Святки что это такое: что это за праздник, какого числа святки, традиции

что это за праздник, какого числа святки, традиции

  • Бого­слу­же­ния
  • Святки Бого­слов­ско-литур­ги­че­ский сло­варь
  • Святки Г.И. Шиман­ский
  • Святки схи­ар­хим. Иоанн (Маслов)
  • Можно ли в святки молиться за усоп­ших? иеро­мо­нах Иов (Гуме­ров)
  • Святки прот. Гри­го­рий Дья­ченко
  • Тра­ди­ции
  • Как хри­сти­ане святки про­во­дят, и как надо про­во­дить их прот. Нико­лай Успен­ский
  • Как про­ве­сти Святки? прот. Алек­сандр Илья­шенко
  • Поз­во­ли­тельно ли рядиться в святки? прот. Гри­го­рий Дья­ченко
  • О буйном весе­лье на свят­ках и мас­ля­нице прп. Стефан Филей­ский
  • Что нужно знать о гада­ниях на святки? свящ. Геор­гий Мак­си­мов
  • Худо­же­ствен­ная лите­ра­тура
  • Свя­точ­ные рас­сказы Н.С. Лесков
  • Свя­точ­ные рас­сказы В.И. Неми­ро­вич-Дан­ченко
  • Дары волх­вов О. Генри
  • Чудес­ный доктор А. И. Куприн
  • Стихи о Рож­де­стве Хри­сто­вом

Свя́тки (святые дни) – период от празд­ника Рож­де­ства Хри­стова до Кре­щен­ского сочель­ника (7–17 января вклю­чи­тельно).

Они назы­ва­ются также свя­тыми вече­рами.

Свя­тить период между Рож­де­ством Хри­сто­вым и Бого­яв­ле­нием Цер­ковь начала с древ­них времен. Ука­за­нием на это могут слу­жить 13 бесед св. Ефрема Сирина, про­из­не­сен­ных им от 25 декабря по 6 января, а также слова св. Амвро­сия Медио­лан­ского и св. Гри­го­рия Нис­ского.

Про­дол­жи­тель­ность Святок

Какова про­дол­жи­тель­ность Святок? Когда они начи­на­ются и когда закан­чи­ва­ются? На эти, каза­лось бы, про­стые вопросы в цер­ков­ной лите­ра­туре даются разные ответы. Фак­ти­че­ски суще­ствует 4 (!) точки зрения на про­дол­жи­тель­ность Святок:

I. 7–17 января (11 дней). Эта точка зрения отра­жена на нашем сайте, часто такая про­дол­жи­тель­ность ука­зы­ва­ется в кален­да­рях как сплош­ной период, в тече­ние кото­рого нет пост­ных дней. Такая точка зрения лишена недо­стат­ков: во все дни пери­ода совер­ша­ются бого­слу­же­ния с празд­нич­ными осо­бен­но­стями, поста нет.

II. 8–19 января (12 дней). В лите­ра­туре очень попу­лярно утвер­жде­ние о 12 дней про­дол­жи­тель­но­сти Святок; веро­ятно, это объ­яс­ня­ется при­вер­жен­но­стью сим­во­ли­че­скому зна­че­нию числа 12. В част­но­сти, извест­ный литур­гист сере­дины XX века Г. И. Шиман­ский ука­зы­вает для Святок период от Собора Бого­ро­дицы до Кре­ще­ния Гос­подня. Однако в такой точке зрения два изъяна 1) в Святки вклю­ча­ется день стро­гого поста – Кре­щен­ский сочель­ник; 2) почему-то Кре­ще­ние Гос­подне вклю­ча­ется в период Святок, тогда как равный ему по сте­пени тор­же­ствен­но­сти празд­ник Рож­де­ства Хри­стова – нет.

III. 7–18 января (12 дней). Эта точка зрения отра­жа­ется на неко­то­рых элек­трон­ных ресур­сах (как пра­вило, нере­ли­ги­оз­ных). Эта точка зрения – фак­ти­че­ски вари­а­ция преды­ду­щей, имеет те же недо­статки: в период Святок вклю­ча­ется Кре­щен­ский Сочель­ник, а из двух Гос­под­ских празд­ни­ков один (Рож­де­ство Хри­стово) счи­та­ется, тогда как другой – нет.

IV. 7–19 января (13 дней). В этом случае Свят­ками счи­та­ется весь период от Рож­де­ства Хри­стова до Бого­яв­ле­ния, такую пози­ция отра­жена в книге схи­ар­хи­манд­рита Иоанна (Мас­лова). (Впро­чем, сам автор допус­кает ошибку: гово­рит о 12 днях Святок, хотя по факту ука­зы­вает период в 13 дней). В таком под­счете только один недо­ста­ток: в Святки вклю­ча­ется день стро­гого поста – Кре­щен­ский сочель­ник.

Три пери­ода святок их бого­слу­жеб­ные осо­бен­но­сти

Хотя термин «святки» обо­зна­чает единый 11-тиднев­ный период с 7 по 17 января (по новому стилю), его можно раз­де­лить на три вре­мен­ных отрезка на осно­ва­нии бого­слу­жеб­ного содер­жа­ния:

7–13 января – празд­ник Рож­де­ства Хри­стова и его попраздн­ства;

14 января – Обре­за­ние Гос­подне по плоти и свя­ти­теля Васи­лия Вели­кого;

15–17 января – пред­праздн­ство Бого­яв­ле­ния.

Бого­слу­жеб­ные  и устав­ные осо­бен­но­сти всего пери­ода Святок

  • Пост в среду и пят­ницу отме­ня­ется;
  • Коле­но­пре­кло­не­ние не совер­ша­ется;
  • Вен­ча­ние брака не совер­ша­ется;
  • Октоих в сед­мич­ные дни не поется;

Свя­точ­ные обычаи и тра­ди­ции

С пери­о­дом Святок свя­заны сле­ду­ю­щие обычаи, рас­по­ло­жим их в порядке от более нор­маль­ных и при­ем­ле­мых к спор­ным и нецер­ков­ным:

Хож­де­ние в гости

Празд­но­вать Рож­де­ство Хри­стово, делиться друг с другом этой радо­стью, поз­во­лить себе опре­де­лен­ное уте­ше­ние после дол­гого поста – не только закон­ный, и но вполне похваль­ный образ про­ве­де­ния этих дней. Гос­подь в Пяти­кни­жии пове­ле­вает: «Семь дней празд­нуй Гос­поду Богу твоему, на месте, кото­рое избе­рет Гос­подь, Бог твой; ибо бла­го­сло­вит тебя Гос­подь, Бог твой, во всех про­из­ве­де­ниях твоих и во всяком деле рук твоих, и ты будешь только весе­литься» (Втор. 16:15). И хотя бук­вально это ска­зано о празд­нике Кущей, можно вполне рас­про­стра­нить эти слова на празд­нич­ные пери­оды Церкви, в первую оче­редь на Свет­лую сед­мицу и на Святки.

Рож­де­ствен­ские сценки, меро­при­я­тия в вос­крес­ных школах

Понятно, что раз­лич­ные поста­новки и рож­де­ствен­ские сценки осно­ваны на нека­но­ни­че­ских и подчас фан­та­сти­че­ских реа­лиях, все же опре­де­лён­ный про­све­ти­тель­ский и бла­го­твор­ный эффект они имеют.

Коля­до­ва­ние


Есть обычай ходить по домам и рас­ска­зы­вать раз­лич­ные рож­де­ствен­ские колядки. При этом ходят как пра­вило дети (под руко­вод­ством и при­смот­ром взрос­лых), поздрав­ляют с Рож­де­ством Хри­сто­вым, поют песни и рас­ска­зы­вают сти­хо­тво­ре­ния, а хозя­ева жилищ ода­ри­вают сим­во­ли­че­скими уго­ще­ни­ями. Здесь оценка должна быть взве­шен­ной: есть колядки по содер­жа­нию вполне хри­сти­ан­ские, но немало и совер­шенно свет­ских, в кото­рых нет ника­кого рели­ги­оз­ного смысла. В послед­нем случае коля­до­ва­ние пре­вра­ща­ется в обыч­ное попро­шай­ни­че­ство и вряд ли может быть одоб­рено хри­сти­ан­ским созна­нием.

Пред­став­ле­ния, гуля­ния

Есть обычай наря­жаться в раз­лич­ные шутов­ские наряды и устра­и­вать пред­став­ле­ния, гуля­ния. Эта прак­тика явля­ется руди­мен­том язы­че­ских веро­ва­ний, согласно кото­рым начало года счи­та­лось вре­ме­нем, когда у богов можно выпро­сить хоро­ший урожай. Также важно, что в Древ­нем Риме и в Визан­тии подоб­ные меро­при­я­тия были свя­заны с празд­но­ва­нием январ­ских календ. В России свя­точ­ные гуля­ния были рас­про­стра­нен­ными вплоть до XVIII века. Известно, что импе­ра­тор Петр I сам любил эти гуля­ния и застав­лял при­ни­мать в них уча­стие своих при­бли­жен­ных. Однако во 2‑й поло­вине XVIII века многие обычаи, свя­зан­ные со свя­точ­ными гуля­ни­ями, были запре­щены. Причем при­чины запрета были не столько бого­слов­скими, сколько вызваны прак­ти­че­ской необ­хо­ди­мо­стью: сами гуля­ния и свя­зан­ные с ними раз­нуз­дан­ность, анар­хия рас­смат­ри­ва­лись как обще­ственно опас­ные. Для нас осо­бенно важно, что подоб­ного рода дей­ствия запре­ща­ются 61‑м и 62‑м пра­ви­лами VI Все­лен­ского Собора. Осо­бенно обра­тим вни­ма­ние на сле­ду­ю­щие слова: «Той же епи­ти­мии над­ле­жит под­вер­гати и тех, кото­рые водят мед­ве­диц, или иных живот­ных, на посме­шище и на вред про­стей­ших, и, соеди­няя обман с безу­мием, про­из­но­сят гада­ния о щастии, о судьбе, о родо­сло­вии, и мно­же­ство других подоб­ных толков» (пра­вило 61) и «Так назы­ва­е­мые календы, вота, вру­ма­лиа, и народ­ное сбо­рище в первый день месяца марта, желаем совсем исторг­нути из жития верных. Такожде и все­на­род­ныя жен­ския пля­са­ния, вели­кий вред и пагубу нано­сити могу­щия, равно и в честь богов, ложно так елли­нами име­ну­е­мых, муже­ским или жен­ским полом про­из­во­ди­мыя пля­са­ния и обряды, по неко­ему ста­рин­ному и чуж­дому хри­сти­ан­скаго жития обычаю совер­ша­е­мые, отвер­гаем, и опре­де­ляем: ника­кому мужу не оде­ва­тися в жен­скую одежду, ни жене в одежду мужу свой­ствен­ную; не носити личин коми­че­ских, или сати­ри­че­ских, или тра­ги­че­ских» (пра­вило 62).

Гада­ния

Рас­про­стра­нен предо­су­ди­тель­ный обычай гада­ний во время Святок о судьбе, о буду­щем супруге и пр. Понятно, что любые гада­ния явля­ются язы­че­скими обы­ча­ями, свя­зан­ными с вол­хо­ва­нием и обще­нием с нечи­стыми духами, потому ни в коем случае не при­ем­лемы для хри­стиан.

Цитаты о свят­ках

«Дух Хри­стов, – по заме­ча­нию свя­ти­теля Фила­рета (Дроз­дова), – не враг бла­го­за­кон­ных радо­стей»; в невин­ных играх и заба­вах отды­хает душа, истом­лен­ная: шумом суеты, под­дер­жи­ва­ется и пита­ется чув­ство дружбы среди людей; с хри­сти­ан­ской точки зрения доз­во­ли­тельны игры и раз­вле­че­ния, кото­рые не нару­шают чистоты мыслей, чувств и слов, не оскорб­ляют слуха и очей, не уни­жают чело­ве­че­ского досто­ин­ства. Но нужно твердо пом­нить, что «где нега и рос­кошь, как учит св. Иоанн Зла­то­уст, где пьян­ство и всякие забавы, там нет ничего твер­дого, а все шатко, непо­сто­янно. Слу­шайте это вы, кото­рые любите смот­реть на пля­шу­щих и тем рас­тле­ва­ете свое сердце».
В «святые дни» должно уси­лен­нее ста­раться не отвле­кать ума и сердца своего от святых помыс­лов, чув­ство­ва­ний и деяний; а это обя­зы­вает каж­дого устра­нять себя от вся­кого шума буй­ного весе­лия. Не разгул и шумное мир­ское весе­лие делает празд­ник Хри­стов радост­ным и при­ят­ным для нас, а уте­ша­ю­щая душу, услаж­да­ю­щая и весе­ля­щая сердце бла­го­дать Божья, дару­е­мая свыше лишь тем, кото­рые уда­ляют себя от всего того, чем оскорб­ля­ется любовь Божья, что отвра­щает от нас бла­го­во­ли­тель­ный взор Отца Небес­ного, чем бес­че­стится святое и досто­по­кло­ня­е­мое имя Хри­стово, чем нару­ша­ется свя­тость празд­ника».
Настоль­ная книга свя­щен­но­слу­жи­теля

что это за дни и что нужно в это время делать?

Главное не пачкать, а продолжать убелять одежды души, считает иерей Андрей Чиженко.

Рождество Христово после Пасхи является вторым по значимости праздником в церковном богослужебном круге, потому оно и празднуется не один день. Как всегда, Господь всемилостивый продолжает щедро изливать на нас свою благодать и свой свет. Отсюда и название «святки», или «святые дни». В древности святки назывались «святыми вечерами». Может быть, оттого, что христиане именно в вечера оставляли свои повседневные работы и славили Рождество Христово и Богоявление.

История святок такова…

В первые века христианства Церковь знала лишь один праздник – Богоявление (Крещение Господне – второе название). В данном празднестве воспоминались сразу два события из земной жизни Спасителя – Рождество Христово и Его Крещение.

Позже, в IV веке, эти два праздника были отделены друг от друга. Рождество Христово переносится на 25 декабря по старому стилю (7 января н. ст.), а Богоявление так и продолжает праздноваться 6 января по старому стилю (19 января – н. ст.). Но так как в церковном сознании два праздника все равно сливаются в один, то двенадцать дней, их теперь разделяющие, считаются одним беспрерывным праздником. Точно так же, как сорок дней после Воскресения Христова считаются Пасхой до Вознесения Господнего, потому что Спаситель продолжал на земле являться своим ученикам.

Потому период от Рождества Христова до Крещения Господнего и назван святками – от слов «свет, святость».

Праздник продолжается… Он не закончился 7 января в день Рождества Христова. 8 января – Собор Пресвятой Богородицы. 10 января в воскресенье – день памяти сродников Христа по плоти: царя и пророка Давида, праведного Иосифа Обручника и апостола Иакова, брата Господня, сопровождавшего Святое Семейство в Египет. 11 января совершается память 14 тысяч святых мучеников-младенцев, в Вифлееме избиенных. К тому же отдание Рождества Христова происходит только 13 января (н. ст.) перед Обрезанием Господним. Но даже и после этого рождественско-крещальные празднества продолжаются. Они фактически заканчиваются 18 января, когда в сочельник Богоявления полагается строгий пост. И завершаются в праздник Крещения Господня.

Потому задача всех православных – праздновать. По возможности отложить все дела земные и стать причастным к этой великой тайне – появления Бога на земле для нашего спасения. В этот период поста в среду и пятницу нет – можно употреблять пищу животного происхождения. Часто батюшкам задают вопрос: «Как причащаться в святки, например на Крещение Господне, если нет поста?» Традиций и различных мнений много. Но в основном священники сходятся на том, что для православного христианина, который действительно живет жизнью Церкви, соблюдает посты, пищевые ограничения в святки перед Причастием не обязательны. Ведь по большому счету сам богослужебный устав отменяет пост в это время! Но, конечно же, это не повод нашей широкой славянской душе предаваться пьянству, чревоугодию и разгулу. Во всем важна мера. Пост для причастника перед Литургией в святки держится только евхаристический – то есть с 0.00 минут дня совершения Божественной литургии до момента причащения Святых Христовых Таин ничего не естся и не пьется.

Кроме того, в данный период не разрешаются ни в храме, ни дома земные поклоны. О святках так записано в Уставе преподобного Саввы Освященного (VI век): «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келиях».

Желательно по возможности воздержаться от работы. Кроме, конечно же, необходимой: приготовление еды, уход за животными и прочее из того повседневного нашего быта, без чего нельзя обойтись (например, нарубить дров, чтобы истопить печь). От крупных же и необязательных работ нужно все-таки воздержаться. Это не распространяется на тех, кто работает по долгу службы. В таком случае нужно при очередной исповеди покаяться в данном вынужденном грехе.

Фактически период святок нам дан для следующих дел…

Господь своим Рождеством щедро излил на нас свою благодать, и мы должны ее (особенно в период святок) передавать дальше. То есть главным нашим делом в святки является славить Христа Рожденного: ходить в гости друг к другу, петь рождественские колядки и духовные песнопения, посещать частые в этот период церковные богослужения и, конечно же, совершать дела милосердия – посещать больных, заключенных, пожилых людей, сирот, щедро давать милостыню и прочее.

В заключение хочется для нашей широкой и цветущей восточнославянской натуры, склонной к легкому переходу от празднования к разгулу, привести слова святого праведного Иоанна Кронштадтского из его книги «Моя жизнь во Христе»:

«Как прискорбно видеть, что враг в праздники Господни берет с христиан свой оброк, крайне великий оброк, и чем больше праздник, тем больше оброк врагу платят христиане, ибо что мы видим в праздники? Совершенную праздность, разнузданность плоти, пьянство, распутство, драки, кражи, увеселения. Боже мой! Какое угодие плоти! Какое усердное служение диаволу! Христиане ли эти люди, подумаешь, искупленные честною кровию Сына Божия? В христианские ли ты времена живешь, не в языческия ли? Это ли причастники животворящих Таин?..»

Будем же помнить, дорогие братья и сестры, слова великого святого. И убеленные Рождественским постом одежды души не станем пачкать в грязи разгула. Все полезно в меру.

Главное же в святки, как и во все дни жизни христианина, – любовь к Богу и к ближнему своему. Будем славить Христа Рожденного! Будем нести эту благую весть в мир. Будем творить дела милосердия, любви и подавать руку помощи всем, кто в этом нуждается.

Христос рождается – славите!

Христос с небес – срящите!

Иерей Андрей Чиженко

Британника

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Страница не найдена

Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.

Поиск в Британике

Сопоставьте битву с войной

Крещение спутников Плутона

Кто такой Фумио Кисида, новый премьер-министр Японии?

Крампус | Определение, история и факты

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или в любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *