Итоговая контрольная работа по обществознанию. 11 класс — Студопедия
.
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФОРМЫ ОСВОЕНИЯ МИРА
ФОРМА | ХАРАКТЕРИСТИКА |
… | Освоение мировоззренческих установок, основанных на вере в сверхъестественное |
Искусство | Освоение и воплощение эстетических ценностей |
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
демократия, республика, форма государства, конфедерация, монархия.
3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «биологические потребности человека». Найдите его и запишите в ответ цифру, под которой он указан.
1) воспроизводство рода | 2) питание | 3) дыхание |
4) движение | 5) общение | 6) отдых |
4. Найдите в приведённом ниже списке характеристики эмпирического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) непосредственное наблюдение отдельных фактов и явлений
2) выдвижение и обоснование гипотез
3) фиксация обобщений в виде законов
4) получение количественных данных об изучаемом объекте
5) разработка научных теорий
6) объяснение существующих взаимосвязей
5. Установите соответствие между статусными характеристиками и видами социальных статусов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ | ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ СТАТУСОВ | |
А) мужчина Б) высшее образование В) 25 лет Г) инженер | 1) прирожденный статус 2) приобретенный статус |
6. Найдите в приведенном списке черты, отличающие научное знание от других видов познания мира. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) теоретическое обоснование
2) экспериментальная проверка
3) опора на авторитеты
4) использование специальных понятий
5) сложность усвоения
7. Учёные разгадали тайны многих болезней, установив, что инфекционные заболевания вызываются различными вирусами и болезнетворными бактериями. Это позволило разработать действенные лекарственные препараты и предотвращать массовые эпидемии многих заболеваний. Какие функции науки проиллюстрированы этим примером? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) мировоззренческая 2) познавательная
3) социальная 4) производственная
5) прогностическая 6) образовательная
8. Выберите верные суждения о социальной дифференциации и стратификации и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.
1) Социальная дифференциация выражается в разделении общества на социальные группы.
2) Доиндустриальное общество было социально однородным.
3) Одним из видов социальной дифференциации является выделение групп по общности профессиональной деятельности.
4) Основным критерием социальной стратификации выступают личные качества человека.
5) Кастовое деление общества служит примером социальной стратификации.
9. Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Элементом социального контроля являются социальные нормы.
2) Социальный контроль осуществляют только государственные органы.
3) Социальный контроль служит важным средством предотвращения де- виантного поведения.
4) Награждение государственным орденом служит примером неформальной позитивной санкции.
5) Внутренний самоконтроль помогает личности выстраивать отношения с другими людьми.
10. Что из перечисленного относится к личным (гражданским) правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) право на социальное обеспечение 2) право на жизнь
3) право на жилище 4) право на защиту чести и доброго имени
5) право на свободу и личную неприкосновенность
11. Установите соответствие между типами избирательных систем и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ТИП ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ | |
А) существование общенационального избирательного округа Б) применение системы абсолютного большинства В) ввыдвижение кандидатов только от политических партий Г) возможность проведения второго тура голосования Д) голосование избирателей за конкретного кандидата | 1) пропорциональная 2) мажоритарная |
12.Установите соответствие между функциями и государственными органами, которые их осуществляют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ | ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ | |
А) борьба с уличной преступностью Б) контроль за соблюдением законности всеми участниками общественной жизни В) вынесение решения или приговора Г) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина Д) разрешение правовых споров между субъектами правоотношений | 1) суд 2) прокуратура 3) полиция |
13.Согласно Конституции РФ к ветвям высшей государственной власти относится власть
1) судебная 2) муниципальная 3) исполнительная
4) партийная 5) законодательная 6) народная
14 Согласно Конституции, в РФ устанавливается верховенство закона в общественной жизни. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Какие принципы конституционного строя отражаются в этих положениях? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) республиканское правление 2) разделение властей
3) правовая государственность 4) идеологическое многообразие
5) демократизм 6) федерализм
15. Установите соответствие между правоотношениями и отраслями права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРАВООТНОШЕНИЯ | ОТРАСЛИ ПРАВА | |
А) задержка выплаты заработной платы Б) отказ от уплаты алиментов В) нарушение правил перевозки грузов Г) объявление выговора за опоздание Д) заключение брака | 1) трудовое 2) административное 3) семейное |
16. Выберите верные суждения о социализации человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Процесс социализации продолжается всю жизнь.
2) Социологи различают первичную и вторичную социализацию.
3) Главным институтом социализации человека на всех этапах его жизни остается семья.
4) Десоциализация представляет собой усвоение одних правил вместо других.
5) Социализация предполагает усвоение человеком накопленной обществом культуры.
17. Установите соответствие между социальными общностями и критериями их выделения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ | КРИТЕРИИ | |
A) сибиряки Б) православные B) белорусы Г) горожане Д) русские Е) протестанты | 1) территориальный 2) этносоциальный 3) религиозный |
тест по теме «Наука. Научное познание» | Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по обществознанию (10, 11 класс) на тему:
Тест в формате ЕГЭ по теме: «Наука. Научное познание. Образование».
Задания на классификацию путем установления соответствия (задание 5)
1. Установите соответствие между функциями науки и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ A) экологи предупредили об опасном для живых организмов загрязнении вод Байкала Б) учёные разработали новую конструкцию истребителя и организовали её серийное производство B) финансовые аналитики высказали предположения о тенденциях развития банковской системы на ближайшие годы Г) поля агрофирмы засеяли кукурузой, которая в результате работы специалистов по генной инженерии стала недоступна для вредителей Д) метеорологи высказали предположение о том, что в результате изменения климата практически исчезает весна в средних широтах, после зимних холодов сразу наступает летняя жара Е) учёные-фармацевты следят за качеством производимого лекарственного препарата | ФУНКЦИИ НАУКИ 1) производственная 2) прогностическая |
2. Установите соответствие между характеристиками и функциями образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ A) формирование интеллектуального и нравственного потенциала общества и государства Б) воспроизводство профессиональных кадров B) развитие умений, способностей, интересов Г) освоение научных знаний, приобретение опыта и навыков Д) трансляция и распространение культуры в обществе | ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ 1) социальные 2) личностные |
3. Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ A) формулирование научных законов Б) объяснение сущности изучаемых явлений B) выдвижение гипотез Г) наблюдение изучаемых явлений Д) проведение количественных измерений | УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 1) эмпирический 2) теоретический |
4. Установите соответствие между признаками и уровнями научного познания (исследования): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ A) доказательство положений Б) сбор фактов B) описание наблюдаемых явлений Г) формулирование научной проблемы Д) выдвижение гипотез | УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (ИССЛЕДОВАНИЯ) 1) эмпирический 2) теоретический |
5. Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ А) наблюдение Б) формулирование научных законов В) эксперимент Г) выведение логических следствий Д) классификация | УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 1) эмпирический 2) теоретический |
6. Установите соответствие между характеристиками и функциями наук: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ А) показывает возможные опасные тенденции развития общества Б) предлагает рекомендации по преодолению угрожающих человечеству проблем В) способствует построению целостной системы взглядов на мир и место человека в нём Г) помогает человеку рассматривать явления окружающего мира в их единстве и многообразии Д) позволяет предвидеть последствия изменения окружающего мира | ФУНКЦИИ НАУКИ 1) мировоззренческая 2) прогностическая |
7. Установите соответствие между характеристиками и уровнями общего образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА А) овладение чтением, письмом, счётом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления Б) освоение образовательных программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся В) основано на индивидуализации и профессиональной ориентации содержания образования Г) к обучению не допускаются учащиеся, не освоившие основной образовательной программы предшествующего уровня общего образования Д) формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей | УРОВЕНЬ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 1) дошкольное образование 2) среднее общее образование 3) начальное общее образование |
8. Установите соответствие между философскими дисциплинами и их отличительными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА А) изучаются формы, методы и законы интеллектуальной познавательной деятельности Б) изучаются мораль и нравственность В) изучаются сущность и формы прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни Г) наибольшее влияние оказывает на искусство Д) наибольшее влияние оказывает на науку | ФИЛОСОФСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 1) этика 2) эстетика 3) логика |
9. Установите соответствие между методами и уровнями научного познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
МЕТОДЫ |
| УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ |
А) наблюдение Б) выдвижение гипотез B) эксперимент Г) описание Д) измерение |
| 1) эмпирический уровень 2) теоретический уровень |
10. Установите соответствие между методами и уровнями научного познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ |
| ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ |
А) ощущение Б) понятие В) восприятие Г) представление Д) суждение |
| 1) чувственное познание 2) рациональное познание |
Задания на выбор позиций из списка (задание 6,7)
11. Студент работает над рефератом о познавательной деятельности школьника. Какие отличительные характеристики из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти характеристики указаны.)
1) нацеленность на получение знания, нового для всего человечества
2) нацеленность на развитие собственных волевых качеств
3) нацеленность на приобретение новых знаний
4) нацеленность на развитие физических возможностей
5) нацеленность на овладение определенными умениями
6) нацеленность на приобщение к опыту человечества
12. Найдите в приведенном списке черты, отличающие научное знание от других видов познания мира. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) теоретическое обоснование
2) экспериментальная проверка
3) опора на авторитеты
4) использование специальных понятий
5) сложность усвоения
13. Студент работает над рефератом «Особенности современной науки». Какие особенности из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.)
1) Ее развитие пока не может опередить развитие материального производства.
2) Ее влияние на развитие всего общества становится менее выраженным.
3) Материальное производство продолжает изменяться с логикой ее развития.
4) В связи с ее исследованиями возникают новые модели общественного развития.
5) Все более очевидной становится ее социальная функция.
6) Остро стоит вопрос социальной ответственности ученых.
14. Члены «Клуба любителей древностей», посетив раскопки ряда древних городищ, выдвинули собственную версию их возникновения. Однако профессиональное сообщество археологов и историков признало данную версию ненаучной. Какие из приведённых ниже оснований могли стать основой такой оценки ученых?
1) версия опровергала положения, принятые в науке
2) выводы членов клуба не имели логических обоснований
3) предположения любителей древностей не получили практического подтверждения
4) версия содержала положения, опирающиеся на веру и не имеющие доказательств
5) участники раскопок, археологи и историки, не являются членами клуба
6) разработчики версии признают вмешательство неземного разума
15. Учёные изучают социальную структуру современного общества. Какие методы, отличающие научное познание от других видов познавательной деятельности, могут ими применяться?
1) моделирование процессов социальной дифференциации в условиях экономической неустойчивости
2) выдвижение и проверка гипотез о направлениях социальной политики по смягчению неравенства доходов
3) сбор статистических данных путём анкетирования
4) разработка и реализация комплекса мер государственной поддержки малоимущих семей
5) описание случаев социальной дифференциации населения
6) оценка фактов социального расслоения общества с позиций идеалов равенства и справедливости
16. Теорема Пифагора — одна из основополагающих теорем Евклидовой геометрии, устанавливающая соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. По каким основаниям её можно считать научным знанием? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Её открытие произошло на основе наблюдений.
2) Её истинность была установлена путём обобщения народной мудрости.
3) Для её описания использован метод теоретического объяснения.
4) Она изложена специальным языком математики.
5) Она сложна для самостоятельного изучения.
6) Для подтверждения её истинности предложено доказательство, опирающееся на опытно установленные данные.
17. Ученик выполнял проект по биологии. Какие признаки свидетельствуют о том, что он использовал эмпирические методы познания? Выберите из приведённого ниже списка данные методы познания и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) разработал модель экосистемы
2) проводил наблюдения в полевых условиях
3) изучил литературу по проблеме исследования
4) использовал школьную лабораторию для проведения опытов
5) перед началом исследования выдвинул рабочую гипотезу, которая получила подтверждение
6) описал ряд случаев, до этого не фигурировавших в литературе
18. В стране Z проводится реформа образования. Какие факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на гуманизацию образовании? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) увеличение количества учебных предметов
2) сокращение времени изучения естественных наук
3) ориентация на интересы и склонности ученика
4) применение технологий, сберегающих здоровье
5) уделение особого внимания нравственному воспитанию
6) компьютеризация образовательного процесса
19. Владимир работает в биологическом исследовательском институте. Какие из приведенных фактов свидетельствуют о том, что он занимается научной деятельностью? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) регулярно посещает библиотеку
2) руководит комиссией по аттестации сотрудников института
3) анализирует публикации по проблемам развития биологии
4) ведет эксперимент в области молекулярной биологии
5) состоит членом профсоюзной организации института
6) выступил с докладом о результатах своей деятельности на симпозиуме ученых
20. Ученые лаборатории ведут исследования в области физики твердого тела. Какие черты отличают научное познание от других видов познавательной деятельности? Выберите из приведенного перечня нужные позиции и запишите цифры, под которыми указаны.
1) опора на данные наблюдений
2) экспериментальное подтверждение выводов
3) учет накопленного опыта
4) использование форм рационального познания
5) разработка обоснованных теорий
6) применение строго определенных понятий
21. Ученые-медики провели ряд исследований и нашли средства борьбы с невидимыми врагами здоровья людей — различными вирусами и болезнетворными бактериями, вызывающими инфекционные заболевания. Эти средства вошли в практику лечения инфекционных болезней. Какие функции науки проиллюстрированы этим примером? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) мировоззренческая 2) социальная 3) познавательная
4) производительной силы 5) прогностическая 6) гносеологическая
22. Учёные разгадали тайны многих болезней, установив, что инфекционные заболевания вызываются различными вирусами и болезнетворными бактериями. Это позволило разработать действенные лекарственные препараты и предотвращать массовые эпидемии многих заболеваний. Какие функции науки проиллюстрированы этим примером? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) мировоззренческая 2) познавательная 3) социальная
4) производственная 5) прогностическая 6) образовательная
23. Учёный биолог Петров изучает роль ядовитых грибов в жизни леса. Выберите из приведённого перечня эмпирические методы исследования, используемые Петровым. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Выдвинул гипотезу о защитных функциях ядовитых грибов по отношению к некоторым видам растений.
2) Установил в лаборатории химический состав нескольких видов ядовитых грибов Подмосковья.
3) Изготовил модель развития грибницы в различных природных условиях.
4) Подготовил список основной литературы по изучаемой проблеме.
5) Подготовил иллюстрированный атлас с описанием наиболее распространённых видов ядовитых грибов.
6) Зафиксировал с помощью видеозаписи ареал распространения основных видов ядовитых грибов Подмосковья.
24. Студент Пётр Иванов готовится к сдаче экзамена. Выберите из предложенного перечня ситуации, в которых он выступал как субъект познавательной деятельности. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Выбрал учебные пособия для подготовки.
2) Сильно волновался в ночь перед экзаменом.
3) Забыл прийти на предэкзаменационную консультацию.
4) Подготовил краткие конспекты по основным вопросам.
5) С одногруппниками вслух проговорил ключевые положения каждого ответа.
6) Чтобы снять стресс, слушал накануне экзамена лёгкую инструментальную музыку.
Ученые разгадывают тайны, связанные с диабетом 2 типа 25 февраля 2022 г.
Уже более 30 лет ученые пытаются разгадать тайну того, как ключевая биологическая молекула самостоятельно собирается в мошенническое белковоподобное вещество, известное как амилоид, которое, как считается, играет роль в развитие сахарного диабета 2 типа — заболевания, которым страдают 300 миллионов человек во всем мире.
Группе ученых из Университета Лидса впервые удалось определить пошаговые изменения, происходящие в молекуле, известной как человеческий островковый амилоидный полипептид, или hIAPP, по мере того, как она превращается в амилоид. .
Они также обнаружили новые соединения, способные ускорять или замедлять процесс.
У здоровых людей hIAPP секретируется островками поджелудочной железы вместе с гормоном инсулином и помогает регулировать уровень глюкозы в крови и количество пищи в желудке. Когда hIAPP дает сбой, он образует скопления белковоподобного вещества, называемого амилоидными фибриллами, которые убивают инсулин-продуцирующие островки в поджелудочной железе.
Накопление амилоидных фибрилл наблюдается у людей с диабетом 2 типа, хотя точный механизм того, как это вызывает заболевание, неизвестен.
Результаты исследования «Настройка скорости агрегации hIAPP в амилоид с использованием низкомолекулярных модуляторов сборки» были опубликованы 24 февраля 2022 г. в журнале Nature Communications
Nature Communications — это рецензируемый журнал с открытым доступом , междисциплинарный научный журнал, издаваемый Nature Research. Он охватывает естественные науки, включая физику, биологию, химию, медицину и науки о Земле. Он начал издаваться в 2010 году и имеет редакционные офисы в Лондоне, Берлине, Нью-Йорке и Шанхае.
» data-gt-translate-attributes='[{«attribute»:»data-cmtooltip», «format»:»html»}]’>Nature Communications.В статье не только описываются сложные молекулярные изменения, наблюдаемые при hIAPP. молекулы по мере их превращения в амилоидные фибриллы, но ученые также сообщают, что они обнаружили два соединения, называемые модуляторами молекул, которые могут контролировать этот процесс: одно из соединений замедляет его, другое ускоряет. используются в качестве «химических инструментов», чтобы помочь ученым исследовать, как растут амилоидные фибриллы и как и почему они становятся токсичными.0003
Примечательно, что они предлагают «отправные точки» для разработки лекарств, которые могли бы остановить или контролировать образование амилоидных фибрилл, и помочь в срочном поиске способов лечения диабета 2 типа.
Шина Рэдфорд, профессор-исследователь Королевского общества и профессор биофизики в Центре структурной молекулярной биологии Эстбери в Лидсе, которая руководила исследованием, сказала: «Это захватывающий и огромный шаг вперед в нашем стремлении понять и лечить амилоидные заболевания и для решения серьезной проблемы со здоровьем, которая растет с угрожающей скоростью.
«Обнаруженные нами соединения являются первым и важным шагом на пути к вмешательству малых молекул в болезнь, которая на протяжении поколений обманывала ученых».
Исследовательская группа изучила hIAPP, обычно встречающийся в популяции, и редкий вариант, обнаруживаемый у людей с генетической мутацией, известной как S20G, которая подвергает их большему риску развития диабета 2 типа.
Образование амилоидных фибрилл связано с заболеванием
Понимание образования амилоидных фибрилл является ключевой областью исследований в области здравоохранения. Считается, что образование фибрилл является фактором ряда неизлечимых заболеваний, включая болезнь Альцгеймера 9. 0003
Белковые переходы FUS могут привести к прогрессирующему заболеванию нервной системы
Ученые раскрыли тайну механизма, лежащего в основе типа белка, который приводит к прогрессирующему заболеванию нервной системы.
В исследовании, недавно опубликованном в журнале Physical Chemistry Chemical Physics , исследователи говорят, что РНК-связывающий «слитый в саркоме» (FUS) белок переходит между жидкой и твердой фазами внутри клеток.
Ученые из Японии объяснили в исследовании, что этот переход может привести к образованию гранул рибопротеина, которые вызывают нейродегенеративные заболевания, такие как семейный боковой амиотрофический склероз (БАС), который поражает нервные клетки в головном и спинном мозге, вызывая потерю контроля над мышцами , механизмы которых остаются неясными.
Агрегация белков
Исследователи выяснили, что стоит за агрегацией белков FUS, которая приводит к БАС. Они также сообщают, что аргинин подавляет агрегацию и может быть потенциальным лекарственным средством для лечения ФУС, вызывающего БАС.
FUS представляет собой многофункциональный РНК-связывающий белок, который регулирует транскрипцию и процессинг мРНК внутри клеток. Он в основном присутствует в ядре со следами в цитоплазме. Исследователи обнаружили, что изменение белка FUS и его аномальная агрегация были связаны с развитием нейродегенеративных заболеваний, таких как семейный БАС и дегенерация лобно-височной доли.
Ученые объяснили, что FUS, как и многие другие белки, подвергается фазовому разделению жидкость-жидкость (LLPS) как в искусственных лабораторных условиях, так и в естественных условиях в организме с образованием жидкоподобных капель, содержащих агрегаты рибонуклеопротеинов.
Содержимое продолжается ниже. Хотя предполагается, что LLPS FUS, приводящий к аберрантному переходу жидкости в твердое состояние, вызывает БАС, основной механизм этого процесса остается неизвестным.
Исследователи
С этой целью группа исследователей из Университета Рицумейкан исследовала динамику жидких конденсатов FUS-LLPS. Команда под руководством профессора Рио Китахара обнаружила, как ФУС претерпевает фазовый переход, а также определила новую терапевтическую мишень для БАС.
Китахара сказал: «Необходимо понять механизм перехода FUS из жидкой фазы в твердую, чтобы понять начало БАС и разработать терапевтические средства, нацеленные на FUS».
Он добавил, что предыдущие исследования установили, что LLPS FUS образует два различных обратимых типа жидких конденсатов в равновесии, LP-LLPS (нормальный тип) и HP-LLPS (аберрантный тип), каждый с разными парциальными молярными объемами.
Эта информация послужила основой для дальнейшего развития команды. Они исследовали раствор ФУС с использованием восстановления флуоресценции после фотообесцвечивания (FRAP), УФ-видимой спектроскопии и микроскопии в сочетании с вариациями гидростатического давления.
Старение капель
Исследователи говорят, что результаты экспериментов с FRAP дали некоторое представление о динамике фазовых переходов FUS. HP-LLPS ускорил «старение капель», которое представляет собой зависящий от времени переход жидких конденсатов в твердые агрегаты.
Содержание продолжается ниже. Они обнаружили, что зависящее от времени образование необратимых агрегатов FUS было выше при использовании HP-LLPS по сравнению с LP-LLPS.
Они сказали, что HP-LLPS со временем способствует образованию необратимых твердых агрегатов, что, возможно, может быть причиной старения или дегенерации нервных клеток.
Исследователи заявили, что результаты стали ключом к пониманию тайны перехода жидких конденсатов в твердую фазу.
Китахара добавил: «Мы настоятельно рекомендуем, чтобы образование HP-LLPS посредством однофазного или LP-LLPS могло быть физиологическим путем, лежащим в основе аберрантного преобразования жидкости в твердое состояние жидких конденсатов FUS».
Нейродегенеративные расстройства
Подтвердив, что динамика LLPS является ключом к нейродегенеративным расстройствам, ученые решили заняться поиском потенциальных терапевтических агентов.
Поскольку FUS-LLPS регулируется взаимодействием между остатками тирозина и аргинина, команда оценила влияние малых молекул, таких как аргинин, дофамин и пирокатехин, на LLPS и образование капель. Интересно, что они обнаружили, что все три препарата подавляли образование HP-LLPS сильнее, чем LP-LLPS.
Китара добавила: «Мы были очень рады узнать, что аргинин подавляет агрегацию FUS даже в очень низких концентрациях. Нервные клетки постепенно стареют из-за аномальной агрегации белков, но могут оставаться здоровыми даже при употреблении аргинина. Таким образом, аргинин может быть вероятным лекарственным средством для лечения ФУС, вызывающего БАС».
Хотя аргинин уже продается в качестве пищевой добавки, его влияние на профилактику БАС и замедление его прогрессирования должно быть подтверждено будущими клиническими испытаниями.
Обсуждая их долгосрочные цели, Китахара сказал: «Это исследование является первым, в котором аберрантный LLPS определен как терапевтическая цель.