Туркмены вероисповедание: Религия в Туркменистане. Ислам: суннизм и шиизм. Суфизм.

Брейся и служи. За что в Туркменистане преследуют Свидетелей Иеговы и правоверных мусульман

Брейся и служи. За что в Туркменистане преследуют Свидетелей Иеговы и правоверных мусульман

Татьяна Зверинцева

Туркменистан

1 февраля 2021, 13:17

Тексты

Монумент Независимости Туркменистана. Фото: Burhan Ozbilici / AP

В январе 2021 года в Туркменистане сразу шестерых последователей организации Свидетели Иеговы повторно приговорили к лишению свободы за отказ служить в армии, а «подозрительно» бородатых молодых мужчин начали забирать в отделения полиции, где заставляли пить водку. «Медиазона» разбиралась, как в стране, где государственная идеология имеет все признаки религии, живется последователям настоящих конфессий.

Веруем в Туркменбаши

В течение первых лет независимости в Туркменистане набирал силу культ личности первого президента Сапармурата Ниязова, получившего титул Туркменбаши — «главы всех туркмен». Официальные нормативные акты, начиная с Конституции, в основном были написаны по лекалам ООН и не вызывали подозрений у международной общественности.

Однако в реальности главным законом страны стала не Конституция, а написанная Ниязовым в 1991-2002 годах книга «Рухнама», представляющая собой синкретический набор националистических, альтернативно-исторических и философских идей. В отмирающем самиздате и зарождающемся интернете можно было найти большое количество схожих творений за авторством множества «учителей».  Но у Ниязова было преимущество: к моменту завершения работы над книгой он успел стать в своей стране фактически монархом. Поэтому «Рухнаму» начали преподавать в школах, по ней проводили экзамены при приеме в вузы и на работу, на ней приносили клятвы, в 2005 году ее даже доставили в космос на российской ракете «Днепр», запущенной с космодрома в Байконуре.

По состоянию на январь 2010 года, согласно данным, представленным в докладе правительства Туркмении в ООН, в республике действовало 123 религиозных организаций, имеющих официальную регистрацию: около 100 из них мусульманские, 13 — приходы Русской Православной церкви, а остальные — Адвентисты Седьмого Дня, баптисты, община Бахаи Туркменистана и Общество Сознания Кришны.

Около 90% граждан Туркменистана определяют себя как мусульмане-сунниты, около 5-8% — как православные христиане. Однако даже эти религии в независимом Туркменистане разрешили исповедовать лишь в той мере, в какой они не противоречили культу личности Туркменбаши. Так, через год после смерти Ниязова, в 2007 году, на официальном сайте Московского патриархата была опубликована статья, в которой события, происходившие в Туркменистане в последние годы, определили как «рухнамизацию православия» — священникам рекомендовалось использовать цитаты из «Рухнамы» в проповедях. 

Еще сложнее ситуация с исламом, которому уделялось больше внимания, как самой массовой религии. Уже в предисловии к «Рухнаме» Ниязов написал, что эта книга рождена «волею Всемогущего и Всемилостивейшего Аллаха». С одной стороны, мусульманам не пришлось страдать из-за недостатка мечетей (их стали строить в больших количествах) или из-за сложностей с празднованием религиозных праздников (они официально стали выходными днями). С другой стороны, учение ислама зачастую стало служить лишь ширмой для государственной идеологии, а проявления настоящей религиозности власти начали рассматривать как признаки инакомыслия.

Из рухнамизации в аркадагизацию

В 2004 году в стране разом получили официальную регистрацию общины пятидесятников, баптистов, адвентистов, бахаистов и кришнаитов. Впрочем, в 2005 году как минимум кришнаитов в Туркменистане продолжали преследовать, как и раньше. Сначала им запрещали проводить собрания в квартирах, объясняя, что они мешают соседям, а затем вообще объявили, что собираться можно только в помещениях, арендованных у государства. Но арендовать их оказалось невозможно.  

СтатьяТанцы вокруг Бердымухамедова. Беглецы из Туркменистана — о страхе, нищете, взятках, слежке и новой жизни на Босфоре

В 2010 году один из туркменских кришнаитов рассказал правозащитникам, что его единомышленники, несмотря на регистрацию, постоянно замечают наблюдение спецслужб. Тогда же представитель одной из протестантских общин отметил, что чиновники постоянно нарушают права его единоверцев. В частности, были задержаны 47 человек из протестантского летнего лагеря для молодежи. «Они говорят, что у них есть свои неписаные законы. Они плевать хотели на Конституцию», — посетовал член общины. 

В 2010 году стало известно, что государство пристально следит даже за мусульманами-суннитами. Например, среди госслужащих не поощрялось следование религиозным обрядам. Они были вынуждены организовывать церемонию обрезания детей так, чтобы это выглядело как инициатива родственников. «Я не хочу проблем на работе», — говорил правозащитникам чиновник, который устраивал церемонию таким образом. Позже произошел сдвиг от «рухнамизма» к почитанию второго президента Гурбангулы Бердымухмедова, присвоившего себе титул Аркадаг. 

На Бердымухамедова поначалу возлагали надежды в плане демократических реформ, но новый лидер ограничился лишь постепенным исключением «Рухнамы» из жизни общества и сносом большинства памятников предшественнику. 

Свидетели Козлицкого

Большинство новостей о преследовании религиозных меньшинств в Туркменистане связано со Свидетелями Иеговы. Один из постулатов этого движения гласит: «Мы не желаем приписывать власть спасения человекам, поклоняясь и отдавая честь кому-либо из людей или же какому-либо знаку или вещи».

Центральная Азия для Свидетелей Иеговы — территория давно освоенная. Одним из первых последователей этого учения в Российской Империи был Семион Козлицкий, который в конце XIX века побывал на встрече с единомышленниками в США и, вернувшись домой, начал проповедовать идеи Свидетелей Иеговы. За это его сослали на пожизненную каторгу в поселок Бухтарма Усть-Каменогорского уезда Семипалатинской области. Но и там Семион продолжал активную пропаганду вплоть до своей смерти в 1935 году в возрасте ста лет. 

В 2002 году, когда казахстанский религиовед Артур Артемьев опубликовал исследование о местных Свидетелях Иеговы, в селах Восточно-Казахстанской области еще можно было встретить пожилых учеников самого Козлицкого. А другие Свидетели прибыли в Казахстан после того, как в 1965 году Верховный Совет СССР снял с них ограничения по спецпоселению в Сибири и на Дальнем Востоке.

В Туркменистане, как выяснил тот же Артемьев, первые семьи Свидетелей Иеговы появились не позднее начала 1970-х годов. В 1980-х годах они начали формировать общины — подпольно, поскольку в СССР деятельность Свидетелей Иеговы все еще считалась незаконной. Их успели официально зарегистрировать как религиозную организацию лишь 27 марта 1991 года — за считанные месяцы до распада Советского Союза. В 1990-е годы, по данным Артемьева, в Туркменистане насчитывались около тысячи Свидетелей Иеговы, собранных в шесть общин.  

Бой без оружия 

Свидетели Иеговы даже в момент внезапного всплеска религиозной свободы в 2004 году не получили регистрацию. Еще с ниязовских времен молодых последователей движения регулярно приговаривали к лишению свободы за отказ служить в армии. В начале нулевых годов Курбан Закиров, изначально осужденный за уклонение от призыва, уже в колонии получил увеличение срока с одного года до восьми лет за попытку нападения на охранника. 

В 2011 году 39-летний Владимир Нурыллаев, по возрасту уже не подлежащий призыву, получил четыре года якобы за хранение порнографии. В 2012 году по той же статье и на тот же срок осудили Свидетеля Иеговы Айбека Салаева. Обвинения в хранении порнографии Нурыллаеву предъявили после того, как нашли у него дома религиозную литературу, а Салаеву — после того, как полиция разогнала собрание Свидетелей Иеговы, на котором он присутствовал. По информации норвежской правозащитной организации «Форум 18», отслеживающей нарушения права на свободу вероисповедания, и Салаев, и Нурыллаев подверглись пыткам, однако полный срок не отбыли, попав под амнистию. Впоследствии Комитет ООН по правам человека признал их преследование незаконным. 

Туркменистан позиционирует себя как миролюбивая страна — в 1990-е годы был обозначен статус нейтрального государства, не поддерживающего другие страны ни в каких вооруженных конфликтах. День нейтралитета 12 декабря — один из основных государственных праздников. Численность вооруженных сил республики составляет более 36 тысяч человек. В рейтинге Global Firepower армия Туркменистана занимает 86 место из 138.

Статья 219 Уголовного кодекса Туркменистана — уклонение от призыва на военную службу — остается для Свидетелей Иеговы стандартной. Их учение строго запрещает брать в руки оружие и вообще поддерживать какие бы то ни было военные структуры. Туркменская армия за годы независимости ни разу не участвовала в боевых действиях, а вместо боевой подготовки солдаты занимаются сбором фисташек и уборкой хлопка. Однако Свидетели Иеговы требуют принять их на настоящую, официальную альтернативную гражданскую службу. В этом их неоднократно поддерживал Комитет ООН по правам человека, настоятельно рекомендующий властям ввести такой вид службы. Власти проигнорировали эти призывы.

Из срока в срок

По информации «Форума 18», отслеживающей нарушения права на свободу вероисповедания, по состоянию на январь 2020 года в туркменских колониях находятся 14 Свидетелей Иеговы. Причем шестеро из них были осуждены в январе 2021 года, прямо перед туркменским Днем защитника Отечества 27 января. Все эти молодые люди, а также еще трое осужденных ранее отбывают сроки повторно. То есть в 18 лет их призвали в армию, они потребовали обеспечить им возможность альтернативной гражданской службы, после чего были впервые лишены свободы на один-два года. Вскоре после освобождения их вновь пригласили в военкомат, вновь услышали отказ и вновь осудили. 

Правозащитники отмечают, что власти Туркменистана нарушают прописанный в национальном законодательстве универсальный международный принцип — человека нельзя дважды судить за одно преступление. Однако формально преступлением считается не принципиальное неприятие военной службы, а сам факт отказа от призыва. Сначала человек отбывает срок за один отказ, потом — за другой. Теоретически, таким образом власти Туркменистана могут держать Свидетелей Иеговы в заключении хоть до окончания призывного возраста, то есть до 27 лет. 

Комитет ООН по правам человека вынес уже 13 решений в пользу 15 Свидетелей Иеговы из Туркменистана, признав, что они подверглись преследованиям по религиозному признаку. Но власти не обращают на это внимания точно так же, как и на любую критику от международных организаций.

И в мечети все не так

Мусульманам суннитского толка в Туркменистане тоже живется непросто, хотя по гостелевидению можно увидеть, как Бердымухамедов торжественно открывает очередную мечеть или дает садака на гонорары от своих книг.

Так, отказаться от бритья бороды в стране имеют право лишь аксакалы в возрасте старше 55-60 лет. А против более молодых желающих носить бороду полиция регулярно проводит рейды. В 2016 году их не только заставляли бриться, но и принуждали выпить водки и закусить свининой. В начале 2021 года эту практику возродили, но теперь полицейские ограничиваются водкой, а также заставляют оплатить штраф. В период экономического кризиса, усугубленного эпидемией COVID-19, мясо в стране, переживающей постоянный продовольственный дефицит, считается редкостью. 

Мусульманам, которых вызывают на допросы из-за частого упоминания бога в разговорах или увольняют со службы из-за совершения намаза, приходится даже тяжелее, поскольку Свидетели Иеговы — христианское движение, распространенное во множестве стран мира и пусть кое-где запрещенное, но никогда не обвиняемое в склонности к насилию. А борьба с «чрезмерно активными» (то есть в принципе соблюдающими какие-то религиозные нормы) последователями ислама проводится под флагом предотвращения экстремизма и ваххабизма. ООН и международные организации куда с меньшей охотой защищают людей, подозреваемых в причастности к столь радикальным течениям.

Однако сильного возмущения у народа это не вызывает. Во многом из-за того, что в целом современные туркмены не особенно религиозны. К этому есть объективные причины: пожилые граждане Туркменистана выросли в атеистическом СССР, зрелые люди — в ниязовскую эпоху, а молодежь с детства наблюдает вокруг портреты Бердымухамедова. Хотя и кочевым племенам, много веков населявшим территорию Туркменистана, не была свойственна активная ритуальная религиозность: здесь всегда было меньше мечетей и медресе, а население предпочитало молиться дома.

Большинство местных жителей считает, что ислам — это просто сплав народных традиций и общепризнанных этических норм. То есть Аллах требует от них не убивать и не обманывать, но на чтении Корана и соблюдении Сунны он не настаивает. И в сегодняшнем Туркменистане, где практически не издается, например, религиозной литературы, регламентацией всех сфер жизни, начиная от цвета автомобилей и заканчивая формой одежды, занимается государство — через созданный им бюрократический аппарат и силовые структуры.

  • Следующая станция авторитаризм. История власти и оппозиции в Казахстане в 90‑х годах

    Статья 16 марта 2023, 12:49

  • С Аркадагом и спецслужбами. Как Туркменистан планирует строить автономный интернет

    Статья 2 марта 2023, 14:05

  • «Власть КНБ у нас безгранична». Пытки, издевательства и пропаганда терроризма в деле двух жителей Семея, задержанных из‑за январских событий

    Статья 23 февраля 2023, 12:50

  • На угле. Как мегаполисы Центральной Азии пытаются не замерзнуть и не задохнуться каждую зиму

    Статья 9 февраля 2023, 11:21

  • Статья 6 февраля 2023, 11:43

Ещё 25 статей
  • 27 марта 2023, 15:28Свидетель по делу о январских событиях в Семее признался, что следователи КНБ угрозами выбивали «нужные» показания
  • 27 марта 2023, 12:50В Кабуле на акции против запрета школ для девочек женский спецназ задержал четырех активисток
  • 26 марта 2023, 15:35Казахстанский журналист, арестованный за призыв к протесту против итогов парламентских выборов, объявил голодовку
  • 26 марта 2023, 13:34Полиция Алматы задержала активистку «Oyan, Qazaqstan!» на акции против итогов парламентских выборов
  • 25 марта 2023, 20:11Лидеры «Алга Каракалпакстан» и диаспоры каракалпаков Актау стали обвиняемыми по делу о массовых беспорядках в Узбекистане
Все новости

происхождение народа, где и как живут, фото

Туркмены относятся к тюркоязычному народу древнеогузского происхождения. Являются основным населением Туркменистана. Туркмены, проживающие в Ираке, Сирии, Турции — потомки народа, которые переселились на территорию Анатолии, Ближнего Востока с 11 века. На протяжении долгого времени туркмены делились на роды и племена. Древним родоначальником народа был Огуз-хан, чьи внуки стали родоначальниками 24 древнейших туркменских племен, в составе которых позже начали выделяться отдельные роды и формироваться новые племена. Самые крупные из них:

  1. гоклены
  2. салыры
  3. текинцы (теке)
  4. языры
  5. човдуры
  6. йомуды
  7. алили
  8. эрсары

Сегодня все туркмены сформированы в единую нацию, где не особо важна племенная принадлежность. Всего в мире около 8 миллионов представителей этой народности.

Где живут

Основная часть народа проживает на территории Туркмении, Ирана, Афганистана. Живут туркмены в Узбекистане, Турции, Пакистане. В Российской Федерации проживают в Ставропольском крае, Москве, Московской, Астраханской, Самарской областях, Санкт-Петербурге, Татарстане, Башкортостане, Краснодарском крае, Таджикистане. Небольшая часть живет на Украине, в Белоруссии, Казахстане, Кыргызстане, Латвии.

Язык

Туркменский относится к огузо-туркменской группе языков и входит в тюркскую семью. С 1940 года в Туркменской ССР во многих сферах общественной жизни начал активно использоваться русский, который стал не только официальным языком, но и языком науки, высшего образования. С самого рождения большинство усваивало этот язык как второй родной. Дошло до того, что к 1991 году в Туркменистане большое количество коренного народа просто не знало своего родного языка — туркменского.

Раньше для письма использовалась арабская графика, но некоторые буквы не могли правильно отразить фонетику туркменского. В 1922-1924 году, после проведения реформ, для различия большинства звуков, были добавлены диакритические знаки, которые ставятся перед и после гласных.

В 1920-х годах, после проекта латинизации, начался переход на яналиф — новый тюркский алфавит. Официально в 1929 году туркмены перешли на латинский алфавит. Яналиф продолжал использоваться в литературе, школах, государственных документах до 1940 года.

Проект кириллизации начался в конце 1930-х годов. В 1940 был опубликован первый туркменский алфавит на кириллице, он использовался в Туркмении до 1993 года. За пределами государства применяется и сегодня.

После распада СССР был создан новый алфавит, который утвердили в апреле 1993 года. Позже он снова претерпел изменения и с 2000 года является единственным допустимым во всех официальных сферах Туркмении.

Религия

Туркмены исповедуют ислам суннитского толка, но не являются сильно религиозными людьми.

Еда

Основное блюдо туркменской кухни плов «аш», рецептов приготовления которого существует несколько десятков, но основные ингредиенты — рис и мясо (птица, баранина). Обязательно в плов добавляют овощи, специи, сухофрукты.

Из баранины готовят разнообразные блюда:

  • различные виды шашлыка «кебап»;
  • жареная баранина «говурма»;
  • вялено-сушеное мясо «кокмач»;
  • омлет с мясом «хейгенек»;
  • манты «бёрек»;
  • жареная баранина с помидорами и картофелем «чекдирме»;
  • баранина с помидорами «говурлан-эт»;
  • колбаски «гарын»;
  • пирожки с мясом и луком круглой формы «ишлекли».

Из первых блюд готовят разнообразные супы:

  • суп с помидорами «гара-чорба»;
  • рисовый суп с овощами «мастава»;
  • суп молочный с лапшой «суитли-унаш»;
  • гороховый суп «дограма»;
  • суп гороховый с бараниной «нохудлы-чорба»;
  • мучной суп «умпач заши»;
  • суп с пельменями «этли-борек-чорбасы».

Главное отличие туркменской кухни от других среднеазиатских — это национальные рыбные блюда. Рыбу готовят на вертеле, в специальных котлах, с рисом, гранатовым соком, изюмом, кунжутом, урюком. Очень вкусный шашлык делают из осетровых «балык-шара». Рыбу жарят, после тушат в горшочках, иногда добавляют в различные блюда вместо мяса. Есть очень сложные блюда из рыбы, которые состоят из большого количества ингредиентов: «чеме», «балык-берек», «гаплама».

Широко применяются в кухне молочные продукты и молоко. Из верблюжьего молока, которое считается очень полезным и имеет сладкий вкус, делают сливочное, топленое масло, йогурты, айран. Из овечьего готовят сыры, творожную массу, брынзу, из коровьего — творог, простоквашу, сыр «гурт», сливочное масло. У туркмен существует огромное количество молочных продуктов.

Из сладкого готовят халву из корня лилейного растения, сладкие коржики, пышки с сахарной пудрой, пончики. Очень вкусные и ароматные местные туркменские арбузы, дыни, фрукты. Из напитков больше всего любят чай. На Востоке предпочитают зеленый, на севере и западе — черный. Зимой чай часто заваривают на молоке, добавляют бараний жир, масло. Очень популярна минеральная вода «Берзенги», различные фруктовые соки. Есть в Туркмении и вино собственного производства, из крепких напитков пьют водку, коньяк.

Внешность

Одежда

Несмотря на то, что многие народы перешли на одежду городского типа, туркмены остались преданны своему традиционному костюму. Мужчины и женщин носят рубаху, штаны, длинный халат из холщовой ткани. Зажиточные шьют его из привозных полушелковых, полушерстяных материалов с тонкой полоской. Летом женщины носят только рубаху и длинные штаны, узкие у лодыжек. Носят платья из шелка, голову покрывают шарфом или платком, круглый капюшон, который спускается сзади вуалью, высокий азиатский головной убор (шекеле). Из украшений распространены браслеты для ног и рук, ожерелья, кораллы. Многие женщины не снимают их вообще, даже ночью. Особенно ценны футляры из серебра для талисманов. Мужчины носят меховую шапку (телпек), обвитую тюрбаном.

Жилище

Традиционное жилище туркмен — юрта гара-ой. В оазисах были глинобитные жилища постоянного типа, они состояли из 1-3 комнат. Были дома (там) из сырцового кирпича, с плоской крышей. Прикаспийские туркмены строили жилища из дерева на сваях. Сегодня обычное сельское жилище туркмена — это 3-4 камерный дом с большими окнами, из обожженного или сырцового кирпича, крыша двускатная или четырехскатная, из шифера или железа. В доме есть айван — крытая веранда, где летом спят и отдыхают. На задней части двора расположены хозяйственные помещения. Юрты используют как летнее жилище на усадьбе, строят их чабаны на отгонных сезонных пастбищах.

Жизнь

Традиционным занятием народа является кочевое скотоводство и поливное земледелие. Раньше туркмены вели полукочевой образ жизни, поэтому в селе население делилось на оседлых земледельцев и скотоводов. На западе развито было скотоводство, разводили верблюдов, овец, лошадей. Проживающие в оазисе выращивали пшеницу, хлопок, бахчевые, сорго, разводили крупный рогатый скот. В середине 19 века туркмены начали активно заниматься шелководством, ковроткачеством. У женщины было много обязанностей по дому и хозяйству: уход за детьми, обработка шерсти, войлока, ткачество, приготовление пищи, сбор дров для топки, уход за скотом.

Сегодня распространена малая семья, которая состоит обычно из жены, мужа и детей. Иногда с ними живут родители супруга. Нередко встречаются до сих пор и большие неразделенные семьи. Примечательно, что в семье нередко главой является женщина.

Культура

Туркменская музыка начала развиваться в 6-7 веках и отличается оригинальностью и богатством. У народа существует около 72 музыкальных инструментов, из них самые популярные:

  • дутар
  • оскар
  • гопуз
  • гиджак
  • туйдук
  • барбат (уд)
  • икидилли
  • канун
  • дилли туйдук
  • бозук

На развитие музыки повлиял фольклор стран Ближнего, Среднего Востока, Средней Азии. Жанры народных песен:

  • бытовые
  • колыбельные
  • свадебные
  • девичьи
  • трудовые

Популярен национальный эпос «дестан» — сказания музыкально-поэтического характера:

  • легенды
  • предания
  • сказки

Пение осуществляется в оригинальной манере. Поют певцы, сильно напрягая голосовые связки, очень высоким голосом, который резко сменяется тихим звучанием дутара. Из-за кочевых условий жизни в пустынном и степном ландшафте, туркмены привыкли разговаривать громко, отсюда произошла и такая манера пения.

Традиции

За невесту перед свадьбой жених деньгами дает калым, родственникам невесты, он должен принести подарки: халаты, скот, угощения. После того, как предоставляется выкуп, невеста уходит в дом жениха, где проводится специальная молитва и оформляется брак. Свадьбу отмечают пиром, проводят конские ристалища, борьбу, приглашают профессиональных певцов «бахшиев».

Измена женщины у туркменского народа карается смертью прямо на месте преступления. Дочь могут продать в рабство человеку, которому ее отец задолжал. Если у девушки из бедной семьи даже не было приданого, ее мог забрать замуж любой желающий. При этом она не могла рассчитывать на поддержку своей семьи и родных.

Было распространено многоженство. Положение женщины, особенно в больших семьях, до сих пор остается тяжелым. Нелегко девушке после замужества. Обязанностей у нее много, при совершенном отсутствии прав. Сразу после свадьбы ей говорят о правилах в доме, запретах по отношению к старшим родственникам мужа. Раньше она была обязана закрывать себе рот концом платка для головы. Молодые замужние женщины скрывали лицо и фигуру большой шалью. У йомудов было принято, чтобы в присутствии старших родственников мужа, особенно свекров, невестка закрывалась дома. Разговаривать в их присутствии можно было только очень тихим шепотом. Обращаться напрямую к мужчинам, которые являются родней мужа, было категорически запрещено. Если она что-то хотела им сказать, должна была передать это через мальчика. Постепенно, с возрастом, положение молодой женщины улучшается, когда она становится в семье старшей по возрасту «кейваны». Ее считают госпожой над своими невестками и младшими женами мужа. С мнением кейваны считаются, слушают ее советы, не только дети, но и все родственники. После смерти мужа она становится главой семьи.

Сыновья, несмотря на самостоятельность, всегда приходят к матери за советом и слушают ее указания. Это считается крайне важным.

В малой семье главным над супругой является только муж. При желании он может с ней развестись без ее согласия. Жена имеет право требовать развода только в редких случаях. Раньше, если муж пропал, оказался в плену, пускался в бега, скрывался из-за кровной мести, его супруга не имела права выходить замуж снова, должна была ждать его дома. Нельзя было уходить из дома далеко. Если нужно на рынок — только в сопровождении мужа, если она уходила далеко в гости к родным, ее сопровождала пожилая родственница мужа.

После смерти супруга часто родственники отдают жену в замужество другому мужчине, при этом дети остаются в доме мужа. Допускается левират — брак с братом мужа. Часто вдова соглашалась на него, чтобы остаться рядом со своими детьми. Она могла откупиться от повторного замужества, но тогда за ней пожизненно закреплялся статус вдовы.

Государственный департамент США

Резюме

Конституция предусматривает свободу вероисповедания и право людей выбирать свою религию, выражать и распространять свои религиозные убеждения, а также участвовать в религиозных обрядах и церемониях. Конституция гарантирует отделение власти от религии и запрещает религиозным организациям «вмешиваться» в государственные дела. Закон о религии требует, чтобы все религиозные организации, в том числе те, которые ранее были зарегистрированы в соответствии с более ранней версией закона, регулярно перерегистрировались в Министерстве юстиции (МЮ), чтобы действовать на законных основаниях. По данным религиозных организаций, правительственные силы безопасности продолжали жестко ограничивать ввоз религиозной литературы, и по-прежнему было трудно получить места отправления культа. По данным Свидетелей Иеговы, на конец года 11 Свидетелей Иеговы, отказавшихся от военной службы, были заключены в тюрьму за отказ от военной службы; несколько человек были приговорены к тюремному заключению на срок от одного года до двух лет. Правительство продолжало не предлагать альтернативы гражданской службе лицам, отказывающимся от военной службы по убеждениям. В течение года правительство зарегистрировало одну новую религиозную организацию, а шесть религиозных организаций внесли поправки в свои уставы. По данным местных религиозных общин и международных правозащитных групп, члены некоторых зарегистрированных и незарегистрированных христианских организаций продолжали сталкиваться с официальными и неофициальными преследованиями, рейдами и обысками домов, как правило, в результате попыток собраться для общего богослужения.

Правительство продолжало назначать всех высших мусульманских священнослужителей и тщательно проверять или препятствовать религиозным группам, пытающимся купить или арендовать здания или землю для религиозных целей.

Религиозные лидеры и другие лица снова заявили, что они не хотят публично высказываться о проблемах свободы вероисповедания из-за страха преследований, остракизма или публичного осуждения со стороны членов их семей, друзей и соседей. Многие граждане заявили, что подозрительность правительства к религии по-прежнему отражалась в частном секторе и что членство в религиозной организации меньшинства или даже «чрезмерное» выражение религии может привести к потере работы или возможности трудоустройства. Некоторые члены групп религиозных меньшинств сообщали о предрассудках общества в отношении религиозных групп, не являющихся мусульманами-суннитами или русскими православными.

На встречах и в официальной переписке с государственными чиновниками Посол, представители посольства и другие официальные лица США выразили озабоченность по поводу вопросов свободы вероисповедания, в том числе правового статуса лиц, отказывающихся от военной службы по убеждениям, факторов, определивших присвоение Туркменистану статуса страны, вызывающей особую обеспокоенность, возможность регистрации или перерегистрации религиозных групп, а также ограничения на ввоз религиозной литературы.

Несколько раз в течение года посольство обращалось к президенту Гурбангулы Бердымухамедову с просьбой о помиловании всех Свидетелей Иеговы, заключенных в тюрьму за отказ от военной службы по убеждениям. В январе посол и другие должностные лица посольства вместе с послами и высокопоставленными должностными лицами европейских посольств встретились с 10 группами религиозных меньшинств, чтобы обсудить их проблемы в условиях ограничительной среды для свободы вероисповедания, включая проблемы перерегистрации, невозможность ввоза религиозная литература и отсутствие мест отправления культа.

С 2014 года Туркменистан был определен как страна, вызывающая особую озабоченность (CPC) в соответствии с Законом о международной свободе вероисповедания 1998 года, за участие или допущение особо серьезных нарушений свободы вероисповедания. 2 декабря 2020 года госсекретарь переименовал Туркменистан в статус КПК и объявил об отказе от санкций, сопутствующих назначению, как того требуют «важные национальные интересы Соединенных Штатов».

Раздел I. Религиозная демография

Правительство США оценивает общую численность населения в 5,5 миллиона человек (оценка на середину 2020 года). По оценкам правительства США, в стране проживает 89 процентов мусульман (в основном суннитов), 9 процентов православных и 2 процента представителей других национальностей. Есть небольшие общины Свидетелей Иеговы, мусульман-шиитов, бахаистов, католиков, членов Международного общества сознания Кришны и христиан-евангелистов, в том числе баптистов и пятидесятников.

Большинство этнических русских и армян идентифицируют себя как православные христиане и, как правило, являются членами Русской православной церкви или Армянской апостольской церкви. Некоторые этнические русские и армяне также являются членами небольших протестантских групп.

Существуют небольшие очаги мусульман-шиитов, состоящие в основном из этнических иранцев, азербайджанцев и курдов, некоторые из которых расположены в Ашхабаде, а другие вдоль границы с Ираном и в западном городе Туркменбаши.

По данным посольства Израиля, в стране проживает около 200 евреев.

Раздел II. Статус соблюдения государством свободы вероисповедания

Правовая база

Конституция предусматривает свободу религии и вероисповедания, а также право людей выбирать свою религию, выражать и распространять свои религиозные убеждения и участвовать в религиозных обрядах и церемониях. Конституция разделяет роли правительства и религии, устанавливая, что религиозным организациям запрещено «вмешиваться» в государственные дела или выполнять государственные функции. Конституция гласит, что государственное образование должно носить светский характер. Он предусматривает равенство граждан перед законом независимо от их религиозных предпочтений.

Закон требует, чтобы все религиозные организации, в том числе те, которые были зарегистрированы ранее, перерегистрировались в Минюсте, чтобы действовать на законных основаниях в стране всякий раз, когда организация меняет свой адрес или вносит поправки в свой устав.

На практике, однако, религиозные группы де-факто обязаны проходить перерегистрацию примерно каждые три года. Закон разрешает регистрацию только тех религиозных организаций, которые имеют не менее 50 постоянно проживающих членов старше 18 лет. Закон определяет религиозную организацию как добровольное объединение граждан, исповедующих религию, организованное для совершения богослужений и иных обрядов и обрядов, а также для предоставления религиозного образования и зарегистрированы в соответствии с законодательством страны. По данным Министерства иностранных дел, в стране насчитывается 132 религиозные организации, представляющие мусульманские, христианские и другие религиозные группы; большинство (109) мусульмане.

В соответствии с законом на Государственную комиссию по религиозным организациям и экспертизе религиозных информационных ресурсов (ГКРОЭИРИР) возложена помощь зарегистрированным религиозным организациям в работе с государственными органами, разъяснение законодательства представителям религиозных организаций, мониторинг деятельности религиозных организаций по обеспечивать соблюдение закона, помогая переводить и публиковать религиозную литературу, а также способствуя взаимопониманию и терпимости между различными религиозными организациями.

В законе говорится, что SCROEERIR должен одобрять всех лиц, назначаемых руководителями религиозных организаций, хотя закон не определяет процедуры получения необходимого одобрения. SCROERRIR действует под руководством Великого муфтия, назначаемого правительством, как и все другие высшие мусульманские священнослужители. Заместитель Председателя Кабинета Министров по вопросам образования, здравоохранения, религии, спорта, туризма, науки, новых технологий и инноваций курирует работу SCROEERIR. Председатель SCROEERIR также является председателем Департамента по работе с религиозными организациями Кабинета Министров. Один член SCROEERIR из Русской Православной Церкви.

Для регистрации организации должны предоставить SCROEERIR свою контактную информацию; подтверждение адреса; заявление о регистрации, подписанное учредителями и членами правления организации; два экземпляра устава организации; имена, адреса и даты рождения учредителей организации, а также оплатить регистрационный сбор в размере от 100 до 800 манатов (от 29 до 230 долларов США) в зависимости от места регистрации и других факторов. Как только SCROEERIR одобряет заявку на регистрацию, она передается в Минюст, который координирует межведомственный процесс утверждения с участием Министерства иностранных дел, Министерства национальной безопасности, Министерства внутренних дел и других государственных учреждений. В соответствии с государственными процедурами Минюст может дополнительно запросить биографические данные всех членов организации, подающей заявку на регистрацию. Закон гласит, что руководителями зарегистрированных религиозных организаций должны быть граждане, получившие «соответствующее религиозное образование», но не определяет этот термин. Каждая дочерняя община зарегистрированной религиозной организации также должна зарегистрироваться, и процесс регистрации такой же, как и для головной организации.

Налоговый кодекс предусматривает, что зарегистрированные религиозные организации освобождены от уплаты налогов.

Закон гласит, что Минюст не будет регистрировать религиозную организацию, если ее цели или деятельность противоречат конституции или если SCROEERIR не поддержит ее заявление.

В законе не указаны стандарты, которые SCROEERIR использует для принятия такого решения. Закон возлагает на Генеральную прокуратуру контроль за соблюдением религиозной организацией конституции. В законе указывается, что суд может приостановить деятельность религиозной организации, если он установит, что организация нарушает конституцию; это приостановление может быть преодолено только в том случае, если организация представит документы, подтверждающие суд, что деятельность, которая привела к приостановлению, была прекращена. В законе также указывается, что основаниями для ликвидации религиозной организации являются действия, «нарушающие права, свободы и законные интересы граждан» или «наносящие вред их здоровью и нравственности».

КоАП, распространяющийся на религиозные организации, устанавливает перечень штрафов за осуществление деятельности, не предусмотренной уставом религиозной организации.

Незарегистрированные религиозные организации и незарегистрированные филиалы зарегистрированных религиозных организаций не могут на законных основаниях осуществлять религиозную деятельность; установить места отправления культа; собираться на богослужения, в том числе в частных домах; производить или распространять религиозные материалы; или прозелитизировать. Любая такая деятельность карается как административное правонарушение штрафом в размере от 100 до 2000 манатов (29 долларов США).до 570 долларов), с более высокими штрафами для религиозных лидеров и меньшими штрафами для мирян.

Закон гласит, что должностные лица Минюста имеют право посещать любые религиозные мероприятия, проводимые зарегистрированной религиозной организацией, и задавать вопросы религиозным лидерам о любом аспекте их деятельности.

Административный кодекс предусматривает штрафы в размере от 200 до 500 манатов (от 57 до 140 долларов США) для должностных лиц, которые нарушают право человека на свободу вероисповедания или право воздерживаться от отправления культа, но на практике это не применяется.

Уголовный и Административный кодексы предусматривают наказание за травлю членов зарегистрированных религиозных организаций со стороны частных лиц. Согласно административному кодексу воспрепятствование осуществлению свободы вероисповедания наказывается штрафом в размере от 1000 до 8700 манатов (от 290 до 2500 долларов США) или арестом на срок от 15 суток до одного года «исправительных работ», предполагающих отбывание наказания в государственных учреждениях. назначенное место в тюрьме рядом с домом или в месте, удаленном от дома. Если воспрепятствование связано с физическим нападением, наказание может повлечь за собой до двух лет лишения свободы. Согласно Уголовному кодексу, размер штрафа составляет от 5 до 10 среднемесячных заработных плат физического лица (от 4350 до 8700 манатов или от 1200 до 2500 долларов США).

Закон позволяет зарегистрированным религиозным организациям создавать образовательные учреждения для подготовки священнослужителей и других религиозных деятелей после получения на это лицензии. Кабинет Министров устанавливает порядок получения лицензии. Закон также устанавливает, что лица, преподающие религиозные дисциплины в религиозных учебных заведениях, должны иметь богословское образование и должны осуществлять свою деятельность с разрешения центрального руководящего органа религиозной организации и с одобрения SCROEERIR.

Органы местного самоуправления имеют право отслеживать и «анализировать» «религиозную ситуацию» в пределах своей юрисдикции, направлять в SCROEERIR предложения по изменению или обновлению законодательства о свободе вероисповедания, а также координировать религиозные церемонии, проводимые вне культовых сооружений.

Закон позволяет органам местного самоуправления с одобрения SCROEERIR принимать решения о строительстве религиозных зданий и сооружений в пределах их юрисдикции.

В соответствии с Уголовным кодексом полигамия наказывается до двух лет исправительными работами или штрафом в размере от 17 400 до 26 100 манатов (от 5 000 до 7 500 долларов США).

Закон запрещает публикацию религиозной литературы, разжигающей «религиозную, национальную, этническую и/или расовую ненависть», хотя и не уточняет, какое ведомство принимает такое решение. SCROEERIR должен одобрить ввоз религиозной литературы, и только зарегистрированные религиозные организации могут ввозить литературу. Зарегистрированные религиозные организации могут быть оштрафованы за публикацию или распространение религиозных материалов без одобрения правительства. Административный кодекс устанавливает подробный перечень штрафов в размере от 200 до 2000 манатов (от 57 до 570 долларов США) за изготовление, ввоз и распространение несанкционированной религиозной литературы и других религиозных материалов.

Религиозное обучение не входит в учебную программу государственной школы. Закон разрешает зарегистрированным религиозным организациям предоставлять религиозное образование детям после школы в течение до четырех часов в неделю с согласия родителей и SCROEERIR, хотя в законе не указаны требования для получения одобрения SCROEERIR. Лица, окончившие высшие религиозные учебные заведения и получившие одобрение SCROEERIR, могут предоставлять религиозное образование. Согласно закону, граждане имеют право на получение религиозного образования, хотя получение религиозного образования в частных условиях, таких как резиденции, запрещено, а те, кто предлагает религиозное образование в частных условиях, подлежат судебному преследованию. Закон запрещает незарегистрированным религиозным группам или незарегистрированным дочерним конгрегациям зарегистрированных религиозных организаций предоставлять религиозное образование. Административный кодекс устанавливает подробный перечень штрафов в размере от 100 до 500 манатов (29 долларов США). до 140 долларов США) за предоставление несанкционированного религиозного образования детям.

Конституция гласит, что два года военной службы являются обязательными для мужчин старше 18 лет. Хотя служба в небоевых ролях разрешена, правительство не предлагает альтернативы гражданской службе для лиц, отказывающихся от военной службы по убеждениям. Отказ от прохождения обязательной двухлетней службы в вооруженных силах наказывается максимум двумя годами лишения свободы или двумя годами «исправительных работ». Кроме того, государство удерживает часть заработной платы осужденных к исправительным работам в размере, определяемом судом. Вычеты из заработной платы составляют от 5 до 20 процентов. Закон гласит, что никто не имеет права по религиозным мотивам отказываться от обязанностей, установленных конституцией и законом. До 27 лет лица могут быть осуждены каждый раз, когда отказываются от обязательной военной службы, что может привести к неоднократному осуждению в течение жизни.

Конституция и закон запрещают создание политических партий на религиозной основе, а закон запрещает участие религиозных групп в политике.

Закон не распространяется на деятельность иностранных миссионеров и иностранных религиозных организаций. Административный кодекс, однако, запрещает зарегистрированным религиозным организациям получать помощь от иностранных организаций для осуществления запрещенной деятельности.

Закон требует, чтобы религиозные группы регистрировали всю иностранную помощь в Министерстве юстиции и представляли промежуточные и окончательные отчеты об использовании средств. Административный кодекс содержит подробную таблицу штрафов в размере до 10 000 манатов (2,9 доллара США).00) как на незарегистрированные, так и на зарегистрированные религиозные группы за получение несанкционированных средств из иностранных источников.

Страна является участником Международного пакта о гражданских и политических правах.

Государственная практика

Свидетелей Иеговы призывного возраста продолжали арестовывать и заключать в тюрьму за отказ от военной службы; пятеро были арестованы и заключены в тюрьму в течение года. По состоянию на конец года 11 отказников от военной службы Свидетелей Иеговы были заключены в тюрьму за отказ от военной службы по сравнению с 10 на конец 2019 года..

По данным правозащитной неправительственной организации (НПО) «Форум 18», в начале года Дашогузский областной суд приговорил Свидетелей Иеговы Камиляна Эргашова и Вепу Матякубова к двум годам лишения свободы за отказ от обязательной военной службы. Сообщается, что это был второй приговор для Матякубова, который впервые был осужден в 2017 году, помещен под домашний арест и вынужден лишиться 20 процентов своей зарплаты. Его старший брат Довран был дважды заключен в тюрьму за отказ от военной службы по соображениям совести, первый раз в декабре 2010 года и второй раз в декабре 2012 года. Приговор Матякубову включал заявление SCROEERIR о том, что «религия Свидетелей Иеговы официально не зарегистрирована в Туркменистане».

По данным Форума 18 и официального сайта Свидетелей Иеговы, братья Эльдор и Санжарбек Сабуровы были приговорены к двум годам лишения свободы в августе за отказ от военной службы по убеждениям. «Форум 18» сообщил, что 1 сентября оба проиграли апелляцию в Дашогузском областном суде и были приговорены к исправительным работам, поскольку ранее оба обвинялись в одном и том же правонарушении (Санджарбек в 2016 г. и Элдор в 2017 г.).

По сообщению Форума 18, в сентябре член Свидетелей Иеговы Мырат Оразгелдиев был приговорен районным судом Марыйского велаята к одному году лишения свободы за отказ от военной службы по убеждениям.

Форум 18 также сообщил, что в мае Свидетели Иеговы подали жалобу в Рабочую группу ООН по произвольным задержаниям от имени 19 нынешних или бывших заключенных отказников от военной службы.

По сообщению «Форум 18», в марте Лебапский областной суд оштрафовал домовладельца на 200 манатов (57 долларов США) и конфисковал его компьютер за организацию собрания, посвященного празднованию Рождества в 2019 году. в Дашогузском велаяте, где собирались местные христиане. Все участники были доставлены в отделение полиции, а владелец дома позже был оштрафован на 200 манатов (57 долларов США). Сообщается, что в том же месяце местная полиция провела обыск в другом доме в Дашогузском велаяте, где группа протестантов присутствовала на новоселье. Всех присутствующих доставили в отделение милиции и заставили написать заявления о том, что они присутствовали на незаконном религиозном собрании. В январе полиция вызвала группу женщин для дачи показаний и сдачи отпечатков пальцев после рейда на их Рождество 2019 года.сбор в селе Лебапского велаята. По состоянию на конец года дальнейших событий по этому делу не произошло.

«Форум 18» также сообщил, что в феврале в Лебапском велаяте чиновники запретили государственным служащим, в том числе работникам образования, культуры, здравоохранения, вооруженных сил и полиции, посещать пятничные молитвы в мечетях. Сотрудников предупредили, что если их увидят в мечетях, то они будут уволены с работы. Чиновники также запретили им молиться на рабочем месте.

В своем отчете за 2020 год неправительственная организация «Открытые двери» включила страну в свой список стран, где преследуются христиане. НПО заявила, что правительство наложило множество ограничений на церковную жизнь, и христиане очень подвержены полицейским рейдам, угрозам, арестам и штрафам, если они не являются членами зарегистрированной церкви. По словам членов местного религиозного сообщества и международных правозащитных групп, члены некоторых христианских организаций сталкивались с преследованиями, рейдами и обысками домов, как правило, в результате попыток собраться для общего богослужения. Они сообщили, что спецслужбы опрашивали членов религиозных организаций и требовали предоставить информацию о деятельности их общин. Некоторые члены также сообщили, что сотрудники службы безопасности допрашивали их друзей и членов семьи, расспрашивая о религиозной деятельности членов. Христианские группы сообщали, что туркмены, перешедшие из ислама, подвергались проверке со стороны правительства и дискриминации. Например, группы сообщили, что новообращенным отказывали в государственной работе или увольняли с работы на основании их религии.

Незарегистрированные группы заявили, что их члены подлежат аресту за «незаконное собрание» в дополнение к предусмотренным законом штрафам. Члены этих групп заявили, что продолжают тайно практиковать, в основном в частных домах, и могут делать это до тех пор, пока соседи не будут подавать жалобы в местные органы власти.

Представители зарегистрированных христианских групп заявили, что некоторые правительственные чиновники по-прежнему требуют от них получения разрешения на выполнение обычных религиозных мероприятий, таких как еженедельные службы, а также социальные и благотворительные мероприятия, включая летние лагеря для детей. Некоторые группы добивались официального одобрения такой деятельности, даже если они не считали, что такое разрешение требуется, чтобы гарантировать, что мероприятия не будут сорваны.

Религиозные группы продолжали сообщать о том, что правительство запрещало или жестко ограничивало ввоз религиозной литературы и доступ к ней; даже те немногие группы, которым удалось ввозить литературу, жаловались на ограничительные процедуры. Хотя по закону зарегистрированным религиозным группам разрешено ввозить религиозную литературу, они заявили, что непрозрачные процедуры правительства делают это чрезвычайно сложным. Коран по-прежнему был недоступен в государственных книжных магазинах Ашхабада, хотя многие люди хранили у себя дома экземпляры советской эпохи на арабском или русском языках. На туркменский язык было доступно несколько переводов. Министерство иностранных дел сообщило, что SCROEERIR разрешил ввоз 240 религиозных книг в течение года.

Члены различных религиозных групп сообщили, что правительство и государственные предприятия продолжали препятствовать покупке или долгосрочной аренде земли и зданий для богослужений или собраний. Некоторые из групп сообщили, что домовладельцы опасались репрессий со стороны правительства, если они сдавали в аренду недвижимость для использования в качестве мест отправления культа. Некоторые группы сообщили, что они закрепили собственность только для того, чтобы домовладельцы отказались от контактов после того, как получили указание от правительства. Другие группы заявили, что попытки купить землю или недвижимость для использования в качестве мест отправления культа были заблокированы намеренным запутыванием правительства или категорическим отказом. Зарегистрированные и незарегистрированные религиозные группы сообщали о сохраняющихся проблемах с арендой помещений для праздничных торжеств у частных домовладельцев, что они объясняли опасениями домовладельцев по поводу потенциального неодобрения со стороны правительства.

Теологический факультет исторического факультета Туркменского государственного университета в Ашхабаде оставался единственным университетским факультетом, которому было разрешено давать исламское высшее образование. Сообщается, что Министерство национальной безопасности продолжало проверять кандидатов на участие в этой программе. Утвержденная государством программа исламского богословия оставалась единственным доступным курсом обучения. Женщинам по-прежнему запрещено участвовать в программе.

21 февраля Президент Бердымухамедов принял участие в открытии трехтысячной мечети в Туркменабате Лебапского велаята. После тура он устроил совместную трапезу с представителями правительства, мусульманскими лидерами и местными бизнесменами.

По словам представителей протестантской общины, духовенство в протестантских организациях продолжало получать религиозное образование за границей или дистанционно.

Правительство продолжило практику утверждения назначения всех высших мусульманских священнослужителей. Русская православная церковь и другие религиозные группы продолжали финансироваться самостоятельно; правительство не участвовало в назначении их руководства, но старший православный священник должен был быть гражданином Туркменистана.

Правительство продолжило практику отказа в выдаче виз иностранцам, подозреваемым в проведении или намерении заниматься миссионерской деятельностью. Религиозные группы, способные получить религиозные гостевые визы для иностранных религиозных деятелей, заявили, что правительство продолжает выдавать такие визы на очень короткий срок и требует от групп заполнения обременительных документов. Как и в предыдущие годы, правительство не сообщило ни о количестве религиозных посетителей, которым оно разрешило въехать в страну, ни о количестве заявлений на получение визы иностранных религиозных посетителей, которым оно отказало. Проправительственные СМИ положительно освещали визит архиепископа Русской Православной Церкви в феврале, до закрытия границ из-за COVID-19.пандемия.

Раздел III. Статус общественного уважения свободы вероисповедания

Религиозные группы меньшинств заявили, что лица, не являющиеся мусульманами-суннитами или русскими православными, продолжали сообщать о притеснениях, таких как публичное порицание, со стороны членов их семей, друзей и соседей. Члены зарегистрированных христианских групп продолжали сообщать о враждебности со стороны знакомых из-за своей религиозной принадлежности. Религиозные лидеры и другие лица заявили, что они по-прежнему неохотно высказываются публично о проблемах свободы вероисповедания, опасаясь преследований, остракизма или публичного осуждения со стороны членов их семей, друзей и соседей. Многие граждане продолжали заявлять, что подозрительность правительства к религии часто отражается в частном секторе и что членство в религиозной организации меньшинства или даже внешнее выражение религии, например, ношение хиджаба или религиозного символа, может привести к потере трудоустройства или возможности трудоустройства. Некоторые члены групп религиозных меньшинств сообщали о сохраняющихся в обществе предрассудках в отношении религиозных групп, не входящих в состав мусульманского большинства-суннитов.

Лица, присоединившиеся к несуннитским мусульманским или русским православным религиозным группам, сообщили о продолжающейся общественной критике. По словам представителей религиозных меньшинств, этнические туркмены, перешедшие из ислама, привлекали к себе больше общественного внимания, чем новообращенные нетуркмены, и по-прежнему подвергались остракизму на общественных мероприятиях, особенно в сельской местности.

По словам лидеров христианской общины, мусульмане, принявшие христианство, столкнулись с давлением со стороны семьи, друзей и местных общин, чтобы они вернулись к своей прежней вере. В своем отчете за 2020 год организация Open Doors сообщила, что христиане мусульманского происхождения испытывают сильное давление, заставляющее их отречься от своей веры.

Раздел IV. Политика и взаимодействие правительства США

На встречах и в официальной переписке с государственными чиновниками посол, представители посольства и правительственные чиновники США продолжали выражать обеспокоенность по поводу проблем со свободой вероисповедания в стране. К ним относятся правовой статус лиц, отказывающихся от военной службы по соображениям совести, включение Туркменистана в список стран, вызывающих особую обеспокоенность, возможность регистрации или перерегистрации религиозных групп и ослабление ограничений на ввоз религиозной литературы. Посол лично на встречах и посольство в дипломатических нотах обратились к президенту Бердымухамедову с просьбой о помиловании всех Свидетелей Иеговы, заключенных в тюрьму за отказ от военной службы по убеждениям.

В январе посол и другие сотрудники посольства встретились с представителями 10 групп религиозных меньшинств, чтобы обсудить их проблемы в условиях ограничения свободы вероисповедания. В нем также приняли участие несколько других послов и старших должностных лиц посольств из европейских стран. Представители религиозных организаций рассказали о проблемах перерегистрации, невозможности ввоза религиозной литературы и нехватке мест отправления культа.

С 2014 года Туркменистан был определен в качестве КПК в соответствии с Законом о международной свободе вероисповедания от 1998 за участие или допущение особо серьезных нарушений свободы вероисповедания. 2 декабря 2020 года госсекретарь переименовал Туркменистан в статус КПК и объявил об отказе от санкций, сопутствующих назначению, как того требуют «важные национальные интересы Соединенных Штатов».

Туркменистан | Люди, география, правительство и история

флаг Туркменистана

Аудиофайл: Государственный гимн Туркменистана

Смотреть все СМИ

Глава государства и правительства:
Президент: Сердар Бердымухаммедов
Капитал:
Ашхабад
Население:
чел.
(оценка 2023 г.) 6 516 000 90 136
Форма правления:
республика с двумя законодательными палатами (Халк Маслахаты, или Народный совет [56 2 ]; Меджлис, или Ассамблея [125])
Официальный язык:
Туркмен

Посмотреть все факты и статистику →

Туркменистан , Туркменистан Туркменистан , страна Средней Азии. Это второе по величине государство в Центральной Азии после Казахстана и самая южная из пяти республик региона.

После Казахстана Туркменистан является наименее густонаселенным из государств Центральной Азии. Большая часть его безводных просторов негостеприимна для растений и животных. За исключением оазисов узкими полосами, разбросанными по предгорьям хребта Копет-Даг и вдоль рек Амударьи, Моргаба и Теджена, пустыни характерны для его выжженной солнцем песчаной местности. с 19С 25 по 1991 г. Туркменистан — Туркменская Советская Социалистическая Республика, входящая в состав (союзная) республика Советского Союза; провозгласила независимость 27 октября 1991 года. Столица — Ашхабад (Ашхабад), расположенный недалеко от южной границы с Ираном.

Земля

Туркменистан расположен на юго-западе Среднеазиатского региона. Граничит с Казахстаном на северо-западе, Узбекистаном на севере и востоке, Афганистаном на юго-востоке, Ираном на юге и омывается Каспийским морем на западе. Хотя Туркменистан является второй по величине страной в Центральной Азии по площади, большая часть территории состоит из оазисов, разбросанных среди необитаемой пустыни.

Рельеф

Топографически четыре пятых территории Туркменистана составляют южная часть Туранской равнины. Горы и предгорья возвышаются преимущественно в южной части республики, включая хребты Кугитангтау и Копет-Даг. Копет-Даг геологически молод, о его нестабильности свидетельствуют периодические землетрясения большой разрушительной силы.

Викторина «Британника»

Назовите этот флаг мира!

На всей территории Туркменистана можно увидеть два широких подразделения: район оазисов, характеризующийся достаточным водоснабжением, обрабатываемыми землями и развитой промышленностью, состоящий из Копет-Дага и других оазисов; и пустынный регион, занимающий девять десятых территории Туркменистана, подразделяющийся на западный Туркменистан и Каракумы. Каракумы — одна из крупнейших в мире песчаных пустынь, занимающая всю центральную часть Туркменистана и простирающаяся на север в сторону Казахстана.

Оазисы

Копетдагский оазис протянулся вдоль северных предгорий Копетдагского хребта, на склонах которого имеются большие площади для неорошаемого земледелия; и горы, и предгорья также богаты полезными ископаемыми. Экономическим и культурным центром оазиса является столица Ашхабад. Развитие столицы дало толчок промышленности, превратив аграрный оазис в индустриально-аграрный центр республики.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Оазис Моргаб славится своим тонковолокнистым хлопком, шелком, коврами ручной работы и каракульскими овцами. Река Моргаб, нижнее течение которой пересекает Каракумский канал, может дать больше воды для орошения. Мары (бывший Мерв) – центр оазиса и окрестностей.

Тедженский оазис, отделенный от Моргаба участком Каракумов, образовался вдоль реки Теджен. До строительства Каракумского канала из-за нехватки воды можно было возделывать лишь небольшие площади пшеницы, ячменя и бахчевых культур. Однако после пересечения оазиса каналом и постройки Хауз-Ханского водохранилища большие площади были орошены, что позволило выращивать длинноволокнистый хлопок и строить хлопкоперерабатывающие заводы. Экономическим и культурным центром является город Теджен.

Среднеамударьинский оазис, в отличие от других оазисов, протянулся почти непрерывно на сотни километров и почти сплошь возделывается. Воды Амударьи очень богаты илом, прекрасным природным удобрением. Разведение хлопка и тутового шелкопряда уже давно широко распространено в этом районе, который также является важным производителем кенафа и других волокнистых культур. Соседние пустыни служат кормом для каракульских овец. В оазисе также развита промышленность по переработке сельскохозяйственной продукции и минерального сырья. Экономическим и административным центром оазиса и области является Туркменабад (Чарджоу), второй по величине город и промышленный центр Туркменистана.

Нижнеамударьинский оазис расположен в древней дельте Амударьи и долгое время был одним из важнейших сельскохозяйственных районов республики. Оазис изрезан густой сетью старых русел, а также оросительных каналов и арыков, начинающихся в соседнем Узбекистане. Однако сокращение стока нижнего течения Амударьи угрожает снизить сельскохозяйственное производство в этом оазисе.

Пустыни

Пустыня западного Туркменистана представляет собой огромное и почти безводное пространство, но ее горная часть, являющаяся восточным продолжением Кавказских гор, обладает минеральными и топливными ресурсами. Большое значение имеют месторождения нефти, каменной и озерной поваренной соли. Западный Туркменистан — один из наиболее промышленно развитых регионов республики с преобладанием добычи и переработки нефти, химической и горнодобывающей промышленности, а также рыболовства и рыбопереработки (вдоль Каспийского моря). Сельское население занимается преимущественно разведением овец, коз и верблюдов.

Каракумы и другие безликие пустыни отличаются одинаковым пустынным ландшафтом, отсутствием поверхностных вод, исключительно скудными осадками и высокими летними температурами. В то же время пустыня является зоной топливно-минеральных ресурсов, а ее богатейшие пастбища могут круглогодично использоваться для содержания овец, коз и верблюдов.

Дренаж

Основными реками Туркменистана являются вышеупомянутая Амударья (древняя река Оксус), протекающая вдоль его северо-восточной границы в сторону Аральского моря, а также Теджен, Моргаб (Мургаб, или Мургап) и Атрек; есть также многочисленные малые горные реки. Однако географическое положение рек и направление их течения не совпадают с расположением обрабатываемых земель; наиболее плодородные — и еще недостаточно используемые — земли лежат главным образом на юге, северо-востоке и западе, тогда как главные реки текут большей частью на востоке. Каракумский канал, построенный в 1967, является одним из крупнейших в мире оросительных и судоходных каналов. Потеря воды из этих каналов на орошение и на испарение в засушливом климате способствует дефициту Амударьи и других рек в их нижнем течении.

Климат

Положение Туркменистана в глубине Азии и характер его рельефа обуславливают резко континентальный климат, для которого характерны большие колебания температур в течение дня и года. Средняя годовая температура составляет 57–61 ° F (14–16 ° C), но за этой цифрой скрывается чрезвычайно широкий диапазон. Температура редко опускается ниже 9.5 ° F (35 ° C) в летние дни, а абсолютный максимум высокой температуры на юго-востоке Каракумов достигает 122 ° F (50 ° C) в тени. Напротив, зимой температура в Серхетабаде, на крайнем юге на границе с Афганистаном, опускается до -27 ° F (-33 ° C). Осадки выпадают в основном весной и колеблются от примерно 3 дюймов (80 миллиметров) в год в северо-западной пустыне до 12 дюймов в горах.

Растительный и животный мир

За исключением оазисов и горных долин и плато, растительность носит ярко выраженный пустынный характер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *