Свято успенском псково печерском монастыре: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь празднует престольный праздник – Успение

РегистрацияВойти

16+

ГлавнаяНовости2006Август28Областные новости

Опубликовано: 28 августа 2006 г. в 18:04 17 0Нет комментариев0

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь (город Печоры, Псковская область) празднует свой престольный праздник — Успение Пресвятой Богородицы. Как передаёт корреспондент ПАИ, ежегодно на торжества в Печоры съезжаются тысячи паломников, большинство из них пребывают 28 августа, чтобы поучаствовать в Крестном ходе вокруг монастыря.

Центральными событием празднования Успения в Печерском монастыре являются Крестный ход с иконой «Успение» от Успенского к Михайловскому храму, Крестный ход вокруг монастыря и Крестный ход с иконой от Михайловского к Успенскому собору.

Крестный ход с иконой «Успение» от Успенского к Михайловскому храму прошёл 27 августа после малой вечерни в Успенском соборе и чтения акафиста «Радуйся Невесто Неневестная» на Успенской площади.

Крестный ход с иконой вокруг монастыря прошёл сегодня, 28 августа, по завершению поздней Литургии в Михайловском храме, которая началась в 9:30.

В Успенский собор из Михайловского икону «Успение» перенесут 29 августа. В этот день в 18:00 в Михайловском храме состоится вечернее богослужение. Далее — чин Погребения Божией Матери: по дороге, устланной «ковром» из живых цветов, священнослужители с иконой «Успение» пройдут от Михайловского к Успенскому собору монастыря.

Традиционно, после того как по дороге пронесут икону, православные собирают цветы. Считается, что они обладают целебными свойствами. Дорогу из цветов выкладывают в монастыре дважды: первый раз, когда по ней проносят икону «Успение» от Успенского к Михайловскому храму, второй – когда икону возвращают в Успенский собор монастыря.

Добавим, что Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь ведет свою историю уже более 500 лет. Летопись повествует о том, как в конце ХIV века изборские охотники, отец и сын Селиши, слышали в глухом лесу близ ручья Каменца «гласы поющих неизреченно и прекрасно» и ощутили благоухание «яко от множества фимиама».

Вскоре местные крестьяне приобрели эти земли; по жребию они достались Ивану Дементьеву, который поселился неподалеку, у реки Пачковки. Однажды, когда он рубил лес на склоне горы, одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие. Под корнями одного из них открылся вход в пещеру, а над входом надпись: «Богом зданныя пещеры».

Из древнего местного предания известно, что жили в этом месте выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в псковские пределы из-за многочисленных набегов крымских татар. Имена всех их остались неизвестны, летописная история сохранила до нас лишь имя «начального инока» преподобного Марка.

Общепризнанной исторической датой основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 год, когда освящена была выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца преподобным Ионой Успенская церковь. Преподобный Иона — непосредственный основатель обители. Ранее он, нося в миру имя Иоанн, был священником в Георгиевском храме Юрьева-Ливонского (ныне г.Тарту).

В 1521 году монастырь обрел чудотворную икону Успения Богоматери «в житии» (с житийными клеймами). Этот образ был написан иконописцем Алексеем Малым по заказу псковских «торговых людей» Василия и Феодора (Феодор позднее принял постриг с именем Феофил и скончался в обители).

С 1523 года икона стала прославляться многими чудесами: исцелила бесноватых — чернеца и отрока; на праздник же Успения даровала одной женщине и отроку прозрение их очам и освободила от болезни нищего человека из Изборска, страдавшего в новолуние (лунатика). По сей день икона хранится в самом древнем соборе монастыря – в Успенском.

Псковское Агентство Информации

http://informpskov.ru

ВЛуки.ру в любимой социальной сети ВКонтакте
Актуальные новости, мероприятия, публикации и обзоры в удобном формате.

Подписаться

Новости далее

В Псковской области раскрыли убийство гражданина Белоруссии

Творческие коллективы Великих Лук готовят подарки для первоклашек

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь г.

Печоры — православная социальная сеть «Елицы»

В 1521 году в Псково-Печерский монастырь двумя псковскими людьми Василием и Феодором принесена была новая икона Успения Божией Матери в житии, т. е. с изображением по сторонам важнейших событий из жизни Богоматери.
Написание иконы поручили они одному благочестивой жизни иконописцу, именем Алексию, по прозванию Малому.
Икона была поставлена в храме Успения Богоматери.
Феодор впоследствии пострижен был в монашество и наречен Феофилом, по смерти погребен в Богом зданной пещере.
С 1523 года сия икона стала прославляться многими чудесами:
Исцелила бесноватых — чернеца и отрока; на праздник же Успения даровала одной женщине и отроку прозрение их очам и освободила от болезни нищего человека из Изборска, страдавшего в новолуние (лунатика).
Начиная с того праздника и в иные праздники происходят не только 3 или 5 чудес, но и по 50, и по 60 мужчин и женщин получают исцеления от различных недугов.
Множество и иных чудес сотворилось в обители Пресвятой Богородицы. То слышно было пение и видели свечку, горящую в пещерной церкви, то чувствовался аромат различных благовоний. Некоторые же из братии много раз видели свет, стоящий в ночи над монастырем Пречистой, расположенным в овраге,- и не только иноки видели это, но и мирские люди.
Некий человек по имени Иван Долгий видел как-то ночью свет, стоявший, как облако, над монастырем, и, подумав, что это от вещественного огня что-то горит в монастыре, прискакал на коне, желая чем-либо помочь; свет же тотчас поднялся в небеса. Об этом он сам поведал; иноки же восславили Бога, показавшего такие дивные чудеса в обители Пречистой Богородицы.
Псково-Печерские иконы Божией Матери «Успение» и «Умиление» особенно прославились во время нашествия на Псков Стефана Батория, короля польского, в 1581 году.
При приближении его к городу архиепископ вызвал из Печерского монастыря игумена Тихона с чудотворными иконами Божией Матери.
За несколько дней до приступа, назначенного Баторием на угол крепости при Покровском монастыре, один благочестивый старец Дорофей, кузнец, сидел в сенях своей келии, и плакал о бедствии города; вдруг увидел он необыкновенный свет в виде столпа, который, возвышаясь до неба над Печерскою обителью, шел к Пскову чрез реку Великую по левую сторону Мирожского монастыря. В этом свете узрел он Пресвятую Богородицу, поддерживаемую по левую руку преподобным Антонием, начальником Киевских пещер, а по правую — Корнилием, игуменом Успенской Печерской обители.
Пресвятая Богородица, пройдя по воздуху чрез городскую стену, вошла в церковь Покровскую. Потом вышла из церкви и, ставши вместе с преподобными, вопросила:»Где Мирожский строитель Нифонт, епископ Новгородский?»
Св. епископ немедленно предстал пред Нею и с великою скорбию сказал: «Госпоже Пресвятая Владычица! В моем монастыре сего лета не бяше литургии».
На сие Богоматерь рекла: «Сыну Моему и Богу тако изволившу». Потом воззвала: «Где избранные Божии, лежащие в церкви св. Троицы?»
И тотчас предстали пред Нею благоверные князья: Василий Киевский, Гавриил и Тимофей Псковские, позади же их стали Николай Псковский и святые Евфросин с Саввою, и все с благоговением поклонились Ей.
Пресвятая Богородица, взирая с гневом на город, сказала: «О люди беззаконные! Вы прогневали Сына и Бога Моего и осквернили град сей грехами своими. И вот пришла на вас туга и беда велия, и вы Сына Моего Господа Бога и Меня не познали».
В это время пали пред Нею преподобные Корнилий и Евфросин с Саввою и блаженный Николай и со слезами молились: «Госпоже Владычице, Богородице! Есть грех на людях и беззаконие, но не прогневайся на них до зела! помолися Сыну Твоему и Богу нашему за град сей и за людей согрешивших!» Все благоверные князья тоже припали к ногам Ее и со слезами молили о пощаде города.
Тогда Пресвятая Богородица призвала к Себе старца Дорофея, удостоившегося видения, и он в то же мгновение увидел себя у ног Богоматери. Она сказала ему: «Иди немедленно к воеводам, к Печерскому игумену и в собор Святой Троицы и возвести им, чтобы прилежно и непрестанно молили Бога и принесли бы Ее Печерский образ и хоругвь на стену города, на то место, где Я теперь стою, и чтобы поставили здесь одну пушку, а другую внизу и стреляли бы из них по королевским шатрам и влево за королевские шатры. Объяви людям, чтоб они плакали о грехах своих и молили бы Милостивого Бога о помиловании, а Я буду молиться Сыну и Богу Моему о прощении ваших грехов».
Когда старец Дорофей возвестил о бывшем ему видении, тогда Печерский игумен Тихон с духовенством и народом стал совершать ежедневно крестные хождения с иконою Успения Богородицы и другими иконами на указанное место, а воеводы и бояре поставили в той части стены три креста заветные.
Четыре дня не видно было никакого движения у неприятеля, но с 1 сентября стали заметны приготовления к приступу. Старейший из псковского духовенства, Печерский игумен Тихон, по некоему откровению, созвал поутру 6 сентября благовестом граждан в собор и сделал оттуда крестный ход к Покровскому углу с чудотворною Печерскою иконою Успения, с мощами св. благоверного князя Гавриила Псковского и со старою Печерскою хоругвиею. Весь народ с плачем и рыданием сопровождал крестный ход, не ожидая помощи и защиты ниоткуда, кроме Бога.
На другой день Стефан Баторий с самого рассвета открыл сильную пушечную пальбу по городу и продолжал ее во весь день до ночи и на другой день до девяти часов утра; в стене образовался большой пролом; начался приступ, и загорелась жестокая битва. Неприятель взял уже две башни и распустил на них знамена польские; защитники ослабевали; воевода Шуйский был ранен. Страх овладел сердцами всех, старики, женщины и дети наполняли церковь воплями и, по словам летописи, весь пол в Троицком соборе залили слезами, моля Бога о защите.
В эту тяжкую минуту немедленно были подняты святыни из собора и принесены к пролому. Мощи благоверного князя Гавриила с чудотворною иконою Печерскою, а наперед их прибыли к пролому три инока Печерского монастыря, родом бояре, бывшие ранее храбрыми воинами, и воскликнули громким голосом: «Не бойтесь, братие! Станем крепко! Устремимся на литовскую силу вместе! К нам грядет Богородица с милостию и заступлением и с помощию всех Святых».
Этот неожиданный голос духовных воинов воодушевил всех: «Богородица к нам грядет, о друзи! Умрем вместе за Христову веру и за православного царя! Не предадим града Пскова».
Вместе с этим началось молебствие пред проломом в виду защитников и врагов, и продолжалось крестное хождение к Покровской церкви.
Защитники мужественно устремились в пролом и крепко отражали врагов; даже женщины вмешивались в сражение, иные приносили жаждущим воинам воды, другие подавали им оружие, многие сами бросали на врагов камни и со стен лили на них горячую воду.
В это время защитники поставили большое псковское орудие у церкви Похвалы Богородицы и употребили его на поражение неприятеля.
Сражение с обеих сторон было жаркое, долговременное и упорное. К ночи 8-го сентября враги были вытеснены из пролома и в беспорядке прогнаны в поле, где на бегу поражены были народом и многие взяты в плен.
Осада продолжалась еще 6 месяцев, но продолжались и крестные ходы ежедневно на стены города с чудо­творною Печерскою иконою Богородицы.
Во время настоятельства игумена Саввы в Псково-Печерском монастыре царь Иоанн Васильевич IV повелел воеводе своему Юрию Токмакову обложить золотом от своей царской казны чудотворную икону Успения Пресвятой Богородицы в житии и сделать серебряный киот для нее.

Преподобные Марк, Иона и Васса Псково-Печерские

Тропарь и кондак

Святые Марк, Иона и Васса почитаются как основатели Псково-Печерской обители.

Точно неизвестно, когда первые монахи-отшельники поселились у Каменецкого ручья в естественных пещерах холма, который местные жители называли «святым холмом». В монастырской летописи приводится рассказ очевидцев, охотников-звероловов из Изборска по прозвищу Селиши: «Пришли мы с отцом нашим на крайнюю гору, где ныне храм Богородицы, и услышали как бы церковное пение. Они пели стройно и благоговейно, но певцов не было видно, и воздух был наполнен благоуханием ладана».

Из первых старцев Псково-Печерского монастыря по имени известен только Марк. Летопись говорит о нем: «Вначале некий старец жил на Каменце близ пещеры. Некоторые рыбаки видели его у трех скал над пещерой храма Пресвятой Богородицы, но не могли узнать, кто он, его происхождение, как и откуда он попал в это место, как долго он там жил и как умер».

Второй игумен Печерского монастыря идентифицирован как старец Марк в монастырском Синодике. Святитель Корнилий (память 20 февраля) усомнился в правдивости этой надписи и повелел убрать это имя из Синодика. Внезапно он тяжело заболел, и ему открылось, что это было его наказанием за то, что он приказал вычеркнуть имя святого Марка из монастырских диптихов.

Попросив прощения у могилы Старца Марка, игумен Корнилий восстановил его имя. Когда был раскопан пещерный храм Успения Пресвятой Богородицы и расширены погребальные пещеры, игумен Дорофей нашел могилу святого Марка в запущенном состоянии, но его мощи и одежды сохранились.

В 1472 году крестьянин Иван Дементьев вырубил лес на холме. Одно из поваленных деревьев покатилось вниз по склону, вырвав с корнем из земли другое дерево. Горка открыла вход в пещеру, над которой была надпись: «Пещера, построенная Богом». Существует предание, что святой Варлаам, юродивый, часто приходил в пещеру и стирал эту надпись, но она всякий раз чудесным образом появлялась вновь.

Священник Иоанн (по прозвищу Шестник) пришел на это святое место, где молились первые подвижники. Он был родом из «московских земель» и служил священником в Юрьеве (ныне Тарту) в «правоверной церкви, устроенной псковичами» и посвященной святителю Николаю и великомученику Георгию. Он и священник Исидор духовно окормляли живших там русских.

В 1470 году отец Иоанн вынужден был бежать с семьей в Псков из-за гонений со стороны немцев-католиков. Узнав о мученической кончине преподобного Исидора (память 8 января), отец Иоанн решил поселиться в новоявившейся «пещере, устроенной Богом», чтобы там, на самой границе с ливонцами, основать монастырь как форпост православия.

Вскоре заболела и умерла его жена, приняв монашеский постриг с именем Басса. Ее праведность была доказана сразу после ее смерти. Ее муж и ее духовный Отец погребли святую Бассу (память 19 марта) в стене «пещеры, устроенной Богом», но ночью ее гроб был «невидимой силой Божией взят от земли».

Отец Иоанн и исповедник святой Вассы были расстроены, думая, что это произошло из-за того, что они не совершили всей службы за усопших. Так отпевали во второй раз отпевание и снова хоронили тело. Утром, однако, его нашли над землей. Тогда стало ясно, что это знамение от Бога, и выкопали могилу святого Бассы с левой стороны пещеры.

Потрясенный чудом, Иоанн принял монашество с именем Иона и еще более усердно предался духовным подвигам.

Выкопал пещерную церковь и построил две кельи на столбах, затем ходатайствовал перед духовенством Псковского Троицкого собора о ее освящении, но они пока решили этого не делать «из-за необычного расположения». Тогда святой Иона испросил благословения у архиепископа Новгородского Феофила.

15 августа 1473 года пещерный храм был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. Во время освящения произошло чудо от иконы Успения Пресвятой Богородицы: 1 прозрела слепая женщина, «посланная милостивым Богом, начавшим Свои великие дары Пречистой Матери Своей».

Дата освящения пещерного храма считается официальной датой основания Псково-Печерского монастыря. Преподобный Иона подвизался в Печерской обители до 1480 года, после чего мирно почил в Господе. После его смерти на его теле обнаружили кольчугу. Это было повешено над его могилой в знак его тайного аскетизма, но было украдено во время немецкого вторжения.

Мощи святого Ионы покоятся в Пещерах рядом с мощами старца Марка и святого Бассы. Однажды, когда монастырь был осажден, ливонские рыцари хотели открыть мечом крышку гроба святого Бассы, но из гроба вырвался огонь. Следы этого карающего огня до сих пор можно увидеть на гробе святой Бассы.


1 Эта икона, которую называют «старой» в отличие от другой чудотворной иконы Успения Пресвятой Богородицы со сценами Ее жития по краям, написана около 1421 года псковским иконописцем Алексеем Малым и является ныне хранится в алтаре Успенской церкви. Икона с изображением окантовки является престольной иконой Печерской церкви.

Возрождение монастыря | Хор Сретенского монастыря

В 1991 году собор в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, хранившийся на территории Сретенского монастыря, был возвращен Русской Православной Церкви и передан общине «Сретение» г. священник Георгий Кочетков.

Восстановлена ​​монашеская жизнь и основан подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря по благословению Святейшего Патриарха Алексия II при Сретенском монастыре в 19 г. 94. В 1995 году подворье монастыря было преобразовано в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. Настоятелем монастыря был назначен иеромонах Тихон (Шевкунов).

Епископ Тихон (Георгий Шевкунов) родился в семье врачей 2 июля 1958 года в Москве. В 1982 году окончил сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии по специальности «Литературное дело». После окончания школы стал послушником Псково-Печерского монастыря.

Работал внештатным сотрудником (в статусе послушника Псково-Печерского монастыря) в Издательском отделе Московской Патриархии во главе с митрополитом Волоколамским и Юрьевским Питиримом с августа 1986 года.

Рукоположен в сан иеродиакона в г. июль 1991 г., август 1991 г. – иеромонах; служил в Донском монастыре в Москве.

В 1993 году назначен настоятелем Московского городского храма Псково-Печерского монастыря, в который был преобразован приход Владимирского храма бывшего Сретенского монастыря.

С 1995 г. – игумен. С июля 1996 года – настоятель Сретенского монастыря. С 1997 года – архимандрит. С 2015 года – епископ.

Ректор Сретенской духовной семинарии (ранее, с 1999 г. – Сретенское высшее православное училище).

С марта 2001 года – председатель Сельскохозяйственного кооператива «Воскрешение» Михайловского района Рязанской области.

Автор фильма «Псково-Печерская обитель», получившего Гран-при XII Международного фестиваля православных фильмов и телепередач «Радонеж» (Ярославль) в ноябре 2007 г.

Автор фильма «Гибель Империи. Византийский урок», показан каналом «Россия» 30 января 2008 г.

Церковные награды: 2008 г. — орден преподобного Сергия Радонежского II степени «за усердие в служении и в связи с 50-летием». рождения»; в 2008 г. – Орден Святого Великого Князя Владимира Равноаписного III степени «за заслуги в восстановлении единства с Русской Зарубежной Православной Церковью». Светские награды: в 2003 г. – национальная премия имени П.А. Столыпинская премия «Аграрная элита России» в номинации «Эффективный собственник земли» и специальный знак «За духовное возрождение села»; в 2006 г. – премия «Лучшие книги и издательства года» (2006 г.) «За издание религиозной литературы»; в 2007 г. – орденом Дружбы «За заслуги в сохранении духовных и культурных традиций, большой вклад в развитие сельского хозяйства»; 2008 г. – Премия газеты «Известия», «Слава».

Сегодня в Сретенском монастыре живут и действуют более сорока насельников. На богослужения в обитель приходят сотни прихожан, которые нашли свою помощь в духовной жизни в лице священников обители. В монастыре организованы катехизические курсы, которые посещают в основном люди, недавно вошедшие в церковную жизнь. Сейчас на курсах обучается около четырехсот человек.

Главной святыней монастыря являются мощи священномученика Илариона (Троицкого), святого покровителя монастыря. В соборе также хранятся мощи преподобной Марии Египетской, святителя Николая Чудотворца, святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, преподобного Серафима Саровского, великомученика и целителя Пантелеймона и других великих святых.

Сретенское издательство — одно из крупнейших в России. Издательство выпускает богослужебные, богословские, исторические, художественные книги по всем основным направлениям религиозной жизни.

Сретенский монастырь неоднократно организовывал сбор благотворительной помощи жителям Чечни с 1997 года, а духовенство монастыря сопровождало эти гуманитарные поставки в город Грозный и районы, пострадавшие от войны.

Осенью 1999 года начались занятия в Высшей Сретенской православной школе, преобразованной Священным Синодом в 2000 году в высшее учебное заведение – Сретенскую духовную семинарию.

В 1997 году при монастыре создан Российский центр изучения Туринской плащаницы.

В Сретенском монастыре также есть два скита: Серафимовский скит и Ильинский скит. Первый (мужской), названный в честь преподобного Серафима Саровского, находится в Рязанской области, на месте Красной усадьбы, восстановленной скитом. Недалеко от монастыря в селе Слободка находится Сельскохозяйственный кооператив «Сретение», возрожденный из полного разорения и запустения братией Сретенского монастыря.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *