Новая классификация стран
Каждый год 1 июля Всемирный банк обновляет классификацию стран мира по оценочному уровню валового национального дохода (ВНД) на душу населения за предшествующий год. Кроме того, на основе обновленных оценок ВНД на душу населения Банк разрабатывает свою оперативную классификацию стран, определяющую их соответствие критериям кредитования. По состоянию на 1 июля 2013 года устанавливаемые Всемирным банком категории доходов по уровню ВНД на душу населения выглядят следующим образом:
- Страны с низким уровнем доходов: 1 035 долл. США и ниже
- Страны с доходами ниже среднего уровня: 1 036 – 4 085 долл. США
- Страны с доходами выше среднего уровня: 4 086 – 12 615 долл. США
- Страны с высоким уровнем доходов: 12 616 долл. США и выше
Страны с низким и средним уровнем доходов иногда называют развивающимися странами. Это понятие используется для удобства и не подразумевает, что все страны, относимые к этой группе, развиваются сходным образом, либо что остальные страны достигли предпочтительного или завершающего этапа развития.
Изменения в классификации
В таблицы классификации включены все страны-члены Всемирного банка, а также все прочие страны и территории с населением свыше 30 000 человек. Важнейшим изменением в классификации 2013 года (2014 ф.г.) является переход Российской Федерации в группу стран с высоким уровнем дохода. К этой группе также были впервые отнесены Литва, Уругвай и Чили (Латвия уже входила в группу стран с высоким уровнем доходов в 2011 ф.г., а Антигуа и Барбуда –в 2010 ф.г.), тогда как Венгрия возвращается в группу стран с доходами выше среднего уровня после пребывания в группе стран с высоким уровнем дохода с 2009 ф.г. Примечательно также, что после масштабного пересмотра данных по Ираку эта страна поднялась в группу стран с доходами выше среднего уровня. Сводные данные об изменениях в классификации стран по уровню доходов по сравнению с предыдущим годом приводятся ниже в таблице.
Страна |
Прежняя группа |
Нынешняя группа |
Албания |
Страны с доходами ниже среднего уровня |
Страны с доходами выше среднего уровня |
Антигуа и Барбуда |
Страны с доходами выше среднего уровня |
Страны с высоким уровнем доходов |
Белиз |
Страны с доходами ниже среднего уровня |
Страны с доходами выше среднего уровня |
Венгрия |
Страны с высоким уровнем доходов |
Страны с доходами выше среднего уровня |
Ирак |
Страны с доходами ниже среднего уровня |
Страны с доходами выше среднего уровня |
Латвия |
Страны с доходами выше среднего уровня |
Страны с высоким уровнем доходов |
Литва |
Страны с доходами выше среднего уровня |
Страны с высоким уровнем доходов |
Мавритания |
Страны с низким уровнем доходов |
Страны с доходами ниже среднего уровня |
Маршалловы Острова |
Страны с доходами ниже среднего уровня |
Страны с доходами выше среднего уровня |
Российская Федерация |
Страны с доходами выше среднего уровня |
Страны с высоким уровнем доходов |
Тонга |
Страны с доходами ниже среднего уровня |
Страны с доходами выше среднего уровня |
Уругвай |
Страны с доходами выше среднего уровня |
Страны с высоким уровнем доходов |
Фиджи |
Страны с доходами ниже среднего уровня |
Страны с доходами выше среднего уровня |
Чили |
Страны с доходами выше среднего уровня |
Страны с высоким уровнем доходов |
Южный Судан |
Страны с доходами ниже среднего уровня |
Страны с низким уровнем доходов |
Таблицы данных о ВВП, ВНД, ВНД на душу населения и населении за 2012 год в настоящее время доступны в Каталоге открытых данных Всемирного банка. Просьба учесть, что эти данные являются предварительными оценками и могут быть пересмотрены. Положение стран в классификации определяется один раз в год и не изменяется, невзирая на последующий пересмотр оценок их ВНД на душу населения. Эти оценки не приводились в соответствие с временными рядами, включенными в базу данных «Показатели мирового развития». Сведения о пересмотре этой базы данных, включая оценки агрегатов национальных счетов за 2012 год, а также обновленные данные о классификации по доходам на веб-страницах стран, будут опубликованы в сентябре 2013 года, декабре 2013 года и апреле 2014 года.
Для получения более подробной информации посетите, пожалуйста, веб-сайт Всемирного банка, посвященный классификации стран, или раздел классификации стран базы знаний.
Основные типы стран современного мира . География. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ
Типология стран – выделение групп стран со сходным типом и уровнем социально-экономического развития. Тип страны складывается объективно, это относительно устойчивый комплекс присущих ей особенностей развития, характеризующий ее роль и место в мировом сообществе на данном этапе всемирной истории. Определить тип государства – значит отнести его к той или иной социально-экономической категории.
Для выделения типов стран показателем является валовой внутренний продукт (ВВП) – стоимость всей конечной продукции материального производства и непроизводственной сферы, выпущенной на территории данной страны за один год в расчете на душу населения. Критериями выделения типов стран являются уровень экономического развития, доля страны в мировом производстве, структура экономики, степень участия в МГРТ.
В ООН в настоящее время приняты две классификации стран. В первой все страны мира делятся на три типа – 1) экономически высокоразвитые страны; 2) развивающиеся страны; 3) страны с переходной экономикой (от плановой к рыночной). При этом к третьему типу фактически относятся бывшие социалистические страны, которые осуществляют экономические преобразования по строительству рыночной экономики.
Согласно второй классификации ООН выделяют две большие группы стран: 1) экономически развитые страны и 2) развивающиеся. При таком делении в одну группу стран объединяются чрезвычайно разные государства. Поэтому внутри каждого типа стран выделяют более мелкие группы – подтипы.К экономически развитым странам ООН относит около 60 государств: вся Европа, США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль. Для этих стран, как правило, характерен высокий уровень развития экономики, преобладание в ВВП отраслей обрабатывающей промышленности и сферы услуг, высокий уровень жизни населения. Но в эту же группу входят Россия, Украина, Белоруссия, Чехия и пр. Вследствие неоднородности экономически развитые страны разделяют на несколько подтипов:
Экономически высокоразвитые страны:
а) главные страны – США, Япония, Франция, Италия, Великобритания. Они дают более 50% производства всей промышленной и более 25% сельскохозяйственной продукции мира. Главные страны и Канаду часто называют «странами Большой семерки».
б) экономически высокоразвитые страны Европы – Швейцария, Бельгия, Нидерланды, Австрия, Скандинавские страны и др. Для этих стран характерна политическая стабильность, высокий уровень жизни населения, высокий ВВП и самые высокие показатели экспорта и импорта из расчета на душу населения. В отличие от главных стран, они имеют значительно более узкую специализацию в международном разделении труда. Их экономика в большой мере зависит от доходов, полученных от банковского дела, туризма, посреднической торговли и т. п.;
в) страны «переселенческого капитализма» – Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР – бывшие колонии Великобритании – и государство Израиль, образованное в 1948 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Характерной чертой этих стран (кроме Израиля) является сохранение международной специализации на экспорте сырья и сельскохозяйственной продукции. В отличие от развивающихся стран эта аграрно-сырьевая специализация базируется на высокой производительности труда и сочетается с развитой внутренней экономикой.
Страны со средним уровнем развития:
а) среднеразвитые страны Европы: Греция, Испания, Португалия, Ирландия. По уровню развития производительных сил они несколько отстают от современного мирового технического прогресса. Испания и Португалия в прошлом были крупнейшими колониальными империями, играли большую роль в мировой истории. Но потеря колоний привела к утрате политического влияния и ослаблению экономики, которая до этого держалась на богатствах колоний;
б) страны с переходной экономикой – страны СНГ, страны Восточной Европы, Китай. Они проводят преобразования, направленные на развитие рыночных отношений в экономике вместо централизованного планирования. Эта подгруппа стран выделилась в 1990-е годы в связи с крушением мировой социалистической системы. В состав подгруппы входят страны, значительно различающиеся между собой1.
К развивающимся странам классификация ООН относит все остальные страны мира. Почти все они расположены в Азии, Африке и Латинской Америке. В них проживает более 3/4 населения мира, они занимают больше 1/2 площа1 Включение в двучленную типологию бывших социалистических стран довольно сложно. Уровень их социально-экономического развития различен: большинство стран, например Восточной Европы, Балтии, Россия, Украина, относятся к экономически развитым, однако другие страны занимают промежуточное положение между развитыми и развивающимися. Китай также по разным критериям может быть отнесен и к развитым, и к развивающимся государствам. См. также о проблемах разделения стран на развитые и развивающиеся. ди суши, но на их долю приходится менее 20% обрабатывающей промышленности и только 30% продукции сельского хозяйства зарубежного мира (данные 1995 г.). Для развивающихся стран характерна ориентированность хозяйства на экспорт, что ставит национальную экономику стран в зависимость от мирового рынка; многоукладность экономики; особая территориальная структура хозяйства, научно-технологическая зависимость от развитых стран, резкие социальные контрасты. Развивающиеся страны очень разнообразны. Существует несколько подходов для выделения подтипов внутри этой группы стран. Место любой страны в типологии не постоянно и может изменяться со временем.
Таблица 8. Страны мира с самым высоким и самым низким показателями ВВП из расчета на душу населения (2006 г.)
40 63031 25027 51026 89024 990220180180160100Проблемы выделения развитых и развивающихся стран.
Границу между развитыми и развивающимися странами эксперты ООН обычно определяют по критерию в 6000 долл. на душу населения в год в стране (см. табл. 12). Однако этот показатель не всегда позволяет объективно классифицировать страны. Некоторые государства, относящиеся по классификации ООН к развивающимся, по ряду показателей (ВВП на душу населения, уровню развития передовых высокотехнологичных отраслей промышленности) вплотную приблизились к экономически развитым странам или уже превзошли их. Так, в 1997 г. Сингапур, Тайвань и Республика Корея были официально переведены из группы развивающихся стран в группу развитых. Но при этом другие показатели социально-экономического и политического развития этих стран – отраслевая и территориальная структура хозяйства, зависимость от иностранного капитала – все же остаются более характерными для развивающихся государств. Россия же при данной классификации, имея показатель душевого ВВП около 2500 долл. в год, формально попадает в группу развивающихся стран.
Учитывая такие сложности с классификацией стран мира по ВВП, сейчас пытаются выделить другие, более объективные критерии для определения уровня социально-экономического развития стран. Например, на основе средней продолжительности жизни, уровня образованности, реальной величины средних доходов населения определяют индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Применяя этот критерий, эксперты ООН разделяют страны мира на три группы – с высоким, средним и низким ИРЧП. Тогда первая десятка наиболее развитых стран мира получается другой, чем при учете ВВП на душу населения в год, а Россия и страны СНГ попадают во вторую группу, Россия при этом оказывается на 67 месте между Суринамом и Бразилией.
Правительство России
Россия — государство в Евразии, площадь которого составляет 6 612 100 квадратных миль, это самая большая страна в мире, на долю которой приходится более одной восьмой общей населенной площади Земли и охватывать одиннадцать часовых поясов. только девятое место по численности населения с населением 144,5 млн человек (не считая Крыма). 77% населения проживает на западе России; столица, Москва, является одним из крупнейших городов мира. Россия граничит по суше с рядом стран, включая Норвегию, Финляндию, Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Беларусь, Украину, Грузию, Азербайджан, Казахстан, Китай, Монголию и Северную Корею, а также имеет общие водные границы с Японией и США. Состояния.
Россия имеет двенадцатую по величине экономику в мире, которая также является шестой по покупательной способности. Считающаяся великой державой, Россия обладает самым большим запасом оружия массового уничтожения в мире и уже давно характеризуется как потенциальная сверхдержава. Россия сохраняет членство в ряде международных организаций, включая Совет Безопасности ООН, АСЕАН, Шанхайскую организацию сотрудничества, «Группу двадцати», Совет Европы, Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе. , и Всемирная торговая организация.
Законодательная власть
Конституционно Россия характеризуется как федеративная и полупрезидентская республика, в которой Президент является главой государства, а Премьер-министр — главой правительства.
Федеральное Собрание (парламент) России состоит из 616 депутатов и состоит из двух палат: Государственной Думы (нижняя палата) из 450 и Совета Федерации (верхняя палата) из 166.
Федеральное Собрание продолжает свою постоянную сессию, хотя и ненадолго прерывается на весенний и осенний сезоны. По конституции две палаты собрания должны собираться на отдельные заседания, открытые для публики, хотя при необходимости могут проводиться совместные заседания (например, в случае важной речи президента). График ассамблеи разработан таким образом, чтобы сохранить бросающуюся в глаза разницу между ее нынешним состоянием и правительством советской эпохи, которое собиралось лишь несколько раз в год для утверждения новой политики.
Собрание каждой палаты избирает председателя для надзора за работой этой палаты, а также формирует комитеты для решения конкретных вопросов. Ни одному депутату не разрешается заседать более чем в одном комитете одновременно.
Из двух палат Государственная Дума сильнее. Основная забота Совета Федерации связана с субнациональной юрисдикцией, а также с утверждением или снятием с должности высокопоставленных должностных лиц, таких как генеральный прокурор или судьи судов, по рекомендации действующего президента. Совет также должен принять окончательное решение, если Дума рекомендует отставку президента, и отвечает за тщательный анализ всех принятых нижней палатой законопроектов, касающихся финансов и внешней политики.
Все законопроекты должны быть сначала приняты Государственной Думой, однако при этом нижняя палата сохраняет за собой возможность обойти верхнюю палату большинством в две трети голосов по законопроекту, если это необходимо. Дума также утверждает назначение премьер-министром, хотя ее полномочия в этом отношении ограничены и в конечном итоге находятся в руках президента, который может распустить Думу при определенных условиях.
Исполнительная власть
Президент России является главой государства, а премьер-министр – главой правительства. Президент сохраняет за собой право руководить всей внутренней и внешней политикой России и представлять страну за границей. Он также может назначать и отзывать российских послов, принимать верительные грамоты от иностранных представителей и подписывать международные договоры.
Российское президентство в прошлом подвергалось критике за то, что оно было слишком диктаторским. Президент назначает премьер-министра председателем правительства (или кабинета министров) с одобрения Государственной Думы, хотя он может уволить членов правительства и саму Думу при определенных условиях. Он также отвечает за назначение и освобождение от должности судей и является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации с правом объявлять военное положение в стране или регионе, а также чрезвычайное положение в стране.
Судебная власть
Конституционный суд, Верховный суд и Высший арбитражный суд возглавляют судебную власть российского правительства; районные суды несут ответственность за рассмотрение уголовных дел. Судебная власть находится в ведении Всероссийского съезда судей и его Совета судей – Генеральный прокурор является главой российской судебной системы.
Правительство России
Санкции, связанные с Украиной/Россией | Управление по контролю за иностранными активами
Подпишитесь на рассылку новостей о санкциях, связанных с Украиной и Россией.
Важные информационные бюллетени
OFAC публикует бюллетени для общественности по важным вопросам, связанным с программами санкций, которые оно администрирует. Хотя эти документы могут быть посвящены конкретным отраслям и видам деятельности, они должны быть проверены любой стороной, заинтересованной в соблюдении требований OFAC.
- ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ: Санкции в отношении России и торговля сельскохозяйственной продукцией (июль 2022 г. )
- Неанглийские переводы Информационного бюллетеня за июль 2022 г.: Санкции в отношении России и торговля сельскохозяйственной продукцией
- ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ: Сохранение торговли сельскохозяйственной продукцией, доступа к коммуникациям и другой поддержки тех, кто пострадал от войны России против Украины (апрель 2022 г.)
- Рекомендация относительно сокрытия критически важной информации в финансовых и торговых операциях с участием Крымской области Украины (выдана 30 июля 2015 г.)
Брошюры о санкциях
Брошюры о санкциях представляют собой обзор правил OFAC в отношении санкций, связанных с Украиной и Россией. Они являются полезными справочными инструментами.
- Обзор санкций
Дополнительная информация о санкциях, связанных с Украиной/Россией
- Информационная страница Закона о санкциях против противников Америки (CAATSA)
Часто задаваемые вопросы
OFAC собрало сотни часто задаваемых вопросов (FAQ) о своих программах санкций и связанных с ними политиках. Приведенные ниже ссылки перенаправляют пользователя на страницы часто задаваемых вопросов OFAC.
- Санкции в отношении Украины/России FAQ Тема Страница
- Часто задаваемые вопросы OFAC
Список лиц, подпадающих под отраслевые санкции (SSI)
Список лиц, подпадающих под отраслевые санкции, включает лиц, определенных OFAC для работы в секторах российской экономики, определенных министром финансов в соответствии с Указом 13662. Страница
Заархивированные директивы
- Директива 1 с поправками, внесенными согласно Исполнительному распоряжению 13662 (от 12 сентября 2014 г. )
- Директива 2 с поправками, внесенными Исполнительным указом 13662 (от 12 сентября 2014 г.)
- Директивы 1 и 2 в соответствии с EO 13662 (от 16 июля 2014 г.)
- Директива 4 Исполнительного указа 13662 (12 сентября 2014 г.)
Интерпретационное руководство
OFAC выпускает разъясняющее руководство по конкретным вопросам, связанным с программами санкций, которые оно администрирует. Эти интерпретации политики OFAC иногда публикуются в ответ на публичный запрос на предоставление рекомендаций или могут быть опубликованы OFAC заблаговременно для решения сложной темы.
- Руководство по предоставлению определенных услуг, связанных с требованиями законов США о санкциях (12 января 2017 г.)
- Указатель рекомендаций по толкованию
Подача заявки на получение конкретной лицензии OFAC
В ваших интересах и в интересах правительства США может быть разрешение на конкретную экономическую деятельность, связанную с санкциями в отношении Украины/России. Перейдите по ссылке ниже, чтобы подать заявку на получение лицензии OFAC.
- Подать заявку на получение лицензии OFAC через Интернет — разрешение OFAC на участие в транзакции, которая в противном случае была бы запрещена.
Руководство по политике лицензирования OFAC
Определенные виды деятельности, связанные с санкциями в отношении Украины и России , могут быть разрешены, если они лицензированы OFAC. Ниже OFAC выпустило руководство и заявления о конкретных лицензионных политиках, связанных с санкциями, связанными с Украиной и Россией.
- Лицензии на оплату юридических услуг и расходов — Руководство по высвобождению ограниченных сумм заблокированных средств для оплаты юридических услуг и расходов, понесенных при оспаривании блокировки лиц из США в административном или гражданском разбирательстве
- Субъекты, принадлежащие заблокированным лицам – Руководство по организациям, принадлежащим лицам, чье имущество и доли в имуществе заблокированы
Общие лицензии
OFAC выдает общие лицензии для разрешения деятельности, которая в противном случае была бы запрещена санкциями в отношении Украины/России. Общие лицензии позволяют всем жителям США заниматься деятельностью, описанной в общей лицензии, без необходимости подачи заявки на получение конкретной лицензии.
- Генеральная лицензия Украины № 11 — Разрешение отдельных сделок с ФАУ «Главгосэкспертиза России» (20 декабря 2016 г.)
- Генеральная лицензия Украины № 18 — Разрешение на экспорт или реэкспорт сельскохозяйственных товаров, лекарственных средств, медицинских изделий, запасных частей и компонентов или обновлений программного обеспечения в определенные регионы Украины и операции, связанные с пандемией коронавирусной болезни 2019 (COVID-19) (февраль 21, 2022)
- Украина Генеральная лицензия №19– Авторизация транзакций, связанных с телекоммуникациями и почтой (21 февраля 2022 г.)
- Генеральная лицензия Украины № 20 — Официальная деятельность некоторых международных организаций и организаций (21 февраля 2022 г.)
- Генеральная лицензия Украины № 21 – Разрешение некоммерческих, личных денежных переводов и операций со счетами (21 февраля 2022 г. )
- Генеральная лицензия Украины № 22 — Разрешение на экспорт определенных услуг и программного обеспечения в интернет-коммуникации (21 февраля 2022 г.)
- Генеральная лицензия Украины № 23 — Отдельные операции в поддержку деятельности неправительственных организаций (11 марта 2022 г.)
- Генеральная лицензия Украины № 24 – Операции, связанные с оказанием морских услуг (18 марта 2022 г.)
- Генеральная лицензия Украины № 25 – Журналистская деятельность и создание бюро новостей в отдельных регионах Украины (24 марта 2022 г.)
- Обновление перечня товаров медицинского назначения для санкций, связанных с Украиной и Россией (31 мая 2022 г.)
- Архив генеральных лицензий с истекшим сроком действия
Правовая база для санкций, связанных с Украиной/Россией
Программа санкций, связанных с Украиной/Россией, представляет собой реализацию нескольких правовых полномочий. Некоторые из этих полномочий оформлены в виде указа президента. Другими органами власти являются публичные законы (статуты), принятые Конгрессом. Эти полномочия далее кодифицированы OFAC в его правилах, которые опубликованы в Своде федеральных правил (CFR). Изменения к этим правилам публикуются в Федеральном реестре.
Исполнительные указы
- 14065 — Блокирование собственности определенных лиц и запрещение определенных операций в связи с продолжающимися усилиями России по подрыву суверенитета и территориальной целостности Украины (21 февраля 2022 г.)
- 13883 — Применение санкций в отношении распространения и внесение поправок в Исполнительный указ № 12851 (3 августа 2019 г.)
- 13849 – Разрешение на применение определенных санкций, изложенных в Законе о противодействии противникам Америки посредством санкций (20 сентября 2018 г.)
- 13685 — Блокирование имущества отдельных лиц и запрет на совершение определенных операций в отношении Крымской области Украины (19 декабря 2014 г.)
- 13662 — Блокирование имущества дополнительных лиц, способствующих ситуации в Украине (20 марта 2014 г. )
- 13661 — Блокирование имущества дополнительных лиц, способствующих ситуации в Украине (17 марта 2014 г.)
- 13660 — Блокирование имущества некоторых лиц, способствующих ситуации в Украине (6 марта 2014 г.)
Определения
- Определения, принятые в соответствии с Распоряжением № 13662 от 20 марта 2014 года (дата вступления в силу – 16 июля 2014 года) – Финансовые услуги и энергетический сектор
- Определение в соответствии с Исполнительным указом 13662 от 20 марта 2014 г. (дата вступления в силу — 12 сентября 2014 г.) — Сектор оборонных и связанных с ними материальных средств
Уставы
- Противодействие противникам Америки посредством Закона о санкциях (CAATSA), PL 115-44
- Закон о поддержке свободы Украины от 2014 г. (UFSA)
- Закон о поддержке суверенитета, целостности, демократии и экономической стабильности Украины от 2014 г. (SSIDES)
- Закон о международных чрезвычайных экономических полномочиях (IEEPA), 50 U.