В каком году было крещение на руси: 28 июля отмечаются два праздника – День крещения Руси и день памяти князя Владимира

Историческое рейдерство. Почему Крещение Руси это не праздник Московского патриархата

27 июля представители Московского патриархата провели в Киеве молебен, посвященный Дню Крещения Руси. В этом мероприятии приняло участие значительное количество верующих. 28 июля свои мероприятия, посвященные Крещению Руси, проводит Киевский патриархат.

Уже не впервые такой исторический праздник приводит к политическим спорам на тему, чей патриархат лучший и более сплоченный. Впрочем, само активное участие Московского патриархата в таких празднованиях в Киеве не всегда является аргументированным.

Вопрос о церковно-политическом наследии Киевской Руси – одно из ключевых в концепции «русского мира» и современных претензиях России к Украине.

Киевская Русь приняла христианство в 988 году и сейчас в России это событие считают частью именно российской, а не украинской или древнерусской истории.

Крещение Руси стали использовать даже для сомнительного тезиса о сакральном статусе Крыма в российской истории. Ведь в сознании древнерусских летописцев захват Херсонеса (сейчас – Севастополь) князем Владимиром был неразрывно связан с Крещением Руси и распространением христианства.

Киевская митрополия

Итак, в 988 году после принятия христианства в Киевской Руси была образована Киевская митрополия.

Как считают историки, после принятия христианства и до середины 11 века епархии Киевской  церкви охватывали значительную территорию, но были не подчинены Константинопольскому патриарху. С 1054 года ситуация изменилась и Киевская церковь стала одной из митрополий Константинопольского патриархата.

Постепенно, с расширением границ Руси, увеличивалась и территория Киевской митрополии. В 1137 году была основана Смоленская епархия, в 1187 — Рязанская, а в 1226 — Владимирская-на-Клязьме.

Как видим, создание епархий на территории современной России пришлось на середину-конец двенадцатого века. Эти события происходили через двести лет после принятия христианства на Руси.

1237 года митрополитом Киевским и всея Руси был назначен Иосиф. Он стал последним киевским митрополитом, который руководил церковью до монгольского нашествия и последним среди лидеров церкви, которые имели своей столицей Киев. Когда в 1240 году монгольские захватчики разрушили Киев, митрополит Иосиф пропал без вести.

Вместо Иосифа митрополитом был избран бывший игумен монастыря св. Спаса на Берестове, епископ Петр Акерович. Но он не получил утверждения в Константинопольского патриарха.

Киев в то время был разрушен, много церквей и монастырей сгорели, а в городе не было, говоря современным языком, легитимной власти, как светской, так и духовной.

Переход на север

После этих трагических для Киева событий начался период перехода политической и духовной власти на север Руси, которая меньше пострадала от монгольского нашествия. Именно в это время и произошла подмена понятий, которой до сих пор пользуются в своей пропаганде российские политические и общественные деятели.

Митрополит Максим в 1299 году перенес свою столицу во Владимир-на-Клязьме. В этот период митрополиты, которые работали во Владимире, носили титул «Киевские и всея Руси». Связь с Киевом сохранялся на достаточно ощутимом уровне.

Однако с 1461 года титул меняется на «Патриарх Московский и всея Руси». Почему так случилось именно в середине 15-го века?

Напомним,что в 1453 году турки захватили Константинополь, который мы сейчас знаем как Стамбул. Византийская империя пала, а Константинопольский патриарх оказался на территории, которую контролировали мусульмане.

В этих условиях появилась возможность для появления новых политических и духовных центров православия. Впоследствии эта ситуация стала основой для разработки исторической концепции «Третьего Рима», которая до сих пор имеет влияние на российскую политику.

Речь шла о том, что когда первый Рим пал под нашествием германских племен (476 год), а Византия была завоевана мусульманами (в 1453), то их роль должна была перейти к Москве — «Третьему Риму». Об этом писал в своих письмах к Московскому великому князю Ивану III (1504-1505) игумен Псковского Елеазарского монастыря Филофей.


Юридический процесс отделения Московской митрополии от Киевской был начат 15 декабря 1448 года решением Собора епископов Великого княжества Московского. Однако, это постановление не получило благословения Константинопольского Патриарха.


Итак, Московская православная церковь с 1448 по 1589 годы не имела официального признания своего статуса. В 1588 году московский правитель Борис Годунов предложил Константинопольскому Патриарху Иеремии II переехать из захваченного турками Константинополя в Московию.

Иеремия приехал и после полугодового содержания в неволе согласился на некоторые условия Бориса Годунова. Московская церковь получила статус патриархата, однако Константинопольский патриархат все же не переехал в Россию.

В 1686 году Московская церковь сумела переподчинить себе часть древнерусской Киевской митрополии, Черниговскую и Киевскую епархии и тогда завершился переход духовно-политической власти из Киева в Москву.

После этого уже ничто не мешало Московскому патриархату выдвигать тезис о своей исторической роли,  начиная с 10-го века, то есть с самого начала Крещения Руси.

1000-летие крещения Руси | это… Что такое 1000-летие крещения Руси?

1000-летие крещения Руси — мероприятия, проходившие в СССР в июле 1988 года, приуроченный к 1000-летнему юбилею принятия христианства на Руси при князе Владимире Святославиче в 988 году.

Изначально планируемые как сугубо внутрицерковные, торжества получили общесоюзный статус. Торжества по случаю Тысячелетия и события предыду­щих месяцев знаменуют собой реальный поворот в церковной политике в Советском Союзе.

Содержание

  • 1 Подготовка
  • 2 События
  • 3 Значение
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

Подготовка

23 декабря 1980 года Священный Синод постановил «начать подготовку к празднованию Русской Православной Церковью предстоящего великого юбилея»[1], для чего образовал Юбилейную комиссию под председательством Патриарха Пимена. Первоначально предполагалось, что празднование Юбилея Крещения Руси будет строго внутренним церковным торжеством.

17 мая 1983 года состоялась официальная передача комплекса строений московского бывшего Данилова монастыря для создания на его территории «Духовно-административного центра» Московского Патриархата[2]. Решение было воспринято не только православными Москвы, но и всего СССР как событие чрезвычайной важности, как первый знак, возможно, меняющегося отношения руководства страны к нуждам Церкви. Восстановление первой после 1930 года монашеской обители в столице коммунистического государства стало широко известно в обществе, что привлекло интерес как к предстоящему Юбилею, так и православию вообще. В 1984 году была предпринята попытка не допустить создания в Данилове монастыре монашеской общины. Но после смерти генерального секретаря ЦК КПСС Константина Черненко возражения со стороны властей отпали. Некоторые опасения в руководящей среде Московской Патриархии вызвало назначение в ноябре 1984 года на должность Председателя Совета по делам религии Константина Харчева, сменившего Владимира Куроедова. Но начавшийся в 1986 году пересмотр государственной политики в отношении религии и прав верующих граждан развеял те страхи: в СМИ начали появляться материалы о репрессиях в СССР, о Русской Церкви как хранительнице народной культуры и духовности, об Оптиной Пустыни, судьбе Храма Христа Спасителя, других уничтоженных святынях.

Генеральная ассамблея ЮНЕСКО призывала отметить «1000-летие введения христианства на Руси как крупнейшее событие в европейской и мировой истории и культуре»[3].

События

Празднования в Ленинграде, митрополит Алексий

Празднования в Ленинграде, часовня Св. блаж. Ксении

1988 год стал переломным в общественном восприятии Церкви и её роли в истории России.

29 апреля 1988 года состоялась встреча Патриарха и постоянных членов Синода с Михаилом Горбачёвым «в связи с 1000-летием введения христианства на Руси»[4], которая послужила сигналом для партийных и советских органов, дозволяющим освещение празднования Юбилея как общенационального мероприятия.

Одно из официальных изданий Московской Патриархии того времени писало: «29 апреля 1988 года в Кремле состоялась историческая встреча Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва с Патриархом Московским и всея Руси Пименом и членами Священного Синода Русской Православной Церкви. В беседе М. С. Горбачёв отметил, что в условиях перестройки стало возможным более активное участие религиозных деятелей в жизни общества. И поэтому не случайно, что в 1989 году Патриарх Пимен был избран народным депутатом СССР.»[5]

Состоявшееся 28—31 марта 1988 года в бывшем Новодевичьем монастыре Архиерейское Предсоборное Совещание в коммюнике, среди прочего, отмечало: «Участники Архиерейского Предсоборного Совещания с благодарсностью считают необходимым отметить положительное отношение Советского правительства к вопросам, выдвигаемым Священноначалием нашей Церкви.»

[6]

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1988 года «за активную миротворческую деятельность и в связи с 1000-летием Крещения Руси» Патриарх Пимен, митрополит Киевский Филарет (Денисенко), митрополит Ленинградский Алексий (Ридигер), архиепископ Горьковский Николай (Кутепов), архиепископ Дмитровский Александр (Тимофеев) (ректор МДА) были награждены орденом Трудового Красного Знамени; ряд других иерархов — орденом Дружбы народов[7].

Накануне торжеств цекрви были переданы Козельская Введенская Оптина пустынь (Калуга) и Толгский монастырь (Ярославль). Накануне самого Тысячелетия церкви были возвращены часть построек Киево-Печерской лавры. Церкви были переданы мощи, находившиеся на хранении в государственных музеях Московского Кремля.

Основные юбилейные торжества проходили 5 — 12 июля 1988 года в Загорске и Москве.

6 июня открылся Поместный Собор в Троице-Сергиевой Лавре, продлившийся до 9 июня. Собор прославил в лике святых ряд подвижников: Димитрия Донского, Андрея Рублёва, Максима Грека, святителей Макария Московского, Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника, преподобных Паисия Величковского и Амвросия Оптинского.

12 июня, в Неделю всех святых, в земле Российской просиявших, на площади восстановленного из полуразрушенного состояния Данилова монастыря Божественную литургию совершали: Патриарх Антиохийский Игнатий IV, Патриарх Иерусалимский Диодор I, Патриарх Московский Пимен, Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II, Патриарх Румынский Феоктист, Патриарх Болгарский Максим, Архиепископ Кипрский Хризостом I.

Константинопольский Патриарх Димитрий I не прибыл вследствие некоторых разногласий протокольного характера. Торжества в Константинопольской Патриархии, в которых принимала участие делегация от РПЦ во главе с архиепископом Смоленским и Вяземским Кириллом, состоялись раньше и были приурочены к Неделе Православия, 28 февраля 1988 года

[8].

Торжества происходили в Москве, Ленинграде, Киеве, Владимире и во всех епархиях Русской православной церкви. Был организован торжествен­ный концерт в Большом театре.

Многие мероприятия празднеств широко трансли­ровались по центральному телевидению.

1000-летие крещения Руси отмечалось также Русской Зарубежной Церковью[9].

Значение

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 6 августа 2012.

Торжества по случаю Тысячелетия и события предыду­щих месяцев знаменуют собой реальный поворот в церковной политике Горбачёва. Появление в 1988 году тенденции к подлинной свободе вероисповедания связано с тем, что Советское государство сначала медленно, а затем все быстрее погружалось[источник не указан 96 дней] в экономический, полити­ческий и моральный[источник не указан 96 дней] хаос, а также с невозможностью дальнейшего государственного контроля над Церковью.

Примечания

  1. Определения Священного Синода. // ЖМП. 1981, № 2, стр. 4—5.
  2. ЖМП. 1983, № 8, стр. 2.
  3. Празднование 1000-летия Крещения Руси в Новосибирской епархии
  4. ЖМП. 1988, № 7, стр. 2—6
  5. Под Патриаршим омофором. Издание Московской Патриархии. М., 1989, последняя стр. (нумерация страниц отсутствует).
  6. Цит. по: ЖМП. 1988, № 9, стр. 37.
  7. ЖМП. 1988, № 9, стр. 2.
  8. ЖМП. 1988, № 12, стр. 53 — 54
  9. Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ) / Организации / Патриархия.ru

Ссылки

  • Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991) Глава: 19. Тысячелетие Крещения Руси
  • «Былое пролетает…»
  • Передача «Старая квартира», посвящённая 1000-летию крещения Руси
  • Празднование 1000-летия Крещения Руси в Новосибирской епархии
  • Слово в Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших (1000-летие Крещения Руси)

Иерарх УПЦ рассказал об особенностях празднования Дня Крещения Руси в 2021 году — Новости — новости Православия Автор: Елена Юферева

Митрополит Нежинский и Прилуцкий Климент. Фото: sds.sumy.ua

В интервью телеканалу «Интер» глава Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ митрополит Нежинский и Прилуцкий Климент рассказал о торжествах, которые состоятся в этом году по случаю празднования 1033-й годовщины Крещения Руси ‘ и святыни привезут в Киев, сообщает news.church.ua.

Главными событиями в День Крещения Руси станут молебен на Владимирской горке, крестный ход и Божественная литургия в Киево-Печерской Лавре.

Традиционно 27 июля в 13:00 перед чудотворными иконами и мощами святого равноапостольного князя Владимира на Владимирской горке начнется молебен, который возглавит Блаженнейший Онуфрия, в сослужении архиереев УПЦ, сотен священников и монахов.

После молебна состоится многотысячное шествие верующих с Владимирской горки в Киево-Печерскую Лавру. Затем в Лавре начнется Всенощное бдение, во время которого верующие смогут подойти к чудотворным иконам и помолиться перед ними.

28 июля в 9:00 на площади перед Успенским собором Киево-Печерской лавры начнется Божественная литургия.

По словам митрополита Климента, крестный ход – это торжество православной веры, и, несмотря на то, что УПЦ сейчас переживает серьезные испытания, сотни тысяч верующих собираются в День Крещения Руси, чтобы продемонстрировать свою верность истинной Церкви во главе с Блаженнейшим Онуфрием.

«Они (верующие УПЦ – Ред.) свидетельствуют, что никакие угрозы и обман не смогут совратить их с того духовного пути, который начертан Богом для нашего народа со времен святого князя Владимира до настоящего времени, в которой мы живем под молитвенным покровом Блаженнейшего Митрополита Онуфрия», — подчеркнул митрополит Климент. Зимненская, Святогорская, Касперовская и Любечская иконы Божией Матери будут выставлены для богослужений после крестного хода в Трапезной церкви Киево-Печерской Лавры 27 и 28 июля.0003

«Верующий народ очень чтит эти святыни и всегда стремится к паломничеству к ним.

Их история полна свидетельств Божественной сверхъестественной помощи людям в самых разных жизненных обстоятельствах. Многие паломники рассказывают о чудесах, которые происходят с ними по молитве именно в Дни Крещения Руси, когда весь Киев благодатно освящается от чудотворных святынь», — добавил митрополит Климент.

Иерарх УПЦ также отметил, что День Крещения Руси – это день, объединяющий народы, чья история получила духовный импульс от Днепровской купели, но если в прежние годы в Киев, в этом году ограничения, связанные с коронавирусом, сказываются на возможности приехать в Украину для иностранных паломников. Но, несмотря на это, каждый год верующие со всей Украины стремятся принять участие в июльских торжествах.

«Сегодня нет таких мероприятий, которые бы настолько консолидировали граждан нашей Родины, вне зависимости от того, где они живут и на каком языке говорят. Всех этих, порой очень разных людей, объединяет одна Вера и одна Церковь. Все они собираются не против чего-то, как это часто можно увидеть на улицах наших городов, а во имя Божьего благословения, во имя мира и царства любви.

В прошлый раз по улицам Киева на торжествах 2019 года прошло около 300 тысяч верующих. На устах у них была молитва, а в глазах – душевная радость от участия в таком пиршестве. Господь через Евангелие говорит: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». присутствие и чистая духовная радость. Этим можно объяснить тот факт, что те, кто хоть раз принимал участие в Крестном ходе, называемом в народе Великим, в День Крещения Руси, обязательно стремятся приехать на торжества в следующем году и привести с собой своих близких. их», — добавил епископ.

Как сообщалось ранее, в День Крещения Руси, 28 июля, во всех храмах УПЦ будут звонить в колокола.

УПЦ Архиепископ Климент (Вечерия) Крещение Руси

Если вы заметили ошибку, выделите нужный текст и нажмите Ctrl+Enter или Сообщить об ошибке, чтобы сообщить об этом в редакцию.

Читайте также

Свобода: УПЦ организовала задержание Головко 26 июня 15:14

Ткаченко: Лавра очень долго была закрыта для украинцев 26 июня 12:00

Глава Тернопольского РОВД, обещавший изгнать УПЦ, задержан за взятку 26 июня 11:43

РФ говорит о вывозе мощей преподобных из Лавры на Запад 26 июня 11:26

Эксперт ЕК: Власти должны сделать шаг назад в отношении УПЦ 26 июня 09:44

ТСН, ЛБ и другие СМИ клевещут на верующих УПЦ в Красилове 25 июня 18:45

Русский священник попал в горячую воду из-за насильственного крещения

Русскому православному священнику на год отстранили от священнослужителей после того, как появилось видео, на котором он совершает настолько насильственное крещение, что мать младенца подала заявление в полицию .

На кадрах инцидента 10 августа в Мариенбургском Покровском храме в городе Гатчина Ленинградской области, в 40 км к югу от Санкт-Петербурга, видно, как священник, опознанный как отец Фотий, применяет значительную силу, пытаясь погрузить годовалого ребенка голова мальчика в купели.

После того, как отец Фотий в первый раз засунул голову брыкающегося и кричащего младенца под воду, можно увидеть, как отец Фотий отбивает попытки протестующей матери отобрать у него ребенка, когда он пытается снова погрузить его голову. В какой-то момент кажется, что священник закрывает мальчику нос и рот, явно пытаясь заглушить его крики.

В твиттере видео церемонии от 11 августа дружественный Кремлю местный новостной канал «5 канал» заявил, что ребенок был «чуть не убит» и что на теле мальчика были синяки и ссадины в результате инцидента.

В тот же день Гатчинская епархия принесла официальное извинение от местного епископа Митрофана и объявила о том, что отец Фотий отстранен от священнослужений, ношения церковных ряс и не может благословлять в течение одного года.

«Высокий чин священнослужителя обязывает его обладателя служить в образе Доброго Пастыря — Господа нашего Иисуса Христа — и совершать все священнодействия благоговейно, со страхом Божиим и чутким отношением к чадам церкви», — говорится в сообщении.

Епископ Митрофан, продолжает заявление, «надеется, что инцидент не станет препятствием для духовной жизни малыша и его семьи».

Видео и последовавшее за ним возмущение по всей России привлекли внимание вышестоящих столичных властей, а иеромонах Геннадий из отдела приходского образования Московского Патриархата назвал действия священника «безумием» в комментарии РИА Новости 11 августа.

«Один неадекватный человек в святом облачении может стать непреодолимой преградой на пути к Богу не только для десятков, но и для тысяч людей, посмотревших это видео», — сказал он государственному информационному агентству.

Позже отец Фотий попытался оправдать свои действия, заявив 5 каналу 12 августа, что родители ребенка незнакомы с церковными обрядами, и что смысл крещения и как его следует совершать, им не объясняли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *