Как Транссиб стал политическим орудием России / Я так вижу / Независимая газета
Строительство Транссиба велось в сложных условиях. Фото из книги «Великий путь. Виды Сибири и Великой Сибирской железной дороги». Красноярск, 1899
Первый в России День железнодорожника 10 июля (по новому стилю) был приурочен ко дню рождения Николая I. Второй, советский, оказался календарно близко, хотя привязан был совершенно к другому событию: 30 июля 1935 года на приеме в Кремле Иосиф Сталин поблагодарил железнодорожников за достижения и поднял тост: «За то, чтобы транспорт был четко работающим, исправно действующим, точным, как хороший часовой механизм». С 1940 года День железнодорожника отмечают в первое воскресенье августа.
Четвертый экземпляр
О преемственности поколений российских путейцев говорит огромная старинная карта в кабинете многолетнего ректора (ныне президента) Российского университета транспорта (МИИТ) Бориса Лёвина.
«Работы чинов Корпуса военных топографов. Военное министерство приняло деятельное участие в исполнении трудной задачи инженеров путей сообщения выбрать самое короткое и дешевое направление для изысканий, предшествующих постройке железных дорог. Задача особенно усложняется, когда местность, по которой проектируется железная дорога, предварительно не была снята инструментально… В первые пять лет из 85 инженеров путей сообщения и состоявших при них техников 5 умерли, 12 хронически заболели, 9 лишились рассудка, 3 были убиты и 1 пропал без вести. В последующие же пять лет деятельности Комитета Сибирской железной дороги в Сибири заметно стало легче жить и работать.
Район дороги оживился: выросли поселки, расширились города, возникли и новые центры жизни. На правом берегу р. Оби был рыбацкий поселок в два-три двора; через два года после проведения железной дороги поселок переименован в город Ново-Николаевск, имевший в 1899 году более 20 000 жителей… В Маньчжурии, на судоходной реке Сунгари, берущей начало в плодородном и населенном Южном Китае, в узле построенных нами железных дорог на три стороны света, рядом со старинным городком Харбин возник новый русский город с художественными зданиями, банками, парком, телеграфом, телефонами, электрическим освещением и богатою будущностью. Город Дальний также напоминает вполне благоустроенный европейский город, хотя постройка его едва начата».Тогда не разделяли Транссиб и гениальный экспромт – КВЖД (Китайская Восточная железная дорога). Старые справочники свидетельствуют: «Мысль о проведении через Маньчжурию железной дороги возникла в 1895 году ввиду выяснившихся технических, географических и экономических неудобств, связанных с проведением Амурской линии».
Тогдашние газеты, донимавшие строителя Трансссиба Сергея Юльевича Витте, пестрели заголовками: «Желтороссия!» («остроумная» перекличка с Новороссией). Знали бы они, что «Желтороссия» переживет Российскую империю, ее столица Харбин примет 200 тыс. эмигрантов, став самым большим русским несоветским городом: 26 православных храмов, концерты Вертинского, других дореволюционных звезд. В общем, все приметы «прошлой жизни».
Пример неблагодарности и исторической тупости: Сергею Витте и по сей день ставят порой в вину «отдачу дороги китайцам». Писатель Валентин Распутин ответил таким лжепатриотам: «Даже прокладку КВЖД по китайской земле едва ли можно поставить ему в вину: сквозной путь в грозовой обстановке накануне войны требовался немедленно, а северный, амурский вариант в условиях вечной мерзлоты, какие никогда, нигде еще не встречались, ускорить было невозможно. С Амурской дорогой впоследствии намучились не меньше, чем с Кругобайкальским участком…»
А Кругобайкалка стала местом другого невероятного «экспромта». Сплошные скалы к западу от Байкала оставляли небогатый выбор: туннели или вырубка карнизов вдоль берега. В 2010-м, пройдя часть Кругобайкалки пешком, я фотографировал «итальянские стенки». Да-да. На Транссибе были и китайские рабочие (это еще легко представить), и… итальянцы: опыт работы в горных и сейсмических условиях. Их «итальянские стенки» защищали отвоеванные у скал «карнизы» от камнепадов.
Министр путей сообщения князь Михаил Хилков, оставив Петербург, два года жил в байкальской Слюдянке. До 1906 года Транссиб работал «по времянке», временной схеме: рельсы клали прямо на байкальский лед. В «Других берегах» Владимир Набоков вспоминал: открытки с паровозами на льду в Европе воспринимали как картинки-фэнтези…
Красивая, величественная картина вхождения России в мир ХХ века наложилась на царивший тогда стиль знаменитой Belle Époque («Прекрасная эпоха», рухнувшая в 1914 году). Новая эстетика, всемирные выставки, железные дороги, объединившие (казалось!) все человечество, чудеса техники, дирижабли… Модель транссибовского моста через Енисей в Красноярске великого русского инженера-путейца Евгения Карловича Кнорре получает Большую золотую медаль на Всемирной выставке в Париже 1900 года.
Второй лауреат того года, Парижская башня Эйфеля удостоилась «только» Малой золотой медали…Четверть кругосветки
Отчаянность дотранссибовского положения России видна в примерах жизни первых промышленников Приморья. Их собрала сегодня краевед Влада Абрамова. Несколько примеров.
Фридольф Гек и Отто Линдгольм приехали из Российской Финляндии. Сначала – единственные российские китобои на сотни американских, британских, французских. Потом строители первых пристаней, лесопилок, мельниц… И когда Линдгольму нужно было в Петербург, он срочности ради (sic!) шел пароходом через Тихий океан до Сан-Франциско, по железной дороге пересекал США, в Нью-Йорке – другой пароход до Петербурга. Взглянуть на глобус – три четверти мировой кругосветки проходили быстрее, чем четверть через Сибирь. Но все это – до постройки Транссиба!
Только 1 июля 1903 года понимающие люди России могли перевести дух: движение по Транссибу открыто! И сразу же, без всяких оркестров и лент, «проверяя пропускную способность, прочность мостов», начали переброску войск.
При нашем высочайшем уровне централизации и жесткой управленческой структуре кроме МИДа какие вообще ведомства могли вести внешнеполитическую деятельность? Путейцы. Общество КВЖД на рубеже XIX–ХХ веков имело права, сравнимые со знаменитой английской судоходной Ост-Индской кампанией. Ему было поручено основание в Даляньской бухте коммерческого порта.
КВЖД имела свой флаг, полицию (особый Заамурский округ пограничной стражи), суд, почту, флотилию в 20 пароходов, телеграф, школы, больницы, библиотеки, угольные и лесные концессии… Земля вдоль дороги принадлежала КВЖД, у которой ее и брали в аренду. И путейцы справились с необъятным набором задач благодаря высокому уровню образования.
Транссиб, «стальной позвоночник России», обеспечив ее дальнейшую жизнь и территориальную целостность, имел и всемирное значение, сразу же точно оцененное. Английский экономист Арчибальд Колькхун писал: «Эта дорога не только сделается одним из величайших торговых путей, какие когда-либо знал мир, и в корне подорвет английскую морскую торговлю, но станет в руках России политическим орудием, силу и значение которого даже трудно угадать… Она сделает Россию самодовлеющим государством, для которого ни Дарданеллы, ни Суэц уже более не будут играть никакой роли, и даст ей экономическую самостоятельность, благодаря чему она достигнет преимущества, подобного которому не снилось еще ни одному государству».
Колькхун или забежал вперед, или Россия сильно отстала. Но только сегодня, с реализацией проекта «Восточный полигон», Транссиб становится кандидатом в «величайшие торговые пути мира».
Так сложилось: в истории Транссиба довлели факты, цифры сугубо экономические, военные. Однако Транссиб и пронизываемая им Сибирь – еще и сокровищница красот планеты. Поезда – самодвижущиеся музеи, галереи новых «передвижников». Немало соотечественников, иностранцев приобретают места в специальных вагонах, а то и в простых купе, обозревают сибирскую тайгу, реки, мосты.
Президент японской фирмы Aikyo International Consultant Ейичи Ямагучи на Байкальском форуме в 1999 году поделился своей мечтой: «Более тридцати лет назад я загорелся идеей железнодорожного сообщения между Европой и Японией. Осталось построить два тоннеля: Хоккайдо–Сахалин и Сахалин–материк. Модернизировать российские железные дороги. И тогда осуществится мой давний сон: я поеду в международном экспрессе от Токио до Лондона через всю Россию».
Царская дорога: Транссибирская магистраль
Автор: Сергей Канн, старший научный сотрудник Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН, кандидат исторических наук
5 (18 по новому стилю) октября 1916 г. – открытием моста через Амур близ Хабаровска завершилась самая большая стройка конца ХIХ – начала ХХ в.
По большому счету Транссибирская магистраль может праздновать юбилеи чуть ли не каждый год: слишком масштабным даже для могучей Российской империи был этот проект. И первая знаменательная дата – это 31 (19) мая 1891 г., когда состоялась закладка первого камня Уссурийской дороги до Хабаровска, ставшая официальным началом строительства дороги (весьма смелого поступка при тогдашних технологиях).
16 (29) октября 1905 г. в постоянную эксплуатацию введена еще одна часть Транссиба – знаменитая Кругобайкальская дорога, о которой замечательный писатель Валентин Распутин сказал: «Когда смотришь на Кругобайкалку или едешь по ней, ощущение такое, будто это даже не человеком все построено, а самим Богом».
Таких знаменательных событий и дат множество в истории самой длинной и самой знаменитой железной дороги в мире, в том числе и строительство Байкало-Амурской магистрали. (Это отдельная и очень интересная история.) Перечислять можно очень долго, но лучше дождаться следующей даты. Она наступит уже скоро…
Транссибирскую магистраль с полным правом можно называть «царской дорогой» – и за то внимание, которое императорский дом Романовых уделял ее сооружению, и потому что железная дорога стала поистине царским подарком для огромной страны: для промышленников и предпринимателей, военных экспедиций и торговых караванов, для путешественников и семей переселенцев.
С постройкой Транссиба проблемы развития огромного региона не исчезли, – наоборот, возникло много новых. Но отныне ни огромные расстояния, ни весенние половодья с осенними распутицами уже не имели такой власти, как раньше. Вместе с рельсовым путем Сибирь получила своего рода железную ось, вокруг которой стала вращаться ее новая жизнь. Лишь в воспоминаниях осталось беспомощное барахтанье в грязи по 10–15 часов, чтобы проехать несколько верст.
Первые наброски Транссибирского проекта, или «вопроса о Сибирской железной дороге», пришедшиеся на 1830–1850-е гг., были полны фантазий и прожектов. Газеты писали о кругосветных маршрутах будущего, пересекавших Сибирь, но путались в расчетах и ошибались на тысячи верст.
В пореформенное время пришла «пора взросления», отмеченная заботами государственных мужей. Один из них, Евгений Васильевич Богданович, направленный министром внутренних дел П. А. Валуевым на Урал, 23 марта 1866 г. телеграфировал из Екатеринбурга: «Нахожу, что единственным надежным средством к предупреждению голода в Уральском крае в будущем была бы постройка железной дороги из внутренних губерний в Екатеринбург и далее до Тюмени. Такая линия, будучи впоследствии продолженною через Сибирь к китайской границе, получила бы важное стратегическое и международное коммерческое значение».
Через три месяца Богданович был на аудиенции у министра финансов М. Х. Рейтерна. Внимательно выслушав посетителя, Рейтерн сказал, что вполне одобряет мысль о постройке железной дороги в Сибирь. «Скажу вам, однако, полковник, – добавил он неторопливо, – что много еще утечет воды прежде, нежели это полезное дело найдет свое осуществление».
За любым большим историческим делом в России всегда стояли выдающиеся государственные деятели. Свой защитник появился и у проекта Сибирской железной дороги – новый министр путей сообщения Константин Николаевич Посьет. Уже через год после своего назначения он провел в правительстве первое официальное утверждение Сибирской железной дороги по «историческому пути» транзитной торговли от Нижнего Новгорода на Казань, далее на Екатеринбург, Камышлов и Тюмень. 19 декабря 1875 г. Александр II изъявил согласие на постройку. Однако по причине ухудшения состояния казны и из-за Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. строительство так и не началось.
Не хватало и знаний о Сибири. На одном из заседаний Русского географического общества, в котором К. Н. Посьет состоял действительным членом с 1856 г., говорилось, что «за Екатеринбургом (даже не за Тюменью) начинается какой-то мрак». Академик Г. И. Вильд предлагал провести «сибирскую нивелировку» на протяжении всего почтового тракта в 3,4 тыс. верст до Иркутска, чтобы помочь правительству в его начинаниях. В 1875–1877 гг. этот неподъемный труд осуществили военные топографы Н. В. Мошков, Ф. Ф. Миллер и Л. А. Большев. Одних только установок инструмента потребовалось до 40 тыс., а данные обрабатывались несколько лет; они имели необычайную ценность – как для науки, так и для будущих изыскателей Транссиба.
Пока шли бесконечные споры о будущем направлении Сибирской железной дороги и исторических путях колонизации Сибири дружиной Ермака, «культурное движение Империи» приняло неуклонное направление на юго-восток и юг. Сначала торгово-промышленный люд, а затем ямщики и вольная почта проторили новые кратчайшие пути на Челябинск, Омск и Томск.
Но здесь на первый план вышла политика. Во всеподданнейших отчетах за 1885 г. генерал-губернатор Приамурья А. Н. Корф и Восточной Сибири А. П. Игнатьев подняли вопрос о постройке рельсовых участков Иркутск – Томск и Байкал – Сретенск, так как увидели «опасную активность Китая в отношении Забайкалья и Уссурийского края». Далее последовала царская отметка на отчетах, требовавшая решительных действий («Пора, очень пора!»), но министр финансов И. А. Вышнеградский не очень-то верил в существующую угрозу, ссылаясь на традиционную косность китайского правительства, и денег на проведение железных дорог в Сибири не выделял.
Губернаторы обратились к К. Н. Посьету. «Опыт последнего десятилетия показал, – писали они, – что малейшее политическое недоразумение в Европе вызывает мобилизацию войск в Приамурском округе. Такой порядок вещей, стоящий правительству очень дорого и препятствующий успешному развитию края, будет неизбежен до тех пор, пока своевременное прибытие резервов в Приамурский округ не будет обеспечено». Речь в буквальном смысле шла о спасательной операции. «Если нельзя соединить Владивосток с Россией, – писал полковник Н. А. Волошинов, – то его необходимо соединить хоть с Приамурским краем. Если утопающему сыну вы не можете подать руку, то наверно не откажете бросить хоть спасательный круг».
2 июня 1887 г. записка губернаторов поступила в Главный штаб, но еще до этого, 25 мая, военный министр П. С. Ванновский побывал с докладом у Александра III и получил добро на проведение совещания. Царь-Миротворец выступил арбитром в распрях ведомств. Бурное обсуждение на квартире у П.С. Ванновского столкнуло сенатора А. А. Абазу, И.А. Вышнеградского, госконтролера Сольского, К. Н. Посьета и морского министра И. А. Шестакова. После совещания, как свидетельствовал барон Корф, с «легкой и дельной руки» начальника штаба Н. Н. Обручева, «дело наших железных дорог пошло быстро в ход». Посьет, оставшийся в меньшинстве, правда, подписал особое мнение, крайне недовольный тем, что военные получили карт-бланш на ведение проекта. А это неизбежно приведет к ужесточению условий постройки, сооружению узкоколейных дорог для доставки резервов, отказа от казенных работ в пользу частного предпринимательства и прочего. На полях журнала Александр III написал: «Если никто с этим мнением не согласен, то нечего тут делать».
Впрочем, на всеподданнейшем докладе Посьета царь написал: «Все это совершенно справедливо и надеюсь, что на деле министерство докажет, что оно может строить и быстро, и дешево», после чего инженеры получили относительную свободу действий, а изыскания двинулись вперед с нарастающим темпом. В конце 1888 г. была готова расценка Средне-Сибирской и Уссурийской линий, а в 1889 г. – Кругобайкальской и Забайкальской.
При производстве изысканий Министерство путей сообщения старалось не «корежить» природу, а приспосабливаться к ней, вести дорогу по «гривам», водоразделам и пологим склонам, пересекать водотоки в местах естественных сужений. Обход населенных пунктов упрощал постройку, усиливал скоростные качества магистрали и уменьшал цену отчуждения имуществ. Не всегда удавалось найти правильные ходы, но сам принцип «встраивания в природный ландшафт» соблюдался неукоснительно.
Десять лет спустя, когда Сибирская железная дорога была в основном построена, бельгийская газета «Messager de Bruxelles» объяснила извилистый характер магистрали тем, что инженеры, строящие ее, «старались обходить затруднения, встречавшиеся при работах, вместо того, чтобы побеждать их…» Теперь же, с высоты минувшего столетия, стоит признать, что именно такой извилистый путь, выбранный для «царской дороги», и оказался самым рациональным.
Во второй половине 1880-х гг., когда вопрос о начале работ был на подходе, на арене общественного обсуждения проекта возникла фигура контр-адмирала Николая Васильевича Копытова. Он не стал мелочиться и сразу предложил идею Всероссийской великой восточной железной дороги, претендовавшей на «центральное положение относительно всей Азии». Линия, начинаясь в Оренбурге, пролегла намного южнее тракта – вдоль 52° с. ш. на Бийск – Минусинск – Нижнеудинск – Иркутск – Кяхту, а затем через Маньчжурию прямо к Владивостоку. В этом проекте, граничившем с фантастикой, наиболее удивительна проницательность, с которой Копытов выбрал Маньчжурию, чтобы обойти труднейший Амурский участок. Записка Копытова инициировала продолжительные дебаты в Русском техническом обществе по всему кругу вопросов Сибирской железной дороги, а С. Ю. Витте, вставший у руля Транссибирского проекта в 1892 г., не преминул воспользоваться «маньчжурской идеей» адмирала позднее для постройки Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД).
На этом месте история сделала еще один крутой поворот. После крушения царского поезда в Борках 17 октября 1888 г., в котором погиб 21 человек, Посьету пришлось оставить пост министра. Тут же на место одного радетеля Сибирской дороги заступил новый – в департамент железнодорожных дел назначили титулярного советника Сергея Юльевича Витте (1849–1915), ставшего главным «локомотивом» всего проекта на ближайшие пятнадцать лет. Витте дал твердое обещание Александру III в конце концов довести дело Сибирской дороги до успешного завершения.
Великая дорога стала не только национальным проектом, но и важнейшим династическим предприятием Романовых. Чтобы придать началу работ особое значение, в 1890–1891 гг. император Александр III отправил наследника-цесаревича Николая Александровича в кругосветное плавание. По его прибытии во Владивосток был объявлен именной указ о закладке «сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей целью соединить обильные дарами природы сибирские области с сетью внутренних рельсовых сообщений».
Подробности церемонии закладки начального звена и вокзала во Владивостоке красочно описал один из первых строителей дороги инженер Л.И. Прохаска. После торжественных мероприятий состоялся праздничный завтрак, на котором присутствовало 300 гостей. Перед подачей шампанского наследник «изволил встать» и в воцарившейся тишине зачитал «дивные слова рескрипта», которые «дышали простотой и искренней любовью».
Возвращение наследника в Петербург через всю страну было обставлено так же пышно: широко освещалось в печати, сопровождалось царскими подарками в каждом из более или менее крупных городов, через которые проходил маршрут, иначе говоря, – будущая «царская дорога». Специально к этому путешествию издали особый атлас карт и секретный свод высочайших отметок по Сибири и Степному краю с 1881 по 1890 г. По словам чиновника Государственной канцелярии, а позднее соратника П. А. Столыпина В. И. Гурко, именно с этого момента будущий самодержец Николай II стал «чувствовать себя пионером» на Востоке, где до него не бывал «ни один русский император ни до, ни после воцарения» (Гурко В. И. Царь и царица. Париж, 1927. С. 18–21).
После триумфального возвращения в столицу цесаревич был назначен председательствовать в Комитете Сибирской железной дороги, что тоже было закреплено особым рескриптом от 14 января 1893 г. В нем Александр III поручал сыну «привести дело мира и просветительной задачи России на Востоке к концу». Взойдя на престол, Николай II оставил за собой главенство в Комитете. На вопрос министра финансов Н. Х. Бунге, кому именно следует передать председательство, он прямо ответил: «Это дело так меня интересует, что я желаю сам остаться председателем». По воспоминаниям Витте, наследник, когда-то не без сомнений возглавивший Комитет, став царем, явился прочной гарантией осуществления Великого Сибирского пути.
В условиях неограниченной монархии любое постановление и даже мнение Комитета являлось законом, обязательным для всех. Все вопросы бюрократического делопроизводства, даже те, что требовали проведения их через Госсовет, решались в несколько недель, так как уже были предрешены императором.
На огромных просторах от Урала до Тихого океана закипели разнообразные работы: экспедиционные, строительные, гидротехнические, межевые. Гигантская стройка испытывала острый дефицит рабочих рук, так как число мужчин подходящего возраста в полосе тракта не превышало 25–60 человек на версту пути. Однако после начала эксплуатации первых рельсовых участков за Урал хлынул поток переселенцев, готовых взяться за любую работу. В 1893 г. туда приехало 56 тыс. переселенцев, а в 1895 г. – уже 107 тыс. И если в 1892 г. в постройке было задействовано только 9,6 тыс. человек, то в разгар работ – с 1895 по 1896 г. – их насчитывалось уже 84–89 тыс. человек.
Во многих районах Сибири – на Алтае, в Забайкалье и Степных областях – сложилась очень пестрая картина отношений собственности. Здесь совместно хозяйствовали старожилы и «инородцы», новопоселенцы и казаки. Царская опека Транссибирского проекта позволяла решать острые конфликты, вести межевые работы и разведку полезных ископаемых, помогала получить льготный доступ к строительным и лесным материалам. В глухих медвежьих углах Сибири высшее покровительство ограждало топографов и геологов от недоброжелательного отношения местного населения и эксцессов бюрократии. Чиновники не осмеливались «замыливать» распоряжения, зная, что во главе сооружения Сибирской магистрали стоит сам император.
Когда на 10-м заседании Комитета встал вопрос о снабжении дороги рельсами местного производства, выяснилось, что дворцовое ведомство не имеет денег для организации их изготовления в Кузбассе, но ведет переговоры с французской компанией, желающей этим заняться. В это же время из Англии везли, но не довезли 6 тыс. рельсов, половина из которых утонула во время шторма в устье Енисея.
Выслушав эти неутешительные вести, августейший председатель Комитета постановил, что «Сибирская железная дорога, это великое народное дело, должна осуществляться русскими людьми и из русских материалов». Конечно, сразу осуществить этот принцип на практике было нереально. Зато, когда посыпались обращения от различных зарубежных дельцов, желавших поучаствовать в постройке Великого Сибирского пути, можно было им отказать, сослаться на принятое решение строить все из русских материалов.
Самое удивительное в истории Транссиба – скорость его постройки: вся Сибирская магистраль от Челябинска до Владивостока была сооружена за 10 лет, к 1902 г., если не считать тоннелей на Кругобайкальской железной дороге и КВЖД (1904). Ежегодно прокладывалось более 500 верст! Таких темпов строительства до этого не знала не только Россия, но и Европа. По сути, за 12 лет были соединены западные и восточные пределы России. При этом дорога, ставшая главной транспортной артерией страны, отличалась высоким качеством работ и современным уровнем инженерных решений.
Разумеется, у разных участков были различные сроки строительства. На это влияло множество факторов: и сложность рельефа, и наличие рабочей силы, и финансирование, и подвоз стройматериалов, и, конечно, необходимость строительства тоннелей и мостов.
Несомненно, самым трудным и дорогостоящим участком был Кругобайкальский. По длине – это лишь 1/18 всего пути, а по затратам – четверть всех вложенных денег. Через гранитные скалы проложены 12 тоннелей и 4 галереи общей длиной 600 км. И все это – киркой и лопатой, всего за два года и три месяца… Кстати, этот участок был сдан на год раньше намеченного срока: из-за начавшейся Русско-японской войны необходимо было срочно решить вопрос доставки военных грузов и личного состава на Дальневосточной фронт. К сожалению, дорога начала реально действовать только 16 октября 1905 г., а до этого и байкальский паром, на котором перевозились паровозы, и проложенная по льду озера железная дорога совершенно не справлялись со своими задачами, что сыграло в войне свою отрицательную роль.
Необходимость значительно увеличить грузопоток через Сибирь вынудил кабинет министров в июне 1907 г. принять решение о строительстве второй колеи Транссиба. В 1908 г. началась прокладка последнего участка от станции Куэнга до Хабаровска протяженностью более 2 тыс. км. Главным «предприятием» этой дороги был мост через Амур. На строительстве самого длинного в Евразии моста – 2600 м (!) – трудились в три смены 2 тыс. рабочих: угроза новой войны диктовала необходимость ввода последнего участка дороги в эксплуатацию в кратчайший срок. Несмотря на колоссальные трудности (в разгаре была Первая мировая война), 5 октября 1916 г. Алексеевский мост, названный в честь наследника престола, был торжественно открыт. Началась великая жизнь Транссибирской магистрали!
Siberia Map — Bilder und stockfotos
Bilder
- Bilder
- FOTOS
- Grafiken
- Vektoren
- Videos
Durchstöbern Sie 135
Durchstöbern Sie 135
. Oder starten Sie eine neuesuche, um noch mehr Stock-Photografie und Bilder zu entdecken.Sortieren nach:
Am beliebtesten
rote bunte berge in der schlucht. кызыл-чин-тал им алтай, сибирь, россия. — карта сибири фото и изображенияRote bunte Berge in der Schlucht. Кызыл-Чин-Тал на Алтае,…
Байкальское озеро (Россия, Российская Федерация, Сибирь) карта векториллюстрация, каракули эскиз Байкал карта — Карта Сибири стоковые графики, -клипарт, -мультфильмы и -символБайкальское озеро (Россия, Российская Федерация , Sibirien) Karte…
Baikalsee (Russland, Russische Föderation, Sibirien) Karte Vektorillustration, Scribble-Skizze Baykal-Karte
antike landkarte von nordasien, sibirien, 1890er jahre 19. jahrhundert — siberia map stock-grafiken, -clipart, -мультики и -символСтаринная карта Севера, Сибири, 1890-го года 19….
Винтажная иллюстрация, Античная карта Севера, Сибири, 1890-го года 19. Ярхундерт
rote bunte berge im altai, sibirien, russland. абстрактный naturhintergrund — карта Сибири стоковые фотографии и изображенияКрасные пятна Берг-им-Алтай, Сибири, Россия. Абстрактер…
Рот бунт Берге им Алтай, Сибирь, Россия. Luftbild von oben nach unten. Кызыл-Чин-Тал, род. Марс-Тал. Abstrakter Naturhintergrund
rote bunte berge im алтай, сибирь, россия. абстрактный naturhintergrund — карта Сибири стоковые фотографии и изображенияКрасные пятна Берг-им-Алтай, Сибири, Россия. Абстрактер…
Рот бунт Берге им Алтай, Сибирь, Россия. Luftbild von oben nach unten. Кызыл-Чин-Тал, род. Марс-Тал. Abstrakter Naturhintergrund
Топографическая карта Сибири, Россия, литография, veröffentlicht im jahre 1897 — карта Сибири сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символТопографическая карта Сибири, Россия, литография, версия
herbstliche berglandschaft des kyzyl-chin-tals im altai, sibirien, russland. — карта Сибири фото и фотографииHerbstliche Berglandschaft des Kyzyl-Chin-Tals im Altai, Sibirien,
Herbstliche Berglandschaft im Altai, Sibirien, Russland. Кызыл-Чин-Тал, род. Марс-Тал. Wunderschöne Herbstlandschaft
rekonstruktion eines alten wachturms aus baumstämmen mit einer hohen kuppel auf der spitze. Томск, Сибирь, Россия. — Карта Сибири, стоковые фотографии и изображенияРеконструкция старых часовых башен с добавлением старых…
Rekonstruktion eines alten Wachturms aus Baumstämmen mit einer hohen Kuppel auf der Spitze.
ritueller anhängepfosten mit einer horde bunter bänder auf einem hügel. чакасия, сибирь, руссия. — карта Сибири фото и фотографииRitueller Anhängepfosten mit einer Horde bunter Bänder auf einem…
Ritueller Anhängeposten mit einer Horde bunter Bänder auf einem Hügel. Чакасиен, Сибирь, Россия.
sibirien umrisskarte — карта Сибири стоковые графики, клипарты, мультфильмы и символыSibirien Umrisskarte
Antike Illustration von Sibirien Umrisskarte
Blick Auf Den Berg Namens Schamanenstein, Republik Altai, Südsibirien, Russland — Sireia Map Stock -fotos und BilderBlic namens Schamanenstein, Республика Алтай, Южная Сибирь, Россия. Hochwertiges Foto
blick auf den berg namens schamanenstein, republik altai, südsibirien, russland — siberia map стоковые фотографии и изображенияБлик ауф ден Берг имени Шаманенштайн, Республика Алтай, Южная Сибирь
Блик ауф ден Берг имени Шаманенштайн, Республика Алтай, Южная Сибирь, Россия. Фото
на карте Сибири, Республика Алтай, Южная Сибирь, россия — карта СибириФото на Берге, назв. Россия. Hochwertiges Foto
blick auf den berg namens schamanenstein, republik altai, südsibirien, russland — siberia map стоковые фотографии и изображенияБлик ауф ден Берг имени Шаманенштайн, Республика Алтай, Южная Сибирь
Блик ауф ден Берг имени Шаманенштайн, Республика Алтай, Южная Сибирь, Россия. Hochwertiges Foto
Карты Сибири — карта Сибири стоковые графики, -клипарты, -мультфильмы и -символыКарты Сибири
Карты Сибири — gescannte Карты 1888
блики на березовых землях — schamanenstein, republik altrustai, republik auf den berg namens, republik altrustai, карта Сибири фото и фотографииBlick auf den Berg namens Шаманенштайн, Республика Алтай, Южная Сибирь
Blick auf den Berg namens Schamanenstein, Республика Алтай, Южная Сибирь, Россия. Hochwertiges Foto
rote bunte berge im altai, sibirien, russland. luftbild von oben nach unten. — карта Сибири фото и фотографииКрасные пятна Берг-им-Алтай, Сибирь, Россия. Luftbild von oben…
Rot bunte Берг-им-Алтай, Сибирь, Россия. Luftbild von oben nach unten. Кызыл-Чин-Тал, род. Марс-Тал. Abstrakter Naturhintergrund
rote bunte berge im altai, sibirien, russland. — карта сибири фото и изображенияRote bunte Берге на Алтае, Сибири, Россия.
Рот бунте Берге им Алтай, Россия, Сибирь. Luftbild von oben nach unten. Кызыл-Чин-Тал, род. Марс-Тал. Abstrakter Naturhintergrund
карта Сибири, Россия 1753 — карта Сибири сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символКарта Сибири, Россия 1753
Карта Сибири, Россия veröffentlicht 1753. Digitale Restaurie.
рот бунт берге в алтай, сибирь, россия. luftbild von oben nach unten. — карта сибири фото и изображенияRote bunte Берге на Алтае, Сибири, Россия. Luftbild von oben…
Rot bunte Берг-им-Алтай, Сибирь, Россия. Luftbild von oben nach unten. Кызыл-Чин-Тал, род. Марс-Тал. Abstrakter Naturhintergrund
power katun fluss mit gelben herbstbäumen im altai-gebirge, sibirien, russland. bunte herbstlandschaft mit Goldenen blättern auf bäumen entlang breiter türkisfarbener bergflüsse bei sonnenschein. — Карта Сибири, фото и изображенияPower Katun Fluss mit gelben Herbstbäumen im Altai-Gebirge,…
Power Katun Fluss mit gelben Herbstbäumen im Altai-Gebirge, Sibirien, Russland. Bunte Herbstlandschaft mit Goldenen Blättern an Bäumen entlang des breiten türkisfarbenen Gebirgsflusses bei Sonnenschein.
insel neusibirien (russland, российская федерация, архипелаг новой Сибири) karte vektor illustration, kritzelskizze novaya sibiri karte — siberia map stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleInsel Neusibirien (Russland, Российская Федерация, Архипелаг. ..
Карты Сибири 1900 г. — Карта Сибири 1900 г. — графика, -клипарты, -мультфильмы и -символы Карта Сибири стоковые графики, клипарты, мультфильмы и символыСеверная Америка, Канада, Сибирь и Гавайи глобальный мир
hochauflösende detailkarte von sibirien, russland, nordasien — карты Сибири стоковые фотографии и изображенияДетальная карта Hochauflösende von Sibirien, Russland, Nordasien
Antike Landkarte von sibirien — siberia map stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole Stock-fotos und bilderSibirien und die Permafrosterwärmung aus dem All
kanada, nordamerika, sibirien und japan global welt — siberia map stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleКанада, Северная Америка, Сибирь и Япония Global Welt
nordamerika, kanada, sibirien und Hawaii globalen Welt — карта Сибири сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символСеверная Америка, Канада, Сибирь и Гавайи globalen Welt
карта Сибири 1895 Карта СибириКарты Сибири 1895 и -символ
Pacific Rim North America, Kanada und Hawaii, Sibirien, Russland
Pazifischer Rand Nordamerika, Canada, Sibirien Russland und Hawaii Globale Welt — Vektorkartensymbol der Welt Globus
sibirien auf dem planeten erde — sibirien auf dem planeten erde — sibirien map stock-fotos und dem Sibirien 9001 Планеты ЭрдеСибири. 3D-иллюстрация с подробностями Planetenoberfläche. 3D-Modell des Planeten erstellt und gerendert in Cheetah4D-Software, 9 марта 2017 г. Einige Schichten der Planetenoberfläche verwenden Texturen, die von der NASA zur Verfügung gestellt wurden, Blue Marble Collection: http://visibleearth.nasa.gov/view_cat. php?categoryID=1484
Историческая карта Сибири / Россия / Китай / Европа — карта Сибири сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символИсторическая карта Сибири / Россия / Китай / Европа
Историческая карта Сибири / Россия / Китай / Европа aus dem Historischen Buch «Russische Bilder» 1889
sibirien auf realistisches modell der erde — карта Сибири стоковые фотографии и изображенияSibirien auf realistisches Modell der Erde
karte von sibirien — sibirien map stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleKarte von Sibirien
vektor isolierte illustration symbol mit blauen niedrigen poly form des baikals karte (befindet sich in sibirien, russland). polygonaler geometrischer stil — siberia map stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleВектор изолированных иллюстраций Symbol mit blue niedrigen Poly…
Vektorisoliertes vereinfachtes Illustrationssymbol mit blauer niedriger Polyform der Baikalseekarte (в Сибири, Россия). Полигональный геометрический стиль. Вайссер Хинтергрунд
kanada, nordamerika, sibirien und japan global welt — siberia map stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleCanada, Nordamerika, Sibirien und Japan Global Welt
weltkarte дальневосточного региона: япония, корея, китай, маньчжурия, сибирь, якутьен, монголеи, бурджатьен, джунгария, хуан-хэ и джангцзе. географическая карта mit ozeanischer küste und hauptflüssen. — карта Сибири сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символМировая карта ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА: Япония, Корея, Китай, Mandschurei,…
sibirien — baikalsee karte — siberia map stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleSibirien — Baikalsee karte
Antike Illustration Karte von Sibirien — Baikalsee
Weltkarte von China: fernost, das himmlische reich, china, dzaria, ungtibet , монголы, корея, мандшурай, сибирь, якутьен, бурджатьен, тайвань, зюдзее. географический график мит küste унд flüssen. — сибирская карта сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символWeltkarte von CHINA: Fernost, Das Himmlische Reich, Китай, Тибет,
0003 вектор изоляция символ иллюстрации с крупной формой des baikals karte (befindet sich in sibirien, russland) — сибирь карта stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole Illustrationssymbol mit grauer Form der Baikalseekarte (в Сибири, Россия). Weißer Hintergrund sibirien russland karte grau — карта Сибири сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символSibirien Russland Karte grau
Карта Барнаульского региона в Сибири — карта Сибири стоковая графика, -клипарт, -мультфильмы и -символКарта Барнаульского региона в Сибири
Карта региона Барнаул в Сибири — gescannte Карта фон 1888
berggipfel in einemölk himmel bet . алтай, сибирь, россия. нахауфнаме. — Карта Сибири с фотографиями и изображениямиБерггипфель в Эйнем Таль в окружении Химмель. Алтай, Сибирь,…
Berggipfel in einem Tal unter einem bewölkten Himmel. Алтай, Сибирь, Россия.
алтайские горы. wunderschöne highland landchaft. Россия. Сибирь — карта Сибири фото и изображенияАлтайские горы. Wunderschöne Highland Landschaft. Россия….
карта-сибирь — карта Сибири стоковые фото и изображенияКарта-Сибирь
Сибирь на Эрде — Сихтбар Меересбоден — Карта Сибири стоковые фотографии и изображенияСибирь на Эрде — Сихтбар Меересбоден
река в Сибири — карта Сибири фото и фотографииРека в Сибири
Ein sibirischer Fluss im Sommer, Berge und Ein Tal.
sibirien auf realistischem modell der erde — sibirien map stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleСибири. 3D-иллюстрация с подробностями Planetenoberfläche. 3D-Modell des Planeten erstellt und gerendert in Cheetah4D-Software, 9 марта 2017 г. Einige Schichten der Planetenoberfläche verwenden Texturen, die von der NASA zur Verfügung gestellt wurden, Blue Marble Collection: http://visibleearth. nasa.gov/view_cat. php?categoryID=1484
Сибирская карта, Амурская область — карта Сибири, графика, -клипарт, -мультфильмы и символыСибирская карта, Амурская область
Карта Сибири, Амурская область
Алтайские горы. wunderschöne highland landchaft. Россия. Сибирь — карта Сибири фото и изображенияАлтайские горы. Wunderschöne Highland Landschaft. Russland….
Сибирь на Эрде-Бей-Нахт — sichtbarer Meeresboden — карта Сибири фото и фотографииSibirien на ауф-дер Эрде-Бей Нахт — sichtbarer Meeresboden
Хербст Шенер Парк. Хербст в Западной Сибири. городской парк в новокузнецке. herbstbäume, landschaftsfotografie — карта Сибири фото и фотографииHerbst Schöner Park. Хербст в Вестсибириен. Stadtpark in der…
русская сибирь и китайская татария 1846 карта — сибирь карта сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символрусская сибирь и китайская татария 1846 Карта
алтайские горы. wunderschöne highland landchaft. Россия. sibirien — карта Сибири стоковые фотографии и изображенияАлтайские горы. Wunderschöne Highland Landschaft. Россия….
руссия — сибирь. элементы карты, еингерихтет НАСА — карта Сибири фото и фотографииРоссия — Сибирь. Elemente dieses Bildes, eingerichtet von…
Россия — Сибирь. 3D-рендеринг. Sterne mein eigenes Foto. Elemente dieses Bildes von der NASA zur Verfügung gestellt
sibirien bei nacht auf dem planeten erde — карта Сибири фото и фотоSibirien bei Nacht auf dem Planeten Erde
Sibirien bei Nacht. 3D-иллюстрация с подробным описанием планетарных и городских объектов. 3D-Modell des Planeten erstellt und gerendert in Cheetah4D-Software, 9 марта 2017 г. Einige Schichten der Planetenoberfläche verwenden Texturen, die von der NASA zur Verfügung gestellt wurden, Blue Marble Collection: http://visibleearth.nasa.gov/view_cat. php?categoryID=1484
Проверка тотальной станции Эйнера на поле в Сибири — Карты Сибири фото и изображенияПроверка тотальной станции Эйнера на поле в Сибири
Ein modernes Tacheometer wird für die Feldarbeit in der Archäologie verwendet. Es ist auf einem Stativ montiert, im Hintergrund — eine tiefe Ausgrabung
topografische kartenmuster. — Карты Сибири стоковые графики, клипарты, мультфильмы и символыТопографические карты.
Hintergrund der Weltraumkartographie. Векториллюстрация.
фон 3Документ без названия
Документ без названияТранссибирская магистраль изменила перевозки в России. До появления железной дороги время в пути от Москвы (на западе) до Владивостока (на востоке) составляло почти год. С появлением Транссибирской магистрали это время резко сократилось. Как и предполагалось, эффективный транспорт объединил Западную Россию с ее восточной границей так же, как Трансконтинентальная железная дорога объединила Америку.
Источник: Царь Александр III, И.Н. Крамской, Wikimedia
Транссибирская магистраль: поселение по маршруту
Поселение не приручило сибирскую границу в той мере, в какой оно приручило американский Запад. Многие районы Сибири остаются малонаселенными. Во многом это можно объяснить суровым климатом — Сибирь печально известна своими особенно низкими температурами.
Вы умеете читать карту плотности населения? Изучите карту ниже, чтобы определить плотность населения в России. Обратите внимание, где люди живут, а где нет… вам нужно будет запомнить это позже!
Источник: Карта населения России; Пол Робак
Это карта населения России, на которой показано, что плотность населения России соответствует крупным городам вдоль Транссибирской магистрали. Проект Транссибирской магистрали был масштабным мероприятием. Предстояло преодолеть более 5700 миль, а трассы должны были пересечь семь часовых поясов.
Транссибирская магистраль: все еще одна линия
В отличие от Трансконтинентальной железной дороги, Транссибирская магистраль не привела к строительству большой сети железных дорог. В Сибири отсутствуют многие железные дороги с севера на юг, ответвляющиеся от Трансконтинентальной железной дороги. Возможно, это было связано с тем, что у России не было средств на строительство этих железных дорог. В любом случае большая часть Сибири оставалась границей, в первую очередь из-за климата, но, возможно, и из-за отсутствия разветвленной сети железных дорог.
Источник: Транссибирская железная дорога в начале двадцатого века, Kingsoft English-Chinese Online Dictionary
Транссибирская магистраль: население и производство
Однако в районе Транссибирской магистрали население увеличилось, а вместе с ним резко возросло и производство.
Источник: Транссибирская магистраль; Филателистическая база данных
Через десять лет после завершения строительства линии в 1904 году почти пять миллионов переселенцев, в основном крестьян-фермеров, перебрались по железной дороге из европейской части России, чтобы поселиться в Сибири
Благодаря обновленной агротехнике фермеры юга Сибири начали выращивать зерновые и молочные продукты; железная дорога разрешила перевозку этих предметов.