Нашей съемочной группе представилась уникальная возможность не только заснять рождение звона колоколов Храма, но и принять участие в его создании.
В часы работы Храма любой желающий может попасть на его смотровую площадку. И вид на город отсюда — один из лучших в Москве.
В день съемок нашей программы в Храме проходил праздник Положения Ризы Господней. В 17-м веке персидский шах Аббас подарил частицу ризы Иисуса Христа Святейшему Патриарху Филарету. 23 июля 1625 году риза была торжественно положена в шатер для священных реликвий в Успенском соборе Московского Кремля. В СССР святыня хранилась в Музее Кремля, и лишь в 2007 году она была передана в Храм.
Настоятель Храма Христа Спасителя – Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он лично проводит здесь богослужения в дни главных православных праздников: Рождества Христова и Пасхи.
«Сегодня мы с вами стоим в возрожденном Храме Христа Спасителя. Тысячи и тысячи храмов построены, еще тысячи храмов строятся, но самое главное, к вере обращается наш народ, и мы начинаем понимать, что неслучайны были и те трагические страницы в истории нашего Отечества. Мы видим Божий след, Божие присутствие в человеческой истории. А это значит, что Господь дает нам вспомоществование, дабы мы укрепились в вере!»
Патриарх проводит службы и в нижнем храме — церкви Преображения Господня. Случается это два раза в год – на Яблочный спас и на Крещение. Именно здесь, в Преображенской церкви, хранится единственная икона, чудом уцелевшая после разрушения старого Храма – «Спас Нерукотворный» художника Сорокина.
Рядом с церковью Преображения Господня находится Зал церковных соборов. В этом большом зале на 1300 мест проходят самые важные собрания иерархов Русской православной церкви. Например, Поместные соборы, на которых избирали Патриарха, принимались решения о канонизации ряда святых и восстановлении общения с Русской православной церковью за рубежом. С благословления Святейшего патриарха Кирилла здесь также проходят светские мероприятия: ежегодная рождественская елка и концерты.
После восстановления Храма Христа Спасителя здесь открылась галерея «Центр искусств Москва», где выставляются произведения из частных коллекций, которые никогда до этого не демонстрировались широкой аудитории.
Посетителей галереи встречает портрет императора Александра Первого — основателя Храма Христа Спасителя. В экспозиции можно увидеть изображения других членов императорской семьи, а также принадлежавшие им личные вещи.
В «Центре искусств Москва» выставляются работы известных русских художников: Айвазовского, Левитана, Саврасова, Шишкина. Также здесь представлены классические произведения европейского искусства – картины фламандских живописцев и итальянских мастеров эпохи Возрождения.
После разрушения старого Храма многие бесценные реликвии были безвозвратно утрачены. Но некоторые, чудом сохранившиеся, и по сей день находятся в новом Соборе. Это стало возможно благодаря москвичам, которые, рискуя жизнью, приходили к разрушенному Храму, забирали то, что можно было еще спасти, хранили это в течение 70 лет, и вернули в новый, восстановленный Храм Христа Спасителя.
Храм Христа Спасителя стал не только символом возрождения России, но и дал импульс для восстановления разрушенных храмов и строительства новых по всей стране и за ее пределами. За последние 30 лет было построено и восстановлено из руин более 30 тысяч православных церквей и храмов.
В этом году особая дата — 20 лет со дня великого освещения Храма Христа Спасителя — символа России и православной церкви. Символа народа, которых сохранил дух старого Храма, сберёг его реликвии и построил новый.
Редакция телеканала «Большая Азия» выражает благодарность за помощь в создании программы:
- Ключарю Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя протоиерею Михаилу Рязанцеву
- Исполнительному директору Фонда Храма Христа Спасителя Сергею Григорьевичу Семененко
- Директору Патриаршего музея церковного искусства при Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя протоиерею Георгию Мартынову
- Председателю Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, исполняющему обязанности руководителя пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Владимиру Романовичу Легойде
- Куратору «Центра Искусств. Москва» Андриану Мельникову
В программе использованы фото- и видеоматериалы, предоставленные Пресс-службой Патриарха Московского и всея Руси, Главным архивным управлением города Москвы, Фондом Храма Христа Спасителя, Патриаршим музеем церковного искусства при Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.
Руководитель программы – Алевтин Сухолуцкий.
Программа создаётся при поддержке Департамента внешнеэкономических и международных связей г. Москвы.
Москва Департамент внешнеэкономических и международных связей ДВМС Майкл Гибсон Храм Христа Спасителя вероисповедание патриарх Большая Азия эксклюзив
Общество
16.11.2022 38
На Бали в рамках саммита G20 прошла церемония посадки
Экономика и бизнес
16. 11.2022 69
Россия и Китай открыли движение по железнодорожном
Политика
17.11.2022 22
Встреча лидеров КНР и США, Медиакорпора
Наука и образование
16.11.2022 36
В Кемеровской области появится лаборат
Экономика и бизнес
16.11.2022 41
Российские банки открыли счета востро
Экономика и бизнес
16.11.2022 35
Изделия из монгольского кашемира могут
Общество
16.11.2022 38
На Бали в рамках саммита G20 прошла церем
Экономика и бизнес
16.11.2022 44
Казахстан примет участие в строительст
Спорт
16.11.2022 59
Индонезия готова принять летнюю Олимпи
Политика
16. 11.2022 49
Индия примет председательство в группе
Экономика и бизнес
16.11.2022 69
Россия и Китай открыли движение по желе
Общество
16.11.2022 80
Россия заняла пятое место по турпотоку
Общество
16.11.2022 82
На Хайнане адаптировали к местному кли
Новости партнёров
Храм Христа Спасителя — История и Архитектура , Москва
- Главная
- Росcия
- Москва
- Храмы и монастыри
- Храм Христа Спасителя
Едва ли не самый известный российский храм — Храм Христа Спасителя – является кафедральным собором Москвы. Именно здесь проходят все торжественные богослужения в честь главных православных праздников, собирая верующих со всех уголков России. Монументальность и величие храма, его роскошное убранство – все говорит об особом статусе храма и его значении для русской православной церкви. Однако всему этому предшествовала весьма драматичная история.
Грандиозное строительство храма, в ознаменование победы над армией Наполеона в Отечественной войне 1812 года началось в 1817 году по указу российского императора Александра I. Новый храм должен был стать олицетворением подвига русского народа.
Автор первого проекта храма архитектор Александр Витберг заложил храм на Воробьевых горах. Однако горы начали оседать под тяжестью возводимого сооружения и Николай I, сменивший Александра I на российском престоле поставил условие, чтобы храм был выполнен в «древнерусском стиле» и назначил нового архитектора храма. Им стал знаменитый московский архитектор — Константин Тон.
В 1839 году на новом месте, на берегу Москвы-реки, где стоял древний женский Алексеевский монастырь, который был переведен в Сокольники — Тоном было заложено новое здание храма. Место строительства было выбрано очень удачно: храм был виден с любой точки Москвы и соседствовал с Кремлем.
На строительство и внутреннюю отделку храма Христа Спасителя ушли десятилетия. И, наконец, 26 мая 1883 года храм был торжественно освящен в присутствии Александра III и всей императорской семьи.
В плане собор представлял собой равноконечный крест. Восхищали размеры храма (высота храма была 103 м, общая площадь 6800 кв. м): он мог вместить до 10 000 человек.
Богатое внутреннее убранство храма Христа Спасителя состояло из росписей и украшений из камней. Над украшением храма работали прославленные русские живописцы — Верещагин, Суриков, Крамской. По периметру здание опоясывала галерея, которая стала первым музеем войны 1812 года. Первый храм Христа Спасителя просуществовал 48 лет, в связи с чем многие вспоминали легенду о проклятии монахини, которая, выступая против переноса монастыря, в сердцах прокляла место возведения храма и предрекла, что ни одно сооружение не простоит на этом месте более 50 лет.
Причиной сноса храма стало несоответствие его господствующей идеологии атеизма в Советском Союзе.
По распоряжению Сталина храм Христа Спасителя был взорван 5 декабря 1931 г. На месте храма предполагалось построить Дворец Советов. Однако планы эти были нарушены Второй мировой войной. А котлован, вырытый под фундамент Дворца, был использован для строительства открытого плавательного бассейна «Москва». Бассейн просуществовал 30 лет.
В феврале 1990 года Священный Синод Русской Православной церкви обратился к правительству с просьбой о разрешении восстановлении великого храма. В 2000 году полностью воссозданный в своем первоначальном виде храм был освящен и в нем начались богослужения.
Здание поставлено на высокий стилобат, в котором разместились нижняя церковь, помещения Священного Синода и Духовной Академии, зал заседаний Поместных Соборов и ряд других служб. Сейчас здесь расположена единственная в Москве музейная экспозиция, расположенная в галерее действующего храма. В неё входят материалы, рассказывающие об истории создания, строительства, разрушения и воссоздания храма. Также здесь находится музей Отечественной Войны 1812 года.
Внутреннее убранство храма соответствует внешнему величию. Высота внутреннего пространства — 79 м. Прямо по оси главного входа находится уникальный по композиции иконостас в виде беломраморной восьмигранной часовни, увенчанной позолоченным шатром. Главные святыни Храма: икона Рождества Христова, привезенная Святейшим Патриархом Алексием из Вифлеема, шесть подлинных отреставрированных полотен художника Верещагина и подлинный трон Святейшего Патриарха Тихона в главном алтаре.
Храм Христа Спасителя
Храм Христа Спасителя – Рассказ о Храме Христа Спасителя лучше всего начать с манифеста царя Александра I, который первым приказал построить здание. Манифест вывешен внутри собора и выглядит следующим образом:
«Народ России, вы славянского славянского происхождения! Много раз вы ломали зубы диким зверям, которые нападали на вас, желая вас проглотить. Сдержи себя и приди со Святым Крестом в сердце и оружием в руках, и ты преодолеешь всю силу и агрессию».
Считается, что Царь Александр I решил построить собор в тот же день, когда армия Наполеона оставила Москву, что произошло на Рождество 25 -го декабря 1812 года. Он приказал построить его в знак благодарность Богу за спасение России от неминуемой гибели. Поскольку день победы русских над Францией совпал с Рождеством Христовым, было решено, что главный престол будущего собора будет посвящен Рождеству Христову. Важно, что во времена царской России это был единственный храм такого рода во всей стране.
Первоначальный проект собора был выполнен шведским архитектором Александром Витбергом . Этот проект был поддержан царем, который во многом поддерживал карьеру архитектора. После смерти царя Александра I нововенчанный царь Николай I нашел много проблем в строительстве еще не достроенного собора. Финансовая сторона строительства была поставлена под сомнение, а Витберга даже осудили за нецелевое использование денег, но его невиновность была доказана много позже.
Архитектор Константин Тон взялся за проект, и строительство было быстро возобновлено. Художники со всей страны украшали собор 44 года. Храм был освящен на Пасху 1883 года. До прихода к власти большевиков он был одним из красивейших зданий России. После Октябрьской революции многочисленные соборы и церкви превратили в склады для хранения оружия и хлама, но вместо этого собор решили снести. Считается, что это решение было принято в основном из-за близости собора к Кремлю, так как новая власть хотела создать роскошный «Дворец Советов» на месте. Дворец так и не был построен из-за предполагаемых затрат на его строительство. Он должен был достичь высоты 415 метров со статуей Ленина наверху, что сделало бы его самым высоким сооружением в мире. Собор был снесен огромным количеством взрывчатки, от которой сотряслась вся Москва. Снос происходил в несколько этапов 5 декабря 1931 года. заполненный. Во время президентства Хрущева на месте собора был построен комплекс бассейнов. 40 лет москвичи наслаждались купальнями, но с изменением политического климата в стране в умах правительства зародилась идея восстановления старого храма. Строительство началось в 1990, несмотря на финансовые трудности, которые переживала страна, но процесс все равно поддерживался народом. В архивах были найдены эскизы старого собора, что гарантировало, что новый собор будет идентичен старому из 19 века. Новопостроенный собор был освящен 19 августа 2000 года.
Собор поистине великолепен. На стенах старого собора когда-то были высечены имена солдат и офицеров, погибших в войне против Франции. Вы будете поражены.
Интересные факты:
В 1926 году в России был изготовлен последний церковный колокол, стали медленно останавливать сталеплавильные печи. Спустя почти 70 лет Комиссия по украшению храма Христа Спасителя призвала к строительству новых колоколов для собора. Были отлиты удивительные 30-тонные колокола, которые звонят четыре раза в год, по знаменательным православным праздникам.
Режим работы Храма Христа Спасителя
Каждый день с 10:00 до 17:00.
Храм Христа Спасителя
Церкви
История Калининградского Храма Христа Спасителя началась 30 апреля 1995 года, в день празднования Декады Православия в Калининграде. В этот день от Крестовоздвиженского собора до площади Победы прошел общегородской крестный ход.
История калининградского храма Христа Спасителя началась 30 апреля 19 года.95, в день празднования Декады Православия в Калининграде. В этот день от Крестовоздвиженского собора до площади на площади Победы прошел общегородской крестный ход. После молебна на месте будущего храма митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси) освятил камень и был установлен семиметровый деревянный крест.
Будущий собор должен был стать символом православия на калининградской земле. До 1985 г. в Калининграде не было ни одного православного храма, а открытые позже приходы действовали, как правило, в стенах немецких культовых сооружений, нуждавшихся в реставрации. Храм Христа Спасителя должен был стать первым храмом в городе, построенным по канонам русского православного зодчества – белокаменный собор с пятью золотыми куполами, подобный храмам Псковского Кремля. Первым настоятелем строящегося собора был назначен игумен Меркурий (Иванов), ныне митрополит Ростовский и Новочеркасский.
В мае 1995 г. был определен облик будущего храма; его автором стал архитектор Олег Копылов. Проект был одобрен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
23 июня 1996 года в фундамент будущего собора была заложена капсула с освященной землей, взятой из-под стен Храма Христа Спасителя в Москве.
В конце июня 1996 года возле места строительства главного собора был возведен малый деревянный Храм Христа Спасителя. Этот храм был освящен митрополитом Калининградским и Смоленским Кириллом в честь Нерукотворного Лика Господня. Первое праздничное богослужение состоялось 27 сентября 19 г.96. Эта церковь простояла рядом со строящимся собором до 2009 года, после этого ее разобрали и снова собрали в Калининградском районе Сельма.
Архитектура ансамбля Храма Христа Спасителя выдержана в стиле владимиро-суздальского церковного зодчества. Здание собора представляет собой восьмигранник с выступающими арочными входными порталами. Пятиглавый собор венчает шестой купол с восточной стороны над алтарной апсидой, чтобы символизировать библейский эполет. Шлемообразные купола созданы в стиле древнего византийского храма.
Общая высота собора составляет 69 метров. Площадь остекления составляет более 1000 квадратных метров, площадь гранитно-мраморной облицовки и полов около 11 тысяч квадратных метров. На звоннице храма 13 колоколов, самый большой из которых весит 14 тонн.
Верхний храм собора вместимостью 3 тысячи человек посвящен празднику Рождества Христова.