Восточная Лица — заброшенная пограничная часть
Продолжаю описание маршрута «80 дней вокруг Кольского п-ва». Ранее была запись Остров Кувшин — Воятка — Восточная Лица14 авг.
Ирине плыть не пришлось – но тонуть всё же вскоре случилось. Люди оказались за следующим же поворотом – куда я всех вчера и тянул. Буквально 5 минут ходьбы! Ирину такой радостной я ещё не видел.
Карта района путешествия, 1 см 2 км
В лагерь нас перевезли на лодке. Здесь накормили царским обедом (мы съели все, что было на столе, борщ, бутерброды, сгущенку, фрукты, сил не хватило доесть повидло). Спросили, какие нужны продукты — мы озвучили самое необходимое, но нам собрали огромный мешок со всякими деликатесами. Хоть я и назначил Ирину завхозом, чтобы соль не забыть – и всё равно забыли.
Река Восточная Лица одна из самых живописных, несколько км от устья
Река оказалась приятной до взгляда уже в нескольких километрах от устья. Каньонообразный характер сохраняет здесь свой микроклимат, позволяя подниматься растительности выше к небу, и живописует склоны. Таких рек на всём побережье Мурманского берега чуть ли не она одна.
Брошенная погранзастава Восточной Лицы
C утра полило часа 3 — сильный дождь, а после 12-ти выглянуло солнце, закружились облачка. Поэтому в целом время, проведённое в лагере нахлыстовой рыбалки, вышло как пережидание. Но к 4 вечера поднялся ветер, который вскоре завыл.
Верховья от Лицы и оз Поперечное
От В. Лицы мы теперь возвращались к морю вдоль озера Поперечное и к 20.00 достигли, наконец, залива с водопадом (губа Полютиха), остановились в полуразрушенной избушке связистов.
Губа Полютиха
К тому времени погодка опять испортилась, закрапало, ветер усилился. Я всё же решил сходить на устье Лицы – за солью и посмотреть брошенную погранзаставу, которую углядел ещё с той стороны реки. Никто со мной идти не захотел. Ирину пытался отправить обратно за солью — отказалась наотрез. По тундре одна пойти боится, а отставать нет.
Ещё и меня пыталась остановить. «Какая соль? Кто тебе там её припас?» Но я, захватив всё необходимое – спички, нож, фонарь, — всё же вышел, потому что не хотелось пропустить интересное. И не пожалел. Костёр и дом мгновенно утонули в горах, за первой же сопкой – как не было вовсе человека никогда. Уже через 5 минут я оказался один на один среди лунного ландшафта.
Подъём следовал за подъёмом – к заставе вели провода сторонней ветки общей линии связи. Но столбы погранцы давно попилили на дрова, и ориентироваться приходилось по каменным кладкам, где они когда-то стояли, да компасу. Перед самым жильем — болотца. Первыми показались таблички: «Внимание! Погранзона! Заглуши двигатель! Предъяви пропуск!». Посреди горной тундры, как выплыли из другого мира.
Затем показалась и сама застава, плац, смотровая вышка. И соль обнаружилась – ждала меня на полке столовой. Застава не имела названия, числилась под номером и считалась «глухой» — даже обстановочные сюда не заходили. Позывной был «Успех». Заброшена была по всей видимости не так давно — лет 5 прошло. Обратная дорога пришлась под ночь. Я возвращался по железным проводам, как по путеводным ниткам, не различая далеко впереди. К ночи ветер усилился до 9-10 м/с и теперь валил с ног, а я шел против него и не мерз. Вот интересно: бывает, что дуновение пронизывает насквозь, а тут сильный ветер – и ни мгновения озноба. Возвратился в 00.00, отмахав 8 км.
Продолжение мыс Ягодный — гора Белая
ardm.livejournal.com
Заброшенная пограничная застава на краю света — Сталкеры
Может ли жизнь существовать в вещах и постройках сама по себе, без человека? Только до той поры, когда остается надежда на его возвращение. Звучит абстрактно, не очевидно. Пока не окажешься в месте, подобном тому, о котором пойдет рассказ. Начну, как обычно, издалека.
Губа реки Восточная Лица в месте ее впадения в Баренцево море — место удаленное. Причем настолько, насколько ни одно слово не может объяснить. Вроде, всего полторы сотни километров по прямой от Мурманска. Но между двумя точками — бескрайняя и безлюдная болотистая тундра.
Местные реки — Рында, Харловка, Восточная Лица — богаты семгой, кумжей, атлантическим лососем. Настолько, что считаются одними из лучших рек для трофейной рыбалки во всем белом свете.
В девяностых рыбалку тут упорядочили необычным для восприятия простого российского человека методом — отдали все реки в аренду англичанину Питеру Пауэру, который не только обустроил на реках несколько экологически безупречных рыболовных баз (при их строительстве не спилили ни единого деревца), но и обеспечил защиту от браконьеров при помощи вертолетных патрулей.
Сегодня недельная путевка на одну из баз проекта “Дом лосося” стоит от 6 до 21 ( в зависимости от сезона) тысяч долларов на человека. Но даже при таких ценах, по словам нынешнего владельца этого бизнеса Владимира Рыбальченко, это скорее не бизнес, а миссия — сохранить реки в первозданном виде. Чистота тут абсолютная. Издержки — колоссальные.
Заброска людей и продуктов — вертолетом МИ-8 из Мурманска. Полтора часа лету. Из круглого иллюминатора над мятым баком, окрашенным облупившейся красной краской, вижу тундру. На баке- заплатка, напоминающая холодную сварку. Внизу — кривые колена синих рек. Вертикальные тени от невысоких елочек. А вот и Харловка… Порядок на прекрасно оборудованной базе образцовый, вплоть до обязательной дезинфекции обуви и катушек перед вылетом на рыбалку.
Рыбаков в обязательном порядке снабжают инструкторами и развозят на новеньких «Еврокоптерах» по рекам и ямам, где обитает трофейная рыба. Разумеется, всю пойманную рыбу, включая 20-килограммовых гигантов, принято отпускать обратно в реку. В любом случае, вечером рыбаков ждет прекрасный ужин в изящно декорированной гостиной.
От Харловки до губы Восточной Лицы, где мне предстояло встретиться с моей командой — 15 минут лета на громоздком МИ-8. Через поцарапанный мутный пластик иллюминатора вижу вдалеке красно-белый столб маяка, стоящий на морщинистом каменном плато.
Бьются о скалы ледяные волны. Галдят чайки. Соленые белые барашки рвет на куски пронизывающе холодный ветер.
Под красным цилиндром бака возникают невесть откуда взявшиеся деревянные постройки. Серые стены одного цвета с серым шифером. Выбеленные, обесцвеченные, полурастворенные в вечности. Две сотни лет назад в этих краях было рыбацкое становище. С 1881 года оно получило официальный статус колонии, которую основал крестьянин из Калгалакши Василий Наумов.
Помимо трески и прочей рыбы охотились на китов и тюленей. В начале 20 века тут было два десятка изб — по числу судовладельцев. Жиротопенный завод. Церковь… После обоснования на этих рубежах советской власти, поселение получило новый статус — рыболовецкий колхоз имени Клары Цеткин.
Удаленность Восточной Лицы не была на руку промыслу с самого начала. Существовал он вопреки всему, только на воле тех, кому некуда было деться, кто мечтал о светлом будущем. Например, в 19 веке жившие на рыбной диете рыбаки массово страдали от цинги. В годы советской власти — от безнадеги… В 1971 году рыбколхоз был закрыт, и ныне от него остались лишь фундаменты.
А вот пограничникам деваться было некуда — служили там, где придется. Куда Родина пошлет. Попасть в 3 погз Мурманского ПОГО «Восточная Лица» было можно только вертолетом или морем. Продукты сюда доставляли также — а иногда сбрасывали с самолетов. В остальном, часть была полностью оборудована для автономного проживания. Потом часть была расформирована. Люди ушли, но обветшавшие постройки держались стойко пару десятилетий, прежде чем пришли к нынешнему состоянию.
Наш лагерь располагался на живописной скале в 20 минутах хода от заставы, поэтому в рамках моей тренировки по управлению вездеходом мы решили поехать к руинам.
Солнце на этот момент уже скрылось за скалами. Сумерки усиливали уныние и безнадежность, окрашивая тени в глубокий синий свет. Ржавая колючка по периметру почти смешалась с ковром тундры, поэтому подъезжать близко к постройкам не решаемся, паркуем «Шерпа» в паре сотен метров. Замков на дверях нет, да и не нужны они — людей тут нет. Уже давно…
Покосившийся пограничный столб, барельеф в виде карты СССР. Столбики, державшие цепочку уже кто-то унес на дрова. На прислоненную к распухшей фанерной стенке ржавую трубу водрузили телефонную трубку. Родина на замке…
Рядом — место для разрядки оружия. Склад без дверей и стены. Ржавая батарея для радиостанции, куча галош в углу…
Оружейка — без стены, но уцелели ржавые решетки на двери и окнах. Куча битого стекла и один единственный патрон. “Приберегли” последний…
Генераторная пахнет соляркой. Стены нет, как и обоих дизелей. Рядом — баня Линейные изоляторы вместо камней в печи. По соседству — что-то похожее на птичник и загон для скота.
Шагаем по плацу. Кустистая трава между каменных плиток.
stalkers.info
Что скрывают брошенные объекты МО и ФПС (Кроноцкий Биосферный Заповедник, Россия)
Хороший повод обратить внимание государства на экологию северных территорий дал несколько лет назад российский фотограф-анималист Сергей Горшков. Он одним фоторепортажем с острова Врангеля в своем «Живом Журнале» дал толчок к восстановлению хрупкой экосистемы северных территорий. Государством были найдены средства и осуществлена государственная программа по очистке территорий. Но этого явно не достаточно.
Я хочу вам показать и рассказать, что проблема не заканчивается только загрязнением арктических территорий на примере Восточного побережья Камчатки. Половина побережья находится под охраной Кроноцкого заповедника, но заповедник не в силах один решить эти проблемы и выполнить задачи по их устранению. А там, где эти нарушения не входят в границы охраняемых территорий, выявлять их ещё сложнее и вообще не возможно ничего решить силами энтузиастов. Я уверен такое положение дел можно наблюдать практически во всех субъектах РФ. А проблема эта — это выведенные из состава Министерства обороны и других силовых ведомств объекты, в ходе реформирования армии, флота и пограничной службы.
В июле 2012 года я попал на выведенный из состава Гидрографической службы ТОФ объект
«Кроноцкий маяк», расположенный на одноимённом мысе на восточном побережье полуострова Камчатка.
Кроноцкий маяк, некогда гордость Гидрографической службы, а ныне заброшенный объект Министерства обороны.
Все постоянные работы на маяке были свёрнуты в 2007 году. Личный состав вывели. Часть оборудования демонтировали, но большую часть просто бросили. А суровый морской климат начал своё разрушительное наступление на творения рук человеческих. Все ниже показанное
Понравилось!
11
Автор: most41rus
Вся территория завалена брошенным металлоломом.
Помещение дизельной станции с остаткам отработанных ГСМ.
Аккумуляторные батареи, что будет когда они разрушаться, представить не сложно. Щёлочь или кислота, в зависимости от типа аккумулятора, нанесут огромный вред окружающей среде.
Бочки с краской.
Одна из бочек уже проржавела и лопнула по шву, откуда вытекает химическое вещество. Что это за вещество мне установить не удалось. Это наглядный пример того, что случится с остальными емкостями и их содержимым через какое то время.
Стихийная свалка под открытым небом, я насчитал как минимум несколько аккумуляторных батарей, пластиковых отходов и канистр. Что в них находится можно только догадываться.
На территории маяка остались емкости с ГСМ, которые тоже бросили и не утилизировали.
Все мы отлично понимаем воздействие разлива нефтепродуктов на окружающую среду. Некоторую часть топлива слили в грунт и прикрыли сверху брёвнами. Но пришел главный «эколог» этих мест — медведь и разворошил всю эту кучу бревен. Их привлекает запах отходов ГСМ.
Склад ГСМ с бочками из которых уже происходят утечки.
Подземные топливные емкости с остатками дизельного топлива. Морской, влажный и солёный климат только ускорят разрушение емкостей.
Здесь по экспертным оценкам была попытка «утилизировать», а попросту вылить в грунт около 2 тонн ГСМ. Морская линия начинается всего в 30 метрах от этой ямы.
На прибрежных скалах когда-то паслись снежные бараны. Сейчас в том месте мы не увидели даже их следов. Звери обходят эту территорию. Фотография с рогами тому подтверждение. Скорее всего эти рога принадлежат незаконно отстреленному животному. А единственный медведь, увиденный нами за пять дней, при виде людей панически спасся бегством. Ещё свежа в медвежьей памяти хозяйственная деятельность людей в этих местах.
Снежный баран был в этих краях не редкость.Сейчас о его существовании напоминают только эти рога. Сколько должно пройти времени, чтобы бараны вернулись в эти края не может сказать никто.
Перед публикацией этого репортажа я решил уточнить, всё-таки прошло два года, может уже навели там порядок бывшие хозяева. Но оказывается, что нет, не навели.
Я могу судить о массовом характере данной проблемы ещё по одному объекту, который я увидел в октябре 2011 года. Здесь уже бывшим собственником являлась другая структура — Федеральная Пограничная служба. Структура другая, а проблемы всё те же.
Выведенная из состава Федеральной Пограничной Службы застава Жупаново.
Брошенный склад химической защиты пограничной заставы.
На зелёных аэрозолях стоит предупреждение «Осторожно токсично».
Помещение дизельной станции пограничной заставы с остатками отработанных ГСМ.
Подземные емкости хранения ГСМ с остатками дизельного топлива.
Бочки под открытым небом с ГСМ
Брошенные остовы автомобилей принадлежащих пограничной заставе.
Я показал лишь вершину «айсберга» этой проблемы. На самом деле таких выведенных из состава частей намного больше. Это те, о которых знаю лично. И я не думаю, что там ситуация намного лучше.
Радиолокационная часть в Жупаново,
Погранзастава «Кроноки»,
Ракетная часть на мысе Козлова,
Погранзастава в районе реки Чажма.
Сложность в освещении этих проблем состоит в отдалённости этих объектов от населённых пунктов и закрытости самих организаций, в чьём ведомстве находятся эти объекты.
В заключении напрашивается извечный вопрос — кто виноват и что делать. Давайте опустим первую часть вопроса и сосредоточимся на втором. Как мне кажется, одними силами экологических организаций это решить не под силу. Здесь нужна государственная программа.
1. Необходимо обратить внимание государственных структур на эти проблемы. Можно обратиться к первым лицам государства и этих организаций через организацию Русское Географическое общество. Председателем попечительского совета и Председателем РГО как раз и являются эти первые лица. Можно и нужно привлечь их внимание через общественные и природоохранные организации.
2. Министерству обороны и ведомствам, чьи объекты были выведены из состава своих структур совместно с министерством природных ресурсов, а может и общественными экологическими организациями, составить реестр таких объектов. Тем самым можно будет хотя бы вначале оценить масштабы проблемы. На втором этапе можно уже утвердить и начать реализовывать саму программу по утилизации отходов, восстановлению и защите экологической среды, пострадавшей от хозяйственной деятельности этих объектов.
Показательным примером, по моему мнению, может служить пример погранзаставы на острове Медный. Как мне стало известно, Федеральная пограничная служба на территории Командорского заповедника (о. Медный) решило эту проблему. В ходе государственного контракта, подрядная организация произвела работы по ликвидации и утилизации отходов (отходы строительных материалов, ГСМ, металлолом). Все отходы были вывезены с острова и утилизированы. Опыт острова Врангеля тоже может быть примером и говорит о том, что такие проекты могут быть реализованы в принципе. Необходимо обратить пристальное внимание государства и общественности на эту проблему. Я понимаю, что в краткосрочной перспективе эту задачу не решить, но когда то надо начинать это делать.
P.S. И ложка свежего дёгтя. В этом году по всему Дальнему Востоку были проведены масштабные военные учения. В заповеднике на острове Врангеля отрабатывали высадку десанта, а затем на постоянной основе возобновили на острове военное присутствие. По ТВ был показан бодрый репортаж, о том как в короткие сроки построили новую военную базу. Военнослужащие принимали участие в уборке старого мусора с острова. А потом завезли новый, не бывает строительства и эксплуатации военных объектов без мусора. Был даже случай, что военные вертолётчики заметили с воздуха белого медвежонка, сделали несколько кругов и не нашли его матери рядом. Пилоты подобрали его и передали в заповедник. Интересно, медведица сама бросила медвежонка или ей помогли. Думаю, что не без помощи военного контингента. У меня к сожалению нет документальных подтверждений точно таких же последствий учений в пригороде Петропавловска-Камчатского, в месте под названием Халактырский пляж, которое является самым доступным местом отдыха горожан и гостей полуострова. Но они , последствия, были и я их видел собственными глазами в сентябре, когда приехал туда с семьёй. В сети полно этих свидетельств, желающие без труда смогут их найти. Через каждые 50 метров, на береговой полосе сожжённые автомобильные покрышки, местами от этих покрышек загоралась трава и тундровая растительность. Кругом воронки и металл от учебных стрельб. Для укрепления стенок окопов и укрытия блиндажей рубили деревья прямо на месте. Завезли кузова списанных бронемашин , заполнили их бочками с горючей жидкостью и использовали в качестве мишеней или подрывая их дистанционно. Бочки нужны были для пущего визуального эффекта, потому что за ходом учений наблюдал сам министр обороны. Про бытовой мусор я уже не говорю, он там был разбросан по всем кустам. Стояли военные на позициях не одну неделю. Как только общественность начала заявлять протесты, местное военное руководство пообещало навести порядок, навели или нет узнаем позже. Весна покажет.
turbina.ru
Заброшенная метеостанция и погранзастава «Югорский Шар»
В 1913 году возле пролива Югорский Шар была открыта Морская гидрометеорологическая (полярная) станция, получившая, соответственно, название «Югорский Шар».
Общий вид станции Югорский шар
Бокс для техники и вышка
Спустя 80 лет, т.е. в 1993 году полярная станция была ликвидирована, а все оборудование перевезено, в основном, на МГ-2 Белый Нос и Амдерму.
Затем, через какое-то время на месте бывшей полярной станции появилась погранзастава «Югорский Шар» и просуществовала вплоть до 2002 года.
Сейчас же там ничего нет, кроме полуразвалившихся строений и остатков техники, т.е. всего того, что мы могли лицезреть этим летом, и того, что вы можете увидеть на фотографиях.
Танкодесантная баржа
Бывший трактор
По размерам «Югорский Шар» можно сравнить с небольшим поселком. На возвышении стоят домики, кажущиеся издалека обитаемыми, чуть подальше видятся остатки некогда высоченной металлической мачты, которая теперь обвалилась от времени.
Здание, кажущееся самым главным — казарма для личного состава
Казарма
Как подтвердилось при осмотре строений, была здесь не только полярная станция, но и погранзастава. Сакральная надпись «ДМБ», выполненная гвоздями на дощатом коробе теплотрассы, бросилась мне в глаза одной из первых.
Лопасти ветряка
Югорский шар
Самый большой голубой домик, судя по всему, служил казармой для бойцов. На дверях помещений внутри домика висели бирки, свойственные любым военным объектам. Была там и «комната для умывания», и «место для чистки обуви», и т.д.
Дом офицеров
На территории станции
Бочка
Здесь все как в обычной казарме: сортир, умывальник, кубрик, ленинская комната (с камином и красными стенами), каптерка, тренажерная комната. Во время осмотра всего этого роскошества мы с Наташкой рассуждали о том, какая здесь была служба.
Полярная станция Югорский Шар
Пролив Югорский Шар
Служба, надо полагать, здесь была просто чудесна — старшее начальство где-то далеко, обеспечение хорошее, никакого устава, и вообще, полное полярное спокойствие. Впрочем, как мне кажется, в любом труднодоступном месте, военная служба должна быть очень хороша.
Шконка в кубрике
В расположении
Ленинская комната
Другие постройки станции несли различные вспомогательные функции. Явно угадывался склад, котельная, электростанция, бокс для техники. На отшибе стоял дом, в котором, скорее всего, жили метеорологи, а может быть, и офицеры.
После того как мы опубликовали эту информацию, на нашем сайте появился комментарий следующего содержания:
«Ребята, я в УДИВЛЕНИИ… вы где то ходили и были, но только не Юшаре, бывшей полярке. Там не когда не было казарм, и соответственно лен.комнаты. А уж кубрика со шконкой !!!!??????. Почитайте за полярку в инете….Был метео дом, геодом, баня на берегу, механка, два склада — теплый и холодный, развалины старого кирпичного дома со времен монахов в инете есть старое фото, домик стоит под сигнальной вышкой (достопримечательность), возле механки балок, рядом пушка сигнальная стояла сделанная в 1903 году на петербуржском оружейном заводе. Все ваши ляпы, очень хорошо вижу. Будьте честными в дальнейшем. Удачи, и хороших снимков. Хватит «урбанистических» пейзажев…» (авторская орфография сохранена).
То есть, судя по комментарию, получается, что мы были на самом деле не на Югорском шаре. Еще и соврали, красавцы. Странно… Ну а где мы еще могли быть? Не в параллельной же вселенной вдруг оказались? Мы на сто процентов уверены в том, что были именно на полярке, но почему очевидец утверждает, что там не было никаких военных, а точнее – погранцов. Может, просто этот очевидец не все знает?
И действительно, оказалось, что мы владеем всеми забытой, незнакомой или просто упущенной из виду информацией. Оказывается, в интернете нет ни одного упоминания о том, что после того, как полярная станция «Югорский Шар» в 1993 году прекратила свое существование, на этом же месте был организована погранзастава «Югорский Шар».
Решив уточнить наши сведения, мы написали сообщение на форуме pogranec.ru и вот что нам ответили:
«Да было дело… Забрали законсервированную полярку у Амдерминского гидрометуправления под заставу. Вертолетом привезли дизеля, котел восстановили старый, тонн 20 солярки. Развернули ПТН на базе «Кредо»… и т.д. и т.п. Потом навигация. В общем труд был реально геройский, бойцам слава, сильно не сетовали. Я там был старшим от ОАПОГО цельных два месяца. И потом бывал по разным поводам. Очень жаль, что фотографий у меня с того периода очень мало». (авторская орфография сохранена).
То есть, в итоге получаем следующее:
- В 1913 году возле пролива Югорский Шар была открыта Морская гидрометеорологическая (полярная) станция, получившая, соответственно, название «Югорский Шар».
- Спустя 80 лет, т.е. в 1993 году полярная станция была ликвидирована, а все оборудование перевезено, в основном, на МГ-2 Белый Нос и Амдерму.
- Затем, через какое-то время на месте бывшей полярной станции появилась погранзастава «Югорский Шар» и просуществовала вплоть до 2002 года.
Сейчас же там ничего нет, кроме полуразвалившихся строений и остатков техники, т.е. всего того, что мы могли лицезреть этим летом, и того, что вы можете увидеть на фотографиях.
sevprostor.ru
Прогулка по заброшенной военной базе (72 фото)
На днях один мой товарищ как-то спросил: «А ты бывал когда-нибудь на заброшенных военных базах?» Я ответил отрицательно, и он предложил мне совершить экскурсию на одну из таких баз, оставленную военными много лет назад. К сожалению, в географии я не силён, да и с памятью проблемы, поэтому я решительно не в состоянии вспомнить, где находится это место.
Внизу слева идут железнодорожные рельсы. К базе ведёт та колея, что правее, старая и ржавая — впрочем, она так заросла травой, что на фотографии с первого взгляда кажется просто тропинкой.
Левая колея в рабочем состоянии — изредка по ней ещё ходят составы.
Вот он, вход на заброшенную военную базу. Ворота заперты, зато колючая проволока справа уже кем-то обработана для комфортного прохода на территорию.
«Черт их побрал, очкариков, — надо же, сообразили, где дорогу провесить: по выемке! Ну, и я тоже хорош, куда это мои глаза дурацкие глядели, когда я ихней картой восхищался?»
При виде этого ангара невольно всплыло в памяти из «Пикника» Стругацких: «На пороге остановился, огляделся. Все-таки до чего же проще работать днем, чем ночью! Помню я, как лежал вот на этом самом пороге. Темно, как у негра в ухе, из ямы «ведьмин студень» языки высовывает,голубые, как спиртовое пламя, и ведь что обидно — ничего, сволочь, не освещает, даже темнее из-за этих языков кажется. А сейчас что! Глаза к сумраку привыкли, все как на ладони, даже в самых темных углах пыль видна. И действительно, серебрится там, нити какие-то серебристые тянутся от канистр к потолку, очень на паутину похоже. Может, паутина и есть, но лучше от нее подальше». Заходить ли?
Впрочем, паутина внутри обнаружилась лишь самая обычная. А ещё — рельсы вокруг ямы: это помещение явно было предназначено не для ремонта «Жигулей».
На стене — раскуроченный распределительный щит: очевидно, местные обитатели давно уже вытащили отсюда всё, что представляло хоть малейший практический интерес.
Щиток предохранителей.
…железнодорожный фонарь советского образца…
…валенки — вполне в пригодном состоянии. Пригодном, разумеется, для дальнейшего пребывания на прежнем месте.
Ну а где валенки — там и сапоги. Военный бутик, выбирай на любой вкус.
Неведомая хрень длиной в человеческий рост. Поднять, судя по внешнему виду, можно было бы разве что домкратом.
Рельсы время не пощадило.
В яму вниз ведут ступеньки.
Поодаль виднеются крытые навесы.
Вдоль проёмов растут очень изящные растения — аккуратно, как по линеечке, и потому у меня создалось впечатление, что их высадили здесь специально. С какими целями, остаётся только гадать, но вряд ли для красоты — других схожих мер по благоустройству территории в округе не наблюдалось.
Крупным планом.
Вся территория базы основательно освоена всевозможной растительностью, и полная тишина, даже птиц вокруг не слышно — за всё время экскурсии нам не встретилось ни единой живой души. А ведь птицы летают даже над автомобильными трассами. Здесь же — никого.
Внутри хорошо сохранившихся построек — полное запустение. Кое-где на дверях висят ржавые замки — при желании можно было бы проникнуть в помещения через окна, в некоторых из них непрошеными гостями были выбиты стёкла. Излишне говорить, что мы с товарищем заходили только в те здания, двери которых были гостеприимно распахнуты. Мимо трансформаторной будки мы прошли не останавливаясь — изнутри до нас, к нашему изумлению, доносился мерный гул, а в наши планы не входило ни изображать из себя барбекю, ни улучшать демографическую ситуацию в округе методом веерного отключения электричества.
Кое-где на полу в помещениях валяются сумки для противогазов.
Здесь незваные гости не только побывали до нас, но и обустроили всё для своих последователей.
Ещё с порога видна полнейшая разруха.
А внутри эта комната чем-то напомнила кадр из фильма «Сайлент-Хилл».
Среди полусгнившего барахла несколько необычно смотрится свеженький пластиковый корпус монитора.
В груде замасленной бумаги обнаружился фильтр для противогаза.
А вот и сам противогаз. Стоит себе на подоконнике.
Щётка весьма необычной конструкции. Вероятно, здесь любили чистоту.
Ещё одна находка. Желающих позаимствовать содержимое ящика, судя по всему, пока не нашлось.
Загадочная неведомая хрень с манометром.
Два совершенно новеньких автомобильных воздушных фильтра в целофановых пакетах. Судя по размерам — ни разу не для бюджет-класса.
Следующее помещение. Слова «неведомая хрень» упорно крутятся на кончике языка.
В одном из фанерных ящиков обнаружился подарочный ремнабор для недетского размера карбюраторов. Ну что, обогнавший меня полдня назад «Мерседес» — вот теперь поговорим?
Вообще, всевозможных ящиков в помещениях полным-полно. Естественно, практически все — вскрытые, взломанные и по большей части пустые.
Или с непонятным хламом внутри.
На полу среди ящиков нашлись две стеклянных рифлёных рейсшины. Как говорят археологи — предметы неизвестного ритуального назначения. Через сотню лет при раскопках, наверное, так и охарактеризуют содержимое этой базы.
Правда, стеклянные рейки археологи там уже не найдут. Без сувениров как-то неловко уходить, да и по числу подходяще — как раз для нас двоих с товарищем. У стекла, говорят, минимальная степень проникаемости химических веществ, уступает только мрамору.
На подоконнике одного из помещений обнаружились документы с номером воинской части. Трогать мы их не стали — пусть остаются на прежнем месте, для потомков. Или для археологов.
Что-то вроде котельной. Характерно, что в этом здании не выбито ни единого стекла, дверь заперта на замок, как и многие другие двери на территории.
Та самая запертая дверь.
На крыльце одиноко стоящего посреди территории военного передвижного вагончика валяется фонарь — точно такой же, как те, что с ржавым скрипом раскачивались в подземельях компьютерной игры «Сталкер».
Кое-где на стенах висят всевозможные щиты, памятки и прочие нормативные документы.
А кое-где документы раскиданы прямо на полу.
Ангары для техники выглядят внушительно как снаружи…
…так и изнутри.
В некоторых из них даже попадаются интересные находки, наводящие на мысль, что, возможно, база не такая уж и заброшенная. Вряд ли местные обитатели притащили бы сюда два новеньких огнетушителя, или же ангар ещё совсем недавно был наглухо заперт.
А при виде этих прицепов снова всё так же невольно вспомнились Стругацкие со своим «Пикником»: «Поднялся я, отряхнул брюхо и поглядел по сторонам. Вон грузовики на площадке стоят, действительно, как новенькие, — с тех пор, как я последний раз здесь был, они, по-моему, еще новее стали, а бензовоз — тот совсем, бедняга, проржавел, скоро разваливаться начнет».
Рядом с прицепами валяется россыпь уже знакомых воздушных фильтров. Военные покинули это место много лет назад, и при виде практически новеньких бумажных фильтров на сыром каменном полу и маслянисто поблёскивающих колёсных дисков прицепов отчего-то становится слегка неуютно. Правда, тени здесь не шалят — лежат точно в соответствии с законами физики, но бодрый аллюр как-то сам собой непроизвольно сменяется на осторожную поступь.
А вот автор этого перфоманса дискомфорта явно не ощущал. На пыльных витринах пустых магазинов останутся наши следы…
Паллеты не вполне обычные — стальные и ярко окрашенные.
Это не арт-дизайн, как можно было бы подумать с первого взгляда — просто на листах картона стояли бочки, потом листы подняли и прислонили к стене.
Резервуары неизвестного назначения.
Внутри — определённо «сталкеровские» интерьеры. Того и гляди, из дальнего угла кровосос выскочит.
Поблизости — такой же резервуар, но в зеркальном отображении.
В это помещение зайти не удалось — залито водой по пояс. К тому же вода может запросто оказаться под напряжением, а это уже чревато боком и иными аналогичными последствиями. Особенно с учётом гула из трансформаторной будки.
Колодец.
На дне абсолютно пусто — ни ящиков с патронами, ни пулемётных лент для «Максима».
Радостные стикеры на крышке ржавой бочки.
За резервуарами виднеется здание казармы. Запертое и с абсолютно целыми стёклами. Менять статус-кво казармы мы с товарищем посчитали излишним. Таблички «вход запрещён» на границах территории отсутствуют, но и приглашений чувствовать себя как дома мы особо не заметили.
Патрульная вышка. Естественно, абсолютно пустая внутри. «Помните: мы охраняем не Зону от вас, а вас — от Зоны!» Со стороны входа выбито стекло. Интересные артефакты через разбитое окно видны (включая телефонный аппарат и что-то ещё по мелочам), но мы пришли не за добычей, а на экскурсию.
На путях стоит несколько цистерн. Судя по состоянию рельсов — уже не первый год.
По пути заглянули через окно внутрь подвального помещения. Странно — опять Стругацкие, или это помещение кто-то содержит в порядке?
Бочки на всякий случай обошли стороной. В принципе, они здесь стоят уже довольно давно, но мало ли что?
Возможно, здесь раньше тоже стояла какая-нибудь бочка? Впрочем, если так, то судя по результату, самая безопасная дистанция до бочек — не менее пары километров, и то без каких-либо гарантий.
А вот сюда уже точно лучше близко не подходить. Тем более денёк на редкость жаркий. Всему рано или поздно приходит свой срок…
По этим рельсам раньше каталась кран-балка — ржавый мотор висит на них до сих пор (за кадром слева).
Под одной из конструкций нашёл свой последний приют маленький маневровый тепловозик.
Не вполне понятно, зачем кому-то пришло в голову бить в нём стёкла — дверь тепловоза открыта.
Внутри, как и везде, основательно похозяйничали.
Через разбитые стёкла тепловоза окружающий пейзаж выглядит сравнительно мирно и спокойно. Разве что вот только непривычная, мёртвая тишина кругом. И ни единой живой души на территории, кроме нас с товарищем.
nlo-mir.ru
|
|
funer.ru