Иудейский вариант и мир ислама для князя Владимира
Принять
На сайте используются cookie-файлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-файлов. Управление cookie
Как, почему и зачем Русь стала христианской
Павел Кузенков, кандидат исторических наук, византинист
Более тысячи лет прошло со времени того эпохального момента, когда великий князь Руси Владимир принял крещение и призвал последовать своему примеру бояр и весь народ. Крещение Руси стало не просто личным выбором князя: оно задало ценностные ориентиры, вокруг которых и завершилось формирование Русского государства, а из многочисленных племен образовался единый русский народ. Русская земля определила себя как часть великого Восточнохристианского мира, духовным центром которого была православная Византия. А спустя пять веков, после гибели Нового Рима, возродившие Русь московские великие князья, русские цари и императоры всероссийские стали сами восприниматься как лидеры Православной цивилизации, которая во многом противостояла так называемому Западному миру.
Кровавый двадцатый век, век крушения многовековых традиций и могущественных империй, казалось, прервал путь христианской государственности, начатый в IV веке равноапостольным императором Константином Великим. Умы и народы захлестнули новые идеологии, в которых уже не было места Богу. Но все эти учения, ставившие во главу угла человека, нацию, угнетенный класс и т.п., оказались недолговечны. И сегодня Россия получила возможность вернуться к своим корням, питаясь от которых она состоялась как великая держава. Но ситуация тысячелетней давности повторилась. Споры о «выборе пути» вспыхнули с новой силой. Какой должна быть новая Россия? Стоит ли нам возвращаться к тому выбору, который сделал князь Владимир и которому почти тысячу лет следовали наши предки? Не было ли это трагической ошибкой? Да и что вообще произошло в 988 году, как принято датировать Крещение Руси?
Для того, чтобы ответить на это вопрос, давайте обратимся к источникам и попытаемся по возможности беспристрастно разобраться в том как, зачем и почему принял крещение Владимир Святой.
Что мы знаем? Источники
Давайте посмотрим, на какой круг источников опираются наши сведения о крещении Руси. Как это ни удивительно, но источников этих отнюдь не много. Зато они весьма разнообразны по происхождению, что значительно усиливает их ценность.
Древнерусские источники
Дошедшая до нас основная версия древнерусской истории, известная как «Повесть временных лет», возникла спустя более ста лет после крещения Руси. Резонно поставить вопрос: насколько можно доверять летописному рассказу об этом событии? Ясно, что автор — лицо, безусловно, духовное (традиционно им считается киево-печерский инок Нестор Летописец) — неравнодушен к этой сакральной теме, на что указывают и многочисленные риторические вставки с библейскими цитатами. Но ряд деталей повествования (в том числе указаний на топографию событий) говорит за то, что в целом летописный рассказ о крещении имеет древнюю основу, восходящую к очевидцам тех событий.
О чём же рассказывает нам летопись? Отсылая желающих увидеть полный перевод к академическому переводу «Повести временных лет», а ценителей древнерусского языка — к оригиналам, изданным в «Полном собрании русских летописей», дадим краткий пересказ.
Под 6493 годом от сотворения мира (985 год по нашему летоисчислению) летописец сообщил о походе князя Владимира на болгар и заключении с ними мира. Очевидно, под «болгарами» здесь понимаются волжские булгары, недавно принявшие ислам. Ведь уже на следующий год, в 986 году, в Киев прибыло посольство «болгар магометанской веры» с неожиданным предложением к Владимиру: «Ты, князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету». Русский князь, который только что соорудил в Киеве языческий пантеон и ввел человеческие жертвоприношения, отреагировал неожиданно. Вместо непреклонного отказа от оскорбительного для закоренелого язычника предложения изменить «вере предков» он поинтересовался: «Какова же вера ваша?» — и довольно благосклонно выслушал несложные постулаты ислама.
Перспектива райского наслаждения с прекрасными гуриями пришлась по нраву князю-женолюбцу, но обрезание и отказ от свинины князь не одобрил, а запрет на винопитие прокомментировал знаменитой фразой: «Руси есть веселие питие, не можем без того быти!». (Отметим в скобках, что речь шла не о водке и даже не о вине: древнерусские медовые хмельные напитки были больше похожи на квас и брагу.)Собственно, с этого эпизода и начинается летописный рассказ о «выборе веры», увенчавшийся крещением и Владимира, и всей Руси. Рассказ, несомненно, полулегендарный и скроенный из нескольких пластов, но отнюдь не такой фантастичный, как это казалось еще недавно.
Весть о том, что могущественный русский князь заинтересовался религиозными вопросами, быстро разлетелась по миру, и вот уже вслед за мусульманами-болгарами в Киеве появляются «немцы (Новгородская Первая летопись добавляет: “из Рима”), посланные от папы», со словами: «Вера наша свет есть, ибо кланяемся Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц и всякое дыханье; а ваши боги — дерево». Князь и на сей раз поинтересовался: «Какова заповедь ваша?» — и, выслушав, отослал послов восвояси со словами: «Отцы наши не приняли сего!». Этот ответ — важное свидетельство подлинности летописного рассказа. Ведь из западных источников мы знаем, что в 961 году немецкие проповедники, посланные королем Оттоном I (который в 962 году был сделан папой еще и «римским императором»), пытались крестить Русь, но были изгнаны отцом Владимира, князем Святославом.
За болгарами и немцами прибыли хазарские иудеи («жидове Козарьстии»). Они заявили, что Тот, в Кого веруют христиане, был ими распят на кресте, а сами они веруют «единому Богу Авраама, Исаака и Иакова». Владимир и тут интересуется: «Каков закон ваш?» — и, выслушав, задал один простой, но коварный вопрос: «Где ваша земля?». Едва ли случайно русский князь задел самую больную тему иудейской религии. Ведь вместе с изгнанием из Иерусалима в 70 году н.э. евреи потеряли не только землю предков и свою государственность, но и единственный на земле храм.
Наконец, перед князем предстал посланник греков. Он прибыл последним. Но это был не простой проповедник, а философ. Речь его, начинающаяся с обвинений в адрес конкурентов и кончающаяся перспективой адского пламени для всех, кто не верует истинно, занимает в летописи не одну страницу. По сути, это настоящий краткий курс священной истории — от Адама до Христа и апостолов, учение которых приняли греки. Согласно летописцу, Владимир был впечатлен рассказом, а еще более — показанным ему изображением Страшного Суда, богато одарил философа, но на предложение креститься ответил: «Немного подожду».
Далее летопись повествует о так называемом испытании вер. Этот рассказ также, при легендарной форме имеет много исторически верных деталей.
Созвав бояр и старцев градских, Владимир пересказал им свои беседы с болгарами, немцами, иудеями и греками и испросил совета. Бояре и старцы, резонно отметив, что «своего никто не бранит, но хвалит», посоветовали князю избрать десять самых разумных и надежных людей и направить их ко всем этим народам, чтобы «испытать службу каждого их них: как они служат Богу».Итак, посланцы князя отправились к болгарам, посетив моление в «ропати» (мечети). Затем они были посланы «к немцам», а оттуда «в Греческую землю». Результат их миссии известен: вернувшись в Киев, члены посольства доложили вновь собравшимся старейшинам и князю о своих впечатлениях и высказались в пользу византийского богослужения.
«Как бы в подтверждение этого суждения прозвучал «приговор» бояр: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». Решение князя было быстрым и несколько неожиданным. «Отвечая же, Владимир сказал: Тогда где примем крещение? Они же сказали: Где тебе любо».
Действительно, почему князь вообще так поставил вопрос? Разве не разумелось само собой, что крещение следует принять в стольном Киеве?
Оказывается, у Владимира был более сложный план. Суть его до сих пор вызывает споры, но самым логичным можно считать такое объяснение. Помимо бояр и старцев князь зависел от мнения своей дружины. Ведь именно насмешки дружинников в свое время стали причиной решительного отказа от крещения Святослава, которого его мать Ольга тщетно пыталась приобщить к христианству. В глазах дружины крещение из рук византийских греков — тех самых, на которых ходили походами, добывая богатство и славу себе и своим людям предыдущие русские князья Святослав, Игорь, Олег, — выглядело бы как постыдное малодушие. Чтобы сохранить авторитет, Владимир должен был решить сложную задачу: креститься от греков, но не дав ни малейшей возможности истолковать это как подчинение им. И выход был найден.
С началом следующего, 6496 года (с сентября 987 по август 988 г. н.э.), летопись рассказывает о походе князя Владимира на главную византийскую твердыню в Северном Причерноморье — славный город Херсонес, известный в средние века как Херсон, а в русских источниках — как Корсу́нь. Захватив после осады город, Владимир отправил посольство в Константинополь к императорам Василию II и Константину VIII с ультиматумом: выдайте за меня свою сестру-девицу, а не то я возьму и вашу столицу. Багрянородная Анна, сестра василевсов-соправителей, была в то время, наверное, самой знаменитой в мире невестой.
За нее сватались и римско-германский император, и болгарский царь — но никто не был удостоен чести породниться с императорским домом Нового Рима. Ведь отдавать принцесс царской крови за варваров строго запретил никто иной, как дед Анны, Константин VII Багрянородный, при котором в Константинополе приняла крещение бабка Владимира, русская княгиня Ольга. Но теперь ситуация складывалась безвыходная. В империи бушевала гражданская война, и опечаленные цесари были заинтересованы в союзе с Владимиром.
Ответили они вполне по-византийски, заложив в тактическую уступку стратегический выигрыш: «Не пристало христианам выдавать жен за язычников. Если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное восприимешь, и с нами единоверен будешь». Владимир согласился, но подчеркнул: он готов принять крещение, но не потому, что этого требуют цесари: «Ибо еще прежде испытал я закон ваш, и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи». После нового раунда переговоров было решено, что русского князя крестят священники, которые прибудут с Анной. Осталось уговорить царевну, которая была в отчаянии: «Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть». На что братья возразили: «Может быть, обратит тобою Бог Русскую землю к покаянию, а Греческую землю избавишь от ужасной войны». «И едва принудили ее», — добавляет передающий этот сюжет русский летописец. Трудно поручиться за достоверность деталей этой семейной сцены, но настроение Анны и ее братьев передано тонко. Выросшая во дворце девица не могла без ужаса думать о встрече с северным варваром-многоженцем (о женолюбии Владимира ходили легенды по всей Европе — даже немецкий летописец Титмар сообщает о каком-то «набедреннике Венеры», который якобы носил русский правитель для «усугубления врожденной склонности к блуду»).
Анна села на корабль и, попрощавшись с ближними, с плачем отправилась через море в сопровождении сановников и пресвитеров.
Церемонию оглашения и крещения русского князя, согласно той же летописи, проводил местный архиерей — архиепископ Херсонский — в сослужении с прибывшим из Константинополя духовенством. Летописец рассказывает, что незадолго до крещения Владимир «разболелся очами» и перестал видеть, и уже прибывшая, но еще не видевшая его царевна («цесарица») посоветовала ему как можно скорее креститься, чтобы излечиться от недуга. Так и случилось: прозрение духовное совпало у Владимира с прозрением телесным, и вчерашний язычник радостно воскликнул: «Впервые увидел я истинного Бога!». Характерно, что именно после этого чуда примеру князя решили последовать многие из его дружинников («дружина его мнози»). Многие — но отнюдь не все, и это важная деталь, показывающая, что решение о крещении было для князя вовсе не таким естественным и простым, как может показаться.
После крещения Владимир, согласно летописи, поставил в Херсоне–Корсуне церковь Иоанна Предтечи на горе, насыпанной посреди града во время осады из земли, выбиравшейся жителями из русской насыпи. Затем он отдал город императору и отправился домой — с Анной, Анастасием и священниками, херсонскими и царицыными, взяв с собой мощи святых Климента Римского и его ученика Фива, церковные сосуды и иконы, а также две медных статуи и четверку медных коней (они, уточняет летописец, и ныне стоят в Киеве за Святой Софией, и невежды считают их мраморными).
Прибыв в Киев, князь-победитель повелел сбросить им же недавно поставленные кумиры: одни были изрублены, другие сожжены, а Перун удостоился особой чести: привязанный к конскому хвосту, он был стащен «по Боричеву на Ручай», сопровождаемый 12 мужами, бившими его палками (не потому, пишет летописец, что дерево может чувствовать удары, а чтобы бес, прельщавший им человека, получил возмездие).
Язычники-киевляне недолго оплакивали Перуна. Владимир через своих глашатаев объявил по всему городу: «Кто завтра не откажется на реке — богатый или бедный, нищий или раб — будет моим противником». Услышав это, пишет летописец, люди с радостью пошли на Днепр, говоря: «Если бы не было это дело добрым, не приняли бы его князи и бояре». Утром Владимир с духовенством вышел на Днепр, где собралось бесчисленное множество людей, от старцев до грудных младенцев на руках у родителей. Священники творили молитву, а народ окунался в воды: и можно было видеть радость великую на небесах и на земле по случаю спасения стольких душ. А дьявол, — пишет летопись, — с горечью стонал, говоря: «Хотел было я жить среди этих людей, не знавших апостольского учения и не ведавших Бога, и радовался, когда они служили мне. Но вот уже меня побеждают не апостолы и мученики, а простецы (“невегласы”). И не царствовать мне больше в этих странах!».
Затем русский князь начал собирать детей у лучших людей и отдавал их «в обучение книжное» — несмотря на плач матерей, не желавших отпускать своих чад и оплакивавших их как мертвых. Так, заключает летописец, сбылось на Руси библейское пророчество: «В те дни услышат глухие слова книжные, и ясен будет язык косноязычных». Нет сомнений, что именно эта «просветительская программа» обеспечила невероятный и для многих соседей Руси неожиданный успех религиозной реформы князя Владимира, которого теперь можно было по праву назвать равноапостольным Крестителем Руси.
Греческие авторы
Как ни странно, писавшие по-гречески византийские авторы практически «не заметили» крещения Руси при князе Владимире. Это тем более удивительно, что это событие было непосредственно связано с императорской династией и, казалось бы, могло считаться крупным стратегическим успехом империи — ведь она обретала на севере сильного союзника.
Причиной умолчания могли стать унизительные для гордых ромеев обстоятельства крещения Владимира: русский князь крестился, захватив важный имперский город и фактически вынудив императоров отдать за него свою сестру Анну. То, что в глазах русских людей доказывало правоту Владимира, который, приняв Христа, немедленно получил от Него очевидную помощь, в глазах византийцев было явной неудачей, о которой проще было умолчать.
Как бы то ни было, византийские историки о крещении Владимира умалчивают. Зато они рассказывают о двух связанных с ним событиях: хроника Иоанна Скилицы (XI в.) кратко упоминает о браке князя росов с сестрой императоров и о присланной им военной помощи, благодаря которой Василий II победил мятежников и сохранил власть. О последней, в свою очередь, умалчивают русские источники. Такое распределение информации естественно: авторы пишут о том, что считают важным для своего рассказа. А историки стараются собрать из этих узко направленных (а иногда и искаженных) ракурсов панорамную и связанную картину прошлого.
Западные авторы
А что говорят о крещении Руси западноевропейские источники? Как ни странно, очень мало и очень путано.
Хроника Титмара Мерзебургского, написанная в 1012–1018 годах, описывает «короля Русции Влодемира» как «великого и жестокого распутника, учинившего большое насилие над изнеженными данайцами» (так суровые немцы именовали византийцев). Титмар знает о том, что русский правитель «взял жену из Греции» (которую он ошибочно называет Еленой), «незаконно похищенную» у Оттона II, и «по ее настоянию принял святую христианскую веру», которую добрыми делами он не украсил, хотя в конце жизни и «смыл пятно греха, усердно творя щедрые милостыни».
Скандинавские саги связывают крещение Руси с местными героями. Так, в ряде поздних саг об Олаве Трюггвасоне (первом норвежском христианском конунге, 995–1000 гг.) есть рассказ о том, как Олав принял участие в обращении в истинную веру конунга Вальдамара и всего народа Гардарики (как саги именуют Русь). Увидев сон о страшных муках, которые ждут поклоняющихся деревянным идолам, Олав со своим отрядом отправляется в Гиркланд (Византию), принимает там крещение от одного епископа по имени Павел и уговаривает отправиться с ним в Русию, где он жил в детстве. Радушно принятый конунгом, Олав долго уговаривает Вальдамара принять христианство и наконец при помощи мудрой жены конунга Аллогии (в образе которой угадываются черты княгини Ольги) убеждает его креститься со своими людьми и всем народом.
Восточные источники
Арабы-христиане Яхья Антиохийский (XI в.) и аль-Макин (XIII в.), а также мусульманские писатели Абу Шаджа ар-Рудравари (конец XI в.) и Ибн аль-Асир (XIII в.) приводят краткое, но емкое и, главное, ясное описание отношений императора Василия и князя Владимира. Приведем рассказ Яхьи (который в целом повторяют другие авторы), помещенный в византийский контекст:
«И стало опасным дело его, и был им озабочен царь Василий по причине силы его войск и победы его над ним. И истощились богатства его, и побудила его нужда послать к царю русов — а они его враги, — чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении. И тот согласился на это. И заключили они между собой договор о свойстве, и женился царь русов на сестре царя Василия, после того как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его страны, а они — народ великий. И не причисляли себя русы тогда ни к какому закону и не признавали никакой веры. И послал к нему царь Василий впоследствии митрополитов и епископов, и они окрестили царя и всех, кого обнимали его земли, и отправил к нему сестру свою, и она построила многие церкви в стране русов. И когда было решено между ними дело о браке, прибыли войска русов также и соединились с войсками греков, которые были у царя Василия, и отправились все вместе на борьбу с Вардою Фокою морем и сушей в Хрисополь. И победили они Фоку».
По внутренней хронологии саги этот эпизод датируется примерно 985 годом, до начала летописного «выбора веры», и многие исследователи скептически оценивают его историческую достоверность.
Представленную последовательность событий — война с Русью, договор, брак и военная помощь — подтверждает армянский историк Степанос Тронеци по прозванию Асохик. Повествуя о событиях в Закавказье, в которых участвовал византийский император Василий II со своей русской гвардией («народом рузов»), он замечает: «Их было 6000 человек пеших, вооруженных копьями и щитами, которых просил царь Василий у царя рузов в то время, когда он выдал сестру свою замуж за последнего. В это же самое время рузы уверовали во Христа».
А был ли выбор?
Летописный сюжет выбора религии вовсе не является всего лишь литературным топосом, как иногда представляют скептики. Конечно, есть в нем нечто легендарное. Сегодня трудно вообразить, что многовековые духовные традиции избирались в ходе придворных бесед. Разумеется, на выбор той или иной религии оказывали огромное влияние политические, экономические, даже географические факторы. Обычно правители имели лишь один выбор: между древней традицией и новым учением.
Но есть на планете регионы, которые в буквальном смысле слова находятся на перепутье международных связей и одновременно подвергаются влиянию соперничающих цивилизаций и религий. Так, на Балканах и в Центральной Европе сталкивались латинское и греческое христианство (сейчас мы называем эти традиции католичеством и православием, хотя в древности эти термины выступали как синонимы). На Кавказе — зороастризм, христианство и ислам. В Центральной Азии — христианство, буддизм и ислам. В Хазарии — иудаизм, христианство и ислам. Но далеко не везде имелась возможность реального выбора сразу между всеми вариантами библейского монотеизма: иудаизмом, западным и восточным христианством и исламом. Собственно, такая страна была одна — Русь.
В X столетии Русь со всех сторон окружали государства, где уже господствовал тот или иной тип монотеистической религии: ислам на востоке, католичество на западе, иудаизм на юго-востоке и православие на юго-западе.
«Программа» Владимира
Современные ученые довольно много рассуждают о целях и намерениях Владимира и о тех выгодах, которые ему лично и его государству принесло крещение. Говорят о том, что брак с сестрой ромейского императора возвел русского правителя на вершину мировой политической иерархии; о том, что отныне Русь стала полноправным членом международного сообщества; о приобщении к высокоразвитой византийской культуре и т. п.
Но неплохо было бы узнать и мнение современников. Сам святой Владимир — в отличие, например, от святого Константина — не оставил нам письменных текстов, из которых была бы видна его «религиозно-политическая программа». Однако в летописи приводится молитва князя, с которой он обратился к Богу после крещения. Каково бы ни было происхождение этих слов, они во всяком случае отражают взгляд человека той эпохи.
О чем же просит Бога новоокрещеный русский князь?
Боже великий, сотворивый небо и землю!
Призри на новые люди Свои,
дай же им, Господи, уведать Тебя, истинного Бога,
яко же уведаша страны христианские,
и утверди у них веру правую и несовратную.
Мне помози, Господи, на супротивного врага,
да надеюсь на Тя и на Твою державу
и побеждаю козни его!
Прежде всего князь препоручает свой народ Богу как «Его новых людей» и просит для своей страны просвещения и утверждения в истинной вере. Для себя же Владимир просит помощи от супротивного врага, под котором разумеется не военный противник и не политический конкурент, а сам диавол — архетип мирового зла, к козням которого и восходят все виды человеческой вражды.
Обретение истины и победа над злом — такова краткая, но емкая «программа» князя Владимира. На меньшее он не согласен.
Судьбоносный выбор
Многие русские мыслители, идеалом которых была «просвещенная Европа», видели в «выборе Владимира» роковую ошибку, предопределившую фатальное отставание России от развитых стран Запада. Их оппоненты, напротив, утверждали благотворность и спасительность крещения Руси именно по греческому обряду, что позволило нашему народу воспринять «чистую» христианскую веру и сохранить утраченное Западом истинное благочестие. Вернувшись во времена князя Владимира и попытавшись в той степени, в какой позволяют источники, вместе с ним вновь совершить исторический выбор, мы можем сделать несколько важных выводов.
Во-первых, выбор у князя действительно был. Несмотря на то, что уже до Владимира на Руси было множество христиан греческого, то есть православного обряда, несмотря на пример премудрой Ольги и многих других его современников, русский князь был вполне свободен избрать другой путь.
Более того, никаких практических выгод выбор Православия не сулил ни лично князю, ни окружающим его элитам. Высокая нравственная планка, поставленная Христом, требовала отказа от привычного образа жизни, от излюбленных удовольствий и развлечений. Но главное — налагаемый христианством абсолютный запрет на грабежи и убийства, безусловное осуждение любых форм вооруженного насилия ставили под угрозу основной вид занятий русской «военной аристократии» — военные походы. Византия, самый богатый и близкий сосед, превращалась из лакомой добычи в союзную единоверную державу, войны с которой больше не могли получить морального оправдания. Что же касается очевидных преимуществ новой религии как основы государственности, то латинское христианство ничуть не хуже, а может быть и лучше, обеспечивало власть идеологией централизации и общественного порядка, а ислам и иудаизм создавали еще более устойчивые горизонтальные социальные связи, основанные на идеях братской взаимопомощи и единства общины верующих.
Нет, не практическими и не политическими целями был движим князь Владимир, когда избирал восточнохристианскую модель цивилизации. Православие привлекло его куда более высокими, хотя, быть может, и не вполне понятными в наше время — категориями: духовного подвига, высшей красоты, истины и любви. Не «пост по силе» привлекал русского князя, а суровый аскетизм. Не формальные ритуалы, а неземная красота, гармония Божественной литургии. Не экономические интересы, а жертвенное милосердие. Не политический прагматизм, а взыскание Царствия Небесного для вечной жизни в Боге.
Был ли верен этот выбор, сделанный 1032 года назад? Ответ на этот вопрос дала сама история. Рыхлый конгломерат племен, собранных первыми Рюриковичами, уже при сыновьях Владимира превратился в сильное государство, поражавшее своим богатством европейских соседей. Пройдя через испытания феодальной раздробленности и монголо-татарского ига, Русь возродилась вокруг Москвы и подхватила знамя Православного Царства, выпавшее из рук ослабевшей, предавшей собственные идеалы и погибшей Византии. Ни ужасы Смутного времени, ни соблазны европеизации не поколебали духовных принципов, заложенных в основание Русского государства. И даже жестокие социальные эксперименты XX века не смогли искоренить те глубинные ценностные ориентиры, которые определил выбор святого Владимира. Идеалы добра, милосердия и справедливости, готовность к самоотверженному подвигу жертвенной любви, приоритет духовного над материальным сохранились в душах людей, и именно это помогло советскому народу победить в самой страшной войне в истории и выйти в лидеры человечества.
Автор статьи
Павел Кузенков
Распечатать публикациюПроисхождение теории «варварских земель»: Греческая архиепископия Америки и толкование 28-го правила Халкидонского собора
28 октября в 14:51
Был ли святитель Мелетий Антиохийский рукоположен арианами: об еще одной ложной аналогии в вопросе о хиротониях
29 мая в 19:04
Русский Українська English Deutsch Ελληνικά Français Română
Обратная связь
какой год, почему князь владимир, что за праздник?
Почему не Киев?
Вероятно, Пётр Могила намеревался поместить останки св. князя в Десятинной церкви, которую начал восстанавливать (она была первым каменным храмом Киевской Руси). Однако митрополит скончался, когда работы еще не были завершены. Митрополит завещал на реставрацию этой церкви внушительную суму — 1000 злотых.Следует сказать, что Петр Могила восстановил многие старинные храмы Киева. Начал с Софийского собора, реконструкция которого продолжалась десять лет. За собственные деньги реставрировал церковь Спаса на Берестове (для ее росписи пригласил мастера с острова Крит), Выдубицкий монастырь и Трехсвятительскую церковь. Он вернул киевские храмы православным, открыл в Киево-Печерской лавре школу. Со временем это учебное заведение объединилось с Киевской братской школой. Так была создана Киево-Могилянская коллегия. После смерти Петра Могилы церковь причислила его к лику святых.Митрополит Киевский и Галицкий Евгений Болховитинов (1767–1837 гг.) в описаниях Софийского собора в Киеве и Киево-Печерской лавры десяток страниц посвятил мощам. Упоминает он и ковчег в Софии Киевской: «I. Часть Крови Христовой, часть Ризы Господней, часть Животворящего Древа. II. Мощи Христова века – часть младенца, от Ирода убиенного Христа ради; часть Предтечи Иоанна Крестителя… IХ. В особом ковчеге положены: мощи святого благоверного царя Константина Великого, святого благоверного князя Владимира Святославовича Киевского, великомученицы Варвары левая рука раздробленная и серебром окованная…» О главе святого сообщает: «…находится на правой стороне при алтаре Успенского собора Лавры в приделе св. Архангела Михаила в серебряной раке и под серебряной иконою князя сего во весь рост, сделанною в 1825 году».Но вернемся к рассказу об останках князя Владимира. Их либо при жизни митрополита, либо уже после его кончины погребли в отстроенной Десятинной церкви. Она имела скромные размеры. В XIX веке ее снесли, чтобы возвести величественный храм. Перед этим провели археологические исследования, в ходе которых была обнаружена каменная гробница из плит красного цвета. В ней находился скелет без головы и костей правой руки, а также остатки парчовой одежды, золотая пуговица и мужская обувь. Скорее всего, это и были мощи князя Владимира. Кстати, тогда уничтожили практически все, что осталось от церкви времен Киевской Руси.Гроб с останками, которые, вероятно, принадлежали Владимиру Крестителю, поставили в новом Десятинном храме, в приделе, освященном именем князя. Как известно, эту большую церковь в 1936 году разобрали на кирпичи, а саркофаг с останками вновь извлекли. Вероятно, ныне он находится в Национальном заповеднике «София Киевская».Во время «перестройки», накануне празднования 1000-летия Крещения Руси, в 1988 году состоялась передача нескольких мощевиков Церкви, в том числе и с частицей честных мощей св. равноапостольного князя Владимира.
По благословению Святейшего Патриарха Пимена, этот мощевик был передан Управляющему делами Московской Патриархии, Митрополиту Ростовскому и Новочеркасскому Владимиру (Сабодану), и положен в кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы Ростова-на-Дону.Торжественная церемония передачи Русской Православной Церкви священных реликвий состоялась 26 мая 1988 года в Оружейной палате московского Кремля.
Накануне дня памяти святого князя Владимира, 24 июля 2005 года, по просьбе Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, частица мощей святого равноапостольного великого князя Владимира возвращена в Украину и покоится в Успенском соборе Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.
Сейчас на месте Десятинной церкви, по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира и трудами архимандрита Гедеона (Харона), создан мужской монастырь. Братия и прихожане Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного монастыря надеются, что в скором времени в Десятиной церкви снова возможно будет поклониться частице святых мощей великого равноапостольного князя Владимира. И думается, что многие вспомнят ту дату, которую мы с вами будем праздновать в этом году – 1000-летие со дня успения святого князя Владимира.
Статья подготовлена иеромонахом Мелхиседеком (Гордиенко)Использованы материалы Игоря Осипчука и Михаила Васильева
Строительство городов и организация обороны
Начало систматических столкновений с печенегами упоминается в летописях с 988 года:
Реконструкция средневекового города-крепости
На правой и левой стороне Днепра, выведены были ряды земляных валов и сторожевых «застав», чтобы сдерживать нападения кочевников. По реке Рось таким образом была сформирована Поросская оборонительная линия, по реке Суле — Посульская.
Данными мероприятиями князь старался решить несколько задач сразу: раннее оповещение о вторжении, усложнение движения для быстрой печенежской конницы, а также защита осваемых земель с помощью высоких стен — кочевники предпочитали нападать только на окрытой местности или пытались осаждать города, но никогда не шли на штурм.
Реконструкция стены и земляного вала крепости, расположенной на берегу реки
Бой русичей с печенегами Художник Е. Емельянов
Битва на реке Трубеже в 992 году
Узнав о вторжении печенегов через Сулу, Владимир отправился в поход и вывел войско на левый берег Днепра. Противники остановились по двум берегам реки Трубеж, после чего возникла пауза. Вскоре печенежский хан вызвал на переговоры Владимира и предложил ему провести поединок:
Владимир разослал по лагерю глашатаев в поисках добровольца, однако, согласно летописям, с печенежским богатырём никто не отважился выйти на поединок. Тогда из русского стана вышел некий старец, и сказал Владимиру, что у него остался дома младший сын, Ян Усмошвец, которого никто не может забороть.
Обрадованный князь послал за юношей. Выслушав просьбу Владимира выступить в единоборстве с печенежским богатырём, Ян сначала предложил испытать его с помощью быка:
Испытание силы Яна Усмаря.Худ. Г. И. Угрюмов
На следующее утро прибыли печенеги и стали выкликать из войска Владимира смелого воина — перед строем кочевников уже вышел один из них и разоружился, приготовившись к поединку. Увидев сына кожевника, который по сравнению с огромным печенгом казался сомнительным поединщиком, кочевник рассмеялся и бросился в атаку. Противники схватились, затем Ян Усмарь изловчился и ударил печенега головой в живот, опрокинув того на землю. Не давая врагу опомниться сын кожевника убил соперника ударом ноги, а на пришедших в смятение печенегов Владимир скомандовал начинать атаку.
Победа русского богатыря над печенежским воином; бегство печенегов от войска Владимира Святославича.
Сражение под Василёвом в 996 году
Известий о том, что печенеги предприняли вторжение в отсутствие киевского князя в столице, летопись не содержит. Вместе с тем Владимир встретил печенегов уже на правой, киевской стороне Днепра всего в 30 км. южнее Киева.
Подробности сражения до нас не дошли, но известно о том, что после неудачи на поле боя Владимир спасся от печенегов под мостом. После ухода печенегов Владимир поставил в Василёве церковь во имя святого Преображения.
Пеший воин-печенег
Возведение по повелению Владимира Святославича церкви Прсображения в городе Василеве по случаю спасения от печенегов.
Итоги и результаты
Дальнейшие столкновения происходили в 1001 и 1004 годах, затем вплоть до 1015 года летописи не упоминают о кочевниках и лишь перед смертью Владимир направляет сына Бориса с дружиной против печенегов, однако те приняли решение вернуться в степи и столкновения не произошло.
Несмотря на спад активности кочевников в конце правления Владимира, полностью решить данную проблему князь не смог — печенеги принимали активное участие в междоусобице его сыновей на стороне Святополка и лишь Ярославу Мудрому удалось нанести им разгромное поражение в 1036 году под Киевом.
Оборонительные линии, строительство которых организовал Владимир, ещё долго служили русским князьям опорой в борьбе с различными кочевниками.
Карта — направление набега печенегов перед осадой Киева в 1036 г
Равноапостольный князь Владимир пытался провести религиозную реформу
История говорит о том, что став новым киевским князем Владимир принял меры к реформации языческого культа. Для этого он воздвиг в Киеве капище с идолами шести главных богов славянского язычества: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Смеарга и Мокоши.
Велеса в пантеон не включили. Некоторые историки утверждают, что в этот период шли гонения на христианскую церковь, по крайней мере, первые христианские мученики на Руси — варяги Фёдор и Иоанн погиби именно в это время в Киеве.
Князь Владимир перед языческим капищем. Справа – идол Перуна. Захватив киевский княжеский стол, Владимир Святославович провёл религиозную реформу, установив пантеон языческих идолов
Кроме того, Повесть временных лет говорит о том, что в годы правления как язычник, князь Владимир имел 800 наложниц, не считая жён. После крещения его жены получили свободу от супружеских обязанностей. При этом стоит отметить, что князь предложил Рогнеде избрать мужа, но она отказалась и приняла монашеский постриг.
Поиск новой религии
Несмотря на утверждение общеславянского пантеона богов, союз племен неуклонно распадался. Владимир Святославович понимал, что нужна более сильная религия, способная сплотить людей.
Князь склонялся к византийской вере. Христианство уже давно проникало на Русь. В 957 г. крещение приняла княгиня Ольга, бабушка князя. Христианами становились люди из ближайшего княжеского окружения.
К Владимиру прибывали послы от других государств. Иудейские миссионеры сразу были отвергнуты князем. Он упрекнул их в том, что священный город евреев Иерусалим находится в руках мусульман. В летописи сказано, что князь отправил своих людей узнать о достоинствах и недостатках каждой религии. Доклад посланников содержал такие сведения:
- мусульманство (Волжская Булгария): “нет в них веселья, только печаль и смрад великий”;
- католичество (Священная Римская империя): “красоты не видели никакой”;
- православие (Византия): “служба их лучше, чем во всех других странах”.
Посоветовавшись с боярами, Владимир сделал выбор на византийской вере.
Летопись, безусловно, приукрашивает достоинства православия. В основе выбора Владимира лежали вполне понятные политические причины:
- огромное влияние византийской культуры на славянскую Русь;
- давние торговые и дипломатические контакты;
- могущество Византийской империи.
Крещение князя Владимира
Несмотря на решение креститься, Владимир Святославович оставался типичным воином-язычником, который привык действовать с помощью военной силы. В 987 г. он начал войну с Византией и осадил Корсунь (Херсонес Таврический).
“Корсунская легенда” гласит, что Владимир дал клятву креститься в случае взятия города. Один из корсунцев по имени Анастас указал князю, откуда поступает в Корсунь вода. Князь перекрыл источник, и жители города сдались.
Владимир потребовал от византийских соправителей Василия и Константина отдать ему в жены сестру Анну. Императоры согласились с условием, что князь обязательно примет крещение.
Летопись рассказывает об очередном “чуде”: Владимир ослеп, но после крещения сразу же прозрел. Это окончательно убедило его в преимуществе православия над другими религиями. Многие участники осады после этого также приняли крещение.
Рис. 2. Памятник князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве.
Владимир женился на Анне, забрал из Корсуни священников, мощи, церковную утварь, иконы и вернулся в Киев.
Распространение христианства в других городах
Когда земли вокруг Киева приняли новую веру, в 990 году Владимир отправил первого митрополита Михаила с шестью епископами в Новгород. Их сопровождал дядя и наставник князя Добрыня. Они повторили в этом городе киевский сценарий: сначала свергли всех идолов, а Перуна протащили по земле и утопили в реке Волхов. После этого начались проповеди и крещение народа.
Потом Михаил и Добрыня отправились в Ростов с четырьмя епископами. Здесь тоже многие люди приняли крещение, а митрополит построил храм и рукоположил пресвитеров. Но в этом городе долго не получалось полностью искоренить язычество, поэтому первые епископы Федор и Иларион покинули свою кафедру. А вот Леонтий и Исаия, святые епископы, вместе с преподобным архимандритом Амвросием сумели наставить большую часть ростовцев на христианский путь.
Святой князь Владимир, креститель Руси, в 992 году посетил Суздаль, чтобы обратить его жителей в новую веру. Вместе с ним приехали и два епископа. Вместе они убедили народ, и он охотно принимал крещение.
Большое значение в насаждении новой веры имела деятельность сыновей князя, которым он раздал уделы. Они делали все для того, чтобы на подвластных им территориях главной, а порой и единственной, религией было христианство. Так до конца десятого века православие приняли жители Мурома, Пскова, Владимира Волынского, Луцка, Смоленска, Полоцка. Также эту веру приняли вятичи.
Но, невзирая на то, что святой равноапостольный великий князь Владимир прилагал немалые усилия для распространения новой веры, христианство сосредоточилось в основном в окрестностях Киева и по водному пути из столицы в Новгород. Но именно эта религия, как и предполагал князь, стала тем, что объединило разные племена в единое государство. Так, крещение святого князя Владимира стало не только примером для преданных ему людей, но и важным политическим решением, которое укрепило Киевскую Русь. Кроме того, вслед за славянами новую веру принимали и соседние им племена. Православие постепенно распространялось на территории Восточной Европы.
33 года сидел на киевском престоле святой князь Владимир Великий, из них 28 лет он жил с верой Христовой. Умер 15 июля 1015 года. Похоронен рядом со своей женой Анной в Десятинной церкви.
Празднование и почитание памяти святого равноапостольного князя Владимира началось после того, как Александр Невский победил шведских крестоносцев 15 июля 1240 года. На эту битву он пошел после молитвы святому Владимиру (крещенному Василием). Именно его заступничество и помогло одержать победу.
История крещения Руси
Видя все это, князь Владимир со своей дружиной в конце 980-х годов принял решение о смене веры. Летопись рассказывает нам об «испытании вер» которое якобы предпринял князь Владимир. В ходе этого «испытания» в Киев прибывали различные посольства: от мусульман из Волжской Булгарии, иудеев из Хазарского каганата, с латинского Запада, и разумеется из Византии. Сам князь Владимир также в свою очередь отправлял посольства «в булгары», «в греки», «в немцы», чтобы «испытать их службу».
Согласно все той же летописи больше всего князю Владимиру понравилась пышная красота византийского богослужения, и поэтому было принято решение принять христианство восточного, византийского, православного обряда, а не западного, католического.
Хотя вряд ли практичный князь сделал такой выбор из одних лишь эстетических побуждений, все-таки Византия соседствовала с Киевской Русью и могла быть более важным политическим союзником, чем отдаленные католические западноевропейские государства.
Интересный факт: согласно преданию (то есть это не точно) одно время князь Владимир сильно заинтересовался Исламом, особенно его прельстило то, что мусульманская вера разрешала многоженство. А князь Владимир «ненасытен был в блуде», – так писал о нем даже христианский летописец, благосклонно относившийся к князю. Или, говоря простым языком, Владимир был еще тем Дон-Жуаном и имел большой гарем из жен и наложниц, как какой-нибудь турецкий султан. Но вот полный запрет на алкоголь в Исламе наоборот отвернул князя Владимира от принятия Ислама (как не крути, а у славян издревле были сильные алкогольные традиции). Так что возможно благодаря ему (алкоголю), Вас дорогой читатель зовут Иван или Михаил, а не Мустафа или Исмаил.
Точная дата канонизации святого равноапостольного князя Владимира неизвестна
К сожалению, точная дата канонизации святого равноапостольного Владимира неизвестна. Считается, что почитать его как святого начали вместе с его сыновьями — святыми Борисом и Глебом. Как бы то ни было, к середине XII века он еще не был официально канонизирован.
https://youtube.com/watch?v=JrkfRfZjZuk
Видеоролик: Святой равноапостольный великий князь Владимир. Крещение Руси (православный мультфильм). На 8 минуте 50 секунде автор говорит о том, что святой равноапостольный князь Владимир — это пример настоящего русского человека с его исканием Бога в душе.
Чёткое упоминание в Прологах и богослужебных книгах о памяти и похвалы святого равноапостольного Владимира, приуроченное к 15 июля (28 июля по новому стилю) встречается уже в XIV веке. Именно поэтому считается, что канонизация святого состоялась во второй половине XIII века.
Ключевым событием в развитии церковного почитания святого Владимира стали торжества по случаю 900-летия Крещения Руси в 1888 году. Тогда были построены несколько Князь-Владимирских храмов, например, Владимирский собор в Киеве.
В наше время святого равноапостольного князя Владимира широкое почитают в России, так, например, он с 2002 года считается покровителем внутренних войск МВД России.
Основательница Десятинной церкви
Есть много свидетельств того, что дочь византийского императора Анна стала основательницей Десятинной церкви в Киеве. Храм был посвящен Богородице, что намекает на то, что инициатором его создания была женщина. Анна хотела, чтобы новое здание имело привычную ей константинопольскую архитектуру.
Десятинную церковь часто сравнивают с двумя великими византийскими храмами – Влахернским и Фаросским. Она появилась рядом с дворцом Анны в Киеве. Климат этого города подходил греческой царевне гораздо больше, чем обстановка северного Новгорода, откуда был сам Владимир и где он провел свою юность. Его супруга редко покидала южную столицу. Туда из Херсона ей привозили богатые греческие дары с родины, которые пополняли собственную казну Анны. Из Крыма же приезжали византийские зодчие и мастера, помогавшие воплощать в жизнь проект новой Десятинной церкви.
Храм святого равноапостольного князя Владимира в Новогиреево
Описанные ранее соборы и церкви были построены в 19-20 веках. Но и в наши дни верующие почитают святого Владимира. Например, в Новогиреево уже выделен участок для возведения нового храма. На нем в 2014 году построена временная деревянная церковь в честь святого праведного воина Феодора Ушакова. В ней проводятся регулярные богослужения и действует церковная община, реализовывая разные духовные проекты.
Само строительство храма находится сейчас на стадии подготовки площадки со всеми разведывательными работами. Параллельно с этим создается проект будущего сооружения. Эти работы идут довольно медленно, поскольку финансируются они исключительно за счет пожертвований. Ни из государственного бюджета, ни из местной казны на строительство деньги не выделялись и выделяться не будут. Поэтому трудно сказать, когда именно появится новый храм святого равноапостольного князя Владимира в Новогиреево и как он будет выглядеть. Но можно утверждать, что с Божьей помощью и усилиями мирян проект таки будет реализован.
Спор с Украиной за Владимира
Другие восприняли новую дату не как исполнение завещание Алексия II, а как подражание Украине. Там с 2008 года по инициативе президента Виктора Ющенко праздновали День крещения Киевской Руси — Украины.
В Киеве князя Владимира закономерно считают своим: он правил в городе на Днепре, там была столица его государства. Границы Древней Руси почти полностью охватывают сегодняшние Украину и Белоруссию и лишь небольшую часть современной России.
Границы Древней Руси и современных государств. Фото: istmira.com
Москва ответила на споры за Владимира в 2016 году. В центре столицы прямо напротив Кремля возвели огромную статую князю высотой 17,5 метров, что сравнимо с размерами некоторых кремлевских башен. Тогда многие назвали тяжеловесный колосс памятником другому Владимиру – нынешнему президенту РФ.
Владимир Путин на открытии памятника Владимиру. Фото: mos.ru
Случайная находка
В одном из источников сказано, что по субботам митрополит правил службу поочередно в той или иной киевской церкви. Тогда на месте, где стоял Десятинный храм (его разрушили в 1240 году орды хана Батыя), находилась небольшая деревянная церковь. В одну из суббот Петр Могила отслужил там Литургию, а затем пошел осматривать руины Десятинной. Увидев углубление в земле, владыка приказал его раскопать. Согласно версии, изложенной в этом источнике, обнаружили два мраморных саркофага — князя Владимира и его супруги.В другом, гораздо более раннем описании этих событий, сказано, будто гроб был один — в нем лежали останки двух человек. На серебряной с позолотой табличке сообщалось, что здесь покоятся князь Владимир, нареченный при крещении Василием, и его жена, византийская принцесса Анна.О том, что саркофаг был один, написал монах-переписчик книг из Киево-Печерской лавры. Он лично читал документ об этой находке, составленный при Петре Могиле. Этот оригинальный текст был утерян в 1718 году, и лаврский монах воспроизвел его по памяти. Он написал, что это произошло в 1632 году, в более позднем источнике называется другая дата – 1636-й. Кстати, по некоторым данным известно, что сын Владимира Крестителя – князь Ярослав Мудрый тоже был похоронен в одном саркофаге с женой.
Руины Десятинной церкви, рисунок XIX века
Христианский брак
С помощью захвата Корсуни киевский князь добился двух важных вещей. Во-первых, его супругой стала царевна Анна Византийская, что породнило его с могущественной греческой династией. Во-вторых, было принято православие, которое в скором времени объединило всю страну. До этого восточные славяне были разделены на несколько племенных союзов, живших обособленно друг от друга. У них были не только свои обычаи, но и боги. Пантеоны часто отличались друг от друга
Христианство стало важной религиозной скрепой, создавшей русскую нацию
Анна Византийская (жена князя Владимира) способствовала распространению родной веры в чужой стране. Супруг часто советовался с женой в религиозных вопросах. По ее инициативе было построено несколько церквей. Особенно важным был Киевский собор в честь Успения Богородицы. Позже его прозвали Десятинной церковью из-за того, что на нее тратилась десятая часть княжеских доходов. Вместе с Анной в русские земли приехали многочисленные греческие миссионеры и богословы.
Утраченный храм
В Воронеже в 1888 году тоже заговорили о строительстве храма святого Владимира. Но в силу разных обстоятельств, подготовительные работы начались только через два года. С местом определились еще через четыре. Во время подготовки котлована были обнаружены два полуразрушенных колодца. Поэтому место строительства решили перенести.
Это был масштабный проект. Деньги на его реализацию собирались отовсюду, в местной газете давали отчет о ходе строительства, печатали имена меценатов. Завершить храм удалось только в 1909 году. Еще восемь лет велись работы по внутренней отделке. Освятили собор только в 1918 году. Но ему не суждено было долго просуществовать. Его в том же году национализировали, имущество описали, а само строение начали использовать в качестве зернохранилища.
В 1931 году исполком Центрально-Черноземной области принял решение снести собор по причине якобы появившихся трещин на стенах. Однако документально этот факт не подтвержден. Под него заложили динамит и с помощью взрыва уничтожили с первого раза. На месте храма разбили Комсомольский сквер.
Но жители помнят это величественное строение, которое называют последним масштабным проектом Российской Империи. Это был пятикупольный храм в византийском стиле, названный в народе собором не по сути, а по внешнему виду. Сегодня его очень напоминает Благовещенский собор. А рядом со сквером строится церковь в честь Рождества Христова, которая должна стать памятью о разрушенном храме.
Тропарь, кондак и канон святому князю Владимиру
Тропарь, гл. 4.
Уподобивыися купцу, ищущу добраго бисера, славнодержавный Владимире, на высоте стола седя, матере градом Богоспасеннаго Киева. И испытуя посылаше к Царскому граду, уведети Православную веру. И обрете безценнаго бисера Христа, избравшаго тя яко втораго Павла, и оттрясшаго слепоту во святей купели, душевную вкупе и телесную. Тем же празднуем ти успение, людие твои суще, моли спастися державы ти русския начальником, и множеству владомых.
Кондак, гл. 8.
Подобствовав великому во апостолех Павлу, в державных сединах всеславныи Владимире, вся яко младенческая мудрования оставль, и иже о идолех тщание. И яко муж совершен украсися, Божественнаго Крещения багряницею. И Спасителю Христу в веселии предстоя. Моли спастися державы ти русския начальником, и множеству владомых.
- Автор: Владимир
- Распечатать
Оцените статью:
(0 голосов, среднее: 0 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Владимир I Киевский — Энциклопедия Нового Света
Святой Владимир Киевский | |
---|---|
Владимир I Киевский | |
Великий Князь Киевский | |
Родился | с. 950 |
Умер | 1015 |
Большая святыня | Владимирский собор, Киев |
Праздник | 15 июля |
Атрибуты | корона, крест, трон |
Владимир Святославич Великий (ок. 958 — 15 июля 1015, Берестово), также известный как Святой Владимир Киевский, был великим князем киевским, принявшим христианство в 987 году и общепризнанным. как лицо, наиболее ответственное за христианизацию России.
Незаконнорожденный сын киевского князя Святослава I, Владимир своими военными подвигами укрепил Киевскую Русь от Украины до Балтийского моря. Во время своего раннего правления он оставался ревностным язычником, посвятив себя славяно-скандинавским божествам, основав многочисленные храмы и практикуя полигамию. В 9Однако в 87 г. он обратился в христианство как условие брачного союза с Анной, дочерью византийского императора Василия II. Затем он приказал обратить Киев и Новгород в православную церковь и начал уничтожение других вер.
Содержимое
- 1 Путь к трону
- 2 Крещение Руси
- 2.1 Преобразование Владимира
- 2.2 Альтернативный счет
- 3 Спустя годы и смерть
- 4 Наследие
- 5 Каталожные номера
- 6 Внешние ссылки
- 7 кредитов
После своего обращения и с Византийской империей, теперь его союзником, Владимир смог жить большей частью в мире со своими соседями и направить новые ресурсы на образование, правовую реформу и благотворительную деятельность. Римско-католическая и восточно-православная церкви отмечают день памяти святого Владимира 15 июля. В память о Владимире сложено большое количество легенд и русских народных песен.
Путь к престолу
Киевская Русь в одиннадцатом веке
Владимир был младшим сыном Святослава I Киевского от домработницы Малуши, описанной в скандинавских сагах как пророчица, дожившая до 100 лет и привезенная из ее пещеры во дворец, чтобы предсказать будущее. Воспитателем и самым доверенным советником Владимира был брат Малуши Добрыня. Агиографическая традиция также связывает его детство с именем его бабушки по отцу, Ольги Киевской, которая была христианкой и управляла столицей во время частых военных походов Святослава. Попытки Ольги обратить своего сына Святослава в христианство не увенчались успехом, но считается, что семена ее христианства — прямо или через духовное влияние — принесли свои плоды в более поздней жизни Владимира.
Перенеся свою столицу в Преславец в 969 году, Святослав назначил Владимира правителем Великого Новгорода между современными городами Москвой и Санкт-Петербургом. Однако ключевой город Киев он отдал своему законному сыну Ярополку. После смерти Святослава в 972 г. вспыхнула братоубийственная война между Ярополком и его младшим братом Олегом, который в 976 г. правил славянским племенем, известным как древляне, на Украине на западном берегу Днепра. вынуждены бежать из Новгорода. Он отправился к своим родственникам Хокону Сигурдссону, правителю Норвегии в 9 г.77 г., и собрал как можно больше воинов-викингов, чтобы помочь ему вернуть Новгород, и по возвращении в следующем году выступил против Ярополка.
Владимир и Рогнеда
По пути в Киев Владимир послал послов к Рогволоду (скандинавское: Рагнвальд), князю Полоцкому, просить руки его дочери Рогнеды (скандинавское: Рагнхильд). Эта благородная принцесса сначала отказалась обручиться с принцем незаконнорожденного происхождения. Однако, когда Владимир напал на Полоцк и убил Рогволода, у Рогнеды не осталось выбора. Полоцк также был ключевой крепостью на пути к Киеву, и взятие этого города вместе со Смоленском облегчило Владимиру взятие Киева в 9 в. 80 г., где он убил Ярополка и был провозглашен конунгом (царем) всей Киевской Руси.
Помимо получения контроля над обширными владениями своего отца, Владимир продолжал существенно расширять свои владения. В 981 году он завоевал среднеевропейские червенские города, в современной Галиции. В 983 году он подчинил себе ятвягов, территории которых лежали между Литвой и Польшей. В 985 году он повел флот по центральным рекам России для завоевания булгар Прикамья, насаживая на своем пути многочисленные крепости и колонии.
Хотя со времен его бабушки Ольги христианство привлекло многих, Владимир остался язычником. Сообщается, что он взял 800 наложниц, помимо семи жен, и воздвиг различные статуи и святилища языческим богам. Однако некоторые источники указывают, что он уже был заинтересован в использовании религии в качестве объединяющей силы в своем царстве и что он пытался реформировать славянское язычество, установив славянского бога-громовержца Перуна в качестве верховного божества.
Крещение Руси
Обращение Владимира
Крещение святого князя Владимира, Виктор Васнецов (1890)
Русская Первичная летопись, история Киевской Руси примерно с 850 по 1110 год, сообщает, что в 987 году Владимир послал послов для изучения религий различных соседних народов, представители которых призывали его принять их соответствующие веры. Результат легендарно описал летописец Нестор. Согласно этой версии, посланники сообщали о волжских болгарах-мусульманах, что среди них нет радости, «только печаль и великое зловоние», и что их религия нежелательна из-за запрета на спиртные напитки и свинину. Владимир сразу отверг эту религию, сказав: «Пьянство есть радость Руси». Русские источники также описывают, как Владимир советовался с евреями, которые могли быть или не быть хазарами, в конечном итоге отвергая их религию, потому что их потеря Иерусалима была свидетельством того, что они были оставлены Богом. В конечном итоге Владимир остановился на христианстве.
В католических храмах немцев владимирские эмиссары не видели красоты. С другой стороны, в Константинополе на них произвело сильное впечатление ритуальная и красивая архитектура православной церкви. «Мы уже не знали, находимся ли мы на небе или на земле», — сообщали они, описывая величественную литургию в соборе Святой Софии. Великолепие самой церкви было таково, что «мы не знаем, как о ней рассказать».
Владимир, без сомнения, был должным образом впечатлен рассказом своих посланников, но, возможно, еще более остро осознавал политические выгоды, которые он получит от византийского союза. В 988 г., взяв византийский город Херсонес в Крыму, смело вел переговоры о руке сестры императора Василия II Анны. Никогда раньше греческая имперская принцесса не выходила замуж за «варвара», так как брачные предложения французских королей и германских императоров безапелляционно отвергались, а это, по крайней мере, были христиане. Действительно, выдать 27-летнюю княжну замуж за славянина-язычника казалось невозможным, особенно учитывая слухи о его склонности к полигамии.
Поэтому Владимир крестился в Херсонесе, приняв христианское имя Василий как комплимент своему будущему императорскому зятю. За этим таинством последовало его венчание с Анной. Вернувшись с триумфом в Киев, он разрушил языческие памятники и основал множество церквей, начиная с великолепной Десятинной церкви (9 г.89) и монастыри на Афоне.
Альтернативное сообщение
Арабские источники, как мусульманские, так и христианские, представляют более прямолинейную историю обращения Владимира. По этой версии византийский император Василий II столкнулся с восстанием в 987 году. Таким образом, Василий обратился за помощью к русам, хотя они в то время считались врагами. Владимир согласился, но ценой его стала рука княжны Анны. Взамен он согласился принять православие как свою религию и привести свой народ к новой вере. Когда были улажены свадебные приготовления, Владимир отправил в Византийскую империю 6000 солдат, которые помогли подавить восстание.
Спустя годы и смерть
Владимир руководит крещением киевлян
Вернувшись в Киев, Владимир начал обращение своего народа в христианство. Он составил большой совет из своих бояр и поставил двенадцать сыновей над своими княжествами. Он оставил своих бывших языческих жен и любовниц и разрушил языческие храмы, статуи и святые места. Он строил церкви и монастыри и привозил греческих православных миссионеров для обучения своих подданных. Сообщается также, что он щедро жертвовал на различные благотворительные цели. После смерти Анны он снова женился, скорее всего, на внучке императора Священной Римской империи Оттона Великого.
Однако не все подданные Владимира мирно восприняли его политику. Среди них были некоторые из его бывших жен и их сыновей. Некоторые из этих князей подняли вооруженное восстание, особенно князь Ярослав Новгородский. В ходе подавления этого мятежа Владимир погиб в бою у Берестова, под Киевом, 15 июля 2011 г.
Наследие
Историческая статуя в Киеве работы Петра Клодта и Василия Демут-Малиновского
Владимир и его бабушка Ольга почитаются как основоположники русского христианства. После его смерти он был сразу же прославлен многими как святой и мученик. Различные части его расчлененного тела были распределены по многочисленным основанным им церквям и монастырям и почитались как реликвии. Многие из этих фондов и по сей день остаются ключевыми институтами русского православия.
Ему посвящен Владимирский собор в Киеве, а Киевский университет первоначально назывался в его честь как Университет Святого Владимира. Есть также Орден Святого Владимира в России и Свято-Владимирская православная духовная семинария в США. Именем святого Владимира Великого названы десятки, если не сотни православных храмов по всему миру.
Память о Владимире поддерживали и бесчисленные русские народные баллады и легенды, в которых он упоминается как Красно Солнышко, то есть Ярмарка Солнца . С ним заканчивается варяжский (скандинавский) период восточнославянской истории и начинается христианский период.
Ссылки
Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов
- Boiselair, Georges. Святой Владимир Солнышко Прекрасное: Великий Князь Киевский, 958-1015 . Украинское тысячелетие. Виннипег: Паб Владимир. Дом, 1988. ISBN 9780920739655.
- Брек, Джон, Джон Мейендорф и Э. Силк. Наследие святого Владимира: Византия, Россия, Америка . Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Свято-Владимирской семинарии, 1990. ISBN 978-0881410785.
- Батлер, Фрэнсис. Просветитель Руси: образ Владимира Святославича сквозь века . Блумингтон, Индиана: Славика, 2002. ISBN 9780893572907.
- Корпела, Юкка. Князь, святой и апостол: князь Владимир Святославич Киевский, его посмертная жизнь и религиозная легитимация русской великой державы . Veröffentlichungen des Osteuropa-Institutes München, 67. Висбаден: Harrassowitz, 2001. ISBN 9783447044578.
- Волков Владимир. Владимир Русский викинг . Вудсток, Нью-Йорк: Overlook Press, 1985. ISBN 9780879512347.
- Эта статья включает текст из Encyclopædia Britannica, одиннадцатого издания , публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии.
Внешние ссылки
Все ссылки получены 9 мая 2020 г.
- Святой Владимир Великий. newadvent.org
- Свято-Владимирская православная духовная семинария. svots.edu
Кредиты
Энциклопедия Нового Света писатели и редакторы переписали и дополнили статью Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Кредит должен соответствовать условиям этой лицензии, которая может ссылаться как на Энциклопедия Нового Света участников и самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования. История более ранних вкладов википедистов доступна исследователям здесь:
- Владимир_I_оф_Киев история
История этой статьи с момента ее импорта в New World Encyclopedia :
- История «Владимира I Киевского»
Примечание. На использование отдельных изображений, лицензированных отдельно, могут распространяться некоторые ограничения.
Владимир I Киевский — Энциклопедия Нового Света
Святой Владимир Киевский | |
---|---|
Владимир I Киевский | |
Великий Князь Киевский | |
Родился | с. 950 |
Умер | 1015 |
Большая святыня | Владимирский собор, Киев |
Пир | 15 июля |
Атрибуты | корона, крест, трон |
Владимир Святославич Великий (ок. 958 — 15 июля 1015, Берестово), также известный как Святой Владимир Киевский, был великим князем киевским, принявшим христианство в 987 году и общепризнанным. как лицо, наиболее ответственное за христианизацию России.
Незаконнорожденный сын киевского князя Святослава I, Владимир своими военными подвигами укрепил Киевскую Русь от Украины до Балтийского моря. Во время своего раннего правления он оставался ревностным язычником, посвятив себя славяно-скандинавским божествам, основав многочисленные храмы и практикуя полигамию. Однако в 987 году он обратился в христианство в качестве условия брачного союза с Анной, дочерью византийского императора Василия II. Затем он приказал обратить Киев и Новгород в православную церковь и начал уничтожение других вер.
Содержимое
- 1 Путь к трону
- 2 Крещение Руси
- 2.1 Преобразование Владимира
- 2.2 Альтернативный счет
- 3 Спустя годы и смерть
- 4 Наследие
- 5 Каталожные номера
- 6 Внешние ссылки
- 7 кредитов
После своего обращения и с Византийской империей, теперь его союзником, Владимир смог жить большей частью в мире со своими соседями и направить новые ресурсы на образование, правовую реформу и благотворительную деятельность. Римско-католическая и восточно-православная церкви отмечают день памяти святого Владимира 15 июля. В память о Владимире сложено большое количество легенд и русских народных песен.
Путь к престолу
Киевская Русь в одиннадцатом веке
Владимир был младшим сыном Святослава I Киевского от домработницы Малуши, описанной в скандинавских сагах как пророчица, дожившая до 100 лет и привезенная из ее пещеры во дворец, чтобы предсказать будущее. Воспитателем и самым доверенным советником Владимира был брат Малуши Добрыня. Агиографическая традиция также связывает его детство с именем его бабушки по отцу, Ольги Киевской, которая была христианкой и управляла столицей во время частых военных походов Святослава. Попытки Ольги обратить своего сына Святослава в христианство не увенчались успехом, но считается, что семена ее христианства — прямо или через духовное влияние — принесли свои плоды в более поздней жизни Владимира.
Перенеся свою столицу в Преславец в 969 году, Святослав назначил Владимира правителем Великого Новгорода между современными городами Москвой и Санкт-Петербургом. Однако ключевой город Киев он отдал своему законному сыну Ярополку. После смерти Святослава в 972 г. вспыхнула братоубийственная война между Ярополком и его младшим братом Олегом, который в 976 г. правил славянским племенем, известным как древляне, на Украине на западном берегу Днепра. вынуждены бежать из Новгорода. Он отправился к своим родственникам Хокону Сигурдссону, правителю Норвегии в 9 г.77 г., и собрал как можно больше воинов-викингов, чтобы помочь ему вернуть Новгород, и по возвращении в следующем году выступил против Ярополка.
Владимир и Рогнеда
По пути в Киев Владимир послал послов к Рогволоду (скандинавское: Рагнвальд), князю Полоцкому, просить руки его дочери Рогнеды (скандинавское: Рагнхильд). Эта благородная принцесса сначала отказалась обручиться с принцем незаконнорожденного происхождения. Однако, когда Владимир напал на Полоцк и убил Рогволода, у Рогнеды не осталось выбора. Полоцк также был ключевой крепостью на пути к Киеву, и взятие этого города вместе со Смоленском облегчило Владимиру взятие Киева в 9 в. 80 г., где он убил Ярополка и был провозглашен конунгом (царем) всей Киевской Руси.
Помимо получения контроля над обширными владениями своего отца, Владимир продолжал существенно расширять свои владения. В 981 году он завоевал среднеевропейские червенские города, в современной Галиции. В 983 году он подчинил себе ятвягов, территории которых лежали между Литвой и Польшей. В 985 году он повел флот по центральным рекам России для завоевания булгар Прикамья, насаживая на своем пути многочисленные крепости и колонии.
Хотя со времен его бабушки Ольги христианство привлекло многих, Владимир остался язычником. Сообщается, что он взял 800 наложниц, помимо семи жен, и воздвиг различные статуи и святилища языческим богам. Однако некоторые источники указывают, что он уже был заинтересован в использовании религии в качестве объединяющей силы в своем царстве и что он пытался реформировать славянское язычество, установив славянского бога-громовержца Перуна в качестве верховного божества.
Крещение Руси
Обращение Владимира
Крещение святого князя Владимира, Виктор Васнецов (1890)
Русская Первичная летопись, история Киевской Руси примерно с 850 по 1110 год, сообщает, что в 987 году Владимир послал послов для изучения религий различных соседних народов, представители которых призывали его принять их соответствующие веры. Результат легендарно описал летописец Нестор. Согласно этой версии, посланники сообщали о волжских болгарах-мусульманах, что среди них нет радости, «только печаль и великое зловоние», и что их религия нежелательна из-за запрета на спиртные напитки и свинину. Владимир сразу отверг эту религию, сказав: «Пьянство есть радость Руси». Русские источники также описывают, как Владимир советовался с евреями, которые могли быть или не быть хазарами, в конечном итоге отвергая их религию, потому что их потеря Иерусалима была свидетельством того, что они были оставлены Богом. В конечном итоге Владимир остановился на христианстве.
В католических храмах немцев владимирские эмиссары не видели красоты. С другой стороны, в Константинополе на них произвело сильное впечатление ритуальная и красивая архитектура православной церкви. «Мы уже не знали, находимся ли мы на небе или на земле», — сообщали они, описывая величественную литургию в соборе Святой Софии. Великолепие самой церкви было таково, что «мы не знаем, как о ней рассказать».
Владимир, без сомнения, был должным образом впечатлен рассказом своих посланников, но, возможно, еще более остро осознавал политические выгоды, которые он получит от византийского союза. В 988 г., взяв византийский город Херсонес в Крыму, смело вел переговоры о руке сестры императора Василия II Анны. Никогда раньше греческая имперская принцесса не выходила замуж за «варвара», так как брачные предложения французских королей и германских императоров безапелляционно отвергались, а это, по крайней мере, были христиане. Действительно, выдать 27-летнюю княжну замуж за славянина-язычника казалось невозможным, особенно учитывая слухи о его склонности к полигамии.
Поэтому Владимир крестился в Херсонесе, приняв христианское имя Василий как комплимент своему будущему императорскому зятю. За этим таинством последовало его венчание с Анной. Вернувшись с триумфом в Киев, он разрушил языческие памятники и основал множество церквей, начиная с великолепной Десятинной церкви (9 г.89) и монастыри на Афоне.
Альтернативное сообщение
Арабские источники, как мусульманские, так и христианские, представляют более прямолинейную историю обращения Владимира. По этой версии византийский император Василий II столкнулся с восстанием в 987 году. Таким образом, Василий обратился за помощью к русам, хотя они в то время считались врагами. Владимир согласился, но ценой его стала рука княжны Анны. Взамен он согласился принять православие как свою религию и привести свой народ к новой вере. Когда были улажены свадебные приготовления, Владимир отправил в Византийскую империю 6000 солдат, которые помогли подавить восстание.
Спустя годы и смерть
Владимир руководит крещением киевлян
Вернувшись в Киев, Владимир начал обращение своего народа в христианство. Он составил большой совет из своих бояр и поставил двенадцать сыновей над своими княжествами. Он оставил своих бывших языческих жен и любовниц и разрушил языческие храмы, статуи и святые места. Он строил церкви и монастыри и привозил греческих православных миссионеров для обучения своих подданных. Сообщается также, что он щедро жертвовал на различные благотворительные цели. После смерти Анны он снова женился, скорее всего, на внучке императора Священной Римской империи Оттона Великого.
Однако не все подданные Владимира мирно восприняли его политику. Среди них были некоторые из его бывших жен и их сыновей. Некоторые из этих князей подняли вооруженное восстание, особенно князь Ярослав Новгородский. В ходе подавления этого мятежа Владимир погиб в бою у Берестова, под Киевом, 15 июля 2011 г.
Наследие
Историческая статуя в Киеве работы Петра Клодта и Василия Демут-Малиновского
Владимир и его бабушка Ольга почитаются как основоположники русского христианства. После его смерти он был сразу же прославлен многими как святой и мученик. Различные части его расчлененного тела были распределены по многочисленным основанным им церквям и монастырям и почитались как реликвии. Многие из этих фондов и по сей день остаются ключевыми институтами русского православия.
Ему посвящен Владимирский собор в Киеве, а Киевский университет первоначально назывался в его честь как Университет Святого Владимира. Есть также Орден Святого Владимира в России и Свято-Владимирская православная духовная семинария в США. Именем святого Владимира Великого названы десятки, если не сотни православных храмов по всему миру.
Память о Владимире поддерживали и бесчисленные русские народные баллады и легенды, в которых он упоминается как Красно Солнышко, то есть Ярмарка Солнца . С ним заканчивается варяжский (скандинавский) период восточнославянской истории и начинается христианский период.
Ссылки
Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов
- Boiselair, Georges. Святой Владимир Солнышко Прекрасное: Великий Князь Киевский, 958-1015 . Украинское тысячелетие. Виннипег: Паб Владимир. Дом, 1988. ISBN 9780920739655.
- Брек, Джон, Джон Мейендорф и Э. Силк. Наследие святого Владимира: Византия, Россия, Америка . Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Свято-Владимирской семинарии, 1990. ISBN 978-0881410785.
- Батлер, Фрэнсис. Просветитель Руси: образ Владимира Святославича сквозь века . Блумингтон, Индиана: Славика, 2002. ISBN 9780893572907.
- Корпела, Юкка. Князь, святой и апостол: князь Владимир Святославич Киевский, его посмертная жизнь и религиозная легитимация русской великой державы . Veröffentlichungen des Osteuropa-Institutes München, 67. Висбаден: Harrassowitz, 2001. ISBN 9783447044578.
- Волков Владимир. Владимир Русский викинг . Вудсток, Нью-Йорк: Overlook Press, 1985. ISBN 9780879512347.
- Эта статья включает текст из Encyclopædia Britannica, одиннадцатого издания , публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии.