В каком году приняли христианство на руси: 28 ИЮЛЯ — ДЕНЬ КРЕЩЕНИЯ РУСИ, ДЕНЬ ПАМЯТИ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА :: Новости :: Управление внутренней политики :: Управления :: Подразделения

Содержание

дата события, причины, значение и последствия

История

12.11.21

17 мин.

Крещение Руси — это событие, ознаменовавшее принятие христианства в качестве государственной религии. Такое решение принял князь Владимир Святославович в конце X века. Современные официальные источники указывают, что утверждение новой религии в Древней Руси произошло в 988 году. Но есть отдельные исследования, в которых событие относят к 990 и даже 991 году.

Оглавление:

  • Упоминание о крещении Руси в летописях
  • Предпосылки
  • Причины принятия новой религии
  • Крещение Киева и основание церкви
  • Крещение Владимира
  • Распространение христианства на другие русские земли
  • Последствия

Упоминание о крещении Руси в летописях

Введение христианства было названо крещением земли Русской в самой древней из известных летописей — «Повести временных лет».

Опираясь на этот источник, исследователи и установили год крещения Руси. Дата знаменательного события была записана в «Повести» как 6496 год от сотворения мира. По принятому в настоящее время летоисчислению от Рождества Христова этот год соответствует 988-му.

Для обозначения события используются различные термины, например, «Просвещение Руси» или «вторая религиозная реформа Владимира», но наиболее употребляемым является именно «крещение», как это было указано сначала в летописи, а потом у известных историков В. Н. Татищева и Н. М. Карамзина .

Византийские источники мало освещали события, происходившие на Руси в конце X века. По представлениям этого государства христианизация там началась ещё в IX веке. Лишь «Ватиканская хроника» указывает 988 год как дату крещения Владимира, но, возможно, эти данные взяты из обратного перевода «Повести временных лет».

О предпосылках, значении и последствиях важнейшего этапа в истории родины можно узнать из соответствующих таблиц, составленных различными авторами.

Но в таком виде данные не всегда являются довольно информативными. Краткое содержание событий, которые происходили во время крещения Руси или предшествовали ему, помогут подробнее узнать о процессе христианизации.

Предпосылки

Византия, которая приняла христианство задолго до X века, стремилась обратить в свою веру язычников. Это было необходимо для снижения риска военных конфликтов с иноверными государствами.

В IX веке попытки влиять на правителей через религию предпринимались в отношении Моравии и Болгарии, а также Киевской Руси после её нападения на Константинополь. Итогом похода русов стало отступление, но не желавшая новых конфликтов Византия отправила в Киев миссионеров, проповедовавших христианство. Это предприятие принесло первый успех — «Аскольдово крещение», то есть принятие христианства некоторым количеством народа и бояр во главе с князьями Диром и Аскольдом.

Это было первым шагом государства в сторону принятия христианства. После этого в середине X века крещение приняла княгиня Ольга, получив при этом новое имя — Елена. В 957 году она вместе со священником Григорием отправилась в Царьград к императору Константину Порфирородному. Целью визита было официальное принятие правительницей христианства по константинопольскому обряду с тем, чтобы Русь могла считаться империей, равной Византии. Крещение состоялось, но союзные отношения установились не сразу.

Спустя два года Ольга отказала Византии в военной помощи и стала устанавливать связи с Германией. Константинополь увидел в действиях правительницы угрозу и поспешил заключить договор на выгодных для обеих сторон условиях. Прибывшее впоследствии германское посольство было вынуждено вернуться безрезультатно.

Таким образом, христианизация на Руси началась задолго до 988 года. Отдельные правители приняли эту религию (Дир и Аскольд, Ольга) либо проявляли симпатии к ней (Ярополк Святославович). Во время археологических раскопок были найдены древние захоронения начала X века, в которых обнаружились нательные кресты, а также элементы погребальных обрядов, принятых в христианстве.

Причины принятия новой религии

Тем не менее отдельные представители знати, которые принимали христианство, и остальное население с их языческими верованиями не могли образовать крепкого государства с единой религией. Владимир продолжил начинания Ольги и стал тем князем, кто крестил Русь в 988 году.

Однако принятие христианства было не единственным способом осуществления задуманного. Князю предстояло сделать серьёзный выбор, в связи с чем было проведено так называемое испытание вер, во время которого Владимир рассмотрел следующие варианты.

  1. Волжскими булгарами был предложен ислам, но Владимир отверг его из-за необходимости соблюдать запрет на спиртные напитки, который никак не мог быть добровольно принят народом.
  2. Тогда на хитрость пошли немцы, заявив, что приняв католицизм, можно будет есть и пить вволю, но князь отказался и от их предложения, поскольку богослужения требовалось вести на латинском языке.
  3. Затем к князю явились хазары, проповедовавшие иудаизм, но отсутствие у них собственной земли заставило Владимира отказаться и от этого варианта.
  4. Наилучшее впечатление на Владимира произвёл византиец, рассказавший ему о христианской вере. Но сомнения всё ещё не оставляли князя, и он продолжал советоваться с ближайшими подданными.

Чтобы, наконец, выбрать религию, было принято решение побывать на богослужении у мусульман и христиан. Выполнившие поручение князя посланники были в восторге от обрядов Константинопольской церкви, что и позволило Владимиру сделать окончательный выбор в пользу христианства.

Таким образом, на принятие окончательно решения повлияло сразу множество факторов. Причины принятия христианства на Руси по пунктам выглядят следующим образом.

  • Успешное проведение внутренней политики могло быть обеспечено только при идейном объединении разрозненных городов Руси в единое государство. Для этой цели лучше подходила вера в одного Бога, чем поклонения различным и многочисленным языческим идолам.
  • Эффективность внешней политики при торговых и культурных отношениях с Византией и другими христианскими государствами увеличивалась, поскольку Русь могла считаться равной им страной.
  • Византийская церковь тесно взаимодействовала со светской властью, но не была выше её, как это принято в католицизме. Перенимание подобной модели устройства позволяло осуществлять контроль над деятельностью митрополии.
  • Христианство наиболее удачно соответствовало менталитету русского народа по сравнению с другими вероисповеданиями. К тому же у него уже появились первые приверженцы, а, значит, оно не являлось совсем новой и незнакомой религией. Богослужения можно было проводить на родном языке, и всё это значительно облегчало нововведения.

Принятие христианства на тот момент было наиболее выгодным выбором как для развития самой Древней Руси, так и для помогающей ей во введении религии Византии.

Крещение Киева и основание церкви

Решение о принятии христианства было принято и осуществлено в 988 году. Крещение Руси князем Владимиром началось с Киева, и Константинопольским патриархом туда было отправлено своё духовенство для проведения обряда.

Пока в водах реки Днепр происходило крещение, Владимир молился Богу о ниспослании веры его народу и сил для борьбы с врагами.

Несмотря на помощь византийских священников, Киеву нужно было основать собственную церковь. Ряд историков поддерживает версию, что первая Русская церковь находилась в зависимости от Болгарской, правда, документально это версия поддерживается слабо.

А также разделились мнения исследователей относительно первого духовенства. Традиционно принято считать первым митрополитом Михаила Сириянина, основавшего несколько первых монастырей. Но в древних летописях упоминаются и другие имена.

Крещение Владимира

Не удалось доподлинно выяснить, был ли крещён князь вместе со всем Киевом либо же это произошло годом раньше. Поводом предполагать, что сам Владимир крестился в 987 году, послужили события, сопутствующие подавлению мятежа византийского военачальника Варды Фоки. Правитель Руси предложил свою помощь Константинополю за награду в виде руки царевны Анны, но императоры отвергли унизительное требование.

Тогда Владимир воспользовался слабостью Византии, занятой подавлением мятежа в собственной стране, и захватил Корсунь, угрожая в дальнейшем Царьграду.

Императорам пришлось пойти на уступки и согласиться на женитьбу Анны с русским князем. Но в ответ они выдвинули свои требования:

  • Владимир должен принять крещение с именем Василий.
  • Корсунь необходимо освободить в качестве выкупа за невесту.

Распространение христианства на другие русские земли

После Киева обряды крещения начали проходить в Новгороде, Чернигове, Владимире и Полоцке. Но далеко не везде народ покорно принимал новую религию. Сопротивление было вызвано не только нежеланием отказываться от старых верований, но и опасениями, что таким методом Киев пытается взять полный контроль над другими землями

.

Новгород сопротивлялся введению христианства около двух лет, а Ростов и Муром пришлось принуждать почти два века. При этом происходили репрессии, разрушались языческие идолы, изгонялись епископы, самые стойкие противники крещения переселялись на север. Только посредством военной помощи удалось добиться полного крещения Руси. Кратко об этом упоминается в древних летописях.

Последствия

Какими бы ни были мотивы великого князя при выборе религии (укрепление государства, женитьба на Анне, веление сердца), но это решение имело большое историческое значения для дальнейшего развития Киева и других русских земель.

Значение для русской цивилизации

Крещение относится к одному из самых значимых событий для истории государства. Оно позволило объединить с помощью религии всю территорию Древней Руси и заключить выгодные союзы с другими христианскими странами. Морально-нравственный облик народа поднялся на новую ступень. Больше не были возможны человеческие жертвоприношения и жестокие обряды, свойственные язычеству. Впоследствии русские миссионеры сыграли немалую роль в продолжавшемся процессе христианизации остального мира и помогли привести к Богу множество других народов.

Политическое значение

Крещение Руси произошло незадолго до раскола христианской церкви на католическую и православную. Поэтому огромное влияние на дальнейшую историю оказал тот факт, что новая религия перенималась из Константинополя. Византийский император при этом считался религиозным главой всех православных земель, в число которых попала и Киевская Русь. Правитель имел право удостаивать представителей власти чужих стран титулами, так крещёные русские князья именовались при дворе императора стольниками. Титул этот был весьма скромен, и митрополия на Руси значилась на последних местах в Константинопольских списках.

Принятие православия, а не католицизма из Рима, представителями духовенства называлось абсолютно правильным выбором. Митрополит Платон утверждал, что подчинение Папе Римскому повлекло бы развитие государства совсем по пути тотального контроля не только духовной жизни, но и мирских дел.

Культурное значение

После принятия религии Константинополя на живопись и зодчество стала влиять византийская культура. Тогда же было положено начало письменности. Однако появление новых культурных памятников сопровождалось уничтожением древних языческих сооружений. Таким образом власть боролась с продолжением соблюдения языческих традиций и проведения обрядов. Запрещалось не только поклоняться статуям и божкам, но и совершать различные суеверные действия, например, тереть подобные скульптуры на удачу. В результате запретов иногда вспыхивали мятежи и конфликты, сопровождающиеся ритуальными убийствами.

Если бы не событие 988 года, современная Россия могла сейчас иметь совсем другой облик. Мудрость и забота князей о судьбе своей родины позволили Руси пойти по пути просвещения и стать одной из влиятельных и сильных империй. Всё культурное наследие, дошедшее до наших времён, так или иначе связано с православием. И сейчас крещение Руси празднуется церковью 14 августа, а в предыдущем месяце, 28 июля, почитается память святого Владимира.

Древняя Таврида. Херсонес (Корсунь) – источник православия

Древняя Таврида. Херсонес (Корсунь) — источник православия

Ранняя история Крымского полуострова представлена на картах, составленных ученым-энциклопедистом К.И. Габлицом по известиям греческих писателей «древних и средних времен». Важнейшим периодом для государственного становления Руси стала эпоха правления князя Владимира Святославича (около 960 г. – 15 июля 1015 г.). В 987 г. Владимир на совете бояр принял решение о крещении Руси «по закону греческому». Древние летописи сохранили свидетельства о заключенном в 987 г. союзе между Византией и Русью для подавления мятежа Варды Фоки, условием которого было заключение брака князя Владимира с царевной Анной, сестрой императоров Василия и Константина. Они не спешили выполнять свое обещание, и в разгар войны с Вардой Фокой князь Владимир в 988 г. овладел византийским Херсонесом (Корсунью), где принял крещение по византийскому обряду, а затем распространил христианство на всю Русь. После женитьбы Владимир вернул Византии Херсонес и ушел в Киев. В это же время на Таманской части Керченского полуострова было основано Тмутараканское княжество, и славяне стали расселяться по всему Крыму. Наиболее значительную часть населения они составляли в Старом Крыме, Судаке, Мангупе, Херсонесе.

В XII в. территория Крымского полуострова оказалась во владении половцев, откуда они совершали набеги на Русь и Византию. В 1223 г. монголо-татарская конница  впервые совершила набег на Сугдею-Судак, а в 1242 г. вернувшиеся из похода на Польшу и Венгрию монголо-татары прочно укрепились в Крыму, который стал улусом – провинцией Золотой Орды и управлялся наместником великого хана.

К XIV столетию относятся сведения об официальном почитании князя Владимира как святого равноапостольного князя, с этого времени прологи и богослужебные книги стали включать память о Святом князе Владимире под 15/28 июля. Первые описания древнего Херсонеса и составление его планов начались практически сразу после присоединения Крыма к России в 1783 г. В Российском государственном архиве древних актов сохранилось несколько планов второй половины XVIII в. и литография, на которой представлены развалины Херсонеса. Интерес императрицы Екатерины II к личности и заслугам князя Владимира отразился в ее собственноручной работе над историческим трудом «Записки касательно российской истории», в котором императрица, тщательно изучив летописи, воспроизвела историю о выборе князем веры и принятии им христианства в Херсонесе. С именем князя Владимира было связано и учреждение Екатериной II в 1782 г. ордена в его честь.

В 1827 г. под руководством К. Крузе были проведены археологические раскопки, в результате которых были обнаружены руины древних христианских храмов, среди которых нашлись остатки крестоподобной в плане базилики в центре главной площади города – здесь могло состояться крещение князя Владимира. В 1850 г. на этом месте по ходатайству архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия была основана Свято-Владимирская обитель, и уже 23 августа 1861 г. состоялась торжественная закладка собора в честь равноапостольного князя, совершенная в присутствии императора Александра II и императрицы Марии Александровны.

Иван Проханов и русские евангелисты

Мать Ивана судорожно вызвала врача, потому что ее десятилетний сын только что потерял сознание и бездыханный лежал на полу. Когда прибыл врач, ее худшие опасения подтвердились. Ее сын был объявлен мертвым, и его семья с сожалением положила маленького мальчика в гроб. Но когда старейшина его церкви приехал к нему домой и начал читать над мальчиком Библию, готовясь к его погребению, произошло чудо — Иван открыл глаза и заплакал! Позднее, когда мать рассказала ему об этих событиях, Иван подумал: неужели власть Вседержителя назначила меня жить и решать особую задачу, поставленную им для моей жизни; другая сила, сила смерти, хотела оборвать мою жизнь в самом ее начале, но сила Вседержителя победила, и я остался на земле. Всякий раз, когда Ивану угрожала депрессия, он мог вспомнить эти события и с уверенностью положиться на высшую волю Бога.

Раннее замешательство
Еще в детстве Иван серьезно относился к Библии и интересовался ею. Бабушка рассказывала ему истории о религиозных преследованиях его предков, молокан. Его отец рассказывал ему библейские истории и пел гимны, когда они вместе работали в саду. Иван часто молился и читал Библию и считал, что должен посвятить свою жизнь русскому народу. Еще в молодости он посетил ближайшую тюрьму, чтобы помочь тем, кто был заключен в тюрьму за свою веру. Но по мере взросления Ивана жизнь становилась все более запутанной. Когда он читал Вольтера и Шопенгауэра, возникали тревожные вопросы. Но затем, в ноябре 1887 года, Иван прочитал воззвание Иисуса: «Я есмь Путь, Истина и Жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоанна 14:6) и утверждение Павла: «Чтобы Мне жить есть Христос, смерть — приобретение» (Филиппийцам 1:21). Перед ним встал вопрос: «Какова цель жизни?» Иван раскаялся в своем прежнем неверии и благодарил Бога за свое спасение. После этого его жизнь характеризовалась оптимизмом, основанным на вере в то, что Христос победил мир, какие бы временные невзгоды ни происходили.

Работать на Дело Христа
Поскольку Иван хотел и жить для Христа, и быть полезным своим соотечественникам, он решил работать своими руками, имея христианское служение, как и апостол Павел. Он изучал машиностроение в Технологическом институте в Санкт-Петербурге, а также обучал детей и начал проповедовать. Однако религиозные собрания были восприняты как «еретические» группы и объявлены незаконными в России. Для властей эти группы представляли «иностранное» влияние, и их опасались как возможно подстрекателей к мятежу.

Иван считал, что духовная реформа улучшит судьбу русского народа. Он писал: «Никакие социальные или политические реформы не могут оказаться успешными, если сначала не будет осуществлена ​​моральная и духовная реформа самих людей». Несмотря на то, что это было незаконно, Иван выпускал евангельский журнал под названием Besseda, , наполненный духовной помощью и ободрением. Он надеялся, что это объединит верующих в евангельском движении.

В 1898 году Иван вернулся в Россию, где женился на Анне Казаковой, христианке. Днем он работал в Westinghouse Electric Company, а по вечерам работал в движении Реставрации. Он проповедовал, писал гимны, издавал периодические издания, основал Библейский колледж в Санкт-Петербурге и организовал молодежные группы. Часто он не ложился спать до поздней ночи. Иван отдал всего себя своему делу и дважды был заключен в тюрьму за свои убеждения.

1905 год, тот самый год, когда Николай II восстановил Думу, положил начало нескольким годам религиозной свободы в России. В 1909 году был организован Всероссийский союз евангельских христиан, председателем которого Иван Иванович был 22 года. Через революцию и голод росло евангельское движение в России. Затем, в 1929 году, ленинское правительство ограничило религиозные общества, и начались жестокие гонения на христиан, как протестантов, так и православных. В то время Иван находился в Америке, собирая средства для своей церкви, и не мог вернуться в свою любимую Россию. Шесть лет спустя он умер в Берлине. Несмотря на трудности, его оптимистическая вера осталась. За два года до смерти он написал:

Оглядываясь назад, анализируя события последних пятнадцати лет, я не могу не видеть, что каждое происшествие, каждое препятствие, даже преследования и тюремные заключения, определенно и положительно служили росту евангельского христианского движения в России. Многие из этих событий были печальны и даже трагичны, но тем не менее они способствовали развитию Царства в моей стране. Римлянам 8:28.

Христианство пришло на Украину в 988 году, когда русский князь Владимир после изучения католической и мусульманской религий принял греческую православную веру. Он крестился и приказал крестить своих подданных в Днепре. По мере расширения его территорий православная вера ушла с ним и стала официальной религией русского народа.

Православная Церковь верила в вневременность своего послания, и изменения не были частью ее учения или практики. Литургия продолжала совершаться на старославянском языке даже после того, как он перестал быть живым языком, так же как Римско-католическая церковь продолжала использовать латынь в своих церемониях до 1960-х годов. Литургия была жизнью церкви и главной формой наставления народа. Было много известных проповедников, но во внутренних районах духовенство часто было неграмотным и неспособным обеспечить надлежащее религиозное обучение, кроме как на самом базовом уровне. Царь вместо древнего Патриарха, должность которого была упразднена Петром Великим, назначал епископов. Православная церковь не была в контакте с европейской Реформацией.

В конце восемнадцатого века королева Екатерина II поощряла иностранную иммиграцию в Россию. Многие из этих иммигрантов были немецкими меннонитами и лютеранами, которым было разрешено исповедовать свою веру на своей приемной земле. Хотя в России славянский перевод Библии существовал еще в IX веке, только в 1813 году, когда царь Александр I учредил Русское библейское общество, Библии были переведены на народный русский язык Духовной академией Санкт-Петербурга под руководством настоятеля Филарета, будущего митрополита Московского. Эти Библии были распространены по всей России. Другой перевод был завершен в 1876 году и использовался как православными, так и баптистами. Шотландец, известный в России как Василий Иванович, шестьдесят лет распространял по стране Библии.

Именно в 1860-х годах русское евангелическое движение возникло в трех разных областях: Санкт-Петербурге, Одессе и на Кавказе. В Петербурге движение среди аристократии началось с молодого Миши Черткова, сына русского генерала. Под влиянием воспитателя Миша стал делиться своими убеждениями с матерью, которая не обращала на это внимания, пока мальчик не серьезно заболел. Умирая, он с радостью просил Иисуса взять его и убеждал свою мать поверить в Иисуса Христа. После смерти Миши его мать оставила свою жизнь в поисках удовольствий и начала читать Библию. Она консультировалась с православными священниками, но осталась недовольна их ответами. Путешествуя по Европе, она встретила в Швейцарии лорда Рэдстока и пригласила его проповедовать к себе домой. Многие представители русской аристократии были обращены в христианство, в том числе зять госпожи Чертковой, полковник Пашков и граф Корф. Эти люди пожертвовали огромные суммы денег на распространение Библии и создание приютов и больниц. Позже они были высланы из России за религиозную деятельность.

В городе Одессе грамотные крестьяне начали читать новую русскую Библию. Немецкие лютеране и меннониты помогали им в чтении, и вскоре в деревнях начались собрания по изучению Библии и молитвенные собрания. Православное духовенство было впечатлено благочестием верующих-эмигрантов.

На Кавказе возникло духовное пробуждение молокан, отвергнувших обряды, иконы, пост и почитание мощей, входивших в состав Православной Церкви. Как и другие религиозные секты в России, молокане (название которых происходит от «молоко» — молока, пищи, которую они употребляли во время православных постов, когда оно было запрещено) не имели юридического статуса, что означало, что их браки не признавались, их дети были внебрачными. , а обучение и работа были ограничены.

Их встречи проводились тайно, чтобы избежать ареста, а многих евангельских верующих сослали в отдаленные провинции или поселения, чтобы отделить их от православных христиан.

Мартин Лютер современной России
Из-за написания гимнов и влияния на русскую религиозную музыку Ивана Проханова иногда называли «Мартином Лютером современной России». Иван знал, что музыка и гимны важны в жизни христиан. Из-за этого он написал гимны и опубликовал несколько сборников гимнов. Его первые «Гусли», что означает «арфа», были опубликованы в 1901. Эту книгу даже использовали некоторые Православные Церкви.

Иван считал, что евангельские песни должны отражать оптимизм христианской веры, озаренной Христом, побудившим верующих перейти от смерти к жизни. Ему не нравилась торжественная и звучная музыка православной церкви, даже музыка, написанная для нее современными композиторами. Любимые им гимны полностью отражали его евангельские убеждения, и он оставил сочинения в наследство своим единоверцам.

Текст одного из гимнов Ивана можно увидеть ниже. Он прославляет свободу, которую обрел во Христе, несмотря на то, что в то время, когда писал гимн, находился в тюрьме.

За пределами тюремной камеры
Охранник медленно проходит мимо.
Песня радостного благодарения
Громко поется на высоте.

Быстро проходящие люди
Слышу его боевой зов;
Они удивляются: зачем эта радость
Внутри тюремной стены?

Кто поет внутри такие дифирамбы?
Они удивляются, когда смотрят;
Но, «Братья Евангелия»,
Это имя они носят.

Говорит тот, кто делает паузу, показывая
Что его лицо тоже светло;
«Это их песни восторга
Христу, Который есть их Свет.

«Они поют во всей красе
Когда тяжело падает стержень;
Без тюремных решеток и кандалов
Сдержите истину Божию.»

Напрасно ждет стража;
Эта песня никогда не умолкнет
По воле и волеизъявлению Бога
Должен быть исполнен в мире.

Дальние равнины России
Теперь должен получить Слово;
Ее леса и ее горы
Радостный звук услышали.

Через все земли и народы
Божье Слово победит,
И вывести души из тюрьмы
К восторженной жизни и свободе.

Смотри, где рядом с тюрьмой,
Мужчины встают, чтобы послушать песню;
И многие, взяв Иисуса,
Оставь свою жизнь неправильной.

Охранник сейчас сильно взволнован,
Положил свой мушкет;
Он слушает — понимает смысл —
Все его сомнения исчезают и умирают.

Его глаза становятся яснее, ярче,
Он смотрит на улицу,
Пока его мягкое гудение перекликается с
Сладкая музыка заключенного.

Более полно теперь он собирает
смысл песни;
Ибо он нашел свою свободу
От греха, и стыда, и зла.

Русский христианский национализм

Как Православная церковь запуталась с Владимиром Путиным и куда движется их союз

Президент России Владимир Путин и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на церемонии, посвященной 10-летию Поместного Собора Русской Православной Церкви и интронизации Патриарха Кирилла, в Государственном Кремлевском Дворце в Москве, Россия, 31 января 2019 г. (Фото EPA/Алексей Никольский/Sputnik/Кремлевский пул, обязательный кредит/MaxPPP)

Опубликовано 25 апреля 2022 г.

В Страстную пятницу меня снова поразило зловещее сотрудничество авторитарных правителей и коррумпированных религиозных лидеров в жизни Иисуса. И я также начал размышлять о зловещем религиозном и политическом сотрудничестве, столь очевидном сегодня во многих странах.

Моя непосредственная забота, конечно же, война на Украине.

В современной России-Украине есть христианское измерение, которое абсолютно нельзя упускать из виду.

В понедельник после Пасхи (который для православных христиан был понедельником после православного Вербного воскресенья) политолог и депутат Государственной Думы РФ Вячеслав Никонов (1956 г. р.) восхвалял войну России на Украине.

«На самом деле, — сказал Никонов, — мы [русские] олицетворяем силы добра в современном мире, потому что это столкновение метафизично… Мы на стороне добра против сил абсолютного зла….

» Это это поистине священная война, которую мы ведем, и мы должны ее выиграть, и, конечно же, мы победим, потому что наше дело правое. У нас нет другого выбора. Наше дело не только правое. Наше дело правое. И победа непременно будет за нами».0003

Это христианский национализм.

Киев становится сердцем православия в Восточной Европе

История помогает нам понять текущие российско-украинские события.

Примерно в 980 году политические лидеры на территории современной Украины были обращены в веру православными христианами из Константинополя. Территория вокруг Киева стала сердцем православного христианства в Восточной Европе. Это изменится лет через пятьсот.

В 1448 году Русская Православная Церковь в Москве стала фактически независимой от Константинопольского Патриархата, а пять лет спустя Константинополь пал перед турками-османами.

Собор Святой Софии, построенный в 537 году как патриарший собор имперской столицы Константинополя, стал мечетью. Именно в этот момент Русская православная церковь и Московское княжество начали рассматривать Москву как законную преемницу Константинополя.

Патриарх Московский стал главой Русской Православной Церкви, и все православные церкви в Украине перешли под церковное управление Московского Патриархата.

После Октябрьской революции 1917, Союз Советских Социалистических Республик (СССР) — коммунистическое государство — был создан в 1922 году. Ключевой целью СССР было уничтожение существующей религии и установление государственного атеизма.

С распадом СССР в 1988-1991 годах Русская Православная Церковь начала переосмысливать свою религиозную и национальную идентичность.

Религиозное возрождение в постсоветской России

Алексий (1929-2008), епископ Ленинградский, стал Патриархом Московским Алексием II в 1990 г. и руководил удивительно быстрым возвращением православия в российское общество после 70 лет репрессий.

К концу правления Алексия в 2008 г. было вновь открыто или построено около 15 000 церквей. как Патриарх Кирилл (Кирилл).

При Кирилле к 2016 году у Церкви было 174 епархии, 361 епископ и 34 764 прихода, которые обслуживали 39800 священнослужителей. Было 926 монастырей и 30 духовных школ.

Русская Православная Церковь, благодаря Патриарху Кириллу, работала над заполнением социального и идеологического вакуума, оставшегося после краха коммунизма, став сильным агентом национальной религиозной и политической власти.

При Патриархе Кирилле Русская Православная Церковь установила тесные связи с Кремлем.

Сейчас Кирилл пользуется личным покровительством президента Владимира Путина (1952 г.р.). Патриарх поддержал избрание Путина в 2012 году и назвал президентство Путина «Божьим чудом». Сегодня он подчеркивает, что путинская Россия борется с антихристом.

Но когда Россия вторглась в Крым в 2014 году, произошло то, чего Путин не мог себе представить и что не понравилось ему и Патриарху Кириллу.

Большая группа православных церквей Украины образовала Православную церковь Украины (ПЦУ), которая претендовала на полную независимость от Московского Патриархата.

Этот фрагмент истории после вторжения в Крым важен, потому что он сформировал то, как Путин представляет себе идентичность России и ее глобальную роль.

Возрождение славы «Матери России»

Владимир Путин хочет, чтобы слава и география «Матери России» были восстановлены, и решительно заявляет, что это защищает «христианскую цивилизацию» от светского упадка Запада.

В период с 1981 по 2000 год Романовы, члены последней Императорской семьи России, были канонизированы как православные святые: царь Николай II, его жена царица Александра и их пятеро детей Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей.

Путин считает идеологический союз с Русской православной церковью необходимым для достижения своих целей.

Как и предыдущие русские цари, президент Путин хочет видеть Москву центром политической и военной империи, благословленной Русской православной церковью. Это ключевой элемент его русского христианского национализма. Для этого ему нужна православная церковь на Украине, которую он сможет контролировать.

В начале путинской войны с Украиной Патриарх Кирилл произнес проповедь, в которой подчеркнул Богом данное единство между Украиной и Россией.

«На карту поставлено гораздо большее, чем освобождение угнетенных русских. Спасение человечества», — подчеркнул он в проповеди 6 марта.

«Люди слабы и больше не следуют Закону Божию. Они больше не слышат Его Слово и Его Евангелие. Они слепы к Свету Христову», — сказал патриарх.

Апокалиптическая битва с силами зла

В еженедельных проповедях по российскому телевидению Кирилл регулярно изображает войну на Украине как апокалиптическую битву с силами зла, стремящимися разрушить «Богоданное единство Святой Руси».

В прошлом месяце он подчеркнул, что «правда Божья» состоит в том, что народы России, Украины и Белоруссии имеют общее духовное и национальное наследие и должны быть едины как один народ — прямое эхо путинской защиты войны.

Кирилл часто говорит, что на карту поставлено будущее человеческой цивилизации, поскольку он разражается гневными тирадами против прав геев, которые он часто характеризовал как большой грех против Бога и «явное отрицание Бога и его Истины».

Патриарх — сложная фигура в российской политике. Он умен, харизматичен и амбициозен. Он был связан с КГБ, главным аппаратом безопасности бывшего Советского Союза.

Однако Кирилл спровоцировал кратковременный скандал: через несколько лет после того, как он стал патриархом, его сфотографировали с часами Breguet за 30 000 долларов. Позже его сторонники-православные удачно вырезали это фото из официальной фотографии.

Он и Путин давно близкие союзники. Путин сказал, что отец Кирилла, который был священником в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), тайно крестил его в 1952 году по просьбе его матери. Путин и Кирилл часто вместе появляются на публике: на пасхальных службах, в монастырях, в поездках к местам паломничества.

Духовная судьба Путина: восстановление московского христианского мира

Искренность путинского христианства была решительно отвергнута Сергеем Пугачевым (р. 19).63), православный христианин и бывший член ближайшего окружения президента.

Тем не менее в последние годы Путин все чаще подчеркивал собственную религиозность: носил серебряный крест на шее, целовал иконы и лихо погружался в ледяные воды озера перед телекамерами.

Ледяное купание было наглой демонстрацией мужественности и православным ритуалом, посвященным празднику Богоявления.

Путин считает своим духовным предназначением восстановление московского христианского мира.

«Украина — неотъемлемая часть нашей собственной истории, культуры и духовного пространства», — сказал он в своем выступлении в феврале прошлого года.

Русское православие веками представляло себя хранителем «истинной веры» в отличие от западного католицизма и протестантизма.

Москва, согласно русскому православию сегодня, является третьим Римом, местопребыванием истинного христианства сегодня, после №. 2 Константинополь и нет. 1 Имперский Рим.

Церковное благословение на ремилитаризацию России

История, безусловно, надолго запомнит важную роль Русской православной церкви в подъеме российского милитаризма и подготовке пути для вторжения Владимира Путина в Украину.

Уже в августе 2009 года Кирилл подарил икону Богородицы экипажу атомной подводной лодки на российской судоверфи в Северодвинске.

Российские вооруженные силы, по словам Кирилла, «нужно укреплять традиционными православными ценностями… Тогда нам будет что защищать с помощью наших ракет».

Путин и Кирилл разделяют националистические идеологические ценности, которые, по их мнению, оправдывают войну в Украине. Хотя они утверждают, что они христиане, они никогда не говорят о христианских ценностях.

Никогда о христианской этике и о бомбежках больниц, о бомбежках жилых домов и школ, о преднамеренных издевательствах и убийствах украинских мирных жителей.

История никогда не запомнит, чтобы кто-то из них сказал: «Посмотрите, как эти христиане любят друг друга».

В стране, где до трех четвертей граждан считают себя православными, партнерство Путина с Патриархом Кириллом и Русской Православной Церковью направлено на укрепление власти Путина и национальной поддержки.

Любопытно, что во время российского вторжения в Украину в 2022 году митрополит Иларион (Капрал), предстоятель Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), выступил с заявлением, в котором просил верующих «воздерживаться от чрезмерного просмотра телевизора, газет или Интернет» и «закрыть свои сердца для страстей, разжигаемых средствами массовой информации».

В своем заявлении он использовал термин «украинская земля» вместо «Украина», что является явным преднамеренным отрицанием независимости Украины. Родился в Канаде в 1948, в юрисдикцию Илариона входят Восточная Америка и Нью-Йорк. У него тесные связи с Кремлем и дружеские связи с Владимиром Путиным.

Восстановление «традиционных ценностей», таких как гомофобия и антифеминизм

Православная церковь под руководством патриарха Кирилла в сотрудничестве с президентом Путиным усердно работала над восстановлением «традиционных ценностей». Ключевыми среди этих «традиционных ценностей» являются гомофобия и антифеминизм с активной защитой женщин как «заводчиков».

В интервью через год после того, как Путин стал президентом, Кирилл назвал феминизм «очень опасным» явлением, которое может уничтожить Россию.

«Я считаю это явление под названием феминизм очень опасным, потому что феминистские организации провозглашают псевдосвободу женщины, которая, в первую очередь, должна проявляться вне брака и вне семьи», — заявил он, по данным независимого российского информационное агентство Интерфакс.

Сторонники Путина утверждают, что он христианский националист, который, как показано в его автобиографии, носит под рубашкой православный нательный крест — память о его матери, умершей в 1998 году.

Для многих «религиозных правых» в Соединенных Штатах Путин по-прежнему вызывает восхищение как авторитарный защитник христианской цивилизации от секуляризма и особенно от ислама.

Но действительно ли это по-христиански? И действительно ли это цивилизация?

Пожалуй, самым необычным современным памятником русскому христианскому национализму является московская церковь Победы, построенная Минобороны России в 2020 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *