Украшения русской избы: Декор русской избы (дизайн)

Резные украшения русских изб: какой бывает резьба?

Нарядные кружевные полотенца на стыке причелин, голова коня, птицы или рога оленя на заднем коньке крыши. Рассматривая эти элементы на крышах и фасадах деревянных домов в архитектурных заповедниках и любуясь ими в декоре современных домов, мы часто завидуем умению мастеров и задаёмся вопросом — а как же это сделано?

Традиция эта очень давняя, и наши предки украшали резьбой свои деревянные жилища ещё задолго до крещения Руси. Сначала эти попытки были очень примитивными – просто зарубки на дверных и оконных косяках. Они служили оберегами и охраняли, таким образом, дом от злых духов и всяческих невзгод. Одна к одной, и зарубки – кресты, звёздочки, треугольники из простеньких узоров превращались во всё более сложные фигуры. На фасаде и в интерьере избы они располагались согласно определённым законам. Но постепенно смысл символов утратился, и большинство из них превратились в простой декор.

Вся домовая резьба по технике выполнения и характеру условно делится на такие подвиды:

Объект изображён объёмный. Такой резьбой украшали торцы шпонок-сорок, торцы кокор и опорных столбов крыльца избы или деревянного дома.

Рельефная (глухая)

Её ещё называли корабельной. Узоры, выполненные в такой технике, имеют высокий рельеф и глухой сплошной фон. Это могут быть различные орнаменты, как правильные геометрические, так и растительные. Таким способом можно вырезать животных и сказочных персонажей. Глухая рельефная резьба украшала двери и ставни, часто встречалась и на наличниках.

Прорезная (или пропильная)

Самый распространённый вид резьбы. Рисунок выпиливается пилой или лобзиком. Она намного дешевле глухой резьбы, но, несмотря на это, элементы декора, выполненные в этой технике более интересны в плане игры света и теней.

Многослойная прорезная

Эта резьба имитирует глухую резьбу. Доски с прорезным узором (узоры могут быть совершенно различного рисунка) накладываются друг на друга. Таких досок в конструктивном элементе может быть две, три или четыре.

Накладная

Представляет собой элементы рисунка, выполненные в технике прорезной резьбы и закреплённые на клей или гвозди на резную или сплошную доску. Это тоже имитация глухой резьбы, но изготовить её можно намного быстрее и легче, а изображение при такой технике получается намного чётче.

При наличии такого количества наработанных техник в каждом российском регионе часто предпочтение отдавалось какому-нибудь одному виду. В разных местах вырабатывались и собственные, отличные от других орнаменты. Но при этом нечасто можно было увидеть дом, во внешнем наряде которого использовался бы только один-единственный резной узор. Сюжеты оформления декоративных элементов дома гармонировали друг с другом, даже переплетались между собой, а несквозная резьба при этом соседствовала с прорезной.

Украшения для избы делали и мастера, и сами хозяева. Занимались они этим обычно начиная с поздней осени и всю зиму, в свободные месяцы от забот об урожае. Отсюда и пошло известное выражение «точить балясы» (или балясины). Оно и в наше время означает занятие, которым можно заниматься, когда делать совсем уж нечего.

Сегодня традиции художественной резьбы по дереву во многом утрачены и их приходится создавать заново, по крупицам собирая опыт старых мастеров. Современные мастера осваивают (чаще всего) какую-нибудь одну технику и совершенствуются в ней. Мастеров «на все руки», которые владеют сразу двумя-тремя видами резьбы немного. Но прогресс коснулся и этой сферы. Рынок предлагает резные изделия из доски, изготовленные с помощью компьютерных программ. Этим занимаются небольшие фирмы.

Отделка дома из дерева — только натуральными материалами!

Сборный деревянный дом – экологичность и долговечность!


Красота в деталях: «Очи» русской избы

Восхищаясь достижениями современного искусства, мы часто забываем об окружающих сокровищах наших предков. Всё реже и реже мы встречаемся с творениями русского зодчества — резными наличниками и деревянными кружевами, украшающими жилые дома. А ведь этот уникальный пласт нашей архитектуры является визитной карточкой России.

Наличники были неотъемлемым элементом украшения фасада русской избы. Зачастую, деревянные наличники копировались по форме и расцветке с каменных аналогов, украшавших более зажиточные и дорогие каменные дома, подклети и каменные сельские храмы, построенные профессиональными архитекторами.

Резные «кружева» всегда были не только эстетическим элементом, но и оберегом, который был призван защищать дом от проникновения всякой нечисти. Главными мотивами резьбы были изображения природных сил — Солнца и Земли, встречались и реалистичные изображения животных. К примеру, в Московской, Ярославской, Ивановской, Ростовской областях на наличниках изображали змей и драконов.

Оформление окон являлось своеобразной картиной Мира. В верхней части небо (в славянских поверьях оно было двухуровневым: «нижнее небо» называли «небесными хлябями», а верхнее — «небесной твердью». Небесная хлябь — символ живительной влаги и плодородия. Изображался как волнистая линия или полукружья. Она могла «стекать» по краям окна, изображаясь в виде капелек), а нижняя «твердь земная» (она имела изображения вспаханного и засеянного поля двойные перекрещивающиеся полосы и ромбы с точками внутри). Боковые части наличника называли «полотенцами».Также все части наличника соотносились со сторонами света и с временами года, поэтому, при нанесении на них определенных символов, местоположение каждого играло важную роль.

Главным символом у славян являлось Солнце. Оно ассоциировалось с энергией, силой, мощью и служило оберегом. Изображалось оно, как правило, в виде ромба или равностороннего креста. Солнце для наших предков, олицетворяло высшую силу, дарующую Жизнь. Позже, в наличниках советского времени солнце заменил «цветочек» или пятиконечная звезда.

Ещё одним важным элементом в украшении наличников были громовые знаки, традиционно сопровождающие солнце. (Из курса истории, мы помним, что на Руси, с определённого момента, проповедуется христианство. При этом все народные традиции носят языческий характер). Громовой знак представляет из себя шести- или восьмиконечную звезду, вписанную в круг. Иначе, славяне называли этот символ Перуновым знаком, громовым колесом или коловратом. Он был символом доблести, мужества и магическим знаком русского воинства. Также мог обозначать смену дня и ночи.

Рассматривая диковинные наличники, можно увидеть много интересного, однако, не стоит забывать, что трактовки изображений в разных регионах России могут быть абсолютно разными. Это связано с историей, последующим заимствованием символов и адаптацией их к собственной народной культуре.

В современной России ещё сохранились дома со впечатляющими деревянными узорами на оконных проёмах. Это удивительное искусство передавалось от мастера к мастеру и, по сей день, дома с резными наличниками не оставляют нас равнодушными. Предлагаю вашему вниманию подборку интереснейших образцов деревянного зодчества, рассматривать которые можно бесконечно.

Если вам близка эта тема, добавляйте публикацию в Избранное. Возможно, в вашей местности есть такие же красивые дома, размещайте их фотографии в комментариях. Я буду этому очень рада!

Приятного просмотра!

Русское зодчество. Резные наличники

Русское зодчество. Резные наличники

Русское зодчество. Резные наличники

Русское зодчество. Резные наличники

Русское зодчество. Резные наличники

Русское зодчество. Резные наличники

Русское зодчество. Резные наличники

Русское зодчество. Резные наличники

Русское зодчество. Резные наличники

Русское зодчество. Резные наличники

Русское зодчество. Резные наличники

Русское зодчество. Резные наличники

Русское зодчество. Резные наличники

Русское зодчество. Резные наличники

Русское зодчество. Резные наличники

Русское зодчество. Резные наличники

Русское зодчество. Резные наличники

Русское зодчество. Резные наличники

Русское зодчество. Резные наличники

Русское зодчество. Резные наличники

Русское зодчество. Резные наличники

Русское зодчество. Резные наличники

Русское зодчество. Резные наличники

Русское зодчество. Резные наличники

Русское зодчество. Резные наличники

Русское зодчество. Резные наличники

Русское зодчество. Резные наличники

Русское зодчество. Резные наличники

Русское зодчество. Резные наличники

Русское зодчество. Резные наличники

Русское зодчество. Резные наличники

Русское зодчество. Резные наличники

Русское зодчество. Резные наличники

Русское зодчество. Резные наличники

Русское зодчество. Резные наличники

Русское зодчество. Резные наличники

Русское зодчество. Резные наличники

Русское зодчество. Резные наличники

Русское зодчество. Резные наличники

Русское зодчество. Резные наличники

Русское зодчество. Резные наличники

Русское зодчество. Резные наличники

Русское зодчество. Резные наличники

Русское зодчество. Резные наличники

Русское зодчество. Резные наличники

Русское зодчество. Резные наличники

Русское зодчество. Резные наличники

Русское зодчество. Резные наличники

Русское зодчество. Резные наличники

Русское зодчество. Резные наличники

Русское зодчество. Резные наличники

Русский домашний декор — Etsy Турция

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( более 1000 релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )

  • Посмотрите, как русский дизайнер соединил историю с юмором высоко над Петербургом

    Когда Мария Грудина впервые увидела «Русский дом» — комплекс из 395 квартир в центре Петербурга — она была очарована. Спроектированная так, чтобы напоминать старинный русский дворец с изысканной каменной кладкой и сказочными башенками, резиденция является одним из самых обсуждаемых новостроек города. Грудина и дизайнер интерьеров Тим Вересновский посетили квартиру на верхнем этаже. «Это была башня принцессы, о которой с детства мечтает каждая девочка», — говорит Грудина, соучредитель санатория, у которой три маленькие дочери.

    В то время как большинство квартир в комплексе продавались быстро, агент объяснил, что именно эту квартиру было трудно продать: потенциальных покупателей отпугивали 26-футовые потолки комнаты в башне. Некоторые подумывали разделить его на два этажа. Но Грудина и Вересновский сошлись во мнении, что башня имеет исключительное очарование. Поскольку квартира была слишком мала для ее семьи, даже в качестве pied-à-terre, Грудина, чей основной дом находится за городом, представляла ее как творческое пространство, где она могла бы не только принимать своих гостей, но и проводить литературные мероприятия и другие культурные мероприятия. собрания — место, где можно разжечь воображение.

    Нестандартный дубовый стол в обеденной зоне окружен винтажными итальянскими стульями и увенчан чашей Светланы Левадной и вазой Guaxs. Дубовое зеркало изготовлено на заказ, люстра Александра Каныгина.

    Михаил Лоскутов

    Вересновский уже спроектировал для Грудиной несколько пространств, в том числе номера в ее высокотехнологичном омолаживающем санатории на берегу Финского залива. «Российский дизайн интерьера имеет тенденцию быть очень консервативным, — говорит Грудина. «Мне нравится смелость Тима, то, как он выводит своих клиентов из их зоны комфорта. Если вы можете быть смелым вместе с ним, вы получите отличные результаты, которые необычны для России. У него действительно международное видение».

    Уроженец Санкт-Петербурга, первым увлечением которого была фотография, Вересновский не имеет формального дизайнерского образования. Он подумывал об обучении в русской художественной и дизайнерской школе, но вскоре обнаружил, что в таких учебных заведениях отсутствует то, что он называет «духом современности».

    Он самостоятельно изучал историю дизайна и часто ездил за границу, развивая свою восприимчивость. Фотография уже отточила его взгляд на цвет, композицию и детализацию. «Я хочу, чтобы интерьеры были современными, лаконичными, но при этом я всегда использую исторический подход», — говорит он.

    Винтажная консоль Melchiorre Bega в коридоре увенчана вазой Татьяны Солодовниковой. Стул винтажный, а обои от Casamance. Медный кулон выполнен Александром Каныгиным, а арт ( справа ) — Ингой Брегман.

    Михаил Лоскутов

    Талант сочетать современность и историчность сделал Вересновского идеальным выбором для работы в таком здании, как Русский дом. «У Тима такое тонкое понимание здания и его исторического контекста, — говорит Грудина. «Некоторые дизайнеры забывают об особенностях сеттинга, но все, что он делает, выглядит органично».

    Поскольку комплекс только что был построен, Вересновский начал почти с чистого листа, а также получил карт-бланш от своего клиента.

    (Единственная просьба заключалась в том, чтобы в доме было много света.) «Когда я начинал, квартира была просто бетонной коробкой, — говорит Вересновский, — вроде пещеры Бэтмена — куда-то, откуда можно вылететь ночью и спасти мир». Учитывая расположение и характер архитектуры здания, он знал, что хочет поиграть с историей российского дизайна, включив в него глобальные элементы, соответствующие интересу Грудиной к передовым достижениям медицины и современной культуре.

    На кухне обои, шкафы и стул из эвкалиптового шпона изготовлены на заказ. Ассортимент из Икеи.

    Михаил Лоскутов

    Входная дверь квартиры выходит в вестибюль с полом в шахматном порядке из натурального черно-белого мрамора, который часто можно увидеть в русских дворцах; этому стилю отдавали предпочтение и русские дизайнеры 19 века, перенявшие его у французов и итальянцев. Шашки повторяются в разном масштабе на консоли, а над ней картина маслом современной российской художницы Анны Арктики.

    «Мне нравится ритм, ощущение движения, — говорит Вересновский. Двухцветные узоры стаккато возвращаются в полосатую нишу кухни и ванную комнату, отделанную серо-белым мрамором.

    «Мы знаем историю России, но все мы выросли на мультфильмах Диснея».

    Помня о необходимости света, Вересновский расширил окна гостиной белыми лепными арками, напоминающими традиционные русские архитектурные приемы. Завитушка напоминает богато украшенные дворцы XVIII века в итальянском стиле, заполняющие центр Санкт-Петербурга, пересекаемый каналами. Сделанная на заказ лампа, висящая в центре комнаты, напоминает круглые люстры православных церквей, но ее ярко-белый цвет является полной противоположностью темным церковным ладанам. Кресты, вырезанные из панелей светильника, служат плюсами, намеком на медицинский позитивизм Грудины. Над камином черно-белая картина с изображением Микки Мауса перекликается с православными иконами и привносит нотку ироничного поп-интернационализма.

    «Мы знаем историю России, но все мы выросли на мультфильмах Диснея, — говорит Вересновский.

    Изготовленная на заказ кровать, тумбочки и стены в гостевой спальне обтянуты тканью из искусственной кожи в обрамлении из бука; табуретка с барахолки, подвески на заказ, люстра от Stilnovo.

    Михаил Лоскутов

    Над итальянским письменным столом 1960-х годов в гостевой спальне гобелен Уильяма Морриса напоминает самый легко узнаваемый элемент советского домашнего интерьера: настенный ковер. Настенные гобелены издавна ценились в России за их красоту и теплоизоляционные свойства. В советское время рукотворные варианты уступили место дешевым коврам, которые сочетались с пластиковыми лакированными мебельными гарнитурами, выпускаемыми советским аналогом Ikea. Гобелен во французском стиле регистрирует эту историю, возвращая скромной драпировке ее былую славу, еще один штрих тонкого остроумия Вересновского.

    В главной спальне пара винтажных стульев Romeo Rega по бокам от приставного столика от Zara Home; работа Анны Афониной, обои от Casamance.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *