Администрация муниципального района «Усть-Цилемский» — Усть-Цилемский культурный центр отмечает 100-летие!
28 ноября прошло первое юбилейное мероприятие – концерт-подарок «Виват, наш центр культуры!».
На концерт были приглашены ветераны и бывшие работники Усть-Цилемского культурного центра, участники художественной самодеятельности и сотрудники учреждения-юбиляра.
С поздравлениями прибыли партнёры и коллеги, друзья и соратники по творческому цеху – педагоги и воспитанники музыкальной школы, детского центра «Гудвин», воспитатели детского сада № 5 села Усть-Цильма, самодеятельные артисты из Сергеево-Щелья, Уега и Хабарихи:
— детский хореографический коллектив «Ритмы планеты» с танцами «Шаньги-шанежки», «Северные пимы», «Китайский»;
— вокальная студия «MY SONG» с песней «Ты звезды зажигай»;
— ВИА «Оригинальная копия» с премьерой песни «Город огромный»;
— детский фольклорный коллектив «Лапушки» с игрищечной песней «Как вечор девки»;
— преподаватель детской музыкальной школы – Валерия Попова с песней «Гляжу в озёра синие»;
— вокальная группа воспитателей детского сада «Родничок» с творческим номером «Мы желаем счастья вам»;
— Аркадий Чипсанов – «Не скучай калина»;
— Наталья Шишелова – «Желаю».
Со словами приветствий к присутствующим обратилась заместитель руководителя администрации муниципального района «Усть-Цилемский» Е. Е. Еремеева, открыв своим выступлением церемонию награждения работников Усть-Цилемского культурного центра.
Елена Евгеньевна вручила Благодарность главы сельского поселения «Усть-Цильма» заведующему УКЦ Валие Ахмедовне Шишеловой, Благодарственное письмо главы муниципального района «Усть-Цилемский» режиссёру массовых представлений Марии Николаевне Федотовой, Благодарности главы района хормейстерам Андрею Ивановичу Бобрецову и Игорю Николаевичу Поздееву, Почётные грамоты муниципального района «Усть-Цилемский» режиссёру народного театра Зое Викторовне Матуленко и художественному руководителю Любови Ивановне Семеновой.
Церемонию награждения продолжил И.Н. Попов, директор Районного центра культуры, досуга и кино. Он вручил заслуженные Почётные грамоты 12 сотрудникам Усть-Цилемского культурного центра.
В ходе награждения прозвучали поздравления для участницы народного фольклорно-этнографического коллектива «Нареченька» Зои Никифоровны Кисляковой. 10 ноября она отметила своё 80-летие. Илья Николаевич вручил Зое Никифоровне букет цветов и ценный подарок.
В программе концерта состоялась презентация сборника о столетней истории учреждения под названием «Усть-Цилемский культурный центр: взгляд сквозь столетие».
Идея издать сборник об истории Усть-Цилемского культурного центра к 100-летию учреждения принадлежала Татьяне Гавриловне Шишеловой – Заслуженному работнику культуры Республики Коми – непревзойдённому лидеру, наставнику и идейному вдохновителю работников культуры, безвременно ушедшей из жизни. А его появление на свет стало возможным благодаря участию и победе в XVII конкурсе социальных и культурных проектов компании «ЛУКОЙЛ» с проектом «Ровесник века». Книга издана на средства гранта.
Во время подготовки сборника было изучено множество документов, отчётов учреждения из фондов Национального архива Республики Коми, архивного отдела администрации муниципального района «Усть-Цилемский», Усть-Цилемского историко-мемориального музея А. В. Журавского и архива Районного центра культуры, досуга и кино. В издании представлена подборка фотографий сделанных в разные годы существования учреждения культуры в Усть-Цильме за весь столетний период. По её страницам можно проследить основные вехи развития Усть-Цилемского культурного центра, который всегда шёл в фарватере времени – с 1921 года по нынешний 2021 год.
Книга выпущена в свет Коми Республиканской типографией небольшим тиражом – 50 экземпляров. Авторами-составителями являются – Любовь Кондратьевна Рочева, заведующий Центром народного творчества и национальных культур и Татьяна Павловна Дуркина, заведующий организационно-аналитическим отделом муниципального бюджетного учреждения «Районный центр культуры, досуга и кино».
На вековом рубеже созидательный потенциал Усть-Цилемского культурного центра очень велик. Сегодня в нём действуют 28 клубных формирований различного вида, в которых насчитывается 412 человек. За последний десятилетний период создан самый крепкий и многочисленный коллектив за всю историю районного учреждения культуры – 22 талантливых, творческих специалиста, имеющих профессиональное среднее и высшее образование.
Концерт-подарок прошёл с ностальгическим оттенком и навеял воспоминания о прошлых годах. В финале ярко прозвучала песня «Льётся музыка» в исполнении юбиляров.
Источник: Группа ВКонтакте «МБУ»Районный центр культуры, досуга и кино»
Просмотров: 233
путешествие сквозь века — Russian Traveler
Усть-Цильма – центр старообрядческой культуры, старинное село искусных охотников и рыболовов, расположенное в ста километрах от Полярного круга на правом берегу реки Печоры. Здесь сохранились в первозданном виде богатства нематериального культурного наследия старообрядцев. Это песни, плачи, сказы, традиции и уникальный костюм, наполненный особым сакральным смыслом.
В год 100-летнего юбилея Республики Коми красавица Усть-Цильма объявлена столицей межрегионального туристского и историко-культурного проекта «Серебряное ожерелье России». Символично, что именно в Год культурного наследия народов России жемчужина Севера отмечает свой юбилей – 480 лет! Рассказываем, о чем стоит знать перед поездкой в Усть-Цильму.
Усть-Цилемский историко-мемориальный музей А.В. Журавского
В самом центре села на Народной поляне расположен Историко-мемориальный музей А. В. Журавского. Он как обширная энциклопедия познакомит любопытного гостя с основанием Усть-Цилемской слободки, развитием нынешней Усть-Цильмы, историей появления и распространения старообрядчества на Нижней Печоре, природными богатствами и многим другим. Здесь находится более 30 тысяч экспонатов, собранных сотрудниками и местными жителями за 59 лет его существования!
Среди них вы обнаружите и кости мамонта, и древнеправославные рукописные и старопечатные книги и иконы, и коллекцию изобразительного искусства, в том числе работу русского сказочника и художника Сергея Писахова.
Фото: Анелия ЛянцевичВойдя в него, вы сразу поймете, что это не просто музей, где хранятся редкие артефакты, а дом выдающегося ученого и исследователя Севера — Андрея Владимировича Журавского.
Дом часто называют «форпостом науки на Севере», поскольку именно здесь известный ученый организовал первое научное учреждение в Приполярной России, здесь проводил свои исследования. И в этом здании трагически оборвалась жизнь ученого. Сегодня любой желающий может познакомиться с жизнью, трудами и наследием А. В. Журавского, пройдя по залам мемориальной экспозиции.
Интересный факт
В начале 2022 года Усть-Цилемский историко-мемориальный музей А. В. Журавского был номинирован на международную премию «ŽIVA» в Сербии.
Родовые дома
Если вы хотите увидеть, с чего начинается Усть-Цильма, обязательно посетите знаменитые родовые дома. Чтобы получить этот статус, владельцам необходимо проделать большую изыскательскую работу в архивах по восстановлению родословной семьи, выявить знаменитых ее представителей, а также оформить документы для получения специального паспорта.
Родовые дома — не музеи, в них до сих пор живут люди. Здесь бережно хранится множество семейных реликвий: различная хозяйственная утварь, богослужебные книги, иконы, промысловые инструменты, письма и другие свидетели родовой памяти — эти старинные вещицы, зачастую сделанные своими руками, простенькие на взгляд посторонних, но бесценные для семьи.
Фото: Анелия ЛянцевичОдним из старейших известных родовых домов в Усть-Цильме является дом Оськиных-Караванновых 1837 года постройки. Это деревянный двухэтажный дом-двор с 19 окнами и заулком. Он украшен искусными полотенцами и причелинами с прорезной резьбой. В 2022 году ему исполняется 185 лет!
Гостеприимные хозяева таких домов рады поведать путешественникам свои семейные истории и с радостью приглашают посетить их обитель — кладезь традиционного быта старообрядцев.
Усть-Цилемская горка
И по сей день жизнь устьцилем тесно переплетена с многовековыми песенными, обрядовыми и танцевальными традициями. Ярким примером тому служит Усть-Цилемская горка – весенне-летнее обрядовое торжество, июльский праздник предсенокосных хороводов средневековой Руси.
Фото: Юрий КабанцевИнтересный факт
Говорят, в год, когда не пройдет Горка, наступит конец света.
Горка собиралась три раза в год по большим праздникам: на Николин день, Иванов и главная — на Петров день. Раньше для праздника выбирали возвышенность на берегу реки, лугу или в центре села. В таких местах водили, так называемые «Ярилины горки», древние хороводы в честь Ярилы — божества плодородия. Отсюда и название.
Хороводы водили в течение дня до трех раз: на утренний Горке главными участниками были девушки, днем — хороводы водили девушки-невесты и молодицы первого года замужества. Рядом юноши устраивали игры и состязались в борьбе — красовались перед нарядными устьцилемочками, а вечером собирались все жители села.
Фото: Анелия ЛянцевичИ сейчас стать участником хороводов может не каждый, зато увидеть это действо стоит хотя бы раз в жизни! Горочный хоровод — это своего рода сюита, каждая фигура которой отделена паузой от предыдущей и должна кем-то возглавляться. Горка, сплетаясь непрерывными вереницами, расходится по улице шелковыми гирляндами. На протяжении всего гуляния одна фигура сменяет другую, с поклонами, медленными переходам, изображая старые семейные обычаи.
Кстати, раньше гуляния определяли будущее молодых девушек и юношей — праздник сопровождался выбором жениха и невесты.
Интересный факт
Спирали в горочных хороводах — символ цикличности, поворота времени, непрерывного движения жизни, с которым теснейшим образом связана идея материнства и женского подносящего в начала.
Усть-Цилемский костюм
Костюм любит, уважает, ценит и бережно хранит каждая его обладательница. В нем немало элементов и скрытых смыслов. Например, крупные складки на задней части сарафана, придают женщине округлые формы, что в старые времена особенно ценилось у мужчин.
Фото: Анелия ЛянцевичИнтересный факт
Устьцилема говорят: «Спереди должна быть баба, а со спины лошадь».
Брошь, скрепляющая борты рукавов-рубахи на груди, должна быть как можно ярче и красивее, чтобы уберечь от сглаза. Узлы, коих в костюме немало, делаются для того, чтобы нечистая сила в них запуталась. Их вяжут на сарафане, поясе и даже цепях.
Главным элементом женских головных уборов был и остается плат, который носили с младенчества до последних дней земной жизни. Он был первым подарком девочке от крестной вместе с нательным крестиком и поясом при крещении.
Фото: Анелия ЛянцевичИнтересный факт
Ношение платка было знаком приличия девушки, выражение «утерять с головы плат» характеризовало девушек легкого поведения.
На покупку платка не жалели денег, мужчины закупали самые дорогие, расшитые золотыми нитями, которые привозили на Крайний Север из восточных стран. Женщины ценят его до сих пор, если во время гуляний пойдет дождь, каждая уважающая себя устьцилемка, поднимет подол сарафана над головой, чтобы защитить старинный плат от влаги.
Пусть реже, но и сейчас в селе надевают наряд не только на горочные гуляния, но и на второй день свадьбы, невесты стараются соблюдать традицию и в XXI веке. Еще бы, по своей красоте он не уступает белому свадебному платью!
Кстати, познакомиться с традиционным костюмом может каждый! В Историко-мемориальном музее А. В. Журавского для гостей придумали специальную программу — «Одевание». Вам не просто расскажут о костюме, а нарядят в него. Ощущения не сравнятся ни с одним самым модным современным платьем, будь то выпускное или даже свадебное. В костюме хочется держать голову выше и не потому, что узел от платка под косой не дает ее опустить, а из-за того, что весь наряд подтягивает стать, придает ощущение сопричастности к древней русской культуре.
Что значит выражение «красивый бес на бабу влез»?
В первой трети XX века молодые девушки стали носить сарафан под грудью, тем самым значительно подчеркивая ее. У прошлого поколения это вызывало бурю недовольства, такая одежда считалась для староверов «греховной», его называли: «срамной сарафан». Так и появилась загадка: «красивый бес на бабу влез».
Мотивацией к разработке сарафана с заниженной линией груди могла стать разница в численности полового состава населения — преимущественно женщин, вызванное ходом первой мировой и гражданской войнами. Как итог, сарафан прочно вошел в обиход первоначально в качестве повседневной, а затем и праздничной одежды.
480-летие села Усть-Цильма
Юбилей жемчужины Русского Севера станет грандиозным праздником, который соберет жителей и выходцев района, гостей, туристов и путешественников. Как и каждый год, народные гуляния в старинном селе станут местом единения людей и возрождения древних традиций, прикоснуться к которым сможет каждый.
В этом году запланированы масштабные праздничные мероприятия и насыщенная деловая программа. Главные события состоятся в день проведения Усть-Цилемской горки. По устоявшейся традиции 11 июля на берегу Печоры пройдет «Петровщина». Кульминацией станут обрядовые хороводы, песни и гуляния 12 июля.
Фото: Александр КавиевРеспублика Коми ждет каждого, кто хочет открыть для себя старинный мир старообрядчества и воочию увидеть красоту Горки!
Праздничный тур: Посещение столицы «Серебряного ожерелья России»
В этом году Усть-Цильма является столицей туристического проекта «Серебряное ожерелье России». Так называется межрегиональный туристический проект, в котором участвуют 11 регионов Северо-Западного федерального округа. Основная цель проекта – объединить усилия для увеличения турпотока в регионы.
Впервые туристическая компания «Активный Отдых Коми» организовала поездку на национальный праздник «Усть-Цильма Горка». По словам директора Сергея Семяшкина, компания существует более шести лет. Разрабатывает маршруты и организует туры по Республике Коми и за ее пределы: треккинг, восхождения в горы, сплавы на катамаранах по рекам, путешествия на снегоходах. Нынешний пробный тур — первый опыт компании в области событийного туризма.
Фото: Руслан Царегородцев
Усть-Цильма — часть Арктической зоны России, расположенная в труднодоступной местности. Деревня была основана новгородцами в 1652 году и является одной из старейших деревень Европейского Севера. В XVII–XVIII веках сюда переселилось много старообрядцев, укрывшихся от преследований властей. На протяжении столетий из-за труднодоступности территории устьцилемцы представляли собой замкнутую общину. Приверженность населения к старой вере сохранилась и по сей день. Российских и иностранных туристов привлекают знаменитые Усть-Цилемские гуляния, которые проходят ежегодно 12 июля и позволяют погрузиться в атмосферу старинных обрядов.
Туристы проехали маршруткой из Сыктывкара в Усть-Цильму (680 км). Печору переправили на пароме. Дорога с остановками заняла почти 12 часов. Путешественники посетили А.В. Журавского историко-мемориальный музей.
Андрей Владимирович Журавский (1882-1914) — исследователь Европейского Севера России, основатель первого научного учреждения в Приполярье — Печорской естественно-исторической станции Российской академии наук.
Туристы погуляли по селу, посетили местный пляж, искупались в крупнейшей реке Русского Севера – Печоре. В программу поездки входило посещение Петровской ярмарки, где были представлены изделия мастеров народных художественных промыслов и продукция местных производителей. Туристы приняли участие в мастер-классах, где смогли научиться шить традиционный наряд для кукол, вязать узором «писаны», раскрашивать деревянную посуду, плести пояса.
В 2022 году поселок отмечает свое 480-летие. Этому событию был посвящен спектакль «Сказка об Усть-Цильминской земле». Реконструированы исторические события: происхождение и основание Усть-Цильмы, что связано с именем новгородца, члена династии ростовских князей Ивашки Ласки.
Фото: Ольга Березовская
Вечером жители села и гости города собрались на берегу реки Печоры, чтобы посмотреть соревнования по водно-моторному спорту. В ночь на 12 июля они побывали на обрядовом празднике «Петровщина», который проходит ежегодно в канун Дня святых Петра и Павла и является отголоском обрядового погребального обряда.
А вечером 12 июля состоялось главное событие «Усть-Цильминской горки» – фольклорный праздник с хороводами, песнями, танцами в ярких исторических нарядах. Туристы с удовольствием принимали участие в хороводах, наряжаясь в исторические костюмы.
Нечасто деревни в глубинке становятся центром событийного туризма. Организаторы уверены, что такие туры найдут своих поклонников.
Ольга Березовская
Владимир Чупров
Тамара Кула
Культуры неизбежно влияют друг на друга, как положительно, так и отрицательно. Они сталкиваются, сталкиваются, сливаются, делятся, сотрудничают, предают, заимствуют, ассимилируются. Например, коми, саамы, ненцы и русские культуры крайнего северо-востока России имеют перекрывающиеся культурные традиции из-за их общей истории. Порой древние традиции почти сметаются волной этих изменений. С другой стороны, бывают решающие моменты, когда члены общества предпочитают крепко держаться за свои корни, не позволяя им ускользнуть. Владимир Чупров занимается резьбой по дереву и кости как в традициях коми, так и в традициях саамов, сохраняя упорство в искусстве, в котором многое уже было утрачено. Неустрашимый, он учится у уважаемых мастеров, выходя за рамки простого сохранения утраченного искусства. «Я даже как-то его восстанавливаю», — говорит он. Его самоотверженность обещает возрождение форм искусства и культур, которые их создают.
Начало работы
Владимир родился в городе Нарьян-Мар Архангельской области Ненецкого автономного округа. В возрасте пяти лет его семья переехала в Ловозеро, небольшой город в самом центре Мурманской области, известный как саамская столица России. Сейчас, в 39 лет, считает себя местным. В детстве он любил создавать вещи своими руками, строгать и изобретать. Мысль о том, чтобы стать профессиональным художником, пришла ему в голову только позже, когда стало ясно, что область искусства подходит ему лучше всего. Бабушка и дедушка Чупрова тоже были ремесленниками, так что, возможно, он следовал древнему призванию. У них были свои олени у коми села Усть-Цильма по реке Ижме.
Образование и обучение
В 1992 году поступил в Ловозерскую школу на обучение росписи и резьбе по кости и рогу. После двух лет обучения он перестал служить два года в армии и закончить два курса техникума, но вернулся в Ловозеро в 1998 году. «Времена были очень тяжелые. Увидел, что национальное искусство востребовано, стал вспоминать то, чему научился, ходил на уроки мастеров», — сказал Чупров. Он благодарен за опыт, полученный под руководством саамского мастера Йона Уле Андерсена из Норвегии и коми мастера Валерия Лаврентьевича Торопова.
Два стиля
Учеба у саамских и коми мастеров дала Владимиру глубокое понимание обеих культур. Климат играет важную роль в различиях между ними. Саамы со своими лодкообразными санями и своими маленькими скромными домами жили в бесплодной тундре. Напротив, коми имели доступ к березам, растущим вдоль рек Ижмы и Печоры, которые они использовали для своих больших домов в дополнение к множеству других предметов. Различия в образе жизни обязательно отражаются в их искусстве. Детальная геометрическая гравировка на рогах широко распространена в саамской культуре, но не в коми. Животные играют ключевую роль в обеих культурах; В произведениях искусства саамов преобладают изображения куропаток и оленей, в то время как коми традиционно фокусируются на утках, лосях и медведях.
Материалы и темы
В своих творениях Чупров опирается на свой обширный художественный опыт. Саамский и коми-дизайн исходит от каждого из его предметов, будь то посуда, ножи, подвески, фляги, брелки, броши или галстуки-боло. Он работает с костями и рогами северного оленя и лося, а также с кожей. Он также является страстным резчиком по дереву, особенно из березового капа с его красивым мраморным рисунком, полученным в результате ненормального роста. Всего лишь образец его работы покажет березовый ковш, инкрустированный тонкой костью, броши с резьбой и геометрической гравировкой, а также продолговатую чашу из характерного завитка березового капа — с огромным следом на дне. К этой чаше прилагается история: «Когда работа была почти готова, она очень походила на след, и я решил сделать углубления для пальцев и пятки, чтобы подчеркнуть идею». Работу «Сани Афони» он назвал — След Афони — в честь Большой Ноги, по слухам, замеченной близ Ловозерской тундры в 9 в.