островок Святой земли в Подмосковье. Истории Подмосковья. Атмосфера
Истории
В 40 километрах к северо-западу от Москвы на берегу реки Истра расположен небольшой, но богатый историей город с одноименным названием. В летописи эти места впервые упоминаются в XVI веке. В 1781 году Истра была уездным городом, который в то время носил название Воскресенск. Город прославил находящийся в нем Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь.
версия для печати все истории
Ново-Иерусалимский монастырь — одна из известнейших и почитаемых обителей не только в Подмосковье, но и во всей стране в целом. Аналогов ему в России нет.
С высоты птичьего полета монастырь выглядит как возвышающаяся на холме хорошо укреплённая крепость, композиционным центром которой является златоглавый Воскресенский собор. Его купол-ротонда в виде шатра с расположенными в три ряда 60 слуховыми оконцами имеет высоту 18 метров и является визитной карточкой обители.
Монастырь — детище патриарха Никона, задумавшего в середине XVII века возведение центра православного мира для славянских народов.
Итак, в середине XVI века патриарх Никон и царь Алексей Михайлович вместе приступили к строительству Воскресенского монастыря. В 1656 году Никон заложил монастырь, место для которого выбрал он сам. Он бывал до этого в селе Воскресенское, расположенном в 50 км от Москвы и счёл , что места эти напоминают Святую землю.
Вячеслав Шварц. «Патриарх Никон в Новоиерусалимском монастыре». 1867 г.
Так, река Истра играла роль реки Иордан, холм, на котором возведены основные постройки, получил название Сион. Восточная возвышенность напоминает гору Елеон, а холм на северо-западе — гору Фавор. Местная березовая роща превратилась в Гефсиманский сад — как у подножия Елеонской Горы в Иерусалиме.
Патриарх Иерусалима Пасий побывал в 1649 г. в Москве и привёз модель Храма Гроба Господня, и началось возведение Воскресенского монастыря, аналогичного Иерусалимскому. В Воскресенском соборе, как и в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, находятся три главных святыни христиан:
· Голгофа — небольшая скала, на вершине которой был распят Христос.
· Кувуклия — часовня с гробом Господним (место погребения Христа).
· Храм Воскресения Спасителя — место его живоносного воскресения.
В восточной части храма расположена подземная церковь святых Константина и Елены, она находится на глубине 6 метров: по преданию, именно на этой глубине царица Елена обрела животворящий крест. Воскресенский собор соединен с подземной церковью лестницей из 33 ступеней по числу земных лет Христа. В подземной церкви можно набрать воды из живительного источника.
На территории монастыря расположены несколько храмов, все они были построены в конце XVI века:
· Трапезная церковь Рождества Христова в западной части.
· Входоиерусалимская надвратная церковь, расположенная над восточными Святыми воротами.
Территория монастыря по форме напоминает шестиугольник, огороженный крепостной стеной, толщина которой составляет три метра, высота — девять метров, общая протяженность — почти километр! По стенам монастыря можно гулять, вид оттуда открывается превосходный.
Возведение стен длилось четыре года с 1690 по 1694 гг. По углам и изломам крепостной стены располагается восемь башен, имеющих художественное назначение. Их названия совпадают с названиями башен Старого города в Иерусалиме: Гефсиманская, Дамасская, Иноплеменничья, Сионская, «Давидов дом», «Варуха», Ефремская и Елизаветинская надвратные башни.
Строительство монастыря проходило в два этапа.
ПЕРВЫЙ ЭТАП 1656-1666 гг.:
В этот период здание Воскресенского собора построено до кровли, вырыто место для подземной церкви, возведена колокольня в семь ярусов, образцом для нее послужила колокольня Ивана Великого с Соборной площади Кремля. Для нее отлили 15 колоколов разных размеров (только один из них, стопудовый, отлитый в 1666 году дошел в сохранности до нашего времени), а также разместили часы.
Затем произошел конфликт между Патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем. Сперва 8 лет Никон был в добровольном затворничестве в Воскресенском монастыре, но в 1666 г. он был лишен сана из-за проводимых им реформ, которые в конечном итоге привели к расколу церкви и появлению старообрядчества, и сослан простым монахом в Ферапонтов Белозерский монастырь.
ВТОРОЙ ЭТАП 1679-1685 гг.:
Только новый царь Федор Алексеевич в 1681 г. разрешил Никону вернуться в Воскресенск, но опальный патриарх умер по дороге и не увидел больше родную обитель. Похоронен Никон в некрополе внутри Воскресенского собора.
Достраивал монастырь уже настоятель монастыря архимандрит Никанор, возобновивший работы в 1679 году. Над ротондой Воскресенского храма установили шатер диаметром 22 метра, а сам собор был достроен к 1685 г. Подземный храм святых Константина и Елены достроили и освятили в 1690 году.
Воскресенский собор в XIX веке. Открытка
В 20-е гг.XVIII века монастырь пережил обрушение шатра ротонды, ремонтировали его на средства императрицы Елизаветы Петровны, оказывавшей поддержку обители. По ее указанию внутреннее убранство храма было выполнено в стиле барокко по проекту Растрелли. В 1762 и 1792 годах монастырь пережил два пожара, после которых его восстановили на средства уже другой императрицы — Екатерины Второй.
В 1919 г. монастырь закрыли. В нем сперва располагался Историко-художественный, а затем областной краеведческий музей.
Сильно пострадал монастырь в Великую Отечественную войну, когда в декабре 1941 г. фашистские захватчики взорвали его. Экспонаты музея были расхищены. Удивительно, но часовня с гробом Господним и Голгофа не пострадали ни при пожаре, ни при взрыве.
Реставрационные работы по восстановлению монастыря шли с 1942 по 1985 гг.
При монастыре работают трапезная, церковная лавка, магазинчик с продуктами монастыря. Есть большая бесплатная парковка и гостиница для паломников. Отдельно прилагается красивый вид на Истру и холмы.
Всем, кто ещё не был в Ново-Иерусалимском монастыре, советую в нем побывать, напитаться энергией и силой, проникнуться духом, осмыслив историю этой частички Палестины в Подмосковье. Историю чуда.
Фото: фотобанк Московской области
Поделиться:
Новый Иерусалим. Возрожденная святыня » Вcероссийский отраслевой интернет-журнал «Строительство.RU»
Архитектура — зеркало истории? В справедливости этой мысли утверждаешься, когда проходишь под сводами храмов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, в чьей судьбе отразились события, определившие дальнейшую судьбу России. Философ Розанов советовал искать причины трагедии семнадцатого года в трагедии семнадцатого века, разрушившей вековые устои веры и расколовшие народ в только что наступивший момент единения и расцвета.
На пути к церковной реформе
Не менее двух десятилетий приходила в себя Россия после Смуты. Поднимались из пепла деревни и города, бурно развивалась торговля и необходимые ей извоз и речное судоходство. За время царствования первого Романова удалось вернуть Новгород и часть северных русских земель, занятых шведами. На западе Смоленск оставался за Польшей, а граница проходила по Вязьме. В то же время Москва в глазах всего православного мира оставалась единственным независимым оплотом истинной веры, не принявшим ни Флорентийской унии, ни искушений ересями. Восточные патриархи регулярно посещали русскую столицу.
Еще в XV-XVI вв. были замечены расхождение в церковных обрядах, серьезные ошибки и разночтения в священных книгах, на что указывали московским митрополитам и патриархам. Сейчас, когда восприятие именно Москвой миссии Третьего Рима, защитника основ православия от натиска и с Запада, и с Востока, и с Юга признавалось далеко за пределами России, вопрос непогрешимости в следовании церковным догматам стоял особенно остро. Дальнейшее расхождение в церковных обрядах и несоответствие церковного устава общим правилам могло быть использовано врагами России для разрыва ее духовного единства с братьями по вере в покоренных странах. Афонские старцы уже жгли отпечатанные в России священные книги как еретические. Взять под эгиду Русской Православной Церкви весь православный мир, не войдя с ним в полное согласие, было невозможно.
Церковная реформа патриарха Никона проводилась при поддержке царя Алексея Михайловича и православных патриархов из Иерусалима, Антиохии, Сербии, Александрии, а также ученых монахов Киево-Печерской лавры. Неоднократно посещавший Святую землю келарь Троице-Сергиевой лавры Арсений Суханов привез более 500 древних рукописей, свидетельствующих в пользу сторонников реформы — троеперстия, ряда изменений в проведении богослужений, исправлений ошибок в русских текстах Священного писания, допущенных переписчиками и переводчиками. Тот же Суханов сделал достаточно подробные измерения храма Гроба Господня в Иерусалиме и описание памятных мест Святой Земли. Зачем?
Замысел патриарха-реформатора
Патриарха Никона не зря называли храмоздателем. Выходец из небогатой семьи, он стал монахом Соловецкой обители, бывал по делам монастырским в Москве, где был замечен молодым царем Алексеем Михайловичем. Они сдружились, и царь, остро нуждавшийся в сильном соратнике, содействовал его назначению Новгородским митрополитом, а затем — восхождению на патриарший престол. Установилось некое двоевластие — царь единолично решал дела светские при полной поддержке патриарха, тот — укреплял единство церкви и чистоту веры, готовил реформу и, при этом, основал два монастыря — Иверский, на Валдае, и Крестный, на Кий-острове в Белом море.
Дорога к монастырю
Остановившись однажды по пути на Валдай на высоком берегу подмосковной реки Истры, патриарх увидел, что живописные окрестности здешних мест в чем-то подобны далекой Палестине. Родился замысел создания здесь, близ Москвы, «живоподобной иконы» Святой Земли, Палестины Русской, в точном соответствии с обликом и расположением главных христианских святынь. Царь поддержал. Приехав в 1657 г. на освящение первой, еще деревянной Воскресенской церкви, он назвал эти места Новым Иерусалимом, воплощением града небесного на земле, и название прижилось.
Вид на Святые врата с надвратной церковью Входа Господня в Иерусалим,
Дамасской и Гефсиманской башнями
Иерусалимский патриарх Паисий подарил Никону деревянную модель храма Гроба Господня. Были использованы обмеры, сделанные Арсением Сухановым, и чертежи итальянского архитектора Бернардино Амико. На берегах Истры развернулось масштабное строительство. Трудились 500 монашествующих и столько же рабочих из русских городов и сел. Рядом выросла слобода, ставшая со временем городом Воскресенском, переименованным Советской властью в Истру. А в дни патриарха Никона здесь получили новые названия другие географические объекты: холм, на котором заложили Воскресенский монастырь, стал горой Сионом, две других возвышенности — Елеоном и Фавором, женский монастырь неподалеку — Вифанией, река Истра — Иорданом, а сад при обители — Гефсиманским. По задумке патриарха, многие русские люди, не имевшие возможности совершить паломничество в захваченную турками Палестину, вполне могли поклониться подвигу Христа здесь, в Новом Иерусалиме.
Строительные работы при деятельном руководстве патриарха вел близкий ему зодчий Аверкий Мокеев, строивший до этого по указу Никона обители на Кий-острове и Валдае. Были созваны лучшие русские мастера, а также привлеченные умельцы из Украины и Белоруссии, в том числе Петр Заборский и уже знакомый нашему читателю Степан Иванов по прозвищу Полубес, создатель неповторимых многоцветных изразцов. Его излюбленный рисунок — «павлинье око» — символизирует Неопалимую купину и украшает главный храм монастырского ансамбля.
Изразцы Воскресенского собора
Вообще, в Новом Иерусалиме сложился уникальный творческий коллектив — здесь были свои колокольных дел мастера, Степан Турчанинов, монахи Паисий и Сергий. Плотницкой артелью командовал Иван Белозёр, потрудившийся до этого в Иверском монастыре на Валдае, а позже строивший со своими работниками деревянный царский дворец в Коломенском. К 1660 г. вокруг монастыря выстроили бревенчатую крепостную стену с восемью башнями, за которой стоял деревянный терем с Трехсвятской церковью. Строительство величественного Воскресенского собора с шатровой ротондой над кувуклией — точной копией Гроба Господня — прервалось в 1666 г. Никона вызвали в Москву…
Низложение
Особое положение патриарха Никона при царе не могло не раздражать знать. Еще бы: во время отсутствия государя, ведущего войны за возвращение русских земель то с Польшей, то со Швецией, патриарх, выходец из низов, становился фактическим правителем России. Дело усугублял начавшийся раскол и множество челобитных, подаваемых царю на Никона сторонниками «древлего благочествия».
Алексей Михайлович, утвердивший свой авторитет в результате успешных военных действий и преодоления бед «бунташного века», уже тяготился могучей энергией Никона, его непримиримостью, авторитарностью. Тем более, что сам Никон не скрывал своей убежденности в превосходстве духовной власти над светской. Может быть, он хотел возродить те времена, когда при малолетнем князе Дмитрии страной управлял митрополит Алексий, и страна окрепла тогда настолько, что смогла одержать победу на Куликовом поле. Может быть, создать в Новом Иерусалиме духовную столицу страны по образу Ватикана…
Но союз, называемый недавно «премудрой двоицей», распадался. После нескольких знаков неуважения, явно продемонстрированных монархом, патриарх удалился в Новый Иерусалим. Он работал наравне с другими на строительстве, таскал кирпичи, а по вечерам принимал ищущих духовной поддержки верующих и традиционно омывал им ноги. Жил скромно, аскетично, питаясь тушеной капустой, да рыбой, которую сам ловил в реке. В дни постов патриарх удалялся в построенный для него Аверкием Мокеевым скит — двухэтажный кирпичный дом с кельей, помещением для приемов, домовой церковью и хозяйственными помещениями.
Скит патриарха Никона
На созванном царем соборе 1666-1667 гг. патриарх Никон был низложен и отправлен в ссылку в Ферапонтов, а затем — в Кирилло-Белозерский монастырь. Работы в Новом Иерусалиме прекратились, а мастеров перевели в Москву. Опалу с Никона снял унаследовавший престол Федор Алексеевич — но было слишком поздно. Не доехав до Нового Иерусалима, Никон скончался и был с почестями погребен в Иоанно-Предтеченском приделе Воскресенского храма. Через год новый собор вселенских патриархов отменил решение, осуждавшее патриарха Никона и восстановил его доброе имя. А работы в Новом Иерусалиме возобновились. Воскресенский собор, достроенный к 1685 г., был освящен в присутствии царевны Софьи и царевичей Петра и Ивана.
Русская Палестина
В 1690-х под руководством известного мастера русского барокко Якова Бухвостова в Новом Иерусалиме завершились строительные работы. Были возведены трапезная палата, каменные стены с восемью башнями и Святые ворота с надвратной церковью, посвященной входу Господню в Иерусалим.
Переход от крепостных стен к храму Рождества
Крепостные стены сложены по всем правилам фортификационного искусства XVII в. Они имеют три ряда бойниц — подошвенного (для пушек), варницкого и пищального боя. Башни своими названиями вторят Иерусалиму древнему — Гефсиманская, Сионская, Ефремова, Давидов дом, Дамасская — но есть Елизаветинская (императрица оказала существенную помощь обители), а также Иноплеменничья и Варуха. Форма башен оригинальная — лестницы для подъема на них заключены в полукруглые выступы, примыкающие к основному объему. Высота стен доходит до 9 м, толщина — до трех.
Святые врата с надвратной церковью
Над тремя пролетами Святых врат устроена баллюстрада, из-за которой вырастают апсиды церкви. Над центральной поднимается четверик, на восточной стороне которого в треугольной нише восстановлено изображение иконы Воскресения Господня. Над четвериком три яруса уменьшающихся кверху восьмериков с высокими решетчатыми окнами и золоченая барочная глава. Созданный ансамбль позднее назовут пространственной иконой Святой Земли. Повторяя путь Иисуса, паломник проходит под Святыми вратами — и его глазам предстает многоярусное храмовое сооружение.
Вид от Святых врат на ансамбль Воскресенского собора
Перед основным объемом расположена на 6 метров погруженная в землю церковь Константина и Елены — при этих константинопольских государях были проведены раскопки на Голгофе и обретен Крест Господень. За Константино-Еленинской церковью поднимаются три главы приделов, освященных во имя Страстей Господних. Следующий ярус — северная и южная галереи храма, также увенчанные главками на световых барабанах. Здесь отличие от иерусалимского оригинала — подобных галерей в нем нет. Они должны были стать самостоятельными приделами — а вообще приделов было задумано построить 365, по числу дней в году. Однако в XVII в. было построено 14 приделов, и еще 15 возвели в два последующие столетия. Один из них, посвященный Марии Магдалине, оформлял М.Ф. Казаков.
Изразцы на барабане церкви Константина и Елены
Храм Воскресения Христова — крестообразный в плане и завершается шлемовидной золотой главой на барабане диаметром 13,2 м. Барабан щедро украшен поливными многоцветными изразцами, над которыми выполнена надпись об основании обители и государях, при которых начиналось, возобновлялось и завершалось строительство собора. Интерьеры четырехстолпного храма отделаны лепниной в стиле елизаветинского барокко. Когда-то здесь появились первые на Руси керамические иконостасы.
Ансамбль Воскресенского собора
Но и от того, что сохранилось или воссоздано, захватывает дух. Так и было задумано храмоздателями — в соответствии с пророчеством Иоанна Богослова о Небесном Иерусалиме, украшенном, как невеста для мужа своего и символизирующем дивную красоту рая. В резьбе иконостасов, на многих изразцах повторяются изображения виноградных гроздей, цветов, налитых спелым зерном колосьев и плодов граната, призванных радовать верующих обретенному благодаря Жертве Господа очищению от грехов, спасению души и праздновать его чудесное Воскресение.
Ротонда и колокольня
За центральной главой поднимается трехъярусный шатер ротонды с окошками-люкарнами. Диаметр его основания — 23 м. Возводился он уже после смерти патриарха — кстати, гонителя шатровых храмов. Своды шатра выполнялись из кирпича и укреплялись железными связями, что, видимо, сильно утяжелило конструкцию. Судьба шатра драматична — в 1723 г. он обрушился и был восстановлен по проекту главного елизаветинского архитектора Б. Растрелли только в 1759 г. На этом, увы, злоключения не закончились. Гитлеровцы, отступая от Москвы, взорвали все основные постройки монастыря. Уже на Нюрнбергском процессе было доказано — это варварство осуществлялось не из военной целесообразности.
Как утверждал один из фюреров Третьего рейха, А. Розенберг, нация, лишенная памятников культуры, через два поколения теряет свое самосознание. Может быть, поэтому к восстановлению Нового Иерусалима приступили еще до конца войны. Но размер и характер разрушений были таковы, что восстановить, а точнее, заново отстроить все по сохранившимся чертежам, удалось только в XXI веке. Шатер ротонды, некогда украшенный изнутри бесценной росписью, потерянной для нас навсегда, в 1980-х — 1990-х смонтировали на стальных фермах, а в 2015-м он был восстановлен по образу XVIII в. , и материалом для конструкции стала сибирская лиственница.
Кувуклия
Под шатром устроена кувуклия, в переводе — «царская опочивальня». Это и есть Гроб Господень, копия той пещеры, в которую отнесли тело Иисуса после снятия с Креста. При входе в нее лежит отворенный в день Воскресения камень. Ново-Иерусалимская кувуклия в точности повторяет исторические формы первоначального палестинского оригинала, который был перестроен в XIX в. Российский аналог богато украшен изразцами и изображениями святых. При подрыве храма в 1941 г. кувуклия уцелела.
В южной стене Воскресенского храма — лестница, ведущая на Святую Голгофу, где установлен кипарисовый крест с образом распятого Спасителя и устроена церковь, освященная Никоном. Здесь он молился перед отъездом на собор, где был низложен. Центральный столп Голгофской церкви облицован изразцами XVII в. А у нижних ступеней лестницы в стену вмурован камень, привезенный для Нового Иерусалима из Иорданской пустыни, где молилась раскаявшаяся в грехах Мария Египетская. В ее честь в соборе также устроена церковь. Еще одна святыня, камень миропомазания, находится в соборе напротив южного входа — он символизирует место, куда было положено тело Господне перед помещением во Гроб.
Колокольня ансамбля
Третьей вертикальной доминантой ансамбля Нового Иерусалима стала высокая, 62-метровая шестиярусная колокольня, также восстановленная по старым чертежам. В нижнем, уцелевшем после взрыва четверике расположена церковь Всех Святых, в двух последующих — звонницы, а вокруг четвертого, четырехгранного яруса устроена галерея-гульбище, до середины объема по высоте. Дальше поднимаются два восьмерика, в одном из которых установлены часы с боем. Колокольню венчает шлемовидная золотая глава, делающая ее схожей с кремлевским «Иваном Великим».
Святыня против раскола
Нет, не надо было Тишайшему царю замораживать строительство Нового Иерусалима. Если уж многие высокопоставленные священнослужители и даже такие монастыри, как Соловецкий не приняли реформы, то что говорить о простых людях. Иные под Святой Троицей понимали изображенных на иконе Иисуса со склонившимися к нему Богородицей и Иоанном Предтечей. После низложения Никона священники растерялись. И хотя собор Вселенских патриархов подтвердил незыблемость нового устава, порой в церквях пели и молились по-старому. Староверы бежали от царева гнева на Кавказ, на Север, за Урал, там создавали свои общины, скиты. Плодились секты.
Храм Рождества Христова
На территории монастыря есть и другие постройки: трапезная с барочным храмом Рождества Христова, палаты царевны Татьяны Михайловны, убедившей царственного племянника освободить опального патриарха, братский корпус, хозяйственные и служебные здания, но они отходят на задний план при осмотре ансамбля Воскресенского собора. При этом, конечно, не оставляет ощущение, что соприкасаешься не с историческим памятником, а с новоделом, хоть и восстановленным в точном соответствии с оригиналом.
Но не тратить же было на искусственное старение камня средства, размер которых, по словам одного из руководителей Благотворительного фонда по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря, уже сопоставим с затратами на возведение Храма Христа Спасителя или реставрации Московского Кремля. Ведь речь идет прежде всего о православной святыне, построенной для того, чтобы объединить народ, расколотый в том числе церковной реформой. Собрать всех под единую православную сень. А для верующего человека пыль веков на ступенях храма не столь уж важна.
Внутренняя отделка ротонды
В столь часто приводимом историками для сравнений 1913 г. Новый Иерусалим посетило более 35 000 паломников. Сейчас Святые врата вновь открыты для всех. Можно подняться по широкой лестнице на крепостные стены, набрать воды из источника в подклете собора, можно даже фотографировать в храме — не во время службы, конечно. Немного удручает отсутствие информационных табличек на стенах — но у входа в монастырь в домике экскурсионного бюро можно приобрести подробную схему, а в церковной лавке — прекрасно изданный путеводитель. Почти от самой железнодорожной станции «Новоиерусалимская» к обители ведет Тропа паломника. А рядом с монастырем отстроено новое, современное помещение для выведенного из него музея.
12-тиярусный иконостас Воскресенского собора
Новый Иерусалим возрожден. Рядом с его стенами в Крещенскую ночь окунаются в Истру-Иордан множество людей, объединенных верой и чувством сопричастности к русским традициям. В городах строят православные храмы. Но сколько еще порушенных святынь нужно восстановить, чтобы вновь объединить народ?
Евгений Шапочкин
Новоиерусалимский монастырь, Истра — «Новый Иерусалим — пространственный образ Святой Земли в подмосковном городе Истра. + Видео»
Доброе время суток!
Хочу рассказать, как мы провели один прекрасный, солнечный выходной в мае. Хорошая погода всегда навевает мысли о поездках в интересные места. В Новый Иерусалим мы собирались давно. Сдерживали нас слухи о грандиозных реставрационных работах. Кстати, они не закончились до сих пор. На видео видно, что вокруг монастыря тоже все перерыто.
Поэтому, если Вы планируете посетить это место стоит подождать еще немного.
Но и сейчас оно достойно посещения.
Новый Иерусалим создан под Москвой по замыслу Патриарха Московского и Всея Руси Никона. Создан он как пространственный образ святой земли .
Вид с холма Фавор на Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь.
Гора Фавор — место Преображения Господня
На холм Фавор стоит приехать ради вида на монастырь.
Поклонный крест на холме Елеон
На холме Елеон был установлен Поклонный крест, символически обозначающий место Вознесения Христа.
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Воскресе́нский Ново-Иерусали́мский монасты́рь — исторически ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви в городе ИстраМосковской области.
Монастырь основан в 1656 году Патриархом Никоном, по замыслу которого под Москвой должен был быть воссоздан комплекс святых мест Палестины[1].
Монастырь находится на холме Сион — это смысловой и композиционный центр Нового Иерусалима.
Монастырь окружают монументальные крепостные стены. Монастырская ограда построена в 1690-1694 годах по проекту Якова Бухвостова. Она сделана в виде неправильного шестиугольника с башнями.
Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим
К сожалению, она была закрыта.
Братский корпус
Храм Воскресения Христова
Сооружен по образу храма Гроба Господня в Иерусалиме.
Внутреннее убранство храма.
Центральный иконостас.
Купол
Камень миропомазания
Камень помазания (также известный какКамень миропомазания, Камень умащения, Доска Господня) — одна из главных христианских святынь, которая находится перед входом в Храм Гроба Господня (является 13-й остановкой «Крестного пути»[1]).
Согласно Священному Преданию, на этот камень положили тело Христа после снятия его с креста, и именно здесь Иосиф Аримафейский и Никодим подготовили к погребению тело, совершили помазание миром и алоэ[2]. Затем отсюда тело Христа отнесли и положили его в гроб.
Кувуклия, расположенная в центре ротонды.
Слово «кувуклия» означает «спальня». В кувуклии находится главная святыня Нового Иерусалима — Живоносный Гроб Господень.
Церковь святых равноапостольных Константина и Елены
Для того чтобы попасть в эту церковь, нужно спуститься вниз по лестнице из 33 ступеней — по числу земных лет Спасителя.
Территория монастыря
Богоявленская пустынь
Возведение пустыни началось примерно в 1657 году. В 1661-1662 годах Патриарх Никон ее перестроил. Он превратил ее в «столп каменный о четырех апартаментах». Эта пустынь была предназначена для уединения во время постов.
Истра — Иордан
Она соединяет собой все святые места Нового Иерусалима. В праздник Богоявления Господня из Воскресенского монастыря совершается крестный ход на Истру-Иордан для освящения воды.
Силоамский источник
Назван по названию знаменитой Силоамской купели, что около Иерусалима.
В окрестностях монастыря находятся:
- кузница
- мельница
- усадьба семьи Кокориных
Вот и закончилось наше путешествие. Выходные получились замечательные. Ожидала немного других впечатлений.
Все нужно увидеть самому, поэтому рекомендую Вам съездить и посетить Новый Иерусалим в Подмосковье.
Отзывы о других наших поездках:
Святой источник «12 ключей», Тульская область, Веневский район.
Путешествие на машине по маршруту Москва-Владимир-усадьба графа Храповицкого-Муром-Дивеево-Арзамас-Муром-Москва.
Муром — один из древнейших русских городов. Родина былинного героя Ильи Муромца.
Дивеево. Четвертый удел Божией Матери.
Усадьба графа Храповицкого в селе Муромцево во Владимирской области. Уникальный готический замок.
Владимир. Успенский собор-уникальный памятник русского зодчества. Икона Владимирской Божией Матери.
Арзамас. Соборная площадь. Арзамасский Николаевский женский монастырь. Чудотворная икона Божией Матери «Избавление от бед страждущих»
Путешествие в Казань на майские праздники.
НАКАЛЬНЫЕ ЦЕРКВИ НОВОГО ИЕРУСАЛИМА — Полный паломник
Лалибела, Эфиопия
(фото из Википедии)
Хотя церковь Святой Марии Сионской в Аксуме, возможно, является самым святым местом в Эфиопии, скальные церкви Лалибелы гораздо удивительнее и интереснее. Эта коллекция из одиннадцати церквей была высечена из живой скалы недалеко от города Лалибела по приказу одноименного эфиопского царя. Хотя эти впечатляющие святыни не уникальны для христианского мира, они являются лучшим в мире примером высеченных в скале церквей, несмотря на Петру в Иордании. Наряду с Аксумом это самое посещаемое место христианского паломничества в Эфиопии. Высеченные в скале церкви Лалибелы являются объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
История
По мере роста могущества ислама в 8-м и 9-м веках мусульманские вторжения на прибрежные земли Африканского Рога постепенно вынудили христианское королевство Аксум уйти в Эфиопское нагорье. К 10 веку большая часть побережья находилась под контролем мусульманских торговцев, включая части современных наций Джибути, Эритреи и Сомали. Даже столица Аксум со временем оказалась изолированной на периферии, и эфиопские цари переместились вглубь страны, в город Роха.
Примерно в то время, когда эфиопы-христиане переселились в высокогорье, династия Менеликов ненадолго прервалась на несколько поколений, хотя линия Менеликов оставалась непрерывной и была восстановлена одиннадцатью королями позже. Именно в этот период великий правитель Загве Лалибела решил создать собственное наследие, построив высеченные в скале церкви. Согласно традиции, он был вдохновлен Богом и помогал ему в этом начинании. Город Роха был переименован в Лалибелу в его честь, но свою коллекцию церквей он называл просто Новым Иерусалимом. Удивительно, но резные церкви в основном были построены при его жизни. Однако вскоре после этого династия Загве распалась. В последующие века большая часть того, что было построено в Лалибеле, заброшено или заброшено, за исключением церквей. В совокупности они стали главной святыней эфиопских христиан.
С годами небольшая коллекция церквей стала хранилищем постоянно увеличивающейся коллекции икон, сокровищ и реликвий. Возможно, что во время оккупации Аксума мусульманами Ковчег Завета был перенесен сюда на хранение. Последующая история Лалибелы была относительно мирной. Мусульмане никогда не достигали внутренних нагорий Эфиопии в полном составе, поэтому Лалибела оставалась христианской цитаделью, а одиннадцать церквей никогда не подвергались разграблению или осквернению. Квазимонашеское духовенство веками заботилось о резных святынях и их сокровищах.
В отличие от церкви Святой Марии Сионской в Аксуме, церкви Лалибелы и их содержимое намного менее загадочны и гораздо более доступны для посещения паломниками. Сегодня это самые интересные с архитектурной точки зрения церкви в Эфиопии, даже если Аксум считается более важным местом. Благодаря своему центральному расположению и религиозному значению, не говоря уже об изоляции от исламских берегов, Лалибела привлекает множество посетителей со всей Эфиопии. Лалибела также является домом для одного из последних сохранившихся остатков монофизитского христианства, еретического движения, восходящего к 5 веку нашей эры.
Посещение
Одиннадцать высеченных в скале церквей датируются 12-м и 13-м веками и не похожи ни на что другое в христианской архитектуре. Каждый из них уникален с точки зрения общей структуры, размера, стиля резьбы и декора. Некоторые из них высечены прямо в больших скалах, в том числе некоторые из них включают в себя существующие пещеры. Другие представляют собой отдельно стоящие конструкции, буквально вырубленные из земли в огромных траншеях. Каждая церковь также хранит свою уникальную коллекцию сокровищ, накопленных за многие непрерывные века. К ним относятся очень старые Библии и другие иллюминированные книги, драгоценные иконы и распятия и даже некоторые украшения царского или священного характера. Некоторые из церквей также могут похвастаться впечатляющими произведениями искусства и настенными росписями.
Самая известная из церквей — Бет Гиоргес, или церковь Святого Георгия. Согласно преданию, это был последний построенный якобы по просьбе святого, явившегося царю в видении. Это массивное монолитное сооружение имеет высоту более восьмидесяти футов, включая пьедестал, и сверху принимает форму идеального креста. Еще одна из наиболее популярных — церковь Бет Медхане Алем, крупнейшее в мире монолитное религиозное сооружение.
Высеченные в скале церкви Нового Иерусалима расположены на холме с видом на город Лалибела, примерно в двухстах пятидесяти милях к северу от Аддис-Абебы. Хотя церкви окружены городом с трех сторон, это место кажется несколько изолированным. Церкви открыты большую часть года, хотя в сезон дождей, который длится с июля по сентябрь, могут произойти незапланированные закрытия. Стоимость входа на сайт составляет 8 долларов США. Интернет: нет доступных
Другие достопримечательности
Как и в других восточно-православных странах, в Центральной Эфиопии имеется множество религиозных мест и монастырей. Это особенно верно для берегов озера Тана и Голубого Нила, где много христианских мест. Среди наиболее важных и популярных из них Монастырь острова Тана Киркос , расположенный на острове посреди озера.
Вифлеемский храм – Посвящение Богоматери
ПОСЕТИТЬ ХРАМ
нажмите на храм, который хотите просмотреть
| Вифлеем | Назарет | Ланчано | Лурдес | Ла Салет | Фатима | Гваделупе | Уолсингем | Гора Кармель |
| Богоматерь Неустанной Помощи | Чистилище Святого Патрика |
Эта страница будет создаваться в течение дня (24 декабря)
Пожалуйста, следите за последними добавлениями на страницу
ВНИЗУ: Вид на Вифлеем с севера. НИЖЕ: «Маленький городок» Вифлеем имеет важное значение для трех основных мировых религий: иудаизма, христианства и ислама. Для иудаизма это место рождения царя Давида. Христиане признают его местом рождения Иисуса. С 637 года н. э., когда была построена мечеть Омара, она была местом почитания и поклонения мусульман. Сегодня Вифлеем — небольшой город с населением около 30 000 человек. Сообщество в большинстве своем мусульманское, с большим, но сокращающимся палестинским христианским населением. Современный контроль над городом был игрой в политический футбол. После Первой мировой войны британцы захватили контроль над городом у Османской империи. После 19В 48 году арабо-израильской войны Иордания аннексировала город, а в ходе Шестидневной войны 1967 года Израиль взял его под свой контроль. С 1995 года Вифлеем находится под управлением Палестинской автономии. НИЖЕ: Вифлеем был местом паломничества христиан на протяжении последних 1700 лет. Фотография ниже была сделана около 1890 года и показывает паломников, входящих в Вифлеем. Паломническая дорога из Иерусалима в Вифлеем соединяет Дамасские ворота в Восточном Иерусалиме с историческим входом в Вифлеем, возле церкви Рождества Христова, и заканчивается на площади Яслей. Каждый год во время рождественских церемоний тысячи паломников со всего мира собираются в Вифлееме, чтобы отпраздновать рождение Иисуса. Путешествие пешком по маршруту, прославленному как путь, по которому шли Иосиф и Мария, занимает около двух часов. ВНИЗУ: Внешний вид церкви Рождества Христова в Вифлееме. Вход в знаменитую церковь в Вифлееме на удивление не впечатляет. Большой двор идеально подходит для священников, паломников или туристов, но наиболее заметными являются торговцы. Сейчас палестинская полиция патрулирует этот район. Автобусам больше не разрешается въезжать на площадь, а вместо этого они направляются к большой парковке. ВНИЗУ: интерьер церкви Рождества Христова в Вифлееме, построенный между 327–339 гг.ОБЪЯВЛЕНИЕ. Церковь Рождества Христова была заказана и построена римским императором Константином и его матерью Еленой в четвертом веке н. э. Согласно христианской традиции, церковь была построена, чтобы отметить место, которое считается местом рождения Иисуса. Церковь была уничтожена пожаром в шестом веке н. э. и вскоре восстановлена императором Юстинианом. На протяжении веков было добавлено много дополнений, в том числе две колокольни, которые стоят до сих пор. Сегодня церковь и ее окрестности являются объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО из-за ее культурного и религиозного значения как для христиан, так и для мусульман. Это старейшая христианская церковь, которая сегодня используется ежедневно. ВНИЗУ: Родовая пещера внутри церкви Рождества. ВНИЗУ: Алтарь внутри Пещеры Рождения отмечает Место Рождения Иисуса. По преданию, Мария родила Иисуса в том месте, где на полу расположена звезда. Традиция о том, что рождение было в пещере, является одной из древнейших христианских традиций. Иустин Мученик упоминает об этом в середине 2 века, как и в Протоевангелии Иакова (также 2 век). Ориген отмечает, что в его время была указана пещера рождения Иисуса, и, несомненно, это было то самое место, где была воздвигнута византийская церковь. ВНИЗУ: Крупный план звезды на Алтаре Рождения. Мария родила Иисуса в том месте, где на полу расположена звезда. | СКАЧАТЬ ПЛАКАТЫ ХРАМА РОЖДЕСТВА Вот два плаката, которые дадут вам представление о церкви Рождества Христова в Вифлееме.
КРАТКИЙ ОБЗОР ИСТОРИИ ВИФЛЕЕМА Вифлеем упоминается около 1350 г. до н.э. в письмах Телль аль-Амарна от египетского правителя Палестины к фараону Аменхотепу III. Он изображался как важный перевалочный пункт и остановка для путешественников из Сирии и Палестины, направляющихся в Египет. Буквы также означают, что это был пограничный город в середине Палестины и аванпост, обращенный к пустыне. У филистимлян был гарнизон в Вифлееме, потому что это был сильный стратегический пункт. Они вошли в землю хананеев, смешались с ее народом и поселились на южном побережье между Яффо и Газой. Около 1200 г. до н.э. филистимляне добились военного превосходства над большей частью страны и назвали ее Палестиной. В 1950 году Вифлеем и близлежащие деревни насчитывали 86 процентов христиан. Но к 2016 году христианское население сократилось до 12 человек. На Западном берегу христиане сейчас составляют менее 2% населения, хотя в 1970-х христиане составляли 5% населения. В Вифлееме, традиционном месте рождения Иисуса, сегодня проживает всего 11 000 христиан. По данным министерства туризма Палестины, в 2013 году церковь Рождества Христова посетили 1,16 миллиона иностранцев, статистика за последний год была доступна. В том же году Израиль посетили около 3,54 миллиона туристов. Все туристы в Вифлеем прибывают из Израиля по одному из 29контрольно-пропускные пункты, ведущие в город и окрестные села. Одна из главных жалоб жителей заключается в том, что многие туристы приезжают в Вифлеем всего на несколько часов, чтобы посетить храм Рождества Христова, а затем сразу садятся в автобус, чтобы вернуться в Иерусалим, тратя в городе очень мало денег. . |
Эдем, Новый Иерусалим, храмы и земля
Грех Адама имел три основных последствия: (1) смерть внутреннего и внешнего человека, (2) проклятие благословения творения и (3) изгнание человечества из Эдема, места присутствия Бога. Последнее из этих трех суждений связывает тему земли с темой храма. Изгнание, аспект темы земли, связано с удалением от присутствия Бога, аспект темы храма.
Веллум представляет этот аргумент полностью:
[Подумайте о теме Эдемского сада как храмового святилища. . . . [Грег] Бил убедительно демонстрирует, что земля Эдема представлена как архетипический храм, место, где Бог уникально обитал с Адамом и Евой, когда они служили Богу как цари-жрецы и сыновья в послушной преданности и поклонении Богу. Задача Адама и Евы состояла в том, чтобы покорить и править всей землей, что предполагает, что они должны были «расширить географические границы сада до тех пор, пока Эдем не покроет всю землю». человеческая раса должна была осуществить. . . . [Что] важно для наших целей, так это тесная связь между землей и храмом, а также то, как Эдем служит архетипом, по образцу которого созданы и земля Израиля, и более поздняя скиния/храм.
Когда мы объединяем все эти пункты и помещаем обетование земли в контекст творения, мы получаем библейское право рассматривать «землю» как тип и образец творения. В этом прочтении архетипом является земля Эдема, границы которой должны быть распространены на все творение. [ Царство через Завет , 710-11.]
Мартин делает это тезисом своей книги:
потеряны в Эдеме и служат прообразом на протяжении всей истории Израиля, который предвосхищает еще большую землю, приготовленную для всего народа Божьего на протяжении всей истории, которая придет в результате личности и работы Христа. Другими словами, земля и ее благословения находят свое осуществление в новом небе и новой земле, завоеванных Христом. [ На пути к земле обетованной, 17. ]
Он также проводит тесную связь между храмом и новым творением, следуя Г. К. Билу в отождествлении Нового Иерусалима, о котором говорится в Откровении в храмовой терминологии, со всем новым творением:
Вместо того, чтобы храм был исключительным местом Божьего присутствия, Иоанн заявляет, что весь «райский город-храм из Откровения 21:1-22:5 охватывает всю новосотворенную землю». город-храм – это его идеально кубическая форма (21:16). Это славное описание не похоже ни на какое другое прежнее место на земле, но больше похоже на святая святых (3 Цар. 6:20). Таким образом, новая земля теперь служит местом присутствия Бога. [Мартин 135 цитирует Била, «Откровение (книга)», NDBT, 358.]
Оставив пока в стороне вопрос типологии , я утверждаю, что формулировки прогрессивных ковенанталистов о связи между Эдемом, землей, храмом и новым творением должны получить неоднозначный вердикт. Есть некоторые проницательные связи, но также и некоторые неверные шаги.
Был ли Эдем храмом?
Ранее я утверждал , что при детальном рассмотрении аргументы Била о том, что Эдем был храмом, не выдерживают критики. Это не означает, что нет связи между Эдемом и храмом. Я согласен с оценкой Даниэля Блока:
В моем ответе на чтение Быт. 1-3 как текстов о строительстве храма я намекнул на фундаментальную герменевтическую проблему, связанную с этим подходом. Вопрос в том, следует ли нам читать Быт. 1-3 в свете более поздних текстов или следует читать более поздние тексты в свете этих? Если мы прочитаем рассказы о данном порядке, то рассказ о сотворении дает существенную основу для первобытной истории, которая обеспечивает основу для повествований о патриархате, исходе и скинии. Сами по себе и при таком прочтении рассказы Быт. 1-3 не дают никаких указаний на то, что в этом может быть замешан космический или Эдемский храм. Однако, как отмечалось выше, райские черты скинии, иерусалимского храма и храма, задуманного Иезекиилем, очевидны. По-видимому, их дизайн и функция предназначались для того, чтобы запечатлеть что-то из исходной среды, в которой были помещены люди. Однако тот факт, что израильские святилища были Эдемскими, не делает Эдем священной святыней. В лучшем случае это невзаимное уравнение.
[Дэниел И. Блок, «Эдем: храм? Переоценка библейских свидетельств», в «От творения к новому творению: библейское богословие и экзегеза: очерки в честь Г. К. Била », под ред. Daniel M. Gurtner and Benjamin L. Gladd (Peabody, MA: Hendrickson, 2013), 20-21.]
В общем, хотя скиния и храм оглядывались на Эдемский сад и на потерю присутствия Бога что произошло с изгнанием человечества из сада, сам сад не был храмом. Реальность присутствовала в саду, поэтому символ (скиния/храм) не должен был присутствовать.
Однако я согласен с Веллумом в том, что человечество должно было расширить географические границы сада, так сказать, покорив весь мир. Таким образом, существует тесная связь между началом темы земли в Благословении Творения в Бытии 1:26-29 и исполнением этой темы в новом творении.
Является ли Новый Иерусалим новым творением?
Аргумент, что Новый Иерусалим является новым творением, также проблематичен.
Обосновывая эту интерпретацию, Бил говорит, что для Иоанна является «проблемой толкования и богословия» видеть новое творение в Откровении 21:1 и Новый Иерусалим в 21:2, 10-21. Он спрашивает: «Как мы можем объяснить явное несоответствие того, что он видел новое небо и землю в стихе 1, а затем видел только город в форме и структуре храма в оставшейся части видения» (9).0029 Храм и Миссия Церкви , 365-66).
Однако неясно, есть ли несоответствие. Как отмечает сам Бил, «возможно, конечно, что он просто сначала видит новый мир, а затем видит город-храм в этом мире». Бил отвергает это решение, потому что, по его словам, Джон «похоже, приравнивает» их. В качестве доказательства он отмечает, что нечистота не будет допущена в городе, когда будет твердо установлено, что нечистота не будет допущена во всем новом творении. Он также утверждает, что в Откровении есть образец, по которому увиденное позже интерпретируется услышанным или наоборот, приводя в качестве примера время, когда Иоанн слышит о Льве из колена Иуды, но видит Агнца (Откр. 5: 5-6) (Там же, 366-67).
Ответ:
Во-первых, то, что нечистота не допускается как в новом творении, так и в Новом Иерусалиме, не обязательно означает, что они одинаковы.
Во-вторых, параллель с Откровением 5 неточна. В Откровении 21 Иоанн видит и новое творение и Новый Иерусалим, прежде чем услышать о Новом Иерусалиме. Дело не в том, что он видит Новое Творение, а затем слышит о Новом Иерусалиме. Он видит Новый Иерусалим, а затем слышит о нем.
Наконец, в тексте есть указания на то, что новое творение и Новый Иерусалим различны. Во-первых, Новый Иерусалим нисходит с неба (21:2, 10). Говоря, что он «увидел новое небо и новую землю» непосредственно перед тем, как он сказал, что он видел Новый Иерусалим, сходящий с неба, Иоанн, кажется, подразумевает, что он видел город, сходящий с нового неба на новую землю. Кроме того, то, что народы ходят при свете города, а цари приносят свою славу через его ворота (21:24-26), подразумевает, что в новом творении за пределами Нового Иерусалима есть народы и царства. Этот тезис подкрепляется тем фактом, что в Исаии 60, отрывке, на который здесь делается ссылка, стихи 3, 10, 16 относятся просто к царям. Иоанн добавляет «от земли». Таким образом, видение Иоанна, кажется, подтверждает, что весь народ Божий обитает в Новом Иерусалиме (21:12-13), а также представляет народ Божий, заполняющий все новое творение как народы с царями, которые правят под началом Царя царей.
Представленная здесь интерпретация, как мне кажется, более экзегетически оправдана, чем интерпретация, предложенная Билом и принятая сторонниками прогрессивного завета. Но они не требуют серьезных изменений в аргументации прогрессивных ковенанталистов. Для них Новый Иерусалим символизирует все новое творение. Предположительно это новое творение не является одним большим городом, и предположительно люди живут по всей новой земле. Но также предположительно Мессия правит из города. С тем же успехом мы могли бы назвать его Новым Иерусалимом. И теперь мы возвращаемся к ситуации, довольно близкой к тому, что описано в Откровении 21.
Новый Иерусалим и Тема Храма
В дополнение к отождествлению Нового Иерусалима с новым творением, сторонники прогрессивного завета отождествляют Новый Иерусалим с храмом. Связь между Новым Иерусалимом и храмом осуществляется на основе его кубической формы, которая была формой Святая Святых в скинии/храме (Мартин, 155).
Хотя символ скинии/храма заменяется реальностью Божьего присутствия в новом творении (21:22), обратная ссылка на символ в форме города разумна. Явной связью с темой храма является определение Нового Иерусалима как «места обитания [σκηνή] Бога. . . с человеком» (21:3; ср. Исх. 25:8). Еще одна причина соединения храма и Нового Иерусалима заключается в том, что город определяется как «Невеста, жена Агнца» (Откр. 21:9).; ср. Эф. 2:22).
Тем не менее, уточнение прогрессивного ковенаталистского взгляда необходимо. Судя по кубической форме города, лучше всего отождествлять Новый Иерусалим не просто с образами храма вообще, но со Святым Святых в частности. Святое Святых было местом, где Бог символически восседал на престоле между херувимами (1 Цар. 4:4; 2 Цар. 6:2; 4 Цар. 19:14-15), а Новый Иерусалим — это место, где Бог и Агнец восседает на престоле (Откр. 22:1). Если символизм Святая Святых исполняется в Новом Иерусалиме, то остается вероятным, чтобы символизм храма в целом исполнился в новом творении в целом.
Заключение
Большая часть точки зрения прогрессивного ковенанталиста остается неизменной в приведенном выше анализе. Тема земли и тема храма остаются связанными, тема храма видится реализованной в новом творении, и тема земли также исполняется в новом творении.
Однако есть некоторые отличия.
Во-первых, нет прямой связи между обещаниями земли Авраамова завета и темой храма/Нового Иерусалима. При таком понимании, когда Авраам ищет лучшую страну, чем Ханаан, в котором он жил, город, который он получает, — это не все новое творение, а Иерусалим, главный город земли, обещанной ему (Евр. 11:16). Это не отрицание существования связи между Авраамовым заветом и новой землей и не отрицание того, что Авраам является «наследником мира» (Рим.