Успенский монастырь в крыму: Свято-Успенский монастырь (Бахчисарай) — путеводитель по отдыху в Крыму

Православная гордость Крыма – Успенский мужской монастырь

Содержание

  • 1 Древняя история и легенды
  • 2 В окружении других религий
  • 3 Успенский монастырь сейчас
  • 4 Как добраться
  • 5 Фотогалерея:

Между Бахчисараем и Чуфут-Кале, в красивейшем урочище Марьям-дере, находится православное чудо Крыма – мужской Свято-Успенский монастырь, который называют Крымской лаврой.

 

Древняя история и легенды

Точная дата и причины, почему решили построить монастырь именно на этом месте — достоверно неизвестны. Историки считают, что обитель основали в 15 веке, но некоторые учёные предполагают, что она старше, ведёт историю от VIII века, была разрушена, и в XV веке восстановлена.

О создании Успенского монастыря ходит несколько красивых легенд.

Одна легенда говорит, что в скалах была найдена икона Богородицы, которая, будучи унесённой со своего места, каждый раз возвращалась обратно.

По другой легенде на деревню в урочище нападал змей, но в один из дней он был найден в пещере мёртвым, а над ним на скале был образ Марии.

Третья легенда говорит, что икона Одигитрии (Путеводительницы) указывала путь монахам из Трапезунда к месту нового скита. Предание утверждает, что это одна из 72 икон, написанных Евангелистом Лукой.

Вероятно, последнее ближе всего к истине. До 15 века на территории Крыма существовало православное княжество Феодоро (Готия), подчинявшееся Трапезунду, и в его границах действовала Готская митрополия. В15 веке в Успенском монастыре была резиденция готских митрополитов. Хотя они подчинялись Константинополю, но по бедности и удалённости от своей епархии искали защиты у Москвы, и в 18 веке перешли под руку московского патриархата.

 

В окружении других религий

Свято-Успенский монастырь уникален ещё и тем, что он находился между мусульманами и иудеями.

Чуть южнее, в получасе ходьбы, находится крепость Чуфут-Кале, где в 17 веке жили караимы иудейской веры. Чуть севернее — столица Крымского ханства, оплота мусульманства.

Говорят, что крымские татары почитали икону Богородицы, называя её Марьям-Анай (матушка Мария) и, по преданиям, крымский хан приходил к чудотворному лику перед принятием важных решений. Правдивость предания вызывает сомнения, но то, что многие века монахи были форпостом православия в Крыму, и никто не покушался на Успенский монастырь — это исторический и неоспоримый факт.

Чудотворного образа Богородицы, с которым связаны легенды и предания, в монастыре больше нет. Его вывезли в 1778 году греки — румеи, при переселении на север. Во главе с митрополитом Игнатием они покинули деревню Мариамполь возле монастыря и перебрались на берег Азовского моря в город Мариуполь, забрав с собой часть реликвий.

Позже воссоздали копию иконы, а изначальная утеряна, скорее всего, навсегда.

 

Успенский монастырь сейчас

Во время Первой мировой войны здесь размещался госпиталь, а при СССР монастырь не действовал, хотя и оставался популярным местом посещения туристами.

Восстановлен как обитель в 90-х годах. Сейчас монастырские постройки занимают всё урочище, оставляя дорожку – проход к городищу Чуфут Кале, мимо братской могилы павших воинов.

Возглавляет братию архимандрит Силуан.

Как добраться

Добраться до монастыря можно самостоятельно автомобилем по GPS координатам 44.747964, 33.904585, свернув в Бахчисарае с улицы Симферопольской на улицу имени Ленина, переходящую в Гаспринского и затем в Басенко.

Или Бахчисарайским городским автобусом №2 до конечной остановки «Староселье».

От конечной остановки автобуса короткий крутой пеший подъём приведёт на площадку под главным храмом. Там находится святой источник и монастырская лавка. Часть подъёма можно проехать на машине, но делать этого не стоит. Дорога наверх, к храму, не настолько длинна, чтобы лишить себя удовольствия от неторопливой прогулки в красивейшем месте и настроиться на возвышенный лад.

Собираясь посетить монастырь, не забывайте о правилах посещения – оденьтесь скромно, захватите с собой головные платки для женщин, и учтите, что женщина в монастыре должна быть в скромной юбке, а не в мини и не в шортах. Перед входом есть ящики с подобающей одеждой, но лучше одеться как надо заранее.

Делать фото и видео разрешено, но с ограничениями. Нельзя фотографироваться на фоне освящённых реликвий – икон и ликов святых. Об этом есть надпись при входе.

От монастыря уходят лесные дорожки в сторону пещерных городов Чуфут Кале, Тепе Кермен и Кыз Куле, но не стоит планировать их посещение в один день с монастырём.

Впечатлений от Крымской лавры на один день более, чем достаточно.

Фотогалерея:

Экскурсия в «пещерный» город Чуфут-Кале

22 сентября студенты 209 группы под руководством преподавателя Мининок Я.В. совершили путешествие в Бахчисарайский район, где посетили два объекта исторического и культурного наследия Крыма: Свято-Успенский мужской монастырь и «пещерный» город Чуфут-Кале.

Приехав в Бахчисарай на общественном транспорте, по узким улочкам старого города мы добрались до начала экскурсионного маршрута.

Первым объектом нашего посещения был Свято-Успенский мужской монастырь, являющийся культурной и исторической жемчужиной Крыма.

Святая обитель находится в сердце урочища Мариам-Дере (Ущелье Святой Марии или Мариампольское Ущелье) и считается самым верхним краем города. С двух сторон обитель окружают отвесные скалы высотой до 140 метров.

Монастырь основан предположительно в конце VIII – начале IX вв. в эпоху феодальных отношений в Крыму и иконоборничества в Византии. Императоры Исаврийской династии преследовали духовенство и монахов, разрушали монастыри, уничтожали иконы. Монахи и почитатели икон бежали из Византии в Крым. Здесь, на неприступных скалах, и возникли многочисленные монастыри – Шулдан, Челтер, Качи-Кальон, Успенский монастырь. Предполагают, что первоначально здесь был вырублен Успенский храм, вокруг которого позднее возник монастырь: монахи пришли на это место из окрестностей Чуфут-Кале, в XV в. ставшего столицей самостоятельного Крымского ханства. В начале XVI в. крымские ханы перенесли столицу в основанный ими Бахчисарай. Успенский монастырь с XV в. стал центром христианской церкви в Крыму.

Изначально это был небольшой скит. В период Крымского Ханства русские цари Федор Иванович и Борис Годунов покровительствовали Успенскому монастырю. Пленники, которые содержались в крепости Чуфут-Кале, могли посещать богослужения и встречаться в церкви с русскими посланниками. Монастырь почитали и христиане и мусульмане.

Монастырь просуществовал вплоть до 1921 года, когда советская власть под лозунгом антирелигиозной борьбы закрыла обитель. Монастырь стал возрождаться с начала 90-х годов и с каждым годом становится все прекраснее.

После осмотра монастырских владений, где который год идет активное строительство и освящаются новые храмы, мы по ущелью Мариам-Дере (Ущелье Святой Марии или Мариампольского Ущелье) начали подъем на Чуфут-Кале.

Чуфут-Кале… Это название с крымскотатарского языка переводится как «еврейская крепость» (çufut – еврей, qale – крепость), это же название используется в советской научной литературе, а также в русскоязычных работах караимских авторов со второй половины XIX века до постсоветской эпохи

Город возник предположительно в V–VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений.

Есть версия, что его укрепления строились византийскими инженерами в два этапа для защиты стратегически важных дефиле Марьям-Дере и Ашлама-Дере и усиления обороны дальних подступов к Херсону. Вероятно, что в ту эпоху он носил название Фуллы. Город с таким названием встречается в различных источниках, но историки однозначно не могут определить, какое из известных ныне городищ ему соответствует. Население города в этот период состояло в основном из алан.

В эпоху господства в Крыму кыпчаков город перешёл под их контроль и получил название Кырк-Ер.

В 1299 году Кырк-Ер был взят штурмом и ограблен ордынской армией эмира Ногая. В XIII–XIV веках город был центром небольшого княжества, находившегося в вассальной зависимости от правителей Крымского Юрта Золотой Орды. Начиная с XIV века в городе стали селиться караимы, и к моменту образования Крымского ханства они, скорее всего, составляли уже большую часть населения города. Способствовали этому ограничения на их проживание в других городах Крымского ханства.

Кырк-Ер был резиденцией первого хана независимого Крыма Хаджи I Герая. Менгли I Герай основал новый город на месте нынешнего бахчисарайского предместья Салачик, и ханская столица была перенесена туда. В крепости остались жить лишь караимы и небольшое количество крымчаков. В XVII веке топоним «Кырк-Ер» сменяется на «Чуфут-Кале» (в переводе «иудейская/еврейская крепость» с негативным, презрительным смысловым оттенком). Во времена Крымского ханства крепость была местом содержания высокопоставленных военнопленных, там же располагался и государственный монетный двор.

После вхождения Крыма в состав Российской империи ограничения на проживание караимов и крымчаков были отменены, и они стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города. К концу XIX века Чуфут-Кале был полностью покинут жителями.

Получив массу впечатлений и большой заряд положительных эмоций, мы вернулись в Симферополь.

Ст. преподаватель кафедры «Экономика» Я.В. Мининок

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://ueu. crimea.ru/glavnye-novosti/214-ekskursiya-v-peshchernyj-gorod-chufut-kale#sigProId612b33469b

Бахчисарский Свято-Успенский монастырь (Бахчисарай)

Подробные обзоры: порядок отзывов основан на описательности определенных пользователем тем, таких как чистота, атмосфера, общие советы и информация о местоположении.

Популярные упоминания

4,5

420 Обзоры

Отлично

Очень хорошо

Средняя

Ужасные

Alexander_kudrin

Samara, Russia9,206 Взносы

Небольшой скалистый монастыр находится рядом с C-Cave of Chort of Chufut. Кале.

Май 2021 • Семья

Рядом с пещерным городом Чуфут-Кале расположен небольшой скальный монастырь.
Мы поднялись на гору на машине, спустились в пещерный город и только потом добрались сюда.
После долгой прогулки на открытой местности под солнцем монастырь порадовал своей тенью, а также источниками воды.
Вы можете подняться по лестнице в небольшую каменную церковь.
Его убранство мало чем отличается от обычных православных храмов, за исключением того, что можно увидеть стены, высеченные в камне.
Были в межсезонье, в конце мая, но тем не менее посетителей было много.
С высоты открывается прекрасный вид на окружающие монастырь горы и сам монастырь.
Вы точно не пропустите это место, поднявшись на гору или спустившись с нее.

Написано 18 апреля 2022 г.

Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


Оля К

Лондон, Великобритания36 публикаций

Отличный опыт

авг. 2017

Отличный опыт и особая атмосфера вокруг. Также хорошо арендовать машину (вниз по дороге) и съездить на вершину горы (вы сможете увидеть один из самых красивых видов в Крыму)

Написано 21 августа 2017 г.

Этот отзыв субъективное мнение пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


Phillip M

Питтсбург, Пенсильвания66 взносов

Путешествуйте по суше!

окт. 2015

Невероятно! Стоит посетить интерьер. Дайте ему хотя бы полдня, чтобы исследовать его, а также руины вокруг каньона.

Написано 4 сентября 2016 г.

Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


narciskaa

Чехия13 публикаций

Более чем красивый вид

Апр 2015

В пещере есть несколько монастырей, это один из них в Украине. Есть очень хорошие немногие сверху. Мирное и расслабляющее место. Если похода по холму недостаточно, можно отправиться на прогулку по стенам у базы.

Написано 11 февраля 2016 г.

Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


Exinal

Город Лимассол, Кипр181 публикация

Захватывающий дух вид

Июль 2015

Очень красивая церковь, и даже если кто-то не религиозен, в этом районе ощущается особая энергия. Церковь, которая встроена в скалу, стоит посетить, и вид просто потрясающий.

Написано 10 ноября 2015 г.

Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


Stephen Y

Лондон, Великобритания486 публикаций

Захватывающий дух

Сентябрь 2015 г. • Друзья

Монастырь и церковь, построенные на склоне горы. Действительно интересно, даже если вы не религиозны, это стоит посмотреть.

Написано 16 сентября 2015 г.

Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


al3xxx

Киев, Украина90 публикаций

Отлично

Май 2015 • Семья

Крутой подъем в гору и затем лестница. Постарайтесь попасть туда до 17, так как главная церковь закрывается в 18:00

Написано 16 мая 2015 г.

Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


ShoshanaSarahK

3 публикации

Cool

фев 2015

Супер крутой монастырь в горах. Жаль, что нельзя фотографировать внутри, но вид потрясающий.

Написано 17 февраля 2015 г.

Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


TinaQ

Москва, Россия1 910 публикаций

Уникальный

Октябрь 2014 • Пары

Уникальный монастырь, частично высеченный в окружающей горе. Прогуляться можно бесплатно, хотя от парковой зоны немного пешком по холму. Поскольку это святое место для православных верующих, одевайтесь скромно, а женщинам рекомендуется носить платок.

Написано 19 января 2015 г.

Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


Ольга Б

Одесса, Украина45 публикаций

История продолжается

Ноябрь 2013 • Друзья

Высеченный в скале Крымских гор еще в VIII веке Успенский монастырь был центром крымского православия в Средневековье и существовал бок о бок со столицей Татарского ханства. Вы все еще можете посетить старую часть монастыря, вырубленную в скале (точно не знаю, к какому периоду времени она относится), но большая часть пещерного монастыря сейчас закрыта для посещений. Монастырь действующий, большая часть подземной части занята монахами. Администрация восстанавливает соборы, которые были разрушены после большевистской революции, так что это интересное зрелище — активная история, со старыми достопримечательностями. сохраняется и поддерживается, и идет строительство современных церквей. Вы можете подняться в гору на территорию монастыря или подъехать к его воротам. Однозначно стоит посетить, особенно если вы не видели других православных пещерных монастырей.

Написано 24 ноября 2013 г.

Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


Показаны результаты 1-10 из 20

Возрождение и новый статус монастыря в середине XIX века

1. А. Л. [Архим. Леонид (Кавелин)] Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь.

С планом Абхазского приморского берега, с 21-м рисунком памятников христианства в Абхазии и с планом Ново-Афонского монастыря. М.: Совет. В.Ф. Вихтер, 1885.

2. Архивные документы, относящиеся к истории Херсонисского монастыря. Опубл. А. Гроздова // Известия Таврической ученой архивной комиссии. 1888. Т. 5.

3. Бертье-Делагард А. Л. К истории христианства в Крыму. Мнимое тысячелетие. Одесса: наконечник «Славянская». Е. Хризогелос, 1909.

4. Востоков Н. М. Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический. 1800—1857 гг. Биографический очерк // Русская старина. 1879. Т. 24. № 1-4.

5. Гавриил (Розанов), архиеп. Хронолого-историческое описание церкви епархии Херсонской и Таврической // Записки Одесского общества истории и древних. 1848. Т. 2.

6. Гермоген, эп. Таврическая епархия. Псков: Совет. Губернского правления, 1887.

7. Герцен А. Г., Махнева О. А. Пещерные города Крыма. Симферополь: Таврия, 1989.

8. Гроздов А. Сведения о Бахчисарайской Успенской церкви, устроенной в каменной шкале // Известия Таврической ученой архивной комиссии. 1890. T. 9.

9. Денисов Л. И. Православни Монастири Россиджскодж Импери: Полни Спискок Всех 1 105 Nyne Suschestvuyuschikh v 75 Guberniyakh i Oblastyakh rosshhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhahhahhhahly. М.: Изд. А.Д. Ступина, 1908.

10. Дионисий, архим. Панагия, или Успенский Бахчисарайский в Крыму скит: краткое историческое описание, составленное настоятелем оного А. Д. Симферополь: Тип. Таврического губернского правления, 1870.

11. Дмитриевский А.А. Русские на Афоне. Очерк жизни и деятельности игумена Русского Пантелеймоновского монастыря священно-архимандрита Макария (Сушкина). СПб.: Совет. С. Добродеева, 1895.

12. Дубровин Н. Ф. История Крымской войны и обороны Севастополя. Т. 2. СПб.: Тип. товарищества «Общественная польза», 1900.

13. [Иннокентий (Борисов), архиеп.] Речь, произнесенная 15 июля 1854 г. pri zalozhenii v Sevastopole khrama vo imya Svyatogo i Ravnoapostol’nogo knyazya Vladimira, v pamyat’ prosvescheniya ego veroyu khristianskoyu v Khersonese Tavricheskom // Sobranie slov i rechej po sluchayu nashestviya nepriyatel’skogo, proiznesennykh v raznykh mestakh Khersono-Tavricheskoj eparkhii preosvyaschennym Innokentiem, arkhiepiskopom Херсонским и Таврическим. Т. 1. Одесса: Тип. А. Брауна, 1855 г.

14. Иннокентий (Борисов), архиеп. Слово при открытии скита в Бахчисарайской пустыне // Сочинения Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического. 2-е изд. Т. 2. СПб.: Изд. И.Л. Тузова, 1908.

15. [Иннокентий (Борисов), архиеп.] Слово, сказанное в Севастопольском Николаевском соборе во время бомбардировки сего города неприятелями июня 26-го 1855 г. // Москвитянин. 1855. Кн. 1-2. № 13-14.

16. Историческая записка о Херсонисском св. Равноапостольного великого князя Владимира монастыря // Известия Таврической ученой архивной комиссии. 1888. Т. 5.

17. Калиновский В. В. «Древностей — и замечательных, и интересных, и красивых — непочатый угол»: церковное крымоведение (1837—1920). Киев; Симферополь: Антиква, 2012.

18. Камеральное описание Крыма 1784 г. Сообщ. Ф. Лашкова // Известия Таврической ученой архивной комиссии. 1889. Т. 7.

19. Катунин Ю.В. А. Из истории христианства в Крыму: Таврическая епархия (вторая половина XIX — начало XX века). Симферополь: Таврия, 1995.

20. Кондараки В.Х. Универсальное описание Крыма. Ч. 16. СПб.: Совет. В. Веллинга, 1875.

21. Крестьянников В. В. Участие иеромонахов Балаклавского Георгиевского монастыря в Крымской (Восточной) войне 1853—1856 гг. // Севастополь: взгляд в прошлое. Научные статьи сотрудников Государственного архива города Севастополя. Севастополь: Арефьев, 2006.

22. Кулаковский Ю.В. А. Прошлое Тавриды: Краткий исторический очерк. 2-е изд. Киев, 1914.

23. Лебединцев Арсений, прот. О Феодосийской (викарной) епархии // Прибавления к Херсонским епархиальным ведомостям. Одесса, 1861. № 1.

24. Лебединцев А., прот. Столетие церковной жизни Крыма. 1783—1883 гг. // Записки Одесского общества истории и древних. 1883. Т. 13.

25. Ливанов Ф. Бахчисарайский Успенский скит в Крыму: историческое описание: составлено и издано для путешественников Фед. Вас. Ливановым. М.: Совет. «Современ. извест.», 1874.

26. Марков Е. Л. Очерки Крыма: Картины крымской жизни, природы и истории.

СПб.: Совет. К. Н. Плотникова, 1873.

27. Материалы для истории Крымской войны и обороны Севастополя / под ред. Н. Дубровина. Вып. 2. СПб.: Совет. Департамента уделов. 1871.

28. Мельникова Л. В. Балаклавский Георгиевский монастырь в годы Крымской войны // Вестник церковной истории. 2011. № 3-4 (23-24).

29. Мельникова Л. В. Патриотическая деятельность архиепископа Иннокентия (Борисова) в годы Крымской войны (1853—1856 гг.) // Вестник церковной истории. 2007. № 4 (8).

30. Мельникова Л. В. Русская Православная Церковь и Крымская война 1853—1856 гг. М.: Кучково поле, 2012.

31. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1. Т. 25. СПб.: Тип. II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1830.

32. Попов А. В. Успенский Бахчисарайский монастырь. История, архитектура, святыни. Симферополь: Бизнес-Информ, 2016.

33. Родионов Михаил, проф. Статистико-хронологически-историческое описание Таврической епархии: Общий и частный обзор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *