Что носят в Израиле?
Приезжая впервые в Израиль, особенно, если остановиться в Иерусалиме, можно заметь много непривычно одетых людей. В основном это касается мужчин: одетых исключительно в темную одежду и головные уборы, скроенные по моде 19 века, с длинными неподстриженными прядями волос на висках.
Однако, то, что нам, туристам, кажется необычным и странным, на самом деле является вполне традиционной еврейской одеждой.
Кипа, или ермолка.
Кипа – это маленькая круглая (сшитая или вязанная) шапочка, прикрывающая макушку. Часто ее прикалывают к волосам заколкой. Кипа является своего рода символом еврейской религиозности, но ее ношение – это обычай, а не закон. Нигде в Торе и Талмуде евреям не предписывается покрывать голову. На западе человек оказывает уважение, снимая шляпу, у евреев — нося ее. Согласно еврейской традиции покрытая голова — знак того, что над вами могучая сила. Ортодоксальные евреи носят кипу всегда, консерваторы — в синагоге и во время еды.
В будние дни большинство традиционных евреев носят черную шляпу, одетую поверх кипы. Большие меховые шапки одевают только хасиды и только в праздники (в Шаббат, на свадьбу и тд.).
Талит и цицит
Во время утренней службы на плечи накидывается подобно плащу «талит» — это одеяние, сделанное из белой шерсти (льна или шелка) с черными или синими полосами, с кистями (цицит) на четырех углах. Ко времени средневековья талит как часть повседневной одежды постепенно вышел из употребления и сохранился в настоящее время только как ритуальное облачение. У всех евреев принято мужчину хоронить в его талите, с которого сняты или срезаны кисти.
Четырехугольная накидка (типа пончо) с отверстием для головы и четырьмя кистями (цицит) по краям, называется «талит кaтaн» (малый талит или «арба канфот» («четыре Угла»)), она может быть скрыта под одеждой, а может носиться поверх рубашки, но кисти всегда выправлены поверх брюк.
Закон о «цицит» (белые или синие, выпущенные кисти) — один из немногих библейских законов, которым Тopa дает объяснение: «Посмотрев на которые (кисти), вы будете вспоминать все заповеди Господа и исполнять их». Принцип «увидеть — значит вспомнить» знаком всем с детства: чтобы ребенок не забыл о каком-либо деле, ему завязывают нитку вокруг пальца, поэтому цицит – это своего рода этическая нитка вокруг пальца для напоминания евреям о заповедях Бога.
Остальная традиционна одежда – это чаще всего фрак или сюртук, капота (свободная одежда без пояса) и даже халат (праздничный, часто шелковый, для особых случаев).
Пейсы
Пейсы – это длинные неподстриженные пряди волос на висках, традиционный элемент причёски ортодоксальных и ультраортодоксальных евреев. Согласно обычаям иудаизма, верующие мужчины носят пейсы, бороду и непременно головной убор. В Торе написано: «Не стригите краёв волос вокруг головы вашей, и не порти края бороды твоей» (Ваикра, 19:27). Ношение пейсов – это не закон, а скорее предписание. В принципе, любая длина волос на висках достаточна, если очевидно, что это место не выбрито. Но многие ортодоксальные евреи из уважения к этой заповеди и желания отличаться от нееврейского окружения оставляют длинные пряди волос на висках, и даже иногда заплетают их.
Традиционная еврейская женская одежда более обычна для глаз — это длинные, ниже колен юбки (брюки исключены), обязательно колготки и длинный закрывающий локоть рукав, весьма умеренный вырез платья или блузки, обувь — без каблука или на низком каблуке, у замужних женщин — обязательно головной убор.
Зачем евреи носят шляпы? — Цимес
нас забыли спросить
12 августа, 2022
Читать: 8 мин
В еженедельной рубрике «Нас забыли спросить» отвечаем на вопросы о евреях, которые люди обычно задают «Яндексу» и «Гуглу». Сегодня разбираемся, почему у евреев всё дело в шляпе
Традиция покрывать голову сложилась в иудаизме ещё в глубокой древности. Это всегда служило знаком скромности, благоговения и уважения к Б-гу. Причем как среди женщин, так и среди мужчин. Сегодня обсудим, как мужчины-ортодоксы начали носить свои знаменитые чёрные шляпы и меховые шапки.
В Торе у Аарона, первого первосвященника, был головной убор — кидар («тюрбан»), который служил частью церемониального облачения. Кидар следовало сделать из льняной ткани, виссона, и прикрепить к нему полированную дощечку из чистого золота с выгравированными словами «Святыня Господня» (Исход 28:36-38). Собственно, со времен Аарона еврейские священнослужители и начали покрывать головы.
Аарон из неизданного сочинения А. Н. Оленина «Опыт о вероподобнейшем виде священных одежд у древних евреев». СПб., 1836 г.
В Талмуде (трактат «Шаббат», 156б) приводится такая история: мать рава Нахмана бар Ицхака узнаёт, что её сын будет вором, и поэтому заставляет его покрыть голову и молиться о Б-жественной милости. Ему удаётся вести себя хорошо, пока покрывало случайно не сползает с головы, и тогда он поддаётся искушению украсть несколько фиников. В другом месте Талмуда приводятся слова рава Хуны о том, что он не проходил расстояние «в четыре локтя» с непокрытой головой, чтобы постоянно чувствовать Б-жественное присутствие над своей головой.
В Средневековье обычай покрывать голову распространился на широкие слои еврейского населения. Живший в XII веке еврейский философ Маймонид в своём трактате «Мишне Тора» пишет, что во время молитвы покрывать голову необходимо. Самый влиятельный средневековый свод еврейских законов «Шулхан Арух» гласит, что нельзя молиться, произносить благословения или входить в шул с непокрытой головой. Кстати, существует версия, что эта практика стала популярна благодаря христианскому обычаю снимать головные уборы при входе в церковь: евреи нарочно начали делать всё наоборот.
Так в Европе появилась так называемая «еврейская шапка», известная и как еврейский колпак, на латыни — pileus cornutus («рогатый череп»).
Она представляла собой конусообразный остроконечный колпак, часто белого или жёлтого цвета. Первоначально евреи носили эту шапку по собственному желанию. Однако после Четвёртого Латеранского собора 1215 года в некоторых регионах Европы её ношение стало принудительным: так власти отличали евреев, когда те выходили за пределы гетто. Сам же фасон, возможно, возник в доисламской Персии: похожий головной убор носили вавилонские евреи.
Махзор, начало 14 века. Британская библиотекаШтраймл: последний писк моды XVIII века
По мере обособления еврейских общин друг от друга росло разнообразие стилей и фасонов головных уборов. На еврейскую шляпную моду сильно влияла внешняя среда. Так, в Османской империи евреи начали носить красные цилиндрические колпаки — феску, или тарбуш. Среди ашкеназов в Европе возобладал чёрный цвет — скорее всего, в знак траура о разрушении Иерусалимского храма.
В Восточной Европе в XVIII веке хасиды начали носить знаменитые меховые шапки — штраймл и сподик. Штраймл — это очень широкая коричневая шапка из хвостов животных (обычно лисицы, куницы или норки), а сподик, как правило, более высокий и окрашен в чёрный цвет.
Евреи в меховых шапках на картинах Исидора КауфманаМногие исследователи считают, что, как и другие элементы традиционной хасидской одежды, штраймл был модным головным убором в Восточной Европе в XVIII веке. Когда в начале XIX века Польшу захватил Наполеон, многие поляки переняли западную моду в одежде, а евреи-хасиды сохранили преданность традиционному польскому стилю.
По другой версии, польские власти требовали от евреев носить хвосты животных на голове, чтобы таким образом обозначить и унизить их. А хитроумные евреи соорудили из хвостов шапки, которые выглядели как короны: так они избежали унижения.
Шапки обычно надевают в Шаббат, на праздники и свадьбы. Стиль шапки зависит от течения хасидизма. Надо сказать, этот элемент гардероба обходится недёшево: стоимость штраймла порой достигает нескольких тысяч долларов.
Чёрные шляпы: хасидский casual
Если дорогие меховые шапки носят в Шаббат и по особым случаям, то чёрные шляпы — отличный выбор на каждый день.
По словам американского раввина Менахема Тендлера, главного раввина U. City Shul в Сент-Луисе, практика ношения модной чёрной шляпы восходит к середине 1800-х годов и Носсону Цви Финкелю — восточноевропейскому ортодоксальному еврейскому учителю, у которого в учениках было много бедных молодых людей. «Финкель утверждал, что если Тора — это руководство для всего мира, то евреи должны выглядеть респектабельно, — говорит Тендлер. — Он ввёл униформу и собрал деньги, чтобы каждый мальчик в его синагоге ходил в костюме, шляпе и галстуке. Они ходили по городу, и люди говорили: „Это успешный человек“. Такой образ он создал для мальчиков иешивы”».
При этом практика ношения чёрных фетровых шляп стала повсеместной среди ультраортодоксальных студентов иешив и хасидов только в 1960-х годах. В это время сложился привычный нам образ еврея-ортодокса: чёрный пиджак, чёрные брюки и белая рубашка, чёрные туфли и очки в чёрной оправе. Теперь это уже добровольный способ отличить своих, избежать ассимиляции.
У чёрных шляп есть свои подвиды. Вот только несколько из них:
Федора
Шляпа из мягкого фетра, впервые вошедшая в моду в Европе и США в конце XIX века. Федору носит большинство хасидов-хабадников, потому что её носил Седьмой ребе.
Самый писк — федоры итальянской фирмы «Борсалино», которые иногда так и называют. Стоимость новой борсалино начинается от 300 долларов.
Хойхе
Шляпы хойхе более высокие и жёсткие, чем федоры. Они также известны как шляпы «с высокой короной», их носят евреи-хасиды из многих общин в течение недели.
Platchige Biber
Шляпа с плоским фасоном, известная также как плоская бобровая шляпа. Такие головные уборы распространены среди меньшего количества хасидских групп: их в течение недели носят евреи-хасиды из общин «Толдос Ахарон», «Шомрей Эмуним» и «Сатмар».
Одна хорошо, а две лучше
Со временем во многих общинах сложилась традиция надевать два головных убора: кипу, а сверху неё шляпу, шапку или бейсболку. Согласно одной из теорий, этот обычай был введён влиятельным белорусским раввином Исроэлем Меиром Коэном, также известным как Хафец Хаим. В своём трактате по еврейской этике и законам «Мишна Брура» (91:12) он утверждает, что кипа недостаточна для молитвы, а человек должен молиться и в кипе, и в шляпе, которую он носит, когда ходит по улице. В конце концов, мы же не встречаемся с важными людьми без шляпы. Так как же мы можем позволить себе разговаривать с Б-гом в одной лишь маленькой тюбетейке?
Опять же, как мы видим, налицо веяния моды и этикета XIX века. Но если в прошлом, надевая костюм и шляпу, евреи пытались подражать окружающей их среде, то сегодня именно это облачение мгновенно выделяет их из толпы.
Подготовила Аня Субич
Что разные стили головных уборов говорят об израильских евреях
То, что вы носите, может многое сказать о том, кто вы и во что вы верите. В Израиле, например, тип кипы — или ее отсутствие — который носит израильский еврей, часто сильно коррелирует с его религиозной принадлежностью, а также с некоторыми политическими взглядами.
Эти тюбетейки (известные также под названием на идише — ермолки) регулярно носят около трети израильских мужчин-евреев, особенно соблюдающие религиозные обычаи. Они бывают нескольких основных стилей, некоторые из которых больше нравятся определенным еврейским подгруппам, чем другие.
Среди израильских мужчин, которые говорят, что обычно носят большую кипу из черной ткани, большинство идентифицируют себя как харедим (также известные как ультраортодоксальные) евреи (58%). Напротив, большинство тех, кто носит черную кипу, связанную крючком или спицами (59%), говорят, что они масорти («традиционные») евреи. А маленькие кипы из черной ткани (множественное число от киппа), а также цветные или узорчатые вязаные кипы особенно распространены среди дати («религиозных», иногда называемых «современными ортодоксальными») евреев.
Между тем, среди израильских мужчин, которые обычно не носят головной убор, 73% составляют хилони («светские») евреи, и около четверти (27%) — масорти («традиционные»).
Подавляющее большинство мужчин-харедим и дати носят ермолку или какой-либо другой головной убор (на публике некоторые харедим предпочитают шляпу-федору или штреймель, восточноевропейскую меховую шапку). Мужчины масорти более разделены: 42% обычно носят головной убор, а 57% — нет. Практически ни один хилоним не носит религиозный головной убор. (В другом сообщении Fact Tank подробно описаны различия между этими четырьмя основными еврейскими подгруппами в Израиле. ) политические взгляды владельца. Фактически, термин «киппа сруга» (вязаная кипа) иногда используется для описания «религиозных сионистов», соблюдающих евреев, которые считают, что еврейский народ имеет религиозное право на территорию в регионе.
Данные поддерживают такую ассоциацию. Среди мужчин, которые носят цветные или узорчатые вязаные кипы, большинство (63%) считают, что термин «сионист» описывает их очень точно. Напротив, большинство тех, кто носит большую кипу из черной ткани (58%), говорят, что ярлык «сионист» , а не точно описывает их; эта группа состоит в основном из харедим, некоторые из которых долгое время неоднозначно относились к еврейскому государству.
Большинство тех, кто носит цветную вязаную или вязаную кипу с рисунком или рисунком, согласны с утверждением «Арабы должны быть изгнаны или переселены из Израиля» (65%) и говорят, что мирное сосуществование Израиля и независимого палестинского государства — это не возможно (58%). Точно так же примерно семь из десяти мужчин, носящих черную кипу, связанную крючком, согласны с тем, что арабов следует высылать или переводить, в том числе 45%, которые решительно согласны. И целых три четверти тех, кто носит черную вязаную кипу (75%), говорят, что решение с двумя состояниями возможно , а не .
Отвечая на вопрос об их политической идеологии, большинство израильских мужчин-евреев, которые носят черную вязаную кипу (70%) или цветную или узорчатую вязаную кипу (58%), говорят, что они относятся к правым политическим взглядам. Между тем, большинство мужчин-евреев, которые носят небольшую кипу из черной ткани (65%), идентифицируют себя как политические центристы, как и большинство израильских мужчин-евреев, которые вообще не носят головной убор (55%). Среди тех, кто не носит головной убор, 12% называют себя левыми политическими деятелями — все еще незначительное меньшинство, но намного больше, чем практически отсутствующая доля мужчин, которые носят кипу и отождествляют себя с левыми.
Полную разбивку мнений мужчин, которые носят разные типы головных уборов, по ряду вопросов см. в таблицах в этом PDF-файле.
Майкл Липка — редактор отдела религиозных исследований исследовательского центра Pew Research Center.
ПОСТЫ БИОГРАФИЯ TWITTER EMAIL
Кипа (ермолка)
Ношение головного убора (ермолки, тюбетейки, кипы [мн. век нашей эры). Первое упоминание о нем относится к Трактат Шаббат , в котором говорится об уважении и страхе перед Богом. Некоторые источники сравнивали его с первосвященником, который носил шляпу ( Мицнефет ), чтобы напомнить ему, что что-то всегда было между ним и Богом. Таким образом, ношение кипы уподобляет всех нас первосвященнику и превращает в «святой народ». Головной убор также является признаком смирения мужчин, признания того, что «выше» нас (Б-г).
Многие ашкеназские раввины признают, что когда-то ношение головного убора всегда считалось необязательным. 0035 midat chasidut (благочестивый поступок), но сегодня ношение головного убора является нормой, за исключением смягчающих обстоятельств. Сефардские общины, как правило, не имели привычки постоянно носить кипу.
В Израиле ношение кипы также имеет социальное значение. Ношение кипы показывает, что вы в некоторой степени религиозны, но не носить ее — все равно, что заявить: «Я не религиозен». Стиль кипы в Израиле также может указывать на политическую и религиозную принадлежность. Классическая ортодоксия использует большую гладкую черную чашу в форме чаши. Многие хасиды используют большой черный войлок или атлас, а «мятежный сын» может носить черную кипу немного меньшего размера, чтобы показать свою независимость, оставаясь в лагере классицистов.