какой год, почему князь владимир, что за праздник?
Почему не Киев?
Вероятно, Пётр Могила намеревался поместить останки св. князя в Десятинной церкви, которую начал восстанавливать (она была первым каменным храмом Киевской Руси). Однако митрополит скончался, когда работы еще не были завершены. Митрополит завещал на реставрацию этой церкви внушительную суму — 1000 злотых.Следует сказать, что Петр Могила восстановил многие старинные храмы Киева. Начал с Софийского собора, реконструкция которого продолжалась десять лет. За собственные деньги реставрировал церковь Спаса на Берестове (для ее росписи пригласил мастера с острова Крит), Выдубицкий монастырь и Трехсвятительскую церковь. Он вернул киевские храмы православным, открыл в Киево-Печерской лавре школу. Со временем это учебное заведение объединилось с Киевской братской школой. Так была создана Киево-Могилянская коллегия. После смерти Петра Могилы церковь причислила его к лику святых.Митрополит Киевский и Галицкий Евгений Болховитинов (1767–1837 гг. ) в описаниях Софийского собора в Киеве и Киево-Печерской лавры десяток страниц посвятил мощам. Упоминает он и ковчег в Софии Киевской: «I. Часть Крови Христовой, часть Ризы Господней, часть Животворящего Древа. II. Мощи Христова века – часть младенца, от Ирода убиенного Христа ради; часть Предтечи Иоанна Крестителя… IХ. В особом ковчеге положены: мощи святого благоверного царя Константина Великого, святого благоверного князя Владимира Святославовича Киевского, великомученицы Варвары левая рука раздробленная и серебром окованная…» О главе святого сообщает: «…находится на правой стороне при алтаре Успенского собора Лавры в приделе св. Архангела Михаила в серебряной раке и под серебряной иконою князя сего во весь рост, сделанною в 1825 году».Но вернемся к рассказу об останках князя Владимира. Их либо при жизни митрополита, либо уже после его кончины погребли в отстроенной Десятинной церкви. Она имела скромные размеры. В XIX веке ее снесли, чтобы возвести величественный храм. Перед этим провели археологические исследования, в ходе которых была обнаружена каменная гробница из плит красного цвета. В ней находился скелет без головы и костей правой руки, а также остатки парчовой одежды, золотая пуговица и мужская обувь. Скорее всего, это и были мощи князя Владимира. Кстати, тогда уничтожили практически все, что осталось от церкви времен Киевской Руси.Гроб с останками, которые, вероятно, принадлежали Владимиру Крестителю, поставили в новом Десятинном храме, в приделе, освященном именем князя. Как известно, эту большую церковь в 1936 году разобрали на кирпичи, а саркофаг с останками вновь извлекли. Вероятно, ныне он находится в Национальном заповеднике «София Киевская».Во время «перестройки», накануне празднования 1000-летия Крещения Руси, в 1988 году состоялась передача нескольких мощевиков Церкви, в том числе и с частицей честных мощей св. равноапостольного князя Владимира.
По благословению Святейшего Патриарха Пимена, этот мощевик был передан Управляющему делами Московской Патриархии, Митрополиту Ростовскому и Новочеркасскому Владимиру (Сабодану), и положен в кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы Ростова-на-Дону. Торжественная церемония передачи Русской Православной Церкви священных реликвий состоялась 26 мая 1988 года в Оружейной палате московского Кремля.
Накануне дня памяти святого князя Владимира, 24 июля 2005 года, по просьбе Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, частица мощей святого равноапостольного великого князя Владимира возвращена в Украину и покоится в Успенском соборе Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.
Сейчас на месте Десятинной церкви, по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира и трудами архимандрита Гедеона (Харона), создан мужской монастырь. Братия и прихожане Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного монастыря надеются, что в скором времени в Десятиной церкви снова возможно будет поклониться частице святых мощей великого равноапостольного князя Владимира. И думается, что многие вспомнят ту дату, которую мы с вами будем праздновать в этом году – 1000-летие со дня успения святого князя Владимира.
Статья подготовлена иеромонахом Мелхиседеком (Гордиенко)Использованы материалы Игоря Осипчука и Михаила Васильева
Строительство городов и организация обороны
Начало систматических столкновений с печенегами упоминается в летописях с 988 года:
Реконструкция средневекового города-крепости
На правой и левой стороне Днепра, выведены были ряды земляных валов и сторожевых «застав», чтобы сдерживать нападения кочевников. По реке Рось таким образом была сформирована Поросская оборонительная линия, по реке Суле — Посульская.
Данными мероприятиями князь старался решить несколько задач сразу: раннее оповещение о вторжении, усложнение движения для быстрой печенежской конницы, а также защита осваемых земель с помощью высоких стен — кочевники предпочитали нападать только на окрытой местности или пытались осаждать города, но никогда не шли на штурм.
Реконструкция стены и земляного вала крепости, расположенной на берегу реки
Бой русичей с печенегами Художник Е. Емельянов
Битва на реке Трубеже в 992 году
Узнав о вторжении печенегов через Сулу, Владимир отправился в поход и вывел войско на левый берег Днепра. Противники остановились по двум берегам реки Трубеж, после чего возникла пауза. Вскоре печенежский хан вызвал на переговоры Владимира и предложил ему провести поединок:
Владимир разослал по лагерю глашатаев в поисках добровольца, однако, согласно летописям, с печенежским богатырём никто не отважился выйти на поединок. Тогда из русского стана вышел некий старец, и сказал Владимиру, что у него остался дома младший сын, Ян Усмошвец, которого никто не может забороть.
Обрадованный князь послал за юношей. Выслушав просьбу Владимира выступить в единоборстве с печенежским богатырём, Ян сначала предложил испытать его с помощью быка:
Испытание силы Яна Усмаря.Худ. Г. И. Угрюмов
На следующее утро прибыли печенеги и стали выкликать из войска Владимира смелого воина — перед строем кочевников уже вышел один из них и разоружился, приготовившись к поединку. Увидев сына кожевника, который по сравнению с огромным печенгом казался сомнительным поединщиком, кочевник рассмеялся и бросился в атаку. Противники схватились, затем Ян Усмарь изловчился и ударил печенега головой в живот, опрокинув того на землю. Не давая врагу опомниться сын кожевника убил соперника ударом ноги, а на пришедших в смятение печенегов Владимир скомандовал начинать атаку.
Победа русского богатыря над печенежским воином; бегство печенегов от войска Владимира Святославича.
Сражение под Василёвом в 996 году
Известий о том, что печенеги предприняли вторжение в отсутствие киевского князя в столице, летопись не содержит. Вместе с тем Владимир встретил печенегов уже на правой, киевской стороне Днепра всего в 30 км. южнее Киева.
Подробности сражения до нас не дошли, но известно о том, что после неудачи на поле боя Владимир спасся от печенегов под мостом. После ухода печенегов Владимир поставил в Василёве церковь во имя святого Преображения.
Пеший воин-печенег
Возведение по повелению Владимира Святославича церкви Прсображения в городе Василеве по случаю спасения от печенегов.
Итоги и результаты
Дальнейшие столкновения происходили в 1001 и 1004 годах, затем вплоть до 1015 года летописи не упоминают о кочевниках и лишь перед смертью Владимир направляет сына Бориса с дружиной против печенегов, однако те приняли решение вернуться в степи и столкновения не произошло.
Несмотря на спад активности кочевников в конце правления Владимира, полностью решить данную проблему князь не смог — печенеги принимали активное участие в междоусобице его сыновей на стороне Святополка и лишь Ярославу Мудрому удалось нанести им разгромное поражение в 1036 году под Киевом.
Оборонительные линии, строительство которых организовал Владимир, ещё долго служили русским князьям опорой в борьбе с различными кочевниками.
Карта — направление набега печенегов перед осадой Киева в 1036 г
Равноапостольный князь Владимир пытался провести религиозную реформу
История говорит о том, что став новым киевским князем Владимир принял меры к реформации языческого культа. Для этого он воздвиг в Киеве капище с идолами шести главных богов славянского язычества: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Смеарга и Мокоши.
Велеса в пантеон не включили. Некоторые историки утверждают, что в этот период шли гонения на христианскую церковь, по крайней мере, первые христианские мученики на Руси — варяги Фёдор и Иоанн погиби именно в это время в Киеве.
Князь Владимир перед языческим капищем. Справа – идол Перуна. Захватив киевский княжеский стол, Владимир Святославович провёл религиозную реформу, установив пантеон языческих идолов
Кроме того, Повесть временных лет говорит о том, что в годы правления как язычник, князь Владимир имел 800 наложниц, не считая жён.
Поиск новой религии
Несмотря на утверждение общеславянского пантеона богов, союз племен неуклонно распадался. Владимир Святославович понимал, что нужна более сильная религия, способная сплотить людей.
Князь склонялся к византийской вере. Христианство уже давно проникало на Русь. В 957 г. крещение приняла княгиня Ольга, бабушка князя. Христианами становились люди из ближайшего княжеского окружения.
К Владимиру прибывали послы от других государств. Иудейские миссионеры сразу были отвергнуты князем. Он упрекнул их в том, что священный город евреев Иерусалим находится в руках мусульман. В летописи сказано, что князь отправил своих людей узнать о достоинствах и недостатках каждой религии. Доклад посланников содержал такие сведения:
- мусульманство (Волжская Булгария): “нет в них веселья, только печаль и смрад великий”;
- католичество (Священная Римская империя): “красоты не видели никакой”;
- православие (Византия): “служба их лучше, чем во всех других странах”.
Посоветовавшись с боярами, Владимир сделал выбор на византийской вере.
Летопись, безусловно, приукрашивает достоинства православия. В основе выбора Владимира лежали вполне понятные политические причины:
- огромное влияние византийской культуры на славянскую Русь;
- давние торговые и дипломатические контакты;
- могущество Византийской империи.
Крещение князя Владимира
Несмотря на решение креститься, Владимир Святославович оставался типичным воином-язычником, который привык действовать с помощью военной силы. В 987 г. он начал войну с Византией и осадил Корсунь (Херсонес Таврический).
“Корсунская легенда” гласит, что Владимир дал клятву креститься в случае взятия города. Один из корсунцев по имени Анастас указал князю, откуда поступает в Корсунь вода. Князь перекрыл источник, и жители города сдались.
Владимир потребовал от византийских соправителей Василия и Константина отдать ему в жены сестру Анну. Императоры согласились с условием, что князь обязательно примет крещение.
Летопись рассказывает об очередном “чуде”: Владимир ослеп, но после крещения сразу же прозрел. Это окончательно убедило его в преимуществе православия над другими религиями. Многие участники осады после этого также приняли крещение.
Рис. 2. Памятник князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве.
Владимир женился на Анне, забрал из Корсуни священников, мощи, церковную утварь, иконы и вернулся в Киев.
Распространение христианства в других городах
Когда земли вокруг Киева приняли новую веру, в 990 году Владимир отправил первого митрополита Михаила с шестью епископами в Новгород. Их сопровождал дядя и наставник князя Добрыня. Они повторили в этом городе киевский сценарий: сначала свергли всех идолов, а Перуна протащили по земле и утопили в реке Волхов. После этого начались проповеди и крещение народа.
Потом Михаил и Добрыня отправились в Ростов с четырьмя епископами. Здесь тоже многие люди приняли крещение, а митрополит построил храм и рукоположил пресвитеров. Но в этом городе долго не получалось полностью искоренить язычество, поэтому первые епископы Федор и Иларион покинули свою кафедру. А вот Леонтий и Исаия, святые епископы, вместе с преподобным архимандритом Амвросием сумели наставить большую часть ростовцев на христианский путь.
Святой князь Владимир, креститель Руси, в 992 году посетил Суздаль, чтобы обратить его жителей в новую веру. Вместе с ним приехали и два епископа. Вместе они убедили народ, и он охотно принимал крещение.
Большое значение в насаждении новой веры имела деятельность сыновей князя, которым он раздал уделы. Они делали все для того, чтобы на подвластных им территориях главной, а порой и единственной, религией было христианство. Так до конца десятого века православие приняли жители Мурома, Пскова, Владимира Волынского, Луцка, Смоленска, Полоцка. Также эту веру приняли вятичи.
Но, невзирая на то, что святой равноапостольный великий князь Владимир прилагал немалые усилия для распространения новой веры, христианство сосредоточилось в основном в окрестностях Киева и по водному пути из столицы в Новгород. Но именно эта религия, как и предполагал князь, стала тем, что объединило разные племена в единое государство. Так, крещение святого князя Владимира стало не только примером для преданных ему людей, но и важным политическим решением, которое укрепило Киевскую Русь. Кроме того, вслед за славянами новую веру принимали и соседние им племена. Православие постепенно распространялось на территории Восточной Европы.
33 года сидел на киевском престоле святой князь Владимир Великий, из них 28 лет он жил с верой Христовой. Умер 15 июля 1015 года. Похоронен рядом со своей женой Анной в Десятинной церкви.
Празднование и почитание памяти святого равноапостольного князя Владимира началось после того, как Александр Невский победил шведских крестоносцев 15 июля 1240 года. На эту битву он пошел после молитвы святому Владимиру (крещенному Василием). Именно его заступничество и помогло одержать победу.
История крещения Руси
Видя все это, князь Владимир со своей дружиной в конце 980-х годов принял решение о смене веры. Летопись рассказывает нам об «испытании вер» которое якобы предпринял князь Владимир. В ходе этого «испытания» в Киев прибывали различные посольства: от мусульман из Волжской Булгарии, иудеев из Хазарского каганата, с латинского Запада, и разумеется из Византии. Сам князь Владимир также в свою очередь отправлял посольства «в булгары», «в греки», «в немцы», чтобы «испытать их службу».
Согласно все той же летописи больше всего князю Владимиру понравилась пышная красота византийского богослужения, и поэтому было принято решение принять христианство восточного, византийского, православного обряда, а не западного, католического.
Хотя вряд ли практичный князь сделал такой выбор из одних лишь эстетических побуждений, все-таки Византия соседствовала с Киевской Русью и могла быть более важным политическим союзником, чем отдаленные католические западноевропейские государства.
Интересный факт: согласно преданию (то есть это не точно) одно время князь Владимир сильно заинтересовался Исламом, особенно его прельстило то, что мусульманская вера разрешала многоженство. А князь Владимир «ненасытен был в блуде», – так писал о нем даже христианский летописец, благосклонно относившийся к князю. Или, говоря простым языком, Владимир был еще тем Дон-Жуаном и имел большой гарем из жен и наложниц, как какой-нибудь турецкий султан. Но вот полный запрет на алкоголь в Исламе наоборот отвернул князя Владимира от принятия Ислама (как не крути, а у славян издревле были сильные алкогольные традиции). Так что возможно благодаря ему (алкоголю), Вас дорогой читатель зовут Иван или Михаил, а не Мустафа или Исмаил.
Точная дата канонизации святого равноапостольного князя Владимира неизвестна
К сожалению, точная дата канонизации святого равноапостольного Владимира неизвестна. Считается, что почитать его как святого начали вместе с его сыновьями — святыми Борисом и Глебом. Как бы то ни было, к середине XII века он еще не был официально канонизирован.
https://youtube.com/watch?v=JrkfRfZjZuk
Видеоролик: Святой равноапостольный великий князь Владимир. Крещение Руси (православный мультфильм). На 8 минуте 50 секунде автор говорит о том, что святой равноапостольный князь Владимир — это пример настоящего русского человека с его исканием Бога в душе.
Чёткое упоминание в Прологах и богослужебных книгах о памяти и похвалы святого равноапостольного Владимира, приуроченное к 15 июля (28 июля по новому стилю) встречается уже в XIV веке. Именно поэтому считается, что канонизация святого состоялась во второй половине XIII века.
Ключевым событием в развитии церковного почитания святого Владимира стали торжества по случаю 900-летия Крещения Руси в 1888 году. Тогда были построены несколько Князь-Владимирских храмов, например, Владимирский собор в Киеве.
В наше время святого равноапостольного князя Владимира широкое почитают в России, так, например, он с 2002 года считается покровителем внутренних войск МВД России.
Основательница Десятинной церкви
Есть много свидетельств того, что дочь византийского императора Анна стала основательницей Десятинной церкви в Киеве.
Десятинную церковь часто сравнивают с двумя великими византийскими храмами – Влахернским и Фаросским. Она появилась рядом с дворцом Анны в Киеве. Климат этого города подходил греческой царевне гораздо больше, чем обстановка северного Новгорода, откуда был сам Владимир и где он провел свою юность. Его супруга редко покидала южную столицу. Туда из Херсона ей привозили богатые греческие дары с родины, которые пополняли собственную казну Анны. Из Крыма же приезжали византийские зодчие и мастера, помогавшие воплощать в жизнь проект новой Десятинной церкви.
Храм святого равноапостольного князя Владимира в Новогиреево
Описанные ранее соборы и церкви были построены в 19-20 веках. Но и в наши дни верующие почитают святого Владимира. Например, в Новогиреево уже выделен участок для возведения нового храма. На нем в 2014 году построена временная деревянная церковь в честь святого праведного воина Феодора Ушакова. В ней проводятся регулярные богослужения и действует церковная община, реализовывая разные духовные проекты.
Само строительство храма находится сейчас на стадии подготовки площадки со всеми разведывательными работами. Параллельно с этим создается проект будущего сооружения. Эти работы идут довольно медленно, поскольку финансируются они исключительно за счет пожертвований. Ни из государственного бюджета, ни из местной казны на строительство деньги не выделялись и выделяться не будут. Поэтому трудно сказать, когда именно появится новый храм святого равноапостольного князя Владимира в Новогиреево и как он будет выглядеть. Но можно утверждать, что с Божьей помощью и усилиями мирян проект таки будет реализован.
Спор с Украиной за Владимира
Другие восприняли новую дату не как исполнение завещание Алексия II, а как подражание Украине. Там с 2008 года по инициативе президента Виктора Ющенко праздновали День крещения Киевской Руси — Украины.
В Киеве князя Владимира закономерно считают своим: он правил в городе на Днепре, там была столица его государства. Границы Древней Руси почти полностью охватывают сегодняшние Украину и Белоруссию и лишь небольшую часть современной России.
Границы Древней Руси и современных государств. Фото: istmira.com
Москва ответила на споры за Владимира в 2016 году. В центре столицы прямо напротив Кремля возвели огромную статую князю высотой 17,5 метров, что сравнимо с размерами некоторых кремлевских башен. Тогда многие назвали тяжеловесный колосс памятником другому Владимиру – нынешнему президенту РФ.
Владимир Путин на открытии памятника Владимиру. Фото: mos.ru
Случайная находка
В одном из источников сказано, что по субботам митрополит правил службу поочередно в той или иной киевской церкви. Тогда на месте, где стоял Десятинный храм (его разрушили в 1240 году орды хана Батыя), находилась небольшая деревянная церковь. В одну из суббот Петр Могила отслужил там Литургию, а затем пошел осматривать руины Десятинной. Увидев углубление в земле, владыка приказал его раскопать. Согласно версии, изложенной в этом источнике, обнаружили два мраморных саркофага — князя Владимира и его супруги.В другом, гораздо более раннем описании этих событий, сказано, будто гроб был один — в нем лежали останки двух человек. На серебряной с позолотой табличке сообщалось, что здесь покоятся князь Владимир, нареченный при крещении Василием, и его жена, византийская принцесса Анна.О том, что саркофаг был один, написал монах-переписчик книг из Киево-Печерской лавры. Он лично читал документ об этой находке, составленный при Петре Могиле. Этот оригинальный текст был утерян в 1718 году, и лаврский монах воспроизвел его по памяти. Он написал, что это произошло в 1632 году, в более позднем источнике называется другая дата – 1636-й. Кстати, по некоторым данным известно, что сын Владимира Крестителя – князь Ярослав Мудрый тоже был похоронен в одном саркофаге с женой.
Руины Десятинной церкви, рисунок XIX века
Христианский брак
С помощью захвата Корсуни киевский князь добился двух важных вещей.
Христианство стало важной религиозной скрепой, создавшей русскую нацию
Анна Византийская (жена князя Владимира) способствовала распространению родной веры в чужой стране. Супруг часто советовался с женой в религиозных вопросах. По ее инициативе было построено несколько церквей. Особенно важным был Киевский собор в честь Успения Богородицы. Позже его прозвали Десятинной церковью из-за того, что на нее тратилась десятая часть княжеских доходов. Вместе с Анной в русские земли приехали многочисленные греческие миссионеры и богословы.
Утраченный храм
В Воронеже в 1888 году тоже заговорили о строительстве храма святого Владимира. Но в силу разных обстоятельств, подготовительные работы начались только через два года. С местом определились еще через четыре. Во время подготовки котлована были обнаружены два полуразрушенных колодца. Поэтому место строительства решили перенести.
Это был масштабный проект. Деньги на его реализацию собирались отовсюду, в местной газете давали отчет о ходе строительства, печатали имена меценатов. Завершить храм удалось только в 1909 году. Еще восемь лет велись работы по внутренней отделке. Освятили собор только в 1918 году. Но ему не суждено было долго просуществовать. Его в том же году национализировали, имущество описали, а само строение начали использовать в качестве зернохранилища.
В 1931 году исполком Центрально-Черноземной области принял решение снести собор по причине якобы появившихся трещин на стенах. Однако документально этот факт не подтвержден. Под него заложили динамит и с помощью взрыва уничтожили с первого раза. На месте храма разбили Комсомольский сквер.
Но жители помнят это величественное строение, которое называют последним масштабным проектом Российской Империи. Это был пятикупольный храм в византийском стиле, названный в народе собором не по сути, а по внешнему виду. Сегодня его очень напоминает Благовещенский собор. А рядом со сквером строится церковь в честь Рождества Христова, которая должна стать памятью о разрушенном храме.
Тропарь, кондак и канон святому князю Владимиру
Тропарь, гл. 4.
Уподобивыися купцу, ищущу добраго бисера, славнодержавный Владимире, на высоте стола седя, матере градом Богоспасеннаго Киева. И испытуя посылаше к Царскому граду, уведети Православную веру. И обрете безценнаго бисера Христа, избравшаго тя яко втораго Павла, и оттрясшаго слепоту во святей купели, душевную вкупе и телесную. Тем же празднуем ти успение, людие твои суще, моли спастися державы ти русския начальником, и множеству владомых.
Кондак, гл. 8.
Подобствовав великому во апостолех Павлу, в державных сединах всеславныи Владимире, вся яко младенческая мудрования оставль, и иже о идолех тщание. И яко муж совершен украсися, Божественнаго Крещения багряницею. И Спасителю Христу в веселии предстоя. Моли спастися державы ти русския начальником, и множеству владомых.
- Автор: admin
- Распечатать
(0 голосов, среднее: 0 из 5)
Поделитесь с друзьями!Узнаем где принимал крещение князь Владимир? Святые места Херсонеса
Вопрос о том, где принимал крещение князь Владимир, на сегодняшний день остается дискуссионным. На это счет существует как минимум три версии. Сторонники первой называют местом крещения Киев, второй – городок Василев, находящийся недалеко от первого, третьей – Херсонес. Также не существует однозначного мнения о том, в каком году произошло это событие. Сегодня предлагаем рассмотреть мнение ученого, сторонника одной из самых популярных версий относительно того, где крестился князь Владимир.
Почему не в Киеве?
С 1972 по 1984 гг. проходила Херсонесская экспедиция, организованная Академией наук СССР. Ее возглавлял археолог и историк Сергей Алексеевич Беляев. Именно он автор научного открытия, связанного с обнаружением купели, в которой и был крещен князь Владимир. По поводу мнения о том, что это великое событие прошло в Киеве, на берегу Днепра, ученый говорит следующее.
То, что случилось в Киеве в 988 году, в августе, было уже следствием принятия христианской веры Владимиром, которое состоялось немного раньше и в другом месте. По мнению Беляева, принял крещение князь Владимир в городе Херсонесе, и нигде больше произойти этого не могло. Об этом, в частности, свидетельствует «Повесть временных лет». В ней говорится о крещении в Корсуни – так Херсонес назывался у славян.
Уже в 4 веке, во время правления императора Константина Великого, этот византийский город являлся главным христианским центром всей Восточной Европы.
Почему не в другом месте?
По мнению Беляева, в другом месте этого произойти не могло по следующим причинам. В планах у князя была женитьба на Анне, византийской принцессе. До этого у него было две жены законных и около 300 наложниц. Сделать своей супругой византийскую принцессу было делом весьма почетным. Судите сами. В этом было отказано самому германскому императору Оттону. А князю Владимиру это удалось! И принцессу привезли из Константинополя к Владимиру в Херсонес.
Владимир Святославович: исторический портрет
Владимир 1 Святославович с 970 по 988 год был князем новгородским. В 978 завладел Киевом и правил…
На протяжении нескольких веков Византия привлекала в лоно христианской церкви варварские племена. Кроме этого, она стремилась к сохранению мира на собственных границах. Поэтому Владимир был вполне подходящей партией.
Но ни византийский император, ни патриарх не могли допустить того, чтобы женщина такого высокого ранга отправилась за пределы империи просто так. То есть не будучи венчанной законным христианским браком по всем церковным канонам. Отсюда следует, что вопрос о том, где принимать крещение князю Владимиру и где венчаться, мог решиться лишь однозначно – только на территории Византии, частью которой и являлся Херсонес.
Как Владимир принимал решение?
Ко времени женитьбы на принцессе Анне Владимир уже был готов к крещению. Согласно летописи, он еще в 986 году поставил вопрос о том, какую именно веру выбрать. Он принимал послов из Волжской Булгарии, предлагавших принять ислам, хазарских евреев, приглашавших в иудаизм, миссионеров из Ватикана. Но им всем было отказано. После них прибыл византиец, который поведал о христианской вере.
Чтобы узнать, каким образом осуществляются обряды и какие у каждой религии законы, князь направил послов на богослужение к немцам, грекам и мусульманам. В конечном счете он выбрал христианство.
Почему Херсонес, а не другое место в Византии?
Уже с 4 века Херсонес являлся важнейшим оплотом Византийской империи на всей территории Восточной Европы. Он был и центром политической, торговой власти, и крупнейшим средоточием жизни церковной.
Крещение Руси: предпосылки и результаты
Говоря о Киевской Руси (предпосылки и последствия крещения будут рассмотрены далее) до принятия. ..
Только здесь находился епископ, который распространял свою власть на племена, проживающие на соседних землях. А в те времена таинство Крещения могло совершаться исключительно самим епископом.
Как выглядела купель?
Разбираясь в вопросе о том, где принимал крещение князь Владимир, интересно будет узнать, как это происходило. Предполагается, что первоначально купель, в которой осуществлялось таинство, была именно такой, какой ее изобразил художник Васнецов на картине во Владимирском соборе в Киеве.
В Херсонесе ее вырубили в скале, на данный момент ее глубина – 74 сантиметра. Когда в 80-х годах 19 века ее раскрыли, обнаружилось, что все углубление выложено мрамором. Находящийся на дне крест также был выложен мрамором. К сожалению, с течением времени все это великолепие растащили, и сегодня здесь находится голая скала, имеющая светло-коричневый цвет. Крест также не сохранился.
В то время крещальню восприняли как обыкновенный храм. В 90-е годы 19 века предположение о том, что вырубленная в скале мраморная купель — именно то место, где крестился князь Владимир, было высказано Александром Львовичем Бартье, выдающимся русским инженером. В советские годы экспедиция Беляева исследовала памятник во всей полноте. И с исторической, и с археологической, и с канонической, и с литургической точек зрения.
Сейчас считается доказанным, что именно на месте бывшего храма (крещальни), в найденной купели, и было осуществлено крещение Владимира в Херсонесе. После того как С. А. Беляев объехал с докладом на эту тему всю Европу, научное сообщество приняло эти доказательства.
Как появилась беседка?
Раньше через крещальню, которая не была огорожена, проходила тропа на пляж, и люди заходили сюда. Как известно, в годы перестройка отношение к церкви у властей поменялось, началось возрождение храмов и церквей. У тогдашнего благочинного местного округа отца Георгия Полякова возникла идея об установлении здесь беседки, чтобы каким-то образом увековечить то место, где принимал крещение князь Владимир. Когда она была изготовлена, и ее нужно было устанавливать, поддержки у руководства музея не было найдено. Дело было в конце 90-х прошлого века.
Тогда отец Георгий нашел оригинальный выход. Специалисты, с которыми он договорился, доставили беседку к купели на вертолете. Она была опущена максимально точно, а затем прикреплена к скале самым надежным способом. Так и было отмечено место, где принимал крещение князь Владимир.
Где происходило венчание?
Предполагается, что после крещения в купели Владимир по дорожке пошел в храм апостола Петра. Нужно отметить, что его ступеньки сохранились по сей день. Там он стал участником литургии и был повенчан с Багрянородной Анной. Хотя крещальня и представляет собой отдельное здание, это все-таки часть ансамбля храма апостола Петра. Его раскопали в 1853 году, а построен он был при Константине Великом в 4 веке.
Сегодня близ этого места построен собор Святого Владимира в Херсонесе. Автор его проекта – Давид Гримм, академик архитектуры. Стиль этого сооружения – неовизантийский. Строительство вели за счет пожертвований в продолжение 30 лет, с 1861 по 1892 год. Этот собор – второй по величине на Крымском полуострове, его высота – 26 метров.
Строил ли храм князь Владимир
По сообщению С. А. Беляева, им была раскопана церковь, находившаяся недалеко от храма апостола Петра. Это рядом с участком оборонительной стены, в месте, где Владимир стоял с посадом. Данный объект представлял собой полуразрушенную византийскую церковь, воссозданную князем сразу же после крещения и до отъезда из Корсуни.
Восстановление было осуществлено великим князем в память о великом таинстве. Тем самым он впервые на Руси ввел обычай подобным образом ознаменовывать значительные события в истории государства и в человеческой жизни. В заключение стоит отметить, что 988-й – это год крещения князя Владимира, который считается официальной датой. Но кроме этого, как оказалось, имеется ряд иных версий. Впрочем, это тема совсем другой статьи…
Реформы князя Владимира оказали сильное влияние на развитие Российского государства
Прошел очередной цикл видеолекций Президентской библиотеки, посвященный 1000-летию со дня кончины святого равноапостольного князя Владимира сосредоточены на роли вождя России в истории российской государственности. Эта знаменательная дата получила указом Президента Российской Федерации статус события федерального значения и широко отмечается в России и мире. Как заявил доктор исторических наук, академик, профессор, директор Института археологии НАН Украины, почетный доктор РАН Петр Толочко, «одним из важнейших событий царствования князя Владимира явилось крещением Руси, что повлияло на развитие культуры, но и определило дальнейший ход истории Российского государства».
Украинский историк подчеркнул большое значение и непреходящую актуальность осуществленных князем Владимиром реформ для будущего братских русских, украинских и белорусских славянских народов. «Это большое событие в нашей коллективной истории», — заключил Петр Толочко.
Князь Владимир был одним из крупнейших реформаторов Киевской Руси. С точки зрения многих исследователей истории, его правление считается чрезвычайно успешным: в этот период произошло укрепление княжеской власти, расширение территории государства, рост военной мощи и основание многих новых городов. Князь Владимир пришел в Киев в 980 и вызвал бурное развитие города. Он начал с обороны Киева. Строительство границ Руси в конце X — начале XI века стало общим восточнославянским событием.
По мнению многих историков, князь Владимир сознательно, искренне обличаясь в грехах своей прежней языческой жизни, пришел к принятию христианства. К тому же, по словам Петра Толочко, его выбор был предопределен, а ориентация на Византию была давней и ярко выраженной. «Принятие Владимиром православия было, по сути, цивилизационным выбором, событием большой исторической важности в социальном, политическом и культурном аспектах. Это событие способствовало укреплению российской государственности, созданию прочной основы для объединения древнерусского общества, и приступить к формированию единого народа, основанного на общих духовно-нравственных принципах», — констатировал историк.
Великий Князь Владимир, «искали наилучшей веры не для себя одного, он искал ее для всего своего народа». И люди охотно подчинялись своему правителю. «Бесконечные толпы людей, от старых до молодых, матери с грудными детьми собрались на берегах Днепра. Потом пришел Владимир с духовенством. По данному сигналу все народное множество вошло в реку, взрослые стояли в воде по грудь и шею, отцы и матери держали младенцев на руках, те, кто уже был крещен, шли к реке и показывали как новички, как они должны были вести себя во время таинства. крестились и молились», — такое описание великого исторического события крещения Руси дано в книге «Просвещение Руси христианством. Святые равноапостольные великая княгиня Ольга и великий князь Владимир» из собрания Президентской библиотеки .
Первая электронная национальная библиотека России уделяет большое внимание истории Российского государства. Материалы, связанные с жизнью и миссией святого Владимира, занимают особое место в собрании национального хранилища, которое на сегодняшний день насчитывает более 380 000 единиц хранения.
Путин и Православная церковь: как его вера формирует его политику — Аналитический центр Theos симбиотические отношения с Православной Церковью.
02.16.2022 БиографияНемногие крупные мировые лидеры смогли создать настолько загадочную или малоизвестную публичную личность, как Владимир Путин. Помимо ряда основных фактов, любые детали жизни, взглядов и даже карьеры Путина в значительной степени преднамеренно замалчиваются, мифологизируются и интерпретируются в высшей степени пристрастно. Биографии в значительной степени основаны на интервью с врагами или близкими союзниками, а также на официально санкционированной и тщательно обнародованной информации. Собственные заявления Путина очень обдуманны; кажется, все согласны с тем, что он редко использует слова без тщательного рассмотрения эффекта, который он производит. Ближе всего к автобиографии Путина, Первое лицо [ii] ( От Первого Лица) типична для этого. Это не автобиография, а подборка тщательно подготовленных интервью на определенные темы с проверенными российскими журналистами.
Это персонаж, который, возможно, намеренно очаровывает и пугает западную аудиторию, образ, чуждый всему, что кто-либо на Западе хотел бы изобразить. Путин культивирует образ жесткого человека. Многое известно о его детских ссорах в квартале с местными бандами, о занятиях боевыми искусствами (хобби, которое он до сих пор поддерживает), о сотрудниках КГБ и, наконец, о сильном человеке, готовом противостоять тем, кто хочет ослабить Россию, будь то внутренние (олигархи, чеченцы) или внешние (НАТО).
При этом некоторые детали его жизни ясны. Он родился в Санкт-Петербурге (тогда Ленинграде) в октябре 1952 года в семье Владимира и Марии. Его отец был советским патриотом, тяжело раненным в блокадном Ленинграде, мать также пережила всю блокаду. История, которую рассказал Путин, состоит в том, что вскоре после рождения он был крещен в младенчестве, его мать, по-видимому, была убежденной христианкой, что, если это правда, хотя и не неслыханно, тем не менее было бы довольно смело в то время, когда религия была запрещена.
Будучи хорошим, но не выдающимся учеником, Путин в подростковом возрасте очень любил боевые искусства, особенно дзюдо и самбо. Очевидно, он был настоящим талантом, выигрывал трофеи и неустанно тренировался. Он поступил в университет, чтобы изучать право, и у него возникло желание присоединиться к КГБ. Он достиг этой цели после выпуска в то время, когда будущий премьер-министр Юрий Андропов был главой КГБ, человеком, которого Путин, судя по всему, до сих пор высоко ценит. Несмотря на сторонников теории заговора, Путин, похоже, не был особенно выдающимся агентом. Он провел несколько лет, работая в Москве, прежде чем его отправили в Восточную Германию для работы в контрразведке в Дрездене. его единственный опыт за пределами России. По его собственным словам, он работал в политической разведке, собирая разведданные о партиях и политиках. Он отрицает более экзотические истории, например, о том, что он получил документацию по конструкции истребителей «Еврофайтер» или что он руководил Гансом Модровым, известным политиком из Восточной Германии.80 лет и женился на ней в 1982 или 1983 году.[iv]
Путин и его семья своими глазами видели конец коммунизма в Германии, но стали свидетелями последствий перестройки и гласности дома только на расстоянии. Говорят, что его чувство покинутости, поскольку советская система не смогла поддержать его офис после падения Берлинской стены, было острым. Масштабная распродажа государственных активов в первые годы правления администрации Ельцина завершила эффект — и, возможно, в какой-то мере объясняет навязчивую идею воссоздания сильной России и российской зоны влияния.
Путин вернулся в Россию и, получив юридическое образование, пришел работать в Санкт-Петербург к Анатолию Собчаку – человеку, который впоследствии стал ключевым покровителем и союзником.[v] Некоторые считают, что КГБ поручил ему следить за опасной Собчак.[vi] Другие сообщают, что, хотя Путин сохранил свою резервную роль в КГБ, ему не было поручено следить за Собчаком, но его рекомендовал союзник, и он не выполнял никаких разведывательных функций.[vii] Какова бы ни была правда, нет никаких сомнений в том, что Путин вскоре оказался ценным активом для Собчак и сыграл ряд все более значительных ролей в начале 19-го века.90-х, завоевав репутацию посредника, так и не зарекомендовав себя ни на каких выборах. [viii]
Если то, как Путин пришел работать на Собчак, несколько окутано тайной, то как он стал частью ельцинской[ix] внутренний круг и возможный преемник еще более любопытны. В 1996 году, после того как Собчак потерял власть в Санкт-Петербурге, Путин уехал в Москву и получил прорыв в центральном правительстве через другого союзника, Павла Бородина. Даже Путин, говоря о том, что Бородин нашел ему встречу в Москве, заявляет: «Я не знаю, почему».[x] Оттуда он быстро прошел ряд все более видных должностей в печально известном нестабильном президентстве Ельцина, в том числе занимал посты главы ФСБ (преемницы КГБ) и премьер-министра. Так получилось, что, когда здоровье Ельцина пошатнулось, Путина назвали предпочтительным преемником.
Став президентом, Путин успешно занимал этот пост с 2000 г., за исключением четырехлетнего перерыва в 2008–2012 гг., когда его союзник Медведев[xi] держал бразды правления до тех пор, пока Путин снова не получил права (Путин в то время был премьер-министром). За время своего пребывания на посту президента Путин добился заметных успехов. Несмотря на все эти опросы общественного мнения (да и некоторые опросы на выборах) подвергались сомнению в их подлинности[xii]. Кажется мало сомнений в том, что у Путина есть значительная база поддержки и удивительно высокий уровень популярности для человека, который находится у власти так долго. Его экономические достижения, по крайней мере, до последних нескольких лет, были исключительно успешными, чему, конечно же, способствовали огромные минеральные богатства России.
Политическая власть олигархов в значительной степени ограничена. Среди группы, которой удалось избавиться от огромных долей ранее принадлежавшей государству промышленности за малую часть их реальной стоимости, некоторые из них были фактически сосланы, заключены в тюрьму или вынуждены продать большую часть своей прибыли обратно государству или другим олигархам, более благосклонным к Путину. Если в российском бизнесе по-прежнему доминирует небольшая группа олигархов, они, по крайней мере, на собственном горьком опыте научились держаться подальше от политической сферы.
С точки зрения внешней политики возросшая уверенность России была очевидна задолго до недавнего украинского кризиса. Будь то военные действия в Грузии или решающая роль, которую Путин сыграл в споре 2013 года о возможности международных действий в Сирии, Россия была готова играть все более заметную роль в последние годы. Решение об аннексии Крыма является лишь последним в череде усилий по укреплению российской сферы влияния и противодействию предполагаемому посягательству со стороны НАТО и ЕС.
Путин вызывает большой страх на Западе.[xiii] Сочетание агрессивного национализма, возросшей уверенности в своих силах, внутренних репрессий и вопросов прав человека и, конечно же, сохраняющегося ядерного потенциала представляет собой опасный коктейль. Несмотря на это, Путин был удивительно успешным президентом и сегодня является одним из самых влиятельных мировых лидеров.
Вера и политика ПутинаЛичная вера
Путин стремился представить себя человеком серьезной личной веры. Эта тенденция, кажется, стала более выраженной за время его пребывания в должности. Циники предполагают, что все более уверенное утверждение веры является частью более широкой тенденции поиска националистической повестки дня по мере снижения экономических показателей. Тем не менее, даже относительно рано в своем президентстве Путин время от времени говорил о своей вере и уже установил тесные связи с некоторыми представителями духовенства в начале 2000-х, когда его популярность была на пике.
Во время первых встреч с тогдашним президентом США Джорджем Бушем Путин, безусловно, уделял много внимания своей личной вере, демонстрируя маленький алюминиевый крест, который он носил на шее, и уделяя большое внимание своей христианской приверженности. Судя по всему, Буш был, безусловно, впечатлен – он рассказал о встрече в своей книге « точки принятия решений». [xiv] Буш, конечно, славился собственной евангельской верой, и вполне возможно, что Путин делал на этом акцент именно для того, чтобы завоевать друга в лице президента США. Однако история этого крестильного креста неоднократно упоминалась Путиным и занимает видное место в отрывке из биографии, написанной Хатчинсом и Коробко[xv] 9.0003
Рассказывают, что этот нательный крестик был подарен Путину его матерью-христианкой, когда она тайно крестила его в начале 1950-х годов, и с тех пор он, по-видимому, представляет для него большую сентиментальную ценность. Путин не носил его, когда был действующим сотрудником КГБ, но сообщает, что «в 1993 году, когда я работал в Ленинградском горсовете, я ездил в Израиль в составе официальной делегации. Мама подарила мне мой нательный крестик, чтобы я его освятил у Гроба Господня. Я сделал, как она сказала, и надел крест на шею. С тех пор я никогда его не снимал».[xvi]
История приобретает мифологический элемент, однако, в рассказе о пожаре на даче семьи Путиных . [XVII] Согласно этой истории, собственность сгорела в середине 90-х годов, уничтожив многие ключевые вещи семьи, включая большую часть их денег. Однако крест пережил пожар и был возвращен Путину одним из пожарных. Если рассказ кажется необычным, тем не менее он часто повторяется. На самом деле он имеет близкое сходство с древнерусским религиозным мифом, в котором говорится, что икона святителя Николая невосприимчива к огню.[xviii] Является ли эта коннотация преднамеренной или нет, а история о путинском кресте мифической конструкцией, поразительно, что эта история является частью официального нарратива о вере Путина. Путин, безусловно, хочет изобразить сильную личную веру, примером которой являются эти истории.
Есть основания полагать, что это выходит за рамки циничной самооценки. Безусловно, на протяжении многих лет у Путина были близкие отношения с архимандритом Тихоном, игуменом Сретенского монастыря. На самом деле это родство настолько близко, что есть те, кто нарисовал бы Тихона серым кардиналом . Конечно, Тихон, бывший студент-киновед, с репутацией духовного целителя, похоже, несколько лет служил духовником Путина. Один биограф предполагает, что Тихон, вероятно, знает о жизни Путина больше, чем кто-либо другой[xix]. Он также является священником с довольно выдающимися политическими взглядами, публично критиковавшим демократию как силу, ослабляющую страну и ее духовную основу, высказывался в пользу цензуры как необходимого инструмента и работал известным общественным медиа-деятелем. Он определенно извлекал выгоду из отношений с Путиным и другими видными политическими деятелями, обеспечив себе череду новых должностей и повышений в последние годы. Однако сам он всегда стремился дать понять, что Путин в значительной степени сам себе человек, и, конечно же, несмотря на всю близость их отношений, Путин не стал (по крайней мере, пока) полностью поддерживать тихоновскую модель церковно-государственных отношений. Однако в 2007 году они тесно сотрудничали в процессе воссоединения Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей, и в течение многих лет продолжались спекуляции о степени их влияния друг на друга[xx] 9. 0003
Тихон ранее сообщал, что Путин ежедневно молится в небольшой часовне рядом с администрацией президента. Мать и бывшая жена Путина, безусловно, были религиозными людьми, и утверждение о том, что Путин регулярно молится, вполне правдоподобно. Что касается общей картины личной веры Путина, то, признавая обычные проблемы, когда дело доходит до отделения правды от мифа и управляемого общественного имиджа, мы можем, по крайней мере, увидеть, что Путин хочет изобразить образ человека с преданной личной верой. .
Политика и вера на службе государства
Споры об отношениях между Православной церковью и политической властью не новы. На самом деле, он восходит к Великому расколу 1054 года и даже к выработке отношений христианства с властью при Константине, первом христианском императоре Римской империи. Российское государство и его предшественники в царской империи, Московия и Великое княжество Киевское приняли траекторию религии и власти, которая не следовала траектории католической или протестантской Европы. Церковь даже в большей степени, чем устоявшиеся церкви Западной Европы, полностью входила в структуру правительства. Отчасти именно эта тесная связь с правящей системой государства помешала Православной церкви в России (в отличие от других европейских церквей) выступать в качестве критического или независимого голоса и отчасти объяснила большевистскую революцию.
При коммунизме Церковь представляла угрозу государству как орган, тесно связанный с властными структурами, конкурирующий с идеологией и способный вызвать любовь и поддержку значительной части населения России. Однако известно, что Путин считает такое отношение ошибкой со стороны СССР. Церковь для Путина имеет важное и мощное значение в формировании сильного Российского государства. При Путине церковь и национализм все теснее объединяются. Церковь играет мощную роль в поддержке истинной политической идеологии Путина – его идентичности как государственный [xxi] или «статист». «Русская идея», описанная Путиным в его так называемом «Послании тысячелетия», произнесенном в 1999 году и до сих пор считающейся ядром его политической модели, включает в себя патриотизм, коллективизм, солидарность и державность (судьба быть великой державой). Религия, даже если бы Путин сам не был религиозен, имеет очень четкую и очевидную инструментальную ценность для достижения этих целей.
Это инструментальное использование Церкви неоднократно наблюдалось как внутри, так и, все чаще, снаружи. Внутри, Путин много сделал для поощрения и поддержки роста Церкви и сдерживания прозелитской деятельности других религиозных организаций (Свидетелям Иеговы и пятидесятническим группам было очень трудно зарегистрироваться в качестве официальной религиозной группы в России, и они изображаются как угроза безопасности Российского государства[xxii]). Под присмотром Путина были восстановлены иконы и церковные колокола, которые были проданы или вывезены контрабандой из России при коммунизме[xxiii]. церкви были построены или перестроены (и особенно огромный Храм Христа Спасителя в Москве[xxiv]) при этом олигархов и местный бизнес всячески поощряли (даже якобы принуждали[xxv]) в финансирование работ.
Это также можно увидеть в образовании, где православная культура теперь является частью школьной программы и даже все чаще находится в прямом контроле популярных СМИ. Правительство Путина сильно подозревают в фиксации результатов опроса 2008 года на звание «величайшего русского» в пользу Александра Невского, воина, который противостоял иноземным захватчикам как князь новгородский, великий князь киевский и великий князь владимирский, а позже был провозглашен Православный святой. Независимые опросы показали, что этот результат, вероятно, был сфальсифицирован. Это, конечно, в некотором роде делает результат более интересным как пример того, кого российское правительство хочет, чтобы люди ценили — человека, обладающего как национальной гордостью, так и религиозным престижем.
Внешне эти инструментальные отношения также приобретают все большее значение. Путин сыграл роль в воссоединении Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей, в процессе создания эффективного инструмента внешней политики[xxvi]. Поскольку Путин стремился укрепить чувство этнической и языковой русскости даже за пределами Федерации, Церковь была ценной частью этого процесса. Цитата из Патриарха Кирилла[xxvii] иллюстрирует этот пункт:
«Патриарх является хранителем внутреннего единства Церкви и, вместе с братьями по епископату, блюститель чистоты веры… Патриарх – защитник канонических границ Церкви. Это министерство приобретает особое значение в той ситуации, которая возникла после образования независимых государств на территории «исторической России». Уважая их суверенитет и заботясь об их благополучии, Патриарх призван, в то же время, заботиться о сохранении и укреплении духовных связей между людьми, проживающими в этих странах, во имя сохранения той системы ценностей, которую одна православная цивилизация Святой Руси являет миру».
Конечно, это ощущение «канонических границ», выходящих за пределы нынешних границ Федерации, несколько раз использовалось риторически — в частности, в связи с российскими операциями на Украине и аннексией Крыма. Недвусмысленно отмечалось особое значение Крыма в истории русского православия как места принятия православия и крещения великим князем Владимиром. Путин отметил, что «его духовный подвиг принятия Православия предопределил общую основу культуры, цивилизации и общечеловеческих ценностей, объединяющих народы России, Украины и Белоруссии». Этот нарратив об объединении русских народов, определяемый языком и религией, стал растущей тенденцией, в которой Московский Патриарх и Президент взаимно усиливают друг друга. Церковь мобилизовалась как часть защиты этой политики и государства в более широком смысле, создав концепцию «духовной безопасности». В официальных церковных документах духовная безопасность теперь является официальной миссионерской деятельностью Православной Церкви в России, поддерживая смелое идеологическое видение роли Церкви в обществе и политике[xxviii] 9.0003
При этом, конечно, возникает ощущение, что другие религиозные группы подрывают безопасность государства. Как управлять другими конфессиями в России стало новой политической проблемой. При коммунизме все религии были одинаково незаконны; при Путине пришлось выработать более сложные отношения. Мусульманское население России значительно, хотя и трудно подсчитать точно, с цифрами, колеблющимися в различных опросах от 5 до 10 процентов от общей численности населения.[xxix] Это население, конечно, особенно распространено на юге страны и в Чечне.
Чеченцы представляют особую проблему как сепаратистская националистическая группа, имеющая тесные связи с исламскими экстремистскими группировками, включая Аль-Каиду и Исламское государство. Подобные конфликты сейчас существуют в регионах России на Северном Кавказе. В 2007 году был создан Эмират Кавказ, хотя его лидеры в настоящее время в основном перешли на сторону Исламского государства.[xxx] Ответом Путина (да и его предшественника Бориса Ельцина) на эти угрозы были решительные военные действия. Было две чеченские войны, одна, при Ельцине, с 1994 по 1996 год и один при Путине в 1999–2000 годах. В обоих случаях российские военные смогли восстановить контроль только после ожесточенных боев и гибели тысяч солдат и мирных жителей. В 2000 году Путин заявил, что его «историческая миссия… состоит в урегулировании ситуации на Северном Кавказе»[xxxi]. Это довольно амбициозная цель, которая, похоже, с тех пор только усилилась и может стать особенно трудным испытанием для путинского инструментального использования церкви.
ЗаключениеВ целом у Православной церкви и Путина довольно необычный симбиоз. Путин позволил церкви вернуться к известности и поддержал ее беспрецедентным со времен революции способом. Церковь, в свою очередь, оказала некоторую интеллектуальную и культурную поддержку путинскому государственническому видению России и более широкой российской сферы влияния.
Остается открытым вопрос, на который, по-видимому, невозможно ответить: в какой степени Путин был вдохновлен ресурсами, предоставленными православием в его модели, или же его этатистская модель просто использует предоставленные ресурсы там, где может их найти. Конечно, Путин, похоже, все больше и больше использует церковь в качестве инструмента для поддержки своих действий дома и за рубежом. — однако примечательно, что он решил это сделать. Ни один другой российский лидер со времен царей не чувствовал необходимости или желания поступать так. Даже Ельцин, также исповедовавший номинальное христианство и желание переписать некоторые слабости распадающегося СССР, мало пытался вовлечь в это Церковь. Как и многие политические соперники Путина. Это во многом беспокоит Путина, и, учитывая это, было бы слишком упрощенно предполагать, что весь этот материал веры является лишь инструментом. Кажется, существует некий законный смысл взаимодействия между православной мыслью, верой и политикой и политической моделью Путина.
Некоторые оппоненты Путина, похоже, так и видят. Когда Pussy Riot, феминистская панк-анархистская группа, устроила одно из своих выступлений в знак протеста против Путина, правительства и истеблишмента, примечательно, что место их провокационного жеста находилось внутри Московского собора. Трудно представить себе другого светского европейского лидера, для которого самым символическим нападением стала бы церковь в соборе, и это, по крайней мере, является ярким примером тесных симбиотических отношений между президентом и его политика и его вера.
Могучий и Всемогущий можно приобрести здесь
Заинтересованы в этом? Поделитесь им в социальных сетях. Подпишитесь на нашу ежемесячную электронную рассылку, чтобы быть в курсе наших последних исследований и событий. И ознакомьтесь с нашей программой Друзья , чтобы узнать, как вы можете помочь нашей работе.
[i] Хилл и Гэдди отмечают: «Удивительно — почти трудно поверить — что за 15 лет не было опубликовано ни одной содержательной биографии президента Путина на русском языке». (Хилл и Гэдди, Г-н Путин: оперативник в Кремле, исправленное издание ( Brookings Institution Press, 2015), с. 6).
[ii] Владимир Путин, Наталья Геворкян, Наталья Тимакова и Андрей Колесников, Первое лицо: Удивительно откровенный автопортрет президента России, 1-е изд. (PublicAffairs, 2000)
[iii] См. стр. 72 –73 там же .
[iv] Счета расходятся во мнениях, но это не редкость для советских браков, которые часто плохо регистрировались.
[v] Собчак стал депутатом в последние несколько лет существования СССР, а затем мэром Санкт-Петербурга в 1990 году. Авторитарный и прагматик, он окончательно потерял эту роль после поражения на выборах в 1996 году. самых значимых политиков, когда-то союзника, а когда-то угрозы Борису Ельцину. Он стал одним из главных союзников Путина, поскольку его бывший протеже стремился к президентству, пока не умер при подозрительных обстоятельствах от сердечного приступа в 2000 году.
[vi] Версия, записанная Хатчинсом и Коробко0023 Путин (издательство Traubador, 2012).
[vii] Версия, включенная в издание в мягкой обложке Мистер Путин: оперативник в Кремле ( Hill and Gaddy, 2015) и та, на которую всегда претендовал Путин, например, First Person… (Putin et al, 2000), стр. 88–89.
[viii] Как раз наоборот: Путин руководил неудавшейся предвыборной кампанией Собчак в 1996 году.
[ix] Борис Ельцин был первым президентом Российской Федерации.
[x] Путин и др., Первое лицо: Удивительно откровенный автопортрет президента России, с. 125
[xi] Дмитрий Медведев был президентом Российской Федерации с 2008 по 2012 год и давним союзником Путина, который работал с ним в офисе Собчак в Санкт-Петербурге.
[xii] См. Г-н Путин: оперативник в Кремле (Hill and Gaddy, 2015), издание в мягкой обложке об «усталости от Путина», стр. 230–232.
[xiii] Роджер Бойс, дипломатический редактор The Times , типичным примером этого является ряд статей за последние несколько лет, предупреждающих о возвращении к политике холодной войны, ядерной угрозе и угрозе большой войны.
[xiv] Джордж Буш-младший, Decision Points (Crown Publishers, 2010), с. 96.
[xv] Хатчинс и Коробко, Путин, , стр. 126–128.
[xvi] с. 12 из От первого лица: автопортрет президента России Владимира Путина удивительно Фрэнкса сборник интервью Натальи Геворкян, Натальи Тимаковой и Андрея Колсеникова в переводе на английский язык Кэтрин Фитцпатрик, Связи с общественностью, 2000 г.
[xvii] Загородный дом или дача.
[xviii] См. Райан, Баня в полночь: исторический обзор магии и гадания в России ( Pennsylvania State University Press, 1999).
[xix] Хатчинс и Коробко, Путин, с. 241.
[xx] Например, «Русские видят, как церковь и государство сближаются», New York Times, , ноябрь 2012 г.
[xxi] Хилл и Гэдди, 39
[xxii] «Религия, государство и гражданское общество», Инна Налетова в Perspective (январь – февраль 2002 г.), том. 12, № 3, с. 2
[xxiii] Хилл и Гэдди, Путин: Оперативник в Кремле, с. 67.
[xxiv] Собор XIX века, разрушенный Сталиным, был перестроен с большими затратами и повторно освящен в 2000 году. по Хилл и Гэдди, Путин: оперативник в Кремле с. 103. Однако в случае с Собором поступали утверждения о серьезном давлении со стороны правительства (как местного, так и национального) на местные предприятия, чтобы они вносили вклад в финансирование или сталкивались с угрозами со стороны налоговых органов.
[xxvi] «Каноническая территория и национальная безопасность: патриарх, президент и прозелитизм в Российской Федерации» Д.Р. Джексон, www.academia.edu (2009), с. 04.
[xxvii] Патриарх Кирилл, мирское имя которого Владимир Михайлович Гундяев, стал Патриархом Московским и всея Руси и Предстоятелем Русской Православной Церкви в феврале 2009 г.
[xxviii] Там же, стр. 05–08.
[xxix] «Олимпийские игры в Сочи проливают свет на мусульманское население России» — февраль 2014 г., исследовательский центр Pew — http://www.pewresearch.org/fact-tank/2014/02/07/sochi-olympics-shine -в центре внимания-мусульманское-население-россии/ .
[xxx] «Это конец Кавказского эмирата» — Open Democracy, 29 июня 2015 г. https://www.opendemocracy.net/regis-gente/is-this-end-of-caucasus-emirate.
[xxxi] Путин и др., Первое лицо: Удивительно откровенный автопортрет президента России, с. 139.
Изображение: www.kremlin.ru
Бен Райан
Бен Райан – советник по внутренним делам англиканской церкви.