В каком городе князь владимир принял крещение: 28 июля отмечаются два праздника – День крещения Руси и день памяти князя Владимира

Содержание

какой год, почему князь владимир, что за праздник?

Почему не Киев?

Вероятно, Пётр Могила намеревался поместить останки св. князя в Десятинной церкви, которую начал восстанавливать (она была первым каменным храмом Киевской Руси). Однако митрополит скончался, когда работы еще не были завершены. Митрополит завещал на реставрацию этой церкви внушительную суму — 1000 злотых.Следует сказать, что Петр Могила восстановил многие старинные храмы Киева. Начал с Софийского собора, реконструкция которого продолжалась десять лет. За собственные деньги реставрировал церковь Спаса на Берестове (для ее росписи пригласил мастера с острова Крит), Выдубицкий монастырь и Трехсвятительскую церковь. Он вернул киевские храмы православным, открыл в Киево-Печерской лавре школу. Со временем это учебное заведение объединилось с Киевской братской школой. Так была создана Киево-Могилянская коллегия. После смерти Петра Могилы церковь причислила его к лику святых.Митрополит Киевский и Галицкий Евгений Болховитинов (1767–1837 гг. ) в описаниях Софийского собора в Киеве и Киево-Печерской лавры десяток страниц посвятил мощам. Упоминает он и ковчег в Софии Киевской: «I. Часть Крови Христовой, часть Ризы Господней, часть Животворящего Древа. II. Мощи Христова века – часть младенца, от Ирода убиенного Христа ради; часть Предтечи Иоанна Крестителя… IХ. В особом ковчеге положены: мощи святого благоверного царя Константина Великого, святого благоверного князя Владимира Святославовича Киевского, великомученицы Варвары левая рука раздробленная и серебром окованная…» О главе святого сообщает: «…находится на правой стороне при алтаре Успенского собора Лавры в приделе св. Архангела Михаила в серебряной раке и под серебряной иконою князя сего во весь рост, сделанною в 1825 году».Но вернемся к рассказу об останках князя Владимира. Их либо при жизни митрополита, либо уже после его кончины погребли в отстроенной Десятинной церкви. Она имела скромные размеры. В XIX веке ее снесли, чтобы возвести величественный храм. Перед этим провели археологические исследования, в ходе которых была обнаружена каменная гробница из плит красного цвета. В ней находился скелет без головы и костей правой руки, а также остатки парчовой одежды, золотая пуговица и мужская обувь. Скорее всего, это и были мощи князя Владимира. Кстати, тогда уничтожили практически все, что осталось от церкви времен Киевской Руси.Гроб с останками, которые, вероятно, принадлежали Владимиру Крестителю, поставили в новом Десятинном храме, в приделе, освященном именем князя. Как известно, эту большую церковь в 1936 году разобрали на кирпичи, а саркофаг с останками вновь извлекли. Вероятно, ныне он находится в Национальном заповеднике «София Киевская».Во время «перестройки», накануне празднования 1000-летия Крещения Руси, в 1988 году состоялась передача нескольких мощевиков Церкви, в том числе и с частицей честных мощей св. равноапостольного князя Владимира.

По благословению Святейшего Патриарха Пимена, этот мощевик был передан Управляющему делами Московской Патриархии, Митрополиту Ростовскому и Новочеркасскому Владимиру (Сабодану), и положен в кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы Ростова-на-Дону. Торжественная церемония передачи Русской Православной Церкви священных реликвий состоялась 26 мая 1988 года в Оружейной палате московского Кремля.

Накануне дня памяти святого князя Владимира, 24 июля 2005 года, по просьбе Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, частица мощей святого равноапостольного великого князя Владимира возвращена в Украину и покоится в Успенском соборе Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.

Сейчас на месте Десятинной церкви, по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира и трудами архимандрита Гедеона (Харона), создан мужской монастырь. Братия и прихожане Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного монастыря надеются, что в скором времени в Десятиной церкви снова возможно будет поклониться частице святых мощей великого равноапостольного князя Владимира. И думается, что многие вспомнят ту дату, которую мы с вами будем праздновать в этом году – 1000-летие со дня успения святого князя Владимира.

Статья подготовлена иеромонахом Мелхиседеком (Гордиенко)Использованы материалы Игоря Осипчука и Михаила Васильева

Строительство городов и организация обороны

Начало систматических столкновений с печенегами упоминается в летописях с 988 года:

Реконструкция средневекового города-крепости

На правой и левой стороне Днепра, выведены были ряды земляных валов и сторожевых «застав», чтобы сдерживать нападения кочевников. По реке Рось таким образом была сформирована Поросская оборонительная линия, по реке Суле — Посульская.

Данными мероприятиями князь старался решить несколько задач сразу: раннее оповещение о вторжении, усложнение движения для быстрой печенежской конницы, а также защита осваемых земель с помощью высоких стен — кочевники предпочитали нападать только на окрытой местности или пытались осаждать города, но никогда не шли на штурм.

Реконструкция стены и земляного вала крепости, расположенной на берегу реки

Бой русичей с печенегами Художник Е. Емельянов

Битва на реке Трубеже в 992 году

Узнав о вторжении печенегов через Сулу, Владимир отправился в поход и вывел войско на левый берег Днепра. Противники остановились по двум берегам реки Трубеж, после чего возникла пауза. Вскоре печенежский хан вызвал на переговоры Владимира и предложил ему провести поединок:

Владимир разослал по лагерю глашатаев в поисках добровольца, однако, согласно летописям, с печенежским богатырём никто не отважился выйти на поединок. Тогда из русского стана вышел некий старец, и сказал Владимиру, что у него остался дома младший сын, Ян Усмошвец, которого никто не может забороть.

Обрадованный князь послал за юношей. Выслушав просьбу Владимира выступить в единоборстве с печенежским богатырём, Ян сначала предложил испытать его с помощью быка:

Испытание силы Яна Усмаря.Худ. Г. И. Угрюмов

На следующее утро прибыли печенеги и стали выкликать из войска Владимира смелого воина — перед строем кочевников уже вышел один из них и разоружился, приготовившись к поединку. Увидев сына кожевника, который по сравнению с огромным печенгом казался сомнительным поединщиком, кочевник рассмеялся и бросился в атаку. Противники схватились, затем Ян Усмарь изловчился и ударил печенега головой в живот, опрокинув того на землю. Не давая врагу опомниться сын кожевника убил соперника ударом ноги, а на пришедших в смятение печенегов Владимир скомандовал начинать атаку.

Победа русского богатыря над печенежским воином; бегство печенегов от войска Владимира Святославича.

Сражение под Василёвом в 996 году

Известий о том, что печенеги предприняли вторжение в отсутствие киевского князя в столице, летопись не содержит. Вместе с тем Владимир встретил печенегов уже на правой, киевской стороне Днепра всего в 30 км. южнее Киева.

Подробности сражения до нас не дошли, но известно о том, что после неудачи на поле боя Владимир спасся от печенегов под мостом. После ухода печенегов Владимир поставил в Василёве церковь во имя святого Преображения.

Пеший воин-печенег
Возведение по повелению Владимира Святославича церкви Прсображения в городе Василеве по случаю спасения от печенегов.

Итоги и результаты

Дальнейшие столкновения происходили в 1001 и 1004 годах, затем вплоть до 1015 года летописи не упоминают о кочевниках и лишь перед смертью Владимир направляет сына Бориса с дружиной против печенегов, однако те приняли решение вернуться в степи и столкновения не произошло.

Несмотря на спад активности кочевников в конце правления Владимира, полностью решить данную проблему князь не смог — печенеги принимали активное участие в междоусобице его сыновей на стороне Святополка и лишь Ярославу Мудрому удалось нанести им разгромное поражение в 1036 году под Киевом.

Оборонительные линии, строительство которых организовал Владимир, ещё долго служили русским князьям опорой в борьбе с различными кочевниками.

Карта — направление набега печенегов перед осадой Киева в 1036 г

Равноапостольный князь Владимир пытался провести религиозную реформу

История говорит о том, что став новым киевским князем Владимир принял меры к реформации языческого культа. Для этого он воздвиг в Киеве капище с идолами шести главных богов славянского язычества: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Смеарга и Мокоши.

Велеса в пантеон не включили. Некоторые историки утверждают, что в этот период шли гонения на христианскую церковь, по крайней мере, первые христианские мученики на Руси — варяги Фёдор и Иоанн погиби именно в это время в Киеве.

Князь Владимир перед языческим капищем. Справа – идол Перуна. Захватив киевский княжеский стол, Владимир Святославович провёл религиозную реформу, установив пантеон языческих идолов

Кроме того, Повесть временных лет говорит о том, что в годы правления как язычник, князь Владимир имел 800 наложниц, не считая жён.

После крещения его жены получили свободу от супружеских обязанностей. При этом стоит отметить, что князь предложил Рогнеде избрать мужа, но она отказалась и приняла монашеский постриг.

Поиск новой религии

Несмотря на утверждение общеславянского пантеона богов, союз племен неуклонно распадался. Владимир Святославович понимал, что нужна более сильная религия, способная сплотить людей.

Князь склонялся к византийской вере. Христианство уже давно проникало на Русь. В 957 г. крещение приняла княгиня Ольга, бабушка князя. Христианами становились люди из ближайшего княжеского окружения.

К Владимиру прибывали послы от других государств. Иудейские миссионеры сразу были отвергнуты князем. Он упрекнул их в том, что священный город евреев Иерусалим находится в руках мусульман. В летописи сказано, что князь отправил своих людей узнать о достоинствах и недостатках каждой религии. Доклад посланников содержал такие сведения:

  • мусульманство (Волжская Булгария): “нет в них веселья, только печаль и смрад великий”;
  • католичество (Священная Римская империя): “красоты не видели никакой”;
  • православие (Византия): “служба их лучше, чем во всех других странах”.

Посоветовавшись с боярами, Владимир сделал выбор на византийской вере.

Летопись, безусловно, приукрашивает достоинства православия. В основе выбора Владимира лежали вполне понятные политические причины:

  • огромное влияние византийской культуры на славянскую Русь;
  • давние торговые и дипломатические контакты;
  • могущество Византийской империи.

Крещение князя Владимира

Несмотря на решение креститься, Владимир Святославович оставался типичным воином-язычником, который привык действовать с помощью военной силы. В 987 г. он начал войну с Византией и осадил Корсунь (Херсонес Таврический).

“Корсунская легенда” гласит, что Владимир дал клятву креститься в случае взятия города. Один из корсунцев по имени Анастас указал князю, откуда поступает в Корсунь вода. Князь перекрыл источник, и жители города сдались.

Владимир потребовал от византийских соправителей Василия и Константина отдать ему в жены сестру Анну. Императоры согласились с условием, что князь обязательно примет крещение.

Летопись рассказывает об очередном “чуде”: Владимир ослеп, но после крещения сразу же прозрел. Это окончательно убедило его в преимуществе православия над другими религиями. Многие участники осады после этого также приняли крещение.

Рис. 2. Памятник князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве.

Владимир женился на Анне, забрал из Корсуни священников, мощи, церковную утварь, иконы и вернулся в Киев.

Распространение христианства в других городах

Когда земли вокруг Киева приняли новую веру, в 990 году Владимир отправил первого митрополита Михаила с шестью епископами в Новгород. Их сопровождал дядя и наставник князя Добрыня. Они повторили в этом городе киевский сценарий: сначала свергли всех идолов, а Перуна протащили по земле и утопили в реке Волхов. После этого начались проповеди и крещение народа.

Потом Михаил и Добрыня отправились в Ростов с четырьмя епископами. Здесь тоже многие люди приняли крещение, а митрополит построил храм и рукоположил пресвитеров. Но в этом городе долго не получалось полностью искоренить язычество, поэтому первые епископы Федор и Иларион покинули свою кафедру. А вот Леонтий и Исаия, святые епископы, вместе с преподобным архимандритом Амвросием сумели наставить большую часть ростовцев на христианский путь.

Святой князь Владимир, креститель Руси, в 992 году посетил Суздаль, чтобы обратить его жителей в новую веру. Вместе с ним приехали и два епископа. Вместе они убедили народ, и он охотно принимал крещение.

Большое значение в насаждении новой веры имела деятельность сыновей князя, которым он раздал уделы. Они делали все для того, чтобы на подвластных им территориях главной, а порой и единственной, религией было христианство. Так до конца десятого века православие приняли жители Мурома, Пскова, Владимира Волынского, Луцка, Смоленска, Полоцка. Также эту веру приняли вятичи.

Но, невзирая на то, что святой равноапостольный великий князь Владимир прилагал немалые усилия для распространения новой веры, христианство сосредоточилось в основном в окрестностях Киева и по водному пути из столицы в Новгород. Но именно эта религия, как и предполагал князь, стала тем, что объединило разные племена в единое государство. Так, крещение святого князя Владимира стало не только примером для преданных ему людей, но и важным политическим решением, которое укрепило Киевскую Русь. Кроме того, вслед за славянами новую веру принимали и соседние им племена. Православие постепенно распространялось на территории Восточной Европы.

33 года сидел на киевском престоле святой князь Владимир Великий, из них 28 лет он жил с верой Христовой. Умер 15 июля 1015 года. Похоронен рядом со своей женой Анной в Десятинной церкви.

Празднование и почитание памяти святого равноапостольного князя Владимира началось после того, как Александр Невский победил шведских крестоносцев 15 июля 1240 года. На эту битву он пошел после молитвы святому Владимиру (крещенному Василием). Именно его заступничество и помогло одержать победу.

История крещения Руси

Видя все это, князь Владимир со своей дружиной в конце 980-х годов принял решение о смене веры. Летопись рассказывает нам об «испытании вер» которое якобы предпринял князь Владимир. В ходе этого «испытания» в Киев прибывали различные посольства: от мусульман из Волжской Булгарии, иудеев из Хазарского каганата, с латинского Запада, и разумеется из Византии. Сам князь Владимир также в свою очередь отправлял посольства «в булгары», «в греки», «в немцы», чтобы «испытать их службу».

Согласно все той же летописи больше всего князю Владимиру понравилась пышная красота византийского богослужения, и поэтому было принято решение принять христианство восточного, византийского, православного обряда, а не западного, католического.

Хотя вряд ли практичный князь сделал такой выбор из одних лишь эстетических побуждений, все-таки Византия соседствовала с Киевской Русью и могла быть более важным политическим союзником, чем отдаленные католические западноевропейские государства.

Интересный факт: согласно преданию (то есть это не точно) одно время князь Владимир сильно заинтересовался Исламом, особенно его прельстило то, что мусульманская вера разрешала многоженство. А князь Владимир «ненасытен был в блуде», – так писал о нем даже христианский летописец, благосклонно относившийся к князю. Или, говоря простым языком, Владимир был еще тем Дон-Жуаном и имел большой гарем из жен и наложниц, как какой-нибудь турецкий султан. Но вот полный запрет на алкоголь в Исламе наоборот отвернул князя Владимира от принятия Ислама (как не крути, а у славян издревле были сильные алкогольные традиции). Так что возможно благодаря ему (алкоголю), Вас дорогой читатель зовут Иван или Михаил, а не Мустафа или Исмаил.

Точная дата канонизации святого равноапостольного князя Владимира неизвестна

К сожалению, точная дата канонизации святого равноапостольного Владимира неизвестна. Считается, что почитать его как святого начали вместе с его сыновьями — святыми Борисом и Глебом. Как бы то ни было, к середине XII века он еще не был официально канонизирован.

https://youtube.com/watch?v=JrkfRfZjZuk

Видеоролик: Святой равноапостольный великий князь Владимир. Крещение Руси (православный мультфильм). На 8 минуте 50 секунде автор говорит о том, что святой равноапостольный князь Владимир — это пример настоящего русского человека с его исканием Бога в душе.

Чёткое упоминание в Прологах и богослужебных книгах о памяти и похвалы святого равноапостольного Владимира, приуроченное к 15 июля (28 июля по новому стилю) встречается уже в XIV веке. Именно поэтому считается, что канонизация святого состоялась во второй половине XIII века.

Ключевым событием в развитии церковного почитания святого Владимира стали торжества по случаю 900-летия Крещения Руси в 1888 году. Тогда были построены несколько Князь-Владимирских храмов, например, Владимирский собор в Киеве.

В наше время святого равноапостольного князя Владимира широкое почитают в России, так, например, он с 2002 года считается покровителем внутренних войск МВД России.

Основательница Десятинной церкви

Есть много свидетельств того, что дочь византийского императора Анна стала основательницей Десятинной церкви в Киеве.

Храм был посвящен Богородице, что намекает на то, что инициатором его создания была женщина. Анна хотела, чтобы новое здание имело привычную ей константинопольскую архитектуру.

Десятинную церковь часто сравнивают с двумя великими византийскими храмами – Влахернским и Фаросским. Она появилась рядом с дворцом Анны в Киеве. Климат этого города подходил греческой царевне гораздо больше, чем обстановка северного Новгорода, откуда был сам Владимир и где он провел свою юность. Его супруга редко покидала южную столицу. Туда из Херсона ей привозили богатые греческие дары с родины, которые пополняли собственную казну Анны. Из Крыма же приезжали византийские зодчие и мастера, помогавшие воплощать в жизнь проект новой Десятинной церкви.

Храм святого равноапостольного князя Владимира в Новогиреево

Описанные ранее соборы и церкви были построены в 19-20 веках. Но и в наши дни верующие почитают святого Владимира. Например, в Новогиреево уже выделен участок для возведения нового храма. На нем в 2014 году построена временная деревянная церковь в честь святого праведного воина Феодора Ушакова. В ней проводятся регулярные богослужения и действует церковная община, реализовывая разные духовные проекты.

Само строительство храма находится сейчас на стадии подготовки площадки со всеми разведывательными работами. Параллельно с этим создается проект будущего сооружения. Эти работы идут довольно медленно, поскольку финансируются они исключительно за счет пожертвований. Ни из государственного бюджета, ни из местной казны на строительство деньги не выделялись и выделяться не будут. Поэтому трудно сказать, когда именно появится новый храм святого равноапостольного князя Владимира в Новогиреево и как он будет выглядеть. Но можно утверждать, что с Божьей помощью и усилиями мирян проект таки будет реализован.

Спор с Украиной за Владимира

Другие восприняли новую дату не как исполнение завещание Алексия II, а как подражание Украине. Там с 2008 года по инициативе президента Виктора Ющенко праздновали День крещения Киевской Руси — Украины.

В Киеве князя Владимира закономерно считают своим: он правил в городе на Днепре, там была столица его государства. Границы Древней Руси почти полностью охватывают сегодняшние Украину и Белоруссию и лишь небольшую часть современной России.

Границы Древней Руси и современных государств. Фото: istmira.com

Москва ответила на споры за Владимира в 2016 году. В центре столицы прямо напротив Кремля возвели огромную статую князю высотой 17,5 метров, что сравнимо с размерами некоторых кремлевских башен. Тогда многие назвали тяжеловесный колосс памятником другому Владимиру – нынешнему президенту РФ.

Владимир Путин на открытии памятника Владимиру. Фото: mos.ru

Случайная находка

В одном из источников сказано, что по субботам митрополит правил службу поочередно в той или иной киевской церкви. Тогда на месте, где стоял Десятинный храм (его разрушили в 1240 году орды хана Батыя), находилась небольшая деревянная церковь. В одну из суббот Петр Могила отслужил там Литургию, а затем пошел осматривать руины Десятинной. Увидев углубление в земле, владыка приказал его раскопать. Согласно версии, изложенной в этом источнике, обнаружили два мраморных саркофага — князя Владимира и его супруги.В другом, гораздо более раннем описании этих событий, сказано, будто гроб был один — в нем лежали останки двух человек. На серебряной с позолотой табличке сообщалось, что здесь покоятся князь Владимир, нареченный при крещении Василием, и его жена, византийская принцесса Анна.О том, что саркофаг был один, написал монах-переписчик книг из Киево-Печерской лавры. Он лично читал документ об этой находке, составленный при Петре Могиле. Этот оригинальный текст был утерян в 1718 году, и лаврский монах воспроизвел его по памяти. Он написал, что это произошло в 1632 году, в более позднем источнике называется другая дата – 1636-й. Кстати, по некоторым данным известно, что сын Владимира Крестителя – князь Ярослав Мудрый тоже был похоронен в одном саркофаге с женой.

Руины Десятинной церкви, рисунок XIX века

Христианский брак

С помощью захвата Корсуни киевский князь добился двух важных вещей.

Во-первых, его супругой стала царевна Анна Византийская, что породнило его с могущественной греческой династией. Во-вторых, было принято православие, которое в скором времени объединило всю страну. До этого восточные славяне были разделены на несколько племенных союзов, живших обособленно друг от друга. У них были не только свои обычаи, но и боги. Пантеоны часто отличались друг от друга

Христианство стало важной религиозной скрепой, создавшей русскую нацию

Анна Византийская (жена князя Владимира) способствовала распространению родной веры в чужой стране. Супруг часто советовался с женой в религиозных вопросах. По ее инициативе было построено несколько церквей. Особенно важным был Киевский собор в честь Успения Богородицы. Позже его прозвали Десятинной церковью из-за того, что на нее тратилась десятая часть княжеских доходов. Вместе с Анной в русские земли приехали многочисленные греческие миссионеры и богословы.

Утраченный храм

В Воронеже в 1888 году тоже заговорили о строительстве храма святого Владимира. Но в силу разных обстоятельств, подготовительные работы начались только через два года. С местом определились еще через четыре. Во время подготовки котлована были обнаружены два полуразрушенных колодца. Поэтому место строительства решили перенести.

Это был масштабный проект. Деньги на его реализацию собирались отовсюду, в местной газете давали отчет о ходе строительства, печатали имена меценатов. Завершить храм удалось только в 1909 году. Еще восемь лет велись работы по внутренней отделке. Освятили собор только в 1918 году. Но ему не суждено было долго просуществовать. Его в том же году национализировали, имущество описали, а само строение начали использовать в качестве зернохранилища.

В 1931 году исполком Центрально-Черноземной области принял решение снести собор по причине якобы появившихся трещин на стенах. Однако документально этот факт не подтвержден. Под него заложили динамит и с помощью взрыва уничтожили с первого раза. На месте храма разбили Комсомольский сквер.

Но жители помнят это величественное строение, которое называют последним масштабным проектом Российской Империи. Это был пятикупольный храм в византийском стиле, названный в народе собором не по сути, а по внешнему виду. Сегодня его очень напоминает Благовещенский собор. А рядом со сквером строится церковь в честь Рождества Христова, которая должна стать памятью о разрушенном храме.

Тропарь, кондак и канон святому князю Владимиру

Тропарь, гл. 4.

Уподобивыися купцу, ищущу добраго бисера, славнодержавный Владимире, на высоте стола седя, матере градом Богоспасеннаго Киева. И испытуя посылаше к Царскому граду, уведети Православную веру. И обрете безценнаго бисера Христа, избравшаго тя яко втораго Павла, и оттрясшаго слепоту во святей купели, душевную вкупе и телесную. Тем же празднуем ти успение, людие твои суще, моли спастися державы ти русския начальником, и множеству владомых.

Кондак, гл. 8.

Подобствовав великому во апостолех Павлу, в державных сединах всеславныи Владимире, вся яко младенческая мудрования оставль, и иже о идолех тщание. И яко муж совершен украсися, Божественнаго Крещения багряницею. И Спасителю Христу в веселии предстоя. Моли спастися державы ти русския начальником, и множеству владомых.

  • Автор: admin