Караван идёт в Туркестан
Тригонова Р.В.
Караван идёт в Туркестан
Культура Казахстана богата наследием народов, издревле населявших эти земли. Некоторые памятники, например Мавзолей Ходжи [1] Ахмеда Яссави, известны далеко за пределами Казахстана, входят в сокровищницу мирового культурного наследия. Другие известны меньше, но все они – основа духовной жизни народов Великой Степи.
Мудрый обычай посещать хотя бы один раз в жизни святые места родной земли объединяет небольшие группы людей для паломничества. С разными целями идут люди в такое путешествие. Это и попытка решить какие-то внутренние проблемы, и желание помолиться за благополучие близких, и интерес к прошлому своего народа.
В Казахстане возникла своего рода индустрия такого паломничества. Его организаторы придают большое значение соблюдению правил и ритуалов, оставшихся от древних традиций.
Сами памятники, к которым устремляются паломники, в значительном большинстве построены в недавнее время на почитаемых местах. Подлинные сооружения либо были утрачены из-за ветхости, либо были разрушены по каким-то причинам.
Поток людей в эти места не иссякает. Идут не только мусульмане, но и представители других конфессий, а также просто люди, находящиеся в духовном поиске.
Предлагаем вашему вниманию рассказ о таком современном паломничестве к памятникам духовной культуры Туркестана, которое началось в г. Алматы и прошло по Алматинской, Жамбылской, Южно-Казахстанской и Кызылординской областям.
В дни Наурыза, древнего праздника народов Востока, знаменующего начало нового астрономического года, отправился в путь наш караван.
Объединило нас в паломничестве по святым местам желание почтить память великих святых и героических личностей казахской степи, познакомиться с культурой народа и его обычаями.
Многие верили, что таким образом они смогут очистить родовую карму (такое понятие есть у казахов), чтобы открыть путь потомкам, разрешить семейные проблемы, очистить своё сердце.Мазар Раимбек-батыра
Началось паломничество с ритуала открытия пути для каравана, который состоялся рано утром 21 марта у мазара [2] Райымбек батыру. Этот мазар находится на проспекте Райымбека, важной транспортной магистрали в нижней части г. Алматы. Ширакши (смотритель) прочитал молитвы из Корана, благословил наш путь. Группа совершила поклонение наложением рук на символический Коран, выполненный из черного мрамора. Оставили садаха (пожертвование) ритуально по 21 тенге. По поверьям, посещение этого места перед паломничеством обеспечивает удачную дорогу и успех в делах.
Райымбек (1705-1780), казахский батыр (богатырь, герой), в 17 лет показавший небывалый героизм в борьбе против джунгарских войск. Много легенд связано с его именем. Его называли «святым батыром». Однажды, скрываясь от джунгар, войско Райымбека не могло перейти бурную реку. Прочитав молитву и попросив Всевышнего о милости, он остановил бурное течение.
Райымбек-батыр очень почитается у казахского народа. Отеген-батыр, близкий друг Райымбек-батыра, предсказал, что мазар его будет расположен в шумном месте. Так и случилось. Мазар батыра находится на одной из самых оживленных улиц нашего города. Его дух до сих пор оберегает родные земли.
От памятника Райымбек-батыру наш разнонациональный, разновозрастной караван из 26 паломников, объединивший мусульман, христиан и людей вне конфессий, отправился к своей цели через Курдайский (Кордайский) перевал, города Мерке, Тараз (бывш. Джамбул), Шымкент (Чимкент) в Туркестан — духовную столицу Казахстана.
Едем по дороге, которая проходит по участку древнего Шелкового пути. Обстановка в пути дружелюбная, шутки, смех. После Мерке проезжаем интересные места: слева виднеется красивый голубой Киргизский хребет Заилийского Алатау, а справа подступают пески пустыни Муюнкум.
На ночь останавливаемся в частном секторе города Тараза. Импровизированный караван-сарай. Группа разместилась по-походному: корпешки (небольшие одеяла), спальники, печь-буржуйка, топливо-кизяк [3]. Хозяин уже готовит ужин кудайтамак — жертвоприношение.
Подъем в 4 утра 22 марта. Едем в Шымкент покупать 3 метра белой ткани — курбандык для жертвоприношения и поминания предков — открытие светлого пути. Кроме того, каждый должен купить 6-7 отрезков белой ткани, по 1 метру — дастархан, и один отрезок все эти дни носят не снимая на шее и потом хранят как талисман, подобно хатыку [4] в буддизме.
Продолжаем путь. Ближайшая цель — мавзолей Арыстан баба в 150 км от Шымкента. Останавливаемся в караван-сарае, специально построенном комплексе одноэтажных зданий, где для каждой группы отдельный вход. Совершаем обязательный ритуал очищения — дарет и отправляемся в мавзолей Арыстан баба [5].
Мавзолей Арыстан баба
Современная мечеть «Ак-мечеть» около мавзолея
Арыстан баба — святой, сподвижник (сахаба) пророка Мухаммеда. Предания называют шейха Арыстан баба учителем и наставником Ходжи Ахмеда Яссави. Именно ему Арыстан баба передал аманат (залог; предмет, даваемый в обеспечение договора) — символ ислама, находящийся в косточке хурмы.
Колодец близ мавзолея с целебной горьковато-соленой водой
В усыпальнице Арыстан-баба
Одна из легенд гласит: «Когда пришел последний час пророка Мухаммеда, то Он призвал своих приближенных и спросил: «Кто может принять мой аманат — символ ислама? Отозвался некий Арыстан баба, мудрец, которому в ту пору было триста лет, и он был знаком с основами тридцати трех религий, но признал лишь ислам. Мухаммед с одобрения Аллаха передал аманат Арыстан баба. По истечении пятисот лет Арыстан баба, проезжая по степи, встретил мальчика Ахмеда и, обернувшись к нему, сказал: «По воле Аллаха я много лет искал кому передать символ ислама — аманат, принятый мною из рук самого Мухаммеда, и вот я нашел тебя. Бери этот символ, да будет славным во имя Аллаха моё и твоё имя».
Признавая ведущую роль Учителя, все паломники начинают путь с мавзолея Арыстан баба.
Современное здание мавзолея было построено в 70-е годы ХХ века на средства местного населения на месте старого, практически разрушенного временем и грунтовыми водами. Сохранились лишь небольшие фрагменты предыдущего здания, которое было построено в ХIV веке по приказу Тимура.
С его сооружением связана следующая легенда:
Тимур хотел построить мавзолей для Хожда Ахмад Яссави, но ураганный ветер (по другому варианту – бык) разрушал постройку. Явившийся во сне Тимуру святой сказал, что сначала нужно построить мавзолей его учителю Арыстан баба, что и было сделано. Тимур построил мавзолей на месте пришедшего в негодность (или разрушенного) первоначального сооружения ХII века. Эта легенда напоминает об особом почитании Учителя, свойственном всему Востоку.
В настоящее время мавзолей — одна из мусульманских святынь Центральной Азии и является местом паломничества.
С 1982 года мавзолей Арыстан баба находится под охраной государства.Мавзолей представляет собой двухкамерную усыпальницу (гурхану) и поминальную мечеть, объединенные большим сводчатым коридором. В первом помещении гурханы установлено огромное надгробие Арыстан баба, во втором — помещены надгробия его учеников и последователей.
Дождавшись своей очереди группа, соблюдая традиции, сняла обувь, вошла в мазар Арыстан баба, впереди мужчины, за ними женщины. Почитая память святого, группа возложила на надгробие жертвенную ткань и оставила определенное количество монет — 41 тенге. Все приняли молитвенное положение, а ширакши прочитал в торжественной тишине Коран.
Ненадолго зашли в поминальную мечеть. Близ мавзолея находится святой колодец с очень насыщенной горько-соленой водой, которая согласно поверью обладает исцеляющими свойствами. Паломники пьют и берут эту воду с собой.
Далее на территории некрополя мы посетили мазар уже современного ученого историка Узбекали Жанибекова (1931-1998 гг. ). Там нам очень понравился ширакши, который с гордостью и любовью говорил о Жанибекове, как о герое, борце за культуру, вспомнил все его заслуги по возрождению национальной культуры, языка и традиций, перечислил высокие награды и должности.
Ширакши рассказал, что именно Жанибеков, будучи министром культуры Казахской ССР, был инициатором восстановления мавзолея Ходжа Ахмеда Яссави и многих других исторических памятников. Не без его участия был возвращен из Санкт-Петербурга в мавзолей Яссави знаменитый огромный бронзовый котел — Тайказан и установлен в просторном зале Казандыке. На Тайказане в его верхнем ярусе имеется надпись, что этот сосуд специально изготовлен для усыпальницы Ахмеда Яссави по приказу Тимура 25 июня 1399 года.
Жизненным приоритетом Узбекали-ата, как называют Жанибекова паломники, была культура как духовная основа человека и народа. В г. Алматы есть улица имени Жанибекова.
Вечером того же дня — ритуальный ужин Курбандык. Перед трапезой обязательное освящение пищи — чтение молитвы и Корана. Потом все собрались, расселись кругом для получения бата [6] от имени святых, память которых мы почтили.
Ночью группа вернулась в поминальную мечеть, где мулла провел службу.
Утром 23 марта поехали в г. Туркестан и по пути посетили мазар Гаухар ана дочери суфия Ходжа Ахмеда Яссави, которая умерла юной через месяц после рождения сына. Народ чтит память «Аулие ана» (в переводе «Святая мать»), которая продолжила род великого суфия Ходжи Ахмеда Яссави.
И вот мы в Туркестане в Государственном историко-культурном музее-заповеднике «Азрет Султан». Азрет (Хазрет) — это один из эпитетов Ходжи Ахмеда Яссави, переводится как Святейший Султан.
Поселение на месте современного города Туркестана, расположенного на пересечении караванных путей, появилось около 500 года н.э. По решению ЮНЕСКО в 2000 году Туркестан отметил свой 1500-летний юбилей.
В Х веке этот город назывался Шавгар, в XII веке — Яссы. Первые упоминания в исторических документах его как Туркестан относятся к 15 веку.
Современный Туркестан — это крупный региональный образовательный и культурный центр, с развитой промышленностью и торговлей, центр туризма. С 1991 года в Туркестане открыт Международный Казахско-Турецкий университет имени Ходжа Ахмеда Яссави. В городе находится также филиал Казахско-Российского гуманитарного университета.
Но главной ценностью древнего города Туркестан, его сияющей жемчужиной является уникальный архитектурный комплекс Ходжа Ахмеда Яссави. В 2003 году этот памятник был внесен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В Центральной Азии нет равного по масштабу и художественным достоинствам сооружения. «В архитектуре мавзолея проявлено человеческое искусство до поразительности и восхищения», — писал историк XVI века Рузбехан.
Мавзолей Ходжа Ахмед Яссави
На переднем плане мавзолей Рабия Султан Бегим — внучки великого эмира Тимура, дочки Улугбекa
Ходжа Ахмед Яссави (Кожа Ахмед Яссауи) (1094 (3?) — 1166 гг. ) — признанный глава тюркской ветви суфизма, мыслитель, поэт и духовный учитель.
Существует много легенд и преданий о жизни и происхождении святого.
Его отец благородный, уважаемый шейх Ибрагим ибн Махмуд был первым учителем и наставником сына Ахмеда. В народе ходили легенды о святости и необыкновенном даре провидца. Мавзолей Ибрагим ата находится в Сайраме [7].
Мать Ходжи Ахмеда Яссави Карашаш ана — Айша Хатун, была одной из просвещенных, благовоспитанных и грамотных женщин своей эпохи. Её почитают тюрки всего мира и отождествляют с идеалом материнства. Она помогала всем страждущим, делилась своими знаниями, обладала целительной силой и даром пророчества, объясняла тайну вещих снов. Не иссякает поток паломников к мавзолею Карашаш в Сайраме.
Согласно преданию, Ахмед рано потерял отца, после чего мать отдала его на учение почитаемому всеми наставнику мудрому шейху Арыстан баба, который призывал своих учеников к воздержанию и умеренности в желаниях, проповедовал духовное, нравственное совершенствование человека. На занятиях изучались арабский, персидский и тюркские языки. Арыстан баба учил своих учеников основам стихосложения и музыке. Вскоре Ахмед стал лучшим учеником. На экзамене перед старейшинами Ахмед читал свои стихи, которые не потеряли своей ценности и в наше время.
…Пророка есть такое завещание!
Нечаянно столкнувшись с иноверцем,
Зла не чини ему.
Людей с жестоким сердцем
Не любит Бог.
За гробом наказание жестоких ждет…
Такой совет я слышал от мудрейших…
После смерти своего учителя Арыстан баба юноша переехал в Бухару, закончил медресе, прошел курс суфийского учения у знаменитого шейха Ходжи Юсуфа Хамадани. Закончив обучение, Ахмед с учителем аль Хамадани совершил первый хадж в Мекку, где встречался с выдающимися суфиями того времени.
Возвратившись на родину, он основывал свою суффийскую общину Яссавийа, ставшую вскоре самой влиятельной и популярной в Средней Азии.
Елена Петровна Блаватская в «Теософском словаре» дала такую характеристику суфизма:
«Суфизм (греч). От корня София, «Мудрость». Мистическая секта в Персии, напоминающая ведантистов; и хотя она довольно многочисленная, но включает в себя лишь очень образованных людей. Они заявляют, и вполне справедливо, что обладают эзотерической философией и учением истинного Магометанства. Учение Суффи (или Софи) во многом соприкасается с Теософией, поскольку проповедует одну всемирную веру, и внешнее уважение и терпимость ко всем народным экзотерическим верованиям(…)».
В своей книге «В потоке времени» Президент Казахстана Н.А. Назарбаев пишет:
«Исламская культура средневекового Казахстана имела свою специфику, мало соответствующую догмам нормативного ислама. Суфизмом Ясауи были проникнуты все уровни менталитета тюрко-язычного общества того времени. В Яссавийа сохранили свое значение элементы тенгрианства как символы, составляющие жизненную, политическую философию тюрок. Именно через учение Ясауи ислам стал духовным образом жизни казахов и это стало у истоков образования Казахского ханства и казахской народности».
Чтобы попасть в комплекс мавзолея проходим по торжественно строгой аллее с 13 мраморными обелисками, на которых выбиты хикметы (духовные наставления) Ходжа Ахмеда Яссави. Какая тут будет красота, когда зацветут розы!
По мавзолею и прилегающим историческим памятникам нас сопровождала молодая, красивая, эрудированная экскурсовод. Её знания, внимание к группе поразили нас.
Экскурсовод ведет нас по залам Мавзолея (ханаки). Во многих помещениях идут реставрационные работы. Особый интерес вызывает главный зал — Казандык, где красуется отлитый из семи металлов бронзовый котел — Тайказан, из которого когда-то раздавали богомольцам подслащенную воду после молитвы. Казандык служил помещением для общих собраний. Из Казандыка 13 выходов в другие помещения. Затем посещаем большой и малый аксарай (дворцовые залы), впечатление, что мы на дне каменного колодца, пустое помещение, высокие потолки.
И вот мы в усыпальнице — Кабырхане Ходжа Ахмеда Яссави. Все знаки почитания оставили перед инкрустированной резной дверью, сквозь решетку которой можно увидеть надгробие Ходжа Ахмеда Ясауи.
Говорят, что приложив руку к надгробию, можно ощутить прилив огромной силы энергии — своего рода общение со святым, но не всем это дается. Вот и в нашей группе такого не случилось. Возможно, толпа, суета, все внимание на чисто земные действия — прослушать торопливо прочитанную молитву, возложить плат, рассмотреть решетку и сквозь неё надгробие и усыпальницу, невозможность стать рядом, успокоиться – мешали нам. Но эмоциональный подъем, молчаливая торжественность от прикосновения к несказуемому — это было. Посерьезнели молодые парни.
Снаружи Кабырхана выделяется искусно декорированным ребристым куполом прекрасного голубого оттенка. С северной стороны Кабырхана имеет красочный входной портал, через который в старину проходили к гробнице знатные люди.
Нас провели к воссозданной подземной келье. Здесь, по преданию, в память об умершем в 63 года пророке Мухаммеде, достигнув такого же возраста Кожа Ахмед провел последние десять лет своей жизни. Об этом он писал в своих «Хикметах». Рядом жила не только семья, но и многочисленные ученики, слушавшие наставления Яссави.
С любопытством осмотрели кухню, в которой расположен относительно небольшой, уже прохудивщийся, старинный казан, на дно которого паломники иногда бросают монетки, там же — печь, старинные корыта, лавки.
В большом купольном помещении Кудукхана находится колодец, вода которого считается священной.
Выйдя на прилегающую территорию группа прошла в восточную баню — памятник XV-XVI вв. Очень интересное заведение: парная, умывальная, массажная комната и утварь — древние тазы и кувшины для умывания. Фотографировать запрещено. Но там можно было купить красочный альбом, посвященный музею-заповеднику.
Вокруг грандиозного мавзолея Ходжа Ахмеда Яссави сложился целый некрополь. Красивый памятник XVI в. — мавзолей казахского хана Есима (1598-1614) был закрыт для посещения и мужчины самостоятельно прочитали молитву перед мазаром Есим хану.
Есим хан — выдающийся политический деятель своего времени. По некоторым сведениям в годы его правления город Яссы и получил название Туркестан.
Рядом с мавзолей Ходжа Ахмеда Яссави находится отдельный мавзолей Рабия Султан Бегим — внучки великого эмира Тимура, дочки Улугбека. В 16 лет она вышла замуж за Абулхаир хана. После его смерти Рабия Ана 17 лет носила траурный обет, посвятив свою жизнь воспитанию двух сыновей. Открыла школу для малоимущих детей и ремесленные мастерские для юношей.
Наконец, попрощавшись с нашей прекрасной экскурсоводом, мы покидаем священное место и окунаемся в обычную жизнь — сувенирные лавки, обед — и едем дальше.
Наше путешествие продолжается. Едем в горы Каратау за 40 км от Туркестана к мазару Укаша ата.
Очередь у источника Укаша ата
По легенде Укаша ата по приказу Всевышнего отправился в Мекку, чтобы передать послание пророку Мухаммеду, полученное его предком от Аллаха. В Мекке он принял мусульманскую веру и стал сахабой (сподвижником) Пророка и распространителем ислама. Укаша ата выехал со своими друзьями выполнять святую миссию по распространению ислама в родные края. Его не брала ни стрела, ни сабля, а сила его росла с каждым днем. Враги с помощью ведьмы узнали его уязвимое место и отрубили голову Укаша ата. Голова батыра покатилась и провалилась в землю. На этом месте образовался глубокий колодец со святой, целебной водой. А голову Укаша ата нашли в Мекке и, исполнив волю Пророка, захоронили рядом с могилой Мухаммеда.
Набрать целебную воду могут только люди с чистой душой. Удается это не всем, у большинства людей либо ведро разбивается, либо вода расплескивается. Это как бы проверка, насколько очистил свою душу человек. Мы простояли очередь около трех часов, зато привезли с собой святую воду. Ожидали, пока для каждой группы будет прочитана молитва, а потом каждый паломник бросит для себя ведро в колодец, а шикарши поднимет его из большой глубины.
Вечером получили особенно вдохновенное бата (благословение) от имени Ходжа Ахмеда Яссави. Молодежь получила наставление найти свой светлый путь, отказаться от дурных привычек, осознать свою ответственность за все; женщины — создать счастливые семьи, воспитать достойных детей; христианам — совершить паломничество к святым местам; тем, кто близок к искусству — развивать свой дар; некоторым еще раз вернуться в Туркестан — землю, имеющую богатую историю, хранимую духами предков, очищающую и обогащающую душу. А также каждому паломнику – пожелание разрешения личных проблем.
24 марта рано утром выезжаем в Жамбылскую область. В 18 км от Тараза, в небольшой роще на холме расположен крупный религиозный памятник — Мавзолей Айша биби (XI-XII вв.), памятник архитектуры республиканского значения. Это единственный в Центральной Азии памятник, целиком облицованный резной терракотой с богатейшей орнаментовкой, уникальный памятник архитектуры Караханидской эпохи.
Памятник вызывает интерес историческими легендами, рассказывающими о любви восточной красавицы Айши из знатного рода и отважного воина Карахана.
Мавзолеи Айша биби и Бабаджа Хатун (справа)
Молитва у входа в усыпальницу Айша биби
Согласно легенде Айша, не получив благословения от своего отца, отправилась в дальний путь к своему возлюбленному, но немного не доехав скончалась от укуса змеи. Карахан в память о ней построил мавзолей.
Сюда приезжают свадебные процессии, влюбленные любят бывать здесь, бесплодные женщины просят даровать им детей и крепкую семью.
Рядом с мавзолеем Айша биби находится также архитектурный памятник мавзолей Бабаджа Хатун. Согласно легенде она была преданной няней Айши, воспитала ее, обучила грамоте, арабскому и персидскому языкам. Сопровождала ее во время трагической поездки. После смерти Айши до конца своей жизни ухаживала за мавзолеем, поддерживала огонь на могиле своей любимой воспитанницы.
Возвращаемся в Тараз. Посещаем высокий и строгий мавзолей Карахана — памятник архитектуры XI века. В 1906 году мавзолей был перестроен и утратил первоначальное декоративно-архитектурное убранство.
Мавзолей Карахана
Мазар Тектурмас ата на высоком берегу реки Талас
Карахан аулие (944-1037 гг.) — один из основателей Караханидского государства. Согласно преданию, по его просьбе жители государства приняли веру в Единного Аллаха. Его имя окутано легендами. Одна из них — о любви Карахана и Айша биби.
Рядом с городом Тараз на высоком берегу реки Талас, откуда открывается красивый вид на город и реку, расположен мавзолей Тектурмас ата.
Тектурмас был главнокомандующим войск царства Караханидов, внес свой неоценимый вклад в распространение исламской религии.
Памятник Х-ХIV века сильно пострадал от времени и был восстановлен сравнительно недавно. Внизу под ним находится загадочная пещера святого.
Ночевали в Таразе у прежнего хозяина.
Утром 25 марта мы уже а Алматинской области на высоком холме у мазара Суюнбай ата Аронова.
Мазар Суюнбая Аронова
Памятная доска у входа в мазар
Суюнбай Аронов (1815 – 1898 гг.) — великий акын ( певец и духовный учитель) казахского народа, исполнитель айтыса (состязания певцов-импровизаторов) и героических эпосов, известный и любимый акын Семиречья. Был первым и самым почитаемым наставником Жамбыла. Он дал бата пятилетнему Жамбылу Жабаеву (Джамбулу Джабаеву). Суюнбаю приписывают сверхъестественные способности. Со всего света люди приезжали услышать акына, получить его благословение.
Недалеко находится красивый светлый мазар с сребристым куполом Кайназар ата (1850-1913 гг. ), казахского батыра.
Мазар Кайназара
Через некоторое время подъехали к необыкновенному мазару – мавзолею Туктыбай ата (1700-1781 гг.), который выглядит как огромный шар, половина которого запрятана в землю, а вокруг белые «карандаши» ограды. В мавзолее для нас торжественно и осторожно, как величайшую драгоценность, вынесли святой Кобыз, завернутый в белую ткань. Развернули, прочитали молитву, и каждый сделал над кобызом специальные пассы, как бы вбирая неслышимые звуки, очищающие и исцеляющие.
Мавзолей Туктыбая
Кобыз
Кобыз – древний музыкальный струнно-смычковый инструмент, которому у казахов приписываются целебные и магические свойства. Был инструментом «баксы» (казахских шаманов).
В 13 лет Туктыбай игрою на кобызе вылечил от смертельной болезни дочь бая и получил прозвище «Бала баксы» (мальчик-лекарь). Легенда рассказывает, как он молитвой и игрой на кобызе перенес к себе юрту с другого берега реки Или. Его причисляли к сильнейшим целителям своего времени.
Наша группа вошла в прекрасный мемориальный парк, в центре которого расположен мраморный, украшенный росписью, мавзолей всемирно известного казахского поэта Жамбыла Жабаева (1846-1945 гг.).
Мавзолей Жамбыла Жабаева
Памятник Жамбылу
Он преодолел трудности голодного детства и достиг высокого мастерства в айтысе – состязании певцов-импровизаторов.
В советское время награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденом Ленина, орденом «Знак почета»; избран депутатом Верховного Совета КазССР; был лауреатом Сталинской премии.
Памятный камень со строками Жамбыла
Памятник Нургисе Тлендиеву
Самым известным его произведением стала песня-поэма «Ленинградцы – дети мои», написанная во время блокады Ленинграда. Жамбыл Жабаев глубоко верил, что зло все равно будет побеждено. Домбра его была душой и правдой Семиречья.
В этом же парке находится могила Тлендиева Нургиса Атабайулы (1925-1998 гг.) — прекрасный вдохновенный памятник дирижеру, композитору, домбристу, народному артисту СССР и КазССР, заслуженному деятелю искусств КазССР, лауреату Государственной премии КазССР. Тлендиев создал знаменитый фольклорно-этнографический оркестр «Отрар сазы» (в переводе с казахского «напевы Отрара»), который носит сейчас его имя. Одно из самых известных произведений Тлендиева — кюй (инструментальное произведение у казахов) «Акку» («Лебедь»). Поэтому памятник украшают стилизованные изображения лебедей и волн.
Уже подъезжая к Алматы остановились у памятника и мазара Сарыбай би (1821-1890 гг.).
Би (бий) у казахов – мудрый и справедливый судья. При любых спорных разногласиях Сарыбай отличался своей выдержкой и справедливостью. Он большое внимание уделял народному творчеству, искусству, поддерживал акынов. Сарыбай мирным путем разрешил много междоусобных войн; и в любой ситуации в первую очередь думал о благополучии своего народа.
Пройдя по памятным местам, совершив своеобразный круг, ближе став к истории казахского народа, его героям, духовным водителям, познакомившись с многими легендами, наш караван вернулся к началу своего пути — мазару Райымбек батыра в г. Алматы. Прочитав молитву, сделали жертвоприношение, поблагодарили Райымбека батыра за помощь и благополучное завершение путешествия к святым местам.
Тригонова Р.В.
Культурный Центр им. Н.К. Рериха, г. Алматы, Казахстан
Фотографии автора статьи.
Январь, 2015 г.
1] Ходжи, кажи – человек, совершивший паломничество в Мекку
[2] Мазар (буквально «место, которое посещают») – надгробное сооружение на месте захоронения какого-нибудь святого или почитаемого человека
[3] Кизяк – топливо из переработанного и высушенного навоза. Используется в степных регионах Евразии с древнейших времен.
[4] Хатык (хадак) – ритуальный шарф, один из символов буддизма, символ гостеприимства, чистоты и бескорыстия дарящего, дружеского и радушного отношения, а также сострадания.
[5] В переводе с арабского «баб» означает «ворота». Религиозное значение — духовный проводник
[6] Бата — благословение, древний обычай казахов. Бата брали у старейшин, знаменитых людей, святых.
[7] Сайрам – поселок близ Чимкента (Южно-Казахстанская обл.) Многие исследователи считают, что на его месте находился в древности Испиджаб крупный торговый город на Великом Шелковом Пути.
Мусульмане Азии все больше хотят совершить паломничество к святыням юга Казахстана
https://ru.sputnik.kz/20190311/turkestan-palomnichestvo-musulmane-interes-9547732.html
Интерес к паломничеству в Туркестан растет среди мусульман Азии
Интерес к паломничеству в Туркестан растет среди мусульман Азии
Ежегодно миллионы мусульман Индонезии совершают паломнические туры на умру и хадж* в Саудовскую Аравию. После умры** большая половина паломников продолжают… 11.03.2019, Sputnik Казахстан
2019-03-11T16:13+0600
2019-03-11T16:13+0600
2022-02-01T14:05+0600
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://sputnik.kz/img/647/42/6474219_0:53:3027:1764_1920x0_80_0_0_5ff2ec10686a047c5bf9da1f14126f30.jpg
мекка
туркестан
Sputnik Казахстан
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
2019
Sputnik Казахстан
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
Новости
ru_KK
Sputnik Казахстан
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
1920
1080
true
1920
1440
true
https://sputnik.kz/img/647/42/6474219_0:0:3027:1902_1920x0_80_0_0_816f1e761b1b1c330082f9832ef05eaa.jpg1920
1920
true
Sputnik Казахстан
media@sputniknews. com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
Sputnik Казахстан
общество , культура , регионы , мекка, туркестан
общество , культура , регионы , мекка, туркестан
АСТАНА, 11 мар — Sputnik. Мусульмане из Индонезии стали проявлять интерес к Туркестану для совершения паломничества. Об этом сообщает пресс-служба акимата Туркестанской области.
Чудо-дерево — тысячелетний тутовник в Казахстане стал местом паломничества
Индонезийских паломников интересуют мавзолеи Арыстан-Баба и Ходжи Ахмета Яссауи, колодец Укаш ата, который по легенде был одним из сподвижников пророка Мухаммада, а также таинственная пещера с оазисом Ак Мечеть (Ақмешіт).«Турмаршрут по Центральной Азии включены древние города Бухара, Самарканд в Узбекистане, скальный город Петра в Иордании, а также другие страны. Теперь география посещения расширится. В нее войдут святые места Туркестанской области», – сообщила управляющий директор по внешним связям Turkistan Invest Баян Каюпова.
Хадж-2018: паломники пережили страшную бурю
Во время встречи представителей властей Индонезии с казахстанской делегацией, стороны договорились о запуске прямых авиарейсов между Алматы и Джакартой.
Сколько квот выделили Казахстану на хадж-2019
По мнению специального представителя президента Индонезии Адатия Пердана, открытие прямого авиасообщения увеличит турпоток именно в Туркестан.«Сегодня население Индонезии составляет около 270 миллионов человек, 90% – мусульмане. Считаю, что большинство наших паломников воспользуются возможностью посетить Туркестан», — уточнил спецпредставитель главы Индонезии.
Двусторонняя встреча между делегациями Казахстана и Индонезии прошла в рамках роуд-шоу представителей Туркестанской области в Малайзии и Индонезии.
*Хадж — ежегодное паломничество к мусульманским святыням Мекки и Медины в определенное время. Хадж является обязательным хотя бы раз в жизни для каждого мусульманина.
**Умра — малое паломничество, в ходе которого также совершается поклонение святыням Мекки, в частности, предполагается посещение Запретной мечети. В отличие от хаджа, может быть совершено в любое время года.
Что нужно знать об умре — правила и стоимость
Туркестан – уникальный религиозный центр Казахстана
- In English
- Қазақша
Несмотря на то, что нынешняя территория Туркестанской области Казахстана когда-то была центром суфизма, сейчас это дом для представителей различных конфессий , в том числе ислам, которые мирно живут здесь.
Следите за нами в Telegram
Футбол объединяется. Эта фраза как нельзя лучше подходит к показательным играм, которые пройдут в Шымкенте, на юге Казахстана. На футбольном поле встретятся представители различных религиозных объединений: имамы, священники и пасторы на один день станут футболистами и поборются за звание лучшей команды.
«Мы все разные: кто-то высокий, кто-то низкий, кто-то толстый, кто-то худой, и у всех нас разное вероисповедание, внешность. Однако мы все чувствуем себя большой семьей, казахстанской семьей. И сегодня мы вместе играем, чтобы показать, что живем мирно и дружно», — сказал Александр Могилевский , протоиерей Николаевского собора.
Каждый октябрь в Казахстане отмечается День духовного согласия. Эта дата была установлена в стране 28 лет назад. По последним данным, в стране насчитывается 18 конфессий и более 3,5 тысяч религиозных объединений. Религиозное разнообразие заметно на юге страны, несмотря на то, что этот регион всегда считался исламским.
Каждое воскресенье падре Ариэль проводит богослужение в Римско-католической церкви Святой Терезы Младенца Иисуса. В этот день католики Шымкента собираются в часовне, чтобы вместе помолиться и провести выходной день. По предварительным данным, в Шымкенте насчитывается около 200 последователей католицизма. Большинство из них – потомки репрессированных еще в 30-х годах немцев, поляков, литовцев и украинцев. Первый католический приход появился в 1998 году на юге Казахстана.
«Во времена Советского Союза сюда, в Казахстан, особенно на север, переехало много католиков. Это выяснилось позже, чем в Шымкенте была большая община католиков. Тогда они попросили епископа, который был тогда в Астане, дать им католического священника. Через некоторое время им удалось зарегистрировать свой приход, и он был официально открыт», — сказал падре.
По его словам, количество прихожан в шымкентском католическом приходе медленно растет. Новые прихожане – это те, кто не знал о его существовании все эти годы. Узнав о его существовании, они стали его посещать. Среди прихожан есть те, кто сменил религию. Представители титульного этноса часто переходят в католицизм.
«Мне здесь понравились друзья и компания. Они очень добрые, дружелюбные, и это меня очень привлекало. Потом меня заинтересовала сама религия. Мне нравится, что я сам изменил свою религию. Никто из моих друзей, одноклассников не знал об этом в начале. Теперь, когда я выросла, об этом знают мои друзья, а мама всегда меня поддерживала», — рассказала прихожанка Луиза Шакирова .
Воскресные службы занимают важное место в жизни шымкентских пресвитериан. Христианско-протестантская пресвитерианская церковь Авен Езер не единственная на юге Казахстана. Пастор Парасат управляет церковью. По словам священника, в Шымкенте ни церковь, ни ее прихожане не чувствуют притеснений. Однако пресвитериане предпочитают не привлекать внимание к своей религии и избегать общения с журналистами, за редким исключением.
Турсынбай Ауелбеков в молодости нашел свой путь к Богу. 26 лет он страдал от непонимания родных и открытого осуждения.
«Мой тесть критиковал меня за мою религию, но я никогда не спорил с ним и всегда старался помочь, чем мог. Я принял его жестокость лежа. Когда я только женился, семья моей жены не хотела меня принимать. Они унижали нашу религию, но через некоторое время изменили свое отношение. Они видели, что я обычный человек, и мой тесть даже уважал меня», — сказал Ауелбеков.
Наша общая цель — укреплять дух веры людей независимо от их вероисповедания.
Благодаря религиозному разнообразию Шымкент имеет уникальную среду. Представители различных религий и религиозных объединений не только встречаются в день духовного согласия, но и стараются поддерживать связь друг с другом в другое время. Священнослужители часто организуют совместные благотворительные акции. 18 октября в дружеской обстановке встречаются мусульмане, православные, католики и представители других религий.
«Ведь наша общая цель – укреплять дух веры людей независимо от их вероисповедания. Есть только один Бог. Когда я разговаривал с католическими священниками из других городов, я рассказывал им о нашем положении, о наших встречах. Они сказали, что у них другая ситуация, — сказал падре Ариэль.
Мир и взаимоуважение
Ислам зародился в современном Казахстане в южных регионах, в частности, в Туркестанской области. Его столица – город Туркестан – один из древнейших городов Казахстана, а благодаря религиозному проповеднику Ахмаду Ясави он был центром суфизма. Позже в его честь были построены мавзолей и мечеть.
Сегодня они известны в исламском мире как Хазрат Султан. Однако богатая история ислама в регионе не препятствует возникновению других религий.
«Мы поддерживаем связь друг с другом, иногда бываем друг у друга дома, часто проводим совместные мастер-классы и встречи. Шлем поздравления с различными праздниками. Кроме того, мы организуем спортивные мероприятия, на которых представители каждой религии играют за свои команды. Поэтому люди разных религий имеют взаимное уважение друг к другу», — сказал Мухамеджан Естемиров , заместитель главного имама Центральной мечети г. Шымкента.
Торговые пути способствовали возникновению христианства в Туркестанском крае. В первые века сюда по Великому шелковому пути стали прибывать миссионеры. В то же время здесь впервые стали появляться буддизм и другие религии. Позже сюда с Российской империей пришло православие. Сейчас христиане являются второй по величине религиозной группой в Казахстане.
«Если нашу церковь посещают мусульмане или представители других религий, мы не спрашиваем их об их этническом происхождении или религии. Если им нужна помощь, мы помогаем им», Григорий Коновалов , церковнослужитель храма Иверской иконы Божией Матери, сказал.
Обычное дело, когда христиане в Казахстане празднуют Наурыз и ходят в гости в Ораза айт, а мусульмане ныряют в ледяную воду во время крещенских купаний и празднуют Пасху.
Эта публикация подготовлена в рамках проекта IWPR «Формирование связей и поднятие голоса для борьбы с радикализацией в Центральной Азии»
Если вы нашли орфографическую ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выбрав этот текст и нажав Ctrl+Ввод .
Туркестан Казахстан — Достопримечательности города Туркестан и туризм
Туркестан — город, расположенный в Казахская пустыня в Казахстане . Городу около 1500 лет, который прославил и прославил поэт Ходжа Ахмед Ясави . Он известен своими археологическими памятниками, древними мавзолеями и интригующими человеческими творениями. Есть очень известный памятник, посвященный Ахмеду Ясави, который представляет собой архитектурный комплекс и посещается многими туристами, особенно преданными. Тогда это место утроило количество посещений и сравнялось с паломничеством в Мекку. Весь город представляет собой ансамбль исторических зданий и памятников, в том числе Мавзолей Рабига-Султан Бегум, Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, полуподземную мечеть Хилвет, могила Робиа Султан Бегим и многие другие.
Факты о Туркестане Казахстан1. Туркестан — крупный образовательный, культурный и промышленный центр. 2. Ходхаз Ахмед Ясави, поэт XII века жил в Туркестане. 3. Имеет железнодорожную станцию в Оренбурге. 4. Один из крупнейших университетов Центральной Азии находится в Туркестане. 5. Международный казахско-турецкий университет имени Ясави. 6. В Туркестане тринадцать предприятий растениеводства. 7. Туркестан всегда был важным торговым центром с 4 века. 8. Его древнее название было Хазрат-э-Туркестан. 9. Туркестан был важным местом опоры казахского народа. 10. В 1390 году в Туркестане была построена гробница Тимура. 11. Туркестан также является местом паломничества, привлекающим множество паломников. 12. Туркестан также известен в народе как Вторая Мекка востока. 13. Поезда ходят в Туркестан из Алматы. 14. В 2018 году южная область Казахстана была переименована в Туркестан.
Лучшие достопримечательности Туркестана Казахстан 1. Мавзолей Ходжи Ахмеда ЯсавиМавзолей Ходжи Ахмеда Ясави был построен с 1389 по 1405 год во время правления Тимура. Это одна из крупнейших и наиболее хорошо сохранившихся построек периода Тимура. Он расположен в северо-восточной части города и изразцовый мавзолей поражает своей красотой. Главный зал перекрыт куполом над огромным металлическим резервуаром для святой воды. За богато украшенной деревянной дверью находится гробница Гробница Ясауи , которую можно увидеть из коридоров через решетки с обеих сторон.
2. Историко-культурный этнографический центрВ музее много экспонатов о культуре Туркестана о его религии со времен петроглифов казахских кочевников вплоть до почитания Назарбаева. В нем три этажа с семью комнатами о том, как раскинулась история Туркестана. Есть английские путеводители, которые отлично объясняют.
3. СауранЭто одна из наиболее сохранившихся руин всех городов Шелкового пути , которые находятся в 48 км к северо-западу от Туркестана. В 14 веке он был столицей Белой монгольской орды и описывался как неприятный город. Есть некоторые жилые ворота и постройки, остатки бастионов, земляные валы и до сих пор стоят крепко, несмотря на историческое разрушение.
4. Полуподземная мечеть ХилветПодземная мечеть расположена на небольшом холме в пределах мавзолея Ясауи , который был построен в 12 веке и использовался до 22 века. Это полуподземная мечеть, которая использовалась для религиозных целей и учений. В музее восемнадцать комнат с разным назначением и до 7 дверей.
5. Пятничная мечетьКрасиво оформленная мечеть 19-го века, в которой выставлены некоторые религиозные предметы и деревянный мини-бар, построенный в то время. Форма стены и деревянный угол показывают, что она восходит к временам Ясауи.
6. Исторический музейМузей расположен и стоит на земле Мавзолей Ясауи имеет множество посетителей, поскольку он демонстрирует исторические и религиозные взгляды страны. Музей в основном фокусируется на изучении ясауни, ислама и суфизма. Внутри музея представлены образцы мавзолея Ремесленника Баба, мавзолея Ясауи и подземного музея.
Что есть в Туркестане, КазахстанРесторан «Эдем» на сегодняшний день является лучшим местом, где можно поесть в Туркестане . Здесь подают отличные закуски, основные блюда, салаты и десерты. Это также прекрасное место, где можно купить отличные суши, пасту, шахлык и пиво. И их разливное пиво потрясающее; вам стоит попробовать шымкентское пиво. Вы можете хорошо провести время здесь, так как атмосфера, а также еда хорошая. Некоторые из кухонь в Туркестане :
1. БешбармакБлюдо кочевников состоит из лука, вареного мяса, картофеля на плоской лапше, которую подарили русские.
2. Гос тандириЭто местное блюдо Туркестана, приготовленное путем приготовления мяса в печи-бороде с овощами и рисом.
3. ДубазеБлюдо представляет собой вариант персидского карри допиаза, но с меньшим количеством приправ. Это типичная еда и полезные блюда Туркестана .
4. ЛагманБлюдо очень популярно на восточной границе Туркестана. Это домашние спагетти с мясом и различными овощами.
5. ПловЭто одно из самых популярных блюд Туркестана , богатое блюдо, приготовленное из лука, изюма, моркови и целой луковицы чеснока.
6. НаврузкоджоМыльница изготовлена в связи с празднованием праздника Навру, содержит молоко, мясо, муку, рис, зерно и масло.
7. СамсаЗакуска из теста готовится из фаршированного мяса, овощей и лука и считается стартовым блюдом города.
Лучшее время для посещения Туркестана КазахстанТуркестан представляет собой сухую равнинную местность, и лучшее время для посещения — с июля по сентябрь.