Вавилон картина – Вавилонская башня (картина) — Википедия

Вавилонская башня (картина) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 февраля 2019;
проверки требует 1 правка.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 февраля 2019;
проверки требует 1 правка.

«Вавилонская башня» (нидерл. De Toren van Babel) — известная картина Питера Брейгеля. Художник создал как минимум два произведения на этот сюжет.

В основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая должна была, по замыслу людей, достичь вершиной неба: «Построим себе город и башню высотою до небес». Чтобы усмирить их гордыню, Бог смешал языки строителей, так что они больше не могли понимать друг друга, и рассеял их по всей земле; таким образом, реализация задуманного грандиозного плана не была завершена. Мораль сей картины — бренность всего земного и тщетность стремлений смертных сравниться с Господом.

Вавилонская башня Брейгеля вполне отвечает традициям живописного изображения этой библейской притчи: налицо потрясающие воображение масштабы строительства, присутствие огромного количества людей и строительной техники.

Известно, что в 1553 г. Брейгель побывал в Риме. В его «Вавилонской башне» легко узнаваем римский Колизей с его типичными чертами римской архитектуры: выступающими колоннами, горизонтальными ярусами и двойными арками. Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. Башня окружена строительными бараками, кранами, подъёмниками, использовавшимися в те времена, лестницами и строительными лесами. У подножия башни расположился город с оживлённым портом. Местность, где возводится Вавилонская башня, своими равнинами и морем очень напоминает Нидерланды.

Изображённые на картине люди — рабочие, каменотёсы — кажутся очень маленькими и напоминают своим усердием муравьёв. Гораздо крупнее фигуры высокопоставленных особ — инспектирующего строительный объект Нимрода, легендарного завоевателя Вавилона во II тысячелетии до н. э., по традиции считавшегося руководителем строительства башни, и его свиты — в левом нижнем углу картины. Низкий, на восточный манер, поклон каменотёсов Нимроду — дань происхождению притчи.

Представляется интересным, что, судя по некоторым деталям изображенного, Брейгель видит причины неудачи, постигшей столь «масштабный проект», не столько во внезапно возникших сверхъестественным образом языковых барьерах, сколько в ошибках, допущенных в процессе строительства. На первый взгляд, огромное строение кажется достаточно прочным, однако при ближайшем рассмотрении видно, что все ярусы положены неровно, нижние этажи либо недостроены, либо уже рушатся, само сооружение кренится в сторону города, и перспективы всего проекта весьма печальны.

Предположительно тем же 1563 годом датирована и меньшая картина из музея Бойманса — ван Бёнингена, так называемая «Малая Вавилонская башня». У историков искусства нет единого мнения, написана ли эта работа несколько позднее или несколько раньше «Большой Вавилонской башни». В отличие от «Большой Вавилонской башни», картина выполнена в тёмной цветовой гамме и выглядит довольно мрачной.

  • Российский хип-хоп-исполнитель Oxxxymiron использовал картину для обложки своего второго альбома Горгород 2015 года.
  • Вариант «Вавилонской башни» ещё меньшего формата находится в Дрезденской картинной галерее. Возможно, Брейгель написал и больше экземпляров на популярный сюжет, которые до нашего времени не сохранились. Например, в поручительствах антверпенского купца Никлаэса Йонгхелинка, датированных 1565 годом, упоминается ещё одна «Вавилонская башня» Брейгеля.
  • Аллюзией на «Вавилонскую башню» Брейгеля является изображение города Минас Тирит в фильме «Властелин колец»[1].

ru.wikipedia.org

История одного шедевра: «Вавилонская башня» Брейгеля-старшего


Питер Брейгель-старший как верный последователь идей Иеронима Босха зашифровал в своем произведении, которое можно смело назвать хитом, антикатолические взгляды и политическую сатиру. Что изображено на полотне помимо библейской легенды, рассказывает Снежана Петрова.


Сюжет


Вавилонская башня — один из самых популярных библейских образов в искусстве. Ее эксплуатируют кто во что горазд: в кино, театре, живописи, литературе. Но картина Брейгля является, пожалуй, самым известным визуальным воплощением.

Согласно библейскому сказанию, потомки Ноя — те самые, что выжили после всемирного потопа, — разбрелись по земле Сеннаар. И в какой-то момент пришла им идея возвести высоченную башню: объединив усилия, люди хотели вознестись до небес, то есть до уровня бога. Но не тут-то было. Бог явно не ждал людей в гости, поэтому, чтобы помешать построить башню, он наслал страшную кары — многообразие языков. Внезапно люди утратили возможность коммуницировать. Мало того, что бог устроил языковой хаос, он еще и рассеял людей по миру. Так библия объясняет мультикультурность нашего мира.





«Вавилонская башня». Питер Брейгель-старший, 1563 (изображение увеличивается по клику)


На переднем плане мы видим царя Нимрода, кто, собственно, и объявил тендер на строительство башни. Деньги выделены — надо проинспектировать (не было же тогда веб-камер и всех этих технологий, чтобы заказчик мог удаленно наблюдать за строителями и подрядчиками). И вот Нимрод приехал на стройку, простые люди, естественно, падают ниц.



Брейгель начал писать библейские сюжеты после знакомства с Босхом




Нимрод был жесток и горд. То, что на картине Брейгеля библейский персонаж похож на человека из XVI века, не случайно. Живописец намекает на Карла V, отличавшегося деспотизмом.

Обратите внимание на то, как композиционно расположены мастеровые: на переднем плане — ручной труд, далее — использование длинных жердей для перемещения каменных плит, на уровне первого этажа — применение блока, далее — все более мощные краны. По одной из версий, таким образом Брейгель показал развитие строительной техники.

Башня выглядит огромной до неприличия. А чтобы лучше это понять, напрягите немного зрение и вглядитесь в детали, которые выписаны меленько-меленько (кстати, здесь каждый из элементов показан подробно). Сама башня уже достала облака — того и гляди заденет бога за пятку.

Сооружение выглядит как нагромождение уровней и элементов. Задумывалось оно, судя по всему, как объект, похожий на Колизей, но с каждым новым этажом сложнее проследить логику строителей. По задумке Брейгеля, кара господня настигла мастеров: люди перестали понимать друг друга и начали строить кто в лес кто по дрова. В итоге материал кладется неровно, очевидно, что кажущаяся прочной башня вот-вот рухнет и погребет под своими обломками возгордившихся людей.

Кстати, образ Колизея использован не случайно. Изначально он был символом гонений на христианство, ведь именно там казнили первых последователей Иисуса. Брейгель же Колизеем считал империю Габсбургов, где насаждалось католичество и жестоко преследовались протестанты, сторонником которым был сам художник.


Вавилонская башня у Брейгеля — аллегория Габсбургской монархии


Идея эта подкрепляется еще одним образом — замком Святого Ангела в Риме. Похожая на него постройка находится внутри Вавилонской башни. Замок в Средние века служил резиденцией римских пап и воспринимался как символ могущества католической веры

Заходящие в порт корабли изображены с убранными парусами — символом безысходности и обманутых надежд.

Контекст

Брейгель очень любил легенду о Вавилонской башне. Сохранилось две его картины на эту тему — малая (хранится в Роттердаме) и большая (о которой идет речь в этом тексте, хранится в Вене). Была еще миниатюра на слоновой кости, но она не сохранилась.


«Вавилонская башня», Питер Брейгель-старший. Малый вариант


До XVI века тема Вавилонской башни почти не привлекала внимания европейских художников. Однако после 1500 года ситуация изменилась. Особенно увлеклись этим сюжетом нидерландские мастера. Одна из возможных причин — экономический расцвет Голландии и урбанизация. Например, Антверпен (который изображен на полотне Брейгеля) был наводнен иностранцами. По сути, город был той самой разноязыкой Вавилонской башней. Людей уже не объединяла одна церковь: католики, протестанты, лютеране и анабаптисты жили вперемешку. Чувство суеты, незащищенности и тревоги охватило несчастных жителей Нидерландов. Как тут не вспомнить библейский сюжет.


В образе Нимрода Брейгель зашифровал Карла V


Брейгель же был не так прост. В образе Вавилонской башни он зашифровал свое представление о судьбе Габсбургов. При Карле V в габсбургскую империю входили земли Австрии, Богемии (Чехии), Венгрии, Германии, Италии, Испании и Нидерландов. Однако в 1556 году Карл отрекся от короны, и это огромное государство под собственным весом начало распадаться.

Судьба художника

Довольно скудны сведения о жизни художника, который, между прочим, считается последней звездой угасающего Возрождения в Нидерландах. В зрелой юности его буквально огорошил Босх. После знакомства с его творчеством Брейгель начал писать на библейские сюжеты, причем выбирал темы, которые его современники в основном игнорировали.


Портрет Брейгеля работы Доминика Лампсония, 1572


Брейгель очевидно был политически заряженным художником. В своих полотнах он старался выразить критику и власти, и церкви. При этом писать портреты или обнаженку он отказывался, несмотря на заманчивые заказы. Его главными героями был безликие жители голландских провинций. По тем временам это был вызов трендам.


Последние годы жизни Брейгеля прошли в атмосфере религиозного террора


Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель, где жил художник. Последние годы жизни художника прошли в атмосфере религиозного террора и в цветах крови.


diletant.media

Древний Вавилон: 3000 лет назад и сегодня — athanatoi

Несколько дней назад я вспомнил, что был город Вавилон, который считался в мире самым большим и прекрасным городом и заинтересовался, что же от него осталось сегодня. А осталось немалое. (Кстати, напомню, я делал подобную подборку по Персеполису почти два месяца назад).

Вкратце о Вавилоне — это город, который располагался (по моей памяти) к 70 км к югу от сегодняшнего Багдада, на вечной реке Евфрат. Известен был примерно с 2000 лет до н. э., но уже к началу новой эры всилу разных обстоятельств прекратил существование. Самым известным царем Вавилона(страны с центром в г. Вавилоне) был Хамураппи, правивший в 18 веке до н.э. и давший стране (и миру) много новшеств и толчок к развитию, в т. ч., самое известное — Кодекс законов. Позже Вавилон был завоеван Ассирией, установившей господство в Месопотамии на долгие века, но к 7 веку до н. э. Ассирия пала при непосредственном участии самого Вавилона. После этого последовал второй «золотой век» Вавилона при царе Навуходоносоре, Вавилон подчинил себе всю Месопотамию и Ближний Восток. Однако позже страна была завоевана Ахеменидской Персией, (что однако не мешало развитию города), но уже к 4 веку был завоеван Македонским и впоследствии постепенно прекратил свое существование.

Слово Вавилон в какой-то степени стало нарицательным, обозначением величия. Следует отметить и важную роль, внесенную Вавилоном в науку. 3000 лет назад в Вавилоне изобрели первые счеты, абак. Изначально счетная система в Вавилоне была 60ричной, если не изменяет память. В Вавилоне же изобрели лунный календарь и 7дневную неделю. Также изобрели в Вавилоне солнечные, водяные часы. Привычные названия звезд — Сириус, Орион, тоже вавилонские. Первая мировая географическая карта, тоже вавилонская, хотя называть географические карты вавилонским изобретением я бы не стал. Кстати, на этой карте и Армения есть. — Это та самая карта, в форме звезды.

Закат в Вавилоне (картина Рафаэла Лакоста). На картине видно строительство Вавилонской Башни, а на фоне — Висячие сады..

О Висячих садах, думаю, известно всем. Вкратце о Вавилонской башне, которая легла в основание библейского мифа. В Вавилоне строили множество подобных башен, но самая высокая из них достигала, как сейчас считается, 91 м. в высоту, а возможно, и больше. Евреи, переселенные ассирийцами в Междуречье в 7 веке до н. э. увидели башню и усмотрели в этом бунт против Бога, стремление достигнуть небес, ведь для тех времен это было колоссальное сооружение. По всей вероятности разрушилась от землетрясения. Как я недавно узнал, здание Европарламента построено по макету Вавилонской башни, что довольно примечательно 🙂

Теперь вкратце о населении Вавилона.
Как город на мировую арену он выдвинулся в 18 веке до н.э. Уже к 1600 году стал вторым в тогдашнем мире после египетского Авариса. Население Вавилона составило 60 тыс. чел (Авариса — 100 тыс). Затем последовал упадок Вавилона. Относительно возродился город к 11 веку до новой эры и вновь стал одним из крупнейших городов, население его составило 45 тыс чел. К 800 году до н. э., через два века, население Вавилона приросло всего на 2 тыс, составив 47 тыс чел, а к 650 г до г. э. — уже 60 тысяч чел. Интересно, что наивысшего своего расцвета Вавилон достиг уже в период Ахеменидской Персии (мою статью об Ахеменидской Персии и ее взаимоотношениях с Арменией, с историческими картами, можно просмотреть здесь). Согласно Чандлеру, из «Tables of World’s Largest Cities 2250 B.C. — 1975», население Вавилона к 430 году до н.э. составило 200 тысяч человек. В тот момент Вавилон был крупнейшим городом в мире, обгоняя такие города как Афины (155 тыс), сицилийские Сиракузы и мн. др. Величию Вавилона был положен конец в конце 4 в. до н. э., в 312 году его население переселил один из полководцев Александра. К 200му году до н.э. Вавилон значительно утратил свои позиции. Жителей осталось лишь 60 тыс чел, а еще через триста лет — еще меньше. Впоследствии он окончательно прекратил свое существование. Следует заметить, что Вавилон по площади был очень большим городом, вряд ли уступающим в этом сегодняшнему Нью-Йорку. Население же самой Вавилонии (вавилоняне) в библии упоминается как халдеи. Халдеи одними из первых приняли христианство. После нашествия арабов в 7 веке христианское междуречье пало и арабы составили там большинство, одновременно мусульманизируя население и вытесняя нежелающих принять ислам. К сегодняшнему дню халдеи обычно объединяются в одну этнорелигиозную группу с ассирийцами (ассирохалдеи). Живут в основном в Ираке и в диаспорах в США, Скандинавских странах и др.

Вавилонский лев

Ворота Иштар, реконструированные в наши дни

Статуя стража ворот из Немрутского дворца, 9 век до н.э.

Иллюстрация царской процессии перед входом в Вавилон, ворота Иштар

Реконструкция Вавилонской Башни и Висячих садов Семирамиды

Картина Питера Брейгеля Старшего «Вавилонская Башня»

Здание Европарламента

Свод законов Хаммурапи

Вероятно, так выглядели Висячие Сады

Общий вид Вавилона. Вавилонская башня слева, дальше ворота Иштар, справа- дворец Навуходоносора.

Стены Вавилона. Идем по древней дороге.

Стены Вавилона, музей Пергамон, Берлин (здесь — в увеличенном масштабе)

Александр входит в Вавилон (реконструкция, естественно)

План древнего Вавилона с пометкой важнейших зданий
Нынешний вид Вавилона, панорама, 8400х2100 пикс, 2.58мб

Так выглядит древний Вавилон сегодня сверху, вид by Google Earth

Панорманый вид Вавилона, фото — 2005 год (большинство строений восстановлено)

Висячие сады Семирамиды, всмысле, то, что от них осталось

Стены дворца Навуходоносора

athanatoi.livejournal.com

Вавилонская башня (картина) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Вавилонская башня» (нидерл. De Toren van Babel) — известная картина художника Питера Брейгеля. Художник создал как минимум две картины на этот сюжет.

Сюжет

В основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая была замыслена людьми, чтобы достичь своей вершиной неба: «Построим себе город и башню высотою до небес». Чтобы усмирить их гордыню, Бог смешал их языки, так что они больше не могли понимать друг друга и рассеял их по всей земле, таким образом строительство не было завершено. Мораль сей картины — бренность всего земного и тщетность стремлений смертных сравниться с Господом.

«Вавилонская башня» (Вена)

Вавилонская башня Брейгеля вполне отвечает традициям живописного изображения этой библейской притчи: налицо потрясающие воображение масштабы строительства, присутствие огромного количества людей и строительной техники.

Известно, что в 1553 г. Брейгель побывал в Риме. В его «Вавилонской башне» легко узнаваем римский Колизей с его типичными чертами римской архитектуры: выступающими колоннами, горизонтальными ярусами и двойными арками. Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. Башня окружена строительными бараками, кранами, подъёмниками, использовавшимися в те времена, лестницами и строительными лесами. У подножия башни расположился город с оживлённым портом. Местность, где возводится Вавилонская башня, своими равнинами и морем очень напоминает Нидерланды.

Изображённые на картине люди — рабочие, каменотёсы — кажутся очень маленькими и напоминают своим усердием муравьёв. Гораздо крупнее фигуры инспектирующего строительный объект Нимрода — легендарного завоевателя Вавилона во II тысячелетии до н. э., по традиции считавшегося руководителем строительства башни, и его свиты в левом нижнем углу картины. Низкий, на восточный манер поклон каменотёсов Нимроду — дань происхождению притчи.

Представляется интересным, что по мнению Брейгеля в неудаче, постигшей столь «масштабный проект», повинны не внезапно возникшие языковые барьеры, а ошибки, допущенные в процессе строительства. На первый взгляд огромное строение кажется достаточно прочным, однако при ближайшем рассмотрении видно, что все ярусы положены неровно, нижние этажи либо недостроены, либо уже рушатся, само здание кренится в сторону города, и перспективы всего проекта весьма печальны.

«Вавилонская башня» (Роттердам)

Предположительно тем же 1563 годом датирована и меньшая картина из музея Бойманса-ван Бёнингена, так называемая «Малая Вавилонская башня». У историков искусства нет единого мнения о том, написана эта картина несколько позднее или несколько раньше «Большой Вавилонской башни». В отличие от «Большой Вавилонской башни», картина выполнена в тёмной цветовой гамме и выглядит довольно мрачной.

Интересные факты

  • Вариант ещё меньшего формата «Вавилонской башни» находится в Дрезденской картинной галерее. Возможно, Брейгель написал и больше экземпляров на популярный сюжет, которые до нашего времени не сохранились. Так, например, в поручительствах антверпенского купца Никлаэса Йонгхелинка, датированных 1565 г., упоминается ещё одна «Вавилонская башня» Брейгеля.
  • Аллюзией на «Вавилонскую башню» Брейгеля является изображение города Минас Тирит в фильме «Властелин колец».[1].

Примечания

Ссылки

Литература

wikipedia.green

Вавилонская башня (картина) — это… Что такое Вавилонская башня (картина)?

«Вавилонская башня» — известная картина художника Питера Брейгеля. Художник создал как минимум две картины на этот сюжет.

Сюжет

В основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая была замыслена людьми, чтобы достичь своей вершиной неба: «Построим себе город и башню высотою до небес». Чтобы усмирить их гордыню, Бог смешал их языки, так что они больше не могли понимать друг друга и рассеял их по всей земле, таким образом строительство не было завершено. Мораль сей картины — бренность всего земного и тщетность стремлений смертных сравниться с Господом.

«Вавилонская башня» (Вена)

Вавилонская башня Брейгеля вполне отвечает традициям живописного изображения этой библейской притчи: налицо потрясающие воображение масштабы строительства, присутствие огромного количества людей и строительной техники.

Известно, что в 1553 г. Брейгель побывал в Риме. В его «Вавилонской башне» легко узнаваем римский Колизей с его типичными чертами римской архитектуры: выступающими колоннами, горизонтальными ярусами и двойными арками. Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. Башня окружена строительными бараками, кранами, подъёмниками, использовавшимися в те времена, лестницами и строительными лесами. У подножия башни расположился город с оживлённым портом. Местность, где возводится Вавилонская башня, своими равнинами и морем очень напоминает Нидерланды.

Изображённые на картине люди — рабочие, каменотёсы — кажутся очень маленькими и напоминают своим усердием муравьёв. Гораздо крупнее фигуры инспектирующего строительный объект Нимрода — легендарного завоевателя Вавилона во II тысячелетии до н. э., по традиции считавшегося руководителем строительства башни, и его свиты в левом нижнем углу картины. Низкий, на восточный манер поклон каменотёсов Нимроду — дань происхождению притчи.

Представляется интересным, что по мнению Брейгеля в неудаче, постигшей столь «масштабный проект», повинны не внезапно возникшие языковые барьеры, а ошибки, допущенные в процессе строительства. На первый взгляд огромное строение кажется достаточно прочным, однако при ближайшем рассмотрении видно, что все ярусы положены неровно, нижние этажи либо недостроены, либо уже рушатся, само здание кренится в сторону города, и перспективы всего проекта весьма печальны.

«Вавилонская башня» (Роттердам)

Предположительно тем же 1563 годом датирована и меньшая картина из музея Бойманса-ван Бёнингена, так называемая «Малая Вавилонская башня». У историков искусства нет единого мнения о том, написана эта картина несколько позднее или несколько раньше «Большой Вавилонской башни». Здесь стройка уже приостановлена: людей на ней вообще не видно. В отличие от «Большой Вавилонской башни», картина выполнена в тёмной цветовой гамме и выглядит довольно мрачной.

Интересные факты

  • Вариант ещё меньшего формата «Вавилонской башни» находится в Дрезденской картинной галерее. Возможно, Брейгель написал и больше экземпляров на популярный сюжет, которые однако до нашего времени не сохранились. Так, например, в поручительствах антверпенского купца Никлаэса Йонгхелинка, датированных 1565 г., упоминается ещё одна «Вавилонская башня» Брейгеля.

Ссылки

Литература

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011.
  Работы Питера Брейгеля Старшего
Отдельные картины Падение Икара  · Морской бой в гавани Неаполя  · Триумф смерти  · Падение мятежных ангелов  · Вавилонская башня  · На пути в Египет  · Вино на празднике Святого Мартина  · Путь на Голгофу  · Самоубийство Саула  · Поклонение волхвов  · Христос и женщина, уличённая в прелюбодеянии  · Перепись в Вифлееме  · Избиение младенцев  · Обращение Савла  · Страна лентяев  · Крестьянский танец  · Крестьянская свадьба  · Мизантроп  · Притча о слепых  · Калеки
Цикл картин «Перевёрнутый мир» Битва Масленицы и Поста  · Игры детей · Фламандские пословицы
Цикл картин «Двенадцать месяцев» Охотники на снегу  · Возвращение стада  · Сенокос · Жатва  · Хмурое утро
Цикл «Семь смертных грехов» Гнев  · Тщеславие  · Лень  · Сребролюбие  · Чревоугодие  · Зависть  · Похоть  · Страшный суд

dic.academic.ru

Картина «Вавилонская башня»: описание

Среди всех произведений мирового изобразительного искусства картина Брейгеля «Вавилонская башня» занимает особое место. Главная её особенность заключается в том, что именно в соответствии с изображённым на ней большая часть человечества представляет себе, как выглядело одно из самых ярких событий Ветхого завета.

Из истории шедевра

Достоверно известно, что «Вавилонская башня», картина выдающегося голландского живописца шестнадцатого века Питера Брейгеля Старшего, была написана им в 1563 году. Именно её у искусствоведов принято считать первым из двух авторских вариантов этой работы. Первый из них в настоящее время находится в Музее истории искусств в столице Австрии, а второй экспонируется на родине художника, в Музее Бойсманса-ван-Бёнингема в Роттердаме. Второй вариант почти вдвое меньше первого. Кроме того, он имеет более тёмную цветовую гамму, на нём изображено меньше действующих лиц. Оба варианта произведения были написаны масляными красками на деревянной основе.

Что видит на картине зритель?

Картина «Вавилонская башня» Питера Брейгеля открывает перед зрителем загадочный образ легендарного библейского сооружения, которое находится в разгаре своего возведения. Но даже в недостроенном виде башня потрясает воображение зрителя. Сильнейшее впечатление производит даже не столько само сооружение, устремляющееся в заоблачную высь, сколько инженерная и архитектурная убедительность, с которой оно выстроено.

Вся скрупулёзная проработка мельчайших деталей строго подчинена общему замыслу. И это не оставляет ни малейших сомнений в том, что подобное сооружение реально могло быть построено. Башня представляет единый яркий архитектурный образ, предельно дерзкий по своему замыслу и убедительный по инженерному воплощению на практике. Реальность происходящего подчёркивают люди, работающие на строительстве. Картина «Вавилонская башня» запечатлела строителей до того момента, когда разгневанный Всевышний Творец своей волей остановил воплощение их проекта в жизнь. Они ещё не знают о том, что Башня не будет достроена, и деловито карабкаются вверх со стройматериалами и инструментами. На переднем плане можно наблюдать правителя Вавилона Нимрода со свитой. Именно этот деятель считался архитектором и руководителем строительства Вавилонской башни. Интересно отметить, что фоновый пейзаж с рекой и лодками мало напоминает древнюю Месопотамию, где, согласно первоисточнику, строилась башня. В качестве фона художник явно изобразил свою родную Голландию.

Библейская основа сюжета

Самое подробное описание картины «Вавилонская башня» мало что может рассказать зрителю, не осведомлённому в библейской истории. Причём в той её части, которая в православной традиции именуется как «Ветхий завет». Картина Брейгеля «Вавилонская башня» имеет источником своего вдохновения Книгу Бытия, первую из Пятикнижия Моисея. Этот ветхозаветный пророк традиционно почитаем в христианстве наряду с апостолами и евангелистами. Это фундаментальное произведение лежит в основе трёх мировых религий.

Разумеется, картина Брейгеля «Вавилонская башня» посвящена лишь одному конкретному эпизоду этой книги. Он повествует о том, как люди дерзнули помериться в своей созидательной мощи с Богом и вознамерились построить большой город с башней до небес в его центре. Но Всевышний Творец пресек это намерение, смешав языки горожан, в результате чего те перестали понимать друг друга. И строительство остановилось. Притча эта иллюстрирует всю тщетность человеческой гордыни по отношению к Богу.

Поездка в Рим

Картина «Вавилонская башня» являет зрителю очень большое количество архитектурных подробностей. Сложно представить себе, что все они были взяты художником из собственного воображения. Тем более что на его родине, в Голландии, подобная архитектура отсутствует. И действительно, из исторических источников известно что в 1553 году Питер Брейгель Старший совершил визит в Рим, где производил зарисовки античной архитектуры.

В первую очередь его внимание привлек Колизей. Именно его очертания легко узнаются в Вавилонской башне. На Колизей она похожа не только внешней стеной, но и всей тщательно прорисованной внутренней конструкцией. Внимательный зритель без труда найдёт много сходного в аркадных ярусах, колоннадах и двойных арках обоих архитектурных сооружений — вымышленного и реального. А для поиска различия между ними стоит обратить взор на восток, в сторону Древнего Междуречья.

Образы Древней Месопотамии

Многими исследователями древней истории было замечено, что «Вавилонская башня», картина Питера Брейгеля, во многом навеяна реальной архитектурой Месопотамии. Для уникальной культуры этой древней страны, расположенной в междуречьи Тигра и Евфрата, характерна именно такая архитектура.

На территории современного Ирака до сих пор можно найти зиккураты — древние культовые сооружения. Принцип их построения идентичен башне с картины Брейгеля. К их вершине ведёт такая же спиральная эстакада вдоль внешней стены. Она имела мистический смысл и ритуальное значение — по ней люди поднимались к небесам. Конечно же, по своей величине никакие зиккураты не могут конкурировать с Вавилонской башней. Но они расположены в той же самой местности, что описана в Ветхом завете. Это совпадение не может быть случайным. Таким образом, картина «Вавилонская башня» отражает архитектурные образы двух древних цивилизаций — Рима и Месопотамии.

Отражения и преломления

«Вавилонская башня», картина Питера Брейгеля Старшего, стала одним из самых ярких и запоминающихся образов за всю историю изобразительных искусств. На протяжении своей почти полутысячелетней истории она много раз копировалась, пародировалась и переосмысливалась другими художниками различных эпох.

В частности этот образ можно наблюдать в экранизации знаменитого романа Толкиена «Властелин колец». Именно картина «Вавилонская башня» Питера Брейгеля послужила источником вдохновения для художников фильма. С неё срисован город Минас Тирит, где происходит один из важнейших эпизодов культового повествования.

fb.ru

Вавилонская башня (картина) Википедия

«Вавилонская башня» (нидерл. De Toren van Babel) — известная картина Питера Брейгеля. Художник создал как минимум два произведения на этот сюжет.

Сюжет

В основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая должна была, по замыслу людей, достичь вершиной неба: «Построим себе город и башню высотою до небес». Чтобы усмирить их гордыню, Бог смешал языки строителей, так что они больше не могли понимать друг друга, и рассеял их по всей земле; таким образом, реализация задуманного грандиозного плана не была завершена. Мораль сей картины — бренность всего земного и тщетность стремлений смертных сравниться с Господом.

«Вавилонская башня» (Вена)

Вавилонская башня Брейгеля вполне отвечает традициям живописного изображения этой библейской притчи: налицо потрясающие воображение масштабы строительства, присутствие огромного количества людей и строительной техники.

Известно, что в 1553 г. Брейгель побывал в Риме. В его «Вавилонской башне» легко узнаваем римский Колизей с его типичными чертами римской архитектуры: выступающими колоннами, горизонтальными ярусами и двойными арками. Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. Башня окружена строительными бараками, кранами, подъёмниками, использовавшимися в те времена, лестницами и строительными лесами. У подножия башни расположился город с оживлённым портом. Местность, где возводится Вавилонская башня, своими равнинами и морем очень напоминает Нидерланды.

Изображённые на картине люди — рабочие, каменотёсы — кажутся очень маленькими и напоминают своим усердием муравьёв. Гораздо крупнее фигуры высокопоставленных особ — инспектирующего строительный объект Нимрода, легендарного завоевателя Вавилона во II тысячелетии до н. э., по традиции считавшегося руководителем строительства башни, и его свиты — в левом нижнем углу картины. Низкий, на восточный манер, поклон каменотёсов Нимроду — дань происхождению притчи.

Представляется интересным, что, судя по некоторым деталям изображенного, Брейгель видит причины неудачи, постигшей столь «масштабный проект», не столько во внезапно возникших сверхъестественным образом языковых барьерах, сколько в ошибках, допущенных в процессе строительства. На первый взгляд, огромное строение кажется достаточно прочным, однако при ближайшем рассмотрении видно, что все ярусы положены неровно, нижние этажи либо недостроены, либо уже рушатся, само сооружение кренится в сторону города, и перспективы всего проекта весьма печальны.

«Вавилонская башня» (Роттердам)

Предположительно тем же 1563 годом датирована и меньшая картина из музея Бойманса — ван Бёнингена, так называемая «Малая Вавилонская башня». У историков искусства нет единого мнения, написана ли эта работа несколько позднее или несколько раньше «Большой Вавилонской башни». В отличие от «Большой Вавилонской башни», картина выполнена в тёмной цветовой гамме и выглядит довольно мрачной.

Интересные факты

  • Российский хип-хоп-исполнитель Oxxxymiron использовал картину для обложки своего второго альбома Горгород 2015 года.
  • Вариант «Вавилонской башни» ещё меньшего формата находится в Дрезденской картинной галерее. Возможно, Брейгель написал и больше экземпляров на популярный сюжет, которые до нашего времени не сохранились. Например, в поручительствах антверпенского купца Никлаэса Йонгхелинка, датированных 1565 годом, упоминается ещё одна «Вавилонская башня» Брейгеля.
  • Аллюзией на «Вавилонскую башню» Брейгеля является изображение города Минас Тирит в фильме «Властелин колец»[1].

Примечания

Ссылки

Литература

wikiredia.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о