Священное море: Славное море – священный Байкал. Текст русской народной песни на стихи Дмитрия Давыдова «Славное море – священный Байкал»

Читать онлайн «Байкал – море священное», Ким Балков – ЛитРес

Лежит Байкал в глубокой зеленой чаше и медленно, будто нехотя, ворочается; волны поблескивают в утреннем солнце, пошаливают, но словно бы понарошке, то вдруг кинутся на белый каменистый берег, и могучая дремлющая сила почувствуется в их набеге, когда сдвинутся с места, зашевелятся, зелено посверкивая, тяжелые замшелые валуны; а случается, волны вдруг вспенятся, забурлят, гомонливые, выметнутся из темного загадочного нутра и не скоро еще ослабнут. И там, где они черкнут воздух сверкающим лезвием, расколется синева, рассыплется, сдвинутая, и тысячи синих сверкающих сколок, сталкиваясь и дробясь, упадут, застигнутые ветром, на прибрежные кедры.

Чайки кружат над морем, большие, иссиня-белые, как пена, которая еще долго останется на берегу после того, как схлынет волна, расколотая. А подле них – птахи малые, и вьются вокруг, и свиристят, таежные птахи у моря не кормятся, а все ж не улетают: видать, им тоже по душе кружение над глубокой зеленой чашей.

Велик Байкал и загадочен, неподсуден людскому мнению, сам по себе, щедр ли на ласку, суров ли… И попробуй скажи, отец ли батюшка, грозен ли старец, равнодушный к людскому горю?.. Бывает, придет на его берега молодуха, простоволосая, в черном бабьем шитье, и, ломая руки, крикнет:

– Верни моим деткам кормильца!..

Но никто не услышит, только волны, холодные и на Прокопьев день. Бывает и по-другому: на зорьке ранней зачнут рыбаки тянуть невод, тяжело идет, знать, с уловом нынче… Верно что: подняли невод и – успевай черпать. Раззудись плечо, размахнись!.. Повеселел рыбак:

– Спасибо, кормилец, батюшка!..

И в седую старину, слыхать, случалось… Жило на берегу Байкала племя, маленькое и гордое, морем кормилось, охотою в тайге, правило этим племенем уважение к земле предков, любовь великая, от старого к малому, из века в век одно и шло:

– Не поступись землею своею. Что б ни содеялось, не поступись!..

В гаданиях на бараньей лопатке им не раз выпадало: близится час страшный, уходить надо, искать приют в чужих краях.

А не то случится беда, сгинет племя и ничего-то не останется от него на этой земле, памяти даже… Но сказали старейшины, смяв робость перед злыми духами гор:

– Пускай так. И все ж не уйдем мы, нет…

А беда поспешала тропами торными и нехожеными, через горы и реки, через долины и – пришла: недолго бились люди племени с войнами из дальних кочевий, многие полегли, а тем, кто остался, слабым и немощным, женщинам и детям, – старейшины велели идти за ними. И подошли они к морю, было оно большое и гневное, саженные волны встали на пути людей племени, словно бы хотели остановить, но это не смутило их. Взявшись за руки, они сделали шаг, другой, и скоро море скрыло их от глаз тех, кто незваным пришел на чужую землю. Долго стояли пришельцы-воители, и смятение было в лицах, но еще и гордость за людей чужого племени, которые предпочли смерть неволе.

Сказывают старики: там, на берегу Байкала, поклялись те воители не подымать больше меч, так и сделано было, и уж не покидают родных кочевий и живут мирно, от матери к сыну, от деда к внуку передается легенда о гордом племени, сменяются поколения, а легенда живет. Но, может, и не легенда вовсе, а что-то другое?.. Вдруг да и возьмет улигершин в ослабевшие руки хур и запоет дивную песню о давних временах, и будут в той песне слова:

 
Траве на земле нужно солнце, птице – небо.
А что нужно человеку? И то и другое…
Многое нужно человеку, чтобы жить.
Но пуще всего нужна ему свобода.
Она дает крылья, и тогда он делается как птица.
Она обогревает его своими лучами,
И от этого на сердце у него становится светло и радостно…
 

Расскажет улигершин о гордом племени, и, услышав, люди словно бы выпьют до дна чашу радости. Но не только об этом расскажет улигершин в своей песне, и другие слова будут в ней, и от них больно сожмется сердце. Расскажет улигершин о детях вождя того племени, они не пошли к Байкалу, не сумели одолеть страх, свернули в сторону и спрятались за высокими деревьями, а когда стемнело, сели в легкую, из сухой березы, лодку и уплыли на дальний остров. Они не многое умели делать в жизни, привыкли к тому, что все за них делали другие; и все же не умерли от голоду, научились ловить рыбу, отыскивать пригодные для еды лесные травы и коренья.

Их было двое, мальчик и девочка, они оказались смышлеными – на высоком крутояре, у моря, построили себе жилище из березовых веток, наловчились промышлять зверя. Все бы ладно, да однажды было знамение: юноша в ту студеную пору шел меж байкальских торосов, выслеживая тюленя. И догнал, и уж натянул тетиву лука, чтоб пустить стрелу, и – не успел… Тюлень поднял морду, поглядел на юношу, сказал:

– Не убивай меня. Я поведаю тебе твою тайну.

Юноша удивился: он не знал языка зверей, а понял, о чем сказал тюлень. Помедлил и опустил лук.

– Бойся своих детей, – сказал тюлень. – Рожденные от черного брака, они не станут признавать родства, и тот, кто будет последним в роду, подымет руку на отца.

В глубокой печали юноша пришел к жилищу из березовых веток, сестра выслушала его и тоже запечалилась, а потом они заговорили о том, что лучше бы им уйти с острова, но так велик был страх в душе, что они не посмели этого сделать, а с годами и думать забыли о родной земле.

Настало время любви, и они поняли, что им не обойтись друг без друга, соорудили из палых осиновых листьев брачное ложе посреди своего жилища и предались запретной страсти… А потом у них появился ребенок, и они вспомнили о словах старого тюленя и темной ночью, под осень, когда лютовал северный ветер, бросили ребенка в пенное море.

Та же участь постигла всех, кто был рожден в жилище на высоком крутояре. Они думали, что так будет лучше и ничто не сможет помешать преступной любви. Их не мучила совесть, они не знали этого чувства, потеряв власть над собою в тот момент, когда не сумели одолеть страх и не ушли вместе со всеми… Они не знали многого, чем живут люди, и даже не задумывались об этом; уединенная жизнь на острове казалась им высшим блаженством, когда больше и желать-то нечего, только одно вызывало досаду, что нет-нет да и надо подыматься с брачного ложа, чтобы добыть и приготовить еду или же отнести к синему урезу байкальской волны живой, истошно вопящий комочек, плод их любви, к которому не испытывали ничего, кроме желания поскорее избавиться от него.

Но время шло, и брачное ложе сплошь проросло травою, случалось, они вырывали эту траву, если она делалась жесткою и колючею, но проходил день-другой, и она появлялась снова, они не знали, что и эта трава от их семени, и не боялись ее. Но однажды мужчина укололся ею, и тотчас тело у него почернело, и в муках он умер.

Оставшись одна, женщина была в отчаянии и хотела бы тоже умереть, но смерть не брала ее, с утра до ночи женщина, неприкаянная, ходила по острову. Она и теперь еще бродит где-то, неприкаянная. Случалось ли вам слышать, как посреди ночи вдруг закричит чайка, и боль в том крике и горечь, так это не чайка вовсе, а та женщина.

Велик Байкал и загадочен, вдруг да и выблеснет живым посверком малая рыбка голомянка, возьмешь в руки и подивиться-то не успеешь на нее, прозрачную, а уж нет ее – растаяла… Так и мысль твоя на этом берегу, неохватная вроде бы, дерзкая, людям на удивление, а как глянешь вдаль да увидишь ярые волны, которые, с каждою минутою делаясь все круче и суровее, надвигаются на тебя, разом придет робость, и уж не скажешь, о чем была твоя мысль, разбитая на мелкие осколки, потеряется вдруг, и не соберешь ее, не ухватишь…

Байкал и в тихую погоду не больно-то ласков, вековечною тайною веет от него, грустная эта тайна, сердцем почувствуешь: грустная, а понять, постигнуть и не пытайся даже, а коль изменишь этому правилу, которому издревле следуют люди, живущие у моря, пеняй на себя… В душе, минет время, сдвинется что-то, и неприметное вроде бы чужому глазу, а уж себя-то не обманешь, и грустно станет, и одиноко, и как-то неприютно промеж людей, и захочется чего-то другого, и ты долго будешь думать, чего же именно, но так и не найдешь ответа, и уж не видать покоя до последнего дня твоего. Знать, вошла в тебя тайна Байкала.

Приходят люди на белопенные берега и подолгу дивуются на чудную, открывшуюся взору красоту, но мало кто скажет: ах, как хорошо! Словно бы что-то удержит эти слова, сомнет, и самая мысль о них, еще не родившись, сгинет.

Есть в этой тайне нечто смущающее душу, и хотел бы проникнуть в нее, а не осмелишься, вот и бродишь в мыслях вокруг нее, и всякие дивные дива вспоминаются, и многие из них кажутся такими отдаленными во времени, что дух захватывает. Странно все-таки… И знаешь, что это не так и не все из того дивного, что случилось на Байкале, случилось в незапамятные времена. Но в том-то и дело, что сознание противится этому, принимает сибирское море не как реальность, а как символ чего-то неизбывного, вечного, окруженного таинственностью, которою мы окружаем все, что находится за пределами нашего разумения.

Старик-рыбак, смуглолицый, пропахший ветрами, с длинными жилистыми руками, сидит на песчаном берегу, смотрит, как ходит по кругу, наматывая на скрипучий ворот просмоленные концы невода и тяжело поводя запотевшими боками, какая-нибудь захудалая лошаденка, а потом и вспомнит столь поразившее его и подзовет малышню, а она в пору, когда тянут невод, шныряет здесь же, на берегу, и начнет сказывать голосом хрипловатым и намеренно негромким:

– Стало быть, так… От деда слыхал, а тот еще и от деда своего, а уж тот от кого – не скажу… Ну, стало быть, в самую старину содеялось, волки, стая треклятая, сели на хвост табуну и – погнали… Да не куда-нибудь, а прямо к Байкалу, море в ту пору было нешумливое, волна едва накатывала… Табун примчал к берегу и остановился. Куда ж дальше-то?.. Вожак, жеребец Карько, ловкий, силища – во!.. – вылетел из табуна и давай биться с волками. Но тех много, тоже – силища, да поболе, чем у Карько. Поранили жеребца. Чует Карько: пропадет сам и табун погубит. Вот и кинулся в Байкал-море, а табун за ним… Что же волки?.. А ничего, порыскали по берегу, посверкивая голодными глазами, да и подались обратно, в тайгу…

 

Замолкает рыбак, и лицо у него пуще того темным делается, опечаленное, и малышня ждет, притаясь, и даже самый непутевый из них присмиреет.

– Волки, стало быть, в тайгу подались, – спустя немного продолжает старик. – А табун все плывет да плывет за вожаком. День плывет, ночь… Благо Байкал не шелохнется даже. Словно бы примолк в ожидании чего-то. А может, просто пожалел ошалевший от страха табун и не захотел сделать ему худа?.. – Рыбак оглядывает малышню, и в темных, все еще зорких глазах его удивление. – Да уж, попробуй угадай, когда море ласково, а когда лютее зверя… Но да бог ему судья! А я вот что… я про табун… Еще через день выдыхаться стали кони, вдруг да и раздастся жуткое ржание, а потом ненадолго все стихнет, и там, где минуту назад билась старая обессилевшая кобыла, еще долго ходят по воде круги. Когда ж показался берег, тот, другой, который отсюда и не увидишь, держались на воде лишь Карько и еще три кобылы, вышли на берег, худые, дрожащие, сделали шаг-другой и упали на песок и уж не подымутся. Выплыли они как раз напротив рыбачьей деревни, люди увидали, побежали к берегу… Натаскали травы, чтоб покормить коней, те поели, а все не встанут на ноги. И лишь тогда заметили люди, что копыта у коней разъело водою.

– И чего же? И чего?..

Это малышня, а только рыбак уже подымается с прибрежного песка и идет горбясь. Но скоро останавливается и говорит недовольно:

– А ничего… Принесли мужики бердану и, жалеючи коней, пристрелили их. Вот и все…

Однако ж это еще не все, услышанное будет долго волновать ребят, и ночами они станут спать плохо, но и повзрослев, не забудут, а расскажут кому еще… Так и станет жить этот сказ про табун, и редко в какой деревне, сидя за чашкою чая иль дожидаясь, когда поспеет жаркое, не услышишь про ошалевших от страха коней.

Велик Байкал и загадочен, крепко хранит свою тайну и никому не поведает про нее, даже лучшему из людей, а все ж умеет ценить силу духа, отвагу и милостив к тем, кто обладает всем этим, как милостив и к меньшим братьям рода человеческого. Сказывают, зверь-подранок, едва передвигая ноги, случается, и придет темной ночью к синему урезу и будет долго стоять, забредя по самое горло в студеную воду. А потом еще придет и еще… И в конце концов заживут раны на его теле и духом окрепнет.

Так ли, нет ли?.. Разве скажешь? И быль, и небыль столь тесно переплелись на байкальских берегах, что подчас и самое удивительное и невероятное принимается людьми за чистейшей воды правду. И теперь еще сказывают, будто-де везли в свое время в скрипучей крестьянской телеге, на ворохе гнилой соломы, по Сибирскому тракту неистового протопопа, и был он худ и бледен, и глаза на истомленном лице горели. А подле него, в телеге, люди служивые, стрелецкие, от родного очага оторванные на долгие месяцы и потому злые, в суровом стеснении держали гонимого, кляли на чем свет стоит, кормили да поили худо. А неистовый словно бы и не замечал мучителей, глядел окрест горящими глазами, и восторг светился в них, и радость. Но пуще того забилось у него сердце, когда взору открылся Байкал, и спрыгнул тогда с телеги и поднял кверху руки, закованные в железа, и крикнул страстным и сильным, столь привычным для него в прежние годы голосом:

– Господи, чудо-то какое!. . Или впрямь ты сотворил это чудо иль кто еще другой, недоступный нашему слабому разумению, но такой же, как и ты, великий и дерзкий сотворил его?!

Служивые люди стрелецкие дрогнули сердцем: столь крепка была сила духа в этом слабом, испытавшем на себе пытку огнем и железом теле, – и страх запятнал их лица, но еще и смущение, и то смущение они унесли к порогу отчего дома. А протопоп меж тем, все так же держа над головою руки, пошел к Байкалу и припал к волне сухими губами. Вот тогда и содеялось дивное, о чем теперь еще говорят кто с удивлением, а кто с растерянностью: звеня, упали железа с измученных рук неистового, и там, куда упали, забурлила вода, запенилась, а скоро сребротелые рыбки, выметнувшись, рассыпались… Не менее служивых смущен был и сам неистовый, только и сказал, подымаясь с колен:

– Знать, велика твоя сила, море сибирское!..

А потом, когда протопоп шел от моря к тому месту, где стояла повозка и где дожидались служивые, позади него прорастали какие-то деревца, и дивились служивые и не могли понять: что это такое?. . А то были березки, необычные, которые не растут ни в одном другом краю света. Кудрявые, белые с просинью, издали цветом своим сливаются с морем да с небом.

Сказывают люди, березками Байкал одарил неистового за муки и веру горячую в свою правоту. Так ли, нет ли?.. – кто скажет, однако ж тропа та, что сажен на сто пролегла от Байкала в сторону Великого Сибирского тракта, и по нынешний день зовется Протопоповою, а имя тропе дали позже, уже в царствование государыни императрицы Екатерины II. Шли гонимые ею люди старой веры, ненавистники всего никонианского, латинского, турского, что пыталось повалить старую веру и противу чего с такой яростью на Вселенском соборе выступал неистовый, сказавши:

– Рим давно пал, и ляхи с ним же погибли, до конца остались врагами христианам; да и у вас, византийцы, православие пестро, от насилия турского Махмета немощны вы стали и впредь приезжайте к нам учиться: у нас, божией благодатью, самодержество. До Никона-отступника в нашей России у благочестивых князей и царей все было православие. Чисто и непорочно, церковь немятежна.

Не забыты эти слова, не размыты, и люди, гонимые государыней императрицей, помнили их, а увидев тропу меж чудных березок, почуяли сердцем, что тропа сия протопопова. И уж осевши на чужих, которые, однако ж, вскорости сделались своими, от души и от боли стали приходить к тому месту на Байкале, где в свое время побывал протопоп, и подолгу сиживали на мшистых валунах, укрепляясь в вере.

Отдыхал на тех валунах, приходя в себя от жестоких ударов судьбы, и смуглолицый флотоводец Петра Великого, поднаторевший в морских сражениях, но так и не сумевший сыскать себе места при дворе. С удивлением и восторгом прислушивался флотоводец к грозному шуму байкальских волн, и славное прошлое вставало перед глазами, и он снова штурмовал неприятельские крепости на Балтийском море и с бесшабашной удалью, которая присуща лишь русскому человеку, шел на абордаж… Отчаявшийся, он вдруг снова почувствовал в себе силу и, уже приехавши на место, определенное ему для жительства близ желтой реки Селенги, еще долго был мучим прожектами, многие из которых и по сию пору вызывают уважение.

Велик Байкал и загадочен, и у каждого народа, соприкоснувшегося с ним, отношение к нему свое, особенное. Ровно и спокойно отношение к нему русских людей, но случается и так, что вдруг да и перевесят чувства и отступит разум, смутясь, и скажет тогда сибиряк: «Ах ты, порождение дьявола, доколе будешь маять? Чтоб ты сгинул!..» Но случается такое не часто, а если все ж случается, то, успокоившись, сибиряк еще долго станет мять у себя в затылке и досадовать на несдержанность языка. В любую пору уважительно отношение к Байкалу жителей просторных, из края в край, степных раздолий – бурят. С малых лет привыкнув поклоняться земным тайнам, они и к сибирскому морю испытывают немалое почтение, но почтение это не робкое, а какое-то домовитое, хозяйское, как если бы перед ними был и не Байкал вовсе, а умудренный годами старец. Молитвенно и по-детски простодушно отношение к сибирскому морю эвенкийских племен, не часто появляются они на белых песчаных берегах, из века в век обретаясь средь таежных сопок и горных речушек, безбоязно ставя чумы подле зверьих троп и медвежьих берлог, там, где повыше, куда, бывает, что и заглянет солнце, пробившись сквозь густые кроны таежных великанов. Отважные в схватках со зверем, они делаются слабыми и безвольными, очутившись на берегах Байкала, и страх разом вспыхивает в их маленьких зорких глазах, и они осторожно и как-то неуверенно ступают на землю и тихо бормочут, глядя в синюю неоглядь: «О, бачка, бачка!..» И коль отпадет надобность и дальше находиться близ сибирского моря, норовят побыстрее уйти. То же самое эсты и ливы, волею жестокой судьбы заброшенные в эти чужие для них края. Они до самого последнего дня своего так и не привыкнут к суровому нраву Байкала, и в их угасающей памяти будет жить другое море, доброе и ласковое. Не забудут славное море, омывающее берега их отчизны, и польские повстанцы, испытавшие на себе тяжелую руку русского полководца. И все то суровое и грозное, что выпадет на их долю, невольно вызовет смятение в душах и острую неприязнь к богом забытому краю, а значит, и к древнему сибирскому морю, которое будет неустанно шуметь подле их поселений, напоминая о несчастье. И еще долго не остынет эта неприязнь, и даже дети повстанцев, а потом и внуки, уже вроде бы принявшие чужие обычаи, нет-нет да и скажут с досадою:

– А, матка боска, отчего это море такое: хмурится, хмурится, будто все, что ни делается, не по нутру ему?. .

Байкал и впрямь, если не подо льдом он, едва ли не каждодневно морщинят волны, неустанно гуляют над его поверхностью ветры, северные и южные, восточные и западные, сменяют друг друга с упрямой настойчивостью и не дают зеленоватой байкальской воде застояться. И о том знают коренные сибиряки и не досадуют, а подчас и говорят с уважением:

– Работает батюшка…

Верно что, работает… И не всякий раз углядишь эту его работу и подивуешься на разумность природы. Вдруг да и разъярится, и загудит, и земля подле самого моря ходуном заходит, тогда даже стойкие наспех крепят мотоботы цепями и стараются уйти побыстрее. Не остыло еще в памяти недавнее, пожалуй, и через этот век, через двадцатый, перешагнет… Тогда зашевелилась земля у Байкала, волны вспенились, покатили одна на другую, сломали берег, вся степь Саганская на сотню верст ушла под воду, а вместе с нею и русские села и бурятские улусы, жители которых в страшном смятении бежали в горы, и там еще долго было слышно, как яростно шумят волны, разрывая на куски враз ослабевшую землю. Годы спустя, с опаскою подходя к месту, где случился Провал и где все еще неуспокоенно плещется вода, говорили люди, будто-де в ту ночь оттого и разгневался Байкал-батюшка, что жители Подлеморья мало-помалу начали забывать об уважительном отношении к нему и уж не только в крепкой досаде, а и просто так, развлечения для, могли сказать с усмешкою:

– Эк-ка, дурной, и чего надо, чего гудет?..

Может, так, а может, и нет, однако верно, что и нынче не всегда поостерегутся – а жаль! – и скажут худое слово о славном сибирском море, подле которого, на западной его окраине, у зеленого мыса, где буйно и весело полощутся на байкальских ветрах видные с любой стороны, рясно зеленые кроны лиственничных деревьев, едва ль не в одночасье вырос рабочий поселок и началось невиданное доселе предприятие – строительство Кругобайкальской железной дороги.

Business FM Санкт-Петербург — Славное море – Священный Байкал

ЦБ 31.01

$69.59

75.78

ММВБ 31.01

$

BRENT 31. 01

$85.25

5933

RTS 31.01

987.39

Программы

 

Проекты

Популярное

 

  1. Главная
  2. Проекты
  3. Архив проектов
  4. Первым классом

Сегодня отправляемся на озеро Байкал — самое глубокое на планете, самое древнее, самое большое по площади на континенте и, конечно, одно из самых красивых в мире.

Озеро Байкал — Фото: Simon Berger / Pixabay — Источник

Читайте также

Первым русским путешественником, достигшим Байкала, был Курбат Афанасьевич Иванов. В 1643 году казачий отряд под его руководством добрался до западного побережья озера, прямо напротив острова Ольхон. Именно Курбат Иванов составил и первую схематичную карту — «Чертеж Байкалу и в Байкал падучим рекам и землицам». А обобщить сведения первопроходцев и дать более подробное описание красот Байкала удалось Николаю Спафарию, возглавившему в 1675 году русское посольство в Китае.

За Курбатом Ивановым последовал атаман Василий Колесников и, доплыв до северной оконечности озера, основал Верхнеангарский острог, который с тех пор стал перевалочным пунктом для путешествий в Забайкалье и на Дальний Восток. Одним из знаковых событий в освоении этих земель стало основание Яковом Похабовым Иркутского острога на правом берегу Ангары в 1661 году, а уже в 1686 году Иркутску, который по сути стал столицей Восточной Сибири, был пожалован статус города.

Зимние туры на закованный льдом и окруженный белоснежными горными вершинами «Байкал-батюшку», как с почтением называют озеро жители Прибайкалья, насыщенны и увлекательны: катание на коньках и на катере-хивусе с воздушной подушкой по бирюзовому льду, хаски-туры и туры на вездеходах или снегоходах, ледовый треккинг, горнолыжка и подледная рыбалка.

Чистый воздух, заповедная тайга и прозрачная вода – сама природа позаботилась о том, чтобы создать на Байкале все условия и для оздоровительного отдыха. Зарядившись энергией «Священного моря», можно отправиться в один из спа-курортов и искупаться в горячей целебной воде. Термальные ванны не только помогают справиться с различными заболеваниями, но и укрепляют иммунитет и нервную систему. Большой популярностью пользуются целебные воды Аршана, Жемчуга и Северобайкальские минеральные источники.

Автор: Business FM Санкт-Петербург

Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.

Комментарии на сайте работают в режиме премодерации. В связи с этим их появление на сайте будет занимать некоторое время. Немедленно высказать свое мнение по любой теме вы можете в наших группах Facebook, ВКонтакте и Twitter.

Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.

Священное море | для жизни Salish Sea

GoFundMe: дом для Sk’aliCh’elh-tenaut

Grist: Один украденный кит, паутина жизни и наше коллективное исцеление

New York Times: Salmon People

новости ниже

Новости и обновления

Мы делимся новостями, историями и сообщениями, которые относятся к нашей работе и Salish Sea, на нашей странице Facebook, которую также можно просмотреть здесь, на этой домашней странице. Вы можете подписаться на нашу рассылку внизу любой страницы этого сайта. А здесь, в нашем блоге, мы будем публиковать обновления и заметки по случаю. Hy’shqe за вашу помолвку!

Священное море | 8 января 2023 г. | Без категории | 0 комментариев

Мы надеемся, что в 2023 году Sk’aliCh’elh-tenaut вернется домой. Желаем всем счастливого нового года! Мы благодарны за то, что дал нам 2022 год. Основные моменты включают в себя: молитву Лхак’темиш и церемонии исцеления для Ск’алиЧ’эль-тенаут и ее семьи; Конференция по прослушиванию в…

Подробнее

by Sacred Sea | 13 декабря 2022 г. | Без категории | 0 комментариев

Эдуардо Альбор рассказал сегодня на конференции о том, как он следовал своему сердцу, покупая Океанариум Майами и делая все возможное на благо всех животных там и в других местах. Он видит текущую преданную и любящую заботу в партнерстве с Друзьями…

Подробнее

by Sacred Sea | 13 декабря 2022 г. | Без категории | 0 комментариев

Смотрите конференцию 13 декабря «Toki: Настоящее и будущее — день прослушивания» в прямом эфире или в записи здесь (для просмотра необходимо перейти на YouTube, воспроизведение видео на других сайтах отключено): https:// youtu. be/Sc3tvVAn19I

Подробнее

by Sacred Sea | 25 ноября 2022 г. | Без категории | 0 комментариев

Hy’shqe другу Токи (ранее — Друзья Лолиты) за эту новость: 13 декабря 2022 года в Майами состоится конференция, посвященная текущему благополучию и будущим возможностям Ск’алиЧ’элх-тенаут. В этот «День слушания» Друзья Токи…

Подробнее

by Sacred Sea | 7 ноября 2022 г. | Без категории | 0 комментариев

Мы благодарны за вашу постоянную любовь и заботу о Sk’aliCh’elh-tenaut (Tokitae / Lolita). Она продолжает лечиться от инфекции, которая у нее была с прошлой зимы. Ее последний отчет об оценке состояния здоровья находится здесь. Sk’aliCh’elh-tenaut продолжает получать любовь и…

Подробнее

by Sacred Sea | 28 октября 2022 г. | Без категории | 0 Комментариев

«Чувствую себя благословенным и полным благодарности. Ширли Боб и я только что вернулись из Майами. Мы пошли помолиться и провести культурную церемонию с нашим родственником, Ск’алиЧ’елх-тенаутом. Ск’алиЧ’елх-тенаут чувствует себя Ей нравилось, как Ширли поет ей песни, моя игра на барабанах и…

Подробнее

by Sacred Sea | 4 октября 2022 г. | Без категории | 0 комментариев

Hy’shqe! Вы имеете значение, O Si’am ne schaleche sii’am (наши уважаемые друзья и родственники), Вы значите для нас целый мир. Ваша моральная, эмоциональная и духовная поддержка Ск’алиЧ’элх-тенаут помогла изменить политику и практику. В течение 52 лет наши отношения выполняли…

Читать далее

Сообщество

Мы благодарны за поддержку Проекта «11 часов» Фонда семьи Шмидт; к проекту «Права коренных народов на природу» через фонд «Наа Иллахи»; в Фонд дикой природы; и нашим индивидуальным донорам по всему миру. Центр земного права, проект «Китовый заповедник» и «Друзья Токи» являются ключевыми партнерами. В наш альянс Netse mot I shwolowen (Один разум, одно сердце) входят организации 350 Seattle, Sierra Club, Earth Ministry, Stand.earth, RE Sources for Sustainable Communities, Bellingham Unitarian Fellowship, Mosquito Fleet и другие.

Ск’алиЧ’эль-тенаут | Священное море

, также известный как Tokitae или Lolita

На языке лумми косаток называют qwe ‘lhol mechen, что означает «наши отношения под водой». Кампания Salish Sea работает над тем, чтобы вернуть косатку Sk’aliCh’elh-tenaut из плена и вернуться домой в Salish Sea. Когда-то ее называли Лолитой, затем звали Токитае, а теперь ей дали имя Лумми Ск’алиЧ’элх-тенаут. В 1970 году ее насильно забрали из L-pod, и с тех пор она содержится в Океанариуме Майами. В 2017 году она все еще поет семейную песню L-pod, которой ее мать научила ее, когда она была ребенком (запись ее пения этой песни была сделана в ее аквариуме Miami Seaquarium в начале 1990-е. По крайней мере, два эксперта определили ее как песню L-pod). Нация Лумми подала ходатайство о возвращении ее домой; в 2018 году Лумми провел пресс-конференцию в Майами по этому поводу, а позже отправился в путешествие к тотемному столбу для Ск’алиЧ’элх-тенаута. В 2019 году две отдельные женщины Лумми сослались на Закон о защите могил коренных американцев и репатриации (NAGPRA) и объявили о своем намерении подать в суд на Океанариум Майами, если Океанариум не согласится совместно разработать план по безопасному возвращению Ск’алиЧ’эль-тенаут. домой к своей семье в Салиш-Си. Центр Земного Права теперь является юридическим представителем усилий по репатриации. В рамках проекта «Китовый заповедник» разрабатывается комплексный оперативный план, основанный на мудрости предков Лумми и науке, чтобы безопасно вернуть Ск’алиЧ’эл-тенаут домой.

План вернуть ее домой

Подписать петицию, чтобы вернуть ее домой

Пожертвовать Tokitae Fund

Международные церемонии и солидарность

Видео из Центральной Азии, Непала, России, народа Лумми, США, Европы, и в другом месте скоро будут размещены в этой коллективной, продолжающейся молитве и церемонии для Sk’aliCh’elh-tenaut. Видео также можно просмотреть на странице Facebook «Церемонии для Sk’aliCh’elh-tenaut». Пожалуйста, проведите и поделитесь своей собственной церемонией, а также опубликуйте ее на странице Facebook и/или отправьте ее нам по адресу [email protected] по электронной почте, через DropBox или WeTransfer.

 

Недавняя пресса

  1. У членов

    Lummi появился новый союзник… knkx

  2. Ее нужно вернуть домой… бхам вестник

  3. Новый бой Lummi Nation… Q13

  4. Индийская страна сегодня

  5. Indian Country Today Broadcast

  6. Косатка Лолита — захватывающая судьба — Швеция

  7. Касатка Лолита приговорена к 50 годам тюрьмы: «Пусть она воссоединится с матерью» – Швеция

  8. 50 лет со дня кровавой облавы – Whidbey Times

  9. 50 лет назад, семь косаток…- Times Colonist

  10. Syre на шведском языке

  11. Джурратцаллиансен

  12. Натурсидан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *