Узкоглазые нации: Этнический состав населения. Республика Дагестан

Нигериец, таджик и кореянка — о том, как жить в России с неславянской внешностью

Россияне корейского, таджикского, нигерийского и осетинского происхождения рассказывают о ксенофобии, традициях своего народа, русском патриотизме и своих земляках.

«Я наполовину кореянка, наполовину русская. Я родилась и выросла в Москве. Сразу скажу: нет, я не родственница ни ему, ни ей. Это первый вопрос, который мне обычно задают.

Могу сказать, что сейчас с ксенофобией стало полегче: просто шуточки неудачные, вопросы. Общество стало толерантнее, по моим ощущениям. А раньше было жестко: например, пьяные люди в метро выливали мне на голову банку пива с воплями о том, что я порчу генофонд России.

Считалось, что мой родной район Алтуфьево очень националистический. В какой‑то момент я начала ходить в компьютерный клуб (как бы ужасно это ни звучало), и там работал один из местных скинхедов по кличке Аллигатор. Мы с ним быстро подружились. Удивляло меня то, что спустя годы, когда я уже не жила в этом районе, но приезжала по делам, мои старые связи работали. То есть, когда у меня были проблемы, связанные с моей национальностью, я говорила обидчику: «Давай, звони Аллигатору!» — и это работало.

Раньше ко мне регулярно подходили скинхеды, теперь стало проще. Остались какие‑то мои личные заморочки, например, когда я читаю объявления о сдаче квартиры «Не Кавказ и не Азия», я думаю: так, я родилась в Москве, но я азиатка, считаюсь ли я Азией? А может быть, они про Среднюю Азию? Но у меня мама из Казахстана, а это Средняя… А если «только славяне»? У меня мама кореянка, а папа русский — могу ли я примазаться к славянам? Потом подхожу, смотрю на себя в зеркало и думаю: не, вряд ли. Я долго размышляю, но в итоге решаю: да нет, ребят, я лучше не буду вам звонить.

Единственное, на что я реагирую болезненно, — это шутки про собак. Наверное, потому что я очень люблю собак и не ем никакого мяса уже десять лет

В детском саду у меня не очень складывались отношения с детьми из‑за национальности. Дети более жестокие, они не знают таких понятий, как «толерантность». И в начальной школе тоже было не очень — может, конечно, потому, что я была ботаном. Но мне не хочется так думать.

Так вот, в какой‑то момент я очень хотела сменить фамилию и взять русскую фамилию отца. В 14 лет, когда пришла пора получать взрослый паспорт, я подошла к зеркалу: «Ну какая из тебя Сычева, ладно уж». Меняй не меняй.

Я не очень люблю, когда меня принимают за таджичку или киргизку, и объясняю, что я немножко другое. Бывает, что принимают за таджичку и разговаривают со мной так, как будто я дворником тут приехала работать. Хотя вообще я не обидчивая — например, слово «узкоглазая» я легко произношу и, когда друзья так говорят про меня, не обижаюсь. Если слышу такое на улице, мне неприятно.

Обычно это подростки или какая‑то выпившая гоп-стайл-молодежь, они до сих пор, когда видят меня, начинают вслед пародировать какой‑нибудь восточный язык: «Окяуой уойн ку си». Что‑нибудь такое выдают. Это все не смертельно, но дискомфорт есть.

Единственное, на что я реагирую болезненно, — это шутки про собак. Наверное, потому что я очень люблю собак и не ем никакого мяса уже десять лет. Многие интеллигентные люди, которые в жизни не произнесут слово «узкоглазый», когда узнают, что у меня две собаки, спрашивают, не на забой ли я их выращиваю. Не на еду ли. Мне это не нравится.

На одной работе был парень, который долго на полном серьезе донимал меня: «А ешь ли ты собак?» Я всегда отвечала отрицательно. Но он спрашивал это чуть ли не каждый день и у моих коллег тоже выяснял, не ест ли Цой собак. В какой‑то момент я не выдержала и потушила какую‑то курицу с овощами в лоточке (я регулярно готовлю мясо мужу), принесла на работу и по дружбе предложила коллегам. Он тоже ел и сказал: «О, какая вкусная курица!» А я ему: «Чувак, это собака». После этого вопросов больше не было.

Вообще, я рада, что я кореянка. Когда‑то, когда в детском саду и в школе слишком доставали, я хотела забыть про то, что я кореянка, и быть русской девушкой со свекольным румянцем. Но с возрастом понимаешь, что быть корейцем круто. Сейчас это прозвучит ксенофобски, но все мои худшие черты — рефлексия, лень — это от моей русской половины. Я бы предпочла быть полностью кореянкой: это очень деятельный, упорный народ.

Корейцы на улицах ко мне не подходят — не узнают. Зато шаурменники всегда здороваются, спрашивают, откуда я: «Не из Элисты ли часом?» Киргизия, Таджикистан, Узбекистан — они меня за свою принимают.

Конечно, когда я вижу кореянку/корейца где‑то на работе или в баре, то мы — «две узкоглазые рожи» — чаще всего находим о чем поговорить. Не могу сказать, что это прямо какое‑то особое единение, но есть некая сопричастность, что ли.

Я не требую ни от кого знания какой‑то истории азиатских народов, но мало кто здесь знает, что корейцы и японцы, вообще-то, не братья никакие — более того, друг друга ненавидят. Это долгая история угнетения корейского народа, но японцы думают иначе. Но когда на работу к нам приходит экскурсия японцев, все дружно кричат: «Юля, твои родственники пришли!» Но нет, у корейцев с японцами не складывается. Семья моей бабушки бежала от японцев в Китай, а потом еще дальше. Никто не обязан знать эти внутриазиатские разборки, конечно.

От советских властей корейцы тоже получили, семья моей мамы оказалась на Дальнем Востоке, а оттуда грузили эшелонами в Среднюю Азию. То ли боялись, что корейцы будут шпионить на Японию, то ли боялись перепутать корейцев и японцев в случае конфликта. Поэтому отправили в Среднюю Азию, там все похожи. Так мама оказалась в Казахстане, потом приехала учиться и вышла замуж в Москве.

Если говорить про устройство традиционной корейской семьи, то она патриархальная. Например, моя прабабушка-кореянка никогда не работала. Куда бы их ни привезли, хоть в Среднюю Азию в чистое поле, она никогда не шла на работу. Она занималась домашним хозяйством, вышивала-вязала. Не было такого, что «семье жрать нечего, пойду поработаю». Она знала, что женщина должна быть дома. Они в Китае и, видимо, до этого в Корее жили очень обеспеченно, так что у моей бабушки первое воспоминание — как мелькают пятки рикши, который бежит и тянет повозку, в которой она с родителями восседает.

У мамы тоже есть своего рода «корейский комплекс». Например, она часто вспоминает, как она, будучи замужем за русским мужем в Москве, впервые почистила рыбу. А в ее семье считалось, что чистить рыбу — это мужская работа. Так вот, она рассказывала, что чистила эту рыбу и рыдала. А когда я — года в двадцать два — позвонила ей и сказала, что сама подключила стиральную машинку, мама тоже решила, что это конец.

Есть такая складочка на веке, называется сангапури — и это предмет вожделения всех кореянок. Чтобы она появилась, делают пластические операции. Например, у меня есть родственница, которая так хотела эту сангапури, что она брала шпильку с круглым кончиком и водила до тех пор, пока у нее там рубец не появился в виде этой складочки. Это надо обладать корейским упорством, чтобы так вот делать. Еще у корейцев мало выражена переносица, а у тех, кто наполовину кореец, она есть.

А еще у кореянок плохо растут волосы на теле. Например, мне 27 лет, а у меня до сих пор не растут волосы под мышками. И это я наполовину кореянка, а у совсем корейцев и на ногах часто не растут. И конечно, азиаты очень молодо выглядят, долго живут и обычно сохраняют хорошую форму до старости. Это круто, я очень благодарна маме за азиатские гены.

На самом деле я не считаю, что нужно запрещать, например, «Русский марш». Если у людей такая позиция, пусть они ее выскажут в своем Марьино. Главное, чтобы они по дороге не громили все палатки и не били людей. А если есть какое‑то мнение, не надо запрещать его высказывать. Запретный плод еще слаще.

Другой вопрос, что нужно приспосабливаться под ту страну, в которой ты живешь. Внутри семьи и с родственниками мне очень приятно соблюдать какие‑то корейские традиции, праздники, иметь национальный костюм, я это все храню, люблю и не хочу терять. Этого вполне достаточно».

Меня зовут Сэм, мне 22 года. Я родился и вырос в городе Мытищи, в этом же городе закончил школу.

Я провожу мероприятия, в основном экскурсии в Москва-Сити. Самые главные мои увлечения — это музыка и политика/история: я люблю Баха и Обаму.

Моя национальность называется нигериец, так как я сын нигерийца и нигерийки, народность — йоруба. Когда меня спрашивают: «Откуда ты?» — я отвечаю: «Из Нигерии». Когда меня спрашивают: «Кто ты?» — я отвечаю: «Афророссиянин».

Самое трудное — объяснять россиянам, что «негр» — это вульгарное и оскорбительное слово.

В Советском Союзе ничего не знали об африканцах, поэтому «меня в школе так научили» не может служить оправданием невежеству. Большинство после подобного замечания понимают, иногда извиняются, некоторым же приходится приводить пример «кацапа» или «хача».

Если я общаюсь с человеком, который мне хотя бы немного дорог, я даю ему понять, что «негр» — это оскорбление. Если незнакомец использует это слово, то иногда я могу спросить его, знает ли он его значение. Представитель негроидной расы по-русски — не «негр», а «негроид».

В школе меня интересовала история только двух стран, США и России, затем со временем стал больше интересоваться Нигерией. Тем не менее традициям йоруба я следовал с детства, ведь я вырос в такой семье. Например, довольно долгое время я не мог обращаться на «ты» к людям, которые старше меня лет на десять, потому что дома это было строжайшим табу.

Нигерийская семья — это строго патриархальная семья: я могу пересчитать по пальцам одной руки случаи, когда разрешение на то или иное действие я получал от матери. Также это строго религиозная семья: каждое воскресенье я сидел с семьей на лавочке в протестантской церкви. Это также строго консервативная семья: моей сестре отец позволил носить брюки только тогда, когда она стала тинейджером.

Наверное, если бы я стал рок-звездой, то внимание поклонников для меня не стало бы каким‑то событием, потому что я вырос в России и привык к повышенному вниманию к своей персоне. Помню, как однажды шел с другом и ему, видимо, сильно надоело это, он остановился посреди улицы и закричал: «Вы … (достали) пялиться».

Сейчас, с появлением интернета, с вниманием стало чуть полегче, но я помню случаи, когда за один день я мог сфотографироваться с незнакомыми людьми с десяток раз.

Однажды услышал фразу о себе от женщины: «Ну ничего себе, я не знала, что они бывают красивыми»

В подавляющем большинстве случаев внимание следует из любопытства: если ты из Чебоксар и впервые увидел черного человека не по телевизору — я с удовольствием сфотографируюсь, меня это не напрягает.

Сейчас никто мне не верит, но в начале 2000-х годов меня постоянно спрашивали, сам ли я закручиваю волосы. Нет, не в шутку, а с просьбой потрогать и неподдельным изумлением на лице. Как‑то я ехал в метро и читал книгу, на одной из станций в вагон вошла семья с мальчиком лет шести. Как только мальчик меня увидел, он произнес что‑то вроде «Ну ничего себе» и минут пять восклицал в удивлении. Я не стал его прерывать и не отрывался от книги, притворившись, что не замечаю происходящего. Затем он все-таки решился и направился в мою сторону, но мама его одернула.

Самое забавное — россияне уверены, что черные люди вообще не говорят по-русски, поэтому я довольно часто становился свидетелем открытого комментирования себя. Однажды услышал фразу о себе от женщины: «Ну ничего себе, я не знала, что они бывают красивыми». Она думала, я не понимаю, что она говорит.

Многие люди, особенно ввиду последних событий в Европе, думают, что глобализация — это какая‑то либеральная напасть, но, как мне кажется, это то состояние, которое ведет человечество к прогрессу: общество людей, которым не нужно будет себя отождествлять с какой‑то расой и уж тем более территорией. Насчет традиций — то, что человеку нравится делать, он и будет делать, будь он в Австралии или Уганде, а все остальное отпадет за ненадобностью. Мне так кажется.

Если у меня и проверяют документы, то в 99,9% случаев полицейский делает это для того, чтобы поговорить: «Откуда ты? Из Нигерии? У вас там, видать, жарко? Зиму ненавидишь, наверное?»

Каждый коренной народ России ксенофобен по-своему. По-моему, в России больше стоит вопрос самоопределения — россияне все никак не могут понять, что они не русские, татары или лезгины, а россияне. Зачастую они с трудом принимают друг друга, чего уж говорить об африканцах или латиноамериканцах.

Русский — самая большая национальность России, государствообразующая национальность, но ни в коем случае не привилегированная. Также я никогда не понимал слов по типу «русский — это состояние души». Помню, у меня как‑то завязался спор с одной гостьей моей экскурсии.

— Да ты же наш, русский, — говорила она.
— Нет, я не русский. Я россиянин, — отвечал я.

Все народы России грешат пустым бахвальством тем, к чему причастны только по причине случая рождения. Почему именно футболка «Я русский» или кепка «Чеченец» называется сегодня патриотизмом, в то время как здравый скепсис — не патриотизмом, я не знаю.

Когда я слышу откровенно дурацкий анекдот про национальные стереотипы, мне становится очень стыдно за того, кто его рассказывает. Порой кажется: мог бы — покраснел.

Стереотипы — это плохо, но стереотипы иногда оказываются правдой. Но это не значит, что нужно постоянно исходить из того, что все русские — алкоголики».

«Я родился в Таджикистане, но в младенчестве переехал с родителями в Москву. Вообще, я наполовину таджик, наполовину узбек. По сути, я больше русский, чем таджик. Но для россиян я никогда не буду русским, а для таджиков я никогда не буду таджиком.

На самом деле моя национальность — это одновременно моя большая боль и главный источник вдохновения. Я очень ранимый человек и очень тяжело к этому отношусь, даже спустя много лет болезненно воспринимаю шутки на тему национальности. Когда мне друзья говорят в шутку слово «хач», я могу пошутить в ответ, что я не хач, а чурка. Это не обижает меня, только если так скажут близкие друзья или такие же нерусские, как и я. Это как, знаете, негр пошутит про негра, что он негр, — будет нормально, а если русский уже так будет делать — неприятно.

Когда это делают незнакомые люди — ты не понимаешь, они так пошутить хотят или постебаться над тобой по-злому. Конечно, когда люди спрашивают, откуда я, это нормально, человеку интересно, нет проблем — я отвечу. Когда называют меня гастарбайтером — это уже проблема. Сталкиваюсь я с этим везде на самом деле — на улице и на работе.

Когда я учился в школе: в начальной и средней, был один мальчик, который называл меня «чурка», я вообще тогда не знал, что это значит.

Избили за национальность меня только однажды. Я не думаю, что это были скинхеды, скорее просто пьяные отморозки, которым не понравилось мое лицо. Это было шесть лет назад, я занимался на турнике во дворе и услышал, что какая‑то толпа идет со спины. Там были еще какие‑то маленькие мальчики, они испугались и убежали, один из них черный был. А я увидел, но подумал: «Ну что я, убегать, что ли, буду?»

И вот они прямо со спины набежали и стали меня избивать. Просто нос сломали, помяли чуть-чуть. Самое смешное, что я в какой‑то момент упал и говорю: «Вы че, я же свой». А они сказали, что нет, ни хрена я не свой.

На меня все это повлияло, отпечаток оставило. Когда люди узнают, что я таджик и работаю в продакшене, что я продюсер и режиссер, снимаю свое кино, многих это очень удивляет. Люди считают, что приезжие из Средней Азии и Кавказа наглые, ведут себя как‑то не так. И некоторые действительно себя так ведут, зачастую это защитный механизм от страха, что тебя не принимают, что ты здесь чужой.

В Америке никто не мог понять, кто я — грек, португалец, еврей, а в России всем очевидно, что я нерусский, но кто — непонятно из‑за того, что у меня наполовину европеоидная, наполовину монголоидная кровь и разрез глаз не очень выраженный, но все-таки я темненький. Когда я с бородой, я похож на кавказца. Однажды я даже играл в сериале «След» кавказского сутенера, имитировал кавказский акцент.

Хотел бы изменить стереотип, что таджик — это обязательно какой‑то необразованный, слабый, беззащитный гастарбайтер. Я ведь не такой

По-таджикски я понимаю, но говорю с русским акцентом. Сейчас я понимаю отрывки, но в детстве я разговаривал на таджикском. Одно время моя национальность была моим комплексом, какое‑то время мне было стыдно признаваться, что я таджик. Я врал, что я турок, чтобы дети со мной общались. Потому что обсуждали Азию и Кавказ, что они «тук-тук», с гор спустились. И я сказал, что я турок, чтобы ко мне не приставали.

В какой‑то момент я стал понимать, что из всей этой национальной истории нужно вытаскивать что‑то положительное для себя. Я начал говорить людям, что я такой целеустремленный, потому что я таджик, и это круто. Наверное, это какая‑то наивная позиция, какой‑то юношеский максимализм, но я искренне хотел бы изменить отношение людей к своей нации. Хотел бы изменить стереотип, что таджик — это обязательно необразованный, слабый, беззащитный гастарбайтер. Я ведь не такой.

Я воспитывался в восточной семье, но отец пытался европеизировать это воспитание. Например, все таджикские семьи друзей общаются на вы с родителями, папа никогда такого не хотел, поэтому мы с ним на ты. Но иногда папе кажется, что мы с братом его недостаточно уважаем.

С кем меня еще путают? С кабардинцем, с балкарцем, с чеченцем, дагестанцем. Ко мне часто подходят, говорят: «Брат, помоги или подскажи». То есть они видят во мне своего и просят помочь. И я помогаю.

Если двадцать лет назад таджиков в России из интеллигентных семей, приезжающих не на заработки, а на более престижную работу, было в несколько раз меньше, то сейчас их достаточно много. И даже если люди из деревень, то они идут в школу, они ассимилированы. И мне кажется, что отношение меняется в лучшую сторону.

Когда я слышу какие‑то разговоры про гастарбайтеров или какие‑то негативные вещи про национальности, я говорю: «Я таджик». Я люблю входить в конфликт на эту тему.

У меня нет друзей среди таджиков и узбеков вообще. Есть знакомые, друзей нет. Конечно, если я вижу, что парень-таджик образованный, нормальный, то для меня он свой. Он должен быть таджиком, но таким же ассимилированным. Если он только оттуда, то с ним сложнее.

Я недавно ездил на конференцию в Казахстан, в Алма-Ату, от ОБСЕ, читал там лекции для студентов из Центральной Азии. И мы с ними были на одной волне. Я был удивлен. У меня тоже есть стереотип, что большинство девушек из, например, Таджикистана менее образованные, меньше следят за собой, чем девушки в России. А оказалось, они хорошо и модно одеваются, у них у всех есть айфоны. И мы можем найти общие темы. То есть жизнь точно такая же. Люди образованные и интеллигентные — они во всем мире есть и легко найдут общий язык друг с другом.

Если мальчику 14 лет, его донимают национальностью, реально обижают, пусть дает в морду. Это поможет. Сейчас, в моем возрасте, уже морду не набьешь, хотя мне иногда хочется. Но я знаю, например, что ребята с Кавказа в обиду себя не дадут. Их не будут донимать, потому что они могут за себя постоять. А вот про таджиков принято считать, что это гастарбайтеры, слабые люди, мишень для насмешек. Не надо такого позволять в отношении себя.

Нужно просто делать то, что ты любишь, развиваться, учиться. И тогда твоя национальность неважна.

Я считаю, что можно примерять на себя только стереотипы хорошего толка. Скажем, таджики очень славятся гостеприимством, щедростью. Мне говорят, что я очень гостеприимный и щедрый. И мне это приятно. Хотя я понимаю, что это ведь все-таки стереотип. Даже не стереотип, а национализм: ты судишь о человеке по его нации, а это неправильно. Но уж лучше так, чем в другую сторону».

«Я живу в России с самого своего рождения (то есть с 1974 года), потому как являюсь гражданином России. Родился я в столице Республики Северная Осетия — Алания, в городе Владикавказ (в СССР он назывался Орджоникидзе). Мои родители также из России и до сих пор живут здесь.

Я преподаю на журфаке СПбГУ (доцент, кандидат политических наук). Хобби — рассказывать всем о своей национальности. В этих рассказах я обычно и провожу свое свободное время.

Я осетин. Мы гордимся тем, что являемся единственными потомками алан, сохранили язык, культуру и традиции. Кроме того, мы православные.

Конечно, я дико горжусь тем, что я осетин. Никаких неудобств или тем более преимуществ от этого не испытываю. Бывают, конечно, проблемы с полицией и дурными жителями больших российских городов, но мы как‑то с детства к этому привыкаем и не обижаемся. Дебилов хватает и у нас.

Конечно, я знаю традиции и культуру осетин, но вот с родным языком у меня проблемы. В Осетии все хорошо говорят по-русски — да и Владикавказ — многонациональный город. Поэтому осетинским языком я владею гораздо хуже, чем английским. Но не вижу в этом проблемы — валлийцы вон тоже в большинстве своем не говорят на валлийском, но это никак не влияет на их национальное самоощущение. Я горжусь тем, что я осетин, и никакая глобализация не в силах повлиять на мое национальное самоощущение.

Моя семья — обычные осетинские интеллигенты. Предки жили в горах, а последние три-четыре поколения и по папе, и по маме — врачи и педагоги.

Не сказал бы, что у меня экзотическая внешность: большие носы бывают и у евреев, например. Понятно, что есть определенные представления о кавказцах-террористах, и я подхожу под эти стандарты. Особенно когда небрит. Но это не та проблема, которая мешает мне жить.

Смешно, что в Питере меня считают нерусским, а вот в Берлине, например, я всегда русский.

Проблемы с полицией бывают, но с каждым годом их становится все меньше и меньше. Полицейским плевать на твою национальность. Главное — наличие паспорта.

В Питере скинхеды чертовски интеллигентны — у меня никогда с ними не было проблем. Так, дрались пару раз — и все. Выбирая между скинхедами и полицией, предпочту первых

Люди в России вежливые и тактичные. И не такие уж они ксенофобы. Конечно, есть такая нация — русские. То, что русский ничем не отличается от нерусского внешне, не значит, что нет такой нации. Достойная великая нация. С богатой историей, великим языком и изначально хорошими традициями.

Не знаю, почему вы считаете, что слово «русский» приобретает какую‑то негативную коннотацию. Футболки с надписью «Я русский»? Да бог с ними: нравится — носите.

С представителями других национальностей меня, конечно, путают, в Москве или Питере без разницы, осетин ты или аварец. Для местных мы на одно лицо. Как китайцы. Хотя вот знают, что Боллоев, Гергиев и Дзагоев — осетины.

Мне плевать на «Русский марш» и тех, кто в нем участвует. Я по воскресеньям в футбол играю.

В Питере скинхеды чертовски интеллигентны — у меня никогда с ними не было проблем. Так, дрались пару раз — и все. Выбирая между скинхедами и полицией, предпочту первых.

На шутки я не обижаюсь. Национальные стереотипы созданы не для того, чтобы воспринимать их буквально. Это лишь один из способов идентификации нации или чего‑то там еще. Мне нравятся стереотипы — люблю под них подстраиваться. Поэтому за границей я русский — и я пью. А осетинам присущи лень и храбрость.

Есть, конечно, такие слова, на которые я могу обидеться. Но к национальности они не имеют никакого отношения. И за них я просто даю в морду.

В слове «негр» лично я не вижу ничего плохого.

Для меня тема национальности не болезненна. Я настолько привык к разговорам об этом вокруг, что уже давно не обращаю на них никакого внимания. Нет смысла бороться со стереотипами — в жизни есть куча других более интересных вещей».

Пять расовых стереотипов, которые развенчала наука

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

С расизмом можно бороться с помощью фактов и науки

В мире сложилось немало стереотипов и предрассудков в том, что касается расовой принадлежности, но это вовсе не означает, что они соответствуют действительности. Иногда в них верят даже те, кто ни в коем случае не считает себя расистом.

Многие, руководствуясь самыми лучшими побуждениями, опытом и культурной историей, придерживаются взглядов, которые не соответствуют научной теории генетики человека.

Например, некоторые считают, что азиатским школьникам с рождения легче дается математика, что чернокожие люди лучше чувствуют ритм и что евреи лучше распоряжаются деньгами. Почти у каждого из нас есть знакомые, которые так считают.

  • Как коронавирус породил вспышку расизма и что с этим делать
  • Американский Black Star против российских рэперов: перепалка о расизме без конца

«В наши дни проявления открытого расизма встречаются чаще, чем когда-либо на моей памяти. Нам необходимо противостоять ему фактами», — говорит генетик и ведущий Би-би-си Адам Рутерфорд.

По его словам, научный подход к этой проблеме позволяет отделить факты от мифов.

Вот пять развенчанных наукой расовых мифов.

Миф 1: ДНК чернокожих и белых сильно отличаются

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Факт: практически у всех людей ДНК одинакова

Основным пигментом в коже человека является меланин. Он защищает нас от солнца.

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

Он поглощает ультрафиолетовые лучи, не позволяя им разрушать фолиевую кислоту (витамин В9) — один из ключевых витаминов организма.

Многие гены участвуют в биохимических реакциях, которые способствуют выработке меланина. Естественные вариации в этих генах обуславливают разнообразные оттенки кожи людей.

Выходит, что внутри человеческой расы наибольшее генетическое различие — между черными и белыми? Отнюдь нет.

Во-первых, у всех людей ДНК практически одинакова, генетических различий очень мало. Этот факт обусловлен тем, что человечество зародилось на африканском континенте.

Во-вторых, в Африке наблюдается гораздо большее генетическое разнообразие, чем во всем остальном мире.

У двух представителей разных племен в ЮАР может быть больше генетических различий, чем у шриланкийца, коренного новозеландца и русского.

Мы можем делить людей на белых, черных или коричневых, но эти внешние факторы не являются точным индикатором наших генетических различий или сходства.

Миф 2: существует «расовая чистота»

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Факт: «расовой чистоты» не существует

Нам кажется, что определенные районы, территории или народы бывают изолированы — будь то в физическом или культурном смысле — и эти границы представляются непреодолимыми.

Но история и генетика считают иначе. По сути, ни один народ нельзя считать статичным.

«Всю свою историю люди перемещались по миру и занимались сексом, когда у них возникала такая возможность», — поясняет доктор Рутерфорд.

Иногда эти перемещения были массовыми и происходили за короткий промежуток времени.

Чаще всего народы остаются на одном месте многие десятки лет, и может показаться, что у них появляется географический и культурный якорь.

«Тем не менее, у каждого нацистского лидера были предки евреи. У каждого сторонника идеи о превосходстве белых были предки с Ближнего Востока. У каждого расиста есть предки из Африки, Индии, Восточной Азии, как, в принципе, и у всех других людей», — объясняет доктор Рутерфорд.

«Расовая чистота — это чистой воды фантазия. Для людей не существует такого понятия, как чистая кровь. Есть лишь полукровки, в жилах которых течет кровь множества народов», — сказал ученый.

Миф 3: «Россия для русских», «Англия для англичан»

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Можно ли с уверенностью сказать, кто был первым жителем на территории нынешних стран?

Некоторые люди испытывают неприязнь по отношению к мигрантам и беженцам, которые приезжают в их страну. В последнее время подобное отношение стало тенденцией во многих странах мира.

В качестве примера можно вспомнить стрельбу в кальянной немецкого города Ханау, случившуюся 19 февраля. Устроивший ее мужчина был движим радикальными идеями ультраправых о высылке и уничтожении мигрантов.

Ультраправые уже долгое время выражают свое недовольство миграцией, заявляя «Германия для немцев», «Франция для французов», «Турция для турок», «Италия для итальянцев» и так далее.

«Возвращайтесь назад, убирайтесь домой», — эту оскорбительную фразу мигранты все чаще слышат во многих странах.

Автор фото, Litalia Agli Italiani / Facebook

Подпись к фото,

В Италии существует коалиция ультраправых «Италия для итальянцев»

По правде говоря, в Германии, Франции, Турции и Италии иммиграция существовала на протяжении всей их истории. По сути, это относится ко всем странам.

Например, британские острова стали домом для мигрантов с тех пор, как они отделились от континента около 7500 лет назад.

Перед тем, как их завоевали норманны в 1066 году, на острова вторгались викинги, англы, саксы, гунны и другие народы и племена.

До них на островах правили римляне, которые, в свою очередь, не были чистокровными жителями Рима, а представляли обширные территории империи — от Сахары в Африке до Ближнего Востока.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

В 1972 году перевозчики мяса пришли с протестом к зданию Хоум офиса с транспарантами «Британия для британцев» и требованием остановить иммиграцию в страну

А примерно 4500 лет назад в Британии жили преимущественно фермеры, потомки людей, перебравшихся туда из Европы по суше, связывавшей нынешнюю Голландию с западной частью Британских островов.

По анализу ДНК ученые пришли к выводу, что у них был оливковый цвет кожи, темные волосы и карие глаза.

А до них там обитали охотники-собиратели, кожа которых была еще темнее.

Поэтому, когда радикальные партии или расисты заявляют «Франция для французов» или «Италия для итальянцев», рассуждая о коренных жителях, кого конкретно они имеют ввиду?

Миф 4: ДНК-тест может доказать, что человек на 100% белый

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

У каждого человека сохраняется ДНК лишь от половины предков — вплоть до 11 поколений

Люди интересуются генеалогией и своей родословной, но особенно в этом преуспели расисты.

Сторонники превосходства белой расы, националисты и антисемиты облюбовали сайты, вроде Stormfront, на которых они обсуждают популяционную генетику и занимаются отрицанием Холокоста.

Они покупают ДНК-тесты, например, у компании Ancestry DNA, пытаясь доказать, что они на 100% белые или не имеют еврейской крови.

Но их логика несостоятельна.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

ДНК человека не содержит информации о всех предках

ДНК-тест может поведать вам что-то интересное об истории вашей семьи. Он очень полезен в том, что касается выявления родства — например, в случаях с пропавшими братьями или сестрами, а также в определении биологических родителей.

Однако его возможности ограничены особенностями биологии.

Со временем в ДНК людей начинают исчезать следы их далеких предков, и спустя поколения этот потерянный объем становится огромным.

У каждого человека сохраняется ДНК лишь от половины предков — вплоть до 11 поколений. Так что вполне вероятно, что у вас может не оказаться генетического родства с вашими предками, которые жили относительно недавно — в XVIII веке.

«Вы произошли от большого числа людей со всего мира — от тех, кого вы знаете и считаете своими предками, и от еще большего числа тех, о ком вы понятия не имеете. Со многими из них у вас нет существенной генетической связи», — объясняет доктор Рутерфорд.

Миф 5: Чернокожие бегают лучше белых

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Некоторые считают, что чернокожие спринтеры имеют преимущество в беге благодаря своему происхождению

Последний раз белый спортсмен выиграл олимпийский финал в беге на 100 метров в 1980 году. Это был британец Аллан Уэллс.

С тех пор чернокожим спортсменам нет равных в этой спортивной дисциплине. Поэтому многие считают, что они имеют преимущество в беге благодаря своему происхождению.

«Возможно, существуют вероятностные прогнозы об этнической принадлежности и спортивном успехе, основанные на генетике, — сказал доктор Рутерфорд, — но даже в лучшем случае они будут неубедительными».

Понять генетику спортивного успеха крайне сложно.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Генетика не может заранее определить победителя

По словам доктора Рутерфорда, физическую силу определяет множество факторов, в том числе размер сердца, эффективность поглощения человеком кислорода и восстановления мышц.

Это все относительно хорошо изученные явления, основывающиеся на генетике человека. Но есть и другие физические характеристики (например, гибкость и координация), о которых у ученых пока меньше информации.

Кроме того, существует и психологическая составляющая. Это, например, решительность, упорство, концентрация и принятие рискованных решений.

Науке известно, что люди, преуспевающие в быстрых, энергичных видах спорта, как правило, обладают более высоким процентом «быстро сокращающихся» мышечных клеток, которые позволяют быстрее выделять энергию.

Автор фото, Getty Images

В основе генетического объяснения находится ген альфа-актинин-3 (ACTN3).

Исследования показали, что у элитных спортсменов, выступающих в силовых видах спорта, чаще встречается R-тип ACTN3. Исследование указывает, что ген встречается чаще у афроамериканцев (96%) по сравнению с белыми американцами (80%). Как видим, разница есть, но она небольшая.

Это дает небольшое преимущество афроамериканцам в динамичных, взрывных видах спорта, но это абсолютно не объясняет, почему чернокожие спринтеры превосходят белых соперников.

Если бы все сводилось к тому гену, то, соответственно пропорции, на каждых шесть чернокожих элитных спринтеров приходилось бы пять таких же первоклассных белых бегунов.

По словам доктора Рутерфорда, это упрощенный анализ, но все же это хороший пример того, как генетика не может быть использована для оправдания расовых стереотипов в спорте.

Почему у азиатов маленькие глаза? –teachnthrive.com

У выходцев из Восточной Азии и других групп маленькие глаза. За этой характеристикой стоит «эпикантическая складка», участок кожи на верхнем веке возле внутреннего угла глаза. Глаза были эволюционно полезны, чтобы справляться с условиями окружающей среды их предков. Это также помогает объяснить, почему у некоторых африканцев такие же глаза.

Люди — очень разнообразный вид. Различные группы имеют определенные отличительные физические характеристики, такие как цвет кожи, тип волос, рост и многое другое. Одно знакомое зрелище — «маленькие глаза» многих азиатов. Вы можете задаться вопросом, почему. Давайте взглянем.

НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

Азиатские глаза

«Маленькие глаза» многих азиатов описывают по-разному. Глаза часто описываются, часто в оскорбительном ключе, как «раскосые». Иногда их называют «миндалевидными».

Джули Чен, китайская знаменитость, сделала пластическую операцию на глазах, чтобы выглядеть «менее китайской». Когда Фред Коремацу, американец японского происхождения, хотел избежать интернирования во время Второй мировой войны, он попытался с помощью пластической хирургии изменить свои глаза, чтобы они выглядели менее по-японски.

Азиатские глаза могут быть подвержены стереотипным реакциям и дискриминации. Иногда кажется, что глаза символизируют усталость, злобу или гнев. И просто «что-то другое».

Однако возникает вопрос, почему они существуют и у каких людей они есть.

Действительно ли у всех азиатов маленькие глаза?

Стереотипные «азиатские глаза» чаще всего возникают у жителей Восточной Азии, таких как жители Китая, Японии, Кореи и Тайваня.

Индия, например, является страной Южной Азии . Но глаза, которые мы обычно ассоциируем с азиатскими людьми, там не распространены. Итак, чтобы было ясно, только у некоторых азиатов есть такие глаза.

Люди, живущие в Сибири (Азиатская Россия), некоторые коренные народы Америки и некоторые африканцы также имеют такие типы глаз. Итак, не только азиатские человека имеют такие глаза.

Природа азиатских глаз

Когда мы смотрим на типичное «азиатское лицо» и замечаем различия, оказывается, что дело не только в глазах. В одной статье резюмируется, что при этом происходит: «более плоский нос, более низкое основание переносицы, большее количество преапоневротического жира в эпикантальной складке».

Мы можем пропустить это модное слово, чтобы описать тип жира. Ключевым моментом является «эпикантическая складка», которая является еще одним причудливым термином, означающим участок кожи на верхнем веке возле внутреннего уголка глаза.

[«Эпикантический» происходит от греческого слова, означающего «уголок глаза».]

Результатом является меньший глаз, который так ассоциируется у многих азиатов. Обратите внимание, что реальное глазное яблоко и само не меньше. Однако из-за особого типа век сам глаз кажется меньше.

Почему возникла уникальная форма?

У людей много черт, и ученые размышляют над тем, как именно они развились.

Азиатские глаза, по-видимому, были типом мутации, которая прижилась и передавалась детям, потому что это было полезно для эволюции. А потом это стало общей чертой для некоторых людей.

Глаза более широко ассоциируются с расовым типом, когда-то известным как «монголоиды», который включает сибиряков, монголов, индонезийцев, полинезийцев, инуитов и американских индейцев.

Это помогает нам понять круг людей с такими глазами. Миграция из Сибири и Монголии привела к тому, что они стали путешествовать в Америку и Восточную Азию.

И очень холодные погодные условия в таких местах, как Сибирь, благоприятствовали бы глазам с большим количеством жира, которые пропускали бы меньше света. Это был бы способ противостоять снежной слепоте. И другие черты, такие как нос разного размера и более короткие конечности, также были бы полезной адаптацией к климату.

Муаммар аль-Каддафи

Эпикантическая складка также была бы полезна против сильного ультрафиолетового излучения, встречающегося в пустынной среде. Это может объяснить, почему он также иногда встречается у некоторых африканских народов.

И, как только эта черта закрепится у большого количества людей, глаза останутся обычным явлением. Это особенно верно, если не слишком много смешанных браков и других смешанных браков между теми, у кого нет этой анатомической характеристики.

Итак, у азиатов и сегодня по-прежнему маленькие глаза. Это остается верным, даже несмотря на то, что первоначальная причина может быть не столь полезной для некоторых современных людей.

Вам также может понравиться: Азиаты умнее?

Honor Diversit y  

Когда я просматривал книгу о взрослении мусульманина, меня впечатлила обложка. На фото изображена разношерстная группа мусульманских детей.

Если вы посмотрите на группу людей, которая отражает истинное сечение населения мира, они будут выглядеть по-разному.

Как отмечается в одном видео, описывающем анатомию азиатских глаз, мы не должны противиться этому. Мы должны чтить и праздновать наше разнообразие.

Многие азиаты сами хотят изменить свои глаза, чтобы «быть менее азиатскими», а пластическая хирургия довольно популярна в некоторых странах Азии. В конечном итоге это вопрос личного выбора.

Лично я считаю, что человеческое разнообразие — это очень хорошо. Кроме того, есть чему поучиться.

Китай: почему некоторые считают «маленькие глаза» некрасивыми

  • Опубликовано

    Цай Няннян подверглась нападкам в сети за «оскорбление» — из-за ее глаз

    Автор: Вайи Ип

    BBC News

    «Разве я не заслуживаю быть китаянкой только потому, что у меня маленькие глаза?»

    Это то, что китайская модель Цай Няннян написала в недавнем страстном посте в социальных сетях после того, как ее старые фотографии стали вирусными по совершенно неправильным причинам.

    В течение нескольких дней она подвергалась нападкам в Интернете за «преднамеренно оскорбительные» и «непатриотичные» действия из-за серии рекламных роликов, в которых она появлялась для китайского бренда закусок Three Squirrels.

    Ее очевидное преступление? Имеющий узкие глаза.

    Некоторые пользователи социальных сетей были настолько возмущены, что компания в конце концов удалила рекламу из Интернета и извинилась за то, что заставила людей «чувствовать себя некомфортно» из-за них.

    Но г-жа Цай сказала, что не знает, что она сделала, чтобы стать жертвой киберзапугивания, отметив, что она «просто выполняла свою работу» в качестве модели.

    «Моя внешность была дана мне моими родителями», — написала 28-летняя девушка на похожей на Twitter платформе Weibo.

    «Разве я оскорбил Китай в день моего рождения только из-за того, как я выгляжу?»

    «Запад больше не имеет абсолютного права голоса»

    Рекламу, первоначально снятую в 2019 году, раскопали националистически настроенные пользователи сети в период повышенной чувствительности онлайн в Китае к рекламе с изображением китайцев.

    В ноябре ведущий китайский фэшн-фотограф извинился за свое «невежество» после того, как фотография, которую она сделала для французского люксового бренда Dior, вызвала негативную реакцию. На нем была изображена китайская модель с узкими глазами.

    В последние дни произошли и другие случаи возмущения в социальных сетях по поводу рекламы Mercedes-Benz и Gucci, в которой фигурировали китаянки с узкими глазами.

    На фоне растущего чувства онлайн-национализма и антизападных настроений в Китае некоторые ухватились за эту рекламу как за пример расизма по отношению к китайцам. Критики говорят, что показывая моделей с узкими глазами, эти компании увековечивают западные стереотипы о лицах китайцев.

    Источник изображения, Chen Man/Dior

    Image caption,

    Фотография Чен Мана для Dior вызвала критику со стороны некоторых китайцев большие круглые глаза, которые обычно считаются идеальными чертами красоты в Китае.

    В недавней редакционной статье государственного новостного агентства China Daily подчеркивается, что «слишком долго западные критерии красоты, а также западные вкусы, симпатии и антипатии доминировали над эстетикой». Это включало изображение азиатских женщин в рекламе с узкими глазами.

    «Запад больше не имеет абсолютного права голоса во всем», — говорилось в статье.

    «Китайцам не нужно следовать своим стандартам в том, что составляет красоту и какие женщины считаются красивыми.»

    Будучи китайским брендом, Three Squirrels «должны были знать о чувствительности китайских потребителей к тому, как они изображаются в рекламе», — говорится в сообщении.

    В основе разногласий лежит представление о том, что такие изображения вызывают стереотип об азиатских людях с «раскосыми глазами», который возник в западной культуре в 19 веке и который сегодня многими азиатами считается чрезвычайно оскорбительным.

    Источник изображения, Getty Images

    Подпись к изображению,

    Вымышленный персонаж Фу Манчу (справа) увековечил «Желтую опасность», расистскую идею о том, что азиатские культуры угрожают западному обществу

    В Голливуде типичный азиатский злодей Фу Маньчжу был изображен с тонкими и узкими глазами. Персонаж воплощал и увековечивал «желтую опасность», расистскую идею о том, что азиатские культуры угрожают западному обществу.

    «Действительно существует давняя история использования «раскосых глаз» для дискриминации азиатов», — сказал Би-би-си на китайском языке доктор Лю Вэнь из тайваньской академии Sinica.

    Отказ от эстетического плюрализма

    Но настойчивость некоторых китайцев в отношении одного конкретного идеала красоты также резко контрастирует с нынешними глобальными дебатами о разнообразии и стремлением к более широкому представлению азиатских лиц в СМИ.

    Наблюдатели говорят, что, хотя понятно, что некоторые потребители могут обидеться на рекламу, протесты также слишком упрощены, поскольку они отвергают идею о том, что на самом деле может быть много разных способов выглядеть китайцем.

    «Отказ от «раскосых глаз» — очень опасное явление, потому что это отказ от эстетического плюрализма», — сказал доктор Лювэй Роуз Люцю из Гонконгского баптистского университета.

    «Это удушающая красота, не соответствующая определенному стандарту.»

    Эксперты также отметили, что традиционные стандарты красоты в Китае на самом деле отдавали предпочтение узким глазам. Например, на картинах того времени, которое широко считается золотым веком искусства и культуры Китая, периода династии Тан с 618 по 907 год нашей эры, были изображены женщины с длинными узкими глазами.

    «Несмотря на некоторые различия между разными династиями, в древнем Китае предпочитали более узкие глаза», — говорит доктор Джехи Юнг, эксперт по потребительскому поведению из Делавэрского университета.

    Нынешнее предпочтение больших круглых глаз, по иронии судьбы, может быть недавним явлением, на которое повлиял Запад. Некоторые эксперты считают, что последний сдвиг в стандартах красоты начался примерно в конце 1970-х годов благодаря воздействию иностранной рекламы и развлечений, когда Китай открыл свои двери миру.

    «Женщины в современном Китае, похоже, поддерживают большую часть западных стандартов идеалов женской красоты, которые широко распространены в медиа-изображениях», — сказал д-р Юнг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *