Святая софия киевская: Недопустимое название

Содержание

София Киевская — тысячелетний символ Украинского государства

Святая София, возведенная в центре древнего Киева в начале XI века, уже более тысячи лет назад — духовный, политический и культурный центр Украины.

Собор Святой Софии Премудрости Божьей.
 


Знаменитая икона-мозаика Богородицы XI века «Оранта».

Святая София, возведенная в центре древнего Киева в начале XI века, уже более тысячи лет назад — со времен Владимира Великого и Ярослава Мудрого до сегодняшних дней — духовный, политический и культурный центр Украины, свидетель многих исторических событий. Здесь возводили на престол киевских князей и вручали им символы государственной власти, подписывали политические соглашения, принимали иностранных послов, проводили церковные соборы и интронизовали митрополитов. Под стенами Софийского собора с давних времен собирались «от мала до велика» на вече, где решались важнейшие вопросы государственного значения — дела войны и мира, призыва князя на престол и заключения с ним договора («ряда»), смены княжеских урядников, экономического развития, международной политики и судопроизводства.

Эта традиция организации государственного управления с княжеской эпохи дошла до наших времен — оранжевый Майдан, Революция Достоинства, акции «Нет капитуляции!» — и является проявлением народоправного строя, которым руководствовались государство Владимира, крестителя Киевской Руси, и его потомки.

Святая София неотделима от судьбы Украинского государства и народа, здесь формировались принципы демократии и высокая культура, определялся европейский курс, который внедряли в жизнь князья Владимир Великий, его сын Ярослав Мудрый, правнук Владимир Мономах, митрополиты Иларион, Макарий, Петр Могила, гетманы Богдан Хмельницкий и Иван Мазепа, церковные деятели и ученые Евгений Болховитинов, Петр Лебединцев и другие.

Собор Святой Софии Премудрости Божьей украшает уникальная для всего мира знаменитая икона-мозаика Богородицы XI века «Оранта», которая стоит в вечной молитве перед Господом Богом. Она является образом Церкви земной, Нерушимой Стеной, защитницей Украины.

В народе убеждены: сколько будет стоять София, сколько будет молиться Оранта, столько и будут стоять Украинское государство и Киев.

С берегов Днепра государственность и культура распространились по восточнославянским территориям

Как ни удивительно, но история строительства Софии Киевской, древнейшего храма, который сохранился на восточнославянских землях, является не только предметом научных дискуссий, но и исторических разночтений и даже манипуляций.

— Разные летописи называют две даты основания храма: Новгородская летопись — 1017 год, «Повесть временных лет» — 1037-й, — говорит доктор исторических наук, профессор, заведующая научно-исследовательским отделом «Институт «Святая София» Национального заповедника «София Киевская» Надежда Никитенко. — Относительно этих двух дат уже 200 лет идет дискуссия о том, когда же построен храм. Летописи — это государственные документы, которые писались по заказу князей, и не только в Киевской Руси. Тогдашние книжники называют строителем Софии князя Ярослава Мудрого, который княжил с конца 1016-го до лета 1018 года и в 1019—1054 годах.

Скажем, в «Повести временных лет» под 1037 годом читаем: «Заложил Ярослав город большой, у того же града суть Золотые ворота; заложил же и церковь Святой Софии». Так летописец всячески стремился прославить своего властолюбивого князя, к кругу книжников которого принадлежал и чью волю навеки воплощал в письменах для потомков.

Впрочем, как отмечает Надежда Никитенко, недавно выявленные на стенах собора граффити с датами 1018-го, 1019-го, 1022-го, 1023-го, 1028-го, 1033-го и 1036 года, неопровержимо свидетельствуют, что храм был возведен значительно раньше 37-го года, украшен мозаиками и фресками. Общеизвестно, что даты в граффити не писались «задним числом», это противоречит средневековой ментальности и эпиграфической традиции, так как событие буквально «врезалось» в каменные скрижали истории — стены храма. Тем не менее некоторые (особенно российские и пророссийские историки советского пошиба) никак не хотят даже замечать эти даты, дескать, они «неправильно (или плохо) читаются», «их здесь просто нет» и вообще — «этого не может быть, так как не может быть никогда». Но ведь подтверждают это датирование и другие источники. Среди них «Слово о Законе и Благодати» Киевского митрополита Илариона, который был современником Владимира Великого и Ярослава Мудрого и видел собственными глазами строительство храма.

В этом древнейшем памятнике Киевской Руси автор утверждает самостоятельность Русского государства и Церкви, прославляет князя Владимира, воина и строителя собора, называет великим каганом нашей земли.

— Это восточный царский титул, — говорит историк. — Владимир, как и его отец Святослав Храбрый, ходил на Хозарский каганат, наложил на него дань и получил титул хозарского кагана, который носил наряду с княжеским.

— Существует еще один важный источник — это знаменитая хроника немецкого епископа Титмара Мерзербургского, который тоже был современником Владимира, — продолжает Надежда Никитенко. — Она дошла до нас практически в оригинале с 1018 года и никогда не переписывалась и не редактировалась, то есть не «исправлялась» в угоду власть имущим, в отличие от летописей. В этой хронике Софийский собор упоминается под 1017 годом, с 1018-го уже как действующая резиденция Киевского митрополита. Никто из ученых не сомневается, что Титмар говорит правду. Но о каком соборе он говорит? Может, то была деревянная церковь, построенная княгиней Ольгой или Владимиром? Однако в документе ни слова о деревянном Софийском храме.

В нем речь идет о том, что здесь был митрополит и имел здесь церковные реликвии, с которыми встречал польского короля Болеслава и его зятя Святополка, сына князя Владимира, когда те, после смерти крестителя Руси, с войском вошли в Киев в августе 1018 года.

Уточнить дату возведения храма помогают еще и древние Святцы, где записаны дни его освящения. При Владимире место по-строения и фундаменты освятили 4 ноября 1011 года, а при Ярославе — 11 мая 1018-го престол в храме.

— Это действо осуществлялось исключительно в воскресенье, день Господний, — говорит исследовательница. — Так вот, во втором десятилетии XI века и 4 ноября 1011 года, и 11 мая 1018 года приходится как раз на воскресенье. Вот откуда такое весьма четкое датирование. О том, что София была основана в 1011 году, знал и Киевский митрополит Петр Могила, который реставрировал Софию в XVII веке. В 1634 году по его заказу была сделана огромная ктиторская надпись на арках под центральным куполом храма, где была четко указана дата начала строительства собора — 1011 год.

Судя по надписи, Могила считал, что храм основан при Владимире, но закончил Софию Ярослав, что подтверждают и современные научные исследования. Таким образом, Петр Могила имел какие-то данные, которые до наших дней не дошли. Он был ученым человеком, знал книги церковные, летописи и документы, которые сохранялись в софийском архиве (сгорел в 1697 году) и, конечно, абсолютно ответственно отнесся к дате 1011 год, не придумал ее, так как поместил под образом Христоса Панто-
кратора. Это же просто поражает, ведь данные надписи Могилы и результаты современных исследований дают одну и ту же дату основания Софии — 1011 год! Существуют и другие источники, в частности заметки иностранных путешественников Мартына Груневега и Эриха Лясоты, которые в конце XVI века посетили Софийский собор, и строителем храма называют князя Владимира, которого величают «царем». А он им и был, это удостоверяют его монеты.

Почему это так важно?

— Как год основания Софии Киевской 1011-й признавали вплоть до конца XVIII века, — говорит Надежда Никитенко. — Это зафиксировано в нескольких тогдашних статистических «Описаниях Киевского наместничества». 1037-й стал «хрестоматийным» лишь после 1795 года, когда была создана Киевская губерния и царское правительство под себя унифицировало все исторические даты на присоединенных украинских землях. 37-й как можно лучше вписывался в идеологию самодержавия.

Мифологема россйско-имперской правопреемственности трактует события так: в 1036 году Ярослав Мудрый стал «единовластцем Русской земли», победил печенегов, поэтому в 1037 году заложил Софийский собор как «памятник славы русского оружия». На то время Петр I уже переименовал Московию в Россию, и то, что было русским, от слова Русь, стало «русским», от слова «Россия».

— К тому же 1037 год был определен кульминацией формирования империи Рюриковичей, — отмечает исследовательница. — И он четко вписывался уже в идеологию советской империи с ее тезисом «Киевская Русь — общая колыбель трех братских народов».

Под эту идеологему «подогнали» даты возникновения в середине XI века трех Софийских соборов — в Киеве, Новгороде и Полоцке.

— На самом деле София Киевская появилась во втором десятилетии XI века, она значительно древнее Новгородской и Полоцкой, она величественнее и стала образцом для строителей других храмов. Традиция объективного датирования собора восстановлена в независимой Украине. На основании результатов наших новейших исследований в 2011-м и 2018 году на международном и государственном уровнях отмечено 1000-летие основания и освящения Софии Киевской. А дата 1011 год как время основания Софийского собора внесена в Календарь памятных дат ЮНЕСКО.

Фото предоставлено Надеждой НИКИТЕНКО.

Продолжение следует.

Святая София в Стамбуле и драматические события мировой истории

Первая пятничная молитва состоялась в Айя-Софии в Стамбуле после 86-летнего перерыва, когда Святая София была музеем. Бывший христианский собор стал снова мечетью после указа президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, который осудили многие религиозные и культурные деятели, политики и международные организации. Тысячи людей, включая президента Эрдогана, собрались в Айя-Софии, построенной как самый большой христианский храм почти полтора тысячелетия назад. Во время пятничной мусульманской молитвы христианские мозаики Софии были прикрыты. В прошлом году Софию как музей посетили 3,7 миллиона туристов, она является одним из самых посещаемых объектов Турции. Эрдоган заверил, что туристов будут допускать в Айю-Софию после превращения ее в мечеть. С самой Святой Софией связано много драматических событий мировой истории, о части из них ‒ наш рассказ.

«КАК МОЩНЫЙ КОРАБЛЬ»

Построена Святая София была императором Юстинианом ‒ причем в рекордный, как для тех времен, период ‒ в течение всего лишь семи лет ‒ с 530-го до 537 года.

Высота Софийского собора ‒ 55 метров, диаметр купола ‒ 31 метр. Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире и одним из самых крупных зданий в целом ‒ до строительства Собора Святого Петра в Риме.

Существует легенда, что план здания императору Юстиниану вручили ангелы, когда тот спал.

На строительстве храма ежедневно работало около 10 тысяч рабочих. Для строительства использовали лучший строительный материал ‒ в частности мрамор.

Также в Константинополь свозились архитектурные элементы древних сооружений (например, из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из Храма Солнца, а из Эфеса ‒ восемь колонн из зеленого мрамора ‒ фенгита). Кроме мраморных украшений, Юстиниан, желая придать храму небывалый блеск и роскошь, использовал для его отделки золото, серебро и слоновую кость.

27 декабря 537 года состоялось торжественное освящение новой церкви, совершенное Константинопольским патриархом Миной.

«Заякорена в самом центре города, как мощный корабль, была большая церковь Святой Софии, построенная Юстинианом. Это было самое впечатляющее здание позднего древнего мира ‒ здание, масштаб которого мог сравниться только с его же украшением», ‒ писал в книге «Константинополь» преподаватель Кембриджа Роджер Кроули.

А Прокопий, летописец, заметил в давние времена, что казалось, будто купол собора не опирался на прочные каменные стены, «а свисал с небес».

Особенно поражало, когда солнечные лучи подсвечивали мозаики и мрамор ‒ как золотая подсветка.

ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ

В истории христианства было семь Вселенских соборов. Причем два из них ‒ Пятый и Шестой ‒ происходили в Святой Софии. (Еще один константинопольский собор состоялся тогда, когда собора еще не было ‒ в четвертом веке).

Итак, Пятый Вселенский собор состоялся в 553 году (его еще называют вторым константинопольским).

А Шестой Вселенский собор (третий константинопольский) был созван императором Константином ІV в 680-681 годах.

Не будем пересказывать решения этих соборов, скажем только, что в Святой Софии принимались важнейшие решения для христианских догм и учения. Например, на Шестом Вселенском соборе было принято решение признавать в Иисусе Христе два естества: божественное и человеческое ‒ и за этими двумя сущностями ‒ две воли; однако так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна Его Божественной воле. ..

Также еще два собора, которые, правда, не признаются Вселенскими, состоялись в Святой Софии в 9-м и 14-м веках.

СВЯЗЬ С РУСЬЮ

Киевская княгиня Ольга приняла христианство в 955 году, а в 957 году побывала в Константинополе. Пораженная Софией, она в Киеве ‒ формально еще не христианском ‒ построила небольшой деревянных храм Святой Софии.

Памятник Киевской княгине Ольге, которая в 957 году приняла христианство, посетив Константинополь

Когда Владимир Святославович выбирал веру для Руси на смену язычеству, то отправил, по преданию, посланцев к народам с разными религиями.

Когда его посланцы прибыли в Константинополь и пошли на службу в Святую Софию, то, по преданию, потом рассказывали Владимиру: «Мы не знали, мы были на небесах или на земле. Как для земли там было много роскоши и красоты, и мы не можем даже описать это. Мы только знали, что Господь там находится среди людей».

Софийский собор в Киеве

Софию Киевскую считают меньшей копией Софии Константинопольской и строили византийские мастера.

Многие соборы и церкви в мире построены именно как меньшие копии Святой Софии Константинопольской, а строители известной стамбульской Голубой мечети, расположенной неподалеку от Айя-Софии, брали как архитектурный образец именно ее.

Для понимания масштабов литургий и религиозных служб в Святой Софии, стоит привести свидетельство начале седьмого века: службу проводили 80 священников, 260 диаконов, 160 человек читали псалмы, 25 пели в хоре и еще сто человек стояли в дверях, выступая в роли охранников собора… Неудивительно, что через несколько веков такая служба поразит Владимировых посланников.

ВЕЛИКИЙ ХРИСТИАНСКИЙ РАСКОЛ

Со Святой Софией также связано событие, ставшее символом великого раскола в мировом христианстве. И хотя уже некоторое время между Старым Римом и Западом и между Новым Римом (Константинополем) и христианским Востоком были теологические, обрядовые и политические противоречия, однако событие середины 11-го века, имевшее место в Святой Софии, считают датой «Большой схизмы» в христианстве ‒ раскола на православие и католицизм.

…Однажды, в летний день 1054 года в Святой Софии должна была начаться служба. В храм для разрешения споров с Константинополем зашли посланник Папы Римского кардинал Гумберт с двумя сопровождающими и направились к алтарю.

Мозаика (9-го или 10-го века) с изображением Иисуса

«Но они не пришли помолиться. Они положили Акт об отлучении (от церкви) на алтарь и вышли. Когда он выходил через западные двери, кардинал смахнул пыль со стоп со словами: «Пусть Бог посмотрит и рассудит». Диакон побежал за ним в состоянии большого потрясения и умолял его забрать Акт. Гумберт отказался и Акт выбросили на улицу», ‒ пишет в книге «Православная церковь» британский теолог и историк Тимоти Вейр.

Кардинал Гумберт, выйдя из Святой Софии, быстро покинул Константинополь, а по прибытию в Италию подал Папе римскому свой вояж как «большую победу Рима».

Очевидно, что раскол произошел бы все равно, но именно случай в Софии Константинопольской считают символом, началом «Большой схизмы».

ЧЕТВЕРТЫЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД

В 1204 году во время четвертого крестового похода западноевропейские крестоносцы планировали идти на Иерусалим и Египет, но так случилось, что пошли по суше на Константинополь, взяли город и образовали там Латинскую империю, просуществовавшую 54 года.

В Святой Софии тогда происходили и римско-католические службы параллельно с православными.

Как вспоминали французские крестоносцы, в частности Гефри де Вилгардун, Святая София была ограблена в 1204 году.

На патриарший трон пьяная толпа крестоносцев посадила проститутку, чтобы поглумиться.

А летописец Ницетиас писал, что крестоносцы завели лошадей и ослов в Собор, чтобы легче было вывозить серебряные и позолоченные вещи из алтаря, а также с императорского трона, вместе с дверями и мебелью. Многие вещи венецианцы затем перевезли в Венецию ‒ в том числе для отделки Собора Святого Марка.

События того времени хорошо описывает Умберто Эко в книге «Бавдолино».

В 1261 году византийский император Михаил снова вернул контроль над Константинополем и Святой Софией.

Это фрагмент мозаики Иисуса, которую ученые датируют 1261 годом

Кстати, во время визита в Украину в 2001 году Папа римский Иоанн Павел II извинился перед мировым православием за тот акт надругательства над Святой Софией Константинопольской.

Несколько раз во время землетрясений падал купол собора Святой Софии. Произошло это, в частности, в 989 и в 1346 годах. После землетрясения в середине 14-го века и падения купола, как отмечали летописцы, в Константинополе воцарился пессимизм.

ФЛОРЕНТИЙСКАЯ УНИЯ

Как с главным храмом православия в то время со Святой Софией связана и попытка преодоления раскола в христианстве.

Символом этого стала Флорентийская уния 1439 года. Пойти на нее ‒ а затем на вынужденный компромисс в вопросах веры с Римом ‒ Константинополь заставила угроза от турок.

«(Император) Константин ХІ был скорее воином, чем теологом, и его взгляд на унию был чисто прагматическим, ‒ пишет Роджер Кроули. ‒ Его волновало только одно ‒ спасение города, древнее наследство которого свалилось на него для защиты».

Константин ХІ не короновался в Святой Софии (единственный из византийских императоров) и службы в ознаменование Флорентийской унии не было несколько лет. Еще одна проблема ‒ Константинопольский патриарх Григорий, поддержал унию, отбыл в Рим, и замены некоторое время не было.

По странному стечению обстоятельств, Папа римский Николай хотел, чтобы решение Флорентийского собора таки было освящено в Святой Софии в Константинополе, и для этой миссии он выбрал нового кардинала Исидора ‒ бывшего киевского митрополита, он согласился с решением Флорентийского собора, но его после этого не восприняли киевляне.

Исидор получил отряд из 200-х лучников и отправился в Константинополь. Флорентийскую унию в Константинопольской Святой Софии таки освятят, но уж в середине декабря 1452 года. Исидор организует литургию, но, как отмечали летописцы, настроение у присутствующих в Святой Софии было скорее мрачным.

Но после этого начался многомесячный бойкот служб в Святой Софии со стороны константинопольцев.

ПАДЕНИЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ

Ситуацию с бойкотом собора изменит только появление под стенами города турецкого войска и кораблей под руководством 21-летнего султана Мехмеда в апреле 1453 года.

Историки говорят, что силы Мехмеда преобладали защитников города в пропорции «более 20 к одному», но город держался семь недель.

За три дня до падения города вечером над Святой Софией горожане увидели огромную вспышку света, огромный огонь.

Картина 19-го века французского художника Жана-Жозефа Бенджамина-Константа с изображением султана Мехмета II, завоевавшего Константинополь

Как писал византийский летописец Нестор, гигантское пламя охватило всю нижнюю часть купола собора и в какой-то момент это пламя поднялось высоко вверх. Константинопольцы начали плакать и кричать: «Господи помилуй! Сам свет ушел в небо!».

Тогда верующим защитникам города показалось, что сам Бог оставил Константинополь. ..

Этот огонь над Святой Софией видели и в турецком лагере. Султан Мехмед не мог спать и собрал мулл на совещание, чтобы они объяснили этот знак. Муллы сказали: «Это хороший знак. Город обречен».

После этого случая со светом некоторые венецианцы оставили на кораблях ряды защитников Константинополя.

Город падет ранним утром 29 мая 1453 года. Но перед его падением в соборе Святой Софии состоялась последняя служба, длившаяся всю ночь, на ней был и император Константин ХІ.

«Это была совместная служба православных и римо-католиков, в этот момент кризиса сторонники и оппоненты Флорентийской унии забыли о противоречиях. После причастия император оставил службу и вскоре погиб, защищая стены города. Позже в этот же день городом завладели турки, и самая впечатляющая церковь христианства стала мечетью», ‒ пишет Тимоти Вейр.

После того, как первые янычары ворвались в Святую Софию, как говорят легенды, священники прошли сквозь мраморную стену. Но историки полагают, что это могло быть правдой, потому что из собора вели подземные ходы и священники могли просто оставить Софию по одному из этих ходов.

Святая София на рисунке 16-го века с минаретами, построенными известным османским архитектором Синаном

Как бы там ни было, константинопольские греки еще несколько веков после падения города говорили, что ночью им снились звуки последней литургии, состоявшейся в ночь с 28 на 29 мая 1453 года…

Когда султан Мехмед, которого назовут Фатихом (Завоевателем), въехал в город на коне, то тоже поехал к Софии. Сойдя с коня, он зашел в собор и увидел турецкого солдата, разрушавшего мраморный пол. Разъяренный этим, Мехмед ударил его мечом.

Православных священников, которые подошли к нему, Мехмед помиловал и позволил оставить собор под охраной. Затем он позвал имама и приказал ему читать молитву с хоров, а сам помолился.

Затем он взобрался на купол собора и посмотрел на Святую Софию и город, который он только что покорил, с высоты.

Очень быстро около Софии был построен деревянный минарет, который позже заменят четырьмя каменными. Также почти сразу мозаики были замазаны ‒ за исключением четырех ангелов под куполом.

В пятницу, второго июня 1453 года, в Софии состоялась уже первая пятничная мусульманская служба, и собор стал мечетью на 482 года.

Впоследствии как мечеть Айя-София станет по значению второй после Мекки в Исламе.

Иллюстрация датирована 1852 годом: мусульмане молятся внутри Айя-Софии

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ И МИНИРОВАНИЕ

Интерес к фрескам Святой Софии начал появляться у нескольких султанов Османской империи еще в 19-м веке.

Во время Первой мировой войны в феврале 1915 года, когда Антанта двинула свою армаду к Дарданеллам и выглядело так, что Османская империя может не удержать Константинополь, правительство султана, как говорят историки, с лозунгом «Так не доставайся же ты никому!» заминировало Айя-Софию. Был приказ подорвать собор с первым кораблем Антанты, который появиться на горизонте города.

Но союзный флот тогда не смог прорваться в Константинополь. Однако войска Антанты ‒ англичане и французы ‒ оккупируют Константинополь на короткое время в феврале 1919 года, а британцы расставят у собора пулеметные точки ‒ чтобы не допускать ни турок, ни местных греков.

Тогда войска Антанты реализовали двухсотлетнюю мечту российских царей. Но в итоге Константинополь и Святую Софию передали назад Турции. Тогда Мустафа Кемаль (Ататюрк) смог убедить и мир, и самих турок, что родилась новая Турецкая республика, которая не имеет ничего общего с Османской империей.

Иллюстрация Святой Софии 1857 года

КАК АЙЯ-СОФИЯ СТАЛА МУЗЕЕМ

Убедить Ататюрка превратить Айю-Софию в музей удалось американцу Томасу Виттемору, который увлекался православием и византийской историей.

В 1930 году Виттемор получил разрешение убрать штукатурку ‒ и София обросла строительными «лесами», а работы проводились в перерывах между намазами.

24 ноября 1934 года правительство Турции приняло решение о преобразовании Айя-Софии в музей, отметив, что «это превращение станет источником знаний для человечества». На том же правительственном заседании Мустафа Кемаль официально получил титул «Ататюрка» (отца турок).

В январе 1935 года Ататюрк приехал в Стамбул и собственноручно сделал надпись «Музей закрыт на реставрацию», который повесили на дверях Софии, а уже первого февраля Айя-София приняла первую экскурсионную группу. В том же месяце Ататюрк лично посетил Айя-Софию.

Музеем Айя-София была 85 лет.

В 1985 году Айя-Софию внесли в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ее иногда называют «восьмым чудом света».

Софийский собор — София Киевская: описание, фрески, Оранта

Софийский собор — София Киевская: описание, фрески, Оранта — md-ukraine

      Киев – город безумной суеты, шума машин, метро, ​​тысяч и тысяч прохожих, куда-то спешащих. Кажется, здесь нет места для покоя. Говорят, Киев утопает в прагматизме, предприимчивости, говорят, здесь нет места мыслям о вечном. Люди работают до полного изнеможения, потом обессиленно падают, чтобы потом подскочить, будто ужалила пчела, и бежать дальше. Или не подняться вообще. Говорят, большие города способны пережевать и проглотить личность, превратив тебя в свою частичку, сделать тебя таким, как нужно ему. Я так не считаю. Киев – место, где по-настоящему бьется сердце Украины. И есть в нём уголки, любимые всем сердцем.

© md-ukraine.com

      А ещё я знаю в Киеве место, где царит тишина. Здесь можно услышать, как говорит с тобой на языке истории сама вечность. И что самое удивительное – место это в центре столицы.
      Неторопливо поднимаешься от Крещатика вверх между узкими домиками с потемневшими от возраста стенами. Это не тот Киев, выставленный на показ перед туристами – нарядный, с красочными фасадами и тщательно отреставрированной и выбеленной лепниной, по вечерам утопающий в неоновых огнях.

Наверх

© md-ukraine. com

      Здесь он другой. Здесь ты слышишь каждый свой шаг, даже когда рядом толпятся сотни людей. Софийская площадь. Место, где когда-то давно киевляне чествовали Богдана Хмельницкого за победу над поляками, место, где проводились многочисленные веча и митинги, место, где всего несколько лет назад стояли палатки революционеров-майдановцев, дымила полевая кухня, и люди встречали каждое утро с надеждой увидеть закат солнца.
      Напротив святой Софии Киевской возвышается Михайловский Златоверхий собор – святое место всех украинских борцов за Свободу.

Наверх

© Fotoswetik/commons. wikimedia.org

      Рядом с ним – памятник княгине Ольге, святым Кириллу и Мефодию. Говорят, в советские времена на этом месте во время строительных работ были найдены останки каких-то зданий, но почему-то было решено в лучших традициях оккупационной власти, все «закатать в бетон».
      Направляешься дальше. Памятник Хмельницкому. Позеленевший от времени бронзовый памятник, без которого просто не представляешь себе ни Киева, ни Украины.

Наверх

Чудо, сотканное из тумана и солнечного света

© Elya/commons. wikimedia.org

      А дальше перед тобой стоит величественное видение, словно сотканное из волокон тумана и солнечного света – Святая София. Нежно-голубые тона и изысканная ослепительно белая лепнина. Проходишь под аркой, и кажется само сердце начинает биться тише, чтобы ненароком не потревожить тишину тысячелетий.
      Колокольня, построенная на средства великого сына Украины, гетмана и мецената Ивана Мазепы.

Наверх

© Wildcatjane/commons. wikimedia.org

      Из старых оригинальных колоколов остался только один. Его так и называют – Мазепа – в честь гетмана. Колокола огромные, и звонят теперь они редко – вибрации могут навредить самому храму. Он и так в прошлом испытал немало потерь и разрушений. Было все: и пожар, и землетрясение, и сами люди не раз вредили ему не хуже стихии. Однако проходит все, а София стоит.

Наверх

Photo from commons.wikimedia.org

      Славится София своими фресками, изображающими как княжескую семью, причем, как считают ученые, не Ярослава Мудрого, а Владимира Святославича! – так и простые бытовые сцены. В частности, на одной из стен можно увидеть «гудцов» и «скоморохов» – носителей светской музыкальной традиции. Интересно, ведь церковь не считала их носителями сакрального, святого, скорее, даже наоборот. По средневековым традициям их признавали прямыми наследниками языческого культа, следовательно, здесь есть уникальное явление в мировой культуре. И это при том, что инструментальная музыка в православии сама по себе считалась греховной.
      Выполнение фресок требовало от художника большого сосредоточения и скорости выполнения. Поскольку писали их по сырой штукатурке, художник должен был закончить работу до её высыхания. Фрески чрезвычайно долговечны, прочны и не мыслимы вне здания, где они выполнены.

Наверх

© Gotenot/commons. wikimedia.org

      Вызывают огромный интерес и софиевские граффити, которые на протяжении веков оставляли на стенах простые люди. Они верили, что написанное на стенах святого храма должно сбыться. Есть также записи с датами, одна из них касается даты смерти Ярослава Мудрого. Утверждают, что она соответствует дате, засвидетельствованной в летописях.
      Ярослав Мудрый также стремился найти покой в ​​стенах этого храма. Тут до сих пор хранится его резной мраморный саркофаг. Еще в начале ХХ в. там покоились тела великого князя и его жены Ингигерды, дочери шведского короля Улофа Шетконунга.

Наверх

© Yulia Blonska/flickr. com

      А самое большое чудо Софии Киевской – золотофонные мозаики. Древний канон изображения богини, который встречается еще на вышитых рушниках и писанках – с поднятыми вверх руками. Издавна украинцы такое изображение называли Берегиней, или же просто Богиней. Греки – Орантой, что означает «та, что молится». Киевляне верят, что святая Оранта киевская – их защитница, а потому, пока будет существовать она, будет стоять сам Киев. Изображение построено с учетом некоторых оптических иллюзий: тому, кто заходит в храм, кажется, что Оранта, возвышающаяся над алтарем, делает шаг к нему. Тому, кто стоит перед алтарем, кажется, что она сидит на незримом троне. А если смотреть на неё со второго этажа храма, оттуда, где были когда-то места для молитвенного уединения князя, его семьи и ближайшего окружения – Оранта стоит и смотрит в глаза. Есть особенность и в выкладке золотой смальты – за счет того, что кусочки положены под разными углами, независимо от направления света золотой фон сверкает всегда.

Наверх

Пока стоит София – будет и Украина

© Margulis Maria/commons.wikimedia.org

      Алтарь Софии Киевской – стройный и изящный, щедро украшенный драгоценными металлами. Но для меня лично ценность его не в серебре-злате. Тут, у этого алтаря, по-другому думается и дышится. Здесь чувствую присутствие тысяч простых тружеников, мещан, бояр и князей. Я дышу с ними одним воздухом. Стою на той же земле. В моих жилах струится та же кровь. Он – живая история моего народа.

Наверх

Writer: © Liliya Musihina

      Я зажигаю здесь свою свечку и ставлю рядом с их свечами.
      И понимаю: пока будет стоять София, пока будут приходить сюда мои внуки и правнуки, будет существовать и Украина.

Координаты

г.  Киев, ул. Владимирская, 24

© 2016 «md-ukraine»
Все права защищены

Наверх

Наверх

error-link

На сайте MD-UKRAINE используются cookie-файлы и другие аналогичные технологии. Если, прочитав это сообщение, вы остаетесь на нашем сайте, это означает, что вы не возражаете против использования этих технологий.

София Киевская: история, тайны, легенды

О соборе Святой Софии Нестор-литописец пишет в год окончания большой строительной кампании, которую начал великий князь Ярослав Мудрый в Киеве. Случилось это в 1019 году, а уже меньше чем через 20 лет, в 1037 году, закончилось строительство всех главных сооружений нового города княжеского времени середины XI века – города Ярослава.

Существует также иное датирование: 1037 – 1056 годы. Последний год фиксирует смерть Ярослава. Вероятность второй версии подкрепляет легенда о начале строительства Софийского собора на месте победы киевлян в 1036 году над печенегами. Впрочем, более близкой большинству исследователей кажется первая версия.

Во-первых, похоже, что храм начал строить еще Владимир, а его сын Ярослав только завершил строительство. К тому же нелогично предполагать, что Ярослав Владимирович начал строить храм лишь через несколько десятилетий после начала своего княжествования.

 

В княжеские времена София была главным кафедральным храмом Украины-Руси. Здесь не только проходили богослужения, но и действовала первая древнерусская библиотека, работали первые переписчики и переводчики богослужебных книг с греческого на древнеукраинский церковный язык. По мнению Михаила Грушевского, София времен киевских князей – это наша протоакадемия, своеобразный научно-интеллектуальный центр по типу академии Карла Великого в Европе IX века. Существует гипотеза, что первый киевский митрополит Илларион писал свое «Слово про закон и благодать» именно в Софии в 1051 году.

Храм строили греки, и расчет был на греческо-итальянские климатические условия, чтобы люди во время богослужения или после него могли прямо из храма выйти на свежий воздух и на первом этаже, где была закрытая галерея, и на втором. Крыша первого яруса служила балконом для людей князя, которые во время службы находились на хорах.

 

Не все строительные материалы можно было найти в Киеве. Мраморные колонны центральной апсиды собора привезли из Греции, оттуда же и мраморный саркофаг для строителя – Ярослава Мудрого. Мозаики исполняли также греческие маляры, но смальту для них изготавливали на месте в специальных печах. Высота сооружения от пола до свода центрального купола равнялась 36 метрам.

Самое большое мозаичное изображение находится в центральной алтарной апсиде – это икона Божьей Матери Оранты, которую древние киевляне называли «Незыблемой Стеной». Они верили, что как только разрушат «Незыблемую Стену», Киев перестанет существовать.

На западной стене в середине храма, которая позже обвалилась, был портрет князя, подносящего макет храма святой Софии Богу. На северной и южной стенах центрального нефа сохранились изображения сыновей и дочек киевского великого князя, идущих к отцу. Этот сюжет, знакомый многим исследователям и посетителям храма до мельчайших деталей, и до сегодняшних дней скрывает много неразгаданных тайн. Соответствует ли количество изображенных детей количеству сыновей и дочерей князя Ярослава, известных по летописи? Кто выделял средства на строительство храма: Владимир или Ярослав? Все эти вопросы, очевидно, будут стоять не перед одним поколением ученых.

София была усыпальницей великих князей киевских от XI столетия и почти до времен монгольского нашествия. Кроме Ярослава, покоящегося в мраморном саркофаге, в соборе похоронены любимый сын князя Всеволод Ярославович и его сыновья Ростислав Всеволодович, Владимир Всеволодович Мономах.

Саркофаг Ярослава Мудрого

 

В княжеские времена иконостас собора был также мраморным в один ярус. Начиная с XVII века в Украине традиционными стали пятиярусные иконостасы. Один из них – прекрасной работы резчиков из Черниговщины – существовал и в Софии в конце XVII – в начале XVIII столетия. Но во второй половине XIX века четыре верхних яруса иконостаса разобрали и перенесли в другую церковь.

На шести гектарах Софийского заповедника разместились 10 сооружений – памятников архитектуры, являющие собой единый комплекс. На запад от собора стоял дом митрополита и игумена монастыря, потому что киевские митрополиты проживали как в Киево-Печерской лавре, так и в Софии.

Вид на Софийскую площадь, 1870-е годы

 

После пожара 1697 года на восток от собора начинают возводить каменную колокольню. Первый ярус появился при гетмане Иване Мазепе, второй и третий не раз переделывались. Четвертый ярус надстроили в епархиальном стиле, но с грушевидным куполом. Это, пожалуй, был единственный случай в украинской архитектуре того времени, когда было позволено, подстраиваясь под барочный стиль Софийского собора, построить барочный купол над колокольней. На протяжении XIX века грушевидные купола ряда киевских барочных церквей заменили на шатровые.

 

Напротив храма через дорогу, ведущую от колокольни до собора, находится Трапезная церковь (или, как ее еще называли, Теплая София). В соборе не было печного отопления, и зимние службы проводили в этом храме, который еще исполнял функцию трапезного зала для монастырских монахов.

В 1746 году при киевском митрополите Рафаиле Заборовском архитектор немец Иоган Шедель построил западные ворота монастыря – по мнению специалистов, это самое удивительное с художественной точки зрения сооружение в стиле украинского барокко. Именно эти ворота вдохновляли украинских архитекторов начала ХХ века на поиски нового украинского стиля, основанного на национальной художественной традиции.

Ворота Заборовского в Софийском монастыре

 

В 1760-е годы построили еще два здания на север от собора: Братский корпус (дом для монашеской братии) и бурсу. Сначала в помещении бурсы тоже были кельи. В этом помещении в 1920 – 1930-х годах находился Киевский центральный исторический архив имени В. Антоновича.

Научными сотрудниками этого архива были два выдающихся украинских историка второй половины ХХ столетия Наталья Полонская-Василенко и Александр Оглоблин. После Второй мировой войны, до 1970 года, здесь действовал главный украинский архив – Центральный государственный исторический архив УССР. В 1960-е годы в нем работал талантливейший украинский поэт и общественный деятель Василий Стус. А сейчас здесь находится Центральный государственный архив-музей литературы и искусства Украины.

Макет Софийского собора, XI век

Софийский собор на гравюре

 

Южную часть территории монастыря занимало здание консистории. Управление православными церквями киевской епархии осуществляли выдающиеся общественные и культурные деятели второй половины XIX века, историки церкви и краеведы. Этот дом сооружался в 1722 – 1730-е годы, а в XIX столетии несколько раз перестраивался. Зайдя внутрь, сегодня можно увидеть оригинальные стены здания начала XVIII века. В здании находился архив киевской консистории, то есть метрические книги со сведениями о рождении, браке, смерти всех православных жителей Киевской губернии за 200 лет.

Во времена Украинской революции Софийский собор стал одним из главных центров возрождения национальной православной церкви, местом, где появилась Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ). Уже в 1919 году в церкви начали проводить богослужения на украинском языке. В 1921 году в Святой Софии состоялся учредительный І Собор УАПЦ, который избрал митрополитом Киевской и всея Украины Василия Липкивского.

Митрополит Василий Липкивский

Площадь Хмельницкого, 1950-е годы

 

В 1930-е годы над Софией, как и другими историческими сооружениями Верхнего города, нависла угроза уничтожения. По большевистскому плану социалистической перестройки Киева Софию и Михайловский Золотоверхий собор должны были снести для строительства правительственного центра. Есть версия, согласно которой отчаянные киевские искусствоведы и историки, рискуя жизнью, сообщили европейской общественности о возможном вандализме. Французский писатель Ромен Роллан обратился лично к Сталину, подчеркнув, что София является историческим памятником, которую строил отец французской королевы Анны, и уже хотя бы поэтому заслуживает сохранения.

Во время Второй мировой войны, когда советские войска отступали, храм был заминирован. Если бы не тогдашний директор заповедника Олекса Повстенко, вовремя узнавший про мины и принявший предохранительные меры, София могла бы взорваться в 1941 году так же, как и Успенский собор Киево-Печерской лавры.

Олекса Повстенко

Похожие статьи для Вас:

Святая София — символ Древней Руси. Святая София Киевская

Собор Святой Софии в Киеве – это визитная карточка не только украинской столицы, но и государства в целом. Как много связано с этим величественным памятником архитектуры. Во-первых, Киевская Святая София – это древнерусский символ, а во-вторых – это свидетель старинной и современной истории. Каждый гражданин этой непревзойденной державы просто вынужден хотя бы один раз в жизни посетить столь великолепное место. А туристы, которые приезжают в Украину из самых отдаленных уголков Земли, в первую очередь и стремятся увидеть архитектурный шедевр, воспетый в исторических мемуарах и хрониках.

Где он находится

Святая София – символ Древней Руси и не только. Хотя этот храм и обладает музейным статусом исторического монумента, с давних времен он был свидетелем каждой конкретной эпохи и современником всех поколений. Вид храма и отношение к нему справедливо подтверждали все факты о состоянии государства и общества.

Коренной киевлянин или иностранный турист, перед тем как попасть к заветному храму, вынужден пройти огромную площадь, которую окружают модерновые застройки, миновать монумент великому гетману Богдану Хмельницкому, установленному в позапрошлом столетии. Затем, дабы наконец-то увидеть архитектурный шедевр, нужно пройти под аркообразной колокольней вдоль высоких стен, датируемых началом XVIII столетия. И даже при всем том, что Святая София Киевская находится практически в центре мегаполиса — это все равно тихий и уютный уголок. Но очень тяжело поверить в то, что так здесь было всегда.

Попав в собор впервые, человек начнет удивленно оглядываться в разные стороны, ведь широкое и низенькое снаружи строение внезапно величаво возносится кверху, площадь становится большей, а прямиком на прихожанина смотрит Оранта – Богоматерь в золотом сиянии. Человек почувствует себя либо всемогущей особой, либо хлипким существом. Но теперь ему станет намного легче представить себе шумное вече, которое собиралось под стенами этого здания, дабы принять самое важное для государства решение.

Догадки и факты

Святая София (символ Древней Руси) был возведен и освящен в XI столетии, а точнее, в первой его половине. Но и сегодня ученые-историки выдвигают несколько дат его создания. Так, предполагается, что достопримечательность была воздвигнута на протяжении одного их этих годов: 1011–го, 1017-го или 1037-го.

Две последние даты основаны на записях разнообразных хроник – Новгородской и «Повести временных лет» соответственно. Подтверждением первой считаются результаты исследования пометок на стенах храма, а также пересмотр нескольких фактов старинных письменных записей.

Также неоспоримым является тот факт, что история идеи и воздвижения церкви имеет неразрывное отношение к христианству на Руси. Имеют к этому отношение и три известных монарха державы – княгиня Ольга, князь Владимир и князь Ярослав Мудрый.

Как утверждают хроники, первоначальная Святая София – символ Древней Руси – и лавра, окружающая храм, были возведены Ольгой в Киеве. Может быть и так, что это произошло за некоторое время до посещения княгиней Царьграда. И не исключено, что образы храму были преподнесены Константинопольским патриархом. Новая церковь строилась из дерева, а потому в 1017 году, и никак не позже, она сгорела во время киевского пожара.

Владимир и Ярослав Владимирович

Согласно другим сведениям из летописей, новый собор Святой Софии в Киеве заложил Святослав Владимирович. Это была большая церковь из дерева. Она располагалась в поле (за чертой тогдашней столицы), в том месте, где князь одержал победу над печенегами.

Архитектурным, политическим и духовным прообразом храма стал собор Софийский в Константинополе. Он впечатлял своим внешним видом и, вероятнее всего, являлся незабвенной памятью для княгини Ольги. И если допустить факт крещения женщины, то следует отталкиваться от того, что происходило это именно в Константинополе, в церкви Святой Софии. А в корсуньской церкви Святой Софии увенчивали и крестили собственно князя Владимира. Именно потому возведение храма на Руси не было случайностью.

При Ярославе храм должен был достичь своего наивысшего расцвета и подчеркивать независимость и силу Киевской Руси.

Величие собора

Практически одновременно с освящением Святая София (история создания описана в нашей статье) обзавелась и кафедрой митрополитов киевских. Двор резиденции митрополитов оградили стеной. Но даже по меркам того времени его территория просто впечатляла своими размерами. Поэтому здесь могли заниматься религиозными и государственными делами не только власти и духовенство, но возле стен имели право собираться и обычные горожане на вече или для того, дабы отпраздновать восхождение нового князя на престол.

Как он выглядит

И все же большинство ученых уверены, что Святая София в Киеве была построена во времена правления Ярослава Мудрого. До наших дней здание смогло сохранить роскошь старинной архитектуры и живописное величие XI столетия. В этой церкви гармонично сочетаются фреска и мозаика. Основные части интерьера выделяются с помощью мозаики (алтарь и центральный купол). Вся остальная территория декорировалась фресками. Сегодня прихожане и гости могут увидеть 260 м2 подлинных мозаик, датируемых XI столетием, и приблизительно 3 тыс. кв. м фресковой росписи.

Собор посвятили Софии, воплощающей мудрость, а потому архитектуре и живописи церкви полагалось укреплять и утверждать христианство и власть феодалов. В алтаре и центральном куполе прорисованы лики основных персонажей и эпизоды христианского вероучения. Они набраны из смальты по сырой штукатурке. Мозаика храма состоит из 177 колеровых оттенков.

В медальоне центрального купола изображен Христос-Вседержитель. А вокруг зенита раньше располагались четыре архангела, но в мозаичном виде сохранилась только одна фигура. Остальные уже дописаны маслом.

Музеем стать

В середине 1930 годов властями тогда Советской Украины было решено, что Святая София (символ Древней Руси) должна стать музеем-заповедником. В соборе начали осуществлять исследовательские и реставрационные работы. А в конце прошлого века работа музея получила признание мира. Сегодня это Национальный заповедник «София Киевская».

Наследие благоверного князя Ярослава Мудрого

«Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его» (Притч. 9:1).

София Киевская

Многолетнее царствование благоверного князя Ярослава Мудрого (1016-1054) было ознаменовано сооружением множества храмов. Собственно, и заслужил он свое почетное звание «Мудрый», основав в двух главных городах Киевской Руси — Киеве и Новгороде — храмы Святой Софии, премудрости Божией.

Освящая храмы, подобно главному собору Царьграда, князь Ярослав вновь утверждал и указывал, что Русь – это духовный преемник Византии, который, продолжая традиции великой христианской державы, воспринимает их, привнося некоторые свои особенности.

Так, византийские императоры, освящая храмы во имя Софии, прославляли Господа Иисуса Христа и созидающую силу Божию, подчеркивали своё служение как устроителей новой христианской государственности. А на Руси Софийские Соборы посвящены Пресвятой Богородице, защитнице и покровительнице Русской земли. Храмовым престольным праздником киевского Софийского собора стал день Рождества Пресвятой Богородицы, а Софийского собора в Новгороде – день Успения Пресвятой Богородицы. Таким образом, князь Ярослав Мудрый прославил Софию, воспевая Богородицу, как символ Церкви.

Киевский Софийский собор имеет несколько названий. Кроме Софийского собора его ещё называют как «Святая София Киевская», «Собор святой Софии», «Национальный заповедник София Киевская». Он был заложен в 1037 году. И по преданию храм был возведен именно на том месте, где князь Ярослав Мудрый одержал победу над язычниками печенегами. Более десяти лет строили и украшали здание византийские и местные мастера. Впоследствии, София Киевская стала главным храмом страны: здесь Ярослав основал первую на Руси библиотеку, здесь велась летопись, переписывание и перевод книг, проводились церемонии восхождения князей на киевский престол, приемы послов, тут находились усыпальницы великих князей. В те времена Киевская Русь была одной из крупнейших цивилизованных держав в Европе — имела широкие торговые и дипломатические связи с государствами Запада и Востока.

Софийский собор стал кафедральным, здесь была основана кафедра Киевского митрополита. Скорее всего, именно здесь, в Софии, митрополитом Иларионом было произнесено его знаменитое «Слово о законе и Благодати».

Как стало известно, Новгородский летописный свод и Повесть временных лет (наиболее древние из сохранившихся летописей Руси, однако сохранившиеся только в позднейших редакциях) датируют основание Софийского собора 1017 и 1037 годами и научная дискуссия относительно достоверности этой датировки длится уже около 200 лет. Собор упоминается в письменных источниках ранее 1037 года (в частности, в немецкой «Хронике» Титмара Мерзебургского под 1018 годом).

София Новгородская

Новгородская София — один из наиболее выдающихся памятников древнерусского зодчества, имеющий мировое значение. Постройка этого храма свидетельствует о намерении повторить в Новгороде блеск и великолепие великокняжеского строительства в Киеве.

Князь Ярослав Мудрый до конца жизни своей был благодарен новгородцам, посадившим его на киевский престол. Дал он им в князья любимого своего сына — Владимира, а когда тот с новгородской дружиной по отцовскому приказу разбил волжских болгар и захватил богатую добычу, Ярослав не поскупился: все отдал Новгороду. И решили новгородцы возвести у себя Новгородский Софийский собор, увенчанный пятью главами.

Новгородская София повторяла Софию киевскую не только по названию. Подобно киевскому собору, новгородская София представляет собой огромный расчлененный вереницами столбов на пять продольных нефов храм, к которому с трех сторон примыкали открытые галереи.

Софию Новгородскую строили семь лет, и освящение ее состоялось в 1052 году. Собор построен из простого обтесанного камня и кирпича. Что касается архитектурных особенностей, то на нем шесть глав, из которых пять находятся посередине, а шестая на юго-западной стороне над лестницей, ведущей на хоры. Самая большая глава (средняя) сначала имела форму опрокинутого котла, но потом над ней была надстроена верхушка в виде луковицы. Средняя глава в 1408 году была обложена медными, вызолоченными через огонь листами, а другие главы собора были крыты свинцом. Кресты на главах были тоже медные, вызолоченные через огонь. Наверху креста средней главы находится металлический голубь, который служит символом осенения Духа Святого над храмом и всеми молящимися. Первоначально Софийский новгородский собор (как и вообще все древние храмы) был устроен с одним приделом во имя Успения Божией Матери, но потом были сооружены еще пять приделов.

Если мы сравним архитектуру обоих храмов, то станет очевидным тот факт, что несмотря на один временной период постройки Софийских Соборов на Руси, София Новгородская существенно отличается от Софии Киевской не только в конструктивных особенностях, но и в своеобразии художественного замысла: она проще, лаконичнее и строже. Проще решена вся композиция масс здания. Сложное завершение киевского собора тринадцатью главами заменено более строгим пятиглавием. Архитектурные формы Новгородской Софии монолитнее и несколько статичнее, чем расчлененные динамичные массы Софии Киевской, с пирамидальным нарастанием устремленной ввысь архитектурной композиции. Различен и характер интерьеров обоих соборов: в Новгородской Софии намечается некоторый отход от сложного “живописного пространства” Софии Киевской. В новгородском соборе больше простоты и больше расчлененности, разобщенности пространственных ячеек здания, значительно строже декор. Отказ от мрамора и шифера, мозаики в пользу фресок делает интерьер новгородской Софии более суровым.

Соборы Софии Киевской и Софии Новгородской были расписаны в домонгольский период. Большинству росписей домонгольского периода присуща исключительная монументальность, свойственная стенной живописи и лаконизм художественного выражения, как в композиции, так и в фигурах, жестах, складках одежд и т. д. Колорит их, в котором преобладают темные тона, чаще всего сдержан и сумрачен. Появляется больше внутренней и внешней динамики, склонность к большей плоскостности. Ранние иконы, при наличии в них русских черт, еще находятся в большей или меньшей зависимости от византийских образцов.

Мастера-иконописцы создали соответствующие образы, которые подлинно являются «откровением и показанием скрытого», по выражению преподобного Иоанна Дамаскина, подобно тому как и скиния, сделанная по указанию Моисея, открывала то, что было показано ему на горе. Образы эти не только несут человеку откровение грядущего преображенного мира, но и приобщают его к нему. Это тот мир, который в полноте своей откроется только во Второе и славное Пришествие Спасителя.

Почитание благоверного князя Ярослава Мудрого на Руси, как местночтимого подвижника благочестия, началось сразу после его преставления (20 февраля 1054 года), по новому стилю его день памяти выпадает на 4 марта.

Автор Сарра Биллер

Литература и источники:

  1. Жервэ А. Страницы строительной истории Софии Новгородской\\ «София» № 1 за 1999 г.
  2. Рождественская Т. Еще раз о надписях на свитках пророков в куполе Новгородского Софийского собора\\ «София» № 2 за 1999 г.
  3. Столова Г. Память их в род и в род (К десятилетию освящения Новгородского Софийского собора) \\ «София» № 4 за 2001 г.
  4. Савушкина Н. Библиотека Софийского собора \\«София» № 1 за 2004 г.
  5. Давыдова Н. В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры. – М., 2004. – 456 с.

Собор святой Софии в центре Киева. Отзывы посетителей.

Некоторые историки называют собор настоящим архитектурным чудом Европы. София Киевская была основана в 11 веке. Сложно поверить в то, что до наших дней сохранились фрески и мозаика практически в нетронутом виде. В комплексе находится множество достопримечательностей и росписей со времени крещения Киевской Руси. Среди основных объектов необходимо отметить усыпальницу Ярослава Мудрого. Важно добавить, что киевский памятник архитектуры является объектом, который один из первых сумел попасть в перечень ЮНЕСКО.

Описание Софии Киевской

Собор по праву можно считать древнейшей достопримечательностью Киевской земли. Необычный и неповторимый памятник архитектуры является действительно мощным и значимым украшением столицы Украины. Среди его особенностей следует отметить византийский стиль. На протяжении более 1000 лет объект подвергался многократной реконструкции и достройки. Именно поэтому в наше время его облик значительно изменился и стал только интереснее.

Основателем Софии Киевской является древнерусский князь Ярослав. Многие исторические деятели продолжают спорить относительно того, когда началась закладка фундамента. Согласно одной из версий это 1017 год, другой – 1037 год. С незапамятных времен собор считался ключевым центром развития культуры и становления общества. На его территории располагалась первая и самая крупная библиотека на Руси. Необходимо отметить, что название «София» является греческим термином, означающим «мудрость».

К сожалению, в 1240 годах сооружение и его ценности были уничтожены монгольской ордой, но «хоронить» сам храм завоеватели не стали. Чуть позже Софию Киевскую. Восстановили. После этого наступили времена серьезных нападок на православные храмы. Великое сооружение буквально пропадало от безысходности. От гибели комплекс сумел спасти митрополит Петр Могила, по указанию которого позже был открыт на территории Софии мужской монастырь.

Серьезный подход к реставрации собора проявил выдающийся гетман Иван Мазепа. Сооружение было реконструировано под новый лад, стиль — «казацкий барокко», после чего оно получило дополнительные этажи. В нескольких метрах строения появилась массивная колокольня. С того времени существенных архитектурных измерений собор не получил.

Чем заняться в Софии Киевской

Основные объекты, на которые необходимо посмотреть, находятся в храме. Многие архитектурные изыски, в буквальном смысле, поражают. Это касается ниш, алтаря, крыши здания, выступающих элементов. Особенный интерес вызывают 19 куполов, украшающих церковь, часть из которых выполнено в виде сферы, другая имеет форму груши. София Киевская однозначно понравится ценителям византийского направления стиля и оригинальных решений в архитектуре.

Огромное количество туристов сюда приезжают посмотреть на древние росписи, прекрасно сохранившиеся на стенах собора. Именно в Софии Киевской сосредоточено множество подлинных очерков живописи 11 столетия. Внимания заслуживает мозаика и несколько тысяч квадратных метров уникальных фресок. Росписи изобилуют множеством оттенков разных цветов, где преимущество отдано теплым тонам. Фантастические эмоции вызывает алтарь и основной купол, на которых изображены ключевые исторические сцены христианства.

Обязательно стоит посетить комнаты для верующих людей, расположенные в храме и лестничных башнях. Выполненные религиозные шедевры на стенах выглядят роскошно. На них явно выражены состояния великих людей, просматривается динамика в жестах и некая раскованность в выборе позы. Часть фресок выполнена с изображением классических бытовых сцен, глядя на которые можно предугадать специфику обыденной жизни княжеского дворика.

Особенно интересной считается гробница Ярослава Мудрого. Согласно заявлениям большинства историков, это одно из самых древнейших захоронений некрополя. В саркофаге на протяжении долгих лет хранился прах великого киевского предводителя. Важно отметить, что открытие гробницы происходило всего 4 раза, последний из которых произошел в 2009 году, когда выяснилась подмена реликвии женским скелетом. Существуют предположения, что прах князя тайно был вывезен в США, но, по сей день, так и не вернулся на родную землю.

Как доехать

Софийский собор находится в городе Киев, на улице Владимирской, 24. Проще всего до него добраться посредством метрополитена. Выйти понадобится на зеленой ветке, станции «Золотые ворота», красной ветке «Крещатик» или синей ветке «Площадь Независимости». Пешком центральными улицами придется пройти около 10-15 минут. Кроме этого в направлении собора регулярно ходит множество троллейбусов и городских автобусов с разных уголков Киева, в том числе и Левого берега.

Итог

София Киевская является особенным, неповторимым и очень значимым музеем, относительно исторической ценности, которого не задумываются даже жители столицы. Посмотреть на его архитектуру, фрески, мозаику, рукописи и ряд других важных объектов устремляются жители со всех уголков не только нашей страны, но и мира. Основное достоинство Софии Киевской заключается в величественной ауре и временном отрезке в тысячу лет. Фактически собор сумел пережить и устоять на протяжении 2 эпох.

Видео с высоты на национальный заповедник София Киевская



София Киевская, Киев, Украина — Google Arts & Culture

Национальный заповедник
«Св. София Киевская »- ведущее музейное заведение
Украины. Его история восходит к 1934 году. На территории заповедника находится 6 9 0003 музея, а его фонды хранения насчитывают около 90 тысяч единиц хранения.
Среди них археологические материалы, декоративно-прикладное искусство, архитектурные
строительные материалы и уникальные архитектурные чертежи и т. Д.

Деятельность
Национального заповедника «Св.София Киевская »
признана международным сообществом. В 1987 году жюри Международного гамбургского фонда
(Германия)
награждено Европейской золотой медалью за сохранение исторических памятников.
В 1990 г. св.
Софийский собор XI в. и его ансамбль
монастырских построек 18 века были внесены в список
Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В 1994 году Указом Президента Украины Софийский заповедник
получил статус национального.

Государственный заповедник
«Св. София Киевская »- крупнейший музейный комплекс
Украины, памятники которого входят в экскурсионные маршруты Киева —
Софийский собор XI века, Золотые ворота XI
века, Кирилловская церковь. XII в., Андреевская церковь XVIII в. и Автономная Республика Крым — Судак
Крепость III – XVIII вв.

Софийский собор
Собор XI в. является наиболее выдающимся памятником
архитектуры среди объектов заповедника.Традиционно
посетителя начинают свое знакомство с Киевом и Украиной с Софийского собора. Собор
— это сочетание лучших художественных достижений Византии и Киевской Руси.

Софийский собор
— главный храм Киевской Руси. Это был политический и культурный центр
государства. Таким образом, это было место
интронизации князей, посвящений в митрополию, приемов
иностранных послов и заключения политических пактов.В соборе была основана первая библиотека и
скриптория Киевской Руси. Название кафедрального собора
происходит от греческого слова «софия», что означает «мудрость», то есть мудрость христианства
года.

Святая
Софийский собор сохранил свою древнюю архитектуру и ансамбль из мозаики
(260 кв.м) и фресковой живописи (3000 кв.м) XI века, которая представляет собой уникальное собрание по своей целостности. В центре внимания
находится величественное мозаичное изображение Девы Оранты в апсиде главного алтаря
.Образ Оранса получил название «Нерушимая стена». С давних времен
считается, что пока образ Богородицы Оранты находится на Софии
, так долго стоит город Киев
.

Собор Святой Софии, Киев

Собор Святой Софии, также известный в православной традиции как «Божественная Премудрость», является одной из

великих церквей восточного христианства. Несмотря на споры о дате начала его строительства, существует общее мнение, что работы начались в 1037 году по приказу великого князя Киевского Ярослава и были завершены в 1050-х годах.Хотя внешний вид собора был изменен реконструкцией в семнадцатом и восемнадцатом веках (он был разрушен после монгольского нашествия в 1240 году), раскопки в 1930-х годах, а также изучение возможных конструкций предоставили то, что считается окончательная версия оригинала. План киевской Софии в основных частях соответствует крестово-купольному образцу. В каждом из пяти проходов есть апсида с алтарем на востоке. Центральный проход от западного входа на восток вдвое превышает ширину боковых проходов.Эта пропорция повторяется в проходе через трансепт, который определяет главную ось собора север-юг.

Центром экстерьера является главный купол, возвышающийся на высоком цилиндре («барабане») над центральным перекрестком и окруженный двенадцатью куполами, расположенными в порядке убывания. Толстые стены opus mixtum (составленные из узкого кирпича и известкового и толченого кирпича) окружены двумя аркадными галереями на северном, южном и западном фасадах и хоровыми галереями внутри.Таким образом, приподнятые окна цилиндров под куполами являются основным источником естественного света для внутреннего пространства. Внутренние стены главного купола и апсиды богато украшены мозаикой. Остальные внутренние стены украшены фресками, изображающими святых, а также членов семьи Ярослава.

См. Также: архитектура ; собор св. София, новгород; киевская русь; православие; Ярослав владимирович

библиография

Брамфилд, Уильям Крафт.(1993). История русской архитектуры. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

Раппопорт, Александр П. (1995). Строительство храмов Киевской Руси. Brookfield, VT: Variorum.

Уильям Крафт Брамфилд

[St. Софийский собор, Киев, Россия (то есть Украина)]

Библиотека Конгресса не владеет правами на материалы в своих коллекциях. Следовательно, он не лицензирует и не взимает плату за разрешение на использование таких материалов и не может предоставить или отказать в разрешении на публикацию или иное распространение материала.

В конечном счете, исследователь обязан оценить авторские права или другие ограничения на использование и получить разрешение от третьих лиц, когда это необходимо, перед публикацией или иным распространением материалов, найденных в фондах Библиотеки.

Для получения информации о воспроизведении, публикации и цитировании материалов из этой коллекции, а также о доступе к оригинальным элементам см .: Коллекция Photochrom — Информация о правах и ограничениях

  • Консультации по правам : Нет известных ограничений на воспроизведение.
  • Номер репродукции : LC-DIG-ppmsc-03818 (цифровой файл из оригинала)
  • Телефонный номер : ЛОТ 13419, № 033 [элемент] [P&P]
  • Консультации по доступу : —

Получение копий

Если изображение отображается, вы можете скачать его самостоятельно.(Некоторые изображения отображаются только в виде эскизов вне Библиотеке Конгресса США из-за соображений прав человека, но у вас есть доступ к изображениям большего размера на сайт.)

Кроме того, вы можете приобрести копии различных типов через Услуги копирования Библиотеки Конгресса.

  1. Если отображается цифровое изображение: Качество цифрового изображения частично зависит от того, был ли он сделан из оригинала или промежуточного звена, такого как копия негатива или прозрачность.Если вышеприведенное поле «Номер воспроизведения» включает номер воспроизведения, который начинается с LC-DIG …, то есть цифровое изображение, сделанное прямо с оригинала и имеет достаточное разрешение для большинства публикационных целей.
  2. Если есть информация, указанная в поле «Номер репродукции» выше: Вы можете использовать номер репродукции, чтобы купить копию в Duplication Services. Это будет составлен из источника, указанного в скобках после номера.

    Если указаны только черно-белые («черно-белые») источники, и вы хотите, чтобы копия показывала цвет или оттенок (если они есть на оригинале), вы обычно можете приобрести качественную копию оригинал в цвете, указав номер телефона, указанный выше, и включив каталог запись («Об этом элементе») с вашим запросом.

  3. Если в поле «Номер репродукции» выше нет информации: Как правило, вы можете приобрести качественную копию через Службу тиражирования.Укажите номер телефона перечисленных выше, и включите запись каталога («Об этом элементе») в свой запрос.

Прайс-листы, контактная информация и формы заказа доступны на Веб-сайт службы дублирования.

Доступ к оригиналам

Выполните следующие действия, чтобы определить, нужно ли вам заполнять квитанцию ​​о звонках в Распечатках. и Читальный зал фотографий для просмотра оригинала (ов). В некоторых случаях суррогат (замещающее изображение) доступны, часто в виде цифрового изображения, копии или микрофильма.

  1. Оцифрован ли элемент? (Уменьшенное (маленькое) изображение будет видно слева.)

    • Да, товар оцифрован. Пожалуйста, используйте цифровое изображение вместо того, чтобы запрашивать оригинал. Все изображения могут быть просматривать в большом размере, когда вы находитесь в любом читальном зале Библиотеки Конгресса. В некоторых случаях доступны только эскизы (маленькие) изображения, когда вы находитесь за пределами библиотеки Конгресс, потому что права на товар ограничены или права на него не оценивались. ограничения.
      В качестве меры по сохранности мы обычно не обслуживаем оригинальный товар, когда цифровое изображение доступен. Если у вас есть веская причина посмотреть оригинал, проконсультируйтесь со ссылкой библиотекарь. (Иногда оригинал слишком хрупкий, чтобы его можно было использовать. Например, стекло и пленочные фотографические негативы особенно подвержены повреждению. Их также легче увидеть в Интернете, где они представлены в виде положительных изображений.)
    • Нет, товар не оцифрован. Пожалуйста, перейдите к # 2.
  2. Указывают ли приведенные выше поля с рекомендациями по доступу или Номер вызова, что существует нецифровой суррогат, типа микрофильмов или копий?

    • Да, существует еще один суррогат. Справочный персонал может направить вас к этому суррогат.
    • Нет, другого суррогата не существует. Пожалуйста, перейдите к # 3.
  3. Если вы не видите миниатюру или ссылку на другого суррогата, заполните бланк звонка. Читальный зал эстампов и фотографий. Во многих случаях оригиналы могут быть доставлены в течение нескольких минут. Другие материалы требуют записи на более позднее в тот же день или в будущем. Справочный персонал может посоветуют вам как заполнить квитанцию ​​о звонках, так и когда товар может быть подан.

Чтобы связаться со справочным персоналом в Зале эстампов и фотографий, воспользуйтесь нашей Спросите библиотекаря или позвоните в читальный зал с 8:30 до 5:00 по телефону 202-707-6394 и нажмите 3.

дрифт-каров Red Bull конфискованы после несанкционированной промо-съемки в Украинском соборе

Софийский собор внесен в Список всемирного наследия Организации Объединенных Наций, что означает, что Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры признает его районом, имеющим «выдающуюся универсальную ценность», который стоит охранять как культурное сокровище.Однако нахождение в Списке всемирного наследия не исключает автоматически эти сайты из размещения чего-то подобного. Например, весь центр Праги также внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО; Тем не менее, Red Bull также недавно снял там видео, хотя и в сопровождении полиции.

Усов говорит, что в результате происшествия было повреждено около 21 500 квадратных футов или 2 000 квадратных метров кирпича. После оценки площади общая стоимость ремонта повреждений оценивается примерно в 1766,26 долларов США (47092,14 украинских гривны).Согласно местным новостям, Red Bull был оштрафован на 63,76 доллара (1700 гривен) за неподчинение отказу и, вероятно, покроет расходы на ремонт.

Между тем Киевская городская прокуратура заявляет, что конфисковала автомобили Гринчука и Шанахана. Неясно, были ли автомобили уже возвращены или они застряли в юридической неопределенности до тех пор, пока беспорядок не будет полностью разобран.

Местные жители, которые ценят наследие собора, были в ярости, совершая набеги на социальные сети Шанахана и Грюнчука, которые разместили фотографию своего 350Z на площади в Instagram.Другие указали пальцем на полицию, которая допустила мероприятие. В конце концов, большинство просто попросило вернуть сайт в исходное состояние. В Facebook было опубликовано видео, показывающее, что место убирают сразу после окончания съемок, как и было обещано в оригинальном письме Red Bull. На следующий день группа добровольцев посетила это место, чтобы продолжить очистку следов шин на историческом желтом кирпиче.

Марьяна Олескив, председатель Управления развития туризма Украины, говорит, что Red Bull настаивает на том, что на самом деле у нее было разрешение на съемку в этом месте.Она отметила, что ситуация была странной, тем более, что другой комментарий показывает, что украинская полиция наблюдала за происходящим, и что расследование того, было ли у компании по производству энергетических напитков разрешение, все еще продолжается.

Drive обратился к Red Bull за своей историей, но на момент написания не получил ответа.

Есть подсказка или вопрос автору? Свяжитесь с ними напрямую: [email protected]

Сила развлечений и веселье власти: княжеские фрески Святой Софии в Киеве и их связь с византийским миром

Страница из

дата: 29 сентября 2021 года

Глава:
(п.243) 15 Сила забавы и развлечение власти: княжеские фрески Святой Софии в Киеве и их связь с византийским миром
Источник:
Греческий смех и слезы
Автор (ы):

Елена Бек

Издатель:
Edinburgh University Press

DOI: 10.3366 / edinburgh / 9781474403795.003.0015

Самая большая православная церковь XI века, София Киевская, бросает вызов границам между священной и мирской сферами.Он объединяет под одной крышей тщательно продуманные изображения звуков, движений, веселья и веселья византийского двора и призывы к тишине, тишине и слезам православного благочестия. Эти два непримиримых мира привели к диалогу князя Ярослава «Мудрого» (умер в 1054 г.), христианина во втором поколении, который одержал победу над своими соперниками после десятилетий братоубийственного конфликта. Если в Византии эти две сферы давно установили четкий modus vivendi, то на Руси Ярослава их отношения только формировались.Святой Софии Киевской пришлось приспосабливаться к своему князю, а христианское приличие — к княжескому покровителю.

Ключевые слова: Византия, Русь, Светское искусство, Музыка, Придворный перформанс, Святая София Киевская, Ипподром Константинопольский, Святой Николай в Куртя-де-Арджес, Насмешки над Христом, Князь Ярослав Мудрый

Для получения стипендии

University Press Online требуется подписка или покупка для доступа к полному тексту книг в рамках службы. Однако публичные пользователи могут свободно искать на сайте и просматривать аннотации и ключевые слова для каждой книги и главы.

Пожалуйста, подпишитесь или войдите для доступа к полному тексту.

Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому заголовку, обратитесь к своему библиотекарю.

Для устранения неполадок, пожалуйста, проверьте наш Часто задаваемые вопросы, и если вы не можете найти там ответ, пожалуйста, связаться с нами .

Посещение Софийского собора в Киеве: что нужно знать

В Украине он известен как Собор Святой Софии или просто Софийский собор.Остальной мир называет его Софиевским собором. Независимо от названия, Софийский собор Киев является одним из самых замечательных архитектурных памятников Украины и формальной Киевской Руси. Ни одна поездка в столицу Украины не может обойтись без посещения Софийского собора в вашем маршруте. Выдающийся дизайн и историческое наследие собора не ускользнули от внимания ЮНЕСКО. В 1990 году Софийский собор был признан первым объектом Всемирного наследия в Украине.Спустя почти десятилетие Киево-Печерская Лавра была добавлена ​​к этому списку, а затем обозначена как отдельное строение Софийского собора — комплекс Киево-Печерской Лавры.

Знать историю перед посещением Софийского собора

Важно знать историю перед посещением Софийского собора. Есть несколько споров относительно времени основания собора. Самая популярная теория, которую также принимает ЮНЕСКО, возвращает вас в 1011 год. Подобно дате имя человека, во время правления которого св.Под вопросом ожил Софийский собор. Некоторые предполагают, что именно Владимир Великий отдал приказ построить собор. Большинство же считает, что инициатором такого грандиозного строительства был великий киевский князь Ярослав Мудрый.

Собор Святой Софии в Константинополе вдохновил Ярослава Мудрого на создание чего-то столь же святого и величественного в Киеве. Однако имя было, безусловно, самой важной чертой, объединяющей эти два собора. Не многие архитектурные идеи были заимствованы из Константинополя при строительстве церкви Св.Софийский собор.

Спустя годы собор впал в отчаяние и оставался заброшенным до 17 -го века. В 1633 году митрополит Молдавской православной церкви Петр Могила заказал реконструкцию и перестройку Софийского собора. Позже вокруг собора встают колокольня, монастырская столовая, пекарня, Дом Митрополита и Зборовские ворота, западные ворота.

В советское время Софийский собор чуть не почувствовал себя жертвой антирелигиозной советской политики.Однако его пощадили из-за его исторического и культурного значения и превратили в музей.

Посещение Софийского собора

Даже сегодня посещение Софийского собора напоминает посещение музея, а не религиозного заведения. Комплекс остается светским музеем, в котором время от времени проводятся религиозные службы.

Бесплатного входа в комплекс нет. Стоимость посещения Софийского собора колеблется от 20 до 200 украинских гривен.Если за 20 гривен можно пройти на территорию комплекса, то максимальная цена в 200 гривен дает доступ ко всем постройкам. Даже посещение колокольни Софийского собора стоит около 60 гривен. Но панорамный вид на город сверху оправдывает такую ​​довольно низкую цену.

Как добраться до Софийского собора

Комплекс расположен в самом центре города, что облегчает посещение Софийского собора.

Метро

Самый популярный способ добраться до комплекса — на метро.Обязательно сойдите на остановке «Золотые ворота» и продолжайте идти около семи минут.

Часы работы

  • Собор открыт с пятницы по четверг с 10 до 18 часов.
  • В среду он открыт с 10 до 17 часов.
  • Софийский собор закрыт по четвергам.

номеров национальностей | Университет Питтсбурга

Изучите каждую комнату по национальностям в Питтсбургском университете, наведя указатель мыши на изображения ниже.При выборе названия комнаты отображается короткое вводное видео.

Африканское наследие Армянский Австрийский китайский язык Чехословацкий Ранний американский английский французкий язык Немецкий Греческий венгерский язык Индийский Ирландский Израильское наследие Итальянский Японский Корейское наследие Литовский язык Норвежский Польский румынский русский Шотландский Шведский Швейцарский Сирия-Ливан турецкий украинец валлийский Югославский .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *